Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Религия древних майя. Религия майя и культы

Цивилизация майя просуществовала несколько тысячелетий; предполагается, что начало ее восходит к 3–2 тысячелетиям до н.э. Однако расцвет ее приходится на период со II по X в. н.э. – это время называют эпохой классических майя. Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, а также территории, где сейчас располагаются Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Крупные города-государства этого региона (Копан, Тикаль, Вашактун, Волактун, Балакбаль) населяли несколько племен – майя, киче, уастеки, какчикело, тсентало, дакандоне, итса, из которых особенно выдающимися культурными достижениями отличалось племя майя-киче: именно этим племенем была создана священная книга "Пополь-Вух" – "Книга народа", объем которой составляет 8500 страниц и которая повествует о творении мира и человека, об устройстве космоса, о подземном царстве мертвых и т.п.

Пантеон богов майя, включивший в себя многих персонажей более ранних мифологий, был весьма многочислен и сложно структурирован. Отдельные сферы жизни людей, природные явления, стихии и т.п. представлены здесь не одним богом, а группами богов: есть боги плодородия, боги воды, боги огня, боги звезд, планет и т.п. Группа богов – повелителей небес именовалась Ошлахун-Ти-Ку, она враждовала с группой богов – повелителей подземного мира, Болон-Ти-Ку.

Творцом мира и людей майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге "Пополь-Вух" говорится, что Унаб сотворил человечество из кукурузы. Из теста кукурузной муки были созданы первые четыре человека: Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам.

Однако в своих молитвах майя обращались к Хунабу редко, считая его совершенно недоступным. Общепризнанным же верховным богом был его сын, владыка небес Ицамна. В кодексах он изображен глубоким стариком, беззубым, с впалыми щеками, орлиным носом, а в некоторых сюжетах – еще и бородатым. Он являлся также богом дня и ночи. Легенды и мифы майя рассказывают, что он же был первым жрецом, который изобрел иероглифы. Существовали и зооморфные изображения Ицамны, на которых он предстает как небесный дракон (рептилия-птица-ягуар). В дальнейшем в его культе появляются хтонические аспекты, он становится богом вулканов, подземного огня, а еще позднее появляется множество ипостасей Ицамны, каждая из которых имеет свою "специализацию": Ицамна-Кавиль связан с урожаем, Ицам- на-Кинич-Ачав – с солнцем, Ицамна-Каб – с землей и т.п. Его супругой, по некоторым версиям мифа, была богиня Иш-Чсль (радуга) – покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения, а также богиня луны.

Популярным божеством был также бог кукурузы, имя которого достоверно неизвестно. Некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках (или Каш). Во всех упоминаниях это самое молодое божество с сильно деформированной головой, обремененное многочисленными заботами о хорошем урожае. Не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч (или А Пуч). Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы – череп; ребра и позвоночник обнажены. Почитанием пользовалась также богиня Иштаб – покровительница всех наложивших на себя руки. Некоторые боги сохраняли зооморфный облик; так, сохранился культ богов-ягуаров, имевших отношение к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам.

Согласно представлениям майя, мир состоит – кроме собственно наземного мира людей – из 13 небес и девяти подземных миров. В центре Вселенной находится мировое дерево, пронизывающее все небеса, а по сторонам света – четыре других дерева. С каждой стороной света был жестко связан определенный цвет, а также по одному богу дождя (чаку), ветра (павахтуну) и так называемому бакабу – носителю и держателю неба. Соответственно, на востоке находились красные чак, павахтун и бакаб, на западе – черные, на севере – белые и на юге – желтые. Мир создавался четырежды и три раза разрушался Всемирным потопом. Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку еще не было создано солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом. Впоследствии мир был населен преступниками, которых смыло новым потопом. Третий мир оказался заселенным самими майя, однако также был смыт потопом. Четвертый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших на полуострове Юкатан племен. К сожалению, и ему уготована та же судьба: неизбежен четвертый Всемирный потоп. Имея удивительно точную и детально разработанную календарную систему, майя конкретно указывали дату предстоящей катастрофы – 2012 г. н.э.

Религия майя имела сложный и пышный культ, для отправления которого строились монументальные культовые центры (игравшие, впрочем, немалую роль и в светской жизни). Многие из этих памятников (Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в "городе богов" Теотиуакане и многие другие) сохранились до наших дней.

Отправлением культа ведало многочисленное жречество. Жрецы должны были подвергать себя строгим ограничениям и суровым испытаниям (пост, запрещавший употребление мяса, соли, перца; половое воздержание; кровопускание прокалыванием различных частей тела или пропусканием колючей проволоки через язык). В их функции входила подготовка и проведение праздников, кульминационным пунктом которых неизменно было принесение человеческих жертв.

Известно, что человеческие жертвоприношения не всегда имели место в культуре майя, а появились относительно поздно. Первоначально существовали лишь бескровные жертвы богам фруктами, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в эпоху классических майя существовало представление о том, что человеческая кровь – сила человеческой жизни – необходима Космосу для постоянного обновления, что через вскрытый кровоток открывается канал общения с потусторонним миром, а с потоком льющейся крови в мир приходят божества, которые оказывают благотворное воздействие на дела людей. Считалось, что солнце и жизнь Вселенной существуют благодаря жертве, лишь с помощью этой жертвы они могут сохраниться и продолжать выполнять свои функции. Таким образом, жертвоприношение поддерживало установленный миропорядок. Поэтому ревностные служители богов проливали кровь не только убиваемых ими жертв, но и свою собственную, делая надрезы на собственном теле.

Согласно наиболее распространенному варианту ритуала, жертве, помещенной на жертвенном камне, рассекали грудь и вырывали сердце. Приносимого в жертву человека окрашивали в голубой цвет (официальный цвет жертвоприношения) и вели на специально отведенное место в храме или на вершину пирамиды, где лежал большой камень округлой формы также голубого цвета. Четыре помощника жреца (во всем голубом) располагали жертву так, чтобы грудная клетка была наиболее доступной частью тела для накома – жреца, вырывающего сердце. Острым кремневым ножом с красивой рукоятью вскрывалась грудная клетка, вырывалось сердце и, еще живое и продолжавшее сокращаться, на блюде подносилось чилану – церемониальному жрецу. Он торжественно собирал струящуюся кровь и обмазывал ею лицо идола того бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Если жертвоприношение устраивалось на вершине пирамиды, то после того, как вырывалось сердце, жертву сбрасывали вниз, где с нее сдирали кожу (кроме кожи рук и ног). Жрец снимал с себя церемониальную одежду и облачался в еще теплую окровавленную кожу, а затем вместе с другими участниками этого акта кружился в ритуальной пляске, являясь ее главным исполнителем. Ноги и руки жертвы также принадлежали жрецу. Иногда в жертву приносили одного из самых доблестных солдат племени (считая, что богам надо отдавать лучшее), и тогда большой честью для участников церемонии было отведать его мясо. Тело разрезалось на мелкие куски, которые сначала пробовала знать, а потом все остальные. Приносились в жертву также женщины и дети.

