Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Классный час "хлеб - всему голова". Классный час на тему: Хлеб - всему голова Классный час тему хлеб всему голова

Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами взглянуть на хлеб наш насущный.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование представления о хлебе как основе жизни человека.
Задачи:
1. Образовательная : расширить представление учащихся о хлебе, о том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему.
Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес литературе.
Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей

Классный час «Хлебу – почтение вечное»



Булочная Филиппова
Париж издавна славился магазинами сыров, Рим – обувными магазинами, а Москва в 19 – начале 20 века – своими булочными, и одним из самых знаменитых были булочные Филиппова. Публика сюда приходила самая разномастная – от учащейся молодёжи до старых чиновников в дорогих шинелях, от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин.


Сюда приходили москвичи, чтобы «вдохнуть хлебный дух». А детвора особенно любила отделение, где продавали булки, калачи, пряники. «Просунешь свой пятиалтынный продавцу, - вспоминали современники, и говоришь громко: «Фунт мятных пряников». Продавец непременно пошутит с тобой и быстро – быстро всыплет пряники в бумажный мешочек…». В той же Филипповской в продаже всегда были десять – двенадцать сортов пшеничной выпечки, пять – восемь – из ржаной муки. А еще около дюжины, в особинку и на радость покупателю, - свои фирменные калачи и калачики (три разновидности), песочная с творогом и повидлом квадратная ватрушка, обварные бублики, царские баранки, сушки, витушки, венская сдоба, ватрушки, бриоши…
Сам основатель династии Филипповых, Максим Филиппов, приехал в Москву из Калужской губернии в 1803 году. Вначале подрабатывал пекарем, затем, собрав денег, стал владельцем собственной пекарни на углу Бульварного кольца и ул. Мясницкой. Максим Филиппов вместе со своей семьей выпекал и продавал калачи и пироги с разной начинкой в торговых рядах города.


Иван Максимович Филиппов
После смерти отца его дело продолжил сын – Иван Максимович (1824 – 1878). К концу 1860-х годов в семье Филипповых было три хлебопекарных заведения: калачное, булочное и бараночное – на Тверской, в доме Манухина, на Сретенке, в доме Спаса, и на Пятницкой, в собственном доме. Именно Филиппов впервые в России организовал хлебный магазин при пекарне. В пекарне на Сретенской также впервые появились получившие вскоре известность во всём городе пирожки с требухой, кашей, капустой, визигой и др. Ассортимент хлеба был разнообразный: из ржаной муки (мелко смолотой и просеянной) выпекали бородинский, стародубский, рижский; а уж из пшеничной муки – неисчислимое количество сортов: французские булочки простые, с поджаристым загибом, обсыпанные мукой маленькие копеечные французские хлебцы, именовавшиеся «жуликами», витушки из перевитых жгутов крутого теста, саечки, обсыпанные маком или крупной солью, сайки простые, выпекавшиеся на соломе с золотыми соломинками, приставшими к исподу, калачи крупные и мелкие, ситники. Отправлял свой знаменитый хлеб Филиппов и в Сибирь. Калачи и сайки горячими, прямо из печи, каким – то особым способом замораживали, везли за тысячи вёрст, а уже перед самой подачей на стол оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах. Порченая же буханка или каравай, сайка или крендель не могли попасть на основной прилавок – по заведенному правилу скособоченный крендель продавали вдвое дешевле.
С 1855 года И.М. Филиппов состоял поставщиком двора его императорского величества. Звание это он получил за отличное качество и широкий ассортимент продукции. После смерти Ивана Максимовича была создана фирма «Филиппов Иван наследники», которую возглавила его вдова Татьяна Ивановна, а с 1881 года – сын Дмитрий.


Дмитрий Иванович Филиппов

По мере взросления свои булочные получили и другие сыновья Филиппова. Главной булочной оставался магазин на Тверской. После смерти братьев (конец 1890-х годов) все булочные вновь были сосредоточены в руках Дмитрия Ивановича.

Хлеб – соль


Было так: чтобы не стать врагами,
И под кровом вечно мир хранить,
Непременно должен был с гостями
Хлеб да соль хозяин разделить.

И сменялась ненависть любовью,
Радость шла наперекор беде.
Кто отведал вместе хлеба с солью,
Тот не мог помыслить о вражде.

Так давались верные обеты,
Так крепчала русская земля.
Чтились предков вещие заветы,
Колосились тучные поля.

Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величье мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.

На Руси есть вечные святыни.
В них надежда, вера и любовь.
С хлебом-солью слито воедино
Средоточье мудрости веков.

Наших предков дар неоценимый –
(С той поры прошло немало лет)!
Хлеб да соль, потомками хранимый,
И поныне излучает свет.

Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья
Преподносят дорогим гостям.
Надежда Павловская

Хлеб – не только основа русского национального стола, но нечто большее. Он – символ народного благополучия. При этом хлеб всегда был главным кушаньем на любом пиршестве: хоть бедняцком, хоть боярском. Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостям вместе с солью – а как же иначе? «Хлеб с солью не бранится!» - так гласила народная присказка. Хлеб также означал почет и уважение. С тех давних пор и вошло в обиход выражение «хлебосольный хозяин». Отсюда, видимо, и пошли на Руси обычаи, связанные с хлебом – солью, пережившие многие столетия и в почти неизменном виде дошедшие до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодожёнов, новосёлов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая с солонкой. Хлеб в таком сочетании означает полный стол, а соль является древним, уже позабытым символом охраны, оберега дома. Позднее она стала ещё и высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды. Вынос хлеба – соли как высший, и торжественный знак расположения сохранился и до сих пор. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб – соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


«Сяду на пенёк, съем пирожок», говаривал Медведь в известной сказке про Машеньку; Красная Шапочка с риском для жизни несла больной бабушке пирожки через лес…. Быть может, с пирожками из сказок вы, ребята, познакомились даже раньше, чем с настоящими, ведь далеко не в каждой современной семье пекут пирожки.
Но если углубиться в историю, то мы узнаём, что изначально пирогом называли ситный хлеб, то есть хлеб, испечённый из лучшей просеянной пшеничной муки тонкого помола. Безусловно, в 12 веке такой пирог можно было только на знатных пирах увидеть да попробовать. Но на пиры тогда не каждого звали. В 14 – 15 веках в летописях рассказывается уже о пирогах с разными начинками. Вообще пирог – это и есть блюдо из теста с начинкой, которое выпекается или жарится, варится или даже коптится. Рецептов пирогов множество, различаются они по виду теста (дрожжевое, бисквитное или слоёное), по разнообразию начинок (с капустой, грибами, ягодами, вареньем и т.д. и т.п.), а ещё пироги могут быть открытые, закрытые и слоёные (не тесто слоёное, а пирог слоями укладывается, чтобы так потом и в печку попасть). В русской кухне для пирогов обычно используется несладкое тесто. Все пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, а маленькие – пирожками.
На Руси пирог испокон веков считался символом домовитости. Отсюда и поговорки: «Пироги ешь – хозяйку тешь!», «Без блина не Масленица, без пирога не именинник». Некоторые пироги использовались в обрядах (сватовство, поминки). Ни один русский свадебный стол не обходился без курника – закрытого пирога, по форме напоминающего купол. Именно с курником связан ритуал размалывания хлеба. Пирог разламывали над головами новобрачных, и от того, сколько пшеничных зёрен упадёт на голову молодым, зависело, насколько богатой и сытой будет их совместная жизнь. На следующий день после свадьбы молодая жена должна была испечь пирог. Этим пирогом она потчевала гостей, и по его вкусу судили о домовитости будущей хозяйки.
Как свидетельствует историк Н.И. Костомаров, «по способу печения пироги были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупитчатая или толчёная, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Сладкие пироги… с изюмом и другими разными ягодами… пеклись и не в пост вместо пирожных».
В знаменитом «Домострое», составленном во времена Ивана Грозного священником Сильвестром, перечисляются всякие пироги и пирожки: жареные с горошком, пироги подовые квашеные с горошком, пироги маковые большие жаренные в конопляном масле с горошком, большой пирог с маковым соком да сочнями, пирог с сочнями, внутри переложенный блинчиками…. Так что, как видим, в способах изготовления пирогов и пирожков, как и в начинках, нехватки фантазии не наблюдалось. Традиционно «фирменным» московским кушаньем были кулебяки, расстегаи, курники, рыбники (закрытые пироги с начинкой из рыбы) и прочие замысловатые выпечки.

Испеки нам бабушка пироги с капустой,
Чтобы теста мало, а начинки густо!
Мы тебе поможем, всю муку просеем
И капусту с огорода принести сумеем.

Мелко крошится вилок, в миске дышит тесто
Быстро растолстело, стало ему тесно.
Дружно лепим пироги, печка пышет жаром,
Там они покроются корочкой с загаром.

Из духовки старенькой пахнет очень вкусно!
Скоро будут каждому пироги с капустой.
Пышные, румяные просто загляденье!
Горкою на блюде всем на удивленье.

Закипает самовар на столе в беседке,
Сосчитали пироги воробьи на ветке.
Удался обед в саду, бабушка довольна,
Заходите к нам друзья, встретим хлебосольно!


Тайна записной книжки:
Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб присуща всем славянским народам. На русских свадьбах – это каравай, у белорусов и украинцев также существуют каравайные традиции. Свадебные караваи украшались сложными тестяными узорами, иногда живыми колосьями и веточками калины. Колосья пшеницы символизировали изобилие, достаток, листья или гроздь калины – любовь, прибавление в семье. У татар готовят на свадьбу пирог из слоёного теста – губадию. Название иное, а обрядовое значение такое же.

