Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Отношение гребенщикова к лама оле нидал. Будда не заглядывает к людям в постель

Оле Нидал: «Я научил Гребенщикова умирать»

Лама Оле Нидал для буддистов – все равно что Алла Пугачева для любителей эстрадной песни. Каждое слово датского короля Алмазного пути – на вес золота. О нем писал Илья Стогов в «Мачо не плачут», его до смерти не забудет Борис Гребенщиков. Интервью с ламой для «ЕсНо. magazine» произошло в автомобиле, в котором Оле Нидал возвращался после лекции.

Оле, по окончании лекции к Вам выстроилась целая очередь желающих получить благословение. Какая от него польза?

Благословение продлевает жизнь, вселяет доверие, помогает людям яснее думать, открыться и забыть о своем маленьком мире. Иногда оно напоминает опьянение.

Допустим, у меня болит нога. Могу ли я попросить во время этого короткого благословения вылечить мне ногу?

Похоже, этот фокус не работает – у меня у самого она болит. Год назад я совершил неудачный 88-й прыжок с парашютом, и теперь нога нашпигована большим количеством металла. Я повредил бедро, легкие… Но я могу научить медитации, которая поможет относиться к боли менее серьезно.

Почему же Вы пострадали? Вы же делаете столько добрых дел!

Я просто заснул в полете, и запасной парашют раскрылся лишь на высоте 180 метров. А это критическая высота.

Звезды кино и музыки, заявляя о своем влечении к буддизму, приносят ему пользу или наоборот?

Буддизм приносит им пользу. Остальное неважно: буддизму невозможно причинить вред или улучшить его.

Каким известным людям Вам удалось помочь?

Стивен Сигал получил от меня определенную помощь. Также Далай Лама – мы работали для тибетского правительства в Боливии, Эквадоре… Я помог Борису Гребенщикову – научил его осознанному умиранию. Он был этим доволен.

Только Гребенщиков теперь знает, как осознанно умирать, или это открывается многим?

Я научил этому 60000 людей в мире… (В этот момент на перекрестке началась жесткая драка, – прим. Рыбика). Ого. что это?!! Да, так вот, на следующей неделе я буду учить осознанно умирать жителей Подмосковья и Красноярска – там ведь тоже все когда-нибудь умрут.

Вам удавалось добрым словом «разрулить» какую-нибудь драку?

Эта драка возникла как-то очень быстро, и я не совсем понял, что происходит. Похоже, что пьяные люди досадили непьяным и их побили. Но там не было ножей, поэтому я не попросил водителя остановиться.

А если бы был нож?

Я бы попытался что-нибудь сделать. Сломанный нос – это не очень серьезно. Также никто не бил ногами лежачего, и потом, там было много людей, владеющих украинским, которые могли помочь.

Вы знакомы с восточными единоборствами?

Я занимался боксом 4 года.

Были травмы во время занятий?

Мне регулярно доставалось: нападая, я забывал об обо- роне. Также я попадал в аварии на мотоцикле… Но это не повлияло на мой хороший нрав.

Часто грустите?

Никогда. Мой ум не меняется. Если бы мой ум менялся, я не мог бы быть прибежищем для других. Но я испытываю сочувствие, когда вижу, как люди неправильно обращаются друг с другом. С одной стороны, я вижу их будда-природу, которая есть ЗА всем, что они делают, с другой стороны, я вижу, как они наносят вред самим себе; они встретятся в следующих жизнях и опять будут друг другу вредить.

Вы знакомы с действием наркотиков?

Да, знаком. Я писал свою дипломную работу в Копенгагене. Наркотик только и может, что за короткое время дать то счастье, которое в ином состоянии мы бы переживали в течение долгого времени. Но потом ты чувствуешь себя плохо. Я потерял часть своего поколения именно из-за наркотиков. Поэтому я рекомендую экстремальные виды спорта. Не глупые виды, когда люди поднимаются в гору без страховки, а адекватные. Это то, что расширяет жизнь.

Что такое пустота в буддизме?

Пустота – это потенциал, из которого все возникает. Пустота означает, что все является пространством, для всего есть место, а значит, мы свободны. Когда человек осознает пустоту своего собственного эго, происходит освобождение. А если мы осознаем пустоту вообще всего – просветление.

Есть какие-то вещи, от которых Вы несвободны?

Я очень люблю заниматься любовью и очень не люблю, когда нет такой возможности. Также мне иногда нужно есть и пить, проводить время с друзьями.

Вы верите в сны?

Интересна только последняя треть ночи. То, что тебе снится незадолго перед пробуждением, может показывать ближайшее будущее. А то, что снится непосредственно перед самим пробуждением, дает представление о дальнейшем будущем.

Буддисты часто говорят о тибетских чудесах. Что это за чудеса?

Например, не так давно 17-й Кармапа Тхайе Дордже завязал нож узлом. (17-й Кармапа является духовным учителем, в том числе и украинской школы Алмазного Пути, – прим. Рыбика.)

Вы слушаете музыку в наушниках?

У меня никогда нет времени на музыку. Но я очень люблю потанцевать несколько часов ночью. Мне нравится Eminem.

С какими самыми идиотскими вещами Вы сталкивались в последнее время?

Политика всегда глубоко идиотична. В мире нет государственных деятелей, способных смотреть в будущее дальше, чем на два года.

Потому что политики – не буддисты?

Они умные, знают историю, большинство из них сдавали экзамены в своих колледжах, но они просто думают о своих следующих выборах. И не хотят говорить то, чего людям не хочется слышать.

А что Вы боитесь услышать?

Мне не хочется слышать о том, что перенаселение планеты продолжается. Экватор перенаселен, и людям нужно платить за то, чтобы они прекращали рожать – иначе Земля просто не выдержит. Два ребенка в университете лучше десяти, которые попрошайничают. Также мне не нравится то, что делают мусульмане друг с другом. Их становится все больше, все они очень опасны.

Вы отличаете мусульман от террористов?

Я делаю различие между людьми, которые читают Коран и не читают Коран. Коран – это преступная книга. Там говорится: «Убивайте христиан, иудеев, неверных, притесняйте женщин!»

В заключение: на какой вопрос Вы бы сами хотели получить ответ?

Каков хороший план для будущего мира?

Спасибо.

Спасибо Вам.

«…Итак, что такое Буддизм? Сам Будда использовал наилучшее описание. В течение 1500 лет существования учения в Индии оно называлось Дхарма, а в последующие 1000 лет в Тибете его называли Че. Оба названия означают: «каким все является на самом деле». Понимание того,«каким все является на самом деле», представляет собой ключ ко всевозможному счастью. Сам Будда- учитель, пример, защитник и друг. С его помощью существа могут избегать страдания и входить в состояние растущего блаженства, при этом освобождая и приводя к просветлению других», – из книги Оле Нидала «Каким все является на самом деле».

Доклад на международной конференции "Тоталитарные секты и демократическое государство", прошедшей в Новосибирске 9 – 11 ноября 2004 года

"…центральным путём в Кагью является путь "Гуру-йоги", медитации на Ламу. Благодаря преданности и

способности видеть Ламу как Будду раскрываются

драгоценные качества нашего ума, и мы

отождествляемся с совершенным состоянием Ламы".

Лама Оле Нидал

Всечестные отцы, братья и сестры, дамы и господа!

Мне предстоит не менее сложная задача, чем та, которую пытался решить Андрей Дмитриевич Редкозубов, рассуждая на тему, относится ли ваххабизм к сектам вообще и тоталитарным и деструктивным в частности или нет. В данном случае нам придется выяснить то же самое относительно миссии, точнее, сети центров, основанных в странах Запада, а также у нас, в России, современным буддийским миссионером, датчанином по происхождению, ламой Оле Нидалом.

Данную проблему можно представить в виде следующих вопросов:

Можно ли считать миссию Оле Нидала необуддийской? Можно ли считать организацию Оле Нидала сектой? Если да, является ли она тоталитарной? Каковы социальные последствия деятельности Оле Нидала, является ли она деструктивной?

Прежде чем попытаться дать ответы на эти вопросы, нужно сделать несколько предварительных замечаний касательно истории буддизма в России.

Буддизм в России существует с XVII-начала XVIII вв.. когда на территорию нашей страны пришли монгольские племена кочевников-скотоводов: калмыки (ойраты) - в низовья Волги и буряты - в Забайкалье. Они принесли с собой тибетский буддизм, или ламаизм, причем в форме Гелуг-па (тиб. "школа монастыря Гэ"), который начал распространяться среди монголов со второй половины XVI в. Термин "ламаизм" происходит от слова "лама" (тиб. "высочайший"), представляющего собой тибетский эквивалент санскритского "гуру" - "учитель". В ламаизме традиционная трехчленная формула исповедания буддизма, включающая призывание "трех драгоценностей" - Будды, дхармы (учения Будды) и сангхи (буддийской общины), дополняется обетом ламе, причем лама считается квинтэссенцией первых трех прибежищ; без его помощи невозможно достичь спасения, понимаемого в северном буддизме как пробуждение сознания и достижение состояния Будды.

