Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Можно ли сделать перерасчет за газ. Перерасчет за газ если не проживаешь

20 июля 2016 года мне пришло извещение об имеющейся задолженности за потребление газа. В квартире нет счетчика, имеются газовая плита и титан.

Перерасчет начислений за газ

За газ плачу по нормативам за каждого проживающего. Регулярно стараюсь оплатить авансом за год вперед. До 17 июля 2013 года в квартире проживали 4 человека. В июле скончался отец, о чем был в курсе наш участковый контролер, поскольку мы регулярно сверяли с ним оплату газа.

В феврале 2015 года я приватизировала квартиру, уплатив стоимость газа за год вперед уже за трех человек. Участковый контролер выдал мне справку об отсутствии задолженности. А 20 августа 2015 года умерла мама. На тот момент за газ уплачено было за год за трех человек, а с сентября 2015 года газом пользовались уже два человека.

В этом году я опять заплатила за потребление газа за двух человек за год вперед. Обратилась в компьютерный отдел горгаза, там сообщили, что мне произвели начисления, перерасчет делать не будут, поскольку я вовремя не представила справки о составе семьи из махалли, и что мне надо заплатить 311 тыс. сум. до конца года. Причем их ответ опирался не на законодательные акты, а на то, что в компьютере установлена такая программа. Правомерны ли действия горгаза в отказе перерасчета?

Л.Варгина.

Пункт 4.2 Договора на поставку природного газа розничному потребителю устанавливает, что потребитель обязан при изменении состава членов семьи или местожительства немедленно представить сведения поставщику. Абонент обязан своевременно известить письменно поставщика об изменениях в лицевом счете с указанием фамилии, имени, отчества потребителя, местожительства, домашнего телефона, паспортных данных с представлением подтверждающих документов. За непредставление или несвоевременное представление данных потребитель несет ответственность в установленном порядке (пп.6.11, 6.8 Договора).

Если вы не передали в письменном виде документы, указанные в Договоре, а также копии свидетельств о смерти родителей, то изменения в составе семьи не будут включены в электронную базу, и начисления будут производиться на основании прежних данных.

Оплата полученного газа розничным потребителем должна производиться в течение 10 дней после окончания каждого месяца (п.6.2 Договора). В случае частичной или полной неуплаты стоимости газа в установленный срок поставщик письменно уведомляет розничного потребителя об уплате за поставленный газ в течение 10 дней (п.6.3 До-говора). При неуплате розничным потребителем стоимости поставленного газа в течение 10 дней после получения уведомления он подлежит отключению от сети газоснабжения. Дальнейшее взыскание задолженности производится в судебном порядке (п.6.4 Договора).

Те же самые требования установлены Положением о порядке взаиморасчетов между потребителями природного газа и газоснабжающими организациями (прил. №1 к ПКМ от 26.05.2005г. №132, пп.23, 14).

Если поставщик не уведомил вас о произведенных начислениях в установленные сроки, он нарушил требования Договора и Положения.

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

Перерасчет за газ при временном отсутствии

Право потребителя на проведение перерасчета начислений за предоставленные услуги по газоснабжению при отсутствии счетчика газа в случае временного отсутствия потребителя или членов его семьи по основному месту жительства установлено пунктом 28 Правил предоставления населению услуг по газоснабжению, утвержденных Постановлением КМУ oт 09.12.1999г. .№ 2246 (с изменениями), действующих в Луганской Народной Республике в порядке, определенном частью 2 статьи 86 Главы 10 Временного Основного Закона (Конституции) ЛНР (далее — Правила).

В соответствии с требованиями Правил указанный перерасчет производится за период не более шести месяцев при условии представления в месячный срок с момента окончания каждого шестимесячного периода газоснабжающему предприятию письменного заявления с соответствующими подтверждающими документами.

То есть для выполнения указанного перерасчета потребителю необходимо в установленные сроки направить представителю услуг по газоснабжению соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих факт и продолжительность его временного отсутствия по основному месту жительства, а в дальнейшем при необходимости каждые шесть месяцев подтверждать данный факт в аналогичном порядке.

Согласно разъяснений Национальной Комиссии Регулирования Электроэнергетики Украины от 07.02.05 № 05-39-14/607, которая в соответствии с п.40 Правил уполномочена контролировать соблюдение требований Правил в пределах своих полномочий, доказательствами отсутствия потребителя или членов его семьи в данном случае могут служить любые справки из другого места пребывания, выданные юридическими лицами, заверенные печатью, содержащие расшифровки подписей должностных лиц, упомоченных выдавать данные документы, и иметь регистрационный номер и дату выдачи.

Ключевым моментом изложенного является необходимость документального подтверждения факта непрерывного (в течение определенного промежутка времени) пребывания потребителя вне основного места жительства, исключающего возможность потребления услуг по газоснабжению по адресу регистрации места проживания. В частности, такими документами могут быть:

— справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или санаторно-курортном лечении;

— счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

— документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания с указанием периода проживания по месту временной регистрации или его заверенная копия;

— заверенная копия документа, удостоверяющая личность гражданина, содержащего отметки о пересечении границы при осуществлении выезда из страны и въезда в неё;

— справка дачного, садового товарищества, подтверждающая период временною пребывания гражданина по месту нахождения товарищества (кооператива);

— справка из поселкового (сельского) совета за подписью председателя совета, заверенная соответствующей печатью;

— иные документы, которые подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Данный перечень документов не является исчерпывающим и приведен в качестве примеров, определяющих указанные выше требования филиалов ГП «Луганскгаз» к оформлению и содержанию подтверждающих документов, в случае обращения потребителей о проведении соответствующего перерасчета начислений.

