Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Морозову. Бронзовый бюст А.А

Ген.-майор-инженер (1945), доктор техн. наук (1972), дважды Герой Социалистич. Труда (1942, 1974). Чл. КПСС с 1943. Окончил машиностроит. техникум (1930). В 1931-38 руководитель группы КБ завода, с 1938 заместитель начальника КБ, затем нач-к КБ и зам. гл. конструктора завода, с 1940 гл. конструктор. М. принимал непосредств. участие в разработке первого отечественного, среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939). Танки БТ наряду с Т-26 составляли в 30-х гг. основу танк, вооружения Сов. Армии. В качестве технического руководителя проекта совместно с М. И. Кошкиным и Н. А. Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34 , принятого на вооружение в 1940 году. Во время Великой Отечественной войны как главный конструктор руководил модернизацией танка Т-34, признанного лучшим танком периода 2-й мировой войны. После войны под руководством М. создан ряд новых типов танков и др. бронетанк. техники. Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Лауреат Гос. премий СССР (1942, 1946, 1948) и Ленинской премии (1967). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями.

Жизненный путь

Четырнадцатилетним подростком А. А. Морозов, получив шестиклассное образование в реальном училище, пришел в марте 1919 г. на Харьковский паровозостроительный завод. Его трудовая деятельность началась в технической конторе завода в должности делопроизводителя. Дальнейшая работа в качестве копировщика, чертежника и конструктора приобщила его к созданию на заводе первых гусеничных тракторов «Коммунар». С 1928 г. вернувшийся на завод после службы в Красной Армии (в авиабригаде авиационным техником-мотористом) Морозов в составе конструкторской группы обеспечивал изготовление опытного образца маневренного танка T-1-12, а затем участвовал в проектировании и выпуске последующей модификации танка, получившей марку Т-24. Этот танк был одним из первых танков отечественной конструкции, в нем были установлены мощный двигатель и ряд оригинальных узлов трансмиссии.

Почтовый конверт с портретом Морозова А. А.

Период 1929-1931 гг. был связан для А. А. Морозова с учебой на заочном отделении Московского автомеханического института имени М. В. Ломоносова, а затем - на вечернем отделении Харьковского машиностроительного техникума. По окончании техникума Морозов принял непосредственное участие в проектировании и освоении серийного производства колесно-гусеничного танка БТ. Им были спроектированы многие узлы и детали трансмиссии и ходовой части танка, выпускавшегося в течение ряда лет в виде постепенно совершенствовавшихся модификаций (от БТ-2 до БТ-7М). На этом этапе конструкторской деятельности А. А. Морозов в короткий срок приобрел значительный опыт, достиг уровня ведущего конструктора, стал руководить конструкторской группой и с июля 1936 г. возглавил сектор КБ по новому проектированию.

Во второй половине 30-x годов перед конструкторами завода была поставлена задача по значительному повышению снарядной стойкости бронекорпусов танков и увеличению их живучести на поле боя. Одной из важных разработок того периода было проектирование колесно-гусеничного танка A-20 с увеличенным, по сравнению с танком БТ, количеством ведущих колес-катков и с корпусом и башней оригинальной формы. В ходе выполнения этой работы в целях проверки возможности упрощения конструкции танка было решено дополнительно спроектировать близкий по параметрам танк, но без самостоятельного колесного хода. Новый танк A-32 во многом повторял А-20: схожие компоновка и форма корпуса, однотипный двигатель-дизель типа В-2. Отдельные конструктивные решения, такие как некоторые узлы трансмиссии и ходовой части без принципиальных изменений были использованы в танках БТ, А-20 и A-32.

В конце 1938 г. оба проекта (А-20 и A-32) были представлены на рассмотрение Главного военного совета Красной Армии, где М. И. Кошкин - главный конструктор завода имени Коминтерна и А. А. Морозов - его заместитель сделали сообщения о своей работе. В результате после обсуждения представленных проектов было получено разрешение на изготовление обоих танков с тем, чтобы, испытав их, сделать окончательный выбор одного из них для принятия на вооружение. В июне-августе 1939 г. сравнительные испытания были проведены. Никаких существенных преимуществ колесно-гусеничного танка по сравнению с гусеничным выявлено не было, а в выводах комиссии было записано: «танк А-32, как имевший запас по увеличению веса, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей…» Поэтому вскоре танк А-32 был догружен до 24 тонн и подвергнут дополнительным испытаниям. Испытания подтвердили возможность увеличения массы танка примерно на 5 т, что позволило увеличить толщину брони корпуса с 20 до 45 мм и усилить ряд узлов и агрегатов. Комитет Обороны при Совнаркоме СССР постановлением от 19 декабря 1939 г. принял новый средний танк к изготовлению на Харьковском заводе имени Коминтерна, присвоив ему марку Т-34. Так, благодаря смелому новаторскому подходу к решению сложной задачи по созданию среднего танка нового поколения, конструкторами, руководимыми вначале М. И. Кошкиным, а после его смерти А. А. Морозовым, незадолго до начала великой Отечественной войны был создан средний танк Т-34, в котором впервые в мире удалось оптимально сочетать высокие показатели огневой мощи, противоснарядной защиты и подвижности при невысокой стоимости изготовления, надежности и простоте в эксплуатации.

