Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Конспект занятия по математике в средней группе "поможем друзьям". Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему: "Ковер для куклы Даши" Математика средняя группа

Текущая страница: 5 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

ЗАНЯТИЕ 5. АППЛИКАЦИЯ. «КОВРИК ДЛЯ КУКОЛ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей разрезать узкие полоски по сгибам бумаги на части; складывать полоску два раза для получения четырех квадратиков или прямоугольников; симметрично располагать элементы узора по углам и сторонам квадрата; различать два оттенка одного цвета.

Материал.

Квадратный фланелеграф и фигуры для выкладывания узоров: крупные квадраты и круги, мелкие квадратики и прямоугольники; полоски для показа приемов складывания и разрезания по сгибам; персонаж Петрушка; у детей листы тонированной бумаги 15×15 см, готовые крупные формы 3×3 см и две полоски 8×2 см (для квадратиков) или 1,5×12 см (для прямоугольников). У некоторых детей крупные фигуры и полоски одного цвета, но разных оттенков (красные и темно-красные, зеленые и темно-зеленые и т. п.).

Ход занятия.

Перед детьми ставят фланелеграф. Появляется Петрушка: «Здравствуйте! Что это вы собираетесь делать?»

Воспитатель. Я хочу показать детям, как составлять узор из больших и маленьких квадратов на этом коврике.

Петрушка. А можно я попробую составить узор?

Воспитатель. Попробуй, Петрушка.

Петрушка в беспорядке прикрепляет фигурки на фланелеграфе.

Воспитатель. Дети! Разве это узор? Нет, Петрушка (снимает фигурки с фланелеграфа). Узор получится тогда, когда фигурки будут расположены в определенных местах. Посмотри. Я в каждом уголке коврика помещу одинаковые квадраты. Вот эти большие. А по сторонам по два маленьких.

Петрушка. Да, красиво получилось! А дети могут составить узор?


...

Воспитатель. Дети, кто хочет помочь мне составить узор из других фигурок?

Вызывает желающего ребенка, дает ему кружки и спрашивает, где их можно расположить на коврике (по углам).

Петрушка. Теперь я знаю, где надо поместить эти маленькие прямоугольники.

Воспитатель. Где же?

Петрушка. По сторонам коврика. Вот здесь, здесь…

Воспитатель и ребенок составляют узор на фланелеграфе.

Петрушка смотрит на изобразительный материал у детей и говорит: «А дети не смогут сделать такие узоры. У них нет маленьких квадратиков и прямоугольников».

Воспитатель. Но у них есть полоски. Они их сложат и разрежут ножницами. Вот так. Сначала сложат полоску пополам, потом еще раз пополам, развернут и разрежут ее по сгибам.

Предлагает детям сложить и разрезать полоски. Спрашивает, какие фигурки у них получились. Подтверждает, что у одних детей получились маленькие квадратики, а у других маленькие прямоугольники. Затем предлагает выложить из больших и маленьких фигурок узор на своих листах бумаги. Тем, кто выложил правильно, разрешает наклеить узор. Советы, указания дает детям от имени Петрушки («Петрушка спрашивает… Петрушка говорит, что…»). В конце занятия помещает детские работы на стенд.

Петрушка. Сколько красивых узоров, и везде большие фигуры – круги или квадраты – наклеены по углам коврика, а маленькие – по сторонам. Я теперь понял, что такое узор. Но почему на одних ковриках большие и маленькие фигурки разного цвета, а на других одинакового?

Воспитатель. Да, по цвету они одинаковые, а по оттенку разные. Сейчас дети объяснят тебе, Петрушка.

Обращается к детям: «Скажите, большие квадраты на этом коврике какие? (Красные.) А маленькие? (Темно-красные.) Какие круги в этом узоре? (Темно-зеленые.) А какие маленькие прямоугольники? (Светло-зеленые.) И т. д. Видишь, Петрушка, наши дети знают, что каждый цвет может быть разных оттенков».

Петрушка. Ая придумал, что можно сделать! Можно эти маленькие коврики наклеить на большой лист бумаги, и получится большой ковер для кукол. И в кукольной комнате станет очень красиво!

Воспитатель. Ты хорошо придумал, Петрушка. В свободное время мы так и сделаем. Будет у кукол красивый ковер!

ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ. «ПЛАТОЧКИ И ПОЛОТЕНЦА СУШАТСЯ НА ВЕРЕВКЕ»

Программные задачи.

Учить детей передавать в рисунке различия между квадратной и прямоугольной формами; продолжать учить закрашиванию рисунка карандашами, непрерывным движением «туда-обратно», в одном направлении, не выходя за контур; ориентироваться на листе бумаги – изображать несколько предметов в верхней части листа; побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением ежихи-прачки из сказки «Ухти-Тухти», кукольное полотенце и носовой платок, лист бумаги и цветной карандаш для показа приемов рисования. У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа и цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель помещает перед детьми картинку с изображением ежихи и рассказывает: «В одном лесу жила ежиха. Она была лесной прачкой и стирала белье лесным зверятам. Ее звали Ухти-Тухти. А звали ее так потому, что когда она стирала белье, то всегда пыхтела: «Ухти-тухти, ухти-тухти». Однажды к ней пришли зверята и попросили выстирать им полотенца и носовые платочки. Полотенца были вот такой формы (показывает кукольное полотенце). Какой? (Прямоугольной.) А носовые платки были вот такой формы (показывает носовой платок). Какой? (Квадратной.)

