Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Проповедь на притчу о десяти прокаженных — протоиерей Олег Стеняев.

План-конспект урока на тему: « Исцеление десяти прокаженных . Сила благодарности »

Цель урока: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать у учащихся представление о жизни людей вo времена Иисуса Христа;

Раскрыть учащимся содержание таких понятий, как «благодарность» (умение быть благодарным), «преданность» (родным и близким)

Развивающие:

Развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей

Развивать желание учиться, познавать окружающий мир

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;

Воспитывать умение видеть красоту мира.

Оснащение (оборудование) урока:

Географическая карта древнего Израиля;

Презентация «Репродукции картин на библейский сюжет об исцелении десяти прокаженных»

Библия. Изд. Моск.Патриархии. 1956 (у каждого ученика)

Раздаточный материал (у каждого ученика горсть бобов)

Рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши

Пьеса Уильяма Шекспира «Король Лир»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Ведущие технологии: интерактивная беседа

Основные этапы урока

1. Организованное начало

2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Благодарное сердце – вот что, прежде всего, характеризует христианина. Что означает слово «благодарность»? Из каких двух слов оно состоит?

Ученики: «Благо дарить».

Учитель: Благодарность – это чувство признательности за сделанное добро, например, за оказанное внимание и услугу. «Что посеет человек, то и пожнет». Гал.6:7. Это – духовный закон. Когда вы благо дарите (ваш посев), oно к вам и возвращается в виде различных благ (ваш урожай). От умения быть благодарным зависит, будем мы в жизни счастливы или нет. Сегодня мы поговорим о том, как развить в себе умение быть благодарным, как научиться ценить то, что нам дает жизнь.

3. Чтение Библии (Евангелие от Луки, глава 17, стихи 11-19). Работа с картой древнего Израиля.

Учитель: Давайте прочитаем библейскую историю, которая находится в Евангелии от Луки, в главе 17, стихи 11 – 19. Найдите, пожалуйста, в Библиях этот отрывок.

Ученик: «А мы успеем изучить Библию до окончания четвертого класса»?

Учитель: Один из религиозных лидеров Мартин Лютер сказал: «И вечности недостаточно, чтобы изучить Слово Божие». Библия неисчерпаема. Неисчерпаема глубина Слова Божия. На протяжении тысяч лет священнослужители изучают Священное Писание, составляют проповеди. Миллионы книг посвящены тем или иным строчкам из Библии. Мы живем в хорошее время – можем изучать эту великую Книгу. Так было не всегда. Ее сжигали, преследовали тех, кто пытался изучать Библию. Долгие годы она находилась в безраздельной собственности священников, чтобы люди не имели доступа к ней. И у тебя впереди целая жизнь для погружения в Слово Божие.

(чтение Библии учащимися по цепочке)

«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали.

И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять?

Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».

4. Словарная работа (толкование лексического значения непонятных для учащихся слов)

Прокаженные – это люди, заболевшие проказой. Проказа нередко встречалась в те времена. Это было тяжелое и заразное заболевание. Оно обычно начиналось с язв на коже; затем образовывались открытые гниющие раны, от которых исходило невыносимое зловоние. Все тело заболевшего человека постепенно разлагалось. Он терял зубы, нос, уши, руки. Проказа фактически становилась смертным приговором для него. Не случайно проказа в Библии является символом греха! Грех – будь то алкоголизм, наркомания, воровство, зависть или гордыня – тоже может разрушить жизнь человека.

Судьба прокаженного была поистине тяжелой. Как только у человека обнаруживались первые зловещие признаки этой заразной болезни, его изгоняли из города, и он вынужден был жить в лепрозории (поселение для прокаженных). Прокаженные нищенствовали, жили вблизи мусорных свалок и ели пищу, на которую никто другой даже смотреть бы не стал. Невыразимое страдание причиняло им постоянно испытываемое чувство тоски по оставленным любимым детям, женам, родителям.

5. Комментарии к прочитанному

Вот таких десять хромающих, грязных, разлагающихся, медленно умирающих мужчин, поддерживающих друг друга, стояли у дороги в ожидании Спасителя. Среди них был, по крайней мере, один самарянин. Как мы уже знаем, иудеи презирали самарян, считали их «второсортными» людьми, язычниками и не общались с ними. Проказа заставила их забыть, что одни из них иудеи, а другие – самаряне. Они помнили лишь о том, что всех их объединяет страдание и что всем им нужна помощь. Общее несчастье не знает национальных различий. Неизвестно, каким образом эти десять услышали об Иисусе Христе. Может быть, какой-нибудь бродячий прокаженный проходил мимо и рассказал им об удивительных исцелениях прокаженных, совершенных Спасителем в других городах и селениях. В любом случае, они каким-то образом узнали, что Спаситель будет проходить мимо, и с волнением и надеждой ждали Его. И вот, наконец, они увидели Иисуса Христа и апостолов. И, когда Он приблизился на расстояние слышимости, они громко закричали: «Иисус, Наставник, помилуй нас»! Они не просили денег, не просили рая после смерти. Они просили о милости!

Я уверена, что Иисус Христос не поморщился при виде этих несчастных, не отвернулся от них. Он посмотрел им в лица и с великим состраданием сказал:«Пойдите покажитесь священникам». По иудейскому закону, только священник мог констатировать исцеление человека от проказы. Десять человек послушно направились к священникам.

