Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

В произведении с писахова. Степан григорьевич писахов

  • познакомить с личностью северного сказочника С.Г.Писахова,
  • расширить представление о его литературном творчестве,
  • заострить внимание на особенностях его сказочного творчества, поэтике его произведений.

Оборудование:

  • Портрет С.Г. Писахова
  • Викторина по сказкам С.Г.Писахова
  • Выставка книг С.Г.Писахова
  • Иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова

1) Вступление.

Чтение высказывания писателя В. Лидина, близко знавшего Писахова:

“Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – всё, что составляет самую глубокую природу северного края…

По существу, для Севера Писахов был примерно тем же, чем Бажов для Урала. В его шкатулке – пусть не малахитовой, а из северных валунных пород – хранились сказки и легенды, лёгкие, озорные, вместе с тем передававшие самые заветные думы народа”.

Что вы знаете о С.Г.Писахове?

Какие его произведения вам знакомы?

2) Биографическая справка.

С.Г.Писахов (12 окт. 1879 – 1960) прожил в Архангельске всю жизнь и любил повторять, что “родился в той комнате, в которой живёт до сих пор”, в доме по ул. Поморской, принадлежащем его отцу.

Отец, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии. Мать была местной, с Пинежья.

С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал стремлений сына.

Хотя творческая биография Писахова сложилась так, что сначала он завоевал известность как талантливый живописец, певец северной природы. Ещё до революции картины Писахова экспонировались в Москве и Петербурге. (См. приложение 1)

В 1902 г. Он поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. его за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России, он два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера.

Охоту к перемене мест Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень.

Писахов изучил быт и культуру Севера, как никто другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.

В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали “достопримечательностью” города. Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали знаменитого сказочника:

“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос”.

Дети нисколько не боялись его, приходили к нему в дом на улице Поморской целыми классами – “за книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько экземпляров находилось.

Писахов почти 25 лет проработал в школе. Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.

Наиболее известные его картины:

  • “Сосна, пережившая бури”
  • “Серебристый день”
  • “Берег Белого моря”
  • “Прибрежные сосны”.

Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.

  • В 1932 году Писахов послал сказки в Москву в журнал “30 дней”, где они попали к писателю Лазарю Лагину. И затем в течение нескольких лет сказки Писахова издавались в этом журнале.
  • В 1938 г. вышла целая книга сказок.
  • В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей.

3) Викторина “Откуда эти строки?”

  1. “Спи – отдыхай”
  2. (“Как поп работницу нанимал”)
  3. “В стары годы морозы были градусов на 200-300. На моей памяти доходило до 500. старики сказывают – до 700 было, да мы не очень верим”.
  4. (“Морожены песни”)
  5. “Просто дело – снег уминать книзу: ногами топчи и всё тут. Я вот кверху снег
  6. уминаю”. (“Снежны вехи”)
  7. Я долго не думал. Столкнул баню углом в воду, в крышу воткнул жердину с половиком – вышла настоящая мачта с парусом”. (“Баня в море”)
  8. “На что волки вредны животные, а коли к разу придутся, то и волки в пользу
  9. живут”. (“Морожены волки”)
  10. Выспался я во всю силу, проснулся, ногами в поветь упёрся и потянулся лёгкой потяготой. До города вытянулся – до города не сколь далеко, всего 18 вёрст”. (“Брюки 18 вёрст длины”)
  11. “Дома за мужа взялась, и пилила, и пилила. В мужике сквозна
  12. дырка засветилась”. (“Перепилиха”)
  13. “ Вот приехала к нам городска кума Рукавичка, она привередлива была, важничала; чаю не пила, только кофей, и первы 18 чашек без сахару”.
  14. (“Сахарна редька”)
  15. “Верёвка деревню удержала, по берегу вытянула. Так теперь и стоит. Не веришь – сходи проверь. Пока с одного конца до другого дойдёшь, не раз ись захошь”.
  16. (“Угольно железо”)
  17. У меня вот ружьё, тоже своедельно – ствол калибру № 2. Как бы ещё чуть пошире, я бы в ствол спать ложился. А так в ём я сапоги сушил, провиант носил”. (“Оглушительно ружьё”)
  18. “Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячности вскипела.”
  19. (“Морожены волки”)

4) Общая характеристика сказок С. Писахова.

а) Сказки о севере – Писахов прекрасно знает и горячо любит свой суровый архангельский край.

б) Обозначено место действия почти всегда точно. Большинство сказок имеет один и тот же адрес: деревня Уйма, что в 18 верстах от Архангельска.

в) Основной герой его сказок – народ.

г) Сказки Писахова передаются от лица подставного рассказчика, весёлого балагура Малины.

Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма. Это человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник; И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.

Из его рассказов узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, что детей у него “семеро на лавке, пять на печи”.

Сеня Малина хорошо знает крестьянскую жизнь, знает все нужды мужика, его думы и чаяния.

Сердце Малины согрето любовью к родному краю, который “и в старо время был самолучшим”. Малина влюблён в родную деревню и твёрдо уверен, что были бы мужики “первеющими богатеями”, если бы “злыдни” проклятые, чиновники, урядники да попы не грабили народ.

д) Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.

“С Сеней Малиной я познакомился в 1928 г. Жил Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своём тяжёлом детстве. На прощание рассказал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 г.”

