Стоячая зоя. Тайна зойкиной квартиры
60 лет назад произошло одно из самых удивительных событий в истории СССР. На окраине закрытого Куйбышева молодая девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках.
Стояние Зои стало всесоюзным скандалом: толпы народа от дома Зои разгоняла конная милиция, партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие.
«Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там… Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!» - доктор Анна задыхалась от волнения.
О том, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний.
Это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.
Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.
Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.
- Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…
О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».
В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся…
Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.
После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился… Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, «хорошим» человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.
Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?
Многие, наверное, уже слышали эту историю, некоторые знают её по фильму "Чудо". Для тех, кто не знает об этом шокирующем мистическом случае, советую прочитать эту статью...
1:828 1:83760 лет назад произошло одно из самых мистических событий в истории СССР. Молодая девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках. Стояние Зои стало всесоюзным скандалом: толпы народа от дома Зои разгоняла конная милиция, партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие. О том, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний.
1:16041:8
2:512 2:521Эта история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве, 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя, пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.
2:1220 2:1229 3:17333:15 3:24
Гости собрались, а Зоин жених Николай где-то задерживался. Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна.. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди и вошла в круг танцующих
3:760 3:769Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет.
3:984Веселье обратилось в ужас. Зоя застыла и стояла, как вкопанная! Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, - окаменевшая, холодная, как мрамор.
3:16123:8
4:512 4:521Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива. Вот, что она рассказывает:
- Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…
Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось - Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.
4:1717Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи.
4:516О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары . Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».
4:1167 4:1176В доме дежурили посменно по 8 часов два милиционера. По ночам около нее молилась мать.
4:1334Обо всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: "Кто наказал, Тот и помилует".
4:15794:8
Из посетителей к Зое были допущены следующие лица:
4:107 4:1161. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость.
4:382 4:3912. По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать.
4:651 4:660 5:1164 5:11733. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: "Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира".
5:18695:8
4. Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.
5:393 5:402 6:906 6:9155. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему.
6:1268Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ.
6:1406В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: "Ну, что, устала стоять?"
6:1646Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.
6:272 6:281Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю).
6:475 6:484В ночь на Светлое Христово Воскресение она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель. Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!»
6:944 6:953С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.
- Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?
- Голуби, голуби меня кормили, - был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней.
После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы.
6:195 6:204 7:708 7:717Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Люди скупали кресты, свечи, иконы.Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные - крестились. Не носившие креста - стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.
7:1444Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: "Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут".
7:17227:8
На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу , пройдя тяжелый путь - 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает "жизнь".
7:624 7:633Недалеко от знаменитого дома на Чкалова теперь стоит скульптура Николая Чудотворца, поставленная в честь его явления там, где он простил Зою...
7:899 7:908 8:1412 8:1421 9:19259:8
10:512 10:521 11:1025 11:1034Блог "Только для женщин"
11:1080 11:1089 11:1112 11:1135Самарской городской легендой, чудом, массовым психозом – как только не называли происшествие в городе Самаре, когда «обидевшая» икону девушка окаменела. Споры идут до сих пор.
Говорят, Никита Хрущев объявил «стояние Зои» провокацией западных спецслужб в канун открытия ХХ съезда КПСС, на котором развенчали культ Сталина.
Недавно по центральным каналам прошел фильм «Чудо». Сюжет - удивительный. О том, как юная богохульница, в наказание, застыла с иконой в руках на несколько месяцев. Врачи ничего не могли сделать, даже сдвинуть девушку с места. И только в канун Рождества священникам удалось вынуть из ее рук икону… Удивила приписка в конце фильма. Снят он по реальным событиям, произошедшим в Самаре (Куйбышеве) в 1956 году.
Неужели такое возможно?
– В современной православной истории такое чудо официально зарегистрировано, – пояснил нам Благочинный Туапсинского района отец Петр. – Церковь признала стояние Зои - так оно называется.
Мало того, несколько лет назад в Самаре в доме на Чкалова, 84, в квартире 5, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского был отслужен водосвятный молебен Святителю Николаю. А два года назад установили скульптуру Николая Чудотворца.
Пусть меня накажут!
Напомним вкратце об этом чуде. Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой cвятителя – окаменевшая, холодная, как мрамор.
Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия, но не могли привести ее в чувство.
Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть «Зоино стояние». Но спустя какое-то время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.
