Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Сумин Пётр Иванович. Биография сумин петр иванович Сумин петр иванович его дети

Жители Челябинской области называли Петра Сумина народным губернатором. Он был первым главой региона, которого выбрали сами южноуральцы. 7 июня ему исполнилось бы 70 лет. Именно в этот день в действительности родился Петр Иванович, хотя большинству известна лишь «официальная» дата его рождения - 21 июня, как записано в его паспорте (в этот день его поздравлял президент РФ). В кругу семьи было принято поздравлять именинника дважды в месяц. Петра Ивановича нет с нами уже пять лет, но его продолжают любить, вспоминать и цитировать. Сегодня это сделает и «Губерния» - издание, которое в свое время появилось при поддержке Петра Сумина. Печатаем мы и уникальные и редкие снимки, сделанные фотокорреспондентом Вячеславом Никулиным.

Петр Иванович Сумин – первый всенародно избранный губернатор. Таким он был, таким и останется навсегда. Потомкам еще предстоит до конца оценить вклад Петра Сумина в развитие региона и масштаб этого человека, работавшего при смене разных формаций и все пропускавшего через себя, - говорит Евгений Редин, первый заместитель губернатора, работал в команде Петра Сумина.

Выставка. Личные вещи и семейные фото

С 7 июня по 30 июля в Челябинском краеведческом музее открывается выставка, которая посвящена 70-летнему юбилею со дня рождения Петра Ивановича. На ней представлены предметы, связанные с памятью о народном губернаторе, рассказывающие о его профессиональной деятельности и личной жизни.

Многие экспонаты взяты из фондов краеведческого музея, часть вещей предоставлена членами семьи Петра Ивановича, в частности его супругой Ольгой Ильиничной. Среди предметов, например, есть модель парусника - подарок губернатору, который он бережно хранил многие годы. На выставке можно увидеть также семейные фотографии, сувениры, награды.

Помогли организовать выставку вдова Ольга Сумина и писатель Михаил Фонотов, который был хорошо знаком с народным губернатором и написал про него книгу.

Хоть прошло уже пять лет, как Петра Ивановича не стало, мне до сих пор очень трудно о нем говорить, сложно что-то рассказывать, сложно забывать, - говорит Ольга Сумина, вдова Петра Сумина. - Как-то я прочитала и мне запомнились слова: «Нет теперь ни шороха, ни звука. Сердце - безнадежная калека. Это очень сложная наука - забывать родного человека». Забыть Петра Ивановича просто невозможно. Мы вместе прожили почти полвека, воспитали двоих дочерей, внука. Сейчас подрастают еще два внука и правнучка… Он для меня был обычным человеком, но он был необычным человеком. Понимайте, как хотите. Прожив с ним столько лет, я ни разу не испытывала чувство стыда и неловкости за него. Я всегда гордилась им. Семья была главной для Петра Ивановича. Он был в курсе всех дел, проводил все свободное время с детьми и внуками. Без него не принималось ни одно решение. Петр Иванович делился со мной проблемами, но оказывать давление на него я не могла. Единственное, на что я влияла – это на его имидж: прическа, галстук какой подобрать, костюм. Он был человек непритязательный, а мне хотелось, чтоб он был современным.

Последнее интервью Петр Сумин в должности губернатора Челябинской области дал 15 апреля 2010 года. Оно вышло на сайте dostup1.ru. Сегодня мы публикуем отрывки из него.

Петр Сумин: «Я прослыл консерватором, рассылая в Москву письма с просьбами сохранить государственное регулирование цен»

Петр Иванович, вы возглавляли Челябинскую область три губернаторских срока. Стаж руководящей работы у вас тридцать лет. Что значит – быть руководителем в России?

Я не раз задавал себе этот вопрос в разных исторических обстоятельствах и не мог на него однозначно ответить, составить какой-то универсальный рецепт. За последние 20 лет в стране произошли колоссальные события, которые совершенно изменили ее облик, характер. Приходилось и себя выворачивать наизнанку, переделывать, чтобы успевать за временем, за событиями, которые сменялись с огромной скоростью. К тому же, скажем честно, власть мало кто любит. А в годы российских реформ, «в лихие 90-е», ее еще откровенно не уважали – за тот хаос, в который провалилась страна. Как вернуть это доверие – никто не знал. Но одно правило я для себя тогда четко сформулировал – нужно научиться слышать людей, даже скрипя зубами, затем думать и принимать взвешенное решение.