(Писахов)

е) О чём же повествует Малина?

Ведёт разговор о делах житейских, будничных:

об охоте, о рыбном промысле, как новую дорогу вешил, как новую шубу себе шил.

Вот тут и начинаются сказки: быль переплетается с небылью, самые обыденные факты с самыми удивительными вымыслами.

ж) Сказки Писахова оригинальны по форме. Их нельзя подогнать ни под одно деление сказок.

Эти сказки одновременно и волшебные, и сатирические, и исторические, и бытовые, и авантюрные; в них действуют и люди, и животные, и конкретные исторические лица (Наполеон, Мамай…)

Одного нет: нечистой силы, чертей и ведьм, ибо не верит Малина ни в бога, ни в чёрта, а верит только во всемогущие руки свои да в крепкий разум.

з) Оригинален художественный мир сказок:

Характерная поморская лексика

Много сравнений

Преувеличений…

5) Пересказ подготовленных фрагментов сказок учащимися.

  • составить словарь сказок Писахова (выписать не только слова и их значения, но и пример употребления слова),
  • выполнить иллюстрации или составить викторину по сказкам.
  • сочинить сказку.
  • познакомить с личностью северного сказочника С.Г.Писахова,
  • расширить представление о его литературном творчестве,
  • заострить внимание на особенностях его сказочного творчества, поэтике его произведений.

Оборудование:

  • Портрет С.Г. Писахова
  • Викторина по сказкам С.Г.Писахова
  • Выставка книг С.Г.Писахова
  • Иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова

1) Вступление.

Чтение высказывания писателя В. Лидина, близко знавшего Писахова:

“Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – всё, что составляет самую глубокую природу северного края…

По существу, для Севера Писахов был примерно тем же, чем Бажов для Урала. В его шкатулке – пусть не малахитовой, а из северных валунных пород – хранились сказки и легенды, лёгкие, озорные, вместе с тем передававшие самые заветные думы народа”.

Что вы знаете о С.Г.Писахове?

Какие его произведения вам знакомы?

2) Биографическая справка.

С.Г.Писахов (12 окт. 1879 – 1960) прожил в Архангельске всю жизнь и любил повторять, что “родился в той комнате, в которой живёт до сих пор”, в доме по ул. Поморской, принадлежащем его отцу.

Отец, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии. Мать была местной, с Пинежья.

С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал стремлений сына.

Хотя творческая биография Писахова сложилась так, что сначала он завоевал известность как талантливый живописец, певец северной природы. Ещё до революции картины Писахова экспонировались в Москве и Петербурге. (См. приложение 1)

В 1902 г. Он поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. его за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России, он два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера.

Охоту к перемене мест Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень.

Писахов изучил быт и культуру Севера, как никто другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.

В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали “достопримечательностью” города. Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали знаменитого сказочника:

“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос”.

Дети нисколько не боялись его, приходили к нему в дом на улице Поморской целыми классами – “за книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько экземпляров находилось.

Писахов почти 25 лет проработал в школе. Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.

Наиболее известные его картины:

  • “Сосна, пережившая бури”
  • “Серебристый день”
  • “Берег Белого моря”
  • “Прибрежные сосны”.

Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.

  • В 1932 году Писахов послал сказки в Москву в журнал “30 дней”, где они попали к писателю Лазарю Лагину. И затем в течение нескольких лет сказки Писахова издавались в этом журнале.
  • В 1938 г. вышла целая книга сказок.
  • В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей.

3) Викторина “Откуда эти строки?”

  1. “Спи – отдыхай”
  2. (“Как поп работницу нанимал”)
  3. “В стары годы морозы были градусов на 200-300. На моей памяти доходило до 500. старики сказывают – до 700 было, да мы не очень верим”.
  4. (“Морожены песни”)
  5. “Просто дело – снег уминать книзу: ногами топчи и всё тут. Я вот кверху снег
  6. уминаю”. (“Снежны вехи”)
  7. Я долго не думал. Столкнул баню углом в воду, в крышу воткнул жердину с половиком – вышла настоящая мачта с парусом”. (“Баня в море”)
  8. “На что волки вредны животные, а коли к разу придутся, то и волки в пользу
  9. живут”. (“Морожены волки”)
  10. Выспался я во всю силу, проснулся, ногами в поветь упёрся и потянулся лёгкой потяготой. До города вытянулся – до города не сколь далеко, всего 18 вёрст”. (“Брюки 18 вёрст длины”)
  11. “Дома за мужа взялась, и пилила, и пилила. В мужике сквозна
  12. дырка засветилась”. (“Перепилиха”)
  13. “ Вот приехала к нам городска кума Рукавичка, она привередлива была, важничала; чаю не пила, только кофей, и первы 18 чашек без сахару”.
  14. (“Сахарна редька”)
  15. “Верёвка деревню удержала, по берегу вытянула. Так теперь и стоит. Не веришь – сходи проверь. Пока с одного конца до другого дойдёшь, не раз ись захошь”.
  16. (“Угольно железо”)
  17. У меня вот ружьё, тоже своедельно – ствол калибру № 2. Как бы ещё чуть пошире, я бы в ствол спать ложился. А так в ём я сапоги сушил, провиант носил”. (“Оглушительно ружьё”)
  18. “Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячности вскипела.”
  19. (“Морожены волки”)

4) Общая характеристика сказок С. Писахова.

