Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Списание имущества казны. Учет имущества казны

Гурьевский районный Совет народных депутатов

(пятьдесят пятое заседание первого созыва)

РЕШЕНИЕ

от 01.01.2001 г.

Об утверждении Порядка осмотра и

списания муниципального имущества,

составляющего казну Гурьевского района.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000н, Порядком отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны Гурьевского района, утвержденным приказом Финансового управления по Гурьевскому району от 01.01.2001г. № 42, Положением об управлении муниципальным имуществом Гурьевского района, утвержденным решением Гурьевского районного Совета народных депутатов от 01.01.2001г. № 31, в целях обеспечения единого порядка списания имущества, составляющего казну Гурьевского района Гурьевский районный Совет народных депутатов

РЕШИЛ:

1. Утвердить Порядок осмотра и списания муниципального имущества, составляющего казну Гурьевского района согласно Приложению.

2. Решение вступает в силу с момента подписания.

3. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по бюджету, налогам и финансам Гурьевского районного Совета народных депутатов ()

Глава Гурьевского района Председатель Гурьевского районного Совета народных депутатов

Приложение

к решению Гурьевского районного

Совета народных депутатов от 01.01.2001 г. № 000

ПОРЯДОК ОСМОТРА И СПИСАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ ГУРЬЕВСКОГО РАЙОНА

1.Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях обеспечения единого порядка списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к имуществу казны, в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000н, Порядком отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны Гурьевского района, утвержденным приказом Финансового управления по Гурьевскому району от 01.01.2001г. № 42, Положением об управлении муниципальным имуществом Гурьевского района, утвержденным решением Гурьевского районного Совета народных депутатов от 01.01.2001г. № 31.

1.2. Муниципальное движимое и недвижимое имущество, составляющее казну Гурьевского района, в том числе переданное в аренду или пользование иным лицам (далее - имущество казны), может быть списано по следующим причинам:
а) пришедшее в негодность вследствие физического износа , аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и т. п.;

б) морально устаревшее;

1.3. Списание имущества казны производится только в тех случаях, когда восстановление его невозможно или экономически нецелесообразно, имущество непригодно для дальнейшего использования и не может быть реализовано.

2. Порядок списания имущества муниципальной казны

2.1.Для определения непригодности имущества к дальнейшему использованию и необходимости его списания постановлением Администрации Гурьевского района создается постоянно действующая комиссия по осмотру и списанию муниципального имущества, составляющего казну Гурьевского района (далее - комиссия).
2.2. В состав комиссии включаются специалисты Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее КУМИ), отдела архитектуры и градостроительства, отдела по строительству, ЖКХ , дорожному хозяйству , транспорту и связи, отдела ГО и ЧС Администрации Гурьевского района, представитель районного Совета народных депутатов, главы поселений, представители арендатора или пользователя имущества (в случае, если имущество передано в аренду или безвозмездное пользование).

2.3. Для организации работы по списанию объектов имущества казны руководитель организации, использующей имущество муниципальной казны, направляет в КУМИ на имя председателя письменное ходатайство с указанием данных, оговоренных в п. п. 3.1.1-3.2. настоящего Порядка (Приложение 1).

2.4. КУМИ регистрирует письменное ходатайство, в течение 3 рабочих дней проверяет наличие необходимых документов на списание. В случае неполного комплекта предоставленных документов КУМИ в 2-х дневный срок информирует заявителя в письменной форме о недостающих документах. КУМИ в течение 3 рабочих дней после поступления последнего документа направляет их на рассмотрение комиссии.

2.5. Не позднее 10 рабочих дней комиссия рассматривает полученные документы, производит осмотр имущества с выездом на место нахождения этого имущества и составляет акт осмотра технического состояния имущества с приложением фототаблицы (приложение 2), в котором после описания дефектов и их причин устанавливает нецелесообразность ремонта или восстановления имущества (с учетом заключений и справок специализированных организаций), непригодность имущества к дальнейшему использованию, а также определяет возможность реализации имущества или его частей либо необходимость списания имущества с учета.

2.6. Результаты принятого комиссией решения оформляются протоколом на списание объектов имущества казны с указанием причин списания и в 5 дневный срок направляется в КУМИ для дальнейшей работы.

В случае принятия комиссией решения о списании имущества в 10-ти дневный срок КУМИ готовит проект постановления Администрации Гурьевского района о списании имущества с учета казны и исключении его из реестра муниципального имущества.

2.7. На основании постановления Администрации Гурьевского района о списании имущества КУМИ в 3-х дневный срок после получения постановления оформляет акты по форме № ОС-4 в 2-х экземплярах.

Не позднее 3 рабочих дней один экземпляр утвержденного акта на списание принимается к отражению в бухгалтерском учете КУМИ и подшивается в дело. Второй экземпляр Акта на списание имущества по форме № ОС-4 является основанием для внесения изменений в договор аренды , пользования.

2.7.1. В отношении автотранспортных средств на основании постановления Администрации Гурьевского района о списании имущества КУМИ в 3-х дневный срок после получения постановления оформляет акты по форме № ОС-4а в 3-х экземплярах и распоряжение о снятии с государственного учета в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Гостехинспекции. .

Не позднее 10-ти рабочих дней два экземпляра акта на списание с отметкой о снятии с государственного учета возвращаются в КУМИ для утверждения председателем. Один экземпляр акта ОС-4а является основанием для отражения в бухгалтерском учете результатов списания, второй для внесения изменений в договор аренды, пользования.

