Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Можно ли закончить школу экстерном. Личный опыт: экстернат

Каждый школьник, переступивший рубеж девятого класса и сдавший первые в своей жизни серьёзные экзамены, уже должен иметь ориентиры на будущее. Многие ребята к этому времени уже решили, куда поступать, и знают, кем хотят стать. Порой это важное решение помогают сделать родители, также некоторое влияние оказывает круг общения. Некоторым хочется быстрее распрощаться со школьной жизнью и почувствовать себя в роли студента. На помощь таким ребятам приходит экстернат.

Приказ об утверждении «Положения о получении общего образования в форме экстерната» вышел в 2000 году. Это форма получения образования имеет ряд преимуществ, которых нет у обычных школьников. Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно.

Программу 10 и 11 классов можно пройти за один год со сдачей промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций. Главное преимущество в том, что освобождается время для подготовки в вуз. В этой форме обучения позволяется свободное посещение учебного заведения, но в обязательном порядке нужно проходить аттестации.

Есть возможность для совмещения учёбы с работой либо с занятиями в другом учебном заведении. Существуют две вариации экстерната. В первом случае ребёнок находится полностью на самостоятельном обучении дома, посещая только экзамены в школе. В таком случае обучение будет бесплатным.

Минус такой формы получения образования состоит в том, что если ваш ребёнок недостаточно ответственен, вряд ли вы сможете заставить его выучить учебник от корки до корки.

Существует и другая форма экстерната. Это так называемый интенсив. Группа экстернов занимается три раза в неделю как в обычной школе. В этом случае учитель даёт основные темы для изучения и помогает ученикам подготовиться к аттестациям. Обучение в интенсивной группе находится на контрактной основе.

Главный принцип экстерната - освободить учащихся от ежедневных многочасовых занятий в школе, таким образом сэкономив время, но при этом дать полноценное образование в меньшие сроки. Система экстерната подразумевает в себе подачу максимального количества информации в минимальный период времени.

В прошлом году 12 тысяч российских школьников сдали экзамены и получили аттестат полного среднего образования экстерном, с каждым годом эта цифра растёт. Причём нужно заметить, что аттестат ничем не отличается, он точно такой же, как и у других школьников, которые посещали школу ежедневно, в нём нет пометок о форме получения образования экстерном.

Мнения об экстернате среди педагогов существуют совершенно разные. С одной стороны они считают, что нельзя дать всей информации школьной программы двух классов за один учебный год. С другой стороны учителям нравится заниматься с детьми - экстернами.

Ведь эти дети не задают вопросов: «Да зачем мне это нужно?» Не говорят: «Мне это неинтересно». Они знают, чего хотят добиться, ведь пришли в экстернат, имея чёткие установки на будущее.

Ученики - экстерны довольны такой формой получения образования, так как это уникальная возможность не посещать школу ежедневно, и здесь не следят за прогулами, потому что это личное дело каждого.

Татьяна Майданюк, оканчивающая школу экстерном в этом году, говорит: «Я считаю, что экстернат - это хорошая идея. Выбрав будущую профессию, есть возможность углублённо изучать те предметы, которые нужны для поступления в вуз, а те, которые не нужны, можно сдать досрочно, и не забивать ими голову попусту».

Однако есть и другая точка зрения. Дмитрий Литвинов предпочёл продолжить образование в школе после 9 класса в стандартной форме. «Мне кажется, что обучение экстерном нужно для тех, кто хорошо учится, им будет легче делать всё дома и просто ходить в школу, чтобы сдавать экзамены. Мои знания находятся на достойном уровне, но для меня было бы сложно пройти за год сразу два и самостоятельно заниматься каждый день», - говорит Дима.

Ещё одну важную оценку ставят экстернату родители. Их мнения также разделились. Первые считают, что это очень хорошо, что у детей есть возможность показать свою самостоятельность и ответственность. Вторые думают, что знания, которые дают в интенсивных группах экстернов, поверхностные. В любом случае каждая семья сама решает, каким образом их ребёнок будет заканчивать два завершающих класса школы.