И по дороге они ощутили в себе поток жизни, здоровья и силы! Один пошевелил рукой, которая уже на протяжении многих месяцев была неподвижна. Другой – перестал хромать. Кровоточащая, разлагающаяся кожа изменилась, и там, где раньше были раны, появилась новая, здоровая кожа. Они почувствовали себя чистыми и живыми. Теперь они могли вернуться домой, вернуться в общество людей!

Как ни в одной другой Евангельской истории, здесь показана человеческая неблагодарность. Ведь прокаженные пришли к Спасителю, страстно желая исцеления. Он исцелил их, а девять из десяти так и не пришли к Нему, чтобы поблагодарить Его. Как часто человек, получивший желаемое, так и не возвращается, чтобы поблагодарить!

6. Чтение младшими школьниками заранее подготовленных стихотворений.

Ученик: Стихотворение великого князя Константина Константиновича Романова. Он был президентом Российской Академии наук; на его стихи писали романсы русские композиторы П.И. Чайковский и С.B. Рахманинов.

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем,
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?»

Учитель: Ребята, как вы думаете, какую же мысль хотел до нас донести автор этого стихотворения?

Учитель: Да. Но и далеко не каждый способен увидеть эти блага. (чтение стихотворения Дмитрия Мережковского)

Ученик: В этом стихотворении рассказывается о человеке, который благодарит Бога за красоту мира»

«О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм.
И ночь, и волны, и зарю …

Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, - в ночной тиши
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине своей души».

Учитель : Кто-то просил Бога о знамении. «Если Ты совершишь чудо, я поверю в то, что Ты есть», сказал человек. И день за днем

«Солнце вставало в перламутре и садилось в багрянце,
Звезды выходили ночью в ярком наряде,
Утро всегда питало влагой томимую жаждой траву,
Зерно давало урожай,
А он все же не увидел ничего».

Говоря о бесконечном Боге, мы касаемся чего-то, превосходящего все, что мы способны видеть, чувствовать и даже вообразить. «Бог есть любовь» 1Ин.4:8. Мы живем в изобилии Его любви. Падающий снег, мерцающие звезды, щебет птиц, шум моря, благоухание ландыша – все это великолепие существует для нас.

А знаете ли вы, что человек, умеющий быть благодарным, намного счастливее людей, не обладающих этим качеством? Многие ошибочно полагают, что счастье зависит от материального достатка, от достижений в жизни или от того, где мы проводим отпуск. Это вовсе не так; истинное счастье и радость идут изнутри, и благодарность – это отличный способ обнаружить эту радость внутри себя.

Послушайте, что говорит о себе Апостол Павел:

«…я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Фил.4:11-13. Апостол вел скромный, простой образ жизни, однако совершенно ясно, что он был доволен и счастлив. Он мало чем обладал, но это малое он принимал с большой благодарностью. Павел приоткрывает нам тайну: секрет нашего счастья заключается в благодарности! Его благодарность Богу за любые обстоятельства жизни делала его счастливым. Такой благодарности можно научиться.

7. Знакомство детей с методом развития умения быть благодарным («Бобовый метод»). Инсценировка учителем рассказа лесника. Рассказ об опыте использования «бобового метода» Евой – ученицей из параллельного класса

Учитель: Интересным способом научиться благодарности является «бобовый метод». Этот метод изобрел один лесник по имени Никифор. Я познакомилась с Никифором, когда работала в Иркутской тайге в качестве лесопатолога, или лесного врача. Он рассказал мне о своем изобретении, и этим помог мне в воспитании чувства благодарения. Его семья всегда была бедной. В годы же после войны в его доме воцарилась настоящая нужда. И все же это был счастливый человек – благодаря «бобовому методу». Я вытаскиваю из кармана горсть бобов и показываю детям.

Однажды этот лесник решил для себя: «Настало время прекратить жаловаться на то, чего у меня нет, и начать благодарить Бога за то, что у меня есть». Вот тут-то и пригодились ему бобы.

«Каждое утро – рассказывал он – я набираю полную горсть сухих бобов и кладу их свой левый карман. После этого я иду на работу. По дороге со мной происходят разные события. Иногда ласковое солнце мне светит прямо в лицо. Иногда – кто-то со мной просто поздоровается и улыбнется мне, или сосед найдет время, чтобы поболтать со мной. Иногда я замечаю по-особенному красивые в этот день облака или белку, перепрыгивающую с ветки на ветку. Каждый раз, когда со мной случается что-то хорошее, я беру один боб из левого кармана и перекладываю его в правый.

Вечером у меня всегда в правом кармане собирается полная ладонь бобов. Прежде чем я иду спать, я перебираю бобы и вспоминаю каждое хорошее событие дня. Тогда я замечаю, каким замечательным был день, и спокойно сплю».

Таким образом, этот человек внутренне разбогател, он жил в довольстве благодаря такому простому методу! Благодарность за самые незначительные вещи, которые доставляют радость, приносит удовлетворение и счастье.

8. Высказывания детей о своих мыслях, чувствах, представлениях о благодарности и неблагодарности из собственного жизненного опыта

Учитель: А как вы думаете, на кого больше похожи вы – на самарянина, который вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса Христа за свое исцеление, или на тех девятерых, которые ушли, не выразив своей благодарности? Всегда ли вам удается быть благодарными?

Ученики: Нет, не всегда. Когда как.

Учитель: А за кого или за что вы можете испытывать чувство благодарения?