Постановлением правительства в 1942 г. за разработку конструкции танка Т-34 Государственная премия СССР была присуждена Александру Александровичу Морозову, Михаилу Ильичу Кошкину и Николаю Алексеевичу Кучеренко, являвшемуся в тот период начальником КБ серийного производства завода.

Работа на Харьковском заводе имени Коминтерна в предвоенные года не ограничилась постановкой на производство танка Т-34. Группа конструкторов, непосредственно возглавляемая А. А. Морозовым, продолжала поиски дальнейших путей совершенствования средних танков. В результате продолжения этой работы в 1942-1944 гг. на Уральском танковом заводе были разработаны еще более мощные средние танки Т-43 и Т-44.

В первые дни Отечественной войны Советское правительство поставило веред конструкторами-танкостроителями задачу по обеспечению значительного расширения производства танков Т-34, на их производство были переведены несколько заводов Поволжья, Урала в Сибири. Освоение выпуска танков Т-34 заводами с различным составом оборудования, при невысокой квалификации большинства рабочих, среди которых было много подростков и женщин, стало возможным благодаря хорошей технологической отработанности конструкции, что в немалой степени, наряду с заслугой технологов, определялось в повседневной напряженной работой конструкторов по упрощению танка, изысканию заменителей дефицитных материалов, приспособлению его конструкции к массовому выпуску. Вместе с тем боевые характеристики танка Т-34 непрерывно улучшались, а во втором полугодии 1943 г. танк был радикально модернизирован, на нем был расширен погон, установлена новая башня с мощной 85-мм пушкой. Это явилось ответной мерой на появление в немецко-фашистской армии новых танков «Пантера», «Тигр» и «Королевский тигр» и САУ «Элефант» («Фердинанд»). В работе по улучшению конструкции танка Т-34 и усилению его вооружения принимали непосредственное участие под руководством А. А. Морозова и его заместителя Н. А. Кучеренко конструкторы Я. И. Баран, А. А. Молоштанов, М. И. Таршинов, Б. А. Черняк, А. И. Шпайхлер и др. Всем им за коренное усовершенствование существующего среднего танка и разработку конструкции нового среднего танка была присуждена Государственная премия СССР.

За годы Отечественной войны было выпушено и передано в Красную Армию 52 тыс. танков T-34, лучших танков второй мировой войны. В этом немалая заслуга коллективов заводов, где директорами были Ю. Е. Максарев, Е. Э. Рубинчик, Б. Г.Myзруков, К. А. Задорожный и другие, много сил и внимания уделили производству танка T-34 нарком В. А. Малышев, его заместитель А. А. Горегляд, И. М. Зальцман, М. Н. Попов. А. А. Хабахпашев и др. После окончания войны несколько сот танков Т-34 были установлены на пьедесталы, стали памятниками, символизирующими героизм советских воинов-танкистов, проявленный в боях за свободу и независимость нашей Родины, и трудовой подвиг советских танкостроителей.

В тяжелые годы войны А. А. Морозов, целиком отдавая себя работе, добился выдающихся успехов в деле укрепления боевой мощи бронетанковых войск Красной Армии, за что был в январе 1943 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда, а позже награжден высокими полководческими орденами: Кутузова I степени и Суворова II степени. Ему было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы. Конструкторское бюро, руководимое A.A.Морозовым, было награждено орденом Ленина.

Послевоенный период деятельности А. А. Морозова связан с продолжением линии развития массовых средних танков, частично воплощенной на завершающем этапе войны в танке Т-44. Весь богатый опыт производства и применения танка Т-34 был использован при создании танков Т-54 и Т-55. В их конструкции находили отражение многие достижения науки и техники послевоенного периода, вследствие чего были созданы и внедрены в серийное производство, в частности, стабилизаторы вооружения, электронные приборы ночного видения, оборудование для подводного вождения, система защиты от оружия массового поражения и др. Средние танки первого послевоенного поколения, созданные под руководством и по идеям А. А. Морозова, имели высокие боевые характеристики, при этом они были несложные по конструкции и надежные в эксплуатации. В их разработке принимали участие многие конструкторы КБ, в их числе П. П. Васильев, В. Г. Матюхин, В. К. Байдаков, А. В. Колесников. За разработку танка Т-54 А. А. Морозов был в третий раз удостоен Государственной премии СССР.