Огромное количество людей отказывается от высшего образования только потому, что 5 лет (по их мнению) – это непозволительная трата драгоценного времени. И в этом есть здравый смысл, ведь не все нуждаются в пространных лекциях, обобщающих занятиях, малоинтересных практических работах.

Вопрос, можно ли окончить вуз экстерном, чаще всего волнует настоящих фанатов определенной области. Как правило, они уже выбрали свою судьбу и определились с будущей профессией. И если вы тоже начинаете задумываться, как бы получить заветный диплом быстрее, рассмотрите вариант получения высшего образование экстерном.

По статистике на экстернат переводятся до 30% всех студентов. Но решаются на этот шаг лишь после 2-3 курса стандартного обучения.

Что такое образование экстернатом?

Экстернат – такая разновидность обучения и аттестации, которая предусматривает ускоренное самостоятельное изучение учебных дисциплин. Проще говоря, тот материал, что обычные студенты мусолят 1,5-2 года, в рамках экстерната проходят за год или и того меньше.

Люди, выбравшие экстернат, могут ходить на лекции и семинары, когда захотят, или даже вовсе их не посещать (имеют право). Главное – успешно сдавать зачеты и экзамены. При этом учебная программа на экстернате не сокращенная и ничем по содержанию не отличается от обычной.

Именно благодаря экстернату некоторые ученики могут «перескочить» через класс, а также окончить школу гораздо раньше своих сверстников.

Кстати, семейное или домашнее обучение – это не экстернат. Между ними существует принципиальное отличие: во время учебы экстернатом студент проходит итоговую аттестацию, а семейное образование все институты проверки знаний оставляет на совести учащегося.

Особенности обучения экстернатом

Что же такого особенного в образовании в форме экстерната, что заставляет людей выбирать эту форму обучения?

  1. Студентам-экстернам совсем не обязательно посещать лекции. Однако это не значит, что можно и вовсе "забить" на университет. Итоговую аттестацию и консультации с преподавателем никто не отменял.
  2. График консультаций составляется с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося. Кроме того, на консультации студент не только получает рекомендации по учебной программе, но и задает преподавателю интересующие вопросы.
  3. Зачеты и экзамены студент сдает по индивидуальному графику. По окончании обучения в экстернате выдается документ государственного образца.
  4. Учебная программа дается в полном объеме, но в короткие сроки. За год можно выучить то, что на других формах обучения растягивается на 2-3 года.

Плюсы экстерната

Обучение экстерном дает несколько «плюшек»:

  1. Отсутствие необходимости посещать все лекции и семинары, а также не появляться в родном вузе месяцами (особенно актуально для людей, которые одновременно учатся и работают, а также для тех, кто получает второе высшее).
  2. Шанс пройти обычную учебную программу за меньшее время (самое серьезное преимущество экстерната перед заочной формой обучения).
  3. Возможность заниматься самостоятельно, независимо от преподавателей, соблюдая собственный темп и режим дня.
  4. Удобный студенту график сдачи зачетов и экзаменов, который устанавливается индивидуально и не зависит от расписаний очного и заочного отделений).
  5. Отсутствие финансовых затрат. Студенты не платят за лишние годы обучения.
  6. Огромное количество освободившегося времени, которое можно потратить с толком (на личную жизнь, на построение карьеры, на научно-исследовательскую деятельность).

Минусы экстерната

  1. Во многих вузах экстернат просто не предусмотрен.
  2. Программа экстерната довольно сложная: нужно обладать умом «выше среднего», чтобы изучать все учебные дисциплины самостоятельно.
  3. Темпы обучения нечеловеческие. К примеру, в течение одной сессии придется сдавать зачеты и экзамены по 20-25 дисциплинам.
  4. В выданном дипломе будет заметка об экстернате. Многие работодатели негативно относятся к такому знаку, считая, что получение высшего образования экстерном не позволяет в должной мере овладеть будущей профессией.

Вот почему экстернат – это вариант для людей с могучим интеллектом, железобетонной волей и стальными нервами. Тем, кто не обладает всеми этими достоинствами, лучше идти на заочку.

