Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Скандальная выставка Стёрджеса: как это было. Джок Стёрджес - самый противоречивый фотограф, фотографии которого становятся скандалом Стерджесс джок без смущения

25 сентября представители организации «Офицеры России» заблокировали вход на выставку Джока Стёрджеса, которая с 8 сентября проходила в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. Роскомнадзор признал работы фотографа порнографическими, из-за чего экспозицию и вовсе пришлось закрыть. Фотограф и журналист Ирина Попова объясняет, почему творчество Стёрджеса - это не порнография, а искусство.

Джок Стёрджес

Американский фотограф. На протяжении 40 лет фотографировал семьи своих друзей, живущих и отдыхающих на побережьях Калифорнии и юга Франции. Во второй половине 1990-х годов лидер Евангельской церкви Рэндалл Терри стал призывать к уничтожению фотоальбомов Джока Стёрджеса, Дэвида Гамильтона и Салли Манн, считая, что они оскорбляют чувства верующих. Против фотографа было возбуждено несколько уголовных дел, которые впоследствии закрыли. Работы Стёрджеса являются частью коллекций Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Музея современного искусства во Франкфурте.

Да, его снова закрыли. Джока Стёрджеса, известного фотографа, «певца обнаженной натуры», не дали показать в «центре столице нашей Родины, в трех минутах от Кремля». Последний штамп я повторила из интервью с Антоном Цветковым, главой НКО «Офицеры России», специально чтобы отразить это ощущение неживой речи, отсутствия смыслов, а лишь повторения зазубренных формулировок, будто говорит механический органчик в голове градоначальника из известной повести Салтыкова-Щедрина.

Люди в форме стояли в ряд, блокируя вход на экспозицию. Зрелище напоминало кадры из рэкета 90-х. Действительно, в обход закона, постановлений и вообще какого-то вмешательства государственных органов какие-то люди из какой-то группировки подменяют собой власть, куда-то врываются, что-то штурмуют. Человек, обливающий мочой объекты искусства, был одет в «пацанскую» кожаную куртку из 90-х, и весь внешний вид его был так чужд всему, что можно именовать прекрасным, что казалось, будто воюют две поистине враждебные силы.

Человек, обливающий мочой объекты искусства, был одет в «пацанскую» кожаную куртку из 90-х, и весь внешний вид его был так чужд всему, что можно именовать прекрасным, что казалось, будто воюют две поистине враждебные силы.

В комментариях на странице самой галереи братьев Люмьер граждане усердствуют с употреблением лексики типа «порочность» и «аморально». Обнаженные подростки вызывают у них ужас, страх, непонимание и слепую ярость.

В Москве (где, по разным подсчетам, проживает от 12 до 20 миллионов человек), есть место всему — в том числе цветущему пороку и разврату. Можно позвонить по телефону и вызвать на дом, в гостиницу, в машину кого угодно и для чего угодно. С другой стороны, на пляже можно обозревать сколько угодно голых копошащихся в песке детей. То есть запретным является не сам «разврат», а переход его на территорию искусства, эстетизация того, о чем говорить страшно и неудобно. А именно о том, что все мы рождаемся облаченными в телесную оболочку.

Так почему же фотографии с изображением обнаженных детских тел — это шедевр? На то существует несколько причин.

Причина первая

Одной из функций искусства является разговор о прекрасном. С древних времен история визуального искусства была проникнута особым вниманием к обнаженной натуре. В культуре Древней Греции и Рима скульптуры идеальных или близких к идеальным тел, не исключая детей, носили поучительный характер: они представляли пример для подражания и услаждали глаз. Фотографии Стёрджеса в этом смысле в высшей степени прекрасны. В них совершенно все: и тела, и лица, и та обстановка, в которой эти люди живут. Они словно возвышенные существа на фоне природы, которые гораздо больше отрешены от физиологии, чем, например, жирные ангелочки на классических барочных полотнах.

Причина вторая

Эти изображения — гораздо больше, чем просто объекты. Здесь мы говорим не просто о «голых детях», а о том, как они изображены, а это не одно и то же. Это еще и камера-посредник, и стиль, и цветовая гамма, и даже структура зерна. Мастерством мы называем именно сочетание всех этих элементов: объектов и формы. И здесь мы видим отменное мастерство.

Маленький тест для людей, не посвященных в таинство фотографии. Попробуйте расслабить взгляд и полностью отрешиться от изображенных объектов. Минуту разглядывайте просто светлые и темные пятна, сочетания линий, движения композиции. Пускай эти пятна и линии заставляют взгляд путешествовать, как по географической карте, или превращаться в непосредственный эмоциональный танец. Если фото вызывает при этом ощущение магической гармонии, значит, речь идет о хорошей фотографии.

Причина третья

Пожалуй, главная отличительная черта работ Стёрджеса - в том, что у зрителя с открытыми глазами и умом они призваны расширять границы познания о мире. Они способны вызывать общественную дискуссию, и именно в этом их главный смысл. То, что выставку с такими фотографиями закрывают, значит только то, что у общества есть непроработанная болезненная тема. И, беря на себя удар морально-этических вояк, эти работы решают важную общественную задачу — определить значимость этой темы для современного мира.

