Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Навеска к мотоблоку своими руками. Самоделки для мотоблока

Очень часто приобретение мотоблока обусловлено выполнением какой-то одной задачи, но уже со временем у его владельца появляется желание сделать свою технику универсальной. Многие задаются вопросом, что же можно сделать из мотоблока для его усовершенствования. На самом деле, есть большое количество умельцев, которые могут приспособить под другие инструменты все, что угодно: главное, иметь для этого определенные технические навыки в сочетании с творческой смекалкой.

Устройство мотоблока

Такие агрегаты имеют общий принцип работы и снабжены карбюраторным двигателем внутреннего сгорания (более мощные модели могут иметь дизельную силовую установку), трансмиссией и парой ведущих колес. Система управления техникой в виде тяг и рычагов вынесена на руль. Также существуют модели, снабженные дифференциалом .

Обслуживание техники ничем не отличается от автомобильной, за исключением некоторых конструктивных особенностей мотоблоков.

Целесообразность самоделок

Несмотря на то что на рынке представлено большее разнообразие навесного оборудования, оно не всегда может подходить под те или иные задачи. Да и соотношение цена - качество порой оставляет желать лучшего. Поэтому многие садоводы-огородники изготавливают необходимые им приспособления для мотоблоков своими руками. Для этого достаточно иметь под рукой дрель, болгарку и сварочный аппарат, а также владеть навыками работы с ними.

Только в отдельных случаях, когда необходимы более точные расчеты и токарные работы, приходится обращаться к узкопрофильным специалистам.

Плюсом в сторону самоделок служит и то, что на любой разборке можно легко найти необходимый узел или агрегат от старого автомобиля, пригодный для конструирования.

Мини-бульдозер

Превратить мотоблок в миниатюрный бульдозер, способный разравнивать небольшие площадки или убирать снег и мусор можно, установив на него отвал-лопату. Для этого используют листовой металл толщиной не менее 3 мм. Нижнюю часть лопаты следует немного загнуть вперед по отношению к общей плоскости, закрепить на ней полоску из плотной резины для уборки снега или обшить жестью (для земляных работ). Для укрепления всей конструкции сзади необходимо приварить несколько ребер жесткости из металлического уголка.

Самоходные грабли

Несмотря на наличие заводских грабель, многие фермеры предпочитают изготавливать их самим с учетом особенностей своего хозяйства: размеров луга, рельефа.

В качестве материалов для грабель используют металлические трубы и каленые прутья. Но как вариант, можно использовать заводские ручные вилы, приварив их к основе. Для удобства работы желательно по краям установить небольшие колеса или лапы-лыжи, которые будут снимать нагрузку на всю конструкцию.

Приспособления для землеобработки

Для обработки земли умельцы разработали целый ряд приспособлений, которые превосходят по качеству заводские изделия.

Чаще всего в качестве приспособления для мотоблока используют плуг, выполненный своими руками, так как цены на заводской достаточны велики. Для его изготовления следует использовать листовое железо толщиной не менее 4 мм, из которого вырезается непосредственно сам нож и трубы со стенками такого же размера, для рамы и крепления.

Окучиватель

Устройство для окучивания грядок можно изготовить из двух металлических дисков. Они должны быть одинакового размера диаметром не менее 50 см. Кромку дисков желательно предварительно заточить для лучшего забора грунта.

Крепление их на раму следует продумать так, чтобы была возможность изменять расстояние между дисками в соответствии с шириной грядки.

Также можно рассмотреть в качестве самоделок для мотоблока новые версии всевозможных приспособлений, облегчающих работу по уходу за огородом:

  1. культиваторы;
  2. фреза;
  3. ножи и плоскорезы.

Их чертежи можно легко найти в интернете и взять за основу будущего изделия.

От трактора до катера

Наиболее распространенными переделками из обычного мотоблока является всевозможная комплексная техника и транспортные средства. Правда, последние можно больше назвать самоделками на базе двигателя и трансмиссии устройства.

Картофелесажалки . При большой площади под посадку картофеля идеальным будет устройство, созданное на базе мотоблока. Оно включает в себя сразу несколько элементов. Прежде всего, картофелесажалка снабжена небольшим бункером для клубней.

Перед ним находится плуг, делающий канаву, а сзади - окучиватель, который засыпает и формирует грядку. Все устройства должны иметь возможность регулировки, в соответствии с глубиной посадки и размера грядок.

Мини-трактор . Чаще всего умельцы конструируют всевозможные мини-трактора. В данном случае следует учитывать смещение центра тяжести техники, так как двигатель устанавливается в задней части. Поэтому следует позаботиться о расширении колесной базы задней оси.

В настоящее время в продаже можно найти всевозможные узлы и агрегаты для создания трактора на базе мотоблока, такие как передние оси, тормозная система, всевозможные тяги и рычаги, педали. Но при желании все это можно изготовить и самому, используя подходящие детали от старых авто.

При использовании более мощных покрышек, такой трактор легко превращается в вездеход.

Лодочный мотор . Двигатель от мотоблока также может стать идеальной заменой обычному лодочному мотору. Для этого на корпусе лодки следует сделать необходимое крепление, а стандартную фрезу двигателя заменить на лопасти. В умелых руках мотоблок также может стать основой для создания небольшого автомобиля по типу багги. Правда, на нем не получится передвигаться в городских условиях - это связано с официальной регистрацией транспортного средства в госавтоинспекции. Но он может стать отличным подспорьем в сельской местности для поездок на рыбалку или охоту, за грибами. Также такой «внедорожник» идеально подойдет для осваивания навыков вождения для новичков.

