Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Конспект занятия по устранению дисграфии. Конспект занятия по профилактике дисграфии и дислексии в подготовительной логопедической группе тема: «В стране Букляндии»

Конспект занятия "Коррекция акустической дисграфии младших школьников" Тема: Гласные первого и второго ряда А-Я, О-Ё,У-Ю, Э-Е, Ы-И. Буквы А-Я

Конспект занятия по преодолению акустической дисграфии

Тема: Гласные первого и второго ряда А-Я, О-Ё,У-Ю, Э-Е, Ы-И. Буквы А-Я

На основе лексической темы: «Осень»

Цель. Знакомство детей с буквами А-Я; закрепление знаний о гласных; учить сравнивать согласные по твердости-мягкости впереди стоящих гласных; развивать навыки звукового анализа и синтеза; развитие слухового и зрительного внимания.

Демонстрационный материал. Домик с гласными буквами, предметные картинки: туча, астры, листья, утка, яблоко, облако с лужей (слякоть), мяч.

Раздаточный материал. Полоски для обозначения слов, красные, синие, зеленые квадратики для обозначения звуков, ручки цветные (красного, синего, зеленого цвета), логопедические зеркала, массажер «Су- джок».

Ход занятия

Организационный момент

1. Работа с массажером.

Выполнять движение одновременно обеими руками прокатывать пружинки вперед-назад. Катать по ладони «Су-джок» круговыми движениями.

2. Работа с зеркалом. Игра «Узнай звук»

Логопед беззвучно произносит звуки А, О, У, И, просит детей узнать и назвать их, затем произнести и посмотреть в зеркало. Дать характеристику звукам (Они все гласные), (при произнесении воздух не встречает преграды). Чем они отличаются друг от друга? (Звуками, положением губ), упр. «Улыбочка», «Трубочка».

Основная часть

1. Знакомство с образованием йотированных гласных по средством прочтения сказки (Домик с буквами вывешивается на доску).

«Давным- давно жили дружно гласные звуки- А, О, У, Э. Был у них друг согласный Й. Он часто приходил в гости к классным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть вместе, но он стеснялся. Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась А и они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» Прислушались звуки и услышали «Я-Я-Я!» (логопед обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я.) предложить детям пропеть и остальные звуки, что получилось?

2.« Помоги Незнайке» Знакомство с буквой Я (задание выполнять в тетради). На доске картинки, на которых изображены: астры, туча, облако с лужей, утка, яблоко, мяч.

– Из названий картинок убежали гласные звуки. Давайте Незнайке поможем найти их. Напишите слова, подчеркните гласные звуки. Какие гласные звуки смягчают согласные звуки?

3. Развитие фонематического анализа и синтеза «Скажи наоборот».

На доске написаны слоги. Ученики читают слог, затем заменяют гласную А, на гласную Я и наоборот, произносят получившееся слоги:

МА-.., са-…, тя-…, зя-…, ла-…, па-…, вя-…, дя-…

4. На доске написаны слова. Ученики читают слово, затем заменяют гласную А на гласную Я и наоборот, произносят получившееся слово и решают, можно ли оставить буквы в получившемся слове.

Игла, мал, поля, флаг, лямки, вал, ряды, краски, земля, мать, Юля.

5. Физминутка «Яблоко».

Руку протяни, яблоко сорви. Дети повторяют за логопедом

Стал ветер яблоню качать, стихотворение, выполняют

Трудно яблоко сорвать. движения по тексту.

Прыгну, руку протяну-

Быстро яблоко сорву.

6. Спишите слова. Вместо точек вставьте букву а или я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными буквами.

т.релки гл.деть гл.зной св.зка кр.сить

т.жёлый к.ток т.нуть к.пустный т.нучка

7. Спишите слова. Вставьте вместо точек букву а или я. Подчеркните твердые согласные перед вставленной буквой.

сл.коть пл.чет см.тый м.рки пр.чет гр.зный

м.коть ск.чет ст.рый л.мпа пл.тит сл.дкий

8. Спишите слова. Подумайте, какое правило поможет вам правильно вставить гласную.