2.8. В случае принятия решения комиссии о списании имущества с обязательной разборкой и (или) сдачей имущества (его частей) в организации Вторсырья арендатор (пользователь) в 14-ти дневный срок осуществляет разборку, сдачу материалов во Вторсырье и представляет в КУМИ акт разборки (демонтажа) и квитанции о сдаче материалов.

КУМИ готовит проект постановления о постановке на учет в казну Гурьевского района узлов и частей. Денежные средства, вырученные от сдачи материалов во Вторсырье, перечисляются арендатором (пользователем) в бюджет Гурьевского района.

2.9. В случае принятия комиссией решения о реализации имущества КУМИ готовит проект решения Совета депутатов о включении данного имущества в План приватизации муниципального имущества.

2.10. Имущество казны считается списанным с момента подписания Постановления.

2.12. До подписания Постановления списание имущества казны с бухгалтерского учета КУМИ не допускается.

3. Перечень документов на списание имущества казны

3.1. Для принятия решения о списании имущества муниципальной казны, указанного в пункте 1.1. настоящего Порядка, руководитель организации, использующей это имущество, представляет в КУМИ следующие документы:

3.1.1.Письменное ходатайство на имя председателя, в котором указывается: на каком праве имущество принадлежит организации (договор аренды, хранения, безвозмездного пользования и т. д.), приводится перечень предлагаемого к списанию имущества с указанием наименования имущества; типа; марки; года выпуска или ввода в эксплуатацию, инвентарного (реестрового) номера (при наличии), данные о балансовой стоимости , обоснование причин списания.

Надлежащим образом заверенная копия лицензии автоэкспертной организации;

Копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии;

Другие документы, подтверждающие необходимость списания транспортного средства (акты о пожаре, стихийном бедствии, хищении и др.).

3.2. При списании имущества, утраченного вследствие кражи, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций в КУМИ дополнительно представляются:

Документ, подтверждающий факт утраты имущества (постановление о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении, справка пожарной инспекции о факте пожара и т. п.);

Объяснительные записки руководителя Пользователя и материально-ответственных лиц о факте утраты имущества, с указанием сведений о возмещении ущерба виновными лицами.

Копию приказа о наказании лиц, виновных в преждевременном выбытии муниципального имущества из эксплуатации.

Иные документы по запросу КУМИ

Приложение 1

ХОДАТАЙСТВО

___________ ___________

Населенный пункт Дата

Прошу рассмотреть и принять решение о списании

Имущества________________________________________________________

Название имущества

Принадлежащем на праве __________________________________________

Реквизиты договора аренды, безвозмездного пользования

Тип___________________________; марка___________________________; год выпуска или ввода в эксплуатацию_______________________________, реестровый номер_______________, балансовая стоимость________рублей,

начисленный износ ______ рублей, и остаточная стоимость _______ рублей на дату обращения за списанием объекта имущества казны,

обоснование причин его списания_____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

к Порядку осмотра и списания муниципального имущества, составляющего казну Гурьевского района

Утверждаю:

Председатель Комиссии по

осмотру и списанию муниципального

имущества, составляющего казну

Гурьевского района

«_____»______________20____г

АКТ ОСМОТРА

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ ГУРЬЕВСКОГО РАЙОНА

___________ ___________

Населенный пункт Дата

Постоянно действующая комиссия по осмотру и списанию муниципального имущества, составляющего казну Гурьевского района, утвержденная постановлением Администрации Гурьевского района от _________ №_____ в составе:

По ходатайству ________________________________________________

Наименование арендатора, пользователя имущества

от _________________ № ___________

провела осмотр технического состояния имущества, находящего у заявителя:

_______________________________________________________________,

Название имущества

на основании ________________________________________________

реквизиты договора аренды, безвозмездного пользования

названное имущество имеет следующие дефекты:

Указанные дефекты возникли по причине:

Комиссия считает нецелесообразным ремонт или восстановление имущества, непригодным к дальнейшему использованию (не нужное зачеркнуть) или ____________________________________________________________________________________________________________________________________, а также считает возможным (ненужное зачеркнуть) :

Реализовать имущество целиком

Реализовать имущество частями______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Указать какими

Списать имущество с учета.

Прочие предложения комиссии:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель председателя комиссии: _____________________________

ФИО подпись

Члены комиссии: 1.____________________________________________

ФИО подпись

2.____________________________________________

ФИО подпись

3.____________________________________________

ФИО подпись

4.____________________________________________

ФИО подпись

5.____________________________________________

ФИО подпись

6.____________________________________________

ФИО подпись

7.____________________________________________

ФИО подпись

Секретарь комиссии __________________________________________


К вопросу учета имущества казны в программе «Бухгалтерия государственного предприятия 8.2»

Использованы материалы: статья «Распространенные заблуждения при учете имущества казны, автор Дмитрий Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ", г. Ставрополь; статья «Учет нефинансовых активов имущества казны» автор Т.П.Грезина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Минфина России.

Немного теории...

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований .

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

Федеральный орган власти - Росимущество;

Региональный орган власти;

Муниципальный орган власти.

В пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. (Например, на уровне муниципального образования должен существовать документ с названием «Порядок организации бюджетного учета имущества казны муниципального образования «город Энск»).

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов - 108 00 000, а именно: "Нефинансовые активы имущества казны"

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447, учет федерального имущества казны сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года №307 «Об утверждении правил ведения реестра федерального имущества».

Согласно Инструкции по бюджетному учету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

Согласно п. 11 Инструкции № 148н объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п. 13 Инструкции № 148н безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Существуют исключения из данного правила - на забалансовых счетах учитываются, например, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно, периодические издания (приобретаемые для комплектации библиотечного фонда) и т.д. (п.п. 373, 377 Инструкции N 157н, п. 263 Инструкции N 148н).