Вместе с тем предоставляемые потребителями в качестве обоснования своих требований справки о взятии на учет временно перемещенных лиц и/или акты (справки) о непроживании по месту регистрации, заверенные подписью соседей или должностных лиц (представителей ЖЭУ, правоохранительных органов, местных органов самоуправления, депутатов и пр.), не соответствуют указанным выше требованиям и не являются основанием для выполнения перерасчета по следующим причинам.

В первом случае справка «переселенца» содержит только дату ее составления и не ограничивает свободу перемещения гражданина, что не исключает возможность потребления им услуг по газоснабжению по основному месту регистрации в Луганской Народной Республике.

Во втором случае правовой статус актов (справок) о фактическом непроживании лица по адресу его регистрации действующим законодательством не установлен, форма и порядок их оформления не регламентирован. Указанный акт (справка), как правило, составленный в произвольной форме, не устанавливает и не может установить место и период (продолжительность) фактического пребывания потребителя газа вне основного места жительства, поскольку лица, его подписавшие, могут засвидетельствовать только факт отсутствия человека в помещении на конкретный момент составления акта, но не факт его непроживания на протяжении определенного периода времени.

Кроме того, указанные выше лица, заверяющие акт своей подписью, не уполномочены составлять такие акты, так как это не относится к их компетенции, и не несут никакой ответственности за достоверность содержащейся в них информации. Любые их суждения о факте непроживания потребителя по сути являются предположениями, основанными на их личном мнении, следовательно, не могут служить доказательством при урегулировании рассматриваемого вопроса.

Альтернативным вариантом решения затронутого вопроса является приобретение и установка потребителями счетчиков газа, что позволит производить оплату за фактически потребленный газ в соответствии с его показаниями, или прекращение газоснабжения по их заявлению на основании и в порядке, определенном абзацем 9 пункта 28 Правил.

Перерасчет начислений за газ будет осуществляться, только если у абонента нет технической возможности установить прибор учета

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в постановление правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах". Основные изменения касаются порядка начисления оплаты газа.

Так, действует новый порядок перерасчета платы за услугу газоснабжения при временном отсутствии абонента в жилье - то есть более 5 календарных дней. Для оформления перерасчета теперь необходимо предоставить не только документы об отсутствии абонента, но и документы, подтверждающие отсутствие технической возможности установки прибора учета газа.

Еще одна новая норма касается порядка расчета платы за газ при отсутствии постоянно и временно и проживающих в жилом помещении людей. В расчет теперь берется количество собственников такого помещения.

Другими важными новшествами стали изменения, которые касаются санкций за нарушения при эксплуатации газоиспользующего оборудования и счетчиков газа. В случае если обнаружится, что абонент несанкционированно подключил то или иное оборудование, ему будет доначислена плата за газ. Доначисления производятся с даты подключения, исходя из мощности оборудования.

Перерасчет за газ

Если же нельзя точно установить мощность несанкционированного оборудования, тогда размер доначислений рассчитывается как норматив потребления газа в десятикратном размере. Например, при площади дома 200 квадратных метров ежемесячное доначисление составит 89 тыс. рублей.

Жестче теперь наказание за вмешательство в работу прибора учета газа. В случае обнаружения срыва пломб, отверстий или трещин на приборе учета газа, предусмотрен перерасчет оплаты по нормативам потребления газа в десятикратном размере. Например: семья из трех человек потребляет газ на пищеприготовление и ежемесячно оплачивает по показаниям прибора учета газа в среднем 30 рублей. При обнаружении несанкционированного вмешательства в прибор учета газа ежемесячное доначисление будет составлять 1882 рубля.

Справка

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» несвоевременная оплата счетов за поставленный газ физическими лицами влечет:

1.Ежедневное начисление пени при задержке платежа на срок

от 31 до 90 дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ;

от 90 дней и более – 1/130 ставки рефинансирования ЦБ;

2.Приостановку газоснабжения до полной оплаты долга.

Работы по отключению и повторному включению газа выполняются за счет абонента.

3.Взыскание долга в судебном порядке с возмещением судебных издержек.

Если физическое лицо игнорирует решение суда, судебные приставы могут в установленном порядке:

— наложить арест на имущество;

— принудительно реализовать имущество;

— ограничить выезд такого лица за границу.

При отсутствии у потребителя прибора учета в силу вступают нормативы потребления газа без счетчика, установленные органами госвласти субъектов РФ. Нормативы вводятся на основе норм потребления газа на человека, которые (как и тарифы) нельзя увеличивать чаще, чем два раза в год. Нормы эти в каждом отдельном субъекте РФ формируются на местах согласно методике расчета потребления газа для населения и утверждаются Минрегразвития РФ. Однако они не должны быть меньше допустимого минимума, который фиксируется в приложении к ПП № 373. Кроме того они должны быть приведены в соответствие с положениями Жилищного кодекса, ПП РФ № 306.

Потребление газа по счетчику согласуется с нормами ПП № 549 при соблюдении определенных условий.

Расчеты за газ при наличии счетчика

Потребитель газа (абонент) обязан сообщать Поставщику показания счетчика ежемесячно до 10-го числа, отчитываясь за потребление прошлого месяца. Если абонент этого не сделал, то насчитывается объем ресурса, который абонент использует за месяц в среднем. Для высчитывания среднего значения берутся показания за последний год (или больше) и делятся на количество месяцев. Если счетчик установлен меньше года назад, то берутся данные за все фактическое время его работы. Однако среднее значение могут применяться не дольше 3 месяцев. Если и через 3 месяца абонент не проинформировал поставщика о показаниях счетчика, оплата начинает начисляться по нормативам.

Потребителю, однако, надо обратить внимание на характеристики прибора учета и условия подсчета объема в зависимости от типа устройства.

