Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

В гостях у дизайнера карима рашида. Дизайнер карим рашид и его интерьеры Карим рашид промышленный дизайн

Карим Рашид относится к ярким личностям, которых знают многие, - пусть даже некоторые из них не смогут сходу вспомнить названия его работ. Хотя, наверное, легче сказать, чего не делал Карим Рашид, чем перечислить все предметы, производимые под его брендом.

Столы и стулья, ванные и плитка, светильники и одежда, кастрюли, чашки, ложки и ноутбуки, игрушки и драгоценности, часы и ковры, бутылочки для жидкого мыла и флаконы духов - а также музыкальные инсталляции, интерьеры, архитектурные проекты… На сегодня творческий багаж Карима Рашида насчитывает около двух с половиной тысяч реализованных в производстве разработок. Когда нет тематических ограничений и преград, которые, зачастую, творческие люди возводят перед собой сами, когда есть неутомимое жажда деятельности, чёткая организация времени и внутреннее понимание направления развития, спектр деятельности расширяется.


Упаковка для жидкого мыла Method Dish

«Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией - специализируйся в целом на жизни», - гласит одна из 50 заповедей, сформулированных дизайнером. Каждым шагом Карим Рашид демонстрирует интерес не только к проектированию или созданию отдельных предметов или пространств, но дизайну среды обитания в самом широком смысле слова. Ведь одним из возможных источников происхождения слова «design» является латинское «designatio» - назначение, устройство, распорядок.

Карим Рашид: «Самая старая вещь, которая есть в моей жизни, это стереосистема шведской фирмы Bang & Olufsen, купленная мной в 1976 году. Я стараюсь не жить с вещами, которые старше пяти лет. Видите ли, я сторонник философии, которая называется «складывать, вычитая». Если я что-то приношу в дом, я должен от чего-то подобного избавиться. Так я живу последние восемь лет. Так что если я покупаю пару носков, я выбрасываю пару носков. И если я покупаю кресло, я выбрасываю кресло».

Рашид родился в 1960 году в Каире (Египет). Наполовину египтянин (по отцу), наполовину англичанин, Карим рос в Англии и Канаде. В семье было трое детей, художественный вкус Кариму привил отец - художник и театральный декоратор, который любил брать сына на этюды. Промышленному дизайну Рашид обучался в Университете Карлтон (Carleton University) в Оттаве (Канада). Получив в 1982 степень бакалавра, продолжил учёбу в Неаполе (Италия), а за тем на год переехал в Милан, где стажировался в студии Родольфо Бонетто (Rodolfo Bonetto Studio).


Флакон Issey Miyake 2 IN 1

После стажировки вернулся в Канаду и семь лет проработал с «KAN Industrial Designers». С этого времени он начинает плотное сотрудничество с такими компаниями, как Sony, Citibank, Issey Miyake и др., шаг за шагом перемещаясь в теснй ряд самых успешных, модных и авторитетных дизайнеров современности.

«У меня есть одна кредитная карточка. Я все делаю в цифровом формате. У меня нет дисков. У меня нет книг. Когда-то у меня дома было 20 тысяч пластинок, потому что в семидесятые я был диджеем. Теперь вся моя музыка, как и все фильмы в моем доме, - в цифровом формате. У меня есть один винчестер на 300 гигабайт, и больше мне ничего не нужно».

В 1993 году открывает в Нью-Йорке свою студию дизайна. Acme Studio, Nambé, Method, Prada, Umbra, Alessi, Target, Alivar, Edra, Frighetto, Pure Design, Zerodisegno, Kartell, Mglass, Nambe, Mikasa, Covo, Foscarini, Penta, Artemide - вот далеко не полный перечень его клиентов. Рашид оформляет рестораны в Нью-Йорке и Токио, гостиницы в Лондоне, Афинах и Лос-Анджелесе, интерьеры бутиков, выставок и студии известнейших телеканалов. У дизайнера есть брат, архитектор Хани Рашид (Hani Rashid) .


Ресторан «Morimoto», Филадельфия, 2001

Забыть о стиле, думать об удобстве. Осознать роскошь свободы вместо роскоши материального. В этом ключ к пониманию сути творчества и мировосприятия Карима Рашида. Беззаботность чистых и ярких цветов, гладкие глянцевые поверхности, простые и мягкие очертания… Несколько лет назад Карим Рашид исключил из своего гардероба черный цвет, теперь его фавориты - белый и розовый. Также и в творениях дизайнера редко можно встретить черный цвет.


Серия керамической плитки «R+evolution». Производитель: Refin (Италия), 2009

Он наполняет реальный физический мир отблесками наслаждения, которое человек получает в мире виртуальном. Новейшие технологии помогают сделать каждый предмет практичным, удобным, дешёвым. Карим Рашид находится в постоянном движении, устремившись на несколько шагов вперёд и как бы приподнявшись над ситуацией, что позволяет ему не цепляться за прошлое. Дизайнер уверен, что изменить мир в лучшую сторону можно лишь тогда, когда люди отказываются от ностальгии по прошлому - в любом проявлении. «Я хочу изменить мир» («I want to change the world»), - заявляет он миру с обложки своей первой книги-манифеста, вышедшей в 2001 году в издательстве Universe Publishing.

