Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Славянский обряд имянаречения. Славянское имянаречение: какое ваше имя? Наречение имени у славян: смысл

Сейчас вступление ребенка во взрослую жизнь принято затягивать, юноши и девушки долгое время считаются детьми. У славян же все было иначе. Когда же раньше дети становились самостоятельными? Совпадал выход в самостоятельную жизнь с проведением обряда имянаречение. Как же он проходил? Давайте вместе разберемся.

В славянской традиции имя, которое давали ребёнку при рождении, имело значение только первые года жизни, да и то было прозвищем. До определённого возраста не делали различий между мальчиками и девочками, и называли ребёнка «чадо». А вот потом, когда природа брала своё, дети уже обретали пол, становились взрослыми и несли ответственность за свои поступки. Именно в это время наши предки проводили обряд «имянаречение». Имянаречение проводилось в девять лет для ребёнка, показавшего способности магические, в двенадцать лет - способности воинские, и в шестнадцать лет - способности к мирному труду. Посмотрим на название и поймём, что после такого обряда человеку давали имя. Очень серьёзно славяне подходили к этому вопросу, потому что имя - это не только судьба человека, но и его оберег.

Как выбирали имя ребенку?

Обряд имянаречение проходил так: жрец вводил ребёнка в состояние медитации-кудес, чтобы он самостоятельно определил своё жизненное предназначение. Волхв так же входил в транс, чтобы помочь ребёнку правильно понять увиденное, он как бы следовал за ним в этих «странствиях». В конце пути и открывалась истина, ребёнок получал два имени: общее, и тайное, которое мог знать лишь он и его родитель противоположного пола. А общее имя отныне становилось личным именем, так человека и называли до конца жизни. Во время обряда часто случались чудеса, но итог всегда был один - полученные имена помогали определить судьбу и предназначение человека. Имянаречение- важнейший этап в жизни наших предков.

Как мог выглядеть обряд имянаречения?

Этот обряд так описан в книге “Магия Славянских Рез Рода”:

Имянаречение - праздник большой, один раз по осени проводится. Начали в Яреньгу - она самое большое поселение в тех местах - собираться отцы, матери да девчонки-мальчишки для имянаречения. Событие это раз в год проводили обычно, ближе к празднику урожая. В это время, конечно, и свадьбы гуляли, словом, на душе у многих было весело, радостно, но опасливо. Ведь такие события в жизни, как имянаречение иль свадьбы, всегда людей на мысли наводят, размышления о будущем бередят. «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет», - всем интересно. Дней много, а всё впереди.

Вот и крутятся все праздники около осеннего дня, когда день становится равен ночи, и Авсень, Бог Осеннего Солнца, принимает руководство миром у Купало, что заботится о мире с летнего Солнцеворота. Авсень ведь ещё и Бог-Первопроходец, строитель мостов в Будущее, так что всё тут завязано одним узелком. Да ещё и с урожаем почти закончили, грибов насобирали, солений заготовили, рыбы наловили, самое время отдохнуть да попраздновать. Матери такое большое собрание для дела используют, присматривают женихов для дочерей да невест для сыновей. Отцы, ясно дело, к старосте в избу собираются, мужичьи разговоры разговаривать да вместе в баньке попариться. На завтра было вот что. Собрались на большой площади многие, все в белых одеждах, волхвов не меньше шести появилось. Обычно одного на много вёрст хватает, но тут-то событие особое. Держатся вместе, ждут самого старшего. Потворники, помощники волхвов, затемно к капищу ушли, живой огонь трением дерево о дерево добывать. Тут и наш Наследник с отцом. Меньшая сестрёнка тоже с ними увязалась.

Ой, кажется все волхвы собрались, зовут нас к себе. Ну, я пошёл.

Девушки озорно пели вслед ушедшим:
- Коровам - сена клок,
Детятям - сливок в рот,
Девкам - пы венцу,
Ребятам - пы кольцу.

Отец с гордостью посмотрел на своего ладного сына. Вон он, идёт первым из ребят, прямо за четвёртым волхвом. Самый старший волхв, красивый, убелённый сединами старец, только для торжественности опиравшийся на большой жезл, размеренно шагает
впереди. За ними человек десять ребят, потом три девчонки, две беленькие, одна рыженькая. Замыкают шествие ещё трое волхвов, пожалуй, помоложе. Заиграли на рожках.

Ну, подождём. Скоро узнаю про сына, какая ему судьба Макошью навязана. Два имени человеку даётся. Одно явное, чтобы люди способности человека видели, а второе тайное, чтобы сам человек своё предназначение знал! - объяснил атаман совсем ещё маленькой дочке, подкрутил усы и удобно устроился на скамье под деревом.

Пришли. Капище было устроено, как полагается. Холм был заметен в округе издалека, и, похоже, здесь границы между мирами были особенно тонки - вокруг него звенела тишина, и воздух мерцал туманами. Торжественным ходом поднялись к середине холма, где вдоль верхушки, кругом, был насыпан невысокий вал. Поверх вала был устроен деревянный частокол с красивыми воротами на точёных вереях. Впереди идущий Волхв остановился и протянул две руки вверх, к вырезанному знаку Рода на самом верху ворот.

Живе и здраве, Род-Отец всего Сущего!
- Живе и здраве, - покатилось по цепочке на разные голоса, белыми птицами взлетали руки в приветствии тому, кто создал этот мир и продолжает заботиться о нём.

Зашли, по-прежнему друг за другом. Капь-капище внутри частокола оказалось почти круглым, похожим на яйцо, чей острый конец был шагах в двадцати от входа. Там величественно высились семь Чуров из берёзы, в два роста, потемневших со временем, но, может быть, именно поэтому имевших строгий и торжественный вид. После ворот спустились в ров и прошли семь шагов, поднявшись к серёдке капи. «Как мне мать-то объясняла, - вдруг вспомнилось Наследнику, - Капь огорожена частоколом в виде яйца и похожа на мир, созданный Родом. Частокол - это скорлупа, ров - это Навь, вон в нём отдельно чур Велеса стоит, и огни с тёртым огнём горят. Там, где пятеро Богов и шестым Даждьбогом во главе - там Правь, ну а мы сейчас перед камнем писаным, покрытым рукосечным узорочьем, это мы в Яви находимся».

