Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Статьи о физической культуре и спорте. Фундаментальные исследования

Реферат по дисциплине:

«Спортивные сооружения»

По теме:

« Физкультурно-спортивные сооружения »

Введение

Спортивные сооружения наряду с театрами – древнейшие общественные сооружения. Сохранившиеся до наших дней спортивные древнегреческие сооружения специалисты относят к VIII в. до н.э.

Спортивные здания и сооружения подразделяются на основные, вспомогательные и помещения и сооружения для зрителей. Основные являются главной частью спортивных сооружений и могут быть:

- учебно- тренировочными (для обучения и тренировок);
-
демонстрационными (для проведения соревнований в присутствии зрителей);
-
для общефизической подготовки и активного отдыха.

Основные здания и сооружения также подразделяются на:
- крытые (спортивные залы, крытые бассейны, манежи, крытые теннисные корты, крытые стадионы, Дворцы спорта и др.), в которых занятия проводятся в закрытых помещениях;

- открытые или плоскостные (всевозможные плоскостные площадки, поля, беговые легкоатлетические и конькобежные дорожки для учебно-тренировочных занятий и соревнований), в которых основные занятия проводятся на открытом воздухе.

Таким образом, можно сделать вывод, что вспомогательные помещения и сооружения предназначаются для обслуживания занимающихся и обеспечения эксплуатации спортивных сооружений .

В современном урбанизированном обществе уникальна роль физической культуры и спорта как компенсатора снижения физической активности, как деятельность, предлагающая систему реально полезных для каждого человека ценностей, дающих возможность изменить угнетающе монотонный образ жизни современного человека.

В развитых странах, как важнейшая роль физической культуры в настоящее время высоко оценена как правительствами, так и самим обществом. Разработаны масштабные программы по стимулированию развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Осуществляются также и программы создания физкультурно-спортивных сооружений для этих занятий.

Также сеть физкультурно-спортивных сооружений считается самой сложной, обширной и многообразной среди всех остальных систем обслуживания населения. Она входит составной частью во все структурные элементы населенных мест, от самых начальных ступеней (простейшие придомовые площадки, помещения для оздоровительных занятий, встроенные в первые этажи жилых домов) до крупнейших общегородских и загородных сооружений, олимпийских комплексов.

Сеть включает в себя сооружения для более чем 160 видов спорта и активного досуга, весьма различающихся между собой, как, например, стадион с десятками тысяч зрителей и шахматный павильон, хоккейные площадки во дворе и велотрек, школьный спортзал и трамплин для прыжков на лыжах. Физкультурно-спортивные сооружения используются всеми возрастными и социальными группами населения, от ясельного до пенсионного возраста, от абсолютно здоровых спортсменов до инвалидов, от жителей сельской местности до населения крупнейших городов.

Физкультурно-спортивные сооружения имеют разные формы собственности: они могут быть государственными, в том числе унитарными предприятиями, акционерными обществами, частными и др.

Сеть физкультурно-спортивных сооружений - самая емкая по территории: крупнейшие спортивные комплексы имеют участки, превышающие 100 га. Кроме того, она тесно связана с расселением, транспортным обслуживанием.

Таким образом, физкультурно-спортивные сооружения - это постоянно изменяющаяся система, неразрывно связанная с развитием общества (в целом). Социальные изменения, происходящие в обществе, вызвали к жизни новые виды и формы физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий. Наметилась четкая интеграция культурных и спортивных видов деятельности с увеличением доли активного досуга. В занятия вовлекаются различные группы населения, развиваются разные формы семейного досуга, увеличивается значение информационных занятий и общения, массовых мероприятий. Параллельно с этим развивается и спорт высших достижений, выдвигая все новые уровни требований к физкультурно-спортивным сооружениям.

В соответствии с данными изменениями возникают также новые типологические особенности физкультурно-спортивных сооружений:

    изменяются спортивно-технологические параметры мест проведения занятий;

    увеличивается доля универсальных, многофункциональных помещений и сооружений, обеспечивающих возможность трансформации
    помещений;

    расширяются составы сооружений за счет помещений для физкультурно-оздоровительных, развлекательных и клубных видов деятельности;

    усиливаются взаимосвязи крытых и открытых сооружений при
    широком их использований для новых нетрадиционных видов активного досуга;

    обеспечивается доступность физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов, в состав сооружений включаются специализированные залы и помещения для их занятий;

    развиваются специализированные спортивные центры: горнолыжные, парусные, конно-спортивные и др.;

    возрастает комфортность сооружений, их интерьеров и внешней
    среды; все больше внимания уделяется привлекательности архитектурного облика физкультурно-спортивных сооружений, способствующей

    улучшению качества среды в целом;

    наблюдается повсеместный рост строительства крытых сооружений
    взамен открытых бассейнов, стадионов, конькобежных дорожек.

Наряду с появлением множества разных форм и видов физкультурно-спортивных занятий, пользующихся спросом у населения (аэробика, боулинг, сквош, скалолазание и др.), а также с рядом успехов российского спорта высших достижений реальный охват физкультурно-оздоровительными занятиями населения (объем физкультурно-спортивных услуг) в последнее десятилетие не только не увеличился, но даже сократился. Темпы роста обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями значительно ниже необходимых. Общее количество сооружений не достигает и 30 % от нормативного; они размещены без учета требований равной обеспеченности населения занятиями вне зависимости от места проживания и работы, используются нерационально, их состав, типология и качество не удовлетворяют современным требованиям.