Рашид предпочитает современные материалы на синтетической основе традиционным натуральным. К примеру, кресло Sloop для компании Sputnik изготовлено из цельного листа метакрилата, демонстрирующего чудеса пластичности. Коллекция разноцветных кресел Blobulous выполнена из фибергласа, который характеризуется прочностью и легкостью: материал состоит из стекловолокнистого наполнителя, скрепленного синтетической смолой. А «телевизионную» ванну TV bathtub для Saturn с вмонтированным телевизором Карим Рашид создал из жидкой акриловой пластмассы (LAR - liquid acrylic resin). Этот материал ценится за свои антибактериальные качества, прочность и ровную глянцевую фактуру.


Светильник Triptik. Производитель: Minka

«Когда я впервые в жизни занимался дизайном ресторана, я все сделал только из дерева. Но выглядит этот ресторан так, как будто он из XXII века. Там все нормально, и дерево красиво. Я ничего против него не имею. Но мы должны избавиться от каких-то априорных мнений о материале. В пятидесятые годы французский философ Ролан Барт написал книгу, в которой говорил о том, что нам давно пора перестать считать дерево теплым, лед - холодным. Что нам нужно избавиться от стереотипов» .

Разработанная в начале 2000-ых коллекция техники Gorenje Karim Rashid являет собой минималистичный синтез функциональности, технологий, интерактивности и чистых линий. Вертикальная светодиодная подсветка дополнена роскошной графикой, элементы которой повторяются на варочных панелях. Лёгким прикосновением можно изменить цвет светодиодной подсветки духовки и холодильника, тем самым создавая определенную атмосферу, подходящую к ситуации и настроению.


Коллекция бытовой техники Gorenje Karim Rashid

Высоких наград удостаиваются как демократичные (корзина для мусора Garbo или стул Oh для Umbra), так и крупные проекты (интерьер ресторана Morimoto в Филадельфии, афинской гостиницы Semiramis или выставочные пространства для Deutsche Bank и Ауди). Среди клиентов Рашида ведущие актёры, музыканты, модельеры, политики. Его продукцией с удовольствием пользуются певец рок-группы R.E.M. Майкл Стайп, кино- и театральный актёр Кевин Спейси, исполнительная рэпа, певица и музыкальный продюсер Мисси Эллиотт, актриса Патрисия Аркетт, молодёжная поп-звезда, дочь всеми известной иконы хеви-металла Келли Осборн, культовый режиссёр Дэвид Линч, наравне с миллионами потребителей среднего класса. Ведь многие из предметов, разработанных студией Карима Рашида, стоят не тысячи и даже не сотни долларов, а продаются по вполне доступным, как для продукции от звезды мирового дизайна, ценам (например, стул за $50 или настольная лампа за $75).


Стул Oh. Производитель Umbra

«Мне кажется, что искусственное в последнее время становится естественным - то есть нам не следует больше разделять искусственные материалы и природные. Как не следует отделять технологическое от человеческого».

Свою деятельность в архитектурном направлении Карим Рашид называет «чувственным минимализмом». Интерьер предстаёт некой сферой на стыке реальности, заполненной предметами и явлениями с определёнными, давно изученными физическими свойствами, и миром виртуальным, всё больше и больше поглощающим человека. Предметы такого интерьера уже не могут быть простыми по сути и исполнению. Они представляют собой интеллектуальные, высокотехнологичные объекты, подобно устойчивым пластиковым шахматам или сенсорному табло, разработанному Рашидом для гостиничных номеров: на нём каждый из постояльцев может набрать любой текст по своему желанию.

А ещё Карим Рашид сравнивает дизайн с индустрией музыки. К музыке у дизайнера особое отношение: около десяти лет он сам работал как ди-джей любитель. Музыка для него постоянный спутник жизни, и его несколько айподов по 30GB до отказа забиты музыкой всех направлений и стилей.


Настольная лампа Doride. Производитель Artemide Doride, 2009

Работы Рашида выставлены во многих музеях мира: Museum of Modern Art в Нью-Йорке, Musee des Arts Decoratifs в Монреале, Tokyo Gas в Токио, Groningen Museum в Голландии и многих других музеях. Дизайнер является обладателем более трёхста премий и наград, в том числе Daimler Chrysler Design Award (1999 год), George Nelson Award (1999), the Silver IDEA Award (1999), Industrial Design Excellence Award (1998), золотая награда в номинации «мебель» от Industrial Designers Society of America (IDSA) (2001 год), «Лучший новый дизайн ресторана» от Esquire magazine (2003 год) и IDSA (Industrial Design Excellence Award, 2005 год) и многих других.

