Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Полагал что первоначалом всего является воздух. Античная философия в поисках первоосновы

Первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.

Анаксимен (Ἀναξιμένης) из Милета (ок. 588-525 до н. э.) - древнегреческий философ-материалист милетской школы, ученик Анаксимандра. Анаксимен считал воздух тем первоначалом, из которого всё возникает и в которое все снова возвращается. По учению Анаксимена, все вещи возникают путем различных степеней сгущения воздуха (образование воды, земли, камней и т. п.) или его разрежения (образование огня). Таким образом, Анаксимен впервые в греческой философии высказана идея перехода количества в качество.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 16.

Анаксимен из Милета. Анаксимен (сер. VI в. до н.э.) полагал, что все в мире создано из воздуха. Доказывая эту точку зрения, он говорил, что воздух можно разредить до состояния огня или сгустить до состояния воды или земли, а все эти элементы вместе составляют мир и все вещи в нем. Анаксимен рассматривал воздух как дыхание космоса, его божественный и неуничтожимый источник. Землю он представлял в форме плоского и тонкого диска, поддерживаемого воздухом.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 435.

Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.) - Он считал началом всех вещей воздух; при разрежении из него получается огонь, при сгущении - вода и камни. Этот воздух (не путать с нашим, привычным!) - «начало души, богов и божеств». «Воздух однороден, недоступен чувствам, беспределен» (следовательно, он похож на «апейрон» Анаксимандра). Говорят, услышав от своего ученика вопрос, почему его одолевают сомнения, Анаксимен очертил на земле два круга: маленький и большой. «Твои знания - это малый круг, мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знании, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Фрагменты:

DK 1,90-96; Лебедев А. В. Фрагменты, с. 129-135;

Wdhri G. Anaximenes von Milet. Die Fragmente zu seiner Lehre. Stuttg 1993.

Литература:

Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;

Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambr., 1971;

KirkG.S., Raven J. E. The presocratic philosopher Cambr., 1957, p. 143-162.

На самой ранней стадии человеческой культуры, связанной с так называемым «мифологическим типом мышления», в основе мироощущения практически всех древних народов лежала идеалистическая по своему характеру установка на «одушевление» объектов материального мира, на придание им свойственных самому человеку психологических свойств. Но подобное идеалистическое мироощущение еще не было философией в собственном смысле слова.

Древнегреческий мыслитель Фалес из Милета (ок. 625-547 до н. э.) высказал идею, что все происходит из воды и в воду же обращается. Это естественное начало оказывается единой основой всех вещей, носителем всех изменений и превращений. Хотя идея Фалеса о «первосущности» представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она почти революционна, так как в положении «все из воды» была дана «отставка олимпийским богам», то есть в конечном счете - мифологическому мышлению, и проложен путь к естественному объяснению природы. Преемник Фалеса Анаксимлндр (ок. 610-после 547 до н. э.) усматривал первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе - апейроне (что значит «беспредельное»). Другой древнегреческий философ Анаксимен (ок. 585-ок. 525 до н. э.) полагал, что первоначалом всего является воздух.

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520- 460 до н. э.). Все существующее, учил он, постоянно переходит из одного состояния в другое: «все течет, все изменяется»; «в одну и ту же реку нельзя войти дважды...»; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель - бытие и небытие - связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга. Однако сам Гераклит понимал, что текущая река, «изменяясь, покоится». Согласно его воззрениям, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», то есть единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Начиная с Гераклита в древнегреческой философии все более отчетливо прослеживаются собственно материалистические и идеалистические тенденции. Материалистическая тенденция была впервые философски обоснована в атомистическом учении Левкиппа и особенно - Демокрита (ок. 460 до н. э.). Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших невидимых, неделимых частичек - атомов, которые движутся («мечутся во все стороны», «трясутся во всех направлениях») в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и круглых. Атомы и пустота - единственная реальность; соединения атомов образуют все многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел противопоставление материи и духа, утверждая единую универсальную природу материи и мышления.


В борьбе с материалистическим мировоззрением формировался философский идеализм. Родоначальником последовательной философской системы объективного идеализма был Платон (427-347 до н. э.).

Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идеи истолковываются Платоном как идеальные образы - образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. Абстрагировав идеи от
разума конкретных людей, Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она «вспоминает» о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования.