- Какие решения давались с наибольшим трудом?

Крайне нелегко, например, далось решение приостановить в области приватизацию в 1992 году, когда я был председателем областного Совета, пока не будет определен четко и ясно порядок ее проведения. Газеты пестрели заголовками, что Сумин хочет поссорить Челябинскую область со всей Россией. Пришлось к тому же прослыть консерватором, рассылая в Москву письма с просьбами сохранить государственное регулирование цен на продукты питания и товары народного потребления. Сейчас, кстати, 1993 год основательно подзабылся. А за тот год цены на хлеб и молоко выросли в 12 раз, на овощи и фрукты – в 19-25 раз. Цены и тарифы на платные услуги населению выросли в 48 раз, на жилищно-коммунальные услуги – в 60 раз. Было отчего схватиться за голову. Было ужасно больно за людей, за моих земляков, чей труд обесценивался одним росчерком на квитанции или ценнике. А самое скверное, что было ощущение безнадежности – ничего толком нельзя сделать, изменить, остановить. Словно ты как тот рязанский пирог с глазами – его едят, а они глядят…


- В одном из интервью вы признались, что получили область в «разобранном состоянии»…

Вся страна была в разобранном состоянии. Центробежные силы привели к закономерному итогу – каждый старался выжить сам по себе, никто ни за что не отвечал, не было внятной социально-экономической политики. Когда люди, предприятия, регионы, вся страна бредет наугад – это страшно. Принимая дела в начале 1997 года, я даже не поверил докладам специалистов, когда те поведали мне сухую статистику. Только задолженность села по всем видам платежей тогда превысила 3,2 триллиона рублей. Это же какие-то астрономические цифры. В том году в замкнутом круге неплатежей находилось свыше 1 200 средних и крупных предприятий – половина Челябинской области. Из 290 сельскохозяйственных предприятий области лишь 24 закончили тот год с прибылью. Добавьте к этому мощное давление на металлургические предприятия с целью ликвидировать их как конкурентов. Какое число машиностроительных предприятий и предприятий ОПК лежало на боку. Как шахтеры блокировали железную дорогу. Наконец, в каком глубоком кризисе пребывала социальная сфера – с многомиллионными долгами по пособиям, пенсиям, зарплатам. И это на фоне тотальной неуверенности в завтрашнем дне. До сих пор поражаюсь, какие силы заложены в наших людях, что они способны выдержать такую психологическую нагрузку, не опустить руки, а объединившись, действовать. Если и говорить о каком-то главном итоге последних десяти лет, то он будет заключаться не в деньгах. Мы перестали жить в неизвестности, перестали быть обособленными. Один в поле не воин. Когда мы это осознали, когда область включилась в общую работу, тогда и появились более-менее надежные ориентиры, перспективы, а затем и полновесная Стратегия развития.


- Иными словами, задача руководителя региона – связать все ниточки воедино?

Можно и так сказать. Приведу один пример. Металлурги его хорошо помнят. В 1996 году, когда я еще был депутатом Госдумы, остановился Челябинский электрометаллургический комбинат. Донской ГОК в Казахстане в одностороннем порядке отказался поставлять хромовую руду. Тогда и была предпринята попытка выступить «единым фронтом»: трудовые коллективы, общественные движения, депутатский корпус, администрация области – все мы добились того, чтобы прошла встреча на высочайшем уровне, а президенты подписали необходимые соглашения. Связывались, и крепко, ниточки на уровне области. Начало этому интеграционному процессу было положено летом 1999 года. Мы тогда встретились на «УралАЗе» – представители власти, директора 80 крупнейших южноуральских предприятий. Вместе продумали и постарались выстроить систему четкого распределения выгодных заказов и взвешенную ценовую политику. По итогам встречи подписали соглашение «О принципах развития внутриобластной кооперации». Это помогло многим предприятиям подняться с колен и сохранить трудовые коллективы. Потом будут соглашения с РАО ЕЭС о реструктуризации долгов, с «Газпромом» о масштабной газификации в области. Будут соглашения с Министерством обороны по военным заказам, десятки, если не сотни межрегиональных и международных соглашений о сотрудничестве. А любое соглашение дает ясное понимание – что предстоит сделать, сколько это будет стоить, какая взаимная выгода, сколько потребуется времени. Определившись, оставалось засучить рукава и работать. Поэтому на сегодняшний день масштабная, многоплановая система соглашений остается одним из ключевых достижений области за последние годы.