Примите, Боги, мою требу, - загремел, казалось, отовсюду сразу, голос Волхва. Дальнейшее Наследник помнил плохо. Вроде бы все, прибывшие на имянаречение, выстроились полукругом, лицом к Богам, горели огни, тонко и печально играли свирели, исток с ключевой водой обдавал ноги прозрачными каплями. К каждому, по очереди, подходили волхвы, обмахивали воскуренными пучками трав, пели - заговаривали, подходили-отходили, и эта торжественная круговерть наполняла всё тело теплотой, тяжестью и лёгкостью одновременно, голова становилась похожей на лёгкий белый одуванчик, а мысль отправлялась в сказочные дали.

И нарекаю тебя явным именем Скородум! Это значит, имеешь быстрые мысли и чародейным образом владеешь своим умом и телом, - вдруг произнёс красивый голос волхва над головой.

Сказка - и славянская магия в одной книге!

Это лишь отрывок из новой сказки. Скородума ждут опасные приключения и встреча с его суженой-ряженой. Как пройдёт имянаречение суженой Скородума? Чем закончится волшебная история, как помогут героям Славянские Резы? Спасут ли они страну Северную?

Все это в новой сказке из нашей книги «Магия Славянских Рез Рода».

Желаем вам обрести ваше собственное имя и познать свое предназначение!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

Оценка информации


Записи на схожие темы

Внешнему звучанию имени своему внутреннему миру, и носят свое имя с ощущением одежки... других Пространств и Миров. Следующий Обряд Имянаречения проводился при Освящении Семейного Союза... фамилии, и со временем трудно найти общий язык с ребенком. Учитывайте...

Где же нам найти такого человека сегодня? ... не сохраняющие верность своим любимым и своим семьям, убивающие и...Выбирая имя , мы выбираем судьбу. В славянстве сегодня, обряд имянаречения проводит... черного жреца - БезКорыстие, Славянская Душа, или во что...


Лес встречает каждого шелестом листвы и звенящей тишиной. Только чуткий охотник услышит в этой тишине звериный рык, учует опасность, не дрогнет. Лес кормилец, но хозяин он суровый, коли забрал что, нужно отдать что-то равноценное взамен. Коли кто жаден, того обойдёт стороной хорошая дичь, не видать ему зверья, а коли бесновать начнёт, то и погибель свою в лесу найдёт. Лес справедлив, как и боги его. Благослав вырос здесь, ещё мальчишкой бегал за отцом на охоту. Учился стрелять из лука, и не было в деревне никого, у кого был бы глаз острее, чем у него. Вот и вырос он знатным охотником, всегда с полными руками домой возвращался. Но Благослав помнит заповедь отцов и предков своих: берёшь у леса, умей отдавать взамен. Ни разу за эти годы не нарушил он этого священного обета, исправно приносил жертвы и требы лесным духам и богам. Замечал Благослав и иное — к нему зверьё словно само тянулось. Не раз из чащи к нему волки сами выходили, ластились, как щенки к руке, медвежата копошились у его ног. Ни разу не тронул от детёнышей и их матерей, уважал он чужую жизнь. Вожаков стай тоже не убивал, чтобы не пропала без защитника вся стая. Благослав справедлив был, убивал не ради забавы, и дичью своей в деревне делился с теми, кто в нужде был. Честным и добрым слыл он, вот и судьба благосклонна к нему была. Жена у Благослава была Леда красавица и мастерица. Хозяйка отменная, подруга его верная и сердечная. Горе одно у них одно лишь было — детки в доме не бегали. И вот, наконец, пришла весть радостная и в его дом. Тяжёлой стала Леда, день ото дня всё трудней ей ходить, видать богатырь настоящий в утробе растёт. Только неспокойно на душе отчего-то Благославу. Мечется, всё мысли дурные лезут в голову. Да и имя, коим наречёт первенца своего, не придумал он ещё.

Пришёл охотник в лес, только безоружен — он совета пришёл просить. Смотрит он ввысь в небо в кронах деревьев вековых и могучих. И нежданно слышит он хруст ветвей. Обернулся, а перед ним дева, красоты неписанной и несказанной. Косы смоляные до пят, глаза калёным янтарём блестят, да кольчуга поверх платья багрового. За спиной притаился колчан со стрелами, да лук, а на поясе меч чудной, да заговорённый. Ошеломлённо выдохнул только охотник » Ягиня» и на колени упал. А богиня знай улыбается в ответ.

— Встань, негоже сыну Святобора, да Деваны перед мной на коленях стоять.

— Как же это получается? — Благослав ушам своим не верит.

— А ты думал просто так лес тебя как родного принимает? В жилах твоих, кровь хозяев его течёт. Хоть и внуком далёким ты родичам моим приходишься, да только кровь нашу, водой не разведёшь.

Благослав с колен поднялся и во все глаза уставился на Ягиню Виевну.

— Думы тяжёлые тебя одолевают, вижу, как неспокойно твоей душеньке. Не кручинься, то бесы пытаются к тебе подобраться. Родит в срок жёнушка твоя, здоровых и ясноликих. Будет у тебя сын желанный, но первенцем в твой дом войдёт дочь. Не затаи тоску в сердце своём. Нареки сына как душе твоей угодно, а дочери дай имя Гордея.

— Как же так богиня Ягинюшка?! Как же кровиночке своей, дочке имя молодецкое дать? — взмолился Благослав.

— Не спорь с богами, хоть и кровь их в тебе и течёт. Небеса ведают больше твоего. Быть твоей дочери Гордеей, коли наречёшь иначе, хворь заберёт её.

Призадумался охотник. Вот незадача, и вроде не хочет он дочери имя мужское давать, а волю богов преступить не может. Коль сказано назвать так, значит воля на то Светлых, не ему смертному спорить.

— Да будет так. Я последую воле Рода,- молвил он.

— Благославлён ты мудростью предков своих Благослав. Да будет дом твой стоять крепко и нерушимо, и пусть дети твои, род твой прославлять будут. Дочь твоя великою станет, и гордиться ты ею будешь безмерно. Много детей будет у тебя ещё, но Гордея отрадою твоей главной станет. Сыновья её ратичами станут славными и станут они величаться сыновьями Гордеевыми. Так и род новый начнут они. А теперь прощай сын Святоборов.

Поклонился в самые ноги Благослав богине. Выпрямился только, а никого рядом уже и нет. Пошёл он дорогой узкой к дому своему и думам предался. Коль имя выбрано уже, то он часа своего подождёт. И впрямь как нужда велика имя по нраву подобрать ребёнку. В имени том вся жизнь и смысл её. Благослав вздохнул полной грудью. Он наконец был спокоен.