Будучи источником как материалистической, так и идеалистической линий в философии, античность создала и первые попытки их примирения в пределах единой философской системы. Одной из вершин философской мысли Древней Греции в этом отношении являются творения Аристотеля (384-322 до н. э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, содержат как глубокие материалистические и диалектические идеи, так и элементы идеализма. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона (именно ему и приписывается изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»). В ранних работах Аристотель развил критику идеализма, стремясь преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой в неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, говорил он, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако в более поздних работах он частично вернулся к признанию мира платоновских идей как первоосновы мира. Сама по себе материя, утверждал Аристотель, пассивна. Она содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как мрамор - возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. функцию формообразования осуществляет ум - перводвигатель. Под формой Аристотель разумел предшествующий вещи активный, творческий фактор, благодари которому она становиться действительной. Форма - это стимул и цель, идеальный образ, причина становления многообразных вещей из однообразной материи, а материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим «гончар» - бог (или ум - перводвигатель). Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как причина и одновременно вершина мироздания. Поздний Аристотель, таким образом, оторвал форму вещей от самих вещей и превратил ее в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей. Однако в гносеологии Аристотель последовательно отстаивал материалистические позиции. Изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого мы должны отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Единичные вещи, утверждал н, изменчивы, а их единичные формы неизменны - в этом утверждении Аристотеля диалектика и метафизика слились воедино. Вместе с тем Аристотель одним из первых разработал подробнейшую классификацию форм и способов рационального мышления. Его учение о наиболее общих философских понятиях, или категориях (количество, качество, отношение, сущность, время, пространство и др.), с помощью которых он стремился выразить диалектику бытия и мышления, явилось огромным вкладом в теорию научного познания. Аристотель - основоположник формальной логики, так же как Платон - основоположник логики диалектической.

Античная философия, в которой содержались прототипы всех основных видов мировоззрения, разрабатывавшихся во все последующие века, - это великое торжество человеческого духа, и поэтому она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества.

1. период: Ранняя классика. Досократический (Натурфилософский) 6-4 в до н.э.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 в. до н.э. до 6 в. н.э., около 1200 лет. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие современной цивилизации. Именно здесь начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин «философия» возникает тоже здесь, в противоположность «Софосу» - мудрецу-пророку, обладавшему «Софией» - божественной мудростью. «Философ» - человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Поэтому цель философа - понять «целое как целое», понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Притом понять, используя разум, рациональную аргументацию. Надо объяснить мир, используя как факты опыта, так и логику понятий, и объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делает искусство и религия.

Этапы античной философии. Традиционно выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики). Главные проблемы - «Физис» и «Космос», его строение; Основной проблемой досократического периода была проблема первоначала (архи): есть одно вещество, из которого происходит все многообразие окружающего мира.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека; центральной проблемой становится роль человека в познании окружающего мира.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др.;

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Главные проблемы - мораль и свобода человека, познания и т.д. К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношения Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский). В данный период проблемы познания и бытия отступают на второй план. Основой является обретение человеком смысла своей жизни в меняющихся социально-политических условиях.

Античная философия выдвинула ряд фундаментальных проблем, которые не потеряли значения по сей день.

1. Проблемы бытия, небытия материи и ее форм. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. (Сократ, Софисты: Горгий, Гиппий, Анитифонт и др., Пиррон, Секст эмпирик. Эпикур, Посидоний и др.).

3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.).

4. Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. (Плотин, Филон Александрийский и др.).

5. Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного.

6. Проблема поиска рационального метода познания. (Платон, Аристотель, их последователи).

Термин «досократики» введен для совокупного обозначения натурфилософских школ: Ионийская философия (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен + Гераклит); Италийская философия (Пифагорейский союз: Пифагор, Гиппас, Алкмеон, Филолай, школа элеатов: Ксенофан, Парменид, Зенон); Физиологи (Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит); Софисты (Протагор, Продик, Гипий, Горий). Эти философские школы в центре внимания ставят чувственно-материальный космос, размышляют о сущности и первоначалах мира. Они рассматривают субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи).

Ионийская школа. Для нее характерны отсутствие поляризации на материализм и идеализм, наличие многих образов мифологии, отсутствие философской терминологии, представление физических процессов в контексте морали, что свидетельствует о том, что античная философия рождается как этика. Представители этой школы стремились понять то или иное материальное начало как субстанцию. Возникновение из мифа Логоса (разумное слово) - сына Зевса и Метиды.

Фалес (ок. 625-547) - первый математик и физик в Ионии, был провозглашен первым из семи мудрецов. Труды: «О началах», «О солнцестоянии», «Морская астрология». Вода - начало и основа всех вещей. С одной стороны - она пребывает подо всем, на ней все плавает; с другой - это не просто вода, а вода разумная, божественная. Фалес началом всего полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств.

Анаксимандр (ок.610-после 547) - ученик и последователь Фалеса. Труд: «О природе», «Карта земли», «Глобус». Он расширил понятие начала до понятия «архэ», т.е. до первоначала, субстанции, того, что длежит в основе всего мира. Он усматривал первоначало в апейроне (что значит беспредельное, безграничное, бесконечное). Апейрон материален, веществен, вечен, неуничтожим, он находится в вечном движении, выделяя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Апейрон - не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Апейрон все из себя производит сам. Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Жизнь на земле зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

Анаксимен (ок.585-ок.525) - ученик и последователь Анаксимандра, астроном и метеоролог. Труды: «О природе». Он полагал, что первоначалом всего является воздух (апейрос), а апейрон - это свойство воздуха. Разрежаясь из-за нагревания, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь из-за охлаждения - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Он видел в воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна. Боги тоже из воздуха. Он думал, что Солнце - это земля, которая раскалилась от своего быстрого движения. Небесные светила парят в воздухе, а земля неподвижна.