Полотенца и платочки были белыми только у белого зайчонка. У других зверюшек полотенца и платочки были такого цвета, как сами зверюшки. У лягушки… (дети показывают: «Зеленого»), у медвежонка… («Коричневого»), у лисички и белочки… («Оранжевого»), у маленького птенчика… («Желтого»). Чисто выстирала платочки и полотенца старательная Ухти-Тухти, но у нее не было веревок, чтобы повесить эти вещи сушиться. И она просит вас, дети, повесить сушиться полотенца и платочки на ваших листках бумаги».

Педагог показывает, как вверху на листе бумаги провести горизонтальную линию (веревку), а на ней нарисовать прямоугольное полотенце. Для этого нужно провести длинную линию вниз, остановиться, повернуть карандаш и нарисовать короткую линию в сторону, снова остановиться и провести длинную линию снизу вверх. Получается длинное прямоугольное полотенце.

Рядом надо нарисовать носовой платок. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при рисовании платка все линии должны быть одинаковыми по длине, тогда платочек получится квадратным.

Предлагает детям нарисовать несколько платочков и полотенец на веревке и раскрасить их карандашами таких цветов, чтобы было понятно, чьи это вещи, каких зверюшек.

В ходе занятия нужно следить за техникой раскрашивания карандашом. Побуждать детей вносить в рисунки дополнения (трава, солнышко, тазик с бельем и др.).

В конце занятия педагог предлагает тому или иному ребенку выходить со своим рисунком, а остальным детям отгадывать, кому могут принадлежать полотенца и платочки. Обращает внимание на рисунки, где хорошо передана форма предметов («Сразу видно, где платочек, а где полотенце»).

В заключение можно позвать ежиху Ухти-Тухти (снова поставить перед детьми картинку с ее изображением) и поблагодарить от ее имени детей за помощь: «Без вас я бы не сумела вовремя выполнить заказ зверюшек».

...

ЗАНЯТИЕ 7. РИСОВАНИЕ. «СЛОЖИМ В КОРОБКИ КУБИКИ И КИРПИЧИКИ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей различать и изображать квадратные и прямоугольные формы; изображать предметы четырехугольной формы, ориентируясь на форму «ячеек» коробки; упражнять в закрашивании фигур в одном направлении, не выходя за контур; самостоятельно выбирать цвет при закрашивании предметов на рисунке.

Материал.

У воспитателя лист бумаги, разделенный на квадратные и прямоугольные ячейки, кубик и кирпичик. У детей листы бумаги, расчерченные на квадратные и прямоугольные клетки – «коробки» с разным количеством «ячеек» (от 4 до 6 шт.), цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает детям, что на одной игрушечной фабрике мастера сделали много кубиков и кирпичиков. Показывает кубик и кирпичик и обводит пальцем одну из их сторон. Продолжает рассказ: «А другие мастера сделали для строительного материала вот такие коробки с ячейками (показывает). Не успели рабочие сложить кубики и кирпичики в коробки, как приехала машина, чтобы отвезти их в магазин на продажу. Шофер очень торопился, не мог ждать и сказал, что завезет строительный материал и коробки в детский сад и там дети разложат его по ячейкам. Слышите сигнал? Это подъехал грузовой автомобиль».

Можно разыграть сценку с шофером и автомобилем или выйти за дверь и вернуться с коробками (расчерченные листы бумаги) и раздать их детям. Предложить рассмотреть коробки, определить форму «ячеек» (квадратные и прямоугольные). Спросить, в какие ячейки нужно сложить кубики, а в какие кирпичики.

...

Далее нужно показать приемы рисования квадрата и прямоугольника, разместив их в соответствующих клетках на своем листе бумаги. При показе пояснить приемы рисования (рисовать формы следует неотрывным движением с остановкой в углах и поворотом карандаша).

Предложить детям обратной, незаточенной стороной карандаша показать, как они будут рисовать кубик, а потом кирпичик в ячейках коробки. Напомнить, что в ячейках у кирпичиков две стороны длинные, а две короткие, а у кубика все стороны одинаковые.

Дать детям задание: нарисовать («разложить») кубики и кирпичики в коробки по ячейкам.

В процессе рисования побуждать детей рисовать и закрашивать формы разными по цвету карандашами. Следить за правильностью приемов закрашивания.

В конце занятия поместить рисунки детей на стенд и сказать, что теперь все кубики и кирпичики разложены в коробки. В квадратных ячейках лежат… (кубики), а в прямоугольных… (кирпичики). Есть кирпичики и кубики очень хорошо покрашенные. Дети могут показать такие ровно, в одном направлении, закрашенные формы и назвать их цвет.

Можно обыграть конец занятия так. Позвонить шоферу, сказать ему, что дети разложили кирпичики и кубики в коробки. Пусть он приезжает за ними и везет в магазин.

ЗАНЯТИЕ 8. РИСОВАНИЕ. «ВАГОН»

Программные задачи.

Учить детей передавать в рисунке прямоугольную форму вагона и квадратную форму окон; рисовать предмет крупно, в соответствии с величиной листа бумаги; соблюдать правила закрашивания красками (закрашивать в одном направлении всей кистью, отрывая ее от бумаги и каждый раз доводя до контура); самостоятельно выбирать цвет для рисования и раскрашивания вагона; поощрять внесение детьми в рисунок дополнений, обогащающих его содержание.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением паровоза и вагона, игровой персонаж: мишка или Петрушка, лист бумаги для показа приемов изображения, маленькие флажки. У детей листы бумаги в форме вытянутого прямоугольника (примерно 25×17 см ), краски гуашь, кисточки.

Ход занятия.

