Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Сэргэ - ритуальный столб якутов. Ольхон

Раз уж мы про лошадок, то надо рассказать и про коновязи. Но не простые...
По сторонам дороги Р418 (Иркутск - Баяндай), а потом - Баяндай - Сахюрта, а дальше вдоль берега Малого Моря (Байкал), почти в каждой большой долине или рядом с возвышающейся над местностью горной вершиной можно увидеть вкопанные в землю столбы.


Это - сэргэ - коновязи, ритуальные столбы и деревья у бурят. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ - семья жива»). Нельзя ни в коем случае разрушать сэргэ — оно должно было само прийти в негодность.
Сэргэ связано с культом коня, что вполне понятно.
Эта коновязь — символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира.
В шаманской мифологии небосвод вращается вокруг Полярной звезды, представляющейся как Алтан-Сэргэ («Золотая коновязь»). Ее сделали девять кузнецов. Одно из самых древних обо Бурятии, расположенное на территории Тамчинского дацана (Селенгинский район) называется Алтан-Сэргэ.

Весна 2012 года

Когда я впервые попала в эти места, запомнила только три подобные сооружения - они были наиболее пышными и явно не оставленными внимания. Собственно - их мне и показыали, когда мы путешествовали в бухту Ая.
Сейчас - в этих местах появились соответствующие указатели и можно понять - почему эти столбы так ценны для местных жителей. Но - обо всем по порядку.

Лето 2010 года.

Мое знакомство началось с этого сооружения. Барисан за селом Жердовка. Сразу после красивого указателя начала Усть-Ордынского автономного округа.
Издревле на этом месте останавливались путники отдохнуть и отдать дань уважения хозяевам местности - Божествам Энжинам .
Переводится слово, как «хозяева». Это внуки тэнгри, являющиеся хозяевами отдельных местностей: ущелий, скал, сопок, рек, а также погоды. Делятся на добрых (Прибайкалье) и злых (Забайкалье). В разговорном бурятском языке синоним тэнгри.

Чуть дальше - в следующей степи.
Этот Барисан выглядит несколько проще, но на самом деле - очень важное место. Указатель гласит:
"Испросившая от Бурханов сокращения трехсот норм жертвенного тарасуна - до тридцати, тридцати жертвенных животных - до трех. От Иркутска до озера Хyлэн установившая тридцать барисанов, Мать-Покровительница Буубэйн Тоодээ. В вашу честь наши молитвы!"

Следующая долина. Синенькие - это как раз указатель и приветствие - благодарность.

"" - один из видов шаманских жертвоприношений, связанный с поднесением алкоголя и денег местному божеству, обитающему на обо, так же и место для подобных жертвоприношений.
"Бариса " - синоним слова «обо»

Бутылочку видите - это после жертвоприношения осталось...

"Глубокий белый священный Хулэн
В прекрасной бескрайней степи Арда
Хозяин Хулэна - hахалта Хухэ
Сын Хулэна Хулгэ Мээсгэр
Дочь Хулэна Эмтэ Галзуу
Основавший на Хулэн озере
стойбище - Хухэ Буха
Хозяин горы Гурбэл
Маамша- Мана Хатан
В Вашу честь наши молитвы!"

"Обо " - священное место, на котором совершается поклонение духу-хозяину местности. Если обо расположено у дороги, на нем вкапывается в землю деревянная сэргэ или навес, где помещаются изображения почитаемых святых, а также оставляются подношения.

Еще один старый знакомец. После Баяндая

Следует тут заметить, что Обо (бур., монг. овоо, хак. обаа) — «куча, груда, насыпь») - в традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Обо располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озер, аршанов, на берегах рек.

В 2010 году было так...

Теперь же ленточки можно увидеть не только на деревьях возле аршанов (источников), но и вот так - на специальных перекладинках (которых раньше не было), соединяющих сэргэ.