У каждого из нас, просто уйма документов: паспорт, водительские права, свидетельство о рождении и многое другое. И там, помимо всякой прочей информации, неизменно указаны наше имя, фамилия и отчество. Этот набор — наш идентификатор личности. Мы — это наше имя. В него вкладывается куда больше смысла, чем кажется на первый взгляд. В целом, когда приходит черёд придумать имя для ребёнка, родители руководствуются разными «вдохновителями». Кто-то называет детей в честь бабушек и дедушек, кто-то, являясь фанатом сериалов, называет своих детей в честь главных героев, кто-то хочет выделиться и даёт ребёнку мудрёное, заморское имя. Так можно продолжать до бесконечности. В итоге родители обычно выбирают, что-то более благозвучное и сочетающееся с фамилией, так, чтобы звучало гордо. Это всё о сегодняшнем, но что касается древности, наших истоков, то тут, у наших предков к выбору имени был иной подход. Древние славяне выбирали имя не просто, потому, что оно было красивым. Имя для наших предков несло посыл о самом человеке, о его личности, и его жизненном предназначении.

В целом, все обряды наших предков носили глубинный, сакральный смысл. Каждый праздник, каждый обычай был направлен на определённый спектр души. Духовность для древних славян всегда стояла на первом месте, а волхв, что заведовал всеми духовными знаниями и путями, ценился всеми. Даже само слово «обряд» происходит от соединения двух слов — «оба» и «рядом». То есть, речь идёт о том, что человек всегда при решении самых важных вопросов советовался с волхвом, и просил у него не только мудрого совета и наставления, но и помощи в осознании собственного пути. Неудивительно, что при рождении ребёнка, и при выборе имени для него, родители тесно взаимодействовали с волхвом. Имя, выбранное для ребёнка, обозначало его сущность, его жизненное направление и предназначение. То есть, имя для древних славян было своего рода компасом по жизни. Обряд имянаречения относился к числу самых сакральных праздников, то есть он подразумевал участие самого человека и волхва. Процесс и сама суть обряда должна была оставаться для остальных тайной.

Дать имя – не реку переплыть.

При изучении особенностей древнеславянских языческих обрядов, многие исследователи склонны называть обряд имянаречения, обрядом инициации. Такой обряд и вправду существовал у многих народов, и подразумевал собой этап взросления мальчика, и его перехода из статуса ребёнка в статус полноправного мужчины. Но славянский обряд имянаречения не совсем инициация. Этот обряд подразумевал собой дать ребёнку имя, которое стало бы его оберегом и проводником по жизни. У взрослого славянского мужчины могло быть до двенадцати имён, и каждое из них было дано в соответствующем возрасте, для определённой цели. Вот, например, то имя, которое выбирали для своего ребёнка родители, являлось актуальным вплоть до двенадцати лет. Затем наступала пора получить новое имя, которое смогло бы помочь подростку осознать свой дальнейший путь и суть взросления в целом.

До двенадцати лет, ребёнок в представлении древних славян должен был полностью находиться под опекой родителей и родичей, так, как он не имел достаточного сознания для того, чтобы принимать какие-то решения и делать какие-то выводы. Здесь нужно уточнить, что ребёнок не воспринимался, как нечто неразумное, но как нечто, сильно нуждающееся в защите и покровительстве. Дети возрастом до двенадцати лет именовались древними славянами, как чадо. Особых половых различий между детьми не делали. То есть и девочка, и мальчик воспитывались в равных условиях. Им в основном прививались базовые знания о жизни в целом. После того, как ребёнок достигал возраста двенадцати лет, древние славяне верили, что именно с этого возраста ребёнок начинал воспринимать окружающий мир осознанно, более по-взрослому. Именно с этого возраста ребёнок начинал осознавать, себя как личность, свою причастность к общине и роду, и в конечном итоге он начинал задумываться о своём жизненном пути и предназначении. Именно тогда имя, данное при рождении, теряло свою функцию, и проводился обряд имянаречения.

Имя новое, как рубаха белая – как нарекались славяне.

С достижением нужного возраста проводился сам обряд. Как это выглядело? Ребёнок оставался наедине с волхвом, который вводил его в особый транс. Находясь в таком состоянии, к ребёнку приходили разные видения. Каждый из них нес в себе сакральный смысл о предназначении человека, о его будущем. Не всегда правда, ребёнку удавалось до конца самому осознать тайный смысл таких видений. Для того, чтобы помочь все ещё чаду, постигнуть истину, волхв и сам погружался в транс, и входил в сознание ребёнка, становясь таким образом созерцателем видений. После того, как заканчивались видения, и их смысл становился ясным для обоих участников, наступал решающий момент, когда волхв, основываясь на увиденном, должен был дать ребёнку два имени. Отсюда, первое имя было личным, и должно было храниться в строжайшем секрете ото всех. Его могли знать только сам носитель и волхв. Второе имя становилось общественным достоянием, и так начинали называть после обряда подростка. Личное имя отображало душу человека, тогда, как общее имя служило путеводителем по жизни.

Суть проведения обряда состояла в том, чтобы человек заглянул вглубь себя. На самом деле душа, которая приходила в явный мир, под силой многих факторов забывала о том, кто она, и каково её истинное предназначение. Во время того, как волхв вводил ребёнка в медитативное состояние, открывался поток памяти и человеку становились доступными воспоминания его души, которые были блокированы смертной плотью. Возвращая на момент обряда ребёнку память о его настоящей духовной сущности, волхв помогал определить ему свой путь. Помощь волхва была неоценима в этом деле, так, как только он знал какие духовные потоки энергии нужно задействовать в обряде, и как именно их закрыть. Закрытие духовной памяти в дальнейшем, являлось просто необходимым, так, как душа не должна была быть обременена знанием и опытом прошлого, во время своего пребывания в явном мире. Конечно человек интуитивно принимал какие-то решения, чувствовал опасность — всё это являлось всплесками духовной памяти на интуитивном уровне. Тем, более бывали случаи, когда волхв сталкивался с тем, что на самом деле ребёнок являлся воплощением своего уже умершего предка. В этом случае, сущность давала волхву знания о том, почему она вновь вернулась в явный мир, а не последовала по Золотому пути в другие измерения. Сущность могла назвать своё имя, или попросить о том, чтобы её назвали иначе. После этого, волхв должен был закрыть поток памяти, для того чтобы избежать смятения в детском разуме, которое могло не совладать со всем этим.