Петрушка рассказывает, что все зверюшки и куклы захотели в осеннем лесу набрать грибов. До леса можно добраться только на поезде. У зверят и кукол есть только паровоз и один вагон (помещает перед детьми картинки), но зверят и кукол много, а вагон один. Все не поместятся.

Дети не раз помогали куклам и зверюшкам, и те надеются, что и на этот раз ребята им помогут.

Воспитатель. Дети! Поможем нашим куклам и зверюшкам? А как поможем?

Петрушка. А знают ли дети, какой формы бывают вагоны?

Воспитатель. Конечно, знают. Ведь они сами ездили на настоящем поезде, в настоящих вагонах на море, на дачу, в другие города.

Петрушка. Ваши дети правильно определили форму вагонов, а знают ли они форму окошек у вагонов? (Дети отвечают.)

Воспитатель прикрепляет на мольберт лист бумаги, показывает приемы рисования красками прямоугольного вагона с квадратными окнами. Обращает внимание детей на форму листа бумаги (прямоугольная), на последовательность рисования. Сначала рисуют контур прямоугольного вагона, потом закрашивают его такой же краской. При закрашивании надо подчеркнуть отличие приемов закрашивания красками от приемов закрашивания карандашами. Пояснить, что пока краска высыхает, надо нарисовать колеса, немного отступив от краев вагона. Изобразить голубой или серой краской одно квадратное окно и сказать, что еще несколько таких окошек дети нарисуют на своем вагоне.

В процессе рисования педагог следит за техникой изображения, помогает от имени Петрушки советами, указаниями. Говорит, что вагоны могут быть разного цвета, поэтому их можно рисовать кто какой хочет краской. Поощряет тех, кто вносит в рисунок дополнения.

...

По мере готовности детские рисунки прикладывают к паровозу так, чтобы получился длинный поезд. Можно поезд из рисунков составить на полу. Отметить, что поезд получился веселым, потому что в нем много ярких, разноцветных вагонов. Спросить детей о цвете вагонов. От имени Петрушки дать нескольким детям маленькие флажки и предложить отметить ими те вагоны, которые имеют прямоугольную форму и квадратные окошки.

Петрушка говорит, что поедет к зверюшкам и куклам с радостной вестью, пусть они собираются в лес за грибами.

ЗАНЯТИЕ 9. РИСОВАНИЕ. «ДОМИК ДЛЯ КУКЛЫ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; самостоятельно выбирать для изображения один из предложенных вариантов домов и цвет для окраски стен и крыши; закреплять приемы закрашивания красками в одном направлении, всей кистью, с отрывом у контура рисунка от бумаги; побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Материал.

У воспитателя два образца домика: один с тремя окнами, другой с дверью и двумя окнами, лист бумаги с нарисованной стеной дома, закрашенной на 2/3; игровой персонаж мишка или кто-то другой. У детей – прямоугольные листы бумаги, краски гуашь, кисти.

Ход занятия.

Занятие проводится в игровой форме.

Появляется мишка, у которого под мышкой образцы двух домиков и незаконченный рисунок. Мишка здоровается с детьми и воспитателем.

Воспитатель. Откуда ты, мишка, пришел и что принес?

Мишка. Я был в другом детском саду. Там дети нарисовали для кукол красивые дома. Вот такие!

Педагог берет у мишки образцы и помещает их на стенд (доску).

Мишка. Очень хочется, чтобы и для наших кукол дети нарисовали такие дома. Да не знаю, сумеют ли они это сделать?

...

Воспитатель. Не беспокойся, мишка. Я научу детей рисовать такие дома, и ты поможешь нам.

Мишка. Пусть дети хорошо рассмотрят эти дома. Дети, вы знаете, какой формы нужно нарисовать стену у дома (обводит лапой стену дома)? А окошки? (Обводит окна.) Правильно, стены прямоугольные, а окна квадратные. Ребята! Посмотрите на крышу. Она возле стены длиннее, чем наверху, а сбоку наклонная (обводит). С такой крыши снег и дождь быстро скатятся вниз, и стены останутся сухими.

Воспитатель. Мишка, что это за лист бумаги, который ты принес вместе с рисунками?

Мишка. Это я хотел нарисовать такой же дом, но не сумел.

Воспитатель. Сейчас я тебе и детям покажу, как надо рисовать дом. Мишка, ты даже не закрасил всю стену дома. Дети, кто хочет показать, как нужно закрашивать красками рисунок?

Вызывает ребенка, который двумя-тремя широкими линиями, положив кисть плашмя, докрашивает стену. Во время его работы педагог поясняет правила закрашивания красками.

Далее проводится показ изображения остальных частей дома: крыши, окон. При рисовании окон внимание детей обращают на последовательность их размещения на стене дома. Сначала рисуют окно посередине стены, а потом окна слева и справа от первого. Такой прием поможет детям равномерно распределить окна на стене дома.

Педагог говорит, что каждый из них нарисует дом для куклы и раскрасит какими хочет красками стену и крышу, а окна нарисует голубой (серой) краской. Каждый сам решит, нарисует ли он дом с тремя окошками или с дверью посередине и двумя окошками.

В процессе рисования воспитатель уточняет, если нужно, способы изображения прямоугольных и квадратных форм, приемы закрашивания красками. Напоминает, что окна следует рисовать только после того как высохнет краска на стене. Пока она высыхает, можно рисовать крышу и вносить дополнения в рисунок (что-то возле дома, над домом, на доме).

В заключение надо отметить разную окраску домов, ровно расположенные окна, форму домов и окон, похвалить тех, кто внес интересные дополнения в рисунок. Например: «Возле этого домика вырос цветок (кустик, дерево). А здесь сделали забор, а тут у дома выросла трава. В небе светит солнышко. Из трубы этого дома идет дым, значит, топят печку» и т. п.

