Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Русская галера петра 1. Что такое галера

Многие слышали такое слово «галера». Откуда оно пришло, какие известны виды галер, что такое особенное было у этих судов, что их строили даже в Давайте найдем ответы на все эти вопросы.

Что такое галера?

Этим словом именуется особый тип морского судна, на котором в качестве движущей силы использовались весла. При этом у галер также были паруса, обычно треугольной формы.

Особой популярностью такие корабли пользовались у пиратов и военных моряков. В то время, как для торговли чаще использовались другие виды судов.

Этимология слова «галера»

Впервые название «галера» зафиксировано у греков. У них такие корабли именовались словом γαλέη, которое позже дало начало латинскому термину galea.

После римлян это название попало практически во все европейские языки, где и сохранилось и по сей день. Благодаря какому из них термин «галера» попал в российский язык неизвестно. Судя по написанию, после латыни, оно было заимствовано итальянским (galera), а после либо через польский (galera), либо через немецкий (Galeere), либо через французский (galère) попало в русский.

Однозначно известно, что это существительное не могло быть заимствовано из английского языка, поскольку в нем оно утратило букву «р» - превратившись в galley, что не могло не отразиться на русском написании.

Немного об истории галер

Что такое галера, а также происхождение данного термина уже было рассмотрено выше. Теперь стоит обратить внимание на историю этого

Из-за того, что в старину суда строились из дерева, до сего дня сохранилось мало экспонатов, с помощью которых можно точно определить, какими именно кораблями пользовались в эпоху древнего мира. Несмотря на это, ученые предполагают, что на судах, похожих на галеры, активно плавали моряки еще во времена Древнего Египта и Финикии.

Намного больше информации сохранилось об использовании этих судов в Древней Греции. Принято считать, что галеры в этом государстве служили в качестве боевых кораблей еще за 800 лет до н.э. После греков моду на такие корабли переняли Римляне, а за ними все страны, имевшие выход к Средиземному морю.

Помимо греков, особенно прославились использованием галер турки. Благодаря высокой скорости и маневренности таких кораблей, они многие столетия могли удерживать первенство по военной мощи.

В Российской империи первые галеры появились во второй половине XVII в.

Создание их чертежей и постройка произошла благодаря влиянию Петра I. Он добился, чтобы корабли такого типа стали неотъемлемым атрибутом в военно-морском арсенале империи вплоть до конца XVIII в. Именно они помогли в будущих русско-турецких войнах. Но позже были вытеснены судами с паровыми двигателями.

Какие виды галер существовали в старину

Что такое галеры мы выяснили. Теперь узнаем, какие существовали виды этих кораблей:

  • Галеры-бастарды были менее скоростными и маневренными. Зато из-за их объемного корпуса в них помещалось больше груза, нежели на обычных боевых кораблях. Благодаря этому свойству на таких галерах плавали в основном купцы еще со времен Древнего мира.
  • Зензильные галеры - это были настоящие боевые судна. Они были менее вместительны, зато более скоростными. Такие корабли активно использовались для ведения боевых действий. Кроме того подобные судна были излюбленным средством передвижения пиратов.

Также галеры делятся на три вида по числу скамеек для гребцов.

  • Бригантины насчитывали их восемь.
  • Галеоты - от четырнадцати до двадцати.
  • Фусты - от восемнадцати до двадцати двух.

Тяжелая жизнь гребцов на галерах: правда или вымысел

Поскольку главных движущим элементом галер были весла, то стоит уделить внимание тому, кто же сидел на них. По общепринятому заблуждению, каждый гребец на галерах - раб, жестоко истязаемый надсмотрщиком. На самом деле в разных странах и в разные времена к гребцам относились далеко не одинаково.

Так во времена и Римской империи на боевых кораблях гребцы чаще всего были специально обученными солдатами. Их труд уважался и неплохо оплачивался.

Та же практика применялась и во времена Средневековья. Ведь плыть на корабле приходилось довольно долго и опасно. Поэтому те, кто плавали на галерах, предпочитали доверять свою жизнь профессиональным гребцам. А они, в свою очередь, были заинтересованы в том, чтобы их работодатели благополучно доплыли до цели и оплатили их труд.

А вот ближе к началу XVII в., когда галеры понемногу начали вытесняться новыми более прогрессивными видами судов, появилась традиция использовать в качестве гребцов - каторжников и рабов. Причем на христианских кораблях гребли плененные мусульмане, а последователи пророка Мухаммеда превращали в рабов-гребцов православных и католиков.

С открытием Америки и началом эпохи торговли чернокожими, на галерах стали чаще использовать рабов из Африки.

При этом всем в любые времена к гребцам относились намного лучше, чем к рабам на суше. Поскольку от них зависело выживание экипажа корабля, то их довольно сытно кормили, следили за их здоровьем и давали время для отдыха. Ведь в случае смерти большинства из них, самому экипажу пришлось бы сесть на весла.