Следует пояснить, что в тибетском буддизме существует четыре школы. Гелуг-па - господствующая на Тибете школа - была создана в начале XV в. реформатором Цзонхапой (1357-1419), который упорядочил различные буддийские традиции, восстановил безбрачие лам и создал систему 20-летнего регулярного образования духовенства. Далай-лама, один из первоиерархов школы Гелуг, является главой тибетских и монгольских буддистов.

Только ламаизм Гелуг-па является традиционной для России религией, прежде всего в трех регионах нашей страны: Калмыкии, Бурятии и Туве. В настоящее время большинство буддистов Гелуг-па объединены в три этнических сообщества: крупнейшее - Буддийская традиционная сангха России (объединения бурят), которую возглавляет Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшев; Объединение буддистов Калмыкии и Управление Камбы-ламы Республики Тыва.

Начиная с конца 1980-х гг., традиционный буддизм переживает в России возрождение, однако при этом у нас появились миссии и других направлений буддизма, включая миссии трех так называемых старых, то есть дореформенных, школ ламаизма. Они ведут активную прозелитическую работу как среди традиционно буддийских народов, так и среди русских и других этносов России.

Число русских буддистов на сегодняшний день - несколько тысяч человек, при этом к традиционным для России объединениям буддистов принадлежат буквально единицы. Из более двухсот буддийских объединений России традиционных этнических уже менее половины.

Крупнейшей нетрадиционной буддийской организацией на территории нашей страны стала "Российская ассоциация буддистов школы Карма-Кагью", в которую входят 66 местных организаций в России и Белоруссии. Таким образом, более четверти всех буддийских объединений России составляют общины Карма-кагью. Формальным главой "Российской ассоциации Карма-кагью" является президент, однако в действительности все общины подчиняются своему основателю - ламе-датчанину Оле Нидалу, самому активному проповеднику европеизированного варианта Карма-кагью на Западе и в России.

Что же такое школа Карма-кагью и кто такой лама Оле Нидал?

Карма-кагью - это наиболее крупная и влиятельная субтрадиция в рамках Кагью-па - одной из трех дореформенных школ тибетского буддизма. Название "Кагью-па" означает "Школа тантры", или "Школа преемственности". Ее основание приписывается знаменитым тантрическим йогинам из Индии Тилопе и Наропе (XI в.), которые считаются магами и чудотворцами. В том же XI в., благодаря другому известному деятелю тантрического буддизма, Марле, Карма-па попала на Тибет. Многие тантрические йогины не были монахами или были ими только формально. Они вступали в брак или вели беспорядочный образ жизни. В реформированной школе Гелуг тантрические практики доступны только для тех лам, которые показали наибольшие успехи в овладении буддийской философией и медитацией, причем сексуальные элементы оставлены в этих практиках только в символическом виде. Тогда как в старых дореформенных школах, включая Карма-кагью, в основе которых лежит тантризм, до сих пор встречаются, хотя и не часто, женатые ламы.

Школу Карма-кагью возглавляет первоиерарх с титулом Кармапа. На сегодняшний день это Кармапа XVII. По своему статусу Кармапа считается третьим иерархом Тибета (после Панчен-ламы и Далай-ламы). В школе Карма-кагью почитание лам развито особенно сильно, что является характерной чертой тантрического буддизма. Прежде всего это почитание относится к Кармапе, по отношению к которому последователи Карма-кагью должны, по крайней мере по мнению Оле Нидала, проявлять безграничную личную преданность.

После оккупации Тибета коммунистическим Китаем в середине XX в., Далай-лама, Кармапа и множество других лам эмигрировали в Индию. Спустя какое-то время некоторые ламы перебрались из Индии в страны Запада, где стали приобретать себе последователей из числа европейцев и американцев. С другой стороны, с Запада в "Индию духа", начиная с 1960-х гг., двинулись в поисках приключений хиппи и представители других молодежных субкультур. Кто-то из них искал более глубокий "религиозный опыт", кто-то психоделический, кто-то "тантрический" (в смысле экзотических форм блуда), для кого-то все это было едино, а кто-то вообще совмещал "приятное с полезным": "духовный поиск" с поиском поставщиков дешевых наркотиков на западные рынки.

Поначалу объектом интереса западных "искателей" были индуистские, даже чаще неоиндуистские гуру. Но вскоре паломничество стало массовым, и гуру-индуисты, особенно популярные "бизнес-гуру", приобрели в глазах нонконформистов оттенок некоторой "попсовости". И тут самые упорные "искатели" нашли в северной Индии тибетских лам.

Одним из таких "искателей" и был датчанин Оле Нидал. Он родился в 1941 г. С I960 по 1969 г. учился и затем преподавал в университете Копенгагена. Параллельно с учебой, с начала 1960-х г., Нидал примкнул к раннему движению европейских хиппи. Он также увлекался гонками на спортивных мотоциклах и был постоянным участником уличных драк. По его собственным словам, он употреблял все виды наркотиков, которые, как он считал вслед за проповедниками "психоделической религии", отворяют "врата восприятия", расширяют сознание и способствуют "путешествиям" в совершенно необычные миры. Наконец Нидал занялся контрабандой золота и наркотиков из Азии в Европу. В поисках новых сильных ощущений и новых источников дешевых наркотиков он путешествовал по Азии вместе со своей женой Ханной. Попав в одном из путешествий в Непал, Нидал познакомился с ламой школы Карма-кагью. В 1969 г., во время своего третьего путешествия в Непал, он встретил Кармапу XVI и стал его учеником. В 1970 г. Оле и Ханна приняли буддизм. Простершись перед Кармапой и принеся обет полной и безоговорочной преданности ему, Оле получил имя Карма Лоди Джамцо. В конце церемонии посвящения Кармапа сказал Оле и Ханне: "Вы должны иметь доверие ко мне как к Будде".

Нидал утверждает, что уже в 1972 г., то есть спустя лишь два года после формального принятия буддизма, Кармапа посвятил его в ламы и послал в Европу с заданием создавать центры Карма-кагью на Западе, чем он и начал активно заниматься.

Вскоре Оле Нидал добился аудиенции у датской королевы Маргариты и организовал визит Далай-ламы в свой центр в Копенгагене. В 1970-х гг. Нидал организовывал поездки Кармапы и других лам Карма-кагью по Европе. Кроме того, до начала 1980-х гг. Нидал вместе со своими учениками совершал ежегодные паломничества в Индию к Кармапе с краткими визитами к Далай-ламе.

Во второй половине 1970-х гг. Кармапа объявил Оле Нидала "излучением" Махакалы. Нужно, наверное, пояснить, что Махакала (санскр. "Великий черный") - это один из дхармапал, то есть "защитников дхармы (буддизма)", которыми буддийские миссионеры в свое время объявляли демонов индийцев, тибетцев и монголов. Это было своеобразным миссионерским приемом - заявить, что боги и демоны, почитаемые данным народом, приняли буддизм, а значит и весь народ должен последовать их примеру. Деятели буддизма вообще не стремились искоренить местные формы колдовства, шаманизма и многобожия, а старались ввести их в буддийский контекст. Так, почитание дхармапал было постепенно переосмыслено в буддийском ключе. Многие из них стали считаться гневными формами будд и бодхисаттв. сохранив свой демонический облик, который воспроизводится на их изображениях и в сознании буддиста во время медитации.

Махакала, явлением которого считает себя Нидал, - это "принявший буддизм" Шива в своей тантрической форме повелителя демонов. Он изображается с телом черно-синего цвета, с ожерельем из мертвых голов и серьгами из костей, с налитыми кровью тремя глазами, с оскаленной клыкастой пастью, со свирепой мордой, в окружении языков пламени. В руках Махакала держит оружие для уничтожения внутренних и внешних препятствий в буддийской практике, включая врагов буддизма.

Часто Махакалу изображают совокупляющимся с дакиней (демоницей) или с тибетской богиней Балдан Лхамо (верхом на муле, посреди моря крови и огня), которые, по представлению тантристов, символизируют мудрость. С точки зрения Ваджраяны (тантрического буддизма), почитание гневных форм будд и бодхисаттв должно вести к скорейшему осознанию природы всех без исключения существ как единой, недвойственной природы пробужденного Ума, то есть Ума Будды.