То, что выставку с такими фотографиями закрывают, значит только то, что у общества есть непроработанная болезненная тема.

Слово «педофилия» оказалось фаворитом медийных заголовков всего несколько десятков лет назад. До этого детей в сексуальном ключе рассматривали только откровенные психи. Теперь при виде голых детей об этом думают практически все — появляется смутный всесторонний страх. При этом общественная мысль идет в совершенно противоположном направлении. Создавая подсознательный истерический страх перед любой детской телесностью, мы разрушаем сам феномен детства, где нагота не отягощена половой функцией, но является представителем всего того непосредственного, легкого, естественного, что связано с детством.

Получается, эти фотографии, призванные говорить о прекрасном, вскрывают затхлые гнойники общества, отражая все уродливые страхи, живущие в нас самих.

Ближе всего по духу к работам Джока Стёрджеса стоит Салли Манн, которая фотографировала собственных детей на лоне природы.

Если в одном из поисковых сервисов, Google или Яндекс, набрать всего две буквы, «д» и «ж», среди наиболее популярных запросов появится: «Джок Стёрджес». Кто же это такой, кто по популярности среди пользователей русского Интернета затмил Джину Лоллобриджиду и Джека Николсона?

Джок Стёрджес (Jock Sturges) - известный американский фотограф. Он родился в 1947 году в Нью-Йорке, на западном берегу Соединенных Штатов. Однако большую часть своей жизни он прожил на восточном побережье страны: в Калифорнии, в Сан-Франциско. Сейчас Стёрджес проживает в Сиэтле, штат Вашингтон. Те, кто смотрел сериал «Анатомия страсти» («Grey"s Anatomy»), наверняка запомнили контур этого современного и красивого города на побережье Тихого океана.

В конце 1960-х годов, когда Джок закончил общеобразовательную школу, в США еще был обязательный призыв в армию. Стёрджес проходил воинскую службу в Японии. Там же он добился первых успехов в фотографии, которая впоследствии стала делом его жизни. Стёрджес стал главным фотографом военной базы.

Демобилизовавшись в 1970 году, Джок Стёрджес продолжил образование сначала в колледже Мальборо в штате Вермонт. Он получил первую степень по педагогике, что позволило ему работать преподавателем фотографии. Одновременно Джок работал фотографом в различных рекламных агентствах, участвовал в выставках. В его портфолио постепенно накапливались выразительные фотоработы, а сам он вырабатывал свой стиль и искал собственную тему.

В 1978 году Стёрджес переезжает в Калифорнию, живет и учится в Сан-Франциско. Сан-Франциско - город красивый, яркий и, можно сказать, дерзкий. Люди, проживающие здесь, готовы прорывать все барьеры, и научные, и технологические, и нравственные тоже. Достаточно сказать, что борьба за свои права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией началась именно здесь.

И достаточно сказать это, чтобы кое-кто тут же начал брызгать слюной и трясти кулаками, называя этот красивый и стильный город в лучшем случае гнездом порока. Окститесь, товарищи, позвольте продолжить.

В 1985 году Джон Стёрджес заканчивает обучение в Институте Искусств в Сан-Франциско и получает вторую степень в области искусств. Но что такое ученая степень в области искусств? Там, где самое важное не то, какие предметы ты выучил, а то, что ты сам можешь предложить «городу и миру» Самое главное для фотохудожника, как и для художника вообще

Свою тему Стёрджес нашел еще в конце 1970-х годов. Побывав на пляжах Нормандии и Бретани, а также на пляжах западного побережья Ирландии он начал фотографировать нудистов, которых на этих пляжах было довольно много.

Пляжи Нормандии привлекали еще импрессионистов. Многие из них кучковались вокруг роскошных городов-курортов Довиль и Трувиль. Здесь было все для развлечения богатой публики. Виллы, казино, модные магазины (Коко Шанель начинала в одном из них), шезлонги, в которых богатые мужчины и красивые женщины сидели, любуясь темно-синей поверхностью океана и дыша соленным воздухом. И купальни, в которых и те, и другие окунались в прохладные воды, одевши смешные для нас купальные костюмы конца 19-го - начала 20-го века.

Но пляжи Нормандии настолько протяжены, что там можно было довольно легко отыскать место совершенно пустое и дикое, да еще к тому же слегка прикрытое дюнами. Самое то, чтобы, не раздражая общественного мнения (даже во Франции того времени весьма консервативного), побеситься. Сбросить с себя одежку и побегать по бережку, в чем мама родила. Испытывая удивительное чувство возвращения в детство, когда обнаженное тело не вызывало никаких порочных эмоций.

И, кстати, если кто-то подумает плохо, представив оргии на пляжах, то, во-первых, да будет ему стыдно (как сказал один английский король, придумав орден Подвязки). А во-вторых, пусть он попробует представить эти пресловутые оргии на песке поподробнее. Пусть ляжет на мелкий песочек и немного по нему покатается. Впечатление получит незабываемое независимо от пола. Мелкий песок, забивающийся во все отверстия - то еще удовольствие. Нет-нет, только не оргии, только чистый и непорочный нудизм!