В праздник Рождества Христова пришел местный священник отец Серафим, отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день». В ночь на Светлое Христово Воскресение 23 апреля (6 мая по новому стилю)Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность.
– Как ты жила 128 дней? – спрашивали ее. – Кто тебя кормил?
– Голуби меня кормили, – отвечала Зоя.
Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере.
Чужими глазами
Из многочисленных «свидетельств», собранных и журналистами и священниками, практически нет от тех, кто бы лично видел это чудо. При детальном исследовании события вдруг выясняешь, что все говорят со слов друг друга. В основном свидетельства такие: «Один молодой парень на наш вопрос: “Ну что, все стоит?” - просто снял с себя фуражку, а под ней оказалось несколько поседевших от ужаса прядей! По его словам, когда он был в комнате, Зоя вдруг закричала откуда-то из чрева: “Молитесь! Грядет судный день!” Другой милиционер схватил топор и попытался разрубить половицы, к которым приросла девушка, но в лицо ему прямо из пола брызнула кровь! Заметим, сам рассказчик ничего не видел - он передает слова других. Показаний самих милиционеров нет. Или еще: «Спустя несколько десятилетий о чуде вспомнил еще один самарец. Оказалось, у него тетка работала на «Скорой», которая выезжала к девушке. Почему-то сорок лет он молчал, потом заговорил. « Тетка моей матери, Анна Павловна Калашникова, в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону Святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось».
Особое место в этой истории отведено отцу Серафиму, человеку серьезному, отсидевшему свое в лагерях, после отсидки он еще долго служил в церкви. В этот дом в то время его привозили спецслужбы. Так вот, сколько его потом ни спрашивали монахини и близкие - действительно, ли он забрал икону из рук девы - все его ответы были примерно таковы «Зачем вам знать об этом?» Сам он также никогда ни о чем не рассказывал.
А была ли Зоя?
Но адрес этот в Самаре есть. По крайне мере, был еще несколько лет назад. (Власти города все время пытаются снести это старое жилье и построить на этом месте высотку, но церковь просит передать им этот земельный участок, чтоб поставить часовню в память о чуде) К адресу здания номер 84 относится сразу несколько деревянных строений. Низенькая избушка с покосившейся крышей, дом, где, по преданиям, стояла Зоя, считается пятой квартирой. Там по-прежнему живут люди! В 56-м году калитку аж снесла с петель обезумевшая толпа. А в 2000-е хозяев вновь одолевали вездесущие журналисты.
– Да не было никакой “каменной Зои”! – в один голос твердят соседи. - Жила здесь некая Клавдия Болонкина, женщина пьющая, сама торговала пивом из бочки. И сынок ее Вадим был проблемным - воровал. В тот злополучный вечер в январе 56-го года он как раз собрал друзей, чтобы отметить свой выход из тюрьмы. Была среди них и странная девушка, которую все считали юродивой: в Бога шибко верила. Вот и пустилась кружить с иконой Николая Чудотворца - видать, от наплыва религиозных чувств. А окна тут низкие, без занавесок - все с улицы видно… И как раз проходила по двору одна монахиня - заглянула в комнату, увидела танец и оскорбилась. Идет дальше по улице и девушку поносит: “За такой грех обернешься ты соляным столбом!” Народ услышал - побежал смотреть, что происходит. Как в фильме: “Все побежали - и я побежал…” А Клавдия Болонкина, не будь дурой, тут же наплела, что в доме одеревенела грешница с иконой, и стала пускать в комнату только за десятку с носа. Одни выходят: “Там ничего нет”. А другие не верят: “Врешь, просто говорить вслух боишься!..”
Рассказ последнего очевидца - реального - местные краеведы даже записали для достоверности и сфотографировали его.
Владимир Чигуров, сосед: «Слухи по городу стала распускать оборотистая старушка Клавдия Болонкина. Толпа лезла через ворота с криками: “Где тут каменная девка?!”. Когда стемнело, гости вооружились факелами и угрожали: “Сожжем-ка мы это дьявольское место!” Я испугался и взял дубинку. На следующий день выставили милицию, а меня пригласили на беседу с двумя кагэбэшниками. “Защищай свой дом - если что, стреляй прямо по толпе”. Я сказал: “У меня есть ружье”. Несколько дней столпотворение продолжалась - милиция еле сдерживала зевак. Некоторых пускали в дом, чтобы те рассеяли слухи, но очевидцы все равно не верили властям: “Грешница находится в потайном погребе!” Столько дураков в одном месте сразу я больше никогда не видел”.Другие говорили, что оцепление не снимали полгода.