Гераклит (ок. 520-460) - диалектик. Гераклит первоначалом считал огонь, т.к. он символизирует бесконечное изменение окружающего мира, в основе которого находится взаимодействие двух противоположных сил Любовь и Вражда. Он открыл субстанционально-генетическое начало мира в огне (огонь наряду с землей, водой и воздухом у древних людей считался веществом). «Все обменивается на огонь, и огонь - на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото». Возникновение из огня космоса Гераклит называл «путем вниз» и «недостатком огня». Космос не вечен «Путь вниз» периодически сменяется «путем вверх», «недостаток огня» - его «избытком». Космос сгорает. Этот мировой пожар не только физическое, но и нравственное событие. Мировой пожар будет мировым судом. Огонь - не только живая, но и разумная сила. Он также присущ человеку и его душе. Сухой, огненный компонент души - это ее логос. Гераклит учил, что «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово, и потому постоянным в мире можно признать только само это вечное изменение. (Для примера: Кратил (5 в.) вообще заявлял, что в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз, поскольку нет ничего устойчивого). В отличие от вышеназванных милетских философов Гераклит довольно много говорит о познании. Он различает чувственное и рациональное познание. Высшая цель познания - это познание логоса, единства мироздания.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА, школа древнегреческой философии, получившая свое название по греческому городу Элее (другое название - Велия) на юге Италии.

Учение элеатов. У ионийцев субстанция физична, у пифагорецев - математична, у элеатов - философична, так как эта субстанция - бытие. Именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления (первая часть основного вопроса философии). Собственно с них и начинается философия.

Ксенофан (ок. 570 - ок. 478) впервые высказал идею, что боги - это творения человека по его образу и подобию. Мифы - это вымысел. Как философ-физик он примыкает к ионийской философии. Обобщив эмпирические данные, Ксенофан пришел к выводу, что когда-то вся земля была покрыта морем. Но затем часть земли поднялась и стала сушей. Где было морское дно, стали горы. Поэтому земля - основа всего сущего, субстанция. Земля простирается в бесконечность. Земля и вода есть все, что рождает и растит. Даже души состоят из воды и земли. Вместе с тем он считает, что есть бог - единое, чистый ум, он один, не физичен, не имеет тела, его сила - в мудрости. Этот бог всевидящ, всемыслящ и всеслыщащ. Таким образом, физическая и философская картина мира Ксенофана расходятся. В теории познания он отдает первенство разуму.

Парменид (6-5 вв.) - метафизик. Он учил, что все неизменно. Эллейская школа переводит проблему первоначала на сугубо теоритический уровень. Парменид впервые формирует понятие "бытие". Бытие - все то, что можно представить в мышлении.

Характеристики бытия:
- оно вечно
- неподвижно
- форма бытия - шар

В центре внимания Парменида - две главнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления. Они могут быть разрешены только разумом, но разум не безошибочен и потому может попасть в западню. Первая западня анонимна, состоит в допущении существования небытия. Вторая западня «двуголова» - что бытие и небытие тождественны и нетождественны. Здесь Парменид подошел к закону запрещения противоречия - к главному закону мышления, формальной логики. Парменид впервые прибегает к доказательству философского тезиса: небытие не существует потому, что небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить. К такому выводу он приходит потому, что бытие и мышление тождественны. Отсюда бытие - это то, что схватывается только мыслью.

Зенон Элейский (ок. 490 - 430) - субъективный диалектик (искусство диалектического рассуждения и спора, искусство опровергать противника и посредством возражений ставить его в затруднительное положение. Он использовал доказательство от противного, т.е. использовал закон исключенного третьего. Пример: Чтобы доказать, что «А есть В» истинно, он доказывал, что «А не есть В» ложно, а ложность последнего тезиса он доказывал исходя из допущения истинности тезиса «А не есть В», что приводит к одинаковой истинности С и не-С, а это невозможно. Другой метод Зенона получил название «апория», что значит непроходимость, безвыходное положение. Например, «Ахиллес и черепаха» (привести ее).

Учение физиологов. Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430) сочетает в себе ионийскую и италийскую философию, принимая в качестве первоначала все четыре традиционные стихии - воду, землю, воздух и огонь, называя их «четырьмя корнями вещей». Они не превращаются друг в друга и отождествляются им с такими богами, как Зевс, Гера, Аид и Нестис. Все остальные боги возникают из этих корней. То же самое касается всех вещей. Например, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня. Наиболее равномерно они перемешаны в крови, и поэтому кровь - носитель мышления. Однако корни вещей пассивны, а активны в мироздании два антагонистических психических начала - любовь (причина любви и добра) и ненависть причина множества и зла). Любовь соединяет разнородное и разделяет однородное, ненависть, наоборот, разделяет разнородное и соединяет однородное. В своей борьбе они попеременно одерживают верх. Примиряет он ионийцев и италийцев также в изменчивости и неизменности мира: мир неизменен в своих корнях, но изменчив на уровне вещей.