Существовал и такой своеобразный ритуал, как игра в мяч. Происходила она всегда на специально построенных для этого кортах, отдаленно напоминающих современные стадионы; там находились площадка для игры и трибуны. Площадки огораживались стенами, красиво украшенными резьбой и росписью, внутренний пол тоже был украшен фигурами богов и демонов, которым посвящалась игра. Игроки двух команд соревновались в умении забросить тяжелый литой каучуковый мяч в кольцо, возвышавшееся на 12 локтей над площадкой. Ударять по мячу разрешалось только локтем или коленом, а также резной битой. Капитан проигравшей команды должен был быть принесен в жертву сразу после игры, и осуществлял это жертвоприношение капитан команды победителей.

Представление о посмертном существовании связывалось в мировоззрении майя с подземными мирами. В книге "Пополь-Вух" подземный мир Шибалъба предстает как опасное место, в котором боги и человеческие души борются друг с другом, приносят жертвы и обманывают, чтобы одержать победу. В этом тексте рассказывается о том, как близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке получают приглашение в Шибальбу от ее правителей (идиома "был приглашен в Шибальбу" в языке майя означала "умер"), чтобы сыграть с ними в мяч. Преодолевая многочисленные препятствия и опасности, братья достигают Шибальбы, где узнают имена ее правителей – Одна Смерть, Семь Смертей, Угол Дома, Собиратель Крови, Хозяин Гноя, Владыка Костей и т.п. Эти правители подвергают героев тяжким испытаниям, из которых те, конечно, выходят с честью. Один из близнецов все-таки встречается со смертью, но другой находит способ его воскресить. Узнав секрет, как преодолеть смерть, близнецы, осознавшие ее неизбежность, добиваются того, чтобы их умертвили определенным способом, который позволял им потом воскреснуть и победить смерть. Воскреснув, они при помощи хитрости одержали победу над правителями Шибальбы, после чего приказали им прекратить злодеяния, а сами "поднялись прямо на небо, и солнце стало принадлежать одному, а луна – другому" .

Цивилизация майя внезапно и стремительно приходит к упадку в IX в. н.э. В период между 800 и 850 гг. н.э. происходит так называемый загадочный коллапас этой культуры: резко сокращается население (по некоторым оценкам, до 90%), прекращается строительство монументальных сооружений, заметно падает уровень науки и искусства, приходит в забвение календарь долгого счета. Причины этого краха ученым неизвестны – предполагают социальные, демографические, экологические катастрофы, эпидемии и т.п. На Юкатане до сих пор живут представители народности майя, сохранившие – хотя и со значительными видоизменениями – язык, а отчасти и верования прежней великой цивилизации.

  • Цит. по: Религиозные традиции мира. Т. 1. М., 1996. С. 146.
  • Где жили майя

    Пожалуй, если бы провести конкурс среди древних цивилизаций мира на звание самой загадочной, то древняя цивилизация майя уверенно бы заняла в нем первое место. Народ, не знавший колеса, строил пирамиды, могущие по красоте и долговечности соревноваться с египетскими, а знаменитый календарь майя один из самых точных среди когда-либо созданных. И по сей день много тайн майя так и остались нераскрытыми, а историки все еще строят гипотезы о жизни этого одного из самых интересных племен доколумбовой Америки. Об истории индейцев майя, их культуре, религии наша сегодняшняя статья.

    Где жили майя

    Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. А жили они в одном из самых теплых и комфортных в плане климата уголков нашей планеты, а именно на территории современной Мексике и ряда стран Центральной Америке: Панамы, Гватемалы, Белиза, Гондураса. Очень много культурных центров майя находилось на полуострове Юкатан.

    Карта расположения цивилизации майя.

    История майя

    История цивилизации майя, как впрочем, и вопрос об их происхождении имеет, к сожалению, очень много темных пятен. Да что там говорить, даже подлинное название этого народа нам не известно, так как вошедшему в обиход слову «майя» мы обязаны Христофору Колумбу. А дело было так: во время своего четвертого плавания к американскому континенту (сам Колумб был искренне уверен, что плавал к берегам и Китая) великий мореплаватель пристал к небольшому островку, расположенному недалеко от современного Гондураса. Там он повстречал индейских купцов, которые плыли на большой лодке. Колумб спросил их, откуда они, на что последовал ответ «из провинции Майан», вот отсюда и пошло название этого народа – майя.

    Это то что касается их название, а вот насчет истории этого народа, то на момент прибытия европейцев цивилизация майя уже клонилась к упадку. Удивленным взорам европейцев предстали отличные каменные города, построенные майя, но была одна загвоздка, города эти оказались покинутыми и заброшенными. Что подвигло индейцев майя покинуть свои города и по сей день является одной из загадок этого народа и предметом дискуссии ученых историков-американистов. Быть может какие-то внутренние конфликты в их обществе, или вспышка эпидемии некой болезни, племенные войны или апокалипсические ожидания конца света (индейца майя были очень суеверными) или еще что-то? Гипотез по этому поводу есть немало, но точного подтверждения увы нет.

    Также в том, что мы так мало знаем об истории народа майя есть вина и испанский конкистадоров. Некто Диего де Ландо, испанский инквизитор, прибивший в Новый свет обращать индейцев-язычников в христианскую веру, приказал сжечь все письмена майя, где хранилось немало ценных исторических сведений об этом народе. Так по приказу одного религиозного фанатика была практически стерта история целого народа.

    Культура майя

    А вот об особенностях культуры майя мы знаем куда больше, ведь сохранилось множество следов их деятельности, начиная от знаменитых пирамид майя в Чичен-Ице (полуостров Юкатан, Мексика).

    Пирамиды майя в Чичен-Ице.

    Руины некогда великого культурного и политического центра майя, города Чичен-Ица (переводится как «в устье колодца Ица») и по сей день привлекают толпы туристов со всего мира и являются свидетельством высокой культуры этого народа, особенно в градостроительстве (ведь до конца не понятно как майя строили свои пирамиды, современной строительной технике тогда и близко не было) и конечно же астрономии.

    Это руины древней обсерватории майя, они были отличными астрономами, умевшими наблюдать за звездами, предсказывать солнечные и лунные затмения и составившими очень точный календарь, который как мы помним, заканчивается на 2012 году, что стало источником слухов о конце света в том году. Но скорее всего какому-то майянскому астроному просто надоело дальше составлять свой календарь, и он остановился на 2012 году.

    Большие достижения майя имели не только в сфере астрономии, но и в математике, майянцы издревле в своих вычислениях использовали понятие нуля. К слову в Европе ноль стали использовать лишь после 1228 года с подачи итальянского математика Леонардо Пизанского, более известного как Фибоначчи.