Что думают учителя об экстернате

Учителя сами нередко проходят обучение экстерном, чтобы времени не терять

Нередко в глазах преподавателей можно видеть как минимум неодобрение по отношению к тем, кто выбрал для себя такой путь. Тут нет ничего странного.

Во-первых , мало кто из молодых людей обладает всеми вышеперечисленными качествами для успешного окончания экстерната. Учителя видят в их лицах переоценивающих свои возможности юнцов.

Во-вторых , они уверены, что такие «умники» впустую тратят драгоценное время преподавателей. Если человек пришел учиться, пусть делает это как все. Если же пытаться отхватить кусок не по размеру, то и подавиться можно. То есть учителя лишь впустую тратят свое время на консультации, практические и индивидуальные занятия.

Впрочем, есть и те, кто открыто восхищается смелостью и целеустремленностью таких не по годам развитых людей.

Вузы, где можно учиться экстерном

Такая форма обучения есть не во всех высших учебных заведениях. Вот неполный список вузов, где можно пойти на экстернат:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Санкт-Петербургский университет управления и экономики;
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;
  • Мурманский государственный технический университет;
  • Воронежский государственный технический университет;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Алтайский государственный университет;
  • Институт экономики, управления и права;
  • Пензенский государственный университет архитектуры и строительства;
  • Российский государственный университет туризма и сервиса;
  • Тамбовский государственный технический университет;
  • Московский государственный строительный университет (Национальный исследовательский университет).

Как перевестись на экстернат

Для поступления на экстернат понадобится следующее:

  • найти вуз с экстернатом, подать документы и поступить (если этот квест пройден, вы получите студенческий билет и зачетку с отметкой «экстернат»);
  • получить личный аттестационный план, программу с изучаемыми дисциплинами, список заданий для выполненияя во время учебы (задания на практику, для дипломного проекта и т.д.);
  • договориться с руководством вуза и преподавателями о сроках сдачи сессий;
  • успешно сдать все сессии и учебные работы;
  • сдать госэкзамены и защитить дипломную работу;
  • получить полноценный диплом официально установленного образца и отметить окончание экстерната.

Если чувствуете, что дистанционная учеба экстерном – именно то, что вам нужно, дерзайте! Но помните, что учиться в экстернате самостоятельно очень тяжело: придется выполнять очень много заданий в самые сжатые сроки. Поэтому нередко студенты-экстерны (в особенности обучающиеся на бесплатной основе) прибегают к заказу работ в специальном студенческом сервисе . Так они ухитряются и время экономить, и сессии успешно сдавать.

Как начать учиться экстерном

Если вы уже поняли, что лекции и занятия не дают вам ничего нового или перед вами замаячили многообещающие перспективы, не желающие ждать столь долгий срок, самое время получить высшее образование экстерном.

Вот последовательность действий, которые придется для этого совершить:

  • написать заявление в деканате. Каждое заявление рассматривается в индивидуальном порядке;
  • получить индивидуально разработанный учебный план. На этом же этапе решаются основные моменты и вопросы по поводу дальнейшей оценки и контроля освоенных знаний;
  • начать учится.

Вот так выглядит заявление на перемену вида учебной деятельности в пользу экстерната:


Студент выбирает самостоятелно, посещать ли ему лекционные и практические занятия. В общем, теперь он волен делать все, что душе угодно. Только необходимо всегда помнить: если взялся за самостоятельное обучение, будь готов к контролю. А он (контроль) будет непременно.

В учебном плане прописан график не только занятий, но и консультаций, где студент сможет задать все непонятные и интересующие вопросы преподавателю.

Проверяются знания стандартными рефератами, самостоятельными, практическими и лабораторными работами.

Кстати! Если с учебой не заладилось, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на . Почему бы ей не воспользоваться?

Права студента экстерната

Образование в форме экстерната – это не прихоть отдельно взятого учебного заведения, а проект, подкрепленный законом.


Перед тем как получить высшее образование экстерном, рекомендуем тщательно ознакомиться с правами студентов этой формы обучения.