Черно-белые фотографии нудистов были сделаны Джоком Стёрджесом мастерски. И, что характерно, совершенно асексуально. Тот, кто пробовал фотографировать ню, знает, что эти фотографии могут быть вызывающе эротичными, а могут быть совершенно не привлекательными с этой точки зрения. Дело в позе, которую придумает для модели и «поймает» своим объективом художник. Так что снять асексуальную обнаженку - для этого требуется мастерство. И, кстати, асексуальность снимков лучше всего передает чувства людей, собирающихся в нудистские сообщества. Они не хотят потрахаться на берегу, потому что знают, как это противно. О чем уже было сказано в предыдущем параграфе.

Начав съемки нудистов в Европе, Стёрджес продолжил их на бесконечных пляжах Калифорнии, где тихоокеанская вода еще холоднее, чем волны Северной Атлантики. Это по-прежнему были черно-белые фотографии, снятые специальным объективом, который позволяет зрителю разглядеть красоту тела, не слишком его приближая, чтобы не сделать уродливым. А сделать это довольно просто. Вспомните, как Лемюэль Гулливер описывал свои прогулки по телам местных красавиц в Стране Великанов. Бр-р-р и еще раз бр-р-р!

В глазах многих россиян (а еще раньше, в глазах жителей советского государства) Америка представала притоном разврата! Ах, стриптиз, ах, «Playboy»! Ужас, ужас, ужас!!! Между тем, Америка - страна в основном с протестантской моралью. Протестанты - это христианские фундаменталисты, и взгляды их на вопросы взаимоотношения полов и на вопросы общественной морали весьма коррелируют со взглядами фундаменталистов исламских. Но они живут в обществе, где никто не вправе навязывать своих взглядов другим. Волей-неволей даже фундаменталистам приходится ограничивать свой пыл в борьбе за нравственность (как они ее понимают) рамками семьи или общины. Волей-неволей приходится соблюдать взаимную терпимость. Терпимость взаимно выгодную. Ведь если ты не будешь навязывать другим свои взгляды, то и другие не смогут навязывать свои взгляды тебе. Смотреть фотографии обнаженной натуры имеют право только те, кто это желает. Те же, кто считают такие фотографии аморальными, смотреть на них не обязаны. Могут тихо стоять в сторонке и радоваться, что никто не заставляет их смотреть на то, что они считают развратом. Как говорит хорошая русская поговорка:

«Не любо - не слушай, а врать не мешай»

Взаимная терпимость (она же толерантность) предполагает, что запрещать можно только то, что противоречит закону. И что запрещать это могут только те, кто на это уполномочен, то есть судьи. При этом перед судьей предстают представители обоих мнений, каждый из которых свою правоту должен доказать. Никто и никаким другим образом не может человеку ничего запретить. Пусть даже этот человек бегает по пляжу без одежды. Или же если другой человек такое безобразие (?) фотографирует.

Джок Стёрджес столкнулся с законом, когда стал фотографировать обнаженных девочек в период полового созревания («Лолит»). Власти решили, что это - детская порнография, демонстрация которой законом запрещена. В 1990 году 25 апреля полиция и агенты ФБР ворвались в студию, где работал фотограф и конфисковали фотоаппараты, негативы, готовые фотографии и компьютер, в котором хранились другие фотографии, сделанные Стёрджесом.

Доказывать свою правоту фотографу пришлось больше года. В результате судебного разбирательства фотографии Джока Стёрджеса порнографией признаны не были. Действия полиции и ФБР были признаны неправомерными. Суд Сан-Франциско не признал фотохудожника виновным и никаких обвинений против него не выдвинул.


Подобные процессы поднимают популярность деятелей искусства. Так было и в 19 веке, когда многие художники провоцировали общественное мнение, чтобы добиться популярности, а с нею славы и признания. Джок Стёрджес тоже стал известным благодаря скандальному процессу. За время, прошедшее со времени суда он издал более 10 персональных фотоальбомов. Его работы начали охотно покупать, галеристы с не меньшей охотой организовывали его персональные выставки. Но и другая сторона не успокаивалась. Против художника не раз выступали пуританские общины Америки. Религиозные активисты устраивали пикеты возле магазинов, которые продавали фотоальбомы Джока Стёрджеса. Пуританские общины несколько раз выдвигали против Стёрджеса новые обвинения. Но поскольку в США существует прецедентное право, иски против фотографа проигрывались на основании того, самого первого, приговора.

Почему же Джок Стёрджес стал столь знаменит в русском сегменте Интернета?

Потому что 7 сентября 2016 года в Москве была открыта его первая выставка в России, которая называлась «Без смущения» (Я бы перевел название «Absence of Shame», как «Без стыда»). Планировалось, что выставка будет работать до 30 октября 2016 года.

И вдруг, по прошествии двух с половиной недель, одна известная дама, член Госдумы, вдруг заметила, что эта выставка - публичная демонстрация детской порнографии. При том, что Джок Стёрджес, уже наученный горьким опытом, имел все документы, свидетельствующие, во-первых, что все съемки производились с согласия моделей, а во-вторых, что обнаженными на представленных фотографиях были сняты только совершеннолетние модели. Копии документов были в наличии у организаторов выставки в Москве. Кроме того, посетители до 18 лет на эту выставку не допускались.

