Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Как построить ракету в домашних условиях. Как сделать ракету из бумаги

Ракетомоделирование – занятие, которое увлекает не только детей, но и вполне взрослых и состоявшихся людей, как можно понять по составу команд спортсменов на Чемпионате мира по ракетомодельному спорту, который пройдет во Львове 23-28 августа. На него приедут соревноваться даже сотрудники NASA. С ракетами, собранными самостоятельно. Для того чтобы сделать самую простую действующую модель ракеты своими руками, специальные знания и навыки не нужны – в интернете есть большое количество подробных инструкций. По ним можно сделать свою ракету хоть из бумаги, хоть из деталей, купленных в хозяйственном магазине. В этой статье мы разберемся подробнее в том, какие ракеты бывают, из чего их делают и как сделать ракету своими руками. Так что в предвкушении Чемпионата вы можете обзавестись собственной моделью и даже запустить ее в полет. Кто знает, может, к августу вы решите принять участие во внеклассовом соревновании по запуску ракет с полезным грузом «Спаси космические яйца» (пройдет в рамках Чемпионата) и побороться за призовой фонд 4 000 евро.

Из чего состоит ракета

Любая модель ракеты, независимо от класса, обязательно состоит из таких частей:

  1. Корпус. К нему крепятся остальные элементы, а вовнутрь устанавливается двигатель и система спасения.
  2. Стабилизаторы. Они крепятся к нижней части корпуса ракеты и придают ей устойчивости в полете.
  3. Система спасения. Необходима для замедления свободного падения ракеты. Может быть в виде парашюта или тормозной ленты.
  4. Головной обтекатель. Это конусообразная головная часть ракеты, которая придает ей аэродинамическую форму.
  5. Направляющие кольца. Крепятся к корпусу на одной оси, нужны для того, чтобы закрепить ракету на пусковой установке.
  6. Двигатель. Отвечает за взлет ракеты и есть даже в самых простых моделях. Делятся на группы по общему импульсу тяги. Модельный двигатель можно купить в магазине для технического творчества или собрать самостоятельно. Но в этой статье мы будем ориентироваться на то, что у вас уже есть готовый двигатель.

Не является частью ракеты, но относится к must-have вещам пусковая установка. Ее можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно из металлического прута, на которую крепится ракета, и спускового механизма. Но мы также будем ориентироваться на то, что пусковая установка у вас есть.

Классы ракет и их отличия

В этом разделе мы рассмотрим классы ракет, которые можно будет увидеть своими глазами на Чемпионате мира по ракетомоделированию во Львове. Их девять, из них восемь – утвержденные Международной авиационной федерацией, как официальные для Чемпионата мира, и один – S2/Р – открыт не только для спортсменов, но и для всех желающих соревноваться.

Ракеты для соревнований или просто для себя можно изготавливать из разных материалов. Бумаги, пластика, дерева, пенопласта, металла. Обязательное требование – чтобы материалы не были взрывоопасными. Те, кто занимается ракетомодельным спортом всерьез, используют специфические материалы, которые обладают лучшими характеристиками для целей ракеты, но при этом могут стоить достаточно дорого или быть экзотическими.

Ракета класса S1 в соревнованиях должна продемонстрировать лучшую высоту полета. Это одни из самых простых и маленьких ракет, которые принимают участие в соревнованиях. S1, как и другие ракеты, делятся на несколько подклассов, которые обозначаются буквами. Чем ближе к началу алфавита – тем меньше общий импульс тяги двигателя, который используется для запуска ракеты.


Ракеты класса S2 предназначены для переноса полезного груза, в соответствии с требованиями FAI, «полезным грузом» может быть что-то компактное и хрупкое, с диаметром 45 миллиметров и весом 65 грамм. Например, сырое куриное яйцо. У ракеты может быть один и более парашютов, при помощи которых полезный груз и ракета вернутся на землю целыми и невредимыми. Ракеты класса S2 не могут иметь более одной ступени и в полете они не должны лишиться ни одной детали. Спортсмену необходимо запустить модель на высоту 300 метров и при этом посадить ее за 60 секунд. Но если груз будет поврежден, то результат не будет засчитан вовсе. Так что важно соблюсти баланс. Вес модели с двигателем не должен превышать 1500 граммов, а вес компонентов топлива в двигателе – 200 граммов.

Ракеты класса S3 для непосвященного зрителя могут выглядеть в точности как ракеты класса S1, но их задачи на соревнованиях отличаются. S3 – это ракеты на продолжительность спуска с использованием парашюта. Специфика соревнования в этом классе заключается в том, что спортсмену необходимо осуществить три ракетных старта, используя при этом всего две модели ракет. Соответственно, минимум одну из моделей еще надо найти после запуска, а они часто приземляются за несколько километров от стартовой зоны.

