Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Празднование рождества в вифлееме. Ирод выпытывает у волхвов время появления Звезды

Подготовка к Рождеству Христову начинается на Святой Земле задолго до наступления самого праздника. В городах, где живет много христиан (в Вифлееме, Назарете, Хайфе и Яффе, а также в христианском квартале старого Иерусалима), уже с конца ноября на улицах, в магазинах, торговых центрах и кафе устанавливаются елки. В остальных городах и селениях Израиля вы не встретите никаких признаков приближающегося Нового года и Рождества Христова: елка здесь вне закона как явное свидетельство и напоминание о пришествии в мир Спасителя.

С новым… Сильвестром

В еврейских ортодоксальных СМИ постоянно звучат призывы к местному населению ни в коем случае не праздновать этот день как языческий, не устанавливать елки и прочие украшения. В последние десятилетия советские репатрианты завезли в Израиль светские обычаи празднования Нового года. Но широко ни этот праздник, ни тем более Рождество не отмечаются. Первый январский день в Израиле называется «Сильвестр». Разумеется, не в честь актера Сталлоне, а в память святого, которую совершает в этот день Католическая церковь (Православная – днем позднее). Православные же арабы и греки Новолетие празднуют по церковному календарю, то есть 1 сентября.

Главная подготовка к Рождеству начинается с праздника Николы зимнего – 19 декабря. В тот день дети из православных семей непременно получают в храмах подарки – как бы из рук самого святителя Николая, которого тут очень почитают. А в течение последующей недели Вифлеем и окрестности объезжают «волхвы» – наряженные в старинные одежды всадники на верблюдах.

Икона, известная как «Богородица улыбающаяся», из пещерного Храма Рождества Христова в Вифлееме.
Это единственный образ Божией Матери с улыбкой на лице

Православные христиане – арабы, русские, украинцы – как правило, соблюдают Рождественский пост, причем миряне постятся не менее строго, чем монашествующие. Если в это время зайти в какой-либо дом арабской православной семьи и случайно заметить скоромную пищу на столе, то хозяева будут в смущении страшно извиняться и оправдываться, что они, конечно же, постятся, но просят прощения: у них, мол, либо кто-то сильно болящий, либо беременная, либо кормящая мать.

В целом христиан на Святой Земле осталось не так много: в прошлом веке арабы активно эмигрировали. Поэтому оставшиеся стараются держаться вместе. И, поскольку католиков все же больше, православные охотно принимают участие в праздновании католического Рождества – 25 декабря.

При этом характерно уважение, которое выказывают католики к православным: у вас пост, поэтому примите от нас постное угощение.

Незадолго до Рождества Христова в Вифлеем на свой фестиваль собираются православные скауты. Их отряды есть при каждом приходе и каждой православной школе, и различают они друг друга по цвету формы (юбки, брюки, рубашки, галстуки и головные уборы – как правило, береты). В некоторых отрядах в память о временах британского правления 1917–1948 годов юноши надевают килты – подобие юбок шотландских воинов.

Конечно же, на общественных мероприятиях православные скауты «вооружены» музыкальными инструментами. На скаутский смотр-парад в Вифлеем могут собираться до двух тысяч молодых людей, их родители и друзья-прихожане. В это время в городе перекрывают движение автотранспорта.

В дни Святок проходят многочисленные праздничные мероприятия. Обязательно посещают стариков, детские дома и приюты в эти дни. В православных храмах собираются приходские благотворительные комиссии и распределяют пожертвования – для малоимущих, на основные нужды или, например, кому-то постановляют оплатить обучение в школе.

Генеральная уборка в Вифлееме

На Рождество православные христиане на Святой Земле обычно оставляют свои приходы и съезжаются в вифлеемский храм Рождества Христова на продолжительные службы сочельника и ночную Литургию.

В приходских храмах праздничная служба не отменяется, но совершается тихо и скоро, как правило, безлюдно, чтобы не оставить храм в этот день без богослужения.

В монастырях служат по уставу без особых изменений. На праздник братия обычно остается в обители, а настоятель или его представитель выезжает на Патриаршее богослужение.

Также традиционно незадолго до праздника члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме совершают соборное богослужение в пещере Рождества Христова, куда собираются наши паломники, монахини и трудники Горненского монастыря.

Заслуживает внимания еще одна местная традиция – генеральная уборка храма Рождества Христова в Вифлееме, куда по возможности собираются все клирики и монашествующие Иерусалимского Патриархата 28 декабря каждого года. После уборки священники совместно трапезничают и общаются в предвкушении предстоящего праздника.

По свидетельству местных жителей, сама по себе уборка остается как бы на втором плане, ведь главное – братское общение.

Иногда, правда, радостное греческое духовенство может устроить незлобную драку с армянскими священниками, которые также владеют частью этого храма. Но не со зла, а больше из «священного озорства» ради утверждения Православия.

Восток – дело тонкое, и люди здесь совсем другие. Но Христос – един для всех, и Рождество Его все равно помирит всех!

Отмечу еще одну особенность Святой Земли. Как подчеркивают местные православные, есть определенная милость Божия в том, что разные конфессии отмечают Рождество Христово в разные дни: католики – 25 декабря по новому стилю, православные – почти через 2 недели, 7 января (25 декабря, но по старому стилю), а армяне по древней традиции – 19 января, в один день с праздником Богоявления.

Несмотря на догматические расхождения, в отношении взаимных поздравлений и приветствий с торжеством Рождества Христова никаких затруднений не возникает.

Рождество для местных жителей – очень живой и семейный праздник.

Все ходят друг к другу в гости, собираются целыми семьями в доме матери семейства (а семьи бывают очень большие – до сотни человек). В течение двух-трех праздничных дней считается необходимым посетить всех родственников.

Колядки и василопита с запеченными монетками

Дети, особенно учащиеся школы Греческой Патриархии на Сионе, в святочные дни обходят кельи насельников и дома прихожан с пением колядок, собирая угощение. Колядки здесь в основном западного толка – переводные с английского и немецкого языков рождественские carols.

В русских храмах поют наши привычные колядки, чаще по-украински. Ведь большую часть прихожан храмов Русской Духовной Миссии составляют переехавшие на постоянное жительство в Израиль украинцы.

У арабов же и греков существуют колядки разные: рождественские отличаются от богоявленских. С последними духовенство местных православных храмов по традиции обходит дома прихожан после праздника Богоявления для окропления домов святой водой.
Обычно священство определяет очередность и время, когда и кто идет по домам, уделяя этому занятию первую половину дня.