Чаще всего в качестве ходовой части для такой самоделки используют передний мост от «инвалидки», задний - ведущий, может быть установлен от стареньких «Жигулей» или же от мотороллера «Муравей». Кстати, от этого будет зависеть размер используемых колес. Форма рамы и дизайн кузова изготавливаются исходя из условий эксплуатации данной техники. Но не стоит упускать такой момент, как необходимость установки ремней безопасности и дуг на крыше.

Такая разновидность малогабаритных тракторов, как мотоблок, представляет собой универсальное средство малой механизации, которое облегчает ее владельцу решение большинства вопросов, связанных с уходом за земельным участком. Богатый набор навесного оборудования позволяет значительно расширить функционал подобной техники.

Еще одно преимущество, получаемое владельцами мотоблоков, — создание на их базе новых машин. Давайте рассмотрим, что можно сделать из мотоблока, и каким образом.

1 Варианты самоделок из мотоблока

Если вы обладаете мотоблоком и начальными навыками работы с техникой, имеете желание творить и небольшую сумму денег, свой мотоагрегат можно преобразовать собственноручно в полезные самоделки различного рода. Вариантов самоделок из мотоблока своими руками существует множество, все зависит от фантазий и потребностей хозяина. Например, можно сконструировать из мотоблока квадроцикл.

Переломка самоходных одноосных устройств одними обладателями используется охоты или рыбалки, другими для совершенствования обработки почвы, а третьи пользуются ими в качестве средств для развлечения. Наиболее распространенными являются следующие типичные конструкции:

  • снегоход;
  • мини-трактор;
  • вездеход или каракат;
  • болотоход;
  • квадрацикл;
  • мотособака;
  • газонокосилка;
  • отвал;
  • , картофелесажалка и др.

Сооружение переделок из мотоблока требуют лишь элементарных знаний механики и наличие слесарного инструмента. Крепкая и удобная конструкция агрегата, грамотно разработанная российскими и зарубежными инженерами, позволяет усовершенствовать механизм, преобразовать его в обычный аппарат навесного типа или произвести капитальные реконструкции, когда мотоблок будет выступать в роли основного узла.

1.1 Мини-трактор и вездеход

Мини-тракторы, пожалуй, — самые популярные самоделки из мотоблока. Данные конструкции способны показывать в процессе эксплуатации больший уровень комфортабельности, нежели их оригинальные предшественники. Важным фактором, который следует учитывать при создании мини-трактора, является смещение центра тяжести. Решение проблемы происходит путем установки широкой второй ведомой оси (100-120 см) и увеличением передней, изначально установленной на мотоблоке.

Для этих целей целесообразно приобрести втулки или специальные удлинители. Их монтируют на ведущий вал. К тому же, может понадобиться монтаж дифференциала, что обусловлено его отсутствием в некоторых моделях. Установка дифференциала повысит маневренность и устойчивость самодельного устройства. Мини-трактор, по желанию, дополняется прицепом для мотоблока, сделанный собственноручно.

Производство данных агрегатов получило столь широкое распространение, что на сегодняшний день продаются целые комплекты для их более комфортного изготовления. Готовые комплекты включают:

  • подножки с педалями;
  • рама с креплением для мотора;
  • рулевое управление с тягами;
  • рычаги, выключающие блокировку полуосей;
  • заднюю навеску с подъемным механизмом ручного типа;
  • переднюю балку с колесными ступицами и тормозными дисками;
  • крылья.

Стоимость данного комплекта, обычно, не превышает 22-25 тыс. рублей, зато при его наличии проблем с переделкой мотоблока в мини-трактор не возникнет. В результате получится машина, которая позволит обрабатывать землю гораздо быстрее и легче. Каждая деталь, входящая в комплект, прошла испытание в различных условиях, поэтому точно подогнана и вымерена, что избавляет его покупателя от лишних хлопот.

Переоборудование вездеходов из мотоблока также не сложная задача. Тем, кто имел опыт в создании на базе мототехники мини-трактора, смогут просто разобраться в том, как сделать примитивный вездеход. Для этого необходимо на колесную часть самодельного мини-трактора насадить широкую резину.

1.2 Каракат

Обычный пневматик или каракат не имеет сложной технической базы. На первом этапе нужно определиться, что послужит рамой для будущего изделия. В этом может помочь мотоцикл УРАЛ или ИЖ, у которого заимствуется приспособление. На втором этапе изготавливаются подвеска и задний мост. Соедините подкосом используемые лонжероны, рулевую втулку и специальную стойку. Показать достаточную маневренность и мягкость каракат сможет благодаря такой независимой задней и передней подвески.

Третий этап заключается в креплении колес. Обычно берут резину низкого давления от грузовых автомобилей Урала, КамАЗа и их прицепов. Металлическая ступица способствует креплению камеры к подвеске. На ней есть крепкие ленты, оплетающие поперек колесо. За счет этого рулевое управление получает легкость, увеличивает безопасность передвижения.

На заключительной стадии устанавливается движок и дополнительные системы. После того, как самодельный каракат оснащен подвесками и колесами, устанавливается мотор мотоблока. Помимо этого, подключаются сцепление, тормоза, система выброса отработанных газов.

Когда сборка окончена, протестируйте устройство. Если тестирование не выявило отклонений, каракат приводится в полную эксплуатацию. Такими вездеходами из мотоблока без труда преодолевается болотистая местность, территории в условиях грязи и русел рек. Они форсируют неглубокие водяные преграды и обладают плавучестью. К тому же, их используют для поездок на большое расстояние на рыбалку, охоту. Вездеходами из мотоблока можно передвигаться при скорости до 65-70 км/ч.