Коврижки


Случалось ли вам, ребята, прося у родителей купить что – нибудь, в ответ услышать: «Да ни за какие коврижки!». По их суровому тону вы понимаете, что это значит «ни за что на свете». И вы наверняка задавали вопрос: «А это что за коврижки такие?».
Древнерусская коврига представляла собой большой хлеб, но не круглый, как каравай, а трёх – или четырёхугольный. В некоторых областях России ковригой иногда называют круглый толстый ломоть хлеба, отрезанный «во всю ковригу», то есть по диаметру. «Погнался за ломтём, да ковригу потерял», - наставительно говорили в народе. А вот когда речь заходила о коврижке…. Казалось бы, чем коврижка может отличаться от ковриги? Размерами, да и только. Но тем и удивителен русский язык, что коврижкой уже величали битый пряник с узорами, то есть сладкую выпечку из пряничного теста: с мёдом, сахаром, орехами, изюмом.
Широко известны были вяземские и владимирские коврижки. «Большая, круглая и узорная коврижка почётно преподносится на свадьбах и других обрядах», - уточняет В. Даль. А охотника до коврижек, как и мастера по выпеканию сих сладостей, прозывали коврижником. Вот такие коврижки.


Взлетает пламя в высоту
И озаряет чайхану.
Но не пугайтесь, не пожар,
Тандыру нужен сильный жар.
И алый хвост, как из вулкана,
Как танец вечного канкана –
Огонь поет нам песнь свою,
Сжигая всю гузапаю.
Ушла стихия наконец,
И к делу приступил творец.
Как гнезда ласточки висят,
Самсы в тандыре, прямо в ряд.
Немного времени пройдет,
Дразнящий дух от них пойдет.
Самса, пронизанная жаром,
Сверкает бронзовым загаром.
С пылу с жару пирожок-
Укуси скорей дружок.
Очень остро? Не беда!
Этим славится самса.
Александр Ястребов

Во всех городах и населённых пунктах Узбекистана, Таджикистана, а теперь и в России, как и пирожками, торгуют на улицах и на базарах, её предлагают в небольших кафе и придорожных закусочных. Подаётся она даже в ресторанах, где чаще всего печётся из сдобного теста и имеет «европеизированный» вид.
В России самса встречается в основном виде треугольника, хотя эта разновидность пирожка бывает и округлой формы.
В узбекской, таджикской и других тюркских кухнях самсу предпочитают с начинкой из рубленого мяса с салом (преимущественно баранины, но готовят и из говядины, курятины) и луком. Вариантов приготовления этого сытного блюда множество. Например, в Алматы самсу делают с начинкой из твёрдого сыра. Но тесто для самсы всегда пресное, слоёное. При этом традиционно самса с мясом выпекается в тандыре.
Тандыр – особого вида печь – жаровня для приготовления пищи у народов Азии. Это большая керамическая посудина (полусфера объёмом от 0,25 до 1 куб.м) с круглым проёмом в стенке или дне. Как правило, тандыр ставится во дворе на глиняную платформу дном кверху. Стенки снаружи обмазываются толстым слоем сырой глины. Это делается для повышения теплоёмкости печи. Перед использованием тандыр жарко натапливается дровами или хворостом. После того как всё топливо прогорит, стенки тандыра быстро протираются от налёта гари, после чего к ним опять – таки быстрыми движениями прикрепляются предназначенные к выпеканию изделия. Они доходят до готовности за счёт тепла, накопленного в толстых стенках тандыра. Готовые изделия из такой печи вынимаются при помощи специального ковша и крюка с длинными рукоятками.
Но в последнее время самсу всё больше готовят в электрических и газовых духовках (где же, к примеру, в Москве взять тандыр?)

«ГКС (К) ОУ РМ Поводимовская школа-интернат»

Ломшина О.А. Классный руководитель.

Классный час «Хлеб – всему голова».

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба: булочки, белый хлеб.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки.

1. Вступительная часть.

– Отгадайте:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе.

(Хлеб.)
Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.
Сегодня мы будем говорить о хлебе. (Учитель на доске открывает тему урока).

Как вы понимаете эти слова? («Хлеб - всему голова».)

Хлеб основной продукт питания на столе. Хлеб мы кушаем и во время завтрака, обеда, ужина. Если весь стол уставлен блюдами и не будет хлеба, то человек не насытится. Ведь говорят: «Без печки холодно --- без хлеба голодно».

Сейчас я вам хочу рассказать одну легенду, когда человек впервые попробовал хлеб.

Слово учителя . Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Ведь для того, чтобы появился хлеб на столе должны потрудиться очень много людей.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.
В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.
Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», – шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.
Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.
2. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

– Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука.)

– Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в 125 г ) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
Читает ученик.