Анаксагор (ок. 500 - 428). Труд: «О природе». Он исходил из того, что существует неограниченное множество первоначал. Начала - это мельчайшие, невидимые, сверхчувственные частицы огня, воды, золота, крови, древесины и т.д., которые он называл «семенами вещей». Это качественные образования. Они неизменны и вечны. Они бесконечно делимы, ибо сколько ни дробить бытие, в небытие его превратить нельзя. Его тезис таков: «все во всем». Другими словами, каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, но ее качества определяются теми качествами, которые в ней преобладают. Пример: если белый снег тает и получается мутная вода, то это потому, что мутное и жидкое как качества содержались в снеге, но качества твердого, холодного и белого в нем преобладали. Эти начала пассивны и потому, чтобы возник мир из первобытного хаоса потребовалось вмешательство Нуса - ума, творца космоса, тончайшего и чистейшего из всех вещей. Нус движет миром и познает мир одновременно. Он определяет прошлое, настоящее и будущее.


Похожая информация.


Первой философской школой являлась милетская школа. Название происходило от наименование города Милета (полуостров Малазия). Виднейшим представителем, а по некоторым источникам - основателем - данной школы являлся Фалес (640-545 года до нашей эры). Фалес был не только философом, но и математиком, физиком, астрономом. Он определил, что в году 365 дней; разделил год на 12 месяцев, которые состояли из 30 дней; предсказал солнечное затмение; открыл Полярную звезду и некоторые иные созвездия; показал, что звезды могут служить руководством для мореплавания.

На данном этапе исторического развития философской мысли основной задачей философов было отыскание универсального первоначала. Согласно представлениям Фалеса, началом всего является вода. Вода, как первоначало, «божественная, одушевленная. Земля, как все предметы, пронизана этой водой; она окружена со всех сторон водой в её исходной форме и плавает, как дерево, в безбрежной воде. Одушевленность воды связана с населенностью мира богами» Алексеев П.В. Философия. С. 90. Вода пребывает в движении, следовательно, все вещи и земля изменчивы.

Душа человека - тонкое (эфирное) вещество, которое позволяет человеку чувствовать. Душа - носитель разумности и справедливости.

Фалес полагал, что познание мира неотделимо от человека: «Познай самого себя» - призывал философ. Он говорил, что гордится, тем, что:

1. человек, а не животное;

2. мужчина, а не женщина;

3. эллин, а не варвар.

Аристотель считал, что Фалес принимал за первооснову воду, исходя из наблюдений о том, что пища влажная; тепло возникает из влаги и живет ею. Идея о том, что вода является началом всего, могла возникнуть, исходя из того, что вода претерпевает множество метаморфоз - вода превращается в пар или лед и обратно.

Последователем Фалеса Милетского был Анаксимен (585 - 525 года до нашей эры), который полагал, что первоосновой является воздух. Воздух вездесущ, он заполняет все. Он способен разряжаться и сгущаться, порождая многообразие конкретных вещей.

Основные философские принципы милетской школы были развиты Гераклитом (520 - 460 года до нашей эры). Он родился в Эфесе, происходил из аристократического рода, который был отстранен от власти народом. Гераклит стремился к одиночеству, старался жить бедно, в последние годы провел в хижине в горах. Гераклита прозвали «Темным» потому, что понять его было не всегда легко: в речи было много сравнений, метафор; он всегда выражался загадочно, не давая четкого ответа.

До нашего времени дошло около 150 фрагментов его сочинения «О природе», которое посвящено размышлениям о Вселенной (природе), государстве, Боге.

Первоначалом всего, по мнению Гераклита, является огонь. Огонь сгущается и превращается в воздух, воздух - в воду, вода - в землю (путь вверх), превращение в ином порядке - путь вниз. По его мнению, Земля ранее была огненным шаром, который остыл и превратился в Землю.

Огонь связан с логосом. Гераклит определяет логос, как «вселенский строй», «порядок». Логос обладает функцией управления. Логос - единство противоположностей. Логос - упорядочивающая сила огня.

Гераклита считают одним первым философом, который заметил единство и противоположность одних и тех же явлений. Именно ему принадлежат слова «все течет, все изменяется», он считает, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды, т.к. каждый раз она новая. Борьба либо война - отец и царь всего. Гармония - единство противоположностей. Всегда существует гармония и дисгармония. Лук может стрелять только тогда, когда противоположные стороны натянутся.

В мире все относительно. К примеру, морская вода: для рыб - она благо, а для людей - непригодна. Болезнь делает сладостным здоровье, труд позволяет «почувствовать вкус» отдыха. «Мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим» Философия: Учебник. Ставрополь, 2001. [Электронный ресурс].

Чтобы проникнуть в основы вещей и мира, нужен разум и труд размышления. Истинное познание - соединение разума и органов чувств.