Он читает лекции, проводит презентации и мастер-классы по всему миру и охотно участвует в жюри международных дизайнерских конкурсов. К примеру, в 2008 году принял участие в определении победителей третьей Всеукраинской .


Лекция Карима Рашида в Киеве, 2008

Рашид преподавал промышленный дизайн в Университете искусств Филадельфии, обучал ремеслу дизайнера в институте Пратта, Школе дизайна Род-Айленда и Колледже искусств Онтарио, является обладателем почётного титула доктора Колледжа искусств и дизайна Конкоран (Corcoran College of Art + Design) в Вашингтоне. Всей своей деятельностью он показывает пример того, что сформулировал в ещё одной заповеди: «Опыт - самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение - в этом суть существования».

В статье использованы цитаты из интервью с Каримом Рашидом на портале «Известия Наука» (30.09.05)



Лофт Карима Рашида, Нью-Йорк, 2001


Лофт Карима Рашида, Нью-Йорк, 2001



Магазин «Bosco Pi», Москва, 2008



Ресторан «Kurve», Нью-Йорк, 2008


Ресторан «Kurve», Нью-Йорк, 2008



Акустические панели Soundwave®Flo. Производство Offecct (Швеция), 2006


Стол Kink. Производство Zeritalia


Worganic. Производство: Ferrachi Casa (Италия)


(об акриловой ванне Saturn Bath)

(Karim Rashid, р. 18 сентября 1968) поставляет на рынок все самое красочное, инфантильное и подростковое. Cам о себе заявляет, что спроектировал уже более 3000 предметов, получил более 300 международных дизайнерских премий и в 40 странах его почитают как легенду дизайна.

То он оформляет секс-шоп в Мюнхене, то придумывает офисную мебель Streem Collection для турецкой компании Tuna Ofis, то рисует дизайн бутылки для пепси-колы PepsiPrestige для американской компании Pepsico, USA. Его бизнес-концепция - погоня за будущим. «Мечтаю, чтобы люди освободились от ностальгии, устаревших традиций, заскорузлых привычек и бессмыслицы». Шутка про то, что его наручные часы показывают время на десять лет вперед, - чистая правда.

Коллекция посуды Sakred для Krosno. 2019. Фото Tomek Albin.

Еще ряд анекдотов связан с гардеробом дизайнера: пятнадцать лет назад он отнес в благотворительную организацию Salvation Army свои черные костюмы от Dries van Noten, Yohji Yamamoto, Comme des Garcons. И теперь у него только белые и розовые одежды: 30 пар белых джинсов, белые свитера, футболки и носки. В общем, этот человек занят собой и своим образом.

Карим Рашид в интерьере своего дома. Фото Hye-Ryoung Min.

Высветленная гамма стала его твердым предпочтением: белый, салатовый, желтый и, конечно, особый розовый - искусственный и приторный, как дешевый леденец. Еще недавно Рашид декларировал, что розовый - это новый черный. Он изо всех сил убеждал мужчин-гетеросексуалов в том, что «пинк» незаменим для настоящего мужского интерьера.

Фрагмент интерьера отеля cети Prizeotel, по проекту Карима Рашида. На переднем плане стул Voxel. Премия Good Design Awards. 2018.

Рашид не только проектирует вещи и интерьеры, он все время что-то постулирует и пропагандирует. Пять лет назад был увлечен инфотейнментом (от англ. to informe и to еntertain), твердил об обучающе-развлекательной функции дизайна. В 2007-м рассуждал про yestermorrow - то, что мы по-русски называем ретрофутуризмом. Его собственная квартира в нью-йоркском Челси - образец каримовского вкуса: надувная мебель в стиле 60-х выглядит бодро и футуристично, нисколько не напоминая пыльный винтаж.

Кухня Floo, Rational, 2016. Кухня уже номинирована на ряд престижных международных премий.

Кухня Floo, Rational, 2016. Барные стойки трансформируются в полноценные обеденные группы.

Кухня Floo, Rational, 2016. Бесшовные поверхности выполнены из кориана.

В 2016 году в Милане во время выставки EuroСucina немецкая компания представила новую модель Floo. Результатом двухлетней работы Карима Рашида с инженерами Rational стала ослепительно-белая минималистичная кухня, одна из самых ярких авторских новинок года.


Модульная система сидений Heartbeat. Nienkamper. 2019.

Карьера Карима Рашида пошла вверх в 1993 году. До этого он успел поучиться и поработать в Милане, а потом шесть лет мучился в канадском дизайн-бюро в Торонто, проектируя все что ни попадя, от лазерных приборов до почтовых ящиков. Там он набил руку, но страдал от тупого подхода и отсутствия красоты. В конце концов сбежал в Нью-Йорк.

Туфли Karim, Melissa.

Предлагал свои услуги ста компаниям, и только от одной получил заказ делать предметы для сервировки стола: фирма Nambe из Санта-Фе не прогадала. Вазы, солонки, вилки и ножи так понравились покупателям, что Nambe торговала на три миллиона долларов в год, а вещи скоро попали в коллекцию местного музея.