Разнообразию видов спорта и физкультурных занятий соответствуют объекты и сооружения различных типов, из которых складывается весьма развитая сеть физкультурно-спортивных сооружений.

Прототипами современных физкультурно-спортивных сооружений явились: в древности кромлехи, (которая представлена нами в приложении 1) - площадки, окруженные каменными столбами; в античной Европе - палестры и гимнасии, стадиодромы, стадионы, ипподромы, цирки. В величественных древнеримских амфитеатрах (Колизей в Риме и др.) нашла воплощение идея объединения стадиона и цирка; купальни с подогреваемой водой, существовавшие уже в древнегреческих палестрах, получили развитие в древнеримских термах.

Во дворцах древних правителей Азии строились монументальные конные дворы, а при раскопках в Центральной и Северной Америке обнаружены площадки для игры в мяч (например, в поселениях ацтеков и майя). В средние века сооружались главным образом площадки для военно-спортивных состязаний.

Учебно-тренировочная , зона состоит из спортивных площадок и сооружений для повседневных занятий с выделением территории для занятий с детьми. Демонстрационная зона помимо арен и трибун включает часть территории для отдыха посетителей, буфетов, киосков и т.п. Размеры демонстрационной зоны находятся в прямой зависимости от вместимости трибун. Зона обслуживания объединяет хозяйственные и эксплуатационные службы стадиона, мастерские, склады, оранжереи и т.п.

В XIX веке началось , интенсивное , строительство , спортивных , сооружений, особенно с 1896 г., когда стали проводиться современные олимпиады. В России начало физкультурно (гимнастического)-спортивного движения можно отнести к 1861 году, когда в Петербурге открылись первые теннисный кружок "Нева" и клуб конькобежного спорта, которые и построили первые теннисный корт и каток.

В апреле 1918 г. Высший совет физической культуры при Главном управлении Всевобуча начал переоборудование , старых , зданий , под военно-спортивные клубы и строительство , спортивных площадок, а уже с 1923-1925 гг. начато повсеместное строительство физкультурно-спортивных сооружений по всей стране. В настоящее время в России имеются 2120 стадионов, 53,5 тыс. спортивных залов, 2595 плавательных бассейнов, в том числе 2332 - крытых, около 90 тыс. плоскостных спортивных площадок, 3269 - лыжных баз и др.

Таким образом, физкультурно-спортивные , сооружения , подразделяются , на основные, предназначенные , непосредственно для спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий, вспомогательные, предназначенные для занимающихся, хранения инвентаря и т.п., и для зрителей - в том числе трибуны и сопутствующие им сооружения.

Основные , сооружения , отличаются , большим разнообразием форм и размеров, что связано прежде всего с конкретными видами физкультурно-спортивных занятий. На конструктивные и объемно-планировочные решения сооружений существенное влияние оказывают экономические и природные факторы. Все сооружения делятся на две группы: открытые (на воздухе) и крытые сооружения (помещения). Открытые сооружения - сезонные: летние и зимние.

К летним относятся спортядра для легкой атлетики и футбола; поля и площадки для подвижных и спортивных игр (баскетбола, волейбола, тенниса, футбола и др. (которая Вам представлена в приложении 2), специальной и общей физической подготовки (ОФП), отдельных видов легкой атлетики (прыжков, метаний, толкания ядра), конного спорта, катания на роликовых коньках, скейтборда; дорожки и трассы для бега, ходьбы, конного, велоспорта, легкоатлетических и велокроссов; оборудованные маршруты для пешего, конного, вело- и водного туризма; искусственные трассы для лыжного, горнолыжного спорта: трамплины для прыжков на лыжах с искусственным покрытием; велотреки:

Тиры и стрельбища для пулевой стрельбы и стрелково-охотничьи стенды;

Оборудованные участки существующих водоемов для спортивного и оздоровительного плавания и купания, различных видов гребли, парусного спорта, водного слалома, воднолыжного спорта и др.;

Открытые ванны с подогревом или без подогрева воды для спортивного и оздоровительного плавания и купания, водного поло, прыжков в воду и др.; искусственные каналы для гребли и водного слалома и др.

К зимним открытым сооружениям относятся поля и площадки с естественным или искусственным льдом для массового и фигурного катания на коньках, хоккея с мячом, керлинга и др.; дорожки с естественным или искусственным льдом для скоростного бега на коньках; трассы для лыжного, горнолыжного, санного спорта, биатлона и др.; трамплины для прыжков на лыжах; искусственные трассы для санного спорта и бобслее, которая представлена нами в приложении 3; оборудованные участки акваторий для буерного спорта; оборудованные маршруты для лыжного туризма и др.

