Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева. Выставка, посвященная первой мировой войне, открылась в государственном историческом музее Первая мировая война экспозиции

К 100-летию Первой мировой в Москве открылось несколько выставок. Все рассказывают о войне по-своему. «ВД» выбрал три из них. На каждую, посетив ее, хочется вернуться.

Война, покончившая с миром (547345)

«Приближался не календарный — настоящий двадцатый век», — из динамика на входе в зал выставки в МАММ на шестом этаже звучит хрипловатый голос Ахматовой. Строки «Поэмы без героя», написанной Анной Андреевной о предреволюционных — и предвоенных — годах, размеренно читаемые автором — словно эпиграф к экспозиции музея о Первой мировой «Война, покончившая с миром».

Эта выставка была одной из первых, открытых в Москве к 100-летию начала войны, и остается одной из самых интересных, «личных», эмоциональных. Здесь есть плакаты, репродукции, аудио-, видео-, документальные свидетельства. Все это помогает видеть и слышать войну так, как ее видели и слышали люди, жившие в те годы, и в ней непосредственно участвовавшие. Но главное тут, конечно, фотографии. Сотни и сотни снимков из частных коллекций и музейных собраний со всего мира. Снимки прослеживают события Первой мировой со дня убийства в Сербии эрцгерцога Франца Фердинанда, которое стало поводом начала войны, до итогов катастрофы, унесшей жизни десятков миллионов людей, покалечившей — еще больше, перекроившей Европу и сделавшей мир совершенно иным.

Здесь есть действительно страшные серии. Например, фотографии и воспоминания, свидетельствующие о первом в истории применении химического оружия, распылении ядовитого хлора у Ипра. «Немецкое правительство готовилось к операции тщательно и скрытно», и вот с «попутным ветром» выпускается 180 тысяч килограммов удушливого газа. «Желтовато-зеленое облако двинулось на британские позиции, проникая в окопы и укрытия». «Паника охватила войска»: укрыться от яда, не дающего дышать, было почти невозможно. Тогда пострадали 15 тысяч человек, из них пять тысяч погибли.

Есть снимки (в том числе стереопары) из окопов, с полей сражений, из лазаретов и лагерей для пленных, с заводов, где делали военную технику, и из деревень, опустевших после войны. Купающие коней солдаты и солдаты, картинно расположившиеся на раскидистых ветвях дерева («В ожидании почты»). Офицеры, с заинтересованностью вертящие в руках невиданный прежде снаряд. Обнимающийся с псом медвежонок («Мишка, талисман эскадрона бронеавтомобилей авиации королевских военно-морских сил»). Военный, сосредоточенно прицеливающийся из орудия вверх, похожий на астронома, наблюдающего звезды («Прапорщик Хомка. Стрельба по аэроплану»). «Пленные британской армии» — бесчисленное поле голов в касках и фуражках. «Международное агентство по розыску. Отдел пропавших без вести» — молодая женщина перебирает одну за одной бесчисленные карточки в картотеке. «Полковой художник», «полковой актер», «клоун», зазывающий в лагерное кафе столпившихся вокруг лагерных «жителей».

Голос Ахматовой слышен сквозь раскаты взрывов, ржание лошадей, треск выстрелов. Возле динамика у входа — видео на стене, напротив — зеркало. Подняв глаза, видишь себя на фоне сменяющих друг друга кадров военной хроники. Об этом — вся выставка.

Выставка «Война, покончившая с миром » работает в Мультимедиа арт музее (Остоженка, 16) до 19 октября. Билеты: 50—400 рублей.

Москва в годы Первой мировой войны (549935)
Вы можете изменить этот текст

Несколько минут пешком вниз по Остоженке — и мы в Музее Москвы. Выставка в третьем корпусе музея, занимающего здание Провиантских складов, еще помнящих события тех лет.

Эта экспозиция открылась 1 августа — именно этот день (по новому стилю) считается для России днем начала войны. В нынешней столице 100 лет назад первые дни и недели войны вызвали в первую очередь подъем энтузиазма и желания помочь стране и фронту — как со стороны городского правительства, так и простых москвичей. Тогда в город хлынул поток беженцев и раненых — и Москва делала все, чтобы позаботиться о них.

«Необходимо для раненых продовольствие на тяжелом пути их следования. Все нужно. Все жертвуйте. Кто что может, чтобы одеть, напитать и утешить раненого: полушубки, армяки, пальто, пиджаки, брюки, сапоги, валенки, калоши, рубашки, башлыки, рукавицы, теплые перчатки, а также всякий материал и приклад для одежды и белья раненым и семьям, продукты сухие: крупы, чай, сахар, табак, посуда и книги — все будет принято с благодарностью в наши фуры, которые поедут по всей Москве, к каждому дому, к каждой квартире — все отдано будет немедленно в благодарные руки в лазареты и склады».