«Сумка»-холодильник для шампанского с подсветкой Globalight, Veuve Clicquot. 2008.

Система сидений Matrix, Meritalia. 2009.

Лежанка Dusk, Riva 1920. 2016.

Скамья Bench, Durat. 20 экз. 2009.

У дизайнера Карима Рашида есть старший брат - известный архитектор Хани Рашид. Оба брата учились в Европе и Нью-Йорке и выбрали похожие творческие профессии под влиянием отца - художника-абстракциониста с французским образованием, который переехал в Париж из родного Каира (Египет) в 1950-е, позже семья эмигрировала в Англию, затем в Канаду.


Барные столы и стулья Next collection, Slide. 2019.

Рашид - изобретатель собственных солярных знаков: перекрещенные пилюли в разных конфигурациях появляются у него каждый раз, когда нужен орнамент или просто декор. Всю жизнь он решает одну и ту же задачу: формы должны быть передовыми и как бы созданными интеллектом, не затронутым никакой культурой, при этом личный почерк автора должен опознаваться с первого взгляда.

Карим Рашид (Karim Rashid , 1960) - известный промышленный дизайнер. Карим Рашид запустил в производство более 2500 разработок, включая проекты дизайна мебели, посуды, модных аксессуаров, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты.

«Я хочу изменить мир» - гласит название манифеста Карима Рашида (Karim Rashid), написанного им в 2001 году. Именно это он и сделал, став одним из наиболее успешных и плодовитых дизайнеров современности. За время своей дизайнерской карьеры Карим Рашид создал «чувственный минималистичный» дизайн для сотен предметов и «blobjects». («Blobject» - от сочетания имени Mr. Blobby, популярного персонажа телешоу, и английского «object» - объект).

Карим Рашид - апостол новых технологий. Он использует компьютерные технологии и соответствующее программное обеспечение, что позволяет существенно снизить производственные издержки. Это помогает производителям уменьшить стоимость товаров и вывести производство на новый уровень.

Среди творений Карима Рашида - часы, посуда, мыльницы, корзины для бумаг, а также мебель, модные объекты, светильники, шоу-румы, гостиницы, рестораны, апартаменты и скульптуры. Карим Рашид - писатель, лектор в университетах и на конференциях, участник многочисленных совместных выставок, профессор Университета Искусств в Филадельфии и звезда телевизионного реалити-шоу Made in the USA. Его произведения находятся в постоянных собраниях 15 главных музеев мира.

Среди его клиентов - Acme Studio, Nambé, Method, Prada, Umbra, Issey Miyake, Nienkämper, Wolf-Gordon, Alessi, Edra,Target, Foscarini, ZeroDisegno, Method Home, Totem, Pure Design, Zeritalia, Fasem, Guzzini, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Giorgio Armani, Sony, Magis, Leonardo, Zanotta, Maybelline, Yahoo, George Kovacs, Citibank, Nienkamper, YSL ….Среди его многочисленных наград - Daimler Chrysler Design Award (1999 год), George Nelson Award от Interiors magazine (1999 год), золотая награда в номинации «мебель» от Industrial Designers Society of America (IDSA) (2001 год), «Лучший новый дизайн ресторана» от Esquire magazine (2003 год) и IDSA (Industrial Design Excellence Award, 2005 год). Он обладает почётным титулом Доктора искусств Коркоран-колледжа искусств и дизайна (Corcoran College of Art + Design, Вашингтон).

Карим Рашид родился в 1960 году в Каире. Его мать была англичанкой, отец, египтянин, был художником и театральным декоратором. В Англии, где семья Рашида провела несколько лет, Рашид-старший смог устроиться только ночным сторожем.

В конечном счёте, семья Рашидов переехала в Канаду, и отец Карима занял должность художника-декоратора на телевидении. В семье было трое детей, и отец постоянно рисовал их портреты и любил брать Карима с собой на этюды. Однажды, в возрасте 4 лет, Карим понял, что может не только рисовать мир вокруг. Он может его изменить.

Рашид обучался индустриальному дизайну в университете Карлетон (Carleton University) в Оттаве, потом провёл год в Италии. Полтора года он бесплатно проработал интерном в Милане, затем вернулся в Торонто, где жили его родители. Там Карим получил должность в KAN Industrial Designers, где в числе 20 дизайнеров работал с такими клиентами как Black&Decker и Samsung. Здесь он набивал руку, разрабатывая дизайн стереосистем для Toshiba, отопительных приборов, сельскохозяйственного и медицинского оборудования и других подобных вещей.

