Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Настоящее время в английском языке: значение, виды, схемы конструкций, примеры. Существует ли время? Который в настоящее время не

Существует множество подходов к пониманию феномена времени. Над разгадкой этого феномена люди бьются уже много веков.

В этой статье мы попытаемся разобраться, существует ли время, и что включает в себя это определение.

Измерение времени

Как можно измерить то, чего не существует? Время - материя крайне субъективная. Мы привыкли измерять время, исходя из скорости движения небесных светил по небу. Самым простым и одним из наиболее ранних приборов для измерения времени были и остаются солнечные часы. С их помощью люди с древнейших времен научились определять время, исходя из того, под каким углом падает тень от солнца и с какой скоростью оно перемещается по небу. Со временем появились более точные механические и цифровые часы, при помощи которых можно безошибочно измерить хронометраж каких бы то ни было процессов.

Когда мы измеряем скорость автомобиля, мы просто сопоставляем движение автомобиля с движением нашей планеты вокруг Солнца. Нам кажется, что мы сравниваем скорость автомобиля с какой-то абстрактной величиной под названием время. На самом же деле, мы просто сопоставляем неизвестную нам скорость движения нашего авто с известной скоростью движения Солнца по небу. Время - это способ сравнить или описать различные виды движения, такие как скорость света, частота сердцебиения, скорость вращения Земли вокруг своей оси. Время не является независимой величиной. Оно всего лишь служит для того, чтобы упростить и упорядочить описание тех процессов, которые ежедневно происходят вокруг нас.

Представьте себе два объекта, один из которых вращается вокруг другого в пространстве. Теперь представим, что мы наблюдаем за этим вращением с большого расстояния. Вращающийся объект по нашим наблюдениям проходит один круг вращения за определенное время. Не трудно предположить, что если бы мы находились непосредственно на этом объекте, один круг вращения в нашем восприятии занимал бы куда больше времени, и оно тянулось бы для нас значительно медленнее. Это еще раз подтверждает, что восприятие времени субъективно.

Как можно проследить за течением времени?

Движение времени становится очевидным, когда мы наблюдаем восходы и закаты солнца, смену дня и ночи, времен года, а также наблюдаем за движением небесных тел, таких как Солнце и Луна. Процесс старения также служит видимым напоминанием о том, что молекулы в природе находятся в постоянном движении, и чем больше времени проходит, тем более ярко выраженным становится результат воздействия молекул друг на друга.

Прошлое, настоящее и будущее

Мы привыкли воспринимать время с точки зрения прошлого, настоящего и будущего. Наиболее реальное восприятие времени, то, что происходит прямо сейчас вокруг нас, мы называем настоящим. Однако почти все, что мы воспринимаем как настоящее, уже в прошлом. Когда наш мозг начинает анализировать какое-либо событие, оно, как правило, уже произошло, и мы имеем дело уже с его последствиями. Настоящее - это лишь мимолетное мгновение. Это бесконечно малая точка на временной линии, которая разделяет то, что уже случилось, и то, что должно случиться в будущем. Настоящее напоминает острие записывающей иглы или лазера. Его можно описать как ментальное осознание момента записи о каком-либо событии в нашу память, то, с чем в данную секунду сталкивается наш мозг. До тех пор, пока мы не осознаем себя в каком-либо месте или в какой-либо определенной ситуации, это событие не станет для нас частью прошлого.

В отличие от настоящего времени, прошлое и будущее времена поддаются измерению. Прошлые исторические события, встречи и торжества можно измерить по времени как с точки зрения их общей продолжительности, так и с позиции того, как давно они произошли по отношению к настоящему моменту.

Прошлое - это просто память о каких-либо событиях в вашей голове.

Будущее - это проекция нашего предыдущего опыта, хранящегося в памяти, на текущие события и попытка предсказать, как события сложатся в дальнейшем.

Тот факт, что настоящее, дающее наиболее реальное и, как нам кажется, объективное восприятие реальности, нельзя уловить во времени, в то время как измерению поддается продолжительность событий лишь в прошлом и будущем времени, на которые мы никак не можем повлиять, наводит на мысль о том, что наше восприятие времени в принципе является иллюзией.