    Медицина майя также была весьма продвинутой, в частности они умели пломбировать зубы, делать протезы, зашивать раны с помощью человеческих волос и даже проводить хирургические операции с использованием наркотических обезболивающих средств в качестве анестезии.

    Письменность майя были иероглифической, и что стоит знать, помнить и гордится, расшифрована она была впервые нашим соотечественником, украинцем из Харьковской области, Юрием Кнорозовым.

    Юрий Кнорозов, человек дешифровавший письмена майя.

    Религия майя

    Религия служила основным нравственным компасом индейцев майя, в целом они были очень набожными. За десятки веков у них образовались сложные религиозные ритуалы и церемонии, которые играли в их жизни решающую роль. Религия майя менялась и усложнялась в ходе их эволюции, перехода от кочевого к оседлому образу жизни. Первые майя (впрочем, как и любые другие народы) обожествляли солнце, луну, ветер, дождь, молнии, горы, леса, реки и озера и другие силы природы. Постепенно сложился развитый пантеон богов.

    Верования индейцев майя были тесно связаны с другими сферами их деятельности, особенно хозяйством. Так, основным блюдом пищевого рациона майя была кукуруза, поэтому не удивительно, что по майянской мифологии бог-творец Хунаб свое время создал человечество именно с початков кукурузы. «Пополь-Вух» религиозный эпос майя выделяет в процессе перевоплощения кукурузы на человека большую роль не только Бога-творца Хунаб, но и богини Тепе — Великой Матери.

    «Из теста кукурузы были созданы первые четыре человека Балам-кошкой, Балам-Акаба, Махукутах и Ики-Балам. Они стали предками всего человечества (видимо, первые четыре человека символизировали четыре основные расы нашей планеты)» — так рассказывает нам священный эпос майя «Пополь-Вух», и далее продолжает: «И были созданы для них женщины. Так божество показало свои намерения. Поистине прекрасными были женщины, вот имена их: Каха-Палун, Чомиха, Цунумиха и Какишака… Вместе с мужчинами они зачали людей больших и малых племен и нас самих». Вот такой майянский миф о сотворении мира.

    По верованиям майя, уходящим корнями в седую глубину, мир наш создавался уже четыре раза и трижды разрушался всемирным потопом. Здесь мифы майя перекликаются и с индийским учением о 4 югах, о разных периодах существования человечества, которые составляют один день Брахмы и с христианской библейской легендой о всемирном потопе, только по версии майя всемирных потопов было не 1, а целых 3.

    Первым был мир карликов, которые существовали еще до того как было создано солнце, когда же солнце наконец появилось оно превратилось в камень, а их города залило первым потопом. Второй мир был заселен различными преступниками и просто невеждами, которых успешно смыло следующим потопом, третий же мир был заселен уже майя, но и они утонули, наш же современный настоящий мир был создан в результате смешения всех трех предыдущих и его также ожидает четвертый потоп.

    Цивилизация индейцев майя запомнилась в веках не только своим легендарным календарем и апокалиптическими настроениями ожидания конца света, но и чрезвычайно кровавыми ритуалами человеческих жертвоприношений, когда жестокие жрецы на вершинах своих величественных пирамид-храмов вырывали у несчастных жертв сердца в честь своих богов. Хотя, на самом деле человеческие жертвоприношения у индейцев майя появились не сразу. Долгое время первые индейцы майя вообще не приносили человеческих жертв, ограничиваясь жертвоприношением цветов, фруктов, различных украшений и, в крайнем случае, животных. Что же случилось такое с индейцами майя? Откуда появилась эта кровожадность?

    Видимо ответ на этот вопрос опять же надо искать в религии майя, их богатой мифологии и в определенных исторических и культурных предпосылках. Так как индейцы майя были чрезвычайно набожными, а религиозные ритуалы и церемонии играли в их мире особую, даже решающую роль. Дело в том, что с какого-то времени в религиозном эпосе индейцев Мезоамерики, причем не только майя, но и ацтеков появилось представление, что солнце и жизнь вообще существуют только благодаря жертве. И только благодаря жертве солнце может сохраниться и продолжать свои функции, а кровь принесенных в жертву для него как будто горючее, такой себе бензин для автомобиля. Правда сперва солнце «удовлетворяли» жертвенной кровью животных, и очевидно позже на территории майя стали происходить определенные катаклизмы (мысль о которых потерялась в сумерках истории) и жрецы решили, что горючего в качестве жертвенной крови животных для солнышка мало, нужно что-то более действеннее – люди.

    Так начались массовые человеческие жертвоприношения, как правило, в качестве «горючего» для солнца служили пленные индейцы из других племен, захваченные в результате какой-то маленькой (или большой) войны. Хотя бывало, что в жертву приносили и своих.

    Боги майя

    И давайте вспомним о богах майя, которых на самом деле было очень много, среди них были и такие экзотические боги, как бог полярной звезды, бог луны, покровительница медицинских знаний и деторождения – богиня Ишчель и богиня самоубийств (!) Иштаб. К слову, в религии майя самоубийство не считалось чем-то плохим (как скажем в большинстве религиях, особенно в христианстве) и было даже почетным делом. Особенно почетным считалось самоубийство через повешение, ведь саму богиню самоубийства Иштаб изображали не иначе, как в петле. В конце концов, самоубийство в религии майя приравнивалось к добровольному жертвоприношению и этим можно объяснить такое большое уважение к нему.

    Бог-создатель майя Хунаба, который создал людей из початков кукурузы, как не странно, но почитался значительно меньше своего сына – бога небес Итсамана. Последний же фактически был верховным богом майя, легенды и мифы делают его первым жрецом, покровителем дня и ночи и изобретателем иероглифов и вообще письменности как таковой. «Сначала было слово» так начинаете Евангелие от Иоанна, индейцам майя тоже была знакома эта формула, сначала было слово, которое дал им бог Итсамана.

    Также большим почетом пользовался бог дождя Чак который в религиозных мифах майя упоминается даже чаще, чем сам владыка небес итсамана. Может потому, что от Чака самым непосредственным образом зависело хозяйство майя и урожай кукурузы. В позднюю эпоху богу Чаку тоже приносились и человеческие жертвы, особенно когда долгое время не было дождя, надо же было отправить посланника, чтобы умилостивить Чака. Из жертв богу дождя Чаку не вынимали сердца на вершине пирамиды, их сбрасывали на дно большого ритуального колодца.

    Третьим по значимости был сам загадочный бог-покровитель кукурузы, но почему загадочный? Ибо история не донесла нам его имени, некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках. Во всех упоминаниях этот самый молодой бог изображается с сильно деформированной головой, она (голова) обремененная многочисленными заботами о хорошем урожае.