Интересно, что имя Зоя не фигурирует ни в одном из документов. Впервые оно (вместе с фамилией Карнаухова) прозвучало в прессе аж через четыре года. Наши коллеги из Самары взяли телефонный справочник и прошлись по всем Карнауховым. И нашли, то что искали!
– Зоя Карнаухова? - отозвался 60-летний Александр Павлович Карнаухов. - Да, это тетушка моя была, сестра отца. Раньше она жила в Самаре. Я был ребенком, когда это все произошло, и не особо верил в легенду. Но тетушка Зоя как человек религиозный столько говорила о чуде, что прямо на нем помешалась. И уже сама начала отождествлять себя с той грешницей. С тех пор и “прославилась” наша фамилия незаслуженно на весь город.
Верующие убеждены, что на Пасху Бог творит чудеса. Тогда, в середине прошлого века почти уничтоженная советами церковь очень нуждалась в таких чудесах - может, поэтому молчали, не отрицали чуда - чтобы укрепилась вера людей? И безбожники хотя бы задумались и о Боге, и грехе, и о возмездии? А с другой стороны… Сейчас как раз начался Рождественский пост, а ведь вся эта история во время него и родилась…
Мнение врачей
«Сама я – врач-рентгенолог, но из курса психиатрии еще в институте помню картину болезни под названием истерия, которая очень напоминает картину, описанную в статье. Возможно, когда девушка стала танцевать с иконой, в этот момент в небе сверкнула молния и ударил гром. Ведь такое явление природы случается и в самый пик зимы. А так как Зое сказали о наказании Божием, то у девушки случился приступ истерии в виде выраженных тонических судорог. При тонических судорогах мышцы становятся плотными, как бы окаменевают. Поэтому и укол ей не смогли сделать.
Ирина Васильченко, г. Краснодар»
«Приступ тонических судорог продолжается не более минуты. Другое дело, когда человек впадает в истериоформное состояние, вызванное, как правило, предварительным нервным потрясением. Тогда человек может действительно обездвижeть с напряженными мышцами и надолго застыть в любой позе. Может застыть и стоя.
Владимир Поддубный,
в то время, главврач психиатрической больницы, Москва»
Источник фото: oldsamara.samgtu.ru
Завершаем первый сезон нашей историко-патриотической саги исследованием одного из самых загадочных явлений - Стояния Зои. Больше полувека назад в доме в самом центре Самары девушка замерла как вкопанная с иконой Николая Чудотворца в руках. Молодой писатель, автор романа «Безымянлаг » Андрей Олех рассказывает, почему эта история сделала город таким, каким мы его знаем, и разбирается: было или не было? Чудо или байка?
Стояние Зои, пожалуй, самая известная легенда Самары. Это история, где факты и вымысел сливаются воедино, КГБ равно по силам Николаю Чудотворцу, а свидетельства очевидцев на равных переплетаются с рассказами «сам я там не был, но знал человека, который все видел».
Многочисленные статьи, документальные и художественные фильмы можно условно разделить на две группы: те, что придерживаются официальной версии, и те, кому ближе церковная трактовка. Они совпадают в некоторых фактах, и абсолютно расходятся в главном. Первые утверждают, что никакой Зои не было. Вторые говорят о настоящем чуде. Так или иначе, это легенда рассказывает нам о том, как город стал таким, каким мы его знаем.
Зоя берет в руки икону Николая Угодника, начинает с ней танцевать и «каменеет», ее невозможно оторвать от пола, а икону нельзя взять из рук. Сердце «чуть слышно» стучит в груди
Итак, 31 декабря 1955 года или 14 января или 17 января 1956 года в доме 84 по улице Чкалова намечается вечеринка. Клавдия Болонкина и ее сын Николай ждут гостей. Хозяина дома Николая почему-то нет, и его девушка Зоя Карнаухова, работница «трубочного завода», скучает без пары. В других источниках дом принадлежит самой Зое, но многочисленные показания соседей опровергают это.
Есть мнение, что изначально окаменевшая девушка не имела имени, и появилось оно значительно позже, в 1980-е годы. Более художественная версия гласит, что Зоя Карнаухова - женщина, поверившая в легенду и отождествлявшая себя с окаменевшей девушкой.