Значительная часть открытых сооружений попеременно используется для различных видов занятий в зависимости от сезона, для чего требуется менять покрытия сооружений и их оборудование. Спортядра для легкой атлетики и футбола в зимний сезон переоборудуются в дорожки с естественным льдом для скоростного бега и поля для хоккея с шайбой; поля и площадки для подвижных и спортивных игр - в поля и площадки: естественным льдом для массового и фигурного катания на коньках, хоккея с шайбой, керлинга и др.; дорожки и трассы для бега, ходьбы, велоспорта, легкоатлетических и велокроссов, а также искусственные трассы для лыжного спорта - в трассы для лыжного спорта и биатлона; оборудованные маршруты для пешего, конного, вело- и водного туризма - в оборудованные маршруты для лыжного туризма;

Крытые сооружения: залы для спортивных игр, которая представлена в приложении 4, акробатики, спортивной, художественной и ритмической гимнастики, хореографии, ОФП, легкой и тяжелой атлетики, бокса, борьбы, различного вида тренажеров; ванны с подогревом воды для спортивного и оздоровительного плавания и купания, водного поло, прыжков в воду, а также ванны для гребного спорта; площадки, поля и дорожки с искусственным льдом для массового катания на коньках, хоккея, хоккея с мячом, скоростного бега на коньках (рис. 1,1.6.), керлинга; велотреки; тиры для пулевой стрельбы; манежи для конного спорта и др.

Таким образом, нами можно сделать вывод, что наряду с двумя традиционными группами сооружений, одна из которых работает преимущественно летом (открытые), а другая - преимущественно зимой (крытые), перспективны круглогодичные сооружения с трансформируемыми конструкциями ограждений (покрытий, стен). Это в основном наиболее технически сложные и дорогие сооружения. Однако с совершенствованием и удешевлением трансформируемых конструкций эта группа будет расширяться.

По признаку объемно-пространственной организации основные сооружения могут быть разделены на плоскостные и объемные. В группу объемных помимо всех входят также и некоторые открытые сооружения: открытые ванны с подогревом или без подогрева воды; искусственные каналы для гребли и водного слалома (рис. 1.1.7.); искусственные трассы для горнолыжного спорта; тиры, стрельбища и стрелково-охотничьи стенды; трамплины для прыжков на лыжах; искусственные трассы для санного спорта

По признаку распространенности основные сооружения делятся на две группы: не зависящие от местных условий, повсеместно распространенные (спортивные залы, ванны бассейнов, поля и площадки) и сооружения, наличие которых зависит от местных условий - природных, экономических, спортивных традиций (сооружения для водных, горных, зимних видов спорта, конного спорта, велотреки и т.п., а также крупные демонстрационные сооружения, которую можете увидеть в приложении 5.

По характеру использования основные сооружения делятся на специализированные, т.е. предназначенные исключительно для одного или нескольких родственных видов спорта (рис. 1.1.8.), и универсальные - попеременно используемые в дневном и недельном цикле с помощью трансформации оборудования для занятий несколькими видами спорта. Термины «специализированные» и «универсальные» условны и всякий раз нуждаются в расшифровке. Чем выше спортивная квалификация занимающихся, тем выше степень специализации и качества сооружения.

По видам использования основные сооружения можно разделить на тренировочные и демонстрационные - спортивные, предназначенные преимущественно для соревнований (которая показана в приложении 5)

Состав основных сооружений многообразен и весьма подвижен. Появляются новые виды спорта или модификации существующих, а с ними - и новые сооружения. Рождение новых типов физкультурно-спортивных сооружений происходит и под влиянием технического прогресса, вызвавшего к жизни, например, боулинг, ванны с подъемным дном, искусственными волнами, водопадами, течениями, так, в связи с приспособлением закрывающихся промышленных и сельскохозяйственных зданий и объектов, например, по соображениям экологии (которая представлена в приложении 6, под буквами: а, б). Под влиянием роста требований изменяются габариты и оборудование сооружений, все большее число видов спорта уходит «под крышу», в связи с чем возникают новые типы крытых основных сооружений.

Вспомогательные сооружения и помещения - функционально необходимая часть физкультурно-спортивных сооружений, сопутствующая каждому или группе основных сооружений. Исключение - простейшие открытые сооружения при жилых зданиях, детских учреждениях и учреждениях отдыха. Вспомогательные сооружения часто образуют крупные объемы, например здание Олимпийского центра парусного спорта в Таллинне (рис. 1.1.10.), или весьма развитые комплексы зданий центров горнолыжного спорта сформированы, в основном, неспортивными сооружениями.

По функциональному назначению вспомогательные сооружения делятся на две группы: группу обслуживания занимающихся и зрителей, специали зированного обслуживания занимающихся, хранения и ремонта физкуль турно-спортивного оборудования и инвентаря; административно-хозяйствен ного назначения, жилые помещения.

Группа обслуживания и занимающихся, и зрителей включает вестибюльный блок с гардеробом верхней одежды и санузлами; помещения отдыха (фойе, кулуары, зимние сады), учреждения питания (буфеты, кафе, рестораны), торговые точки (автоматы, ларьки, магазины), культурные и развлекательные учреждения (помещения игровых автоматов, других игр, кино-, видеозалы, бильярд, кегельбан), бытового обслуживания (парикмахерские, косметические кабинеты), помещения клубные и для детей, пришедших с родителями. При тренировочных сооружениях группа обслуживания или часть ее делается общей для занимающихся и зрителей, но при демонстрационных сооружениях они, как правило, раздельны.

Группа специализированного обслуживания только занимающихся, включает блок раздевальных с душевыми и санузлами, медицинский блок, блок восстановительных процедур (массажные, солярии, электро- и светолечение, водные процедуры, сауны, парные бани), тренерские помещения, консультативные пункты, методкабинеты, конференц-залы, пункты проката физкультурно-спортивного инвентаря. Сооружения для передвижения занимающихся к основным сооружениям включают пешеходные, автомобильные, канатные дороги, лифты.