    Верования майя о загробной жизни не слишком отличаются скажем от верований, которые есть в христианстве или в исламе. Души праведников, и принесенных в жертву богам людей попадают в аналог Рая, прекрасное красочное место полное цветов и бабочек. Души же нечестивых людей попадают в подземное царство Шибальду (аналог Ада) где несут искупление за свои греховные поступки.

    Старая английская поговорка гласит: «Если зеркала перестало отражать человека, значит, он близок к смерти». В конце Х-го века зеркало вечности уже почти перестало отражать культуру майя, пришло начало ее конца. Именно в это время оказались полностью покинутыми многие города майя, а что стало причиной этого как мы писали выше, так и остается неизвестным.

    • Пожалуй, самым удивительным является то, что народ строивший величественные пирамиды, имеющий точный календарь, обладающий многими познаниями в разных науках, так и не изобрел колеса. Да, индейцы майя (впрочем как и инки с ацтеками) не знали колес.
    • Многие лингвисты считают, что слово «акула» майянского происхождения.
    • У майя были весьма своеобразные представления о красоте, матери специально прижимали досочки ко лбам своих детей, делая их кость более плоской, считалось, что так красиво.
    • Майя играли в футбол, только футбол у них был, разумеется, не такой как сейчас, каучуковый мяч нужно было забить в круглый обруч, а проигравшая команда в полном складе приносилась в жертву.
    • Имена своим детям майя давали в зависимости от дня, когда те народились.
    • Около 7 миллионов потомков майя и по сей день живут на территории Мексики и соседних стран, и даже практикуют жертвоприношения, правда, в качестве жертв выступают уже не люди, а куры.

    Майя, видео

    И в завершение познавательный документальный фильм «Тайна цивилизации майя».


  • У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира отражались в образах многочисленных богов, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее.

    Космология майя

    Согласно представлениям майя, вселенная, так же как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. За нижним «небом Луны» (богини Луны) следовало «небо звёзд и бога Земли», затем «небо Солнца и богини воды», а после него «небо Венеры и бога Солнца». Ещё выше располагалось «небо комет и богини любви». Шестое небо — «чёрное небо ночи и бога смерти», седьмое — «голубое небо дня и бога кукурузы». Над ним «небо бурь и бога дождя», а затем «белое небо бога ветров», «жёлтое небо Ум-цек» (т.е. бога смерти) и «красное небо жертвоприношений». Предпоследнее небо было отдано богу зерна, а последнее, тринадцатое, связывалось с богом в виде Совы и в некоторых рукописях расшифровывается как принадлежащее тому, «кто владеет небом». В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели, враждовали с другой группой богов — владык подземного мира, Болон-Ти-Ку.

    Если представления о строении вселенной в целом нам сегодня понятны, то совершенно другая ситуация связана с «подземными мирами». Сложно сказать, почему миров было именно девять, но точно известно, что владыкой подземного мира был Хун Ахав.

    Как уже было сказано, подземный мир делился на девять уровней, каждому из которых покровительствовал один из девяти богов, которые вместе назывались Болон-Ти-Ку. Эти боги являлись антагонистами Ошлахун-Ти-Ку и являлись врагами всего человечества, насылая на людей болезни и смерть. Вредное влияние этих богов на жизнь и поступки человека проявляется и в календаре и в эпосе ицев «Чалам-Балам» в главе «Девять богов ночи» Там описано соперничество между Болон-Ти-Ку и Ошлахун-Ти-Ку, которое закончилось победой первых и привело к катастрофе, в итоге чего погиб один из родов людей последовательно создававшихся богами.

    Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный мир - холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души.

    Майя из равнинных районов страны считали, что вход в преисподнюю - это особое отверстие в земле в горах Гватемалы. Оттуда бьёт ужасный фонтан крови и сгнивших тел. По представлениям майя, во время своего путешествия по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку - своеобразный Стикс (в греческой мифологии река, окружавшая подземное царство). Для этого на похоронах приносилась в жертву собака - поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди ждали и другие испытания: пять Домов преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и т. д. Наиболее подробно и увлекательно майяская преисподняя описана в «Пополь-Вух» («Книге Народа»), священной книге гватемальских майя - киче.

    В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые - не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.

    Сотворение мира по майя

    Творцом мира майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге «Пополь-Вух» говорится, что Унаба сотворил человечество из кукурузы. Согласно «Пополь-Вух», в процессе превращения кукурузы в человека большую роль сыграл не только Творец - Великий Отец (Кукумай), но и Создательница - Великая Мать (Тепеу).

    Из кукурузного теста были созданы четыре первых человека - «первые праотцы» и «первые отцы» Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. «И были созданы для них женщины. Ещё раз божество осуществило своё намерение. И они появились во время сна (первых людей). Поистине прекрасными были женщины… Они зачали людей малых племён и больших племён, и они были началом нас самих, нас - народа киче».

    Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом.

    Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.

    Последовавший затем мир был населён преступниками, которых смыл новый потоп.

    Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.

    Пантеон богов у майя

    Древние майя делили богов на доброжелательных и злонамеренных. Первые «дарят» дождь, обеспечивают урожай кукурузы, способствуют изобилию. Вторые заняты в основном разрушительной работой. От них исходят засухи, ураганы, войны. Видимо, к числу и тех и других можно отнести четырёх богатырей, братьев-бакабов, которым Творец после создания мира поручил встать в четырёх углах вселенной и поддерживать небо. Пока держали - делали благое дело, но, когда начался потоп, испугавшись, братья бежали.

    Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна - старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.

    Среди многочисленных женских божеств особенно почиталась «красная богиня» Иш-Чебель-Йаш. Её часто изображали с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Другая весьма почитаемая богиня - Иш-Чель (Радуга) - считалась супругой Ицамны. Иш-Чель, богиня Луны, была покровительницей медицины, деторождения и ткачества.

    Особый интерес вызывает поклонение богам-ягуарам, возможно, очень древнего, ольмекского происхождения. Эти боги имели отношение к подземному миру, смерти, охоте, воинским культам. «Чёрный» и «красный» ягуары были связаны с богами дождя и сторон света. Ягуар, очевидно, был и родовым божеством правящих династий некоторых городов-государств.

    Один из самых почитаемых богов майя - Кецалькоатль (Кукуль-кан), бог ветра, бог планеты Венера и т. д. Помимо главных божеств большую роль в религиозной жизни майя играли местные боги и вера в обожествлённых предков и героев.

    Майя имели и таких необычных для других народов богов, как, например, Иштаб, которая являлась покровительницей всех самоубийц.

    Ритуальная жизнь майя

    Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне.

    Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путём «отправления посланников к богам», т. е. жертвоприношений, в том числе человеческих.

    Огромную роль в ритуальной жизни майя играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного вида церемонии. Подготовка и проведение любой религиозной церемонии включали в себя по меньшей мере шесть элементов: предварительный пост и воздержание; выбор жрецом, находящимся в состоянии божественного озарения, наилучшего дня для проведения празднества; изгнание злых духов с места проведения праздника; окуривание идолов; молитвы. Кульминацией праздника было жертвоприношение, «отправление посланников к богам».

    Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжёлых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий - т. е. тогда, когда, по представлениям майя, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, - в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных.

    Существовало несколько видов жертвоприношения. Наиболее популярным и торжественным считался тот, при котором у жертвы вырывали сердце. Обычно жертву, покрытую лазурью, четыре вымазанных чёрной краской жреца-чаака (обычно ими были почтенные старцы) в чёрных одеяниях клали навзничь на алтарь из яшмы. Он имел округлую форму, так что когда на нём располагали человека, грудь выдавалась вперёд, и рассечь её острым как бритва обсидиановым ножом и вырвать ещё бьющееся сердце жрецу-накому было очень удобно.

    Майя считали, что несвернувшаяся кровь и бьющееся сердце - носители души, которая «отправлялась посланником к богам» с особо важными поручениями или просьбами. Поэтому сердце обязательно надо было вырвать очень быстро, чтобы успеть поднести его к статуе бога ещё трепещущим (пока не «улетела» душа). Кровью пульсирующего сердца жрец-прорицатель (чилан, или, иначе, чилам) в плаще из алых перьев орошал изображение или статую бога.

    Именно чиланы-пророки пользовались особым почётом у майя, обычно оказываемым только правителям. Чааки сбрасывали тело жертвы со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали с ещё тёплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы погребали; реже, если принесённый в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, вероятно полагая, что тем самым обретают лучшие качества покойного.

    По другому ритуалу выбранную жертву - невинного юношу (для жрецов была важна чистота «души-крови», к тому же необходимо было исключить постороннее влияние) - привязывали к столбу на площади и неторопливо расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану - приносимый в жертву должен был умирать долго и мучительно от общей потери крови, с которой душа «улетала» к богу.

    Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти; протыкали щёки, нос и даже половой орган.

    Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми! Многие ритуалы жертвоприношений сопровождались музыкой и танцами. Храмы. В жизни майя значительную роль играли городские центры, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры (Тикаль, Вашактун, Копан, Волактун, Балакбаль и др.). В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.

    Подобного рода религиозно-светские центры были и в других городах. Они характерны и для Мезоамерики в целом. Многие памятники (пирамиды-усыпальницы, Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в «городе богов» Теотиуакане) сохранились до наших дней.

    «Майя – одна из самых удивительных цивилизаций Древнего мира. Ее называют «культурой-загадкой», а споры о ней продолжаются до сих пор. Народ майя известен своими способностями в живописи, производстве керамики, скульптуре и архитектуре.»

    Религия много значила для цивилизации майя. С ней связывали абсолютно все сферы жизни: архитектуру, астрономию, отсчет времени, сельское хозяйство.

    Майя представляли, что в космосе находится 13 небес и 9 преисподних. Небо – это покоившиеся друг на друге горизонтальные слои, обитель богов. Небесная опора – стоявшие в разных противоположных местах четыре бога. Они олицетворяли 4 стороны света, поддерживая весь мир. У каждого бога были свои символы и цвета, что для майя считалось очень важным.

    По версии этого древнего народа, уже около четырех раз мир чуть не погибал от разрушающих природных катаклизмов. По календарю выяснили, что майя жили в пятом, заново отстроенном мире. У них также были легенды о потопе. Даже на одной из впечатляющих страниц «Дрезденского кодекса » символически изображена гибель мира во время потопа под названием «хайококаб », что в переводе означает «земля под водой ». Но богам, держащим небеса, удалось выжить и отстроить новый мир.

    Ицамна был главным богом народа майя. Его имя переводится как «ящерица», и чаще всего его изображали старым человеком с телом ящерицы. Он имел несколько сущностей: к нему относились как к богу медицины, покровителю сельского хозяйства и даже создателю письменности на Земле. После него во всех сферах жизни и деятельности стали появляться множество различных богов. У всех профессий и ремесел были свои покровители. Боги появились у пчеловодов и купцов, путешественников и воинов, земледельцев и рыбаков, и даже у танцоров и комедиантов. Даже у самоубийц был покровитель – богиня Иштаб , «богиня веревки». Ишчель , спутница Ицамны была богиней луны и покровительницей беременных женщин и ткачих. До начала родов абсолютно все женщины посещали ее святилище с надеждой благополучно родить здорового ребенка, и в народе были уверена, что каждая должна там побывать хотя бы один раз в жизни.

    Создание идолов – успокаивающее средство. В религии есть свои тайны, и все люди страдают от одного и того же мучительного неведения. Как и все первобытные люди, майя старались заслужить благосклонность богов, принося им жертвы и проводя ритуалы. На всех изображениях бога дождя Чака можно заметить странную форму его глаз, напоминающую букву «T». Это символизировало слезы, то есть воду, а вода необходима всем. У него было четыре разных сущности, дождь его мог достигнуть как достойных, так и неблагочестивых людей. Однако и этого бога нужно было умилостивить.

    Бога кукурузы Юму Кааша изображали держащим цветущее растение молодым парнем. А скелетом был бог смерти, Апух (Ах Пуч) . У бога войны символическими цветами считались красный и черный, ведь именно такими красками перед сражениями себя раскрашивали воины.

    Религия – это не только описание богов, но и система обрядов. Один из самых известных – обряд жертвоприношения. Оно было своего рода настоящим заклинанием. Майя считали, что у всех богов есть обычные человеческие недостатки и желания, которые нужно исполнять. Если люди в поселении начинали болеть или долго не было дождя, значит, бога умилостивили недостаточно.

    Приносящего в жертву человека раскрашивали синим. Способов для жертвоприношения также существовало множество: умерщвление стрелами, распятие на деревянной раме, бросание в колодец и даже вырывание сердца. Кровь для майя имела мистическое значение. Ее размазывали по изображению одного из богов, того, для которого совершалось жертвоприношение.

    Большинство исследователей считают, что жертвы богам и подобная жестокость были несвойственны майя. За последние сто лет ученые все чаще поднимают данный вопрос. И, конечно же, до сих пор само исчезновение этого удивительного народа остается предметом спора ученых и исследователей.

    Федеральное Агентство по Сельскому Хозяйству Российской Федерации

    ФГОУ ВПО Дальневосточный Государственный Аграрный Университет

    _______________________________________________________________

    Кафедра Истории

    Реферат

    Тема: «Религия майя»

    Выполнил: студент 1 курса ИСИ

    ПГС группа 3525/2

    Репин Д. А.

    Проверил: Шабанова И.Л.