У моделей этого класса диаметры парашютов обычно достигают диаметра 90-100 сантиметров. Распространенные материалы – стекловолокно, бальсовое дерево, картон, нос изготавливается из легкого пластика. Ребра выполнены из легкого пробкового дерева и могут быть покрыты тканью или стекловолокном.

Класс S4 представлен планерами, которые должны находиться в полете как можно дольше. Это «крылатые» устройства, чей внешний вид достаточно серьезно отличается от того, что можно ожидать от ракеты. В небо они поднимаются при помощи двигателя. Но в планерах запрещено использовать что либо, что будет придавать им ускорение или каким-то образом влиять на парение, в небе устройство должно держаться исключительно за счет своих аэродинамических характеристик. В качестве материалов для таких ракет обычно выступает бальсовое дерево, крылья делаются из стекловолокна или пенопласта, и из бальсового дерева тоже, то есть всего того, что почти ничего не весит.

Класс ракет S5 – это ракеты-копии, цель их полета – высота. В соревнованиях учитывается не только качество полета, но и то, насколько точно удалось участнику повторить корпус реальной ракеты. Это, в основном, двухступенчатые модели с массивной ракетой-носителем и очень узкой носовой частью. Они обычно очень быстро отправляются навстречу небу.

Ракеты класса S6 очень похожи на ракеты класса S3, но в полете они выбрасывают тормозную ленту (стример). По факту, она выполняет функцию системы спасения. Так как ракеты этого класса тоже должны продержаться в воздухе как можно дольше, задачей участника соревнования является создание максимально легкого и при этом крепкого корпуса. Модели делают из пергамента или стекловолокна. Носовую часть – из вакуумного пластика, стекловолокна, бумаги, а стабилизаторы – из легкого бальсового дерева, которое для долговечности покрывают стекловолокном. Ленты для таких ракет обычно изготавливаются из алюминизированного лавсна. Лента должна интенсивно «хлопать» на ветру, оказывая сопротивление падению. Ее размеры обычно находятся в пределах от 10х100 сантиметров до 13х230 сантиметров.

Модели класса S7 требуют очень кропотливого труда. Как и S5, эти модели представляют собой многоступенчатые копии настоящих ракет, но в отличие от S5, в полете оцениваются в том числе и по тому, насколько правдоподобно повторяют старт и полет настоящей ракеты. Даже цвета ракеты должны соответствовать «оригиналу». То есть это самый зрелищный и сложный класс, не пропустите его на Чемпионате мира по ракетомодельному спорту! И юниоры, и взрослые будут соревноваться в этом классе 28 августа. Самые популярные прототипы ракет – это Saturn, Ariane, Зенит 3, а также Союз. В соревнованиях принимают участие копии и других ракет, но как показывает практика, они обычно демонстрируют результат похуже.

S8 – это крылатые планирующие радиоуправляемые ракеты. Это один из самых разнообразных классов, тут значительно отличаются конструкции и типы используемых материалов. Ракета должна взлететь, совершить планирующий полет в течение определенного времени. Затем ее нужно посадить в центр круга с диаметром 20 метров. Чем ближе к центру сядет ракета, тем больше бонусных баллов получит участник.

Класс S9 – это винтокрылые летательные аппараты, и они также соревнуются друг с другом во времени, проведенном в полете. Это легкие модели, сделанные из стекловолокна, вакуумного пластика и бальсового дерева. Без двигателя зачастую весят порядка 15 граммов. Самая замысловатая часть ракет этого класса – это лопасти, которые обычно делаются из бальсы и должны иметь правильную аэродинамическую форму. У этих ракет нет системы спасения, этот эффект достигается за счет авторотации лопастей.

На соревнованиях ракеты этого класса, как и классов S3, S6 и S9 должны быть в диаметре не менее 40 миллиметров, а по высоте – не менее 500. Чем выше подкласс ракеты, тем больше должны быть ее размеры. В случае с самыми компактными ракетами S1 диаметр корпуса не должен быть меньше 18 миллиметров, а длина – не менее 75% длины ракеты. Это самые компактные модели. Вообще свои ограничения есть для каждого класса. Они изложены в кодексе FAI (Международная авиационная федерация). И перед полетом каждая модель проверяется на соответствие требованиям своего класса.


Из всех принимающих участие в нынешнем Чемпионате ракет только к моделям классов S4, S8 и S9 выдвигается требование, чтобы ни одна из их частей не отделялась во время полета даже на системе спасения. Для остальных это допустимо.

Как сделать простую и действующую модель ракеты из подручных материалов

Самые простые для изготовления в домашних условиях ракеты – это класс S1, также относительно простым считается класс S6. Но в этом разделе все-таки пойдет речь о первом. Если у вас есть дети, вы можете сделать модель ракеты вместе или доверить им самостоятельное ее изготовление.

