Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Конспект занятия для дошкольников уральская ярмарка. Конструкт НОД «Путешествие по уральским промыслам и ремеслам» для детей подготовительной группы

Педагог:

В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка". Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово "ярмарка" русского происхождения. Но его германские корни очевидны - jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так с X века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие "места съездов" существовали в германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII векам они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века.

Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего. Они существовали и раньше. Возникали ярмарки всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда он съедает за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом.

Однако, таскать на себе ненужное барахло было делом нелёгким. Например, притащить из Рязани пятьсот возов с грибами в далёкий Ирбит, или притащить из далёкого Ирбита обратно в Рязань пятьсот пустых возов - дело нешуточное! В ход пошли лошади (о возможностях автофур в те времена ещё не догадывались). А где лошади - там и цыгане!

О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским дорогам (многие старше семи лет!), и никакой Интерпол ничего с этим сделать не мог. Спрос на лошадей всё возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь или пропить деньги, скопленные на лошадь. Цыгане предлагали самый разнообразный тюнинг лошадей - перекрашивали седла, дуги, оглобли. Иногда они надували лошадей горячим дымом, и те висели над ярмаркой, покачиваясь и веселя народ громким ржанием.

По В.И.Далю, "ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями". Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI веке немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих "Записках о московских делах" он назвал этот торг привычным для себя словом "jahrmarkt" - ярмарка.

В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведёт своё начало с XVI века и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения её в Нижний Новгород (1817)".

Некий торговец Фурье первым предложил ввести торговые "ряды", расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

У нас на ярмарке много разного товара. На каждом ряду есть название того или иного товара. Сейчас каждый из участников ярмарки будет подходить к волшебному сундучку и доставать задание с номером прилавка и рассказывать о товаре. Все кто знает об этом товаре ещё что-то, могут дополнять ответ.

  • прилавок №1 - инструменты для бисера;
  • прилавок №2 - история бисероплетения;
  • прилавок №3 - материалы для бисера;
  • прилавок №4 - простые цепочки;
  • прилавок №5 - серьги, кольца;
  • прилавок №6 - ожерелья;
  • прилавок №7 - картины из бисера;
  • прилавок №8 - пасхальные яйца;
  • прилавок №9 - браслеты и пояса;
  • прилавок №10 - цветы и насекомые; (

Образовательная деятельность в старшей группе

«Путешествие на ярмарку ремесел»

Воспитатель:Мележик Я.Г

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Цель:

Формировать представление о своей стране, малой родине и ее людях; продолжать знакомить с историей и культурой русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел.

Обобщить представление о народных промыслах.

Развивающие:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Развивать общие речевые навыки, монологическую речь, совершенствование грамматического строя речи, активизировать словарь детей новыми словами по теме.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать развитие сплоченности, чувства коллективизма, умение сопереживать.

Оборудование : макет русской печки, деревянные ложки, шкатулки, краски, кисточки, цветные камешки для украшения шкатулок, технические средства.

Методическая литература:

Программа «Наш дом Южный Урал», Мальков В. «Изделия каслинских мастеров», Шабалина Н.М. «Народное искусство Южного Урала».

Предварительная работа :

    Проведение познавательных занятий в мини-музее краеведения.

    Рассматривание иллюстраций в альбомах «Уральские промыслы», «Каслинское литье», «Волшебный малахит», «Народные узоры», Старинная русская роспись по дереву», «Уральские сказы».

    Разучивание логоритмических упражнений.

    Работа с детьми в уголке «Мое настроение» (дидактические игры на эмоции)

    Разучивание с музыкальным руководителем русского народного хоровода и обучение русским танцевальным движениям на музыкальных занятиях.

    Чтение художественных произведений: П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», Л.Н.Коротовских «Уральские промыслы» и др.

Ход НОД

Вос-ль: Ребята, сегодня, как всегда в апреле, мы зовем к нам гостей.

Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Давайте поприветствуем друг друга: (ладошка об ладошку, локоть об локоть, коленка об коленку, повернуться боком, бедро об бедро).

Дети выполняют

Вос-ль: получилось очень даже весело. Ну а теперь мы поздороваемся со всем, что нас окружает

Дети: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький цветок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!