Военный хлеб

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов
– А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

3.Сценка: «Хлеб святой». Сейчас ребята покажут вам сценку.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь.

А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.
4. Рассказ учителя (продолжение).

– Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

    Бери хлеба столько, сколько съешь.

    Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

    Крошки не выкидывайте. Можно отдать их птичкам.

Для приготовления одного батона хлеба нужно использовать 10 000 зёрен. А сколько зёрен нужно использовать для того чтобы накормить всю страну?
5. Работа с пословицами.

Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)

З а д а н и е: доскажите вторую часть пословицы.

Не шуба греет, а … (хлеб).

В дороге хлеб не … (помеха).

Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

У кого хлебушко, у того и … (счастье).

Хлеб всему … (голова).

Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
3. Викторина «Мозговой штурм».

В о п р о с ы в и к т о р и н ы:

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

---какой путь проходит хлеб, чтобы оказаться у нас на столе?

( ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД---МАГАЗИН)

    Конкурс «Караваев».

--В течении 3-х минут слепить караваи. (3 человека из разных классов).
Остальные играют в игру «Жок –жок –жок –это пирожок»

Чтение стихотворения, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок - это (пирожок).

Шки-шки-шки - мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки - мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок - кушай, Женя, (пирожок).

Ач-ач-ач - вот (калач).

Чи-чи-чи - пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи - мы любим (калачи).

Чи-чи-чи - на праздник будут (калачи).
Рассматривание изделий из солёного теста, сделанных детьми.

-Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на хлебозавод брать у всех караваи чудные! Осталось их в печку засунуть и подождать пока они высохнут.

    Частушки.

Говорим и скажем снова

Повторим, как дважды два:

Хлебушек всему основа

И, конечно. Голова.
Сколько рук его растили,

Сколько поту утекло!

В хлебе вся людская сила,

И здоровье и тепло.
Много лет и много зим

Люди наслаждаются.

Основной продукт едим-

Хлебушек всем нравится.
Из пшеницы золотистой

Хлеб уложен горочкой

До чего же он душистый

Хлеб с хрустящей корочкой.
Если пахнет в доме хлебом,

Если вкусен хлебный квас,

Радость будет за обедом,

Хлеб в деревне – просто класс.
Тем, кто хлеб для нас печёт,

И, кто землю пашет,

Уваженье им, почёт

И спасибо наше.

    Ученик.

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!
Слово учителя . И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Дата публикации: 30.09.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

в 4 классе

«Хлеб - всему голова»

учитель: Хугаева Елена Викторовна

дата проведения 30.01.2013 год.

Классный час

Тема: «Хлеб- всему голова»

Цель: сформировать у обучающихся представление о принципах рационального питания, о составных компонентах хлеба, о его значении в жизни человека, развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал,

анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, знакомиться с народными традициями, с историей своей страны.

Задачи: 1 . Рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время.

2 . Проследить цепочку «от зернышка - до булки» .

3 . Проверить самостоятельную работу обучающихся по поиску дополнительного материала.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

    Подготовка презентации

    Разучивание стихов, сценки.

    Выпечка каравая.

    Проращивания зернышек.

    125 г хлеба

    Выставка книг о хлебе.

    Выставка рисунков, поделок, о хлебе.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : обучающиеся 4 класса, родители, классный руководитель.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 1 месяц (декабрь - январь)

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: продукт питания - хлеб.

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1 .История хлеба, первобытный хлеб.

2. Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны.

3. Народные традиции, связанные с хлебом.

4. Как выращивают хлеб?

5. Из чего делают хлеб?

6. Какие бывают сорта хлеба?

7. Какие питательные вещества содержит хлеб?

8 .Какие блюда можно приготовить из хлеба?

9. В какой худ. литературе есть упоминания о хлебе?

10. Существуют ли музеи хлеба?

Ход мероприятия:

    Мотивация

(звучит музыка «Хлеб всему голова», входят обучающиеся и выносят на рушнике хлеб да соль).

Никита: С караваем соль подносим

Поклонясь отведать просим

Таня: Дорогой наш гость и друг

Все: Принимай хлеб - соль из рук!

(Девочка проносит каравай, угощает гостей, остальные рассаживаются по группам)

(У) Вы готовы к разговору?

На вас надеюсь я друзья

Вы хороший дружный класс

И все получится у вас.

    Покажите мне, как вы готовы к разговору? (Ребята поднимают вверх сцепленные между собой руки).

    А чтобы настроиться на позитив, давайте закроем глаза и глубоко вздохнем. Вы догадались о чем мы будем сегодня говорить.

(Ответы обучающихся).

    А еще что вам подсказало? (Песня «Хлеб всему голова»).