Помимо того, что необходимо устанавливать газомеры, входящие в список Госреестра, и следить за целостностью пломб, существует еще условие.

  1. Показания прибора учета, установленного в помещении, или вне его, но с устройством температурной компенсации фиксируется как разница между данными последнего и первого дня учетного периода.
  2. Показания прибора, установленного вне помещения без температурной компенсации, фиксируется как та же разница, но умноженная на температурный коэффициент, который устанавливается для каждого месяца отдельно в различных субъектах РФ. Так, например, на 2016 год федеральным метрологическим агентством установлены следующие коэффициенты (в порядке убывания):
  • январь, февраль – 1,09,
  • март, ноябрь, декабрь – 1,07,
  • октябрь – 1,06,
  • апрель – 1,04,
  • сентябрь – 1,02,
  • май, август – 1,01,
  • июнь, июль – 1,00

Нормы потребления газа без счетчика

Минимальные значения норм газопотребления без приборов учета указаны в приложении постановления и расписаны для каждого отдельного субъекта с группировкой по федеральным округам. При этом отдельно приводятся значения для:

  • газовой плиты в жилищах с централизованным горячим водоснабжением и отоплением,
  • плиты и газового нагревателя в жилищах без централизованного горячего водоснабжения,
  • плиты при отсутствии и нагревателя и централизованной системы ГВС,
  • среднегодовые нормы потребления для отопления жилых помещений (м3/м2)

Установленные минимальные нормы потребления газа при отсутствии счетчика иногда могут значительно отличаться (для некоторых областей – почти в 2 раза). Так по 4 колонкам таблицы:

  • Для Смоленской области (Центральный округ) эти показатели составляют: 10; 22; 15 м3/чел и 8,4 м3/м2 соответственно.
  • Для Тульской области (тоже Центральный округ): 11,2; 25; 15,9 и 8.
  • В Челябинской области (Уральский федеральный округ): 12; 25,2; 16,5; 8,5 и т. д.

В зависимости от назначения используемого газа, применяются различные единицы измерения.

Как правильно сделать перерасчет платы за газ

Так норматив потребления газа на 1 человека в месяц (м?/чел./мес.) указывается, например, для пищеприготовления, подогрева горячей воды при наличии и отсутствии газового нагревателя. Отопление жилых помещений (октябрь-апрель) выражается в м3, потраченных на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений в месяц.

Так для уже упомянутых трех областей по нормативу пишеприготовления с использованием газовой плиты (м?/чел./мес.) и по отоплению жилых помещений (м?/ м?/мес.) значения соответственно составляют:

  • 10,6 и 8,1 – в Смоленской обл.,
  • 11,8 и 14,2 – в Тульской обл.,
  • 12 и 8,5 – в Челябинской обл..

В связи с региональной разницей совет: когда необходимо найти новые нормы потребления газа, следует обязательно вписывать и название интересующей области. При этом необходимо уточнить, что на региональном уровне некоторые параметры могут быть расписаны более подробно с градацией по исходным условиям. Так на примере Челябинской области нормативы для населения в детализированном виде выглядят так (в м3 на одного человека в месяц): плита с ГВС – 12, плита без ГВС – 16,5, плита с проточным водонагревателем 25,2. По отоплению местными газовыми приборами норматив при равномерной оплате, вносимой в течение всего года, равен 8,5 кубометра на квадратный метр жилой площади, а при оплате только в течение отопительного периода (7 месяцев) – 14,6.

Нормативы потребления газа на отопление частного дома складываются из показателей для жилых и нежилых помещений: бань, теплиц, гаражей, значения которых тоже отличаются (иногда значительно) в различных областях. А так же, в случае содержания животных в хозяйстве, показатели расписаны для различных видов домашнего скота из расчета количества кубов на голову в месяц: лошадь (5,2-5,3), корова (11,4-11,5), свинья (21,8-21,9) и т. д.

В целом при последующем бесприборном начислении платы учитываются:

  • Размер жилых и нежилых отапливаемых площадей.
  • Число лиц, временно или постоянно проживающих в доме (квартире).
  • Вид и число сельхоз. животных и птицы.
  • Степень благоустройства (в том числе – наличие централизованного ГВС).
  • Любые другие факторы, влияющие на расход ресурса.

Еще статьи по теме

Перерасчет за газ

Последние вопросы по теме: ""

Производится ли перерасчёт по газу в данной ситуации?

Добрый день!Мною была куплена квартира в декабре 2012г,по некоторым причинам договор на использование газа начала переоформлять на свой лицевой счёт неделю назад.Прибор учёта по газу не установлен,поэтому оплата по нормативу. В договоре,который мне подали на подпись оказались завышены кв.м.и считалась плата за газовую плиту,которой нет,на это есть акт от октября 2015г. пришёл контролёр по моей просьбе замерил площадь и отметил,что нет плиты.Подскажите мне пожалуйста за какой период времени производится перерасчёт в такой ситуации!Заранее спасибо!

Оксана, г. Пятигорск

Перерасчет за газ без счетчика

Юрист: Валерий Григорьев

сейчас offline

Мною была куплена квартира в декабре 2012г, по некоторым причинам договор на использование газа начала переоформлять на свой лицевой счёт неделю назад.Прибор учёта по газу не установлен, поэтому оплата по нормативу. В договоре, который мне подали на подпись оказались завышены кв.м.и считалась плата за газовую плиту, которой нет, на это есть акт от октября 2015г. пришёл контролёр по моей просьбе замерил площадь и отметил, что нет плиты.Подскажите мне пожалуйста за какой период времени производится перерасчёт в такой ситуации! Заранее спасибо!

Здравствуйте, Оксана!

