Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

В качестве министра народного просвещения провел реформу. ЕГЭ

Назначение нового министра внутренних дел графа А.А. Толстого было, пожалуй, более определенным и весомым заявлением о разрыве с политикой преобразований, чем манифест 29 апреля 1881 г. «Имя гр. Толстого само по себе уже есть манифест, программа», – метко выразился Катков, приветствуя указ о новом назначении в «Правительственном вестнике». Толстой «представляет собой целую программу», «имя его служит знаменем целого направления», – вторил Победоносцев.

Дмитрий Андреевич Толстой принадлежал к ортодоксальным «охранителям», непримиримым противникам реформ 1860-х гг. Если либералы воспринимали его как обскуранта то и в среде разумных консерваторов он не снискал популярности по причине своих взглядов – крайних и односторонних – и по личным качествам. «Человек неглупый, с твердым характером, но бюрократ до мозга костей, узкий и упорный, не видевший ничего, кроме петербургских сфер, ненавидевший всякое независимое движение, всякое явление свободы, при этом лишенный всех нравственных побуждений, лживый, алчный, злой, мстительный, коварный, готовый на все для достижения личных целей, а вместе доводящий раболепство и угодничество до тех крайних пределов, которые обыкновенно нравятся царям, но во всех порядочных людях возбуждают омерзение» – такую характеристику дал Толстому Б.Н. Чичерин, не склонный сгущать краски в отношении современников.

В свое время отставка Д.А. Толстого с поста министра просвещения и обер-прокурора Синода, которой М.Т. Лорис-Меликову удалось добиться с огромным трудом, расценивалась в обществе как огромная победа. Тогда, в апреле 1880 г., всем, да и самому графу Толстому, казалось, что его карьера государственного деятеля завершилась. И вот на новом повороте истории самодержавия он вновь признан и призван.

Александр III, неплохо разбиравшийся в людях, постоянно сетовал на недостаток личностей честных, правдивых и светлых, считая их для своей эпохи «огромной редкостью». «А пожалуй, и есть, – иронизировал он, – да из ложного стыда скрываются». Александр Александрович вряд ли мог узреть в Толстом светлую личность. Соглашаясь с Победоносцевым, что у Толстого «громадные недостатки», он остановил на нем выбор, имея в виду прежде всего пригодность для проведения курса на «обновление России», предусматривавшего натиск на реформы 60-х годов, колебавшие устои самодержавия.

И надо сказать, что император не разочаровался в своем избраннике. При всем карьеризме и своекорыстии, Толстой руководствовался в первую очередь интересами власти. Личность это была по-своему цельная, по убеждениям монолитная и на фоне ближайшего окружения Александра III казалась крупной и значительной. Смерть в 1889 г. министра внутренних дел император воспринял тяжело. «Потеря гр. Толстого для меня страшный удар, и я глубоко скорблю и расстроен», – делился он переживаниями с Победоносцевым. И то же записал в дневнике: «Скончался бедный гр Толстой. Страшная потеря. Грустно»

Грустить было о чем. Таких, кто, подобно Толстому, был «тверд в мнении и решителен в мерах», все меньше оказывалось в поле зрения царя. Назначенный на место Толстого И.Н. Дурново уступал ему не только в твердости и решительности, но и в уме и образовании. Однако, занимая должность товарища министра внутренних дел, он прошел выучку Толстого, это и определило выбор Александра III.

Сначала был тревожный звонок в редакцию «Вятского края». Звонил явно неравнодушный человек - это особенно чувствовалось по интонации. Валентина Ивановна Кощеева (а именно с нее и начался разговор о судьбе областного музея истории народного образования) - педагог, краевед, лауреат премии «Вятский горожанин», обладательница памятной медали «Патриот России». Почти 30 лет она собирала материалы о династии купцов Прозоровых, вышедших из вятских крестьян и получивших дворянский титул.

