Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Главной функцией налогов является. Функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 1):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 1. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и . Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Понятие функций налогов претерпело значительную эволюцию. Надо сказать, что и сегодня взгляды на число этих функций и их содержание у разных ученых различаются самым серьезным образом. С момента возникновения налогов их основной функцией считается фискальная . Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении специальных чиновников и наполнявшаяся доходами с провинции. С IV в. н.э. фиск – это единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, в том числе налоги и сборы, и откуда производились государственные расходы. Отсюда и пошло применение термина для обозначения государственной казны.

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер и распространяется на всех физических и юридических лиц. Главное ее содержание – образование государственного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства – обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и других задач. В начальные периоды развития налогообложения фискальная функция считалось главной и единственной функцией налога. Таково было мнение о налогах в Древнем Риме. Так думали в Средние века. Такова позиция меркантилистов, а также А. Смита, Д. Рикардо и других представителей классической школы политэкономии.

Некоторые специалисты считают эту функцию единственной, другие полагают, что существуют и иные функции, которые в каком-то смысле являются производными от фискальной. Это обосновывается тем, что именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, в том числе в процесс перераспределения валового внутреннего продукта.

Уже в Древнем Риме была замечена и другая очень важная функция налогов – регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая) , которая выражалась в том, что переход на денежную форму уплаты налога серьезным образом стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Практическая реализация этой функции осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Немаловажное значение в ее реализации имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов, отраслей, одновременно сдерживая развитие остальных.

Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру совокупного спроса, который, в свою очередь, может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой продажи. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.

Очень часто государство использует протекционистские мероприятия, направленные на поддержание отечественных производителей с помощью высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлин.

На I этапе развития налоговой системы, а также на большей части II этапа для широкого использования налогов в других целях, кроме фискальной, не было необходимых условий. Однако уже в эпоху меркантилизма были сделаны определенные шаги для использования налогов в качестве регулирующего средства. В первую очередь это проявилось в проведении жесткой протекционистской политики и введении соответствующих таможенных пошлин.

Уже в XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера широко практиковало использование налоговых привилегий для тех отраслей промышленности, развитием которых особенно дорожило, стимулировало увеличение вывоза промышленных товаров, при этом вводило усиленное обложение предметов роскоши. Для стимулирования роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительства ряда стран также использовали налоги. Так, в Англии в 1758 г. был введен налог с холостяков, по которому мужчины старше 25 лет, не состоящие в браке, и бездетные вдовцы того же возраста платили налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов, и 20 шиллингов, если оно достигало 300 фунтов стерлингов, и т.д. . Использование налогов для стимулирования рождаемости наиболее четко просматривалось во французском и испанском законодательстве. Так, в Испании от налогов были полностью освобождены лица, имеющие шестерых и более детей, появившихся в законном браке. В целях привлечения иностранных ремесленников, купцов, землевладельцев в ряде стран, например, в Испании, Пруссии, России, иностранцам предоставлялись различные налоговые льготы.

Финансовая наука в лице меркантилистов впервые обратила внимание на стимулирующее влияние налогов на труд и сделала соответствующие выводы относительно роли налогов на потребление. В дальнейшем голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. поставили вопрос о влиянии налогов на производство. Так, Д. Мак-Куллох (1789–1864) в своих возражениях против доводов А. Смита о вредном влиянии вызванных войной налогов на благополучие страны формулирует положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: "Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики... Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта" .

Регулирующая функция получила более полное научное обоснование на III этапе развития налоговой системы в работах ученых маржиналистской, немецкой, американской школ. К началу XX в. финансовая наука пришла к признанию регулирующей функции налогов как одной из важнейших: "Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов".

В середине XX в. были разработаны научные методы регулирования экономики с помощью налогов. Главная задача здесь принадлежит уже неоднократно упоминавшемуся ранее английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу. В соответствии с его теорией именно налоги являются главным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Теория Дж. М. Кейнса выдвигает необходимость создания эффективного спроса в виде условий для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия государства. Кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна содействовать притоку инвестиций, в том числе через соответствующую систему налогов и сборов. Одно из важнейших положений теории Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Необходимо изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций.

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Налоги должны быть высокими и прогрессивными. Тогда они действуют как "встроенный стабилизатор". Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Так достигается относительная социальная стабильность в обществе. Таким образом, налоговые поступления зависят не только от величины ставок налога, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.

