Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Зачем христос омыл ноги своим ученикам. Библия онлайн

II. Омовение ног

А. Новозаветное основание

Омовение ног неоднократно встречается в Библии как знак гостеприимства со стороны хозяина. Он, омывая ноги, оказывал почесть своим гостям. Из восьми ветхозаветных ссылок на омовение ног шесть описывают это как традиционное действие (Быт. 18:4; 19:2; 24:32; 43:24; Суд. 19:21; 1 Цар. 25:41); в одной говорится об уничижении врагов (Пс. 57:11) и еще в одном месте - о простом мытье (Песн. П. 5:3). В Новом Завете омовение ног как знак доброго гостеприимства встречается в Лк. 7:44 и 1 Тим. 5:10.

Единственное упоминание ногоомовения как священнодействия мы находим в Ин. 13:1–20. Здесь говорится о том, что Иисус подал пример смирения и истинного служения, омыв ноги Своим ученикам. Ученики очень серьезно отнеслись к этому, и Петр даже стал возражать против того, чтобы Христос омыл его ноги. В 14–м стихе Иисус пригласил Своих учеников последовать Его примеру и продолжать этот обычай: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».

В Ин. 13:1–20 не только повествуется о первом обрядовом омовении ног, но и о значении этого обряда для Церкви в целом. Ключ к пониманию смысла ногоомовения лежит в беседе между Иисусом и Петром. Первый символический подтекст появляется в стихе 7, где Иисус говорит о том, что ученики впоследствии уразумеют значение служения ногоомовения. Без этого очищения ученик теряет свою долю в наследии Иисуса (стих 8): «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною».

По своей конструкции данный отрывок параллелен «новой заповеди» любви в Ин. 13:34. Любовь Иисуса к ученикам в жизни и даже еще больше в смерти здесь становится нормой, которой нужно следовать и подражать (см. Ин. 15:12; 1 Ин. 2:6; 3:3, 7; 4:17).

Эти слова выходят за рамки буквального смысла удаления пыли с чьих–то ног. Хотя Петр и его братья омылись от греха и нечистоты в источнике, который «откроется… дому Давидову… для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1), они все еще были подвержены искушению и злу. Таким образом, они нуждались в более глубоком очищении, которое бы смыло с их сердец «вражду, зависть и гордость» (Желание веков, с. 646).

«Иметь часть с кем–либо» (см. Ин. 13:8) - значит войти в долю с этим человеком или иметь с ним одно место. В Мф. 24:51 неверный раб осужден на то, чтобы иметь одну «часть» с лицемерами. Во 2 Кор. 6:15 сказано, что христианин не имеет соучастия или части с неверующими. Смысл этой фразы может быть лучше понят в свете обетования, которое Иисус дал Своим ученикам. Если они пребудут верными, то разделят ту жизнь, которую Он должен был приобрести (Ин. 14:19). Они будут там же, где и Он (Ин. 12:26; 14:3; 17:24) и, следовательно, будут соучастниками Его славы (см. Ин. 17:22, 24). Им откроется вся полнота любви к ним Иисуса и Отца (Ин. 14:21, 23). В Ин. 13:14 Иисус подал пример, значение которого выходит далеко за рамки узкого круга двенадцати. «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам (мн. число), то и вы должны [офейлете] умывать ноги друг другу».

Глагол офейло имеет как буквальный, так и переносный смысл. В первом случае он означает «быть должным» или быть в долгу; во втором случае он означает «иметь обязанность» или долг, быть обязанным что–то сделать (ср. с Лк. 17:10, где имеется в виду долг раба по отношению к своему господину). В данном случае обязанность состоит в том, чтобы омывать ноги друг другу. Это слово говорит о нравственном долге, который нужно непременно исполнять. Время глагола указывает на продолженное или повторное, но не однократное действие. Иисус ясно дал понять, что ученики должны будут и дальше исполнять этот долг, следуя тому примеру, который Он им дал: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15).

Наконец, в Ин. 13:17 Иисус призывает христианскую общину к действию: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». Иисус соединяет действие с познанием истины (ср. с Ин. 3:21; 7:17; 8:31).