- Какие события последнего десятилетия вы назвали бы поворотными?

Было много событий, которые так или иначе меняли социально-экономический профиль страны и области. Но по-крупному поворотным можно назвать лишь одно событие – старт четырех национальных проектов в сентябре 2005 года, данный Владимиром Владимировичем Путиным. Хотя они задумывались как отраслевые прорывы, на самом деле оказались прорывом общегосударственным. Впервые с пореформенных лет появилась внятная, масштабная, подкрепленная средствами программа действий… (Речь о проектах «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье», «Развитие АПК».) На подготовленную почву лег и национальный проект развития АПК. Еще в 1997 году, когда мне пришлось буквально занимать средства у предприятий, чтобы селяне могли начать посевную, дал себе зарок – выкорчевать из расхожего сознания желание видеть в сельском хозяйстве прореху, «черную дыру», в которую бесполезно вкладываться. Мы начали это делать, увеличивая инвестиции по мере возможности. И отдача не заставила себя ждать. В 2004 году область, например, впервые за свою историю стала экспортером зерна – и себе хватает, и на продажу остается. Уже в рамках нацпроекта была полностью обеспечена продовольственная безопасность области по основным продуктам питания. А в целом за десятилетие объемы сельскохозяйственного производства выросли в 1,6 раза – и это в регионе «рискованного земледелия»!

В нынешний кризис стартовала программа президента России Медведева по коренной модернизации реального сектора экономики. Челябинская область по-прежнему остается инвестиционно привлекательной?

Безусловно! Здесь даже не может быть сомнений. Говоря языком юристов, президент в своем послании Федеральному Собранию закрепил «де-юре» то, что уже несколько лет осуществляется «де-факто», в том числе и в нашей области. Я не раз приводил эти цифры, но думаю, есть смысл повториться. За последнее десятилетие объемы промышленного производства и валового регионального продукта выросли в 1,8 раза. И по этим показателям область занимается в России шестое место…


Петр Иванович, на одном из экономических форумов вы определили среднесрочную перспективу как «инфраструктурное десятилетие», которое должно изменить облик области. У вас нет ощущения, что кризис «похоронил» эту идею?

Конечно, не «похоронил». Отложил – в силу объективных причин: экономических, где-то организационных. Нам пришлось серьезно «поджаться», например, в отношении дорожного строительства, других инфраструктурных проектов. Но это не будет длиться вечно. Да и никто еще не отменял главной региональной и муниципальной задачи: целенаправленно, шаг за шагом, создавать новое качество повседневной жизни. Мне не раз приходилось слышать: вот, трубу прорвало – Петр Иванович виноват; котельная не дает нужной температуры – губернатор недосмотрел; на дороге появилась рытвина – правительство же по ней не ездит! Внешне, это кажется нелепым – за всем не углядишь. Но в глубине, все, что касалось проблем в области, касалось лично меня. Здесь нет никакой патетики. Я всегда считал, что в идеале власть должна сделать так, чтобы человек вспоминал о ней «в сердцах» как можно реже…

И сейчас (после ухода с поста губернатора) у меня вряд ли душа перестанет болеть за то, что у нас в области происходит… Но мы передаем область без каких-либо долгов, с хорошо отрегулированной бюджетной системой. Создан вполне весомый финансовый резерв. Многие вещи на уровне области отработаны, налажены, доказали свою эффективность – их нужно четко передать, как говорится, по наследству, чтобы сохранить преемственность курса, комплексное развитие всех сфер нашей жизни, ровное созидательное движение вперед.

Петр Сумин родился в июне 1946 года в многодетной крестьянской семье в селе Верхняя Санарка Троицкого района Челябинской области. Окончил среднюю школу, затем в 1969 году металлургический факультет Челябинского политехнического института, позже - Свердловскую Высшую партийную школу.