    Благовещенск 2006г -

    1. Хронология культур и цивилизации Мезоамерики.............................................. 3

    2. Хронология Майя..................................................................................................... 4

    3. Культура.................................................................................................................... 9

    3.1. Ритуальный танец майя в царских надписях городища Яшчилан................ 9

    3.2. Игра в мяч у народов Месоамерики................................................................ 11

    3.3. Боги древних майя............................................................................................. 14

    4. Общество.................................................................................................................. 18

    5. Города и правители майя....................................................................................... 20

    6. Карта........................................................................................................................ 22

    7. Список литературы................................................................................................. 23

    Хронология Майя

    Краткая история цивилизации Майя

    Происхождение игры. Мифология и ритуалы, связанные с ней

    Согласно широко распространенному в историографии мнению, наиболее вероятной зоной происхождения игры в мяч является территория современных штатов Веракрус и Табаско (побережье Мексиканского залива). В качестве основного довода приводится тот факт, что этот регион - основной источник каучука, следовательно, создает наиболее благоприятные условия для возникновения игры в каучуковый мяч. Каучуковые мячи из Эль Манати, ольмекского религиозного центра на юге штата Веракрус, сохранившиеся благодаря уникальным природным условиям, датируются XVI-XII вв. до н. э. Еще одним подтверждением гипотезы служат памятники ольмекской культуры, одной из древнейших в Месоамерике.

    С изучением ольмекской игры в мяч, особенно ее ритуального контекста, связана проблема интерпретации одного из наиболее характерных для данной культуры типа памятников - гигантских каменных голов. Как правило, это отдельно стоящие скульптуры более метра высотой, весом до двадцати тонн, в виде человеческих голов в своеобразных "шлемах". За "ольмекскими головами" прочно закрепилась репутация либо своеобразных портретов правителей, либо памятных монументов, посвященных драматическому финалу ольмекской игры в мяч - обезглавливанию одного из игроков. В распоряжении исследователей нет однозначных археологических свидетельств в пользу существования у ольмеков взаимосвязи между человеческими жертвоприношениями и игрой в мяч.

    В Центральной Америке было несколько региональных традиций игры в мяч. Помимо двух "макро-регионов" и соответствующих традиций - "майяской" и "мексиканской", выделяются следующие субрегионы:

    1) Побережье Мексиканского залива (Веракрус, Табаско),

    2) Центрально-Мексиканское нагорье,

    3) Оахака,

    4) Южная Гватемала,

    5) Горная Гватемала, Петен и Белиз,

    6) Юкатан.

    Древнейшая мифологема игры в мяч - смерть и возрождение бога плодородия (бога маиса). По всей видимости, она связана с лунным календарем, а также с днями равноденствия. Главное действующее лицо в ритуальной игре и жертвоприношениях - имперсонатор бога. В дальнейшем на побережье Мексиканского залива эта мифологема схематизируется, а затем и вовсе отходит на второй план. Сюжет о путешествии в подземный мир божества, играющего в мяч, сохраняется, но это уже не бог маиса. В Оахаке, начиная с протоклассики, на передний план в мифологическом и ритуальном контексте игры выходит культ зооморфа (человека-ягуара) из преисподней, тесно связанный с обезглавливанием. Одновременно в южной Гватемале последняя тема выходит на передний план, откуда идея "трофейных голов", закатанных в каучук, заимствуется майя и принимает довольно причудливые формы - идея "человека-мяча". Специфика зоны майя в классический период - неожиданное появление архаичных охотничьих мифологем, хотя синтезированная тема смерти-возрождения бога маиса и обезглавливания с закатыванием в мяч сохраняет свое значение. Следующий этап эволюции представле-ний тоже, по всей видимости, связан с Оахакой: именно там впервые на передний план выходит тема смены дня и ночи.

    На протяжении всего процесса идея о взаимосвязи между стадионами и подземным миром, в том числе как источником воды, демонстрирует удивительную устойчивость. Стадионы ассоциируются с пещерами, карстовыми колодцами - сенотами, резервуарами для дождевой воды. Божества, покровительствующие игре, как правило, относятся к подземному (подводному / водяному) миру.

    В классический период в зоне майя складывается глубоко своеобразная традиция игры, в рамках которой тесно переплелись спортивно-гладиаторское состязание и сложный ритуал, основанный на нескольких взаимосвязанных мифологических сюжетах, характерными чертами которых являются: место действия - подземный мир, участники противостояния - боги плодородия и смерти.

    Боги древних майя

    О богах древних майя нам известно, в основном, из богатейших иконографических и эпиграфических источников, таких как: стелы, алтари, настенные фрески и барельефы, классические и постклассические книги-кодексы, граффити. Богов у майя, как и у большинства древних народов, было множество, более древние и более локальные божества иной раз со временем становились почитаемыми на большей территории, другие же исчезали вовсе, либо продолжали почитаться в относительно небольших изолированных регионах. Майя, как известно, были великими воинами и завоевателями, несли своих верховных богов в покоренные земли, устанавливая культ божеств-покровителей правящей династии.

    Ацтеки, опосредованно восприняв многие культурные черты великого народа майя, многим богам дали имена на своем языке. В то же время и в самом классическом и постклассическом пантеоне майя встречаются науаязычные имена богов, вследствие тесных контактов с этими народами в поздний период их истории.

    В начале двадцатого века (1904 г.) известный исследователь истории и культуры древних майя Пол Шельхас систематизировал изображения божеств майя, изображенных в трех майяских кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Его список составил пятнадцать персонажей. Также он определил большинство иероглифов, непосредственно к этим божествам относящихся и обозначающих их имена и эпитеты.

    Исследования Шельхаса хронологически ограничивались постклассическим периодом (900-1521 гг.). Божества же классического периода истории майя (250-900 гг.) являются, несомненно, более многочисленными и их изображения встречаются на керамических сосудах, предметах монументальной скульптуры (стелы, алтари и пр.) и мелкой пластике.

    Сегодня мы можем прочесть большинство имен богов «списка Шельхаса», который продолжает служить своего рода катехизисом в отношении древних божеств майя.

    Это божества, в отношении которых сомнительного и гипотетического гораздо меньше, чем в отношении хронологически более ранних и локальных богов, поэтому в данном очерке целесообразно ограничиться именно ими.

    Первым в этом списке идет бог смерти, чье имя Кими (Cimi ). Он, как правило, изображается в виде скелета с таким непременным атрибутом как "мертвый глаз" (обычно их несколько), который вписывается в элементы "костюма" и/или компонует ожерелье бога смерти. В изображениях на керамических сосудах прослеживается его связь с церемонией жертвоприношения. Колониальное и современное его юкатекское имя - Кизин ("скопление газов") и Вак Митун Ахау (возможно, Митун это мифический топоним, преисподняя, Миктлан у ацтеков). Фактически этот бог тождественен мексиканскому Миктлантекутли. В Дрезденской рукописи он назван Шиб - "страх" (миром мертвых у майя киче является Шибальба - "место страха").

    Вышеупомянутый бог смерти имеет еще одну ипостась, аналогов которой не наблюдается при сравнении с божествами Центральной Мексики. Характерной чертой этого божества является черная горизонтальная линия проходящая «сквозь» глаз. Данное божество, прежде всего является богом-покровителем жертвоприношений. На сосудах он часто изображается в актах самообезглавливания.

