Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Конспект занятия «Звук и буква Ш. Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук, буквы Ш, ш

Елена Тюрина
Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»

Тема : Твердый согласный звук [ш] , буквы Ш , ш. Сочетание ши .

Цель : познакомить с твердым согласным звуком ш , с правописанием сочетания ши ; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления; закреплять знания о звонких и глухих парных согласных ; ввести термин «шипящие согласные звуки »

Оборудование : набор предметных картинок, касса букв , воздушный шар, компьютер, карточки с буквами с ребусами ,

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! У нас урок обучения грамоте , и я хочу посмотреть, с каким настроением вы пришли сегодня на урок . (Используем «светофорики» ).

Вижу, что у вас хорошее настроение? Ну, тогда вы легко отгадаете мою загадку :

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)

Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю вам сохранить ваше хорошее настроении до конца урока .

Каким бы вы хотели видеть наш урок ? (Веселым, интересным, познавательным)

Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для всех нас.

2. Актуализация знаний.

Для чего нужно изучать буквы ? (Чтобы быть грамотными , уметь читать и много знать) .

На какие две большие группы делятся все звуки ? (Гласные и согласные ) .

Чем гласные звуки отличаются от согласных ? (Произношением) .

Какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки ?

Какие из них всегда обозначают мягкие согласные звуки ?

А как вы думаете, существуют ли в русском языке буквы , которые обозначают только твердые согласные звуки ?

Правильно ли вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу урока , если будете внимательны и старательны.

Разобьемся на группы и разгадаем ребусы. (Методика групп сменного состава) .

мель медведь рысь пальцы

Что общего в написании этих слов? (ь)

Расскажите, что знаете о ь. (ь не дает звука , может быть смягчающим и разделительным)

3. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока .

Сегодня на уроке обучения грамоте мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения.

Фонетическая зарядка.

Как шумит камыш? (Ш-ш-ш)

Как шипит змея? (Ш-ш-ш) .

(На слайде в ряд картинки с изображением шара, шапка, подушка, витушка.)

Назовите эти предметы. (хором) .

Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока .

(В каждом слове встречается звук [ш] , значит, тема сегодняшнего урока «Звук ш , буквы Ш , ш» ).

Учитывая тему урока , поставьте перед собой цель нашей работы.

(На доске - опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов.)

Познакомиться с новым…. и с новой ….

Учиться отличать новые. и. от других звуков и букв ;

(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока .)

Цель нашей работы такова :

Познакомиться с новым звуком и новой буквой ;

Учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв ;

4. Изучение нового материала.

У. А теперь приступим к реализации первой цели.

1. Работа со звуком .

У. Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя . Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука , а наш новый звук занимает первое место и составьте схему этого слова. (Составление схемы слова) .

Узнали, кто это.

(К нам придет сегодня шар, потому что в этом слове три звука , а звук [ш] первый ).

Это мы сейчас проверим, вот уже кто-то стучит в дверь. Угадали?

Ш. Здравствуйте, ребята. А вот и я! Вы будете не против, если я поприсутствую на уроке и понаблюдаю за вами? (Нет) .

Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный . Ответ обоснуйте. ([Ш]-[ш]-[ш]. Этот звук согласный , потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда).

Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте , звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте. (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона) .

Послушайте, как я произнесу звук . Скажите, твердый он или мягкий ?

(Он твердый ) .

Дайте характеристику новому звуку , учитывая результаты нашей работы.

(Звук [ш] согласный , глухой, твердый ) .

Придумайте слова с этим звуком .

Нашему гостю - шару тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким . Пока это ему не удается, помогите.

(Ищут слова, делают вывод.) Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый .

Дайте характеристику нового звука полностью .

2. Работа с буквой .

- Звук ш обозначается буквой ш . (Учитель показывает букву в кассе ) .

Найдите её в своих кассах. Покажите мне.

Попробуйте состроить букву из пальцев .

Расскажите, на что похоже буква .