С 1969 по 1980 год работал на Челябинском металлургическом заводе (ЧМЗ), пройдя путь от подручного сталевара до секретаря комитета ВЛКСМ ЧМЗ. В 1989 избран председателем Челябинского облисполкома, а в 1991 году стал председателем Челябинского областного Совета народных депутатов.

В 1993 году победил на первых выборах главы администрации Челябинской области, набрав более 50 процентов голосов. Однако итоги выборов были отменены, несмотря на решение Конституционного суда РФ о признании законности результатов этих выборов, и до октября 1993 года в области фактически существовало две администрации - Петра Сумина и Вадима Соловьева. В октябре 1993 года после разгона Верховного совета президент Ельцин подтвердил полномочия Соловьева.

С декабря 1995 года Петр Сумин являлся депутатом Государственной Думы второго созыва. В декабре 1996 года был избран губернатором Челябинской области, затем дважды переизбирался. Он руководил регионом почти 14 лет - по апрель 2010 года. По истечении срока полномочий Петр Сумин просил не рассматривать его кандидатуру на новый губернаторский срок, мотивируя свой шаг желанием уступить дорогу молодым.

С июня 2010 года Петр Сумин возглавлял отдел администрации области по взаимодействию с уполномоченным представителем президента РФ в Уральском Федеральном округе, который был создан специально под экс-губернатора. Затем его упразднили.


В январе 2011 года после продолжительной болезни Петра Сумина не стало. Его похоронили на Аллее почетных граждан на Успенском кладбище Челябинска со всеми подобающими государственными почестями.

08:05 Звери года: ТОП-9 пушистых (и не только) героев Южного Урала

В уходящем году героями новостей становились не только люди, но и животные. Вспоминаем, чем радовали и пугали четвероногие и крылатые жители Челябинской области

Пётр Иванович Сумин, русский, родился в 1946 году в многодетной крестьянской семье. Окончив в 1964 году среднюю школу, поступил на металлургический факультет Челябинского политехнического института (закончил в 1969 году). С 1969 по 1980 год работал на Челябинском металлургическом заводе (ЧМЗ) (от подручного сталевара до секретаря комитета ВЛКСМ ЧМЗ). Был женат, имел двух дочерей и четырёх внуков.

Трудовой путь начал на Челябинском металлургическом заводе (ЧМЗ), работал подручным сталевара в электросталеплавильном цехе, позже стал мастером этого цеха.

С 1971 по 1978 год - секретарь комитета ВЛКСМ ЧМЗ, секретарь Металлургического района ВЛКСМ, первый секретарь Челябинского горкома ВЛКСМ.

С 1978 года - заместитель начальника ЭСПЦ-5 Челябинского металлургического завода.

В 1980-1984 годах - второй, первый секретарь Металлургического РК КПСС.

С 1984 года - председатель Челябинского горисполкома.

В 1987 году назначен первым заместителем председателя Челябинского облисполкома, в 1988 году на альтернативной основе был избран вторым секретарём обкома партии.

Лучшие дня

В 1989 году был избран председателем Челябинского облисполкома, в 1991 году - председателем Челябинского областного Совета народных депутатов.

С 1993 по 1995 год - вице-президент инвестиционной холдинговой компании "Выбор". Основатель и председатель Совета общественно-политического движения "За возрождение Урала" (с 1994 года).

С декабря 1995 года - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, член комитета Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам, член депутатской группы "Народовластие".

22 декабря 1996 года Сумин был избран губернатором Челябинской области, набрав 53,92% голосов избирателей. Вновь избран на этот пост 24 декабря 2000 года (получил около 60% голосов).

14 апреля 2005 года президент РФ Владимир Путин внёс на рассмотрение Законодательного собрания Челябинской области кандидатуру Сумина для наделения его полномочиями губернатора региона, 18 апреля депутаты утвердили его на этом посту. Решение было принято единогласно 42 голосами.

Сумин входил в состав Совета Федерации (с 1996 по апрель 2001 года); являлся членом комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Возглавлял рабочую группу президиума Госсовета по вопросам развития физической культуры и спорта.

Являлся членом партии "Единая Россия".

