Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Материальность и духовность в поведении человека. Сергей ВальцевМиссия России

ДУХОВНОСТЬ…

Первое, что бросается в глаза, как отличительная черта духового человека — это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живет такая личность. Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они не обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. Духовность дает такое состояние личности, которое выражается в гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества, дает ощущение устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми. Целостность, внутренняя гармония является основой духовности, дающей человеку мир, внутренний покой, радость бытия, отсутствие двойственности. Она является основой его морально-нравственных качеств, ориентиром в буре жизни, маяком в человеческих слабостях. Действительно, прежде всего целостность и гармония дает исключительную уверенность человеку как перед самим собой, так и перед другими, он не может лгать, лукавить, ловчить, хитрить, это противоречит внутренней природе самой духовности. Человек, который имеет гармонию. мир внутри себя, не может быть в гневе на другого человека, так как гнев рождается из внутреннего ощущения дисгармонии, из убеждения своего превосходства над другими, жажды власти, убеждения в обладании истиной и т.д., что противоречит чувству единства всех людей. Человек духовный не может быть жадным, неудовлетворенным, так как он имеет внутри себя то, что дает ему полное удовлетворение и что превыше всех материальных ценностей — это его духовность, что дает ему радость, не сравнимую с внешним обладанием вещами и властью. он полностью бесстрашен, так как имеет высшее достояние, возможное в этом мире, которое он не променяет ни на что, и не поступиться ничем, и свою жизнь он подчиняет высшему благу. Все Божественные заповеди имеют общий корень и источник в так понимаемой духовности.

МАТЕРИАЛЬНОСТЬ…

Материальность — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность, во-первых на получение физиолого-психологического наслаждения, во-вторых, занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости.

СООТНОШЕНИЕ ДУХОВНОСТЬ — МАТЕРИАЛЬНОСТЬ…

Материальные блага могут способствовать развитию внутреннего потенциала личности, а могут и препятствовать. Существует множество подходов к решению вопроса о соотношении материальности и духовности, биологической природы и души. Два из них являются ущербными, радикальными, хоть и прямо противоположными: 1) «Белка в колесе». Здесь все силы тратятся на достижение материального благополучия, которое недостижимо в принципе. Человек обезличивается и становится придатком материи. Это абсолютно пустая с человеческой точки зрения жизнь, идентичная жизни животного. Огрубленно такая жизненная позиция обозначается, как «работа на унитаз». 2) «Уничтожение плоти». Стремясь повысить уровень духовных потребностей, многие религии проповедуют целенаправленное снижение уровня материальных потребностей с помощью всевозможных постов и ограничений. Следовательно, ограниченно-неправильное соотношение духовного и материального сводится или к подчинению духовного материальному, или к уничтожению материальности. Однако более правильный и гармоничный путь-другой. Не нужно ни подчиняться материальности, ни пытаться ее уничтожить, человек должен подчинить материю себе. Это единственно правильный путь. Надо быть не рабом материи, а обратить материальность себе во благо. Ведь, например, без музыкального инструмента,человек не может стать композитором, поэтому материя может стать хорошим подспорьем в развитии духовного потенциала личности. Материальные блага должны стать фундаментом, на основе которого раскроется внутренний мир личности. Но, если этот фундамент чересчур массивен, он может уничтожить личность, раздавить ее.

Духовность является маяком при движении человека по жизни и определяет уровень его развития или деградации. Духовная чистота заключается не в уничтожении материальной природы, а в том, что духовность является ориентиром в жизнедеятельности человека. Человек может обладать нормальной здоровой биологической природой и в то же время быть высокодуховной личностью. А как считаете вы?

Духовность - совокупность проявлений духа в мире и человеке.

В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. На уровень и состояние духовности общества влияют многие факторы. Как бы это не казалось неожиданным, но один из них, это реклама в средствах массовой информации. Являясь инструментом влияния на сознание, пропагандируя определенный стиль жизни, реклама, в зависимости от ее наполнения, либо несёт определённый заряд духовности, либо разрушает ее, пропагандируя высокомерие, неуважение, потребительское отношение к жизни.

Духовность -- традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность -- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовность и материальность -- две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций -- духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные. Таким образом, существует один вид осевых ценностных ориентаций -- духовность - материальность. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д. Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных:

Инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный;

Инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие -- приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

«Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Второе по значимости желание -- стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом -- интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство.