Дети находят букву в кассе букв и слогов ; правильно называют ее; составляют ее из пальцев; говорят, на что она похожа.

Учитель читает стихотворения о букве и показывает картинки.

Посмотри на букву Ш - Буква очень хороша ,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул -

И буква Ш !

На что похожа буква Ш ?

На зубья этого ковша.

Шура Сено ворошила,

Вилы в сене позабыла.

3. Физкультминутка

Дети под музыку сами выполняют упражнения.

1. Наклоны головы вперед-назад.

2. Поднимает руки вверх-вниз.

3. Приседания.

4. Хлопки по сторонам.

5. Руки на поясе. кружимся.

6. Вращение туловищем.

7. Плавание.

8. Прыжки.

5. Закрепление изученного, упражнение в чтении.

Вернемся к поставленным вами целям урока . Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?

(Мы познакомились с новым звуком и буквой . Сейчас будем учиться читать с новой буквой слоги , слова и предложения).

Это значит, что мы приступаем к реализации второй цели урока «Чтение слогов, слов, предложений с буквой ш » .

6. Работа по учебнику.

1. стр. 6 Задание читает учитель.

У. Кто знает, кто такая Шахерезада?

Подробнее об этой девушке нам расскажет Маша.

2. Работа над пословицами. Ученик читает пословицу, вместе обсуждаем смысл.

3. Работа в парах. Обсуждение пословицы. Высказывание своего мнения.

4. Работа на стр. 17.

У. Ребята, рассмотрите еще раз букву .

Схема каких слов изображена ниже, на полях.

Где находится звук ш в первом слове ? во втором?

Покажите это место пальцем в схеме.

4. Чтение слогов парами на слайде.

Чтение слогов в учебнике про себя.

ша, шо, ши, шу, ше.

5. Чтение выделенных слов.

1 столбик

Чем отличаются эти слова?

2 столбик

Назовите четвероногое животное . (кошка) .

Где в слове кошка слышится звук ш ? (в середине) .

Придумайте кличку кошке со звуком ш . (Пушинка, Крошка)

3 столбик

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы ? (Имена людей)

У. Подберите слово, подходящее к данной схеме. (на слайде - школа)

Составьте предложение со словом школа.

Сколько слов в этом предложении?

6. Работать с текстом «Осень» . (Читает один ученик) .

Чтение текста вслух с одновременным хлопаньем в ладоши при прочтении слов с новой буквой .

О чем прочитали?

Как понимаете выражение «горели кисти рябин» ? (Рябина была красная, спелая) .

Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком) .

Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисть руки) .

Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Это многозначные слова) .

Найдите слово в тексте, в котором букв больше , чем звуков . (Осень)

7. Работа с правилом.

Вернемся к слога.

Вспомните, какие гласные смягчают предшествующий согласный ? (и, е,ё) .

Обратите внимание на эти слоги. Как слышите звук ш здесь ? (Твердо )

- Звук ш всегда твердый , поэтому после буквы Ш не пишут букву ы .

Ребята, а теперь давайте обратим внимание на значок-помощник.

Прочитаем правило.

А почему так произошло, я вам сейчас расскажу. Послушайте грамматическую сказку .

Как поссорились шипящие Ж и Ш с гласными буквами Ы , И.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, а неподалеку жили гласные Ы, И.

Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки . Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах , ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли букву И . А вот Ы никак не могут найти. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьёт с пряниками. Обиделись шипящие Ш и Ж - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так : жи-щи!

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ‚ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши .

Правило на слайде.

Придумаем слова с сочетанием ШИ

8. Работа по учебнику стр. 18.

У. Что нарисовано вверху?

Плоды каких деревьев вы видите?

Как называют плоды сосны и ели? (шишки)

Сколько слогов в слове шишки?

На какой слог падает ударение?

Какое правило здесь встретилось? (Ши пиши с и) .

9. Чтение рассказа «Петушки» . стр. 18.

Чтение по цепочке по строке.

Назовите рифмы.

В каких словах встретилось сочетание ши ?

Когда о детях говорят «распетушились» ?