В 1989 избран председателем Челябинского облисполкома, а в 1991 году стал председателем Челябинского областного Совета народных депутатов.

В 1993 году победил на первых выборах главы администрации Челябинской области, набрав более 50 % голосов. Однако итоги выборов были отменены, несмотря на решение Конституционного суда РФ о признании законности результатов этих выборов, и до октября 1993 года в области фактически существовало две администрации - Сумина и Соловьёва В. П.. В октябре 1993 года после разгона Верховного совета президент Ельцин подтвердил полномочия Соловьёва.

С декабря 1995 года являлся депутатом Государственной Думы второго созыва. Работал в думском Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, принимал участие в работе независимой депутатской группы «Народовластие».

В декабре 1996 года был избран губернатором Челябинской области. Позднее был переизбран на новый срок. В 2005 году полномочия губернатора были продлены ещё на 5 лет.

В январе 2010 года стал куратором социального проекта «Крепкая семья» (внутрипартийные проекты «Единой России»).

В марте 2010 сказал, что не будет подавать заявку на новый губернаторский срок.

Скончался ночью 6 января 2011 года (по одной из версий, от рака лёгкого, вызванного длительным курением). Ранее 14 декабря 2010 года стало известно о госпитализации Сумина в тяжёлом состоянии.

10 января 2011 года после митинга родные, друзья, коллеги попрощались с Петром Суминым. Прозвучал гимн Российской Федерации, почётный караул дал оружейный салют.

Первый Губернатор Челябинской области Пётр Сумин похоронен на Аллее Почётных захоронений Успенского кладбища города Челябинска.

Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2010)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006)

Орден Почёта (2001)

Медаль «75 лет гражданской обороне» (МЧС России, 2008 год)

Сумин Петр Иванович родился 7 июня (по паспорту 21 июня) 1946 г. в с. Каменная Санарка Троицкого района Челябинской области, в многодетной крестьянской семье, в полугодовалом возрасте с семьей переехал в село Верхняя Санарка Пластовского района Челябинской области.

В 1964 г. окончил среднюю школу. Поступил в институт, где Петра Ивановича судьба свела с Ольгой Ильиничной Ткачевой. Свадьбу сыграли в 1969 году, позже родилась первая дочь Наташа.


В 1969 г. окончил металлургический факультет Челябинского политехнического института.
1969-1971 - подручный сталевара, мастер электроплавильного цеха Челябинского металлургического завода (ЧМЗ).
Являлся членом КПСС с 1972 по август 1991 года.


1971-1978 - секретарь комитета ВЛКСМ ЧМЗ, первый секретарь райкома ВЛКСМ Металлургического района, первый секретарь Челябинского горкома ВЛКСМ.
1978-1980 - заместитель начальника электросталеплавильного цеха ЧМЗ.
1980-1984 - второй, затем первый секретарь РК КПСС Металлургического район а г. Челябинска.
С 1984 г. - председатель Челябинского горисполкома.
С 1987 г. - первый заместитель председателя Челябинского облисполкома.
В 1990 г. был избран председателем Челябинского облисполкома.


1991-1993 - председатель Челябинского областного Совета народных депутатов, избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, народным депутатом РФ (1990-1993).
В 1993 году победил на первых выборах главы администрации Челябинской области, набрав более 50 % голосов. Однако итоги выборов были отменены, несмотря на решение Конституционного суда РФ о признании законности результатов этих выборов, и до октября 1993 года в области фактически существовало две администрации - Сумина П.И. и Соловьёва В. П. В октябре 1993 года после разгона Верховного совета президент Ельцин подтвердил полномочия Соловьёва.


1994-1995 - вице-президент Уральской инвестиционной холдинговой компании «Выбор».
1995-1996 - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, был членом депутатской группы «Народовластие, членом Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам.
В декабре 1996 г. был избран губернатором Челябинской области.


24 декабря 2000 г. вновь победил на губернаторских выборах, набрав более 70% голосов избирателей, участвовавших в голосовании.
18 апреля 2005 г. был утвержден Законодательным Собранием Челябинской области по представлению Президента РФ губернатором области на новый пятилетний срок.