1.3 Болотоход и снегоход

Болотоход из мотоблока и снегоход имеют одно требование – минимальное давление на грунт. Для этого изготавливаются широкие колеса. В качестве приспособлений используются Буран. Они хорошо комплектуются со стандартными колесами мотоблока. Надевают грунтозацепы путем спускания колес и вставки их внутрь самодельных «лаптей».

После накачивания шин, они впиваются намертво в грунтозацепы. Если для и болотохода используется тяжелый агрегат, структура техника практически остается неизменной. Для снегохода нередко покупают приставку, которой оборудуется мотокультиватор. Конструкция состоит из несущей рамы, предусмотрено крепления мотоблока, цельнолитых гусениц и элементов подвески. Проделав вышеуказанные манипуляции, вы получите универсальное и многофункциональное средство, которое способно передвигаться по ухабам, снегу.

1.4 Мотобуксировщик

Учитывая конструктивные недоработки, низкое качество деталей и прочие недостатки заводских моделей мотобуксировщиков, практикуется создание подобного изделия своими руками. Переделанный мотоблок в мотобуксировщик или мото-собаку, предпочтительнее. Вследствие лучшего сцепления с дорогой, устройство будет экономить топливо, быстрее тянуть волокуши. Мотобуксировщик из мотоблока, к тому же, можно оборудовать дополнительными отделениями, предназначенными для хранения и перевозки снастей и рабочих инструментов.

Чтобы собрать модель самостоятельно, необходимо некоторые запчасти приобрести готовыми. Ролики и гусеницу берут от Бурана. Двигатель покупают отдельно. Предпочтение отдается японцу Honda (9-13 л.с.). Возможно использовать мотор, которым оснащается мотоцикл или мопед. Он будет мощнее бензопелы Урал, мощности которой недостаточно для полноценного мотобуксировщика. Однако слишком тяжелый двигатель тоже не подойдет.

Рама конструируется самостоятельно из квадратной формы трубы 20×40х120 см. Готовая рама нуждается в креплении для гусеницы, коробки скоростей и двигателя. Рычаги управления делают из того же материала, что и раму, отличие лишь в сечении трубы (в данном случае — круглое). Перемычками скрепляются две трубы, одна из которых служит для сцепления и газа.

Из жести формируется корпус, защищающий двигатель, установленный сзади. Если он стоит в передней части, обходятся и без корпуса. Сделанный агрегат будет иметь небольшую скорость, но легкую поворачиваемость.

1.5 Экскаватор

На базе моноблока сооружают и компактный экскаватор. Здесь не обойтись без чертежа, который в Интернете найти не составит труда. Нужны и расчеты, детальное прочерчивание кронштейнов крепления, основных узлов, ковша и манипулятора, закупка б/у оборудования, изготовление которого невозможно в домашних условиях.

Раму делают с помощью электросварки из швеллера типоразмера 8 либо 10. Балку от автомобильного прицепа или машины крепят к раме, причем без пружин и рессора. Упрощенный вариант — посадить колеса на самодельную ось. Таким образом, будет готово самоходное шасси. Балка понадобится около 12 м. Экскаватор не будет работать без манипулятора. Для создания двухколенного механизма требуются два сваренные швеллера и прямоугольный профиль, к которым необходимо прикрепить кронштейны из металла 10-мм толщины.

По инженерным расчетам, требуемым на данном этапе, выполняются пальцы, кронштейны, механизмы движения, элементы крепления гидроцилиндров. Придется прибегать к токарным, фрезерным и сверлильным работам. Ковш на экскаватор можно купить новый (около 300 долларов). Масляный насос для гидравлической системы подойдет типа НШ-10, НШ-150, НШ-32. Цилиндры берут от КаМАЗа или МАЗа. Гидрораспределитель МРС 70.4 с 3-4 секциями либо РГС 253 понадобится для управления.

Собираем на шасси конструкцию, в которой нуждается экскаватор. Через резиновую муфту или соединительный вал подключите ВОМ мотоблока и масляный насос, соедините гидравлическое оборудование рукавами высокого давления из резины между собой. Самодельный экскаватор окрашивается и заводится для подгонки и наладки.

1.6 Лодочный мотор

Лодочный мотор из мотоблока считается самым мощным. Лодка ПВХ не агрегируются с двигателями мотоблоков. К корпусу лодки достаточно прикрепить мотоблок, а фрезы заменить на алюминиевые лопасти. Они должны располагаться с валом в одной плоскости (перпендикулярно движению плавсредства).

Устройство гребневого колеса верхней частью перемещаются по воздуху, нижняя половина опущена в воду. Это позволит развивать высокую скорость в местах, где глубина превышает метр. Самодельный лодочный двигатель из мотоблока справляется с быстрым течением.

1.7 Дровокол

Мотоблок и его силовая установка служат также для конструкции самодельного виннового дровокола. Сооружение устройства начинается с вытачивания на токарном станке конуса и нарезки на нем левой упорной резьбы. Конус изготавливают самостоятельно благодаря болгарке. Готовое приспособление насаживают на вал с подшипниками соответствующего размера. На его конце устанавливают фланец со звездочкой, который берут от колеса такой техники, например, как мотоцикл.

Фиксация резьбового конуса на валу достигается за счет болта или штифта. Между двигателем и валом важно установить распорку из двух гаек и труб. Распорка поможет натянуть цепь. Для опоры вала применяют карданные опоры Жигулей. Электродвигатель замените на бензиновый мотор мотоблока, мощность которого не менее 6 л.с. Дровокол из мотоблока с успехом осуществит функцию раскола древесины.