В течение Святок по обычаю Православного Востока главный праздник – память святителя Василия Великого, которая отмечается очень торжественно. В этот день в храмах совершается освящение василопиты. Это новогодний греческий пирог, который по традиции запекается с монеткой на счастье.

Как Рождество празднуют в Иерусалимском Патриархате

Накануне праздника в Храме Гроба Господня в Иерусалиме совершаются царские часы. После богослужения от Храма движется большой крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом, вместе с которым идут духовенство и многочисленные верующие, в том числе скауты. Процессия останавливается у Яффских ворот. Здесь Патриарх и духовенство садятся в автомобили и проезжают 10 километров до Вифлеема. По всей дороге останавливается движение, на каждом перекрестке в почетном карауле стоят израильские полицейские (среди них немало православных христиан – как арабов, так и русско­язычных). Кортеж останавливается около монастыря Пророка Илии за пару километров от Вифлеема. Здесь Патриарха встречают старейшины арабских православных приходов и общин. В монастырском соборе совершается непродолжительный молебен. После трапезы Патриарх направляется дальше в Вифлеем. От монастыря его сопровождает конный квартет всадников израильской полиции. Около гробницы праматери Рахили на границе, где Израиль и территорию Палестинской автономии разделяет шестиметровая бетонная стена, Патриарха встречают палестинские джигиты, тоже на лошадях. Духовенство в это время объезжает город по окружной дороге, чтобы заранее прибыть в храм ко встрече Предстоятеля.

На площади перед храмом Рождества Христова Патриарха приветствуют вифлеемский губернатор, духовенство и верующие. Начинается парад скаутов, который может продолжаться пару часов. После него Патриарх с сопровождающими входит в храм с пением рождественского тропаря. Начинается вечерня и Литургия Святителя Василия Великого. Служит ее только один священник, все остальные вместе с Патриархом молятся в храме. Прихожане (обычно их немного) причащаются Святых Таин. Как правило, после начала богослужения большинство простых верующих расходится до ночной службы.

Литургия заканчивается примерно к четырем часам дня. После нее в Тронном зале всем предлагается постное угощение – обычно традиционный для сочельника фасолевый суп с рисом без масла.

Около 22.30 в храм снова прибывает Патриарх. Вместе с Предстоятелем Иерусалимской Церкви в крестном ходе по давней традиции участвует местный англиканский епископ. Утреня совершается в верхнем храме над пещерой Рождества, а ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите» Патриарх с духовенством спускаются петь в вертеп к Вифлеемской звезде – месту, где Матерь Божия родила Спасителя мира. Во время пения в вертепе рядом с Патриархом ставят красивое кресло для руководителя Палестинской автономии, который «заочно присутствует» на богослужении.

После утрени сразу совершается Литургия, причем Патриарх служит в верхнем храме. В пещере Рождества в это же время на престоле над местом Рождения Спасителя Литургию совершает один из епископов Иерусалимского Патриархата. Он заканчивает службу раньше Патриаршей и присоединяется к духовенству в верхнем храме.

Затем в Патриаршем зале всем священнослужителям и почетным гостям предлагается довольно скромное угощение: немного вина, кофе и сладости. И все разъезжаются по домам поздравлять свои семьи и славить родившегося Богомладенца Христа.

Рецепт

Чечевичный (фасолевый) арабский суп для Рождественского сочельника

На стакан коричневой чечевицы или мелкой фасоли – 2 литра воды, лук, морковь, соль, перец, зира, зелень петрушки по вкусу.

Бобы сварить до мягкости. Лук и морковь мелко натереть на терке, при желании обжарить в масле. Овощи добавить к бобам и варить до полного размягчения чечевицы или фасоли. (В Израиле, бывает, бобовые супы нарочно томят на маленьком огне до 18 часов. Следовать ли этой традиции, зависит от ваших возможностей и наличия свободного времени.) Добавить соль, перец, зиру, зелень петрушки. Готовый суп при помощи блендера довести до консистенции пюре. Подавать в Рождественский сочельник с хлебными сухариками.

Протоиерей Игорь Пчелинцев , ключарь подворья Праведной Тавифы в Яффе

БОГ ВОПЛОТИЛСЯ, ЧТОБЫ «ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОССТАВИТЬ ОБРАЗ...»

ОТ ИЕРУСАЛИМА до Вифлеема - рукой подать: восемь километров на юг, по отличному шоссе. Автобус пролетает их за десять минут... В давние времена, когда не было гудроновых автобанов и паломники по Святым местам передвигались в основном пешком, им постепенно открывался замечательный библейский вид на Вифлеем, лежащий среди живописных холмов...

По-еврейски Вифлеем - Бейт Лехем: «город хлеба». Древнее название этого места Ефрафа - «плодородие». Здесь когда-то собирала на полях колосья благочестивая Руфь, родившая сына, которого нарекли Овид. Это был дед великого царя-псалмопевца Давида ( X в. до Р. X ), из рода которого, по пророчествам, надлежало явиться Мессии, Сыну Божию...

Сам Господь говорит о Себе: «Я хлеб, сшедший с Небес».

Вид на храм Рождества Христова и окрестности Вифлеема.

«ГОТОВИСЯ, ВИФЛЕЕМЕ, ОТВЕРЗЕ ВСЕМ, ЕДЕМЕ, КРАСУЙСЯ ЕВФРАФО, ЯКО ДРЕВО ЖИВОТА В ВЕРТЕПЕ ПРОЦВЕТЕ ОТ ДЕВЫ: РАЙ БО ОНОЯ ЧРЕВО ЯВИСЯ МЫСЛЕННЫЙ,В НЕМ ЖЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ САД,ОТ НЕГОЖЕ ЯДШЕ, ЖИВИ БУДЕМ, НЕ ЯКОЖЕ АДАМ УМРЕМ. ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОЗСТАВИТИ ОБРАЗ» (Тропарь Предпразднства).

«...В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов , называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ». В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. (Лука, 2:1-19.)

КОГДА автор этих строк в середине девяностых побывал с группой па-ломников на Святой Земле, то разместили нас именно в городе Рождества Хрис-това, в одноименной гостинице «Бетлехем», недавно построенной и содержащей-ся православными арабами. Она была стилизо-вана под Рождественский вертеп, и ум не вмещал тогда, что мы и вправду на Земле Христа, что здесь где-то совсем рядом, в пещере явился в земной истории, воплотился, родился Бог!..