Но здесь вам не Америка. Появились какие-то общественники, облаченные в какую-то униформу, представляющие какую-то общественную организацию и телами закрыли доступ на выставку. Ах, как это было героически! Ах, как это было духоподъемно! Ах, как это было скандально!

Российские ревнители нравственности, в конце концов, наступили на те же грабли, что и ревнители нравственности американские. Скандал сделал выставку популярной. Через несколько дней ее возобновили, и она проработала до конца сентября, приняв за неделю, наверное, раза в три больше посетителей, чем это было бы без скандала.

А Джок Стёрджес, благодаря случившемуся скандалу, получил свою долю славы в России. Чему подтверждением - выдачи самых популярных запросов к поисковым системам Интернета, начинающихся на буквы «д» и «ж».

Полезные ссылки:

Неделю назад, в воскресенье, 25 сентября, представители организации «Офицеры России» и ее лидер, член Общественной палаты Антон Цветков, блокировали вход в столичный Центр фотографии имени братьев Люмьер. В этой галерее уже более двух недель проходила выставка американского фотографа Джока Стерджеса, прославившегося снимками детей и подростков, в том числе — обнаженных. Цветков объявил, что закрывает экспозицию, поскольку его организация усматривает в ней признаки детской порнографии. Кроме того, в Центр Люмьер ворвался мужчина, обливший несколько фотографий мочой. Днем раньше выставку потребовали закрыть член Совета Федерации Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова.
А устроила весь этот скандал Мисс Задница ЖЖ Лена Миро, которая разожгла феерический холивар...


Выставка «Без смущения» открылась 8 сентября — и спокойно работала более двух недель. Утром в субботу, 24 сентября, блогер Елена Миро опубликовала у себя в «Живом журнале» пост, посвященный экспозиции американского фотографа Джока Стерджеса. Миро обвинила депутатов и правоохранительные органы в том, что они никак не реагируют на то, что в Москве проходит выставка «того, кто снимает маленьких голых девочек в сексуально-призывных позах».

Этой осенью в Москве на радость педофилам проходит персональная выставка Стёрджеса.
Я вам покажу некоторые работы этого товарища, но впечатлительных всё же прошу под кат не ходить, хоть я и заретушировала детские половые органы на снимках.

Миро разместила фотографии обнаженных детей. Позже они исчезли с её страницы, вместо них появилась надпись:

ФОТОГРАФИЯ РАБОТ ПЕДОФИЛА УДАЛЕНА ПО ЖАЛОБЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫСТАВКИ ДЛЯ ПЕДОФИЛОВ
фотоработы Джока Стёрджеса вы легко сможете найти в поисковике.



Это что, вашу мать, такое?!
Представители власти и закона, где ваши глаза?! Как такое вообще стало возможным?!
С каких пор культурная жизнь Москвы занимается поддержкой детской порнографии?
Вы, бюрократы сраные, совсем охренели, и за своими бесконечными кофебрейками не видите того, что происходит у вас прямо под носом?
Все эти депутатки а-ля Маша Кожевникова, прососавшиеся через рот в Госдуму и теперь позиционирующие себя как защитницы материнства и детства, вы на что-нибудь, кроме своих Инстаграмов, внимание обращаете?
Мерзость. Позор. Падение ниже плинтуса.
Нудите, твари продажные, о семейных ценностях и духовных скрепах, чтобы от госкормушки не отлучили, пока американский порнограф наших педофилов развлекает. Мрази вы.

После таких гневных обвинений должностные лица засуетились.
Днем 24 сентября член Совета Федерации Елена Мизулина потребовала закрыть экспозицию. Сенатор направила официальный запрос генпрокурору Юрию Чайке с требованием о проведении прокурорской проверки в связи с «публичной демонстрацией материалов с детской порнографией». Она также заявила, что «работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства» и назвала выставку «пропагандой педофилии».
Елена Мизулина обратилась в прокуратуру с требованием проверить выставку Стёрджеса на соответствие российскому законодательству.

«Эта выставка — публичная демонстрация материалов с детской порнографией, что запрещено российским законодательством: статья уголовного кодекса РФ 242.1. В связи с этим необходимо проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки», — цитирует «Интерфакс» заявление, распространенное пресс-службой Мизулиной.

«Лайф», также со ссылкой на пресс-службу сенатора, сообщает , что Мизулина направила генпрокурору Юрию Чайке официальный запрос о проведении прокурорской проверки в связи с открытием выставки работ Джока Стерджеса.

«Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства. Это — самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта», — говорится в заявлении Мизулиной.

Вечером того же дня уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова заявила, что тоже попросила прокуратуру проверить выставку. Кузнецова сказала, что работы Джока Стерджеса «признаны Роскомнадзором «детской порнографией» и выразила уверенность, что «уполномоченные структуры отреагируют должным образом».
«Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором „детской порнографией“, может иметь место в „культурной“ жизни нашей столицы», — цитирует пресс-служба детского омбудсмена слова Кузнецовой.

С прокуратурой проведены переговоры о проведении проверки выставки, сказала она, добавив, что «теперь ожидаем конкретных шагов».
За демонстрацию порнографической продукции, заявила Кузнецова, предусмотрен штраф до 5 миллионов или приостановка деятельности до 90 суток с конфискацией материала (статья 6.20 КоАП).
«Уверена, уполномоченные структуры отреагируют должным образом», — заявила омбудсмен.