Стоит отметить, что многие каторжники предпочитали более быть гребцами на галерах, чем просто сидеть в тюрьме. Ведь капитаны кораблей чаще всего относились к ним намного лучше, чем тюремщики.

Современные «галеры»

В далеком прошлом остались галеры. Сегодня их можно встретить только в музеях. Однако в Турции есть весьма популярное место отдыха, чье название созвучно к слову «галера». Речь идеи о пятизвездочном отеле Galeri Resort («Галери Резорт»), расположенном на побережье Средиземного моря (город Алания). Несмотря на пресловутые 5 звезд, это заведение все же уступает многим среднеземноморским курортам, расположенным в других странах.

Если финансовые возможности не позволяют провести отпуск в пятизвездочном Galeri Resort, можно найти другой отель в Алании - «Галери» (Galeri 4), например. Он раположен в этом же городе и, хотя уступает всего в одну звезду вышеупомянутому Galeri Resort 5, является отличным местом для отдыха. Оно будет по карману для большинства отечественных туристов.

Помимо названий турецких отелей, созвучным к слову «галера» является имя целой коллекции сортов георгин - «Галери» (Gallery). Эта серия состоит из 17 сортов.

Каждый из них назван в честь какого-то известного художника, Например Gallery Pablo или Gallery Rembrandt. Особенностью сортов «Галери» является то, что они не только очень красивы, но и устойчивы к погодным невзгодам.

Галера - гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя.Предшественниками галер были униремы и биремы.

В современном представлении впервые появились в Венеции в VII веке и в дальнейшем входили в состав военных флотов европейских стран до середины XIX века.
Длина галеры составляла до 60 метров, ширина - 7,5 метров, осадка до 2 метров.
На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек.

Имелось две основные системы размещения гребцов: терцаруло - на каждой банке по три гребца и каждый со своим веслом скалоччио - на каждой банке от трёх до шести гребцов с общим веслом и если первая система была популярна до XV века, то вторая набрала популярность в XV веке.

Что примечательно, в XV - XVI веках, помимо смены типичной схемы размещения гребцов, состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки.

Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке - постице, опиравшейся на поперечные балки именумемые бакалярами. Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый итал. impavesata, и изначально действительно состоявший из павез (тип большого щита популярный у арбалетчиков).
Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов - комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения - надсмотрщиков).

Нос галеры переходил, в похожий на бушприт, надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран - отсутствовал). И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат. Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме.
На корме же, как правило, находились роскошные каюты, в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей.

Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами, но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт. Так например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета - имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса.

Основным способом ведения боя у галеры был таран с последующим абордажем, а метательные машины играли лишь вспомогательную роль. И даже появление корабельных пушек (в отличие от парусников) не привело к принципиальным изменениям подобной тактики - просто в силу слабости артиллерийского вооружения галер.
Изменилось лишь вооружение абордажной команды перешедшей с арбалетов на огнестрельное оружие, а также положение гребцов, которые в ходе артиллерийской перестрелки так быстро шли в расход, что их совершенно перестали беречь, заменив наёмников (способных участвовать при случае и в абордаже) рабами и каторжниками. В бою галера, обычно, передвигалась только на вёслах со скоростью до 7 узлов.

Именно высокая маневренность в безветренную погоду являлась главным достоинством галеры. Недостатком же галеры с распространением артиллерии стало то, что палуба на которой у парусников размещали крупные тяжёлые орудия, у галер была занята гребцами.
Более того, тяжёлое орудие на галере часто было одно, и размещалось оно на носу, точнее на куршее, и будучи окружённым двумя-четырьмя орудий меньшего калибра. В результате чего галера, на протяжении Средних веков являвшаяся одним из наиболее грозных типов военных судов, фактически стала одним из слабейших по огневой мощи.

По типу корпуса галеры делились на:

зензели - классические узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью

бастарды - широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших

скорости и манёвренности

и если первые были чисто военными судами, то последние могли использоваться для перевозки не только солдат, но и грузов.

По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли:

фуста - галера с 18-22 банками гребцов

галиота - галера с 14-20 банками гребцов

бригантина - галера с 8-12 банками гребцов.

В России

В России галеры появились при Петре I, имели до 50 вёсел и до 20 пушек. Число галер в отдельные годы достигало более 200 единиц.

Пётр I успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в Северной войне в шхерных районах Финского и Ботнического залива.

Память

В Санкт-Петербурге есть Галерная улица. К 300-летию Российского флота была выпущена марка с изображением галеры «Принципиум».