Поездка была благотворительной, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, в группе насчитывалось более ста человек (в основном священнослужители и монашествующие), со всей матушки России, всех епархий РПЦ... В холле, где сидят администраторы, - образ Пресвя-той Богородицы, на одной из стен - портрет Ясира Арафата, бывшего тогда руководителем Палестинской национальной администрации, председателем исполкома Организации освобождения Палестины.

Гостиница совсем новая, мы, как оказалось, были первыми русскими паломниками, заселенными в нее... Кстати, в 2012 году в Вифлееме появилась улица Путина , после его визита сюда, и началось строительство Русского культурного центра. (Ещё одна улица носит имя нашего Президента и в древнем Иерихоне).

Все дни нашего пребывания на Святой Земле были похожи в одном: поздний ужин и отбой, ранний подъем. В первый день - особенно ранний: уже без четверти четыре - звонок по телефону. В шесть утра автобус трогается в Иерусалим, мы отправляемся на литургию в храм Ус-пения Пресвятой Богородицы. (Поездка была приурочена к этому празднику).

Вот как писал о Вифлееме первый наш паломник, Русской земли игумен ДАНИИЛ в своем «Хождении», состоявшемся в XII веке : « Вифлеем же святой на юге от святого Иерусалима, в шести верстах. По полю - две версты до спешения Авраама, где Авраам оставил слугу своего с ослом, и взял сына своего Исаака для жертвы, и дал ему понести дрова и огонь. И тот сказал ему: «Отец, вот дрова и огонь, а где же овца?». И сказал ему Авраам: «Бог покажет нам овцу, чадо». И Исаак шел, радуясь, путем тем по направлению к Иерусалиму. Ведь на то самое место приведен был Исаак, где Христос был распят.    И оттуда верста одна расстояния до места, где святая Богородица видела два рода людей: одних смеющихся, а других плачущих. И тут была церковь создана, монастырь был Святой Богородицы. Ныне же разорено все от поганых.    А оттуда до гроба Рахили, матери Иосифа, две версты...».

«Гроб Рахили» - на выезде из Вифлеема, прямо рядом с шоссе, у входа во двор, у ворот сто-ят два израильских солдата. Сейчас здесь синагога, над местом, где захоронена Рахиль, супруга Иакова, мать праведного Иосифа. «...И погребена на дороге в Ефрафу, то-есть Виф-леем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» (Быт. 35, 19-21).

Это место с глубокой древности почитали и почитают не только ев-реи, но и арабы: у гробницы молились при бездождии, беременные женщины брали камешки отсюда, носили при себе (Рахиль, как мы знаем, долгое время была бесплодна). Рядом, с XVIII века, здесь начались захоронения бедуинов, ныне вокруг обширное мусульманское кладбище.

А вот какой представилась «Гробница Рахили» (так озаглавлено стихотворение) в начале XX века чуткому слуху будущего автора «Окаянных дней» Ивана Бунина :

«И умерла, и схоронил Иаков Ее в пути...».

И на гробнице нет Ни имени, ни надписей, ни знаков.

Ночной порой в ней светит слабый свет,

И купол гроба, выбеленный мелом,

Таинственною бледностью одет,

Я приближаюсь в сумраке несмело

И с трепетом целую мел и пыль

На этом камне выпуклом и белом...

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!

1907 г.

Вскоре возникает на пути израильский пост, на границе с палестинской территорией, прове-ряющий выборочно машины и людей, следующих по шоссе в ту и в другую сторону. Отныне мы каждый день будем наблюдать сцены проверок... Здесь на каждом шагу библейская древность сочетается с современно-стью, днем сегодняшним, и очень зримо и ярко видишь, как мало изменился мир человеческий за тысячелетия: те же столкновения, притязания и разделения.

С самых давних времен, от дня Вознесения, христиане приходили покло-ниться местам, связанным с жизнью Спасителя... Гонители же христианства всячески пытались уничтожить все свидетельства о земной жизни Христа. Так, на Гробе Гос-поднем император Адриан (годы правления117-138) поставил языческий храм Венеры. Но результат полу-чился обратный: таким об-разом римский правитель обозначил и сохранил до времени в неповрежденности саму великую святыню.

Похожим об-разом в 135г. Адриан пос-вятил Пещеру Рождества и окружаю-щий лесок богу Адонису, пытаясь насадить и здесь языческий культ. (Нелишне будет сказать, что император Адриан был гомосексуалистом, всегда с ним в походах пребывал милый юноша по имени Антиной, которого после гибели император велел обожествить. Культ Антиноя был широко распространен по всей империи, придворными астрономами было названо его именем созвездие, оно упоминалось до XIX века, ныне отменено. До настоящего времени сохранилось пять тысяч (!) изображений Антиноя, много более, чем великих, знаменитых, куда больше значимых для истории римлян! Император Адриан, по христианскому преданию, был инициатором казни святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии ).

В начале IV века, после Миланского эдикта (313 г.), когда прекратились гонения против христиан, император св. Константин Великий отдал распоряже-ние, после вырубки окру-жающего леска, построить над святым Вертепом грандиозный храм, воздвижение которого ве-лось под наблюдением его матери св. царицы Елены .

Эта базилика (в переводе «царский» дом) - огромный храм, разделенный колон-нами на нефы, был достро-ен впоследствии, после реконструкций, ремонтов и пожара, в VI веке императором св. Юстинианом , и единст-венный в Палестине не пре-терпел значительных разрушений за все 14 столетий.

В 614 году, во время на-шествия персов, когда бы-ли разорены многие христи-анские святыни, храм чудом был убережен от разруше-ния: захватчики останови-лись перед мозаичным изо-бражением волхвов в пер-сидских одеяниях на фрон-тоне. Им объяснили, что са-мые мудрые их соотечественники приходили поклониться Богомладенцу, Которому посвящен этот храм...

Персидские волхвы были люди ученые, облада-вшие большими знаниями, преемники тех мудрецов, над которыми начальство-вал пророк Даниил в стране Вави-лонской, где пребывали во время семидесятилетнего пленения иудеи (VI в. до Р.Х.).Именно от них предки этих волхвов знали, что верующие во единого Бога евреи ждут Ве-ликого Царя, Избавителя, Который станет Владыкой мира.