Душа должна быть мудрой и сухой. Влажность для души вредна. Особенно влажная душа у пьяниц. Если душа человека сухая, она излучает свет, подтверждая, что душа имеет огненную природу. Представляется, что представления об ауре человека, существующие сегодня, подтверждают теорию Гераклита. Душу философ именует Психеей. Психея напоминает паука, сидящего на паутине. Он слышит все, что происходит в мире.

Основателем школы Пифагорейцев был Пифагор (580 - 500 года до нашей эры). Существовала легенда, что Пифагор был сыном Гермеса в первом перерождении. Он учился у жрецов, магов. Организовал собственную школу, где ученики проходили 2 этапа:

1. Акусматики - молчаливые слушатели. 5 лет молчали, доводили до равного расположения духа (самообуздания).

Первооснова для Пифагора выступает число. Число владеет вещами, моральными и духовными качествами. Согласно Пифагору, существует определенным небесный порядок, и земной порядок должен соответствовать небесному. Числу подчиняются движение звезд, светил, родовые процессы и т.д. Пересечение 4 дорог - квардриум. 4 дороги ведут к гармоничной связи с миром:

1. Арифметика - гармония чисел;

2. Геометрия - гармония тел;

3. Музыка - гармония звуков;

4. Астрономия - гармония небесных сфер.

На сегодняшний день, теория Пифагора пользуется огромной популярностью. Люди создают телепередачи относительно влияния чисел на судьбу человека, возможности изменить определенные события жизни в случае правильного применения чисел в своей жизни.

Пифагора считают первым философом, употребившим понятия «философ» и «философия».

В 6 веке до нашей эры в г. Элее возникла элейская школа. Представители милетской школы за первооснову считали природное явление, а элеаты за основу мира берут некое начало - бытие. Данные идеи развивал Парменид (540 - 480 года до нашей эры).

Он разделял мир на истинный и неистинный. Истинный мир - бытие. Бытие вечно и неизменно. Мир конкретных вещей - неистинный мир, т.к. вещи постоянно меняются: сегодня они отличны от вчерашних. Разум имеет превосходство над чувствами, т.к. чувства обманчивы и дают недостоверные знания. Мышление нельзя отделить от бытия, даже если думать о небытие. Но Парменид считает, что небытия нет, т.к. небытие - пустота, а пустоты нет, потому что все заполнено веществом. Если весь мир заполнен веществом, то нет и множества вещей, т.к. между вещами нет пустых промежутков.

Данные взгляды развил далее ученик Парменида Зенон (490-430 года до нашей эры). Зенон различал истинное и чувственное познание. Истинное - рациональное познание, т.е. основанное на мыслительных процессах, чувственное же познание ограничено и противоречиво. Движение и разнообразие вещей не могут быть объяснимы разумом, т.к. они - результат чувственного восприятия. В обоснование своей теории он приводил следующие доказательства:

1. Апория «Дихотомия»: Если предмет движется, то он должен пройти половину пути прежде, чем дойти до конца. Но прежде, чем пройти половину пути, он должен пройти половину половины пути и т.д. Следовательно, движение не может ни начаться, ни закончится.

2. Апория «Ахиллес и черепаха»: Ахиллес никогда не догонит черепаху, т.к. пока Ахиллес пройдет часть пути, черепаха пройдет тоже часть пути и т.д.

3. Апория «Стадион»: 2 тела движутся навстречу друг другу. Одно из них затратит на прохождение мимо другого столько же времени, сколько оно затратило бы на прохождение мимо покоящегося тела.

Основателем школы эволюционизма был Эмпедокл (490-430 года до нашей эры) - врач, инженер, философ. В качестве первоосновы Эмпедокл взял четыре стихии, которые пассивны, т.е. не переходят одна в другую. Источник Вселенной - борьба Любви и Ненависти. «Любовь - космическая причина единства и добра. Ненависть - причина разрозненности и зла» Данильян О.Г. Философия. С. 41.

Широко известен в Древней Греции был представитель школы атомизма Демокрит (460-370 года до нашей эры). Он родился в г. Абдеры. Получив наследство, он отправился в путешествие, побывал в ряде стран (Египет, Вавилон, Индия), вернулся обратно. Согласно местным законам, каждый грек должен был преумножить наследство. В связи с тем, что он растратил наследство, против него было возбуждено судебное дело. На судебном процессе Демокрит прочитал судьям своё сочинение «Мирострой», и судьи признали, что взамен денежного богатства, Демокрит пробрел мудрость. Он был оправдан и вознагражден.