    Одним из наиболее значимых и наиболее древних богов майя являлся Чак (Chak , Chak Xib Chak , Yaxha Chak ). Его изображения начинают встречаются на предметах относящихся к преклассическому периоду. Наиболе характерными чертами являются: длинный нос, "змеиные" топоры-кельты (обухом является тело пресмыкающегося), выбегающие из уголков рта змеи, тело как правило, голубого цвета. В Центральной Мексике его имя - Тлалок. Этот бог тесно связан с дождем и грозовыми явлениями: свечением (молния), у майя цельталь "Чахук", что означает "луч" или "гром". Чак является одним из первых известных богов обширного пантеона майя. На Юкатане до сих пор проводится церемония вызывания дождя под названием ча-чак (дождь, по представлениям юкатекских майя, является продуктом жизнедеятельности Чака). Также Чак семантически связан с войной (в классику и постклассику) и последующими жертвоприношениями - непременным атрибутом войны.

    Далее необходимо остановиться на боге Ку (K"u ). Это, пожалуй, наиболее часто встречающийся эпитет одушевленных и неодушевленных предметов в иероглифических надписях различных периодов. Точное его значение неизвестно, но наиболее вероятно то, что его нарративное присутствие подчеркивало концепцию священности объекта. Означает "бог", "храм". Встречается также на неодушевленных объектах и фантастических персонажах.

    Ицамна (Itzamna ). Вероятно, верховный бог майяского пантеона классического и постклассического периода. Адекватный перевод его имени пока не найден, но, по всей видимости, это слово не относится к майяской языковой семье. Считается, что Ицамна является владыкой неба, пребывает на облаках. Одновременно он - первый и главный жрец и покровитель жрецов и интеллектуалов вообще. Бог эзотерического знания. Писец. Возможно, его мексиканский эквивалент - Тонакатекутли.

    Бог маиса (Vaxak Yol Kavil ). Мексиканский эквивалент - Сентеотль, бог маиса. Бог жизни и плодородия. Один из верховных богов майяского пантеона постклассического и классического периода. Часто умерший правитель, после смерти, в загробном мире изображался в виде молодого бога маиса, что символизировало воскрешение и возрождение к жизни.

    Кинич Ахау (Kinich Ahaw ). Солнечноглазое (солнечноликое) божество. Бог солнца. Древнее божество (известно с преклассики). Частый титул правителя в текстах, а также широко употребляемая часть имени правителей крупнейших городов майя. Его изображения отличаются характерным глазом и выбегающим изо рта зубом т-образной формы.

    Сип (Zip ). Шбаланке. Один из пары мифических обожествленных близнецов - героев эпоса майя киче "Пополь-Вух". Изображается наделенным ягуарьими чертами (пятна, когтистые лапы). Наиболее часто встречающиеся сцены с его участием: рождение Бога Маиса и сцены с участием владык Шибальбы.

    Богиня Луны . Персонаж достаточно таинственный. Известно, что она являлась покровительницей женщин и девушек. Часто изображается сидящей с кроликом на коленях в обрамлении абстрактного символа луны. Самые ранние изображения - с периода преклассики. Присутствует в магических заговорах и ритуальных песнопениях.

    Кавиль (Kauil ). Пожалуй, самый значимый бог. Возможно, бог грозового неба. Очевидна и несомненна его связь с войной, постоянный его атрибут - топор-кельт. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало.

    Муан Чан (Moan Chan ?) часто изображается в виде старого бога в уборе из птичьих перьев, иногда с сигарой во рту. Связанные с ним звери: сова, ягуар. В живописной сцене на одном из сосудов, являющейся иллюстрацией предания о похищении кроликом его одежды и посоха, назван Павахтуном.

    Эк Чуах (Ek Chuah ). Является богом торговли, покровителем купцов. Известен с преклассического периода. Характерные особенности иконографии - длиннющий нос, отвислая нижняя губа, черная раскраска туловища.

    Павахтун (Pauahtun ). По поздним колониальным источникам известно, что Павахтунов было четыре (по одному на каждую сторону света), или пять (четыре по сторонам света и один в центре). Характерными чертами являются спиральная раковина или черепаший панцирь на спине. Павахтун часто представлен в монументальной архитектуре древних майя в виде своеобразного Атланта, поддерживающего каменный свод. Возможно впоследствие он стал постклассическим божеством по имени Мам у майяязычных групп (например, у уастеков).

    Богиня радуги , "Иш Чель " (Ix Chel , Chak Chel ). В одном из письменных индейских источников колониального приода эта богиня названа "Огненная радуга" ("Ритуал Бакабов"). Ассоциировалась в постклассический период с ураганами и наводнениями. Характерная особенность - змеиный головной убор.

    Бог жертвоприношения . Мексиканский эквивалент данного божества - Шипе Тотек, бог насильственной смерти. У астеков он изображался облаченным в свежесодранную человеческую кожу жертвы. Майяский бог, по всей вероятности, являлся покровителем различного рода жертвоприношений, как военных, так и гражданских.

    Бог со знаком "кабан ". По-видимому, бог земли, однако значение его до сих пор не совсем ясно.

    Хун Ахау (Hun Ahaw ). Второй из пары близнецов - героев эпоса майя киче "Пополь-Вух", обожествленный мифический герой. Его изображения часто встречаются на керамических сосудах.

    Общество

    Общество майя эпохи постклассики предоставляет уникальную возможность изучения общественных отношений в раннем государстве, поскольку те стороны общественной жизни, которые часто не находят отражения в археологических и письменных источниках Старого Света были подробно задокументированы испанскими завоевателями. Среди них - такой важный вопрос, как экономические отношения между правителем и общиной.

    В испанских источниках наибольший объем информации по интересующему нас вопросу относится к обществу юкатанских майя накануне и в первые годы после завоевания, т.е. первой половины XVI века. На основании анализа информации, содержащейся в сборнике ответов на королевский опросник 1577 г., «Сообщениях с Юкатана» , «Словаре из Мотуля» и сообщениях хронистов Диего де Ланды и Бартоломе де Лас Касаса , можно утверждать, что майя практиковали два основных типа способов сбора «дани»:

    (1) Постоянные, приуроченные к определенным праздникам, и часто связанные с производившимися в начале охотничьего или рыболовного сезона рыбными ловлями или охотой, когда часть добычи распределялась в пользу правителя общины и должностных лиц в виде дара . Из этой группы наиболее важным был сбор дани в пору урожая, производившийся правителем кучкабаля , в то время как другие вышеупомянутые сборы предназначались для знати собственного селения. Этот вид дани, patan и обозначен в большинстве сообщений испанским словом tributo - «подать». Для обеспечения выплаты этого вида дани засевался специальный участок.