Ученики: За родителей, учителей, друзей, за домашних животных.

Ученик: Апостол Павел говорит, что за все надо благодарить. Мой старший брат разозлился на меня и сломал мой управляемый автомобиль. Мне не хочется его благодарить за это.

Учитель: Давай подумаем, чем этот печальный урок может оказаться полезным для тебя. Уверена, ты сам уже так не поступишь, потому что на себе испытал, как это больно и неприятно, когда с тобою так поступают.

Ученик: Конечно.

Учитель: И рассматривай происшедшее как тест на способность прощать. Ты простил брата?

Ученик: Нет, я с ним не разговариваю.

Учитель: А Бог через Апостола Павла говорит нам: «Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Ефес.4:32. Видишь, Филипп, повод для благодарности есть и в этом происшествии.

9. Чтение учителем отрывка из пьесы Шекспира «Король Лир»

Учитель: Я обратила внимание на то, что вы хором сказали о своем чувстве благодарности к родителям. Это хорошо. Это важно и для вас, и для родителей. Пронесите это чувство через всю вашу жизнь. Написано: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Это – одно из условий вашего долгоденствия. И это – условие долгоденствия и ваших родителей. Отсутствие любви и благодарности к родителям может убить их.

Только тогда, когда у вас появятся свои дети, вы поймете, какой огромной любовью полны к вам сердца ваших родителей. Не отплатите неблагодарностью. Английский драматург Вильям Шекспир вкладывает в уста своего героя – короля Лира, отвергнутого двумя своими дочерьми, такие слова:

«Дуй, зимний ветер, дуй,
Ты не так жесток, как человеческая неблагодарность.
Насколько больней, чем быть укушенным змеей,
иметь неблагодарного ребенка».

Учитель: А укус змеи, как вы знаете, иногда может быть смертелен.

И не забывайте о существовании духовного «закона жатвы». Что посеешь – то и пожнешь. Вот вам пример. Сын ведет отца, по щекам которого струятся слезы, в дом престарелых, при этом утешая его: «Тебе там будет лучше». Отец отвечает: «Я плачу не о себе, но о тебе. По этой же дороге я вел отца в дом престарелых. Настанет момент, и твой сын поведет тебя по этой же дороге».

10. Презентация репродукций картин на библейский сюжет об исцелении десяти прокаженных. Игра: «Мы – экскурсоводы»

11. Творческая работа учащихся. Младшие школьники выполняют рисунки. Они могут рисовать все, что у них ассоциируется с темой благодарности

12. Рефлексия

13. Домашнее задание:

Учитель: «Попробуйте использовать «бобовый метод» для развития в себе чувства благодарности. На следующем уроке поделимся впечатлениями» (ученикам раздаются бобы)

14. Подведение итогов урока:

Позитивная оценка учителем работы учеников

Благодарность учителя ученикам за участие в подготовке урока и заинтересованную, активную работу на уроке

Просьба к ученикам высказать кратко свое мнение о том, пригодятся ли им в жизни полученные сегодня знания

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Если Вы проводите у себя в городе группу чтения Евангелия - добавьте ее к нам в базу. Так ее смогут найти те, кто пока не знает о ней, но кому она нужна.


Новые группы в базе

Ростов-на_Дону - Евангельские беседы при храме иконы Божьей Матери «Умиление» Евангельские беседы при храме иконы Божьей Матери «Умиление» в Ростове-на-Дону появились в сентябре 2015 года.
Во время встреч читают и обсуждают воскресные Евангелие и Апостол, есть возможность задать вопросы о наболевшем.
По благословению протоиерея Димитрия Осяка беседы ведет диакон Алексий Ряжских.
Встречи проходят в воскресенье после богослужения, в 11 утра. Москва - Евангельские чтения при ПМО СПАС При православном молодежном объединении СПАС евангельские чтения по благословению прот. Василия Воронцова проходят с 2007 года. Встречи проходят по субботам после всенощного бдения. Ведущий - Михаил Минаев.
г. Сясьстрой - Евангельская группа при храме Успения Пресвятой Богородицы Евангельская группа при храме Успения Пресвятой Богородицы создана в 2011 году, когда люди не захотели расходиться после катехизации. Группу ведет настоятель храма прот. Виталий Фонькин. На группе используют разные планы чтения из Ветхого и Нового заветов. Также читают святых отцов, обсуждают и делятся. Иногда читают стихи или небольшое художественное произведение и делятся тем, как откликнулось сердце на прочитанное. Киев - Евангельская группа при храме свв.Андриана и Натальи в Киеве Евангельская группа при храме свв.Адриана и Натальи была создана 20 мая 2013 года после миссионерского тренинга.
Создание группы благословил прот. Роман Матюшенко, ведет группу Виталий Сидоркин, закончивший Киевскую духовную семинарию.
Читают Евангелие от Луки. Москва - Евангельские беседы при храме Царя-Страстотерпца в Аннино В храме Царя-Страстотерпца Николая II в Аннино евангельские беседы появились в 2014 году. Участники читают Евангельский Синопсис и сравнивают между собою разных евангелистов. Беседы проводит настоятель храма иерей Тимофей Куропатов.

Слава Иисусу Христу, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас со святым причастием, с освящением ваших душ и ваших тел.