В Священнодействиях Вечери Господней и омовения ног сначала приняли участие двенадцать апостолов. Однако после воскресения Иисуса все христианские общины праздновали Вечерю Господню (ср. с Деян. 2:42; 1 Кор. 11). Вечеря Господня стала важной составляющей общественного служения. Хотя библейская летопись не содержит дополнительного описания практики омовения ног, в свете Ин. 13 есть все основания полагать, что этот обряд соблюдался.

Б. Значение омовения ног

Омовение ног зачастую не воспринимается всерьез потому, что считается древним, ближневосточным обычаем, не имеющим никакого смысла в современном обществе. Оно не считается поручением Христа Своим ученикам. Однако, игнорируя омовение ног, современные христиане упускают из виду его глубокое богословское значение. По словам Иисуса, в Ин. 13:10, омовение ног не заменяет крещение. «Омытому [греч. лоуо, что значит «принять ванну»] нужно только ноги умыть [греч. нипто, омыть нечто или часть тела], потому что чист весь». Коль скоро человек крестился (омылся), ему не нужно совершать этот обряд заново всякий раз, когда совершается грех или когда у него пробуждается желание духовного очищения. Если верующий не встанет на путь открытого отступления, ему нет нужды совершать полное омовение (крещение); достаточно лишь омыть ноги, что символизирует удаление греха вслед за искренним покаянием и исповеданием.

Понимание омовения ног как символа прощения грехов, совершенных после крещения, отчасти объясняется употреблением слова катарос в данном стихе. Близкое по значению слово также встречается в 1 Ин. 1:7–9, где явно говорится о прощении греха посредством Крови Иисуса. Хотя грех явно не упоминается в Ин. 13:10, его присутствие подразумевается. Идея прощения греха, совершенного после крещения, вполне соответствует эмоциональным словам Иисуса в Ин. 13:8, где Петру сказано, что он не будет иметь части с Иисусом, если его грех, совершенный после крещения, не будет удален посредством омовения ног.

Обряд омовения ног также символизирует самопожертвование Иисуса в жизни и смерти во имя спасения людей. Священнодействие ногоомовения напоминает об уничижении Христа при Его воплощении (Желание веков, с. 650).

В. Влияние омовения ног на жизнь христиан

В процессе подготовки к Вечере Господней служение омовения ног ведет верующего к более глубокому осознанию любви и смирения Христа, а также к пониманию истинного ученичества с точки зрения служения людям. Цель данного священнодействия не просто в омовении чьих–то ног. Этот обряд служит образом более глубокого очищения сердца: источника вражды, зависти и гордыни. Когда верующие склоняются, чтобы омыть друг другу ноги, все мысли о собственном величии, гордости и себялюбии должны уступить место духу любви, смирения и братства. В подобном состоянии человек испытывает единение с Богом и ближними и тем самым готовится к встрече с Господом, чтобы отпраздновать Его Вечерю.

Желание верующего активно участвовать в жизни и священнодействиях Церкви говорит о духовной зрелости. Нерегулярное участие в священнодействиях на протяжении какого–то времени не должно истолковываться как нарушение завета с Господом. С другой стороны, своевольное и длительное нежелание участвовать в служении омовения ног может быть признаком духовных проблем в жизни верующего.

Г. Заключение

В свете Ин. 13:10 становится ясно, что священнодействие ногоомовения не заменяет крещение, которое является омытием всего человека от греха и скверны. Цель служения омовения ног - смыть грехи, совершенные после крещения. Оно символизирует более глубокое очищение, которое избавляет от чувства гордости, себялюбия и собственного величия. Это идеальная подготовка к празднованию Вечери Господней.

Из Ин. 13:14 также становится ясно, что Христос заповедал Своим ученикам, как апостолам, так и более широкому кругу верующих в Церкви, омывать друг другу ноги. Омовение ног должно выражать жертвенную любовь верующего к своим ближним. Упорный, своевольный отказ от участия может быть истолкован как добровольный разрыв с Христом (13:8).