Религиозная точка зрения

В большинстве мировых религий понятия времени, как такового, не существует. В религиях, которые признают существование единого Бога, принято говорить о том, что Бог существует вне времени. Что он существовал всегда и будет существовать вечно. В политеистических религиях временем нередко управляет одно или несколько божественных существ.

Понятие времени в религии тесно связано с понятием эсхатологии - системы религиозных воззрений на момент, когда привычный существующий уклад жизни во Вселенной коренным образом изменится. В рамках эсхатологии принято говорить о таких вопросах, как цикличность исторического развития человечества и конец света.

Наиболее ярко эти идеи отразились в авраамистических религиях (христианство, иудаизм, ислам), которые в той или иной мере опираются на доктрины Священного Писания Ветхого Завета. Так как в Ветхом Завете часто упоминаются события последних дней и страшного суда, споры о том, когда же эти события, наконец, настанут, не утихают на протяжении уже многих столетий.

Как бы то ни было, ни науке, ни религии или философии не удалось еще вывести единого, принятого повсеместно определения, что такое время и как его стоит измерять. Однако разработки в данной области ведутся по сей день. Факт существования времени никто не отрицает. Осталось лишь выяснить, что подразумевает это понятие.

В разделе сайта вы можете получить ответы на другие извечные вопросы.

Настоящее время, презенс, н.в. (лат. praesens) граммема грамматической категории времени, означает, что развёртывание ситуации включает момент речи. Ср. рус. девочка поёт, лат. puella cantat действие в момент высказывания; рус. победа… … Википедия

настоящее время - ▲ время существующий настоящее время время существующих отношений. настоящий существующий в реальной действительности, всегда или который еще не кончился, еще продолжается в данный [в описываемый] момент; выражается глаголом несовершенного вида … Идеографический словарь русского языка

- (от лат. praesens – современный) в психологии отрезок времени, который переживается как непосредственная данность; как правило, это время продолжается только несколько секунд. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

НАСТОЯЩИЙ, ая, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 сегодня (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Форма времени глагола, обозначающая действие, совпадающее с моментом речи. Это общее значение осложняется рядом других. Настоящее время обозначает; а) действие или состояние, совершающееся или осуществляющееся в момент речи. Погода очаровательная … Словарь лингвистических терминов

Запрос «Настоящее время» перенаправляется сюда. О граммеме грамматической категории времени см. Настоящее время (лингвистика). Настоящее часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в настоящий момент, то есть определенная… … Википедия

Настоящее время - (презенс, лат. praesens) форма финитного глагола, указывающая в прямом употреблении, что ситуация, о которой говорится в предложении, либо одновременна моменту речи («Тсс! Ребёнок спит»), либо повторяется на протяжении периода времени,… … Лингвистический энциклопедический словарь

См. presente … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Настоящее время - отрезок времени, который переживается как непосредственная данность; то, что продолжается несколько секунд … Начала современного естествознания

настоящее время - лингв. Категория глагола, указывающая на протекание действия во времени, совпадающем с моментом говорения … Словарь многих выражений

Книги

  • Русская журнальная литература в настоящее время , И. М.. Санкт-Петербург, 1898 год. Лештуковская паровая скоропечатня П. О. Яблонского. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагается брошюра "Русская журнальная…
  • Стрелковое оружие: с 1945 года по настоящее время , Доэрти Мартин Дж.. Издание отслеживает историю стрелкового оружия с конца Второй мировой войны до настоящего времени, в том числе оружия, которое использовалось в корейской войне, войне во Вьетнаме,…

Вопрос 2: Назовите что-то одно, что могло бы принести аналогичный результат в сфере вашего бизнеса или в профессиональной жизни.

Мы вернемся к этим вопросам позже. А сейчас давайте посмотрим, какое место Навык 3 занимает в системе остальных навыков.

Навык 3 является личным достижением, плодом практической реализации Навыков 1 и

Навык 1 гласит: "Вы - творец. Вы за все в ответе". Он основан на четырех уникальных свойствах человека - воображении, совести, независимой воле и, особенно, на самосознании. Он дает нам возможность заявлять: "Программа, которую я с детства получал с помощью своего социального зеркала, никуда не годится. Мне не нравится этот неэффективный сценарий. Я способен измениться".