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061).

В статье «Комментарий к Письму Минфина России от 30.03.2012 №02-06-07/1061 «О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны РФ на праве оперативного управления» А. Гусев К.п.н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», опубликованной в №5 за 2012 год, пишет:

«В соответствии с Письмом Минфина РФ №02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течении времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

На этом счете учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н указанное имущество должно учитываться на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случае неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке «один объект — 1 руб.». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»должно осуществляться на основании акта приема — передачи) иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутреннее перемещение материальных ценностей в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.»

Расходы по содержанию указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), следует отражать на соответствующих счетах балансового счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года.»

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписание акта приема — передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника

Отражение дополнительных расходов

После государственной регистрации объекта недвижимости

Списание объекта недвижимости с забалансового учета по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество

На сумму балансовой стоимости

0 210 06 660
0 401 10 180

На сумму начисленной амортизации

0 210 06 560
0 401 10 180

Начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету

0 109 х0 271
0 401 20 271

Учреждение, получившее имущество казны в оперативное управление должно сформировать операции по доначислению амортизации на объекты, за время находжения имущества в казне.

Как доначислить амортизацию на имущество, полученное из казны. (Использованы материал сайта its .1 c . ru )

Имущество - нежилое помещение в жилом доме получено безвозмездно 25.07.2011 по КОСГУ 180. Дата ввода в эксплуатацию 01.01.1975. Сумма приобретения 303606,66. Сумма начисленной амортизации 103226,27. Остаточная стоимость 200380,39. Время нахождения в казне 26 месяцев. Как правильно доначислить амортизацию за время нахождения имущества в казне?

Согласно пункту 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны, в порядке, установленном пунктами 84 - 93 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Согласно пункту 85 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации, расчет учреждением годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету, и нормой амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Остаточную стоимость и оставшийся срок полезного использования объекта на дату поступления в казну, чтобы рассчитать норму амортизации;

Срок нахождения объекта в казне, чтобы рассчитать сумму амортизации объекта за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" указанные операции оформляются в следующем порядке (после получения документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости).

1. Ввести документ "Безвозмездное поступление ОС и НМА ".

В нем надо указать данные согласно передаточным документам.

При внесении информации об объекте основных средств в справочник «Основные средства, НМА, НПА» на закладке «основные сведения» в реквизите «Источник поступления» указать: Передано в оперативное управление, поставить флаг: Включено в реестр федерального (регионального) имущества и внести данные о государственной регистрации объекта.

2. В документе "Операция (бухгалтерская)" ввести проводку на сумму амортизации объекта, рассчитанную за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение (Д-т 040120271, К-т 010400410).

3. Ввести документ "Корректировка амортизации" датой поступления объекта ОС.

В спецификацию документа следует ввести новую строку, в которой указать поступившее из казны имущество, остальные реквизиты строки спецификации будут заполнены автоматически.

Не следует применять для заполнения спецификации кнопку "Заполнить".

Документ следует провести (кнопка "ОК " или "Провести ").

Внимание!

Время проведения документа "Корректировка амортизации" (реквизит "от" документа) должно быть больше, чем время документа "Операция (бухгалтерская)".

Начисление амортизации на этот объект ОС начнет производиться, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, исходя из остаточной стоимости (с учетом доначисленной амортизации) и оставшегося срока полезного использования на дату документа "Корректировка амортизации".

Утверждено распоряжением администрации Брянской области от 22 июля 2011 г. № 579-р

Положение

о порядке списания государственного имущества казны Брянской области

1. Руководящая нормативная документация

1.1. Настоящее положение о порядке списания государственного имущества казны Брянской области (далее - Положение) определяет порядок списания основных средств, включенных в состав государственного имущества казны Брянской области и неиспользуемых либо используемых хозяйствующими субъектами на основании соответствующих договоров пользования.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством и на основании нормативной документации, которой необходимо руководствоваться при проведении мероприятий по списанию государственного имущества казны Брянской области:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая);
  • Федеральный закон "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21.11.1996;
  • приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н ”Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению”;
  • унифицированные формы первичной учетной документации. Учет основных средств, утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 N 7;
  • постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы";
  • срок полезного использования основных средств устанавливают документы: технические условия на изделие; проект на строительство здания, сооружения; технический паспорт; правила государственных надзорных органов и другая нормативно-техническая документация;
  • другие нормативные правовые акты, предусмотренные действующим законодательством.

2. Общие положения

2.1. Списание - заключительная хозяйственная операция при использовании основных средств, включающая в себя следующие мероприятия: определение технического состояния каждой единицы основных средств, оформление необходимой документации, получение разрешения на списание, демонтаж, разборка, выбраковка и оприходование возможных возвратных материальных ценностей, сортировка и утилизация вторичного сырья, списание с бухгалтерского (забалансового) учета в организациях, использующих государственное имущество казны Брянской области на основании соответствующих договоров пользования, либо списание неиспользуемого имущества казны, включенного в состав государственного имущества казны Брянской области, исключение из реестра имущества казны Брянской области.

2.2. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (работы).

2.3. Сроком полезного использования основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях).

2.4. Бухгалтерскими учетными параметрами основных средств являются: наименование, тип, марка, производственная мощность; инвентарный номер; год выпуска (постройки); дата ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость; восстановительная стоимость; начисленный износ; остаточная стоимость.

2.5. Основанием для списания основных средств является техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных надзорных органов и истекший нормативный срок полезного использования. Истечение нормативного срока полезного использования основных средств не является основанием для списания основных средств, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.