Как таких детей назвать одним словом? (Драчуны) .

Повторное чтение по одному.

7. Творческая работа.

Воздушный шар очень доволен тем, как вы учились читать, и очень захотел вас порадовать мультфильмом.

Но прежде чем смотреть мультфильм, разделимся на группы.

Смотрим мультфильм и запоминаем слова со звуком ш , после просмотра поиграем в игру «Кто больше запомнил слов?»

- Букве ш так понравилось , как вы играли, что она тоже решила с нами поиграть.

Рассмотрите запись и сформулируйте задание к творческому упражнению.

(Необходимо заменить букву так , чтобы получилось новое слово).

На слайде записаны пары слов

крыса – кры…а

пар - …ар

малина – ма…ина

месть - …есть.

Ребята, шарик мне подсказывает, что пришло время поиграть с гостями.

Давайте загадаем им загадки, отгадки которых начинаются с буквы ш .

Сижу верхом,

Не ведаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу, привечу. Шапка

Мохнатенький гудит,

За сладеньким летит.

Работник садовый –

Поясок медовый. Шмель.

На кусте растут цветы

Просто чудо красоты :

Яркие, пахучие,

Ай-ай-ай! Колючие. Шиповник

Здесь и вешалки и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки –

По порядку все лежит. Шкаф.

По закону математики

Он расчерчен на квадратики,

Он завернут в серебро,

Ждет ребят уже давно.

Когда его вы развернете,

То моментально вы поймете,

Что нашелся сладкий клад.

Это вкусный … Шоколад.

Носик мой как у иголки,

Все дырявлю носом колким.

И сапожник без меня

Не забьет в сапог гвоздя. Шило.

Стоит весёлый, светлый дом,

Проворных деток много в нём,

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. Школа.

9. Подведение итогов.

Какую букву изучили на уроке ?

Какой звук она дает ?

Что можете сказать об этом звуке ?

Какие слова с буквой ш встречаются в жизни?

Какое правило нужно запомнить?

Наш гость шар благодарит вас и говорит вам : «Спасибо!»

(написано на шарике) .

10. Рефлексия.

Я прошу вас оценить свою работу на уроке при помощи «светофориков» .

За что вы можете себя похвалить?

Что вам не удалось?

Кузнецова Лилия
Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш»

Звук и буква Ш.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнение и закрепление знаний о букве Ш. Подведение детей к самостоятельному анализу звука Ш. Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Учить составлять звуковые схемы слов типа Крош. Познакомить с буквой Ш. Учить читать слоги и слова с буквой Ш. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать: мимику, мелкую и общую моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: картинки со сказочными героями и другие картинки со звуком Ш, наборы для составления звуковых схем, таблицы с буквами, интерактивная доска, счетные палочки, ручки, таблица для прокладывания дорожки по букве Ш.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Посмотрите ребята, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят с вами познакомиться. – Назови своё имя и первый звук своего имени.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята! Сегодня к нам пришли гости из страны Смешарии. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки.

Я зайка-Смешарик,

Похожий на шарик.

Красив и хорош.

Мое имя… (Крош.)

Я девочка-хрюшка,

Бараша подружка.

Нет краше и лучше

В Смешарии… (Нюши.)

Экспериментов он любитель,

Домика с рогами житель.

Он - ученый главный наш.

Назови его… (Лосяш.)

Они пришли к нам не просто так. Смешарики принесли нам новый звук. Называем еще раз тех, кто к нам пришел: Крош, Нюша, Лосяш.

Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах?

Звук Ш пришёл сегодня к нам на занятие.

3. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки, сначала подготовимся, сделаем гимнастику.

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

4. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

4. Характеристика звука.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

Произнесем звук [Ш]. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Запомните, звук [Ш] всегда твердый!

5. Развитие фонематического слуха.

1). Игра со Смешариками. (Интерактивная доска) («Ищем звуки в словах со Смешариками» - Матыкина И. А.)

Назови картинки.

В каком слове «спрятался» звук Ш?