На вторую половину 1970-х гг. приходится основание первого центра Карма-кагью в Восточной Европе - в Польше. Затем, по словам Оле Нидала, Кармапа поручил ему весь "восточный блок", вплоть до Японии.

На сегодняшний день по всему миру существует более 400 центров, основанных ламой Оле Нидалом и его учениками. Около половины из них приходится на страны Восточной и Центральной Европы, включая Россию. Численность учеников Оле Нидала в мире, по его собственным словам, - 6 тысяч человек. Получается, что средняя численность адептов в центрах Карма-кагью - 15 человек. Однако число приходящих на выступления Нидала во время его посещения местных центров на порядок больше. Например, только курс Пховы (йоги осознанного умирания) с 1983 г. прошло более 35 тысяч человек. Большинство из посещавших выступления и курсы ламы Оле Нидала, прослушавших его лекции и получив посвящения, которые тот дает всем без разбора, не стали последователями Карма-кагью, многие не стали даже буддистами. Эта публика воспринимает Нидала через призму мировоззрения "Ныо эйдж" как одного из целого ряда "духовных учителей".

В 1988 г. Нидал получает в Дании признание своего статуса буддийского священнослужителя со стороны государства, что, в частности, дает ему право официально совершать похороны и заключать браки (признанные в Дании религиозные организации наделяются правом регистрации актов гражданского состояния). В том же году Оле Нидал впервые посетил нашу страну, въехав инкогнито через финскую границу. С утра до вечера он проповедовал и давал посвящения на ленинградских квартирах, и в результате возникли первые центры в Ленинграде и Таллине.

В 1989 г. Оле Нидал посетил Москву, где провел лекцию в архитектурной мастерской, располагавшейся в Рождественском монастыре. Но центр в Москве появился только в 1991 г. "Московский Буддийский центр" (официально название организации московских последователей Оле Нидала) переезжал с места на место, пока не занял большую коммунальную квартиру на Петровском бульваре. Общины "Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью" есть во всех крупных городах нашей страны. Они разбиты по девяти регионам (включая Белоруссию). Штаб-квартира ассоциации находится в Санкт-Петербурге. У ассоциации есть свое учебное заведение- филиал "Международного института Кармапы" (Элиста, Калмыкия), есть свои сайты в Интернете. Численность последователей Оле Нидала в России и Белоруссии - около 2 тысяч человек.

Теперь мы можем вернуться к вопросам, поставленным вначале выступления.

По мнению Оле Нидала, этнический буддизм в странах своего традиционного распространения практически себя изжил, став излишне формализованным, цепляющимся за внешнее. Культура народов, исповедующих буддизм, не имеет особой ценности и не должна переносится на Запад. То есть буддизм должен быть отделен от порожденной им традиционной культуры, в данном случае тибетской, и в таком очищенном виде соединен с культурой европейской. Лама Оле говорит, что он несет людям новый, молодой, западный, передовой, свежий и сильный буддизм. Таким образом, он сам называет свой вариант буддизма новым. "Новый буддизм" - это и есть необуддизм, если говорить кратко.

Каким образом эта установка на необуддизм реализуется Оле Нидал ом? Прежде всего, в его образе жизни. Он отказался от традиционных одежд буддийского духовенства. Перед аудиторией он обычно выступает в джинсовых брюках, куртке и футболке черного цвета или тельняшке. Ведет себя довольно развязно, может, например, снять носки и положить ноги на стол на всеобщее обозрение.

Продолжает заниматься экстремальным спортом: прыжками с парашютом и ездой на мотоциклах со скоростью 200 км/ч по горным дорогам, полагая, что его хранят будды.

В своей миссионерской работе Оле Нидал использует элементы методики американских евангелических проповедников. За основу берутся публичные выступления перед большими аудиториями, по окончании которых Нидал призывает принимать "Прибежища", то есть буддизм. В начале 1990-х гг. в России в течение нескольких дней более тысячи человек приняли "Прибежища" после выступления Оле Нидала. Как уже было сказано, далеко не все из тех, кто таким образом принял буддизм, начали затем посещать местный центр Карма-кагью или каким-либо еще образом практиковать буддизм.

Но все это можно было бы отнести к разряду специальных буддийских приемов - "упая" (санскр. "уловки") - для привлечения публики к учению Будды, пусть и применяемым не очень удачно.

Гораздо серьезнее те аспекты учения и жизни Оле Нидала, которые входят в противоречие с традиционной буддийской (и не только буддийской) этикой.

Оле Нидал ест мясо и употребляет алкоголь, апеллируя к примеру основателей школы Кагью. Однако уже много веков в школе Карма-кагью такое вызывающее, нарушающее основные заповеди буддизма поведение считается особыми приемами великих йогинов прошлого и не одобряется для лам. Тем более что Нидал пьет спиртное, конечно, не в одиночестве. Например, свою первую проповедь в Москве лама Оле начал с того, что угостил всех присутствовавших коньяком.

Оле Нидал женат. Он отрицает необходимость безбрачия для лам и вообще проповедует немонашеский, мирянский буддизм, что, конечно же, довольно скандально для тибетского буддизма: даже в старых тантрических школах женатые ламы встречаются редко и не занимают серьезного положения в иерархии. Вследствие таких взглядов, вскоре после начала деятельности Оле Нидала на Западе у него начинаются разногласия с теми ламами школы Карма-кагью, которые представляли в Европе аутентичный тибетский буддизм, в частности с ламой Калу Ринпоче, бывшем в свое время одним из учителей Оле Нидала, В результате Оле Нидал был вынужден отказаться от титула ламы более чем на 10 лет. Однако, несмотря на противоречия с буддийскими учителями в Европе, Оле Нидал сохранял некоторый статус за счет своей личной преданности Кармапе. В период с 1976 по 1981 г. Кармапа, будучи в США и во Франции, несколько раз публично подтверждал, что Оле Нидал является ламой.

Тем не менее только в 1988 г. Кюнзиг Шамар Ринпоче, один из верховных лам Карма-кагью, провозгласил Оле Нидала ламой официально.

Далее. В традиционном буддизме запрещены такие виды деятельности, как торговля наркотиками и собственным телом, то есть проституция. По поводу торговли наркотиками Оле Нидал не говорит, что это категорически запрещено, он говорит, что трудно быть буддистом и одновременно торговать наркотиками. Ведь он сам, фактически уже став буддистом, не сразу прекратил заниматься контрабандой наркотиков. А вот проституцию Оле Нидал вполне оправдывает и считает, что проститутки и те, кто пользуется их услугами, вполне могут быть буддистами.

Оле Нидал вообще допускает такие виды сексуальных отношений которые в буддизме считаются недопустимыми. Собственно говоря, он пропагандирует "свободную любовь" без каких бы-то ни было ограничений, за исключением сексуального насилия, кровосмешения и "разрушения чужих отношений".

Различные формы сексуальных извращений, включая гомосексуализм, он также считает приемлемыми для буддиста. Сам Оле Нидал, похоже, и подает пример "свободной любви". Он имеет сопровождающую его в поездках постоянную любовницу Кати Хартунг (об этом говорят знающие его люди, да и сам он не особо это скрывает) и, судя по его откровениям с адептами и другим косвенным свидетельствам, вступает в сексуальные отношения со своими последовательницами. Во время одного из выступлений, на вопрос, есть ли у него дети, Оле Нидал ответил: "По-моему, у меня есть ребенок в Париже. Конечно же. наша семья очень здоровая, и иногда действительно задумываешься о том, чтобы передать кому-нибудь свои гены. Если ко мне приходит умная женщина с желанием вырастить от меня ребенка, не вовлекая меня в юридические формальности. - я дам ей этого ребенка... я не могу позволить себе иметь много детей, так как во многих местах подписываюсь в качестве ответственного за собственность для Кармапы. Если у меня появятся наследники - это будет проблематично".

Появление СПИДа, как известно, заставило сторонников "свободной любви" вспомнить об осторожности. Оле Нидал, в числе прочих, стал горячим приверженцем презервативов, которые он даже поставлял в нашу страну в качестве гуманитарной помощи. Лама Оле приветствует использование всех противозачаточных средств, не вдаваясь в то, что многие из них являются абортивными, тогда как, согласно буддийскому учению, ум соединяется с телом в момент зачатия и, следовательно, аборт - это убийство (чего не отрицает и Оле Нидал).

Такая "раскрепощенность" Оле Нидала, конечно же, не может не вызывать смущения и даже возмущения у традиционных буддистов России. Санжей-лама, московский представитель Хамбо-ламы Дамбы Аюшева. на вопрос автора доклада об отношении Буддийской традиционной сангхи России к деятельности Оле Нидала, ответил, что хотя Оле и законно посвященный лама, "он развращает нашу молодежь". Действительно, Оле Нидал проповедует несвойственную буддизму мораль и в регионах традиционного распространения буддизма.