В марте 2010 года сказал, что не будет подавать заявку на новый губернаторский срок.
С января 1997 г. входил в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ, являлся членом Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию и банковской деятельности.
Основатель и председатель Совета общественно-политического движения «За возрождение Урала».


Член Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Награжден орденами Почета (2001), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).
Скончался ночью 6 января 2011 года (по одной из версий, от рака лёгкого, вызванного длительным курением). Ранее 14 декабря 2010 года стало известно о госпитализации Сумина в тяжёлом состоянии.
Бывший Губернатор Челябинской области Пётр Сумин похоронен 10 января 2011 года на Аллее Почётных захоронений Успенского кладбища города Челябинска.

«Истинный патриот, сын своей малой Родины, Петр Иванович ежедневно встречался и разговаривал с людьми, вникал в насущные проблемы, искал пути их решения. Эта огромная работа сегодня воплощена в многочисленных областных программах, которые большей частью носят социальный характер и направлены на защиту и поддержку южноуральцев, на повышение их уровня жизни», – сказал на траурном мероприятии Михаил Юревич.

Болезни Сумина П.И. стали доставать его еще в 90-х годах. В 1991-м Ельцин отстранил Сумина от должности главы администрации области. В Челябинск приехали Чубайс, иностранные корреспонденты, собрали пресс-конференцию. Чубайс обвинил Петра Ивановича в политической близорукости за то, что он приостановил приватизацию. Сумина Ельцин снял с поста главы региона. Но он продолжал работать председателем облсовета.
Когда Ельцин распустил Совет народных депутатов, Сумин П.И. остался без работы. Сильно переживал. Не мог сидеть без дела. А в 1995 году Петр принял участие в выборах депутатов в Госдуму. И выиграл. Уехал в Москву. Но стрессы не прошли даром. Началось заболевание сосудов. Московские врачи вовремя не приняли нужных мер. Операция, после нее осложнения, потом еще одна операция. Ничего не ел, таял на глазах. Полтора месяца пролежал в реанимации. Говорили, что он безнадежен. Но выкарабкался. В общей сложности пролежал в ЦКБ четыре месяца. Свое 50-летие встретил на больничной койке.
Вернулся в Челябинск. Его стали уговаривать принять участие в выборах губернатора. Сумин прошел обследование в Москве, сказали, что сердце в порядке. Народ проголосовал за него.


Семья
Жена: Сумина Ольга Ильинична
Дочери: Алистратова Наталья и Сумина Юлия.
Внуки: Данила, Полина, Андрей и Сергей.
В 2001 году Петр Иванович и Ольга Ильинична обвенчались.


Старшая дочь Наташа, зять Виктор, внук Данила (хоккеист), внучка Полина (фигуристка).
Младшая дочь Юля, двое сыновей, Андрей занимается борьбой тхэквондо, младшему Сереже семь лет (2008 г.р.). Он теперь носит фамилию деда. Сумин П.И. об этом просил свою дочь, когда она выходила замуж, но она взяла фамилию мужа, и родители не стали возражать. Молодая семья счастливо прожила 15 лет. А когда Петр Иванович заболел, Юля пообещала ему записать одного из сыновей на его фамилию. Когда Петра Ивановича не стало, первым делом Юля решила выполнить свое обещание. Но правила таковы, что один из родителей должен носить ту же фамилию. И Юля снова стала Суминой. А в семье теперь есть продолжатель рода – Сережа Сумин.

Смотрите на сайте:
Озера и реки Челябинской области (более 100 в таблице)


Дата рождения: 21.06.1946
Гражданство: Россия

П.И.Сумин родился 21 июня 1946 г. в с. Верхняя Санарка Троицкого района Челябинской области. Русский. Окончил Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола. В 1969-1973 гг. работал на Челябинском металлургическом заводе подручным сталевара, мастером, заместителем секретаря, секретарем комитета ВЛКСМ. В 1973-1978 гг. - первый секретарь Металлургического РК ВЛКСМ (г. Челябинск), затем второй, первый секретарь Челябинского ГК ВЛКСМ. В 1978-1980 гг. - заместитель начальника цеха Челябинского металлургического завода. В 1980-1984 гг. - второй секретарь Металлургического райкома КПСС, заведующий отделом Челябинского горкома КПСС, первый секретарь Металлургического райкома КПСС. Окончил Свердловскую Высшую партийную школу. В сентябре 1984 г. был избран председателем исполкома Челябинского городского Совета народных депутатов, в 1987 г. - первым заместителем председателя Челябинского облисполкома. В 1989-1990 гг. - второй секретарь Челябинского обкома КПСС. В 1990-1991 гг. - председатель исполкома Челябинского областного Совета народных депутатов, с января 1991 г. - председатель областного Совета народных депутатов.