2). Определить место звука в слове. (Картинки Сказочные герои)

В какую группу их можно объединить? (Сказочные герои)

3). Звуковой анализ слова.

Игра «Живые звуки» - Крош.

Физкультминутка.

Я – попрыгун веселый, Крош! (прыжки, руки на пояс)

Со мной от скуки не умрешь. (движения указат. пальцем влево – вправо)

Друзей веду в поход я смело, (шагаем на месте)

Под силу мне любое дело! (сгибание рук к плечам)

Не страшен гром, огонь, потоп, (хлопки в ладоши)

Да Ежик медлит: «Стоп да стоп!» («Пружинки»)

6. Знакомство с буквой.

Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш.

На что похожа эта буква?

На что похожа буква Ш

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом слева-направо.

1). Составление буквы Ш из счётных палочек.

2). «Прочитай слова на шариках из Смешарии».

3).«Помоги Лосяшу добраться до домика.

7. Игра «Большой-маленький».

(Задание от Бараша – картинки в конверте со звуком Ш)

Превратить большие предметы в маленькие.

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Что вам больше всего понравилось?

И вы очень понравились Смешарикам, поэтому они решили подарить вам свои раскраски.

Публикации по теме:

«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.

Конспект фронтального занятия «Звук [Ц] и буква Ц. Цыпленок Цып» Задачи: 1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.

Конспект занятия по развитию речи «Звук [И] и буква И» Конспект занятия по развитию речи 17.10.17 9 группа Подготовила: Жирнова А. Л. «Звук и буква И» Цели: Коррекционно-образовательные: формировать.

Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х» Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х» Коррекционно-образовательные задачи: -закрепление знаний о букве и звуке «Х», -формирование.

Скачать:

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Стихи о букве Ш,ш

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

II.Фонетическая зарядка

1)ча-ча-ча- горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч- наступила ночь.

2)проговаривание скороговорки:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

III.Повторение

1.Игра «Перекличка букв»

(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)

Выйдите гласные буквы

Гласные смягчающие согласные в слиянии.

Гласные в слиянии с которыми согласные всегда твердые.

Гласные, которые могут обозначать 2 звука.

Звонкие согласные

Глухие согласные

Парные согласные, найдите друг друга.

Всегда мягкий согласный

Буква не обозначающая звука.

Для чего она нужна?

Будем мы всегда где надо, ь знак вставлять в слова.

2.Игра «Занимательные модели»

Ь (конь,лось,ноль,соль,моль,гусь,рысь,мель,пыль,боль,тюль)

Ь (пальто,письмо,коньки,деньги,резьба,судьба,банька,ходьба,

3.Закончите слово с ь.

Бук(варь), тет(радь), сло(варь), мед(ведь), ян(варь), фев(раль).

4.Игра «Слоговое лото»

Повторение о сочетаниях ча-чу.

полу ка пла лок

отве ник ле гун

выклю ная шеп жой

IV.Работа над новым материалом.

1.Ознакомление с согласным звуком [ш].

Какой повторяющийся звук слышите в ловах? (ранее не изученный)

Шушуканье, шуршание, шорох.

Это звук [ш].

2.Знакомство с буквой ш,Ш.

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

3.Чтение слогов, записанных на доске.

Ша-ша-ша- учит мама малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу

Аш-аш-аш- у Вовы карандаш

4.Игра «Найдите слово»

Ш алун, к арандаш, о шибка, л инейка, а льбом

Сколько слов?

Найдите шестое.

Какое это слово?

5.Игра(дополнительно) на внимание.

Первого сентября Саш а пош ел в ш колу. Светило солныш ко.Саш а, как взрослый, выш агивал с папой по ш ирокой улице. Началась его ш кольная жизнь.

6.Исполнение детьми песни «Чему учат в школе».

7.Исполнение частушек.

(задание: запомните все слова с [ш])

Скоро первый год пройдет,

Рады мы по ушки,

А теперь мы нам споем

Школьные частушки.

Форма новая надета,

Белая рубашка.

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка.