1.8 Дровокол с приводом от мотоблока (видео)

Для того чтобы увеличить возможности мотоблока, достаточно оснастить его различными навесными элементами. Ко всем моделям изготовители разработали многочисленные дополнения, использование которых облегчает труд на земле.

В продаже можно найти плуги и сеялки, окучники, закапыватели борозд, сани. Выбор, конечно, большой, но стоимость такого оборудования многим оказывается не по карману. Но вполне реально сделать его собственными силами из более дешёвых или бывших в употреблении материалов.

Как сделать плоскорез своими руками?

Практичным дополнением к мотоблоку является плоскорез. Это незаменимый помощник, который создает грядки, пропалывает и окучивает посадки, выравнивает, засыпает, рыхлит землю. Возможности такой насадки практически безграничны.

Если расположить лезвия плоскореза слева и вести в одной плоскости с почвой, то можно полоть или рыхлить землю. Немного приподняв прибор, повернутые влево лезвия скосят высокие сорняки. Если же лезвия будут смотреть вниз, то ими легко создавать грядки.

Сформировать бороздки для посадки и засыпать семена опять поможет плоскорез. Это функция закапывателя.

Можно использовать плоскорез Фокина как навеску для мотоблока. У него есть необходимые отверстия для навешивания на конструкцию. Если же требуется плоскорез другого размера, то тогда изготовить его можно своими руками. В этом помогут чертежи и небольшая металлическая заготовка.

Металл должен быть достаточной толщины и крепости , чтобы в дальнейшем он смог выполнять функции лезвия. Лист нагревается при помощи паяльной лампы и сгибается согласно схеме. Когда плоскорез получает необходимую форму, его охлаждают водой. Для того чтобы данная заготовка стала навесным оборудованием, надо сделать отверстия для креплений и заточить заготовку болгаркой.

Лист металла можно заменить отрезком трубы, к которому прикрепить куски металла наподобие лопастей. Их нужно заточить.

Размеры и особенности изготовления ежей

Мотоблок с насадкой для выращивания картофеля сэкономит время и силы при уходе за этой культурой. Ежи для прополки – это функциональная приставка, позволяющая качественно и быстро победить сорняки. В процессе прополки растения не просто срезаются, а вырываются с корнем. Земля вокруг растения хорошо перерыхляется и окучивается. Благодаря этому растение не только освобождается от сорняков, но и получает в достаточном объеме воду и кислород.

Ежи можно приобрести практически в любом сельскохозяйственном магазине, но по достаточно высокой цене.

Опираясь на схемы и чертежи, можно сделать их самостоятельно.

Составляющие для ежей:

  • 3 диска из металла или кольца;
  • небольшой отрезок трубы диаметром 30 мм;
  • стальные стержни для нарезки шипов.

Предпочтительно использование колец вместо дисков , которые облегчат всю конструкцию. Размеры колец для изготовления ежей мотоблока бывают разные. Наиболее распространены 240х170х100 мм или 300х200х100 мм. На трубу кольца крепятся через перемычки. Присоединение должно быть выполнено под углом 45 градусов с расстоянием между элементами не более 15-18 см.

Шипы, нарезаемые из стального стержня длиной 10-15 см, привариваются на кольца и саму ось. В зависимости от размера они крепятся на большое кольцо в количестве 15 штук, на малое – 5. Также несколько штук можно приварить и на ось.

Для облегчения работы с конструкцией мотоблок с ежами оснащают дополнительными колесами.

Делаем ковш снегоуборочной машины своими руками

Мотоблок пригодится в хозяйстве не только летом, но и в зимнее время. Его часто оборудуют как снегоуборочную машину. Достаточно сделать ковш для мотоблока, и тяжёлую работу будет делать железный помощник.

Ковш для расчистки снега обычно делают из 200-литровой железной бочки. Ещё понадобится полоски из металла, квадратная труба, резиновая и стальная пластины и крепеж – болты, гайки. Из инструментов – плоскогубцы или пассатижи, дрель и сверла по металлу, гаечные ключи, шлифовальная машина, сварочный аппарат.

Болгаркой у бочки вырезаются боковые части. Затем заготовка разрезается на три части. Две из них свариваются по контуру. Оставшуюся треть бочки нужно поделить на металлические полосы, которые будут ножами ковша. В них высверливаются три отверстия диаметром 6 мм для крепления по краю ковша. Вместо бочки можно использовать металлический лист, который надо будет изогнуть путем нагрева.

К нижней части ковша приваривают полоску металла, чтобы сделать его более тяжёлым. Металлическую полоску полностью закрывают резиной для предотвращения износа. Затем ковш прикрепляется к мотоблоку. Для защиты от коррозии самодельный ковш грунтуется и красится.

Превратить мотоблок на колесах в снегоход можно, используя прицеп и зимние колеса . При помощи швеллера прицеп неподвижно закрепляют к раме. Вместо дорогих колес применяют бывшие в употреблении камеры от грузовиков. На каждом колесе спущенная камера закрепляется цепями и снова накачивается. Оборудовать снегоходную машину достаточно просто и самодельными санями.

Как сконструировать траншеекопатель?

Самодельный траншеекопатель представляет собой навесную насадку к мотоблоку, позволяющую быстро и без усилий вырыть траншеи, ямы. Это своего рода компактный экскаватор, обладающий маневренностью и экономичностью. Передвигается на колесном или гусеничном ходу.