а) Сказки о севере – Писахов прекрасно знает и горячо любит свой суровый архангельский край.

б) Обозначено место действия почти всегда точно. Большинство сказок имеет один и тот же адрес: деревня Уйма, что в 18 верстах от Архангельска.

в) Основной герой его сказок – народ.

г) Сказки Писахова передаются от лица подставного рассказчика, весёлого балагура Малины.

Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма. Это человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник; И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.

Из его рассказов узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, что детей у него “семеро на лавке, пять на печи”.

Сеня Малина хорошо знает крестьянскую жизнь, знает все нужды мужика, его думы и чаяния.

Сердце Малины согрето любовью к родному краю, который “и в старо время был самолучшим”. Малина влюблён в родную деревню и твёрдо уверен, что были бы мужики “первеющими богатеями”, если бы “злыдни” проклятые, чиновники, урядники да попы не грабили народ.

д) Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.

“С Сеней Малиной я познакомился в 1928 г. Жил Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своём тяжёлом детстве. На прощание рассказал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 г.”

(Писахов)

е) О чём же повествует Малина?

Ведёт разговор о делах житейских, будничных:

об охоте, о рыбном промысле, как новую дорогу вешил, как новую шубу себе шил.

Вот тут и начинаются сказки: быль переплетается с небылью, самые обыденные факты с самыми удивительными вымыслами.

ж) Сказки Писахова оригинальны по форме. Их нельзя подогнать ни под одно деление сказок.

Эти сказки одновременно и волшебные, и сатирические, и исторические, и бытовые, и авантюрные; в них действуют и люди, и животные, и конкретные исторические лица (Наполеон, Мамай…)

Одного нет: нечистой силы, чертей и ведьм, ибо не верит Малина ни в бога, ни в чёрта, а верит только во всемогущие руки свои да в крепкий разум.

з) Оригинален художественный мир сказок:

Характерная поморская лексика

Много сравнений

Преувеличений…

5) Пересказ подготовленных фрагментов сказок учащимися.

  • составить словарь сказок Писахова (выписать не только слова и их значения, но и пример употребления слова),
  • выполнить иллюстрации или составить викторину по сказкам.
  • сочинить сказку.

Он в старом корабле летал
Не по волнам, а в поднебесье,
Слагал «мороженые песни» -
и Север в сказках расцветал!

Этими строчками архангельского поэта В. Бедного хочется начать рассказ об удивительном сказочнике и замечательном художнике Степане Григорьевиче Писахове.

Родился он 25 октября 1879 года в Архангельске. Отец, выходец из Белоруссии, был ювелирных дел мастером, чеканщиком и обладал незаурядным художественным вкусом. Этот дар перешёл к сыновьям, Павлу и Степану. Мать была коренной пинежанкой. Бабушка Хиония Васильевна, уроженка деревни Труфанова гора, что на Пинежье, знала и рассказывала северные былины. А брат бабушки дед Леонтий и вовсе был сказителем-профессионалом. «Я был среди богатого северного словотворчества, не записывал, просто рос с этим словотворчеством», – вспоминал С. Г. Писахов.

В возрасте шести лет мальчик компоновал пейзажи из глины и папоротника, а в отроческие годы овладел кистью и много рисовал. В 1899 году Степан Писахов после окончания городского училища поехал в Казань, надеясь поступить в художественную школу, но потерпел неудачу. Лишь в 1902 году он поступил в художественное училище барона Штиглица в Петербурге. Однако за участие в студенческих волнениях 1905 года Писахова исключили и лишили права продолжения художественного образования в России.

Степан Григорьевич много путешествовал по Северу, участвовал в различных научных и поисковых экспедициях, неоднократно приезжал на Новую Землю, бывал на Земле Франца Иосифа, изъездил много селений на Мурмане, Печоре, Онеге, Мезени. «Коротко говоря, – писал капитан В. И. Воронин, с которым он совершил десятки рейсов, – Север и Арктику художник Писахов избороздил и изучил в совершенстве». Впечатления от этих поездок легли в основу путевых очерков и живописных полотен. Степан Григорьевич сроднился с суровой, но по-особому прекрасной природой Севера, стал её живописцем, её поэтом.

Совершал С. Г. Писахов и путешествия в дальние края. В качестве паломника он побывал в Египте и Палестине. Писахов видел Италию, Францию, Грецию. Много разных мест повидал Писахов, но не было для него ничего милее родного Севера!

За десятилетие между первой русской революцией и Первой мировой войной он окончательно созрел как художник. В Архангельске и Петербурге организовывались персональные выставки картин художника. На его полотнах изображена наша северная природа: сосны, берёзы, Белое море с айсбергами, ледниками, торосами, Северная Двина и суда у архангельского причала, северная деревня. Особняком стоит серия картин «Сны», которая поражает воображение и таит в себе загадку. Последняя крупная выставка живописных полотен художника состоялась в Москве в 1923 году. Ныне большая часть картин Степана Григорьевича Писахова хранится в Архангельском музее изобразительных искусств.