«Я провёл в этом мире десять лет, - говорит Карим Рашид, - И всегда был связан с товарами. Разумеется, это никакого отношения не имеет к красоте или содержанию - работодателя это не волновало. Но ты узнаёшь, как работает бизнес». Дэвид Шэрер (David Sherer), который продаёт множество вещей Рашида в своём магазине Totem, говорит: «Многие дизайнеры приходят с красивыми вещами, но они не имеют ни малейшего представления о том, сколько это может стоить или как сложно это сделать. Карим понимает, что требуется, чтобы его продукция попала на полки».

В 1991 году Рашид уходит из KAN и переезжает в Провиденс (Род Айленд, США), где занимает должность преподавателя в Rhode Island School of Design. Через год он уходит, так как у него возникают разногласия с руководством в философии обучения. В 1993 году он получил место в Pratt Institute, Манхэттен, где и преподавал в течение четырёх лет. Он также преподавал в University of the Arts, Филадельфия.

В период с 1992 по 1993 год он попытал счастья в более чем сотне компаний, прежде чем, наконец, получил свой первый заказ на линию столовых аксессуаров от компании Nambé. Серьёзные компании не интересовались парнем, который создавал дрели, поэтому он решил попытать счастья у американских производителей второго эшелона, таких как La-Z-Boy и Ethan Allen.

«Помню, как я пришёл в Ethan Allen, который располагался в Данбэри, Коннектикут. В эти годы множество магазинов по всей стране закрывалось. Я понял, что здесь кроются большие возможности. Я знаю, почему они закрываются, - это происходит потому, что всё меньше и меньше людей интересуется покупкой имитаций антиквариата вроде тех, что продаёт Ethan Allen. Поколение, которое начало покупать современную мебель в IKEA, выросло и нуждается в чем-то более качественном и более существенном, но они привыкли к современному дизайну, что же им делать?

Если они начнут покупать итальянские вещи, американским компаниям наступит конец. Может быть, не сегодня, но лет через десять все эти антикварные диваны и высокие комоды на ножках непременно исчезнут. Поскольку мышление молодёжной культуры - я узнал это от моих студентов - заключается в том, что они не заботятся о прошлом. Прошлое бессмысленно. Оно закончено. Их менталитет - скейтборды, MP3 и найковские кроссовки, это непременно должно отразиться на мебели, которую они покупают. Но, конечно, Ethan Allen не интересовались тем, что я собирался им предложить - этот высокомерный парень, говорящий им, что делать с будущим компании».

Наконец, в 1995 году Umbra, компания, которая производит недорогие товары для дома, согласилась пробовать идею Рашида - мусорное ведро, сделанное из полипропилена, которое будет продаваться меньше чем за двенадцать долларов.

Карим, как никто другой, знал, как работать с пластиком. В итоге на свет родилось лучше в мире мусорное ведро, и мир устремил свои взоры в сторону новоиспечённого гения промышленного дизайна.

Что же движет им? Рашид говорит, что он не интересуется деньгами, его больше волнует реальное воплощение его замыслов. Ему интересно посмотреть, что он может дать человечеству, пока он жив. Может быть, он и является звездой в мире дизайна, но для американских промышленников он не более чем нахальный инженер.

Опыт работы с Ronson, британским производителем зажигалок, - хороший пример того, как общаются производители с дизайнерами. Это была хорошая возможность для Рашида, так как впервые он получил заказ на вещь, которая будет стоить меньше доллара. Компания была почти разорена, особенно за счёт производства дешёвых пластиковых зажигалок, и сотрудничество с Рашидом было призвано повысить престиж марки. Это решение основывалось на новой в то время идее, что дизайн имеет значение для масс.

Ronson заказал 12 проектов, а Рашид предложил 38. В итоге компания остановилась на трёх: Gripper (в чехле из искусственного каучука), Pebble (окатанная галька), и Spindle, похожая на микрофон. Дизайнер также участвовал в разработке других производственных линий Ronson - ручка, калькулятор, AM/FM-радио.

Тогда он взял на себя ребрэндинг, заменив старый чёрный шрифт Ronson на ярко-красный, выглядящий более современно. Тем не менее, Ronson запустил в производство только зажигалки, а другие идеи Рашида были отложены в долгий ящик. «Я думаю, что испугал их», - говорит он.

Предложения дизайнера не всегда понимаются заказчиками. Известен случай с бутиком для итальянского модельера Джорджио Армани. Карим Рашид тогда предложил следующее: в магазине нет никаких одежды и мебели - только голые стены-экраны. На экранах маршируют манекенщицы в арманиевских моделях. Потенциального покупателя сканируют и, как в компьютерной игре, виртуальным образом примеряют на него понравившуюся одежду. Примерку при желании можно продолжить у себя дома, получив диск с программой.

Армани не соглашался на пустой магазин и хотел повесить там хотя бы немного одежды «...а то ведь получится бутик Карима Рашида, а не Джорджио Армани...», но дизайнер не согласился, так и не договорились.