Кроме того, Санжей-лама сослался на изменившуюся в последние годы позицию Далай-ламы, который больше не поддерживает Оле Нидала. Последний, в свою очередь, критикует Далай-ламу за предпринимаемые тем усилия по нормализации отношений с правительством Китая. Фактически, лама Оле Нидал оказался в расколе с большинством тибетских буддистов. Этот раскол, возникший еще в начале 1990-х гг., особенно обострился в 2000 г., в связи с побегом из Китая юного Кармапы XVII.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и напомнить, что в Средние века на Тибете, благодаря как раз школе Карма-кагью, утвердился институт "перерожденцев". Считается, что высшие ламы после своей смерти сознательно перерождаются в новых телах. Для поиска такого "перерожденца" большое значение имеют указания покойного иерарха, сделанные им перед смертью, прорицания оракула, астрологические вычисления, а также особые процедуры идентификации претендентов. На время поиска и воспитания преемника очередного иерарха исполнять его обязанности надлежит регентам. Бывало, что различные заинтересованные группы в среде буддийского духовенства по политическим и иным мотивам вступали между собой в борьбу за признание своего кандидата "перерожденцем". Так произошло и в случае поиска преемника Кармапы XVI, умершего от рака в Чикаго в 1981 г.

Буддийские ламы Тибета, а вместе с ними и Далай-лама, который ссылался на тайное письмо Кармапы XVI, признали семнадцатым перерождением Кармапы Ургьена Тринле. В таковом качестве он был признан и китайскими властями. Однако часть лам-эмигрантов, настроенных резко антикитайскн, объявили Кармапой XVII Тхайе Дордже. К последним присоединился и лама Оле Нидал. В 1992 г. Тхайе Дордже, будучи девяти лет от роду, в свою очередь признал полномочия Оле Нидала. В январе 2000 г. Ургьен Тринле бежал из Тибета в Индию. На сегодняшний день большинство лам во главе с Далай-ламой признают Ургьена Тринле законным Кармапой XVII, а ламы-раскольники, включая Оле Нидала, считают его агентом китайских спецслужб.

Мы не будем рассматривать вопрос об аутентичности передачи Оле Нидалом учения буддизма в версии школы Карма-кагъю, поскольку это потребовало бы слишком много времени. Отметим только, что лама Оле стремится к максимальному упрощению буддийского учения, даже переводит на европейские языки имена собственные персонажей пантеона ламаизма.

Итак, миссию ламы Оле Нидала можно с полной уверенностью считать в социально-культурном отношении необуддийской.

Мы имеем в виду понятие "секта" в качестве религиоведческого термина. Для секты характерно, во-первых, противопоставление себя той религиозной традиции, от которой данная секта отделилась; во-вторых, противостояние культурообразующим религиям, традиционным для данной страны или региона ("материнская" и "господствующая" в стране религиозная традиция может быть одной и той же). Во втором случае речь идет о, применительно к Западу, римском католицизме и протестантизме, применительно к России - о Православии и, на региональном уровне, об исламе и о ламаизме школы Гелуг.

О том, что Оле Нидал определенным образом противопоставляет свой "новый буддизм" традиционному и даже оказался в расколе с Далай-ламой, было сказано выше. Можно добавить, что в 1989 г. он выпустил книгу, в которой критиковал миссию традиционных буддистов на Западе, и, в результате, его отношения со многими традиционными ламами ухудшились еще больше.

Есть и еще одно обстоятельство. Для новообращенных в буддизм европейцев и россиян характерна многошкольность. Даже если новообращенные причисляют себя к какому-то определенному направлению буддизма, они, как правило, принимают посвящения в нескольких школах, причем нередко даже разных региональных традиций (и тибетской, и дальневосточной). Пользуется популярностью Риме - движение тибетского буддизма, возникшее в XIX в. и ратующие за приобщение ко всем трем дореформенным школам ламаизма (к Риме принадлежит, например, рок-музыкант Борис Гребенщиков).

А вот Оле Нидал не разрешает своим последователям принимать посвящения в других школах и пользоваться наставлениями их учителей. Кроме того, он рекомендует читать только свои книги.

Начиная с 1978 г., Нидал написал несколько книг, часть из которых сейчас издана и на русском языке. Правда, после того, как ученик их хорошо усвоит, ему разрешается читать книги других учителей тибетского буддизма, в первую очередь- школы Карма-кагью.

Что касается христианства, то Оле Нидал, признавая его успехи в социальной работе и превосходство в организации, считает, что во всем остальном оно уступает буддизму: христианство нелогично, основано на слепой вере, а не на опыте, поэтому христиане верят в "бога с бородой", и вообще, христианство - удел глупых и ограниченных, а буддизм - умных и с широкими взглядами.

Правда, под буддизмом Оле Нидал понимает в основном западный необуддизм, а традиционных буддистов он также называет не слишком сообразительными, неумными и тому подобным.

Нидалу свойственно весьма резко высказываться о других религиях и их лидерах. Римского папу он называет "совершенно безумным" из-за того, что тот не разрешает римо-католикам пользоваться презервативами. Русской Православной Церкви он приписывает "ярко выраженную паранойю по отношению к другим религиям", очевидно имея в виду опасения православных христиан по поводу его деятельности. Но особенно негативно Оле Нидал относится к исламу. Его претензии
сводятся к трем пунктам: 1) мусульмане преследовали буддистов в Средние века (притеснения буддизма в прошлом и настоящем Оле Нидал ставит в вину также индуизму, господствующему в Индии и Непале - странах, давших приют тибетским иммигрантам); 2) ислам плохо относится к женщинам, особенно тем, что "принуждает" их рожать много детей (и индуистов он в этом обвиняет также); 3) ислам угрожает западным либеральным ценностям, поэтому должен быть изгнан из Европы. Нужно добавить, что некоторые заявления ламы Оле о "черных и коричневых" (в его терминологии) народах, особенно об арабах, граничат с расизмом.

Получается, что все крупнейшие религии мира стали объектом нападок Оле Нидала. При этом он весьма благожелательно, хотя и с легкой иронией, отзывался о Сёко Асахаре и желал ему успеха (правда, еще до того, как "Аум Синрикё" была уличена в терроризме) и о Махариши Махеше Йоге, лидере псевдоиндуистской секты "Трансцендентальная медитация".

С другой стороны, Оле Нидал, как вы уже, наверное, поняли, не является противником или критиком того образа жизни, который господствует на Западе и основывается на либерализме и отвержении основных моральных ценностей христианства. Его последователи почти никак не должны менять свою жизнь, разве что отказаться от некоторых крайностей. Даже употребление наркотиков Нидал хотя и не приветствует, но и не запрещает. Таким образом, организации Оле Нидала, действующей на Западе, не присущ такой признак секты, как закрытость по отношению к внешнему миру.

Однако о России нельзя сказать, что образ жизни большинства ее граждан определяется специфическими западно-либеральными ценностями, принятие которых в их совокупности означает отход от традиционно-религиозной этики. Для молодежи российских мегаполисов, в большинстве далекой от традиционной культуры и не имеющей религиозных корней нравственности, присоединение к организации Оле Нидала не означает смены культурно-этической парадигмы. Но для молодежи средних и малых городов России это, видимо, в значительной степени именно так. Еще раз напомню слова Санжей-ламы об Оле Нидале: "Он развращает нашу молодежь".

В силу вышесказанного, организацию Оле Нидала в России можно считать сектой, хотя и с некоторыми оговорками.

3. Является ли секта Оле Нидала тоталитарной?

Наличие в группе авторитарного лидера, наделенного ореолом мистического могущества, есть, как известно, одна из главных характеристик тоталитарной секты. В традиционном ламаизме принцип почитания учителя ограничен множеством факторов, в том числе наличием других авторитетов. Лама Оле Нидал ориентируется в своей миссионерской деятельности в значительной степени на контркультурную молодежь, для которой, с одной стороны, характерно отвержение всяческих авторитетов, особенно семейного, а с другой стороны - инфантилизм и бессознательная тяга к авторитету. Это делает возможным обожание авторитарного лидера, в данном случае - Оле Нидала, и слепое ему подчинение, что, в свою очередь, дает простор для злоупотреблений и всех форм эксплуатации лидером своих последователей, включая сексуальную эксплуатацию.

Нидал требует полной преданности и подчинения ламе. Для укрепления связи с ламой необходимо делать ему подарки, жертвовать деньги и работать в центрах. Все, кто работают в центрах Карма-кагью, делают это бесплатно. При этом все лекции и занятия платные. В России сейчас четырехдневный курс стоит 900 рублей.