Д. Исторический обзор

1. До Реформации

В Дидахе (конец первого - начало второго столетия), где даются наставления по нескольким вопросам церковных обрядов, включая празднование Вечери Господней, нет упоминания об омовении ног. Однако запреты на омовение ног, введенные более поздними соборами, видимо, по причине крайностей в связи с проведением этого обряда, указывают на то, что данный обряд был известен и практиковался. Епископы омывали ноги священникам в связи с подготовкой к специальным трапезам; в некоторых местах омовение ног было частью обряда крещения. Амвросий Медиоланский (четвертый век) писал, что ногоомовение «способствует смирению» (О Святом Духе, 1. Пролог). С точки зрения Августина (354–430 гг. н. э.) омовение ног должно практиковаться для взаимного исповедания и прощения (Рассуждения на Евангелие от Иоанна, 58).

В значительной степени повеление Христа омывать ноги друг другу понималось в переносном смысле как призыв к смирению среди христиан. Ориген (185–254 гг.), комментируя 13–ю главу Евангелия от Иоанна, назвал омовение ног символом смирения. «Апостольские постановления», большое собрание наставлений для христиан конца четвертого века, содержат ссылку на повествование Иоанна о том, как Иисус омыл ноги Своим ученикам, но лишь для того, чтобы напомнить дьяконам о примере смирения, данном Господом.

Во времена Августина омовение ног обычно совершалось во время Страстной недели (Письмо к Януарию, 18). Однако Бернар Клервосский рекомендовал омовение ног как «ежедневное таинство для прощения грехов» (проповедь De coena Domini).

В Римско–католической церкви прихожане не участвовали в этом служении на протяжении веков. Однако другие христиане практиковали омовение ног. Например, Кельтская церковь сохраняла обряд вплоть до одиннадцатого века. Альбигойцы и вальденсы совершали обряд омовения ног, но ограничивались в основном тем, что омывали ноги приходящих служителей. В Восточной церкви обряд ногоомовения считался «таинством» и практиковался монахами и даже самим царем один раз в году.

2. Реформация и после нее

В своей проповеди, произнесенной в великий четверг 1544 года по случаю обряда омовения ног беднякам, Лютер осудил лицемерие руководителей Церкви своего времени, совершавших этот обряд, и призвал к истинному смирению в личных отношениях. Лютеране отказались от служения омовения ног, которое считали «мерзким разложением». Обряд ногоомовения возродили моравские братья, которые проводили его не только в Великий четверг; но впоследствии обряд был упразднен Синодом 1818 года (25, 4:339–340).

Анабаптисты в семнадцатом веке решили возобновить служение омовения ног, посчитав, что поручение Христа в Ин. 13:14 и наставление Павла в 1 Тим. 5:10 остается в силе. Они верили, что посредством обряда ногоомовения грешник переживает очищение Кровью Христа и выражает глубокое смирение. Их духовные потомки, меннониты и Братья, а также некоторые группы баптистов и сторонников святости, по–прежнему практикуют омовение ног.

3. В Церкви адвентистов седьмого дня

Церковь адвентистов седьмого дня - это самая крупная деноминация, которая регулярно практикует обряд омовения йог в преддверии Вечери Господней. Первый зафиксированный случай омовения ног среди адвентистов был после Вечери Господней, по окончании собрания в Графтоне, штат Вермонт, в июле 1844 года. Миллер же считал омовение ног необязательным (10, с. 11, 12).

В 1849 году Джеймс Уайт издал сборник, озаглавленный «Гимны для особенного Божьего народа» (Hymns for Gods Peculiar People), в который вошла статья под названием «Омовение ног». 5 августа 1851 года «Адвентистское обозрение и субботний вестник» (Advent Review and Sabbath Herald) опубликовало отчет о служении ногоомовения, совершенном месяцем ранее в Уилинге, штат Нью–Йорк. Разделение мужчин и женщин во время служения позволило добиться приемлемого проведения данного обряда.