Во второй половине 50-х годов творческая жизнь А. А. Морозова была связана с закладкой основ конструкции второго поколения танков послевоенного периода. Он, как сторонник революционного развития бронетанковой техники, смело пошел на резкий отрыв новых перспективных конструкций от конструктивных решений, апробированных в то время в нашей стране и за рубежом. В союзники были привлечены научно-исследовательские организации промышленности и Министерства обороны. Особое внимание уделялось минимизации объемно-весовых характеристик узлов, агрегатов и машины в целом. Будучи отличным конструктором, А. А. Морозов много времени проводил непосредственно за чертежной доской, рассматривал и анализировал сотни схем и чертежей. Весьма ответственные разработки осуществлялись ближайшими соратниками А. А. Морозова - Я. И. Бараном, Е. А. Морозовым, М. А. Набутовским, Б. Н. Поляковым, Г. А. Омельяновичем, М. Г. Степановым и другими в бюро нового проектирования и затем в ходе освоения серийного производства танка Т-64 . В этом танке был уменьшен состав экипажа за счет применения автомата заряжания мощной гладкоствольной пушки. Длина моторно-трансмиссионного отделения значительно сократилась за счет соосного поперечного расположения двухтактного дизельного двигателя и двух симметрично расположенных планетарных коробок передач, одновременно выполнявших роль механизмов поворота. На принципиально новой основе были спроектированы системы управления огнем, переключения передач, комбинированной броневой защиты, дымовой маскировки и т. д. На танке были применены эжекционная система охлаждения, высокоэффективные воздухоочистители, максимально облегченная ходовая часть с мощными амортизаторами и с гусеницей, снабженной резинометаллическими шарнирами и пр. За эту работу А. А. Морозов вместе с Я. И. Бараном, Л. Л. Голинцом, В. И. Креопаловым, В. С. Старовойтовым и другими был удостоен в 1967 г. Ленинской премии.

А. А. Морозова по праву следует назвать создателем «морозовской школы» танкостроения. К характерным особенностям этой школы можно отнести: целеустремленность, новизну решений, отсутствие неоправданного риска, тщательность и аккуратность во всем, максимально возможную эффективность и простоту конструкции боевой машины, сочетающуюся с высокой технологичностью и надежностью, при минимальных габаритах и массе.

Трудовой путь Александра Александровича Морозова был достойно отмечен высшими наградами. Он был в 1974 г. во второй раз отмечен присвоением звания Героя Социалистического Труда. Награжден десятью орденами и многими медалями СССР. Член Коммунистической партии с 1943 г., он избирался депутатом Верховного Совета СССР. Ему было присвоено ученое знание доктора технических наук, Заслуженного машиностроителя УССР.

В жизни А. А. Морозов был очень скромным и простым, любил дружескую шутку, часто встречался с молодежью и выступал на комсомольских собраниях, дверь его кабинета была почти всегда открыта, его постоянно можно было видеть склонившимся над чертежами и расчетами. Способность к творчеству и трудолюбие - вот мерила, которыми Морозов оценивал работу своих сотрудников. Вся трудовая деятельность Александра Александровича является примером самоотверженного и безупречного служения избранному делу. Ради прогресса отечественного танкостроения жил и трудился выдающийся конструктор танков Александр Александрович Морозов.

9 Мая 2007 года была опубликована вторая часть дневников А. А. Морозова - «Танки и Люди» . В этом уникальном материал рассказывается о драматических событиях производивших в начале-середине 70-х годов в отечественном танкостроении: доводке танка Т-64 и разработке перспективного «Т-74».

Источники информации

Гражданство:

СССР СССР

Дата смерти: Награды и премии: Сайт:


Алекса́ндр Алекса́ндрович Моро́зов ( - ) - советский инженер-конструктор , генерал-майор -инженер, один из создателей танка Т-34 . Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

Биография

См. также

Напишите отзыв о статье "Морозов, Александр Александрович"

Литература

  • Морозов А.А. Танки и люди. Дневник главного конструктора. - BTVT.narod.ru: Обработка записей, подготовка и оформление рукописи выполнена к.т.н. В. Л. Чернышевым, 2006.
  • Листровой В., Слободин К. Конструктор Морозов. - М .: Политиздат, 1983. - 80 с. - (Герои Советской Родины).

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Морозов, Александр Александрович

– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
– Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
– L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.

Морозов Александр Александрович – главный конструктор завода имени Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР; начальник и главный конструктор Харьковского КБ машиностроения Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 16 (29) октября 1904 года в городе Бежица (ныне в черте города Брянск). Русский. С 1914 года жил в Харькове, где окончил 5 классов реального училища. С марта 1919 года работал делопроизводителем технической конторы, копировщиком и чертёжником на Харьковском паровозостроительном заводе (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А.Малышева). Участвовал в подготовке документации по выпуску первых отечественных гусеничных тракторов «Коммунар».

С ноября 1926 года проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника-моториста (в Киевском военном округе). В 1928 году демобилизован.

С октября 1928 года работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. В 1931 году окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 года – руководитель группы в КБ, в 1936-1938 годах – начальник сектора КБ по новому проектированию, с 1938 года – заместитель начальника КБ, затем начальник КБ и заместитель главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х годах основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с и Н.А.Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 года и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны.

В октябре 1940 года, после смерти , А.А.Морозов назначен главным конструктором КБ Харьковского паровозостроительного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 года по ноябрь 1951 год – главный конструктор КБ Уральского танкового завода (ныне производственное объединение «Уралвагонзавод»). В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34-85 (1943), Т-44 (1945) и Т-54 (1946). Танк Т-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет.

За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В ноябре 1951 – мае 1976 – главный конструктор Харьковского КБ по машиностроению при Харьковском машиностроительном заводе имени В.А.Малышева (в 1966-1976 годах одновременно начальник КБ). Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963) и Т-64А (1966), совершившие переворот в танкостроении.

За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1974 года награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина.

С июня 1976 года – консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Жил в городе Харьков (Украина). Умер 14 июня 1979 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове.

Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945; генерал-майор-инженер – 1971), доктор технических наук (1972), заслуженный машиностроитель Украинской ССР (1970).