Буквы в Машиной тетради

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут

Маше хвостиками машут.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели

Мы сказали: «Тишина!»

В школе треснула стена.

Дал списать я на контрольной

2 задачки Сонечке

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

Тряс и тряс портфель Тарас

Чтоб найти тетрадки

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали

8.Игра «Собери пословицу»

Поспешишь, людей насмешишь

Как вы понимаете смысл пословицы?

9.Работа по «Азбуке» с.114-115

1)чтение слов в столбиках с дополнительными пометами

2)чтение текста с.115

Как можно озаглавить текст?

10.Чтение письма Пишичитая к детям (читают 4 хорошо читающих детей)

Советы Пишичитая.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Ты думал школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Парта – это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя спокойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Вставайте дружно каждый раз

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит – надо встать

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

V. Итог урока.

Давайте немножко поиграем. Я буду называть слова, а именно, одежду, и если в этом слове встречается новый звук, то вы хлопаете в ладоши, а если нет то просто тихо сидите: шапка, шуба, куртка, шорты, платье, туфли, штаны, костюм, рубашка, юбка. Хорошо!

Звук [ш] обозначается буквой «Ша»

Запомним название буквы - «Ша». Давайте повторим хором - «Ша».

На что похожа буква «Ша»?

Гребешок, забор, вилку, шапку

«На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша»

А еще она похожа на зубья ковша экскаватора.

Посмотрите на заглавную и на строчную буквы «Ша». Похожи?

Да

А чем они отличаются?

Размером, заглавная буква больше строчной

Давайте посмотрим, где эта буква будет жить на ленте букв. Где ее место.

Какой звук она обозначает, скажите еще раз. Дайте ему полную характеристику.

Согласный, глухой, твердый

Если он глухой, то на какой строчке будет жить на верхней или на нижней строке?

На нижней

А какие буквы живут рядом?

Т…с

Посмотрите на слайд. Прочитаем слоги. Читаем хором слоги.

Читаем сверху вниз.

Теперь прочитайте гласные, которые обозначают твердость согласного.

А, о, у

Перед ними согласные мы читаем твердо

А какие гласные обозначают мягкость согласного

Е, и

А как мы прочитали? Твердо или мягко?

Твердо

Прочитаем хором слог на доске. Обратите внимание написана буква «и», но согласный мы произносим твердо, т.к он не бывает мягким, он всегда твердый.

Поэтому очень важно запомнить правило:

Ши пишется с буквой и.

Найдите внизу страницы правило. Прочитаем хором

Все находим столбики слов. Читаем слова по цепочке.

Найдите слово, которое начинается на новый звук?

Школа

Найдите слово, в котором новый звук стоит на конце слова?

Карандаш

Найдите слова, в которых новый звук встречается в середине?

Кошка, Миша, Гриша, карандаши

Какой этот звук во всех словах, твердый или мягкий?

Твердый

Потому что он всегда твердый

И так, что вы запомнили об этом звуке, какой он?

Глухой и всегда твердый

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем и

Работать начинаем.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию на стр.17

Кто нарисован?

Дети

А просто ли это дети из детского сада?

Нет

А кто же они?

Школьники

Куда они пришли?

В лес, на поляну

А что собирают?

Шишки, листья

Давайте прочитаем текст по цепочке.

О каком времени года говорится?

Говорится об осени

Какие стояли деньки?

Стояли ясные деньки

Куда пошли дети?

Дети пошли в лес

Что говорится о кистях рябин?

Кисти рябин ярко горели

Что собирали дети в лесу?

Дети собирали сосновые и еловые шишки

Найдите в тексте слова, в которых есть новая буква?

Пошли, шишки

Давайте мы с вами придумаем детям имена, но такие имена, чтобы в их присутствовал звук [ш]

Саша, Шура, Миша, Маша, Даша, Паша

Хорошо! Молодцы!

Теперь открываем стр. 18.

Посмотрите на верхние картинки. Плоды каких деревьев изображены?