В частности, о Якове Алексеевиче Прозорове - купце первой гильдии, который вел деловые операции в Европе, но не забывал и родную Вятку: помогал бедным, содержал детские приюты, жерт-вовал в пользу учебных заведений, монастырей и храмов, участвовал в общественной жизни города Вятки.

Валентина Ивановна рассказала, как буквально по крупицам собирали музейную коллекцию. Она, к примеру, почти не выходила из архивов, восстанавливая кировскую историю просвещения, обрабатывала найденные документы, что-то писала от руки, что-то сама же перепечатывала, сдавала в музей, затем опять шла в архив, искала и находила новое, а точнее, забытое и, к счастью, еще не канувшее в Лету. Впрочем, это только начало. Чем же была так встревожена женщина-активист?

Прозоров, Толстой, Гриневский…

Музей народного образования открыли в середине 1990-х сначала при обла-стном центре детско-юношеского туризма и экскурсий. Кстати, идея родилась еще у учеников Аполлинарии Николаевны Тепляшиной, знаменитой вятской учительницы, заслуженного учителя школы России, кавалера двух орденов Ленина, прожившей большую жизнь, наполненную любовью к детям, и ставшей образцом профессионального мастерства для многих поколений педагогов.

Как сказала директор музея Наталья Головизнина , самое активное и непосредственное участие в организации учреждения принял тогда начальник управления образования Кировской области Анатолий Чурин, его деятельное присутствие сотрудники ощущали во всём. Теперь здесь три тысячи единиц экспонатов, в своем роде уникальных.

Когда место намоленное!

Этот особняк был идеальным местом во всех отношениях, - продолжает Надежда Головизнина. - В 1878 году в Вятку приезжал граф Дмитрий Толстой, министр народного образования. Тогда же Яков Алексеевич Прозоров передал здание на улице Московской под обустройство высшего четырехклассного город-ского училища. Позже на Парижской всемирной выставке наше училище удостоили серебряной медали, а губернское земство получило Гран-при этого же форума - золотую медаль.

Но даже и не это самое главное, как считает Наталья Головизнина. Это единственное мемориальное место в области, где учился Александр Гриневский, где он своему учителю словесности показывал первые сочинения, а потом зачитывал их перед классом.

В государственном архиве имеется завещание Якова Прозорова: дабы этот особняк всегда использовался под нужды учебного заведения! Он один раз лишь выполнял несвойственные ему функции - в годы Великой Отечественной войны: в этом здании размещалось отделение челюстно-лицевой хирургии. Но такова была необходимость сурового военного времени!

Среди ценных развалов

Я пришел в музей истории народного образования в пятницу. На экскурсию приехали школьники. Музейные работники раздавали им бахилы - так положено при посещении подобных мест. Внизу теперь обосновался ЦБТС - центр бюджетно-технического сопровождения.

У музея, а по существу - старинного особняка, уже забрали кабинет администратора, где собирались ветераны (им не нужно было подниматься по крутой старой лестнице), не стало раздевалки (мне пришлось раздеваться в тесной комнатке на 2-м этаже). Актовый зал, теперь уже бывший, превращен в хранилище фондов музея. Их пришлось тоже поднять наверх, разместить буквально на полу, по углам, наскоро прикрыть от пыли. Бывшее их место заняли под архив министерства образования! Кроме того, по утверждению работников музея, здесь хотят разместить централизованную бухгалтерию министерства.

Но мы не прекращаем работу даже в таких, не совсем удобных, в неком-фортных и неприглядных условиях. Правда, пришлось сократить количество экскурсий, - с горечью говорит директор. - Педагоги области заинтересованы в том, чтобы дети и студенты знали историю знаменитых педагогов, видели, насколько разными были их бывшие «однокашники», которые учились в этих стенах, какую форму носили, где обучались представители среднего сословия, какими канцелярскими приборами пользовались и какие имели письменные принадлежности.

Куда поедут экспонаты?

