Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Псалом 131 для чего читают.

Пс. 131 Данный псалом представляет собой плач, в котором Господь призывается спасти и укрепить царя (ст. 1,6-9). Как бы в обоснование этой просьбы псалмопевец вспоминает о завете Господа с Давидом (ст. 10-12; ср. 2 Цар., гл. 7 и Пс. 88) и о том, что именно Сион был избран Им как место Его земного пребывания (ст. 13-16; см. Пс. 45; 47; 75). Очевидно, псалом создан после царствования Давида. Исходя из того, что ст. 8-10 повторяются в 2 Пар. 6,41.42, (молитве Соломона на освящение храма), его создание можно датировать временем, непосредственно предшествующим этому событию.

Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119.

131:1 Вспомни. Псалмопевец имеет в виду верность Давида Господу.

все сокрушение его. В исторических книгах Библии содержится много примеров того, какие испытания выпадали на долю Давида из-за его стремления быть верным слугою Господа. Большую часть юности он провел, спасаясь от Саула, а зрелые годы посвятил борьбе с различными смутами и настроениями в своей стране (напр., с восстанием Авессалома). Многие плачи Псалтири, авторство которых приписывается Давиду, являются его личными свидетельствами об этой бесконечной борьбе (напр., Пс 68,9-13).

131:2 как он клялся Господу. Это свидетельство глубокой преданности Давида Господу: исполнение воли Господа было для него важнее, чем устройство собственной жизни. Исполнением этого обета следует, по-видимому, считать день, когда Давид повелел перенести ковчег завета из Кириаф-Иарима в Иерусалим (2 Цар., гл. 6).

131:3 не войду в шатер дома моего. См. 2 Цар., гл. 7.

131:6-9 Ковчег переносится "на место покоя", т.е. в Иерусалим.

131:6 в Еврафе. В Вифлееме.

на полях Иарима. В Кириаф-Иариме (1 Цар. 6,21 - 7,2).

131:7 поклонимся подножию ног Его. "Подножием ног" Господа обычно называли ковчег завета, ибо Он представлялся восседающим над ковчегом.

131:10 Ради Давида, раба Твоего. Призыв к Господу благословить царствующего потомка Давида - центральный момент данного псалма. Господь обещал Давиду, что иерусалимский престол навеки останется за его потомками (2 Цар. 7,11-16). Даже когда Израильское царство разделилось, Он оставил дом Давидов еще несколько столетий править в Иерусалиме. Когда же и цари Иудеи за грехи были отрешены Им от престола, это не означало, что Господь нарушил Свое слово. Обетование Давиду окончательно исполнилось в его великом потомке Иисусе Христе. Неудивительно поэтому, что уже в ранней Церкви Пс. 131 понимали как предвещающий пришествие Мессии (ср. Лк. 1,32; Деян. 2,30).

131:11 Клялся Господь Давиду. Ср. ст. 2, где говорится о клятве Давида Господу.

от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. См. 2 Цар. 7,11-16.

131:12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой. Обетование Господа Давиду могло быть исполнено лишь при условии, что потомки царя не станут преступать данный Богом закон.

131:13 Сион. См. ком. к Пс. 2,6.

131:14 Это покой Мой на веки. Сион избран Господом местом возведения храма, земного отражения Его небесного величия.

131:15 нищих его насыщу хлебом. Т.е. никто не будет испытывать ни физического, ни духовного голода.

131:17 рог. Символ величия. светильник. См. 3 Цар. 11,36.

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы, священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя.

Песнь восхождения

Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., 8 ст., где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на "место покоя", чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику "ради Давида" (10 ст.). Стихи 8-10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма (см. 2 Пар VI:41-42). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.

Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1-6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7-9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10-12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13-18).

1 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:

1. "Сокрушение" - сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался.

2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 "не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
4 не дам сна очам моим и веждам моим - дремания,
5 доколе не найду места Господу, жилища - Сильному Иакова".

3-5. Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии.

6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

6. Ефрафа - название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит "лес", местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим.

7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

7. "Подножие ног Его" - Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.

8 Стань, Господи, на место покоя Твоего,- Ты и ковчег могущества Твоего.

8. "Место покоя" - место постоянного пребывания Господа (сл. 14 ст.). - "Ковчег могущества" - Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь.