В Вашем случае необходимо произвести перерасчет за последние три года. Это срок исковой давности.

Удачи Вам!

Производится ли перерасчёт при длительном отсутствии?

Квартира у нас не приватизирована. С апреля до октября мы всей семьёй выезжаем на постоянное жительство на дачу. Обязана ли я платить за вывоз ТБО?

Подпругина Елена Георгиевна, г. Иркутск

Перерасчет за газ без счетчика

Юрист: Ирина Чепкасова

сейчас online

Здравствуйте, Елена.

Если в квартире жильцы отсутствуют более 5 календарных дней, то у них возникает право на перерасчет коммунальных услуг. Правда есть одно существенное условие – квартира не должна быть оборудована приборами индивидуального учета. Это означает, что пересчитать получится плату за холодную и горячую воду, и природный газ, только в том случае, если не установлены счетчики. В противном случае учет потребленных услуг все равно будет осуществляться в соответствии с их показанием. Услуги, которые перерасчитают в любом случае - вывоз мусора и пользование лифтом.

Итак, если вы уехали в отпуск, в командировку или легли в больницу, то вам необходимо известить об этом УК. К заявлению обязательно нужно приложить документы, подтверждающие факт отсутствия. В идеале заявить о своем отсутствии заранее. Тогда слесарь просто перекроет и опечатает воду и газ. В этом случае точно не придется никому ничего доказывать. Если же заранее ничего сделано не было, то можно запросить пересчет коммунальных услуг по возвращению. Для этого у жильцов есть всего 30 дней

Документы, на основании которых может быть произведен перерасчет коммунальных услуг:

1) Копия приказа о командировке или копия командировочного удостоверения. Подойдет и справка с места работы о факте служебной командировки с приложением копий проездных билетов с датами.

2) Справка о нахождении на лечении в больнице или справка о санаторно-курортном лечении вместе с копиями или оригиналами проездных документов.

3) Проездные билеты, оформленные на имя жильца или их заверенные копии. Если жилец использовал в поездке электронные проездные документы, то он должен взять у перевозчика их заверенную распечатку на бумажном носителе, а также иные, выданные перевозчиком документы, подтверждающий факт поездки - посадочный талон в самолет, квиток о посадке в поезд и прочие документы.

4) Оплаченные счета за проживание в отеле, гостинице, общежитии или ином месте временного пребывания.

5) Документ о временной регистрации жильца по месту его временного пребывания.
6) Справка от садово-огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания жильца на его даче.

7) Другие документы, которые, по мнению самого жильца, могут подтвердить факт и продолжительность его временного отсутствия в квартире.

Возможен ли перерасчёт задолженности за газ, начисленной по нормам?

Здравствуйте! Могу ли получить перерасчёт задолженности за газ 19000 рублей, начисленной по нормам, если поверка счетчика-апрель 2018(по паспорту).Замена счётчика произведена 20 июня.Проживает в частном домовладении 8 человек, площадь 128кв.м. Имеется заключение в о поверке демонтированного счётчика от 25 июня 2018г. Как правильно оформить заявление?

Галина, г. Ставропольский

Перерасчет за газ без счетчика

Юрист: Сергей Зубков

сейчас offline

Здравствуйте. Согласно п.61 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Обращайтесь в газовую службу за перерасчётом.

Надежде Ивановне, жительнице дома №17 на улице Матросова, отказали в перерасчете за газ, но причин толком не объяснили.

Все лето живу на даче, и раньше председатель садоводческого товарищества всегда давал об этом справку, - сообщила Надежда Ивановна, – Документ требовался для того, чтобы за время отсутствия в квартире не платить за газ (по свету и воде вопросов нет, там давно стоят счетчики). Но в этом году председатель отказал – якобы в газовой службе справки больше не рассматривают. Говорят, надо ставить прибор учета. Но ведь сами газовики постоянно предупреждают, что при наличии одной лишь газовой плиты затраты на счетчики неоправданны, вот я и не стала устанавливать. Посоветуйте, как же мне лучше поступить?

Увы, мы столкнулись с очередной правовой коллизией. Действительно, правительство, обязав жителей учитывать потребление электроэнергии и воды, освободило от обязанности устанавливать газовые счетчики на плиту - они необходимы, если используется котел для отопления и (или) ГВС. Однако этот момент никак не учтен в постановлении №1498 от 26.12.2016, которое внесло поправки в правила №354.

С 1 января 2017 года перерасчет нормативной платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителей возможен только в двух случаях. 1.Если жители вынуждены были покинуть дом из-за действий непреодолимой силы (природная стихия, техногенная авария, не приведи, Господи). 2. Если есть акт, подтверждающий, что установка прибора учета ресурсов технически невозможна.

На практике это означает, - пояснили в ГАЗЭКСе,- что необходимо вызывать слесаря, который должен оценить техническую возможность для установки счетчика в квартире и составить соответствующий акт. Но, как правило, такая возможность есть всегда.

Между тем, в новой редакции правил №354 нет четкого указания, что факт временного отсутствия не будут учитывать именно при расчетах за газ! Но и исключения из общего правила для газа не прописано. Видимо, поэтому правила трактуются двояко, в зависимости от позиции поставщика или силы сопротивления потребителя. Например, в Москве на разных официальных ЖКХ-сайтах дают такие разъяснения в связи с поправками №1498: порядок перерасчета по услуге «газоснабжение» остался прежним (вне зависимости от предоставления акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды).

Совета у нас получилось два.

1.Учитывая московский прецедент, можно попробовать обратиться с жалобой на отказ в перерасчете в прокуратуру, суд или в Федеральную антимонопольную службу.