Выставка «Москва в годы Первой мировой». Источник: Музей Москвы

Плакаты с таким текстом и рисунком Константина Коровина, изображающим Дмитрия Донского, символ русской воинской славы и победы, были развешаны по всей Москве 21 сентября 1914 года. Замечалось: «Помочь нужно как можно скорее, до наступления морозов». «Фургонный сбор» шел пять недель. Москвичи несли «все, что может напитать и утешить раненого» тоннами: на снимках тех лет — буквально до потолка заваленные одеждой и книгами пункты приема и сортировки принятых пожертвований. В большой витрине рядом с фургоном (именно такие «фуры» принимали дары москвичей) — образцы тех пожертвований: рубахи, грубого желтоватого полотна и белые батистовые, книги (Лесков, Фет, Салтыков-Щедрин), чай и ромашка, вата и печенья, ножницы, клещи, бинокль, немецко-русский словарь «Благо».

В соседнем зале о благотворительности — еще больше. Манекены одеты в костюмы тех лет и опоясаны перевязями. «На помощь жертвам войны» (самый первый сбор, «кружечный»: продавали флажки, открытки с рисунком Пастернака «Раненый воин»; сбор организован через три недели после начала войны, 20-12 августа 1914, собрали 307 822 рубля, 15 000 рублей вещами). «На табак солдату» и «На борьбу с чахоткой» («День белой ромашки» — 20 апреля предлагали купить цветок). «Купите красное яичко» (однодневный сбор к Пасхе в помощь беспризорным детям), и так далее. Плакаты напротив на стене перечисляют еще и еще благотворительные специальные дни: пожертвования на переносные бани, один день, когда все торговцы отчисляют 5 процентов на Дом инвалидов, выставка «Бубнового валета» в помощь детям воинов, «Капустник» союза артистов Москвы — русской армии и жертвам войны. Выходя с выставки, видишь манекены, женский и детский, ее открывающие, с другой стороны. На спинах белых фигур — красные с брызгами пятна, как от выстрелов. Хор без перерыва поет «Боже, царя храни».

Выставка «Москва в годы Первой мировой » работает в Музее Москвы (Зубовский б-р, 2) до 19 октября. Билеты: 50—100 рублей.

Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах (549685)
Вы можете изменить этот текст

Правый зал помещений Нового Манежа от пола до потолка звуки выстрелов прорезают буквально. Пол тут покрыт неровными жестяными листами, каждый шаг каждого посетителя рождает звонкие, разносящиеся эхом «разряды». Сначала они заставляют вздрагивать. От потолка к полу — большие красно-белые полотна, это пространство «Война». В зале напротив — полотна белые, полупрозрачные, играет музыка и песни тех лет. Это — «Мир».

Разделенную на две большие части экспозицию, вместившую невероятное количество информации, трудно назвать просто выставкой. Это скорее интерактивный исторический и образовательный арт-проект. Огромный стенд, открывающий «Войну», последовательно, в сопровождении «движущихся картинок»-карт и кратких пояснений, рассказывает о событиях войны, с 1914 по 1918 годы. За ним — фотографии (в том числе, опять же, стереопары); выглядящие небольшим волшебством «голографические картинки», изображающие военную технику тех лет (бронемашины, самолеты, пулемет «Максим»). Особая гордость — «полная электронная копия Брест-Литовского договора», закрепившего мир. На стенах — полотна: итальянский футурист Джино Северини и его в флагах и крестах «Санитарный поезд», Павел Филонов с тревожной «Германской войной», Пол Нэш с привезенными из Лондона работами (особенно щемит сердце от «Восхода» с опустошенным битвой полем боя), Петров-Водкин и его заставляющая застыть на мгновение, как умирающий от пули воин, картина «На линии огня».