9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.

9. Пусть священники Твои будут всегда глашатаями правды, неуклонно следующими Твоим повелениям, и этой правде, этому ведению закона да научают весь народ своим словом, путем его разъяснения, а жизнью - да показывают пример достойного исполнения закона. - "Святые" - весь еврейский народ, призванный быть народом святым. Они "возрадуются" так как будучи научены своими пастырями знанию закона и проводя жизнь в согласии с заповедями Господа, они вызовут с Его стороны излияние на себя богатых милостей.

10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

10. "Помазанник" - Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него своих милостей "ради Давида" показывает необыкновенное смирение Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды, как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.

11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.
12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем".

11-12. Клятва Господа "в истине, которой Он не отречется", состоит в обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они отступили от Него, царский род Давида прекратился.

13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе.
14 "Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

14. Иерусалим - "покой Божий на веки", на все время верности Ему еврейского народа, которому Он будет изливать свои милости. Выражение "на веки" имеет и другой смысл. С отвержением древнего Израиля и заменой его новозаветным, Иерусалим явился священным городом в глазах всех христиан и, пока христианство живо и действенно, а оно, по обетованию Христа, вечно, дотоле этот город является священным местом для всего мира, местом явления и рождения новой жизни, местом, прославленным делами, учением и смертью Спасителя мира.

15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

16. сл. ст. 9.

17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

17. "Рог" - символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко Христу (Деян II:30).

18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его".

Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., Пс.131_8 ст., где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на " место покоя" , чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» (Пс.131_10). Стихи Пс.131_8–10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма (). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.

Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1–6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7–9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10–12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13–18).

. Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:

«Сокрушение» – сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался.

. «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;

. не дам сна очам моим и веждам моим – дремания,

. доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова».

Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии.

. Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

Ефрафа – название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит «лес», местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим.

. Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

"Подножи е ног Его" – Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.

. Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего.

" Место покоя" – место постоянного пребывания Господа (сл. 14 ст.). – «Ковчег могущества» – Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь.

. Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.

Пусть священники Твои будут всегда глашатаями правды, неуклонно следующими Твоим повелениям, и этой правде, этому ведению закона да научают весь народ своим словом, путем его разъяснения, а жизнью – да показывают пример достойного исполнения закона. – "Святые" – весь еврейский народ, призванный быть народом святым. Они «возрадуются» так как будучи научены своими пастырями знанию закона и проводя жизнь в согласии с заповедями Господа, они вызовут с Его стороны излияние на себя богатых милостей.

. Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

«Помазанник...» – Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него своих милостей «ради Давида» показывает необыкновенное смирение Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды, как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.

. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.

. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем».

Клятва Господа "в истине, которой Он не отречется» , состоит в обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они отступили от Него, царский род Давида прекратился.

. «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

Иерусалим – "покой Божий на веки" , на все время верности Ему еврейского народа, которому Он будет изливать свои милости. Выражение "на веки" имеет и другой смысл. С отвержением древнего Израиля и заменой его новозаветным, Иерусалим явился священным городом в глазах всех христиан и, пока живо и действенно, а оно, по обетованию Христа, вечно, дотоле этот город является священным местом для всего мира, местом явления и рождения новой жизни, местом, прославленным делами, учением и смертью Спасителя мира.

. священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

"Рог" – символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко Христу ().

Псалом 131: Молитва и обещание

Существуют разные мнения по поводу автора и случая написания этого псалма. Одна из возможных точек зрения состоит в том, что он был написан Соломоном, когда он вернул ковчег завета на подобающее ему место в только что построенном храме Иерусалима. В таком случае первые десять стихов псалма – это молитва Соломона о том, чтобы Господь сошел в виде шехины (облака славы) и пребывал над ковчегом. В стихах 11 и 12 подтверждается завет, заключенный Богом с Давидом. А в последних шести стихах Бог дает определенные обещания в ответ на определенные просьбы Соломона.

