Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

С каким глаголом сочетается выражение взять себя. Справочник по правописанию и стилистике

Глагол have в английском языке - один из самых многофункциональных. Он может быть и смысловым, и вспомогательным. Но самое главное - глагол have входит в состав огромного множества устойчивых выражений, в которых передает значения других глаголов. Например, глаголы eat (кушать, есть), drink (пить), get (получать), take (брать), enjoy (наслаждаться), suffer from (страдать от) и многих других.

С одной стороны, это упрощает нашу задачу: на русском мы употребляем различные глаголы в выражениях, а на английский все эти глаголы переводятся одинаково: глаголом have . Но в этом есть и сложность: выражения не переводятся "слово в слово", их нужно запомнить. Более того, есть идиоматические выражения с have , об их значениях сложно догадаться.

Чтобы помочь вам запомнить устойчивые выражения с глаголом have , мы предлагаем вам изучать их по тематическим категориям.

Выражения, связанные с приемом пищи:

have coffee - пить кофе

have a drink - выпивать

have a meal - принимать пищу

have a sandwich - есть сэндвич

have a snack - перекусить

have breakfast - завтракать

have dinner - ужинать

have lunch - принимать ланч

have supper - есть перед сном

have tea - пить чай

Выражения, связанные со встречами и проведением времени:

have a date - назначать свидание

have a game - играть

have a good time - хорошо проводить время

have a lesson - проводить/ посещать урок

have a meeting - назначать встречу

have a nice day - удачно провести день

have an appointment - назначать встречу

have an interview - назначать интервью

have fun - веселиться

Выражения, связанные с внешним видом:

have a bath - принять ванну

have a haircut - подстричься

have a massage - принять массаж

have a shave - побриться

have a shower - принять душ

have a tint - покрасить волосы

Выражения, связанные с эмоциями и мыслями:

have a brainwave - выступить с блестящей идеей

have a clue - иметь представление

have a feeling - иметь ощущение

have a fit - быть поражённым или возмущённым

have a good laugh - посмеяться от души

have a plan - иметь план

have an idea - выступить с идеей

have an opinion - иметь мнение

have cold feet - струсить

have had enough - быть сытым по горло

have second thoughts - иметь сомнения, передумать

Выражения, связанные с возможностями:

have a chance - иметь возможность

have a choice - иметь выбор

have an effect - оказывать воздействие

have a problem - иметь проблему

have a reason - иметь причину

have an advantage - иметь преимущество

have an idea - иметь представление

have difficulty - иметь сложности, трудности

have luck - быть удачливым

have the opportunity - иметь возможность

have the time - располагать временем

Выражения, связанные с общением:

have a hand in - участвовать в чём-либо, приложить руку к чему-либо

have a guess - угадывать, сделать догадку

have a chat - болтать

have a discussion - обсуждать

have a row - ссориться

have a talk - беседовать

have an affair - иметь роман, отношения

have an argument - поссориться

have influence - иметь воздействие

have nerves of steel - иметь крепкие нервы

have no business - не иметь права, основания

Выражения, связанные со здоровьем:

have a baby - рожать ребенка

have a cold - простудиться

have a cough - кашлять

have a headache - страдать от головной боли

have a nervous breakdown - пережить нервный срыв

have a pain - страдать от боли

have a temperature - страдать от высокой температуры

have flu - болеть гриппом

have measles - болеть корью

Выражения, связанные с отдыхом:

have a day off - взять выходной

have a dream - видеть сон

have a holiday - взять отпуск

have a lie-down - прилечь

have a nap - прилечь поспать

have a nightmare - видеть кошмар

have a rest - отдыхать

have a sleep - спать

Выражения, связанные с путешествиями:

have a drive - проехаться на машине

have a good flight - хорошо долететь

have a good journey - добраться без проблем

have a lift - подвести

have a ride - прокатиться, проехаться

have a trip - отправиться в путешествие

have a walk - пройтись, сходить на прогулку

Выражения, связанные с личностными качествами и характером:

have a bad temper - иметь сложный характер

have a sense of humour - иметь чувство юмора

have a sweet tooth - быть сладкоежкой

have an ear for music - иметь музыкальный слух

have an eye for - иметь зоркий глаз

have brains - быть сообразительным

have green fingers - иметь хорошие руки (о садоводах)

have guts - иметь сильный характер, силу воли

have no conscience - не иметь совести

have sense - иметь разум, быть рассудительным

have sharp claws - уметь постоять за себя

have strong stomach - иметь крепкие нервы

have the cheek - иметь наглость, нахальство

Хотите первыми узнавать об обновлениях на нашем сайте? Подписывайтесь на нашу рассылку и следите за нашими новостями

Б.И.МАТВЕЕВ

Ошибки в построении глагольно-именных сочетаний

Привычные глагольно-именные сочетания типа вести борьбу, играть роль являются неизменной принадлежностью научного и научно-публицистического стилей русской речи. Некоторые из них употребляются и в разговорной речи, например, поднять бокал, произнести тост и др.

