Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Развернутый план сми. Сми и их роль в политической жизни

Сегодня небывалым успехом пользуется информация, она и высоко возносит, и без малейшей пощады губит, а владеющий ей обладает всем миром. В последние годы роль СМИ в неизмеримо возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века.

Ответственность

Обществу навязываются уже не только те или иные мнения, но и модели поведения, попирающие все, казалось бы, незыблемые принципы. Телевидение, радио, журналы, газеты теперь воюют, и эта информационная война значительно более кровопролитна, чем любая атомная, потому что прямо воздействует на человеческое сознание, мастерски оперируя полуправдой, неправдой и откровенной ложью. В советскую эпоху тоже была заметна определённая роль СМИ в политической жизни, когда все факты тщательно сверялись, ими достаточно искусно манипулировали. Вспомнить примеры с оболганием деятельности практически всех покинувших свой пост генсеков.

Огромная масса неправды муссировалась относительно таких учреждений, как СМЕРШ, ГУЛАГ, а также относительно личностей Сталина и Берии. Бывали публичные развенчания и помельче, были разоблачения противоправной деятельности чиновников и политиков, художников и писателей. Такая информация всегда имела огромный успех у читателей и была воистину губительной для героев этих публикаций. И напротив - хвалебные очерки и передачи делали всевозможных активистов и передовиков буквально звёздами разного уровня, вплоть до государственного. Поэтому роль СМИ в политической жизни трудно преувеличить. И конечно, за предоставленную в общее пользование информацию каждый человек должен нести ответственность.

в политической деятельности

В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции и буквально во всех сферах и институтах. Это и информирование о разнообразных событиях в мире и в стране, в практически всех областях - политики, здравоохранения, социализации, образования и так далее. Это и реклама во всех её ипостасях. И влияние информации на общество действительно переоценить невозможно, поскольку оно всемерно, а особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию находятся именно в руках тех, кто владеет информацией и умеет ею манипулировать.

Современная политология ничуть не умаляет этой роли, наделяя СМИ такими громкими титулами, как " четвёртая власть", "великий арбитр" и так далее, поставив средства массовой информации в один ряд с властью судебной, исполнительной и даже законодательной. Впрочем, политологи не так уж и не правы, СМИ действительно стали почти всемогущими. Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. И те грандиозные перемены, которые сейчас наблюдаются во всём мире, этот передел сфер влияния, - результат того, что свою роль СМИ в политической жизни общества играют вдохновенно.

История, полная трагизма

Особенно опасен разгул когда в стране отсутствуют значимые союзы или организации, которые не дают развиваться тоталитарной системе. В этих условиях просто незаменима роль СМИ в политической жизни общества. Примеры прямо перед глазами. Каким же образом всё происходило в конце незапамятных 80-х в Советском Союзе, где население ещё расслабленно верило всему, о чём бы ни вещали СМИ?

Воистину, тогда было читать гораздо интереснее, чем собственно жить. Народ не привык к скандалам и таким массовым обличениям, какие вдруг посыпались отовсюду на недоумевающее и ужасающееся население. Именно информационная война, развязанная в те годы СМИ, организовала и стимулировала силы, которые быстро развалили, а затем и разворовали богатейшую страну, именно она способствовала поражению всей политической системы, которая действовала в стране семьдесят лет. Возрастание роли СМИ в политической жизни общества происходит именно тогда, когда контроль над информацией попадает в руки недобросовестных людей, которые посредством манипулирования создают выгодное им общественное мнение.

Тем временем в Америке

В Соединённых Штатах роль СМИ в политической жизни общества начала плотно изучаться и анализироваться ещё в самом начале 60-х. К чему может привести неконтролируемая прямая связь с общественностью, без участия таких институтов, как школы, церковь, семья, партийные организации и так далее? А что получится, если этот процесс поставить на контроль? Это же незаменимое подспорье в массовой поддержке определённой программы. Пока СМИ не заполучили в свой арсенал телевидение и радио, обходясь только печатными органами, всё было не так страшно, хотя многие газеты и журналы изначально открывались как органы тех или иных политических партий и очень немногие из них оставались вне политического процесса.