Студенты-экстерны имеют право на:

  • консультации по каждой дисциплине (до 2-х академических часов перед каждым экзаменом);
  • выполнение практических и лабораторных работ;
  • пользование учебной и справочной литературой из местной библиотеки;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, централизованном тестировании.

Кроме того, студенты имеют право получить экстерном не только первое высшее, но и второе образование. Это отличный способ поменять или углубить квалификацию в предельно сжатые сроки.

Документы для перевода на экстернат

Если окончательно решили переводиться на экстернат, нужно собрать следующий пакет документов:

  1. Аттестат о получении среднего образования.
  2. Ксерокопия паспорта.
  3. Медкарта.
  4. Копия мед. страхового полиса.
  5. 3 фотографии формата 3× 4.

Список небольшой, но обязательный.

Черты характера, необходимые для учебы на экстернате

Чаще всего студенты понимают, на что идут. Но каждый раз попадается кто-то, не до конца понимающий всю серьезность нового статуса.

У студента из экстерната должен быть набор определенных качеств, без которых ему не выжить:

  1. Самостоятельность . Все придется делать самим. Никто вместо вас вашу работу не сделает.
  2. Самодисциплина . Если на дневном отделении учителя подгоняют, а порой – и упрашивают учиться, то на экстернате придется самому себя подбадривать и заставлять. Важно уметь работать со справочниками, учебной литературой.
  3. Усидчивость и терпение . Студент должен быть готов, что порой придется тратить очень много времени на детальный разбор сложных тем и понятий.
  4. Целеустремленность . Без понимания, зачем оно вообще все нужно, вряд ли учащийся сможет дойти до конечной точки – получение диплома.
  5. Тайм-менеджмент . Умение грамотно распределять свое время пригодится не только обычным, но и работающим ученикам. Только так можно не забыть про важные дела, уделив внимание и таким важным деталям, как сон, отдых и досуг.

Не пугайтесь этой формы учебы. В ней нет ничего страшного. Если решите ускорить процесс обучения, достаточно следовать нескольким простым советам, которые призваны облегчить вашу жизнь:

  1. Своевременно ходите на все запланированные консультации.
  2. Задавайте опросы по мере их возникновения, не откладывайте на потом.
  3. Вовремя выполняйте и сдавайте все практические и самостоятельные работы.
  4. Серьезно относитесь к учебному плану.
  5. Тщательно проработайте распорядок дня и учебный план.

Все это поможет получить от учебы в экстернате максимум преимуществ и знаний. А если появятся мелкие проблемки в виде нехватки времени (например, на написание реферата или контрольной), то вас всегда подстрахует сервис помощи студентам – надежный помощник на все времена!

Я в свое время - а это было всего-то лет 7 назад - тоже вот так чуть ли не через палку заставлял себя туда ходить. Крайнее неприятие, бесполезность времяпровождения, тотал депрешшн и все дела. И сейчас могу уверенно тебе сказать с позиций, в общем-то, чуть старшего сверстника, а не бурчащего старпера: это просто гормоны. И глупость - но это, по крайней мере, в моем конкретном случае.

Я не воздыхаю о школьных временах, как о чем-то высоком и прекрасном в стиле "ах, вернуть бы те годы". Проблема не выдуманная - она действительно есть и причиняет дискомфорт, временами - даже страдание. Но только она сама собой рассосется так или иначе через 2 года. А это, поверь, ничтожный срок. К сожалению, очень быстро пролетают

И вообще, давай объективно. Кроме школы у тебя три варианта - сидеть на шее у родителей, работать или идти в криминал. Первый вариант редко возможен. Второй - ну это вряд ли у тебя получится технически, разве что попытаешься кому-то спайсухи толкнуть и на второй же сделке поедешь на кичу.

А вот работа - поверь, это куда неприятнее школы. Потому что школу прогулял - получил выговор от директора. А прогулял работу - за пару раз могут и погнать. И ты либо находишь с трудом другую, либо выезжаешь жить на улицу (я сомневаюсь, что у вчерашнего школьника может быть резерв сбережений, которые позволят жить пару месяцев, не работая).