1 января 1859 года, перед тем как была организована Церковь адвентистов седьмого дня, Елена Уайт так описала день собраний в своем дневнике: «Вечером Церковь последовала примеру своего Господа». Иными словами, члены Церкви омыли друг другу ноги, а затем приняли участие в Вечери Господней. В другой раз она писала по поводу этого священнодействия так:

«В Слове Божьем изложены обязанности, исполнение которых поможет детям Божьим всегда пребывать в смирении и вдали от мира и удержит их от отступничества, в которое впали формальные церкви. Омовение ног и Вечеря Господня должны совершаться чаще. Иисус дал нам пример и велел подражать Ему» (Ранние произведения, с 116).

В раннем адвентизме понимание омовения ног развивалось в нескольких направлениях. Елена Уайт подчеркивала христоцентричный аспект этого важного обряда, тогда как другие больший акцент делали на его символическом понимании (26, с. 191–199). Устав этого обряда был утвержден на сессии Генеральной Конференции, состоявшейся в Далласе в 1980 году (см. Церковь VI. Б.2), когда Церковь приняла голосованием 15–ю доктрину.

В христианском мире никогда не придавали большого значения служению омовения ног. Большинство современных христиан просто обходят этот обряд. Однако при правильном понимании служение ногоомовения - это идеальная подготовка к празднованию Вечери Господней, каким оно было в верхней горнице.

Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Полюбив Своих, находящихся в этом мире, Он полюбил их до конца.

Во время ужина, когда дьявол уже побудил Иуду Искариота, сына Симона, предать Иисуса, Иисус, зная, что Отец отдал все в руки Его и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу, встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. Потом Он налил воды в таз и начал мыть Своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан. Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему:

– Господи, Тебе ли мыть мне ноги?!

Иисус сказал ему:

– Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь.

– Ты никогда не вымоешь моих ног! – возразил Петр.

Иисус ответил:

– Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего.

Симон Петр ответил:

– Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову!

Иисус ответил:

– Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все.

Он знал, кто предаст Его, и поэтому сказал, что не все чисты.

Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и, возвратившись, возлег на Своем месте за столом.

– Вы понимаете, что Я сделал для вас? – спросил Он их. – Вот вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно, потому что Я и есть Учитель и Господь. Поэтому если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Говорю вам истину: слуга не больше своего господина, и посланный не больше пославшего его. Если вы это знаете и так поступаете, то вы блаженны.

Я не говорю о всех вас. Тех, кого Я избрал, Я знаю, но слова Писания: «Тот, кто ест Мой хлеб, поднял свою пяту против Меня» – должны исполниться. Говорю вам обо всем заранее, чтобы, когда это произойдет, вы поверили, что Я и есть Тот , за Кого Себя выдаю . Говорю вам истину, кто принимает посланного Мною, тот принимает и Меня, и кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня.

Последний пасхальный ужин Иисуса с учениками

(Мат. 26:20-25; Мк. 14:17-21; Лк. 22:21-23)

Сказав это, Иисус произнес в большом волнении:

– Говорю вам истину: один из вас предаст Меня.

Ученики стали растерянно переглядываться между собой недоумевая, кого Он имеет в виду. Один из учеников, которого Иисус любил, возлежал у стола рядом с Ним. Симон Петр показал ему жестом:

– Спроси, кого Он имеет в виду?

Откинувшись назад к Иисусу, ученик спросил:

– Господи, кто это?

Иисус ответил:

– Тот, кому Я подам этот кусок хлеба, обмакнув его в блюдо.

И, обмакнув кусок, Иисус протянул его Иуде Искариоту, сыну Симона. Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана.

– Делай быстро то, что собираешься делать, – сказал ему Иисус.

Никто за столом не понял, зачем Иисус сказал ему это. Иуда отвечал за ящик с общими деньгами, и некоторые подумали, что Иисус попросил его купить необходимое к празднику или же раздать часть денег бедным. Взяв хлеб, Иуда сразу же вышел. Была ночь.

Иисус дает ученикам заповедь любви

Когда Иуда вышел, Иисус сказал:

– Теперь Сын Человеческий прославлен, а в Нем прославлен Бог. Если Бог прославлен в Нем, то Бог прославит в Себе и Его, и немедленно прославит. Дети Мои, недолго Мне еще быть с вами. Вы будете искать Меня, и, как Я говорил иудеям, так говорю и вам: «Туда, куда Я иду, вы не можете прийти».

Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга. Все узнают, что вы Мои ученики, если вы будете любить друг друга!

Иисус предсказывает отречение Петра

(Мат. 26:33-35; Мк. 14:29-31; Лк. 22:33-34)

Симон Петр спросил Его:

– Господи, куда Ты идешь?

Иисус ответил:

– Туда, куда Я иду, ты сейчас со Мной пойти не сможешь, но позже ты пойдешь.

Петр спросил:

– Господи, почему я не могу идти за Тобой сейчас? Да я готов даже жизнь отдать за Тебя.

Иисус тогда сказал:

– Ты отдашь за Меня свою жизнь? Говорю тебе истину: не успеет сегодня и петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.

13:18: Пс. 40:10.

13:19: Букв.: «Я есть». Часто в Писании, когда Бог говорил о Себе, Он употреблял это же самое выражение (см., напр., Исх. 3:14; Втор. 32:39; Ис. 41:4; 43:10-13 и сноски на эти стихи). Здесь виден явный намек Иисуса на то, Кем Он в действительности является.


16 апреля 2009г, в Великий четверг, по окончании Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин омовения ног.

Впервые за многие годы чин омовения ног был совершен Предстоятелем Русской Православной Церкви. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Святейший Патриарх Кирилл омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Святейший Владыка снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умые тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует токмо нозе умыти».

После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к народу с проповедью, в которой раскрыл значение состоявшихся сегодня богослужений.

Святейший Владыка всех сердечно поздравил с великим праздником - Великим четвергом, днем установления святого Таинства Евхаристии. «Через Таинство Евхаристии мы силой Святого Духа становимся соучастниками не только Тайной Вечери, но и всего того, что совершил Спаситель», - отметил Предстоятель.

«Вкушая от Тела и Крови Спасителя, - сказал Святейший Владыка, - мы приобщаемся Его божественной жизни, становимся соучастниками Его божественного царства. Именно причащение Тела и Крови Спасителя помогает нам преодолеть грех. Потому что никакое напряжение воли, ума, никакая концентрация чувств человека не способны победить силы греха. Но, принимая силу Спасителя, мы становимся сильнее темных сил».

«В наше бурное и неспокойное время, когда человек подвержен различным соблазнам и искушениям, - продолжил Святейший Патриарх, - мы особенно должны прибегать к Чаше Христовой и благоговейно во спасение вкушать Тело и Кровь Спасителя». Сегодняшний день, по словам Его Святейшества, призывает нас к тому, чтобы мы жили активной литургической жизнью, были не зрителями, а соучастниками.

Затем Святейший Патриарх рассказал, что совершая древний чин омовения ног, он «совершил действие, предписанное нам от святых отец наших».

«По примеру Спасителя сегодня Патриарх омывал ноги священнослужителям, которые символизировали 12 апостолов.» - отметил Предстоятель, подчеркнув, что это действие помогает понять всю глубину Христова смирения, Который стал человеком, чтобы мы спаслись.

«На Тайной Вечери, преклонив колени, Он омыл ноги ученикам, как это делали обычно только рабы, показав, что каждая человеческая личность важна пред Богом. - сказал Святейший Патриарх. - Именно это понимание помогает христианину быть смиренным человеком, честно исполняя свой долг, какой бы он ни был, помня, что исполнение долга и связанные с ним почести, не заслоняют великой истины, что все мы пред Богом равны».
«Гордость же, - сказал в заключение Святейший Владыка, - надмевает и разрушает ту связь, которую Господь установил с нами после страданий на Кресте и Своего Воскресения».
Пресс-служба Московской Патриархии

Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна.

неизвестен , Public Domain

Согласно его рассказу, в начале тайной вечери:

«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете»
(Ин. 13:3-17)

Богослужебная практика

Обряд омовения ног присутствует в богослужебных традициях многих христианских церквей.