2.6. Основные средства государственного имущества казны Брянской области списываются в следующих случаях:

2.6.1. Пришедшие в негодность вследствие физического устаревания. Под физическим устареванием понимается материальное изнашивание имущества, утрата своих физических свойств, качеств, размеров, путем естественного физического старения, в процессе использования данного объекта имущества.

2.6.2. Морально устаревшие. Под моральным устареванием понимается старение и обесценение имущества в следствии того, что их технико- технологические показатели все более отстают от повышающегося мирового уровня аналогов.

2.6.3. В связи со сносом (ликвидацией) сооружений, зданий в границах строительных площадок, при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении.

2.6.4. Утраченные или разрушенные в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, вышедшие из строя при нарушении правил технической эксплуатации или утерянные в результате хищения (процедура списания проводится в соответствии с пунктом 5 данного Положения).

2.6.5. В других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

2.7. Мероприятия по списанию основных средств государственного имущества казны Брянской области, неиспользуемых или используемых на основании соответствующих договоров пользования организациями государственной и иных форм собственности, производят указанные пользователи и несут все необходимые затраты на ликвидацию имущества в соответствии с настоящим положением и условиями договора пользования.

3. Организационные мероприятия по списанию основных средств

3.1. Для организации работы по списанию основных средств руководитель организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, направляет на имя руководителя управления имущественных отношений Брянской области письменное ходатайство (Приложение 1 к данному Положению) с указанием данных, оговоренных в п. 4.1 настоящего Положения, и просьбой об уполномочивании представителя управления имущественных отношений Брянской области для участия его в работе комиссии по списанию основных средств (далее - комиссия).

3.2. Одновременно организация, использующая государственное имущество казны Брянской области, направляет аналогичное письменное ходатайство в профильный департамент (комитет, управление) с просьбой о направлении его представителя для участия в работе комиссии.

3.3. К ходатайству, направляемому в управление имущественных отношений Брянской области, прилагаются:

3.3.1. При списании движимого имущества, кроме автотранспортных средств:

  • заключение (акт технического состояния, акт о выявленных дефектах оборудования и т.п.) специализированной организации о техническом состоянии списываемого объекта с указанием на нем своих реквизитов, номера лицензии на данный вид деятельности и кем она выдана. При полном износе в заключении указывается о невозможности дальнейшей эксплуатации данного оборудования, при наличии остаточной стоимости - о нецелесообразности выполнения восстановительного ремонта;
  • для аппаратов сотовой, радиотелефонной связи - техническое заключение специалистов системы связи, услугами которой пользовались с помощью этого аппарата, а также воспользоваться услугами, в том числе и иных технических специализированных служб, способных определить возможность дальнейшего использования аппаратов.

3.3.2. При списании транспортных средств:

  • копия инвентарной карточки учета основных средств (по формам ОС-6, ОС-6а);
  • акт технического состояния, выданный специализированной организацией (автоэкспертным бюро) о техническом состоянии автомобиля с заключением о возможности восстановления и оценкой его рыночной стоимости;
  • копия лицензии оформленная надлежащим образом, подписанная ответственным лицом с расшифровкой должности и указанием фамилии, заверенная печатью данной автоэкспертной организации;
  • копия паспорта транспортного средства;
  • копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии;
  • другие документы, подтверждающие чрезвычайные обстоятельства. К ним относятся: справка из МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии, акт из пожарной части при пожаре, справка из правоохранительных органов о возбуждении уголовного дела при краже.

3.3.3. При списании объектов недвижимости:

  • копия инвентарной карточки учета основных средств по форме ОС-6;
  • технический паспорт на объект недвижимости (паспорт бюро технической инвентаризации);
  • заключение комиссии о техническом состоянии объекта недвижимости, возможности его списания и утилизации, источниках и объемах финансирования утилизации;
  • другие документы, подтверждающие необходимость и целесообразность списания: акты обследования специализированных проектных организаций, имеющих разрешение (лицензию) на проведение обследования объектов недвижимости, заключения органов Госстандарта, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции, экологических и других организаций, акты о разрушении объекта недвижимости в результате пожара, аварии, стихийных бедствий и т.д.;
  • по объектам недвижимости незавершенного строительства дополнительно представляется информация о разрешении строительства, проектная, проектно-сметная и иная документация, дата начала строительства, акты на фактически выполненные работы,
  • справка о финансировании объемов работ, причинах прекращения строительных работ, заключение комиссии о возможности и целесообразности списания, источниках и объемах финансирования утилизации.

3.3.4. При списании государственного имущества казны Брянской области, относящегося к объектам водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства, работа комиссии по списанию организовывается с участием представителей профильных департаментов (комитетов, управлений), специалистов по техническому обслуживанию и ремонту данных видов объектов, надзорных органов (при необходимости их привлечения). По результатам работы в рамках комиссии представители профильного департамента (комитета, управления), специалисты по техническому обслуживанию и ремонту данных видов объектов, представители надзорных органов составляют акты технического состояния объектов водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства с рекомендациями по дальнейшему их использованию или списанию. На основании соответствующего акта технического состояния вышеуказанных объектов и личного участия в их осмотре все члены комиссии подписывают акт на списание (по формам ОС-4, ОС-4а, ОС-4б).

3.3.5. При списании объектов нематериальных активов имущества казны Брянской области, работа комиссии по списанию организовывается с участием представителей профильных департаментов (комитетов, управлений). По результатам работы в рамках комиссии представители профильного департамента (комитета, управления), составляют акты осмотра состояния объектов нематериальных активов с рекомендациями по дальнейшему их использованию или списанию. На основании соответствующего акта осмотра объектов нематериальных активов и личного участия в их осмотре все члены комиссии подписывают акт на списание (по форме ОС-4).