Вос-ль: Ну, а теперь мы должны поздороваться с нашими гостями. Можно конечно просто сказать здравствуйте и даже ни на кого не посмотреть. А можно поздороваться изобразив на лице настроение. (маска злости). Ребята, покажите на своих лицах это настроение и соответствующим голосом поздаровайтесь.

Вос-ль: так можно здороваться с гостями? (нет)

А теперь покажите на лицах настроение этой маски (маска удивления) и поздоровайтесь соответствующим голосом, удивленно.

Так можно здороваться? (нет)

Проводится работа с каждой маской.

Скажите, а как нужно здороваться с гостями?

Дети : С добрыми веселыми лицами, потому что мы рады гостям. (дети здороваются)

Вос-ль: Хорошо получилось. Мы рады гостям, гостям приятно. А вот одна наша гостья почему- то не улыбается. Ребята, скажите какое чувство на лице у этой гостьи?

Дети: Эта гостья грустит и чем-то озабочена.

Вос-ль: Милая девушка, что же вас так заботит?

Хоз-ка: Прибыла я из далекого прошлого , я хозяйка небольшого магазина. Скоро у нас ярмарка, изделий много, но они не раскрашены. Их нужно раскрасить по разным промыслам и приготовить для ярмарки. Мне хотелось бы у вас попросить помощи. Поможете мне?

Дети: Конечно поможем. А на чем мы отправимся так далеко?

Вос-ль: А у нас есть волшебная коробочка и там еще остались наши волшебные шары.

Надуваем, завязываем, показываем, каким размером мы их надули.

Ну а теперь присели, оттолкнулись и полетели.(Дети вытягивают голову вверх, встают на носочки).

Мы летим над полями, лесами.

Хоз-ка: Нужно опускаться, мы прилетели на место.

Дети опускают шарики, приседают и поднимаются.

Хоз-ка: Давайте осмотримся, куда же мы попали. Ох, это же лес страхов. А чтобы нам не было страшно, мы расскажем стишок.

Баба сеяла горох- прыг-скок,

Обвалился потолок – прыг-скок.

Баба шла, шла, шла - пирожок нашла

Села, поела и дольше пошла.

Хоз-ка: А лес становится все сумрачнее и страшнее.

    Страхи нас пугают

Корчат злые рожи

Станем на секундочку

Мы на них похожи! (злость)

    Покажите мне все как можно испугаться (испуг)

    Как-будто мы заплачем и станем обижаться (обидо)

    Теперь мы за руки возьмемся и весело дружно улыбнемся(радость).

Вос-ль: А чтобы страхи теперь от нас отстали, давайте их напугаем.

Это ты в ветвях повис (потряхивать кистями рук)

Тс- с- с (приложить пальчик к губам)

Эй, хвостатый, хитроватый (хлопать в ладоши и топать ногами)

Это ты в траве шуршишь? (сжимать и разжимать пальцами рук)

Ш- ш- ш (приложить палец к губам)

Эй, хвостатый, хитроватый (топать и махать кулачками)

Не боюсь твоих шу-шу (грозить пальчиком)

У-ку-шу! (сделать зубы из кистей, соединять и размыкать пальчиками)

Хоз-ка: Ура, мы выбрались из злого леса. Вы слышите колокола звенят, этот звон созывает мастеровой люд на ярмарку.

1 Петрушка: Расступись, честной народ.

Сюда ярмарка идет

Погулять немножко

2 Петрушка: Ярмарка открывается

Публика собирается

Пожалуйста, все сюда, почтенные господа.

Хоз-ка: Проходите, люди добрые, гости званные, садитесь, располагайтесь,

Друг дружке улыбайтесь. Ярмарка у ворот, а дел невпроворот.

1 Петрушка: Нечего спорить тут

За работу добрый люд

Никто в стороне не останется,

Каждому дело достанется.

(дети садятся и берутся за работу)

2 Петрушка : Оживает все вокруг

От тепла искусных рук!

Полной чашей будет дом

Коль работать с огоньком!

(хозяйка помогает детям в выполнении работы)

Вос-ль: Маша, расскажи пожалуйста каким промыслом занимаются Таня и Витя.