    (2) Кроме того, у верховного правителя кучкабаля было право объявлять нерегулярный побор - ximte или lot , эквивалентом которого испанцы сочли дерраму - чрезвычайный налог, практиковавшийся в пиренейских странах. Его объявляли накануне праздника или по иным случаям. В такой вид дани, входили рабы, которых затем приносили на празднике в жертву. Правитель, рискнувший отказать в нерегулярных поборах, провоцировал войну и, в конце концов, сам оказывался на алтаре .

    Чрезвычайный побор объявлялся специально посланными для этого должностными лицами - ах-кулелями , основные обязанности которых заключались в объявлении и наблюдении за исполнением любых приказов правителя вообще . Дань или чрезвычайный налог вносились от лица всей общины в целом, т.е. не были персональными. Раскладка подати среди отдельных членов осуществлялась силами самой общины. В селениях сбором дани ведали главы подразделений общины - «кварталов», называемые ах-куч-кабами . Дань доставлялась лично правителем селения в столицу. Помимо собранного общиной правитель подчиненного селения вносил от себя ценные предметы , обладать которыми в обществе майя могли только знатные люди.

    Немаловажным источником дохода было исполнение правителем общины и другими должностными лицами своих функций. Любое посещение должностного лица должно было сопровождаться поднесением даров, соответственно статусу просителя .

    Получаемые таким образом продукты и материальные ценности расходовались на устройство празднеств, содержания во время войны военных отрядов , содержание некоторых должностных лиц и установление дипломатических отношений .

    Таким образом, результаты анализа показывают, что все упоминаемые в источниках виды дани происходят из традиций общинного перераспределения, от которых они еще не отделяются полностью. Практически аналогичной была система дани у майя Горной Гватемалы. Подобную же картину - наличие двух основных видов востребования материальных ценностей и продовольствия - ритуально-праздничных подношений и чрезвычайных поборов верховным вождем, мы встречаем также и в других частях мира, как, например, на Гавайях и у натчезов, чьи иерархические общинные структуры определяются исследователи как вождества . Некоторые схожие черты, такие как групповой принцип обложения и посылка специальных посланцев за чрезвычайными поборами демонстрирует податная система ацтеков , хотя созданное ими государство находилось на более высоком уровне.

    Города и правители майя

    Правители Бонампака

    Археологическое городище Бонампак в долине реки Лаканха в 25 км к югу от Яшчилана являлось, по всей видимости, поздней столицей царства Шукальнах . Древняя столица (V-VI вв.) располагалась на месте городища Лаканха (см. Беляев, Сафронов). В начале VII в. царь Шукальнаха Яхав-Чан-Муван I перенес столицу царства в Бонампак - в 6 км к востоку от старой столицы на левобережье реки Лаканха . В то же время Шукальнах входит в сферу политического влияния Пачана , с чем, очевидно, и связано основание новой столицы в близи от границы с Пачаном .

    Царство Шукальнах состояло из нескольких областей: Шукальнах - ранняя столица, давшее название царству (городище Лаканха); Укуль - собственно Бонампак; Бубульха («Бурлящая вода») - область на северо-западе царства (городище Охос-де-Агуа); Саклакаль («Место белых кузнечиков») - область на севере Шукальнаха (возм. гор. Кананкаш или Дорантес) и Тах (местоположение неизвестно). В текстах помимо царей, упоминаются и местные правители - князья, происходившие из боковых линий царской династии. В VIII в. княжеские роды лишились своего влияния и сравнялись по статусу с наместниками-сахалями .

    Правители Паленке

    Царство Бакаль ("Место костей") располагалось на крайнем западе области майя, занимая холмистую, заросшую тропическими лесами территорию между реками Грихальва и Усумасинта . Западнее его нам известно только одно царство - Хойчан (Комалькалько) в дельте Грихальвы.

    Наиболее значительным городом Бакаля была, без сомнения, Лакамха ("Большая Вода"), более известная под археологическим названием Паленке. Однако она стала столицей только в конце V в.

    Самым ранним центром царства мог быть Танхабакаль (городище Тортугеро), чье название переводится как "Посреди воды - Место костей". Как уверяет позднейшая традиция, Танхабакаль существовал уже в 353 г. Затем главенство перешло к династии, основанной Кук-Баламом I, правившим в Токтане ("Облачная Долина"), местоположение которого неизвестно. Уже его преемник в надписи на сосуде из алебастра назван повелителем Бакаля . По-видимому, с этого времени существовали две параллельных династических линии. Лакамха (Паленке) стала столицей, видимо, только в правление Акуль-Мо-Наба I, четвертого из токтанской ветви.

    Правители Тикаля

    Один из крупнейших древних городов майя классического периода. Древнейшее поселение появилось здесь еще в VII-VI веках до нашей эры. Тикаль стал столицей могущественного царства в начале нашей эры, когда Яш-Эб-Шок ("Зеленая Акула") основал местную династию.

    Древним названием города было Яшмутуль ("Место, где много зеленых птиц"). Он располагался в центре царства, которое называлось Мутуль ("Место, где много птиц")

    Правители Яшчилана

    Яшчилан - городище классического периода в среднем течении реки Усумасинты, в западной части области майя. Самые ранние следы поселения на месте Яшчилана относятся к концу доклассического периода (III -I вв. до н. э.).

    По последним данным, древним названием города было Танхапачан . Он был столицей царства, которое называлось Пачан (переводится, видимо, как "Расколотое небо"). В VII в. цари Пачана присоединили к своим владениям небольшое соседнее царство Ках . С этого времени они носят два титула - кухуль-Пачан-ахав кухуль-Ках-ахав ("божественный царь Пачана , божественный царь Каха ").

    Список литературы.

    1. Беляев Д.Д. Раннее государство у майя классического периода: эпиграфические и археологические данные // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М., 2000.

    2. Беляев Д.Д. // Цивилизационные модели политогенеза / Д.М. Бондаренко, А.В. Коротаев, ред. М., 2002.

    3. Беляев Д.Д., Пакин А.В. Перспективы компаративного исследования майя Петена (по материалам классического и постклассического периодов) // История и семиотика индейских культур Америки. М.: Наука, 2002.

    4. Пакин А.В. Миф о миграции в идеологии власти юкатанских майя // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2000»: История. М., 2000.

    5. Сафронов А.В. Политическая история древних майя в монументальных текстах: Союз царств Сийахчан и Ак"е в конце VIII в. // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ. М., 2001. Вып. 4.

    6. Токовинин А.А. Ритуальный танец майя в монументальных текстах Сийахчана (2-я пол. VIII в. н. э.) // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2001»: История. М., 2001.

    7. Токовинин А.А. // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 5. М., 2002.

    8. Давлетшин А.И. Huli Sihyaj K"ahk" kalo"mte": происхождение и этимология титула царя царей в надписях майя // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2003»: История. М., 2003.

    Похожие публикации