3.4. Управление имущественных отношений Брянской области и профильный департамент (комитет, управление) не позднее 10 дней после получения ходатайства о списании государственного имущества казны Брянской области письменно уполномочивают своих представителей для участия в работе комиссии.

3.5. Для определения целесообразности списания объектов основных средств, а также для оформления документации на списание основных средств в организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, приказом руководителя организации создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе:

  • главный бухгалтер (бухгалтер);
  • лица, ответственные за эксплуатацию и сохранность основных средств;
  • специалисты по техническому обслуживанию и ремонту данного типа основных средств.

В состав комиссии обязательно включаются представители управления имущественных отношений Брянской области и профильного департамента (комитета, управления).

Для установления непригодности зданий, сооружений, транспортных средств к использованию для участия в работе комиссии привлекаются при необходимости представители департамента строительства и архитектуры Брянской области и департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области. В случае необходимости привлекаются специализированные службы (независимые эксперты).

3.6. Комиссия при проведении хозяйственной операции «списание основных средств» выполняет следующие мероприятия:

3.6.1. Производит непосредственный осмотр объекта, определяет его техническое состояние, возможность дальнейшего использования по назначению, пользуясь при этом необходимой технической документацией (техническое заключение, технический паспорт, проект, чертежи, технические условия, инструкции по эксплуатации и т.д.), данными бухгалтерского учета, и устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию.

3.6.2. Устанавливает конкретные причины выхода из строя объекта: износ физический, моральный; авария; нарушение условий эксплуатации; низкое качество ремонта (ремонтов); длительное неиспользование объекта для производства; ликвидация по реконструкции и другие конкретные причины.

3.6.3. Определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов списываемого объекта в производственной деятельности и производит их оценку в соответствии с действующим законодательством.

3.6.4. Осуществляет контроль за изъятием из списываемого оборудования пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья, определяет их количество и вес, контролирует сдачу на склад.

3.6.5. Определяет возможность реализации предлагаемого для списания объекта на аукционных торгах в соответствии с действующим законодательством.

3.6.6. Составляет акты о списании основных средств (формы ОС-4, ОС-4а, ОС-4б).

3.6.7. Акты технического состояния комиссия готовит на каждую учетную единицу основных средств отдельно.

3.6.8. Оформление актов на группу основных средств возможно при условии: одной марки на все единицы группы, ввода в эксплуатацию всех единиц группы в одном месяце, одинаковой стоимости всех единиц.

3.6.9. Комиссия готовит документы по движимому имуществу, кроме автотранспортных средств, в 2-х экземплярах. По объектам недвижимости, автотранспортным средствам, подлежащим регистрации в УГИБДД, и техническим средствам, подлежащим регистрации в Гостехинспекции, Госгортехнадзоре и других надзорных государственных органах, - в 3-х экземплярах.

3.7. Настоящее Положение о порядке списания государственного имущества казны Брянской области в равной степени в соответствующей своей части распространяется и на физических лиц (граждан) - пользователей государственным имуществом казны Брянской области.

Для организации работы по списанию государственного имущества казны Брянской области, находящегося в пользовании у физического лица, последний направляет на имя начальника управления имущественных отношений Брянской области письменное ходатайство с просьбой создать комиссию и произвести списание вышеуказанного имущества.

3.8. Для организации работы по списанию имущества, включенного в состав государственной казны Брянской области и не переданного в пользование хозяйствующим субъектам, управление имущественных отношений Брянской области направляет в адрес профильного департамента (комитета, управления) письмо с просьбой об уполномочивании специалиста для участия его в работе комиссии по списанию государственного имущества казны Брянской области. В состав комиссии кроме представителей управления имущественных отношений Брянской области и профильных департаментов при необходимости включаются представители надзорных органов и специализированных организаций. Комиссия создается приказом руководителя управления имущественных отношений Брянской области на основании представленных предложений о ее составе.

4. Требования к документам

4.1. В письменном ходатайстве, направляемом в управление имущественных отношений Брянской области, указывается: на каком праве имущество принадлежит организации (договор хранения, безвозмездного пользования и т.д.), приводится перечень предлагаемых к списанию основных средств в тексте обращения либо в качестве приложения к нему, в котором указываются: номер по порядку; наименование имущества; тип; марка; год выпуска или ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, данные о балансовой стоимости, начисленном износе и остаточной стоимости на дату списания объекта основных средств, обоснование причин его списания.

4.2. В актах осмотра технического состояния казны Брянской области (приложение 2 к Положению) указывают следующие данные, характеризующие объект:

  • наименование, тип, марка, модель;
  • инвентарный номер, заводской номер, регистрационный номер Госгортехнадзора, регистрационный знак УГИБДД или Гостехинспекции;
  • год изготовления или постройки;
  • дата поступления в организацию, дата ввода в эксплуатацию;
  • для каких целей и в каких условиях использовался объект;
  • техническое состояние основных дефектов и причины их возникновения, техническое состояние основных узлов, частей, деталей и конструктивных элементов;
  • для автотранспортных средств, кроме специальных, - пробег автомобиля.

4.3. Списание специального оборудования, смонтированного на шасси автомобилей, тракторов и прицепов (поливомоечное, экскаваторное, крановое и т.д.), производится раздельно:

а) смонтированное оборудование;

б) базовая единица автотракторной техники.