2. Если вы регулярно и подолгу бываете в отъездах, разумнее все-таки поставить газовый счетчик. Для вас и затраты оправдаются быстрее, поскольку фактически газа расходуется мало (вместо 600 р в год за человека, может быть 100-200), и от хлопот со справками избавитесь. Только вот прибор нужен надежный, который не придется часто поверять. И для потребителя будет удобнее, если поставщик разрешает передавать показания не ежемесячно, а раз в квартал или полгода с последующей корректировкой по итогам. Обычно это условие прописывают в специальном ежегодном соглашении к договору с компанией.

В разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Правила поставки газа для обеспечения нужд граждан регулируют в действующем законодательстве два подзаконных нормативных акта: постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Правила № 549) и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354). Жилищный кодекс

ФЗ об электроэнергетике

ФЗ о теплоснабжении

ФЗ о водоснабжении и водоотведении

Правила предоставления коммунальных услуг

Правила изменения размера платы. Порядок применения норм законов уточнен в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14. При поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан регулирование осуществляется в соответствии с Правилами № 549, а Правила № 354 не применяются, о чем сказано в подп. «б» п. 2 Правил № 354. Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), жилых домов, в т. ч. отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354). Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом разработаны Правила № 549, которые регулируют правоотношения между поставщиком газа и собственниками помещений в МКД: непосредственно управляющими МКД; выбравшими управление ТСЖ, ЖСК, СПК либо управление управляющей организацией (УО), в случае если такой МКД не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа; в домах, оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги; УО, ТСЖ, ЖСК, СПК, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению. Жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем указано в пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при проведении ремонтных и профилактических работ Отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354.

В Правилах № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа — исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и потребителями, в т. ч. порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия потребителем показаний приборов учета, а также передачи их поставщику. Сущность указанных разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14, сводится к тому, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса , Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354. Итак, указанное разъяснение прямо акцентирует внимание правоприменителей на том, что порядок перерасчета платы за газ Правилами № 549 не установлен и руководствоваться в данном случае надлежит Правилами № 354. Порядок перерасчета регламентируется в пп. 86-97 Правил № 354 и применяется в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более пяти календарных дней подряд. Причем это отсутствие должно быть задокументировано. В некоторых субъектах РФ для расчета энергопотребления в квартирах, где никто не зарегистрирован, исходят из среднестатистического количества членов семьи. Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Постановление № 373) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. При этом некоторые субъекты РФ пошли по весьма неоднозначному пути, установив, условно говоря, вмененный норматив потребления газа даже в случае, если в жилом помещении никто не зарегистрирован.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством

У потребителя есть право на перерасчет коммунальных платежей в сторону уменьшения в таких случаях:
— потребитель временно отсутствовал в жилом помещении;
— предоставленные коммунальные услуги были ненадлежащего качества;
— перерыв в предоставленных коммунальных услугах продолжался дольше, чем это положено по закону.

Порядок проведения перерасчётов начислений


При временном (более 5 дней) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за природный газ. Перерасчет начислений производится на основании письменного заявления потребителя о перерасчете, но не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия.

Документы, необходимые для перерасчета при временном отсутствии:

Документ органа, осуществляющего временную регистрацию потребителя по месту его временного пребывания;

Справка от председателя садоводческого кооператива, подтверждающая период временного проживания в дачном кооперативе;

Справка от председателя ЖСК или ТСЖ, подтверждающая период временного проживания потребителя по данному адресу;

Справка, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения учебного заведения;

Справка из воинской части, подтверждающая временное пребывание в воинской части;

Проездные билеты, оформленные на имя потребителя;

Копия командировочного удостоверения;

Справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

Справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной.

Документы, необходимые при перерасчете при изменении численности прописанных человек:

Справка из ЖКО о составе семьи;

Прописка или выписка по данным паспорта.

Документы, необходимые при перерасчете при изменении типа учета потребления:

Акт о снятии или установки счетчика;

Акт об установки газового котла.

Документы, необходимые при перерасчете в связи с отключением от газоснабжения:

Акт о непроживании;

Справка из ГРО об отключении;

Акт об установке пломбы на кран опуска (благоустроенное жилье);

Акт об установке заглушки, замка, сгона на кран опуска.

Если у вас имеется прибор учета газа и вы не сообщили показания в текущем месяце, начисления производятся исходя из среднемесячного объема потребления, но не более 3 месяцев подряд. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного природного газа определяется в соответствии с нормативами потребления. После сообщения показаний начисления, произведенные при отсутствии показаний расхода газа, сторнируются (пересчитываются).

В последнее время участились случаи нарушений, связанных с периодичностью проведения абонентами поверки индивидуальных приборов учета - газовых счетчиков. В большей степени это связано не только с не знанием обязанностей потребителя коммунальных услуг, но и зачастую и поверхностным отношением и самих работников газовой службы. Если подойти с точки видения законодательства, то в соответствии с п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунальных нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008, с момента истечения срока межповерочного интервала счетчиков, начисления за газ производится по нормативам потребления.

Согласно п.21 данных Правил обязанность обеспечивать в установленные сроки представление счетчика газа для проведения поверки возложена на абонента. Доставка газовых счётчиков на поверку, затраты на поверку, а также на ремонт счётчиков, их замену и возможные затраты на изменение внутридомовых газовых сетей в связи с заменой счётчика возложены так же на абонентов, поскольку они являются собственниками и несут ответственность по их содержанию, что предусмотрено ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Существует два способа проведения поверки - с демонтажем счетного узла и без демонтажа. При выбраковке газового счетчика Государственная поверка производится специалистами аккредитованной организации - ФБУ «Государственный региональный Центр стандартизации, метрологии и испытаний. Проверка оборудования производится предприятием газового хозяйства не реже одного раза в полугодие и, поскольку обязанность её проведения возложена на поставщика газа Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, она должна осуществляться на безвозмездной основе. Оплата за дополнительные услуги производится абонентом в момент оказания услуг.