Для изготовления модели потребуются:

  • два листа бумаги А4 (лучше выбирать разноцветную, чтобы ракета выглядела поярче, толщина бумаги – примерно 0,16-0,18 миллиметров);
  • клей;
  • пенопласт (вместо него можно использовать плотный картон, из которого делают коробки);
  • кусок тонкого полиэтилена, в диаметре не менее 60 см;
  • обычные швейные нитки;
  • канцелярская резинка (как для денег);
  • скалка или другой объект похожей формы, главное – чтобы с гладкой поверхностью и диаметром порядка 13-14 сантиметров;
  • карандаш, ручка или другой объект похожей формы с диаметром 1 сантиметр и еще один – с диаметром 0,8 сантиметра;
  • линейка;
  • циркуль;
  • двигатель и пусковая установка, если вы планируете использовать ракету по назначению.

На чертежах, которых очень много в интернете, можно найти ракеты с разным соотношением длины и ширины корпуса, «остроты» головного обтекателя и размеров стабилизаторов. В тексте дальше приведены размеры деталей, но, если вы хотите, можете использовать другие пропорции, как на одном из чертежей в галерее ниже. Порядок действий все равно остается прежний. Смотрите на эти чертежи (особенно на последний), если решите собрать модель по инструкции.



Корпус

Возьмите один из припасенных листов бумаги, отмерьте при помощи линейки 14 сантиметров от края (если у вас получился не такой объем, как у нас, просто добавьте к своей цифре еще пару-тройку миллиметров, они будут нужны для того, чтобы склеить лист). Отрежьте.

Скрутите получившийся кусок бумаги вокруг скалки (ну или что там у вас). Бумага должна идеально прилегать к предмету. Склейте лист прямо на скалке таким образом, чтобы получился цилиндр. Дайте клею просохнуть, тем временем возьмитесь за изготовление головного обтекателя и хвостовой части ракеты.

Головная и хвостовая часть ракеты

Возьмите второй лист бумаги и циркуль. Отмерьте циркулем 14,5 сантиметров, проведите из двух диагонально расположенных углов окружности.

Возьмите линейку, приложите ее к краю листа возле начала окружности и отмерьте точку на окружности на расстоянии 15 сантиметров. Проведите линию из угла к этой точке и вырежьте этот участок. Проделайте то же самое со второй окружностью.


Склейте конусы из обоих кусков бумаги. У одного из конусов обрежьте верхушку примерно на 3 сантиметра. Это будет хвостовая часть.

Чтобы ее приклеить к основанию, сделайте надрезы на нижней части конуса примерно через каждый сантиметр и глубиной 0,5 сантиметра. Отогните их наружу и нанесите клей на внутреннюю сторону. Затем приклейте ее к корпусу ракеты.

Чтобы прикрепить головной обтекатель, необходимо сделать «кольцо», благодаря которому она будет крепиться к основанию. Возьмите лист такого же цвета, который вы использовали для основания, и вырежьте прямоугольник 3х14 сантиметров. Сверните его в цилиндр и склейте. Диаметр кольца должен быть чуточку меньше диаметра основания ракеты, чтобы он идеально входил в него. Приклейте кольцо к голове ракеты таким же образом, каким приклеивали основание (только не отрезайте ничего от конуса на этот раз). Второй стороной кольцо вставьте в основание ракеты, чтобы проверить, угадали ли с диаметром.


Вернемся к хвостовой части. Ракете нужно придать устойчивости и сделать отсек для двигателя. Для этого нужно снова взять бумагу, из которой вы делали основание ракеты, вырезать прямоугольник 4х10 см, найти продолговатый и круглый предмет диаметром примерно 1 см и оборачивать кусок бумаги вокруг него, предварительно смазав клеем по всей площади так, чтобы в итоге получился плотный многослойный цилиндр. С одной стороны цилиндра сделайте надрезы по 4 миллиметра, отогните их, нанесите клей на внутреннюю сторону и приклейте к хвостовой части.

В нижней части у ракеты должны быть стабилизаторы. Их можно сделать из тонкого листового пенопласта или, если его нет, плотного картона. Нужно вырезать четыре прямоугольника со сторонами 5х6 сантиметров. Из этих прямоугольников – вырезать фиксаторы. Можете выбрать любую форму на свое усмотрение.

Обратите внимание, что головной обтекатель, хвостовой конус и моторный отсек обязательно должны быть выставлены ровно вдоль продольной оси корпуса (не должны быть наклонены в сторону от корпуса).