Эти особенности замечают мишка и куклы при выборе домика, в котором они хотели бы жить.

ЗАНЯТИЕ 10. АППЛИКАЦИЯ. «УКРАСИМ ШАПОЧКУ УЗОРОМ ИЗ КВАДРАТИКОВ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей разрезать разными способами широкие и узкие полоски по сгибам; учить составлять узор из квадратов, чередуя элементы по величине и цвету, самостоятельно выбирать цвет для элементов узора; располагать узор в определенном месте изделия (на отвороте шапочки); закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Материал.

У воспитателя силуэт шапочки из бархатной бумаги, квадратики двух размеров разного цвета, подклеенные с обратной стороны фланелью; узкая и широкая полоски бумаги, 4–5 картонных ободков (по объему головы ребенка), скрепки. У детей силуэты шапочек разного цвета (ширина шапочки внизу 28 см ), полоски бумаги двух размеров: 3×12 и 1,5×6 см, сочетающиеся по цвету с цветом шапочки. Для каждого ребенка приготовлены 3–4 бумажные полоски разного цвета для самостоятельного выбора цвета узора, ножницы, клей.

Ход занятий.


...

Рис. 23. Силуэт шапочки для украшения.

...

Рис. 24. Полоски для разрезания на квадратики

Воспитатель говорит, что сейчас стоит холодная погода и дети, когда идут на прогулку, надевают теплые шерстяные шапочки. Шапочки могут быть украшены узором. Помещает на мольберт шапочку, вырезанную из бархатной бумаги, говорит: «У меня есть квадратики разного цвета и размера (показывает). Давайте составим из них узор и украсим шапочку. Где лучше всего расположить узор на шапочке? (Внизу на отвороте.) Чтобы узор получился красивым, я буду чередовать квадратики по величине: большой – маленький, опять большой – маленький… (прикладывает квадратики к шапочке). Вот какой красивой стала шапочка! А какого цвета квадратики на красной шапочке? Я специально подобрала квадратики такого цвета, чтобы из них получился узор, красивый и по цвету.

Дети, из этих же квадратиков можно выложить другой узор, если изменить их положение. Сейчас я поставлю маленькие квадраты уголком. Узор стал другим.

А кто хочет поставить и большие квадраты уголком? Наверное, узор снова изменится».

Вызывает ребенка к доске для показа нового варианта узора.

Педагог просит детей показать, из какой полоски они вырежут большие квадратики и из какой – маленькие. Подчеркивает, что широкие полоски нужно разрезать иначе, чем узкие. Узкие надо перерезать одним движением ножниц, а широкие – медленными движениями ножниц, не закрывая лезвие до конца (показывает). «Кто хочет еще раз показать, как надо разрезать широкие полоски?» – спрашивает воспитатель.

Предлагает провести пальцем по тому месту на шапочке, где будет расположен узор. Напоминает, что квадратики в узоре можно располагать по-разному. Убирает образец.

В процессе работы педагог следит за правильностью приемов работы ножницами при разрезании широких и узких полос. При необходимости напоминает, как складывать полоски, чтобы получилось четыре квадратика (пополам и еще раз пополам). Также напоминает, что прежде чем наклеивать, следует выложить узор на шапочке. Побуждает выкладывать разные варианты узора. Следит за аккуратностью в работе с клеем.

Детям, быстрее других выполнившим работу, воспитатель может предложить разрезать на квадратики еще одну узкую полоску (или дать готовые маленькие квадратики) и наклеить их на большие.

В конце занятия педагог выставляет шапочки на стенде и предлагает поиграть в магазин: «Я буду продавцом, а вы покупателями. В наш магазин привезли красивые шапочки с узорами. Шапочки разного цвета, и узоры на них тоже разные. Кто хочет купить себе шапочку? Какого цвета шапочка тебе понравилась? Какой узор на этой шапочке?»

...

Рис. 25. Варианты узоров

Выбранную шапочку следует прикрепить скрепками к ободку и надеть на голову ребенка. Вызвать еще трех-четырех детей для покупки шапочек. Предложить им самим рассказать про шапочку, которую они хотели бы купить. Назвать ее цвет, цвет квадратиков в узоре, их расположение (квадратики наклеены прямо или уголками). Сказать, что магазин закрывается на перерыв, но вечером он снова откроется и тогда все желающие смогут купить себе шапочки.

Евгения Чикиш
Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада «Прямоугольник»

Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада . Тема : «Прямоугольник » .

1) сформировать представление о прямоугольнике , умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры прямоугольника среди фигур разной формы ;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает» ;

3) закрепить геометрические и пространственные представления, счет до пяти, умение соотносить цифры с количеством, умение определять и называть свойство предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : квадрат, прямоугольник , изображение елки, человечка, карточки с цифрами 1-5, карточки с геометрическими фигурами, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы .

Раздаточный : квадрат, прямоугольник , карточка с нарисованной на ней речкой.

Ход занятия:

Организационный момент :

Дети встают в круг вместе с воспитателем. Произносят традиционную песню.

Все мы дружные ребята. Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло.

Восп.: Ребята, какое у вас настроение? Если хорошее, то руки в стороны. Если грустное, то ладошки вместе. По моему счету 1-2-3 настроение покажи. Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

Введение в игровую ситуацию.

Собираю детей вокруг себя.

Восп. Были ли вы в театре?

Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?

Игра «Билеты в театр» .

Восп.: Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?

Дети : Купить билет.