Навык 2 представляет собой первое - или мысленное - творение. Он основан на воображении - способности предвидеть, представлять возможное, создавать в уме то, что в данный момент невозможно увидеть глазами, а также на совести - способности определить свою индивидуальность и те личные, моральные и этические нормы, опираясь на которые, мы сможем достичь наиболее полной самореализации. Этот навык обеспечивает надежный контакт с нашими основными парадигмами и ценностями и видение того, кем мы можем стать.

Навык 3 в таком случае является вторым, физическим творением. Это реализация, осуществление, естественное следствие Навыков 1 и 2. Это тренировка независимой воли с целью стать человеком, в основе характера которого лежат принципы. Это постоянное, день за днем, минута за минутой, воплощение этого намерения.

Навыки 1 и 2 являются совершенно необходимым предварительным условием развития Навыка 3 Вы не можете стать ориентированным на принципы, прежде не поняв и не развив своей личной проактивности. Вы не можете стать ориентированным на принципы, прежде не определив свои парадигмы и не поняв, как их можно сдвигать и выстраивать в соответствии с принципами Вы не можете стать ориентированным на принципы, не представляя себе и не концентрируясь на том уникальном вкладе в жизнь, который только вам суждено внести.

Но при наличии таких основ вы можете стать ориентированным на принципы, минута за минутой, день за днем живя в соответствии с Навыком 3, - практикуя эффективное самоуправление.

Помните, что управление явным образом отличается от лидерства. Лидерство - это прежде всего энергичная деятельность правого полушария мозга. Оно сродни искусству и основано на философии Когда вы имеете дело с персональным лидерством, вы должны задавать себе основные, главные вопросы бытия

Но когда вы уже разобрались с этими вопросами и ответили на них, тогда вы должны эффективно управлять самими собой, чтобы построить свою жизнь в соответствии с вашими ответами. Способность хорошо управлять бессмысленна, если вы попали "не в те джунгли". Но если вы "в тех джунглях", тогда другое дело. По сути говоря, способность хорошо управлять определяет качество и даже само существование второго творения. Управление - это расчленение, анализ, определение последовательности действий, конкретная реализация. Это - привязанный ко времени аспект эффективного самоуправления, относящийся к левому полушарию мозга. Мой собственный девиз персональной эффективности таков: "Управляй слева, лидируй справа".

СИЛА НЕЗАВИСИМОЙ ВОЛИ

В добавление к самосознанию, воображению и совести именно четвертый дар человека - независимая воля - делает эффективное самоуправление возможным. Это способность принимать решения, делать выбор и действовать в соответствии с этими решениями и выбором. Это способность действовать самому, а не подпадать под чье-то воздействие, способность проактивно выполнять программу, разработанную благодаря остальным трем ценным свойствам человека.

Человеческая воля явление поразительное. Сколько раз она торжествовала победу в

исключительно тяжелых ситуациях! Множество Элен Келлер, живущих на земле, являют собой яркое подтверждение ценности независимой воли и силы, заключенной в ней.

достигших успеха. Он обнаружил, что этим общим не может быть названа работа в поте лица или удачливость, или особая проницательность в отношениях с другими, хотя все это и очень важно. Но есть один фактор, который как бы затмевает все остальные, и он является сутью Навыка 3: сначала делайте то, что необходимо делать сначала.

" Удачливые люди имеют навык делать то, что неудачники делать не любят, - отмечает Грей. - Удачливым людям тоже совсем не обязательно нравится делать это, но они

подчиняют свои чувства силе своей цели".

Такое подчинение нуждается в цели, миссии, в четком определении направления и системы ценностей, свойственных Навыку 2, Такое подчинение требует, чтобы внутри горело яркое "да!", которое дает возможность сказать "нет!" всему прочему. Кроме того, это подчинение требует независимой воли - силы делать то, что вы делать не хотите, требует, чтобы вы были зависимы от своих ценностей, а не от мимолетных импульсов и желаний. Это - сила действовать в гармонии с вашим проактивным первым творением.

ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ

В Навыке 3 мы имеем дело с вопросами, связанными с управлением жизнью и временем. Изучая на протяжении многих лет эту удивительную область, лично я склонен считать, что лучшая идея в сфере управления временем может быть передана одной фразой: "Организация и действия на основе приоритетов". Эта фраза отражает эволюцию трех поколений теории управления временем. Эффективной реализации идеи, заложенной в этой фразе, посвящено множество разнообразных подходов и средств,

Персональное управление развивалось по образцу, типичному для множества других сфер человеческой деятельности. Эволюционные толчки в этом развитии, или "волны", как их называет Элвин Тоффлер, последовательно сменяют друг друга, каждый раз добавляя что-то новое, жизненно важное. Например, в области развития общества на смену аграрной революции пришла революция индустриальная, за которой последовала революция информационная. Каждая последующая волна приносила резкий скачок в развитии общества и личности.

То же происходит и с управлением временем. Каждое его поколение создается на основе предшествующего, и каждое продвигает нас ко все большей возможности управлять своей жизнью. Первая волна или первое поколение управления временем может быть охарактеризовано записками и памятками, попыткой как-то упорядочить и систематизировать все, что требует от нас затрат времени и сил.

Второе поколение можно охарактеризовать появлением календарей и деловых дневников. Это отражало попытку смотреть вперед, планировать события и свою деятельность на будущее.

Третье поколение отражает современный этап управления временем, К наследию предыдущих поколений добавляется? важная идея расстановки приоритетов, прояснения ценностей и сравнения на этой основе относительной значимости различных дел. Кроме того, третье поколение сосредоточивается на постановке конкретных целей - долгосрочных, промежуточных и краткосрочных, на достижение которых, в гармонии с ценностями, должны быть направлены время и энергия. И еще прибавляется понятие ежедневного планирования - составления конкретного плана достижения данных целей или выполнения действий, которые, как ожидается, должны принести наибольший успех.

При всем значительном вкладе этого третьего поколения, люди начали осознавать, что планирование и управление временем, нацеленные на "производительность", часто являются контр-производительными. Нацеленность на производительность порождает ожидания, которые приходят в столкновение с возможностью развивать плодотворные отношения, удовлетворять человеческие потребности и наслаждаться спонтанными радостями повседневной жизни.

В результате многие люди отворачиваются от методов управления временем, которые слишком ограничивают их жизнь, встраивая их в жесткую схему. И, стремясь сохранить человеческие взаимоотношения, непосредственность и вкус к жизни, они "вместе с водой выплескивают из ванночки младенца" и возвращаются к методам управления временем первого и второго поколения.

Однако сегодня уже возникает четвертое, совсем иное поколение. Теперь стало понятным, что "управление временем" на самом деле термин неверный, поскольку задача заключается не в том, чтобы управлять временем, а в том, чтобы управлять самими собой. Удовлетворенность - это функция не только достижения результата, но и ожидания. А ожидания (так же, как и удовлетворенность) находятся в нашем Круге Влияния.

Вместо того, чтобы сосредоточиваться на действиях и времени, четвертое поколение фокусирует наши ожидания на сохранении и развитии отношении и на достижении резуль­татов. Другими словами, ожидания концентрируются на поддержании Р/РС-баланса.

КВАДРАТ II

Суть четвертого поколения управления временем можно уяснить по матрице, изображенной на следующей странице, Исходная идея ее заключается в том, что мы расходуем время одним из четырех способов.

Как видно из матрицы, виды деятельности определяются двумя факторами: срочным иважным. Срочное - то, что требует немедленного внимания. Это то, что можно обозначить словом "Сейчас!". Срочное воздействует на нас, Звонящий телефон - это срочное. Для большинства из нас недопустима даже мысль о том, чтобы не брать трубку, когда звонит телефон.

Вы можете потратить много часов, готовя материалы и все остальное для того, чтобы встретиться с вашим партнером и обсудить какую-то проблему, но если в тот момент, когда вы находитесь в его кабинете, раздастся телефонный звонок, то этот звонок, перевесив ваш личный визит, заберет на себя все внимание.