Система спасения

Чтобы ракета плавно вернулась на землю, ей нужна система спасения. В данной модели речь идет о парашюте. В роли парашюта может выступать обычный тонкий полиэтилен. Можно взять, например, 120-литровый пакет. Для нашей ракеты в нем нужно вырезать круг диаметром 60 сантиметров и закрепить на корпусе при помощи строп (длина примерно 1 метр). Их должно быть 16. На роль строп подойдут прочные нитки. Прикрепите стропы к парашюту при помощи скотча на равном расстоянии друг от друга.

Парашют сложите пополам, затем еще раз пополам, затем – сожмите.

Чтобы закрепить парашют, возьмите еще одну нитку, длина которой должна в два раза превышать длину корпуса. Приклейте ее к отсеку для двигателя между двух стабилизаторов. Привяжите к нитке резинку в двух местах, таким образом, чтобы, если потянуть за нитку, резинка растягивалась, а нитка была ограничением растяжения (рекомендации: резинку к нитке привязывайте на расстоянии 5 сантиметров от верхнего края корпуса).

Перед укладыванием парашюта в ракету нужно поместить пыж. В качестве пыжа может выступать, например, клочок ваты (или мягкая бумага, салфетки). Сделайте из понравившегося вам материала шарик и вставьте вовнутрь ракеты. Если у вас есть тальк, то посыпьте его тальком, чтобы предотвратить возможное возгорание вследствие срабатывания заряда. Пыж не должен туго вставляться, но и количество ваты должно быть достаточным для выталкивания системы спасения.

Вставьте его вовнутрь ракеты, затем положите парашют и стропы. Аккуратно, кольцами, чтобы те не запутались.

В качестве системы спасения может выступать также стример, и если вы хотите сделать ракету класса S6, то как уложить и привязать его, вы можете увидеть на этих фотографиях.









Крепление к пусковой установке и запуск

Вырежьте два прямоугольника 1,5х3 сантиметра. Скрутите их в цилиндр с диаметром примерно 0,8 сантиметра, чтобы крепление пусковой установки свободно проходило через эти цилиндры. Приклейте к основанию ракеты на одной оси на расстоянии нескольких сантиметров от верхней и нижней части основания.

Установите двигатель в отсек для двигателя. Готово к запуску!

Для запуска необходим металлический прут длиной не менее метра и диаметром 4-5 миллиметров. Он должен быть строго вертикален земле. Независимо ни от каких условий, конец прута должен находиться на высоте не менее 1,5 метра от земли, чтобы избежать травмирования глаз.

Ни в коем случае не пытайтесь запустить ракету дома! Даже такое с виду невинное устройство может причинить много хлопот в помещении. От места запуска до ближайших домов должно быть не менее 500 метров.

После поджигания двигателя отойдите от ракеты минимум на 3-5 метров. Зрители, если такие есть, должны находиться на расстоянии 10-15 метров. Если вы планируете доверить запуск ребенку, которому не исполнилось 16 лет, обязательно находитесь рядом с ним.

P.S.

Несмотря на то, что сделать самую простую бумажную ракету совсем несложно, ракетомоделирование – серьезный и интересный вид спорта, который требует огромного труда и много времени. А еще – очень зрелищный. На фоне возрастающего интереса со стороны частных компаний к освоению космоса популяризация этой темы среди населения, особенно детей, является делом крайне перспективным. Ведь те, кого космос манит с детства, с большей долей вероятности выберут его в качестве сферы деятельности во взрослом возрасте. Если бы в Украине несколько десятилетий назад тема космоса не была бы так популярна у детей, то едва ли сейчас в нашей стране нашлись бы люди и компании вроде , которые вкладывают деньги в такую перспективную отрасль, как космос. Не могло бы пройти мероприятие уровня Чемпионата мира по ракетомоделированию – потому что не было бы сильных команд и большого желания подогревать интерес к отрасли у следующих поколений. О том, каким интересным обещает быть Чемпионат, мы уже писали. Там, кстати, можно будет собрать ракету самостоятельно из готовых деталей. Приезжайте во Львов, увидите все своими глазами. Подробную информацию о мероприятии можно найти на его

Какой мальчишка не мечтает запустить ракету. А если эта игрушка будет сделана своими руками вместе с папой, то она и вовсе станет самым замечательным подарком и запуск ее превратится в настоящий праздник. Ракета, которую изготавливают дома, может летать так же, как и настоящая.

Для того чтобы сделать ракету, понадобятся следующие инструменты:

  • небольшая ступка из фарфора и пестик;
  • специальная посуда, в которой будет топливо;
  • дрель и напильник;
  • киянка.