Жилье в зависимости от назначения основного физкультурно-спортивного сооружения может присутствовать среди вспомогательных сооружений и быть представлено различными типами помещений: от палаток до отдельных квартир, гостиничных номеров и отдельных зданий.

Группа хранения и ремонта физкультурно-спортивного оборудования и инвентаря включает места хранения мелкого инвентаря (кладовые), места хранения крупногабаритного оборудования и инвентаря (инвентарные, склады, лыже- и велохранилища, конюшни, эллинги, открытые площадки для хранения, гавани и порты), места ремонта оборудования и инвентаря (мастерские, ветеринарные блоки), капитальные сооружения для перемещения крупногабаритного оборудования и инвентаря (дороги, слипы, тельферы, причалы, плоты). Состав этой группы определяется назначением и рангом основного сооружения.

Группа административно-хозяйственная включает помещения администрации; служебные и бытовые помещения персонала; кладовые и склады хозяйственного оборудования и инвентаря; гаражи моторизированной техники; мастерские ремонта хозяйственного оборудования и инвентаря. Состав такого сооружения определяется назначением и рангом физкультурно-спортивного сооружения.

Сооружения для зрителей (рис. 1.1.11.) очень существенны, поскольку соревнования - неотъемлемый элемент спорта. Главная группа сооружений в этой категории - места для зрителей, трансформируемые и постоянные. Трансформируемые (убирающиеся, сборно-разборные, откидывающиеся, выдвигающиеся), как правило, для небольшого числа зрителей при тренировочных основных сооружениях. Однако их устраивают и при демонстрационных сооружениях. Здесь цель трансформации - создание оптимальной вместимости при различных демонстрационных мероп риятиях на арене. В этом случае формируются многотысячные сооружения для зрителей. Стационарные места для зрителей создаются преиму кстаенно в демонстрационных сооружениях, где трибуны могут достигать гигантских размеров.

Несущие конструкции сооружений для зрителей выполняются из различных материалов (дерево, металл, железобетон). В ряде случаев места для страиваются на откосах грунтовых насыпей или выемок (так называемые земляные трибуны).

Демонстрационным основным сооружениям соответствует определённое количество мест: более 5 тыс. - при спортивных залах для легкой атлетики и футбола, более 800 - при открытых полях и площадках, более 600 - при остальных открытых и крытых сооружениях. Сочетание демонстрационных основных сооружений с трибунами для зрителей называют стадионами - открытыми, крытыми, а в последнее время распространяются и трансформируемые. Таковы открытые стадионы для лёгкой атлетики, футбола, бейсбола, вмещающие до 100 тыс. зрителей и для ручных игр, хоккея, а также гребные, воднолыжные, лыжные стадионы, стадионы для конного спорта (ипподромы), велоспорта велодромы) и др.


Крытые стадионы, как правило, предназначаются для соревнований по нескольким видам спорта (с универсальной спортареной) и могут иметь до нескольких десятков тысяч мест для зрителей. На них могут проводиться также общественные и зрелищные мероприятия (митинги, конференции, концерты, кино, ревю), празднества и т.д. Оборудованные для разных видов использования, такие сооружения носят название универсальных спортивно-зрелищных залов (УСЗЗ) или Дворцов спорта с малой, средней и большой спортареной.

Название физкультурно-спортивного сооружения принимается, как правило, по названию его основного сооружения. Но иногда применяются специальные термины: для зала легкой атлетики - «манеж для легкой атлетики»; для тенниса - «теннисный корт»; футбола - «футбольный манеж»; открытых или крытых ванн - «открытый или крытый бассейн»; площадки со льдом - «каток»; вспомогательных помещений парусного и буерного спорта - «яхтклуб» и т.д.

Физкультурно-спортивные сооружения образуют развитую систему, растущую и разветвляющуюся по мере появления новых и модификации существующих типов основных, вспомогательных сооружений, сооружений для зрителей, их конструкций, инженерного и спортивно-технологического оборудования.

Список литературы

1 . Гагина Ю.А. Спортивные сооружения - М., 1999

2.Верхало, Ю.Н. Табель оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем: учеб. пособие / Ю.Н. Верхало. - М.: Советский спорт, 2004

3.Бутин И.М. «Лыжный спорт», Москва «ACADEMA», 2000

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

1

В статье представлено мнение специалистов в области физического воспитания о необходимости повышения интереса у студенческой молодёжи к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Обоснована целесообразность поиска новых методов организации занятий по физической культуре и таких способов воздействия, которые обеспечили бы формирование положительной направленности личности на систематические занятия физической культурой и спортом. Также в статье представлены результаты исследования отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе. Анализируются основные причины снижения интереса студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Анонимное анкетирование позволило выявить основные мотивы систематических занятий физической культурой. Проведен сравнительный анализ интереса у студентов к занятиям физической культурой в школе и вузе. Выявлены виды двигательной активности, наиболее интересны студентам, как для самостоятельных занятий, так и для занятий в учебном заведении.

направленность личности

двигательная активность

физическая культура и спорт

студенты

1. Балышева, Н. В. Общая характеристика проблемы дефицита двигательной активности студентов с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы / Н. В. Балышева, М. Д. Богоева, М. В. Ковалева, Е. Н. Копейкина, О. Г. Румба // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2013. – Вып. 4 (46). – С. 85-90.