В «Мире» — такая же подробная реконструкция событий довоенных, решивших начало войны, плюс — рассказ о жизни тыла. Личный дневник Николая II (страницы от 19 и 20 августа: «Германия объявила нам войну»; «Хороший день, в особенности в смысле подъема духа! (…) Подписал манифест об объявлении войны»). Телеграммы, которыми обменивались члены одной семьи, стоявшей тогда «у руля» всей Европы, «хозяин земли российской» Николай (Ники), англичанин Georgie и кайцер Германии Вилли, Вильгельм II. В отдельных комнатах на экранах — два увлекательных фильма. Один — об отношениях перед войной участников императорской «фамилии» вообще и упомянутых троих — подробно: становятся вполне понятны истоки конфликта. Второй, смотрящийся настоящим детективом — о дне убийства Франца Фердинанда студентом Гаврилой Принципом (ведь этого убийства могло не быть, не зайди Гаврило после первого, неудавшегося покушения «команды» в кофейню на чашечку кофе). Искусство — тоже есть: «Архангел Михаил» Васнецова и эпический цикл Гончаровой «Мистические образы войны», Аристарх Лентулов с эскизом «Торжественное молебствие в Кремле во славу победы русского воинства» и пронзительно-прекрасный «Георгий Победоносец» Филонова. Все — подлинники.

Тут много других видеосвидетельств, документов и фотографий, но дольше всего можно простоять перед интерактивными информационными экранами. Эти своеобразные «электронные книги» во множетсве открыты каждому «читателю» по всему пространству выставки. Разные разделы в них рассказывают о героях сражений и о жизни в тылу, о женщинах во время войны и о том, как она отразилась на детях, о том, какими были сражения — и быт на передовой и в запасе. Написанные увлекательно, снабженные цитатами очевидцев, фотографиями, эти рассказы — куда живей и интересней глав учебника, а историю войны рассказывают так, что она действительно запоминается. К сожалению, этот проект планируется к закрытию раньше других — до 28 сентября. Но успеть увидеть его еще можно (и сделать это стоит).

Выставка «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах » работает в Новом Манеже (Георгиевский пер., д. 3, стр. 3) до 28 сентября. Билеты: 100—250 рублей.

Вчера, 31 июля в городском краеведческом музее г. Кропоткина состоялось открытие выставки «Две войны в судьбах наших земляков». Выставка приурочена к дате начала Первой мировой войны 1914-1918гг. в рамках культурно-образовательной программы «Если мы будем помнить об этой войне, какое право имеют забыть остальные», рассчитанной на 2014-2018 годы. В текущем году в рамках этой программы музей подготовил цикл мероприятий «Летопись забытой войны» к 100-летию окончания Первой мировой войны (1914-1918гг.)

На выставке представлен краеведческий материал: фотографии земляков-участников войны, воспоминания очевидцев, фрагменты холодного оружия времен Первой мировой, символическая карта Европы 1914-1915гг.

Впервые представлен лист из газеты «Летопись войны в России» за №14761 от 3 апреля 1915года из фондовой коллекции «Печатная продукция».

Особое место в экспозиции заняла витрина-память, посвященная Михаилу Васильевичу Черевчину – кавалеру двух Георгиевских крестов 3 и 4 степени, участнику Первой мировой войны, Гражданской и Великой Отечественной войн. В витрине представлены документы, фотографии и архивные справки, подтверждающие участие в Первой мировой войне Михаила Васильевича.

В экспозиционном разделе «Белые голубки», посвященном сестрам милосердия времен Первой мировой войны, представлены фотографии, открытки (копии) сестер милосердия, медицинские инструменты начала ХХ века: стеклянные шприцы и иглы, стеклянные баночки для хранения лекарств и чаша Петри.

Завершил выставку раздел «Достижения техники и оружия в годы Первой мировой войны», в котором представлены фотографии нового оружия и боевой техники, разработанного в период войны.

В рамках открытия выставки состоялась торжественная встреча с представителями казачьего общества района и города.

С приветственной речью выступили председатель Совета стариков городского казачьего общества Юрий Иванович Безвершенко и сотник Кропоткинского городского казачьего общества, заслуженный работник культуры Кубани Владимир Николаевич Фоменко. Приятной неожиданностью для музейных работников стал подарок Владимира Николаевича – два тома книги «Страницы казачьей славы» об участии казаков Кавказского отдела Кубанского казачьего войска в Первой мировой войне 1914-1917гг.

Из ст. Темижбекской на мероприятие в городской музей приехали атаман казачьей организации «Линеец» есаул Николай Дмитриевич Ситников и заместитель атамана подъесаул Василий Федорович Клименко. Николай Дмитриевич прочел стихи собственного сочинения о казаках –участниках Первой мировой. Василий Федорович передал в музейные фонды фото-отчет об установке памятника участникам Первой мировой войны на территории Свято-Архангело-Михайловского храма ст. Темижбекской. Среди почетных гостей мероприятия были есаул городского казачьего войска Владимир Адольфович Кожухарь, председатель Кропоткинской первичной организации Краснодарского краевого отделения Российского общества историков-архивистов (РОИА), директор МБУК ЦБС Любовь Михайловна Трепильченко.