Для изготовления корпуса ракеты нужны следующие материалы:

  • х/б нитки толстые;
  • крахмал;
  • резинка, которая используется для моделей;
  • железная проволока диаметром 4 мм (проволока должна быть гладкой и прямой);
  • стальная проволока диаметром 1 мм;
  • небольшая деревянная палочка 6 см в длину и 3 мм в диаметре;
  • лента шелковая 7 см в ширину;
  • водостойкая краска, желательно яркого цвета;
  • небольшой кусочек мягкой древесины;
  • газета и клей;
  • масло;
  • бумага трех видов: писчая, чертежная и тонкая пищевая.
  • 2 палочки, одна из которых должна иметь диаметр, как внешний диаметр гильзы, другая – как внутренний;
  • пенопласт и доска;
  • гильза 12 калибра без капселя (картонная);
  • гвоздь с диметром, как у отверстия, высверленного в гильзе.

Последнее, что следует приготовить – это топливо. Для этого понадобится:

  • 28% древесного угля;
  • 10% серы;
  • 62% селитры калиевой.

Приготовив все ингредиенты, можно приступать к изготовлению ракеты.

  1. Первое, что стоит сделать – это приготовить топливо. Необходимо смешать нужное количество всех ингредиентов. Далее готовится фитиль. Для этого стоит смешать серу с селитрой в пропорции 1:9.
  2. Далее нужно просверлить гильзу, точнее ее металлическую часть со стороны крепления капселя.
  3. Следующий шаг – вбить в доску гвоздь. Сделать это следует таким образом, чтобы гвоздь на 2 см выступал за доску. Конец гвоздя необходимо сточить, чтобы обводы стали плавными и коническими. Острый конец следует затупить.
  4. Для следующего шага удаляют все опилки и надевают на гвоздь гильзу. После этого засыпают внутрь топливную смесь и спрессовывают ее при помощи киянки.
  5. Далее следует взять пищевую бумагу для выпечки и вырезать из нее круг, несколько больший по диаметру, чем внутренняя часть гильзы. Этим кружком закрывается топливная смесь, затем снова насыпается немного топлива и сверху заклеивается кружком бумаги. Таким образом, получается снаряд для парашюта, точнее его выпускания.
  6. Далее палка большего диаметра обертывается в газету и обмазывается клеем. После этого палку стоит оставить на некоторое время, пока она не обсохнет, после чего слой газеты пропитывают маслом и вытирают излишки.
  7. Из чертежной бумаги готовится заготовка и наматывается на трубку в 2 витка толщиной, после чего эти витки смазываются клеем и высушиваются на палке. Газета удаляется с палки.
  8. Обтекатель ракеты изготавливается из мягкой древесины. В итоге должна получиться пробка (7 см), которая заканчивается конусом. Нижняя часть пробки вставляется в бумажную трубку сверху.
  9. Следующий шаг – изготовления 3 стабилизаторов из ватмана. Это небольшие треугольники с лепестками для крепления к ракете. Стабилизаторы соединяются с ракетой при помощи клея. Далее изготавливается кольцо из стальной проволоки диаметром в 0,5 см. Это кольцо стоит закрепить к обтекателю. Кольцо замыкается. Это кольцо будет крепить парашют.
  10. Гильза-двигатель плотно вставляется в нижнюю часть получившейся ракеты. Ракету теперь можно просушить и покрасить яркой водостойкой краской.
  11. Дальше следует сделать парашют из ленты. Диаметр его будет 20 см. Для этого ленту одним концом нужно прикрепить к палке. Далее к обоим концам этой же палки прикрепляется петля из нитки. Диаметр петли – 10 см. К концу ленты следует привязать десятисантиметровый кусочек авиационной резины, который обматывается на надетое на обтекатель кольцо из проволоки.
  12. Далее следует сделать дополнительное крепление для кольца из обычной нитки. Необходимо также привязать к обтекателю, а точнее к его концу, нить 10 см, к которой крепится еще один кусочек резины и пятисантиметровая нитка. Нитку эту следует закрепить внутри ракеты, за 3 см от верха трубки.
  13. Ленту парашюта нужно смотать в рулон и прижать его палкой, к которой он крепится. Рулон следует задвинуть в ракету и положить ленту крепления и нитку к обтекателю, который и закрывает ракету. Таким образом складывается парашют у ракеты.
  14. Для изготовления стартового устройства нужно отрезать железную проволоку длиной 120 см. На проволоку необходимо приклеить цилиндры из ватмана длиной в 1 см и диаметром проволоки. Кольца закрепляются на продольной линии ракетного корпуса при помощи хорошего клея. Одно из колец следует закрепить там, где стабилизатор соединяется с корпусом, другое кольцо – в 0,5 см от обтекателя. Ракета должна хорошо скользить по проволоке. Далее следует намотать на ракету ограничительное кольцо в полуметре от одного из концов. Проволоку можно использовать любую. Проволока не должна быть дальше конца ракеты. Эта сторона проволоки дальше будет втыкаться в землю.
  15. Запал можно взять от петарды. Далее создается стопин из сложенной в 6 раз х/б нити. Полученный восьмисантиметровый отрезок следует смочить сваренным из крахмала клейстером. После этого нитку обмакивают в смесь сходную с топливным, только без угля, и хорошо высушивают.
  16. Последний этап – присоединения двигателя к корпусу. Для этого в него сперва вставляется пыж из пенопласта, а затем и сам двигатель. Шнур необходимо вставить в сопло, предварительно согнув с одного конца.