Пророк Даниил поразительно точ-но предсказал время при-шествия Его: через «семь-десят седмин», т. е. 490 лет.

Бог призвал персидских му-дрецов к поклонению Родив-шемуся Спасителю мира че-рез явление необыкновен-ной звезды, о которой, как знали они, про-рочествовал, помимо своей воли, еще языческий прорицатель Валаам , современник Моисея (1500 до Р.Х.).

На всем Востоке в это время было широко распростране-но убеждение, что в Иудее должен явиться Царь, Вла-дыка мира.

И не только на Востоке. В религиях, священных текстах многих дохристианских народов, в творениях древних философов, мыслителей и государственных деятелей золотой нитью проходила мысль о грядущем приходе в мир вочеловечившегося Бога...

Все народы земли предуготавливались к приятию Благовестия Христова, и первая всеобщая перепись населения, промыслительно объявленная две тысячи лет назад Октавианом Августом , основателем Римской империи, именно этому и содействовала.

Потому, придя в Иерусалим, волхвы так уве-ренно спросили, без тени сомнения: где родив-шийся Царь Иудейский?..

Ирод выпытывает у волхвов время появления Звезды.

Этот вопрос необычайно встревожил Ирода, не име-вшего законных прав на иудейский престол (т. к. был идумеянином). Кровожад-ный и властолюбивый царь (у которого, как сказал сам император Август, быть свиньей лучше, чем сыном!), решивший уничто-жить своего, как он думал, будущего соперника, созвал перво-священников и книжников и спросил о месте ро-ждения Мессии.

Получив ответ, что в Вифлееме, по пророчеству Михея (5, 2), он решил выведать у волхвов о времени явления звезды, а затем отправил их в Виф-леем, чтобы они рассказа-ли потом, вернувшись, о Новорожденном, с целью погубить Его.

Звезда, которая вела их до Вифле-ема, указывая путь, остано-- вилась над местом, где на-ходился Младенец.

Волхвы - предание называет их име-на: Мельхиор, Гаспар и

Вальтазар - принесли Новорож-денному дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как долженствую-щему вкусить смерть Чело-веку. С великим благоговением и любовью поклонившись Младенцу и Юной Матери Его, с сердцами, преисполненными «великой радостью», они, получив откровение во сне не возвращаться к Ироду, иным путем ото-шли в свою страну...

ПРАЗДНИК в Вифлееме начинается в сочельник - сценой встречи волх-вов. О том, как он проходит в наши дни, рассказывает опытный гид по Святой Земле диакон Роман Гультяев. В конце 1980-х семья его переехала из Питера, где он родился, в Израиль. Здесь он продолжил учебу, отслужил в армии (спецназ), принял сан диакона в Русской Зарубежной Церкви, в Нью-Йорке. Отец Роман считает, что именно миссионерская, просветительская деятельность отвечает призванию диакона (по материалам сайта Taday. ru ).

В Вифлееме Рождество, - говорит о. Роман Гультяев, - отмечают 2 раза - 25 декабря и 7 января. «25-го декабря празднуют христиане западной, латинской традиции, и это большой праздник, потому что большинство христианского населения Вифлеема - католики. Утром они служат мессу в базилике рождества Христова - главном храме Вифлеема, а потом выходят на улицу, где организуется шествие скаутов.

Крестный ход в Вифлееме

Вторая «волна» рождественских торжеств - 6 и 7 января, когда празднуют православные христиане и все, кто живет по юлианскому календарю. Торжества начинаются утром 6 января. Из иерусалимской Патриархии в Вифлеем отправляется крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом.

В древности ходили пешком (от Иерусалима до Вифлеема всего 2 часа ходьбы), а теперь едет вереница машин. Машины священнослужителей никак не украшают, зато остальные вывешивают на них праздничные огоньки.

В сочельник Патриарх служит в Вифлееме, и начинается праздник. На улицы выходит арабская православная молодежь, одетая в скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. Волынки завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это напоминание о временах британского мандата - 1917-1948 г.г.

Потом шествие заканчивается, и город начинает готовиться к ночному празднованию. Около часа ночи все собираются в той же базилике Рождества и ждут прихода Патриарха, который служит утреню, переходящую в литургию. Служат две параллельные службы: в самом храме и внизу, в крипте под алтарем, где располагается пещера Рождества...в которую набивается около 50 человек - счастливчиков, которые успели проникнуть туда раньше всех. Конечно, не обходится без столкновений, поэтому все мероприятие тщательно охраняют палестинские полицейские. Службу в крипте возглавляет один из архиереев.

Рождественское богослужение в базилике - большое торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и, например, мама может быть католичкой, а папа - православным. Так что они отмечают Рождество дважды.

Паломники, в том числе из России, стараются приехать заранее - 2-го или 3-го числа, потому что в Рождество все гостиницы в Вифлееме уже переполнены и свободных мест нет. Невольно вспомнится Рождественская ночь, когда Иосиф и Мария не нашли себе пристанище ни в одном из вифлеемских постоялых дворов и домов! Многие вынуждены останавливаться в Иерусалиме, но ведь оттуда до Вифлеема буквально рукой подать...

Рождество - самая прибыльная ночь в Вифлееме: город блестит огнями, все магазины открыты. Улицы и сама базилика Рождества украшены красными пятиконечными звездами...».

О.Роман Гультяев говорит с юмором, что это приводит в ужас некоторых наших туристов, они пугаются: «Неужели здесь советская власть?!». Некоторых русских паломников шокирует, что дети на службу приходят в костюмах: маленькие деды - морозики, снегурки бегают по храму.

«Дело в том, что у нас (имеется в виду в России - С.Р.) Новый год - это такое шумное гулянье, праздник на всю страну, а Рождество - нечто более сдержанное, скромное. А здесь Рождество - самое настоящее веселье: все нарядные ходят, шумят, выпивают. Некоторые, не особенно верующие, даже до службы... Но ночью все идут в храм или, если не заходят, стоят около храма: служба транслируется на улицу и всем всё слышно. Создаётся ощущение массового праздника.

К 5 часам утра, причастившись, люди расходятся по домам или по гостиницам.

Юные вифлеемские православные христианки.

Как правило, в следующие дни паломники осматривают святыни в окрестностях Вифлеема. Обязательно едут смотреть поле, на котором ангелы возвестили пастушкам о рождении Спасителя. А еще идут в Молочную пещеру.