Главный инструмент любого издания - многомерность информации. Даже привязанные к определённой политической платформе газеты всегда подавали и материалы нейтрального характера, развлекательные или новостные, то есть людей с самого начала приучали видеть себя частью широкого мира и определённым образом реагировать на события в нём. Но когда пришло телевидение... Первое освещение избирательной кампании в США датируется 1952 годом. С тех пор созданы целые школы, обучающие журналистов влиять на массы в том ключе, который выгоден. В 80-х телевидение стало поистине доминировать среди всех средств массовой информации.

Дебаты

Возрастание роли СМИ в политической жизни общества обусловлено тем, что появилась возможность влиять с их помощью и даже моделировать в массах, что было проверено неоднократно примерами голосования избирателей в США после проведения теледебатов между кандидатами в президенты. Так победил Кеннеди после телевизионной встречи с политическим противником - Никсоном, и многочисленные опросы избирателей подтвердили, что именно эти дебаты повлияли на их выбор.

Таким же образом после телевизионной передачи Рейгану удалось не только убрать разрыв в четыре процента между им и Картером, но и наработать с помощью теледебатов ещё пять процентов голосов. Это же происходило и в парах Рейган-Мондейл, Так постепенно теледебаты между конкурентами на президентское кресло стало действенным инструментом практически во всех странах, в том числе и в России. Место и роль СМИ в политической жизни становятся самыми главными и ведущими. И телевидение в данном букете средств - это огромные возможности воздействия и манипулирования общественным сознанием. Его используют всё реже для оперативного или объективного информирования, для просвещения, для воспитания. Гораздо чаще происходят манипуляции в интересах определённых группировок.

Имидж

Тем не менее причины возрастания роли СМИ в политической жизни не вполне однозначны, этот многогранный и сложный институт нельзя оценивать однобоко. Множество его органов и элементов реализуют задачи слишком многообразные даже по просто информированию людей о событиях и явлениях, которые происходят повсеместно - от региональных до мировых. Это и сбор информации, и её распространение посредством неусыпного наблюдения за миром, это отбор и комментарии, то есть редактирование полученной информации, а затем уже преследуется цель формирования общественного мнения. Возрастают возможности человеческой коммуникации - вот главная причина возрастания роли СМИ.

Общество крайне политизировано, а печать, радио, телевидение способствуют этому просвещению в самых широких слоях населения земли. Потому и роль СМИ в современной политической жизни сильна как никогда. Они претендуют на место сторожевого пса у общественных интересов, на глаза и уши всего общества: предупреждают об экономических спадах, о росте наркомании или иной преступности, говорят о коррупции во властных структурах. Однако для этой роли СМИ должны целиком и полностью ни от кого не зависеть - ни политически, ни экономически. А вот так не бывает.

Профессия

В индустриально развитых странах средства массовой информации являются частным предпринимательским институтом или отраслью экономики, которая задействует сотни тысяч человек. Экономическая деятельность СМИ основана на сборе, обработке, хранении и последующей продаже информации. То есть функции СМИ вполне подчиняются рыночной экономике. Все противоречия в обществе, все интересы разнообразных слоёв его и групп воспроизведены в публикациях и программах. Растет экономическая мощь и социокультурное влияние - уменьшается контроль со стороны государства и корпораций (рекламодателей).

Случается даже и так, что мнения по отдельным вопросам не совпадают у правящей верхушки и руководства того или иного издания. СМИ превратились в огромные конгломераты, у них самостоятельная и достаточно прибыльная отрасль в бизнесе, однако это коммерческое начало и не позволяет обходиться без рыночного использования имеющейся информации. И здесь может сурово измениться не только характер деятельности, но и вся роль СМИ в политической жизни. Примеры весьма многочисленны. Даже Рейгана, действующего на тот момент президента страны, в 1988 году все три главные телекомпании США в эфир не выпустили по причине отсутствия коммерческого интереса. В итоге 1989 год стал последним годом его правления.

Другие примеры

Публикации, репортажи и комментарии должны проливать свет на тайные пружины, действующие на политику правящих кругов, обращать внимание всей общественности на самые одиозные характеристики этой деятельности. Иногда так и происходит. Например, в "Нью-Йорк Таймс" была публикация такого плана, когда были раскрыты некоторые документы Пентагона, газета "Вашингтон пост" разоблачила уотергейтский скандал, а телекорпорации устроили трансляции из Конгресса, где проводились разоблачительные слушания. Также было мобилизовано на протест общественное мнение относительно войны во Вьетнаме, и в этом процессе участвовали весьма многие СМИ мира, в том числе и США.