Но стоит упомянуть и о том, что иногда возраст проведения обряда имянаречения мог зависеть от определённых факторов. Например, от того, какие именно таланты проявляли дети. Если девочка проявляла склонность к врачеванию, или её посещали видения, то всем окружающим становилось ясно, что это будущая врачевательница и ведунья. Так, как обучение подобному делу и набор опыта требовал много времени, то обряд имянаречения в таком случае проводился намного раньше обычного. В среднем, девочки и мальчики, проявившие себя как будущие волхвы и ведуньи, проходили обряд в возрасте девяти лет. Если дети, кстати в независимости от половой принадлежности, проявляли интерес к воинскому делу, то над такими чадами обряд проводился в возрасте двенадцати лет. К этой же категории относились и дети из княжеских родов, к которым должна была перейти власть. Обучение и воинскому делу, и делу управления требовала более зрелого физического и умственного состояния от чада. Последователи остальных профессий, проходили обряд в возрасте шестнадцати лет.

Обычно обряд имянаречения проводился во время осеннего равноденствия. До того, как дать ребёнку новое имя, необходимо было избавиться от старого имени, смыть его. Для этого использовалась водная стихия. Происходило «смывание» имени обычно в ближайшей реке, после чего волхв проводил над очищенным и безымянным чадом, непосредственно сам ритуал. В зависимости от предназначения, увиденного в видениях ребёнка, волхв должен был дать уже подростку соответствующее имя. Вот, например, для будущих волхвом и ведуний подбирались те имена, которые ассоциировались с такими понятиями, как удача, счастье, знания и мудрость. Так же имена таких отроков, должны были показывать его неотрывную связь с тем богом, служение которому он должен был себя посвятить. Примерами таких имён являются: Велимудр, Ярослава, Мечислав, Боголюба и многие другие. Имена, которые давались будущим воителям и воительницам должны были быть связаны с понятием воинской доблести, победы и славы. Вот так, например, известными именами для прекрасных славянских воительниц были: Бронислава, Мстислава, Станислава и другие. Имена, которые давались остальным детям, которые в будущем могли стать скотоводами, кузнецами, рыболовами, охотниками, земледельцами и прочими ремесленниками, обычно обозначали самую выдающуюся черту характера ребёнка. Пример таких имён: Миролюб, Голуба, Светлан, Умила и другие.

Имянаречение в современности и особенности

Обряд имянаречения был перенят и нынешними староверами, как попытка возвращения к истинным истокам своей веры. Современные люди всё чаще чувствуют себя потерянными в круговороте материальных благ и навязанных стереотипов. Поэтому, многие верят в то, что их основная проблема заключается в том, что они не познали своей истинной сути поэтому соответственно и не могут найти именно своё место в этой жизни. Корень всех проблем, таким людям видится в своём собственном имени. Поэтому они прибегают сегодня к обряду имянаречения. Автор, данной статьи не будет рассуждать о том, насколько правильно так поступать, а насколько нет. Автор считает, что каждый человек должен оставить за собой право на выбор. Так, что если вы верите в этот обряд, то — это ваше законное право и никто не вправе оспаривать его истинность. Давайте — ка погорим о том, как проходит обряд имянаречения в современном мире.

Итак, если человек получил при рождении исконно славянское имя, то староверы утверждают, что такому человеку не нужно проходить обряд имянаречения, так, как он уже носит своё истинное имя. А вот, если человеку было дано иноземное имя, то вот для него этот обряд просто необходим. Желающий пройти обряд стоит лицом к священному огню. Тем временем, волхв трижды окропляет его лицо и тело родниковой водой, приговаривая при этом, чтобы лицо, мысли и имя человека было таким же чистым, как и эта вода. Здесь прослеживается связь со старинным обрядом «смывания» имени в реке, о которой мы говорили ранее. Затем, волхв берёт ножницы и отрезает у посвящаемого человека прядь волос, после чего она предаётся свящённому огню. Вместе с этим, волхв очень тихо, почти шёпотом, произносит новое имя человека, которое до окончания обряда не должно разглашаться даже среди самых близких родственников человека. Уже после окончания обряда, волхв трижды громко произносит имя человека, так, чтобы его услышали другие, а затем он вручает посвященному человеку в руки горсть зерна, для того чтобы он принёс старым богам требы. После окончания обряда, человек, который обрёл новое имя, обязан помянуть своих предков.

Нежели человек, крещён в иной религии и рос в иной вере, для того, чтобы пройти обряд имянаречения, ему для начала необходимо пройти обряд очищения. Расскажем читателю, немного и о нём. Итак, человека, который хочет пройти очищение, ставят на колени на колодку. Сам ритуал может проводить один, или сразу три жреца. Так вот жрец, или жрецы обходят человека по замкнутому кругу, который ранее был начертан на земле ножом. Этот нож остаётся воткнутым в землю до тех пор, пока не будет закончен сам обряд. Человек, над которым проводят очищение, должен оголиться по пояс. Таким образом жрецам удаётся получить прямой контакт с сердцем человека и его душой. Кстати, до того, как начать непосредственно сам обряд очищения и присвоения нового имени, волхв должен решить насколько человек достоин всего этого. Делается это следующим образом: волхв трижды проносит над головой человека топор, таким образом, чтобы он слегка касался его волос. После этого, топор бросается за спину, и волхв оборачивается посмотреть, как именно упал топор. Если топор упал таким образом, что его лезвие обращено в сторону человека, то это означает, что он достоин того, чтобы получить новое истинно славянское имя. Если же, топор упал иначе, то обряд откладывают до тех, пока человек не станет «достойным».

Если человеку выпала честь пройти обряд, то его голову для начала омывают родниковой водой. Затем, вокруг головы посвящаемого проводят сосудом с огнём, и движение происходит согласно движению солнца, то есть в посолонь. Затем на голову человека сыплется зерно, и волхв начинает производить руками очистительные действия. После всего этого, волхв, или волхвы обходят человека по кругу. При этом, они должны держать свои правые руки над головой посвящаемого человека. Они громко произносят трижды слово «Гой». Затем наступает время наречения нового имени. Имя произносится достаточно громко, и трижды. Имя заранее выбирается волхвом и должно быть одобрено общиной.

Вместе с огромным потоком информации, которую любой желающий может найти на просторах интернета, автору удалось выудить и несколько интересных фактов, которые касаются непосредственно самого ритуала имянаречения. В первую очередь этот обряд обязателен для того, чтобы человек оборвал все свои связи с Навьим миром. Суть в том, что после того, как душа приходит в явный мир, всё ещё продолжается её связь с загробным миром. От этого она может страдать, как тело новорождёного ребёнка не способна вместить в себя знания прошлого, видения существ загробного мира. Так же, душа может подвергаться нападкам нечистых и бесовских сил, так как ребёнок без имени, не находится под покровительством рода и богов. С приобретением имени, все связи с миром извне отсекаются, точно лезвием, и вот уже душа находится под защитой своих богов и предков. Обычно обряд имяннаречения необходимо провести до того, как новорождённый перешагнёт отметку в сорок дней. Если вспомнить, то в это самое время дети наиболее восприимчивы и эмоциональны. Это явление находит объяснение в том, что новорождённый подвергается воздействию нечестивых сил.