Есть предание, что после Рождества Иосиф с Марией и новорожденным Христом какое-то время (не меньше 40 дней) жили в Вифлееме, правда, уже в другой пещере, точнее, в доме, от которого теперь осталась только пещера... Пещерка - известняковая, белоснежная. По легенде, Богородица кормила Младенца грудью и капелька молока упала на пол, поэтому пещера стала белой. Белый пещерный мел собирают, продают паломникам. Еще в XIX в. известняк размешивали с молоком и продавали паломникам в бутылочках с наклеечкой «Молоко Божией Матери». И люди хранили их как сувенир.

Молочная пещера

Конечно, посещают пещеру Вифлеемских младенцев. Там еще сохранились некоторые детские косточки, но не много... Правда, в пещерке лежат еще и кости взрослых людей - останки монахов, которые подвизались в этом месте. (Есть предположение - и останки родителей, которые защищали своих младенцев, а также иноков, погибших при персидском нашествии в VII в. - С.Р.).

Можно говорить о какой-то конфронтации, пересечении празднований у представителей разных конфессий, но в последнее время открытые столкновения происходят редко. Нервы у всех на пределе, бывает, сдают, но по большому счету всё спокойно.

Мусульмане приходят на праздник с большим удовольствием, заходят в храм. Они приходят поглазеть, им нравится торжество, огоньки, нарядные христиане... Мусульмане ведь тоже почитают Иисуса Христа - Ису, правда, не как Мессию, а как одного из пророков. И по-своему празднуют день Его Рождения. Это тоже своеобразный праздник. Особенно если учесть, что мусульмане составляют 60% населения Вифлеема. Идет сильный отток христиан, миссионерские организации не активны. На этом фоне происходит сильная исламизации населения: строятся мечети, многих обращают в мусульманство.

Вифлеем - город на территории Палестинской автономии. Поэтому у паломников, конечно, проверяют паспорта, но в большей степени идет фейс-контроль, а не кропотливая проверка документов. Строже проверяют на выезде из Вифлеема. А в праздничные дни и вовсе дается «послабление» визового контроля, так что город оказывается абсолютно открыт для всех, кто захочет отпраздновать Рождество там, где родился Спаситель».

Обратимся снова к игумену Даниилу, к его рассказу « О ВЕРТЕПЕ, ГДЕ ХРИСТА РОДИЛА СВЯТАЯ БОГОРОДИЦА»: «... И оттуда (от «гроба Рахили» - С.Р.) верста одна до места, где святая Богородица сошла с осла, когда находящееся во чреве ее, желая выйти, принудило ее. И там есть камень большой, на котором отдыхала святая Богородица тогда, сойдя с осла; от того камня, встав, шла она пешком до вертепа святого, и там, в том вертепе, родила Христа святая Богородица. И тут, близко от камня того, Рождество Христово, так что может дострелить хороший стрелок...

И там, над вертепом тем святым Рождества Христова, выстроена большая церковь в форме креста с прямоугольным, высоко поднятым верхом. Покрыта же оловом вся та церковь Рождества Христова, вся украшена мозаикой, столпов же у нее восемь цельных мраморных; вымощена плитами белого мрамора; дверей же у нее трое; в длину она пятьдесят саженей до великого алтаря, а в ширину двадцать саженей».

Мы, хоть и жили рядом с храмом Рождества, попали туда не сразу, лишь через три дня, так был составлен плотный график семидневного пребывания на Святой земле, с выездами в Самарию, на Тивериадское озеро, в Кану Галилейскую и Иерихон, Мертвое море и т.д. С раннего утра до позднего вечера мы пребывали вне Вифлеема, к нашему возвращению храм уже был закрыт .

Но вот настал, наконец, и день посещения... Идти от гостиницы, если быстрым шагом, минут пятнадцать; мы дошли - с экскурсионными рассказами и остановками - за полчаса. Шествовали, как всегда, мимо лавочек, уличных торговцев фруктами, зеленью. Среди жителей немало искусных мастеров, изготавли-вающих предметы христианского культа, повсюду лавки со мно-жеством сувениров, поделок... В одной из них я приобрел неожиданно встретившуюся здесь иконочку - Владимирский образ Божией Матери, запечатанный в целлофановый пакетик, с деревянным крестиком-распятием и вифлеемской землицей.

Пройдя несколько узких проулков, поднимающихся вверх, вышли на простор - к обширной Ясельной площади, где и проходят в праздник торжества. Август, жарища, на солнце под сорок градусов, в затененных углах продают воду, на самой площади несколько групп туристов и паломников во главе с разноязычными экскурсоводами.

Снаружи храм, облицованный тесаным камнем, похож на средневековую крепость.

Вход вовнутрь через «Врата смирения» - проем высотой всего 1 метр 20 см, пройти можно только согнувшись. «Врата» эти сделали, заложив арку камнем, в средние века, чтобы «неверные» не могли въез-жать в храм на лошадях.

Пригибаясь, входим, следуем через небольшой притвор, по ле-стнице спускаемся вниз и неожиданно оказываемся в огромном храме - базили-ке.

Колонны базилики сделаны из красноватого камня (иногда называемого вифлеемитом ), и расписаны были в особой технике воскописи, при которой краска смешивалась с расплавленным воском. Лики на колоннах изображают различных восточных и западных святых.

В центральном нефе вве-рху сохранились остатки мо-заики на золотом фоне, на которой были представле-ны предки Христа (с одной стороны по Матфею, с другой по Луке), семь Вселенских Соборов и ряд Поместных...

Сохранившийся большой фрагмент в восточной части северной стены изображает Соборы в Антиохии (268 г.) и Сердике (по-гречески Сардика) (347 г.). Антиохийский собор на мозаике сохранился почти полностью. Текст гласит: «Святой Собор в Антиохии Сирийской, составленный 33 епископами, проводился до Вселенского Собора в Никее против Павла из Самосаты, утверждавшего догму, по которой Иисус был обычным смертным. Святой собор анафематствовал его как еретика ».

Сардикийский собор сохранился в меньшей степени: не хватает фрагмента внизу с частью текста. Текст гласит: «Святой собор в Сардике, составленный 140 епископами, собрался, чтобы принять в свои святые ряды Афанасия из Александрии ».

Если в прежней базилике мозаика украшала как стены, так и пол, то в новой - только стены. Уровень пола был поднят на два локтя, мозаику заменило мощение мраморными или каменными «под мрамор» плитами. Напольные мозаики Константиновой базилики сохранились во многих местах под современным полом и частично доступны для обозрения в нескольких специально оборудованных раскопах.