Галера «Принципиум»

Галера «Принципиум» была собрана из частей в Воронеже. Изначально части для этой галеры были сделаны в подмосковном селе Преображенское. Образцы деталей для изготовления галеры "Принципиум" были привезены из Голландии. В том же 1969 году второго апреля была спущена на воду, вместе с ней были спущены на воду однотипные галеры с названиями "Святой Матвей" и "Святой Марк". Чуть позже было построено еще двадцать два похожих судна для участия во втором Азовском походе Петра Алексеевича.

Вооружение, экипаж и размеры галеры

Длина галеры "Принципиум" равнялась 38 метрам, ширина была равна шести метрам, высота достигала 4 метров от палубы до киля. Чтобы привести в движение это немаленькое судно использовались тридцать четыре пары весел. Количество экипажа галеры доходила до 170 человек. Несла шесть пушек вооружения.

Боевое применение галеры

После постройки галеры "Принципиум" в Воронеже она с другими судами такого же и типа и более мелкими судами отправилась в сторону Азовского моря, плавание при попутном ветре длилось немногим больше десяти дней. За время плавания Петр 1 написал пятнадцать правил, которые объединил и назвал "Указ по галерам".Первый раз в составе флота галера вышла в 27 мая 1969 года. Позже этого же года в июне месяце принимала активное участие в блокаде Азова. После взятия Азова активных морских боевых действий в ближайшие несколько лет не происходило. С галеры сняли вооружение и поставили недалеко от крепости. Вскоре ее разобрали на дрова из-за ветхости.

К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигла 210 тыс. человек.

Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов. Людей на всех судах было почти 30 тысяч. Из 36 лет царствования он провоевал 28 лет. 22 октября 1721 года по итогам Северной войны царь Пётр I объявляет себя императором, а Россию -- империей.

Галеры - большие гребные суда с одним рядом весел. Название «галера» произошло от греческого слова «меч-рыба». Длина весел галер составляла от 9 до 13,7 м, а число гребцов на веслах достигало 5-7 человек. Скорость под веслами у галер достигала 7 уз. Галера несла 2-3 мачты (в отдельных случаях - 4 мачты) с косыми или прямыми парусами.

В русском флоте XVIII в. большие гребные суда именовались галерами, полугалерами и скампавеями. Принципиальных различий эти суда не имели. Ряд авторов считает, что скампавеи и полугалеры имели меньшие размеры, чем галеры. На самом деле в документах упоминаются скампавеи, имеющие б о льшие размеры, чем галеры. В различных документах петровского времени одно и то же судно зачастую именовали то галерой, то скампавеей. Поэтому лучший историк русского флота Ф.Ф. Веселаг о в своем справочнике объединил их вместе.

Первые 13 скампавей (по другим источникам - полугалер) были заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи.

С 1711 г. галеры строятся в Выборге, с 1712 г. - в Санкт-Петербурге, ас 1720 г. - в Або. Всего входе войны на Балтике было построено свыше 200 галер, полугалер и скампавей. Точного учета не велось, и до нас не дошли даже названия большинства галер, не говоря уж об их тактико-технических характеристиках.

Русские галеры (скампавеи, полугалеры) строились трех типов - французского, венецианского и турецкого «маниру». Большинство галер было «турецкого маниру». Турецкие галеры отличала большая скорость и маневренность, но зато худшая мореходность, так как они имели низкие борта. В свежую погоду на Балтике ходить галерам «турецкого маниру» не рекомендовалось. Только осенью 1714 г. в шторм затонуло 16 галер (скампавей) «турецкого маниру».

Галеры «турецкого маниру» представляли собой килевые суда с длинным и узким корпусом, имевшим небольшое возвышение над уровнем воды. Спереди у них был слегка приподнятый кверху носовой выступ, напоминавший таран. Он назывался шпирон. К нему крепился передний конец реи (райны), державший парус тринкетовой (фок) мачты галеры. За шпироном в носовой части галер имелся помост , на котором помещались орудия самых больших калибров. Самое мощное орудие стояло в центре. Посередине галеры от носа к корме шел другой помост - так называемая куршея , служившая для быстрого передвижения людей вдоль галеры и перетаскивания грузов. Он покрывался двумя смолёными брезентами. От носа до кормовой надстройки слева и справа от куршейного помоста были скамьи для гребцов, именовавшиеся банкам и. На корме возвышалась надстройка-каюта, образованная деревянными брусами или дугами, над которыми натягивалась палатка - тендалет.

В 1710-1721 гг. в России строились 16-, 18- и 19-баночные галеры турецкой пропорции. Их длина составляла 30- 33,5 м, а ширина 5,3-5,6 м. Осадка без груза 0,56-0,66 м, с грузом - 1,22- 1,52 м.

Основным двигателем галеры были весла. Их вес достигал 90 кг, а длина - 13 м. За каждым веслом сидело от 3 до 5 гребцов, в зависимости от размеров галеры. Опытные гребцы делали до 25 взмахов в минуту, что позволяло развивать скорость до 6 уз.

Относительно хорошо галеры ходили и под парусами. Обычно они несли две мачты с косыми парусами.