Дети подходят ко мне, идет продажа детям билетов – карточки, на которых изображено разное (от 1до5) количество одинаковых геометрических фигур – кругов, треугольников, квадратов, овалов. На стульях лежат карточки с цифрами.

Восп.: Вам нужно занять место , на котором записана цифра, показывающая количество фигур на вашем билете. Эта цифра должна быть такого же цвета, как и ваши фигуры.

После того как все дети рассядутся, проверяю билеты.

Восп.: - Сколько фигур на твоем билете?

Дети отвечают, согласовывая числительное с существительным в роде.

Дети : - На моей карточке три квадрата (пять кругов, четыре треугольника и т. п.) .

Восп.: Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?

Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?

После проверки билетов начинается представление. Выставляю на магнитную доску квадрат и прямоугольник . Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковы.

Восп.: Жили – были два друга. Один из них вам знаком. Как его зовут? (Квадрат.)

Пошли они как-то в лес.

Выставляю изображение ёлки, высота которой равна длинной стороне прямоугольника .

Вдруг слышат друзья, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу?

Выслушиваю все ответы детей, после чего подвожу их к тому, что кто-то заблудился. Выставляю изображение человечка.

Человек обратился за помощью к квадрату : «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?»

Ставлю человечка на квадрат. Высота человечка, стоящего на квадрате, не должна превышать высоты елки.

Увидел человек свой дом?

Почему он не смог этого сделать? (Потому что елка выше человечка, стоящего на квадрате.)

Игра «Прямоугольник и квадрат » .

Что делать?

Заинтересованно выслушиваю версии всех детей, поддерживаю их, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Подвожу детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок . Если дети сами не выскажут такого предложения, можно задать им наводящие вопросы :

Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает) . Что-то изменилось (Нет.)

Жаль, что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуры тоже одинаковые? (Нет.)

Что же получится, если ее перевернуть?

Чем это поможет?

Переворачиваю прямоугольник , ставлю на него человечка и хвалю детей :

Молодцы! Вот вы как замечательно придумали!

Прошу сравнить две фигуры :

Чем же похожи обе фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов?

Вместе приходим к выводу : у обеих фигур по 4 угла и по 4 стороны.

Почему же вторая фигура смогла помочь человеку? (У нее две стороны короткие, а две – длинные.)

Пролетала мимо сорока. «Ну что, увидел свой дом? – спрашивает она человечка. – Кто же тебе помог?»

Человечек не знает имени помощника и обращается к детям.

Кто помог человечку увидеть свой дом? (Прямоугольник .)

Фиксирую внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой – прямоугольником .

Игра «Тропинка» .

Собираю детей около себя.

Человечек, взобравшись на прямоугольник , увидел свой дом. Он был довольно далеко, за речкой. Человечек приглашает вас к себе в гости. Идти надо по лесу по очень узкой тропинке, по краям которой растет колючий кустарник. Как вы пойдете?

Дети должны догадаться встать боком и идти друг за другом.

Вышли на поляну, давайте поиграем.

Физкультурная минутка.

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы ногами топ - топ,

Мы плечами чик – чик,

Мы глазами миг – миг,

Раз – туда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Сели, встали, сели, встали.

Словно Ваньки – Станьки встали.

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра.

Игра «Мост» .

Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлена карточка с нарисованной на ней речкой, а также квадрат и прямоугольник коричневого снега . Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата. Говорю детям о том, что дом человека находится за рекой.

Как человек может перебраться через реку?

Дети предлагают переплыть на лодке, перебраться через реку вплавь и т. п., построить мост.

Квадрат и прямоугольник – это дощечки , из которых можно построить мост. Но для строительства можно взять только одну дощечку.

Детям предоставляется самостоятельность. После выполнения задания задается детям вопрос :

Какой формы дощечку вы взяли? (Прямоугольник )

Почему вы не взяли для строительства квадрат? (Река шире квадрата.)

Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?

Дети с моей помощью еще раз фиксируют полученный ранее вывод : у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные , а две короткие.

Музыкальная игра «Молотки стучат» .

Предлагаю с помощью музыкальной игры «Молотки стучат» укрепить мост и заодно размяться.

Интерактивная игра «Прямоугольник » .

Предлагаю детям просмотреть несколько слайдов и ответить на вопросы по теме. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.

Итог занятия .

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , и создать ситуацию успеха.

Собираю детей вокруг себя.

Где вы сегодня побывали?

Чем вы помогли человечку?

Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Хвалю детей и сообщаю о том, что они сумели помочь человечку найти свой дом, помогли построить через речку мост, потому что знают, чем прямоугольник отличается от квадрата. В качестве благодарности, он передал вам гостинец : корзинку с грибами (шоколадными) .

Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Белгородского района
Белгородской области»

Конспект занятия по математическому
развитию детей 4-5 лет
«Знакомство с прямоугольником»

подготовила
руководитель структурного
подразделения
Санина Юлия Владимировна
г. Белгород 2013

Программное содержание:
1. Познакомить детей с прямоугольником, учить различать его;
2. Повторить счет до 5;
3. Закрепить умение сравнивать три предмета по величине;
4. Развивать мышление.

Активизировать в речи детей слова: квадрат, прямоугольник, один, два, три, четыре, пять, самая большая, средняя, самая маленькая.

Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься.

Оборудование: прямоугольник и квадрат из бумаги по количеству детей, 5 бабочек, 4 цветка, 3 куклы, 3 корзинки, 3 яблока, коробочки со счетными палочками по количеству детей.

Методические приемы: сюрпризный момент, вопросы к детям, практические действия, сравнение, поощрение, оценка.