щ.вель печ.ть волч.та трещ.ть ч.шка площ.дь галч.та укач.ть рощ. свеч. грач.та запищ.ть нач.ло пищ. девч.та угощ.ть

Итог занятия.

Логопед обобщает материал, изученный на занятии:

Какие звуки мы сегодня изучали?

Припомните слова, где пишется гласная буква А, Я?


Тема занятия: Грибы

Цель: Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Звукобуквенный анализ и синтез.

Задачи занятия:

    Совершенствовать знания о звуке и букве, твердости и мягкости согласных, повторить гласные и согласные

    Совершенствовать звукобуквенный анализ.

    Совершенствовать умение определять мягкость согласных звуков

    Развивать правильный темп чтения.

    Способствовать развитию механической памяти в процессе работы с предложением.

    Повторить правила правописания большой буквы в предложении (начало предложения, имена).

    Совершенствовать умение определять на слух и зрительно слова, комментировать значения слов, составлять предложения со словами.

    Совершенствовать знания о грамматическом значении слов в предложении (определение какой частью речи являются слова)

Оборудование: карточки с заданиями

Ход занятия

1. Орг. момент

Записать тему и перечень рассматриваемых вопросов на занятии.

2. Прочитай предложения перевертыши, запиши предложения по памяти. Подчеркни в предложениях гласные одной чертой, согласные двумя, объясни правила правописания большой буквы в словах. Определи количество слов в предложениях.

ГРИБЫ РАСТУТ ОСЕНЬЮ.

ГРИБ ИМЕЕТ ПЛОДОВОЕ ТЕЛО.

БЕЛЫЕ ГРИБЫ РАСТУТ В ЕЛЬНИКАХ.

3. Найдите и подчеркните буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука.

А, и, о, э, ь, ю, ы, я, ё, у, е, ъ

6. Работа со словом. Подчеркните слова, где букв больше, чем звуков:

Гриб, лисичка, мальчик, подберезовик;

Кочка, дрозд, груздь, соловей;

Якорь, пальто, путь, воробей;

Уголь, ясень, кровать, сентябрь, дверь, ястреб.

7. Определите, какие буквосочетания не являются словами, выпишите слова и объясните их значение. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков. Составьте и запишите два предложения с любыми прочитанными словами.

Мал – мял, мыл – мил, мол – мёл, мул – мюл,

Сам - сям; семь – сэмь, сын – син, сон – сён;

Вам – вял, вал –вял, выл – вил, вол –вёл, вул – вюл;

Там –тям, тут – тют, так – тяк, тук – тюк

8. Физкультминутка. Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Звукобуквенный анализ слов, определение грамматического значения слов

- мухомор, медведь, моховик, ель, Уля, Юля;

- сиреневый, белоснежный, ядовитый, маленький;

Бежать, льет, собирать, отъезжать, ябедничать;

Навстречу, вверх, кругом, быстро, вперёд, вокруг

9. Выбери правильный ответ.

1. Сколько звуков в слове груздь

2. Сколько звуков и сколько букв в слове лось.

а) 4 буквы, 4 звука б) 4 буквы, 3 звука

3. На письме звуки обозначаются ……………..

4. Звуки бывают …… ……. и ………………..

5. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда …………

6. В слове гриб букв ….., звуков …….

10. Итог занятия

Чем занимались на уроки. Оценки за работу.

Анализ занятия. Тема занятия соответствует этапу логопедической работы. Поставленные логопедические и педагогические задачи соответствуют теме. Поставленные задачи реализованы. Все этапы взаимосвязаны между собой, логичны. Использованные методы и приёмы (наглядные, словесные) соответствуют поставленным задачам и помогают их реализовать. Вопросы, инструкции чёткие, понятные.

2. Конспект занятия по преодолению артикуляционно-акустической дисграфии

Тема занятия: Осень

Цель: Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме.