Исследователь творчества Писахова Ирина Пономарёва пишет: «В первую половину жизни расцвёл и раскрылся талант Писахова-художника, во вторую – Писахова-сказочника». Первая небылица «Не любо – не слушай» была опубликована в 1924 году в сборнике «На Северной Двине». Затем сказки Писахова стали появляться в местных газетах. А в тридцатые годы их регулярно публикует московский журнал «30 дней». В 1938 году в Архангельске вышла первая книга сказок Писахова, в 1939 году сказочника приняли в члены Союза писателей.

Писаховские сказки очаровали всех, неуёмная фантазия и язык просто ошеломляли! До этого ничего подобного в литературе не было. Сказки Писахова о Севере, любимом Архангельском крае. Место их действия – деревня Уйма. Упоминаются также Жаровиха, Лявля, Глинник, Заостровье, Кегостров, районы и улицы Архангельска. Сказки С. Г. Писахова передаются от лица рассказчика, весёлого балагура Сени Малины, крестьянина деревни Уйма. Человек он бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и даже на кирпичном заводе работал, и в Москве, и в Питере бывал, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал. Опытному читателю Сеня Малина напомнит созданного Э. Распэ персонажа – гениального выдумщика барона Мюнгхаузена. Сходство есть, но Писахов ни в коем случае не подражает немецкому писателю: его сказки глубоко оригинальны.

У Сени Малины был прототип Семён Михайлович Кривоногов, житель деревни Уйма. «В 1928 году, – пишет С. Г. Писахов в предисловии к первому сборнику сказок, – я был у него. Это была наша единственная встреча». Однако вряд ли можно поставить знак равенства между прототипом и героем-рассказчиком. Борис Пономарёв писал: «…мне думается, что Сеня Малина – это сам Степан Писахов с его неуёмной фантазией, с его гиперболичностью, с его великолепным знанием архангельского говора, живой и яркой северной речи, густо замешанной на фольклоре». У С. Г. Писахова есть сказки задорные, искромётные, весёлые, есть едко сатирические, бичующие, злые, есть лукаво-добродушные, есть торжественные. Завершаются они всегда счастливо. Созданные на материале устной народной поэзии, сказки Писахова «уходили в народ», передавались из уст в уста.

Писахов любил детей. Они без спросу приходили к нему на квартиру, в городском саду и на набережной, где обычно отдыхал писатель, его окружали дети, которым Писахов рассказывал сказки и истории. Почти четверть века С. Г. Писахов проработал в школе – преподавал рисование. Его ученики поступали в художественные вузы, что Писахов считал своей «наградой».

Борис Пономарёв вспоминает: «Я с детства наслышан о Писахове. Юношей нередко встречал сказочника на архангельских улицах и всякий раз удивлялся его оригинальной, запоминающейся внешности. Был он приземист, широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос.

Мне казалось тогда, что Писахов (а я его помню только стариком) словно вышел на городскую улицу из древней русской сказки».

В последние годы жизни Степану Григорьевичу часто нездоровилось, болели ноги, он не мог ходить. 25 октября 1959 года писатель праздновал свой юбилей – ему исполнилось 80 лет. Телеграммы шли со всей страны: «Поздравляем милого волшебника-сказочника». 3 мая 1960 года Писахова не стало.

Несмотря на всеобщую народную любовь и славу Писахова, что-то окружало его имя уже после смерти каким-то негласным запретом. В предисловии к изданной в 2005 году книге И. Пономарёвой «Главы из жизни Степана Писахова» С. И. Левин пишет: «Сказки его печатались, но почти все его картины и рисунки лежали в запасниках, в печати (особенно архангельской!) о нём упоминали кратко и как-то сквозь зубы, с неохотой, архив его долгое время был закрыт, ни доски на доме, ни бюста в сквере (было такое предложение!) так и не появилось. По городу непрерывно ползли слухи о каком-то грехе Писахова в период интервенции (то ли хлеб-соль подносил англичанам, то ли даже «из пушечки по большевичкам палил»). Но никаких доказательств никто не приводил, а на вопрос – да как же такой человек уцелел в десятилетия репрессий, в городе, где всё на виду, – в ответ слышно было только о гуманности и милосердии власти, а равно о кротости и незлобивости чекистов».

Музей С. Г. Писахова был открыт лишь в мае 2008 года. Дом, в котором писатель прожил всю свою долгую жизнь (Поморская, 27), не сохранился до наших дней. Музей расположился неподалёку – на Поморской, 10 – в старинном здании, где когда-то был большой дом-магазин купца Буторова. Несомненно, Писахов заходил сюда не раз.

А на пересечении улиц Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского в 2009 году установлен памятник сказителю «Здравствуйте, люди добрые» работы заслуженного художника России Сергея Сюхина. Сюхин признался, что о возможности пожать руку Степану Писахову мечтал ещё будучи студентом – а ныне поздороваться с северным сказочником может каждый желающий. Сюхин является также автором установленной рядом с памятником писателя задорной скульптуры «Малина на налиме», изображающей рассказчика и главного героя писаховских небылиц Сеню Малину.

Вот уже много лет нет с нами Степана Григорьевича Писахова, но звенят струны его сказок, особые волшебные струны.