По мере роста числа посещающих платные программы в центрах Карма-кагью, Нидал получил возможность вести жизнь странствующего проповедника: практически каждые два-три дня он оказывается в другом городе или даже в другой стране. Иногда он задерживается несколько дольше, чтобы провести интенсивный многодневный курс. Постепенно некоторых своих учеников Нидал также сделал путешествующими учителями.

Характерным признаком тоталитарной секты является нравственный релятивизм, выражающейся, прежде всего, в использовании лжи и умолчаний ради достижения целей организации. Лама Оле учит своих последователей избегать только лжи о своих переживаниях во время медитации и лжи, которая направлена на причинение вреда живым существам. Любая другая ложь может быть допущена.

Например, официальная позиция "Российской ассоциации последователей Оле Нидала" заключается в том, что буддизм школы Карма-кагью существовал в нашей стране с XIII в. у калмыков и, таким образом, является традиционным для России. Если даже предположить, что среди калмыков с XIII в. были отдельные последователи школы Карма-кагью, то, скорее всего, в XVII в., когда этот народ пришел на территорию России, их не стало, так как в то время там исповедовался буддизм школы Гелуг, Налицо сознательное введение в заблуждение властей и общества.

Буддизм Карма-кагью не является традиционным ни для одного из народов или регионов нашей страны, и, хотя этот факт не несет никаких юридических последствий, надо отчетливо понимать, что необуддийская миссия Оле Нидала не имеет никакого отношения к тому буддизму, который упомянут среди других традиционных религий России в преамбуле к Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997).

Если говорить о контроле сознания в тоталитарных сектах, то нужно обратить внимание на инструкцию Нидала для своих учеников "не слушать людей, которые распространяют сомнения и спорят об учении". Но при этом, насколько известно от тех. кто стал последователем Нидала, не требуется разрывать отношения со своим прежним окружением.

Вопрос о степени контроля Оле Нидалом своих последователей, так же. как и о наличии в его организации других признаков тоталитарной секты, остается открытым и требует дальнейшего изучения. Пока для квалификации его секты в качестве тоталитарной нет достаточных оснований.

4. Каковы социальные последствия деятельности Оле Нидала? Является ли она деструктивной?

Активная деятельность Оле Нидала может привести, и уже приводит, к конфликтам с традиционными буддистами России и росту межрелигиозной напряженности.

Оле Нидал пропагандирует противозачаточные средства, поскольку, по его мнению, женщина должна иметь как можно меньше детей или не иметь их вообще, чтобы не терять своей "свободы". Женщин, рожающих много детей, он называет "курицами, которые все время несут яйца". Он говорит, что рождение женщиной в "черных" и "коричневых" странах есть следствие дурной кармы, потому что они много рожают. В условиях нынешней демографической катастрофы в России эта позиция, конечно, не может считаться конструктивной.

Единственным социально-положительным следствием деятельности Оле Нидала можно считать то, что часть привлеченной им контркультурной молодежи, употребляющей наркотики, снижает их прием или вовсе его прекращает, поскольку Нидал пропагандирует медитацию как более эффективное и качественно лучшее, чем наркотики, средство изменения состояния сознания и говорит, что наркотики мешают медитации.

Итак, учение (особенно этическое) и практика миссии Оле Нидала, деструктивны по отношению к традиционным нравственным ценностям народов России, в том числе исповедующих буддизм.

И, наконец, мы можем сделать окончательный вывод: миссия ламы Оле Нидала представляет собой нетрадиционную для России необуддийскую секту, активная деятельность которой имеет в целом негативные социальные последствия.

Михаил Плотников , диакон,

кандидат богословия, старший преподаватель

Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,

Вице-президент Центра религиоведческих исследований

во имя св. Иринея Лионского

Фото лама Оле Нидал - www.wday.ru

Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 год обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров - в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, английский и немецкий языки.

Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи - в том числе с помощью наркотиков, имея проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

В 1961 году познакомился со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправились в свадебное путешествие по Непалу, где встречают своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче - Ламу школы Друкпа Кагью. В следующей поездке они встречают и становятся первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, главы школы Карма Кагью.

Оле и Ханна Нидал стали близкими учениками Шестнадцатого Кармапы. В то же время они познакомились с остальными учителями Кагью, такими, как Калу Ринпоче, Кюнзиг Шамарпа, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и другими. Оба становятся также учениками Лопена Цечу Ринпоче и Кюнзига Шамарпы.

Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы, они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

Согласно оценкам Кюзига Шамара Ринпоче и кхенпо Чёдрага, выступающего от лица буддийских учреждений Гьялва Кармапы, и самого Гьялва Кармапы Тринле Тхае Дордже, Оле Нидал признаётся учителем буддизма Алмазного Пути (Ваджраяны) в рамках одной из частей школы Карма Кагью.

Центры Алмазного Пути

Согласно многим свидетельствам, Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на западе. Подробнее об этом можно узнать из письма кхенпо Чёдрага.

Лучшие дня

Начиная с 1973 года Оле Нидал путешествует, проводя лекции. Вскоре образовывается первый медитационный центр в Копенгагене, который впоследствии посещает Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо. В 1974, 1976, 1977 и 1980 годах Шестнадцатый Кармапа посещал центры в Европе и США. В январе 2000 года состоялась первая поездка Семнадцатого Кармапы Тринле Тхае Дордже по европейским центрам, основанным Ламой Оле Нидалом.

Центры, основанные Оле Нидалом, носят название Центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. Алмазный Путь - это вариант перевода с санскрита термина Ваджраяна.

Начиная с 1970-х годов, Оле Нидал и его жена Ханна основали более 600 буддийских медитационных групп в Центральной и Западной Европе, Азии, Америке, Австралии и ЮАР. Оле Нидал предпочитает не читать лекции и не открывать медитационные центры Алмазного пути в странах, где население преимущественно исповедует ислам. По его мнению, ему не удалось бы эффективно защитить своих учеников в этих странах в случае притеснений - даже в тех странах Ближнего Востока и Северной Африки, где не наблюдается притеснений и другие буддийские центры сосуществуют с исламом. Таким образом, несмотря на существование буддийских центров в «исламском мире», Оле Нидал утверждает, что открытие центров там было бы безответственным шагом с его стороны. Исключение составляют традиционно мусульманские республики РФ (например, Башкортостан) и бывшего СССР (Казахстан, Киргизия), где есть группы, получившие благословение Ламы Оле Нидала.

В России насчитывается 73 центра и медитационных группы, открытых с благословения Ламы Оле Нидала.

Преподавательская деятельность

Оле Нидал непрерывно путешествует по различным странам, обучая своих учеников, а также интересующихся буддизмом людей. Цель курсов Оле Нидала по различным темам, таким, как Махамудра (Великая Печать) - способствовать более глубокому пониманию Буддизма Алмазного Пути.

Начиная с 1978 года, Оле Нидал написал несколько книг о буддизме, некоторые из них автобиографичны. Часть его книг издана и на русском языке. Людям, начинающим практиковать, Оле Нидал не рекомендует читать тексты по теме Ваджраяны других школ Ваджраяны. Он объясняет это тем, что лучше хорошо разобраться в чем-то одном, чем запутаться во многом. В разных школах подобные термины используются в разных смыслах, что порой ускользает от внимания начинающих буддистов.

Ученики Оле Нидала являются без исключения мирянами, которые живут в основном в западной культуре. Монастырское буддийское образование с принятием обета безбрачия, по мнению Оле Нидала, не подходит образу жизни в западном обществе.

Оле Нидал поддерживает Тринлея Тхае Дордже в вопросе признания Семнадцатого Кармапы.

Карма Кагью в России сегодня

Большинство общин Карма Кагью, имеющихся сейчас в России и других странах СНГ, основаны Ламой Оле Нидалом. Его статус - учитель традиции Карма Кагью, получивший право на это от главы школы Шестнадцатого Кармапы, ушедшего в 1981 г. Первая из общин Карма Кагью в России появилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1989 г.

Нынешние европейские и российский центры Карма Кагью, как и другие буддийские центры Сакья, Ньингма, тоже существующие в России (за исключением традиционной для России школы Гелуг), сильно отличаются по стилю от той школы, что возникла в XI-XII вв. в Тибете. Но это естественно, ибо любая религиозная организация, где бы и когда бы она не возникла, попав в иное культурное пространство, приспособится к нему, а иначе будет обречена на исчезновение. Европейские и российские центры Карма Кагью ориентированы на небольшие группы светских последователей данного направления буддизма, на занятие практикой буддийской медитации, освоение по мере надобности буддийской теории, не связанное ни с уходом в монашество (отшельничество), ни с отказом от своих гражданских обязанностей. Это естественная и спокойная форма поиска религиозной истины в рамках буддизма.