Ты только в теории себе это представляешь, а на практике поймешь, лишь уйдя из дома. Поймешь, что ходить куда-то и делать, что не нравится - это часть жизни тех, кто не нашел себя. А ты вот, видимо, считаешь, что нашел. Или нашла, по вопросу непонятно. Но не суть. Так вот, у тебя вроде есть вуз мечты - а значит и мечта есть. Но ты вообще задумывался, что в вузе тебе надо будет сидеть не с 8 до 14, а с 9 до 17, например - казалось бы, разница небольшая, но только пары - по полтора часа, а не сорок минут, и перемены между ними по 10, а не 20. Это выматывает - со школой не сравнить.

Да и если ты в школе с трудом учишься, поверь, с нашей-то системой образования хер ты выучишься в этом вузе. Это если ты не о заграничном мечтаешь, конечно. А если о заграничном - черт тебя знает, может ты в Оксфорд или Гарвард какой целишься... Поверь, у меня в "плюще" учился друг - далеко не баран. И он с ума сходил от нагрузок, которые не то, что со школьными - даже с университетскими нашими рядом не стояли. Говорил, были периоды, когда он от отчаяния буквально падал в подушку и кричал, а то и рыдал от крайней степени отчаяния, усталости, охуения и безысходности. Нервы себе попортил прилично этим обучением, бр-р-р...

Короче, резюмирую, что тебе надо усвоить из этой простыни:

1. То, что ходить в школу трудно - тебе только кажется, потому что ты не знаешь, что такое по-настоящему трудно. Это только твои сопли и нытье, без обид. Я сам истеричкой был.

2. Так будет всю твою оставшуюся жизнь, и с каждым годом все хуже. А проблемы станут острее, потому что не будет "подушки безопасности" в виде мамки, которая пригреет, не даст бомжевать, накормит и т.д. Это расслабляет и демотивирует.

3. Единственный способ избежать всего этого ада - найти дело своей жизни. Для этого надо пробовать себя в интересных областях. И я открою тебе страшную тайну: даже в любимом деле есть то, что надо делать, скрипя зубами. Как минимум на этапе обучения.

P.S. Никто, ни один человек - ни среднестатистический, ни гений - никто не получал от изучения мало-мальски серьезного предмета удовольствия. Это всегда дрочь, требующая усилий, режущая глаза ненавистным светом слнца нового утра, когда надо вставать и заниматься - усердно заниматься, с душой! - тем, что в процессе никакого удовольствия не доставляет. До тех пор, пока ты не станешь профессионалом. Тогда рутина уйдет из твоей жизни (если ты только не на бухгалтера учишься и т.п.), оставив место чистой самореализации. Но этому должны предшествовать годы пота и крови малоприятного обучения и шлифовки навыков.

Ничто в современной системе образования не вызывает столько вопросов, как экстернат. Отменили его или нет? Как закончить школу экстерном? Как учатся в экстернате? В этой статье мы постараемся расставить точки над i.

Экстернат стал популярным в советское время, так как позволял получить аттестат без отрыва от производства. Рабочей молодёжи некогда было «прохлаждаться» в классах. Многие заканчивали «восьмилетку» экстерном, приходя в школу только за заданиями и на экзамены.

Вторя советской традиции, в законе об образовании, действовавшем с 1992 по 2012 год, экстернат выделялся как отдельная форма получения образования. Хотя, по сути, это был просто способ самостоятельного обучения. По негласному правилу, в 1990-е и 2000-е младшие школьники, желающие быстрее пройти программу, зачислялись на семейное обучение, а старшеклассники - на экстернат. Отсюда и пошло выражение «Окончить школу экстерном».

Выводы

  • Экстернат - это не форма обучения, а форма аттестации.
  • Чтобы учиться экстерном, нужно перейти на семейное образование или самообразование.
  • Экстерном может стать любой, кто любит учиться и не хочет (не может) ходить в обычную школу.
  • На экстернат можно перейти в любой школе, где предусмотрено семейное обучение.
  • Удобнее всего учиться экстерном дистанционно.
  • Онлайн-школа Фоксфорд даёт глубокие системные знания, позволяет заниматься в удобном темпе и получить аттестат московской школы.