Ход занятия:
Вводная часть:
Педагог - Ой, дети к нам кто-то стучится! Здравствуй, Зайка! Дети поздоровайтесь и вы с Зайкой.
Дети - Здравствуй Зайка!
Педагог - Ой, ребята, посмотрите, что нам принес Зайка.

Основная часть:

1 задание. Геометрические фигуры.
Педагог - Посмотрите, это геометрическая фигура, она называется прямоугольник.
Педагог - Маша, скажи как называется эта геом.фигура?
Даша - Прямоугольник.
Педагог - Молодец, Маша! Правильно.
Педагог - Паша, а теперь ты скажи как называется эта геом.фигура?
Паша - Прямоугольник.

Педагог - Ребята, скажите, а на что похож прямоугольник?
Дети - На квадрат!
Педагог - Правильно. Давайте посмотрим, чем же похожи друг на друга прямоугольник и квадрат.
Педагог - Давайте посчитаем, сколько углов у прямоугольника?
Дети - Один, два, три, четыре, четыре!
Педагог - Правильно. Саша, сколько углов у прямоугольника?
Саша - Четыре.
Педагог - Правильно. Молодец!
Педагог - А теперь давайте посчитаем, сколько сторон у прямоугольника?
Педагог и дети - Одна, две, три, четыре. Четыре стороны у прямоугольника.
Педагог - Андрюша, скажи, сколько сторон у прямоугольника?
Андрей - Четыре.
Педагог - Правильно! Молодец.
Педагог - Теперь посмотрим на квадрат. Давайте посчитаем, сколько же углов у квадрата?
Педагог и дети - Один, два, три, четыре. Четыре!
Педагог - Правильно, то же четыре.
Педагог - Катя, скажи, сколько углов у квадрата?
Катя - Четыре.

Педагог - А теперь давайте посчитаем, сколько сторон у квадрата?
Педагог и дети - Одна, две, три, четыре. Четыре!
Педагог - Молодцы ребята, то же четыре, как и у прямоугольника. А кто мне теперь скажет чем же похожи прямоугольник и квадрат. Вова попробуй ты.
Вова - У прямоугольника четыре угла и у квадрата то же четыре угла.
Педагог - Правильно, молодец Вова!
Педагог - А кто скажет еще, чем они схожи? Аня попробуй ты.
Аня - И у прямоугольника четыре стороны и у квадрата то же четыре стороны.
Педагог - Молодец Аня, правильно!
Педагог - А теперь давайте наложим прямоугольник на квадрат. Нижние стороны у прямоугольника и квадрата равны, и верхние стороны у прямоугольника и квадрата то же равны. А вот слева и справа стороны у прямоугольника и квадрата не равны.
Педагог - Ребята, давайте согнем квадрат с угла на угол, вот так. Что мы видим, у квадрата все стороны равны.
Педагог - А теперь давайте согнем прямоугольник. У прямоугольника верхняя и правая стороны равны, и левая и правая стороны то же равны. Получается, что у прямоугольника противоположные стороны равны. Юля, скажи, какие стороны у прямоугольника равны?
Юля - У прямоугольника противоположные стороны равны.
Педагог - Молодец Юля, правильно.
Педагог - Ваня скажи, какие стороны у прямоугольника равны?
Ваня - Противоположные стороны.
Педагог - Правильно, молодец. У прямоугольника противоположные стороны равны.

2 задание. Посчитаем бабочек и цветы.
Педагог - Ребята, давайте посчитаем бабочек.
Педагог и дети - Одна, две, три, четыре, пять, всего пять бабочек.
Педагог - Молодцы, Галя посчитай бабочек. Сколько их?
Галя - Одна, две, три, четыре, пять, всего пять бабочек.
Педагог - Молодец. А теперь посчитайте цветочки.
Педагог и дети - Один, два, три, четыре. Всего четыре цветочка.
Педагог - Андрюша, посчитай цветочки. Сколько их?
Андрей - Один, два, три, четыре. Всего четыре цветочка.
Педагог - Молодец. Ребята, скажите чего больше?
Дети - Бабочек больше.
Педагог - Правильно, а чего меньше?
Дети - Цветочков меньше.
Педагог - Молодцы. Скажите, какое число больше, пять или четыре?
Дети - Пять больше чем четыре.
Педагог - Правильно. А какое число меньше, пять или четыре?
Дети - Четыре меньше чем пять.
Педагог - Правильно, хорошо.

Физ. минутка: В темном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперед (дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком (показывают пальцем)
Глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