Смущение по поводу практики буддизма мирянином и принижение этого вида против монашества (отшельничества), имеют стереотипную основу, что якобы буддист только тот, кто монах. В истории буддизма есть и место мирскому буддизму, например, благодаря ему буддизм смог не исчезнуть в виду исламизации Индии. Мирской буддизм со стороны практики не имеет противоречий с учением, которое утверждает, что есть множество видов ума и соответственно множество подходов к работе с этим умом, одним из которых и является мирской буддизм. Некоторые думают, чтобы стать буддистом, нужно стать монахом или идти в отшельничество, что является большим заблуждением, поскольку работать с умом можно и без платья монаха, сидя дома, а не в пещере, медитируя. Это и есть один из показателей логического подхода ко всему в буддизме, ведь быть врачом можно и без халата, для этого нужны знания и опыт, то же самое и в Карма Кагью - нужны знания и опыт. На этом и заканчивается кажущаяся свобода мирского буддизма, потому что мирянин так же как и монах должен выполнять практику данную ему учителем, иначе он не достигнет цели - узнавание природы ума. В Карма Кагью выделяется особое место для учителя - он главная фигура, благодаря его опыту практик может идти быстро по пути развития, используя качество ума - отождествление. Также нужно помнить, что весь буддийский пантеон не имеет ничего общего с пантеоном святых в других религиях, поскольку в буддизме главная движущая сила развития - это ум индивидуума который встал на путь буддизма, который практикует (развивается) или не практикует (не развивается). Данное заключение напрямую связано с законом причины и следствия (одно из ключевых понятий в Буддизме). Если говорить о "Святых", то нужно понять, что они указывают просветленные качества вашего ума и помогают своим благословением не ввиду их божеской милости а по причине их просветленного настроя, что по определению вызывает желание помогать всем существам как равным себе.

Разногласия

Оле Нидал является одним из сторонников Кармапы Тринле Тхае Дордже в вопросе об идентификации Семнадцатого Кармапы. Согласно позиции Оле Нидала и второго по важности ламы в школе Карма Кагью - Кюнзига Шамара Ринпоче - Далай-лама не уполномочен признавать (и никогда ранее не участвовал в узнавании) главу линии Карма Кагью тибетского буддизма. Далай-лама XIV подтвердил признание Ургьена Тринле Дордже в качестве Кармапы по просьбе Ситу Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче.

Критика

Оливер Фрайбергер, научный сотрудник Техасского университета в Остине (англ.), указывает, что имеет место «постоянная полемика» относительно Оле Нидала. Фрайбергер сообщает, что журнал германского буддийского союза «Lotusblätter» заявляет, что утверждения и деятельность Нидала оскорбляют некоторых немецких буддистов, которые считают, что его поведение не подобает буддистскому учителю. «Нидала обвиняют не только в самоуверенных и милитаристских речах, но также в принадлежности к „правым“, расизме, сексизме и враждебности к иностранцам. Его необычные действия (например, прыжки с банджи, с парашютами, езда на скоростных мотоциклах) также раздражает буддистов, которые не являются его учениками - независимо от того, принадлежат ли они к школе Карма Кагью.» Такое же отношение Оле Нидал вызывает и у ряда российских буддистов, не являющихся его учениками.

Мартин Бауманн, профессор Бернского университета (Швейцария), заметил в интервью в 2005 году, что критики обвиняют Оле Нидала в преподавании «Буддизма-лайт» или «быстрорастворимого буддизма» и что он соглашается с этим, когда слышит некоторые «подозрительно поверхностные фразы» Нидала.

В буддизме запрещено убивать живых существ, однако Оле Нидал допускает аборты, назначенные по медицинским показаниям для сохранения жизни матери или связанные с дефектами развития плода. На вопрос о вреде абортов он отвечает следующее: «Есть много семей, которые хотели бы иметь детей, но не могут их завести. Если ребёнок явно неполноценный, спросите у доктора, что он думает. Но если ребёнок явно здоровый, тогда не убивайте его, отдайте тому, кто явно хочет ребёнка».

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу и мусульманам порой вызывает удивление аудитории и критику, он допускает неполиткорректные высказывания, которые расценивались критикой также как расистские и ксенофобские.

В одном опубликованном интервью он заявил: «У меня есть два опасения за мир: перенаселённость и ислам. Эти две вещи могут уничтожить мир, который иначе мог бы стать прекрасным местом». Он объясняет, что «мужчины, которые подавляют женщин, скорее всего станут подавляемыми женщинами в следующей жизни»[.

1. Есть ли какая-нибудь разница между родителями-небуддистами и родителями-буддистами?

Лама Оле Нидал: Важнее всего, какие связи — хорошие и плохие — объединяют семью. Если они, как это часто бывает, разнообразные — и сладкие и горькие, — то буддийское внедвойственное воспитание, конечно же, приносит максимально быстрое развитие. Способность говорить «и то и другое» вместо «или — или» — это огромное богатство.

2. Что важнее всего дать детям?

Лама Оле Нидал: Основополагающее доверие к тому, что жизнь имеет смысл, а также понимание закона причинно-следственной связи и уверенность в том, что родители и их жизненные ценности — непоколебимы. Понимание, что каждый момент, здесь и сейчас, мы, в соответствии со своими способностями, создаем наше будущее, превращает нас в щедрых людей, думающих о других.

3. Нужно ли воспитывать детей «по-буддийски» или лучше ждать, пока они начнут сами задавать вопросы?

Лама Оле Нидал: Все должно происходить как можно естественнее и без давления. Если малыши почувствуют, что родители могут ответить на вопросы, которых избегают другие, то будут гордиться ими. Наибольшее влияние на детей оказывает ежедневное поведение родителей. Здесь не нужна никакая особая буддийская печать. Часто им просто нравится, когда родители медитируют, и они садятся рядом. Позже можно объяснить, что именно мы делаем и зачем. Охотно присоединяются к нам и домашние животные, они наслаждаются волнами, которые излучает мозг во время медитации.

4. Если речь заходит о том, почему родители не христиане и что означает буддизм, малыши часто не знают, как это объяснить. Насколько родители могут позволить своему ребенку отличаться от его сверстников в детском саду и в школе?

Лама Оле Нидал: Следует сказать ребенку, что все люди едят, носят, думают и делают разные вещи и что если они при этом хорошо себя ведут, это приносит обществу только пользу.

()

  • July 21st, 2019 , 08:55 pm



Способность Будды защищать очень важна, поскольку когда вступаешь на духовный путь, то из сознания-хранилища всплывают впечатления, которые были там с безначальных времён. Удаляются негативные впечатления, которые в противном случае всплыли бы как кризисы в середине жизни или трудности, связанные со старостью, болезнями и смертью. Чем быстрее и эффективнее такой путь развития, тем больше выскребается всего из подсознания. Когда всё это всплывает совершенно беспорядочно, то легко потерять ясность и перестать понимать, что происходит. Так бывает очень часто, когда люди открывают свой ум при помощи наркотиков или других сильных впечатлений. Тогда могут происходить вещи, с которыми они не могут справляться, так как у них нет над ними никакого контроля.

Защитники в нашей жизни удаляют все те ситуации, которые не нужны для нашего развития, поскольку являются лишь бессмысленными проблемами. Однако то, что нам нужно для того, чтобы стать человечнее и развиваться дальше, они постоянно «выкладывают на стол» ума таким образом, что мы можем научиться максимально многому. Чем сильнее внутреннее развитие, тем больше вплывает всего изнутри и тем важнее защищающие энергии.

В соответствии с тем, какие мы получили благословения и посвящения, мы окружены полем силы Защитников.


()
  • May 15th, 2018 , 07:39 am

Ваджраяна подходит только тем, кто чувствует себя ответственным
за общечеловеческие ценности и желает знать, как все обстоит на самом деле.

Оле Нидал


  • November 8th, 2017 , 08:49 pm

  • October 12th, 2017 , 03:25 pm

Что же происходит, когда вы начинаете работать со всем своим умом путём медитации и расслабления в собственном уме? Все остальные аспекты также начинают развиваться. Забавно тогда видеть, как совершенно умные, рассудительные и очень эффективные люди начинают проходить всё те же уровни (как в детстве - прим.) в своём развитии, но затрагивает оно теперь все аспекты ума. В то время как все замороженные качества высвобождаются и раскрываются, многие вещи, которым не позволялось развиваться, и много чувств в связи с этими стадиями также высвобождаются.