Самый простой способ увидеть работу Рашида в Нью-Йорке состоит в том, чтобы найти одну из ста пятидесяти крышек люка, спроектированных для Con Edison, которые расположены главным образом на улицах Манхэттена, особенно вокруг Times Square. Рашид хотел предложить в качестве материала прозрачный пластик, но в Con Edison решили, что публика не готова к такому радикальному решению. Тем не менее, Рашид нашёл способ интегрировать «дизайн от Карима Рашида» в этот продукт.

Вы также можете прогуляться вдоль офисов Рашида на West Seventeenth Street, где расположен шоу-рум дизайнера.

Мебель в шоу-руме довольно своеобразна. Что-то подобное отец Карима мог бы в пятидесятые придумать для фантастического сериала о будущем. За шоу-румом 15 прилежных ассистентов работают за компьютерами. Там находится офис Рашида. А наверху живёт сам дизайнер с женой Мэган Ланг.

Дизайнерский диапазон Карима Рашида позволяет ему разрабатывать как общий стиль интерьера, так и стиль каждой его небольшой детали, включая, например, столовые приборы. Так, проектируя отель Semiramis в Афинах, он спроектировал всё: от архитектуры и интерьеров до формы персонала и флаконов для шампуня. Цветовая гамма типично рашидовская: белый оттенён зелёным лаймом, оранжевым, жёлтым, розовым. Материалы: полимерные полы, цветное стекло, стеклянная плитка. Масса медиапроекций, беспроводных устройств и прочих электронных новаций.

Люди любят менять одежду, приобретая новинки сезона, но в дизайне интерьера, например, это долгое время было непозволительно из-за высокой стоимости мебели. Благодаря новым технологиям промышленники могут выпускать тот же товар, например, другого цвета без существенных изменений в производственном цикле, что позволяет промышленности следовать модным тенденциям.

Рашид стоит на перекрёстке этих двух направлений, предлагая более модные товары в области дизайна и менее сезонные - в моде. «Я думаю, что у всех товаров есть четвёртое измерение, своего рода аура, ощущение, - говорит он. - Сейчас это измерение очень сильно связано с модой, но мы собираемся находить его во всём».

Он переносит окружающую его действительность в галереи. Рашид говорит, что делает то же, что и художники, иначе бы его работы не выставлялись в музеях мира, но, кроме того, он создаёт вещи.

Несомненый интерес представляют «50 заповедей дизайнера», опубликованные в одном из журналов. В 2001 году вышла книга «Я хочу изменить мир» («I want To Change The World») в издательстве Universe Publishing. В ней представлены основные его идеи и проекты. Одно из намерений Карима Рашида - поставить компьютерные технологии на службу индивидуализации массовой продукции, придумать способы удешевить предметы дизайна. Карим Рашид желает сделать так, чтобы новые технологии сделали повседневность удобной, удобство красивым, а красоту доступной.

«...нейтральность, как и дурацкий патетичный минимализм мертвы. Модернизм - отжившая своё концепция. XXI век заботится о новой энергии, о нематериальном, об утрате формы и её обретении, о прозрачности, цвете, запахе. О цифровых технологиях, способных создать место обитания одновременно реальное и ирреальное, метафизическое и физическое»

« ... Я стараюсь максимально приблизить их (интерьеры) к потребностям сегодняшнего человека. Мы ведь всё больше живём в виртуальном пространстве, и наш физический мир приобретает от этого иное значение. Поэтому предметы обстановки становятся технологическими объектами. Я уже не раз говорил и писал о том, что отрицать хай-тек - значит, отрицать современный образ жизни».

«...Человек, однажды поживший в моём интерьере, уже никогда не сможет вернуться в традиционную обстановку, потому что дизайн от Карима Рашида раз и навсегда покажет ему, что такие простые и прагматичные вещи, как окно с правильно падающим светом, или особая высота потолка, или многофункциональная мебель - есть жизненно необходимые вещи. Правда, я осознаю, что окончательный переход к предложенной мною среде обитания - это дело будущего...».



