Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Праздник последней борозды сценарий. История хлеба «Живой хлеб

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний - 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния - 22 декабря плюс 24 дня, то есть с - 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме - 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря.

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют «Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев - Праздник первой борозды. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать - старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. Заранее выделяется главное действующее лицо - пахарь, как правило, уважаемый джамаатом человек. Пахаря одевают в старый тулуп, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. На пути к полям его поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. Пахота начинается с утра, впереди пахаря идет его жена, раздавая всем жареное зерно.

С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь («кузал »). Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно - с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Все обрядовые действия направлены на усиление продуцирующих способностей природы и человека. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Сценарий праздника «Навруз-Байрам»
Для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание

    Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления детей о народном празднике. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

    Учить детей петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя звучание). Учить детей делать аппликацию.

    Выполнять танцевальные движения выразительно и ритмично (ковырялочка). Использовать подвижную игру для формирования координации движений. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции.

Репертуар

    Песня «Приезжайте в Дагестан» м.Касимова

    Песня «Горный край»

    Танец «Лезгинка»

    Подвижная игра «Бег на мяче»

    Перетягивание каната

    Эстафета «соревнование трактористов»

Оборудование

    Дагестанские костюмы

    Мячи, канат

    Машины, борозда

    Шерстяные нитки (15-20см)

    Бубны

    Ватман, клей ПВА, кисти, салфетки

    Сито, пшеница

    «Костер»

Ход праздника

Дети под звучание дагестанской народной музыки входят парами в зал. Впереди идут девочки с бубнами и веточками в руках. Веточки украшены конфетами и разноцветными ленточками. Дети обходят зал и становятся полукругом. Воспитатель поздравляет всех собравшихся с праздником.

1 Девочка:

Дома у нас большие,
Окна золотые,
С днем Навруза – днем Весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

2 Девочка:

В доме этом все девицы,
Как одна румянолицы,
Рукава их длинны
И слова их умны.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

Ребенок:

Да развеется тоска,
Да просеется мука,
А мука у нас бела,
Испечете вы пирог.
Нам отрежете кусок.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

(Из кумыкского народного фольклора).

Воспитатель: Дагестан знает разнообразные старинные праздники, идущие от традиций и связанные с древними обычаями.

Главным во все времена был праздник «Первой борозды». Праздник этот состоит из двух частей – обрядовой вспашки поля плугом в 2-3 борозды и засевании.

Мы всех гостей приглашаем на праздник «Первой борозды».

Исполняется песня «Приезжайте в Дагестан».

Дети садятся на стульчики.

Ребенок: Праздник «Первой борозды» в даргинских аулах в старину называли «кIубахрули». Этот праздник труда является массовым, радостным, народным праздником.

Ребенок: Лакский аул Кулушац разделен на 2 части ручьем. В старину праздник первой борозды проводили по очереди то одна половина аула, то другая. Старики помнят древний заговор «хъу дюхъаннав, шта оюхъаннав». («Пусть будет богатый урожай, пусть будет много овец и скота, пусть будет много пчел и меду»).

Ребенок: В Южном Дагестане издавна существует старинный народный праздник цветов – Яран-сувар – праздник наступления весны, праздник обновления природы. Вечером у каждого дома разжигают большие костры, через которые прыгают члены семьи. В огонь нельзя плевать, долго смотреть на пламя: оно может ударить («ягъун»), сжечь, опалить, притупить зрение.

В зал забегает с шумом и музыкой пешавар (ряженый).

Пешавар: Ассаламу алейкум! С праздником!

Дети: Ваалейкум ассалам!

Воспитатель: Пешавар, оставайся с нами, будь гостем на нашем празднике.

Ребята, праздник «Первой борозды» - это игры, веселье, соревнования. Самому достойному будет предоставлено право проложить первую борозду. Следить за порядком во время соревнований и эстафет будет наш гость Пешавар.

Первая эстафета «Бег на мячах».

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, кто сильнее.

Проводится соревнование «Перетягивание каната».

Ребенок:

Здравствуй, милая весна,
Ты душиста и ясна
Зеленеют лес и луг
Так красиво все вокруг!
И зовет тепло лучей
На прогулку всех детей.

Девочки исполняют танец «Весенняя фантазия».

Воспитатель: Как красиво девочки танцевали. Какие умницы! Посмотрите скорее, какие ловкие у нас мальчики-джигиты.

Проводится музыкальная игра «Возьми папаху». В игре принимает 6-8 мальчиков.

Воспитатель: Молодцы, мальчики, настоящие джигиты. Ребята, в дни праздника «Навруз» дагестанский народ заклинал:

Дети по очереди произносят заклинания.

    Да уродит земля.

    Да будут густыми всходы.

    Да умножатся овцы у тех, кто их имеет.

    Да умножатся коровы у тех, у кого они есть.

    Да не будет засухи.

    Да будет достаточно солнца и осадков.

Воспитатель: Вот сколько заклинаний мы с вами вспомнили. Вот вышли наши силачи. Они сейчас будут мериться силой.

Проводится соревнование.

