Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Иллюстрации к хокку басе. Самые красивые трёхстишья, написанные российскими школьниками по мотивам классических японских хокку

То, что я называю рисунком хокку - рисунком одного вздоха - является медитацией, активной медитацией, которая может быть очень глубокой. В этом и есть отличие активной медитации: да, мы погружаемся в себя, но делаем это, чтобы что-то дать миру снаружи. Мысль, намерение, стремление всегда направлено на кого-то. Отдавать - значит дарить любовь и благодарность матери, отвечая на ту любовь, которая шла от нее, вознаграждать ее за то, что ты всегда чувствовал себя любимым, отвечая ей тем же чувством. Медитация, направленная внутрь, успокаивает разум, но не открывает сердце. Подумать, что ты благодарен - недостаточно. Нужно открыто это проявлять. Нужно дарить благодарность.

Чтобы понять, что у человека есть душа, он должен найти духовность в ком-то другом. Ищите ее в хокку, затем в себе. Оцените его совершенство, абсолютно не связанное с технической стороной, по которой судят лишь бездушные люди. Вместо этого, найдите совершенство в Духе, который создал его, которым являетесь Вы.

Хватит оценивать, достаточно ли хорош ваш рисунок. Рисунок исходит от вашего Совершенства, а поэтому может быть лишь выражением духовности, то есть вас самих. Вы рисуете хокку не с целью стать добродетельным, но осознать, что вы уже им являетесь. Посмотрите на последнюю нарисованную вами картинку и поймите, что в ней заключено Благо, которое останется с ней навсегда, потому что было рождено вашей Добродетелью.

Вы - Бог; вы - Совершенство. Научитесь доверять Музе. Просто позвольте ей проникнуть в вас, не бойтесь. Вы - Бог; вы - Совершенство. Позвольте же всей любви, которая есть в вас, вылиться в мир. Я думаю, это один из самых простых способов узнать свою музу и научиться ей доверять. Без доверия нет любви, ведь любить - значит доверять, даже когда ты наиболее уязвим.

Восприятие картины

Каждая картинка - это капля росы, отражающая мир в другом ракурсе, это квинтэссенция вашей сущности, выражение внутреннего Я. Каждый рисунок - эпитафия, выражение божественности. Вы можете пока этого не осознавать, но постепенно вы поймете, что цель таких рисунков - осознать свое божественное начало. И каждый рисунок - это проявление божественности, которую несете в себе вы.

Одной из причин наших страданий является то, что мы не хотим смотреть внутрь себя, ведь там может оказаться грех или зло. И поэтому мы мечтаем слетать на луну, отправиться в любое путешествие, вместо того, чтобы совершить самое дивное открытие из всех - заглянуть в сердцевину нашей сущности. И страх этого приключения основан на заблуждении, потому что внутри нас только Благодетель и Совершенство, потому что мы сами - воплощенная Любовь. С каждым рисунком хокку мы становимся на шаг ближе к этой сердцевине, ближе к величию, подаренному нам при рождении.

Посмотрите на картинку перед вами. Осознайте, что это проявление Духа, Божественности, которые живут в вас и в каждом из нас. Научитесь уважать свои рисунки, каждый в отдельности. Почувствуйте движение ваших глаз, скользящих по рисунку - ощутите их танец. Пройдитесь пальцами по нарисованной картинке, понаблюдайте, как их движение превращается в танец. Посмотрите внутрь себя, и вы увидите Музу, без перерыва танцующую танец любви. Полюбуйтесь тем, что вы создали - впитайте любовь вашего творения, пришедшую через вас. Ведь вы и есть Любовь, вы - Красота, вы - Совершенство.

Как поступить с рисунком

Не надо хранить свои картины. Если то, что вы создали, улучшает жизнь и дарует любовь, то это - такое же величайшее творение, как любая картина Рембранта или Дюрера или Тернера. Основная цель искусства, истинная причина его существования именно в этом. Иначе, как бы идеально оно ни было выполнено в техническом плане, это всего лишь украшение.

Не надо хранить свои картины, и уж точно не стоит вешать их в рамку на всеобщее обозрение. Важен не конечный продукт, но процесс поиска, вспышки отчаяния и воззвания к музе той Души, которая дала ему начало. Если вы согласитесь отдать все это другому человеку, вы должны быть уверены, что он будет использовать ваше творение, чтобы почерпнуть вдохновение для собственного духовного поиска. Вы всегда должны помнить, что цель рисунков хокку, переданных в мир через вас - улучшение жизни. А улучшать ее - значить развиваться духовно.