II. Актуализация

(У) Да, мы сегодня поговорим с вами о чуде земли, чуде труда человека - хлебе. А вдохновя нас пусть слова:

«Хлеб - всей жизни голова» (Слайд №1)

(У) Сегодня на занятие вы должны будете вырастить свои колоски. Каждое зернышко в колоске, - ваше хлебное задание, ваше знание о хлебе. (Показываю колоски). Работать вы будете в группах.

II. Обсуждение темы:

(У) 1. А вы знаете как появился хлеб на земле?

Андрей: Шестнадцать лет назад ученые -археологи установили, что первый хлеб был сделан из желудей и сделали его египтяне. Первобытные люди еще не умели выращивать хлебные колоски. Они собирали съедобные травы, ягоды, корешки, грибы. Но часто случалось так, что вместе со съедобными корешками человек приносил несколько зернышек. Они пробовали жевать сырые зерна, но это было не вкусно, потом люди стали стали растирать зерна камнями и получать муку. А из муки месить тесто, печь лепешки.

(У) 2. Молодец! Ваша группа получает зернышко (вставляют зерно).

(У) 3. На Руси с древних времен выпечка хлеба считалась ответственным и почетным занятием. Первыми пекарями были монахи. Они пекли хлеб в монастырских печах. От пекаря в то время требовалось не только мастерство, но и честность. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».

(У) 4. А Как его называли на Руси? (Ответы учащихся).

(Хлебушко, хлеб - хозяин, хлеб - батюшка, хлеб - кормилец).

Хлеб с древних времен у всех народов считался наибольшей святостью. Колоски и сам хлеб ставили в святые углы, рядом с иконами. Защитницей полей, хлебов и урожая на Руси считалась икона «Спорительница хлебов».

    Кто хочет рассказать нам про эту икону?

Аня: Оптинский старец Амвросий благословил игуменью Иларию написать для него икону богоматери совершенно нового письма. Назвав икону «Спорительница хлебов», он хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в душевном спасении, но и в земных трудах. (Молитва Б). Моля Пресвятую Богородицу, на труды праведные о покровительстве посевов и плодородие. Молитва Божией Матери перед иконой ее «Спорительница хлебов» помогоет в бедности и житейских делах.

(Слайд №2).

(У) Хорошо! Спасибо! Ваша группа получает зернышко.

(У) 6. Ребята, скажите, а какие приметы существовали на Руси о хлебе.

Коля: «Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу».

Таня: «Нельзя есть за спиной другого человека, тоже съешь его силу».

Никита: Дашь во время еды со стола хлеб собакам - постигнет бедность».

Аня: «Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим растоптать ее ногами».

Андрей: «Люди переломившие хлеб становятся друзьями на всю жизнь».

Алина: «Когда встречали гостей хлебом солью, то хлеб считался добром, а соль оберегом от злых духов».

(У) Молодцы! Каждая группа получает по три зернышка.

(У) 7. Ребята! Скажите, а сколько хлеба вы можете съесть? (Ответы детей).

Сколько захочется. И мы даже не понимаем как может быть иначе. Но было время, когда хлеба катастрофически не хватало и за него отдавали свою жизнь. (Звучит музыка «Священная война»).

8. Да. Это была Великая Отечественная война. Кто нам расскажет об этом.

Никита: Когда фашисты не смогли овладеть Ленинградом, они надеялись, что голод уничтожит жителей и защитников города. Голоду Ленинградцы противопоставили силу духа и 125 граммов блокадного хлеба.

(У) 9. Ребята, а кто мне напомнит, когда началась блокада Ленинграда (Ответы).

Правильно 8 сентября 1941 года и продолжалась до 27 января 1944 года, ровно 900 дней и ночей. (Некоторые источники утверждения 872 дня). (Слайд «Ленинград»).

Стихи о блокаде.

Аня: В дыму Ленинградское небо

На горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм.

Андрей: И не даром хлеб солдатский

Наши воины по - братски

Часто делят меж собой

Уходя на смертный бой

Таня: Видишь, друг, у хлеба свойство

Замечательное есть -

Проверяют им геройство

Силу, мужество и честь.

Помним верные слова: «Хлеб всей жизни голова».

(У) Спасибо! Молодцы, добавьте еще зернышки в свой колосок.

Ребята, ни вы ни я не пережили того, что выпало на долю наших дедов и прадедов. Конечно же, страшное время не должно повториться. И будем надеяться, что нам не придется мечтать о кусочке хлеба, как о счастье.

В городе Санкт - Петербурге есть единственный в мире музей хлеба, где хранится кусочек блокадного хлеба и девятнадцать тысяч разновидностей хлеба.

(У) Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб», почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Таня: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергоресурсов для жизни, человек получает от хлеба.

(У) Молодец! (Слайд «Питательные вещества»).

(Добавьте зернышко в колосок).

(У) 10. Да, хлеб очень ценный продукт питания.

А от чего зависит цвет хлеба (ответы).

А из каких злаков получают муку для хлеба?