Если вы звоните кому-либо, то вам вряд ли скажут: "Пожалуйста, не вешайте трубку, я подойду через 15 минут". Но если вы сидите в его кабинете, тот же самый человек вполне может заставить вас столько же времени дожидаться окончания своего телефонного разговора.

Так что же такое время? Такое понятие как время было придумано людьми. Для чего? Для того, чтобы было понятней, как измерить происходящие события, ориентироваться в них, иметь некую постоянную для всех понятную величину. Для чего и выдумали единицы измерения - тысячелетие, столетие, год… секунда…

Все люди ощущают время по-разному. Для кого-то оно быстротечно, а кто-то хотел бы его ускорить. И это связано исключительно с субъективным восприятием событий, которые происходят в окружающем нас мире.

Вот как могли бы дать определение времени люди, относящиеся к различным слоям населения:

Студент ботаник: время – это 4-е измерение нашего 3-х мерного пространства. Но с другой стороны его возможно рассматривать как миг между прошлым и будущим. А еще ко времени следует относиться как к неуправляемой абстракции.


Простой обыватель: время – это такое понятие, с которым неразрывно связана вся жизнь человека. Для одних оно очень долго тянется, а для кого-то пролетает как мгновенье. В зависимости от человека и от его восприятия окружающей действительности. Время – это непознанный фактор жизни, которого довольно часто не хватает. Кроме того его невозможно вернуть или остановить, с целью исправления ошибок.

Руководитель: время – это необъяснимая величина, придуманная для упорядочивания событий в окружающем мире. Такое понятие в известной степени необходимо для того, чтобы человек мог чувствовать себя в безопасности. Примечательно то, что настоящего времени на практике нет, можно с уверенностью говорить, что его значение равно нулю. Это связано с тем, что будущее событие моментально превращается в прошлое.

Философ: время – это постоянная нашего бытия, с его участием происходит совокупность изменений, которые имеют связь, как с прошлым, так и будущим. Время и пространство неразделимы.

Возможно, такое представление о времени будет не совсем серьезным, однако лишь таким способом возможно подчеркнуть необъяснимость такого понятия как время.

Однако во времени есть одно интересне свойство, а именно – временем можно управлять…

Временем можно управлять

Возьмем пример с яичницей. Если взять все необходимое: сковороду, масло, яйца, соль, печку и т. д. то мы знаем, что на приготовление яичницы уйдет минут 5 - 10. В этом случае у нас есть время, как постоянная величина.

А ведь эту постоянную величину возможно изменить. Следует изменить одну из составляющих процесса.

Если для приготовления блюда изменить температуру. Взять, например, мартеновскую печь, то сколько уйдет времени на приготовление яичницы? Можно предположить что несколько секунд… А если поставить сковородку на простую печь, но толщина стенок сковородки будет сантиметров так 10. То сколько тогда времени понадобится для приготовления, как вариант, можно будет время измерять часами.

Так вот. Изменяя качество составляющих процесса мы изменяем время течения этого процесса. Его можно как ускорить, так и замедлить, им можно управлять. Для этого необходимо просто знать, что и как изменять.

Времени, как постоянной величины, которая имеет определяющее влияние, не существует. Имеется только то, чем можно измерить те или иные стадии процессов, не более. И то, это измерение надо только для понимания, для ориентации между происходящим, для согласования этого понимания.

Для того что бы это понять, не следует торопиться и не делать поспешных выводов. Это очень важный момент для управления процессами.

Примеры для размышления:

За секунды, при клинической смерти, люди вспоминают всю свою жизнь (говорят: перед глазами вся жизнь прошла).

Детские годы - каждый день, это множество разнообразных событий, а в возрасте - годы летят, как один день.

Попадая в экстремальную ситуацию, человек порой делает за секунду столько и таким образом, что, в обычных обстоятельствах не сделает никогда.

Для начала, будет более чем достаточно попросту сдвинуть с мертвой точки само понимание такого понятия, как время, и просто принять то, что с этим вопросом, имея желание, можно научиться правильно взаимодействовать.

По законам времени. Что говорит наука

Законы физики не могут приблизить нас к пониманию природы времени. В них нет ничего, что мы смогли бы интерпретировать как описание времени, процесса его течения.