Демокрит считал, что существует множество миров: одни возникают, другие гибнут. Миры состоят из множества атомов и пустоты. Атомы неделимы и лишены пустоты. Они не имеют внутри себя никакого движения, они вечны, не уничтожаются и не возникают вновь. Количество атомов в мире бесконечно. Атомы отличаются друг от друга по четырем признакам: по форме (С отлична от Т), по величине, по порядку (СТ отлична от ТС) и по положению (Р отлична от Ь). Атомы могут быть настолько маленькими, что могут быть невидимы; могут быть шарообразными, якореобразными, крючкоборазные и т.д. Атомы находятся в движении, сталкиваются друг с другом, меняют направления. Данное движение не имеет ни начала, ни конца. «Любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов)» Алексеев П. В. Философия. С. 94. Знание причин - основа человеческой деятельности, т.к. если лицо знает причину, то случайности невозможны. Демокрит приводит пример: орел, парящий с черепахой, которую он держал в когтях, бросает эту черепаху на голову лысого человека. Философ разъясняет, что данное событие неслучайно. Орлы питаются черепахами. Чтобы достать мясо из панциря, птица разбросает черепаху с высоты на скалу либо на иной блестящий твердый предмет. Следовательно, случайность - результат невежества.

Душа человека состоит из самых маленьких, шарообразных атомов. На поверхности вещей находятся легкие летучие атомы. Человек вдыхает эти атомы и имеет определенные представления о них, благодаря органам чувств. Познание разделяется на чувственное (по мнению) и разумное (по истине). Чувственное познание основано на воздействии с органами чувств, но вне органов чувств вещей нет. Результатам познания вследствие мыслительного процесса будет истина, т.е. понимание атомов и пустоты, и, как итог - мудрость. Когда тело умирает, атомы души распадаются, а как следствие, душа смертна.

Демокрит изучал проблемы справедливости, честности, достоинства человека. До нас дошли отрывки из 70 его произведений. Он считал, что «не телесные силы делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость» Алексеев П.В. Философия. С. 95. «Мудрость как талант познания имеет три плода - дар хорошо думать, дар хорошо говорить, дар хорошо действовать» Данильян О.Г. Философия. С. 42.

Во второй половине 5 века берет свое начало этап высокой классики античной философии. Появляются первые платные учителя философии - софисты. Одним из представителей софистов был Протогор (481-411 года до нашей эры). Протогор считал, что «человек - мера вещей». Если человеку что-то приносит удовольствие, значит, это хорошо, если страдания - плохо. Протогор, подобно иным софистам, считал, что познание мира невозможно. Горгий (483 - 375 года до нашей эры) выделял три тезиса:

1. Ничего не существует;

2. Если что-то существует, то его невозможно познать;

3. Если что-то возможно понять, эти знания невозможно передать другому.

Большое влияние на мировую философию оказал Сократ (469-399 года до нашей эры). Родился в бедной семье, жил, учился и обучал в Афинах. Он критиковал софистов, которые учили мудрости за плату. Сократ полагал, что есть священные качества человека - мудрость, красота и иные - и торговать ими аморально. Сократ не считал себя мудрым, но философом, который любит мудрость. Интересен подход Сократа к обучению - необходимо не систематическое освоение знаний, а беседы и дискуссии. Именно ему принадлежит высказывание: «я знаю, что ничего не знаю». В книгах, по его мнению, мертвое знание, т.к. им нельзя задавать вопросы.

Сократ полагал, что познать космос невозможно, человек может познать только то, что в его власти, т.е. только свою душу: «Познай самого себя». Философ впервые указал на важность понятий, их определений.

Душа - антипод тела. Тело состоит из природных частиц, а душа - из понятий. Высшие понятия - добро, справедливость, истина. «Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы» Алексеев П. В. Философия. С. 95. Основа добродетели - сдержанность (умение подчинять страсти), мужество (преодоление опасности) и справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов).

Сократ разработал способ достижения истины - майевтику. Суть способа заключалась в том, чтобы путем последовательных вопросов заставить собеседника сперва почувствовать замешательство, отойти от первоначально неправильного понимания и прийти к новому знанию. Сократ сравнивал данный метод с повивальным искусством.

Смерть философа трагична. При смене власти, Сократу выдвинули обвинение в том, что он не верит в нужных богов и развращает молодежь. Ему дали возможность отказаться от своего учения, но он решил принять смерть. Ученики Сократа устраивали побег, но учитель отказался бежать. Сократ принял приговор и выпил чашу с ядом (цикутой).

Сократ не оставил трудов. Рассуждать о его учении мы можем, благодаря его ученикам, среди которых выделяется Платон (428-347 года до нашей эры). Платон родился на о. Эгина, происходил из небогатого аристократического рода. Настоящее имя философа Аристокл. Платон - прозвище. По некоторым данным Аристокла нарекли Платоном из-за телосложения (обладал широкими плечами), по другим источникам - из-за широты интересов. Платон тяжело переживал смерть учителя, так что покинул Афины. Во время пребывания в г. Сиракузы, правитель Дионисий Старший отдал тайный приказ спартанскому послу либо убить Платона, либо продать в рабство. Спартанский посол предпочел продажу в рабство. Платон был выкуплен жителем г. Эгины и отпущен на волю. События собственной жизни, связанные с несправедливостью по отношению к себе и Сократу, заставили Платона прийти к выводу, что лучшими правителями являются философы. Платон вернулся в Афины, приобрел на окраине города дом с рощей. Роща была посажена в честь аттического героя Академа. Платон в своем саду основал философскую школу, которая получила наименовании Академия, в честь указанного героя.