3 задание. Дидактическая игра «Помоги куклам»
Педагог - Ребята, посмотрите к нам в гости пришли куклы. Катя, какая из этих кукол самая большая?
Катя - Вот эта кукла самая большая.
Педагог - Правильно. Ее мы поставим первой. Саша, скажи, а какая кукла самая большая из оставшихся?
Саша - Вот эта кукла самая большая из оставшихся.
Педагог - Молодец, правильно. Ее мы поставим следующей. Маша, скажи, а какая кукла осталась?
Маша - Самая маленькая.
Педагог - Молодец, правильно. Ее мы поставим последней.
Педагог - Ребята, куклы по дороге к нам, случайно уронили корзинки и перепутали их. Давайте поможем куклам найти свою. Катя, какая из этих корзинок самая большая?
Катя - Вот эта корзинка самая большая.
Педагог - Молодец, правильно. Мы ее положим первой.
Педагог - Андрей, скажи какая самая большая корзинка из оставшихся?
Андрей - вот эта корзинка самая большая из оставшихся.
Педагог - Правильно, молодец. Мы ее положим следующей.
Педагог - Аня, скажи, какая корзинка осталась?
Аня - Самая маленькая.
Педагог - Правильно. Мы ее положим последней.
Педагог - Ребята, но вот еще беда, когда корзинки упали, рассыпались яблоки и куклы не могут найти свое яблоко. Давайте поможем им найти.
Педагог - Галя, скажи, какое из этих яблок самое большое?
Галя - Вот это яблоко самое большое.
Педагог - Правильно, мы его положим первым.
Педагог - Ваня, скажи, какое яблоко самое большое из оставшихся?
Ваня - Вот это яблоко самое большое из оставшихся.
Педагог - Правильно, мы его положим следующим.
Педагог - Юля, какое яблоко осталось?
Юля - Самое маленькое.
Педагог - Правильно, мы его положим последним.
Педагог - А теперь давайте раздадим куклам их корзинки и яблоки.
Педагог - Катя, скажи, какой кукле ты дашь самую большую корзинку.
Катя - Самой большой.
Педагог - Правильно, молодец.
Педагог - Женя, а какая это корзинка?
Женя - Средняя.
Педагог - А какой кукле ты ее дашь?
Женя - Средней.
Педагог - Молодец, правильно. Коля, а какая это корзинка осталась?
Коля - Самая маленькая.
Педагог - Правильно. А какой кукле ты ее дашь?
Коля - Самой маленькой.
Педагог - Молодец, правильно. Ира, скажи какое это яблоко.
Ира - Самое большое.
Педагог - Правильно. А в какую ты корзинку его положишь?
Ира - В самую большую.
Педагог - Правильно, молодец. Марина, а какое это яблоко?
Марина - Среднее.

Марина - В среднюю.
Педагог - Молодец, правильно.
Педагог - Миша, скажи, а какое яблоко осталось?
Миша - Самое маленькое.
Педагог - Правильно. А в какую корзинку ты его положишь?
Миша - В самую маленькую.
Педагог - Молодец, правильно.
Педагог - Ребята, куклы вас благодарят за помощь, им очень понравилось с вами играть, и они обязательно придут к вам еще в гости.

4 задание. Упражнения со счетными палочками.
Педагог - Ребята, возьмите коробочку со счетными палочками и достаньте 6 палочек. Составьте из них домик. Теперь переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Педагог - Молодцы.
Педагог - Возьмите еще 4 палочки и составьте из всех палочек три квадрата. Теперь возьмите еще 2 палочки и добавьте их так, чтобы получилось четыре квадрата.
Педагог - Молодцы ребята, все справились с этим заданием.

Заключительная часть:
Педагог - Дети, Зайке очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями и он обязательно придет к нам еще, давайте с ним попрощаемся.
Дети - До свидания Зайка!

Список использованной литературы:

1. Белошистая А.В, Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Издательство: М.: Владос, 2003 г. – 303с.
2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П., Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада, Издательство: М.: Просвещение, 1997 г. – 175 с.

Цель: учить выкладывать узоры из бумажных полосок; закреплять приемы аккуратного наклеивания;

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить выкладывать узоры из бумажных полосок.
  2. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
  3. Формировать проявление активности и творчества.
  4. Продолжать учить оценивать работы своих сверстников.

Развивающие:

Развивать внимание, зрительное восприятие и чувство красоты.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать, выделять красивые и аккуратные работы.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: подготовка места для проведения аппликации.

Материал и оборудование: листы бумаги (5 * 20) с подрезанными краями(бахрома), полоски цветной бумаги, клей, клеенка, образцы узоров для аппликации.

Ход проведения организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышали кто-то постучал к нам в дверь? Пойду посмотрю кто же это к нам пришел! (идет к двери)

В дверной проем заглядывает кукла.

Кукла: Здравствуйте, ребята! Меня зовут кукла Даша, я пришла к вам в гости! Можно мне зайти?

Дети: (да)

Кукла осматривает группу и говорит : Как у вас здесь уютно и красиво! А в моем кукольном домике совсем не уютно. Расскажите мне пожалуйста, как сделать его таким же уютным как ваша группа!

Воспитатель: Расскажем тебе, кукла Даше об уюте. Что делает, нашу группу красивой и уютной, как вы думаете дети?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Живые цветы, ковры, картины, занавески украшают нашу группу и делают ее яркой и уютной.

Кукла: У меня совсем ничего нет - для уюта в моем домике.

Воспитатель: Не переживай кукла Даша, мы тебе с ребятами поможем, и сделаем для твоего домика коврик, и он станет уютнее. Правда ребята?

Дети: (да)

Воспитатель: Чтобы приступить к работе, нужно подготовить наши пальчики. А кукла Даша пока, посидит на стульчике и посмотрит на ребяток. (сажает куклы на стульчик)

Физкультминутка:

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Основная часть

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах лежат уже заготовленные коврики, но они совершенно не красивые. Сделаем их красивее для куклы Даши?

Дети: (да)

Воспитатель: Посмотрите, я уже заготовила для вас образцы красивых узоров! (показ заготовок и расположение их на магнитной доске) Но не обязательно делать такие же узоры, можете придумать свой. Давайте, вспомним как правильно намазывать бумагу клеем! Берем полоску, кладем на клеенку, а затем немного намазываем клеем. После того как намазали, аккуратно приклеиваем к нашему коврику. (показ и объяснение)

Воспитатель: Теперь можете приступать к работе, не торопитесь, аккуратно наклеивайте.

Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает, дает совет.

Рефлексия

После того как все работы выполнены, дети раскладывают свои работы на стол и сравнивают узоры.