Когда человек является взрослым, и проявляет желание вернуться в исконную славянскую веру своих предков, то в таком случае, обряд имянаречения ещё называют и Радением. Так и слышится в этом названии слово «радость», от того, что человек в истинную веру возвращается. Вообще подготовка к обряду начинается задолго до того, как родится сам ребёнок. Волхв должен обязательно знать, когда примерно был зачат ребёнок. Немаловажным фактором является и то, к кому именно обращались с просьбой о продлении рода муж и жена, к какому именно богу, или предку. Для того, чтобы выбрать для ребёнка имя, волхв должен определить под каким же небесным созвездием он был рождён. Стоит учитывать при выборе имени и тот факт, к какому времени годового круга относится дата рождения ребёнка — к светлому, или тёмному. После всего этого, волхв может выбрать для новорождённого истинное имя славянина, которое позволит ему занять своё место на древе рода. Родители тоже выбирают для ребёнка общинное имя, и по значению оно должно быть родственным родовому имени.

Обряд имянаречения входит в число родильных обрядов. Перед тем, как проводить этот обряд, шествует череда других немаловажных событий. Это непосредственно сами роды, затем выбор для ребёнка общинного имени. После следует обряд, когда новоиспечённая мать нарекается Богородицей. Далее следует ритуал по выбору кумовьев. Далее следует обязательный обряд, который подразумевает приобщение энергетики ребёнка, к энергетике его родного дома. После это проводится обряд, чтобы закрыть врата Навьего мира, который подразумевает купание ребёнка, и разрыв всяческих связей с потусторонним миром. После всего этого и следует обряд имянаречения, который обязательно нужно провести не раньше, чем после девяти дней от рождения, и не позднее, чем сорок дней от рождения. Замыкает круг родильных обрядов уже известный нам обряд постриг. Кстати, обряд для мальчиков советуется совершать в день бога Перуна, а девочек в день богини Макоши, соответственно в четверг и в пятницу.

В Родноверии обряд наречения имени — одно из главных составляющих духовного совершенствования славянина. Именно с него начинается жизненный путь человека в мире Яви, в своем Роде.

Основная задача обряда наречения имени — приобщить, приблизить человека к Великому и Сильному Славянскому Роду.

Дело в том, что Душа, возродившись в мире Яви, сохраняет незримую связь с миром Нави. И только после имянаречения она соединяется с Родом Земным, со своими предками, а также восстанавливает духовную и телесную связь с Родными Богами.

Таким образом, славянин принимает Предназначение своего Рода и то, что Человек — это единство Тела, Души и Духа.

Наречение имени у славян: смысл

Душа — сама человеческая сущность, то есть сам человек. Дух же — это качество человека, благодаря которому человек способен развиваться, духовно совершенствоваться и подниматься на высшие ступени развития. Дух — это признак принадлежности к варне.

Так и не поняв, не осознав, к какой варне принадлежит, каким качеством обладает, человек не сможет выполнить свое предназначение, пройти именно свой, а не чужой Путь. Кроме того, происходит замедление духовного совершенствования человека.

Именно обряд имянаречения позволяет с самого начала человеческой жизни выбрать правильный жизненный путь, направив Дух и Душу в правильном Праведном! направлении, тем самым ускорив духовное развитие человека.

Поэтому только человек, который прошел через таинство Обряда имянаречения , в полной мере готов к духовному развитию с самого начала своей жизни в мире Яви и может занять свое место в Роде.

Подобного рода обряды могут проводить только отдельные люди — духовные представители Ведунов и Волхвов. Допускается также (в особых случаях) проведение обряда и Жрецом Славянской Православной Веры.

Проводится имянаречение до 40-го дня со дня рождения малыша. Обряд наречения имени после достижения совершеннолетия именуется Радение (для тех людей, кто надумал возвернуться в Родную Православную Веру).

Проводящему обряд сообщалось, когда и где зачинали ребенка, какую Душу из Рода призывали родители. Имя дается, исходя из того, под каким Созвездием Неба появилось на свет дитя, в какое время Годового круга: Светлое или Темное. Кроме того, учитываются и другие календарные даты.

Таким образом определяется истинное имя ребенка — Родовое Имя Славянина . Общественное же имя ребенка выбирают сами родители. Часто оно имеет близкое значение с Родовым.

Родовые имена славян

Родовое имя сохраняется родителями в секрете, а ребенок узнает его не раньше 14 годов: мальчики — во время 4-го возрастного посвящения; а девочки — во время 3-го. В этом есть глубокий сакральный смысл : не зная Родового имени ребенка, невозможно навести на него негативное воздействие в виде порчи или сглаза.

Мальчиков обычно нарекают именем в четверг (День Бога Перуна), а девочек (в пятницу — день Богини Макошь или в воскресенье — день Дажбога). Главное — провести обряд не раньше 9-го и не позднее 40-го дня от рождения.

Через год от рождения осуществляют еще один обряд — пострижины , который является последним в череде родильных обрядов.

Под редакцией Марины Белой.

Обряд ИмяНаречения — один из самых интересных и важных обрядов в славянской Культуре. Он имеет и чисто утилитарный, и весьма глубокий сакральный смысл.


Обряд у Православных

Обряд ИмяНаречения у Славян проводился в основном на двух больших праздниках - либо на День ИмяНаречения, либо на Святый день Перуна.