Конечно, неравнодушные люди бьют тревогу. Как сказали Валентина Кощеева и Наталья Головизнина, по задумке (и кому конкретно пришло в голову такое решение?!) министерства образования области музей должен переехать в помещение учебно-производственного комбината и в институт развития образования (бывший институт усовершенствования учителей). По их словам, там требуется большой ремонт, ведь музей - это не просто картинки развешать на стенках. К тому же место довольно отдаленное, на ул. Романа Ердякова, - не каждый может туда приехать, особенно ветераны! Да и почему в старинном особняке (прямо завещанном Яковом Прозоровым для учебных заведений!) должны находиться чиновники, которые, судя по всему, и историей-то просвещения Вятки мало интересуются?

Снова из беседы с Валентиной Ивановной Кощеевой:

Уходя из министерства, где была с вопросом о переносе нашего музея, сказала: если его перенесут, то мы станем преступниками перед всем образованием! Она, заместитель министра, смотрела на меня пустыми, равнодушными глазами, правда очень внимательно...

При подготовке материала я не раз слышал, насколько сотрудники музея и все, кто его создавал, собирал коллекцию, благодарны Анатолию Михайловичу Чурину, тогда - начальнику департамента образования Кировской области.

Ныне, как депутат областного Законодательного Собрания, он с болью рассуждает о судьбе своего детища:

Всякое разрушение традиций уже само по себе пагубно! Длительное время в этом здании находились различные образовательные учреждения - так было завещано человеком, подарившим его городу. Я уже говорил руководителям образования: зачем вы это делаете?! Разве можно переносить музей практически к черту на кулички, где никто, кроме педагогов, и не бывает? А здесь - студенты, школьники - всё по уму, по сердцу, с любовью сделано, аура особая! В министерстве удивительные люди: считают, что до них ничего не делали, что прежние руководители работали не во благо. Но это же неуважение к тем, кто работал до них. Даже Президент России после трагических событий в Керчи сказал, что мы молодежи ничего не можем предоставить достойного. У меня, знаете, в душе просто кипит и сердце кровью обливается… Разрушат старое, а потом что? Надо же подумать, что люди, работавшие в музее, всё делали для людей, для молодежи прежде всего! Душа кипит...

Справка «ВК»

Решение создать музей при областном центре детско-юношеского туризма и экскурсий «в целях изучения и пропаганды вклада учительства в развитие культуры и просвещения, активизации работы по воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения» было утверждено приказом областного управления народного образования от 19 ноября 1990 г. В течение 7 лет здесь проходило комплектование коллекции. Экспозиция началась с альбомов-эстафет по истории образования из районов области, с предметов, собранных учащимися в экспедициях по родному краю. Большую коллекцию - 150 единиц хранения - в дар музею передал краевед и писатель Александр Рева. Ему же принадлежит традиция - строить фондовые коллекции на бескорыстном даре.

Музей расположился в «доме со львами» - особняке конца ХVIII века, памятнике истории и архитектуры. В экспозиции первого зала - история вятской школы в досоветский период (первая хлыновская школа - славяно-латинская епископа Лаврентия Горки (1735), преобразованная в Вятскую духовную семинарию (1758); первое светское учебное заведение Вятки - главное народное училище (1786), на базе которого в 1811 году открыли Вятскую губернскую гимназию). Большой раздел посвящён истории женского образования на Вятке - гимназиям и епархиальным училищам.

Просветительская деятельность музея весьма широка. На его базе ежегодно проводятся региональный конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования», областная конференции «Интеллект будущего», городской краеведческий марафон, занятия областной очно-заочной историко-краеведческой школы. Многие учителя выбирают музей своей творческой лабораторией, подбирают здесь материалы для уроков, проводят классные часы, родительские собрания, педсоветы. Делегации работников просвещения из различных уголков области, регионов страны в ходе встреч остаются благодарны за представление учительского подвижничества, уважение и признание их труда.