Награждён 3 орденами Ленина (5.06.1942; 20.01.1943; 25.10.1974), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), Суворова 2-й степени (19.04.1945), 3 орденами Трудового Красного Знамени (19.09.1941; 1.11.1954; 29.10.1964), орденом Красной Звезды (5.08.1944), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1967, за создание танка Т-64), двух Сталинских премий 1-й степени (1942, за создание танка Т-34; 1946, за создание танка Т-44) и Сталинской премии 2-й степени (1948, за создание танка Т-54). Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (в 1958-1962 годах).

Имя Героя носит улица в Харькове, его имя присвоено Харьковскому КБ машиностроения и Харьковскому механическому техникуму. Бронзовые бюсты А.А.Морозова установлены в Брянске и Харькове. В Харькове на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

16 октября 1904 года родился один из самых талантливых конструкторов СССР Александр Александрович Морозов. Он прожил 75 лет и почти две трети своей жизни отдал танкам. Начав чертёжником и копировщиком на Харьковском заводе, затем он трудился на этом же предприятии простым конструктором, главой секции, начальником конструкторского бюро. Морозов не был на фронте, но танки, в разработке которых он принимал участие, сражались с первого дня войны и до Победы.

После 1945 года он продолжал конструировать машины, задававшие тон в советском танкостроении того времени. Ниже — краткие истории десяти танков, которые можно назвать знаковыми в наследии выдающегося конструктора.

А. А. Морозов. Историческая справка

Александр Александрович Морозов родился 16 октября 1904 года в посёлке Бежица, который ныне находится в черте города Брянск. После окончания реального училища (учебное заведение, в котором основная роль отводилась естественным наукам и математике) работал на Харьковском паровозостроительном заводе. Был делопроизводителем, чертёжником, копировщиком. С 1926 по 1928 год служил в армии авиационным техником-мотористом.

С 1928 года работал конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе. Нужно заметить, что это предприятие, несмотря на «мирное» название, фактически было одним из ключевых советских заводов, занимавшихся выпуском боевых машин, в том числе танков.

Окончив в 1931 году машиностроительный техникум, А. Морозов стал руководителем группы в конструкторском бюро завода, а в 1936 году — начальником сектора. В 1938 году он был назначен на должность заместителя главного конструктора.

В довоенный период принимал участие в разработках танка Т-24 и серии колёсно-гусеничных машин БТ. Вместе с Михаилом Кошкиным и Николаем Кучеренко трудился над будущей «рабочей лошадкой» бронетанковых сил РККА — средним танком Т-34.

После смерти Кошкина в конце 1940 года Морозов стал главным конструктором КБ Харьковского завода. В 1941 году завод был эвакуирован в Нижний Тагил. Под руководством Александра Морозова велись работы над танками Т-43, Т-34-85, Т-44, Т-54.

В послевоенные годы Александр Морозов создал такие известные боевые машины, как Т-55, Т-64 и Т-64А.

За разработку среднего танка Т-54 Александр Морозов был в третий раз удостоен Государственной премии СССР. Дважды он был удостоен звания Героя социалистического труда. Дважды становился лауреатом Сталинской премии 1-й степени. В 1972 году Александр Морозов получил степень доктора технических наук.

Во главе конструкторского коллектива, создавшего и постоянно совершенствовавшего легендарную "тридцатьчетвёрку", в годы войны стоял Александр Александрович Морозов - доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда.

Нет, наверное, в нашей стране человека, который ни разу не видел бы средний танк Т-34-85, ставший одним из символов Великой Отечественной войны. Эта могучая бронированная машина снискала в годы войны всеобщую любовь и уважение. Огнём пушки и гусеницами она уничтожала отборные немецкие войска. Во главе конструкторского коллектива, создавшего и постоянно совершенствовавшего легендарную "тридцатьчетвёрку", в годы войны стоял Александр Александрович Морозов - доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда.

АЛЕКСАНДР Морозов родился 16 (29) сентября 1904 года в городе Бежице Брянского уезда Орловской губернии (ныне Бежицкий район Брянской области) в семье потомственного рабочего. Его отец работал слесарем на Брянском машиностроительном заводе; мать занималась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей.

Саша успешно закончил частную школу, продолжив затем учебу в реальном училище. После окончания пяти классов реального училища Александр Морозов в неполные 15 лет в марте 1919 года начал свою трудовую деятельность: отец определил его в техническую контору Харьковского паровозостроительного завода на должность переписчика технических документов. Через год сообразительный и явно одаренный подросток уже работает копировальщиком чертежей, а в октябре 1922 года - чертёжником. Благодаря исключительной аккуратности, трудолюбию и большому чувству ответственности за порученную работу Александра Морозова в мае 1923 года включают в качестве чертежника-конструктора в организованную на заводе тракторно-техническую контору. Затем будущий главный конструктор, работая в различных цехах, постепенно освоил токарное и фрезерное дело, изучил литейное и кузнечное производство.

Призванный в Красную Армию, Александр проходил службу в авиабригаде на должности моториста. После демобилизации Морозов вернулся на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им. Коминтерна в свою техническую контору на должность чертежника-конструктора.