Когда начинается веселье, Зоя берет в руки икону Николая Угодника и начинает с ней танцевать несмотря на предостережения окружающих. В результате она «каменеет», ее невозможно оторвать от пола, а икону нельзя взять из рук. Но сердце все же «чуть слышно» стучит в груди. В некоторых вариантах окаменение сопровождается спецэффектами, такими как: «сильный шум, вихрь и ослепительный свет».
О чуде мгновенно узнает весь город, и в этом сходятся все версии легенды. Уже на следующий день у дома собирается огромная толпа любопытных, до тысячи человек, и люди все прибывают. Они пытаются проникнуть в дом и увидеть каменную девушку своими глазами. Власти города выставляют заграждение из конной милиции и тем самым только подогревают интерес.
Церковь и партия признают, что горожане стали проявлять больший интерес к вере. Рассказывают даже о дефиците нательных крестов
Власти реагируют на это созывом областной партконференции. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов произносит следующую речь: «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»
По результатам партконференции в газете «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года выходит статья «Дикий случай», в ней говорится: «Случай на Чкаловской улице - дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением». После этого в Куйбышеве о чуде узнают абсолютно все.
Легенда обрастает новыми подробностями о поседевшем от страха милиционере и врачах «скорой», ломавших иглы о каменную кожу Зои
Кроме того, на партконференции принято решение усилить антирелигиозную пропаганду. Количество атеистических лекций в Куйбышеве за 1956 год переваливает за несколько тысяч. Это, разумеется, только подогревает религиозный ажиотаж. Как церковь, так и партия признают, что горожане стали проявлять больший интерес к вере. Рассказывают даже о дефиците нательных крестов.
Легенда, как и положено, обрастает новыми подробностями о поседевшем от страха милиционере, стоявшем в оцеплении, и врачах «скорой», ломавших иглы о каменную кожу Зои. Безымянные священники также не в силах помочь окаменевшей, и тогда в истории появляется иеромонах Серафим. Ему удается извлечь икону из рук Зои. Он же говорит, что ее стояние продлится сто двадцать восемь дней - до Пасхи. В церковных источниках говорится, что после этого отца Серафима посадили на три года. В дальнейшем его многократно спрашивали о стоянии Зои, но ни одно его высказывание не опровергает и не подтверждает истинность чуда.
Тем временем Зоя стоит четыре месяца. 4 мая 1956 года в Куйбышеве по адресу: ул. Чкалова, 84, появляется сам Николай Угодник. Он дважды пытается попасть к каменной Зое, но милиция не дает ему войти. На третий день охрана его, наконец, пропускает. «Ну что, устала стоять?», - обращается Святитель Николай к девушке, и исчезает. Стояние Зои заканчивается. Девушка оживает и просит всех молиться. Жизнь свою она заканчивает в монастыре.
В более приземленной, но не менее мистической версии для скептиков, через сто двадцать восемь дней каменную Зою вырезают вместе с куском пола и помещают в спецлечебницу КГБ, где ее также возвращают к жизни, но навсегда оставляют в заточении.
В мае 2012 года около дома на Чкалова, 84 установлена скульптура святого Николая Чудотворца. 12 мая 2014 года дом сгорел, но легенда продолжает обрастать новыми подробностями и свидетелями и в наше время.
Один из главных доводов сторонников чуда - неоспоримый факт всенародного интереса в дни стояния Зои. Но сила слухов - это мощная вещь, и Самара своей недавней историей демонстрирует, как город может сойти с ума за один день, и, например, .
Другой вопрос: как мог появиться этот почти библейский сюжет в советском промышленном городе середины XX века? Косвенный ответ можно найти в демографии. Город менялся, менялись поколения его жителей, а вместе с ними и легенды.
Тихая Самара 1918 года, ставшая , насчитывала около ста сорока пяти тысяч человек. Во время стояния Зои, в 1956 году, горожан было уже семьсот шестьдесят тысяч. Такой огромный прирост населения дали работники авиационных заводов, люди, приехавшие из деревень и столкнувшиеся с новой для них городской жизнью. Во многих источниках Зою называют «комсомолкой» без всякой на то причины. Работница «трубочного завода», оторвавшаяся от корней, - это самая логичная фигура для подобной легенды. Через четырнадцать лет перепись 1970 года, когда на улицах Куйбышева появится маньяк « », впервые объявит город «миллиоником». И Самара по численности окончательно станет большой деревней, такой, какой знаем ее мы.