Сосны, рябины, ели

А как называются плоды сосны и ели?

Шишки

Сколько новых звуков в слове шишки?

Прочитайте название стихотворения

Петушки

Посмотрите на иллюстрацию. О каких петушках говорится в стихотворении?

О домашних птицах, драчливые

Давайте прочитаем стихотворение.

Найдите в стихотворении слова со слогом «ши»

Распетушились, решились, петушиться, лишиться,

Какое правило мы выучили?

Во всех словах «ши» пишется с «и»

Давайте поиграем в игру «Спокойной ночи» Когда я буду говорить «Спокойной ночи», вы закрываете глаза, а когда говорю «Доброе утро», вы их открываете.

«Спокойной ночи»

Посмотрите на слайд презентации.

Какое слова написано?

Шина

Что это? У чего бывает?

У машины, мотоцикла

А теперь, «Спокойной ночи», закрываем глаза.

«Доброе утро» - открываем глаза.

Прочитаем слово.

Машина

Что изменилось на слайде? Что добавилось к первому слову.

Ма

Я говорю, «Спокойной ночи», закрываем глаза. «Доброе утро» - просыпаемся.

Какое слово теперь получилось?

Тишина

Что изменилось?

Слог «ма» заменили слогом «ти»

Прочитаем еще три слова: малыши, широко, спешит.

Какой слог повторялся во всех словах?

+ «ши»

Посмотрите на иллюстрацию на странице 19.

Кто изображен на картинке?

Внук и дедушка

Что делает мальчик?

Смеется

А над кем он смеется?

Над дедушкой

Что вызвало его смех? Почему он смеется?

Дед не может забраться на печку

Прочитаем текст по цепочке.

Сейчас я вам прочитаю еще раз текст.

Что узнали о деде? Что он не смог сделать?

Залезть на печку

Как вел себя внук? Правильно ли, на ваш взгляд, он поступает?

Нет, не правильно

В каком предложении нам всем дается урок?

Прочитаем его.

Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.

Чему нас учит рассказ?

Помогать пожилым людям

Прочитаем заголовок внизу страницы

Что для чего

Какой знак стоит в конце предложения

Вопросительный

Что для чего?

Прочитаем первый столбик.

Можем ли мы сказать, что это у нас целые предложения

Нет

Их нужно продолжить, а продолжить нам помогут слова второго столбика

Прочитаем второй столбик

Карандаш чтобы

Рисовать

Иголка чтобы

Шить

Ручка, чтобы

Писать

Книга, чтобы

Урок обучения грамоте. 1 класс.

Тип урока: ОНЗ

Тема: Звук «ш» , буквы Ш, ш

Цели:

  • Наблюдение за звуком ш. Путем постановки проблемы найти вместе с детьми основные характеристики этого звука. Познакомить с буквами Ш и ш. Закреплять знания об изученных звуках и буквах.
  • Развивать речь, мышление, наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, внимательность, аккуратность, коллективизм.

Оборудование:

Иллюстрации к странице Азбуке; звуки-человечки Ш и ш; схемы предложений; иллюстрации героев сказок.

Ход урока

Актуализация знаний

Ребята, доброго всем утра. Пусть урок будет увлекательным, принесет вам новые знания.

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки

Звуки эти разные - ГЛАСНЫЕ,

СОГЛАСНЫЕ.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не умеют скрипеть и ворчать.

Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.

Назовите те из них, которые мы изучили.

Продолжите предложение: Гласный звук образует..

Гласные звуки бывают...

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Ноне хочется им петь

Что мешает, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные. Назовите те, которые мы изучили.

Постановка проблемы.

Что нового мы будем узнавать на уроке,

вы узнаете, если отгадаете 4 загадки:

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.(мышь)

На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (шахматы)

Два брюшка, 4 ушка. (подушка)

Глазищи, усищи,

А моется все чище.(кошка)

Какой звук, который мы еще не изучали, чаще всего повторяется в этих словах?