Из-за своих конструктивных особенностей галеры не могли иметь мощное артиллерийское вооружение. Лишь на носу галеры (на помосте) устанавливались одна-три пушки среднего или крупного калибра. Первые русские галеры имели на носу одну 18-фунтовую или 24-фунтовую пушку и по бокам от нее две 12-фунтовые пушки, а полугалеры - одну 12-фунтовую и две 6- или 8-фунтовые пушки. К концу войны на некоторых больших галерах на носу ставили одну 36-фунтовую и две 18-фунтовые пушки. В отдельных случаях на носовом помосте ставились малые мортиры калибра 3-6 фунтов.

На помосте в средней части корпуса на галерах ставили 2-фунтовые и 3-фунтовые пушки на вертлюжных установках. Двухфунтовые пушки на галерах часто именовались басами. Пушки на центральном помосте предназначались не только для стрельбы по неприятелю, но и для подавления бунтов гребцов.

В первом томе «Истории отечественного судостроения» говорится: «Таким образом, все восемь галер, построенные по программе 1703 года, были мощными боевыми кораблями и представляли серьезную угрозу шведскому флоту». Комментировать такой пассаж нужды нет. Самый слабый шведский корабль (50-пушечный) вдребезги мог разнести дюжину самых больших галер.

Добычей галер могли стать лишь небольшие парусные суда, а при большом числе галер - прам или фрегат . Атакующие галеры при подходе к неприятельскому судну давали залп из носовых орудий. Затем с концов рей обеих мачт сбрасывались специальные «приступные якоря» , которыми галера сцеплялась с вражеским судном, и команда галеры высаживалась на палубу врага. Однако, как мы увидим, за всю войну со шведами галеры шли на абордаж в единичных случаях. В нашем Балтийском флоте галеры в основном использовались в качестве войсковых транспортов и десантных судов.

В Османской империи, Франции, Венеции, Швеции и других государствах гребцами обычно были каторжники . Кстати, и слово каторжник произошло от названия гребного судна «каторга» . Поначалу так и было на первых русских галерах. Так, в ноябре 1704 г. контр-адмирал Боцис составил перечень всех чинов, потребных для укомплектования галер командами. Согласно этому списку, на каждой галере должно находиться 70 офицеров, урядников, матросов и пушкарей, 150 солдат абордажных команд и 250 невольников-гребцов. Но вскоре выяснилось, что для сотен галер потребуются десятки тысяч каторжников. В бою каторжники представляют определенную опасность - в любой момент они могут учинить бунт или просто перестать грести. Поэтому Петр решил заменить каторжников солдатами пехотных полков.

Невольники на галерах ночевали между банками, как говорится, на рабочих местах. Петровские солдаты проводили так ночь только в исключительных случаях. Русские галеры редко выходили в открытое море, а обычно передвигались среди Финских шхер, где они были недоступны для шведского корабельного флота. Поэтому вечером галеры приставали к берегу, и большинство членов команды ночевало на берегу.

В апреле 1714 г. в Санкт-Петербурге на Галерной верфи спустили на воду три первых в России конных галеры (скампавеи) . Каждая такая галера предназначалась для перевозки 25 лошадей. По вечерам или на дневных стоянках лошадей выпускали пастись на берегу.

Благодаря изрезанной береговой линии Финляндии, сложному рельефу ее местности, а также плохим дорогам галеры стали оптимальным средством переброски войск.

В царствование Екатерины II на 25-баночных галерах на 1 весло приходилось 5- 6 гребцов, на 22-баночных - 5 гребцов, на 20- и 16-баночных - 4 гребца. На 20-баночных галерах всего 160-200 гребцов, на 16-баночных - 128 гребцов.

13 скампавей. Длина по килю 17,4 м, по палубе - 22 м. Ширина 3,1 м. Осадка 0,76 м. По другим источникам, это полугалеры. 1 мачта. 10-12 балок. Заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи, спущены в 1704 г. Строитель Я. Кол.

Галеры типа «Святой Пётр» (7 единиц). 16 банок. Длина 35-39,2 м. Ширина 4,9- 6,7 м. Осадка 1,1 м. 2 мачты. Построены на Олонецкой верфи.

«Святой Пётр». 19 пушек. Заложена 29 июля 1703 г., спушена 21 мая 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Золотой Орёл». 19 пушек. Заложена 22 октября 1703 г., спущена 10 июня 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Святой Фёдор Стратилат». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 18 июня 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Александр Македонский». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 25 июля 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Надежда». 18 пушек. Заложена 3 декабря 1703 г., спущена 24 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Любовь». 18 пушек. Заложена I октября 1703 г., спущена29 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Вера». 18 пушек. Заложена 22 октября 1704 г., спущена 17 июля 1705 г.