В 1927 году, когда ХПЗ получил заказ на создание "маневренного танка", двадцатитрехлетний Александр Морозов вошел в состав вновь создаваемого бюро по конструированию танков. Бывшего красноармейца направили в созданный из числа лучших конструкторов новый коллектив - танкостроительную конструкторскую группу. Так, 18 октября 1928 года они встретились впервые - танк и будущий конструктор.

В 1931 году без отрыва от производства Морозов закончил механический техникум. Творчески используя полученные знания, Александр Александрович принял активное участие в создании узлов новых машин. С каждым годом конструирование танков становилось для него не только работой, а настоящим увлечением, которому он отдавал практически все свое время. Работая в танковом конструкторском бюро ХПЗ им. Коминтерна (с 1937 года получившего обозначение "завод №183") в должности конструктора, а затем руководителя группы КБ-190, он принимает непосредственное участие в разработке среднего танка Т-24, а также легких колесно-гусеничных танков БТ.

13 октября 1937 года завод №183 получил от автобронетанкового управления (АБТУ) РККА задание на разработку нового маневренного колесно-гусеничного танка БТ-20, предназначавшегося для вооружения механизированных соединений и механизированных полков конницы. Работа была поручена конструкторскому бюро КБ-190 отдела "100" (танковое производство). Для выполнения этого серьезного задания М.Кошкин организует новое подразделение - КБ-24. В результате на заводе было создано КБ, значительно более сильное, чем основное. Конструкторов в это КБ Кошкин подбирал лично. Для работы над проектом танка БТ-20 были собраны многие талантливые конструкторы, и в их числе Морозов, ставший помощником Кошкина и возглавивший силовую группу.

Осенью 1938 года Александр Александрович становится ведущим инженером при разработке проектов колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного танка А-32 (А-20Г), являющегося прямым предшественником легендарной "тридцатьчетверки". Морозов принял самое активное участие в разработке среднего танка Т-34 (Подробнее о создании этого танка см. в журнале "Братишка" N9/2004).

В период, когда М.Кошкин был прикован к постели, Морозов исполнял обязанности главного конструктора завода № 183. Когда 26 сентября 1940 года коллектив Харьковского паровозостроительного завода проводил в последний путь Михаила Ильича, место главного конструктора танкового КБ занял ученик и соратник Кошкина - А. Морозов, который на протяжении всей Великой Отечественной войны руководил работами по модернизации танка Т-34.

Уже к концу 1940 года КБ завода начало работы по модернизации Т-34. На новом образце, которому был присвоен индекс Т-34М, предусматривалось значительно усилить броневую защиту корпуса и башни, применить в подвеске торсионные валы вместо пружин и опорные катки с внутренней амортизацией, увеличить количество топлива, снарядов, патронов и др.

Во время Великой Отечественной войны роль танкостроения неизмеримо возросла.

На основании правительственного постановления от 12 сентября 1941 года директор Харьковского завода Ю.Е.Максарев отдал приказ о свертывании завода и немедленной эвакуации его в глубокий тыл. Первый эшелон покинул территорию завода 19 сентября 1941 года и направился на Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил Свердловской области. Он увозил конструкторов танкового КБ, чертежно-техническую документацию танка и наиболее ценное оборудование.

Эвакуированный в Нижний Тагил Харьковский завод и местный Уралвагонзавод были объединены в одно предприятие, которое стало называться Уральский танковый завод №183. Главным конструктором, как и в Харькове, являлся Александр Александрович Морозов.

8 декабря 1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34, а в апреле 1942 года завод превзошел довоенный уровень выпуска этих боевых машин.

Военная обстановка и потеря по разным причинам многих заводов - поставщиков комплектующих узлов и материалов создавали огромные трудности в условиях непрерывного наращивания выпуска танков. Не хватало резины, цветных металлов, электрооборудования и др. Чтобы не остановить выпуск танков, Морозов провел в конструкторском бюро мобилизацию всех сил на борьбу за экономию цветных металлов, резины, броневой стали, проводов. Были пересмотрены абсолютно все детали танка, конструкторы применяли вместо бронзы чугун, заменяли клепку сваркой, переводили штампованные детали на литье, отменяли промежуточные детали. В результате этой работы конструкторам удалось совсем отменить 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины и явилось весомым вкладом в организацию массового производства танков. Простота конструкции, массовость и высокие боевые характеристики танка Т-34 создали ему отличную репутацию. Впоследствии средний танк Т-34 по праву стал лучшим танком Второй мировой войны.

Правительство высоко оценила заслуги Александра Морозова - в 1942 году он был удостоен Сталинской премии, а в следующем, 1943 году ему присваивают звание Героя Социалистического Труда.

Во второй половине 1942 года по инициативе Александра Морозова были начаты работы по проектированию нового танка, получившего индекс "Т-43". В основу этого проекта легли разработки, сделанные еще в Харькове для танка Т-34М.

Проект танка даже по тем меркам был выполнен довольно быстро, и уже в третьем квартале 1943 года завод изготовил опытный образец танка Т-43. Однако дальше опытного образца танк Т-43 не пошел, т.к. большого скачка по характеристикам по сравнению с Т-34 получено не было, а изменений было много. В 1943 году на вооружении гитлеровской армии появились новые танки "Тигр" и "Пантера". Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-миллиметровыми снарядами "тридцатьчетверки". Нужны были срочные ответные меры.