Католицизм

В католической церкви обряд омовения ног совершается в Великий четверг на вечерней мессе воспоминания Тайной Вечери. Священник, предстоятельствующий на мессе, омывает ноги 12 прихожанам. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии.

Джотто ди Бондоне (1266–1337) Обратная ссылка на шаблонную карточку автора , Public Domain

Православие

В православной церкви обряд (чин умовения ног ) совершается в Великий четверг архиереем, который омывает ноги 12 священникам (или монахам) в воспоминание омовения, исполненного Спасителем над апостолами пред Тайной вечерей.

Чин возник в Иерусалиме в VI-VII веках; впервые встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария. Около VIII века чин был воспринят в Константинополе, где, в отличие от Иерусалима, первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга, что отражено в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе.

В Иерусалиме чин обычно совершается Патриархом на площади Храма Воскресения.

В практике РПЦ в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях). В 2009 году патриарх Кирилл 16 апреля, в Великий четверг, по окончании литургии в Богоявленском соборе впервые в новейшей истории русской церкви совершил чин умовения ног.

Протестантизм

В ходе Реформации анабаптисты возродили буквальное исполнение обряда. Одиннадцатая статья Дордрехтского вероисповедания 1632 года призывает омывать ноги святым, как проявление служения и жертвенной любви. От меннонитов практика перешла к баптистким и различным свободным (братским) европейским церквам. Граф Цинцендорф востановил практику омовения ног у моравских братьев.

Баптисты и амиши перевезли обряд в Северную Америку. Именно от баптистов омовение ног переняли адвентисты и некоторые американские пятидесятники.

В 1920 году, пятидесятнический миссионер Иван Воронаев, во время вынужденной остановки в Стамбуле, познакомился с турецкой общиной адвентистов, принявших учение о крещеннии Святым Духом. В этой общине он увидел обряд омовения ног и впоследствии ввёл его в практику Союза христиан евангельской веры . По условиям «августовского соглашения» об объединении с баптистами в 1945 году, советским пятидесятникам фактически надлежало прекратить омовение ног. Общины не регистрированного братства пятидесятников сохранили омовение ног до сих пор.

Омовение ног рядовыми верующими во время причастия практикуется в следующих направления протестантизма:

  • большинство меннонитов, амиши
  • некоторые баптисты
  • некоторые методисты и общины движения святости
  • Адвентисты Седьмого Дня
  • часть пятидесятников:
Апостольская церковь Эфиопии Объединённая пятидесятническая церковь, международная Объединённая церковь христиан веры евангельской Церковь Бога (Кливленд, Теннесси) Церковь Бога пророчеств Церковь Бога во Христе в некоторых общинах Ассамблей Бога в некоторых общинах Международной пятидесятнической церкви святости

Обычно братья (лица мужского пола) омывают ноги другим братьям, а сёстры - сёстрам.

В истории известны случаи, когда в учении некоторых церквей была убеждённость, что без омовения ног перед евхаристией, человек теряет спасение. Однако большинство протестантских богословов соглашаются, что омовение ног - пример для нелицеприятного служения другим в духе любви, а не обязательное условие спасения.

Фотогалерея



Полезная информация

Омове́ние ног

Происхождение

На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства (см. Быт. 18:4, Быт. 19:2, Быт. 43:24, Суд. 19:21).

Символическое значение

В иудейской традиции существовали различные ритуальные омовения перед участием в разных обрядах. в данной истории Иисус и ученики участвовали в священной трапезе пасхи.

До начала трапезы каждый должен был омыть свое тело по обряду. Придя на место совершения священной трапезы ноги участника (возлежащего) были осквернены, поэтому слуги не участвовавшие в трапезе омывали ноги гостям.

Когда Иисус подошел к Петру для омовения его ног в образе полураздетого раба (так как он снял с себя верхнюю одежду), Пётр отказался от услуг Учителя, считая неприемлемым дать Ему умыть свои ноги унизив Учителя до уровня раба.

Затем Петр предлагает компромисс, чтобы Иисус умыл ему руки и голову, таким образом соглашаясь на услуги не раба, а раввина, так как раввины совершали священные омовения своих учеников.(Ин 2:22-23).