Воспитатель: Вот и определились претенденты на главное соревнование. Самому достойному будет оказана честь проложить первую борозду.

Проводится эстафета «Кто быстрее добежит до машины». Самый быстрый и заслужит право провести первую борозду.

После соревнования тракторист на машине «прокладывает» первую борозду. Перед машиной идут музыканты, за машиной раскручивается борозда и девочка «бросает» в борозду зерна.

Ребенок:

Иди весна, иди красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!

Дети читают стихи о весне. 3-4 ребенка.

Воспитатель: Ребята, на улице стемнело и пора разводить костер. Пешавар помоги нам разжечь костер.

Костер «загорается».

Воспитатель: Пока пламя высокое и прыгать через него мы не можем, мы сделаем коллективную работу «Горный пейзаж».

Дети на готовые силуэты приклеивают шерсть овцам, делают папаху и бурку чабану, клеят шерстяными нитками солнце, кусты, цветы, дорогу, горы.

Дети становятся полукругом вокруг «костра».

Ребенок:

Люблю тебя я всей душой,
О, Дагестан, мой край родной!
Не нужно мне заморских стран
Ты так прекрасен, Дагестан!
(Р.Гамзатов).

Дети исполняют песню «Горный край».

Прыгают через «костер».

Ребенок: Мы лезгинку дружно любим танцевать! Гей!

Бьем в ладоши дружно и кричим: Арса! Арса! Асра!

Исполняется Общая лезгинка.

Воспитатель: На этом наш праздник завершается. До свидания. Все выходят из зала.

Обряд вызывания дождя.

Слайд родник Ведущий:

После празднования первой борозды наступало определенное затишье в земледельческих ритуалах и праздниках, это была передышка перед началом прополки и других полевых работ. Однако суровые условия жизни и быта горцев не всегда благоприятствовала богатому урожаю. Они были в полной зависимости от погодных условий.

Проводились специальные обрядовые действия, вызывающие дождь. В разных селах обряд проходил по разному, но общим для всех являлось коллективное шествие но селу.

Во время продолжительной засухи, чтобы вызвать дождь мугинцы молились 3 дня, а на 4- тый шли к роднику и, читая молитву, бросали в него камушки.

Выход девушек к роднику.

Тучка, дай нам дождь большой

Чтобы был кувшин с водой.

Тучка, дай дождь проливной

Станет в поле рожь стеной.

(бросают камни)

Ведущий:

В местечке Пир, около селения Заза, лежит ковш из камня, напоминающий жертвенник. Во время засухи, чтобы вызвать дождь девушки с песнями наполняли этот кувшин водой. Песня должна была оказывать магическое воздействие на природу и вызвать дождь.

Девушки у родника.

1.девушка:

Льется ливень пусть, Аллах,

Чтоб родники забили в скалах

Переливаются пусть желобки

Выходят из берегов реки.

2. девушка:

Ливень льется пусть, Аллах,

Овечьи стадо чтоб напились,

переливаются пусть желобки,

Чтоб промокли спины коз.

Ведущий:

При засухе у кумыков совершался следующий обряд. Старшина аула раздавал сельчанам на месте сбора сырое мясо, а мулла надевал на одной из женщин дырявый мешок. Затем обвязывали длинной веревкой. Один из участников обряда держал конец веревки и водил женщину по берегу реки и среди сельчан, а народ обливал ее водой из кувшинов со словами: «Ай, Аллах, дай нам дождя». Потом женщину бросали в реку, она выплывала так, чтобы ее не видели, а народ расходился.

Ведущий:

В Курахе, во время засухи, делали шалашеобразную шапку из зеленых ветвей.

Одевали ее на голову одного из избранников и водили по дворам. Около каждого дома пели песню.

1 дом.

Бог непреклонный, дождя нам пошли

В трещинах лоно иссохшей земли

Влаги пошли нам не слышащий Бог,

Чтобы пшеница взошла и горох.

Хозяин дома выходил к поющим и должен был вылить на человека, голова которого была покрыта зелеными ветвями, кувшин воды.

Хозяин дома:

Дождика, дождика

Нам пошли, Аллах

Чтоб вода забулькала

В наших желобах.

2 дом.

Туча, дождика не прячь

Лейся дождик, дам калач

Дождик лей, посильней

Дам тебе сто калачей.

Хозяин дома:

Лейся, лейся с неба,

Дождик как река

Вымоется чисто

Добрая земля.

3 дом.

Чтобы вызвать дождь большой

Ва, дождик, халалай,

Нужно взять кувшин с водой,

Ва, дождик, халалай.

Если будет дождик литься

Будет просо и пшеница.

Хозяин дома:

Господи, господи

Дождик нам пошли

Пусть вода польется

От неба до земли.

Слайд ясное небо

Все девушки, участвовавшие, в инсценировке собираются на одной стороне сцены и читают молитву. На другой стороне сцены мальчики варят в котле «муг1». Потом раздают угощение.

Слайд гром Раздаются, звуки грома и молнии идет дождь. Все танцуют, радуются и уходят со сцены.