Маша: Таня и Витя работают с уральскими самоцветами.

Урал- по башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с большими, глубокими карманами набитыми богатствами. И однажды он потерял свой пояс. Он упал и протянулся через всю землю. Так образовался Уральский Хребет «Каменный пояс».

Урал славится природными богатствами. Поэтому стали появляться люди, которые научились обрабатывать камни, отбеливать чугунные предметы. Такие люди назывались мастерами. Они первыми увидели красоту самоцветов Урала. Их называли горщиками.

Алина: Уральские камнерезчики заставили камни заговорить. Наши ребята изготавливают малахитовые шкатулки. Малахит всегда зеленого цвета. Но зелень его разная. От светло-нежного почти белого, до густого почти черного. Другая особенность малахита – узор на камне. Малахит не спутаешь ни с каким другим камнем. Он похож сам на себя и цвет у него малахитовый.

Вос-ль: Костя, скажи пожалуйста, а каким ремеслом у нас занимается Оля с Колей.

Костя : Оля и Коля у нас мастера Каслинского литья. Когда-то давно среди уральских лесов был небольшой поселок Касли. А теперь этот поселок стал большим городом, где живут мастера каслинского литья. И литье называют по названию города- каслинским. Сначала на заводе выпускали только чугун, а потом мастера стали осваивать художественное литье.

Каслинские художники с большим мастерством владеют сложными приемами обработки металла.

Артем: После того, как чугунное изделие отольют, отчеканят, нужно правильно окрасить предмет. Чтобы получился черный цвет изделие покрывают слоем лака, а потом сушат при высокой температуре. Каслинское литье любят не только на Урале, но и во всем мире

Вос-ль: Мы умеем не только хорошо работать, но и отдыхать.

1 и 2 Петрушки : Музыканты выходите

Инструменты выносите

И сыграйте веселей

Для народа, для гостей!

Танец девочек «Во поле березка стояла» (мальчики играют на ложках)

Хоз-ка: Как хорошо играли ложкари. А какие у вас красивые ложки.

Лера: Да, ложки расписаны каслинской росписью. Любимым деревом каслинских художников – мастеров стала береза и именно из нее они творят свои красивые изделия.

Вика: Каслинские ложки особые на хохлому похожие. Но есть у них лицо свое. На черном фоне листочки и белые цветочки.

Хоз-ка: Все готово тут у вас?

Дети: В самый раз. Все товары на виду.

Петрушки вместе: Коль готово так и быть

Время ярмарку открыть!

Раздается колокольный звон!

Хоз-ка: Ну что же, ребята, пора нам прощаться. Выручили вы меня. Большое вам спасибо и до свидания. (уходит с Петрушками)

Вос-ль: Ну а мы с вами волшебными словами вернемся домой.

Мы три раза повернемся,

Топнем ножкой, улыбнемся.

Глазки открываются,

Дети возвращаются!

Ну вот мы и дома в своем детском саду.

Прощание с гостями.

Наталия Дзюба
Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка»

Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка » .

Цели : Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке , как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Задачи : Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах . Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности : словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа . Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.

Предварительная работа : Рассматривание произведений художественных промыслов Гжели, Хохломы, Дымкова. Рисование элементов росписей. Разучивание стихов, песен, частушек, танцев.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы : Презентация «Русская ярмарка » . Столы с игрушками и изделиями с разными видами росписей. Деревянные ложки для оркестра.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей страны богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь) .

Воспитатель : Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка » . Как вы думаете, что такое ярмарка ? (Ответы детей) . Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка . (Показ презентации) .

Ярмарка – это такое место , где испокон веков больше всего народу собиралось. (Слайд 2) . К Ярмарке готовились , о начале Ярмарки оповещали заранее .

Хлебом, солью встретим гостей!

Мёд будет течь рекой!

Коробейники да скоморохи развлекут народ.

Снедью разной потчевать будем!

Забавы разные покажем! (Слайд 3) .

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения , и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников : Рождество, Масленица, Пасха, Троица. (Слайд 4) .

На ярмарках не только торговали и покупали (Слайд 5, но и обязательно веселились, как могли : песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (Слайд 6, 7) .

Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. (Слайд 8) .

Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка . (Слайд 9, 10) .

Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. (Слайд 11, 12) .

Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ. (Слайд 13) .

Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи. (Слайд 14, 15) .

Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. (Слайд 16) .

Ярмарочные гуляния были ярким событием, шумным всеобщим праздником. Народная мудрость гласит : любая душа празднику рада! (Слайд 17) .

Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку ? Тогда я приглашаю вас.

В : Я приглашаю вас

Поиграть, посмотреть,

Как мы будем песни петь,

Хороводы здесь водить,

Состязанья проводить!

Много вам всего покажем,

И сыграем и расскажем,

Как в старину все это было .

Да, мы многое забыли,

Будем игры вспоминать,

С удовольствием играть!

Дети под русскую народную мелодию идут за воспитателем, садятся на стульчики. Выходит ведущая в народном сарафане.

В : Покровительницей ярмарки и торговли на Руси считалась Параскова Пятница. Существует поверье, что Параскова Пятница ходит по земле в виде молодой красивой девушки и примечает, кто, как живет : трудолюбивых, работящих людей награждает, а ленивых наказывает. Так пусть же на нашей ярмарке не найдется места ни лени, ни скуке.

На ярмарку ! На ярмарку !

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

Ребенок : Глядите, не моргайте,

Рты не раскрывайте,

Ворон не считайте,

По дешевке покупайте!

Ребенок : Нынче ярмарка у нас !

Покупай все про запас!

Ребенок : Мы торговцы – зазывалы,

Мы – ребята молодцы!

Весь товар у нас на славу :

Ложки, гребни, петухи!

Ребенок : Подходите, примеряйте

Наши ленты и платки!

Время даром не теряйте,

Доставайте кошельки!

Посмотрите, что можно было купить на ярмарке .

(Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства : дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек.)

В : На нашу ярмарку прибыло много гостей, есть гости из деревни Гжель.

Ребенок : Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

В : Ребята, что это за роспись?

Дети : Это роспись – Гжель!

Ребенок : А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

В ярмарке произведения гжельских мастеров. Дети находят изделия из Гжели. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины, фарфора) .

В : Ну что, народ, кто играть пойдет,

Тот все призы заберет.

А кто не хочет играть,

Тому даже бублика не видать!

Проводится русская народная игра «Сапожник» .

Вот и мы с вами, поиграли, косточки свои размяли!

А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Дети разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2)Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

В : К нам прибыли гости из слободы Дымково.

Ребенок : Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,

Расписные даже хрюшки

В царстве дымковской игрушки!

Игрушки наши повсюду славятся

Подходите скорее, вам понравятся!

В : Посмотрите, есть ли на нашей ярмарке произведения дымковских мастеров. Дети находят изделия из Дымково. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины) .

Ребенок : Тут поют свои частушки

Знаменитые игрушки

Филимон с гармошкой,

С внуком Филимошкой!

В : На ярмарке и народные песни , и музыку можно было послушать. И самим спеть. Какая же ярмарка без частушек !

Ребенок : Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Самовар, самовар

Золотая ножка.

Я посеяла горох,

Выросла картошка.

Я вчера такое видел

Не расскажешь никому

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось

Хохломой и Городцом

На весь мир прославилась!

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

В : Эх, честной народ, заводи хоровод,

Просто так не стой, а пляши да пой!

В : Еще гости к нам на ярмарку пожаловали .

Ребенок : Золотом и ярким цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Дети : Это – чудо Хохлома!

Ребенок : Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!

Ну, а это, братцы, мы

Наш товар из Хохломы :

Посуда и игрушки,

Свистульки и зверушки.

В : Выходите ложкари. Ложкарями называли тех, кто ложки делал, и тех, кто на ложках играл.

Оркестр с ложками.

В : Доставай пятачок – покупай кренделек.

Доставай пятак другой - бери бублик большой. Раз на ярмарку мы попали , так гостинцев надо для себя прикупить. Ведущая показывает детям бублики, сушки, крендельки.

Ребенок : Распродали все товары

И скорее – тары - бары.

Нет, друзья, так не годится,

Продолжаем веселиться!