2. Бочарова, В. И. Технология повышения физической работоспособности студенток на основе системы Пилатеса // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – Вып. 6 (36). – С. 34-36.

3. Горелов, А. А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, А. Н. Усатов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 1. – С. 17-26. doi:10.6084/m9.figshare.156351.

4. Горелов, А. А. Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья / А. А. Горелов, О. Г. Румба, В. Л. Кондаков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – Белгород: Изд-во БелГУ, – 2010. – № 6 (77). – Вып. 5. – С. 185-192.

5. Грачёв, А. С. Улучшение работы зрительного анализатора у студентов компьютерных специальностей // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 341.

6. Жован, Г. Ф. О проблеме повышения квалификации преподавателей физической культуры, работающих в специальном учебном отделении / Г. Ф. Жован, О. Г. Румба // Теория и практика физической культуры. – М., 2015. – № 2. – С. 37-39.

7. Пономарёв, Н. И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) / Н. И. Пономарёв, В. М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. – М., 1988. – Вып. 10. – С. 2-4.

Осознанная направленность личности на занятия физической культурой и спортом является одним из основополагающих элементов формирования физической культуры в современном обществе. Именно она определяет поведение личности, отношение к себе и окружающим. Направленность личности раскрывается не в отдельных, случайных поступках человека, а в избранной, главной сфере деятельности .

Вопросам направленности личности посвящено значительное количество исследований, однако проблема формирования направленности личности учащейся молодежи продолжает оставаться актуальной. В современной ситуации важным становится переосмысление содержания, методов и приемов формирования направленности личности на основе личностно-деятельностного подхода, ставящего в центр педагогических исследований анализ субъективных факторов в понимании ценностей, идеалов, смысла в различных видах деятельности. Особую тревогу вызывает наблюдаемое в практике отсутствие у большинства студентов положительной направленности на занятия физической культурой и спортом .

Следует отметить, что занятия по физической культуре будут тем эффективнее, чем яснее молодежь осознает цели физической культуры и личностную ценность таких занятий. Поэтому необходим поиск таких методов организации занятий по физической культуре, способов воздействия, которые наиболее действенно могли бы обеспечить формирование положительной направленности личности на занятия физической культурой.

Анализ результатов сформированности направленности личности учащихся разных возрастных групп показал, что к старшему школьному возрасту существенно снижается число учащихся, с положительной направленностью на занятия физической культурой (до 30 %), а в вузе данный результат только стабилизируется.

Применение только традиционных методов и способов воздействия, зачастую разрозненных между собой, слабо учитывающих индивидуально-типологические особенности учащихся, являются недостаточно перспективными. Целесообразнее использовать такую целостную систему специфических форм организации занятий и способов воздействия, которые отвечают гуманистическому принципу «побуждать, а не понуждать» и, тем самым, усиливают интерес обучающихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог. Функция таких способов воздействия должна заключаться в обеспечении перестройки мотивационной сферы студентов, адекватно принятой ими цели деятельности, в результате чего формируется положительная направленность на нее.

Динамику направленности личности в самом общем виде можно представить следующим образом: на базе различных элементарных потребностей у человека появляются влечения. Осознаваясь, влечения переходят в желания. Удовлетворение влечений, желаний связанно с проявлением воли и эмоциональными процессами. Потребности вначале проявляются как эмоциональное состояние, затем это состояние, становясь устойчивым, осознается, обобщается, становится мотивом деятельности. Одновременно потребности становятся формой проявления направленности. Удовлетворение потребностей ведет к активизации деятельности.

Целью исследования являлся анализ направленности интересов студенческой молодежи на занятия физической культурой и спортом. В последнее время большое количество специалистов в области физического воспитания поднимают вопрос о необходимости повышения интереса и улучшения отношения учащейся молодёжи к занятиям физической культурой и спортом . В 2013-14 уч. году преподавателями кафедры физического воспитания № 1 НИУ «БелГУ» было проведено анонимное анкетирование студентов 1-3 курсов различных специальностей. В опросе приняло участие 448 студентов, из них - 150 юношей и 298 девушек. Анализ результатов сформированности направленности личности студентов показал, что у большинства практически не сформирована направленность на занятия физической культурой и спортом.

Изучение сформированности направленности личности студента на занятия физической культурой позволяет утверждать, что направленность в целом находится на низком уровне. Необходимо отметить, что 29 % девушек и 4,5 % юношей вообще никогда не занимались спортом. Большинство студентов, помимо обязательных занятий, не занимается физической культурой, хотя по данным анкетирования 28,5 % юношей и 39 % девушек указывают, что именно в их вузе имеются все условия для занятий физической культурой и спортом в удобное для них время. Установлено, что подавляющее большинство студентов 1 курса (75,8 %) посещают учебные занятия в связи с необходимостью и лишь 9,4 % посещают занятия физической культуры с желанием.

Некоторый оптимизм вызывают результаты анализа ответов студенческой молодёжи на вопрос о цели посещения ими занятий по физической культуре в вузе (рис. 1). Несмотря на то, что у основной массы занимающихся целью посещения занятий является получение зачёта, а у меньшей части - укрепление здоровья, их процентное соотношение от курса к курсу меняется в лучшую сторону.