Почетный даритель музея Владимир Адольфович передал в дар музею пулеметную коробку (патронный ящик) к пулемету Максим обр.1911г. и макет двухмачтового парусника, сделанного своими руками. Любовь Михайловна Трепильченко передала Кропоткинскому музею подборку газеты «Записки архивиста» за 2017 и первое полугодие 2018года, а кандидат политических наук, профессор, член Союза журналистов России Анатолий Васильевич Маринченко – монографию «Кровавое лихолетье».

Об участии казаков в Первой мировой войне рассказали заместитель атамана районного казачьего общества мл. вахмистр Александр Николаевич Игнатов и член общества историков-архивистов Константин Владимирович Каталей.

Атаман казачьей организации «Линеец» есаула Николай Дмитриевич Ситников и сотник Кропоткинского городского казачьего общества, заслуженный работник культуры Кубани Владимир Николаевич Фоменко награждены «Наградным Георгиевским крестом» в честь 100-летия со дня начала Первой мировой войны 1914-1918гг.

Для воспитанников клуба «Патриот» и гостей мероприятия научный сотрудник ГКМ Винников И.В. выступил с лекцией «Жители хутора Романовского на Кавказском фронте Первой Мировой войны».

История – это всегда урок. Только усвоив его, можно уверенно шагнуть в будущее, не повторяя ошибок прошлого.

В 2014 г. в России и за рубежом вспоминают начало Первой мировой войны.

Искра «мирового пожара» вспыхнула мгновенно, пламенем была объята вся Европа, которая не знала прежде таких масштабов войны.
Война 1914-1918 гг. была и первой, и последней. Первой мировой и последней войной для четырех империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской. С ее началом закончился «долгий девятнадцатый век» и наступил «короткий двадцатый».

Материалы о Первой мировой войне находятся в разных фондах Отдела рукописей, они начали поступать в Императорскую публичную библиотеку, когда война еще шла, продолжают пополнять наши фонды и сейчас. Значительная часть представленных документов не выставлялась ранее и представляется впервые.

Среди экспонатов - полевые книжки, письма, дневники, карты, статьи, автографы известных политиков и деятелей культуры.
Впервые представлены автографы и письма императора Николая II и его кузена и главного противника кайзера Вильгельма II , Григория Распутина и великого князя Константина Романова . Здесь и пророческие стихи Игоря Северянина , и полные тревоги и неопределенности дневники Зинаиды Гиппиус , сухие донесения, красочные зарисовки и карты с мест военных действий и документы, не прошедшие цензуру. Есть и бесхитростные солдатские письма с фронта, среди которых «последняя весточка» от одного из тысяч забытых героев той войны георгиевского кавалера Федора Чачуа, а рядом письмо о его гибели.

Выставлена и уникальная, чудом сохранившаяся, коллекция рукописных листовок. Их писали русские солдаты в окопах, обращаясь к солдатам и офицерам германской армии. Призывы записывали на фанере, ткани, оберточной бумаге. В начале войны они были полны ненависти к врагу, а уже в 1917 г. искренним желанием прекратить кровавое никому не нужное противостояние.

На экспозиции представлены ценнейшие документы того времени - рукописные журналы русских военнопленных.

Выставка в Отделе рукописей является своеобразной документальной летописью Первой мировой войны. Экспонаты не только детально рассказывают об этапах войны и людях, участвовавших в ней, но и передают атмосферу того времени.

Виртуальная выставка документов из Отдела рукописей в определенной степени повторяет экспозицию, которая открывается в Отделе 18 сентября 2014 г. в рамках мероприятий, посвященных 100-летию Первой мировой войны. Представленные экспонаты дополнят полномасштабную выставку «Лики Великой войны: Первая мировая война в коллекциях и фондах РНБ».

Подготовка выставки: Богданов Андрей Альбертович, н. с. ОР
Смирнова Мария Александровна, н. с. ОР
Подготовка цифровых копий: Белозеров Дмитрий Павлович, гл. биб-рь ОР;
Ляховицкий Евгений Александрович, зав. ЛКИиНТЭД ОР

Первая мировая война: около 15 миллионов убитых на полях сражений и мирных жителей, бесчисленные инвалиды, рухнувшие империи и - как результат - перекроенная карта Европы... Как рассказать обо всем этом, как показать на выставке войну, которую называют "пра-катастрофой" ХХ века? В Немецком историческом музее в Берлине нашли оптимальное решение. Экспозиция ведет вдоль 14 ключевых пунктов Первой мировой войны. Тщательно подобранные экспонаты показывают прошлое наглядно, история реконструируется и на примере частных судеб.