Итак, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса.

Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе - карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности - гедонизм и карьеризм.

Гедонизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения. (Карьеризм - ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Все средства хороши для животного, когда оно борется за возможность получать удовольствие и биологическую доминантность. В животном мире нет понятий: «плохо брать чужое», «нельзя врать и обманывать», «нельзя прелюбодействовать» и др. Наоборот, если кто зазевался, надо утащить его добычу. Если с помощью хитрости получается взять добычу конкурента, то природа благоволит такому экземпляру. Стремление к воровству вообще заложено в природе животных. Животное часто ворует только ради осуществления самого процесса воровства, даже когда оно не голодно. А уж прелюбодействовать надо максимально. Таковы законы развития всего живого. Животное, которое не следует этим законам, обречено.

Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой природе всегда присутствуют нечестность, вещизм, воровство, половая разнузданность. И неслучайно многие мыслители связывали материальные потребности с животной природой человека, а материальные потребности всегда имели несколько негативный оттенок. Так, например, В. Новодворская полагает, что ученые пришли к убеждению, что побудительные мотивы человека в его трудовой и политической деятельности - это лидерство и жадность. И этим руководствуются ровно 98 % испытуемых Homo sapiens. Ограничивает животные побуждения духовность - феномен, присущий единственному животному на Земле - человеку. Часто, анализируя духовность, говорят о морали, нравственности, человечности. Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм -- это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму.

Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности:

Аскетизм

Альтруизм.

Аскетизм -- ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимализации материального потребления». Забегая вперед, скажем, что аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей.

В свою очередь, самоактуализация есть ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к обнаружению, сохранению и актуализации своей внутренней духовной сущности. Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Принцип аскетизма «не стремись к максимализации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления.

Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня. Здесь стоит отметить, что «аскетизм» в переводе с греческого (asketes) -- упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Неслучайно в Большой советской энциклопедии при определении понятия «аскетизм» указывается: «аскетизм -- ограничение и подавление чувственных влечений, желаний «умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей».

Альтруизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами».

Альтруист - это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами образец крайнего альтруизма.

«Духовность - важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования».

Послание Мираэля от 30.09.12.

Приветствую Вас, Дорогие Друзья, на Планете Свободы и Осознанного Выбора! Я Есть Мираэль, Мастер Творческих Сил.

На момент Сейчас Мы поговорим о Многомерной Интеграции Материального и Духовного Начал.

Что зачастую понимается под Духовностью? Религиозные либо идеологические убеждения, поиски себя, практики, медитации и многое подобное.

А что чаще всего Вы считаете Материальностью? Всё окружающее Вас в денежно-предметном эквиваленте.

Любимые Друзья, Материальность и Духовность - суть одно. Уровни Материальности-Духовности идентичны в зависимости от вибраций и Присутствия в определенном Измерении.

Духовность - это Мир Чувств, Желаний, Визуализаций, Намерений, Мечты, Образов. Это Мир непроявленного, незримого.

Материальность - это Мир отраженного и проявленного Чувства, эмоции, Желания, Замысла, Идеи, Намерения и т.д.

Это два взаимозависимых и дополняющих друг друга Мира.

Ваше понимание Материальности-Духовности зависит от Уровня Вашей Осознанности, от того, насколько раскрыто Ваше Сердце, от того, насколько Ваш Внутренний Ребенок, Ваше Высшее Я, находится в Гармонии с Вашим Разумом, с Вашим Мировоззрением, с Видением Вашего Пути Предназначения Души.

Но Эксперимент дуальности на Гайе разделил единое Целое - Материальность-Духовность - на две разные и независимые части. Появились фанатики и атеисты, материалисты и аскеты, «эзотерики» и так называемые «обыватели».

Карма - Ваш Учитель и направитель - начала процесс Гармонизации в Вас двух важнейших Начал. В одной Жизни Вы достаточно активно познавали ценности Материального Мира. В другой - Вы интенсивно осваивали Мудрость Духовного Пути.

И вот, уже воплощаясь в Эпоху Новой Эры, Вы готовитесь к тому, чтобы совершенно осознанно приступить к Интеграции Материальности-Духовности, что является основой для Гармоничного Бытия, Развития Души и Тела.