4.4. Акты ф. ОС-4, ОС-4а, ОС-4б заполняются на основании актов технического состояния при участии в работе комиссии бухгалтерии организации пользователя с указанием балансовой стоимости, амортизации, остаточной стоимости, если таковая есть, шифра и % амортизационных отчислений.

При списании автотранспорта - акта специализированной организации (автоэкспертного бюро) при наличии заверенной в установленном порядке копии лицензии автоэкспертной организации.

При списании объектов водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства - акта технического состояния, составленного с участием членов комиссии - представителей профильного департамента (комитета, управления), специалистов по техническому обслуживанию и ремонту данных видов объектов, представителей надзорных органов.

4.5. Подготовленные акты утверждает руководитель организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, затем акты передаются на согласование руководителю профильного департамента (комитета, управления).

5. Досрочное списание

Имущество, не выработавшее нормативный срок полезного использования и имеющее остаточную стоимость, утерянное, разрушенное в аварии, выведенное из эксплуатации досрочно по другим причинам, списывается в следующем порядке:

5.1. При обнаружении утраты, аварии или преждевременного выхода из строя имущества руководитель организации пользователя немедленно своим приказом назначает служебное расследование в составе лиц, не причастных к досрочному выходу, утере, аварии имущества, и действует в соответствии с пунктами 3.1- 3.5 настоящего Положения.

5.2. Комиссия, на списание основных средств, берет объяснительные с лиц, причастных к преждевременному выходу из строя основных средств, устанавливает фактические причины преждевременного выхода из строя, размер фактического ущерба, лиц, виновных в свершившемся факте.

Возможными причинами преждевременного выхода из строя имущества могут быть:

  • низкое качество изготовления заводом, строителями;
  • нарушение эксплуатационным персоналом требований инструкции по эксплуатации;
  • низкое качество ремонтных работ;
  • умышленные действия по разрушению;
  • хищение;
  • стихийные бедствия.

5.3. Комиссия представляет акт о проведенном расследовании с приложением других рабочих документов на утверждение руководителю организации.

5.4. По представленным документам руководитель организации утверждает акт и издает приказ с указанием необходимых мероприятий по исключению повторных случаев; мер наказания виновных лиц; способа возмещения нанесенного ущерба и, при необходимости, привлечения к расследованию правоохранительных органов.

5.5. Списание вышедших из строя основных средств при стихийных бедствиях или при ликвидации таковых оформляется с участием служб ГО и ЧС, противопожарных и других спецслужб.

5.6. Списание сумм материального ущерба на результаты хозяйственной деятельности организации при преждевременном выходе из строя основных средств производится только в следующих случаях:

  • стихийные бедствия;
  • ликвидация стихийных бедствий;
  • если возмещение ущерба за счет виновных лиц невозможно согласно действующему законодательству РФ;
  • сумма ущерба превышает возможную востребованную по законодательству РФ сумму возмещения с виновных лиц;
  • смерть виновного.

5.7. Определение суммы ущерба от утраты государственного имущества казны Брянской области производится по рыночной стоимости основных средств.

5.8. Для получения разрешения на досрочное списание государственного имущества необходимо дополнительно к документам по пункту 3.2 данного Положения представить материалы служебного расследования организации: копии приказов, актов и др. документов по списываемому имуществу и документов по оприходованию компенсации материального ущерба.

6. Получение разрешения на списание государственного имущества казны

Контроль за движением государственного имущества казны Брянской области осуществляет управление имущественных отношений Брянской области по согласованию с профильным департаментом (комитетом, управлением) Брянской области.

6.1. Списание движимого имущества.

6.1. На основании предоставленных документов не позднее 14 дней со дня поступления их в управление имущественных отношений Брянской области руководитель управления имущественных отношений Брянской области согласовывает акт о списании и готовит приказ о списании объектов основных средств государственного имущества казны Брянской области, в котором поручает руководителю организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, списать и в установленном порядке утилизировать объекты движимого и недвижимого имущества, автотранспортные средства - снять с учета в управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения (УГИБДД), объекты водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства в случае необходимости снять с учета в органах Гостехнадзора.

6.2. Оформленные надлежащим образом акты на списание основных средств направляются в организацию, использующую имущество казны, и являются основанием для внесения в инвентарную карточку отметки о выбытии объекта основных средств и снятия с бухгалтерского (забалансового) учета.

6.3. Разборка и демонтаж автотранспортных средств, объектов движимого и недвижимого имущества казны Брянской области до согласования актов об их списании не допускается.

7. Ликвидация

Все ликвидационные мероприятия по списанию государственного имущества казны Брянской области, оформление необходимой технической и первичной учетной бухгалтерской документации осуществляются юридическими лицами, в пользовании которых находится государственное имущество казны Брянской области, на основании приказа управления имущественных отношений Брянской области.

7.1. На основании полученного приказа управления имущественных отношений Брянской области и проверенной документации на списание основных средств руководитель организации пользователя проводит следующие мероприятия:

7.1.1. Снимает списываемую единицу основных средств с учета в государственных органах (УГИБДД, ГТИ, ГГТН и др.).

7.1.2. Производит демонтаж, разборку объекта.

7.1.3. Организует сдачу в государственную имущественную казну Брянской области узлов и деталей, пригодных к дальнейшему использованию, с предоставлением накладных для учета.

7.1.4. Организует сдачу вторичного сырья в организации приема вторичного сырья.

7.1.5. Денежные средства, полученные от сдачи вторичного сырья, полученного в результате ликвидации списанного имущества, перечисляются пользователями государственным имуществом казны Брянской области в областной бюджет в порядке, определенном правовыми актами Брянской области.