Победным маршем к смерти

Начинается выставка уже в фойе, где лаконично обрисована геополитическая обстановка в Европе накануне великой бойни: тогда, в начале двадцатого столетия, континент лихорадило от взаимных претензий и властных амбиций. Европейскими столицами заправляли аристократические элиты, бизнес и банки получили огромную власть, короли, цари и кайзеры были друг другу родственниками. Что-то вроде одной большой семьи, которую раздирали политические и экономические распри и среди членов которой шла конкурентная борьба за передел мира.

Германская империя в лице кайзера Вильгельма II, начиная с 1890 года, проводила опасную политику, заявляя претензии на колонии и за несколько лет построив угрожающих размеров военно-морской флот. Это наглядно представлено в экспозиции. Близка и понятна нам сегодня повседневная жизнь больших городов той эпохи, их мирный быт. Но чуждыми представляются военные марши, звучавшие повсюду. Агрессия ощущается почти физически.

Спустя шесть недель после покушения на наследника австрийско-венгерского престола и его супругу в Сараево началась война. Мир обезумел. В Немецком историческом музее посетитель выставки проходит мимо разрушенных стен, обклеенных европейскими газетами тех недель, а затем подходит к картине Августа фон Каульбаха (August von Kaulbach) "Германия" ("Germania"). Длинноволосая, белокурая валькирия в доспехах, с мечом и щитом, готова встретить неприятеля.

КОНТЕКСТ

"Тогда верили, - поясняет Андреас Никс (Andreas Nix), один из кураторов выставки, - что война ведется справедливая, оборонительная". И на фронт шли так, как это делали в XIXвеке, под развевающимися штандартами, маршевой поступью. Вот только этот марш встречал огненный смерч пулеметных очередей.

Новое оружие

В период между 1914 и 1918 годами на стороне Германии воевали около 12 миллионов человек. А всего в Первой мировой войне участвовало около 60 миллионов солдат. Во время сражения на Марне, одного из ключевых сражений Первой мировой, она впервые проявила себя в новом измерении. Пулеметы и скорострельная артиллерия косили солдат рядами, и количество жертв первых недель войны оказалось неожиданно высоким. Солдаты начали рыть траншеи и окопы, возводить брустверы и строить блиндажи. Скоро они образовали густую сеть, протянувшуюся от берегов Ла-Манша до швейцарской границы. Фронт застыл, никто уже не говорил о скорой победе. Белые перчатки, которые один из немецких солдат хранил в своем вещмешке на случай победного вступления в Париж, так и не пригодились их владельцу. Первая мировая война затянулась надолго.

Во время боев в тесных окопах для взаимного истребления использовались архаичные средневековые палицы, которые тоже стали экспонатами выставки. На земле, в воздухе и на море, однако, уже шла конкурентная борьба за более современное, более смертоносное оружие. 22 апреля 1915 года немецкие войска во время сражений в окрестностях бельгийского городка Ипр применили хлорный газ - первое в истории химическое оружие. В "кромешном аду" Вердена до конца 1916 года было взорвано 26 миллионов обычных снарядов и 100 тысяч снарядов, начиненных ядовитыми газами.

В Немецком историческом музее эти невероятные цифры дополняют инсталляции: за марлевой занавеской, например, висят подсвеченные противогазы. При приближении к ним включается шум трещоток, которые в реальных окопных условиях Первой мировой предостерегали солдат о начале газовой атаки.

Тотальная война

Экспозиция в Берлине следует построена хронологически. Она рассказывает о сражениях на Востоке и Западе, о войне в Африке, о фронтах Османской империи и о боях на горных перевалах. В качестве "бытовых" экспонатов выставлены лыжи, туалетная бумага и настольные игры, "Полевые шашки", например, легко умещались в солдатских ранцах вместе с фотографиями и письмами из дома. На выставке показаны также "патриотические" игрушки, в частности, миниатюрный походный лазарет. Будни солдатской жизни – это и увековеченные на фотографиях калеки, повешенные пленных, которых подозревали в шпионаже, дневниковые записи...

В общей сложности, около 500 экспонатов из 13 стран - оружие, униформа, предметы повседневного обихода, а также дневники, письма, рисунки, картины, фотографии, фильмы - показывают в Немецком историческом музее, какой страшной была Первая мировая война, эта первая в ХХ веке тотальная катастрофа.

Похожие публикации