Сегодня мы слушали интересное Евангелие (Лк., XVII: 12-19), где мы видим, что 10 прокаженных просили у Иисуса помощи и они ее получили. Мы видим, что только один из десяти пришел Иисусу поблагодарить. И мы видим, что это был не иудей, это был самарянин. А когда мы историю читаем, то видим, что иудеи имели в своих мыслях и в своих традициях преимущество над другими народами. В том числе и над самарянами. Господь Иисус Христос в Евангелии постоянно подчеркивает иудеям, что смотрите, самарянин помогает. Вот и сегодня - смотрите, самарянин исцелился и пришел поблагодарить. Иисус Христос показывает нам этим Евангелием, что Он не выбирает кого исцелять. Он не спросил кто из этих десяти иудей, кто самарянин, кто вообще может какой-то другой национальности. Он им сказал: «Идите и покажитесь священнику».

Господь тем самым показывает, что Он не обращает внимания на то, какого цвета у тебя кожа, какая у тебя национальность и т.п. - Он помогает всем. То есть, для Бога нет такого, что одни лучше, а другие хуже. И Иисус постоянно это подчеркивал, потому что иудейский народ, часть из них в какой-то степени, имели в себе такую ​​гордыню, которая не преподносила их к Богу, а наоборот отдаляла. Они думали, что они лучшие. Иисус пришел и сказал: «Нет, вы не лучше. Вы не лучше, если вы не любите Бога. Вы не лучше, если вы не творите дела Божии. Вы не лучше, если не выполняете заповеди Господни».

Сегодня, дорогие братья и сестры, тоже подобное происходит: одно из течений религиозных думает, что оно лучше другого. Христиане - лучше мусульман, мусульмане - лучше иудеев, иудеи - лучше кришнаитов или буддистов. Происходмт такое искажение. У Бога все равны, в глазах Бога они все равны. Ценность нашей веры зависит от того, как мы соблюдаем заповеди каждый в своей религии, в своих традициях и как мы живем. Если мы просим у Господа: «Помоги мне», - будучи мусульманином, и Господь помогает, то нам надо поблагодарить Его. Если мы просим у Бога, будучи христианами: «Боже, помоги нам исцелиться», - то надо поблагодарить Бога, когда это произойдет. А не так, как у нас некоторые люди в обществе, и мы возможно тоже такие же в какой-то степени бываем, когда мы просим: «Боже, помоги, помоги», - молим, молим, молим, Господь нам помогает, а мы забываем даже поблагодарить Бога за то, что нам помог. А потом мы как-то забываем об этом, потому что черный ангел приходит и говорит: «Да это само собой должно было так произойти. Это простое дело. Зачем ты вообще молился Богу, когда это легкое дело, все хорошо уже было».

Мы помним ситуации, когда видим, что у нас впереди очень простое дело и мы думаем: «А зачем молиться, чтобы Господь помог? Оно и так само собой произойдет». И тут так происходит, что в процессе мы едва справляемся, ибо Господь показывает: «Без Меня вы ничто. В немощах ваших Моя сила». Когда мы немощны, мы взываем всей душой и просим: «Боже, помоги». Так, как эти прокаженные просили Иисуса: «Иисус, спаси нас, помоги нам». Без разницы, как они просили, но они просили, и Господь сжалился над ними и помог.

Мы можем это Евангелие взять себе в пример и сделать такой вывод, что когда мы просим у Бога помощи, и Господь нам помогает, мы должны всегда благодарить. Когда мы просим у Бога помощи, и Господь нам не помогает, как-то ситуацию не решает, мы должны все равно благодарить Бога. Мы должны помнить, что в Писании сказано, что «на каждом шагу жизни созерцай пути Господни». Мы должны анализировать, дорогие братья и сестры, свою жизнь. Вот я сегодня прожил день этот, я на работе был. Что у меня случилось за день? Такая ситуация была, такая, ага, и как она чудесно была решена. Проанализировав, мы видим, что просто так она не могла быть решена - Господь помог, своих ангелов благословил. Благословил людей, через которых эта ситуация разрешилась. Но если мы озабочены суетой этой жизни и всякими рабочими моментами, мы можем и не увидеть эту ситуацию. Мы видим, что день нормально прошел, ну и хорошо - не поблагодарили Бога. Если мы этого не сделали, то следующий день пройдет хуже. Ибо Господь помогает нам и Он ждет, чтобы мы проявили свободный выбор и сказали: «Спасибо Тебе, Господи, что Ты мне помог».

Мы помним, что в Писании сказано: «чтобы каждое дыхание прославляло Бога». Чтобы мы славили постоянно Бога. Нам сложно или нам легко, мы должны славить Бога.

И самое главное, когда мы просим чтобы Господь нам помог, - не забыть поблагодарить Бога. Поблагодарить Бога за то, что Он такой милосердный. Поблагодарить за то, что Он нас любит таких грешных, что Он нас благословляет, что Он слышит наши молитвы. Поблагодарить - это самое главное.

Но есть еще здесь один важный момент, дорогие братья и сестры, - когда мы просим Бога, чтобы Он нам в чем-то помог, и Он нам помогает, мы понимаем, что Он нас слышит и наша вера, она не напрасна. Мы видим как Иисус сказал самарянину: «иди, вера твоя спасла тебя». Потому что самарянин верил, что этот человек поможет ему.

Мы верим, что Господь нам поможет, и мы Его просим. Если бы мы не верили, мы бы не просили, и мы бы не получили тогда помощи. Господь сказал: «По вере вашей будет вам».