1 (13) марта 1823 г. в Москве родился государственный деятель Российской империи, министр народного просвещения и министр внутренних дел, обер-прокурор Святейшего Синода граф Дмитрий Андреевич Толстой.

Начальное образование Дмитрий Андреевич получил в пансионе при Московском университете , а затем был зачислен в знаменитый Царскосельский лицей , который окончил в 1842 г. с золотой медалью. Толстой начал свою государственную деятельность со службы в IV отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, совмещая её с научной работой. Его первый научный труд «История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II» принёс ему известность в академических кругах и благосклонность императора Николая I .

В 1847 г. Толстой перешёл на службу в Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел, где занимался составлением истории различных конфессий в России. В 1853 г. он стал директором канцелярии Морского министерства, приняв участие в соcтавлении хозяйственного устава и нового положения об управлении ведомства. В 1865 г. Дмитрий Андреевич был назначен обер-прокурором Святейшего Синода , а через год стал министром народного просвещения, совмещая руководство на обоих постах на протяжении последующих 15-ти лет. За время министерства Толстого был учреждён ряд новых высших учреждений - Петербургский историко-филологический институт, Варшавский университет, Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (г. Пулавы, Польша), Высшие женские курсы в Москве, Томский университет, а Нежинский и Ярославский лицеи были преобразованы в Историко-филологический институт и Юридический лицей соответственно.

Одним из главных преобразований Толстого на посту министра народного просвещения стала реформа среднего образования, инициированная и поддержанная консервативными кругами во главе с М. Н. Катковым . Взамен реальных гимназий создавались реальные училища, имевшие более низкий статус, а в программе классических гимназий значительная часть времени отводилась на изучение латыни и древнегреческого языка за счет сокращения преподавания естественнонаучных дисциплин. Согласно новым положениям, только выпускник классической гимназии получал право поступления в университет без экзаменов, что весьма затруднило получение высшего образования для выходцев из бедных семей. Кроме того, в духовном ведомстве была проведена реформа духовно-учебных заведений, а дети священников получили право поступления в гимназии и юнкерские училища.

Весной 1880 г. Дмитрий Андреевич был уволен с постов министра народного просвещения и обер-прокурора Св. Синода, с оставлением в должности члена Государственного совета, сенатора и гофмейстера. После убийства Александра II и восшествия на престол Александра III , в 1882 г. Толстой был назначен на пост министра внутренних дел и шефа жандармов, став проводником «эпохи контрреформ». На этой должности он развернул активную борьбу с революционным движением, жёсткими мерами практически искоренив его за несколько лет. В 1882 г. были введены новые временные правила о печати, фактически восстанавливавшие систему предварительной цензуры для периодических изданий и усиливавшие полицейский надзор за газетами и журналами. В 1884 г. по его инициативе был принят новый Университетский устав, отличавшейся крайней реакционностью. Одним из главных преобразований Толстого стала новая система местного самоуправления, расширявшая права дворянства.

В 1882 г. Толстому также было поручено руководство высшим научным учреждением страны - Академией наук. Он явился инициатором публикации материалов по истории Академии наук и создания комиссии под председательством А. Ф. Бычкова, начавшей подготовку и издание «Писем и бумаг императора Петра Великого», содействовал научным поездкам русских ученых за рубеж.

Дмитрий Андреевич Толстой скончался 25 апреля (7 мая) 1889 г. в Петербурге в возрасте 66 лет и был похоронен в своем имении Маково Рязанской губернии.