В восточной части базилики - греческий храм, солея, возвышение перед ним,значительно поднята - под нею-то и находится са-ма пещера Рождества, свя-той Вертеп, входы в кото-рый справа и слева от ал-таря.

Колонна перед спуском в пещеру. Образ Спаса с закрытыми, но открывающимися кому-то глазами .

(Продолжение следует)

Особое место на карте мира занимает город Вифлеем. Небольшой городок на Святой Земле привлекает к себе внимание событием огромного значения для сердца каждого христианина и всего человечества. Более 2 тысячи лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос.

Библейный Евангелие (Лк.2:4-7, Мф.2:1-11) изложенный на бумаге, повествует о том что в Вифлееме родился Христос Спаситель. Храм Рождества Христова наиглавнейшее место в городе Вифлеем. Торжество христианского праздника Рождества Христова посвящен воспоминанию о Рождении, и с временем явления на свет Иисуса Христа.

Праздник Рождества был отмечен Иерусалимским Патриархатом в четверг 7-го января 2016 года по его древнему уставу в городе и месте по плоти Рождества Господа нашего Иисуса Христа, в городе Вифлееме и Пещере Рождества находящийся под амвоном Базилики Рождества Христова.


Праздник накануне Рождества Христова

Накануне праздника в среду 6-го января 2016 в 9.00 часов утра Израильская полиция прибыла в резиденцию Иерусалимского Патриарха и нанесла визит по обряду, положенному в праздник, к Отцу нашему и Патриарху Иерусалимскому Феофилу. В конце этого визита Блаженнейший Патриарх вышел сопровождаемый полицией, Архиереями Святогробцами и иеромонахами Святогробской Братии и направился к воротам Давида.

Далее Патриаршее сопровождение на автомобилях направилось к святому монастырю пророка Илии, расположенном между Иерусалимом и Вифлеемом. Там перед входом в монастырь Блаженнейшего Патриарха встретили представители трех городов, Вифлеема, Бейт-Сахура и Бейт-Джалы, израильская военная и политическая администрация и члены общины Иерусалима. Последовало поклонение в храме и угощение в игуменском здании настоятелем монастыря архимандритом о. Паисием.

В конце угощения Блаженнейший Патриарх, в сопровождении пяти израильских конных полицейских прибыл к Гробнице Рахели расположенные там, где, согласно традиции, была погребена праматерь Рахель. Находится севернее Вифлеема, в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима. На протяжении многих веков является местом паломничества евреев, а также святым местом для христиан и мусульман.

Из железных ворот гробницы Рахили Блаженнейший Патриарх направился в Вифлеем, в сопровождении Палестинских сил безопасности.По всей дороге в Вифлеем патриарха приветствовали христианские семьи,прося благословения Блаженнейшего. В такой атмосфере радости и веселья для праздника Блаженнейший Патриарх дошел до площади города Вифлеема. Там его встретил Патриарший Местоблюститель в Вифлееме его Высокопреосвященство Архиепископ Иорданский Феофилакт, приветствовав его словами “Добро пожаловать”, префект, мэр города, директор Палестинской полиции, иеромонахи, члены Святогробской Братией, арабоязычное духовенство и много паломников.

С площади Патриаршее сопровождение шествием и пением аполитикия “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” на греческом языке первым певцом Пресвятого Храма Воскресения Архимандритом Аристовулом и на арабском хором Храма Рождества под руководством г-на Лоренса Самура вошли в Базилику Рождества.

Патриаршее Сопровождение при входе прошло через Базилику, право которое имеют только Греко-Православные, прошли перед иконостасом, откуда спустилось через южную дверь часовни святого Николая в Пещеру Рождества и поклонилось Вифлеемской Звезде(из серебра нанесена на пол пещеры, где родился Иисус. Небесное светило стало предвестником его появления на свет) и Яслям и вышли через северные ворота и поднялись на место перед иконостасом. Там Блаженнейший Патриарх Благословил всех, и начал Последование часов певаемых в навечерии Рождества Христова в каждом часу по Уставу. Последовали Вечерня с благословением хлебов, Божественная Литургия Василия Великого, Отпуст которой состоялся по Уставу в 15.30.

Богослужение рождественского сочельника начинается, как и в другие дни предпразднства, с вечерни, малого повечерия и утрени. Читаемый на повечерии канон по своему содержанию приближается к песнопениям самого праздника. Сосредоточенное на содержании праздника и несколько грустное настроение, характеризующее трипеснцы и каноны других дней предпразднства, постепенно уступает место радости и ликованию. Ликование и радость связаны с ожиданием вочеловечения Сына Божия: "Радуйся, вся земле, се Христос приближается, в Вифлееме ражда́яйся: море, возвеселися: пророческий сонм, взыграй, сбытие́ зря днесь твоих словес, и вси радуйтеся, праведнии". Святая Церковь, в предшествующие дни раскрывшая пред духовным взором верующих тайну нисхождения Бога на землю, теперь обращает внимание на земные обстоятельства празднуемого события: на время и место, в которые оно должно совершиться, и на его участников. Земля, готовящаяся к принятию Богомладенца Христа, становится для нас небом: "Небо мне показася днесь земля: на ней бо раждается Творец и в яслех восклоняется в Вифлееме Иудейстем".

Последовала монашеская трапеза, организованная Патриаршим Местоблюстителем в Вифлееме Его Высокопреосвященством Архиепископом Иорданским Феофилактом. Накануне вечером в 7:00 часов вечера Его Божественное Блаженство наш Отец и Патриарх Иерусалимский Феофил организовал трапезу в честь Президента Палестинской Автономии Махмуда Аббаса Абу Мазена, а также чиновников палестинского правительства и членов нашей паствы.

Во время этого ужина Блаженнейший Патриарх обратился к г-ну Президенту с речью на арабском языке и вручил Ему рождественский подарок. Так завершилось Навечерие Рождества Христова.

В день праздника

Праздник дня Рождества состоялся во бдении с Утреней и Божественной Литургией в базилике и в пещере Рождества Христова.

В 22:30 в среду, накануне Рождества, 6 января 2016, началось Последование входом Православных через южную лестницу в пещеру Рождества, построенной в период крестоносцев. Вошел Его Высокопреосвященство Митрополит Капитольядский Исихий и впоследствии он возглавил Последование Утрени в Кафоликоне базилики Рождества перед иконостасом.