Роскомнадзор ранее требовал от сайтов удалить фотографии Стерджеса, которые эксперты ведомства сочли детской порнографией. О таком требовании Роскомнадзора, в частности, в июле 2015 года сообщали представители сайта о саморазвитии «Лотос».

Основатель Центра фотографии имени братьев Люмьер и куратор выставки Стерджеса Наталья Григорьева заявила, что ранее у посетителей не было никаких претензий к экспозиции. Григорьева также отметила, что на каждую фотографию у Стерджеса есть разрешение от модели, которую он снимал.
На первой выставке фотографа в Москве показали около 40 снимков — от ранних работ 1970-х годов до современных, сообщается на сайте центра. Центр фотографии имени братьев Люмьер не получал никаких негативных отзывов от посетителей выставки «Джок Стерджес. Без смущения», заявила «Медузе» его основатель и куратор Наталья Григорьева.
«Выставка открыта с 8 сентября, и с тех пор у нас не было никаких комментариев со стороны посетителей, что кого-то что-то возмущает, раздражает, оскорбляет», — сказала она.
Обнаженное тело, подчеркнула Григорьева, присутствует в фотографическом искусстве, начиная с начала XX-го века. «Сказать, что мы не можем показывать фотоработы, на которых изображено обнаженное тело, будет кощунством», — добавила она.

Григорьева также сообщила, что на каждую фотографию у Стерджеса есть разрешение от модели, которую он снимал. В свою очередь у Центра фотографии, добавила она, есть договор, в котором Стерджес гарантирует, что каждую модель он снимал с ее согласия.
Основатель Центра фотографии имени братьев Люмьер также напомнила, что для посещения выставки работ Стерджеса установлено возрастное ограничение от 18 лет.

Выставка «Джок Стерджес. Без смущения» в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер закрыта. Об этом, как передает корреспондент «Медузы», заявил журналистам председатель президиума организации «Офицеры России» и член Общественной палаты Антон Цветков.
«Руководство выставки пошло навстречу Общественной палате Российской Федерации, и выставка с сегодняшнего дня закрыта», — заявил Цветков.

Цветков пояснил, что накануне получил «огромное количество обращений от возмущенных граждан» по поводу выставки, после чего было решено «ввести так называемые общественные санкции» и блокировать вход в Центр до разбирательства по существу. Руководители выставки, по словам Цветкова, связались с ним и согласились до решения вопроса не открывать вход.

Цветков сообщил, что вместе с владельцами Центра и представителями полиции осмотрел выставку, и признал, что на ней нет тех «ужасных, омерзительных фотографий», которые ему присылали в жалобах по интернету. Однако, по его словам, на «порядка 15 процентов» снимках изображены «полуобнаженные дети». «Мы считаем, что это тоже, конечно, недопустимо, хотя необходимо давать юридическую оценку», — заявил Цветков.


Председатель президиума «Офицеров России», член ОП Антон Цветков

Владелец центра Наталья Григорьева объяснила решение закрыть выставку нежеланием, чтобы «завтра у этого Центра фотографии начались какие-то неприятности» из-за «неадекватного поведения». «Вчера весь вечер, сегодня всю ночь я получала угрозы абсолютно неадекватных людей» , — заявила она.


Основатель и куратор Центра имени братьев Люмьер Наталья Григорьева

После объявления о закрытии выставки организаторы впустили в здание журналистов, чтобы они смогли осмотреть экспозицию. Вместе с журналистами внутрь прошел мужчина, который плеснул на снимки Джока Стерджеса мочой и фекалиями.

Представители «Офицеров России», которые все это время находились в зале, вывели его на улицу и передали сотрудникам полиции (полицейские в происходящее вокруг галереи и внутри нее никак не вмешивались).

По заявлению Цветкова, на активиста составили протокол по статье «мелкое хулиганство». Ранее глава «Офицеров России» назвал нарушителя помощником муниципального депутата Игоря Брумеля, который якобы подначивал его облить фотографии мочой. Нарушений в действиях Брумеля полиция не выявила. Сам Брумель утверждал, что «не был проинформирован» о планах своего спутника

Радулова плеснула керосинчику в огонь, написав, что Стерджес фотографировал обнаженной свою приемную дочь.
"Фанни — моя главная модель — была моей приемной дочерью. Ее мать написала мне записку с просьбой взять девочку на воспитание, перед тем как покончить жизнь самоубийством. Первое время девочка не слезала у меня с коленей и постоянно требовала внимания к себе, я не мог отставить ее в сторону и начать снимать. Но когда ей исполнилось пять лет, она сама спросила: а почему у нее нет фотографий? Тогда я начал ее фотографировать и вот уже около 30 лет снимаю" .
Ну а я что говорю! Она сама в 5 лет захотела, чтобы папа её письку сфотографировал. Какие претензии?








Между тем, никто из осуждавших — ни Мироненко, ни Радулова, ни Мизулина с омбудсменом Кузнецовой — на выставке не были, судя о ней по тем фотографиям Стёрджеса, которые имелись в интернете. Однако именно тех фотографий, из-за которых Стёрджес обрел скандальную славу, на выставке как раз и не было.
И многие блоггеры это заметили.