Сейчас Мы приведем достаточно простые примеры того, как кармические законы помогают той либо иной Душе осознать, насколько важны эти два Начала Мироздания. В этих метафорах отразятся Коды для Принятия этих двух Энергий в Ваш Внутренний Мир.

Итак, представьте следующую картину. Есть Женщина, у которой есть значительный энергетический «перекос» в сторону Материальности: Она боится бедности и считает, что достойный Мужчина - это Мужчина с достатком, материально обеспеченный. И этого для Неё вполне достаточно. И это означает, что материя Женщины не обеспечена Потоком Свыше - Духовной Энергией Любви.

Принятие Материальности - это Принятие Земной, Планетарной Энергии, Восходящего Потока. Принятие Духовности - это Принятие Вселенской Энергии, Нисходящего Потока. Для гармоничной личности оба эти Потока одинаково важны и уместны.

Итак, данная Женщина выходит замуж за Мужчину, материально обеспеченного, с которым Она вибрирует на идентичных высотах. В таком союзе Женщину ожидает Урок. Мы рассмотрим один из Уроков, взятый из Пространства Вариантов. К Женщине притягивается Кармический Партнер, обладающий материальными благами, но имеющий далеко не «случайные» проблемы с эго (искаженные представления о нравственности, жестокость, неуважение Женщин, Детей, Природы, непринятие Духовности и т.д.). И Женщина на себе испытывает, что этот Урок говорит о следующем: «Не в деньгах Счастье».

Приведем очередную метафору.

Женщина верит в то, что Духовность - это вершина Пути. Под Духовностью Она понимает следующее: желания материальных благ - «греховны» по сути своей; нужно себя отграничить от Мира Изобилия.

Такая Женщина может вибрационно притянуть Мужчину, фанатично настроенного на то, что обеспечивать Семью нужно лишь предметами жизненно важными; что молитва, аскеза и медитация - это достаточные условия для Гармоничного Бытия. Он не обращает внимания на Детей либо достаточно суров с Ними, желая Им привить фанатичное уважение к Его верованиям. И даже если подобный Мужчина пожелает заработать - у Него это не получится, потому что Он относится к Миру Материи с предубеждением. И Женщина, познавшая этот Урок, начинает осознавать: «Не в одной Духовности Счастье».

Счастье - это Гармония Материи и Духа, это тотальное Принятие Энергий высоких вибраций с Любовью и Благодарностью.

Итак, Женщина притягивает в свою Жизнь такого Мужчину, который отражает Её Внутренний Мир. То же самое касается и Мужчин.

Перевес в сторону Материальности - это дисгармония, потеря поддержки Энергии Духовной.

Перевес в сторону поиска Духовности - это дисгармония, потеря поддержки Гайи, Земной Энергии Материализации Намерения.

Если Женщина из приведенных метафор осознает в себе Уроки, то Она будет являться Вдохновением для Совершенствования своего Мужчины.

Мужчине нужен мощный энергетический стимул для изменений. Зачастую им становится Душа Любимой Женщины. И тогда Кармическое Партнерство трансформируется в Союз Родственных Душ. Такая потенциальная возможность всегда присутствует.

Поэтому, Дорогие Друзья, именно на Женщинах лежит огромная ответственность за Возрождение Духовности, Гармоничной Духовности, где Дух и Материя слиты воедино, образуя Равновесие.

На этом Мы заканчиваем Наше Послание. С Любовью и Безграничным Почтением к Вам, Друзья!

Всегда с Вами, Мираэль, Мастер Творческих Сил.

Если ты чувствуешь противопоставление между этими двумя понятиями - духовное и материальное, то этот пост как раз для тебя - он может прояснить что-то в твоей голове и как следствие - изменить в твоей жизни.

Но будь осторожен, потому что этот пост может «подсветить» иллюзии - мягкое и уютное одеяло мнимой духовности, в которое так комфортно спрятаться с головой от реальных вызовов жизни.

Сразу скажу, что этот пост я писал как обращение к мужчинам, но девушкам его тоже рекомендую почитать, может, при удобном случае, ненавязчиво предложите почитать своему мужчине.

Откуда вообще ноги растут?

Я много размышлял, откуда вообще пошло это противоречие?

Почему так много людей в нашей стране противопоставляют духовность и материальное благополучие?