Что касается абонентского обслуживания вашего газового оборудования, то в целом заключение такого договора законом не запрещено, но навязывать техническое обслуживание поставщик газа не имеет права (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, вы можете отказаться от оплаты любых дополнительных платежей, кроме собственно стоимости потребляемого газа.

Иными словами, подобные действия поставщика газа возлагают на население дополнительные расходы по оплате услуг сверх регулируемых государством цен, что является неправомерным и нарушает права неограниченного круга граждан.

Для защиты своих прав вам следует обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора, а также — в Федеральную антимонопольную службу с просьбой о привлечении организации к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ.

Еще один важнейший аспект: требование о заключении договора является нарушением статьи 421 Гражданского кодекса РФ («Свобода договора»: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Всякое ПОНУЖДЕНИЕ к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством…»). Ст.3 п.6 ГК РФ позволяет сделать вывод, что постановление правительства РФ — это «…иной нормативный акт…», но юридически законом не является и высший юридический приоритет принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Того, кто вынужден впервые подключаться к газу, можно заставить подписать договор благодаря формулировке

«…или добровольно принятым обязательством…» А как быть с теми, кому услуга по техническому обслуживанию газового оборудования уже давно предоставлена? Эту категорию граждан никак нельзя заставить: никаких новых «добровольно принятых обязательств» они на себя не взяли… В советские времена стоимость обслуживания газового оборудования входила в цену поставляемого газа. Сейчас никто не может объяснить, по какому принципу формируются навязываемые потребителю цены. Никто не может ответить на вопрос: почему создают «иные правовые акты», содержание которых противоречит действующему законодательству. Объяснение только одно: наши люди самые послушные в мире. Что ожидает нас, послушных людей, если мы откажемся заключать договор на техобслуживание газовых приборов? Нам остается только посочувствовать.


Особое внимание следует обращать в случае смены владельца собственности. При покупке собственности необходимо получить от продавца выписку из лицевого счета об отсутствии задолженности на момент продажи с указанием показания прибора учёта газа (если установлен), а при продаже собственности предоставить такую справку покупателю, чтобы избежать неприятностей для обеих сторон по поводу неожиданного обнаружения наличия долга по оплате за потреблённый газ.

Заявитель считает, что указанное приложение к Приказу № 195, предписывающее оплачивать газопотребление в помещениях, где никто не зарегистрирован, из расчета норматива потребления на 2,5 человека, ограничивает его права, так как было принято с нарушением требований Постановления № 373 и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).

Таким образом, в разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ. Итак, весьма резонно поставить вопрос о возможности сделать перерасчет платы за газ в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан. Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие.

Пример абонент (потребитель газа) обратился в суд с иском к ответчику об обязании сделать перерасчет объема потребленного газа, указав, что 5 июля 2013 г. в принадлежащей ей квартире произведен первичный пуск газа, при этом было выявлено, что срок поверки счетчика истек. Истцом был приобретен новый счетчик и 15 июля 2013 г. установлен. 19 июля 2013 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку газа. Вместе с договором была выдана абонентская книжка и начислена по нормативу плата за потребленный газ. Ссылалась на то, что газом она не пользовалась, проверка первоначального счетчика установила, что он исправен, с учетом уточнения иска истец просила отменить расчет по нормативу, вернуть ей денежные средства, затраченные на экспертизу. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив довод о не проживании в квартире в спорный период времени. Суд указал, что п. 31 Правил № 549 дает поставщику газа основание для начисления стоимости потребленного газа исходя из норматива потребления. Единственным основанием для неприменения п. 31 Правил № 549 является заблаговременное уведомление поставщика газа абонентом о не предоставлении показаний по приборам учета при отсутствии всех проживающих в жилом помещении (жилом доме) граждан более 1 месяца. При этом отсутствие в жилом помещении истца носило не временный, а постоянный и продолжительный характер (апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33-1190/2014). Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (статьи 22 и , главы 11 , и 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).

Стоит отметить что, с июня 2016 года процедуру взыскания долга по ЖКХ упростили. При подаче документов суд выносит положительное решение в течение 5 дней без публичного слушания. На отмену судебного постановления должнику дается 10 дней - для этого достаточно написать заявление, указав на неправильность расчета либо необоснованность претензий. В этом случае решение отменят, и коммунальной организации будет необходимо повторно подать иск. После этого дело будет рассмотрено уже в общем порядке с вызовом обеих сторон. Если этого не происходит, то после получения судебного приказа коммунальная организация может обращаться в службу судебных приставов. Чаще всего взыскание производят из доходов должника. Это может быть зарплата, пенсия. Хотелось бы вас предупредить, что в месяц сумма удержаний не может превышать половину от общего месячного дохода. Если квартира не приватизирована, за неуплату из нее даже могут и выселить. Да, да, вы не ослышались!

Потому как Конституции РФ гарантирует гражданам право на жилище, а Гражданско-процессуальный кодекс гласит, что взыскание не распространяется на жилое помещение, если оно числится единственным пригодным для проживания. А размер квартиры не прописан.