Рис. 1 Цель посещения занятий физической культурой студентами

Мотивы занятий физической культурой, по мнению Н. И. Пономарёва, В. М. Рейзина , - это главное условие их эффективности. Анонимное анкетирование студентов белгородских вузов показало, что 70 % студентов ходят на занятия физической культуры исключительно, чтобы получить зачёт (экзамен); 20 % - чтобы отвлечься от аудиторных занятий; 7 % - чтобы «убить» время; и лишь 3 % - чтобы повысить уровень физической подготовленности. Таким образом, можно заключить, что, во-первых, большинство студентов не осознаёт значения физической культуры для своего здоровья и будущего успеха в профессии и жизни, во-вторых, большинству из них (и тем, кто ходит на занятия регулярно, и тем, кто их пропускает) недостаточно интересно содержание этих занятий.

Анализ ответов студентов на вопросы, позволяющие оценить их образ жизни и определить факторы способствующие снижению уровня здоровья, также вызывает тревогу (рис. 2).

Рис. 2. Самооценка здорового уровня жизни студентов НИУ «БелГУ»

Научно обоснованная потребность молодого организма в движениях соответствует 14-19 тысячам шагов в сутки, или 1,3-1,8 часа в день. При этом самооценка двигательной активности студентов свидетельствует о её недостаточности. Проведенные нами исследования показали, что реальная величина двигательной активности студентов явно ниже их самооценки. Так, большинство юношей характеризуют свою двигательную активность как выше среднего, а большинство девушек - как среднюю (рис. 3).

Рис. 3. Самооценка двигательной активности студентов НИУ «БелГУ»

При ответе на вопрос о том, какой интерес проявляли к занятиям физической культурой в школе, студенты разных курсов дали несколько противоречивые ответы (рис. 4).

Казалось бы, интерес к занятиям в школе у студентов всех курсов должен быть на одинаковом уровне и не изменяться с возрастом. Однако при анализе ответов было установлено, что от курса к курсу повышается интерес к занятиям физической культурой во время обучения в школе. Возможно, это связанно с тем, что, занимаясь физической культурой в вузе, студенты все чаще вспоминают занятия в школе с ностальгией, так как на занятиях в школе им было более интересно. Анализ ответов на вопрос о проявляемом интересе к занятиям физической культурой в вузе подтверждает предположение о том, что с возрастом интерес к таким занятиям по ряду причин снижается и у девушек, и у юношей.

Рис. 4. Интерес к занятиям физической культурой в школе и вузе у студентов НИУ «БелГУ»

Подтверждением прогрессирующего снижения двигательной активности студенческой молодежи явилось сравнение результатов ответов на вопрос о занятиях в спортивных секциях вовремя обучения в школе и в последующем в вузе (рис. 5).

Рис. 5. Занятия в спортивных секциях студентами НИУ «БелГУ» до поступления в вуз и во время обучения в вузе

Особенно резко после школы прекращают заниматься спортом девушки. Возможно, это связанно с недостатком свободного времени, которое они начинают тратить на подготовку домашних заданий, общение с новыми друзьями и т.д. Изучение ответов студентов о видах спорта, которыми они занимались в школе или занимаются в настоящее время, позволило выявить наиболее популярные виды двигательной активности. Большинство юношей выделили спортивные игры. Девушки в школьные годы чаще занимались спортивными играми, а во время обучения в вузе стали уделять внимание аэробике и её разновидностям.

В ответах на вопрос о необходимости внести изменения в содержание учебной программы по предмету «Физическая культура» мнения студентов разделились. Большинство студентов считают необходимым внести некоторые коррективы в учебный процесс, а остальные не хотят никаких изменений в программе занятий. Причем, у студентов специального учебного отделения, от курса к курсу, возрастает посещаемость, и они в меньшей степени хотят каких-либо изменений в программе занятий. Возможно, это является следствием того, что студенты специального учебного отделения от курса к курсу в процессе практических занятий, получая дополнительные, в том числе и теоретические знания и применяя их на практике, осознают эффективность занятий физической культурой. В свободное от учёбы время студентам предоставляется право выбора вида двигательной активности, для них организовываются различные спортивные мероприятия. Но, несмотря на это, подавляющее число респондентов ответили, что не принимают участие в спортивной жизни факультета. И на старших курсах количество студентов, представляющих свой факультет на спортивных мероприятиях, снижается.

Негативная тенденция наблюдается в отношении студентов к возможности включения обязательных занятий физической культурой на 4 и 5 курсах. Если у юношей 1 курса выявляется явное желание продолжать занятия физической культурой на протяжении всего периода обучения в вузе, то уже на 2 и 3 курсах наблюдается некоторое снижение данного интереса. У девушек проявляется ещё более низкий интерес к регулярным занятиям физической культурой на 4 и 5 курсах. Уже на 1 курсе желающих заниматься физическими упражнениями на старших курсах выявляется немного, а в дальнейшем таких студенток становиться ещё меньше.

Очевидно, что повышение двигательной активности (ДА) студентов невозможно без формирования у них искреннего интереса к занятиям физической культурой и осознанного желания заниматься физическими упражнениями дополнительно. Учет интереса, проявляемого студентами к какому-либо виду спорта, позволил бы повысить эффективность занятий физической культурой. Полученные данные свидетельствуют, что для большинства респондентов наиболее привлекательны занятия аэробикой (24 %), спортивными играми (20 %), плаванием и прыжками в воду (18 %). Значительная часть опрошенных (около 40 %) желали бы заниматься интересующими их видами физических упражнений дополнительно, вне учебного расписания.