Распределительная (социальная) функция налогов – следующая важнейшая функция, тесно связанная с фискальной и регулирующей функциями. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производительной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных целевых программ, имеющих общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку. Распределительная функция проявляется, в первую очередь, через сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов с целью создания достаточно устойчивого уровня налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Особо важным с точки зрения реализации распределительной функции налогов является направление финансовых ресурсов в инвестиции в капиталоемкие секторы экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на поддержку малообеспеченных его слоев. Именно за счет такого перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Не случайно распределительную функцию часто называют социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.

Уже на I и II этапах развития налоговой системы мы находим примеры отдельных попыток реализации этой функции.

В Древнем Риме при императоре Августе в 6 г. н.э. был введен налог на наследство по ставке 5%. Налог уплачивали все граждане Рима и все доходы от него направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров. В Средние века также делались попытки решать через налоги социальные проблемы. Так в XVI в. в Англии был введен налог на бедных. Целью данного налога был сбор общиной средств на содержание неимущих. Этот налог было бы правильнее назвать налогом для бедных, поскольку уплачивали налог состоятельные члены общества в интересах бедных людей. Во Франции правительство Кольбера, как уже говорилось, ввело в XVII в. налог на роскошь, который затем взимался и в ряде других стран.

В финансовой науке эта функция была теоретически обоснована в конце XIX в. в работах ученых новой исторической школы, в первую очередь, А. Вагнера, Э. Селигмена и другие. Были обоснованы способы практической реализации этой функции, в первую очередь, через введение подоходного налога, использование прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление различных льгот. Все развитые страны мира сегодня в своей налоговой политике учитывают и используют распределительную функцию. К сожалению, в современной России роль этой функции существенно снижена (к этой теме мы вернемся после того, как будут рассмотрены все функции налогов).

Контрольная функция налогов тесно связана с фискальной и распределительной функциями. Эта функция проявилась по мере развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Контрольная функция проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, а с другой – в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Одновременно эффективная реализация контрольной функции препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Нехватка финансовых средств в бюджете сигнализирует государству о неполадках в налоговой системе и необходимости внесения изменений в налоговую систему, социальную политику, бюджетную сферу. Информация о сборе налогов наиболее достоверно говорит о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективная реализация контрольной функции налогов позволяет принимать обоснованные управленческие решения в экономической, социальной и политической сферах.

Некоторые проявления этой функции мы видим уже в I периоде, однако только в III периоде развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий позволило реализовать данную функцию в развитых странах в полном объеме.

Внешнеэкономическая функция налогов связана с проведением внешней политики государства. Речь идет об особых режимах налогообложения для предприятий отдельных стран, а также во внешней торговле. Этим целям обычно служит таможенная система, но не только она. Вспомним начало становления нашей страны. В 884 г. князь Олег, победив днепровских северян, потребовал с них легкую дань. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели: северяне, ранее платившие дань хазарам, не стали оказывать сильного сопротивления дружине Олега. Об этом узнали соседи радимичи, жившие на берегах реки Сожи. Они без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар, причем размер дани уменьшился в два раза.

Современным примером внешнеэкономической функции налогов может служить вступившее в силу с 1 января 2005 г. правительственное Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов – по принципу "страны назначения".

Таким образом, в процессе развития практики налогообложения и финансовой науки были выделены пять важнейших функций налогов:

  • 1) фискальная;
  • 2) регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая);
  • 3) распределительная (социальная);
  • 4) контрольная;
  • 5) внешнеэкономическая.

Вернемся к обещанию проанализировать коротко состояние социальных процессов в нашем обществе. Мы уже говорили о том, что экономическая реформа 1990-х гг. ухудшила условия жизни большинства населения вследствие того, что очень узкий круг лиц стал обладателем основной массы государственной собственности. Реформа привела к масштабному расслоению населения по уровню доходов, причем этот процесс продолжается.

Рассмотрим динамику распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения . Первая группа с наименьшими доходами получила в 2000 г. 5,8% доходов, в 2010 г. – 5,2%. Пятая группа с наибольшими доходами получила соответственно 45,8 и 47,7% доходов. Ситуация выглядит еще хуже, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Процессу расслоения общества способствовало резкое сокращение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады, насаждается платная медицина, платное образование и т.д.

Сокращение социального неравенства может быть достигнуто целенаправленным комплексом мероприятий, среди которых определенное место занимают и налоговые механизмы. С нашей точки зрения необходимо отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуть в налоговую систему социальный налог, вновь передав его администрирование ФНС России.

Для реформирования налога на доходы физических лиц необходимо ввести Закон о соответствии крупных расходов доходам и продолжить политику расширения социальных налоговых льгот по этому налогу. Нужно модернизировать налог на имущество физических лиц так, чтобы он выполнял функции налога на роскошь. Это также относится к земельному и транспортному налогам в отношении физических лиц.