То есть, дорогие братья и сестры, мы видим здесь различные аспекты, мы можем много об этом говорить, но самое главное - благодарить Бога. Самое главное просить, чтобы Господь укрепил нашу веру. А она укрепляется, когда мы просим, ​​а Господь нам помогает. И мы реально видим такие моменты в своей жизни.

Нас спрашивают: «Ты веришь в Бога? - Конечно, я верю. - А почему ты веришь в Него? - Да потому что я вижу как Он каждую минуту, каждый день в моей жизни творит чудеса. Почему мне в Него не верить? Я знаю, что Он есть. Мне не нужно его видеть физически, я знаю, что Он проявляется физически в моей жизни».

Если мы будем так настраивать себя, просить Господа и благодарить Его, то Господь всегда будет с нами.

Спаси вас Господи!

Антоний Сурожский сказал: «Что неблагодарный человек не может быть счастливым». Как благодарность связана со счастьем?

Очень просто. Существует круговорот добра. И благо-дарность – это возврат добра, пусть и в словах. Добру все равно, в какой корзинке его носят – денежной, продуктовой или словесной. Таким образом, добро нас связывает и дает возможность получить с-частье – часть друг с другом. Главное иметь часть с Богом. Это наивысшее счастье.

Почему же мы часто бываем неблагодарны друг другу и Богу? И почему оказались неблагодарны Христу те девять прокаженных, которых Он исцелил:

Увидев их,

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

За что благодарить Бога, если болезнь и здоровье от Него? Сам дал. Сам забрал. А мы должны еще благодарить за эти болезненные эксперименты над нами? И вместе с тем, как это ни печально, болезнь часто нужна нам для отрезвления.

Как-то по молодости читал прп. Амвросия Оптинского, наткнулся на его слова о том, что болезнь есть прекраснейшее средство, приближающее к Богу. Смутился и подумал: «Зачем он, человек веселый и свободный, проповедует Евангелие в рабском изводе? Почему наши отцы-пустынники все время говорят о каком-то нытье перед Богом? Почему бы им не радоваться? Ведь святые стояли близко к источнику благодати и, несмотря на близость к источнику блаженства, почему-то все время ныли и искали повод сделать себе больно и поплакаться.

А теперь вижу – отцы были правы. Человек лукав настолько, что добротой его не возьмешь. В сытости и изобилии почти все наглеют, доходят до омертвения души и предаются от скуки разным пакостям.

Разумеется, есть Божии люди. Их милость лучше приближает к Богу, чем скорби. Но это Божии люди. Они большая редкость. И прав Амвросий Оптинский, говоря о том, что болезни замечательно смиряют и приближают к Богу. Увы.

И вот пред нами Евангелие. А в нем рассказ об исцелении десяти прокаженных:

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

У всех больных была разная причина проказы. Ясное дело, что десять больных приняли здоровье, не потому что их духовное состояние вдруг оказалось одинаково высоким, не по своим заслугам, а по внезапной и непонятной милости Божией.

Очевидно, что не богословие вернуло им зрение, не жизнь в Боге, а некий замысел Бога, которому было необходимо это внезапное публичное чудо для демонстрации какой-то мысли Иисуса Христа.

Болезнь, по слову Амвросия Оптинского, сослужила им добрую службу. Они, в самом деле, обрели мирный и кроткий дух. А как же по иному? Будешь буян или не смирен, так и хлеба за норов никто не даст и товарищи прибьют.

Вот, идут себе и слышат молву: «Идет некий учитель». Стали вдалеке как заразные. Что Иисус говорит – не слышно. А было бы слышно, так не было бы понятно. Но понимает народ, волнуется и все чего-то просят себе. Раз дают, надо брать. Поэтому, не вдаваясь в подробности, закричали:

– Наставник! Помилуй нас.

Нам все одно: «Наставник, учитель благий, Иисус, Галилеянин, Господь, Христос и Бог». У нас все это эпитеты одного и того же явления – Христа. А для древних иудеев не так. Учитель и Мессия отстояли друг от друга, как небо от земли. Бог от Мессии – еще дальше.

И вот убогие прокаженные просят не Мессию, не Бога, а какого-то бродячего учителя: «Научи нас. Дай нам рассуждение утешительное в нашей беде».

Он им отвечает:

– Идите покажитесь вашим священникам.

Нам опять это непонятно. Зачем Иисус отправляет их к священникам. А все просто. По закону иудейскому, человек, принявший от Бога исцеление или чудо, должен был явиться к священникам, чтобы те дали гарантию того, что чудо или милость были от Бога и человек действительно очистился от греха. Этакая аттестация у профессионалов.

Но ведь чуда еще не было!!! А Он их УЖЕ отсылает. Ситуация более чем странная. Но нет. Они послушались и пошли. А что? Человек умный, грамотный. Его народ слушает. Всяко разно умнее нас. Велит делать нечто непонятное. Но нам-то, дуракам, есть смысл послушаться.

И послушались. И по пути исцелились все. Безразлично к своему уровню духовного развития. Исцелились только потому, что обрели навык смирения – умения держать мир и умения не считать себя умнее всех, как это обычно у нас водится.

У нас не так.

Бог говорит через заповеди: не блуди, не воруй, не завидуй, не убий, люби. Нет. Не слушаем. А потому болеем. И, по слову Амвросия, кнут болезни нам в помощь.