В : Побывали мы друзья на ярмарке , повеселились, гостинцев прикупили, а на карусели еще не катались.

Песня «Ярмарка » .

Ведущая приглашает детей и гостей покататься на карусели.

В : Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась .

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка»

Цель:
1. Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах.
2. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес к фольклору.

Оборудование: предметы народно-прикладного искусства, народные костюмы, электронная презентация, оборудование для просмотра презентации.

Предварительная работа: подготовка презентации, разучивание русских народных пословиц и поговорок, разучивание стихов зазывалок, рассматривание картин русских художников,

Ход занятия

Слайд 1 (титульный)
Воспитатель: Вместе с Таней и Ваней мы много путешествовали, побывали в разных уголках нашей страны, познакомились с мастерами народных ремесел. У каких мастеров мы побывали?(ответы детей)
Что они изготавливают? (ответы детей)
А для чего мастера делали свои изделия? (ответы детей)
Правильно, чтобы порадовать своих родных и заработать денег.
А где они продавали свой товар? (ответы детей)
Правильно! На ярмарке! На ярмарку народ созывали – ярмарочные зазывалы. Посмотрите, кто это? (обращает внимание детей на экран)
Слайд 2(звуковой)

К нам сюда скорее просим! Подходи честной народ! Веселиться начинаем! Всех нас ярмарка зовет! Подходите, граждане! Угодим каждому! Подходи, приценяйся! Покупай! Не стесняйся!

Слайы 3 и 4(картина «Свенская ярмарка», «Ярмарка»)



Воспитатель: Ярмарка – это большой базар. Проходили ярмарки несколько раз в год – по большим церковным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха и Троица). Зимой ярмарка начиналась, как только открывался санный путь. Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
Торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой и домашней утварью.
Слайд 5 (скоморохи)


Воспитатель: На ярмарке всегда многолюдно. Здесь и торговцы, и покупатели, и балаганщики и зеваки.
Как выдумаете кто такие балаганщики? (ответы детей)
Балаганщики – артисты кукольного театра, скоморохи, которые показывали на ярмарках представления в маленьких шатрах – балаганах.
Кто такие зеваки? (ответы детей)
Зеваки – зрители ярмарочных представлений.
На ярмарку приходили не только продавать и покупать, но еще и веселиться.
Тогда про таких людей говорили: «Людей посмотреть, да себя показать!»
Слайд 6(звуковой- физминутка)
Приглашаем детвору на веселую игру!
А кого не примем, за уши поднимем!
Уши будут красные, до чего прекрасные!
Проводится русская народная игра «Леший»
Слайд 7(Петрушка)
Лучше куклы не было и нету,

Знаком во всех уголках планеты,
Одним - развлеченье,
Другим - поученье!
Самая веселая в мире игрушка...
Неунывающий русский Петрушка! (из-за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка)
Петрушка А вот и я! Здорово, ребята! Чего вы ржете, как жеребята?
Воспитатель Хватит балагурить, пора публику приглашать!
Петрушка Пора бублики жевать? Это я завсегда готов!
Воспитатель Кричи: «Начинаем балаган!»
Петрушка Нападает хулиган?!!
Воспитатель Не путай ты слова и не пугай зрителей понапрасну. Они, веселиться сюда пришли, к тебе в гости! Кричи: «У нас будет представление!»
Петрушка Вас ждет большое удивление, такого насмотритесь, чего сроду не видывали!
Воспитатель Петрушка, не морочь ребят! Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»
Петрушка У нас осел кидается пельменями, разбегайся народ, а то и вам попадет!
Воспитатель Петрушка! Ребята к тебе в гости пришли, а ты их так принимаешь! Нехорошо! Нехорошо!
Петрушка Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый!
На ярмарку проходите! Товар у нас важный, похвалит купец каждый.
Пожалуйте к нам сюда! С добрых молодцов пятак берем, а красным девицам даром отдаем.
(Воспитатель быстро надевает на детей, изображающих лоточников необходимые детали русской народной одежды. Дети проходят к импровизированным торговым рядам)
1 лоток (матрешки, накрытые покрывалом)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сувенир увозят с собой туристы, посещающие нашу страну.
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щечки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки веселые…(матрешки)