Когда появилась частная теория относительности мы стали все отчетливей понимать, до какой степени загадочен и сложен феномен времени. Ведь из уравнений, которые были выведены Эйнштейном, явствовало, что для двух людей, движущихся один относительно другого, само время течет по-разному. Чем быстрей перемещается человек, тем медленней для него течет время.

Парадокс близнецов

Классическим стал пример с молодым космонавтом, который возвратился на Землю после полета со скоростью, приближенной световой, и увидал, что его брат-близнец за непродолжительное время разлуки превратился в дряхлого старика; сам же космический странник, «человек молодой, бодрый», с ужасом смотрел на эту непостижимую перемену.

Индивидуальное время

С точки зрения Эйнштейна и современной физики, в такой перемене не было ничего сверхъестественного. Такого понятия, как «истинное время», не существует. У любого наблюдателя есть свое собственное, «индивидуальное время».

В наши дни во время космических полетов время замедляется всего лишь на считанные доли секунды, потому как скорость полетов сравнительно невысока. Если же когда-то ракеты помчатся на скорости, близкой световой, то «парадокс близнецов», может быть, воплотится наяву.

Эксперименты со временем

В экспериментах, которые проводились физиками, уже доказана относительность времени.

Так, в опытах немецкого физика Геральда Хубера, поставленных в начале 90-х годов XX века в лаборатории Гейдельбергского университета, ионы лития разгоняли до скорости 19 200 км/сек. После сравнили их поведение с поведением частиц, которые находились в покое. Так установили, что для ионов лития, мчавшихся на большой скорости, время замедлялось на одну десятимиллионную долю секунды.

В особенности эффектен был эксперимент, который поставили в 1976 г. Известно, что период полураспада мюонов, тяжелых собратьев электронов, составляет полторы миллионные доли секунды. Во время эксперимента мюоны удалось разогнать до скорости, равной 99,94% скорости света. Тут-то и смогли выяснить, что продолжительность их жизни увеличилась в 29 раз!

Ситуация станет еще запутанней, если принять во внимание уравнения обшей теории относительности. Согласно им, мощные источники гравитации, то есть сверхмассивные объекты, тоже замедляют течение времени. И это смогли доказать экспериментально.

Если взять пару точнейших атомных часов, которые показывают одно и то же время, и оставить одни из часов в лаборатории, а другие отправить на самолете, который совершает сверхдальний перелет, то после того как он приземлится часы на его борту будут спешить на несколько миллиардных долей секунды. Планета Земля создает мощное гравитационное поле и замедляет течение времени. Данный эффект был достоверно зафиксирован еще в 1970-е годы. 1985 год – он получил подтверждение с высокой степенью точности в рамках эксперимента NAVEX, который проводился на борту космического корабля «Space Shuttle».

Время и черные дыры

Изменяется время и в окрестностях черных дыр. Во время приближения к черной дыре постепенно начинает возрастать сила гравитации, а потому как эта сила замедляет бег времени, оно течет все медленней. Каждая секунда, как капля из опустевшего сосуда, неторопливо скатывается на часы, только изредка подталкивая стрелку. Это время за пределами черных дыр мчится, как лавина с гор. Здесь же, возле самого сердца Тьмы, время будто взрывается. За доли секунды остынет Солнце - словно и не было пяти миллиардов лет. За тот же миг небо покроется новыми галактиками, растратив вчистую еще миллиарды лет. Стрела времени, только что уходившая в вечность, внутри черной дыры сожмется в точку. В этой точке уместится все, чему суждено быть «до скончания веков». А потом?

Согласно расчетам, там должна наступить сингулярность - то особенное состояние, выхода из которого нет. Сингулярность в центре черной дыры - средоточие нашего неведения. Там нарушаются законы физики. Температура и плотность увеличиваются до бесконечности, а время и пространство стремятся к нулю. Время останавливается. Все это только результат математических выкладок. Никто не знает, что в действительности может происходить в центре черной дыры.

Следует признать, что наше привычное представление о времени крайне примитивно, потому как опирается только на известные нам факты - на наблюдение за природой одного крохотного уголка мироздания. Вселенная же непомерно велика и неведома.