Священник тоже говорит не делать. Все равно живем по своему. Окаянство, слепота духовная, ожесточение – наш удел. Нам милее всего делать все по своему, наперекор Богу и людям.

Что делать Богу, когда мы самозабвенно стремимся к пропасти? Он посылает нам аварийный тормоз – болезнь. Внимательно следит за ходом дела и по результатам вразумления посылает исцеление.

Здоровье и болезнь от Бога и по грехам. И любой умный человек знает, что здоровье есть плод троих: Бога, врача и человека. И благодарности заслуживают и Бог, и врач.

И исцеленные прокаженные могли бы об этом и догадаться, но не потрудились подумать или просто поленились. Как бы то ни было, девять из них не вернулись поблагодарить Наставника, и Христос свидетельствует, что и Бога они также не благодарили.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Мы-то поумнее. Знаем, что врача благодарить надо. Но присмотримся к его служению пристальней.

Врач, как и художник, и священник, и пророк – служение вдохновенное. В успешном лечении часть – от трудолюбия врача, от его знаний, часть – от его честности, часть – от его милосердия. А часть, причем большая, – от Бога. И по молитвам врачей бывают чудеса.

Врачи бывают ремесленники, а бывают от Бога. Хорошие врачи знают – вдохновение и интуиция – это от Бога. И мы получаем исцеление и от Бога, и от врача. Поэтому нормальный человек, выздоровев, благодарит врача и Бога.

Но у нас благодарить врача дело понятное – деньги, цветы, конфеты, вино или другие безделки, которыми хламим квартиру врача. А вот благодарить Бога как-то вторично.

Что Богу от нас надо? Не цветы же с конфетами. Обычай велит идти в храм. Там мы обычно даем Богу на чай сто рублей. Можем от щедрот купить свечку, перекреститься и пойти домой с чувством выполненного долга.

Врачам – коньяк, Богу – свечку. Договорился, на душе стало спокойно. Неважно, что у врача этого коньяка девать некуда. Неважно, что Богу свечка не нужна. Есть некий этикет сам по себе.

Так было и в древней Иудее.

Пошли прокаженные в храм. Исцелились. Священникам показались. А зачем идти к врачу? Все равно, все сделал Бог, а этот наставник только слово сказал. Подумаешь, работа! Перебьется на благодарность. Нам и дать нечего. Ему пусть люди подадут.

И Бога не поблагодарили. А зачем? Сам дал проказу. Сам взял.

Да и на пользу ли это исцеление? Ну, исцелись и исцелись. Может быть, для них это было еще хуже. В болезни как-то кормились, а теперь надо думать, как хлеб заработать трудом.

Если в прошлой истории с начальником синагоги и согбенной женщиной мы видели, что клир закоснел в бесчувствии, то теперь, на этом примере, мы видим, что не только священники, но и народ прокис и застыл в законе.

Священнику была безразлична больная женщина. Больным безразличен врач и наставник. Все они безразличны они друг другу. Люди оказались не связаны с собой благо-дарением. Через них перестал проходить круговорот добра. Добро делегировали Богу. Себе оставили откуп и небесный налог в виде десятины и маневров внутри предписаний закона.

Этот абстрактный закон очень удобно исключил личность. Он для того, чтобы не напрягаться душой, развязал личность, смысл и Бога. Этому закону стал безразличен реальный человек. Закон выключил личное общение людей между собой, основанное в Боге. Закон исключил участие человека в законе. Закон отстранил простолюдина от общения с Богом. Закон привнес отчуждение и разделение. Источником закона стал откуп и жертвы, не требующие участия души и сердца.

Настало время катастрофического разделения.

Замечательно сказал один святой отец:

– Смерть – это разделение. Разделение грешащих людей. Разделение внутри души. Разделение Бога и человека.

Иудея подошла к такому же смертельному разделению и отчуждения вся вместе.

Поблагодарить Христа вернулся один чужестранец, которому закон не проштамповал его мозги.

Он, как и любой нормальный человек, подумал и отчетливо увидел, что исцеление случилось не только потому, что так захотел Бог, но и потому, что Бог послушал этого Наставника. В этом Учителе есть тайна, благодаря которой Его слушает Бог и творит по слову Его такое, чего отродясь не творилось среди людей – разовое исцеление такого количества людей, никак этого не заслуживших. Но если не заслужили, то какова причина чуда? Зачем мы понадобились Богу? Что через это чудо Он хотел сказать нам?

Куда было спешить девяти очистившимся? Все они безработные. Никого дома не ждут. Никому они не нужны. Так почему бы не вернуться и не узнать:

– А почему мы исцелились? Ведь это важнейший вопрос. В болезни и в жизни он был самым главным. Почему же сейчас это стало неинтересно?

Нам не стоит удивляться неразумию этих людей. Ведь и мы подвержены подобной сердечной глухоте. Нам тоже кажется, что наши скорби случайны. Жил-жил, раз – и за что мне это? Потом, болел-болел, раз и выздоровел. А что почему, не ясно. Ну, может быть, Бог увидел, что я окаянен, и махнул на меня рукой, Ему надоело меня мучить. Он увидел, что толку от меня нет. Я ничего не понимаю и только набираюсь уныния и зла. Махнет Бог рукой и отпустит мою окаянную голову на все четыре стороны. Что ты будешь делать с таким бесчувственным упрямцем?