В предельно сжатые сроки эта задача была решена. В конце 1943 года на танк Т-34 была установлена более мощная пушка калибра 85 мм, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с новыми немецкими танками. Была введена также командирская башенка, значительно улучшившая обзор из танка. Танк с указанными изменениями получил индекс Т-34-85 и был принят на вооружение 15 декабря 1943 года. Первые образцы танка Т-34-85 начали сходить с конвейера Уральского танкового завода в марте 1944 года.

В конце 1942 года в КБ параллельно с созданием танка Т-43 начаты проработки конструкции совершенно нового танка. Он проектировался в трех вариантах: с пушкой калибра 122, 100 и 85 мм.

Кроме артиллерийского вооружения, новый танк отличался от Т-34-85 устройством, компоновкой, габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и позволило улучшить размещение членов экипажа. Усилена бронезащита лобовой части корпуса за счет увеличения толщины лобового листа и переноса люка механика-водителя с лобового листа на крышу корпуса. За счет исключения из экипажа радиста-пулеметчика увеличен боекомплект танка.

Проектирование танка было закончено к исходу 1943 года. Опытные образцы были изготовлены в первой половине 1944 года. Проведенные испытания опытных образцов показали, что по целому ряду причин для танка Т-44 пушки повышенного калибра 122 и 100 мм неприемлемы, и дальнейшие работы по ним были прекращены.

Испытания и доработка танка Т-44 с пушкой 85 мм, принятой для Т-34-85, продолжались в течение 1944 года и к концу года были успешно завершены. Был создан новый средний танк. Конструкция этой боевой машины на десятилетия определила развитие не только советской, но и мировой бронетанковой техники.

Поскольку на Уральском танковом заводе было отлично налажено массовое производство танков Т-34-85 и еще шла Великая Отечественная война, решено было новый танк Т-44 производить на восстановленном после освобождения Харькова бывшем заводе №183, которому был присвоен № 75. Первая партия танков Т-44 в августе 1945 года отправлена на Дальний Восток, где в это время происходили военные действия с Японией.

В послевоенный период советскими конструкторами под руководством А. Морозова был создан ряд новых образцов бронетанкового вооружения и техники.

Еще в 1944 году, когда шли работы над танком Т-44, конструкторское бюро Александра Морозова в Нижнем Тагиле получило задание приступить к разработке новой боевой машины, при конструировании которой предполагалось использовать огромный опыт эксплуатации танков в боевых условиях на фронтах Великой Отечественной войны.

Конструктивные проработки велись главным образом велись в направлении усиления огневой мощи танка, повышения его броневой защиты, способности танка преодолевать водные преграды по дну.

В первом квартале 1945 года были изготовлены два опытных образца нового танка, которому в дальнейшем был присвоен индекс Т-54. В этом же году они прошли испытания.

В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, в следующем году началось его серийное производство. Танк Т-54 был поставлен на серийное производство на Уральском заводе №183 в 1947 году и на Харьковском заводе №75 - в 1948 году. Таким образом, Харьковское конструкторское бюро во главе с главным конструктором Морозовым, находясь в эвакуации, создало, кроме танка Т-34-85, еще и танки Т-44 и Т-54. Сегодня, по прошествии десятилетий, можно с уверенностью сказать, что в то время, когда средний танк Т-54, созданный под непосредственным руководством Александра Морозова, поступил на вооружение частей Советской армии, он значительно превосходил все существовавшие танки в своем классе.

В 1951 году Морозова перевели из Нижнего Тагила в Харьков, назначив его главным конструктором Харьковского танкового конструкторского бюро КБ-60М. Здесь он приступил к масштабным работам по модернизации танка Т-54. Новый танк получил обозначение Т-54А. Он был вооружен пушкой Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости "Горизонт", что позволило увеличить точность огня и существенно повысило его боевые возможности. Т-54А теперь мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров. Воздух к двигателю и в боевое отделение подавался по трубе, которая монтировалась на башне, а в обычных условиях хранилась в сложенном виде на корме танка.

Однако работы Морозова по совершенствованию своего детища продолжались. И уже в 1956 году на вооружение Советской армии поступает новый средний танк Т-54Б, оснащенный двухплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2 и штатной системой ночного видения. В качестве стандартного оборудования на танке появился инфракрасный прожектор.

Одновременно с танком Т-54Б на вооружение Советской армии был принят и созданный харьковскими конструкторами на его базе танк Т-55. Первые машины поступили в войска в 1958 году, а первый публичный показ Т-55 состоялся в ноябре 1961 года во время военного парада в Москве.

Новый танк имел полностью герметизированный корпус и был конструктивно подготовлен к преодолению глубоких водных преград. Полная герметизация стала возможной благодаря устранению вентилятора, который размещался раньше в крыше башни перед сиденьем заряжающего.

В свою очередь, герметизация корпуса позволила установить на танке систему защиты от оружия массового поражения. В машине находился счетчик рентгеновского излучения, который с помощью пиропатронов приводил в действие исполнительные механизмы. Они, в свою очередь, включали фильтровентиляционную установку, и та подавала внутрь танка очищенный воздух и создавала избыточное давление.