«Наталья». 21 банка. Длина 53,64 м. Ширина внизу 3,66 м, вверху - 7,62 м. Осадка 2,59 м. Заложена 8 февраля 1708 г. на Олонецкой верфи.

Строитель Н. Муц.

Вооружение: I-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12 басов на вертлюгах.

Галеры типа «Святая Анна» («Святая Анна», «Святой Александр», «Святой Фёдор Стратилат»). 20 банок. Заложены в 1710 г. на Выборгской

Верфи, спущены в 1711г. Строитель Ю.А. Русинов.

Вооружение: 1 - 12-фн пушка, 2-6-фн пушки.

13 скампавей. Заложены в 1710 г. на Выборгской верфи, спущены в 1711 г. Boo ружение: 1-6-фн пушка, 2-3-фн пушки, 4 фальконета. Строитель Ю.А. Русинов.

50 скампавей. Заложены в октябре 1712 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1713г. Строитель Ю.А. Русинов.

В том числе: «Анштура», «Бардун», «Бронго», «Гауи», «Горища», «Гота», «Жерех», «Карп», «Краббы», «Ломи», «Моклец», «Рица», «Румба», «Парта», «Поуст».

30 скампавей . Заложены в сентябре 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

30 скампавей. Заложены 6 июня 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Н. Муц.

1 большая полугалера. Заложена 15 октября 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущена в мае 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

«Вальфиш» («Кит» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г . Хранилась в память о Ганугтской победе на берегу в Кронверкской гавани . К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от27 августа 1742 г. была разобрана.

«Геден» («Щука» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Грипен» («Грифон» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Лаксен» («Лосось» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутскогосражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению

Адмиралтейств- коллеги и от 27 а шуста 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Трана» («Серый журавль» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Эрн» («Орел» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-36-фн и 14-3-фн пушек.

7 больших полугалер . Заложены в октябре 1714 г на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1715 г. Строитель Ю.А. Русинов.

26 малых полугалер. Заложены в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1715 г.

7 больших полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1716 г.

14 малых полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1716 г.

В документах встречаются названия 23 полугалер, построенных в 1716 г. в Петербурге: «Ангужигули», «Бавуло», «Бачан», «Вырезуб», «Дунжело», «Кабан», «Капороцул», «Колпица», «Лобра», «Лосось», «Лох», «Минуло», «Морж», «Нева», «Осётр», «Пескарь», «Райна», «Севрюга», «Соловей», «Стерлядь», «Хорнус», «Шерешпёр», «Эхт».

20 галер. Заложены в 1716 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1717 г.

В том числе: «Анстиза», «Дельфин», «Коломарь», «Колумба», «Лауст», «Раза», «Своило», «Сепа», «Скобра», «Фолно», «Шубра».

Галеры «Багуля», «Голубь», «Зуй», «Канарейка», «Лангвила», «Орёл», «Треска», «Ферикс». Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1719 г.

20 галер. Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1720 г.

В том числе: «Виктория», «Гарбора», «Констанция», «Постоянство», «Сёмга», «Щёголь».

10 конных галер. Заложены в Або, спущены в 1720 г.

В документах встречаются названия 11 конных галер постройки 1720г.: «Ворона», «Копчик», «Ларузет», «Мушула», «Пасарим», «Пица», «Пустельга», «Реполов», «Сойка», «Судак», «Утка».

Конные галеры предназначались для перевозки лошадей.

«Двина». 15 пушек. 25 банок. Длина 48,5 м. Ширина 9,6 м. 3 мачты. Построена в С.-Петербурге в 1721 г. по «венецианскому маниру» . Вооружение: 1-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12-3-фн фальконетов.


ГАЛЕРЫ

Виктор Сергеевич Шитарев ,
капитан дальнего плавания

Свою "родословную" этот тип парусно-гребного судна ведёт от судов античной древности из стран Средиземноморья. Его развитие продолжалось до начала ХIХ в. "Звёздный час" галер наступил в сражении при Лепанто 7 октября 1571 г., когда 200 христианских галер сошлись в бою с 273 турецкими. Тогда христианский флот под командованием Жуана Австрийского наголову разбил противника и освободил восточное Средиземноморье от турецкого владычества. Галеры были военными судами и являлись основной ударной силой флотов некоторых прибрежных государств. Например, в 1700 г. Венеция имела около 200 галер и галеасов; в 1800 г. средиземноморский флот Франции насчитывал в своём составе 40 таких судов. В XVIII в. предпочтение отдавалось 30-баночным галерам длиной 60 м.

Первая в России 16-баночная галера была построена в 60-х годах XVII в. голландским мастером Д. Бутлером для охраны торгового судоходства на Волге. В эпоху Петра I строительство галерного флота приобрело широкий размах, в то время как в европейских государствах интерес к этому типу военных судов уже начал угасать. Пётр I, с присущей ему прозорливостью, по достоинству оценил положительные качества галер - малая осадка, способность ходить на вёслах независимо от направления ветра, неплохая вооружённость делали их незаменимыми на мелководье в устьях Дона и других рек, в Азовском море и на других театрах боевых действий. Подкупала и простота конструкции, что было особенно ценно на первых порах создания могучего Флота Российского.