(Ответы: из ячменя и пшеницы). (Слайд «Колоски»).

III. Физминутка.

(У) Я вам предлагаю еще одно хлебное задание. Задание называется «Золушка». (Помните сказку «Золушка», что она там делала? Перебирала, отбирала зернышки). Вам надо отобрать то зерно, из которого делают муку для хлеба. (Выполняют задание). (Добавляют зернышко в колосок).

(У) А какие бывают сорта хлеба? (Ответы учащихся).

Стихи о хлебе.

Никита: Вот он хлебушек душистый

Вот он теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал пришел.

Аня: В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло

Сколько рук его растило, охраняло берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.

Коля: Самый вкусный, несравненный

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб (хором).

Алина: Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Андрей: Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

И готовят все со сдобой

И с начинкою пекут.

Аня: Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят

Таня: В каждом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной

И расти под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

(У) Спасибо! Молодцы! Каждая группа, добавьте себе зернышко в колосок.

Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ слал о нем пословицы.

Я вам предлагаю такое задание: «Закончи пословицу», «Начни пословицу».

(Дописывают на доске). (Слайд «Пословицы»).

(У) Молодцы! Добавляйте зернышко в колосок.

(У) А знаете ли вы чем, пахнет ломоть ржаного трудового хлеба? Кто из вас хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде, чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его видим и едим. Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба?

Кто мне ответит? (Ответы детей)

Сейчас я проверю как вы знаете «Путь хлеба».

Задание: Установить логическую цепочку (семена, пашня, уборка урожая, ток, мельница, хлебозавод, магазин). (Добавьте зернышко).

(Слайд «Путь хлеба»).

(У) Ребята, а что значит беречь хлеб? Как нужно к нему относится? (Ответы)

    Отломать столько, сколько можно съесть.

  1. Класть в целлофановый кулечек.

    Из сухого хлеба можно сделать гренки.

    Крошки отдавать птицам.

(Добавьте зернышко).

(У) А у нас нередко можно наблюдать такую картину, которая больно отзывается в сердце.

(Сценка по стихотворению С. Михалкова «БУЛКА»).

(У) Ребята, какие чувства вызывало это стихотворение? (ответы).

Почему прохожий поднял и поцеловал булку? Этот поступок безнравственный?

(У) Перенесите свой взгляд на репродукцию картины знаменитого русского художника И. Шишкина «Рожь» (звучит песня Я. Френкеля «Рожь»)

Что вы видели на картине? Золотую ниву, колышется рожь. Ее посеяли колхозники, вложили много труда, что бы она росла. Крупные колосья как будто бы склоняют голову под теплым ветром. Как вы думаете, а кому они кланяются? Конечно же хлеборобу который их убирает. И мы тоже должны кланяться и хлеборобу и хлебу.

Вот видите, хлеб воспевают не только поэты, писатели, но и художники в своих картинах.

Следует помнить, что хлеб на столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессии. Ежедневно в нашей стране выпекается 72 тысячи разновидностей хлеба.

Какие профессии вы знаете? (Ответы). (слайд «Профессии»).

IV. Рефлексия:

(У) Вот и подошла к концу наша беседа. Я Очень надеюсь, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относится к хлебу. Высказывать свое мнение вы можете при помощи незаконченной фразы. (Слайд «Рефлексия»).

Сегодня я узнал (а), что...

(У) Спасибо вам всем ребята!

Спасибо уважаемые гости!

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. Пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет ароматным хлебом.

(Звучит музыка).

Дети угощают гостей пирогами. (слайд «Благодарим за внимание»).

Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб - всей жизни голова».


Описание работы : Данный конспект предназначен для проведения классного часа в начальной школе. Ведётся подготовительная работа:ребята разучивают стихи, рисуют рисунки. В гости можно пригласить обучающихся 4-х классов.
Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб - всей жизни голова».


Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, которые принимают участие в его создании.
Задачи:
-познакомить с профессиями, которые необходимы для выращивания и создания хлеба;
-показать на примере фотографий блокадного Ленинграда, какова цена хлеба была в годы Великой Отечественной войны;
-воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
- выставка рисунков учащихся
-песня «Хлеб – всему голова»
-Бетховен «Лунная соната»
-презентация
-мультимедийный проектор
Ход занятия
Учитель: Сегодня у нас праздник, посвящен хлебу. Хлеб считался и считается самым ценным богатством на земле. Люди летают в космос, бороздят просторы морей, рек, океанов, строят дома, учат детей, а хлеб остается хлебом.
Слайд
Слава миру на Земле!
Слава! Слава!
Слава хлебу на столе!
Слава! Слава!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава! Слава!