Перед изготовлением ракеты следует запомнить некоторые советы.

  • Хорошей краской для ракеты является пентафталевая. Неплохим вариантом также может бать и нитроэмалевая краска.
  • Стабилизатор можно изготовить не только из ватмана, но и из тонкой фанеры, толщиной в 1мм. Кроме того, его можно заменить и на качественный полуватман.
  • Стабилизаторы нужно приклеивать симметрично и очень прочно.
  • Древесина лучше всего будет из липы или тополя. Ее также можно заменить хорошим и твердым пенопластом.
  • Для промазывания газеты можно использовать растительное масло.
  • Хорошим клеем для работы будет нитроцеллюлозный.
  • Использование ракет без парашюта очень опасно. Парашют можно сделать любой конструкции.

Ракета – великолепное развлечение, но при ее запуске стоит отойти метров на 10.

Прикольный макет ракеты или настоящую летающую ракету без особых проблем можно сделать в домашних условиях. Для проведения работы можно использовать любые подручные материалы: бумагу, картон, пластиковые бутылки, спички и фольгу. В зависимости от выбранного мастер-класса можно получить красивую игрушку или полноценную модель копию настоящей ракеты. Все описания дополнены пошаговыми фото и видео инструкциями, что значительно упрощает сборку изделий. О том, как сделать ракету своими руками и добиться того, чтобы она летала, можно детально узнать в изложенных ниже мастер-классах для взрослых, подростков и детей.

Как сделать своими руками ракету, чтобы она летала - пошаговый мастер-класс с описанием

Простейшую летающую ракету можно сделать в домашних условиях. В ниже изложенном мастер-классе доступно описано, как сделать из бумаги ракету, которая летает, буквально за 5-10 минут. Работа будет по силам и взрослому, и подростку. А простая инструкция, как сделать ракету из бумаги не потребует использования специальных компонентов: собрать ее можно из подручных материалов.

Материалы для изготовления летающей ракеты своими руками

Пошаговый мастер-класс по изготовлению летающей ракеты своими руками


Как сделать ракету из обычного картона своими руками - схема и описание работы

Прикольную ракету из картона сможет изготовить даже ребенок. Такой макет отлично подойдет для украшения комнаты. О том, как сделать ракету из картона своими руками по схеме, рассказано в изложенном ниже мастер-классе с пошаговыми фото.

Материалы для сборки космической ракеты из обычного картона своими руками

  • рулоны от туалетной бумаги;
  • белый картон;
  • тонкая цветная бумага (желтая, красная);
  • блестящая самоклеящаяся бумага;
  • ножницы;
  • бумажный скотч;
  • красная и серебристая краска;
  • фигурка астронавта.

Поэтапная инструкция по сборке ракеты из картона своими руками

Как сделать ракету, чтобы она взлетела, из бутылки - поэтапный мастер-класс

Оригинальную и высоко летающую ракету можно собрать из подручных материалов прямо у себя дома. Но ее запуск нужно проводить на открытой местности для соблюдения условий безопасности. О том, как сделать ракету из бутылки без особого труда расскажет пошаговая фото инструкция.

Перечень материалов для изготовления летающей ракеты из пластиковой бутылки

  • пластиковая бутылка;
  • лист пластика;
  • вспененная трубка;
  • бумажный скотч;
  • жидкие гвозди;
  • канцелярский нож, ножницы;
  • резиновая пробка;
  • тонкий шланг.

Поэтапный мастер-класс по изготовлению летающей космической ракеты из бутылки


Как сделать своими руками модель космической ракеты - интересный мастер-класс с фото

Многие поклонники космических исследований хотели бы дома иметь настоящий макет оригинальной ракеты. Используя немного материалов и соблюдая правила сборки, можно изготовить копию Протон-М. О том, как сделать модель ракеты и как ее правильно раскрасить, указано в следующем мастер-классе.

Материалы для изготовления модели космической ракеты своими руками

Подробный мастер-класс по изготовлению модели ракеты своими руками


Как сделать модель ракеты из спичек и фольги - занимательный видео мастер-класс

Многим взрослым и подросткам интересно, как сделать ракету из спичек и фольги. Работа занимает минимум времени, но приносит максимум веселья. Правда, проводить ее нужно или с взрослыми или под их наблюдением.