131:1-5 Псалом открывается просьбой о том, чтобы Господь вспомнил Давида и сокрушение его. Речь идет не о тех трудностях, которые преследовали Давида на протяжении всей его жизни, а скорее о глубоких эмоциональных и физических переживаниях, через которые ему пришлось пройти для того, чтобы воздвигнуть храм, Божье жилище на земле. Это объясняется в следующих трех стихах. В какой-то момент, о котором в Писании больше ничего не говорится, Давид заключил с Иеговой торжественное соглашение: он не войдет в шатер дома своего, не ляжет на свое ложе и не будет спать, пока не построит дом для Господа, место, где будет жить Сильный Иакова. Этот обет не следует воспринимать буквально. Давид хотел сказать, что не будет ему покоя, пока он не построит постоянное жилище для Божьего ковчега. Мы знаем, что Давиду не было позволено построить храм, так как он вел войны, но ему разрешили подготовить материалы для Соломона, и Бог наградил его за его желание.

131:6 По-видимому, в этих стихах содержатся воспоминания о том, как ковчег был в Кириаф-Иариме, и люди Давида выразили желание перенести его в Иерусалим. Стих 6 особенно труден для понимания, потому что в нем ковчег связывается с Ефрафой (Вифлеемом), хотя у нас нет сведений о том, что ковчег там когда-либо находился. Есть несколько распространенных попыток решить эту проблему.

1. Царь и его люди впервые услышали о местонахождении ковчега, находясь в Вифлееме, но размещен он был в Иариме, то есть Кириаф-Иариме.

2. Ефрафа может означать Ефрем, то есть быть указанием на местоположение ковчега в Силоме.

3. Ефрафа может быть Халев-Ефрафой (см. 1 Пар. 2:24), а не Вифлеемом. Согласно этой версии, Халев-Ефрафа – то же, что Кириаф-Иарим, что значит "город лесов". В таком случае две части стиха 6 образуют параллелизм, и значение их одинаково. Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

131:7 Шествие со священным ковчегом движется к Иерусалиму, и люди ликуют, потому что идут к жилищу Бога, поклониться подножию ног Его. Ковчег воспринимался как подножие Бога, так как облако славы находилось над ним.

131:8-10 Далее мы читаем молитву Соломона в момент освящения храма (ст. 8-10; см. также 2 Пар. 6:41, 42). Он просит Бога поселиться в святилище, чтобы то, что ковчег собой символизирует, стало реальностью. Он просит также о благочестивом роде священников, о народе, который возрадуется, и о постоянной Божьей милости к царю. Слова "помазанник Твой" могут относиться к самому Соломону, но также и к Мессии.

131:11-13 Господь отвечает на молитву прежде всего кратким упоминанием о завете Давида. Этот завет по отношению к Давиду был заключен без всяких условий; ему был обещан престол во веки, и его потомки всегда будут сидеть на этом престоле. Но по отношению к потомству Давида было одно условие: все зависело от их повиновения. Так, хотя Господь Иисус – потомок Давида, физически Он является потомком не Соломона, а другого сына Давида, Нафана (Лк. 3:31).

131:14-18 На конкретные просьбы Соломона даны конкретные ответы. Это можно видеть при следующем сравнении:

Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего (ст. 8).

Священники Твои облекутся правдою (ст. 9а).

И святые Твои возрадуются (ст. 9б).

Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего (ст. 10).

Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его (ст. 14).

Священников его облеку во спасение (ст. 16а).

И святые его радостью возрадуются (ст. 16б).

Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему... на нем будет сиять венец его (ст. 17, 18б).

На самом деле Господь дает гораздо больше, чем Соломон просит. Он добавляет также обещание об изобилии, хлебе для нищих (ст. 15). Он обещает, что священники будут облечены спасением, а не только праведностью (ст. 16а). Он обещает, что святые радостью возрадуются (ст. 16б). Он обещает, что враги облекутся стыдом (ст. 18а).

Значение стиха 17 в том, что в Иерусалиме по воле Бога будет править могущественный Царь из рода Давида (см. Лк. 1:69), что Он приготовил светильник или Сына (см. 3 Цар. 15:4) для Давида, Своего помазанника. Эти обещания о вечной династии исполнились в Господе Иисусе Христе. Враги Христа облекутся стыдом, а Он будет увенчан славой и почетом.

Голова, которая некогда была увенчана терниями,

Теперь увенчана славой!

Царский небесный венец украшает

Чело могущественного Победителя!

Похожие публикации