Начиная подготовку ко второму Азовскому походу, Пётр I уделил большое внимание строительству галерного флота. Образцом для русских корабельных мастеров послужила заказанная в Голландии 16-баночная галера "Адмирал Лефорт". Её доставили в разобранном виде в 1694 г. в Москву и собрали к весне 1696 г. в подмосковном селе Преображенское. (Судно имело длину - 38,1 м; ширину - 9,1 м; осадку - 1,8 м). Там же наладили производство деталей галер, которые затем направлялись в Воронеж. Дело спорилось и уже к апрелю 1696 г. Азовский флот располагал соединением галер в количестве 23 вымпелов, каждая из которых была вооружена тремя пушками калибром 3...5 фунтов. Галерой "Принципиум" командовал сам Пётр Алексеевич. При осаде Азова в июне 1696 г. галерный флот проявил себя весьма положительно. Центром строительства галерного флота России становится Воронеж.

Там в 1697 г. было заложено сразу 17 галер. Значительно усовершенствованные русскими мастерами они были мощнее своей голландской предшественницы. Для сравнения приведу их измерения: длина 41,7…53 м; ширина 5,5…7,3 м; глубина интрюма 1,8… 2,7 м. Строились преимущественно 20- и 24-баночные галеры, вооружённые 21 - 27 пушками, из них три 6 - 12-фунтового калибра; остальные - фальконеты. Идеальным театром боевых действий для галерного флота оказалась и Балтика - шхеры, мелководье и пр. Значение галер в Северной войне весьма высоко. Совершив ледовый поход к Выборгу в 1710 г., галерный флот принял активное участие в осаде крепости, чем немало способствовал успеху русской армии.

День славы русского галерного флота наступил 27 июля 1714 г., когда 99 галер под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина одержали первую и убедительную победу над шведским флотом в Гангутском сражении. Воспользовавшись штилевой погодой (на виду у шведской эскадры), отряд из 23 скампавей под командованием шаутбенахта Петра Михайлова обошёл Гангутский полуостров и оказался в Рилакс-фиорде. После трёхчасового боя русские разгромили отряд кораблей шаутбенахта Эреншильда, взяв в плен 18-пушечный фрегат "Элефант", шесть галер и три шхер-бота. Галеры успешно использовались в качестве десантных судов, принимали участие во всех десантных операциях русского флота в период 1714 - 1720 гг.

Ещё одна блестящая победа русского галерного флота была одержана под командованием князя М.М. Голицина 27 июля 1720 г. у острова Гренгам. Со стороны России в бою участвовала 61 галера, они вынудили шведский флот уйти на стеснённую морскую акваторию и там навязали ему свою тактику ведения морского боя. Четыре шведских фрегата были взяты на абордаж и спустили флаги. На борту галер в сражении принимали участие 10714 моряков, по шведским судам было произведено 23970 пушечных выстрелов, были взяты богатые трофеи, в том числе 104 орудия, которыми были вооружены шведские фрегаты.

Строительство галер для Балтийского флота началось в феврале 1703 г. на Олонецкой верфи, что на берегу реки Свирь, в Лодейном Поле. Очень много внимания становлению Балтийского флота уделял губернатор Ингерманландии, корабельный подмастерье, Александр Данилович Меншиков, который с топором в руках постигал азы кораблестроения на голландских и английских верфях вместе с Петром Михайловым. И, если Петру I за успехи в обучении судостроительным наукам был вручён патент "корабельного мастера", то Александр Данилович, в отличие от своих товарищей, обучавшихся вместе с Петром I, которые также получили патенты "корабельных мастеров", попросил вручить ему патент "корабельного подмастерья", поскольку посчитал, что сын царского конюха, которым он являлся, не достоин патента, выданного Государю. Однако, человек он был весьма незаурядный и его авторитет среди корабельных мастеров, как отечественных, так и иностранных, был чрезвычайно высок. И надо сказать, что во всех отношениях А.Д. Меншиков находил наиболее рациональные, правильные решения.

Сам же Пётр Алексеевич судостроение в Лодейном Поле не выпускал из своего поля зрения. Строительство галер было налажено и в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, где впоследствии возникло новое Адмиралтейство. Класс галер, как боевых единиц флота, чёткого разделения по типам не имел, но кое-какое деление всё же существовало. Например, нам известно, что 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи мастер Яков Кол заложил тринадцать 10 - 12 баночных полугалер. Все они были одномачтовыми длиной 17,4 м, шириной 3,1 м с постицами - вынесенными за борт брусьями, крепившимися на специальных кницах - бакалярах, со штыревыми уключинами для вёсел - шкармами.