Президенты США Л. Джонсон и Р. Никсон вынуждены были покинуть политическую арену, поскольку велика роль СМИ в политической жизни. Кратко говоря, средства массовой информации могут ограничивать и власть, и конкретные действия правящих кругов. Однако это происходит чаще всего в тех случаях, когда СМИ это выгодно. Большая часть журналов и газет, радио- и телевещательных станций, даже самых известных, держатся на плаву только благодаря сенсациям. Вскрывать скандалы, разоблачать махинации, выискивать секреты, выставлять всё это на всеобщее обозрение - вот основная роль СМИ в политической жизни. 11 класс в российских школах уже изучает механизмы такого влияния.

"Бомбы"

Зачастую падкие на сенсации издания, стремясь "взорвать бомбу", расследуют коррупцию или другие должностные преступления, рассказывают о падении морали среди высокопоставленных чиновников или обман избирателей со стороны кандидатов в президенты. Таким образом задаётся тон публичных дискуссий. До общественности доводят все скандалы и аферы в коридорах власти. И бывают случаи, когда СМИ одерживают блестящие победы.

Например, после уолтергейтского скандала последовала первая в истории США отставка президента. А когда "Шпигель" поделился с читателями информацией о тайном проникновении сотрудников, охраняющих конституцию, в частный дом простого инженера и об установке там всевозможной подслушивающей техники, подал в отставку министр внутренних дел Германии.

"Утки"

Но бывает и иначе. Журналистка из "Интерфакса" присутствовала на заседании суда, где должны были вынести приговор Ходорковскому. Она заготовила два сообщения в редакцию до вынесения вердикта. А потом ошиблась с отправкой. В ленте новостей появилась информация, что М. Ходорковский уже на свободе. Опровержение - дело не быстрое, пока его оформили, рынок вырос на много процентов. Это далеко не единственный случай. Слухи об отставке В. Черномырдина тоже покатились после подобной "утки" в "Новой газете", где и Б. Громова "сняли" с должности губернатора Московской области, чтобы отправить в посольство Украины.

Вот какую роль в политической жизни играют СМИ в погоне за сенсациями. В таких случаях диалог власти и населения просто невозможен, поскольку общение это весьма похоже на детскую игру под названием "глухой телефон". Важнейшим правилом манипуляции общественным смознанием является то, при котором удаётся изолировать адресата, лишить его посторонних влияний. Когда нет альтернативных, умных и никем не контролируемых мнений. Диалог и дебаты в таких условиях невозможны. К сожалению, в данный момент метод манипулирования информацией является частью политики практически в любом государстве. После очередной "утки" пострадавшего публика помнит как лицо, связанное с каким-то скандалом: то ли у него кошелёк украли, то ли он украл. Да это никому уже и не важно, поскольку информация в наши дни очень быстро перестаёт быть актуальной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Средства массовой информации в политической жизни общества. Мобилизационная, социализирующая функции СМИ. Правила отбора материалов. СМИ в политической системе России. Влияние СМИ на информационный процесс. Основные способы распространения информации.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Понятие, структура, средства и модели политической коммуникации, её функции и виды. Теории политической коммуникации. Формы вербального способа передачи информации. Средства массовой информации в политике. Особенности политических PR-технологий.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2016

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Значение и места конфликта в политической жизни. Функции конфликтов.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Формирование политической системы Республики Казахстан. Создание институтов гражданского общества. Функции, структура, типологии и роль политических партий. Понятие и признаки общественно-политических движений, формы и методы их влияния на органы власти.

    презентация , добавлен 22.05.2014

    Понятие политического манипулирования. Тактика проведения избирательной кампании и формирование имиджа. Внеправовое политическое манипулирование. Распространение информации через средства массовой информации. Примеры политических манипуляций на выборах.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Политические партии и их функции. Основные направления, виды и формы взаимоотношений государства и партий. Сущность политической деятельности. Тенденции развития современных политических партий. Роль политических партий России в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Возникновение, основные этапы становления и сущность политических партий. Формирование партий электорального происхождения. Политические отношения. Классификация и типология политических партий. Роль и функции политических партий в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2008

Урок на тему

«Роль средств массовой информации в политической жизни»

Разработал:

Учитель истории и обществознания

МОУ «Старочурилинская СОШ»

Арского муниципального района

Республики Татарстан

Гарифуллин Рамиль Харисович

Тема урока:
Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни.