Легенда об окаменевшей девушке, застывшей в начале 1956 года на несколько месяцев с иконой в руках, до сих про широко известна в кругах верующих. Однако мало кто знает, насколько "удачно" эта история затмила нашумевшее в Самаре дело о мужеложстве священника.
Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды
Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала ее торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую... Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!» Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в ее квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнера для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках. (...)
От кризиса к легенде
Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.
При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся - в начале декабря 1956 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице. Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» - фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории - семнадцатилетний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учебе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться. В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевел на другое место.
В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное [...] мужеложство» (статья 154а УК РСФСР). В позднем СССР преследования за настоящий или выдуманный гомосексуализм были эффективным методом расправы с неугодными. Однако в случае Серафима (Полоза), который ранее примыкал к лояльному внутрицерковному течению «обновленцев», нет никаких оснований полагать, что это было именно так. Поскольку показания матери и других священников звучат вполне убедительно, а обвинения были восприняты всерьез и в церковных структурах, можно предположить, что сексуальные домогательства действительно имели место. Епископ Иероним откровенно говорил с уполномоченным по РПЦ о том, в чем его обвинили в Московской патриархии в мае 1956 года:
«Из-за иеромонаха Полоза мне приходится иметь большие неприятности. Как только я пришел в патриархию на синод, на меня сразу набросились: “Что вы наделали, уволили Сагайдаковского, изобличившего Полоза в преступлениях, увольняете других и не приняли своевременно мер по отношению к Полозу, довели дело до суда”».
Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идет о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц. В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются. Путем превращения грешного иеромонаха в кощунствующую «деву» грех экстернализировался дважды: во-первых, как грех, совершенный женщиной, которая, во-вторых, не могла принадлежать к духовенству. Божья кара над грешницей восстанавливала справедливость на уровне легенды. В легенде, таким образом, присутствуют и антиклерикальные мотивы, так как «Зою» наказывает не церковь, а непосредственно божественная сила. Праведный, «невинный» молодой человек в легенде сливается с образом святого Николая, таким образом развеивается и связанная с гомосексуализмом тень, а скандал, связанный с домогательством, сублимируется в осквернение иконы. В этом виде случившуюся историю можно было рассказывать в воцерковленной среде. В таком контексте в легенде об «окаменевшей» можно отыскать еще один сюжетный пласт.
Сюжет о Содоме и Гоморре, с которым прихожане (возможно) сравнивали свою епархию в те месяцы, включает в себя и историю жены Лота (Быт. 19:26), которая, несмотря на запрет, оглянувшись на картину истребляемых гнезд разврата, была обращена в соляной столб, - подобно застывшей «Зое». Таким образом, «легенда о Зое» транслировала на поверхность социума нарратив непоколебимого христианского канона, требуя от верующих теснее сплотиться вокруг церкви. Но на уровне «скрытого смысла» (hidden transcripts ) в легенде остаются элементы истории о домогательстве и потрясенной скандалом епархии. Если прочесть эти скрытые уровни легенды, то история окаменевшей девушки предстает троекратным чудом. На одном уровне легенда передает весть о чудесном вмешательстве бога и его присутствии: несмотря на неспокойные для верующих времена, кощунство все же наказывается, а партийные функционеры лишь демонстрируют свою беспомощность. На следующем уровне возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы. Третье чудо следует искать в самом нарративе легенды, развитие которой получило в годы кризисных постсоветских 1990-х годов очередной толчок.