Воспитатель спрашивает, какие работы больше всего понравились детям и почему, затем сам отмечает интересно выполненные работы, а так же недочеты наклеивания, которые делают работу некрасивой.

Воспитатель предлагает разложить на пол все работы, и посмотреть вместе с куклой Дашей какой большой и красивой может получиться ковер из маленьких ковриков.

Дети раскладывают свои работы на пол.

Кукла Даша благодарит детей за красивые коврики и прощается. Воспитатель спрашивает у детей, что нового они узнали и чем занимались.

Конспект ННОД в старшей группе по ФЭМП тема "Четырёхугольник"

Цель : знакомство с понятием четырёхугольник
Закрепление
- названий геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб);
- цифрового ряда до 8;
- знания цифр;
- счет и отсчет в пределах 8;
- навыков решения простейших задач;
развитие
- речи;
- внимания, наблюдательности, сообразительности и логики;
Оборудование: наглядные пособия (геометрические фигуры, мел, счётные палочки, карточки с цифрами, атрибуты для игр: «Гаражи и машины» и «Зверюшки с цифрами», магнитные цифры, магнитная доска, простые карандаши, листы бумаги с рисунком дома)

Ход занятия:

Воспитатель:
Ребята, много интересного и необычного мы узнаём на наших занятиях. Сегодня мы отправимся с вами в страну Математики. Вы готовы? Тогда наш поезд отправляется…
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс ртом (артикуляционная гимнастика) двигаются к первой «станции».
Первый город, куда мы с вами попали, Город Геометрических фигур.
1 Станция «Волшебные палочки» (за столами)
Садимся дети за стол, спинки прямо (профилактика сколиоза), руки на столе.
Станция «Волшебные палочки» приготовила для вас загадку, принимается коллективный ответ, слушайте:
Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (квадрат)
Дети: Квадрат!

Воспитатель : Правильно дети. А теперь, первое задание станции. Отсчитайте 4 волшебных счётных палочки и постройте квадрат. (Дети выполняют задание, воспитатель смотрит правильность выполнения).
Молодцы, справились с первым заданием, теперь слушайте вторую загадку:
У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
Дети: Прямоугольник!
Воспитатель : Правильно. Теперь второе задание станции - отсчитайте 3 волшебных палочки и пристройте к квадрату (дети выполняют задание). Сколько квадратов у нас получилось?
Дети: Два.
Воспитатель: Сколько прямоугольников?
Дети: Один.
Воспитатель: Эти фигуры (квадрат и прямоугольник) можно назвать по - другому - четырёхугольники, т.к. у этих фигур 4 угла (воспитатель показывает указкой углы у фигур). А теперь третье задание станции. Сколько четырёхугольников у нас получилось? Кто посчитал, поднимайте руку.
Дети: Три.
Воспитатель: А какие четырёхугольники вы ещё знаете?
Дети: Ромб
Воспитатель: Молодцы.
Уберём волшебные палочки в баночку. Все задания этой станции мы выполнили, пора ехать дальше – в путь!
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс языком (артикуляционная гимнастика) двигаются по группе. В это время со столов убирают счётные палочки и кладут листы бумаги с рисунком дома и простые карандаши.
Воспитатель:
Вот мы подъезжаем к следующей станции.
Мы попали в Город Цифр. Станция «Посчитай».
А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим. Поскорей вставайте в круг, слушайте внимательно.

Загадки (при отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке):
Цифра вроде буквы О,
Но не значит ничего. (0)

У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит
Сколько у домиков зайцев сидит? (1)

На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)

Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор? (3)

Я рисую Кошкин дом
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4)

У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек
Сколько было в них лягушек? (5)

Во дворе гуляет квочка
У неё 3 жёлтых и 3 чёрных сыночка
Сколько цыпляток у квочки? (6)

Сколько в неделе,
Дней подскажите,
Знанием нас,
Скорей удивите! (7)

Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я? (8)

Воспитатель:
Молодцы дети, а теперь садитесь где кому удобно (на лавочку, стульчик или ковёр) и посмотрите, правильно ли стоят наши цифры?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто может их поставить правильно?
(дети выкладывают числовой ряд (0-8)
Вы слышите, кто-то плачет? Посмотрите, на карточках цифры потерялись, надо им помочь.

Игра «Цифра потерялась» (на карточках по две цифры с пропуском между ними. Вариант игры «Соседи»).
- Молодцы! Все правильно вставили цифры. Давайте теперь поиграем в игру «Отзовись»
Ход: На столе лежат карточки с цифрами, а под ними карточки с животными. Голосом животного надо отозваться столько раз, какая цифра сверху.

Физкультминутка «Гаражи и машины»
Ход: по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 8. Детям раздаются карточки с четырёхугольниками. Ребенок должен посчитать четырёхугольники на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству фигур. Дети имитируют звук мотора машины губами (артикуляционная гимнастика). Игра проводится несколько раз со сменой карточек.
Воспитатель:
Нашему поезду пора отправляться на следующую станцию.
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс ртом (артикуляционная гимнастика) двигаются по группе.

Воспитатель : Вот и Город художественного творчества.
Станция «Рисовальная».
На столе у вас лежат простые карандаши, листы бумаги с рисунком дома, это наш детский сад. Чтобы нам в детский сад попасть, надо на рисунке найти четырёхугольники и заштриховать их простым карандашом. Как только с заданием справимся – в детском саду окажемся (дети выполняют задание).
Вот мы снова в своей группе. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)
На этом наше путешествие закончилось. Но встреча со страной Математики для вас продолжится уже на следующем занятии.

Похожие публикации