Когда идет речь о чем-то, сделанном своими руками, обычно вспоминают вышивку, вязание, съедобную скульптуру, традиционную роспись... Но, как оказалось, своими руками можно сделать даже настоящую космическую ракету . Мечту всех мальчишек на днях осуществила команда американцев-энтузиастов: их самодельная ракета вышла в космос!


Ракета, собранная из спичек и желудей в домашних условиях командой Qu8k, прыгнула в стратосферу 30 сентября в пустыне Блэк-Рок, в штате Невада. Ее авторы совмещали приятное с полезным: не только конструировали чудо-игрушку, но и претендовали на приз Джона Кармака (10 000 долларов), для получения которого нужно вывести аппарат на высоту 100 000 футов (30 километров) и зафиксировать это сигналом GPS.


Очумелые ручки американских ракетостроителей-аматоров собрали аппарат, который поднялся даже на 121 000 футов! Всего за 8 секунд самодельная ракета весом 128 килограммов сожгла полторы тонны топлива и разогналась до 3,5 километров в секунду. Разрезая облака, творение Qu8k неслось еще 84 секунды к наивысшей точке своего полета.


Радость лидера команды, Дерека Девилла (Derek Deville), омрачает лишь один факт: как они ни старались, их самодельная ракета не успела на максимальной высоте подать сигнал о том, что ее достигла. Поэтому на приз Кармака они претендовать не будут. Зато на память от полета осталась видеозапись, сделанная прямо с борта ракеты. Таким образом, это достижение американских любителей самодельных ракет может быть отмечено не только в номинации "хенд-мейд", но и в "кинематографе".

Схема движка представлена на Рис.1. И сразу первое правило:

1) ничего не делать «на глаз» .


Необходим простейший набор измерительных и чертежных инструментов: линейка, штангенциркуль, карандаш.

Корпус двигателя делается из 10-ти слоев высококачественной офисной бумаги. Для этого из стандартного листа А4 отрезаются по длине две полоски шириной 69 мм. Далее берется оправка – ровный гладкий и прочный, лучше металлический, стержень (или трубка) длиной более 80 мм и диаметром 15 мм. Чтобы корпус не прилипал к оправке, можно отрезать кусок широкого скотча по длине оправки и накатать его на оправку в поперечном направлении. Затем на оправку наматываются последовательно полоски бумаги, которые в процессе намотки обильно, без пропусков, промазываются силикатным клеем. Прилегающую к оправке сторону первого витка промазывать клеем, конечно, не надо.

Наматывать, точнее, накатывать бумагу надо на твердой ровной поверхности, так, чтобы витки ложились друг на друга практически без сдвига и очень плотно, без пузырей. Подложите газетный лист, чтобы не только сохранить в чистоте поверхность, но и убрать излишки клея, выделяющиеся в процессе накатки. Чтобы не было сдвига витков, я рекомендую сначала накатать полоску «всухую», так чтобы она правильно пошла, затем сделать аккуратный «откат» до первого витка, не отрывая оправку от стола, затем опять начать накатку уже с промазкой клеем. Обязательно надо промазать начальный край полоски так, чтобы он четко приклеился на первом витке. Нужен, конечно, некоторый опыт, чтобы эта операция удалась. Однако некондиционные корпуса не выбрасывайте. Они пригодятся для подгонки диаметра сопла, заглушки, для изготовления разных кондукторов и стопорных колец. После того как полосы проклеены, можно прокатать корпус на оправке с помощью ровной досочки, чтобы уплотнить витки. Делать это надо только в направлении намотки.

После этого неплохо прогнать еще сырой корпус через внешнюю оправку – металлический цилиндр с внутренним диаметром 18 мм. Корпус движка должен достаточно плотно проходить через эту оправку, этого надо добиться обязательно, поскольку в дальнейшем придется проводить набивку корпуса топливом, что без плотно сидящей внешней оправки делать нельзя. Если такую трубку найти не удастся, надо будет изготовить внешнюю оправку намоткой не менее 15-ти слоев офисной бумаги на уже готовый корпус двигателя, так – же на силикатном клею. Слегка подсушив корпус, надо снять его с оправки предварительно провернув против намотки. Дальше, пока корпус полностью не высох надо вставить с одной стороны готовое сопло. Для этого конечно необходимо, чтобы сопло уже было подготовлено.
Итак, изготавливаем сопло. Рекомендую сделать сразу два сопла, далее будет понятно почему. Обычно несложно найти деревянный стержень диаметром 16-18 мм, лучше из твердого дерева вроде бука или граба. Аккуратно торцуем его, т.е. делаем ровный перпендикулярный оси спил на одном конце. Для этого надо отрезать ровную полосу ватмана, шириной ~100мм и плотно намотать на стержень точно виток над витком. По краю этой намотки постепенно поворачвая стержень и удерживая ватман на месте делаем круговой пропил. Слегка зачистив шкуркой место спила получаем четкий торец. Здесь мы подошли вплотную ко второму правилу, непосредственно вытекающему из первого:

2) при любых операциях требующих геометрической точности использовать всевозможные оправки, шаблоны, кондукторы .