В этих словосочетаниях основное значение выражено существительным; глагол же уточняет характер действия и играет роль структурного оформления выражения.

В построении глагольно-именных сочетаний нередко наблюдаются ошибки, связанные с контаминацией. Контаминация – латинское слово и в переводе на русский означает смещение. Смешиваются обычно компоненты двух словосочетаний, в результате чего появляется новое выражение, воспринимаемое обычно как языковая погрешность.

Причина контаминации – ослабление семантики слова в привычном глагольно-именном сочетании. Так, существительное в словосочетании играть роль почти утратило свое основное значение: художественный образ, воплощаемый актером на сцене, в кинофильме и т.д.

Точно так же ослаблена семантика существительного значение (в смысле ценность ) в словосочетании иметь значение (иметь ценность). Не воспринимая буквальный смысл слов, входящих в словосочетание, человек путает его компоненты и вместо играть роль говорит играть значение .

Такова же природа довольно распространенного в последнее время выражения поднять тост . Слово тост – английского происхождения. Оно обозначает короткую застольную речь с пожеланием чего-либо или предложением выпить вина в честь кого-либо, чего-либо. Поднять тост при всем желании невозможно. Поднять можно бокал, стакан, фужер, рог, кубок , если речь идет о лексике, связанной с застольем, но не тост . Тост произносят, предлагают : Господа, я предлагаю тост за всех служителей искусства, за всех тружеников на этом благородном поприще (А.Островский. Без вины виноватые).

Помимо основного, слово тост имеет и переносное значение: бокал, стакан с вином, выпиваемый в знак добрых пожеланий кому-нибудь. И в этом значении оно сочетается не с глаголом поднять , а с глаголом выпить, осушить : Первый тост был выпит ... за здоровье нового херсонского помещика. (Н.Гоголь. Мертвые души).

Выражение поднять тост – контаминация словосочетаний поднять бокал и предложить тост . Право на существование его в русском языке весьма сомнительно. К сожалению, оно часто звучит по радио и телевизору.

В предложениях с привычными глагольно-именными словосочетаниями нередки также ошибки, связанные не с контаминацией, а с нарушением законов управления, как предложного, так и беспредложного. Под влиянием глагольно-именного сочетания обращать внимание на что-нибудь , в частности, говорят и пишут уделять внимание на что-нибудь , хотя нормой является уделять внимание кому – чему . Неправильно построено следующее предложение: В постановлении отмечается, что в ряде школ не уделяется должного внимания на преподавание физкультуры . Исправить его можно так: В постановлении отмечается, что в ряде школ не уделяется должного внимания преподаванию физкультуры .

Некоторые глагольно-именные сочетания имеют как прямое, так и переносное значение, например, поставить на место, отвезти на кладбище . В последнее время стали модными хлесткие, двусмысленные заголовки в газетах, призванные привлечь внимание читателей к публикуемому материалу.

Так, в газете «Вечерняя Москва» была помещена статья о сооружении памятника Жукову на Поклонной горе, озаглавленная Поставить Жукова на место! Название статьи не только не отвечает ее содержанию, но и звучит некорректно по отношению к великому полководцу, так как выражение поставить на место кого-либо означает дать понять, указать зазнавшемуся, слишком много возомнившему о себе человеку на то, что он представляет собою в действительности.

В той же «Вечерней Москве» материал о вручении Е.Ф. Светланову диплома почетного профессора университета назван Светланов доигрался . Глагол доигрался имеет два значения: 1. Играя, довести себя до каких-либо неприятных последствий. 2. перен. Легкомысленным поведением довести себя до каких-либо неприятностей. Ни одно из них к прославленному дирижеру не имеет никакого отношения.