), мне регулярно заявляли, что ничего хорошего из этого не выйдет: школьник будет вместо учёбы целыми днями смотреть телевизор и есть чипсы. Либо, как вариант, кое-как, с напряжением всех сил, экзамены сдаст, но будет знать предметы на порядок хуже «очников».

Чтобы показать, как оно бывает на самом деле, публикую открытое письмо френда nlkr о его личном опыте школьного обучения. Рекомендую прочесть как сторонникам, так и противникам современных школ. Обращаю особое внимание: автор вызвался ответить на вопросы любопытных, спрашивайте, что и как.

«Итак, сначала о школе в общем. Некоторые данные - гимназия с углубленным изучением иностранных языков, считается в городе достаточно престижной (Томск, если это важно). Есть разные дополнительные предметы и элективные курсы, но на фоне других школ со специализацией нагрузка на учеников относительно невысокая - поэтому я позволю себе небольшие обобщения. Писать буду в основном об экстернате - о других аспектах школьного обучения легко можно узнать и без меня (могу, конечно, рассказать и обо всем остальном, но в этом случае не знаю, что более всего интересно - хочется узнать Ваше мнение по этому поводу, а можно и спросить об этом читателей, устроить что-то вроде интервью - я бы в первую очередь рассказал об общем уровне образованности, чтобы развеять заодно слухи о „тупых американцах, не знающих, вокруг чего вращается Земля“ и подобные им, о ЕГЭ и заточенности школьной программы на него, и о том, кого воспитывает школа из человека).

Причина перехода на экстернат - в том, что школа не оставляет достаточно много времени, чтобы увлекаться чем-то всерьез. Когда я начал подрабатывать (мелкий фриланс), нехватка времени уже начала проявляться, а когда устроился на нормальную работу со свободным графиком, времени стало не хватать катастрофически. Самообучение мне всегда казалось более выгодным вариантом, поэтому я решил попробовать перевестись на экстернат (начало-середина десятого класса) и пошел консультироваться с руководством школы.

Идею, разумеется, восприняли в штыки - никому не нужны лишние проблемы и лишняя работа. На меня и родителей начали давить с возрастающей агрессивностью - убеждать, что это изначально плохая идея, что это не одобрит департамент образования, что мне это не нужно, что я должен пересмотреть свои интересы и относиться к учебе менее халатно, что мои оценки упадут, и так далее. Тогда (начало-середина десятого класса) я понял, что с этим сделать ничего особо нельзя, так как школу мне менять не хотелось, а другого выхода, казалось, не было. В итоге школа опустилась еще ниже по личной шкале приоритетов, домашнее задание из этой шкалы исчезло вообще.

Небольшая ремарка про домашнее задание: при должном уровне преподавания оно не нужно (речь именно о закреплении пройденного материала; я не говорю о случаях, когда на дом дают изучить новый материал из-за того, что учебный план по некоторым предметам очень сильно сжат во времени). Немного утрируя, поясню - ученики, которым хочется что-то понять, охотно будут заниматься сами; ученикам, которым не хочется, хоть кол на голове теши - никакое домашнее задание не поможет. Очень много примеров есть обоим случаям, так что домашнее задание показано далеко не всем.

Еще одна небольшая ремарка про учителей и самостоятельность: я очень удивился, когда натолкнулся на мнение о том, что „до одиннадцатого класса у ученика не должно быть интересов, кроме школы“ (почти точная цитата). В основном это мнение учителей „старой закалки“ - если я знаю предмет, выигрывал даже областные олимпиады по нему, но домашнее задание не ношу - я враг народа и должен быть морально уничтожен; молодые же учителя, которые понимают, что материал и без домашнего задания я понимаю хорошо, легко идут на уступки. Доходит это до абсурда - одноклассники часто просили меня объяснить материал по предметам, по которым средний балл у меня не превышал тройку.