Урок 1 (тема изучается 2 урока)

Цели и задачи:

1) познакомить с ролью СМИ в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия.

2) развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч., неадаптированными), критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.

3)формировать отношение к влиянию СМИ на умы и сердца людей.

4) воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию;

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация, Всеобщей декларации прав человека, Конституция РФ, Закон РФ « О средствах массовой информации», УКРФ.

План урока:

I. Организационная часть

II.Изучение нового материала.

1.Понятие СМИ.

2.Оценки влияния СМИ на людей.

3.Функции СМИ.

4.Характер информации распространяемой СМИ

III. Закрепление нового материала.

IV.Подведение итогов урока.

Ход урока:

Вводное слово учителя:

Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья или сослуживцы. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Не секрет, что СМИ играют большую роль в обществе, во многом определяя «настроение умов», общественное мнение, способствуют формированию определенной системы ценностей (особенно среди молодежи, которая является едва ли не самой большой частью аудитории СМИ) В силу возрастных особенностей, отсутствия необходимых знаний, опыта молодежь часто бездумно и некритично воспринимает информацию. А СМИ воздействуя на сознание, предлагая и тиражируя готовые образцы поведения (подчас не самые лучшие), становятся «властителями наших дум» и прежде всего будущего поколения нашей страны. Нередко СМИ называют четвертой властью в государстве, что подтверждает их все возрастающую роль в общественной жизни.

Тема сегодняшнего урока:
Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни. (Тему и план урока учащиеся записывают в тетради.)

Итак, что же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

Работа с документом: Закон РФ «О средствах массовой информации» (извлечения)

Задание:

  1. Прочтите извлечения из документа;
  2. Выпишите в тетрадь определение понятий: средства массовой информации, цензура массовой информации.

(После работы с документом, один ученик зачитывает определение и учитель дает краткое пояснение. На экране слайд)

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
Под
сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
(абзац введен Федеральным
законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

А сейчас, прочитав два последних абзаца на странице 200, определите оценки исследователей о влиянии СМИ на людей. (После ответов учащихся на экране слайд)

Влияние СМИ на людей

От СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т.п. Политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. СМИ- «четвертая власть».

Политическая позиция людей определяется их интересами, которые зависят от социального положения тех или иных общественных групп. СМИ- зеркало, отражающее жизнь общества. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.

В определении СМИ ключевым словом является информация. Массовая информация имеет ряд особенностей. (Объяснение учителя по слайду.)

Особенности массовой информации:

  1. Сбор, отработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей.
  2. Целенаправленный и преимущественно однонаправленный поток информации.
  3. Предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории.
  4. Регулярность распространения.
  5. Содержание открыто для всех.

Роль СМИ в политике проявляется, прежде всего в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника (последний абзац на стр 201) и выпишите их в тетради. (Подводится итог этой работе и на экране появляется слайд)

Функции СМИ:

  1. Информационная
  2. Политической социализации.
  3. Критики и контроля.
  4. Формирования общественного мнения.
  5. Мобилизационная.

А сейчас прочитайте высказывание Ф.Д.Рузвельта и И.Иванова и раскройте их смысл.

«Свободы совести, образования, слова, собраний составляют основу демократии, и все они были бы аннулированы, если когда-нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы»

Ф.Д.Рузвельт, президент США (1933-1945)

«Демократия - это не только собственные права, свободы и благоприятные условия их реализации, но это еще и права и свободы других людей, а также и огромная ответственность, обязанность соизмерять степень и меру своей свободы с интересами других людей и общества в целом»

И. Иванов

После высказывания учащихся, учитель дает понятие цензуры (учащиеся выписывают его при работе с законом «О СМИ») и объясняет роль цензуры в демократических и недемократических государствах. Зачитываются извлечения из Конституции РФ (ст. 29) и УКРФ (ст 137, 354)

(Слайды)

Цензура массовой информации , то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, -
не допускается.
(Примечание.
Ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения)

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на сво бодное выражение их; это право включает свободу беспрепятствен но придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и незави симо от государственных границ» (из Всеобщей декларации прав человека, ст. 19).

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  1. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие со циальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, нацио нального, религиозного или языкового превосходства.
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мне ний и убеждений или отказу от них.
  3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спо собом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре щается»

(из Конституции РФ, ст. 29).