Проходили его дети, достигшие возраста 12 лет и семи пядей во лбу (что указывает на определенный рост до макушки, и если смотреть еще глубже, то на определенное миропонимание и самостоятельность). До достижения этого возраста ребенка звали - чадо, сын, дочь и так далее, но не по-имени (Примечание: не совсем так... Отец при рождении ребёнка давал ему временно своё имя - более подробно про ИмяНаречение и другое см. "Беседа со старовером " - )
.
Во время обряда ИмяНаречения - Обрядчик, проводящий его, отводил ребенка в сторону, подальше от остальных. Ребенок должен был войти в воду реки, и если он был мужского пола, то обязательно в реку или водоем с проточной водой (если девочка, то подходило и озеро), трижды окунался с головой, и тогда все привязки, энергетические связи и каналы обрывались, и ребенок выходил из водоема чистым. Затем он надевал рубаху чистого белого цвета, украшенную красными защитными орнаментами, сшитую специально для него и для этого обряда.
.
Следом за этим Обрядчик считывал информацию с энергетического поля ребенка и тихо, дабы никто не услышал, называл ему его истинное имя или, так называемое, сакральное имя. Это имя — и есть его образ, и в нем таится суть того, с чем он пришел в этот мир. Это имя знает только само чадо и Обрядчик, и более никто на свете не знал этого имени. Иногда оно называлось своей избраннице или избраннику, который становится мужем или женой, но это тоже делалось не часто. Тем самым, никто более не мог питаться энергией ребенка, проклинать его или приносить ему еще какой-либо другой вред .
.
После этого Обрядчик вслух, а иногда и во всеуслышанье, говорил, «И будут называть тебя ….», тем самым он давал общинное имя , и под ним ребенка будут знать в общине, и им он будет представляться всем остальным на протяжении всей своей жизни. Это имя не имеет образа, и поэтому оно не имеет влияния на этого ребенка.
.
С момента прохождения обряда ИмяНаречения, ребенок становился совершеннолетним и получал право голоса в общине. Хотя истинное право голоса и решения он получал уже позже, когда своими деяниями доказывал созидательность своей сущности, но с этого момента к нему относились не как к ребенку, а как к равному.

И заметьте, в этом обряде нет ни намека на то, чтобы привязать ребенка к чему-либо, а наоборот — его полное очищение и защита.

Обряд у иудохристиан

На сегодняшний день обряд ИмяНаречения, а точнее то, что от него осталось можно увидеть в любой иудохристианской церкви, и называется он обрядом крещения . В библии сказано, что Иесуса (т.е. Иешуа) в возрасте 30 лет крестил в реке Иордан - Иоанн Креститель. Но в ней совершенно не упоминается то, что обряд этот Иесус проходил еще в детстве, и назывался этот обряд как раз таки Обрядом ИмяНаречения, который провели для него трое Волхвов (Примечание: точнее - Магов )
.
Что происходит на современном обряде крещения?
Почему дети чаще всего плачут во время этого обряда и сопротивляются?

Давайте рассмотрим обряд с двух сторон, с физической и эзотерической, одновременно.

Во-первых, людей в большом количестве вместе с маленькими и еще не сформировавшимися детьми заводят в небольшое и не вполне удобное помещение, где чаще всего тесно и душно. Это, помимо общего дискомфорта, позволяет индивидуальному фону энергии каждого человека раствориться в общей массе, на которую в дальнейшем любому иудохристианскому священнику очень просто произвести влияние, пусть и неосознанное.

Далее, когда дети, еще зависящие от родителей, а многих из них крестят в том возрасте, в котором они не могут просто физически сказать что-либо против - полностью лишаются способа защиты, и это выражается в их нетерпеливости, нервозности и плаче, иудохристианский священник начинает обряд.

Он проходит по каждому ребенку и накладывает на него «Крест», иными словами, просто хоронит... Потому что, рассекая его энергию вдоль, он отсекает половину энергетики его организма, и с этого момента новорожденное чадо до конца своих дней будет отдавать половину своей энергии в лоно иудохристианской церкви; рассекая ее поперек, он отсекает ребенка от связи с Космосом и ломает его Защиту окончательно.
Все это сопровождается троекратным погружением ребенка в емкость со "святой" водой, окроплением его "святой" водой, которая намолена именно на иудохристианскую церковь, а значит, привязывает к ней еще больше.

Далее все еще страшнее. Проходит обряд миропомазанья.
Нанесение на важные энергетические центры человека «святого» масла, которое блокирует восприятие и связи со внутренней и внешней Энергией. Мира наносится на запястье, блокируя выход энергии во вне, на плечи, в места, где находятся каналы Рода, и которые связывают ребенка с родителями и всем его Родом, и на лбу в районе, так называемого, третьего глаза ставится крест, который окончательно лишает ребенка всех его энергетических возможностей или, как бы сказали современные ученые, паранормальных способностей.

Но и этого оказывается еще мало. Вы когда-нибудь задумывались, что такое имя?
Ваше имя есть символ вашего Образа , и, зная его, любой человек, осознанно или нет, может влиять на вас, накладывать проклятия и порчи, питаться вашей энергией и прочее.

Иудохристианский священник во всеуслышанье называет имя ребенка, а сейчас уже имя, которое ребенку дали родители, главное чтобы оно совпадало с именами иудохристианских святых, и отныне каждый, кому представят этого ребенка, или кому он скажет свое имя, может производить любое влияние на него же (порча, сглаз и т.д.)

Ну и напоследок немного Вудуизма. Прядь волос ребенка заворачивается в воск и бросается на несколько часов в "святую" воду.
Обряд Детоубийства, а по-другому я не могу его назвать, завершен. Теперь ребенок «чист», и принадлежит иудохристианской церкви. Он в действительности становится Рабом иудохристианской церкви, в которой его крестили, и священник называет вас и детей ваших рабами божьими не в переносном смысле, а в самом, что ни на есть прямом.

Балданова Анастасия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Традиции и обычаи имянаречения у русских и бурят.

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно единственное движение губ…

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Марина Цветаева. Слайд 2

Называние ребенка – важное символическое действие, касающееся всей семьи и всего рода. К выбору имени предки подходили особенно серьезно, потому что имя – это одновременно и оберег и судьба человека. Слайд 3 Часто имя придумывается задолго до рождения ребенка. Период жизни ребенка между рождением и крещением считался особенно опасным. В человеческий мир он входит окончательно лишь в момент получения имени. Выбор имени ребенку – шаг ответственный, его обстоятельства и мотивы сохраняются в семейной памяти.

При языческом и необразованном состоянии людей, давались имена по природным свойствам, состоянию и качествам родителей.

Некоторые после рождения ребенка высылали кого-либо из домашних на улицу, чтобы спросить имя встречного, и давали его имя новорожденному; думая, что родившийся будет жить долго. Многие приглашали встречного в крестные, думая, что родившейся будет жить долго.

Имянаречению придавалось большое значение, так как, по народным представлениям, имя было тесно связано с судьбой человека и в известном смысле предопределяло ее. На третий или восьмой день, но не позднее сорокового дня после рождения младенца совершалось церковное таинство крещения. Широко бытовало представление о том, что если долго не крестить новорожденного, то нечистая сила подменит его своим детищем. С обрядом крещения совпадало имянаречение младенца, с которого и начиналась его человеческая судьба. Слайд 4. У русских предки имели по два имени, например, Владимир, а при крещении Василий; Ярослав – Дмитрий; Ольга - Елена. Такое обыкновение продолжалось до четырнадцатого столетия, однако в одиннадцатом веке встречаются уже случаи, когда человек имеет одно имя.