Банки - сиденья для гребцов - на русских галерах ставились не перпендикулярно к борту, а под углом 81…82 градуса с наклоном в корму, по системе "скалоччио". У каждой банки делали "ступени", чтобы гребцы могли упираться в них ногами. В России гребцами на галерном флоте служили солдаты пехотных полков, вольнонаёмные из числа "работных людей", встречались среди них и каторжане, которых приковывали за левую ногу к ступеням. Кроме гребцов на каждой галере, в зависимости от её размеров, было 24 - 40 матросов, 9 - 14 офицеров и унтер-офицеров и 125 - 150 человек морской пехоты - абордажно-десантная команда. Таким образом, состав экипажа галеры насчитывал от 150 до 500 человек.

Среди галерных мастеров славились Юрий Русинов и Николай Муц, греки по национальности. С появлением галер словарь русских моряков обогатился новыми терминами. Например, выступавший вперёд от форштевня надводный таран назывался шпирон; надстройка, закрывающая носовые орудия, - рамбат; лёгкий навес на корме галеры - тендалет. От рамбата до тендалета в диаметральной плоскости судна проходил помост (между банками гребцов), называвшийся куршея, а располагавшиеся на нём пушки назывались куршейными. Под куршеей располагались различные рундуки. Фок-мачту называли тринкет; грот-мачту - майстра; а бизань-мачту - мезана.

Упоминая о полугалерах, нельзя не сказать ещё об одном типе этих судов. Это, конечно же, шебека, получившая признание пиратов Северной Африки, так как обладала хорошей скоростью хода под парусами. На Средиземном море ей не было равных. Шебека имела длину по палубе 25…35 м и развитую парусность латинского типа. На всех трёх мачтах ставились треугольные паруса, но при благоприятном ветре судно могло нести и прямые паруса. Один из алжирских капитанов шебеки сказал, что его матросы выполняют работу трёх экипажей судна с прямым парусным вооружением. При лёгком фордевинде, на фок- и грот-мачтах ставили реи с широкими прямыми парусами. При ходе в галфвинд и бейдевинд прямые паруса убирали вместе с реями, а на их место ставили длинные латинские рю с треугольными парусами. Если же ветер усиливался до штормового, то убирали длинные рю с большими парусами, а на их место ставили короткие рю, которые несли маленькие треугольные паруса.

Основную массу галерного флота России составляли средние галеры, их называли скампавеями, они были 18-баночными (имели по 18 банок). Немногочисленными были большие галеры, строившиеся по "французскому маниру", которые, как правило, использовались в качестве флагманов. Например, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин держал свой флаг на 21-баночной галере "Наталья", построенной на Олонецкой верфи Николаем Муцем в 1708 г. Её длина по палубе составляла 53,3 м; ширина 7,6 м; глубина интрюма 2,6 м; осадка 1,2 м. Галера была вооружена одной 24-фунтовой куршейной и двумя 12-фунтовыми погонными пушками, ещё имелось 12 "басов на вертлюгах" (здесь речь идёт о 12 фальконетах). Каждое весло длиной 12 м и массой 80 кг "двигали" 5 человек.

Князь М.М. Голицын держал свой флаг на 22-баночной и 15-пушечной галере "Фивра", построенной в 1713 - 1714 гг. известным корабельным мастером Юрием Антоновичем Русиновым, а чем закончился Гренгамский бой, мы уже знаем. Эта галера имела длину 45 м, ширину 7,7 м. На банках длиной 2,4 м размещалось по 5 гребцов, которые гребли вёслами длиной по 12 м и массой около 80 кг. На "Фивре" имелись одна 18-фунтовая, две 12-фунтовых и двенадцать 3-фунтовых пушек (басов). Галера прослужила до 1723 г., после чего была исключена из списков флота и разобрана.

Крупнейшей галерой петровской эпохи считается 25-баночная трёхмачтовая "Двина", построенная итальянским корабельным мастером Франческо Дипонти по "венецианскому маниру" в Санкт-Петербурге в 1721 г. Её длина составляла около 48,5 м, ширина с постицами - 9,6 м, вёсла имели длину 13,2 м и массу около 94 кг; каждым веслом гребли 6 человек. Вооружение "Двины" состояло из одной 24-фунтовой, двух 12-фунтовых пушек и двенадцати 3-фунтовых басов.

В Северной войне принимали участие и так называемые "конные галеры". Это были чисто десантные суда, бравшие на борт 25 - 40 лошадей с всадниками. Они имели длину до 42 м, ширину до 10 м и осадку до 1,4 м. Их вооружение состояло из двух 6-фунтовых и двух 3-фунтовых пушек. Последней в России была построена 21-баночная конная галера в 1722 г. мастером Франческо Дипонти; которая брала на борт 40 лошадей. Последняя 10-баночная галера для Балтийского ВМФ была спущена на воду в Санкт-Петербурге в 1789 г., а для Черноморского Флота - в Таврове в 1790 г.