Таким образом, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи более шести месяцев не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги без уважительных причин, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Но принудительное выселение не допускается, если причины задолженности по квартирной плате - уважительные, например, длительная невыплата зарплаты. Помимо судебных разбирательств газовая компания может вам приостановить подачу газа, после двух предупреждений - одно за 40 дней, другое за 20. И придётся вам бежать оплачивать счета. Иначе без газа жизнь не та! Этот вопрос регулируется постановлением правительства от 21 июля 2008 года номером 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан". Конечно, зачастую работники газовой службы в порыве выполнить план по сбору денежных средств от поставки газа, могут и упустить все правомерные нюансы приостановления подачи газа, поэтому если все же это произойдёт, то пишите в специальные инстанции, например прокуратуру, ну можно и в суд с исковым заявлением о возмещении морального вреда и немедленном восстановлении подачи газа. За мою практику, обычно суды удовлетворяли такие требования, только в части подключения, а в части морального вреда отказывали, этот момент ещё доказать надо. Что касается надзорной инстанции, тот тут все просто, придёт требование с прокураторы устранить нарушения в той части в которой жалуется абонент (потребитель газа). Конечно игнорировать надзорную инстанцию никто не осмелится и дочерняя компания Газпрома не исключение, но все же бывало и такое, а если затеряется это заявление или затянут все сроки ответов, то после этого придёт другая бумага только в форме представления для привлечения к отвественности и наложения штрафа на сотрудников газовой службы которые виноваты во всей этой вакханалии и немедленному устранению всех нарушений.

Давайте ещё раз пройдёмся по судебной практике о взыскании коммунальных услуг и я вам вот что скажу, что она не имеет одного прецедента и в разных регионах по разному строится, но в целом позиции и применении норм похожи. Допустим квартира принадлежит на праве собственности нескольким лицам, то иск о взыскании задолженности в солидарном порядке предъявляется ко всем собственникам квартиры (например, Кассационное определение Московского городского суда от 30.06.2015 N 4г/2-7092/15, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2016 по делу N 33-5204/2016).Также иск о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги можно предъявить к нанимателю квартиры, предоставленной по договору социального найма (например, Определение Московского городского суда от 13.11.2015 N 4г/9-11823/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-48286/2015).

Если совместно с нанимателем жилого помещения по договору социального найма проживают члены его семьи, то иск предъявляется к нанимателю и членам его семьи, указанным в договоре социального найма, как к солидарным должникам (ч. 1 , , 3 ст. 69 ЖК РФ) (например, Определения Московского городского суда от 06.05.2016 N 4г-4416/2016, от 29.04.2016 N 4г-0269/2016).

Если же ответчик имеет задолженность по квартире, собственником которой является, но при этом ответчик зарегистрирован по другому адресу, то иск о взыскании задолженности следует подавать по месту (адресу) регистрации ответчика. В этом случае иск нужно предъявлять в суд, к юрисдикции которого относится адрес регистрации ответчика (Определение Московского городского суда от 22.04.2016 N 4г-3876/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2015 по делу N 33-37753/2015). В противном случае будет иметь место нарушение правил территориальной подсудности (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-12182).Срок исковой давности по рассматриваемой категории споров составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Применяя срок исковой давности при рассмотрении конкретного спора, суд пояснил, что моментом, когда истец узнал о нарушении своего права, является неисполнение ответчиком обязанности вносить платежи за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в месяц, когда их необходимо было произвести (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2015 по делу N 33-34515/2015). В зависимости от периода, за который истец требует взыскать задолженность, срок исковой давности можно применить ко всем требованиям истца или только к их части (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.2015 N 33-24810/2015).

Если суд удовлетворит ходатайство, то во взыскании с ответчика задолженности за период ранее трех лет до дня предъявления иска будет отказано (например, Определения Московского городского суда от 29.04.2016 N 4г-0269/2016, от 11.04.2016 N 4г-3243/2016).

Следует учитывать, что п. 2 ст. 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания (п. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

Обращаем внимание, что суд может отклонить ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, если установит перерыв течения срока исковой давности. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Такими действиями может признаваться заключение ответчиком с истцом (управляющей компанией) соглашения о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в конкретном размере (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2014 по делу N 33-33600). Кроме того, о перерыве течения срока исковой давности могут свидетельствовать заявления ответчика и произведенные им платежи по оплате задолженности перед истцом (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 по делу N 33-28887).

Имеется точка зрения, согласно которой периодическое исполнение ответчиком принятых на себя обязательств по своевременной оплате коммунальных услуг не может означать признание долга в том смысле, о котором говорится в ст. 203 ГК РФ (например, Определение Московского городского суда от 25.09.2015 N 4г/5-9851/15). Согласно этой позиции оплата ответчиками части задолженности не означает перерыва течения срока исковой давности, если в квитанциях об оплате отсутствуют сведения о том, что ответчики вносят денежные средства в счет погашения задолженности за прошедший период времени, и ответчики не обращались к истцу с соответствующим заявлением. В этом случае периодическая оплата ответчиками отдельных сумм за предоставленные жилищно-коммунальные услуги сама по себе не может свидетельствовать о полном признании ими долга за весь период образования задолженности, а в связи с тем, что периодические платежи носят длящийся характер, то для каждого платежа, в случае совершения обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, срок исковой давности исчисляется отдельно (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2014 по делу N 33-24447).

Эту точку зрения разделяет Верховный Суд РФ, который разъяснил, что признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"). Если ответчик погасил задолженность в принудительном порядке в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения суда, такие действия ответчика нельзя расценивать как признание долга, и в этой ситуации положения о перерыве течения срока исковой давности не подлежат применению (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2015 по делу N 33-9701).

Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

В последнее время «Газпром межрегионгаз» оказался связан с еще одним громким скандалом: прощением долгов за газ жителям Чечни на 9 млрд рублей. Такое решение принял Заводский районный суд Грозного, однако региональная «дочка» газовой монополии оспорила его в вышестоящей инстанции.