Заключение. Результаты проведённого опроса оптимистичны в том смысле, что свидетельствуют о наличии интереса к двигательной активности и готовности заниматься у большинства студентов. В то же время эти результаты заставляют задуматься о поиске возможностей и путей организации работы кафедр физического воспитания так, чтобы студенты могли заниматься теми видами физических упражнений, которые их интересуют и для занятий которыми они готовы находить дополнительное время.

Таким образом, необходимость поиска путей повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом студентов не вызывает сомнения. Грамотно организованные, динамичные, разнообразные, увлекательные занятия физической культурой служат целому ряду перспективных целей. Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости принятия серьёзных мер по привитию студентам интереса к различным видам двигательной активности, по формированию направленности личности на занятия физической культурой и спортом, а также в целом формирования у них установок на здоровый образ жизни.

Рецензенты:

Сущенко В. П., д.п.н., профессор, и.о. директора Института физической культуры, спорта и туризма, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург;

Румба О. Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Теории и методики физической культуры», Института физической культуры, спорта и туризма ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (дата обращения: 08.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

О пользе физкультуры и спорта.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется работа внутренних органов, что обеспечивает человеку высокую работоспособность и дает ему ощутимый прилив бодрости.

Многие упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует укреплению здоровья, но далеко
не в одинаковой мере. Тяжелоатлетические упражнения делают сильным, тренировки в беге на короткие дистанции помогают стать быстрым, применение гимнастических и акробатических упражнений влияют на развитие ловкости и гибкости.

Ученые пришли к выводу, что для эффективного оздоровления, профилактики респираторных болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное в оздоровительном плане физическое качество - выносливость, которая в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни обеспечит надежный щит против многих болезней.

Достигнуть высокого уровня выносливости можно, используя упражнения циклического характера, т.е. достаточно длительные, равномерные, повторяющиеся нагрузки. К циклическим упражнениям относятся бег, скандинавская ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, а также, с определенными оговорками, такие виды спорта, как баскетбол, теннис, ручной мяч, футбол и др.

Научные исследования и практика во многих странах мира убедительно доказали первенствующее оздоровительное влияние скандинавской ходьбы на здоровье людей всех возрастов. Доказано, что движение улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг, что особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую базу для совершенствования мозговой регуляции и психической деятельности.

После систематических занятий в состоянии нервной системы наблюдаются заметные положительные изменения. Улучшаются зрение и слух, преобладает положительное эмоциональное состояние, возрастает объем легких, значительно повышаются мыслительные возможности и лучше запоминается полученная информация. Практически исчезают головные боли, улучшается сон, увеличивается умственная и физическая работоспособность. Все это обусловлено возрастанием в тканях мозга особых веществ - нейропептидов, составляющих биохимическую основу психической деятельности.

Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами. Вот некоторые такие сдвиги:
общий объем крови возрастает настолько, что улучшается возможность транспорта кислорода, и поэтому человек проявляет большую выносливость при напряженной физической нагрузке;
объем легких увеличивается;
сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью;
повышается содержание липопротеинов высокой плотности, отношение общего количества холестерина снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза;
укрепляется костная система;
аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами;
повышается работоспособность;
аэробика - реальный путь к похудению или поддержанию веса в норме.
Выбор индивидуальной программы физической нагрузки необходим для того, чтобы упражнения доставляли удовольствие, чтобы сердце стало здоровым, а тело сильным. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция...

1. Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

2. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;

9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта;

10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.

3. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций, могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Образовательные организации высшего образования, которые осуществляют деятельность в области физической культуры и спорта, научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта, учредителем которых является федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вправе осуществлять научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с


В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от студентов высших учебных заведений значительных затрат сил на преодоление физических и умственных нагрузок. В этом плане важное место отводится самостоятельным занятиям физическими упражнениями, которые являются составной частью здорового образа жизни.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности.

Студенты, занимающиеся самостоятельными занятиями, должны опираться на научно-методическую помощь кафедры физического воспитания и спорта. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии преподавателей по физической культуре и медико-биологическому направлению. В зависимости от состояния здоровья, уровня физической подготовленности студенты могут планировать достижение результатов по годам обучения в вузе. Задача таких занятий, особенно для студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, состоит в ликвидации остаточных явлений после перенесенных заболеваний, устранении функциональных нарушений и недостатков физического развития, повышении уровня здоровья и физических качеств.

Планирование студентами самостоятельных занятий и подбор физических упражнений направлены на достижение единой цели -сохранения их здоровья, поддержания уровня физической и умственной работоспособности.

Важным моментом в воспитании здорового образа жизни студента является приобщение его к занятиям активной физической культурой. Это означает, что наряду с занятиями, проводимыми по учебной программе четыре часа в неделю(1-й и 2-й курс) и два часа в неделю (3-й и 4-й курс), необходима дальнейшая разработка и совершенствование организационных форм оздоровительной физической культуры вне учебно-педагогического процесса. Ведь именно такие формы занятий призваны дополнительно решать задачу повышения физической активности студентов.

Безусловно, привлечение студентов к самостоятельным занятиям вне рамок программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Потребность в движении- основа физиологических, социально-экономических и культурных ценностей.

Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студента и будет способствовать привлечению его к систематическим занятиям физической культурой, как в рамках учебного процесса, так и вне его.

Физическая культура в широком смысле - это часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных факторов природы, различных форм физических упражнений и спорта. В своем жизненном воплощении она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека, развитие его физических способностей. Физическая культура является видом социальной практики а это означает, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех и создает благоприятные условия для ее развития.

С целью воспитания социально активной личности в условиях вуза средствами физической культуры и спорта целесообразно решить, по мнению ученых, педагогов, следующие задачи:

Повышение познавательного интереса студентов к своей будущей профессии;

Активизация студентов на учебных занятиях;

Развитие организаторских способностей студентов;

Целенаправленная организация активного досуга студентов.

Для эффективной реализации на практике этих задач желательно использовать уже имеющийся опыт кафедры физического воспитания и спорта, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы:

Здоровый образ и спортивный стиль жизни стали нормой для студенческой молодежи;

Повысить образовательный уровень студентов и информированность в области оздоровительных технологий по физической культуре и спорту;

Существенно улучшить качество процесса физического воспитания и образования в вузах;

Обеспечить студентам равные возможности для занятий физической культурой и спортом;

Осуществить подбор квалифицированных, профессионально подготовленных преподавательских кадров;

Заинтересовать студентов в систематических занятиях физической культурой, спортом, формировать у них здоровый образ жизни, вести борьбу с вредными привычками.

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности студента. В то же время она способствует оптимизации его физического и психологического состояния. Как отмечают исследователи, вуз к студентам предъявляет повышенные требования. Они сталкиваются с новыми, отличными от школьных, методами обучения, с большим по объему и часто сложным для восприятия учебным материалом. У них изменяется привычный образ жизни, разрываются старые межличностные отношения и формируются новые. Все это в совокупности может оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья. В этом плане позитивную роль играют систематические занятия по физической культуре, но и вне их.

Важным слагаемым в формировании здорового образа жизни является приобщение студенческой молодежи к занятиям физической культурой и сортом. Наиболее доступные формы занятий- это самостоятельные занятия различными видами физических упражнений и спорта. Однако, как указывают литературные источники, физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Тем не менее, большинство студентов не отрицает ее положительной направленности и социальной значимости. Повышения двигательной активности студентов является привлечение их к массовым физкультурно оздоровительным мероприятиям. К ним относятся: соревнования по различным видам спорта среди студентов на первенстве факультета, университета; дружеские соревнования с другими вузами, участие в спортивных шоу и т.д.

Необходимо отметить, что занятия по физической культуре не только позволяют реализовать потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через его физическое развитие, но и способствуют удовлетворению социально значимых потребностей личности в общении, стремлении познанию, самореализации и самоубеждению. Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями немыслимо без сведений о физическом развитии и функциональном состоянии организма студента. Эти данные помогут ему построить самостоятельный учебный процесс, предотвратить развитие патологических процессов и будут способствовать формированию, укреплению и сохранению здоровья.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимно обусловлены. Чем лучше здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель адаптировались к условиям обучения в высшем учебном заведении, сохранили и укрепили свое здоровье во время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность. В этом плане не последняя роль принадлежит врачебно-педагогическому контролю и самоконтролю студента.

Безусловно, знать функциональное состояние своего организма, свои физические и психологические возможности, уметь анализировать и сравнивать их, видеть результаты работы над собой, научиться представлять уровень своих возможностей.

Цель образования, позволяет поставить самостоятельной работе студентов адекватные задачи, среди которых:

Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальной ценности;

Оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития как физических, так и духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также

в осознании ответственности за жизнетворчество.

Учитывая высокую заболеваемость студентов, в современных социально- экономических условиях важное значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Не меньшее значение в таком мероприятии приобретает использование естественных природных факторов.

Включение в учебную программу по физической культуре самостоятельных занятий физическими упражнениями позволит увеличить двигательную активность студентов, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический статус. Все это будет способствовать приобщению студентов к самовоспитанию в плане здорового образа и спортивного стиля жизни.

Самостоятельные занятия, проводимые вне учебного процесса, позволяет студентам сохранить и укрепить свое здоровье средствами физической культуры на основе естественных факторов природы. Безусловно, значительное место в этом процессе занимает взаимосвязь социальных и биологических, педагогических и медицинских закономерностей.

В связи с отсутствием системы оздоровительного самовоспитания и самообразования студентов вне учебной программы нами изучена проблема на базе кафедры физического воспитания и спорта.

Исследования и наблюдения за студентами показали, что:

В настоящее время проблема самостоятельных занятий физическими упражнениями нуждается в тщательном изучении и разработке;

Отсутствие программы по формированию, укреплению и сохранению здоровья вызывает необходимость ее включения в учебный процесс кафедр физического воспитания и спорта нефизкультурных вузов;

Реализация данных установок в новых современных условиях приобретает особое значение при разрешении многих задач здорового образа и стиля жизни студентов;

Оптимизация проведения студентами самостоятельных занятий физическими упражнениями требует комплексного подхода и проведения педагогического эксперимента.

Таким образом, выполнение предложенных рекомендаций будет способствовать укреплению и сохранению здоровья студентов. Однако в целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студентам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Тем не менее эта проблема нуждается в реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также в разработке организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической и рекреативной основе.

Похожие публикации