Особенно часты подобные заголовки в «Московском комсомольце». Приведем только несколько. В мартовском № 63/2002 помещена статья о строительстве жилых домов в столице под названием Уйдет ли мэрия с панели? В некоторых выражениях слово панель связано с занятием проституцией (идти на панель и др.). Можно по-разному оценивать деятельность московской мэрии, но такое сравнение неуместно.

В том же номере информация об изменении работы городского транспорта озаглавлена Автобусы будут возить москвичей на кладбища до вечера. 7 марта «Московский комсомолец» публикует сообщение о подготовке кладбищ к наплыву посетителей в праздничные дни (День Победы, Вербное воскресенье, Пасха) под многообещающим заголовком Москвичи без проблем попадут на кладбища.

И еще об одной погрешности в построении глагольно-именных словосочетаний – совмещении разностильных лексических компонентов. Нельзя говорить о простых, обыденных вещах языком «высокого стиля». В одной из брошюр мы прочитали такое предложение: Было запланировано возвести новый типовой свинарник, но строительство все время откладывалось... сооружение свинарника также затягивалось.

Словосочетания возвести свинарник и сооружение свинарника составлены из разностильных компонентов. Глаголы возводить, сооружать обычно употребляются, когда речь идет о предмете значительном, фундаментальном. В рассказе о повседневных, обыденных фактах они неуместны. Вот еще один пример подобного рода: На ферме за последние полтора года сооружены два новых коровника, телятник.

Сказанное относится к научному и научно-публицистическому стилям речи. В художественном стиле совмещение разностильных элементов является одним из приемов достижения комического эффекта.

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть - связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть - именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым .

Виды глаголов-связок

Вид связки по значению Типичные глаголы Примеры
1. Грамматическая связка - выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет. Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был врачом .
Он будет врачом .
Он врач .
Он был больным .
Он будет больным .
Он больной .
Он является больным .
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2. Полузнаменательная связка - не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может. а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ;
б) сохранение признака: остаться ;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
д) название признака: зваться, называться, почитаться .

Он стал больным .
Он остался больным .
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным .
Он считался больным .
Он казался больным .
Он является больным .
Он слыл больным .
Их называли больными .

3. Знаменательная связка - глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая .
Он ушёл сердитый .
Он вернулся расстроенный .
Он жил отшельником .
Он родился счастливым .
Он умер героем .

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал ).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

    знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

    Он сидел усталый - Он был усталый ; Он родился счастливым - Он был счастливым ; Он пришёл первым - Он был первым ;

    связку можно сделать нулевой:

    Он сидел усталый - Он усталый ; Он родился счастливым - Он счастливый ; Он пришёл первым - Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

Форма Примеры
1. Имя существительное
1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат .
Он был моим братом .

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи .
Я без гроша .
Этот дом - Мешкова .

1.3. Цельное словосочетание с главным словом - существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы .
Эта девушка высокого роста .

2. Имя прилагательное
2.1. Краткое прилагательное

Он весел .
Он стал весел .

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый .
Он стал весёлым .

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени
3. Причастие
3.1. Краткое причастие

Он ранен .
Стекла были разбиты .

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые .
Стекла были разбитыми .

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба - ваша .
Это что-то новенькое .

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба - третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

6. Наречие

Я был настороже .
Его дочь замужем за моим братом.

Обратите внимание!

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова - имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи - основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.

Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого:

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были ).

Например:
Он болеет (ПГС). - Он болел ;
Он болен (СИС). - Он был болен ;
Город взят (СИС). - Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

    если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого - наречие.

    Ср.: На море спокойно ;

    если подлежащее - инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого - наречие:

    Жить - это хорошо ; Жизнь - это хорошо ; Дети - это хорошо ;

    если подлежащее - существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее - существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

    Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). - Река спокойна ; Моря спокойны ; Море спокойное ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член - определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

    подлежащее обычно предшествует сказуемому:

    Москва - столица России; Столица России - Москва .

    Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

    Ср.: Хороший человек Иван Иванович ;

    указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

    Обратите внимание , что в предложениях типа: Это хорошо ; Это мой брат - это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

    подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы - именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время (был, была, было, были ) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

    Ср.: Москва была столицей России; Москва является столицей России; Иван Иванович был хорошим человеком ; Иван Иванович является хорошим человеком .

План разбора составного именного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.