Прошлое, настоящее и будущее

Время нами воспринимается как прошлое, настоящее и будущее. Однако более реально мы, на наш взгляд, ощущаем настоящее, не думая о том, что большая часть из того, что мы называем «настоящим», по сути уже является прошлым. Настоящее - это стремительно проходящий миг, который отображен на временной шкале очень тонкой линией.

Настоящее еще можно сравнить с записывающим лазером, фиксирующим воспоминания у нас в мозгу. Представим, что какой-то человек собрался сходить на концерт, но заснул и так и не попал на концетр. В его голове не останется воспоминаний о мероприятии, словно его и не было в прошлом, хотя по факту концерт состоялся.

В отличие от настоящего, прошлое и будущее - это временные промежутки, которые возможно измерить (будь то свадьба или важная деловая встреча), подобно тому, как можно измерить записанный на пленке материал. Вот только прошлое - это уже записанные воспоминания, а будущее - это «пленка», которую еще лишь предстоит записать.

У исторических событий имеется тот же набор временных характеристик, что и у историй, являющиеся продуктом воображения человека. И там, и здесь имеются события, которые произошли «раньше», «позже» и «в недалеком прошлом», а это доказывает, что прошлое в действительности похоже на память о событиях.

Будущее же представляет из себя некую проекцию, составленную на основе прошлого опыта, воспоминания о котором хранятся у нас в мозгу.
Выходит, что настоящее, которое мы воспринимаем наиболее реально, не может быть измерено, в то время как «неощутимые» прошлое и будущее имеют некоторую продолжительность и могут быть измерены. А это значит, что наше восприятие времени ошибочно.

Люди полагают, будто все, что они делают

и о чем говорят, лежит в основе их пути к счастью.

Таро Голд 2

Эллен говорила мне, что хотела бы выйти из запоев. Я попросила ее обратить внимание: что происходит перед тем, как она в очередной раз прикладывается к бутылке. Ведь несмотря на то, что алкоголь – плохой помощник в любом случае, благодаря ему она все‑таки удовлетворяла какие‑то потребности. Я хотела добиться, чтобы она хоть немного смогла рассказать о причинах своего поведения, – это помогло бы нам совместными усилиями разработать положительную стратегию. Однажды она позвонила мне, ее голос дрожал от возбуждения:

– Я поняла! Я пью, когда моя жизнь кажется мне разбитой или когда я хочу с кем‑нибудь поговорить по душам. В нормальном состоянии я не могу этого сделать. Алкоголь помогает забыть об обязанностях и развязывает язык. Так мне проще говорить о том, что́ я на самом деле чувствую.

– А как ты можешь по‑другому добиться тех же результатов? – спросила я.

Эллен не вполне была уверена в себе, поэтому я предложила ей подсказки.

– Как насчет того, чтобы в тот момент, когда ты собираешься выпить, остановить себя, подойти к рабочему столу и записать в своем дневнике то, что ты чувствуешь в этот момент? Если ты чувствуешь, что жизнь дала трещину, попробуй составить список того, что тебе необходимо сделать. Запиши и выбрось из головы, чтобы все мысли остались только на бумаге. А если ты хочешь с кем‑то поговорить, напиши этому человеку письмо – прямо там, в дневнике. Потом решишь, нужно ли все сказать ему или это сделано ради самой себя.

Эллен согласилась. И по сей день благодаря ее решительности, поддержке друзей и нашей программе, состоящей из двенадцати пунктов, у нее получается вести трезвый образ жизни.

Недавно я обедала со своей подругой Сью Бендер, автором книги Plain and Simple. Именно она напомнила мне одну простую истину: что бы люди ни делали вредного или полезного, они таким образом пытаются удовлетворить свои потребности.

– Для того чтобы изменить что‑то в своей жизни, – сказала она, – человек должен сам спросить себя о том, какая потребность удовлетворяется его поведением в текущий момент. Иначе он не сможет ничего изменить, как бы ни старался.