Официальным именем ребенка наделяли, как правило, крестные родители, советуясь со священником.

В крестьянской среде нередки были случаи, когда имя ребенку давала повивальная бабка. Если новорожденный был очень слаб, находился на грани жизни и смерти, чтобы "укрепить" его, повитуха сразу после принятия крестила ребенка и нарекала именем. Слайд 5.

Одна из самых устойчивых традиций – наречение детей именами покойных или здравствующих старших родственников. Опасно давать новорожденному имя рано умершего члена семьи. Дети приходят на смену старикам, заменяют их, являются воплощением старших родственников. Слайд 6 Предполагали, что с именем ребенок унаследует и удачную судьбу своего предка. Повторяющееся в роду имя – не просто знак единства, но и крепость семьи и рода. Имя приобретает дополнительные и конкретные значения.

Реже ребенок называется в честь отца. В некоторых семьях существует традиция из поколения в поколение давать ребенку одно и то же имя. Называние ребенка в честь отца может мотивироваться желанием магически перенести на него отцовские качества. Слайд 7 . Еще реже ребенок получает имя матери.

С другой стороны, в наши дни родителям часто хочется назвать ребенка «отдельным», «только его» именем, считая, что у человека должно быть индивидуальное имя. Поэтому традиция называния ребенка уже существующими в семье именами вызывает отторжение.

Далеко не всегда данное имя сразу использовалось для называния ребенка или для обращения к нему. Так, с оберегом от опасности связан обычай при определенных обстоятельствах не называть ребенка по имени или называть не настоящим, а фальшивым именем. Слайд8.

Повсеместно было распространено безымянное обращение к малым детям словами: "детка", "деточка". В качестве обращения использовались также слова, подчеркивающие возраст ребенка: "малыш"; означающие семейный статус: "дочка", "сынок"; ласковые названия, нередко связанные с миром природы, животных или детским миром: "солнышко", "зайка", "котик", "ясочка", "ласточка", "ягодка", "цветик", "куколка", основанное на звукоподражании детской речи "ляля" и т.д. Слайд 9.

Помимо официального имянаречения, происходившего во время обряда крещения, ребенку вскоре после рождения давали внутрисемейное имя-прозвание. У русских обычай двойных имен существовал до ХVII в.

Одним из принципов называния могло быть то обстоятельство, каким по порядку родился ребенок: Первак или Первой, Вторак или Второй. От этих имен ведут свое начало многие современные фамилии: Первак, Третьяк и Третьяков, Шестаков, Семаков и т.д. Слайд 10

Широко были распространены имена, данные по цвету волос и кожи: Чернавка, Беляк, Бурой. Нередко основой для имени служили такие внешние признаки ребенка, как рост, особенности телосложения: Вихорко, Голова, Губа, Долгой.

Многие имена присваивались в связи с характером и поведением младенца: Бессон, Гневаш, Добрыня, Забава, Неулыба, Смирной. В некоторых именах был отражен факт желательности или нежелательности ребенка, отношение к нему и другие обстоятельства: Богдан, Ждан, Любим, Нечай, Поздей. Ряд имен связывался со временем рождения ребенка: Вешняк, Зима, Суббота. Ряд имен содержал в себе негативные понятия, что, по народным представлениям, должно было способствовать отвращению от ребенка нечистой силы, болезни, смерти: Некрас, Нелюба, Немил, Неустрой, Старой. Слайд 11

Большое значение в именовании детей имела мода. Моду на имена создавали: политика, литература, музыка и фильмы. Иногда трудно объяснить, почему вдруг появляется большое количество Кристин или Ян, которых в православной России практически не было.

В последние годы, мы стремимся к возвращению старых традиций, детей называют старинными именами, непопулярными в годы советской власти. Так, много стало у нас Данил, Варвар, Матвеев и Евдокий.

Начиная с двадцатого века вспыхнула мода на западноевропейские имена. В немалых количествах появились у нас Артуры, Марки.

Но сколько бы раз не менялась мода, Россия верна именам своих святых мучеников и героев. Такие как Сергей, Александр, Илья, Екатерина, Ольга. Выбирая имя для своего малыша, родители стараются, чтобы оно было благозвучным и ласковым.

Система именования у бурят имеет многовековую историю. Слайд 11

В древние времена широко практиковалось присвоение имени по характерному признаку человека. К примеру, у бурят были распространены такие имена, как Борсой (невзрачный, съежившийся), Шарлуу (рыжий), Харлуу (черный), Ногоолой (зеленоватая), Онгорхой (дырявый), Нопой (немощный, бессильный). Слайд 13

В старину существовала традиция называть детей бранными, уничижительными именами, например: Архинша (пьяница), Бааhан (кал), Ангаадха, Ангаашха (разиня). Это были так называемые «имена-обереги». По представлениям древних, таким образом можно было уберечь детей от «злых духов». Слайд 14. Чтобы остановить смертность младенцев, которая в то время была высока, родители нарекали детей подобными именами. Это означало, что в семье родился не человек, а просто существо. «От сглаза», для обмана злых духов сложился ряд имен с отрицательной характеристикой: Муужаан, Муудаан (от слова «муу» - плохой), Эшэгээдэй (козленок), Эмэдхээн (производная от слова «эмэ» - самка). Слайд 15 Если рождались девочки, а хотелось иметь мальчика, очередной девочке давали мужское имя в надежде, что таким образом в семье появится следующий мальчик, например: Цыбикжап, Хүбүүлэй (производная от слова «хүбүүн» - мальчик). И наоборот: Изинэй (производная от слова «изии» (диалектн.) - баба), Yхиндэй (производная от слова «үхин» (просторечн.) - девочка).

Бурятский народ видел свое счастье в благополучии семьи, особенно в детях, многодетные семьи весьма почитались. А отсутствие детей считалось несчастьем, «божьим наказанием». Вместе с тем встречались и трудности, когда затруднительное материальное положение вынуждало родителей думать об ограничениях в приросте семьи. В таких случаях родители давали детям имена Одхон (младший), Адаг (последний). В их представлении с помощью таких имен можно было прекратить процесс деторождения. Слайд 16

Возрождение национальной культуры в конце XX века вновь возродило интерес к традиционному для бурят имянаречению. Характерным стало обращение в дацан для выбора имени, которое бы являлось оберегом, определяло характер и манеру поведения. Слайд 17. Распространенными среди девочек стали имена Дари, Дулмажаб, Янжима, среди мальчиков – имена Мижит, Жигжид, Даба, Санжи. В последнее время многие дают новорожденным по два имени: одно – внешнее для документов, другое – тайное. Есть поверье, что проклятья, порчи и другие виды негативной энергии, насланные на человека, не имеют прямого воздействия, если у него есть тайное – истинное имя, известное только близким. Продолжают функционировать исконно бурятские имена.