Георгиевская ленточка и кусок тельняшки...
Вообще принято повязывать Залаа . Это ленты из шелковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах. Сейчас при многих датсанах в магазинчиках можно купить специальные. Разных цветов - в зависимости от того, чего хотелось бы. Но многие поступают по-старинке - и повязывают свои, какие есть

Небольшая окруженная горами долинка после реки Анга и селения Хурай-нур

А вот это типичный обо - куча камней и сэргэ. Перевал после реки Хорга, напротив мыса Шида (это уже над заливом Мухур, что на Байкале)

А вот тут пришлось изрядно остановиться. Эти сэргэ расположены после ущелья Сарма (куда мы собирались отправиться), и урочищем Хадарта, где есть свои (на фото ниже)
Дело в том, что прекрасная Хозяйка Сарма - не любит, когда к ней в гости приходят женщины. Поэтому местные жители делятся на тех, кто в ущелье был и тех, кто боится туда ходить. И я их понимаю - жить в этой местности надо в мире с духами.
"Когда к нам приехала из города женщина - археолог, она каждый раз перед тем, как в ущелье идти, обязательно молилась и говорила, что она по работе, а не просто так - от праздности", - рассказывала одна местная жительница.
Сарминское ущелье славится своими ветрами. Когда в конце 60-х у выхода из ущелья была сделана метеостанция, как-то раз ее просто снесло - ветер был 60 метров в секунду. Это примерно 200 км в час (для тех, кому лень считать).
В путеводителях пишут предупреждение для пребывающих на острове Ольхон - он напротив.
"Самым сильным и опастным здесь является ветер северо-западного направления "сарма" или "горняк", который неожиданно срывается с Прибайкальских гор. Его скорость достигает 40 м/с. Предвестниками этого внезапного ураганного ветра служат веретенообразные облака, появляющиеся над верхними склонами Приморского хребта "
Так вот. Сэргэ у входа в само ущелье - не было. Это мы тоже выяснили. Поэтому с самой Хозяйкой поговорить сложно. А так как была запланирована прогулка в ущелье, то меня отправили общаться с духами к этим сэргэ. Которые поблизости.
"Иди, договаривайся", - напутствовали.
Ну, раз договариваться - то надо чтобы все серьезно. С собой из напитков был только гранатовый сок, который был прихвачен, и обнаружился рис. Вот с такими подарками я и побывала "в гостях у местных хранителей".
Голубое небо, легкие облачка, солнце... и теплый ветерок, который развевает ленточки, повязанные многими, пришедшими сюда...
Про прогулку в само ущелье я расскажу несколько позже. Но так как прошла она хорошо, то видимо духам понравились подарки и они уговорили своенравную Хозяйку быть милостивой... За что ей отдельное большое спасибо (было ну очень красиво)

В бухте Хадарта. Обо и сэргэ

В этот раз это оказалась конечная точка нашего маршрута. И сюда тоже я заклянула с подарками (как, кстати, и к прочим - надо все-таки уважать местные обычаи).
Духи откровенно радовали - такого разнообразия погоды - мало когда встретишь. Среди солнечного дня пригнать несколько снежных тучек - это очень красиво!
Фото получилось с поездки много. Так что - продолжение следует...

Сэргэ - ритуальный столб, коновязь. Изначально сэргэ ставились у жилья (юрты, балагана) якутов и использовали по их прямому назначению – для привязывания коня. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. В первую очередь, сэргэ связано с культом коня.

Сэргэ для нас - это символ счастья и благополучия. Сэргэ устанавливали и устанавливают во время национального праздника «Ыhыах» (Ысыах), юбилеев, праздников и значимых мероприятий.

Разрушать сэргэ – это большой грех.

Золотое правило для моих статей (постов): использую только свои (или нашей семьи) фотографии. Поэтому предлагаю Вам наши фотографии с сэргэ (сразу напишу, что здесь капля в море, так как сэргэ очень много: во всех селах, городах и местностях «алаас», есть большие, высокие или наоборот, есть новые и есть старые):

Вокруг сэргэ танцуют оhуохай (осуохай) во время Республиканского Ысыаха молодежи:

Сэргэ с "чороонами" на Колымской трассе:

Сэргэ в местности "Орто Дойду" Хангаласский улус:

Сэргэ традиционно устанавливают у зданий. Например, Вилюйский педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского:

Сэргэ - основной элемент национального праздника Ысыах (с. Томтор Оймяконский улус):

Во время Советской власти устанавливали такие сэргэ:

Сэргэ моего наслега:

В виде сэргэ делают постаменты при въезде в населенные пункты:

Сэргэ в селе Соттинцы Усть-Алданского улуса:

Сэргэ в местности проведения Ысыаха села Хатассы (пригород Якутска):

Сайн байна уу эрэгтэй-эмэгтэй!