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Правильно. Мы отправляемся на праздник к букве, которая будет обозначать звук (ш). Отправляясь в волшебную страну, мы возьмем с собой героев сказок, которые нам будут помогать.

Как вы думаете, какие из этих героев нам помогут: Красная Шапочка, Шапокляк, Кот в Сапогах, Карандаш? (Красная Шапочка, Шапокляк, Карандаш)

А почему именно эти герои?(В этих словах есть звук ш)

Эти герои помогут нам дать характеристику звуку ш по таблице:

Звук

Гласный Согласный

ударный безударный звонкий глухой

Мягкий твердый мягкий твердый

Решение проблемы. Исследование звука.

Исследование звука-человечка

Что сначала будем определять?

Как шипит змея? Ш-ш

Как шипит гусь? Ш-ш (Наблюдаем за губами)

Какой звук ш? (согласный, не поется, встречает препятствия при произношении. Он согласный)

Убираем гласные

Что теперь будем определять?

Звонкий или глухой согласный звук?

Мы до этого урока выявляли, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Подберите слова со звуком ш, чтобы он был твердым.

А теперь подберите слова где звук ш будет мягким.

Дайте характеристике звуку ш. (Согласный, глухой, всегда твердый)

Закрасим человечка-звуковичка. Каким цветом башмачки?

Ребята, обратите внимание, что наш звуковичок держит восклицательный знак.

Почему? Как вы думаете? (Он предупреждает, что он всегда твердый)

Посмотрите на звуковичка, почему они держатся за ручки?

Домашнее задание: раскрасить звуки-человечки.

Знакомство с буквой

Показ плаката с буквой ша.

Скажите, на что похожа буква ша?

На что похожа буква ша?

На зубья этого ковша.

Посмотрите на букву ша,

Буква очень хороша

Потому что из нее

Можно сделать е и ё

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Звукобуквенный анализ слова

О чем говорится, какая картинка является отгадкой?

«Легкая постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой»

Милости прошу к нашему...(шалашу)

Сделаем звукобуквенный анализ слова- шалаш-

Сколько гласных в слове шалаш? Назовите их (а, а)

О чем это говорит? (два слога, тк 2 гласные)

Разделим схему слова на два слога.

Назовите первый слог. (ша)

Определите первый звук. (ш)

Охарактеризуйте его. (согласный, твердый)

Обозначим кружком, какого цвета? (синего)

Назовите второй звук с слоге ша.(а)

Какой он? (гласный, безударный)

Назовите второй слог (лаш)

Назовите первый звук этого слова(л)

Охарактеризуйте его (согласный, звонкий, твердый)

Назовите второй звук(а) нарисуйте красный кружок, поставьте ударение.

Назовите последний звукю (ш)

Печатаем слова по ходу.

Что интересного заметили? (такие слова называются перевертыши)

Словарная работа

Дополните слоги так, чтобы получились слова:

ша

шо

шу

ши

Разучивание чистоговорок:

аш аш-аш-аш у Марины карандаш

ош ош-ош-ош до чего же он хорош.

Шут Чтение про себя

Шум-Что общего в этих словах

Шрам

Шторм

Груша

Шалаш

Пышка(когда так говорят)

Мошка(что это такое?)

Составить предложение с любым из этих слов.

Есть ли в этом столбце однокоренные слова?

Крошка

Окрошка

Крыша

Крышка-Какой корень?Выделить корень.

Что интересного в этих словах?Какой корень?

Выделите корень.Есть ли разница в значении слов шут и шутник?

Шут

Шутил

Шутка

Шутник

Работа с текстом до чтения.

Чтение ключевых слов.

Прочитайте заглавие.

Рассмотрите иллюстрацию.

(Вот и наступил момент,когда наш помощник стал активным участником)

Чтобы до конца разобраться,прочитаем текст.

а)Прочитаем про себя.

б)Вслух по предложениям.

Вопросы по ходу

Кто же Паша?

Кто такой клоун?

Можно ли сварить суп из ромашек.

Повторное чтение.

Рефлексия

Что нового узнали сегодня на уроке?


Похожие публикации