Далее возглавил Утреню Его Божественное Блаженство наш Отец и Патриарх Иерусалимский Феофил, к которому пришли и взяли благословение священники, чтобы облачиться. Впоследствии Блаженнейший помолился перед иконостасом, вошел в Священный Алтарь и поцеловал Святых Архиереев. Потом Блаженнейший и Архиереи облачились и пришли перед Царскими вратами Священного Алтаря.

Оттуда начался спуск к Святой Пещере, во главе с Блаженнейшим Патриархом. Справа от него были Президент Палестинского государства, Его Высокопревосходительство г-н Махмуд Аббас-Абу Мазен и чиновники его Правительства, по другую сторону Консул Греции в Иерусалиме г-н Георгий Захариудакис и представители короля Иордании, министр туризма и другие.

При спуске в Пещеру был прочитан отрывок, посвященный Рождеству из Евангелия от Луки на греческом и арабском языках, потом было оглашено Рождественское обращение Блаженнейшего Патриарха Архиепископом Константинским Аристархом на греческом языке:

Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем,

днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят:

слава в Вышних Богу, и на земли мир,

в человецех благоволение.

(Стихира Утрени Рождества).

В концах мира Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь Христова живет празднично сегодня, проповедует ее членам пастырски и свидетельствует миру мирно возвышенное и сверхъестественное событие, событие превышающее весь человеческий смысл, восприятие и силу.

Это событие является исполнением ветхозаветных пророчеств. Является осуществлением ожидания народов. Бог в Его бесконечной любви презрел времена невежества человека, простил ему предсовершенные грехи и нарушения и призвал в божественную в Нем новую жизнь, для которой он сначала был сотворен “Избавление посла людем своим” (Пс. 110 , 9).

Этим избавлением является Тот же самый Единородный Сын и Слово Божие. Это произошло, “Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем” (Гал. 4, 4) по небоходящему апостолу Павлу. “Слово плоть бысть и вселися в ны и от исполнения его мы вси прияхом и благодать воз благодать” (Ин. 1, 14 и 16) по евангелисту любви.

Воплощение Слова, восприятие человеческой плоти Им, совершилось не по законам природы - “когда же благоволит Бог, побеждается порядок, как написано” - но по благоволению Отца Святой Дух спустился на Деву Марию из Назарета, и она зачала Сына Божия как человека. Сын Божий стал и Сыном Человеческим, воплотился, вочеловечился. Мариам вынашивала и родила по плоти ожидаемого Мессию, Христа. Это произошло в месте и времени. Произошло в этом городе Вифлееме и в этой смиренной пещере при римском императоре Цезаре Августе Октавиане.

“Зримое это странное и преславное таинство” является действительно полным любви исцеляющим снисхождением Бога к человеку. Бог через Иисуса Христа снизошел, “сниде в долнейшыя страны земли” (Еф. 4, 9), чтобы человек восстановился в богоподобную красоту до по его падения и поднялся в небо. По святому Кириллу Александрийскому: “Бог, будучи за пределами Вселенной, вошел, пришел в нее, и усвоил человеческую душу, чтобы сделать ее выше греха. Он соединился с человеской природой, чтобы сделать человека гражданином неба“.

В это таинство Бог пригласил сотрудников, помощников и свидетелей. В качестве сотрудника он пригласил приснодеву Марию, чтобы она одалжала свою плоть Его Сыну. В качестве помощника и защитника он пригласил Иосифа Обручника, сопровождающего Богородицу из Назарета в Вифлеем и сопровождающего ее и Божественного Младенца Иисуса из Вифлеема в Египет. В качестве свидетелей пригласил с земли волхвов, мудрых царей Персидских, водимых звездой, и простых пастушков, бодрствующих в ближном селе Пастушков. Свидетелей пригласил и с небес, ангелов, провозглашающих тайну небесной песней “Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение” (Лк. 2, 14).

Эта ангельская песня объявила благоволение Бога людям, чтобы “примирити всяческая к себе” (Кол. 1, 20) и “возглавити всяческая о Христе” (Еф. 1, 10), воплотившемся и вочеловечившемся, “в том живет всяко исполнение Божества телесне” (Кол. 2, 9), чтобы они были “в нем исполнени” (Кол. 2, 10) и уже не “странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу” (Еф. 2, 19) в теле Церкви, которой Он “есть глава” (Кол. 1, 18).

К этой тайне в лице вочеловечившегося Иисуса Христа восприятия, по благодати обожения и “сопрославления” человека (Рим. 8, 17) люди с самого начала до сегодняшнего дня по-разному относились. Одни, как волхвы и пастушки, радуются ангельским объявлением и гнут и поклоняются рожденному младенцу. Другие, как Ирод неистовый подражатель дьявола, который есть человекоубийца, сомневаются и не доверяют, и безрассудно и без дискриминации изгоняют из родных очагов и перемещая насильно людей и массово и отдельно преследуют и убивают, невинных детей, невинную молодежь, невинных старцев, таким образом презирая и унижая Богом сотворенную жизнь. Ярость Ирода избегая, Христос Божественным побуждением ушел в Египет, указывая этим бегством, что Его тело страдает безукоризненно; впрочем Он также принял и честную страсть Креста “и через Его Воскресение из мертвых Он оставил страдательность” по святому Софронию Патриарху Иерусалимскому.

Отвратительные явления насилия сегодняшние против христиан и других невинных их солюдей в регионе Ближнего Востока и во всем мире денонсирует Церковь Христова, следуя за ее Основателем. Она денонсирует войну и всякое насилие, благовествуя мир дальним и близким. Преследуемая не преследует, но молится за ее гонителей. Она принимает человека через Крещение в ее тело, которое есть Тело Христово, и освящает его, и возделывает, и сформулирует в мирное лицо, считая, что “Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся” (Мф. 5, 9).

Слово мира, справедливости, примирения и начала Царства Божьего в мире, которое уже Церковь живет, провозглашает сегодня в мировом празднике христианства Мать Церквей из богопринявшей пещеры и святых яслей и базилики Рождества Константина и Юстиниана над ними, которую она сохранила как зеницу ока на протяжении веков, и желает ее стаду в ее территории и везде на земле и приезжающим из концов земли благочестивым паломникам благословения, силу и благодать Князя мира и правды, Ангела великого совета Божия, воплотившегося, вочеловечившегося и во плоти от Девы родившегося Бога нашего Господа Иисуса Христа.