Образец разбора

Жизнь - это хорошо .

Хорошо хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть

Я пришёл первый .

Пришёл первый - составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Этот парень среднего роста .

Среднего роста - составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом - существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть - в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ №40» ПРИ УЛЬЯНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МАЦЕРАЛЬНИК С.Ю.

УЛЬЯНОВСК

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Инновационная технология «Активные методы обучения» АМО способствует развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.

АМО, которые я использую на уроках в начальной школе:

Прием кластер , смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом, это
графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Можно сравнить этот приём с моделью солнечной системы.

Приём инсерт (концептуальная таблица). Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:

Заполняется таблица:

Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку таблицы, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

Приём поздоровайся глазами. Снять напряжение, настроиться на позитивную учебную деятельность поможет данный приём. С каждым надо поздороваться глазами, молча. При этом надо постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Приём четыре стихии. Подходит для физминуток и пауз отдыха.

Приём «Написание синквейна»

На этапе обобщения знаний используем приём синквейн . Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд 12)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Можно сделать вывод, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    формирование положительной учебной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

    стимулирование самостоятельной деятельности;

    развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

    эффективное усвоение большого объема учебной информации;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков.

Ниже я покажу на примере урока русского языка практическое использование данных методов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

учителя начальных классов МБОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40» при УлГУ г. Ульяновска

Мацеральник Светланы Юрьевны

ТЕМА УРОКА

Устойчивые сочетания слов.

ТИП УРОКА

Открытие новых знаний.

Познакомить учащихся с устойчивыми сочетаниями слов.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Сформировать умение распознавать фразеологизмы;

Уметь объяснять смысл устойчивых сочетаний;

Уметь находить фразеологизмы в тексте;

Устанавливать значения фразеологизмов с использованием фразеологических словарей;

Использовать фразеологизмы в своей речи;

Обогатить словарный запас учащихся.

Регулятивные УУД:

Целеполагание - определение цели своей деятельности или деятельности группы, в соответствии с учебной задачей;

Планирование - составление плана учебной деятельности;

Саморегуляция - мобилизация волевых сил для преодоления учебной задачи, осуществление самопроверки и взаимоконтроля.

Познавательные УУД :

Общеучебные

Выделять и формулировать познавательную цель; уметь работать с источниками информации

(поиск и выделение необходимой информации в словаре), анализ текста.

Логические

Уметь строить логическую цепочку рассуждений, делать вывод; доказывать, обосновывать выбор фразеологизма.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение вести дискуссию (выражать и отстаивать свою точку зрения, умение выслушать точки зрения одноклассников,

умение находить общее решение при обсуждении проблемы),

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли, умение уверенно держать себя во время выступления.

Личностные УУД:

Формирование умения осознавать трудности и пути их решения, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Устойчивые сочетания слов, фразеологизмы.

Русский язык: 3 кл.: учебник: В 2 ч. Ч 1/Л.Я. Желтовская, О.В. Калинина. - М.: Астрель, 2011г;

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей-

ОлмаМедиаГрупп , 2013 г.;

Волков С. В. Детский фразеологический словарь в картинках-

АСТ , 2013 г.;

Карточки с текстом «Устойчивые сочетания слов»;

Карточки с заданиями для групповой работы;

Лото «Фразеологизмы» для парной работы

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Русский язык - литературное чтение - развитие речи - окружающий мир

СТРУКТУРА УРОКА (ход урока)

ЭТАП УРОКА

Формы,
методы,
методические
приемы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ (УУД)

1 Организационный

Активный метод обучения:

упражнение «Поздоровайся глазами»

Добрый день, ребята. Давайте поздороваемся со мной и друг с другом глазами и постараемся глазами показать, какое у нас настроение.

Дети приветствуют глазами (молча) учителя и одноклассников.

Регулятивные УУД:

Преодоление непроизвольности,настрой на урок

Личностные УУД:

Положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные УУД:

Положительный настрой на сотрудничество с учителем и одноклассниками

2 Целеполагание

Парная работа.

Приём активного целеполагания «Группировка»

Метод проблемного изложения

Фронтальная работа.

Активный

метод обучения

«Составление кластера»

Вы видите у себя на партах цветные карточки. Это - лото.

Я предлагаю вам поиграть парами. К каждой зелёной карточке с фразами вы подбираете карточку жёлтого цвета с соответствующим толкованием фразы. В ходе игры подумайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, на какие вопросы найдём ответы.