Лит.: Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии: по рукописным документам Архива Академии наук. СПб., 1885; Он же. Академический университет в XVIII столетии: по рукописным документам Архива Академии наук. СПб., 1885; Он же. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СПб., 1848; Он же. Речи и статьи. СПб., 1876; Он же. Римский католицизм в России: Историч. исследование. СПб., 1876-1877; Граф Дмитрий Андреевич Толстой. СПб., 1889; Гусев А. Ф. Совершённое и ожидаемое (по поводу отставки Д. А. Толстого). СПб., 1880; Кончина графа Дмитрия Андреевича Толстого // Журнал Министерства народного просвещения. 1889, № 5; Степанов В. Л. Дмитрий Андреевич Толстой // Российские консерваторы. М., 1997; Хотеенков В. Граф Д. А. Толстой - «лжегосударственный человек» // Высшее образование в России. 1996, № 4.

См. также в Президентской библиотеке:

Толстой Д. А. Люди Екатерининскаго времени: справочная книжка к царствованию императрицы Екатерины II . СПб., 1882 ;

Толстой Д. А. Обозрение Министром Народного Просвещения графом Д. А. Толстым учебных заведений Олонецкой губернии: (в августе 1877 г.). Петрозаводск, 1877 .

1. Назначение Д. А. Толстого министром внутренних дел и утверждение реакционного курса

2. Усиление реакции в земстве и дворянских собраниях, Вопрос о земстве в Кахановской комиссии

3. Земский вопрос в периодической печати

1. Назначение Д. А. Толстого министром внутренних дел и утверждение реакционного курса

«Диктатура улыбок» Н. П. Игнатьева была так же непро­должительна, как и «диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова. Назначение Д. А. Толстого министром внутренних дел означало открытый поворот к крепостнической реакции. М. Н. Катков писал по этому поводу: «Имя графа Толстого само по себе уже есть манифест и программа»". Призыв Тол­стого - это «перчатка, брошенная властью в лицо России», - отозвалось из Женевы «Общее дело». «Вот до какой дикта­туры ненависти дожили мы, легкомысленно болтая о «дикта­турах любви»2, - бросила газета упрек русским либералам. В мемуарах современников о Толстом нельзя встретить двух разных мнений. Реакционеры и либералы, и те, кого нельзя безоговорочно причислить ни к одному из этих лагерей, В. П. Мещерский и Е. М. Феоктистов, К. Головин и А.А. Половцов, С.Ю. Витте и М.И. Семевский - все видели в нем «оплот реакции», «крайне правого», «ультраконсерватора», равно как и многоликая пресса - от «вернопреданного» «Гражданина» до нелегального «Вестника народной воли». Пятнадцатилетняя деятельность на министерских постах, сна­чала обер-прокурором Синода с 1865 г., а затем одновремен­но и министром народного просвещения (1866-1880 гг.)», упрочила за ним славу твердокаменного реакционера. Уда­ленный Александром II от власти во имя спасения своего Собственного авторитета, он был призван два года спустя Александром III для упрочения власти. Это была своеобраз­ная заявка правительства на новый курс - курс открытой и прямой крепостнической реакции, без «улыбок» и либераль­ных жестов обществу, без дипломатии, без игры в «мужиц­кого царя» и «народную политику».

Отлив революционного движения и слабость либеральной оппозиции дали возможность правительству принять «твердый курс». Реакционное направление внутренней политики само­державия, которое «пробивалось» уже с середины 60-х годов - в ряде крепостнических поправок и «исправлений» буржуаз­ных реформ, вылилось во вполне отчетливое стремление про­вести цикл контрреформ.

Земская контрреформа наряду с введением института зем­ских начальников была основным звеном реакционной внут­ренней политики 80-х годов. Однако Толстой не сразу при­нялся за их подготовку. Это объяснялась и некоторой осто­рожностью в выборе направления первого удара, и отсутст­вием общей программы преобразований.