Сначала идёт некое волшебное состояние: мантра даст всё. Конечно, пока карма хорошая и человек верен своей связи, она даёт всё. Затем человек начинает отображать все чувства, которые имел относительно родителей, на Ламу. Разные виды привязанности: "Он смотрит на меня, он не смотрит на меня", "Он любит меня, он не любит меня" — вот все эти вещи. Затем идёт период отвержения, который большинство детей проходит примерно в возрасте двух лет, я думаю: "Я знаю лучше его", "Он сделал ошибку" и т. п. И однажды в гуще всевозможных этапов развития вы внезапно понимаете, что Лама, вообще-то, хороший человек. Он очень упорно работает, любит вас, думает больше о вас, чем о себе, и фактически также знает лучше, по крайней мере, в пределах той области, с которой работает, а это природа ума. И тогда мы становимся коллегами на пути, работающими вместе. И это полезно. Правильный вид развития.

Если кармические связи очень сильны, можно прорубиться сквозь эти вещи очень быстро.()

  • March 20th, 2017 , 07:47 am

Проверяй, развиваются ли люди в той свободе, которую получают, или они используют новое пространство для консервации дурных привычек.

Сочувствием, лишенным всякого смысла, называется такое поведение, когда позволяешь людям укрепляться в их негативных или глупых идеях. Это для них совсем не полезно.

Самый лучший совет дает старая немецкая поговорка: «То, что меня не убьет, сделает меня сильнее». Самая трудная школа — лучшая школа, а самый лучший и быстрый путь — через выдержку.

Ламе Оле Нидалу исполнилось намедни 76 лет. Он — один из немногих западных людей, имеющих полную квалификацию ламы и учителя медитации буддийской традиции Карма Кагью.

В 1969 году Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы. В течение трех лет Оле Нидал изучал буддийскую философию и проходил интенсивную медитационную подготовку. Завершив обучение, по просьбе Кармапы он стал учить буддизму в Европе. С тех пор Лама Оле непрерывно передает благословение линии преемственности — ежегодно совершает лекционные туры, читая лекции и проводя медитационные курсы.

В 2015 году Лама Оле Нидал получил премию Ассоциации ЮНЕСКО за поддержание межкультурного диалога и мирного сосуществования. Премия также предназначалась Ханне Нидал, ушедшей из жизни в 2007 году. Премия вручена, кроме того, за значимость вклада Ламы Оле Нидала и его жены Ханны в свободу слова, ума, религий и личности; за активное проявление сочувствия в стремлении к миру и благополучию.

В 2016 году Лама Оле Нидал награжден орденом Фонда Агвана Доржиева за распространение учения Будды по всему миру, создание около 700 буддийских центров во многих странах, принесение вневременной пользы огромному количеству людей. Первый такой орден был вручен Далай-ламе XIV в 2014 году.

Из ответов Ламы Оле Нидала на вопросы:

— Что значит «доверять пространству»?
Быть здесь и сейчас. Не надеяться, не опасаться, не жить в прошлом или будущем, но полностью осознавать, каким является ум в данный момент. Мы ищем то, что между мыслями, за мыслями, то, что знает мысли. Именно это и становится просветлённым.

«Глубина славянского ума», М., 2014

  • December 6th, 2016 , 10:05 am

Как сохранять высокий уровень энергии?
- Просто решите, что вы этим наслаждаетесь. Это вопрос вашего решения. Скажите себе: "Это именно то, чего я хотел". Иначе у вас никогда не будет стабильности и внутреннего избытка, чтобы помогать другим. Энергия возникает из энергии, счастье возникает из счастья, это вопрос мотивации и решения быть счастливым.

Лама Оле Нидал

  • February 20th, 2016 , 08:21 pm

Дуккар, Белый Зонт, очень тесно связана с Буддой, её называют его «дочерью сердца». Её мантра не была кем-либо произнесена. Она просто проявилась в тот самый момент, когда Дуккар возникла из ушниши, узла на макушке Будды.()

  • December 20th, 2014 , 05:46 pm

Это наставления ламы Оле о Защитниках:

Способность Будды защищать очень важна, поскольку когда вступаешь на духовный путь, то из сознания-хранилища всплывают впечатления, которые были там с безначальных времён. Удаляются негативные впечатления, которые в противном случае всплыли бы как кризисы в середине жизни или трудности, связанные со старостью, болезнями и смертью. Чем быстрее и эффективнее такой путь развития, тем больше выскребается всего из подсознания. Когда всё это всплывает совершенно беспорядочно, то легко потерять ясность и перестать понимать, что происходит. Так бывает очень часто, когда люди открывают свой ум при помощи наркотиков или других сильных впечатлений. Тогда могут происходить вещи, с которыми они не могут справляться, так как у них нет над ними никакого контроля.
03:53 pm

Недавно появилась традиция западных перерожденцев. Далай-лама много раз говорил, что он не переродится в оккупированном Тибете, и ходят слухи, что он может родиться на Западе. Расскажите о нетибетских тулку.

Среди них есть способные дети. Часто они многое вспоминают, но им приходится получать традиционное буддийское, тибетское образование. Я бы сказал, что из-за этого они становятся слишком мягкими для такой работы. Я, видимо, единственный, кто стучит молотком по столу и говорит «Мы будем поступать так, а не иначе». Наверное, я единственный, кто, как ребенок, говорит в точности то же, что думает. Бывают случаи, когда человек должен что-то сказать или сделать.

Мы потеряли нескольких молодых тулку , потому что тибетская образовательная система основана на заучивании текстов наизусть, а это юношей не очень воодушевляет. Двое из них ушли от нас в скейтборд - один тулку из Нью-Йорка и еще один из Лос-Анджелеса. Они не хотели зубрить - им интересно было научиться быстро переезжать через улицу. Молодежи на Западе нравится работать на всех уровнях, а не просто учить что-то наизусть.

Тибет отстал от Запада на 600 лет. Пытаясь делать все так, как делают в той культуре, мы создаем священных коров. Здесь другой образ жизни, здесь по-другому работают и иначе воспитывают детей. Молодые тулку должны общаться и становиться сильными; это по-настоящему важно. Они должны уметь прямо говорить, что необходимо делать. Большинство тибетских учителей сейчас находятся в преклонном возрасте и не всегда могут так действовать. Поэтому они радуются, когда за работу беремся мы. У жителей Запада много преданности, они часто говорят: «Я должен делать все так же, как мой учитель». Но их учителя вовсе не против того, чтобы ученики использовали более современные средства и подходы.

Так жили рабы тибетских лам. Слева скарб, справа само семейство

***

  • Тибетское буддийское варварство или о тибетском монашеском "рае" - подборка публикаций
  • Буддийское милосердие: убей человека, чтобы он не испортил себе карму - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
  • Японско-буддистское милосердие - Михаил Мозжечков

***

Тибет никогда не был идиллической страной чудес, его история, как и любого другого феодального государства, полна интриг, войн и предательств. Население Тибета, - а это не только служители буддийской корпорации, но и обычные люди, - всегда существовало в некой отсталости. Их свобода целиком зависело от ближайшего ламы, а образование было привилегией монастырей.

Суть буддизма для большинства тибетцев означала лишь поверхностную веру в общие основы с их акцентом на страх и кармическое воздаяние. В случае, если этого оказывалось мало, в ход шли розги и пытки с отрубанием конечностей.

Политическая власть в Тибете столетиями была разделена между четырьмя буддийскими организациями, испытывающими рьяную неприязнь друг к другу: Кагью, Гелуг, Сакья и Ньингма. Их враждебность сохранялась даже во время изгнания Лам из Тибета.

Основателем течения Карма Кагью является Дюсум Кхьенпа, который, занимаясь йогой сна, достиг Просветления в возрасте 50 лет. В 1160 году ему был присвоен титул Кармапы - выше коего в иерархической системе буддизма находятся лишь две фигуры: Далай-лама и Панчен-лама.

Передача власти в буддизме осуществляется через реинкарнации-перерождения (тулку), выполняющие задачу сохранения непрерывности власти. Веками существующая в Тибете система тулку позволяет монастырям и ламам вести далеко не бедную жизнь.

Система реинкарнаций очень редко дает сбои, ибо заинтересованные лица заранее зачищают возможные "проблемы" нужного им перерождения. Но сбои все-таки случаются, как, например, в 1990-е годы, когда сразу два человека стали Кармапами.

Процесс определения новой реинкарнации это главное средство политических войн Тибета, так как процесс узнавания перерожденца оставлял много места для мошенничества. В большинстве своем юные реинкарнации были политическими марионетками в руках определенной влиятельной группировки. Благодаря своему затворничеству они имели слабое представление о жизни вне стен монастыря, что было, несомненно, на руку их хозяевам.