В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР. В 1990-1991 гг. входил во фракцию “Коммунисты России”.

После событий августа 1991 г. Челябинский областной Совет рекомендовал П.И.Сумина на должность главы администрации области. Однако 24 октября 1991 г. Указом Президента РСФСР на эту должность был назначен председатель Челябинского городского Совета В.П.Соловьев, рекомендованный активистами блока “Демократическая Россия”.

14 января 1993 г. по инициативе П.И.Сумина малый Совет принял решение о досрочных выборах главы администрации. В связи с этим действующий глава администрации В.П.Соловьев подал протест в областной суд, что положило начало длительному судебному разбирательству между двумя ветвями власти. 25 марта 1993 г. Верховный суд РФ отменил решение областного Совета о проведении выборов. 9 апреля 1993 г. Президент РФ подтвердил полномочия администрации области. 11 апреля 1993 г. состоялся первый тур выборов. 16 апреля 1993 г. Верховный Совет РФ признал решение областного Совета о проведении выборов правомочным. 25 апреля 1993 г. П.И.Сумин был избран главой администрации Челябинской области. 7 июня 1993 г. Конституционный суд РФ признал законным решение областного Совета о назначении выборов главы администрации области. Вслед за этим на сессии областного Совета П.И.Сумин принял присягу и вступил в должность. 22 октября 1993 г. Указом Президента РФ были подтверждены полномочия В.П.Соловьева “в связи с имеющимися попытками отстранения... от осуществления его полномочий и попытками отдельных лиц создать параллельные структуры исполнительной власти”. В начале 1994 г. был подготовлен проект постановления Правительства РФ об отставке главы администрации Челябинской области (завизированный, в частности, В.С.Черномырдиным, А.Б.Чубайсом, С.М.Шахраем), который, однако, не был утвержден Президентом.

До августа 1995 г. П.И.Сумин - вице-президент инвестиционной холдинговой компании “Выбор”. В октябре 1995 г. П.И.Сумин был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы по Кыштымскому одномандатному избирательному округу № 184 Челябинской области избирательным объединением « Общественно-политическое объединение “Конгресс русских общин”» . На выборах был поддержан Союзом предпринимателей, а также отделением движения “За возрождение Урала”. Всего в округе баллотировалось 9 кандидатов. В голосовании приняли участие 64,20% зарегистрированных избирателей. П.И.Сумин победил, набрав 37,09% голосов. Его основными соперниками по округу были В.И.Горбачев, ведущий инженер Российского Федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института технической физики (г. Снежинск), выдвинутый КПРФ и набравший 12,22% голосов, и Т.Г.Хапров, директор ГСХП “Дубровский”, за которого проголосовали 9,50% избирателей. Являлся членом Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, членом депутатской группы “Народовластие”.

На момент избрания в депутаты Государственной Думы являлся председателем экспертного совета Челябинского филиала Центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем.

В 1996 г. во время избирательной кампании по выборам Президента РФ был доверенным лицом Г.А.Зюганова.

22 декабря 1996 г. в первом туре голосования избран главой администрации Челябинской области, в связи с чем его полномочия депутата Государственной Думы были прекращены. П.И.Сумин набрал 50,79% голосов, за действующего губернатора В.П.Соловьева проголосовали 15,99% избирателей. В выборах приняли участие 52% избирателей. 22 января 1997 г. вошел в состав Совета Федерации.

Являлся членом КПСС с 1972 по август 1991 г. В марте 1994 г. создал и возглавил Общественно-политическое движение “За возрождение Урала”, целью которого стала консолидация всех патриотических сил Челябинской области, в том числе и коммунистической ориентации.

Женат. Имеет двух дочерей.