Выводы

Подводя итоги проделанной работы, хотим отметить следующее:

  1. Традиции и обычаи имянаречения у русских и бурят имеют свою историю.
  2. Они возникают, изменяются, исчезают.
  3. Они во многом схожи;
  4. Обычаи имянаречения менялись с требованиями времени;

Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна данная тема.

Можно сказать, что традиции имянаречения людей – это часть истории народов.

Использованная литература

  1. Мартышин В. С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные основы семьи"). – М.: Школьная Пресса, 2000. – 224 с. ("Воспитание школьников". Библиотека журнала. Вып.12).
  2. Никонов В. А. Ищем имя. – М.: Сов. Россия, 1988. – 128 с.
  3. Пушкин А. С. Поэмы. Драматические произведения. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 384 с. – (Библиотека отечественной классической литературы).
  4. Хигир Б. Ю. Имена и судьбы. – М.: Золотой теленок, 2001. – 272 с.
  5. Хигир Б. Ю. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: ООО Изд-во "Яуза", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2002. – 448 с.
  6. Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  7. Бурятские имена буддийского происхождения/сост. Намжилов О.Н.- Улан-Удэ: «Бэлиг», 2000.
  8. Митрошкина А.Г. Словарь бурятских личных имен. Опыт лингво-социально-хронологического словаря / А.Г. Митрошкина. – Иркутск, 2008. – 384 с.
  9. Цыдендамбаев Ц.Б. Влияние русского языка на развитие бурятского. Труды БКНИИ СО АН СССР. Вып. 1, Улан-Удэ, 1951.
  10. Шулунова Л.В. Прозвища в антропонимии бурят. Бурятское книжное издательство, Улан-Удэ. 1985.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРАДИЦИИ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ У РУССКИХ И БУРЯТ МАОУ «Бурятская гимназия № 29» Ученица 2 «Б» класса Балданова Анастасия

Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно единственное движение губ… Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Марина Цветаева.

Называние ребенка – важное символическое действие, касающееся всей семьи и всего рода. К выбору имени предки подходили особенно серьезно, потому что имя – это одновременно и оберег и судьба человека.

С обрядом крещения совпадало имянаречение младенца, с которого и начиналась его человеческая судьба. Официальным именем ребенка наделяли, как правило, крестные родители, советуясь со священником.

В крестьянской среде нередки были случаи, когда имя ребенку давала повивальная бабка. Если новорожденный был очень слаб, находился на грани жизни и смерти, чтобы "укрепить" его, повитуха сразу после принятия крестила ребенка и нарекала именем.

Одна из самых устойчивых традиций – наречение детей именами покойных или здравствующих старших родственников. Дети приходят на смену старикам, заменяют их, являются воплощением старших родственников.

В некоторых семьях существует традиция из поколения в поколение давать ребенку одно и то же имя. Называние ребенка в честь отца может мотивироваться желанием магически перенести на него отцовские качества

Далеко не всегда данное имя сразу использовалось для называния ребенка или для обращения к нему. Так, с оберегом от опасности связан обычай при определенных обстоятельствах не называть ребенка по имени или называть не настоящим, а фальшивым именем.

Повсеместно было распространено безымянное обращение к малым детям словами: "детка", "деточка". В качестве обращения использовались также слова, подчеркивающие возраст ребенка: "малыш"; означающие семейный статус: "дочка", "сынок"; ласковые названия, нередко связанные с миром природы, животных или детским миром: "солнышко", "зайка", "котик", "ясочка", "ласточка", "ягодка", "цветик", "куколка", основанное на звукоподражании детской речи " ляля " и т.д.

Помимо официального имянаречения, происходившего во время обряда крещения, ребенку вскоре после рождения давали внутрисемейное имя-прозвание. У русских обычай двойных имен существовал до ХVII в. Одним из принципов называния могло быть то обстоятельство, каким по порядку родился ребенок: Первак или Первой, Вторак или Второй. От этих имен ведут свое начало многие современные фамилии: Первак, Третьяк и Третьяков, Шестаков, Семаков и т.д.

Широко были распространены имена, данные по цвету волос и кожи: Чернавка, Беляк, Бурой. Нередко основой для имени служили такие внешние признаки ребенка, как рост, особенности телосложения: Вихорко, Голова, Губа, Долгой. Многие имена присваивались в связи с характером и поведением младенца: Бессон, Гневаш, Добрыня, Забава, Неулыба, Смирной. В некоторых именах был отражен факт желательности или нежелательности ребенка, отношение к нему и другие обстоятельства: Богдан, Ждан, Любим, Нечай, Поздей. Ряд имен связывался со временем рождения ребенка: Вешняк, Зима, Суббота. Ряд имен содержал в себе негативные понятия, что, по народным представлениям, должно было способствовать отвращению от ребенка нечистой силы, болезни, смерти: Некрас, Нелюба, Немил, Неустрой, Старой.

Система именования у бурят имеет многовековую историю

В древние времена широко практиковалось присвоение имени по характерному признаку человека. К примеру, у бурят были распространены такие имена, как Борсой (невзрачный, съежившийся), Шарлуу (рыжий), Харлуу (черный), Ногоолой (зеленоватая), Онгорхой (дырявый), Нопой (немощный, бессильный).

В старину существовала традиция называть детей бранными, уничижительными именами, например: Архинша (пьяница), Бааhан (кал), Ангаадха, Ангаашха (разиня). Это были так называемые «имена-обереги ». По представлениям древних, таким образом можно было уберечь детей от «злых духов».

«От сглаза», для обмана злых духов сложился ряд имен с отрицательной характеристикой: Муужаан, Муудаан (от слова « муу » - плохой), Эшэгээдэй (козленок), Эмэдхээн (производная от слова « эмэ » - самка).

Затруднительное материальное положение вынуждало родителей думать об ограничениях в приросте семьи. В таких случаях родители давали детям имена Одхон (младший), Адаг (последний). В их представлении с помощью таких имен можно было прекратить процесс деторождения.

Возрождение национальной культуры в конце XX века вновь возродило интерес к традиционному для бурят имянаречению. Характерным стало обращение в дацан для выбора имени, которое бы являлось оберегом, определяло характер и манеру поведения.

Выводы Традиции и обычаи имянаречения у русских и бурят имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. Традиции имянаречения у русских и бурят во многом схожи; Обычаи имянаречения менялись с требованиями времени;

Похожие публикации