Да и опасно спрашивать Наставника о том, что со мной было. И каждому известно, что Он скажет, потому что нам наверняка это будет не по нраву: не блуди, не пей, не злись, не мсти, будь честен и люби людей. Скучно. Дам сто рублей на свечку, отвяжитесь от меня, Силы небесные.

Иноплеменник, придя ко Христу, пал к Его ногам, славя Бога. Прекрасно. И врачу честь отдал, и Бога прославил. Замечательно.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Заметим, «громким голосом» – это значит, всем своим существом без остатка он выплеснулся перед Богом. И поклонился – это значит признал себя Его слугой, готовым работать Господу. Первая часть – подобна нашей исповеди. Вторая – причастию. Человек убрал все барьеры между душой, телом и Богом. В этом и был предмет веры.

И слышит от Бога:

В стань, иди; вера твоя спасла тебя.

Так вот, что спасает! Так вот, в чем секрет этого исцеления. Так вот, в чем беда Израиля – отсутствие веры – реального видения Бога и реальной жизни в Нем.

У Бога нет времени. Наше время – это свойство нашего пространства и нашего существования.

У Бога Троицы вечно и безвременно происходит принесение жертвы Вторым лицом Троицы. Вечно происходит реализация замысла Бога и вечно рождается Бог-Сын.

Так же вечна драматургия Евангелия. Иноплеменники приняли эстафету Сиона. Европейцы, африканцы, индейцы и миллиарды людей со всего света – стали новым народом Бога, готовым слушать и служить Ему.

Но прокаженные душой и неблагодарные верующие никуда не делись. Вместе со старым законом и они вошли в наши христианские церкви, и для них сегодня возвещается Евангелие о неблагодарности и вере, связанных единым благо-дарением.

Для того, чтобы лучше понять смысл этого происшествия, нужно посмотреть, в какой контекст повествования вставлен отрывок об исцелении прокаженных, каким историями окружена эта повесть.

До случая со встречи с этими несчастными людьми ко Христу подходили ученики и Он им говорил:

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Позже Христос говорит о Царствии Небесном:

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Итак, соединяем все вместе: Наблюдайте за собой, не имейте в душе зла, не ищи своего, а ищи Божиего, потому что вы на то посланы в мир, чтобы служить Ему.

И отвечают ученики – готовы. Мотивируй нас видением Тебя и Твоей силой.

Веру просите? И Иисус показывает, что такое вера и чем она обусловлена.

Безусловно, вера есть дар. Но не такой, как здоровье, и не так дается, как даются мирские милости.

Иисус на наглядном примере показал, как большинство людей реагирует на призыв Господа. Здоровье –самое дорогое, что может человек получить от Бога. И ученики увидели, что из этого вышло. Они увидели кланяющимся и хвалящим Бога всего одного из десяти очищенных, который с очищением вместе принял и веру.

Дар веры особенный, взаимосвязанный.

Вера рождается от взаимодарения. Бог дарит себя человеку, а человек – Богу, как этот классический пример с исцеленным чужестранцем.

И снова, и снова евангельские истории вращаются вокруг одного и того же – феномена веры… От притчи в притчу речь идет о вере, как о жизни в Боге, как возврат к жизни в Раю. Вера – это такая форма нашей жизни, когда весь ее смысл наполнен Богом и все ее стремление направлено к Раю.

Исцеленный чужестранец принял веру. А зачем она нам? Где моя вера?

О своей вере можно судить по тому, что считаем для себя важным.

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Во что мы верим, если сокровище нашего сердца – это здоровье, заботы, работа, мысли о деньгах, споры, телемусор, проблемы далеких стран, всякая чепуха, не имеющая отношении ни к Богу, ни к Раю. Вот, поставят сейчас меня на Страшный суд, и что все увидят в душе моей годного для царства Божия? Ничего. Так во что ты верил? Ты искал здоровья телу и не заметил, как лепрой покрылась душа.

И не страшно. И не странно. И нормально. Все понимаю, но меняться не буду. И Богу места в душе не давал и не дам. Это и есть проказа души.

Мы – не зрители Евангелия. У Бога нет времени. В Нем прошлое и будущее вместе. И мы в Его глазах не просто зрители этой истории. В режиме реального времени с нами происходит отбор Малого стада, годного для жизни в Раю. Нам все открыто. Нам все объяснили.

Вот проказа – наши смертные грехи. Вот люди просили Наставника дать им рассуждение, а Он дал им здоровье. Вот один из десяти вернулся и Бог похвалил его и ДАРОВАЛ полное избавление от смерти. Не только спас тело от смерти, но спас от нее его душу.

А мы все стоим и молчим. Но наше время, не время Бога. В нашем времени Наставник может уйти, жизнь окончится, И мы так же, как те неблагодарные иудеи, не войдем в общение с Богом, не припадем к Нему, не поблагодарим Его и не увидим Его лица, не услышим Его голоса и просто исчезнем, как те приснопамятные послушные и не благодарные иудеи.

Но зачем нам жить без Бога, когда с Богом лучше? Зачем не пропустить сквозь свое сердце потока блага и не принять участие во взаимно дарения блага? Мы бережем душу от сквозняка любви к Богу и людям? Но сказано:

Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

Антоний Сурожский прав. Неблагодарный не может иметь части с Богом, потому что отказывается соединиться с Богом и людьми по принципу Троицы, в которой там все живут жертвой друг к другу. Неблагодарный человек отвергает этим свое подобие Господу и обрекает себя на смерть, вне Бога.