В ходе предвыборной кампании осени 1995 г. П.И.Сумин подчеркивал необходимость защиты российского товаропроизводителя путем снижения налогов, введения государственного заказа, особенно для конверсионных предприятий.

Намеревался поднять статус Челябинской области, считал недопустимым положение, когда по вкладу в российскую экономику область стоит на четвертом месте, а по решению социальных проблем находится в седьмом десятке из 89 регионов России.

Высказывался за подотчетность власти народу, намеревался разработать механизм контроля за работой депутатов и отзыва тех, кто не оправдывает доверия избирателей. Выступал за разнообразие форм собственности в России, но против продажи земли.

Будучи выдвинутым кандидатом на должность главы администрации Челябинской области общественно-политическим движением “За возрождение Урала”, П.И.Сумин так формулировал политическую позицию движения:

1) За годы реформ объем промышленного производства в Челябинской области сократился более чем в 2,2 раза, капитальных вложений - в 3 раза. На четверть снизился объем производимой сельскохозяйственной продукции, почти в 3 раза упало производство товаров народного потребления. За девять месяцев 1996 г. общий объем производства сократился на 9,5%. Налицо неспособность власти создать механизмы конструктивного и делового согласования интересов населения, предприятий, различных социальных, экономических структур, партий и движений. Налицо финансово-бюджетный кризис: несмотря на то что до 70% всех налоговых поступлений остается в области, бюджетная сфера терпит нужду. Области не хватает бюджетных средств, потому что: за пять лет администрация области не смогла заключить договор о разграничении полномочий с федеральным Центром; в области создана система неконтролируемого движения материальных ресурсов через взаимозачеты по областному бюджету. Отсутствует действенный контроль за исполнением бюджета со стороны областной Думы, населения; отсутствует четкая и эффективная программа поддержки среднего и малого бизнеса, слаба промышленная, аграрная и инвестиционная политика. Все это влечет за собой снижение деловой активности в реальном секторе экономики и сужение налогооблагаемой базы.

2) Область даже в нынешних тяжелых условиях может выжить и развиваться нормально. Для этого необходимо решить несколько серьезных проблем. Прежде всего, необходимо “договориться с Центром”, заключить договор о разграничении полномочий. Челябинская область не должна быть донором для Башкортостана, Татарстана и для Свердловской области. Эти субъекты Федерации отстояли совершенно иные подходы к формированию бюджета. Сегодня до трети доходов, полученных на территории области, перекачивается в российский бюджет. А республики и области, имеющие сопоставимый экономический потенциал, перечисляют в Центр в два-три раза меньше. Финансовые ресурсы они направляют на развитие: строят жилье, поддерживают пенсионеров, образование, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство. В Челябинске же на это не хватает денег. Зато, по словам П.И.Сумина, “мы гордимся, что не сидим на шее у государства. Но от этой гордости ни у вас, ни у меня в кармане не прибавляется...”

3) Государство должно регулировать экономику, жестко увязывая адресную поддержку с выполнением программ обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров и с повышением эффективности производства, прежде всего за счет снижения издержек.

4) Необходимо регулировать тарифы и цены на перевозки, электроэнергию, сырье. Следует освободить предприятия от содержания социальной сферы.

5) Вернуть экономике и политике их естественное назначение и обеспечить удовлетворение потребностей человека, рост доходов населения, безопасность жизни всех социальных слоев, реальную борьбу с коррупцией.

Став главой администрации, П.И.Сумин высказывал намерение привлекать к управлению специалистов, профессионалов независимо от их партийной ор иентации. Подчеркивал, что считает ошибочным стремление иных своих коллег “отторгать людей, неспособных в любую минуту, безоговорочно брать под козырек. Опираться можно, как было сказано умным человеком, только на то, что сопротивляется”.

15 января 1997 г. П.И.Сумин подписал постановление по подготовке проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Челябинской области. Создана специальная комиссия, председателем которой стал первый заместитель главы администрации области В.П.Уткин. 16 января 1997 г. при областной администрации создана комиссия по изучению итогов приватизации государственной собственности Челябинской области. 5 февраля 1997 г. Государственная Дума приняла постановление “О поручении Счетной палате Российской Федерации о проверке использования бюджета Челябинской области, а также внебюджетных фондов, включая валютные”.

Похожие публикации