Список литературы:

  • Бражнин И. Степан Писахов и Семён Малина / И. Бражнин // Недавние были / И. Бражнин. – Архангельск, 1972. – С. 116–126.
  • Галимов Ш. Волшебник слова / Ш. Галимов // Уроки человечности: литературы и Север / Ш. Галимов. – Архангельск, 1984. – С. 9–25.
  • Личутин В. Без вас не мыслю Севера / В. Личутин // Дивись-гора / В. Личутин. – М., 1986. – С. 253–266.
  • Пономарёв Б. Буйство писаховской фантазии / Б. Пономарёв // Литературный Архангельск / Б. Пономарёв. – Архангельск, 1989. – С. 72–84.
  • Пономарёва И. Главы из жизни Степана Писахова / И. Пономарёва. – Архангельск, 2005. – 323 с.
  • Сахарный Н. Степан Григорьевич Писахов. Биографический очерк / Н. Сахарный. – Архангельск: Кн. изд-во, 1959. – 85 с.

Олимпиада по литературе

Школьный этап

5-6 класс

Время выполнения – не более двух астрономических часов.

Прочитайте текст и выполните задания:

Степан Писахов

САХАРНА РЕДЬКА

Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись её ись.

Ели редьку кусками,

редьку ломтями,

редьку с солью,

редьку голью,

редьку с квасом,

редьку с маслом,

редьку мочёну,

редьку сушёну,

редьку с хлебом,

редьку с кашей,

редьку с блинами,

редьку терту,

редьку маком, редьку так!

Из редьки кисель варили,

с редькой чай пили.

Вот приехала к нам городска кума Рукавичка, она привередлива была, важничала: чаю не пила, только кофей, и первы восемнадцать чашек без сахару! А как редьку попробовала, дак и первы восемнадцать, и вторы восемнадцать, и дальше – все с редькой.

Я не оговариваю, пускай её пьёт в полну сытость, этим хозяев славит. А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели, и так заболели, что свету невзвидел!

По людскому совету на стену лез, вызнялся до второго этажа, в горнице по полу катался. Не помогло.

Побежал к железной дороге на станцию. Поезд отходить собирался. Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному.

Хотел привязаться к последнему вагону, да там кондухтор стоял. Поезд все свистки проделал и пошёл. И я пошёл. Поезд шибче, я – бегом. Поезд полным ходом. Я упал, за землю ухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало!

«Ох, –думаю, –оштрафуют, да ещё засудят». В старо-то время нашему брату хошь прав, хоть неправ – плати.

Я разбежался, в вагоны толконулся да так поддал, что вагоны догонили-таки поезд, и у той самой станции, где им отцепляться надобно. Покеда бегал, вагоны толкал, зубна боль у меня из ума выпала, зубы болеть перестали.

Домой воротился, а кума Рукавичка с жоной всё ещё кофей с редькой пьют. Держал на уме спросить: «Кольку чашку, кумушка, пьёшь да куды в тебя лезет?» А язык в другу сторону оборотился, я и выговорил:

– Я от конпании не отстатчик, наливай-ко, жона, и мне.

Задание №1

В какой из указанных ниже литературных сборников вы бы поместили прочитанное произведение Степана Писахова?

a) «Сказки и небылицы»

b) «Коллекция фантастических рассказов»

c) «Притчи и другие поучительные истории»

Объясните, почему вы выбрали для произведения С.Писахова тот или иной сборник (укажите 2-3 значимых признака, по которым его можно отнести к выбранной вами группе произведений).

Задание №2

В произведении С.Писахова довольно много слов, которые в литературном языке пишутся и произносятся иначе. «Переведите» некоторые такие слова на современный литературный язык:

ись

вызнялся

догонили

покеда

отстатчик

Перепишите финальную фразу произведения, используя слова и формы только литературного языка. Что изменится в ее содержании для читателя?

Задание №3

Изложите историю, рассказанную героем С.Писахова, с точки зрения одного из других персонажей: либо кондуктора, либо кумы Рукавички. Придумывать новые события не нужно – опирайтесь на те, что известны из приведенного текста. Объясните, какие события не попадут в рассказ кондуктора или кумы? Почему? Какое объяснение происходящему они могли бы предложить?

Комментарии и критерии оценивания:

Задание ориентировано как на проверку знаний участников олимпиады (представления о литературном жанре, об особенностях языка художественной литературы), так и на выявление творческого потенциала (необходимо сочинить собственную историю на основе предложенного сюжета).

Задание №1 : произведения С.Писахова (в том числе и «Сахарна редька») публиковались в сборниках под названием «Сказки» (хотя во многих его произведениях есть черты и иных фольклорных жанров – и небылиц, и бывальщин).

Участники олимпиады могут указать на элементы вымысла и фантастики в сюжете, на гиперболизацию как один из основных художественных приемов, на «устность» изложения и обращенность повествования к слушателю («И знаешь что?»).

Количество баллов –10 (учитывается правильное определение жанра и убедительное обоснование жанровых черт)

Задание №2 : среди легко узнаваемых просторечных форм затруднения может вызвать лишь слово «вызнялся» (поднялся). Более сложным заданием является переложение сказовой формулы С.Писахова на современный литературный язык (вследствие чего она неизбежно утратит языковую индивидуальность и выразительность, нейтрализуется стилистически).

Количество баллов – 8 (5 за разъяснение значений слов и 3 за «перевод» финальной фразы и анализ результатов эксперимента).