Мои фотоколлекции постоянно пополняются. Некоторые из них, например "Байкала корабли", я уже показывал

(Ольхон, мыс Бурхан)


Большую часть мой коллекции составляют ритуальные знаки Сибири, Бурятии, Монголии. Это обоо (овоо) и сэргэ. Когда-нибудь покажу что у меня есть. От парадно-официальных обоо, то стихийно возникающих... Например, торчала себе из берега металлическая труба в Посольском. Служила она осью ворота, которым вытягивали невода и лодки на берег. Но вот как, подошел к ней неизвестный турист, да повязал ленточку из ткани, насмотревшись на подобные, повязанные на деревьях и других предметах по дороге вдоль Байкала.

Посольское

И через некоторое время, появляются на этом столбе ритуальные повязки - хадаки. И у местного духа появляется еще одна резиденция. Что ж ему еще остается, как не поселиться в этом месте, раз уж люди это место почитать начали...

Вечерело... (Ольхон, мыс Бурхан)

Сэргэ́ в переводе с бурятского — коновязь. Это ритуальные столбы и деревья у бурят и якутов.
Установленное сэргэ означает то, что у этой местности есть хозяин. Сэргэ ставиться у юрты, у ворот дома, в особо почитаемых местах, там, где живут духи. Последнее означает как раз то, что хозяевами этих мест являются духи. Ни в коем случае нельзя выкапывать, срубать, сжигать или другим способом уничтожать сэргэ. Оно должно само прийти в негодность под воздействием природных сил.

Ритуальная значимость сэргэ связана с культом коня и является символом дерева жизни, которое объединяет три мира. Верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный мир). На столбе сэрге вырезаются три канавки, для привязывания коней. Верхняя канавка для небесных духов, средняя для коней людей, нижняя - для наездников темного нижнего мира.

Сэргэ неразрывно связано с шаманизмом, являсь очень важной частью культа. Сэргэ устанавливаваются в месте проведения обряда шанар - посвящения в шаманы. Шаманы - это проводники в мир духов, как в верхний, так и в темный нижний мир. Плохие духи воруют душу человека и уносят ее в нижний мир. Шаман может последовать за темным духом и вернуть душу ее хозяину. В местах захоронения шаманов иногда устанавливают очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов. Также на месте захоронения шаманов ставят сэргэ в виде каменных обелисков (оленный камень).

Сэргэ и оленный камень в Тажеранской степи

Хадак - это буддистский символ. Представляет собой ритуальный длинный шарф в виде полосы хлопчатобумажной ткани или шелка. Хадак - символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания. Почему хадак появляется на шаманских сэргэ? Все дело в очень плотном слиянии шаманизма и буддизма в Бурятии и Монголии. По некоторым версиям, особенно популярным в перечисленных местах, буддизм есть совершенная форма шаманизма, имеющего много общего в проведении обрядов, символике и атрибутике. Шаманы и буддийские ламы умеют входить в состояние транса, называемое ангон.
Я приведу версию, неоднократно услышанною мной во время поездок по Монголии. По этой версии, причина столь тесной общности заключается в особом покровительстве буддизму со стороны чингизидов. В XIII веке, во время прихода второй, наиболее крупной волны распространения буддизма из Тибета в Монголию, сын Угэдэй-хана - Годан пригласил главу школы Сакья - Кунга Гьелцена в качестве своего духовного наставника. Во времена правления хана Хубилая в Монголию прибыл следующий глава школы Сакья - Пхагпа-лама. По приказу Хубилай-хана он разработал новую письменность (монгольское квадратное письмо) для главных языков империи Юань - монгольского, тибетского, уйгурского и китайского, чтобы обеспечить культурное единство народов державы, а также для транслитерации санскритских текстов. В это время в Монголию пришли также учителя традиции Карма Кагью. Буддизм был объявлен Хубилаем государственной религией империи Юань. Последователи буддизма весьма активно разрушали символы шаманистов, в т.ч. сэргэ, овоо, оленные камни. Это вызвало определенное недовольство и отторжение новой, для монголов, религии. В середине XIV века, с отделением Китая от монгольской империи Юань, влияние буддизма в Монголии ослабло. Это привело к тому, что буддистские иерархи запретили разрушать шаманистские символы и разрешили использовать в своих ритуалах. С тех пор можно увидеть буддистский хадак, повязанный на шаманском сэргэ.

Похожие публикации