Самое смешное, что фотографий, которые гуляют по интернету данного автора на выставке в Москве - НЕТ, там вообще НЕТ детских фотографий.

А с каких пор ребята с их уровнем IQ и полным отсутствием понимания хоть чего-то в современном искусстве принимают решение о том, пускать на выставку или нет?

Какие они нахрен "офицеры"? парням лет по 20 же

Ольга Григорьева: Собственно, там была только фотовыставка. А всё остальное каждый додумал сам.

Фотографии детей с закрытой в воскресенье под давлением общественных активистов выставки "Джок Стерджес. Без смущения", равно как и другие доступные в интернете работы этого фотографа, не относятся ни к порнографии, ни к пропаганде педофилии, считает эксперт-искусствовед НП "Федерация судебных экспертов" Олеся Аксенюк.

По ее словам, в УК РФ нет общего определения порнографии — эксперты отталкиваются от определения в законе "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Это изображение половых органов человека, с фиксированным вниманием на этих анатомических подробностях, а также изображение полового сношения либо сопоставимого действия сексуального характера, с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и физиологических процессах.
"У меня порой складывается впечатление, что наши активисты в законе читают и видят только то, что хотят… Полового сношения или иного действия сексуального характера в работах фотографа нет. Другой вопрос, акцентирует ли он внимание на половых органах моделей, то есть делает ли половые органы главным "героем" своей работы? В работах автора со спорной выставки таких "акцентов" нет", — заявила эксперт РИА Новости.

Она пояснила, что, изображая обнаженную натуру, фотограф в жанре ню может не скрывать половые признаки модели. Но чтобы специально привлечь к ним внимание зрителя, он должен сделать их доминирующими в композиции фотографии. Для этого используются разные художественные приемы: особенности ракурса и освещения, фокусировка, компоновка кадра и другие. Таких приемов много, и все они основаны на знании механизма зрительного восприятия разных объектов человеком. Все это описано в научной и учебной литературе.

Аксенюк отметила, что подходы при определении порнографии с участием совершеннолетних и несовершеннолетних различаются: к изображениям несовершеннолетних он более строгий. Здесь также используется определение из "Конвенции ЕС о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных посягательств", которое также прописано в одной из статей УК РФ.
По этому документу, детская порнография - это любые материалы, изображающие ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка для преимущественно сексуальных целей. Таким образом, эротическое изображение ребенка, например, принявшего сексуальную позу, также можно отнести к действиям откровенно сексуального характера.

"Однако оценка действий как "откровенно сексуальных — не откровенно сексуальных" без исследования - это лишь субъективная оценка. Эксперт не имеет права делать вывод, не обосновав его. Делается исследование других материалов, которые общество однозначно на настоящий момент относит к эротическим или порнографическим. Например, проводятся параллели позы ребенка с позой модели в эротическом журнале, со ссылками на него", — пояснила она особенности анализа.

До общественности стало доходить, что вся эта история просто манипулирование. Многие стали возмущаться самоуправством странной самодеятельной организации «Офицеры России», которая закрыла выставку без постановления суда.
Думаете, затеявшая весь скандал Лена Миро смутилась? Ничуть! Она продемонстрировала высший класс изворотливости, обвинив активистов «Офицеров России» в закрытии выставки, а заодно намекнув на пособничество фашизму и организации Холокоста:

Вы знаете, с чего начался фашизм в Германии и Холокост? В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года организованные штурмовые отряды гражданских лиц осуществили погромы магазинов, которые принадлежали евреям.
Полиция при этом самоустранилась, сделав вид, что ничего не происходит.
«Коричневорубашечники» били витрины, угрожали, избивали людей, чтобы выдавить евреев из страны. Эти события вошли в историю под названием «Хрустальная ночь». С неё и началась активная фаза фашизма.

Знакомьтесь, это -- Антон Цветков. Член Общественной палаты, соратник «нашистов» и организатор НКО «Офицеры России» -- общественной организации с громким названием, регистрация которой стоит 30 тысяч рублей, и не имеющей отношения к офицерам армии России.

После моего поста с обращением в правоохранительные органы Антон Цветков решил, что имеет право подменить собой правосудие, заняться в центре Москвы самоуправством и во главе организованной группы в униформе завалился в Центр фотографии братьев Люмьер.
Штурмовики НКО оцепили здание, а сам Антон пошёл «договариваться».
До чего договорился Антон, всем уже известно. Он обнаружил пятнадцать процентов фотографий обнажённых детей, но заявил, что «пока не видит в этом ничего страшного».
Пока не видит. Пока шли переговоры с кураторами педофильской выставки он не видел.
По результатам переговоров Цветков заявил, что не видит обнажённых детей совсем.

Можно только гадать, каким образом договорились глава группы штурмовиков Цветков и галеристка Григорьева-Литвинская. Тут -- поле непаханое для фантазий.
Выставку, между тем, прикрыли. Но каким образом?

Когда-то полиция Германии сделала вид, что в упор не видит гражданских штурмовиков НСДАП. Наша родная полиция точно так же не видит и ребят в униформе НКО «Офицеры России», действующих под именем «Центра профилактики правонарушений».