Задание №3 : основная цель задания – проверить умение понимать причинно- следственные связи между событиями сюжета и соотносить их с точкой зрения повествователя. Очевидно, что и у кондуктора, и у кумы знание о событиях, происшедших с главным героем, ограничено: кондуктор либо не видел ничего (герой не хотел, чтобы тот его заметил), либо видел, как два вагона после приближения к ним человека с веревкой сначала оторвались, а потом вернулись на свое место в

движущемся составе. Кума могла видеть страдания героя от зубной боли, затем его уход из дома – и счастливое возвращение в кофейную компанию.

Количество баллов – 12 (учитывается точность построения событийного ряда и умение объяснить принцип отбора событий).

Итоговое количество баллов за три задания – 30.

7-8 класс

Школьный тур

Время выполнения – не более трёх астрономических часов .

Прочитайте стихотворения Давида Самойлова и Бориса Рыжего и выполните предложенные задания:

Давид Самойлов

Из детства

Я – маленький, горло в ангине.

За окнами падает снег.

И папа поёт мне: «Как ныне

Сбирается вещий Олег...»

Я слушаю песню и плачу,

Рыданье в подушке душу,

И слёзы постыдные прячу,

Осеннею мухой квартира

Дремотно жужжит за стеной.

И плачу над бренностью мира

Я, маленький, глупый, больной.

1956

Борис Рыжий

Два ангела

…Мне нравятся детские сказки,

фонарики, горки, салазки,

значки, золотинки, хлопушки,

баранки, конфеты, игрушки,

…больные ангиной недели

чтоб кто-то сидел на постели

и не отпускал мою руку

– навеки – на адскую муку.

1996

1.1. В чем состоит сходство изображенных в стихотворениях ситуаций (участники, детали, обстоятельства)? Как передается настроение героя-ребенка в каждом произведении?

1.2. Какую бы «детскую сказку» вы подобрали для героя стихотворения Бориса Рыжего, сообразуясь с тем настроением, в котором он пребывает? Объясните свой выбор.

Критерии оценки и комментарии

Задание требует некоторых навыков аналитической работы с текстом. Однако основная его цель – проверка умения понимать текст и это понимание обосновывать.

При оценке ответа на вопрос 1.1 . учитывается степень детализации ответа: умение увидеть перекликающиеся подробности в двух поэтических текстах и обосновать их роль в поэтическом сюжете, охарактеризовать настроение лирического героя в каждом стихотворении.

Вопрос 1.2 требует самостоятельного поиска нужного произведения, причем выбор может быть сделан по разным основаниям – можно подбирать сказку, соответствующую настроению героя – горестному, почти на грани отчаяния, а можно – по контрасту: это будет сказка, которая утешит, развеет грустные мысли, даст пример стойкости в трудной ситуации. Наибольший вес будет иметь в ответе четкое обоснование выбора.

9-11 класс

Школьный тур

  1. Аналитическое задание

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Аркадий Аверченко

(1881 – 1925)

Вечером

Посвящаю Лиде Терентьевой

Подперев руками голову, я углубился в «Историю французской революции» и забыл всё на свете. Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул. Потом сказали:

– Дядя!

– Что тебе, Лидочка?

– Что ты делаешь?

С маленькими детьми я принимаю всегда преглупый тон.

– Я читаю, дитя моё, о тактике жирондистов.

Она долго смотрит на меня.

– Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней

конъюнктуры.

– А зачем?

– Для расширения кругозора и пополнения мозга серым веществом.

– Серым?

– Да. Это патологический термин.

– А зачем?

У нее дьявольское терпение. Свое «а зачем» она может задавать тысячу раз.

– Лида! Говори прямо: что тебе нужно? Запирательство только усилит твою вину.

Женская непоследовательность. Она, вздыхая, отвечает:

– Мне ничего не надо. Я хочу посмотреть картинки.

– Ты, Лида, вздорная, пустая женщина. Возьми журнал и беги в паническом страхе в горы.

– И потом, я хочу сказку.

Около её голубых глаз и светлых волос «История революции» бледнеет.

–У тебя, милая, спрос превышает предложение. Это не хорошо. Расскажи лучше

ты мне.

Она карабкается на колени и целует меня в шею.

–Надоел ты мне, дядька, со сказками. Расскажи да расскажи. Ну, слушай… Ты про Красную Шапочку не знаешь?

Я делаю изумлённое лицо:

–Первый раз слышу.

–Ну, слушай… Жила-была Красная Шапочка…

– Виноват… Не можешь ли ты указать точно её местожительство? Для уяснения, при развитии фабулы.

– А зачем?

– Где она жила?!

Лида задумывается и указывает единственный город, который она знает.

– В этом… В Симферополе.

– Прекрасно! Я сгораю от любопытства слушать дальше.

– …Взяла она маслецо и лепёшечку и пошла через лес к бабушке…

– Состоял ли лес в частном владении или составлял казённую собственность?

Чтобы отвязаться, она сухо бросает:

– Казённая. Шла, шла, вдруг из лесу волк!

– По-латыни – lupus.

– Что?

– Я спрашиваю: большой волк?

– Вот такой. И говорит ей…

Она морщит нос и рычит:

– Кррасная Шапочка… Куда ты идёшь?

– Лида! Это неправда! Волки не говорят. Ты обманываешь своего старого, жалкого дядьку.