Учитель: В настоящее время не только дети, но и мы, взрослые, настолько привыкли к тому, что на столе и в магазинах много хлеба, булочек разного А умеем ли мы бережно к нему относиться? Сегодня мы поговорим о хлебе и бережном отношении к нему.
Ученик:
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Слава хлебу на столе!
Слава миру на Земле!
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил!
Слайд


Учитель: Хлеб – всей жизни голова! Хлебом – солью встречают гостей на русской земле испокон веков; хлебом – солью встречают родители молодоженов.
Ученик:
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как небо, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех!
Слайд


Учитель: Хлеб, который похож на тот, что мы едим появился 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. На Руси хлеб называли в старину жито, от слова жить, хлеб-кормилец.
Слайд


Учитель:
Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба, приблизительно целый вагон. Чтобы испечь одну булку нужно примерно 10.000 зёрен. Чтобы на наших столах появился хлеб трудятся люди 120 профессий.
Ученики:
Не боюсь я в стихах повториться,
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит, кто-то всерьёз недоспал.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе –
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Слайд

Учитель : Вы, ребята, живете в городе. Вы не видели, как рано уходят на работу люди, которые живут в деревнях, как поздно возвращаются с поля усталые, все в пыли, в грязных рубах, пропитанных потом. Труд хлебороба тяжек, но это одна из важных профессий в мире, потому что эти люди выращивают хлеб. Долгий путь проделывает хлебушек, чтобы попасть к нам на стол. Надо сначала обработать землю, посеять зерно, ухаживать за посевами.
Ученики:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается хлебный стебелек?
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят.
Учитель: День и ночь, в жару и в дождь идет битва за урожай. Эта битва бескровна, но пропитана соленым потом хлеборобов. Для них хлеб – не только конечный продукт, но и личная гордость, радость и боль.
Ученики:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,
Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».

В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Утрами хлебный запах льётся.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю, как тот хлеб даётся
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба лёгкого на свете,
Во все века
Был трудным хлеб.

Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле, цена.

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.

Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о хлебе. Кто из вас назовет их? Ученики называют пословицы и объясняют их смысл
Слайд

1. Хлеб - всей жизни голова
2. Плох обед, коли хлеба нет.
3. Хлеб в закромах - счастье в домах.
4. Не красна изба углами, красна пирогами.
5. Сердить, бранись, за хлебом - солью сходись.
6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах
7. Без хлеба куска везде тоска.
8. Пот на спине – хлеб на столе.
9. Доплясались, что без хлеба остались.
10. Рано вставать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

Учитель:
Хлеб – это ценнейший продукт. Мы едим его каждый день. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает. Оказывается, в хлебе много питательных веществ – это углеводы, жиры, белки, минеральные соли, витамины. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Ученики:
Слыша добрые вести.
Видя силу страны,
Хлебу мы честь по чести
Поклониться должны

Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов, их пот,
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом-солью
Встречают желанных гостей.
Учитель : Всегда ли мы с вами бережно относимся к хлебу, послушайте стихотворение.
Ученик:
Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба ржаного.

И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой.
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой

И растоптал. И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил.
И вообще не били.

Учитель: Как вы думаете? За что дедушка ударил внука, хотя раньше никогда не бил?
Ещё одно стихотворение расскажет Кристина.
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.
Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Учитель: А почему заплакала старушка? Это люди, которые испытали голод, прошли трудные военные годы. Для них в то тяжелое время кусочек хлеба был гранью между жизнью и смертью. Они знают цену хлеба не понаслышке, умеют ценить и беречь его.
Ученик:
Мальчишке было десять лет,
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, груженную песком
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку...
Но если б думал мальчик тот
О зернышке, о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди,
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых...
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами...
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о поступке этого мальчика?На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек.Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол¬ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в на¬шей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, Если буханка, батон зачерствели их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой лечи пекарь.
Учитель: В этом году 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Слайд


Ученики:
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси,
Тебе ответить могут ленинградцы.

Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней...
Снарядов свист... Воздушные тревоги...

Мела метель колючая, мела...
За нею голод шел в дома по следу...
И не было ни хлеба, ни тепла –
Была лишь вера твердая в победу!
Слайд
Звуки бомбардировки.
Учитель: Во время блокады Ленинграда пришлось снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители – 125 г. В этом хлебе было совсем немного муки, в него добавляли древесную целлюлозу, жмых, отруби, рисовую шелуху, обойную пыль. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с большой земли по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее Дорогой жизни. Посмотрите, какой это кусочек хлеба, который в народе прозвали пайкой.
Ученик:
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Слайд


Ученик:
С мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помнил я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Слайд


Учитель: Но даже такого хлеба его не хватало в страшную зиму 1942 года. По городу висели объявления. В них меняли все, что было ценного в доме, но только на одно - продукты. Люди стояли в длинных очередях за хлебом.
Перед вами фотографии тех страшных лет. В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода и холода, падать на улицах, замерзать в постелях. Не хватало сил копать могилы, некому было делать гробы. Единственная мысль, которая волновала всех – где взять хлеба.
Слайд