В своём посте о педофильской выставке я обращалась к властям Москвы и правоохранительным органам, чтобы они разули глаза и посмотрели, что происходит у них под носом.
Вместо этого в галерее появились организованные гражданские штурмовики и занялись самоуправством.

И полиция сделала вид, что не замечает этого.
Организованные отряды в униформе НКО «Офицеры России»-ЦПН в последнее время стали привычным для Москвы зрелищем. Они пристают к людям, трутся на вокзалах и рынках, пытаются давить на граждан, подменяя собой полицию.
Гражданские активисты, не имеющие никаких полицейских прав, занимаются натуральным самоуправством, пугая людей.
Вот, например, типичные случаи от комментаторов Ленты.ру:

Что представляет из себя современная нам Россия?
Судите сами. Мы с вами пытаемся достучаться до правоохранительных органов, добиться наказания по закону организаторов педофильской выставки, а вместо этого в галерею врываются то ли штурмовики, то ли ряженые клоуны и, подменяя своими действиями правосудие, «договариваются» о чём-то с вероятными преступниками.
Полиция при этом бездействует.
Как гражданка России я требую у властей расследования событий в Центре братьев Люмьер.
Требую наказания по закону организаторов выставки фотографа, чьи работы возмутили даже ФБР. Я требую расследования деятельности штурмовиков НКО «Офицеры России» и её руководителя Антона Цветкова.

Хм, а ведь похоже, что от всей этой шумихи выиграли организаторы выставки и Стёрджес. Ну кто у нам слышал про такого фотографа? А теперь он прогремел на всю Россию...
Так может организаторы выставки и наняли Лену Миро для того, чтобы путём скандала привлечь внимание?

Кстати, многие заметили, что сама Миро отнюдь не носитель пуританского сознания. И выставляет весьма откровенные фоточки. Хотя по качеству это явно не Стёрджес...

У Стерджеса были проблемы с властями и общественниками не только в России. В 1990-х правоохранительные органы США проводили обыски в студии Стерджеса и арестовывали его работы и оборудование. Представители христианских общин пикетировали магазины, где продавались альбомы с работами фотографа. В поддержку Стерджеса выступила художественная общественность США и Европы. В результате действия американских правоохранительных органов признали неправомерными, никаких обвинений фотографу не предъявили.
Работы Стерджеса находятся в коллекциях Музея современного искусства и Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной библиотеки в Париже и Музея современного искусства во Франкфурте.

А как вы думаете, это нормально, когда блоггеры в погоне за рейтингом разжигают страсти, обвиняя устроителей выставки в пропаганде педофилии, хотя на выставке и не было именно тех самых "педофильских" фотографий, из-за которых разгорелся скандал?
Вправе ли какие-то общественные организации устраивать "проверки" выставки с последующим закрытием?
И как должны реагировать власти на всю эту мутную историю?

Депутат Госдумы Елена Мизулина, которая сочла выставку пропагандой детской порнографии. Мнения разделились – одни считают автора свободным художником, вторые – чуть ли не педофилом. Это скандал привлек к творчеству Джока Стерджеса новую аудиторию, которая раньше слыхом не слыхивала, кто он такой. Мы же вспомнили других скандальных фотографов, чьи работы находятся на грани морали.

Диана Арбус

Больше всего знаменитому американскому фотографу Диане Арбус нравилось фотографировать людей, а скандальную славу ей принесли снимки людей с физическими уродствами. Заниматься фотографией Арбус начала вместе со своим мужем Алланом Арбусом, который в ходе Второй мировой войны окончил армейские курсы фотографов. Такая практика существовала в войсках США, Британии и СССР – специально подготовленные солдаты снимали документальные кадры происходящего на фронте. Благодаря этому до нас дошли, например, съемки освобождения концлагерей – подробно об этом можно узнать, посмотрев документальный фильм «Наступит ночь», который монтировал Альфред Хичкок.

Но мы отошли от темы. В качестве предмета фотографии Диана Арбус выбрала моду, затем занималась «экстремальными» репортажами о транссексуалах. Самые известные работы были созданы ею после просмотра долгое время запрещенного фильма «Уродцы» (1932) об артистах циркового шоу. Арбус переключилась на физические уродства, но даже обычные люди через объектив ее камеры становились героями какого-то мрачного шапито – нелепыми, жалкими и неизменно несчастными. Сама Арбус долгое время страдала от депрессии и, в конце-концов, покончила с собой, перерезав вены. Ей было 48 лет.

Самыми известными фотографиями Дианы Арбус считаются снимки великана рядом с его родителями, близнецов и мальчика с гранатой в Центральном парке Нью-Йорка.

Джоель-Питер Уиткин

Как и Аллану Арбусу, Джоелю-Питеру Уиткину пришлось поработать в качестве военного фотографа, правда, на Вьетнамской войне. Возможно, увиденное во время войны повлияло на почерк фотографа – Уиткин стал знаменит благодаря мрачным и пугающим фотографиям и коллажам, в которых он использовал части мертвых человеческих тел. Еще одним фактором, оказавшим влияние на Уиткина, называют детское впечатление от автокатастрофы, произошедшей перед его домом – у ребенка, находившегося в машине, оторвало голову.