В святом городе Вифлееме, РОЖДЕСТВО 2015

Пламенный молитвенник Господу,

ФЕОФИЛ III

Патриарх Иерусалимский

После этого удалился Президент Палестинского Государства г-н Махмуд Аббас-Абу Мазен, и продолжалось Последование с песенным восхождением, ектенией, поклонением Звезде и Яслям Блаженнейшим Патриархом и Архиереями в присутствии Консула Греции в Иерусалиме г-на Георгия Захариудакиса.

По завершении Последования в Пещере Патриаршее Сопровождение во главе Блаженнейшим вышло через северные ворота Пещеры по прямой линии без остановки через часовню, используемую армянами, и начали крестный ход вокруг базилики по её периметру и завершилось, в то время как пелись первым певцом Пресвятого Храма Воскресения архимандритом Аристовулом Катавасии “Христос раждается - славите” на греческом языке и хором Священного Храма Рождества под руководством г-на Лоренса Самура на арабском.

В середине базилики в конце вознеслась ектения, а затем продолжалась Утреня из Катавасий “Христос рождается” и “Спасе люди чудодействуяй Владыка, мокрую моря волну оземленив древле” во главе с Блаженнейшим Патриархом.

После того как было завершено Последование Утрени, началась Божественная Литургия в Священном Алтаре базилики Рождества во главе с Блаженнейшим. Ему сослужили Их Высокопреосвященства Архиереи, Митрополит Капитольядский Исихий, Архиепископ Авилонский Дорофей, Архиепископ Константинский Аристарх, Генеральный Секретарь и Архиепископ Пелльский Филумен, Патриарший Местоблюститель в Ирбете Иордании, иеромонахи Святогробские и прибывшие священнослужители других Православных Церквей, архидиакон Евлогий и иеродиакон Марк и иеродиакон Анастасий. Пел на греческом языке первый певец Пресвятого Храма Воскресения архимандрит Аристовул и хор Храма Рождества под руководством г-на Лоренса Самура на арабском в присутствии Консула Греции и при участии многих верующих из местного народа и паломников из Греции, России, Румынии и других Православных стран.

Праздник завершился Святым Причастием и раздачей Антидора в 3:30 утра.

В Богопринявшей Пещере была совершена Божественная Литургия Митрополитом бывшим Замбийским Иоакимом.

Затем Патриаршее Сопровождение вышло из базилики через ворота баптистерия и пришло в трапезу скоромную, радостную, поданную реставратором монастыря базилики Рождества Его Высокопреосвященством Архиепископом Иорданским Феофилактом.

Заполнена была Церковь Иерусалимская пищей, прежде всего, духовной, но и материальной на этой трапезе; благодаря Бога за совершения праздника Рождества в Вифлееме, священство направилось в Иерусалим.

ВИФЛЕЕМ, 24 дек - РИА Новости . Над мощеным белым камнем центром Вифлеема стоит запах свежей стружки и разносится визг столярных станков, вплетаясь в перезвон церковных колоколов и песнь муэдзинов. В небольших семейных мастерских режут поделки из оливкового дерева в расчете на паломников и туристов, которые в рождественскую пору тысячами стекаются на родину Иисуса Христа.

В расположенных тут же лавках христианские распятия, разнокалиберные вертепы с фигурками святого семейства соседствуют с мусульманскими четками и клетчатыми головными платками, еврейскими подсвечниками-менорами и вполне космополитичными статуэтками верблюдов. Вифлеемцы очень ждут гостей, от щедрости которых зависит благосостояние города, и довольны тем, что в нынешнем году их надежды оправдываются.

"Это хороший год, один из лучших за последнее время. Каждый день к нам в Вифлеем приезжают по 5-10 тысяч человек. В октябре и ноябре вообще доходило до того, что было трудно пробиться в Церковь Рождества", - рассказывает управляющий одним из таких предприятий Исса Джакаман - представитель старинной фамилии, красующейся на вывесках по всему городу.

С ним согласна и официальная палестинская статистика, по подсчетам которой Западный берег реки Иордан с начала года посетили 2,8 миллиона туристов против 2,5 миллионов за весь 2017-й. Если раньше палестинцы сетовали на то, что туризм носит "однодневный" характер и гости предпочитают ночевать в Израиле, то сейчас гостиницы Вифлеема заполняются больше, чем на 70%, и это еще не предел.

В магазине Джакамана среди традиционных библейских сюжетов, выполненных мастерами-резчиками, стоит деревянная композиция с новейшим политическим подтекстом: трое волхвов, пришедших с дарами к младенцу Иисусу, упираются в стену, которую воздвигли израильтяне вокруг Вифлеема.

Восьмиметровая бетонная лента, ощерившаяся сторожевыми башнями и стальными воротами, успела стать своеобразной городской достопримечательностью, которая соперничает в узнаваемости с самим Храмом Рождества. Ее палестинскую сторону облюбовали мастера граффити, включая таинственного британца Бэнкси, чьи репродукции тут тиражируют в виде открыток и магнитов на холодильник.

Грандиозную систему разделительных сооружений, которая с 2002 года строится на границах Западного берега реки Иордан, в Израиле считают одним из самых действенных средств борьбы с терроризмом. Палестинцы называют ее "стеной апартеида" и инструментом оккупации.

Перманентная ближневосточная нестабильность не испугала жизнерадостную пилигримку из Новой Зеландии, охотно пообщавшуюся с российскими журналистами на Ясельной площади - в самом сердце Вифлеема и центре рождественских торжеств.

"Фантастика, просто потрясающе. Эта энергетика, эти люди вокруг. Такое только раз в жизни бывает", - восторгается девушка по имени Шиха, приехавшая в компании полусотни соотечественников.

На площади у Храма Рождества высится многометровая ель, увенчанная пятиконечной звездой. Под лучами солнца, которое периодически выглядывает из-за туч, маршируют шеренги скаутов с волынками и барабанами. В толпе зрителей раздают воздушные шары, торгуют красными колпаками, разносят кофе. Политические активисты предлагают всем желающим сфотографироваться для социальных сетей в рамках с хэштегом "Свободная Палестина".

"Я ощущаю себя в полной безопасности. Все отлично", - говорит Шиха, смеясь над определением "гостья с противоположной стороны глобуса" и прощаясь новозеландским "Киа ора".

Похожие публикации