7.1.6. Бухгалтерия организации комплектует все возвратные документы, производит расчеты по затратам при ликвидации и заполняет 2-ю страницу актов ОС-4.

7.2. Детали и узлы, изготовленные с применением драгметаллов и драгкамней, подлежат отправке в дальнейшем на заводы вторичных переработок драгоценных металлов.

7.3. Номерные агрегаты (двигатель, шасси, грузоподъемный механизм, сосуды, работающие под давлением и т.д.), регистрируемые в государственных надзорных органах (УГИБДД, ГТИ, ГГТН и т.д.), приходуют после регистрации в надзорных органах.

7.4. В течение 10 дней после снятия с бухгалтерского (забалансового) учета списанного государственного имущества казны Брянской области юридическое лицо, в пользовании которого находилось вышеуказанное имущество, представляет в управление имущественных отношений Брянской области следующие документы:

  • утвержденные и согласованные акты о списании имущества по форме ОС-4 для объектов движимого и недвижимого имущества, по форме ОС-4а для автотранспортных средств либо по форме ОС-4б для групп объектов движимого и недвижимого имущества (кроме автотранспортных средств) с заполненной оборотной стороной;
  • копии накладных о сдаче непригодных узлов и материалов как вторичного сырья;
  • акты об утилизации объектов движимого и недвижимого имущества;
  • документы, подтверждающие снятие с учета в управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения управления (УГИБДД) и Гостехинспекции списанного транспортного средства;
  • документы, подтверждающие снятие с учета в государственных надзорных органах списанных объектов недвижимого имущества и объектов водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства.

7.5. Физическое лицо или руководитель организации - пользователя государственным имуществом казны Брянской области, оформившие списание основных средств в соответствии с настоящим Положением, вправе обратиться в управление имущественных отношений Брянской области с просьбой о внесении соответствующих изменений в договор пользования.

7.6. После представления документов в соответствии с пунктом 7.5 настоящего Положения и приказа управления имущественных отношений Брянской области списанное государственное имущество казны Брянской области исключается из реестра государственного имущества казны Брянской области.

8. Заключительные положения

8.1. За полноту и правильность проведения мероприятий по списанию основных средств ответственность несет руководитель, финансовые расчеты - главный бухгалтер (бухгалтер) организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, за документальное оформление - члены комиссии по списанию государственного имущества казны.

8.2. Данное Положение обязательно для исполнения организациями и физическими лицами, использующими в своей деятельности государственное имущество казны Брянской области.

8.3. Списание имущества, совершенное с нарушением настоящего Порядка, иных нормативных правовых актов, влечет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

8.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его распоряжением Губернатора Брянской области.

Как показывает практика, вопрос учета имущества казны для бухгалтеров - один из самых сложных. Поэтому расскажем, как правильно оформить передачу недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в состав имущества казны.

Основные понятия в учете имущества казны

Практика показывает, что учет имущества казны – сложная тема для бухгалтеров. Начисление амортизации имущества казны (в том числе проводки по ее начислению), порядок передачи имущества в казну и, наоборот, передачи имущества казны в оперативное управление , особенности бюджетного учета имущества казны и правила списания имущества казны согласно действующим нормам законодательства на конкретных примерах рассматривает эксперт журнала «Учет в учреждении» .

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями , Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Общие правила учета имущества казны

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 , на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447 , учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Порядок учета и ведения реестра имущества казны субъектов РФ (муниципальной казны) определяют региональные и местные власти. Например в Москве порядок учета имущетства казны установлен постановленим правительства Москвы от 18.06.2012 № 273-ПП и Законом г. Москвы от 26.12.2007 № 53.

Так же для учета имущества муниципальной казны может быть создано отдельное казенное учреждение, которое будет содержать имущество казны. (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-03-12/вн-20777).

Пример заполнения акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Бюджетный учет имущества казны

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н . Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н , то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны ». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н).

Учет имущества казны: проводки

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату. Однако финансовый орган имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования. При этом следует иметь в виду, что такие активы не переводятся в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства», а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000. С продажи имущества казны НДС платит покупатель

Передача имущества в казну: пример 1

Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

Сумма, руб.

Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны 1 401 20 251
1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
38 000
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) 1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
8 000

В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета...». Основанием для списания переданных активов с учета служит акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) () с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение ().

Важно для бухгалтера госучреждения

  • 3 сервиса мобильной связи, которые увеличивают перечень платных медуслуг
  • Молодые умы помогут развивать новые виды платных услуг
  • Срочно приведите устав в соответствие с Законом об образовании
  • В отпуске по уходу за ребенком оплата проезда не полагается

Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.

Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н .

Передача имущества в казну: пример 2

Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны , ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.

Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости .

При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с дебета счета 1 104 00 000 в кредит счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.

Передача имущества казны в оперативное управление: пример

Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:

Сумма, руб.

Передано нежилое здание в оперативное управление бюджетному учреждению 401 20 241
108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
720 000
Списана сумма ранее начисленной амортизации 104 51 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны»
401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
480 000

Списание имущества казны

В случае если имущество казны пришло в негодность и не подлежит дальнейшей эксплуатации, оно может быть списано с баланса.

Порядок отражения в учете списания имущества казны, пришедшего в негодность в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий в Инструкциях по учету не приведен. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства (вариант учета пропишите в учетной политике). По моему мнению, при списании пришедших в негодность объектов имущества казны могут применяться следующие проводки.

При списании пришедших в негодность объектов имущества казны – по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы начисленной амортизации).

Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы амортизации).

Списание недостающего и похищенного имущества казны отражается с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В данном случае также подлежат списанию суммы начисленной амортизации.