Как рисовать

Очень важно создавать эти рисунки с закрытыми глазами. Разница потрясет вас. Меня всегда изумляет, насколько тогда прекрасными получаются картинки и как идеально расположены линии на странице - их баланс безукоризнен. На листе царствуют мир и гармония, сплетенные в совершенном расположении. Сами линии безупречны, а окружности свободные и завершенные. У нас бы не получилось создать такую картину с открытыми глазами, потому что открытые глаза крадут свободу взгляда.

Когда люди первый раз пробуют нарисовать такую картинку, они не могут поверить в то, что создали, или, правильнее сказать в то, что позволили сотворить своей музе. В линиях нет неровностей, они нарисованы идеально прямо. Когда глаза закрыты, ваше эго уходит на задний план, а муза властвует. Вы концентрируетесь на сиюминутном порыве, на танце вашей руки. Вы не возвращаетесь мыслями назад и не смотрите в будущее, вы просто существуете здесь и сейчас. Вы сливаетесь в единое целое с карандашом, и тогда рождается Настоящее.


Несколько лет назад российский Центр охраны дикой природы провёл неожиданный конкурс в поддержку акции «Марш парков» - детям предложили попробовать себя в написании хокку - японских трёхстиший, отражающих многообразие и красоту дикой природы и иллюстрирующих отношения природы и человека. Участие в конкурсе приняли 330 школьников из различных областей России. В нашем обзоре подборка стихов победителей конкурса. А чтобы дать представление о классических хокку, мы приводим наиболее близкие по тематике произведения известных японских поэтов XVII-XIX века в переводе Марковой.

Классические японские хокку


Срезан для крыши камыш.
На позабытые стебли
Сыплется мелкий снежок.

По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.


Долгий день напролёт
Поёт – и не напоётся
Жаворонок весной.

Эй, мальчик-пастух!
Оставь же сливе немного веток,
Срезая хлысты.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
Вот высший подвиг цветка!


Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.

В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей-дружок!


На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

Конкурсные хокку российских школьников


У озера в горах
Черношапочный сурок.
Ему хорошо.
Виолета Багданова, 9 лет, Камчатская область

Сон-трава цветёт
Словно пламя синее
Под солнцем весны.
Екатерина Антонюк, 12 лет, Рязанская область


Грустят тюльпаны
Ждут улыбку солнца
Полыхнёт вся степь.
Эльмира Дибирова, 14 лет, Республика Калмыкия

Кровавое поле,
Но не было битвы.
Сарданы расцвели.
Виолетта Засимова, 15 лет, Республика Саха (Якутия)

Маленький цветок.
Маленькая пчёлка.
Рады друг другу.
Серёжа Стремнов, 9 лет, Красноярский край


Ландыш
Растёт, радует, лечит.
Чудо.
Яна Салеева, 9 лет, Хабаровский край

Слепни кусают лося.
Он им дарит
Полную радости жизнь.
Дмитрий Чубов, 11-й класс, г. Москва

Печальная картина:
Раненого оленя
Добивает бравый охотник.
Максим Новицкий, 14 лет, Республика Карелия


Трактор, подожди,
Гнёздышко в густой траве!
Дай взлететь птенцам!
Анастасия Скворцова, 8 лет, г. Токио

Маленький муравей
Столько полезного сделал Тому,
кто его раздавил.
Юлия Салманова, 13 лет, Республика Алтай

У японцев, как известно, свой особый взгляд на многие вещи. В том числе и на моду. Тому подтверждением .

Ирина Климина

Здравствуйте всем!

Дети очень любят рисовать. А еще они любят сочинять разные истории о своих рисунках. А давайте попробуем объединить эти два момента. Только сочинять мы будем не просто так.

Дети необыкновенно умеют эмоционально откликаться на слова и поэтические строки. Вспомните, как успокаивается и засыпает малыш под незамысловатые слова колыбельной… Я знаю одного замечательного ребенка, который моментально убаюкивался под стихи К. Чуковского.

А как дети слушают сказки! Правда, читать их тоже надо умеючи, ведь голос (тембр, интонации) может быть как завораживающим, так и отталкивающим.

Мы отвлеклись немного… Вы обращали внимание на то, что дети всегда с огромным желанием хотят рассказать в конце занятия о своём рисунке? Но, как правило, рассказ бывает очень многословным, ребенку трудно выделить главное. Начиная рассказывать он часто увлекается так, что даже может уйти от самой темы картины… И мы решили познакомить детей с удивительными японскими стихами, которые умещаются всего лишь в три строки.