«Нарушение неприкосновенности частной жизни

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном вы ступлении, публично демонстрирующемся произведении или сред ствах массовой информации, если эти деяния совершены из коры стной или иной личной заинтересованности и причинили вред пра вам и законным интересам граждан,

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот мини мальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста вось мидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одно го года, либо арестом на срок до четырех месяцев...

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, -наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот мини мальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массо вой информации либо лицом, занимающим государственную долж ность Российской Федерации...

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» (из Уголовного кодекса РФ, ст. 137, 354).

Характер информации распространяемой СМИ объясняется учителем. Внимание акцентируется на:

Ее разнообразии;

Общих принципах, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач;

На особенностях радио, телевидения и прессы.

Слайд (При сообщении о политическом событии:

  1. Радио позволяет узнать что случилось.
  2. Телевидение показывает как случилось.
  3. Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему случилось)

Слайд (Если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение- «для всех»,
то газета (тем более журнал или книга) исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.)

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.(Дается определение и объясняется учителем).

Политическое манипулирование-это процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используется и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация. (Приводятся конкретные факты. Например: события в югославском крае Косово в 1998 г, война России и Грузии 2008 года или же недавние события в нашей стране (реакция на выборы в ГД), которые в некоторых зарубежных СМИ были представлены в очень искаженной форме).

Развитие новых информационных технологий, в частности Интернета, ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. В сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической.

Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ, то попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными.

Закрепление нового материала проводится выполнением заданий.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «средства массовой информации». Найдите в приведенном перечне два термина, относящиеся к другому понятию.

1)Газета;2)телевидение;3)телефон;4)журнал;5)радио;6)книга:7)пресса.

Ответ: _36__

2. Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.

А)Информационная

Б)Политической социализации.

В)Критики и контроля.

Г)Формирования общественного мнения.

Д)Мобилизационная.

ОТВЕТ

1)Побуждение людей к конкретным политическим действиям.

2)Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.

3)Анализ и оценка деятельности органов власти.

4)Выбор, комментирование, оценка информации.

5)Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру под которой оно указано.

1) Телевидение; 2)Интернет; 3)СМИ; 4)газета; 5) радио; 6) журнал.

Ответ: __3____

4. Верны ли следующие суждения о СМИ

А. Интернет относится к СМИ.

Б. Цензура СМИ в России законодательно запрещена.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верно и А, и Б

4)оба суждения неверны

Ответ: _3__

5. Раскрыть смысл высказывания.

  1. Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)
  2. Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Периодическая печать важнейшее средство формирования общественного мнения. Радио и телевидение как основные каналы массовой коммуникации. Политическое сознание и его место в жизни общества. Политическая коммуникация как информационное воздействие.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Массовые коммуникации и средства массовой информации. Наиболее известные информационные агентства. Особенности массовой коммуникации в прессе, радио, телевидении. Общие правила отношений PR-деятельности с СМИ. Работа с прессой, радио и телевидением.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Представление о современных средствах массовой информации, их виды, функции и основная аудитория. Влияние телевидения на общественное сознание. Взаимосвязь СМИ и духовного мира человека. Степень негативного воздействия телевидения на детей и подростков.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2013

    История отечественного радиовещания. Радио тоталитарного государства, во время Великой Отечественной войны. Передачи, посвященные завоеванию космоса. Радио "перестройки и гласности". Радиовещание в условиях рынка. Независимые средства массовой информации.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Периодическая печать в годы первой русской революции. Русская пресса в годы Первой мировой войны. Этапы развития радио, телевидения и сети Интернет. Журналистика периода "холодной войны". Особенности современных средств массовой информации России.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Политическое прогнозирование как способ познания политических процессов. История развития средств массовой информации. Функциональные особенности СМИ в современном обществе. Политическое прогнозирование под воздействием средств массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Информационная, образовательная и социализационная деятельность средств массовой информации, их роль в политике. Принципы отбора материалов и способы распространения информации. Политическое манипулирование посредством СМИ, его методы и пределы.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Анализ принципов свободы массовой информации в советском и российском законе о СМИ. Изменения законодательства РФ 90-х в условиях рыночных отношений. Тенденции ограничения прав журналистов и огосударствления печати, телевидения и радио в 2000-е годы.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

Похожие публикации