В каком порядке учитывать имущество казны субъектов РФ (муниципальной казны) и вести его реестр, решают региональные и местные власти. Например, для Москвы это установлено постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП . Также есть Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 . Он регулирует учет объектов казны, контролирует их состояние и использование.

Кстати, орган местного самоуправления может создать отдельное казенное учреждение, которое будет содержать имущество казны. Такие функции нужно прописать в учредительных документах этого учреждения. Финансировать его будут за счет ЛБО по бюджетной смете.

Имущество государственной (муниципальной) казны - это средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Имущество, находящееся в госсобственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Аналогично средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Основания отнесения имущества к государственной (муниципальной) казне:

  • отсутствие закрепления за государственными или муниципальными организациями и учреждениями в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственного или муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;
  • отсутствие собственника имущества, его отказ или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право государственной или муниципальной собственности;
  • изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;
  • иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.

Следовательно, имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения госимуществом.

При этом необходимо помнить, что переданное уполномоченным органом госучреждению в оперативное управление имущество учитывается у последнего на балансе как объект нефинансовых активов и имуществом казны не является.

К имущественной казне относятся.

1. Недвижимое имущество:

  • земельные участки;
  • здания, строения, нежилые помещения;
  • объекты жилищного фонда;
  • объекты инженерного и коммунального назначения;
  • объекты природопользования;
  • объекты движимого имущества, которые отнесены в соответствии с законодательством РФ к недвижимому имуществу;
  • иные объекты недвижимого имущества.

2. Движимое имущество:

  • акции и доли в хозяйственных обществах;
  • станки и оборудование, машины и механизмы;
  • транспортные средства, за исключением транспортных средств, отнесенных в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу;
  • архивные фонды, архивные документы и вещественные источники;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • движимые культурные ценности;
  • иные объекты.

Аналитический учет активов

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны устанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета. Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, определенной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

На практике пообъектный учет имущества казны ведут структурные подразделения уполномоченного органа по ведению реестра государственной (муниципальной) собственности. В этой связи уполномоченный орган разрабатывает и утверждает учетной политикой схему документооборота в части представления выписки из реестра для целей бюджетного учета.

Таким образом, выписка из реестра подтверждает постановку объекта на реестровый учет и сведения о выбытии объекта из состава казны. У данного документа нет унифицированной формы, поэтому при разработке формы этого документа должны быть соблюдены требования пункта 7 Инструкции № 157н.

Кроме того, в содержательной части документа должны найти отражение:

  • наименование объекта;
  • реестровый номер;
  • дата поступления (выбытия) объекта;
  • номер документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • дата документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • наименование документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • первоначальная стоимость объекта;
  • сумма ранее начисленной амортизации.

Отражение в бухучете

Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. При этом финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования согласно порядку бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленному Инструкцией № 157н.

В качестве примера приведем порядок аналитического учета имущества казны, определенный приказом Минфина Нижегородской области от 6 июля 2011 г. № 82, на основании которого:

  • аналитический учет недвижимого имущества ведется по инвентарным номерам, за исключением недвижимого имущества, построенного в рамках целевых программ, предназначенного для безвозмездной передачи в муниципальную собственность (в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета) (п. 2.4, 2.5 приказа);
  • бюджетный учет движимого имущества, составляющего казну, осуществляется министерством на счете 0 108 52 000 в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 3.1 приказа);
  • бюджетный учет нематериальных активов в составе имущества казны осуществляется министерством на счете 0 108 54 000.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета. Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 58, 59, 68 Инструкции № 157н).

Единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является также инвентарный объект.

В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 6.2 приказа).

Учет операций по выбытию, перемещению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, осуществляется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Учет операций по поступлению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в журнале по прочим операциям.

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами устанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

При передаче имущества казны управляющим компаниям в доверительное управление операция отражается по дебету счета 0 215 51 550 «Увеличение вложений в управляющие компании» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Вложения имущества казны в уставный капитал (фонд) организаций отражаются в размере их остаточной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 215 30 000 «Вложения в акции и иные формы участия в капитале» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (0 108 51 410-0 108 53 410, 0 108 54 420, 0 108 55 430, 0 108 56 440).

Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях осуществляется в порядке, установленном Минфином России на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Она отражается по дебету счета 0 101 53 310 «Увеличение стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней» и кредиту счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (положительная переоценка) или по дебету счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010153410 «Уменьшение стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней» (отрицательная переоценка). Бухгалтерские записи по списанию сумм начисленной амортизации при их выбытии, списании, реализации, вложении в уставный капитал (фонд) организаций, безвозмездной передаче иным организациям приведены в пункте 38 Инструкции № 162н.

При этом если имущество казны реализуется, передается в доверительное управление или вкладывается в уставный капитал (фонд), то сумма начисленной амортизации имущества казны отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Как амортизировать имущество казны

Объекты материальных и нематериальных основных фондов, составляющие государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, принимаются к учету по стоимости с учетом сумм амортизации, начисленных последним правообладателем на дату включения в состав имущества казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения). Как и организация аналитического учета имущества казны, так и вопросы начисления амортизации на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны устанавливаются нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество (п. 94 Инструкции № 157н). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляются (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации происходят на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны в общем порядке начисления амортизационных отчислений.

Финансовый орган имеет право распространить общий порядок начисления амортизации как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты, вовлеченные в хозяйственный оборот и (или) приносящие учреждению экономические выгоды (переданные в безвозмездное пользование, аренду и т. д.).

А.Л. Опальская,

эксперт по бухгалтерскому учету

Похожие публикации