Следует вновь ввести отмененный в разгар реформ налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

Необходимо упростить и снизить налогообложение малого бизнеса. Что касается основных налогов на крупный и средний бизнес, то их реформирование должно быть направлено на усиление регулирующей функции. Речь идет о том, чтобы налоги на прибыль организаций и на добавленную стоимость стимулировали развитие реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что прямо и косвенно будет влиять на социальный климат в стране.

В области налогового администрирования необходимо сочетание ужесточения налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнерских отношений между основной массой налогоплательщиков и налоговыми органами.

Налог является экономической категорией, потому как денежные отношения между государством и физическими (и юридическими) лицами имеют своё особое значение: они служат регулятором перераспределения денег в распоряжение государства . Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Все функции налогов проявляют свои внутренние свойства, признаки и черты налога. Ко всему прочему, функции налога показывают, как реализуется общественное назначение налога, как инструмента распределения доходов. На сегодняшний день нет точной точки зрения насчет количества выполняемых налогом функций. Мнения ученых разделились: одни считают, что существует всего две функции - стимулирующая и фискальная, а другие же считают, что помимо этих двух функций, существует еще, как минимум, три функции - распределительная, регулирующая и контрольная. Функции налога взаимосвязаны, они не могут существовать автономно друг от друга, потому и выступают как одно целое.

Разграничение функций довольно условно, потому что они выполняются одновременно. Отдельные особенности, какой - либо функции могут быть присущи другим функциям.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той "работе", которую они выполняют.

Рисунок 1 - Функции налогов .

Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций:

Фискальная функция охватывает достаточно широкую сферу деятельности. Она обеспечивает финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны, а так же направлена на финансирование менее производственных сфер, которые не имеют достаточного количества средств для своего развития, например, таких как фундаментальная наука или многие учебные заведения, библиотеки. Для точного обеспечения этих сфер деятельности финансами производится распределение по бюджетам разного уровня (федерального, субъектов федераций, местного уровня). Но реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточном количестве налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов возникает необходимость прибегнуть к поиску других форм доходов. Прежде всего, приходится обращаться к займам на разных уровнях: государственные, региональные и местные займы. Использование займов приводит к образованию государственного долга.

Говоря о практической стороне фискальной функции налогов, можно сказать, что, прежде всего, данная функция занимается оптимальным выбором источника и объекта налогообложение. Поэтому для формирования гибкой системы налогообложения необходимо соблюдение баланса между стимулирующей и фискальной функцией. Получается, что предоставление налоговых льгот одним лицам должно компенсироваться усилением налогообложением других.

Делая выводы из вышесказанного, можно сказать, что доля средств, которая поступала в бюджет за счет осуществления фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, потому как величина поступлений налогов в бюджет напрямую зависит от величины доходов плательщиков.

Налоги не могут оказывать влияния на процесс воспроизводства, хотя и является участником распределительных участников. Свое значение здесь проявляет стимулирующая функция налогов. Данная функция позволяет государству стимулировать технический прогресс в стране.

Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Ко всему прочему, снижение налоговой нагрузки для всех малых и средних предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий в этой сфере экономики. Льготы, которые предоставляются работодателям по уплате социального налога, провоцируют их на использование труда инвалидов. Людям, которые занимаются благотворительной деятельностью, позволяется использовать налоговые вычеты по налогу на физических лиц и т.д. налогообложение фискальный доход бюджет

Огромное значение в реализации стимулирующей функции имеет система налогообложения сама по себе: чтобы стимулировать развитие производств, каких-либо отраслей, государство вводит одни налоги и отменяет другие, при этом сдерживая развитие других отраслей.

В стимулирующей функции существует также подфункция, которая называется дестимулирующая . При помощи дестимулирующей функции, государство может увеличить налоговое бремя, что будет препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Действие данной подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. К примеру, это меры государства, которые пытаются поддержать отечественных производителей, с помощью запретительных импортных таможенных пошлин.

Одна из функций, регулирующая, имеет схожие черты стимулирующей функции. Меняя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или же убирать новые стимулы для капиталовложений, а благодаря манипуляциям с уровнем дохода косвенных налогов, можно менять уровень цен, что меняет и уровень потребления. Регулирующая функция играет важную роль в условиях антикризисного регулирования. Также, с помощью регулирующей функции, государство может воздействовать на экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Суть данной функции состоит в распределении налоговых выплат между юридическими и физическими лицами, а также между сферами и отраслями экономики. Эта функция позволяет корректировать доходы различных групп населения. Налоговое регулирование осуществляется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Одним из примеров является решение такой социальной проблемы, как курение, при помощи налога. После резкого увеличения акциза на табачные изделия в некоторых странах, доля некурящего населения увеличилось в разы, чем в ходе длительной кампании о вреде курения для своего здоровья и здоровья окружающих. Введение налога, в данном случае, было необходимо для решения социальной проблемы, но вместе с тем была осуществлена и фискальная функция налога. Исходя из вышесказанного, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