Но галеры в России строили не только для военного флота. Например, в 1767 г. костромские корабелы построили в Твери 11-баночную галеру "Тверь" для путешествия Государыни Императрицы Екатерины II по Волге. Это было прекрасное во всех отношениях судно, недаром Екатерина II утвердила герб города Костромы с изображением на нём галеры "Тверь". Вот что писал о судне датский посланник в России Ассебург: "…Нет недостатка ни в одном из трёх удобств, которые можно было бы иметь только в столице. На галере Её Величества, называемой "Тверь", находится полное помещение с комнатой вроде залы, где она свободно обедает с двенадцатью собеседниками ".

Это путешествие Екатерина II предприняла для ознакомления с юго-восточными провинциями России. Флотилия из десяти судов во главе с "Тверью" отбыла вниз по Волге-реке 2 мая 1767 г. В её состав входили три галеры типа "Тверь" (для размещения царской свиты), но их отделка была поскромнее. Царская галера имела длину 39 м, ширину корпуса 5,75 м, ширину с постицами 7,65 м, высоту надводного борта в носовой части 1 м, у кормовой надстройки - 1,9 м, возвышение кормы над основной плоскостью составляло 7 м. Судно было построено из местных пород древесины и богато украшено резьбой с позолотой. Четырёхметровый шпирон ажурной конструкции органично сочетался с форштевнем. Корпус имел небольшой развал бортов, палуба была изготовлена из особо качественных сосновых досок.

Корпус галеры "Тверь" собрали столь добротно, что при осмотре через 150 лет после постройки лишь в некоторых досках обнаружили незначительные трещинки от рассыхания. Пазы и стыки досок обшивки корпуса и палубы были пригнаны так тщательно, что даже не требовали конопатки, обшивка только окрашивалась в тёмно-зелёный цвет. Даже традиционная осмолка не требовалась. Детали корпуса скреплялись железными болтами и длинными гвоздями (гвозди-шпили). Кормовая надстройка, считая от транца, имела длину 15 м и ширину 5,3 м (у транца), которая увеличивалась по направлению к носу до 6 м. В надстройке размещались покой и приёмные апартаменты - просторные и светлые помещения, отделанные с особой пышностью, а также восемь кают; все помещения отводились для Екатерины II. Всего в надстройке имелось 34 окна с рамами и оконными переплётами (которые можно было опускать в специальные пазы), а также четыре двери, по одной на каждый борт, и две, снесённые к бортам, - в носовой переборке. У транца на палубе надстройки находились флагшток и гнездо для фонаря (гакобортного фонаря).

На палубе - от носа к корме имелось три прохода шириной 1,1 м.; один в диаметральной плоскости и два по бортам. Между ними находились два кокпита длиной 12 м и с углублением по отношению к главной палубе 0,5 м. Здесь находились банки для гребцов. На палубе носовой надстройки располагались фундаменты для восьми пушек, предназначавшихся для салюта. В трюме размещались каюты для царской свиты, освещавшиеся восемью прямоугольными окнами.

1 июля 1767 г. царская фамилия прибыла в Казань, затем завершив официальную часть, направилась в Симбирск, откуда Екатерина II уехала в Москву сухопутным путём. После отбытия императрицы четыре царские галеры возвратились в Казань, где их поставили на хранение в местном адмиралтействе. В 1804 г. из Санкт-Петербурга пришёл указ, который предписывал три галеры разобрать "за ветхостью", а галеру "Тверь" хранить, "не переменяя того вида, который она имела ". Когда же Казанское адмиралтейство упразднили, "Тверь" передали на хранение Морскому министерству, потом Управлению государственных имуществ, затем - в начале 60-х годов Х1Х века - в Казанское городское общественное управление.

В 1888 г. на окраине Адмиралтейской слободы построили специальный павильон - эллинг, в котором и поставили галеру "Тверь". В 1918 г. она перешла в ведение музейного отдела Наркомпроса, а потом - Татарского республиканского краеведческого музея. Вот что писал известный казанский искусствовед П.Е Корнилов в своей монографии о галере: "… изучающему искусство и, в частности, деревянную резьбу, на галере "Тверь" есть небезынтересный материал. Декоративная обработка приковывает внимание. Сюжеты резьбы - мифологические сцены, олицетворяющие водную стихию… В этой резьбе любопытен национальный момент… Декорные украшения галеры, вне всякого сомнения, являются примером высокого мастерства русских резчиков по дереву ".

Сегодня с огромным сожалением приходится констатировать, что этот бесценный памятник русского кораблестроительного искусства нами безвозвратно утрачен. В конце 1960-х годов пожар уничтожил и павильон, и галеру…

Похожие публикации