В нашей стране сложилась уникальная ситуация - полнейшая неразбериха в головах в отношении духовности и материальности. Много путешествуя по миру, я такого лютого противопоставления больше нигде не встречал.

На то может быть много причин, но ясно одно - мы получили очень серьезную прививку к понятию «богатство», и эта прививка в значительной степени отравила наше сознание.

Во-первых, семьдесят лет социалистической идеологии не прошли бесследно. При социализме богатство однозначно считалось безнравственным качеством, стремиться к которому позорно, стыдно.

Поэтому до сих пор в нашей стране для многих слово «богатый» стало синонимом отрицательного: словосочетание «богатый человек» звучит скорее осуждающе, чем одобрительно.

В сознании многих людей богатый - это нечестный человек, вор, эгоист, аморальный тип. И понятное дело, богатый человек не может быть духовным по определению.

А если добавить сюда еще влияние Православной церкви, традиционно покровительствующей бедным - ведь кто из нас не слышал эту крылатую фразу: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»…

То все становится весьма однозначно - надо определиться и выбрать что-то одно: либо ты богатый, но бездуховный, либо ты духовный, но бедный.

Скажи, ты в это веришь?

Я много общаюсь с людьми и часто наблюдаю, что в голове человека «полная каша» по этому вопросу.

Ну например, я часто слышу мнения в духе, что:

  • «по-настоящему духовный человек не будет брать деньги за то, что он делает » или
  • «духовный человек не должен заботиться о своем материальном благополучии и зарабатывать деньги, он должен жить на пожертвования »
  • «духовный человек - это человек, который отказался от радостей и удовольствий мирской жизни, он живет уединенной и простой жизнью где-нибудь в пещере »

И все в таком духе.

Если простыми словами, в представлении таких людей «духовный человек» не может быть одновременно успешным и в миру.

Духовный - это человек сознательно и добровольно бедный: он ездит на метро, живет впроголодь на те крохи, что ему время от времени подкидывают люди добрые, а все свободное время - самопожертвенно проповедует духовные знания - за бесплатно разумеется, ведь духовные истины не могут продаваться за деньги, не так ли?

И мне тут хочется спросить:

ЧТО ЗА БРЕД? Откуда вообще люди это берут? Что за искаженное и ограниченное понимание духовности?

По моим наблюдениям, корни растут от мешанины в головах, от заимствованных и не проверенных на своем опыте убеждений и верований, от подмены понятий, от неверного понимания и толкования (возьми ту же притчу про верблюда и игольное ушко) и в целом - от нежелания глубоко разобраться для себя в этой теме.

Когда я спрашиваю у таких людей: «А почему вы так уверены, что духовные люди обязательно должны жить на подаяния? Неужели вы правда верите, что если человек ездит на метро, это его делает более духовным?» то обычно слышу в ответ что-то в духе:

«Потому что в Индии духовные люди - это монахи-отшельники, у которых ничего нет кроме миски для подаяний - они скитаются из одного места в другое и живут на милостыню. Вот это действительно духовные люди!»

Ну приехали.

Давайте разбираться.

Начнем с того, что во многих духовных традициях - будь то христианство, индуизм или буддизм - выделяют два пути духовного самосовершенствования: путь мирской жизни и отречение от мира - монашеский путь.

И коль скоро речь уже зашла об Индии, давай небольшой ликбез проведем.

В традиционной ведической культуре считалось, что человек за свою жизнь должен прожить четыре разных этапа становления и развития - каждый такой этап называется «ашрам»:

Согласно системе ашрамов, человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определённого ашрама.

  • 0-24 годы жизни - Брахмачарья (жизнь ученика) . Жизнь под руководством гуру, посвящённая приобретению знаний, практике самоконтроля и полового воздержания, обучению действовать в согласии с принципами дхармы и практике медитации.
  • 25-49 годы жизни - Грихастха (семейная жизнь) . Создание семьи, рождение детей, выполнение обязанностей домохозяина и служение обществу.
  • 50-74 годы жизни - Ванапрастха (уход от дел) . После выполнения семейного долга человек постепенно оставляет все свои мирские обязанности, подготавливаясь к конечной стадии - полному отречению от мира.
  • 75-100 годы жизни Санньяса (жизнь в отречении) . Уход от мирских дел, полное посвящение духовному развитию, практика медитации, подготовка к смерти и достижению мокши (освобождения).