Насадка-копатель позволяет рыть траншеи и ямы даже в мёрзлой земле . Стены траншей получаются ровными, без осыпания. Разработанная земля лёгкая и рассыпчатая, ее можно использовать для обратной засыпки.

Две фрезы закрепляются на передней подвеске, на задней – лопата для извлечения грунта из траншеи. На режущие диски и цепную передачу надо обязательно закрепить защитные кожухи по технике безопасности. По такому же принципу делается насадка бур из металлического стержня и пластин.

Изготовление других навесных конструкций

Мотоблок можно оснастить самыми разными полезными приспособлениями – плугом, граблями, всевозможными лопатами, косилками, лыжами, щетками. Желание, понятные схемы и описание работ помогут повторить магазинные аналоги навесных элементов и даже улучшить их, т. к. они будут соответствовать индивидуальным требованиям и условиям.

Так, для обработки земли необходим плуг, способный одолеть целину, поросшую травой, влажный или лежалый грунт. Для его изготовления потребуется стальная пластина толщиной около 5 мм. При помощи вальцов пластину сгибают в цилиндр. Края затачивают болгаркой.

Полученный самодельный плуг навешивают на стойку мотоблока через сцепку.

По такому же принципу легко сделать насадку, формирующую борозды. Хорошо, если есть стойки от культиватора. Их можно присоединить к уголку или изготовить две стойки из подручных материалов . Для этого из металлического листа толщиной 1,5-2 мм вырезаются пластины. Размер пластин должен соответствовать глубине и ширине борозды. Крепятся они при помощи болтов к стойкам конструкции. Использовать такую насадку можно для закапывания . Стоит лишь придать пластинам требуемую форму. Они должны быть в виде диска или круга, расположенными под определенным углом. Сверху такие пластины располагаются ближе, чем внизу. За счёт этого диски, вращаясь, раскрывают полости наружу.

Навеска к мотоблоку для сбора клюквы содержит самоходную платформу на гусеничном ходу. На поворотной раме платформы закрепляется заборник. Изготавливается он в виде короба с загнутыми параллельными зубьями. Двигаясь, устройство при помощи тяги из вентилятора захватывает ягоды в короб. Вентилятор работает от двигателя . В коробе устанавливаются винтообразные спирали.

Сорванная клюква тяжелее мусора, поэтому падает на дно ёмкости. Листочки, мелкие соринки, которые попадают вместе с клюквой, вместе с потоком воздуха от вентилятора удаляются через отверстие.

Щетка для мотоблока используется для уборки территории не только от листьев, но и от неглубокого снега. Простота, эффективность и универсальность использования – очевидные достоинства этого навесного элемента. К мотоблоку вертикально крепят вал для щетки. На него поочередно надеваются кольцо и диски со щетками. Диаметр колец – 350 мм. Ширину захвата такой щетки обычно делают не больше одного метра. Так мотоблок сохраняет маневренность и охватывает довольно большую площадь поверхности для очистки.

Длина щетины – 40-50 см, иначе она скоро начнет подминаться и заламываться. Восстановить свойства щетины не получится, только навесить новые диски. Скорость движения мотоблока с навесной щеткой колеблется в диапазоне 2-5 км/час в зависимости от мощности двигателя агрегата.

О том, как сделать плуг к мотоблоку своими руками, смотрите в следующем видео.

Навесное оборудование для мотоблоков находят самое широкое применение в личном подсобном хозяйстве. Большое хозяйство может оснащаться необходимым набором специализированной техники.

Маленькие частные хозяйства, фермеры привыкли экономить во всем. Мотоблок используется разнообразными способами, он механизирует все виды работ. Двигатель на бензине, дизельном топливе достаточной мощности позволяет решать широкий круг задач.

Назначением мотоблоков является, прежде всего, обработка почвы. Приспособления дают возможность вспахать, окучить, посадить сельхозкультуру, убрать богатый урожай. Агрегаты исправно выполнят работу на небольшом участке до 4 га. Навесные приспособления существенно расширяют круг выполняемых задач. Приспособления способны:

  • убрать снег;
  • вырыть канаву;
  • постричь газон;
  • скосить траву.

Перечень неполный, возможное количество работ существенно больше перечисленных. Разные механизмы могут использовать мотоблок, служащий приводом. Широкий круг вопросов, решаемых дополнительным оборудованием, делает агрегат неоценимым, позволяет выполнять многие сельскохозяйственные, строительные, бытовые работы.


Функции, возможности мотоблока ставят его между мини-трактором и мотокультиватором. Приспособление более универсально, чем мотокультиватор. Аппарат выполняет работу, применяя тяговое усилие. Культиватор решает только узкие специализированные задачи культивации. Аппарат рыхлит поверхность почвы.

Мотоблок обладает единственной осью, у него сидения нет, и оператор удерживает устройство руками, шагая позади. Существует возможность оснастить аппарат прицепом. Этот вариант предполагает наличие сидения. Сверхтяжелые модели оборудуются третьим колесом и сидением. Эти варианты обладают существенным сходством с мини-трактором.

Важно! Мотоблок мало отличается от трактора конструктивно, он имеет те же детали.

Часто понятия мотоблок и культиватор отождествляют, особой разницы между ними не видят. Два устройства, между тем, имеют принципиальные различия, касающиеся функциональности устройств.