Она страдальчески закусывает губу:

– Я больше не буду рассказывать сказки. Мне стыдно.

– Ну, я тебе расскажу. Жил-был мальчик…

– А где он жил? – ехидно спрашивает она.

– Он жил у Западных отрогов Урала. Как-то папа взял его и понёс в сад, где росли яблоки. Посадил под деревом, а сам влез на дерево рвать яблоки. Мальчик и спрашивает: «Папаша… яблоки имеют лапки?» – «Нет, милый». – «Ну, значит я жабу слопал!»

Рассказ идиотский, нелепый, подслушанный мною однажды у полупьяной няньки. Но на Лиду он производит потрясающее впечатление.

– Ай! Съел жабу?

– Представь себе. Очевидно, притупление вкусовых сосочков. А теперь ступай. Я буду читать.

Минут через двадцать знакомое дёргание за пиджак, лёгкое царапание ногтем – и шепотом:

– Дядя! Я знаю сказку.

Отказать ей трудно. Глаза сияют, как звёздочки, и губки топырятся так смешно…

– Ну, ладно. Излей свою наболевшую душу.

– Сказка! Жила-была девочка. Взяла её мама в сад, где росли эти самые… груши. Влезла на дерево, а девочка под грушей сидит. Хорошо-о. Вот девочка и спрашивает: «Мама! Груши имеют лапки?» – «Нет, детка». – «Ну, значит, я курицу слопала!»

– Лидка! Да ведь это моя сказка!

Дрожа от восторга, она машет на меня руками и кричит:

– Нет, моя, моя, моя! У тебя другая.

– Лида! Знаешь ты, что это – плагиат? Стыдись!

Чтобы замять разговор, она просит:

– Покажи картинки.

– Ладно. Хочешь, я найду в журнале твоего жениха?

– Найди.

Я беру старый журнал, отыскиваю чудовище, изображающее гоголевского Вия, и язвительно преподношу его девочке:

– Вот твой жених.

В ужасе она смотрит на страшилище, а затем, скрыв горькую обиду, говорит с притворной лаской:

– Хорошо-о… Теперь дай ты мне книгу – я твоего жениха найду.

– Ты хочешь сказать: невесту?

– Ну, невесту.

Опять тишина. Влезши на диван, Лида тяжело дышит и всё перелистывает книгу, перелистывает…

– Пойди сюда, дядя, – неуверенно подзывает она. – Вот твоя невеста…

Палец её робко ложится на корявый ствол старой, растрепанной ивы.

– Э, нет, милая. Какая же это невеста? Это дерево. Ты поищи женщину пострашнее.

Опять тишина и частый шорох переворачиваемых листов. Потом тихий, тонкий плач.

– Лида, Лидочка… Что с тобой?

Едва выговаривая от обильных слёз, она бросается ничком на книгу и горестно кричит:

– Я не могу… найти… для тебя… страшную… невесту.

Пожав плечами, сажусь за революцию; углубляюсь в чтение. Тишина… Оглядываюсь.

С непросохшими глазами, Лида держит перед собой дверной ключ и смотрит на меня в его отверстие. Её удивляет, что если ключ держать к глазу близко, то я виден весь, а если отодвинуть, то только кусок меня. Кряхтя, она сползает с дивана, приближается ко мне и смотрит в ключ на расстоянии вершка от моей спины. И в глазах её сияет неподдельное изумление и любопытство перед неразрешимой загадкой природы…

Опорные вопросы:

1. Какие открытия успевает Лидочка сделать за вечер? Какие новые загадки появляются на этом пути открытий?

2. Как соотнесены в рассказе обыденная реальность и сказочная фантастика? Чему отдает предпочтение каждый из героев?

3. Чем, на ваш взгляд, обусловлены композиционные «отражения» эпизодов (сказка про жабу и сказка про курицу, поиск «жениха» и «невесты» на картинках)? Что они позволяют узнать о героях и их отношениях?

4. Каково назначение посвящения в этом рассказе? Как оно характеризует авторскую позицию?

2.Творческое задание

1.«Идеальный роман» Макса Фрая составлен из вымышленных концовок ненаписанных книг.

Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения (выберите нужное жанровое определение из «Справочных материалов»), обоснуйте свое решение.

2.Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство.

3.Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).

4.Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение, которым она будет открываться.

Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала .

1) С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника. А если одна из куриц забредала во двор, Туська, жалобно мяукая, скрывалась в доме, всем своим видом показывая, что ее это не касается.

2) Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри. Он похож на моего брата Боба, несмотря на свои 7/8 кваризанской крови. Кау-Ри услышал мои мысли о нем и обернулся. Малыш пока не понимает, почему я не могу заглянуть в его мысли и, кажется, жалеет своего немощного деда, как когда-то пожалела меня его прабабка. Что ж, мне-то жалеть не о чем. Я сделал свой выбор много лет назад. Через несколько лет Кау-Ри подключится к всеобщему полю информации и с удивлением узнает, что когда-то его «глухой» дедуля спас его тихую планету от других, еще более «глухих» землян...

Справочные материалы: русская народная сказка, советская приключенческая повесть, авантюрный роман, рассказы для детей, литературная сказка, женский роман, исторический роман, притча, американский детектив, триллер, фэнтези, научно- фантастический роман.