Слайд музыка

23 АПРЕЛЯ ЯРИЛО ВЕШНИЙ НА СВЯТОЙ РУСИ - ПРАЗДНИК "ОТМЫКАНИЯ" МАТУШКИ ЗЕМЛИ, ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ. 23 апреля считается Днём Ярилы ("Ярило Вешний"). В этот день проводится важный обряд - "Отмыкания Земли", или по-другому - ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярила "отмыкает" (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает на поля росу, от чего начинается бурный рост трав. Все наши праздничные священнодейства на Святой Руси связаны с Природой, с солнцем Даждьбогом, поэтому то мы и "солцепоклонники", и жизнь у нас идет по солнечному календарю (колодар - Коло Сварожье, Круг Сварожий). Праздник Первых Русалий, удивлявший множеством девичьих песен, хороводов и гаданий на суженного, закончился. Отзвенел девичьими смешками да отсверкал лукавыми улыбками 22 апреля, женский праздник Лёльник, завершающий эту чародейную седьмицу. Девушки, получившие от Лёли венки невесты, полны мечтами, а матери, снисходительно и довольно улыбаясь, прикидывают лучший день свадьбы. Весенний мужской праздник Ярило Вешний идет сразу же за девичьим Лельником. День, когда мужчины проводят важнейший обряд, обеспечивающий благополучие семьи на много месяцев вперед. К этому дню Природа завершила все весенние приготовления, пробудилась от сна. Ярилин День, долгожданный день, когда спускается на Мать сыру Землю Ярило, молодой и ярый Бог Солнца, отмыкает Землю своим ключом и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав и цветов. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. В народе считалось, что в этот день Бог Ярило на своём Белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает лес, где общается со своими друзьями и помощниками - волкам. Поэтому распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего было кормление волков. Волк – это не просто один из видов диких животных. Волк – это мистическое, полное тайн, существо, олицетворение неизведанных тёмных сторон бытия. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбища - на Ярилину росу до самой зари. Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которые потом одаривали пастуха; со двора под ноги скотины выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса не спадёт. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривая: "Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!" Единственный, пожалуй, славянский праздник, который надо было провести в поте лица своего, ритмично двигаясь из конца в конец своего поля, бороздя и вспахивая его, с раннего утра и до вечера. На Ярилу Вешнего запахивали пашню, говорили: "На Ярилу выезжает и ленивая соха", "С Ярилы Вешнего - начало сева яровых". На Ярилин день определяли урожай яровых хлебов: "На Ярилу мороз - будет просо и овёс", "На Ярилу мороз - под кустом овёс", "На Ярилу мороз - гречихи воз", "На Ярилу роса - будут добрые проса". И уж потом, вечером, на том же поле, куда придут девушки да женщины в белых одеждах, продолжить славянский праздник чествования Ярилы Вешнего, вкусить пищи, собранной в братчину, да водить хороводы, прославляющие Мать - Землю и Отца-Солнце. Вот такой сакральный смысл этого славянского праздника Ярилин День! Слава Ярилу! Слава Богам и Предкам Нашим!

Праздник первой борозды проходит в начале мая и не имеет конкретной привязки к дате, - его назначают королевские астрологи. В 2016 году этот праздник отмечают 9 мая.

Праздник Первой борозды описание

Не даром в предыдущем празднике - Фестивале ракет в Таиланде - тайцы просили дождей у бога Вассакана, - ведь предстоял праздник Первой борозды, символизирующий начало периода посевных работ! Эта традиция пришла в Таиланд из Индии много веков назад. Говорят, что в своей юности, в этом празднике участвовал Будда. Сейчас на празднике Первой борозды должен присутствовать член королевской семьи.

Праздник Первой борозды сценарий

Сценарий праздника заключается в том, что Главный Пахарь, выбранный Королём или членом королевской семьи, должен наугад выбрать один из предложенных ему фрагментов ткани. Если он выбирает кусок ткани средней длинны, - то число осадков в этом году будет умеренным. Если самый длинный, - то год будет засушливым. Короткий кусок ткани говорит о том, что сезон будет через чур дождливым!

Далее Главный Пахарь священным плугом вспахивает борозду в парке Санам Луанг, который расположен у Большого Королевского Дворца в столице Таиланда - Бангкоке! Его сопровождают девушки, которые несут рис в серебряных и золотых корзинах. Затем проводится церемония с белыми священными быками. Им на выбор предоставляется: вода, трава, рис и прочие угощения. Считается, что угощения, которым быки отдадут своё предпочтение будут в изобилии получены в предстоящем году!

Заключение

Праздник первой борозды - красивая, культурная традиция в Таиланде повторяющаяся из года в год уже тысячи лет! Теперь и вы знаете о ней и при желании можете принять участие!

До встречи на Праздник первой борозды в Таиланде!

Есть поверье, что с праздника Первой борозды, хорошо принести с собой в дом несколько семян с церемонии. Они принесут в дом счастье и благополучие!

Напоминание

Праздник Первой борозды следует за фестивалем ракет в Таиланде. Расширяйте свой кругозор, узнайте о больше !

Похожие публикации