Торцанув деревяшку, по той же схеме отпиливаем от нее цилиндр высотой 12 мм. В этой заготовке по центру вдоль оси сверлим отверстие диаметром 4,0мм. Делать это лучше на сверлильном станке, хотя бы сделанном из дрели со специальной сверлильной подставкой. Она не слишком дорогая, но позволяет делать вертикальное сверление. Если такого устройства нет, можно использовать любой простейший кондуктор, в конце концов сделать сверление вручную. Особая точность в данном случае не нужна, поскольку фишка в следующей технологии. Просверлить заготовку по центру не удастся даже на сверлильном станке. Поэтому я просто надеваю заготовку на шпильку М4 и зажимаю с двух сторон гайками.
Затем зажав в патрон дрели, обтачиваю до нужного диаметра (15 мм) напильником и шкуркой. Если есть отклонения от перпендикулярного направления относительно оси торцевых поверхностей, это тоже можно поправить при обточке. Дрель для этого надо, конечно, как-то закрепить на столе, такие приспособления тоже есть в продаже. После такой операции отверстие сопла находится точно по центру. На боковой поверхности сопла, так же на дрели, по центру делаем проточку квадратным или круглым надфилем глубиной 1,0-1,5мм. Подгонку диаметра лучше всего делать, имея заготовку корпуса двигателя, можно некондиционную, которые у вас появятся в процессе производства. Наконец сопло готово. Оно не отличается жаропрочностью и в процессе работы движка прогорает до диаметра 6 - 6,5 мм. Некоторые называют такие движки даже бессопловыми. Я бы не совсем с этим согласился, поскольку это простейшее сопло все-таки обеспечивает четко направленный стартовый вектор тяги. Кроме того, такое сопло «автоматом» регулирует давление в движке, позволяя простить некоторые ошибки начинающих ракетомоделистов.
Теперь надо изготовить заглушку. Это то же сопло, но без центрального отверстия. Тут можно придумать разные технологии изготовления. Проще всего использовать в качестве заглушки еще одно сопло, только под него при сборке придется подложить, например, советскую копейку, ее диаметр как раз 15 мм, или залить отверстие эпоксидкой после установки в корпус. К тому же оно пригодится для центровки основного сопла.

Первый этап сборки двигателя - установка сопла. Делать это надо пока корпус еще не просох, т.е. практически сразу после намотки. Сопло устанавливается в корпус с одного торца на силикатном клею заподлицо с краем корпуса.
Вот мы и подошли к третьему правилу:

3) строго соблюдать соосность всех центральных каналов и осевую симметричность всех деталей ракеты .


Конечно, это правило интуитивно понятно, но частенько про него забывают.

Гарантий, что канал сопла направлен строго по оси нет, поэтому делаем простейший кондуктор. Для этого с противоположной стороны корпуса двигателя вставляем еще одно сопло(которое мы приготовили для заглушки), без клея естественно, и соединяем оба сопла металлическим стержнем диаметром 4,0мм. Соосность обеспечена.
Давление при работе в таком несложном движке может достигать 10 атмосфер, поэтому надеяться, что клей удержит сопло, мы не будем, а сделаем так называемую «перетяжку». Для этого делаем круговую линию на корпусе, отступив 6мм от края движка со стороны сопла, отметив, таким образом, положение боковой проточки сопла.

Далее берем прочную капроновую веревку толщиной 3-4 мм, привязываем ее к чему-то прочно-неподвижному, я, например, к гире 20 кг которую еще удерживаю ногой. Делаем один оборот веревки по отмеченной линии и, удерживая движок перпендикулярно веревке, сильно натягиваем. Чтобы не порезать руку можно привязать к концу веревки какую-нибудь палку. Операцию повторяем несколько раз, провернув движок относительно оси, пока не образуется четкая канавка-перетяжка. Промазываем ее клеем и наматываем 10 витков х/б нитки №10. Нитку сверху промазываем еще раз клеем. Для завязки нитки очень удобно использовать рыбацкий узел. Теперь можно считать сопло полностью установленным, надо только хорошенько просушить корпус двигателя не менее суток.

Похожие публикации