Как видишь, эта система ашрамов наглядно показывает, что для гармоничного развития человек за свою жизнь должен последовательно прожить несколько различных этапов становления, причем на каждом этапе - свои задачи и свои обязанности, свои сложности и радости.

Это некая идеальная картина мира, как должна развиваться жизнь человека. Понятно, что на практике - в той же современной Индии - все обстоит иначе.

Например, если строго следовать этому предписанию, то на практике мало кто доживает до этого четвертого периода - полного отречения.

Но как бы то ни было, если мы посмотрим на различные культуры и традиции - и здесь я говорю не только про Индию, но и про Россию - то человек по факту выбирает для себя один из двух путей духовного развития - это либо путь отречения от мира (монашество, саньяса), либо путь семейной жизни (грихастха).

И когда кто-то ссылается на «настоящих духовных людей» в Индии, которые живут на подаяния - имеют в виду как раз таких садху - отреченных от мира скитальцев, которые в этой жизни выбрали такой путь духовного самосовершенствования. Таких людей в оранжевых одеждах ты встретишь в любом городе Индии:

Это выбор накладывает на них ряд обязательств:

Санньясины отказываются от имущества и становятся странствующими монахами, живут подаянием, беспрерывно пребывая в духовной работе. Они соблюдают половое воздержание, не общаются с женщинами и ходят в шафрановых (оранжевых) одеждах.

Но значит ли это, что только такие отреченные монахи являются духовными?

Вовсе нет.

Не надо забывать, что есть и другой путь духовного саморазвития - это грихастха: семейная жизнь и работа.

В православии, кстати, все то же самое - есть монашеский путь и есть мирской путь (брак, семья).

Несколько вопросов для размышления:

  • Какой из этих двух путей более духовный?
  • Какой быстрее приведет к Богу (освобождению)?
  • Какой из этих двух путей легче?

Вот об этом мы и поговорим сегодня.

Я встречал два разных мнения на первый вопрос: есть мнение, что отречение - это более высокая стадия духовного развития. Ну может быть, спорить с этим не буду.

Вот почитай, что говорит православие на этот счет:

«Каждый человек, достигнув определенного возраста, оказывается на жизненном распутье и, порой, не знает, что ему выбрать: путь семейной жизни или монашества. Старец Паисий Святогорец старался помочь таким людям и напоминал, что в первую очередь необходимо для самого себя понять, каково предназначение человека. По его словам, всегда нужно помнить, что смысл жизни состоит в том, чтобы достичь Царствия Небесного, куда ведут два благословенных Богом пути. Оба эти пути разные, но ведут к одной цели. Самое главное, чтобы идущий по одной дорожке не осуждал того, кто идет по другой. Сами по себе монашество или семейная жизнь не делают человека святым, наследником вожделенного рая. На обоих этих путях встречаются свои горечи и беды. Только личное любочестие и усердное стремление подвизаться добрым подвигом освящают монаха либо семьянина.

Отец Паисий говорил: «Ему хочется вступить в брак? Пусть женится, но с усердием постарается стать добрым главой семьи и жить свято. Ему хочется принять монашество? Пусть уходит в монахи, но усердно старается стать монахом хорошим .»

Ты понимаешь, что это означает?

Второй путь - мирской семейной жизни, путь домохозяина - это не менее духовный путь, чем монашеский.

На самом деле, даже выбор не стоит - этот выбор определяется кармой человека, его предрасположенностью. Именно по этой причине кто-то уже в юном возрасте решает постричься в монахи, а кому-то такая идея даже в голову не придет за всю жизнь.

Но это не значит, что тот, кто стал монахом, автоматически более духовный, чем мирской человек.

Главный критерий духовного развития на любом из этих двух путей - это то, насколько качественно, тотально и честно ты проживаешь выбранный путь и выполняешь те обязанности, которые этот путь налагает на тебя. Именно это честное выполнение своей дхармы и приведет тебя к максимально быстрому развитию и продвижению на духовном пути.

И здесь очень важно уяснить для себя, что монашеский путь и мирской путь - накладывают совершенно разные обязанности на человека.

Поздравляю, ты свой выбор уже сделал!