Offecct Orgy Sofa, 2002 Veuve Clicquot Loveseat, 2006


Bite Me Chair and Baby Bite Stool, 2009 KX-Blue Loop, 2007


B-Line Snoop Table, 2011 Superblob, 2002


Punkalive High Roller Chaise, 2011 Sancal Float Sofa, 2012


K Omfy Sofa, 2008 DJ Kreemy, 2002


Bokka Lamp, 2006 Veuve Clicquot Globalight, 2008


Us4 Childrens Bedroom Collection, 2009 Plod Chair, 2006


Worganic, 2004 Oh Chair, 1999


Slide DNA Pendant, 2011 Floob Ceiling, 2007


Kat Chairs, 2012 Zanotta Koochy Sofa, 2007


Kave Table, 2009 Frizzi Fan, 2005


Matrix Sofa System, 2009 Kouch and Ouch, 2009


Luke Photoluminescent Lamp, 2011 Plomb Umbrella Holder, 2005


Fabbian Kwark Sconce, 2011 Nook Arm Chair, 2012


Isola Chair, 2009 K2-IKON, 2005


Blossy Loveseat, 2010 Raynor Group Chakras Chair, 2010


Pop Modular Sofabed, 2011 Antique Mirror Dawn and Noon Tables, 2010


Arteco by Artisan, Steek Table and Chairs, Bosnia, 2011 Kush, 2002


Nafir Pendant, 2012 Ottawa Chair, 2012


Softline Rullo Convertible Couch-Bed, 2011 Siwah Couch, 2007


Space Chaise, 1999 Koop Chair, 2010


Koho Stool, 2004 Yekun Fitt Modular Seating System, 2010


Zero Space Time Lamp, 2011 Asym Chair, 1998


Sofa One, 2004 Roto Task Lamp, 2003


Sphera Bed, 2008 Swing Chair, 2002


Snap Chair, 2008 Infinity Couch, 2010


Vertex Dining Set, 2010 Domodinamica Bounce Couch and Roboto Lamp, 2011


Probe Sconce, 2011 Kivas Modular Couch, 2010


Ritzenhoff Leuchten, 2008 Nutopia Teknowash Shampoo Station, 2008


Horm Tide Cupboard, 2008 Float Collection, 2009

Один из самых влиятельных людей в мире моды, дизайнер известен своими коллекциями необычной мебели. Спроектированные им стулья, диваны, шкафы и светильники удивляют своими округлыми, невероятными формами. Яркие, футуристические, способные к удивительным преобразованиям, они слово бы изготовлены для съемок фантастического фильма про далекое будущее.

Интерьеры Карима Рашида – это уникальный, но в то же время вполне логичный фон для современной жизни. «Я не понимаю людей, живущих среди антиквариата. Мне нравится наше время, настоящий момент», - говорит художник. Он никогда не обращается к знакомым, опробованным принципам создания мебели: в каждой модели он нарушает классические принципы формирования интерьера. «Современный дизайн должен привлекать технологии, использовать визуальные эффекты, новые текстуры и много цвета», - говорит Карим Рашид.Рашид любит создать стиль, определяемый им как "чувственный ".

Стиль Карима Рашида узнается сразу: по кислотным оттенкам и плавным, изогнутым линиям. При этом звезда современного дизайна не ставит своей целью просто поразить воображение покупателей. Нет, он делает функциональную, практичную, в идеале недорогую мебель, которая поднимает настроение, удобна в ежедневном использовании, а кроме того, способна радикально изменить образ квартиры или офиса. Например, знаменитый стул с кратким названием Oh: его пластиковые ножки оснащены специальными мягкими проекторами – чтобы не царапать пол, а продуманный дизайн спинки обеспечивает комфорт.

Другая особенность мебели от Карима Рашида - использование современных высокотехнологичных материалов, таких как пластик и синтетические ткани. Это придает вещам ту самую , о которой мы уже упоминали. Они как будто вынырнули из виртуальной реальности.

По мнению дизайнера, мебель «цифрового века» должна быть особенной. «Моя мечта – видеть, что люди живут в модусе нашего времени, в современном мире, что они освободили себя от ностальгии, устаревших традиций и ритуалов», - утверждает Рашид.

Впрочем, Карим Рашид ни в чем себя не ограничивает! Он использует не только любимый им пластик, но и натуральные материалы. Так, в недавней коллекции стульев Fiore and Delta (Fiore по-итальянски значит «цветок») дизайнер применил натуральное дерево – благородный кедр.

Еще один принцип работы Карима Рашида – ставка на многофункциональность. К примеру, в серии Float спинка дивана спроектирована таким образом, что она может играть роль перегородки. А одну из моделей этой серии дизайнер дополнил крючками – на них можно разместить верхнюю одежду.

Серия «МатрешКарим» - находка для владельцев небольших квартир. Она включает столик, табурет и кресло, которые могут вкладываться друг в друга и в таком состоянии занимают крайне мало места. При желании ими можно пользоваться по отдельности – каждый из предметов по-своему хорош. В сложенном состоянии боковая поверхность кресла представляет собой красивое абстрактное панно, которое может служить украшением любого интерьера.

Современная дизайнерская мебель от Рашида Карима соответствует его идеям «чувственного минимализма»: это значит, что художник стремится уйти от любых декоративных излишеств, декларирует простоту во всем, но при этом его задача – создание визуально привлекательных форм. К примеру, одно из творений Рашида – «Бесконечный Нильский стол». Это своего рода лента Мебиуса, только выполненная из стали и «упакованная» в искусственный камень. Удивительно, но факт: этот стол (одновременно содержащий в себе и скамейки – в виде изгибов своей уникальной поверхности) – является не только неординарным дизайнерским объектом, но и крайне удобным предметом для дома.

Детскую мебель от Карима Рашида отличают такие черты, как инновационный дизайн, удобство и, конечно, эмоциональность. Как правило, детская дизайнерская мебель – это праздник для глаз. Для Карима Рашида - не только успешного художника, но и счастливого отца – этот принцип всегда на первом месте. В создании детского интерьера он использует мягче, чистые, органические формы, которые не только обеспечивают комфорт для тела, но и каждый день приносят малышам удовольствие и радость.