Первые шаги Толстого направлены по линии наименьшего сопротивления. Эпоха контрреформ открывается дополни­тельными «временными» цензурными правилами (27 августа 1882 г.), реакционнейшим новым Университетским уставом (23 августа 1884 г.) и закрытием ряда периодических изда­ний. К пересмотру основных преобразований 60-х годов пра­вительство приступило позднее. Пресса тогда же обратила на это внимание. «Вестник Европы» писал, что принятие нового Университетского устава - задача гораздо более легкая, чем реформа в области самоуправления и суда. Это неплохо подмечено. Действительно, Игнатьев сошел со сцены, но уч­режденная в его правление Кахановская комиссия, этот пос­ледний осколок «либеральной» эпохи, заседала, совещалась, вырабатывала проекты реформ местного управления, хотя Толстой, по свидетельству Феоктистова, считал Каханова «чуть ли не одним из главных виновников катастрофы 1 мар­та», и слово «кахановщина», как нечто очень скверное и революционное, не сходило у него с языка».

Все меры, вполне определенно выражавшие реакционное направление политики Толстого, были пока еще довольно разрозненными. Об этом единогласно свидетельствуют совре­менники: «Установившаяся за графом Толстым репутация, что у него есть своя непоколебимая система, - писал К. Го­ловин, - принесла ему самое главное - прилив доверия и государя и общества. А между тем «системы» вне области школы у Дмитрия Андреевича собственно не было никакой. Ненависть к выборным должностям, предположение, будто вицмундир обеспечивает пригодность и благонамеренность чи­новника - вот чем исчерпывалась его убогая система». О том же писал и Феоктистов: «Конечно, он отличался твердостью некоторых своих воззрений, ненавидел либеральные веяния, достигшие пышного процветания при Лорис-Меликове, относился с негодованием к недостаткам нашего судебного устройства, порицал самоуправление во всех его видах, при­чинявшее у нас так много зла и т. д., но как изменить все это, оставался он в совершенном неведении». «Вестник на­родной воли» отмечал в 1884 г.: «Беспрограммность реакции делает политику правительства замечательно бледной и скуч­ной. Одна только тайная полиция живет полной жизнью. Одни репрессии против всяких проявлений свободной мысли ведутся широко и систематично».

Помимо реакционных мер в области печати и просвещения в первые годы правления Толстого был принят ряд зако­нов, явно носивших черты крепостнического характера. Закон о семейных разделах 1886 г. имел назначение усилить патриархальную власть старшего в крестьянской семье и по­ставить разделы в зависимость от решения сходов. Тогда же был принят закон о найме сельскохозяйственных рабочих, смысл которого заключался в том, чтобы «закрепить» наем­ных рабочих за помещиком, что означало серьезный шаг назад - к внеэкономическим способам принуждения. Столетие Жалованной грамоты дворянству было ознаменовано откры­тием в 1885 г. Дворянского банка. Он создавался исключи­тельно для поддержки быстро убывающего дворянского со­словного землевладения. В рескрипте на имя дворянства от 21 апреля 1885 г. выражалось пожелание, чтобы впредь «дво­ряне российские сохраняли первенствующее место в предводительстве ратном, в делах местного управления и суда». Запретив особым циркуляром Главного управления по делам печати помещать в прессе статьи о 25-летнем юбилее кресть­янской реформы, правительство торжественно отметило 100-летие Жалованной грамоты дворянству. Присутствовав­ший 21 апреля 1885 г. в зале дворянского собрания в Петер­бурге Половцов писал: «Во всем этом торжестве слышится поворот правительственной политики. В противоположность великому князю Константину Николаевичу и Милютину про­возглашается поддержка высшему классу как руководителю населения, Это прекрасно, но и в эту сторону не надо пересолить».