Многие произведения Платона дошли до нашего времени: «Законы», «Пир», «Государство», «Федр» и другие. Написаны они в форме диалога.

Центральное место в философии Платона занимает проблема идеального. Платон обнаружил мир идей. Бытие разграничено на несколько сфер - мир идей, мир материи и мир чувственных предметов. Мир идей - вечный и подлинный. Мир материи - самостоятельный и тоже вечный. Мир чувственных предметов - мир временных явлений (вещи появляются и погибают). Платон считал, что вещь погибает, а идея остается, следовательно, идея - идеал, образец. Все множество идей составляет единство. Центральная идея - идея блага, высшего добра. Благо - единство добродетели и счастья. При рассмотрении взаимодействия указанных миров, Платон выделяет 3 варианта взаимоотношений:

1. Подражание (стремление вещей к идеям);

2. Причастность (вещь возникает через её причастность к особой сущности);

3. Присутствие (вещи становятся сходными с идеями, когда идеи приходят к ним и в них присутствуют).

Платон приходит к духовной первооснове, он обращается к представлению о Боге - Ум-Демиурге, душе мира. Именно она заставляет вещи подражать идеям.

Человек имеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия (ко всем мирам): физическое тело - к материи, душа способна вбирать идеи и стремиться к Ум-Демиургу. Душа сотворена Богом, она бессмертна, вечна, переселяется из тела в тело. У души есть своя структура, на основании которой можно выделить разные типы души. Разным типам души, в свою очередь соответствуют определенные сословия:

Таблица 1

Платон разработал модель идеального государства, в котором социальная справедливость находится внутри души каждого человека. Управление государством сосредоточено в руках философов. Представители всех сословий служат Высшему благу, нет никакого личного интереса, если он выходит за пределы общественного. В данном государстве у воинов и правителей не может быть семьи, т.к. дела семейные отвлекают от государственных. Должна быть общность жен, детей, отсутствие частной собственности, введена жесткая цензура. Детей воспитывает государство. За безбожие и отступление от идеи предусмотрена смертная казнь. По Платону человек существует ради государства, а не государство ради человека.

Объясняя, что есть философия, Платон рассказывает миф о пещере. Достаточно глубокая пещера, в которой люди прикованы так, чтобы видеть только дно пещеры. Позади их - огонь. Между огнем и местом, которое они занимают, движутся люди, неся перед собой статуи, изображения людей, животных, различных предметов. Что видят пленники? Не в состоянии повернуть голову, они видят появляющиеся и движущиеся на дне пещеры, как на экране, только тени статуй и предметов. Что они могут думать? Они не подозревают ни о существовании статуй, ни тем более о существовании реальных предметов. Они принимают тени за настоящую реальность. Однажды один из этих пленников освобождается от оков и выходит из пещеры, видит реальные предметы при свете солнца, и ослепленный его блеском, он не сможет сначала различить ни одного из реальных предметов. Однако постепенно его глаза привыкнут к новому миру. Теперь он видит настоящие растения, животных и открывает подлинное солнце. Фигуры и тени пещеры были только их жалкой имитацией. Он возвращается в пещеру и попытается рассказать своим товарищам о своем восхождении к свету и красоте открытого мира, но ему никто не верит.

Мир чувственных восприятий, говорит Платон, мир который обычные люди видят, слышат, осязают и принимают за истинную реальность, только тень настоящего мира. Настоящий мир постигается не чувствами, а умом. Высшая реальность открывается философам. Не каждый может «выйти из пещеры», подняться от иллюзий обыденной жизни к созерцанию высшего идеального мира. Платон считает, что всех людей можно разделить на честолюбцев, сребролюбцев и философов. Первые две группы - это большинство. Им не до философии. Заняться философией для них означает выйти из своего состояния, оставить его и перейти к другой жизни - «разумной».

В 4 веке до нашей эры слушателем Академии Платона становится Аристотель (384-322 года до нашей эры). Аристотель родился в г. Стагире, его отец был придворным врачом македонского царя. В течение трех лет преподавал философские и политические науки юному Александру Македонскому.

Аристотель написал много философских трудов, в том числе «О душе», «Политика», «Экономика» и другие. Он стал систематизатором всех имеющихся на тот период исторического времени отраслей научного знания. Его считают основоположником ряда наук, таких как логики, психологии, биологии и других). Философия, по мнению Аристотеля, охватывала все нерелигиозные знания. Он подразделял философию на:

Таблица 2

Аристотель был первым критиком теории идей Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Он доказал, что вещи - копии идей и не отличаются от них по смыслу. В процессе критики, философ пришел к мнению, что для существования мира необходимо два первоначала: материальное и идеальное. Материя - пассивное начало, которое не может самостоятельно развиваться. Активное начало - форма. Форма - первая сущность, а конечная - Бог. Бог - первичный двигатель природы и конечная причина мира.