Вы слышали о хокку (хайку? Это японские лирические трёхстишия, которые отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой.

Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басё:

Слово скажу -

Леденеют губы.

Осенний вихрь!

Как пословица оно означает, что «осторожность иногда заставляет промолчать».

Но чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях.

Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников; подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней. Иногда поэты прибегали к способам изображения, родственным искусству живописи. Таково, например, трехстишие Бусона:

Цветы сурепки вокруг.

На западе гаснет солнце.

Луна на востоке встает.

Иногда все хокку целиком - развернутая метафора, но ее прямое значение обычно скрыто в подтексте.

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела.

О, с какой неохотой!

Басё сложил это стихотворение, расставаясь с гостеприимным домом своего друга.

О хокку можно рассказывать очень долго. Но, думаю, если кого-то заинтересовала эта тема, можно найти и в магазине, и в интернете прекрасные образцы японской поэзии, прочитав которые, их не сможешь уже забыть. Правда их нельзя читать урывками, для этого необходимы уединение и некоторое количество времени. А оно у многих из нас на вес золота…

Хокку располагает к медленному чтению, чтобы лучше увидеть поэтический образ и ощутить мысль, заложенную в словах. Как ни странно, хокку вполне понятны детям, причём, даже может быть, в большей степени, чем нам взрослым, т. к. их мировосприятие ещё открыто всему новому и не переполнено штампами и разными ограничениями. Дети умеют тонко чувствовать красоту слова и строки, и порой лучше нас понимают эмоциональное состояние, переданное в нескольких кратких словах.

Хокку, благодаря своим ярким поэтическим образам, прекрасно подходят для рисования в качестве тем. Особенно, если это касается сезонной тематики. Ярким дополнением могут стать хокку на занятиях по развитию речи, обучению рассказыванию.

Ещё одно направление в работе с хокку – сочинение трёхстиший. Уверяю Вас, это очень интересно и увлекательно. Всего три строки должны донести до нас настроение и чувства. Кажется это так легко! Но не тут-то было…

А можно объединить живопись и хокку, когда по мотивам готовой картины сочиняется трёхстишие. Детям очень нравится это занятие. Ведь, сочинение стихов – это тоже игра. Причем, некоторые из ребят достаточно быстро поняли особенности поэтической формы, а кому-то понадобилось времени много больше…

Итак, ознакомление детей с хокку способствуетет:

- расширению представлений детей о культуре Японии;

Формированию грамматически правильной речи, познавательного интереса к словостроению; умения передавать в речи разные состояния объекта, действия, качества, отношения;

Развитию воображения, логического и ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости к слову и речи в целом;

Воспитанию любви к родному языку, его образности, выразительности и красоте.

Предлагаем Вашему вниманию маленькую выставку наших рисунков и хокку к ним, сочинённых ребятами.

Радужная страна

Встречает пегаса.

Он летит навстречу радуге!

Анна Б. Радужная страна (восковые мелки)

За окном звёзды и месяц…

Рыжий кот мечтает,

Когда же придет Новый год…

Рыжий кот рассматривает ёлочку (акварель, восковой мел)

Лёд блестит и сверкает.

Я поставила сумочку на скамейку.

Сейчас поеду…

Людмила А. История на катке (гуашь)

Снеговики из снега.

Мы сделали их!

Ночью они оживают.

Кирилл Ч. Снеговики (акварель, восковой мел)

Колокольчики синие

Стоят в вазе.

Моя мама их очень любит.

Сергей К. Цветы для мамы (акварель)

Красивая музыка…

Танцоры на сцене!

Им аплодисменты и цветы!

Маша П. Бальные танцы (акварель)

Молодой дуб

Радостно встречает

Розовый восход солнца…

Даша Д. История о деревьях

(акварель)

Старое дерево

Прощается с осенью.

Грустно…

Большими каплями

Дождь догоняет меня.

Я бегу домой…

Ира Н. Дождь (уголь)

Большая кошка

Гуляет в нашем дворе.

Где её дом?.

Галия В. Кошка на прогулке (уголь)

Солнце, бабочки и цветы

Улыбаются нам.

Это радость.

Данил В., Даша Д. Коллаж «Подарю улыбку миру" (акварель,восковые мелки)

Похожие публикации