Человек же, живущий в Боге, благодарит все и всегда: и небо, и землю, не иссушается болезнью и хвалит здоровье, потому что знает о том, что Бог умнее и добрее и Сам лучше знает, что нам и когда нужно. Такой человек все доверяет Богу. И такое доверие – есть подвиг веры и залог здоровья, необходимые для жизни в Раю.

Этот урок Христа показывает, как связано здоровье, благодарение и вера, и как они обуславливают друг друга. На практике эта наука звучит просто:

– Слава Богу за все!

Имея в уме такое устроение, человек никогда не потеряет Бога ни при каких искушениях. А при избавлении от скорбей, болезней и напастей, он всегда будет знать, что ему делать, и не ошибется, как исчезнувшие иудеи.

Научи нас Господи видеть Тебя всегда и везде. Дай нам такую веру, чтобы мы могли видеть тебя во все дни жизни нашей, исполняться от этого видения твоим духом и всегда благодарить тебя в этом веке и веке будущем.

повествует евангелист Лука. Путь Его лежал через селения, которые находятся между Самарией и Галилеей. В одном из них Господь встретил десять прокаженных человек, из которых один был самарянин. Им запрещалось приближаться к здоровым людям, чтобы их не заразить. Поэтому они, стоя вдали кричали: «Иисус, наставник! Помилуй нас!» Господь умилосердился над ними и повелел им идти к священникам, чтобы засвидетельствовать о своем выздоровлении (по иудейскому закону, выздоровевший прокаженный должен был получить от священников свидетельство о своем выздоровлении и право на жительство в обществе). Будучи в пути, прокаженные очистились, но лишь один из них, самарянин, возвратился к Иисусу Христу, чтобы поблагодарить его. Тогда Господь сказал:Приближались дни взятия Сына Божия от мира. «Он восхотел идти в Иерусалим», «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» Благодарному же самарянину, припавшему к Его ногам, сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».

Ответ фарисеям о времени пришествия Царства Божия

21)(Лк. 17, 20

Во время одной из остановок на отдых к Иисусу Христу приступили фарисеи и спросили Его, когда придет Царство Божие? По их понятиям, пришествие этого царства должно ознаменоваться свержением римского ига и воцарением иудеев над всеми народами мира. Спаситель ответил им, что Царство Божие, будучи духовным, «не придет приметным образом». Это значит, в частности, и то, что оно не будет сопровождаться внешними поли-тическими переворотами. «Царство Божие внутрь вас есть » (Лк. 17, 21).

Ссылаясь на примеры из ветхозаветной истории, Господь говорит о грозном времени второго пришествия. Но о том, когда это случится, никто не ведает, кроме Бога Отца.

Дабы сказанное не послужило к унынию тех, кто последовал за Ним, Господь рассказывает им притчу о неправедном судье (Лк. 18, 1-8), в которой заповедует всегда молиться. Если все мысли и поступки человека устремлены к исполнению воли Божьей, то вся жизнь его является одной великой непрестанной молитвой.

Неправедный судья, говорится в притче, ни Бога не боялся, ни людей не стыдился. К нему несколько раз приходила вдова и просила защитить ее от соперника. Судья долго отказывал ей. Наконец, ему надоели ее просьбы, и он решил заступиться за нее, лишь бы она не докучала ему.

Тем самым Господь дает понять, что если неотступная просьба имела такое воздействие на неправедного судию, то тем более милостивый Бог исполнит обращенные к нему непрестанные молитвы. Если же Он иногда медлит, то лишь для того, чтобы испытать силу и крепость вашей веры.

Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14) является продолжение наставления о молитве. Она направлена против тех, кто, молясь, не смиряется от сознания своей духовной нищеты перед Богом, а напротив, возноситься, почитая себя праведником.

Учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака и высоком достоинстве девства

12)12; Мк. 10, 1(Мф. 19, 1

К этому же путешествию, по-видимому, следует отнести и учение Иисуса Христа о браке, которое Он излагает как ответ на искушающий вопрос фарисея: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своей?» Спаситель говорит о нерасторжимости брака, ссылаясь на заповедь, которая была дана еще в раю: «Посему  сказал Господь нашим прародителям, , оставит человек отца и мать и прилепиться к жене своей, и будут два одной плотью» (Мф. 19, 5).

Фарисеи же, возражая, стали ссылаться на Моисея, который дозволял развод. Господь объясняет им, что это не отменяет заповедь о нерасторжимости брака, а является лишь неизбежной уступкой перед жестокосердием иудеев. Вместе с тем, Иисус Христос допускал развод, но лишь в одном случае: если кто-либо из супругов совершит прелюбодеяние.

Учение о нерасторжимости брака привело учеников к мысли о том, что в таком случае лучше вовсе не жениться. Иисус Христос согласился с ними, но добавил, что «не все вмещают слово сие, но кому дано», то есть к безбрачной жизни способны не все, а только те, которые особым Промыслом Божьим призываются к тому.

девственники, которые не имеют никаких препя учит Господь. Есть скопцы, то есть девственники, которые физически не способны к брачной жизни; другие оскоплены от людей и также не имеют возможности жить брачной жизнью. Как в первом, так и во втором случае безбрачие не имеет ценности перед Богом. Но есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Божия. Это От брачной жизни воздерживаются по разным причинам, тствий к брачной жизни, но которые добровольно отказались от нее ради беспрепятственного служения Богу.

Похожие публикации