Это очень важный урок. Мы делаем то, что делаем, поскольку это ведет к удовлетворению наших потребностей. У нас появляются особые привычки: перфекционизм, негативное отношение к окружающим, переедание, курение, трудоголизм, стремление тратить больше, чем зарабатываешь, желание скрыться от окружающих и т. д. Важно то, что любая из них соответствует нашим внутренним потребностям. Но поскольку мы не осознаем того, что делаем, все попытки решить свои внутренние проблемы становятся для нас еще большей проблемой, чем та, которую мы изначально собирались решить . Таблица, приведенная в конце этой главы, наглядно демонстрирует наиболее распространенные примеры.

Так много усилий по изменению наших привычек пропадает зря! А все потому, что мы не можем правильно установить ту потребность, к удовлетворению которой имеет отношение наша привычка. Мы не сможем добиться положительных перемен, если не будем готовы признать это и не предложим себе другой вариант удовлетворения нашей потребности.

Я впервые столкнулась с такой задачей, стараясь погасить собственные приступы гнева. Я пыталась подавлять его. Но в лучшем случае все мои попытки давали краткосрочный результат – от нескольких дней до нескольких недель. В итоге я опять срывалась, и за этим следовали чувства раскаяния и вины. Тут же я обещала самой себе, что этого больше не повторится, – и снова попадала в замкнутый круг.

Но как только я осознала, что мои приступы гнева служили непонятной внутренней потребности, я смогла начать что‑то делать для исправления ситуации. Я стала понимать, что мое поведение менялось в тот момент, когда я не видела ответа со стороны мужа, и, более того, эта потребность была до такой степени неочевидна в контексте моей реальной жизни, что я даже не могла ее определить. Вспышка гнева в тот момент была лучшим способом выражения моей внутренней потребности заявить о себе. С тех пор я работала не над тем, чтобы контролировать свое состояние, а над тем, чтобы прийти к пониманию того факта, что у каждого могут быть свои желания – и о них вполне можно заявлять. Чем больше я это признавала и заявляла о своих желаниях, тем менее разрушительным становилось мое поведение, даже если мне не все нравилось.

Никто из нас не совершает плохие поступки лишь потому, что сам плох. Просто не всегда мы знаем, как выйти из той или иной ситуации, как справиться с нашими страхами, одиночеством, необходимостью сказать «нет» или желанием побыть в одиночестве – всем тем, что определяет наше поведение.

Вспомните, как вы своими действиями удовлетворяете собственные потребности. Когда вы понимаете, что поступаете в угоду привычке, которую хотели бы изменить, но не можете ничего с собой поделать, попробуйте проиграть эту сцену в своем сознании. Представьте, что смотрите видеоролик и видите себя со стороны в тот момент, когда совершаете то, чего вам не хотелось бы. Например, попробуйте увидеть себя съедающим целый шоколадный торт или представьте себя в состоянии крайней депрессии. Прошепчите самому себе в этом воображаемом видеоролике: «Хорошо, хорошо… хорошо…» А потом честно спросите: «А чего же здесь хорошего?» Продолжайте неторопливо шептать «хорошо» до тех пор, пока вам не станет понятна связь между тем, что хорошо, а что плохо, – и пока эта связь между потребностью и удовлетворяющим ее поведением не станет для вас очевидной.

Например, моя клиентка Тесса, будучи трудоголиком, задалась вопросом о том, чем ее так привлекал напряженный темп работы, и осознала, что причиной тому была потребность в ощущении собственного профессионализма, успеха в работе и почета, оказываемого за ее достижения. Дома она постоянно ссорилась с двенадцатилетней дочерью и чувствовала, как растет отчуждение в отношениях с мужем. Неудивительно, что она старалась как можно больше времени проводить на работе! Заслуги, сопряженные с трудоголизмом, мешали Тессе чувствовать себя столь же успешной в семейных делах. Но однажды она поняла, что дома тоже можно быть на высоте – достаточно проводить больше времени с семьей и делать то, что любят ее близкие. Она начала играть с дочерью в настольные игры по вечерам, а с мужем они решили каждую неделю вместе учить испанский язык. Теперь Тесса чувствует себя дома более уверенно.

Как ваше поведение удовлетворяет ваши потребности? Ответ на этот вопрос поможет найти наиболее подходящее решение проблемы.

Похожие публикации