Модернизации подвергся также двигатель танка. Изменение регулировки системы распределения и подачи топлива позволило увеличить мощность двигателя до 580 л. с. На танке появилась новая термическая дымовая аппаратура, которая давала возможность ставить маскировочную дымовую завесу, державшуюся в течение нескольких минут.

В боевом отделении появился вращающийся полик. Раньше членам экипажа приходилось передвигаться по днищу корпуса, крышкам ящиков-боеукладок и элементам подвески, что иногда приводило к серьезным травмам, особенно при быстром вращении башни.

Танки семейства Т-54/Т-55 стали самыми распространенными танками мира. Всего их было выпущено более 70 000 единиц, из них 50 000 в Советском Союзе.

Несмотря на все достоинства средних танков Т-54/Т-55, советским Вооруженным силам в то время требовался качественно новый танк, существенно превосходящий по всем характеристикам как все отечественные, так и зарубежные танки.

Предшественником серийного танка Т-64, открывшим второе послевоенное поколение, стал средний танк "Объект 430", работа над эскизным проектом которого была закончена к концу 1954 года.

Танк "Объект-430", имея внутренний объем корпуса и башни среднего танка, превосходил характеристики существовавших в то время серийных тяжелых танков ИС-3 и ИС-4 и опытного тяжелого танка Т-10. Выполненный проект показал, что в компоновке и конструкции среднего танка есть резервы, которые гораздо более простым способом позволяют достичь параметров тяжелых танков.

Развитие направления, выработанного при выполнении проекта "430", в дальнейшем привело к изменению концепции танкостроения; деление танков по весу на средние и тяжелые было отменено.

В 1956 году с учетом замечаний по эскизным проектам и в соответствии с ТТТ, конструкторское бюро под руководством Морозова выполнило новый технический проект среднего танка "Объект 430". В него были внесены некоторые конструктивные изменения, направленные на повышение тактико-технических показателей: установлены более мощный двухтактный пятицилиндровый двигатель 5ТД, оптический дальномер, ночные смотровые приборы и ночной прицел; в ходовой части смонтированы опорные катки с внутренней амортизацией.

Три опытных образца нового танка были изготовлены в 1957 году, а в следующем, 1958 году начались всесторонние испытания, прошедшие успешно и показавшие хорошие качества танка, особенно по конструктивным решениям ходовой части.

Несмотря на то что конструкция танка была совершенно новой, не удалось значительно перекрыть параметры характеристик серийного танка Т-54. Учитывая, что танк Т-54 в это время также совершенствовался (готовился к постановке на серию новый средний танк Т-55), Морозов считал, что вводить танк "430" в серийное производство нецелесообразно, так как, имея небольшое преимущество по ТТХ и совершенно новую конструкцию по всем системам, танк "430" создаст в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению и т.п. Конструкторское бюро, не имея на то специального задания, начало инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка.

Работа по созданию нового среднего танка "Объект 430М" велась путем совершенствования танка "Объект 430".

Конструктивные нововведения привели, по сути, к созданию нового маневренного танка, получившего обозначение "Объект-432", эскизный проект этого танка был завершен в 1960 году.

Одна из первых задач - резкое увеличение маневренных качеств машины - была решена установкой в танк форсированного двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с. и значительным снижением веса танка до 30,5 т. Одновременно с этим, сохраняя все имеющиеся в танке "430" положительные его качества, проектирование велось в направлении возможности получения на новом танке более высоких тактико-технических характеристик. С целью увеличения огневой мощи на новый танк была установлена 115-мм гладкоствольная пушка Д-68, боекомплект которой состоял из 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой, а также впервые примененный в мировом танкостроении механизм заряжения, в котором размещалось 30 выстрелов. Его установка дала возможность снизить численность экипажа до трех человек, значительно уменьшив при этом объем боевого отделения танка. В состав системы управления огнем входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. На танке использовались электрогидравлические приводы наведения пушки, механизм удержания (противовращения) командирской башенки, откидные противокумулятивные экраны, ОПВТ, позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины, и некоторые другие оригинальные технические решения.

В том же 1961 году конструкторское бюро в сжатые сроки выполнило технический проект танка "объект 432". От эскизного он отличался прежде всего усиленной защитой. Рост калибров танкового вооружения вероятных противников, внедрение подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также настоятельная необходимость биологической защиты экипажа от атомного оружия предопределили направление принципиально нового подхода к созданию защиты современного танка. Поэтому на танке "432" впервые в мировом танкостроении была использована комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов.

В результате работы, проведенной КБ Морозова по совершенствованию танка "432", новый средний танк был принят на вооружение в 1966 году под индексом "Т-64".

В то время как в сентябре 1962 года первые опытные образцы танка Т-64 еще только начинали сходить с конвейера завода, Александр Морозов со своими коллегами уже вел работы по дальнейшему усовершенствованию этого нового танка.

В связи с тем, что танк Т-64 имел существенный отрыв по параметрам защиты и маневренности по сравнению с другими танками, с целью сохранения длительного преимущества над всеми существующими отечественными и зарубежными танками главным конструктором А.А. Морозовым было принято решение значительно усилить его огневую мощь. Это удалось достигнуть установкой на танк 125-мм гладкоствольной пушки высокой баллистики Д-81. В дальнейшем были введены зенитный пулемет НСВТ с дистанционным управлением от командира.