Задачи занятия:

    Уточнение и сравнение артикуляции звуков “С-Ш”,

    Закрепление правильного произношения их в речи,

    Совершенствование навыков дифференциации букв на письме,

    Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками “С-Ш”,

    Развитие мелкой моторики, фонематического слуха, развитие памяти.

Оборудование: магнитофон, артикуляционные профили, горох, слоговые таблицы, карточки с наклеенной из бархатной бумаги буквой, цифры

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 5 КЛАССЕ

Логопедическая тема РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Лексическая тема ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
Грамматическая тема Единственное и множественное число существи-
тельных.
Цель Научить подбирать родственные слова.

Задачи Образовательные:
расширение и активизация слов по теме «Домашние животные и их детеныши»;
развитие умения изменять существительные по числам;
развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного;
закрепить знания детей о корне слова.
Коррекционные:
развитие логического мышления;
развитие связной речи.
Воспитательные:
развитие функции контроля и самоконтроля;
формирование усидчивости.

ОБОРУДОВАНИЕ карточки с изображением домашних животных
и их детенышей, карточки с загадками.

Ход занятия
Вводная часть
1.Организационный момент
Приветствие. Знакомство с детьми.
Основная часть
2.Игра «Кто чей малыш»
- Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть животные, которых вы должны угадать.
Острые ушки,
На лапках подушки
Нос, как щетинка,
Дугою спинка
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.

Голодна мычит,
Сыта – жует,
Всем детям молока дает.

С подстриженной гривой,
Скачет ретиво.

С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица.

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пяточек,
Пяточек дырявый,
А крючок вертлявый.

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловка,
Любит морковку.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Выставляю на доску картинки с домашними животными.
- Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давайте поможем найти их. Ну-ка вспомним: у собаки – кто детеныш?

Правильно – щен
·ок. А во множественном числе? (Остальные так же выполняются)
3.Работа в тетрадях.
- Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это делаю на доске.
Образец: кот – котенок – котята
овца – ягненок – ягнята и.т.д.
- Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов.
- Верно, а теперь скажите какие из них являются родственными.
Почему? (У них один корень)
- Как еще можно по - другому назвать родственные слова?
(Однокоренные)
ВЫВОД: однокоренные слова являются родственными и имеют
общий корень.
4.Игра «Подбери слово»
- Теперь нужно вспомнить, кто что ест. (запись на доске)
5.Игра «Третий лишний»
На доске вывешиваются листы со словами, дети должны определить, какое слово является лишним.
6. Игра «Горка»
Даны только корни, нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова.
чёрн.. стар..
чёрн стар
чёрн. стар.

7. Работа с текстом
На доске записан текст:
Летом мы отдыхали в деревне у деда. Мы ему помогали по хозяйству.
Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А
вечером дед катал нас на лошади.
- Прочитайте текст, а подчеркнутые слова замените на ласковые.
Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корень у подчеркнутых слов.
Заключительная часть.

8. Подведение итогов
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Спасибо, до свидания.

Логопедическая тема: дифференциация [д] и [т] в словах. Грамматическая тема: однокоренные слова. Цель: дифференциация [д] и [т] в словах различной слого­вой структуры. Задачи:

Образовательные:

Учить различать [д] и [т] в словах на слух и по напряжению голосовых складок;

Развивать навык словообразования и наблюдать за еди­нообразным написанием гласных в корне родственных слов. Коррекционные:

Развивать фонематический анализ и синтез;

Развивать логическое мышление. Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, самостоятельность,

Оборудование: картинки (точка, дочка, том, дом, плоты, плоды, удочка, уточка), сигнальные карточки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического анализа и синтеза. - Я буду читать стихотворение, а вы дополните это сти­хотворение, называя предметы на картинках. Я в тетрадке ставлю (точку), Мама любит свою (дочку).

Назовем мы книжку (том), Для жилья построим (дом).

По реке плывут (плоты), Зреют на ветвях (плоды).

У меня в руке (удочка), По реке плывет (уточка).

Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?

2. Сообщение темы.

Сегодня мы будем учиться различать звуки д, т.

3. Работа над связью буквы и звука.