Я не шучу. Если тебе уже 20+ лет, то с вероятностью 99% я могу сказать, что выбор своего духовного пути ты уже сделал.

Простой тест:

Посмотри сейчас, как ты одет. Ты видишь на себе монашеские одежды (неважно какой традиции)? Ты читаешь этот пост из своей монастырской кельи?

Если да, то прими мое почтение - я с большим уважением отношусь к пути отречения и чувствую, что в одной из прошлых жизней проходил этот путь. Дальше ты можешь уже не читать, потому что дальше мы будем говорить преимущественно о другом равноправном выборе - пути грихастхи.

Однако если ты вдумчиво изучив себя в зеркале, не заметил на себе монашеских одеяний, то поздравляю - в этой жизни, похоже, ты уже сделал свой выбор - и как ты догадываешься, твой выбор не в пользу отречения от мира и монашества.

Осознанно или нет, но в любом случае твоя карма привела тебя к другому пути - пути грихастхи.

Это путь мирской семейной жизни, путь домохозяина. И на самом деле этот путь - наиболее распространенный. Совершенно нормально, что ты выбрал этот путь.

Это не значит, что ты чем-то хуже монахов, менее духовный, будешь медленнее развиваться и т.д.

Сразу стоит сказать: ты сильно ошибаешься, если считаешь, что обязанности домохозяина легче, чем обязанности отреченного от мира монаха.

Старый церковный анекдот:

«Послушник спрашивает духовника - "Отче а среди женатых были святые?"

"Конечно, - отвечает авва, - причем большинство среди них - мученики"

Мы кратко уже упомянули основные обязанности отреченного от мира монаха-отшельника - отказ от имущества, жизнь на подаяния, брахмачарья (половое воздержание), постоянные странствия (нельзя иметь дом) и т.д.

Давай теперь поглубже разберем, в чем заключаются обязанности второго пути духовного самосовершенствования - мирской путь:

  • Мужчина обязан содержать свою семью и предоставить каждому из ее членов покровительство и защиту;
  • Мужчина обязан честно и достойным образом зарабатывать на жизнь семьи;
  • Мужчина должен стремиться к тому, чтобы избавить свою жену от необходимости зарабатывать на жизнь;
  • Мужчина обязан быть духовным лидером для своей семьи, вдохновляющим своим собственным примером;
  • Мужчина обязан принимать активное участие в воспитании детей;
  • Мужчина обязан проявлять заботу о старших и младших родственниках как со своей стороны, так и со стороны жены;

И разумеется, то, что идет по умолчанию - домохозяин, в первую очередь, должен создать семью - выбрать женщину, жениться на ней, взять ответственность и хранить ей верность.

Именно на грихастху (домохозяина) ложится бремя содержания всех тех слоев населения, кто сам себя содержать не может - это и старики, и дети, и больные, и те самые отреченные от мира отшельники. Ведь они живут на подаяния, а ты не задумывался - кто им эти подаяния дает?

Как видишь, обязанности домохозяина сильно отличаются от обязанностей монаха-отшельника.

И опять же повторюсь, это не значит, что монах-отшельник более духовный, чем семьянин, это равноправные пути и духовное развитие каждого зависит от того, насколько качественно они будут выполнять свои обязанности.

А теперь прочитай еще раз обязанности семьянина. К чему, по большому счету, сводятся его обязанности?

Обеспечивать семью, зарабатывать, заботиться о семье и родственниках, помогать нуждающимся - это обязанности , а не права.

Так что «хочу-не хочу, нравится-не нравится» - у тебя нет выбора, ты не монах.

Если ты семьянин, ты обязан зарабатывать, чтобы, во-первых, достойно содержать свою семью (в широком смысле - включая родителей и родственников), а во-вторых, чтобы своим благополучием делиться с окружающими людьми и обществом в целом.

И если ты этого не делаешь - ну извини, ты не исполняешь свою дхарму. А это уже называется адхарма - противоположность дхармы, то бишь неправедность, грех и зло.

Если выполнение дхармы ведет к духовному развитию, то невыполнение свой дхармы (адхарма) - наоборот тормозит духовное развитие.

Такие вот дела.

Какой главный практический вывод из всего этого?

Хватит морочить голову - как себе, так и остальным!