С приходом к власти в 1980 году Дэн Сяопина политика КНР в отношении Тибета и Буддизма резко изменилась. Не сумев подавить тибетскую оппозицию силой, Китай стал действовать более осторожно, решив установить контроль над признанием тулку VIP-лам. Наглядный пример тому история с Панчен-ламой.

В 1995 году Далай-лама в качестве нового Панчен-ламы представил Гедхуна Чёкьи Ньимы, но спустя всего пару дней мальчик вместе со своей семьей был похищен властями Поднебесной. Позже коммунисты назначили на его роль сына члена КПК. Местонахождение Гедхуна Чёкьи Ньимы до сих пор неизвестно.

Гедхун Чёкьи Ньим

В 1950-е годы Гелуг предложили покончить с богатыми религиозными шоу и "опустить" высоких лам на землю. В результате три другие школы взбунтовались. Объединившись, они выбрали Кармапу своим предводителем. Возник мощный конфликт между Далай-Ламой и Кармапой. В итоге от ограничения лам в шикарной жизни пришлось отказаться.

У Далай-ламы с Кармапой были натянутые отношения - они являются лидерами противоборствующих группировок Гелуг и Кагью. Кроме того монастырь Кармапы в Румтеке был своего рода альтернативой дхарамсальскому "Тибетскому правительству в изгнании".

К слову, незадолго до серии конфликтов Далай-лама шел на сближение с Кармапой и даже отменил двухсотлетний запрет на перерождения Шамарпы (вторая по влиянию фигура в учении Карма Кагью).

Снятие запрета на реинкарнации носило, прежде всего, материальный характер. Поскольку Шамарпа вновь занял место главного ученика Кармапы, всем остальным ламам пришлось опуститься в иерархии на ступень ниже. Это означало серьезные потери по части недвижимости и доходов. Данное событие во многом стало предопределяющим для дальнейших событий.

К слову о ламах

Дамчо Йонгду, занимавший пост генерального секретаря, скончался в 1982 году, и поставил Карма Кагью на грань банкротства. После его смерти казна оказалась совершенно пуста. Провести проверку финансовых записей было невозможно в виду отсутствия последних. Началось расследование, во время которого исчезла вдова покойного. Позже ее обнаружат в Нью-Йорке замужем за своим старым любовником.

Лама Тенпа продавал героин в Дании. Лама Шераб шантажировал австрийскую девушку, которая была от него беременна, и заставлял ее сделать аборт. Лама Трунгпа, широко известный на Западе своими книгами, умер алкоголиком. Лама Бардо заявлял, что тулку Кармапы это его сын, который родится в скором времени. Родилась дочь…

Лама Озел Тендзин, будучи инфицированным ВИЧ, сознательно заражал своих любовников и любовниц. Калу Ринпоче, Лама Мёнлам, Лама Лодрё также были замешаны в сексуальных скандалах. Кроме этого, Калу Ринпоче был наставником Сёко Асахара, руководителя секты Аум синрикё, которая устроила зариновую атаку в токийском метро 20 марта 1995 года.

Джамгён Конгтрул, один из четырех регентов Карма Кагью, которые управляли организацией с 1981 по 1992 годы, разбился на BMW 525, не справившись с управлением на скорости 180 км/час. Еще один регент – Ситупа Ринпоче - имел долю на непальском черном рынке.

***

  • Главнейшее отличие буддизма от Православия - Юрий Максимов
  • Святой Николай Японский о буддизме - диакон Георгий Максимов
  • Архиепископ Гурий Степанов и его полемика с буддизмом - диакон Георгий Максимов
  • Нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова - миф для верующих - профессор Галина Ершова
  • Мифы о Тибете и тибетских монахах - Сергей Мазуркевич
  • "Я скучаю по Христу", или Как буддист стал православным - Нил Страйкер
  • Христианин, практикующий буддизм: возможно ли это? - Виталий Питанов
  • Несостоятельность буддийской критики христианского теизма - диакон Сергий Барицкий

***

После смерти шестнадцатого Кармапы в рядах Карма Кагью произошел конфликт, и дабы сгладить углы, сразу четверым VIP-ламам было позволено встать у руля течения. Их задачей являлся поиск перерождения Кармапы и управление организацией. Регентами стали Шамарпа, Джамгён Конгтрул, Ситупа и Гьялцаб. Стоит ли говорить, что с поиском своего начальника они не спешили?

Годы регентства были отмечены ожесточенной борьбой за власть, время от времени переходящей в открытую войну. Например, когда Ситупа обвинял Шамарпу в краже земли, предназначенной под строительство Международного буддийского института в Дели, а после этого попытался сослать его в оккупированный китайцами Тибет.

Стоит заметить, что по некоторым оценкам активы Карма Кагью могут составлять более двух миллиардов долларов. Но более важно то, что Карма Кагью контролирует сеть монастырей, расположенных на индийско-тибетской границе. Данный факт, учитывая геополитический конфликт Индии и Китая, имеет очень большое значение.

Румтек Ситупа

12 июня 1992 года в монастыре Румтек Ситупа и Гьялцаб на собрании лам объявили о том, что семнадцатый Кармапа найден. В качестве подтверждения "правильности" перерожденца двое регентов предоставили письмо-одобрение от Далай-ламы, полученное ими от его секретарши. Сам Далай-лама в это время находился в Бразилии и одобрил новое воплощение по телефону, в ответ на присланное ему досье на реинкарнацию Кармапы по факсу.

Также в качестве подтверждения было показано письмо покойного шестнадцатого Кармапы с подробными инструкциями по поиску своего тулку. Впоследствии Ситупа и Гьялцаб использовали оба эти письма для того, чтобы принудить всех остальных лам в письменной форме признать Кармапу в Ургьене Тринле. К слову, подтверждение Кармапы Далай-ламой не имело никакого политического значения, однако многие ламы, как и все обычные люди, зачастую склонны преклоняться пред титулованными особами.

Позже на собрании появился Шамарпа и в окружении шести солдат регулярной индийской армии устроил погоню за Ситупой и Гьялцабом, скрывшимися от него в своих покоях. После этого под крики "Смерть врагам Кармапы!" началась драка между ламами Ситупы, Шамарпы и пьяными тибетцами, которые незадолго до этого прибыли туда на автобусах.

Ургьен Тринле

17 июня 1992 года нового Кармапу Ургьена Тринле привезли в центральный монастырь Карма Кагью в Цурпху. Во время его трансфера перевернулся один из автомобилей кортежа, два человека погибли. По приезду младший брат Ситупы был арестован за драку с полицией. Во время самой интронизации Ургьена Тринле также имела место драка монахов со зрителями.


Вся буддийская элита признала Кармапу в Ургьене Тринле. Столь многочисленная поддержка Ситупы во много была обусловлена и тем, что ламы, имевшие свои монастыри в Тибете, не могли противиться воле Китая, который недвусмысленно поддерживал Ургьена Тринле. Китай хотел использовать Кармапу в борьбе против Далай-ламы, а также для укрепления своих позиций в Тибете, как и в случае с Панчен-ламой.

В оппозицию к ним встали: Шамарпа, Благотворительный Фонд Кармапы и Лама Оле Нидал. Они требовали провести судебную экспертизу письма шестнадцатого Кармапы, найденного Ситупой.

Оле и Ханна Нидал - два наркомана в поисках "истины"

Датчанин Оле Нидал приехал в Непал в декабре 1969 года вместе со своей женой Ханной, чтобы купить наркотики, так как считал, что они показывают человеку абсолютную истину.

В Индии Нидал случайно познакомился с шестнадцатым Кармапой, подружился с ним и стал европейским Ламой, так как у Карма Кагью в то время была острая необходимость в расширении своего рынка духовных услуг. Начиная с 1974 года, Лама Оле Нидал начал открывать школы Карма Кагью по всему миру, исключая исламские страны, но включая Россию. На сегодняшний день Оле Нидал основал 642 буддийские общины в 66-и странах.

В противовес Нидалу Ситупа имел сеть прибыльных Дхарма-центров в США и по всей Азии, в том числе в Китае, куда европейцу был путь закрыт.

Без "своего Кармапы" Лама Оле Нидал и Шамарпа были не в силах противостоять Ситупе, который к тому моменту без сопротивления со стороны властей штата Сикким (в частности министра Бхандари, связанного с Ситупой деловыми отношениями) захватил монастырь Румтек, находившийся в управлении Благотворительного Фонда Кармапы.

27 января 1994 года Шамарпа объявил в Дели об обнаружении альтернативного Кармапы. Им стал мальчик из Лхасы Тендзин Кхьенце, сейчас известный под именем Тринле Тхайе Дордже.

Похожие публикации