Инсценировка стихотворения.
(Мать, одетая в старое пальто, подвязанная рваным платком, качает ребенка, нагнувшись к нему, поет колыбельную, уговаривает)
Рассказчик:
Война, и холод, и блокада…
Какие страшные года!
Детей голодных Ленинграда
Я не забуду никогда.
Сын: Дай, мама, хлеба хоть кусочек,-
Чуть слышен детский голосок.
Рассказчик:
А мама шепчет:
Мама: Спи, сыночек,
Хлеб утром зайчик принесет.
Сын:
Дай, мамочка, ну хоть кусочек...
Рассказчик:
Промолвил и закрыл глаза.
К себе прижала – спит сыночек.
И по щеке сползла слеза
Он не попросит больше хлеба…
Оцепенела с горя мать.
(Медленно подходит девочка в костюме ангела и закрывает «крылышками» мать с ребенком)
Спустился ангелочек с неба,
Чтоб мать с дитем к себе забрать.
Учитель: Немало подвигов было совершено водителями машин, доставлявшими продукты в Ленинград по «Дороге жизни».
Ученик:
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще, он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны?
Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре - 125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам,
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Учитель: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище - тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда...»
Я думаю, что вы прониклись уважением к хлебу и тем людям, которые его выращивают, пекут, и будете бережно относиться к нему и дома, и в столовой.
Ученик:
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огни сражений
За свободу и за хлеб.
Значит правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова.
Учитель: Прежде, чем выбросить кусочек хлеба, вспомните, что в наши дни на планете голодают 925 миллионов человек!
Учитель: В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.
Слайд


Ученики:
Прошу тебя! Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
Когда грозой войны гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже крошка хлеба.
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю, детство без игры нелепо,
Но не смогу простить лишь одного –
Хоть крошки всуе брошенного хлеба.

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной,
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Учитель: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. «Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина».
Ученик:
Пахнет хлеб и солнцем, и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Учитель: Народная мудрость гласит: «Сколько ни думай, а лучше хлеба не придумаешь». И это действительно так. Любая еда, любая пища надоест от долгого, частого употребления, а хлеб никогда не приедается. Хлеб всегда добр, и очень важно быть добрым и внимательным к хлебу. Это нужно не столько хлебу, сколько нам, каждому из нас, потому что рядом с хлебом каждый человек становится лучше. «Никакая глыба золота не заменит крошку хлеба».
Ученики:
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Мы спасибо говорим –
Их за все благодарим.

К хлебу все имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, правде, к счастью твоему.

Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»

«Хлеб – всему голова».
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава.
Хлеб – всему голова.
В бурях эпох, имен

Тихо живет, права
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова.
В дальнем краю село,
В сердце страны – Москва.
Всюду нам с ним светло:
Хлеб – всему голова!
Слайд
Звучит песня «Хлеб всему голова» Выходит ученица с караваем хлеба на белом рушнике.
Ученица:
По старой русской традиции отведайте, гости дорогие, хлеба нашего.
Ученица угощает присутствующих хлебом – солью.

Конспект классного часа для 4 класса

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

П. Бровка

Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.

Подготовительная работа : попросить одного ученика подготовить материал о блокаде Ленинграда.

Оборудование : каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».

Оформление:

Написать на доске эпиграф классного часа.

Повесить плакаты с пословицами о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Хлеб в пути не тягость.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок.

1. Как делают хлеб?

2. Блокадный хлеб.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает свое место.

(Ответы детей.)

Правильно, о хлебе. Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают предположения.)

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

(Читает стихотворение В. Бакалдина.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим...

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

II. Информационный блок

1. Как делают хлеб?

Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (Показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, вылавливают бракованные изделия на конвейере, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе, а мы зачастую выбрасываем остатки хлеба. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку - в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.

2. Блокадный хлеб

Классный руководитель. В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба - когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города. Я прошу рассказать об этом (имя, фамилия).

Ученик. Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. (Демонстрирует фотографии.)

Выжить в этом аду горожанам помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, стоит лишь немного потерпеть. Каждый ждал наступления того дня, когда враг будет повержен, изгнан с территории нашей Родины, но далеко не всем удалось дожить до Победы.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, зачем я с вами заговорила о хлебе? О чем вас заставил задуматься наш классный час? (Ответы детей.)

В заключение я прочитаю вам стихотворение Николая Рыленкова.

Кто землю сам пахал, тот за столом

Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,

Стянув на свежей скатерти узлом

Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп,

Шел не прохожим по родному краю

И по тому, как люди ценят хлеб,

Себе друзей в дорогу выбираю.

А сейчас я вас всех хочу угостить хлебом.

(Разрезает каравай хлеба на всех.)

Похожие публикации