Если уж по карме ты выбрал путь домохозяина, то не надо тогда морочить голову своим близким «высокодуховными» басенками о бренности бытия, отречении от материального, аскетизме и добровольной бедности.

Потому что такие «высокодуховные» отмазки от своей дхармы как семьянина - это и есть адхарма - неверное понимание своего пути, своего долга и обязанностей.

Ты не монах, но выбрал для себя путь добровольной бедности?

Скажи, а твоя жена, дети, родители и другие близкие люди - они тоже выбрали разделить вместе с тобой этот «благородный» путь?

Сначала построй дом, достойно обеспечь семью, вырасти детей, работай на благо обществу, а после 75 лет, если доживешь, то ради Бога - путь санньясы и добровольной бедности открыт для тебя!

Но сначала - будь добр, выполни качественно свои обязанности перед семьей и обществом, иначе это чистой воды эгоизм, лень и бессилие, а не духовность.

Видишь, в чем дело - качественно выполнять обязанности на любом из двух путей - это очень сложно, это требует ежедневного труда, самоотдачи, преодоления своих низших качеств, работы со своим характером, очищения намерений.

И мирской путь он отнюдь не легче, чем монашеский. Если ты конечно, наберешься смелости идти по этому пути смело и тотально.

Но к сожалению, я вижу, что многие хотят «и рыбку съесть, и сковородку не помыть…»:

От мирского пути я возьму секс и прочие чувственные радости, а от монашеского пути я возьму презрение к материальному, инфантильное нежелание создавать семью и брать ответственность или «сливание» ответственности перед своей семьей и близкими.

Причем все это подается под соусом «высокодуховности»…

Это и есть адхарма - уродливое проявление слабости и неспособности честно выполнять свои обязанности на выбранном пути.

Все равно что монах бы вместо молитвы и медитации рассматривал бы с вожделением симпатичных прихожанок.

«Отреченный» семьянин и «чувственный» отшельник

Два самых уродливых явления рождаются от попытки скрестить несовместимое: так рождаются «отреченный» семьянин и «чувственный» отшельник

«Отреченный» семьянин - это когда муж говорит своей жене:

«Дорогая, ну я же духовный человек, вся эта материальная жизнь - не для меня. Какие деньги? Зачем нам деньги? Деньги - это грязь, недостойно, зачем все это? Давай будем довольствоваться малым, будем вести простую аскетичную жизнь. А чтобы дети с голода не померли, ты конечно, иди работай, если тебе это так нравится - это же тебе нужна вся эта «бренная материалка», ну а я в нашей семье за духовное развитие отвечаю, поэтому я остаюсь дома сидеть, буду мантры читать».

Кстати, само нежелание заводить семью и брать на себя ответственность за семью - это чистой воды адхарма (не выполнение своих обязанностей) для грихастхи.

Второе не менее уродливое явление - «чувственный» отшельник

Тут опять же надо для себя определиться - если ты монах, то забудь о женщинах на эту жизнь.

Если ты выбрал путь отречения от мира, санньясу, то тебе уже не надо думать о мирском и материальном, о противоположном поле тоже можно забыть, в этой жизни - целибат, то есть секса ни-ни.

А если ты уже пробовал, но забыть женщин что-то не получается, то опять же:

Перестань морочить всем голову!

Значит, ты не монах. Не в этой жизни, по крайней мере.

А раз так, то заново перечитай обязанности грихастхи - семья, дом, зарабатывать, обеспечивать, заботиться, служить и далее по списку.

Да, это сложно.

Гораздо проще и удобней быть «чувственным» монахом.

А то как бывает: человек не отказывает себе в чувственных удовольствиях, но жениться и создавать семью он не готов - ведь он же «духовный человек», почти монах. Ну-ну.

Практические выводы

Духовность проявляется и развивается в честном выполнении своей дхармы - тех обязанностей, которые накладывает на тебя выбранный путь духовного развития.

Свой выбор ты уже сделал - посмотри в зеркало и если не увидишь на себе монашеских одеяний, то поздравляю - ты грихастха. По своей карме ты выбрал путь семьянина и домохозяина, а не монаха.

Поэтому перестань пудрить мозги - как себе, так и окружающим, изображая из себя отреченного от мира монаха-отшельника и выдавая это за проявление духовности.

У тебя в этой жизни совсем другие обязанности - и тебе надо научиться их качественно выполнять, если ты хочешь духовно развиваться.