Обработка почвы происходит обоими видами техники. Устройства готовят почву, делают структуру грунта лучше, смешивают почву и удобрения. Основным элементом и того, и другого агрегата выступают фрезы, погружаемые в землю, позволяющие произвести вспашку, потратив минимум усилий. На небольшом участке площадью несколько соток стоит применять легкую модель. Такие аппараты бывают электрическими, бензиновыми, дизельными.

Помимо обработки почвы, мотоблок легко выполняет другие работы. Использование соответствующей навески для мотоблока позволит косить траву, убирать картофель, другие корнеплоды. Даже вывоз урожая выполняется легко. Мотоблок обладает богатым функционалом, намного превосходит культиватор. Рынок изделий предлагает заманчивые варианты. Можно приобрести модель, снабженную фарами, способную работать ночами. Интересен вариант, оснащенный ножами, позволяющими рыть канавы. Дополнительные навесные приспособления делают технику дороже.

Функциональность мотоблока очень велика. Устройство поможет выполнить многие виды работ. Аппарат использует широкий ряд навесных устройств. Очень полезно бывает присоединять мощный насос, полезна тележка. Некоторые модели комплектуются рубанком, циркуляркой. Небольшая мощность агрегата не отражается на работоспособности, скорости выполнения операций.


Частное хозяйство, фермер приобретают тот или иной агрегат в зависимости от типа выполняемых работ. Вспашка целины, обработка междурядий требуют разной техники. Более мощные модели стоят намного дороже. Тратить средства нужно эффективно, производительность устройства должна соответствовать типу работ. Участки классифицируют так:

  1. Сверхмалым считается участок менее 10 соток, который предполагает разные зоны – сад, клумбы, грядки, газон.
  2. Участок до 40 соток считают малым. Он разбивается на несколько зон.
  3. Средний участок размером 50-90 соток используется под пару культур.
  4. Большой участок — более 100 соток требует проведения слишком большого количества видов работ. Культиватор все выполнить не сможет.

Владельцам больших участков имеет смысл использовать тяжелые модели, оснащаемые навесным оборудованием.

Важно! Тяжелая модель не выполняет прополки.

Дополнением послужит сверхлегкая модель, позволяющая выполнить прополку. Владельцу небольшого надела стоит подумать, как приобрести средний агрегат, дающий возможность обрабатывать почву оптимальным образом.

Эксплуатационные характеристики

Различные модели имеют собственное оснащение, отличаются параметрами, характеристиками. Скорость агрегата задается количеством передач. Обычная рабочая скорость составляет 4 км/час. Трехскоростные изделия обладают скоростью 15 км/час. Существуют шестискоростные варианты, способные развить вдвое большую скорость.

Устройство снабжается качественным надежным двигателем. Современные модели оснащены четырехтактным мотором. Охлаждение используется обычно воздушное. Запускается мотор ручным стартером. Более мощные модели обладают аккумулятором, электростартером.

Большое значение имеет трансмиссия аппарата. Редукторы очень разнообразны, применяются цепные, ременные шестеренчатые передачи. Редуктор лучше выбирать разборный, потому что отказ необслуживаемого редуктора потребует смены всего агрегата.


Устройство обеспечивает возможность маневра. Маневрирование устройства предполагает наличие механизма отключения одного колеса. Существуют варианты оснащения дифференциалом. Навесное оборудование, рабочие органы, прицепные механизмы подключают к валу отбора мощности. Зависимые устройства подключаются муфтой сцепления. Независимые приводятся во вращение непосредственно мотором.

Часто модификации допускают регулировку межколесного расстояния. Добиться лучшего сцепления колес позволяет большая масса устройства, достигнуть которой легко путем установки специального балласта.

Мотоблоки предлагаются укомплектованными некоторыми вариантами навесного оборудования. Фрезы обычно предоставляются сразу. Она надевается вместо колес, ряд моделей предусматривает совместно применение. Фреза позволяет вспахивать грунт. Слишком мягкий грунт заставляет фрезу закапываться, поэтому предпочтительно использовать секционные модели, обеспечивающие хорошую проходимость.

Применение грунтозацепов

Использование плуга, выкапывателя требует применения грунтозацепов. Только тяжелые модели поставляются без грунтозацепов. Необходимость оборудования этого типа заставляет умельцев изготавливать грунтозацепы к мотоблоку своими руками. Изделие имеет вид металлических колес. Приспособление обеспечит выполнение основных грунтовых работ.


Адаптер делает применение механизма комфортным. Тележка имеет сидение, предусмотрен блок сцепления, колесная пара. Приспособление служит местом крепления навесных устройств.

Вспашка целины проводится плугом. Приспособление очень производительно, более глубоко обрабатывает почву, усилия необходимы минимальные. Кроме обычных вариантов исполнения, бывают плуги оборотные, нередко применяются роторные варианты. Оборотная модель использует попеременно правый-левый плуги, двигается вперед-назад. Роторный вариант плуга позволяет пахать и одновременно проводить культивацию.

Самостоятельное изготовление навесного оборудования

Мотоблок полезен, функционален, оснащается многими навесными приспособлениями. Механизм способен окучить картофель, убрать снег, заготовить дрова. Но даже продвинутые совершенные модификации устройств комплектуются ограниченным количеством навесных приспособлений. При этом сравнительно легко выполнить навесное оборудование для мотоблока своими руками, чтобы использовать технику наиболее продуктивно.

Посадка картофеля пройдет намного легче с применением картофелесажалки, которую легко выполнить самостоятельно. Хорошо зарекомендовали себя модели небольшой мощности. Сажалка сама проложит борозду, забросит клубни картофеля, прикроет картофель землей.


Важно! Устройство может использоваться и для посадки других овощей.