По оценкам самого «Межрегионгаза», к началу текущего года объем просроченной задолженности только населения оценивался в 37,9 млрд руб, притом что годом ранее долг составлял чуть более 30 млрд рублей, а долг всех категорий потребителей оценивается в 137,7 млрд рублей. Долги за газ, сформированные физическими и юридическими лицами, по нашей большой стране распределены неравномерно, и традиционно в регионах с депрессивной экономикой, в число которых входит большинство субъектов федерации на юге и Северном Кавказе.

В заключении скажу, что Пленум Верховного суда РФ вначале этого года вынес постановление, в котором указано, что долг за предоставление коммунальных услуг не может быть поводом для их отключения воды, света или газа. Другими словами ресурсоснабжающие организации должны предупредить человека о возникшем долге, предоставить ему отсрочку или рассрочку по оплате коммуналки. Только после того, как будут исчерпаны возможности «мирного» решения ситуации, можно отключать коммунальные услуги.

Кроме того, отключение коммуналки не должно создавать угрозу жизни и здоровью других лиц. Это означает, что отключение услуги не может причинять вред лицам, которые не являются должниками. Например, если в квартире проживает мать с ребенком. Собственником квартиры является мать и платить за коммуналку должна она. Часто бывает так, что денег нет, возникает долг. Отключение воды в этой ситуации ставит под угрозу здоровье ребенка, поэтому отключение невозможно.

Также в документе указывается, что собственники жилья могут требовать снижения платы за ЖКХ или ремонт общего имущества, если они оказывались некачественно или предоставлялись с перерывами, длительность которых превысила максимально допустимый срок.

Недавно читатели «Дзержинского времени» сообщили нам, что с этого года в абонентском отделе газовой службы им отказывают в перерасчете платы за газ при временном отсутствии жильцов в квартире. Законно ли это, спрашивают горожане.

В ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» свои действия объясняют изменениями в Постановление правительства РФ № 354, которые действуют с начала этого года. По ним (а именно по Постановлению правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД») перерасчет платы за коммунальные услуги при временном отсутствии хозяев жилья возможен только при наличии акта о невозможности технически оснастить квартиру приборами учета ресурсов или же если жители вынуждены были покинуть свои квадратные метры из-за действий непреодолимой силы.

В законе, действовавшем до 2017 года, так и говорится: «При временном, то есть более 5-ти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений…». Теперь тот же пункт постановления гласит: «Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы».

Понятно, что теперь для получения перерасчета платы за воду и свет нужно устанавливать счетчики. Вернее, в этом случае и перерасчет не понадобится - приборы учета зафиксируют те показания расхода ресурсов, которые были на момент отъезда всех жителей квартиры. А что же с перерасчетом за газ? Ведь россиянам разрешили не устанавливать индивидуальные приборы учета голубого топлива в домах, где его много не потребляют (дома только с газовыми плитами, например).

Однако в новшествах к Правилам предоставления коммунальных услуг № 354 ничего об этом не говорится и можно подумать, что перерасчет невозможен по всем видам ресурсов, то есть в том числе и по газу.

В разъяснениях же по порядку проведения перерасчета за временное отсутствие в связи с вступлением в законную силу Постановления правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498 говорится, что «порядок перерасчета по услуге «газоснабжение» остался прежним». И на сайтах администраций некоторых городов, в том числе Москвы, мы нашли информацию для населения: «Если ранее потребителям, чтобы получить перерасчет за временное отсутствие, достаточно было подтвердить сам факт отсутствия в жилом помещении с помощью документов («именные» проездные документы, командировочное удостоверение, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении и т. д.), то теперь необходимо представить акт об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета в жилом помещении. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено актом, перерасчет за временное отсутствие возможен только по услуге «газоснабжение».

В Дзержинске же газовики, судя по ответам заявителям, приняли однозначное решение: отказывать в перерасчете за газ, ссылаясь на изменения в Постановлении № 354. Хотя, повторимся, в самом документе нет четкого указания не делать перерасчет при отсутствии счетчиков в квартире в периоды временного отсутствия жильцов именно за подачу газа. Как нет, впрочем, и указания делать его в виде исключения по газу.
Чтобы найти правду, нашим читателям письменные отказы в перерасчете за газ следует попытаться оспорить в прокуратуре или даже в суде. Окончательный вердикт, положен ли сейчас перерасчет за эту коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и временном отсутствии владельцев жилья, могут вынести только там.

Мнение эксперта

Эмма Фельдштейн, руководитель Дзержинского

правозащитного центра:

- Знание о праве не ставить счетчик при использовании газа только для плиты, то есть для приготовления пищи, недостаточно, чтобы считать, что на конкретного потребителя газа это условие распространяется. Для перерасчета наверняка потребуют составить специальный акт, доказывающий, что у гражданина именно такая ситуация, а поскольку поставщик газа - 100%-й монополист, то он сделает все возможное, чтобы такого акта с его участием не было, а без его участия акты, скорее всего, не признают действительными. Без такого документа нет смысла ставить вопрос о неоплате за газ даже при наличии всех доказательств длительного отсутствия граждан, а значит, отсутствия потребления ресурса.
Проблему решает только счетчик в сочетании с договором о его длительном использовании и специальным ежегодным соглашением к договору, позволяющим передавать показания счетчика не ежемесячно, а два раза в год с последующим перерасчетом по итогам завершенного года.
К сожалению, нижегородское отделение Федеральной антимонопольной службы освободило себя от обязанности разрешать многочисленные правовые коллизии и споры между поставщиками ресурсов-монополистами и их потребителями в системе ЖКХ.
Из этого следует, что пока существует бесконтрольная монополия поставщиков ресурсов для жилых помещений, пресекать злоупотребления монополистов некому. Общественность может указать на проблему, но не имеет административных рычагов для изменения ситуации, тем более что нередко не исполняются даже судебные решения.

Похожие публикации