Если ты не монах, твоя прямая обязанность - создать семью, построить дом, научиться достойно зарабатывать честным трудом, чтобы обеспечивать свою семью, заботиться о своих родственниках, заботиться об обществе в целом, поддерживать нуждающихся, делать благие дела.

Причем твое духовное развитие напрямую зависит от того, насколько честно и качественно ты сможешь выполнять свои обязанности.

Теперь давай вернемся, с чего начали - как сочетается духовное и материальное?

Тут все зависит от того, какой путь ты выбрал.

Если ты монах и идешь по пути отречения от мира, то да, действительно, материальное тебя не должно заботить.

Но если ты не монах, то прости конечно, но формула «бедный, но духовный» тебе не подходит.

Потому что грихастха не может себе позволить быть бедным! Как он может быть бедным, если ему надо и свою семью обеспечить, и родственникам помогать, и нищих кормить, и обществу служить?

Домохозяин должен твердо стоять на ногах, достойно зарабатывать (причем честным трудом!) и разумно использовать свое благополучие на благо другим.

Если домохозяин бедный, то, извини за грубость, он хреново свою дхарму выполняет и гордую формулу «бедный, но духовный» будет справедливо заменить на совсем уж печальную: «бедный и при этом ленивый, слабый, не выполняющий свои обязанности». .

Богатый И духовный

Так уж моя карма сложилась, что в этой жизни я семьянин, иду путем мирской жизни. У меня есть жена, будут дети. У меня большая семья - родители, бабушка, два брата, сестра. У жены тоже большая семья - родители, две сестры и брат.

Моя дхарма в этой жизни - содержать и заботиться о своей многочисленной семье, быть в позиции силы и ресурса, чтобы я мог позаботиться о них, моя задача - построить дом для своей семьи, обеспечить достаток в семье. И это только первый шаг. Дальше идет помощь другим и служение обществу - участие в благотворительных проектах, делать что-то полезное для мира, передавать знания, обучать.

И видишь ли, я не хочу изображать из себя монаха-отшельника. Это принципиально другой путь, со своими горестями и радостями.

Для мирской жизни нужны деньги, их нужно уметь зарабатывать, причем делать это экологично, честно и саттвично, что само по себе уже огромное искусство.

Грихастха не может отрицать материальное - это просто одновременно абсурд, лицемерие и невежество в его положении.

Он должен стремиться к развитию в материальной области и честно заработать свое благополучие, потому что именно он - источник благополучия для своей семьи и всего общества.

Но в то же время, грихастха не должен полностью погрязать в суете мирских дел и забот, забывая о своей душе, забрасывая свою практику.

Выбор для меня самого очевиден:

Я сам выбираю баланс. Я считаю, что только баланс духовного и материального приводит человека к зрелости, к гармоничному развитию без крайностей и перегибов.

И богатый, и духовный - только так и никак иначе.

Разумеется, держать баланс - это гораздо сложнее, чем падать в крайности. Именно поэтому вокруг так много людей, кто живет в крайностях и так мало тех, кто научился тонкому искусству баланса.

В следующем посте я продолжу эту тему, мы будем говорить как раз о балансе духовного и материального: как держать баланс и не прыгать из одной крайности в другую?

Всем этим делись в комментариях, мне интересно знать, что ты думаешь по этой теме.

И веришь ли ты вообще, что баланс достижим? Или ты все же считаешь, что либо богатый, либо духовный?

Делись постом с друзьями, особенно если среди них есть «отреченные» семьянины и «чувственные» отшельники.

Форма регистрации

Вдохновение и практическая мудрость в твоём ящике

70.000+ человек уже сделали свой выбор и читают мою рассылку. Многие письма я пишу только для подписчиков и больше нигде не публикую.

ОСТОРОЖНО! Дважды подумай, подписываться тебе или нет, потому что:

Во-первых, как ты уже понял, я из тех чудаков, кто пишет олдскульные лонгриды, требующие полчаса твоего времени. Во-вторых, мои посты неминуемо и необратимо будут "перепрошивать" твое сознание и как следствие - менять твою жизнь. В-третьих, ты окажешься в сообществе думающих и развивающихся людей, а это всегда челлендж.

Так что подумай дважды и подписывайся, только если ты готов развиваться.


Похожие публикации