Для изготовления устройства требуются:

  • звездочки;
  • цепи;
  • швеллеры.

Картофелесажалка применяется на обработанной почве. Посадка картофеля происходит равномерно, что обеспечивает отличный урожай. Изготовить приспособление на мотоблок своими руками невозможно без соответствующих схем. Потребуются чертежи на бумаге для исполнения изделия. Основой служит рама, которую сваривают из швеллеров. Бункер нужного объема выполнить несложно.

Правила выбора оборудования

Многие владельцы техники стремятся приобрести дополнительное навесное оборудование. Только изделия того же производителя гарантирует полную совместимость устройств. Продукция другой фирмы может иметь особенности крепления. Эффективность работы навесных устройств требует совпадения крутящего момента, прочих параметров. Изделия должны точно подходить друг другу.

Всем известна поговорка о том, что короля играет свита. Без сопровождения толпы вельмож, советников и грозной стражи любой монарх покажется вам обычным человеком. Точно так же без дополнения в виде навесного оборудования самый дорогой мотоблок – бесполезный кусок металла.

О разновидностях навески для данного вида техники и их возможностях мы поговорим в этой статье.

Основная мотивация при покупке любого мотоблока — обработка земли. Этой задаче конструкторы уделили максимум внимания.

Перечень предлагаемых к продаже навесных приспособлений включает:

  • плуг;
  • борону;
  • окучник (разновидность плуга с V- образным или тарельчатым лемехом);
  • фрезу;
  • картофелекопалку;
  • картофелесажалку;
  • косилку.

Плуги

Эволюция распашных приспособлений воплотилась в следующих видах устройств:

  • Плуг стандартный . Широкий нож – лемех такого устройства при вспашке рыхлит землю, подрезая корни сорняков. Загнутый лист – отвал переворачивает пласт земли.

Способ крепления стандартного плуга к мотоблоку иллюстрирует рисунок №1. Основные части этого устройства: лемех, отвал, стойка, каблук, полевая доска видны на рисунке №2.

  • Оборотный (поворотный, двухобортный) плуг . На общей раме под углом 90 или 180 градусов закреплены два плуга. Отвалы у них направлены в разные стороны. В рабочем положении один из них вспахивает землю, а второй находится сбоку. После прохода борозды их меняют местами, нажимая (или снимая) фиксатор и поворачивая в сторону. Благодаря этому оператору не приходится каждый раз возвращаться к началу участка, делая холостой пробег.

  • Плуг Зыкова . Усовершенствованный вариант классического плуга. Отличается от него измененной геометрией лемешно-отвальной поверхности. Благодаря доработке он хорошо переворачивает почвенный пласт и крошит его.

В двухоборотном исполнении и в полной комплектации – грядиль, колесо и кронштейн-сцепка (цена в РФ на 2018 год 17-18 тыс. руб.)

Разработанный и производимый в Украине, плуг Зыкова в России пока еще встречается редко. Лишь отдельные энтузиасты самодельщики пытаются воспроизвести его в домашних мастерских.

Бороны

Земля, перевернутая плугом – «полуфабрикат», требующий доводки. Для этой работы используют борону, которая разбивает большие комья и выравнивает почву.

Существует две разновидности борон:

  • Зубовые;
  • Дисковые.

Дисковая борона (цена около 11 000 руб.)

Следует отметить, что дисковые конструкции выполняют боронование качественнее и чище зубчатых.

Окучники

Этот вид навесного оборудования для мотоблоков предназначен для рыхления почвы и создания борозд при посеве, высадки рассады и прополки.

По конструкции окучники бывают:

  • однорядными и двухрядными (с фиксированной и переменной шириной захвата);
  • дисковыми;
  • роторными (активными);

Однорядные окучники с фиксированной шириной (25-30 см) предназначены для работы с легкими мотоблоками (до 4 л.с.). Переменная ширина захвата и двухрядная установка позволяет использовать эти устройства на более мощных механизмах и обрабатывать ими грядки разной ширины.

Двухрядный окучник на усиленной раме (средняя стоимость 2.5-3 тыс. руб.)

Дисковый окучник (средняя стоимость 3-4 тыс. руб.)

Роторные (пропеллерные) окучники не нуждаются в использовании сцепки, поскольку их ставят вместо колес мотоблока. Зубчатые диски особой конфигурации хорошо рыхлят грунт и вырывают сорняки в междурядьях.

Окучник роторный ОР-380 Цена 2600-3000 руб.

Фрезы

Могут выполнять несколько операций:

  • рыхлить и выравнивать землю;
  • измельчать комки почвы и перемешивать ее слои;
  • смешивать удобрения;
  • уничтожать сорняки.

В комплекте с мотоблоком обычно идут универсальные фрезы, снабженные саблевидными ножами. Ими удобно работать на мягкой почве. Для плотной и заросшей сорняками почвы предназначены механизмы, получившие название «гусиные лапки».

Фреза «гусиные лапки»

Высокая механическая прочность и особая форма фрез позволяет рыхлить ими запущенные участки, с корнями вырывая сорняки. Осенью с их помощью уничтожают насекомых вредителей, залегших в землю на зимовку.

Картофелесажалка и картофелекопалка

Главная культура наших полей и дачных участков – картошка требует значительных затрат труда при посадке и сборе урожая. Для механизирования этих операций применяют два навесных агрегата: картофелесажалку и картофелекопалку.

Первый снабжается небольшим плугом, делающим бороздку. Сразу за ним на раме установлен бункер, из которого картофель через равные промежутки времени падает в землю. Два наклонных диска-окучника, прикрепленных к задней части рамы, засыпают грядку. Так за один проход выполняется сразу три операции.