Одновременно были предусмотрены и другие конструктивные мероприятия: установлен более точный оптический дальномер, усилена защита носового узла и в районе люка механика-водителя, улучшена посадка командира и наводчика за счет увеличения объемов их рабочих мест, установлено оборудование для самоокапывания, крепление для монтажа минного трала КМТ-6, обеспечена химическая и радиационная защита экипажа за счет установки аппаратуры ПХРБ.

Модернизированный танк получил индекс "Объект 434". Технический проект нового танка был закончен в 1964 году, и КБ сразу же приступило к выпуску рабочей чертежно-технической документации. Опытные образцы были изготовлены в 1966-1967 годах, и после широких всесторонних испытаний в мае 1968 года танк был принят на вооружение Советской армии под обозначением "Т-64А". В 1969 году было освоено их серийное производство.

В танке Т-64А нашли отражение принципиально новые конструктивные решения: создан механизм заряжания, обеспечивший высокую скорострельность пушки; разработан ряд систем и узлов управления огнем (прицел-дальномер, стабилизатор в двух плоскостях, счетно-решающее устройство в СУО), обеспечивших высокую эффективность огня; разработаны принципиально новые комбинированные защитные преграды, обеспечившие повышение защиты от кумулятивных и бронебойных снарядов более чем в два раза по сравнению с самым новым в то время танком Т-62; установлена автоматическая система коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения; создана принципиально новая схема компоновки и конструкции моторно-трансмиссионного отделения; впервые в отечественном танкостроении была создана планетарная трансмиссия с гидроуправлением, обеспечившая резкое снижение весовых и габаритных параметров МТО танка; создана самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками внутренней амортизации; впервые решена задача преодоления водных преград по дну без ограничения времени и расстояния с возможностью преодолевать брод глубиной до 1,8 м без специальной подготовки и выхода экипажа из танка. Кроме того, на новом танке была установлена система, обеспечивающая работу двигателя в условиях высокогорья. Новые компоновочные и конструктивные решения в сочетании с высокими ТТХ и относительно небольшой (36,5т) массой предопределили высокий технический уровень танка Т-64А.

Оставаясь в весе среднего танка, новый танк по вооружению и защите имел параметры тяжелого танка. Таким образом, в связи с созданием Т-64А было окончательно ликвидировано деление танков на средние и тяжелые (что подтвердило правильность концепции, выдвинутой КБ еще в 1954 году) и появилось новое понятие - основной боевой танк. Танк Т-64А стал первым основным боевым отечественным танком.

Это событие ознаменовало очередную победу отечественного танкостроения, качественный скачок по сравнению с танками ведущих танкостроительных государств - появилось новое, третье, поколение советских танков.

За разработку танка Т-64 и его модификаций Морозову в 1967 году была присуждена Ленинская премия, а в 1972 году он был награжден второй Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.

Начиная со второй половины 1970-х годов, в процессе серийного производства постоянно осуществлялась модернизация танка. В 1976 году был установлен комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. Модификация танка получила индекс Т-64Б. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал называться Т-64БВ. В 1987 году производство этих боевых машин было прекращено.

В начале семидесятых годов под руководством А. Морозова проводился ряд работ в объеме эскизных проектов по глубокой модернизации танка Т-64А. Этими работами занимался непосредственно первый заместитель главного конструктора Николай Александрович Шомин.

На основе работ был выполнен технический проект танка Т-64А с ракетно-пушечным управляемым вооружением ("Объект-447"). Новый танк характеризовался существенными усовершенствованиями в системе управления огнем, включая установку лазерного дальномера (вместо оптического), баллистического вычислителя, датчиков входной информации для учета отклонений условий стрельбы от нормальных. Высокий процент унификации (95%) позволил заводу перейти на серийное производство танков "447" и "437" (варианты "Объекта 447" без установки аппаратуры управляемого вооружения) с минимальными изменениями технологического цикла изготовления и сборки.

В сентябре 1976 года танки "447" и "437" были приняты на вооружение Советской армии. Им присвоены марки Т-64Б и Т-64Б1. Эффективность танка Т-64Б возросла в 1,6 раза по сравнению с танком Т-64А.

АЛЕКСАНДР Александрович Морозов скончался в 1979 году. После смерти бывшего главного конструктора Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению было присвоено его имя. Он проработал в бюро свыше 50 лет, 36 из которых был бессменным главным конструктором. Он принял участие в создании практически всех советских средних и основных боевых танков на протяжении многих десятилетий, внеся этим неоценимый вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины. Он останется в нашей памяти не только как один из выдающихся конструкторов легендарной "тридцатьчетверки", но и творцом основных боевых танков первого и второго поколения. Так, конструкция и компоновочная схема его последнего танка Т-64, механизм заряжания, трансмиссия, корпус и башня были выполнены настолько удачно, что многие конструктивные решения начали применять в других танковых КБ, на машинах более поздней разработки, например Т-72 и Т-80. Они до сих пор с небольшими изменениями используются в отечественном и зарубежном танкостроении.

Сергей Монетчиков, журнал "Братишка", 2005 г.

Похожие публикации