Прекрасно знакомый со всей закулисной стороной внутрен­ней политики, Феоктистов отмечал не только отсутствие ясного плана действия, но и отсутствие единства в среде наи­более влиятельных представителей реакционной партии. «Мнимый союз трех названных лиц (т.е. Победоносцева, Ц Толстого и Каткова.) напоминал басню о лебеде, щуке и раке. Относительно основных принципов они были более или менее согласны между собой, но из этого не следует, чтобы они могли действовать сообща. М. Н. Катков кипятился, выходил из себя, доказывал, что недостаточно отказаться от вредных экспериментов и обуздать партию, которой хотелось бы изменить весь политический строй России, что необходимо проявить энергию, не сидеть сложа руки. граф Толстой недоумевал, с чего бы начать, как повести дело; он был бы и рад совершить что-нибудь в добром направлении, но это «что-нибудь» представлялось ему в весьма неясных очертаниях; что касается Победоносцева, то, оставаясь верным самому себе, он только вздыхал, сетовал и поднимал руки к небу (любимый его жест). Не удивительно, что колесница под управлением таких возниц подвигалась вперед очень туго».


В. В. Сергеенкова
Республика Беларусь, г. Минск

Д. А. Толстой – министр народного просвещения России

Имя Д. А. Толстого хорошо известно в истории России второй половины XIX в. Толстой в течение длительного времени занимал пост обер-прокурора Св. Синода, министра народного просвещения, затем министра внутренних дел. Его деятельность почти единодушно оценивалась как реакционная. Вместе с тем, пожалуй, трудно найти личность настолько преданную России и императору. Оценивать его труды на поприще просвещения исключительно как реакционные представляется неверным. Для Толстого интересы государства стояли всегда на первом месте.

Сам Д. А. Толстой родился в 1823 г., воспитывался в императорском Царско-сельском лицее, после окончания которого в 1843 г. поступил на службу в канцелярию императрицы по управлению учебными и благотворительными заведениями. В сентябре 1847 г. Толстой был назначен чиновником особых поручений при Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, а в ноябре 1851 г. – вице-директором этого департамента. В конце 1855 г. он был переведен в Морское министерство, став директором его канцелярии. С сентября 1860 г. Толстой являлся членом Главного правления училищ Министерства народного просвещения, а в ноябре-декабре 1861 г. – управляющим департамента Министерства народного просвещения. В 1865 г. его назначили обер-прокурором Св. Синода. Таков краткий перечень основных служебных должностей Д. А. Толстого до 1866 г.

По своим взглядам Д. А. Толстой во второй половине 50-х гг. близко стоял к группе «константиновцев», т. е. людей, разделявших политические взгляды великого князя Константина Николаевича. Однако к концу 50-х гг. его взгляды изменились, и он фактически перешел в число противников Константина Николаевича. На перемены во взглядах Толстого, возможно, немалое влияние оказала подготовка и отмена крепостного права, чему он первоначально был противник. Об этом говорит содержание записки против Редакционных комиссий, поданной Александру II в 1860 г. Император написал на ней: «Это не мнение, а пасквиль, доказывающий недобросовестность или незнание дела» .

Д. А. Толстой был довольно крупным помещиком, владельцем 10 имений с 8330 десятин земли и 1911 ревизских душ. Выступая решительным противником отмены крепостного права и вместе с тем предвидя неизбежность ее, он предпринял меры для смягчения «надвигавшегося зла». С этой целью с присущей для него скупостью и расчетливостью Толстой переселял крестьян на менее удобные для земледелия участки, уменьшая душевые наделы крестьян.

Д. А. Толстой был умным, хорошо образованным человеком. Даже «Колокол» признавал, что он – «человек очень умный, с обширными познаниями, трудолюбивый, ловкий, искательный и, если можно так выразиться, иезуит православия». Каталог его домашней библиотеки насчитывал до 7000 наименований . Толстой и сам являлся автором многих книг и статей. За некоторые из них он удостаивался наград. Так, за книгу «Римский католицизм в России», оцененную «Колоколом» как «весьма замечательную и чрезвычайно богатую фактами» и вышедшую сначала в 1863–1864 гг. в Париже на французском языке, а в 1876 г. в России на русском языке, Лейпцигский университет возвел его в звание доктора философии. Толстой покровительствовал съездам естествоиспытателей, археологов, содействовал публикации исторических документов.