Сравнение артикуляции

- Произнесите звуки [д] и [т]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите.

Приложите руку к горлышку и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука [д].

А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении.

Соотнесение звуков с буквами.

Упражнение 1

Поднимите карточку черного цвета, если услышите в слогах звук [д], серого цвета - звук [т]. та то ду ды дэ ты ото иты одо...;

Упражнение 2

Картинки: дом, трава, садик, соты, стул, стрела, ведро. Разложите картинки под буквами д и т;

Упражнение 3

Определите наличие звуков [д], [т] в названиях картинок. Со­ставьте схемы слов. Надпишите букву д или т над схемой. Под схемой запишите соответствующее слово. Картинки: лопата, дыня. тыква. оад\та. тапочки, тапелкя.

Лопата

4. Физкультурная минутка «Тима и Дима».

Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссори­лись, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой.

Я буду называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их. Выигрывает та команда, которая не ошибется.

Тима поднял руки вверх, а Дима - в стороны. Дима стал махать руками, а Тима - хлопать. Дима опустил руки, а Тима...

Упражнение 4

Запишите слова, выделите общую часть. Букву д подчеркните одной чертой, букву т - двумя.

Упражнение 5

Вставьте пропущенную букву д или т в слова. Трак...?, боро...а, с.-.рела, воро...а, гра.-.усник, ве.-.ка, пого...а.

5. Подведение итогов.

Приложение № 4

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 5 КЛАССЕ

Логопедическая тема РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА Лексическая тема ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ Грамматическая тема Единственное и множественное число существи- тельных. Цель Научить подбирать родственные слова.

Задачи Образовательные:

    расширение и активизация слов по теме «Домашние животные и их детеныши»; развитие умения изменять существительные по числам; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного; закрепить знания детей о корне слова.
Коррекционные:
    развитие логического мышления; развитие связной речи.
Воспитательные:
    развитие функции контроля и самоконтроля; формирование усидчивости.

ОБОРУДОВАНИЕ карточки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки с загадками.

Ход занятия

Вводная часть

1.Организационный момент Приветствие. Знакомство с детьми. Основная часть 2.Игра «Кто чей малыш» - Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть животные, которых вы должны угадать.

Острые ушки,

На лапках подушки

Нос, как щетинка,

Дугою спинка

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Голодна мычит,

Сыта – жует,

Всем детям молока дает.

С подстриженной гривой,

Скачет ретиво.

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица.

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пяточек,

Пяточек дырявый,

А крючок вертлявый.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловка,

Любит морковку.

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу.

Выставляю на доску картинки с домашними животными.

- Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давайте поможем найти их. Ну-ка вспомним: у собаки – кто детеныш?

Правильно – щенок. А во множественном числе? (Остальные так же выполняются) 3.Работа в тетрадях. - Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это делаю на доске. Образец: кот – котенок – котята овца – ягненок – ягнята и.т.д. - Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов. - Верно, а теперь скажите какие из них являются родственными. Почему? (У них один корень) - Как еще можно по - другому назвать родственные слова? (Однокоренные) ВЫВОД: однокоренные слова являются родственными и имеют общий корень. 4.Игра «Подбери слово» - Теперь нужно вспомнить, кто что ест. (запись на доске) 5.Игра «Третий лишний» На доске вывешиваются листы со словами, дети должны определить, какое слово является лишним. 6. Игра «Горка» Даны только корни, нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова. чёрн.. стар.. чёрн… стар… чёрн…. стар….

7. Работа с текстом На доске записан текст: Летом мы отдыхали в деревне у деда. Мы ему помогали по хозяйству. Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А вечером дед катал нас на лошади. - Прочитайте текст, а подчеркнутые слова замените на ласковые.

Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корень у подчеркнутых слов.

Заключительная часть.

8. Подведение итогов - Что мы сегодня делали на занятии? - Спасибо, до свидания.

МБОУ «СОШ № 4»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

В 5 КЛАССЕ.

Составила:

Учитель - логопед

Шпирная В. Н.

С. Раевский 2014год

Похожие публикации