Прицепная картофелесажалка КСМ-1А сама делает бороздку и закладывает в нее картофель

Тот, кто хотя бы один раз копал картошку лопатой, наверняка оценит полезность этого простого приспособления. Картофелекопатель, закрепленный на сцепке мотоблока, состоит из плуга с приваренными к нему стальными прутьями. Поднимая землю под кустами, он аккуратно извлекает на поверхность клубни. Собрать их в мешок или ящик после такой обработки – дело не сложное.

Веерная картофелекопалка

Помимо веерных существуют более эффективные вибрационные копалки грохотного типа. Они предназначены для обработки больших участков. Подключение такого оборудования производится через вал отбора мощности, который передает крутящий момент на шкив картофелевыкапывателя, заставляя вибрировать рабочие элементы механизма.

Вибрационная картофелекопалка (цены на устройства стартуют в среднем с 12 тыс. руб.)

Косилки

Покос травы – еще одна важная рабочая операция, выполняемая навесными агрегатами.

Для мотоблоков производят косилки двух типов:

  • роторные;
  • сегментные.

Роторная конструкция проще в обслуживании. Сегментная напоминает парикмахерскую машинку. Она сложнее по конструкции, но срезает траву чище роторной. Такую навеску используют для стрижки больших газонов.

Роторная косилка, средняя цена в зависимости от модели 14-20 тыс. руб.

Сегментная косилка

Кроме чисто земледельческих орудий, мотоблоки агрегатируются с другими устройствами:

  • прицепом-тележкой;
  • адаптером (двухколесная тележка с сиденьем и без кузова);
  • снегоуборщиком;
  • мотопомпой;

Прицеп

Работа на земельном участке и на территории усадьбы связана с транспортировкой удобрений и кормов, урожая и дров. Решить эти задачи можно с помощью тележки-прицепа. Она превращает мотоблок в транспортное средство «малого радиуса действия».

Полезная опция, которой оснащают некоторые виды мотоблочных прицепов, – самосвальный кузов, облегчающий разгрузку.

Адаптер

Полезное дополнение к мотоблоку, наделяющее его функциями мини-трактора. Хороший адаптер избавляет владельца от утомительного хождения по участку.

По конструкции адаптеры бывают безрулевыми (только сиденье, рычаг подъема навески и тормоз) и оснащенные рулем.

Такой незамысловатый механизм облегчает обработку земли и продается по цене в среднем от 10 000 рублей

Адаптер с рулем в несколько раз дороже. Несмотря на это он полностью оправдывает свою стоимость, если принять во внимание его рабочие возможности.

Грейдер, мини-трактор, самосвал и пахотный агрегат. Функции четырех механизмов совмещает в себе рулевой адаптер в полной комплектации (цена около 32 000 руб.)

Снегоуборщик

Многие владельцы не ставят зимой свой мотоблок на прикол. С его помощью можно освободить от снежного покрова обширные участки усадьбы. Снегоуборочные приспособления, агрегатируемые с ним, можно поделить на несколько групп:

  • лопаты-отвалы;
  • роторные отбрасыватели;
  • щеточные механизмы.

Самое простое и доступное по цене – устройство отвального типа. Ширина лопаты, фиксируемой к передку мотоблока, может составлять от 0,8 до 1,5 метра. Выбор ее размера зависит от мощности мотора. Конструкцией отвала предусмотрена регулировка наклона и угла поворота.

Там, где лопата беспомощна, а это часто происходит при высоких снеговых наметах, роторный снегоуборщик справится с работой. Он подключается к валу отбора мощности мотоблока. Шнекороторная конструкция обладает высокой производительностью и уверенно очищает участок от снежного покрова высотой до 50 см.

Щеточная навеска применяется для очистки территорий с дорогим декоративным покрытием, требующим максимально аккуратной работы.

Для полива делянок, расположенных далеко от электролиний и близко к водоемам созданы мотопомпы. Этот вид навесного оборудования для мотоблоков подключается к валу отбора мощности. Средняя производительность мотопомп составляет 20-40 м3 жидкости в час. Создаваемый напор достигает 4-5 метров при глубине всасывания до 10 метров.

Какое навесное оборудование для мотоблока можно сделать своими руками?

Здесь все зависит от квалификации домашнего мастера и набора инструмента, которым он располагает. Новичкам мы советуем начинать свои опыты с самых простых конструкций – веерной картофелекопалки или окучника.

Конструкция устройства для копки картофеля представлена на эскизе. Она состоит из широкой гнутой пластины (лапы), приваренной к вертикальной сошке и полевой планке. К задним краям лапы с помощью сварки крепятся зубья из арматуры.

Из окучников проще сделать дисковую модель. Ее главные элементы – диски можно вырезать из торцов старых газовых баллонов. У них подходящая форма, диаметр и толщина металла.

Конструкционных решений самого устройства придумано достаточно много, в этом вы можете убедится посмотрев видео-ролики самодельщиков, а также различные сборочные схемы.

Один из примеров устройства регулируемого дискового окучника

Кроме тарельчатых дисков потребуются:

  • две стойки из стальной полосы;
  • два подшипника качения;
  • болты для крепления стоек к раме и регулировки поворотных секторов;
  • поперечина из профильной трубы;
  • Т-образный поводок.

Главное условие качественной работы такого механизма – точность изготовления всех деталей и симметричность установки дисков. В противном случае его будет уводить во время движения с борозды.

Похожие публикации