Фото: Алексей Никольский, ТАСС

Темы фотографий Уиткина перекликаются с почерком Арбус: это физические уродства, транссексуалы и смерть.

Ирина Ионеско

А вот французская фотограф румынского происхождения Ирина Ионеско сродни Джоку Стерджесу, только в качестве модели для своих чопорных эротических снимков она выбрала собственную маленькую дочь Еву, который в начале фотосессий было около пяти лет. На скандальных фотографиях девочка предстает в эротическом образе – обнаженной, с вызывающим вечерним макияжем и взрослым взглядом. В возрасте 11 лет девочка стала самой юной моделью Playboy (снимки делал известный французский фотограф Жак Бурбулон), а до 12 лет снялась в фильмах «Спермула», «Жилец» и «Распутное детство».

Чтобы ни говорили ценители искусства по поводу благодушных мотивов Ирины, а Ева, повзрослев, несколько раз подавала на мать в суд. Сегодня она известна как киноактриса и режиссер. Среди ее работ есть автобиографический фильм «Моя маленькая принцесса».

Так или иначе Ирина Ионеско стала известным по всей Европе фотографом со своим уникальным стилем. Это фатальная, траурная сексуальность с привкусом извращения и боли. Кажется, будто ее героини, одновременно вызывающе привлекательные и старомодные, не обычные женщины, а настоящие ведьмы или призраки, утопающие в черноте.

Борис Михайлов

Украинский фотограф Борис Михайлов стал скандально известным после выпуска серии фото под названием «История болезни». В 1997-1998 годах Михайлов фотографировал харьковских бомжей и беспризорников в самом неприглядном виде, в том числе раздетыми. Главной темой его работ долгое время являлось разложение советского и постсоветского общества. Первой известной серией фотографий была «Красная серия», созданная еще в 60-70-х годах и также нелицеприятно запечатлевшая обычных советских граждан.

Фото: Станислав Красильниковй, ТАСС

Михайлов стал первым украинским фотографом, получившим престижную европейскую награду «Хассельблад».

Андрес Серрано

Американский фотограф с гондурасскими и кубинскими корнями Андрес Серрано для создания своих работ не гнушается использования мочи, фекалий и даже трупов. Настоящую славу ему принес снимок распятия в емкости с мочой, сделанный в 1987 году. Работа получила название Piss Christ , или «Писающий Христос». Фотография начала получать призы и путешествовать по выставкам, вызывая негодование верующих, однако все это лишь работало на популярность Серрано.

Билл Хенсон

Еще один фотограф, чей интерес к обнаженной детской натуре одновременно сыграл против него и добавил ему популярности – Билл Хенсон. Известность пришла к австралийцу после скандального закрытия выставки в Сиднее в 2008 году. Причем половину работ полиция конфисковала как порнографические. Искусствоведы защищали художника, однако премьер-министр Австралии Кевин Радд действия полиции поддержал.

Терри Ричардсон

Терри Ричардсон вошел в историю фотографии как один из самых известных фэшн-фотографов. Он работал с Jimmy Choo , Hugo Boss , Yves Saint Laurent , фотографировал Барака Обаму, Вуди Аллена, Джонни Деппа и Леди Гагу, снимал календарь Pirelli . Несмотря на все это, он обладатель крайне скандальной репутации.

Сын фэшн-фотографа и танцовщицы, Ричардсон сначала играл панк в группе The Invisible Government , а потом переключился на фотографию, что прекрасно у него получалось. Ричардсон стал знаменит благодаря откровенным и веселым фотографиям со звездами, на его снимках зачастую присутствуют и элементы порнографии. Фотограф сознательно берется за «скользкие» темы, однако, как правило, выходит победителем. Так, за съемку полуобнаженных моделей на шикарных яхтах на фоне потонувших в результате глобального потепления городов Терри Ричардсон получил Серебряного Каннского Льва.


Фото: PA Photos, ТАСС

Скандалы в жизни фотографа начались в 2010 году, когда датская модель Ри Расмуссен обвинила его в растлении юных моделей. После этого модель Джейми Пек обвинила Ричардсона в сексуальных домогательствах. Слухи подтвердили многие другие модели, фотографы и участники съемок, однако Ричардсон все обвинения отметает. Надо сказать, что эксцентричный фотограф не только заставляет раздеваться других (а также плеваться пивом, доить корову в рот и прикрывать причинные места модным чемоданчиком), но и сам готов на безумства, в том числе сниматься полностью обнаженным.

Мария Аль-Сальхани

Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий - Джока Стёрджеса.

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура - снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей - девочек и девушек из нудистских общин - в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», - говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже третье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек:

«Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».

Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Центр фотографии имени братьев Люмьер показал около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.

Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999




Jock Sturges. Sin"ead_ Clifden, County Galway, Ireland, 1995

24 сентября детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина потребовали от правоохранительных органов проверить выставку "Без смущения" на предмет детской порнографии. Пояснения организаторов о том, что все обнажённые модели на выставке - совершеннолетние женщины, никак не помогли.

После этого выставку забаррикадировали неизвестные бандиты, назвавшиеся членами общественной организации "Офицеры России". Полиция никак не отреагировала на незаконные действия преступников.

Выставка в результате была закрыта.

Похожие публикации