У вас получилось три пары карточек.

Какие вопросы возникли в ходе игры?

Встречались ли вам ранее такие сочетания слов?

Обозначьте тему и цель урока.

Молодцы ребята. Тема нашего урока - «Устойчивые сочетания слов» . Именно с ними вы начали знакомство.

Сегодня мы активно поработаем и сможем в ходе урока заполнить данный кластер.

Слайд № 3

(кластер см. в приложении)

заготовка кластера находится на доске и у каждого ребёнка на листочке

Запишите на своих листочках с кластером тему и вопросы, которые у вас возникли.

Активная парная работа учащихся по соотнесению (группировке) карточек лото с фразеологизмами и карточек с толкованием данных фразеологизмов.

(карточки лото см. в приложении)

Затем фронтально отвечают на вопросы учителя, пытаясь сформулировать тему и цель урока.

(- такие сочетания слов мы слышали раньше в речи,

Не знаем, как они называются,

Сегодня узнаем, как называются эти сочетания слов,

Узнаем, для чего их используют в речи,

Научимся понимать их значения,

Будем учиться употреблять их в своей речи, и т. п.)

Начинают оформлять кластер.

Регулятивные УУД:

Определение цели учебной деятельности на уроке

Познавательные УУД :

Формулирование проблемы

Синтез, как составление целого из частей

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество

Контроль, оценка действий партнёра

Личностные УУД:

Формирование познавательных мотивов

Знакомство с новым материалом

Самостоятельная работа по изучению нового материала.

Частично-поисковый метод

Активный метод обучения:

приём «Инсерт»;

Фронтальная работа.

Объяснительно-иллюстративный метод

    Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст «Устойчивые сочетания слов», делая пометки на полях. (Лист с текстом у каждого на парте)

Постарайтесь в тексте найти ответы на данные вопросы. Слайд № 4

Учитель направляет деятельность детей по осмыслению учебной информации.

    Что нового узнали?

    Что знали раньше?

    Что непонятно?

    Как называются устойчивые сочетания слов?

Работа с фразеологизмами:

слайд № 5

Как вы понимаете фразеологизмы «у разбитого корыта»

«повесить нос»?

Придумайте свои предложения с данными фразеологизмами

Слайд №6

Объясните значение фразеологизмов «спустя рукава», «засучив рукава»

Слайд №7

Прочитайте текст.

Как понимаете выражение «убивать время»?

Слышали вы раньше сочетание слов «бить баклуши»?

Как вы это понимаете?

Знаете ли вы, что такое баклуши?

Баклуша - это деревянная заготовка для ложки.

Оказывается, в России есть музей баклуши. Он находится в Ярославской области в селе Семибратово.

Слайд №8

- В старину "битьем баклуш", т.е. изготовлением заготовок под ложки (чурок), занимались дети. Эта работа считалась самой легкой. Вот и возникло такое выражение "Бить баклуши", т.е. бездельничать. В музее учат бить баклуши, рассказывают об истории и традициях, связанных с ложками на Руси.

Практическая самостоятельная деятельность учеников:

читают текст,

идёт осмысление текста,

ставят на полях пометки: + знаю,

! узнал новое,

Не понял;

ищут ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

Они используются в переносном значении.

Слова в сочетаниях нельзя менять местами

Объясняют, как они понимают значение фразеологизмов

«у разбитого корыта», «повесить нос», сравнивают своё понимание с толкованием в словарях.

Составляют устно свои предложения.

Объясняют. Сравнивают своё понимание с толкованием в словарях.

Дети читают текст. Отвечают на вопросы.

Слышали такое выражение

Оно означает, ничего не делать

Не знаем, что такое баклуши

Высказывают предположения, что такое баклуша.

Дети рассматривают фотографии музея. Знакомятся с интересными фактами.

Регулятивные УУД:

Способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности

Умение контролировать процесс своей учебной деятельности

Мобилизация волевых сил для преодоления учебной задачи

Познавательные УУД :

Выделять познавательную цель

Умение работать с источниками информации (поиск и выделение информации)

Самостоятельное решение проблемы поискового характера

Смысловое чтение

Коммуникативные УУД:

Умение осознанно строить речевое высказывание

Личностные УУД:

Развитие познавательных интересов

Физминутка

Активный метод релаксации

«Четыре стихии»

Организует активный отдых детей:

    Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

    Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

    Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх.

    Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками.

Активно включаются в игру «Четыре стихии».

Дети восстанавливают энергию, расслабляются.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД :

Выбор наиболее эффективных двигательных действий в зависимости от конкретной команды

Коммуникативные УУД:

Организация сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

Анализировать динамику изменений физкультурной деятельности

Первичное закрепление новых знаний

Самостоятельная работа в тетрадях.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Частично-поисковый метод

Организует деятельность детей по закреплению новых знаний.

Сейчас мы выполним упражнение 71 на стр.61 в учебнике. (страницу учебника см. в приложении)

Читаем задание, выполняем, затем вместе проверяем.

Проводит фронтальную проверку выполненного задания:

Какие смысловые пары у вас получились?

С какими глаголами можно сочетать выделенные выражения?

Молодцы!

Организует групповую работу учащихся по первичному закреплению новых знаний.

А сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит лист с небольшим стихотворным текстом. Надо найти в тексте устойчивые сочетания слов. Объяснить, как вы понимаете данный текст. Доказать, пользуясь словарной статьёй.

Дети самостоятельно читают задание и выполняют упражнение письменно.

Затем, во время фронтальной проверки, отвечают на вопросы учителя.

(- Получились смысловые пары:

- взять себя в руки - овладеть собой

- в двух словах - кратко, просто

- во весь дух - очень быстро

- ни свет ни заря - очень рано

Выделенные выражения можно сочетать с глаголами:

- успокоиться

- рассказать

- мчаться

- проснуться и т.п )

Практическая деятельность учеников в группах:

работают с текстом,

идёт осмысление текста,

работают с информацией во фразеологических словарях, выбирают нужную информацию, применяют её,

делают выводы,

доказывают свой выбор.

(задания группам см. в приложении)

Регулятивные УУД:

Умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели

Осуществление самопроверки и взаимоконтроля

Познавательные УУД :

Умение находить и выделять необходимую информацию

Умение создавать алгоритмы деятельности

Умение находить способы решения проблем

Умение строить доказательство

Коммуникативные УУД:

Способность учитывать разные мнения и умение обосновывать своё собственное мнение

Способность строить понятные для партнёров высказывания

Умение с помощью вопросов получать информацию от партнёров

Умение договариваться

Умение слушать собеседника

Умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения

Личностные УУД:

Соблюдение правил групповой работы

Зрительная гимнастика

Релаксация

Организует выполнение упражнений для глаз.

Комплекс упражнений:

«Горизонт»

чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза следят за движением пальца без поворотов головы.

«Лодочка»
чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) «лодочку» (дуга вниз), глаза следят за движением пальца без поворотов головы.

«Радуга» Как «Лодочка», только дуга вверх.

Дети выполняют комплекс расслабляющих упражнений для глаз.

Регулятивные УУД:

Умение контролировать процесс своей деятельности

Познавательные УУД :

Выбор наиболее эффективных двигательных действий в зависимости от конкретной ситуации

Коммуникативные УУД:

Организация сотрудничества с учителем и сверстниками - - - -понимание инструкции

Промежуточный контроль

Контроль знаний:

тест с последующей самопроверкой.

Активный

метод обучения

«Составление кластера»

Организует промежуточный контроль в виде теста.

Слайд №9 (тест)

Последующая самопроверка теста

Слайд № 10 (ключ к тесту)

Подведение итогов. Заполнение кластера.

Слайд № 11 (кластер)

Выполняют тестовые задания.

Осуществляют самопроверку.

Заполняют пробелы в кластере.

Самостоятельно анализируют полученные знания по теме, отвечают на вопросы

Как называются устойчивые сочетания слов?

В каком значении употребляются?

Для чего используются в речи?

Откуда фразеологизмы пришли в нашу речь?

Где можно уточнить значение фразеологизма?

Регулятивные УУД:

Умение адекватно оценивать выполнение учебной задачи

Формирование установки на улучшение результата

Умение адекватно воспринимать свои оценки

Познавательные УУД :

Умение структурировать знания

Установление причинно-следственных связей

Контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

Умение слушать

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные УУД:

Формирование познавательных мотивов

Формирование адекватной самооценки

Домашнее задание

Д/з по выбору.

Предлагает два варианта домашнего задания.(традиционное и творческое)

Похожие публикации