Воскресение «Зои», или Кому принадлежит вся слава избавителя
Один вопрос так и остался открытым: что потом произошло с «Зоей»? Различные варианты, имеющие хождение с 1991 года (в том числе и в бесчисленных Интернет-публикациях), можно интерпретировать не только как результат усилий согласовать относительно правдоподобные версии произошедшего (или как процесс согласования в поисках правдоподобного толкования), но и как попытку приспособить «чудо» к местной религиозной идентичности. Центральную роль здесь играл (и продолжает играть) журналист Антон Жоголев, пишущий с 1991 года для региональной православной газеты «Благовест». В начале 1992 года он опубликовал подробное описание «стояния Зои Самарской» - статья содержала много выдержек из архивных материалов (впрочем, без ссылок) и воспоминаний свидетелей. Последовавшая вскоре перепечатка материала в сборнике «Православные чудеса. Век ХХ»помогла дальнейшему распространению легенды за пределы региона. За девушкой окончательно закрепилось имя «Зоя», устоялись и некоторые элементы сюжета (новогодняя вечеринка, разочарование «Зои», тем, что ее жених «Николай» не пришел); однако отдельные вопросы о подробностях спасения «Зои» в статье остались открытыми. В тексте 1992 года Жоголев делает несколько предположений о том, кто являлся избавителем девушки: он упоминает горячие молитвы ее матери, письмо патриарху Алексию с просьбой молиться за «Зою», наконец, молитву некоего иеромонаха Серафима, которому якобы удалось вынуть икону Николая Чудотворца из «Зоиных» рук. Приводятся и другие версии. На Благовещение в доме Зои появился некий неизвестный старец, который исчез чудесным образом - и был опознан Зоей как сам святой Николай. Только к Пасхе, но уже без всякого постороннего вмешательства «Зоя» ожила, однако через три дня после Светлого Воскресения «Господь забрал ее к себе».
Почти десять лет спустя Жоголев представил новую версию избавления «Зои», где в центр повествования был помещен иеромонах Серафим, которого автор идентифицировал как Серафима (Полоза). Якобы «имя отца Серафима (Полоза) стало известно верующим по всей стране», и «Москва» решила применить к нему проверенный метод привлечения к уголовной ответственности за гомосексуализм. На самом деле оппозиционеров под этим предлогом стали преследовать только в 1970-е годы, на что намекает сам Жоголев. По словам Жоголева, по истечении срока наказания патриарх Алексий (Симанский) назначил иеромонаха (несмотря на всю «клевету») в единственный тогда в республике Коми приход. До своей смерти в 1987 году Полоз поведал о своем участии в куйбышевских событиях только двум лицам, которые в свою очередь не захотели напрямую подтвердить этот факт. Сам Жоголев признался, что один многолетний сотрудник Самарской епархии до сих пор убежден в правомочности обвинений против Полоза. Однако приговор был вынесен советским - то есть враждебным церкви - судом.
«Доброе имя отца Серафима (Полоза) восстановлено. Состряпанная атеистами провокация, направленная против великого самарского чуда, рухнула под напором неопровержимых свидетельств».
Однако Жоголев был не единственным, кто попытался связать чудесное избавление «Зои» с куйбышевскими священниками и таким образом повысить авторитет и престиж местной епархии. Далеко от Самары был еще один претендент на славу спасителя «Зои» - умерший в 1982 году старец Серафим (Тяпочкин), особо почитаемый в Белгородской и Курской епархии. В первом тираже биографии старца содержатся воспоминания «духовных детей», которые утверждают, что Серафим сам намекал, что это он смог вынуть икону из рук «Зои». Новое, исправленное издание 2006 года в специальной главе «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева» разъясняет однако, что в 1956 году Тяпочкин не жил в Куйбышеве и сам открыто отрицал свое участие в избавлении «Зои». Тем не менее, впоследствии оба варианта получили распространение и на страницах других изданий. К версии Жоголева о Серафиме (Полозе) как истинном избавителе присоединился крупнейший еженедельник страны «Аргументы и факты»:
Говорят, он был настолько светел душой идобр, что даже обладал даром предсказания. Они смог забрать икону иззастывших рук Зои, после чего предрек, что ее“стояние” закончится вдень Пасхи. Так оно и вышло.
Новый вариант ответа на вопрос об избавителе «Зои» предложил режиссер Александр Прошкин в вышедшем на экран в 2009 году фильме «Чудо».Прошкин придерживается версии о чистом, еще «невинном» иноке, который избавил Зою от остолбенения. Комичным образом согласно кинематографической версии в спасение «Зои» включается и случайно оказавшийся в Куйбышеве Никита Хрущев, который, выступая в роле доброго царя, заботится обо всех нуждах своих подданных и инициирует поиск девственного юноши (коим оказывается сын преследуемого властями священника). Тот, подобно сказочному принцу, пробуждает спящую красавицу Зою. С этого момента фильм, который до того вполне серьезно повествовал о чуде как о документальном факте, превращается в пародию.
фильм "Чудо", собравшего в России (по версии портала КиноПоиск) $50 656:
Другой источник ]]> http://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/ ]]> сообщает о возникновении легеды следующее:
На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.
— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.
— А что отвечаете-то?
— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».
]]>