Карим Рашид (Karim Rashid, 1960) – человек с мировым именем, который раскрывает свои творческие возможности в самых разных сферах дизайна: он может создать и уникальный интерьер, и оригинальную упаковку. Кстати, дизайн новой статуэтки «Золотой граммофон» (2012) тоже создан им.

Для Карима не существует географических рамок: Япония и Америка, Греция и Англия – работы мастера можно найти всюду. Дизайнер сотрудничает с компаниями Sony, Citibank, Issey Miyake, Prada, Guzzini, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Giorgio Armani.

Его работы выставлены в самых известных музеях мира: в Museum of Modern Art в Нью-Йорке, Musee des Arts Decoratifs в Монреале, Tokyo Gas в Токио, Groningen Museum в Голландии. Но также их могут видеть люди каждый день в самых обычных магазинах. Например, один из флаконов духов Hugo Boss, выполненный в желто-бело-черной гамме. Кстати, черный цвет мастер недолюбливает, предпочитая ему светлые и жизнерадостные тона. Рашид даже исключил из своего гардероба вещи черного цвета.

Карим Рашид ценит не дизайн ради дизайна, который красив в визуальном плане, но совершенно непрактичен, а настоящий комфорт. Поэтому мастер выбирает приятные и современные материалы, неброскую цветовую гамму, удобные формы и плавные изгибы. Согласитесь, это очень важно в наше время, когда форма преобладает над содержанием, а красота требует небывалых жертв.

Карим Рашид появился на свет в столице Египта Каире в 1960 году. Интересно, что воспитание он получал в двух странах: Англии и Канаде. А позднее еще учился в Италии и, кажется, уже тогда понял, что у мира нет границ. Отец Карима, телевизионный декоратор и художник, ввел сына в мир искусства, показав всю его красоту. Собственную студию дизайнер открыл в возрасте 33 лет, в 1993 году. А в 1995 году компания Umbra согласилась произвести по его идее мусорное ведро из полипропилена, цена на которое была бы не выше 12 долларов.

Стулья, полки, диваны, подставки под шампанское, шкафы, светильники – Карим Рашид умеет сделать стильной и современной любую вещь. Главное, он точно знает, сколько материалов и ресурсов будет затрачено на ее изготовление. Рашид принадлежит к числу немногих дизайнеров, которые не витают в облаках, а подходят к своим изобретениям с практической точки зрения, осознавая, что именно необходимо для того, чтобы новинка попала в магазины.

А ещё Карим идёт в ногу со временем, поэтому вместо натуральных он пропагандирует синтетические материалы, которые помогают сделать вещь дешевле и современнее. Однажды он понял, что антикварная тяжелая мебель, принадлежащая «громоздкому и пыльному прошлому», уже не актуальна, а молодые люди хотят свободы, легкости, света и индивидуальности.

«Прошлое бессмысленно. Оно закончено. Их менталитет (молодежи)- скейтборды, MP3 и найковские кроссовки, это непременно должно отразиться на мебели, которую они покупают» , − говорит он.

Американские промышленники называют Карима «нахальным инженером». Он обожает пластик и промышленный дизайн и делает все возможное, чтобы предметы массового потребления были стильными и удобными.

Интересно, что на Манхетене, вокруг Times Square, есть крышки канализационных люков, сделанных этим известным дизайнером для компании Con Edison (всего таких крышек 150). Рашид настаивал на том, чтобы люки были прозрачными, но заказчик не стал шокировать обывателей таким зрелищем.

Конечно, проектирует Карим Рашид не только мусорные ведра и канализационные люки. В его списке есть, например, отели. Пятизвездочный Semiramis в греческих Афинах, принадлежащий сети дизайн-отелей Yes!, называют венцом творения мастера и отелем будущего. Говорят, что в нем каждый может почувствовать себя настоящей знаменитостью. Цветовая гамма интерьера – светло-розовый, оранжевый, зеленый и желтый – создает ощущение покоя и радости. Поп-арт, обтекаемая форма мебели, закругленные углы и разноцветные предметы выглядят очень необычно. Интересно, что дизайнер разработал в этом проекте буквально все, вплоть до каждой мелочи: интерьеры, мебель, форму персонала, дизайн флаконов для шампуней, таблички на дверях…

Карим Рашид, поклонник всего современного, конечно же, приверженец инноваций. Техника, гаджеты и всё ультрамодное собрано под одной яркой крышей. А в холле, если вы попадете на импровизированную «выставку», которую устраивают владельцы, можно увидеть полотна , Сью Вебстер и Тима Нобла.

В 2001 году Карим Рашид выпустил книгу под названием «Я хочу изменить мир» (I want to change the world). И, кажется, у дизайнера уже получилось это сделать.

Похожие публикации