Критерии оценивания аналитического задания

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

Страница:

Писахов Степан Григорьевич (13.10.1879—3.05.1960), сказочник. Родился в Архангельске в семье ремесленника — ювелира и гравера. Окончил городское училище в Архангельске, затем учился в художественном училище барона Штиглица в Петербурге. Как художник, продолжил свое образование в Париже и в частной мастерской в Петербурге, И. Е. Репин приглашал его работать в своей мастерской. В 1899 Писахов участвовал в художественной выставке в Петербурге, в 1907 его картины были выставлены в Риме, в 1910 — в Архангельске, в 1912 он был удостоен серебряной медали на художественной выставке в Петербурге.

По материнской линии Писахов происходил из д. Труфанова Гора на р. Пинеге. «Вам бы ранней весной да вверх по Пинеге-реке в многоводье подняться, — писал позднее Писахов. — Как раз попали бы в песенье. Весной праздники. Оживает XVI век. Девки-хваленки в досельных больших нарядах, да обряды, да песни, да присказы». Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональный сказочник, с детства будущий писатель жил среди богатого северного словотворчества. Поэтому для него органично стремление вернуть литературе исконный лад стародавней русской речи. Ее истоки отыскивались в подлинных записях сказок, песен, пословиц, и не только в записях, а прежде всего в их еще живом в ту пору звучании.

Пингвины у нас хоть не водятся, но приезжают на заработки, с шарманкой ходят да с бубном, а ины облизьяной одеваются, всяки шутки представляют, им и не пристало облизьяной одеваться - ноги коротки, ну, да мы не привередливы, нам хоть и не всамделишная облизьяна, лишь бы смешно было.

Писахов Степан Григорьевич

Писахов словно вышел на городскую улицу из древней русской сказки. У него было и обличье сказочное, он походил на сказочного волшебника: «Стоило заглянуть в его глаза, спрятавшиеся под кустистыми бровями, чтобы почувствовать: перед вами настоящий сказочник». Писахов не был типично «письменным» писателем, по его признанию, сочинять и рассказывать свои сказки он «начал давно, записывал редко». Особенности текстов Писахова обусловлены устностью, «аудиторностью» их рождения, долгое время сказки Писахова бытовали именно в устном его исполнении и в устных же слушательских пересказах. Первые отзывы о его творчестве были опубликованы не как о сказочнике, а как о художнике — в 1918 газета «Северный день» опубликовала статьи Л. Леонова «К предстоящей выставке картин художника Писахова» и «Поэт Севера». Лишь в 1924 в сборнике «На Северной Двине» были напечатаны его сказки из цикла «Северный Мюнхгаузен». В 1927 северные сказки в записи и с комментариями Писахова были опубликованы в альманахе «Советская страна». В 1938—40 в Архангельске вышли сказки Писахова в 2 книгах. В 1940 «Литературная газета» опубликовала материалы обсуждения сказок Писахова на конференции писателей.

География активного творческого кругозора Писахова поразительно широка — от Новой Земли до Каира. Много впечатлений ему как художнику дали еще юношеские его путешествия в Италии, Франции, Турции и Египте. Но основной темой его и как художника, и как писателя стал родной Север, его образы, его речь. Писахов познавал Север детально и разносторонне, в качестве художника, фольклориста и этнографа обследовал берега Белого моря, бывал на Новой Земле, в водах Югорского Шара, принимал участие в арктических экспедициях. Писахов — представитель того времени, которое ощутило оскудение фольклора, отсюда стремление соединить фольклорные традиции и перспективные возможности литературы письменной.

Язык сказок Писахову, по его признанию, ближе, чем обычный литературный язык. Сказка — это школа освоения народного языка, его весомости, образности, значительности, «непраздности». О Писахове еще до войны свидетельствовали: «побасенки, напевки и говорушки цветут в каждой сказке». Но особенно любы сказочнику поговорки, которые, как говорил сам Писахов, норовисты: под руку подвертываются до поры до времени, зря не встрянут. Сказка — это и лирика, от склонности Писахова к лиризму; термин Писахова — «психоколорит» — относится не только к живописи, но и к сказке. А о творческой фантазии Писахова дают представление уже сами названия сказок — «Оглобля расцвела», «Месяц с небесного чердака», «На треске гуляли», «Брюки в восемнадцать верст длины», «Морожены песни», «Баня в море», «На Уйме кругом света».

Несомненна, однако, и реалистичность сказовой основы. Свои сказки Писахов ведет от имени Сени Малины, а Сеня Малина в самом деле жил в д. Уйма неподалеку от Архангельска. У Писахова видим в сказках вполне современные реалии: женщина требует от мужа, чтобы тот отправил ее в город «на короткой волне», а муж склонен отправить ее на «волне длинной», как более ему подходящей; в др. сказке медведь говорит по телефону. Без песни, по выражению Сени Малины, «внутрях у нас потемки», песней мы свое «нутро проветриваем»; песня и сказка становятся учителями жизни, сказочник раскрывает ее красоту, учит привязанности к родной земле. Камешек с Новой Земли Писахов возил с собой в Египет, побывал тот камешек и на пирамиде Хеопса, был Писахов на Ниле, в Палестине, но по возвращении в Архангельск произнес: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья красивее наших берез? Их нет».

Похожие публикации