В 1865 г., когда Д. А. Толстой стал обер-прокурором Св. Синода, уже поговаривали, что скоро он займет и пост министра народного просвещения. Именно об этом писал Б. М. Маркевич, постоянный корреспондент М. Н. Каткова, в будущем чиновник особых поручений Министерства народного просвещения, редактору «Московских ведомостей» 10 марта 1866 г.: «Сообщу вам новый слух о падении» А. В. Головнина и о «замене его Д[митрием] Андр[еевичем] Толстым. …еще 6 м[еся]цев тому назад смена эта была решена государем… Толстой будет хорош на этом месте» . После покушения 4 апреля 1866 г. Д. В. Каракозова на Александра II вопрос о замене Головнина был решен окончательно. Правительство пришло к мысли о необходимости усиления влияния духовенства в светских учебных заведениях, чтобы противостоять распространению нигилизма. Именно поэтому выбор пал на Д. А. Толстого. А. А. Киреев, адъютант великого князя Константина Николаевича 15 апреля 1866 г. записал в своем дневнике: «Головнин сменен! Ура! Кажется, наступает некоторая реакция против системы нигилистической» . Таким образом, назначение Толстого на пост министра народного просвещения не было случайностью, именно с ним в первую очередь связывались надежды на усиление религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Назначение обер-прокурора Синода одновременно на пост министра народного просвещения говорит само за себя. Еще не являясь министром, Толстой писал 25 марта 1866 г. Каткову, что «духовенство у нас в особенности и на долгое время – прочный учитель народа» . Став министром, в апреле 1866 г. он на заседании Комитета министров официально заявил, что в деле народного образования необходимо стремиться к достижению единства направления духовного ведомства и ведомства просвещения . Этой линии Толстой старался придерживаться вплоть до весны 1880 г., когда он был отстранен с постов обер-прокурора Св. Синода и министра народного просвещения.

Являясь министром народного просвещения в течение 14 лет, Д. А. Толстой пересмотрел законодательство первой половины 60-х гг. о начальных училищах и гимназиях. Он намеревался пересмотреть и университетское «Положение» 1863 г. Именно при Д. А. Толстом в 1874 г. было принято «Положение о начальных народных училищах», действовавшее вплоть до крушения самодержавия, преобразованы не отвечавшие своему назначению уездные училища в городские, выросло число начальных и средних учебных заведений, достаточно широкое распространение получили учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Деятельность Толстого была направлена на то, чтобы упорядочить руководство учебными заведениями, централизовать и унифицировать систему управления сферой образования. Это имело прогрессивное значение для России того времени и не сводилось только к усилению надзора и контроля за преподавательским корпусом и учебными заведениями в целом. Таким образом, деятельность Д. А. Толстого неправомерно оценивать как реакционную, скорее она носила характер здорового консерватизма и направлена была на постепенное, но поступательное развитие системы образования в России.

1. Колокол. 1867. 1 марта.
2. Отдел Рукописей Российской Государственной библиотеки (далее – ОР РГБ). Ф. Черк. / 1. П. 22. Д. 3.
3. ОР РГБ. Ф 120. П. 7. Д. 29.
4. ОР РГБ. Ф. 120. П. 11. Д. 17.
5. ОР РГБ. Ф. 126. П. 3.
6. Рукописный Отдел Государственной Публичной библиотеки Российской Федерации. Ф. 208. Д. 3.
7. Центральный государственный исторический архив Российской Федерации (далее – ЦГИА РФ). Ф. 733. Оп. 120. Д. 332.
8. ЦГИА РФ. Ф. 851. Оп. 1. Д. 5.
9. ЦГИА РФ. Ф. 851. Оп. 1. Д. 11.
10. Bibliotheque du comte D. A. Tolstoi (an village Makowo, province Riazan, district Mikhailowskу). Catalogue dеs livres entrangers. St.-Petersbourg, 1888.

Похожие публикации