Воспитатель открывает лоток

2 лоток (изделия хохломских мастеров)
Лоточник

А вот посуда расписная- была у царя такая!
Да вся побилась!
А наша не бьется, из неё ничего не прольется!
Щи из неё вкусней, да и каша добрей!
Воспитатель: Ребята, откуда эта посуда? (ответы детей)
Когда стоит студеная зима, свистит и стонет зимний ветер.
То солнечная Хохлома напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма, не сумрак в вазах и солонках
Плывет по лету хохлома, расписанная очень ловко.
Дети с воспитателем рассматривают хохломские изделия
3 лоток (музыкальные инструмент, накрытые покрывалом)
Воспитатель: А чем вы торгуете?
Лоточник
А вы загадки разгадайте, тогда узнаете!
В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная.
Заиграет - только тронь, наша русская….(гармонь)

Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка это наша … (балалайка)

4 лоток (одежда)
Лоточник
Платки и платочки для мамы и дочки!
Подходи! Налетай! Не скупись, покупай!

5 лоток (посуда: ложки, плошка)
Лоточник
Ложки, плошки! Сковороды, лукошки!
Топор, гребешок! Припасай денег мешок!
Слайд 8(лоточники)
Воспитатель: продавцов на рынке называли лоточники, или торговые зазывалы.


Слайд 9(картина «Масленица»)
Воспитатель: самая веселая ярмарка была на масленицу. Длилась она целую неделю.
Слайд 10 и 11(картинаы «Взятие снежного городка», «Масленица. Проводы»)

Цели:
1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
2. Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
3. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
4. Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.
Материал к занятию:
Гуашь разных цветов, большие тычки, маленькие тычки, шаблоны бумажных лошадок, влажные салфетки, аудиозапись, глиняные дымковские игрушки.
Ход занятия:
Мастерица: Здраствуйте,люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях. Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Ах захватывает дух!
Мастерица: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке веселье,
Люди любят карусели!
Давайте и мы с вами, ребятки покатаемся на каруселях!
Игра «Карусель».
Петрушка: А на ярмарке товары
Продаются самовары,
Продаются вилы, сани
И конфеты и баранки.
Мастерица: Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго не дыша
До чего же хороша
Покупайте-ка игрушки
Барыни, зверюшки.
Посмотрите как живой
Конь красивый, удалой.
Ребята, посмотрите сколько на нашей ярмарке дивных игрушек. Что это за игрушки? (дымковские)
Петрушка: А какие вы знаете дымковские игрушки?
(дети читают стихи про дымковские игрушки)
Мастерица: Молодцы, ребятки. Правильно, конь, индюк, барышня, олень и т.д. – это дымковские игрушки. А где же делают такие дивные, расписные игрушки? (в селе дымково)
Мастерица: Да, делают их в селе Дымково, недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятка, делают игрушки из красной глины. Зима долгая, холодная, в печах обжигаются игрушки, а из труб идет дымок. Тепло и уютно в домах мастеров. Давайте мы с вами заглянем в село Дымково и полюбуемся на расписные дома дымковских мастеров. (игра «Третий лишний», два домика дымковской росписи, а третий филимоновский, дети находят лишний домик) .
Петрушка: Кирилл,а как ты узнал что это домики дымковских мастеров?
Ребенок: Узоры эти не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Петрушка: Ой, а что это тут за чудесный сундучок?
Мастерица: Ребятки, посмотрите, сколько тут белоснежных лошадок. Чтобы они ожили каждый мастер должен нанести дымковский узор на свою игрушку. Давайте займем места в наших мастерских и вспомним с вами какие дымковские узоры мы знаем?
Петрушка: Ребятки, а какого цвета краски мы с вами будем использовать?
А чем мы будем рисовать круги?(большим тычком) А точки? (маленьким тычком)

Дети рисуют под музыку.

Мастерица: На Руси говорили «Кончил дело-гуляй смело». Эй народ становись в хоровод!

Анализ работ.

Мастерица и Петрушка: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Ребенок: Ой, вы гости дорогие!

У нас подарки расписные.

Писали их старались,

Подарить вам собирались. (дети дарят гостям свои рисунки)

Похожие публикации