Но Иисус преднамеренно занял позицию слуги, а не господина или священника. Этим самым Он в корне меняет принятые устои отношений между сословиями.

Когда Пётр попытался отказаться от Его услуг, желая не изменять принятых правил, то Иисус заявил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною»

В этом эпизоде проявляется основополагающая мысль христианского учения: быть слугой ближним своим несмотря на твое положение в обществе.

Расскажу про очень мощную сакральную практику.
Она называется «Омовение ног» Кому моем ноги? Конечно, любимому мужчине
Как мы это делаем?

Он приходит с работы, ты вся такая красивая, в платьице, встречаешь его и говоришь: «Дорогой, давай я тебе сделаю массаж ног». Берёшь тазик, наливаешь туда тёплой воды, насыпаешь морскую соль (можно обычную, поваренную) и приступаешь к делу. И просто делаешь массаж ступней и ног до колен, как получается, как умеешь, а он сидит и кайФует)) при этом можно представлять, как ты очищаешь своего мужчину от негатива, который накопился за день, соль отлично в этом помогает. Делать эту практику нужно или мужу, или мужчине, с которым серьезные, доверительные отношения.

Что даёт эта практика?

Развивает уважение к мужчине и подпитывает его «самцовые» качества. В этом действии есть скрытый смысл. Когда женщина находится в позиции «у ног» мужчины, она увеличивает его внутреннюю силу, взращивает в нем ответственность и «поливает» его уверенность, утверждает его главенствующую позицию в семье и даёт силу на принятие решений. При этом у женщины развивается женственность, мягкость, принятие, покорность и, конечно, уважение к мужчине.

Увеличивает финансовое состояние мужчины когда женщина начинает искренне и с любовью делать эту практику (лучше не частить, пару раз в неделю-достаточно), то у мужчины возрастает уровень дохода, проверяли тут все понятно: когда женщина воспринимает мужчину как первого, правого, главного, то он автоматически становится добытчиком и стремится покорить новые горизонты.

Мысли женщины о мужчине напрямую влияют на его доходность и состоятельность. Укрепляет семью.

Милые девушки, кому сложно научиться принимать своего мужчину и слушаться его, начните делать эту практику-Вы заметите, как ситуация в семье и Ваши отношения вскоре поменяются.

Только важно делать эту практику честно, искренне желая отдать мужчине частичку своей любви, заботы и воздать ему почесть. Тогда будет эффект. Ну и сами посудите, если мужчину дома ждёт такая волшебница, неужели его потянет налево? Или он не захочет такую умничку отблагодарить? Одарить? Да после этой практики мужчина для Вас горы свернёт.

Вообще, омовение ног-это знак глубочайшего уважения в восточной философии. Если Вы когда-нибудь были в приличного уровня спа-салонах, то знаете, что они там активно это практикуют, дабы воздать клиенту дань уважения и поприветствовать его. Неужели Ваш мужчина не достоин таких приятностей?

Помимо того, что Вы взрастите его мужественность и свою женственность, Вы просто сделаете родному человеку приятно и как минимум снимете напряжение и стресс.

У нас у многих какие-то вывернутые наизнанку представления о любви и о женской сути. Силы Женщины-в её слабости, слышали такое выражение?

Так почему же мы считаем, что молча, с улыбкой смотреть мужчине в глаза, слышать его и позволять заботиться о нас-это недостойная позиция рабыни, которая унижает женское начало?

Я прямо чувствую, что многие захотят мне яростно возразить или даже кинуть чем-нибудь, приговаривая: «ни за что я этому козлу не буду ноги мыть, никогда так низко не паду». Так вот, не утруждайте себя писать здесь своё «фи», а лучше попробуйте взглянуть на ситуацию по-другому.

По-женски и с любовью и да, тем, кто со мной не согласен, по-любому надо практиковать омовение ног. Все, что Вы видите во мне и моих статьях-это не моё, а Ваше мы замечаем в других только то, чего у нас у самих в избытке! Ловите мои секреты женского счастья и богатства верю, они будут полезны.

Похожие публикации