Позже (начало одиннадцатого класса) я попал в больницу с головными болями, пролежал там какое-то время и ближе к выписке спросил у врачей про заветную справку с рекомендациями о домашнем обучении. Врач сказала мне, что на самом деле никаких справок для этого не нужно - любой ученик имеет полное право переводиться на экстернат тогда, когда захочет, нужно только сесть и написать заявление. После рассказа о том, во что выливается „сесть и написать заявление“, справку выписала. С заветным клочком бумаги сразу же пошел к руководству - тут уже ничего против сказать не смогли. Так я в итоге стал учиться дома. На этом биографическую часть постараюсь закончить и буду рассказывать чуть более сухо.

Во-первых, „как оно всё происходит“. В теории: раз в полгода ученик должен прийти, сдать экзамен по предмету, получить оценки (три оценки - минимум, который должен быть обязательно), уйти. При этом отводится два часа специально для консультаций по экзамену. Форма - любая и определяется учителем, от собеседования или устного зачета до письменной работы на дом (бывает и всё сразу). На практике же всё происходит совершенно по разному; я попробую описать несколько абстрактных примеров и сформулирую выводы.

1. „Вот тебе материалы, сделаешь письменно это, это, это, это и еще вот это, потом расскажешь мне теорию вот про это, это и это. Придешь тогда-то, проверю, получишь оценку“

Практически идеальный вариант. Не требует много времени, но включает в себя и теорию, и практику. Так сдаются обычно предметы, где одинаково много и теоретического, и практического материала - алгебра/геометрия, языки. Несознательные граждане вообще могут учить только теорию - всем ясно, что происходит с письменным домашним заданием. Письменное задание отправляется либо более смышленым ученикам, либо решается матлабом и чем-нибудь еще подобным, если это алгебра.

2. „Ты всё равно всё знаешь, давай ведомости по оценкам“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. Это либо предельно легкие предметы, либо те предметы, на которых ученик „собаку съел“ - но почти обязательным условием при этом являются молодые или просто неконсервативные преподаватели.

3. „У меня сегодня плохое настроение и вообще я тебя не люблю, поэтому учи всю теорию, а потом я буду придираться к мелочам, чтобы поставить тебе оценку похуже“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. Вот он, Самый Главный Минус экстерната - поскольку встречи с преподавателем относительно редки, личное отношение и настроение преподавателя в этот день действительно играют важную роль.

4. „У меня сегодня хорошее настроение и вообще я тебя люблю, поэтому давай ведомости по оценкам и получи свою пятерку“

Встречается редко, но на пятнадцать предметов один или два таких будут точно. С одной стороны, главный минус уже не кажется таким минусом, но, с другой стороны, контроль пропадает напрочь. Когда понятно, что ученик знает предмет (вариант 2) - немного другое, всё-таки, дело.

5. „Учи всю теорию, а потом я спрошу тебя какую-нибудь небольшую ее часть и поставлю оценку“

Классический „студенческий“ вариант, встречается достаточно часто.

6. „Учи всю теорию, я тебя спрошу всего понемногу и поставлю оценку“

Очень простой и хороший вариант - и знать нужно все темы, и углубляться сильно не просят.

7. „Принеси мне письменно такое-то задание, сделай реферат по такой-то теме, я проверю и поставлю оценку“

Сравнительно простой вариант, а для несознательных граждан так совсем рай.

Сроки при этом любые, приходить можно в течение всего полугодия - можно сдать всё за последние три недели, можно ходить и методично сдавать три месяца. Тут уж кому как удобнее и лучше. Здесь проявляется нюанс школьной программы, на котором я хочу акцентировать внимание и который может слегка шокировать: да, первый вариант вполне реален - школьную программу, рассчитанную на полгода, способный ученик может выучить за три недели не хуже, чем остальные - и это очень просто. Вот здесь как никогда явно проявляется недостаток метода „под одну гребенку“ - ведь можно представить, какой объем материала некоторые могут освоить за полгода-год, если выкладываться по-максимуму и иметь желание учиться.

Похожие публикации