Душа - причина и начало человеческого тела. Душа не может без тела, но она не есть тело. Он считал, что душа находится в сердце. По мнению Аристотеля существует 3 типа души: растительная (причина роста и питания), чувственная (ощущает мир); и разумная (познает). Аристотель различает пассивный и активный разум. Пассивный разум отражает бытие, а активный - создает.

Аристотель в 335 году возвращается в Афины и основывает школу Ликей (Лицей), в честь находившегося по близости храма Аполлона Ликейского. Свои философские идеи Аристотель излагал ученикам при прогулках, за что его школа получила название перипатетическая (прогуливающиеся философы). После смерти Александра Македонского и антимакедонского восстания, Аристотель был обвинен в безбожии, и был вынужден выехать на о. Эвбей, где впоследствии и покинул этот бренный мир.

Основателем школы эпикуреизма был Эпикур (342-270 года до нашей эры). Родился на о. Самосее. В 35 лет основал в Афинах свою школу. На воротах в сад (школа располагалась в саду) была надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». Школа получила наименование «Сад Эпикура».

Эпикур учил, что главная цель философии - счастье человека, которое возможно через познание законов мира. Философия - такая деятельность, которая приводит человека посредством размышления к счастливой жизни. Для достижения этой цели философия включает в себя: физику, как учение о природе; канонику (учение о познании) и этику (учение о достижении счастья). Все знания возникают из ощущений. Восприятие возникает вследствие возникновения образов. Источником ошибки является разум.

Для Эпикура счастье - удовольствие. Удовольствие - отсутствии страданий. При выборе удовольствия человек должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит удовольствие.

В 6 - 3 веке до нашей эры возникла философская школа скептицизма. Представителями данного направления были Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик и другие. Скептики указывали на относительность человеческого познания. Скептики задавали 3 вопроса:

1. Какими есть все вещи? Каждая вещь ни прекрасна, ни безобразна. Противоположные мнения о вещи одинаково справедливы;

2. Как человек должен относится к предметам мира? Раз противоположные мнения одинаково справедливы, человек должен воздерживаться от любых суждений о вещах;

3. Какую выгоду получает человек от своего отношения к предметам мира? Чтобы достигнуть высшего блага, мудрый человек относится к вещам равнодушно, воздерживаясь от суждений.

Основателем философской школы стоицизма был Зенон из Китиона (333-262 года до нашей эры). Название школы произошло от слова «стоя» - названия портика - открытой галереи, которая поддерживается колоннадой. Среди стоиков стоит выделить таких философ, как Клеанф, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и другие.

Стоики считали, что мир - единое тело, пронизанное активным началом, которым является Бог. Бог - творческий огонь в теле природы. Каждое событие - необходимое звено цепи постоянных преобразований. В мире властвует фатум - непреодолимый закон судьбы. Судьба человека предначертана, следовательно, человеку не следует сопротивляться фатуму.

философия античный первоначало

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610-540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За перво­основу сущего он принял апейрон - неопределенную и беспре­дельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается не­изменным. Это бесконечное начало характеризуется как божест­венное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувствен­ному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразо­ваний: в нем все находится в неопределенном состоянии, как ре­альная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слит­ой, а частички земли - ее конкретные массивы.

Третий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего явля­ется воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемое вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Чтобы адекватно оценить эти, как кажется сейчас, «наивные» идеи милетцев, напо­мним, что великий И. Кант в совсем иной период истории науки (после И. Ньютона!) утверждал, что планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы.

Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в ко­торых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философ­скому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Пифагор и его школа

Пифагор (VI в. до н.э.), теорему которого о соотношении длин ка­тетов и длины гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе, был тоже озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» - вот его исходная по­зиция. Он, первый назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда, кстати, входили и женщины. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям су­щего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изу­чали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Культура тако­го типа мышления развивается до сей поры. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкрет­но-научном, но и в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли нема­лых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой ко­личественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность.

Гераклит Эфесский

Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый, он отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата (афинского царя Кодра), но ходил в пурпуре со знаками царской власти.

Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одно­го состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет!» (можно ли переоценить эту гениальную максиму?!), «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего не­подвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыха­ет, сухое увлажняется». Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель - бытие и небытиё - связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, за­стыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо, все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного со­стояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу вни­мая, мудро признать, что все - едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной уп­равления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения. Огонь как видимая форма про­цесса горения является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, «пылающая» динамика сущего. Но это совсем не значит, что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. Дело гораздо тоньше. Правда, у Гераклита Космос -это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен бо­жеству. Гилозоистический пантеизм обретает у него наиболее со­вершенное выражение.

Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божест­венность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человечес­кого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Элейская школа:

Ксенофан, Парменид, Зенон

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия - измене­ние вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внима­ние на другую сторону - на устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вообще не были склонны к умереннос­ти ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид - прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утвержде­ние Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».

Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте пото­му, что Парменид - центральная фигура этой школы - ученик Ксе­нофана. Его учение и по времени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.

Похожие публикации