Благодаря налогам решаются также проблемы экологии. Бывали случаи, что промышленность в развитых странах не поддавалась оснащению автомобилей катализаторами, потому как из-за них увеличивалась продажная цена. В тот момент, государство посчитало эффективным решением снизить налоги на автомобили, которые оснащались катализаторами, снизить акцизный сбор на виды бензина, которые использовали эти машины. Значительно сократился объем выброса вредных веществ в атмосферу, хотя акцизные поступления в государственные бюджеты также уменьшился. Этот случай является наглядным примером, когда с помощью налогового механизма была решена экологическая проблема.

Теснее всего связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает суть налога как инструмента распределительных отношений. Сущностью данной функции является то, что благодаря налогам через внебюджетный и бюджетный фонд государство может перераспределять финансовые ресурсы из производственной в социальную сферу (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществлять финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Именно поэтому данную функцию иногда называют социальной.

Говоря о контрольной функции, можно сказать, что она тесно связана с фискальной и распределительной функцией. С одной стороны, механизм контрольной функции проявляется в проверке эффективности хозяйствующей деятельности, а с другой стороны, в контроле над действенностью проходящей экономической политики государства страны.

С введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД), у налога появилась еще одна функция - дисциплинарная. Единый налог на вмененный доход распространяется на все сферы деятельности, где контроль налоговыми органами затруднен. Обычно это относится к тем видам деятельности, которые задействованы в сфере налично-денежного обращения (торговля в розницу и оптом, сфера услуг и т.д.) ЕНДВ уплачивается независимо от реальных результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, которые определены на законодательном уровне. Одной из главных целей введения этого налога - повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.

Налоги, в условиях острой конкуренции, являются одни из главных инструментов по контролю над действенностью финансово-хозяйственной деятельности. При иных равных условиях, из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не имеет возможности расплатиться с государством. При одновременной нехватке в бюджете финансовых ресурсов, государству необходимо внести изменения в налоговую, социальную и бюджетную политику.

Производственно-технический отдел (ПТО) обеспечивает нормальное состояние и функционирование скважин.

Склад производственного обслуживания (СПО) осуществляет хранение всего оборудования и расходного технологического материала (трубы, долота, НКТ, глубинные насосы дизели, компрессорные установки, хлопушки).

Кредитование промышленного предприятия может быть краткосрочным и долгосрочным. Налоги за пользование банковским кредитом уплачиваются из прибыли предприятия по установленным ставкам.

Финансовый контроль за деятельностью предприятия со стороны банка осуществляется на основе использования плановых стоимостных показателей.

Финансовое положение промышленного предприятия в первую очередь предопределяет региональный финансовый потенциал.

Узловые вопросы

1. Налоговая система.

2. Функции налогов


3. Налоги с промышленных предприятий.

4. Действующая система льгот по налогам.

5. Недостатки действующей налоговой политики.

6. Меры по совершенствованию налоговой системы .

7. Финансирование на предприятии.

8. Финансовый план предприятия.

Задачи и методические указания

Задача 1.

Определите прибыль, отчисленную в бюджет, если балансовая прибыль ПРбал =250 тыс. руб., ставка налога на прибыль Нпр = 0,24, сумма льгот составляет 35 тыс. руб.

Методические указания

Базой для определения суммы взноса в бюджет от полученной прибыли является облагаемая прибыль. Облагаемая прибыль – это балансовая прибыль, уменьшенная на величину прибыли, которая в соответствии с действующей системой льгот не облагается.

Сумма отчисления прибыли в бюджет определяется как произведение облагаемой прибыли на ставку налога на прибыль.

Задача 2.

Определите величину налога на добавленную стоимость . (НДС), если стоимость реализованной продукции РП = 2500 тыс. руб., ее себестоимость Среал = 2100 тыс. руб., доля материальных затрат в себестоимости реализованной продукции α мз = 0,6, ставка налога на добавленную стоимость – 20 %.

Методические указания

Налог на добавленную стоимость представляет в бюджете часть добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производственного процесса и реализации товаров и услуг. Ставка налога 20 %. Базой для налогообложения служит стоимость реализованной продукции, уменьшенная на стоимость материальных затрат, учтенных в себестоимости продукции.

Задача 3

Определите величину акциза для товара, реализуемого по рыночным отпускным ценам , если оптовая цена единицы продукции ЦОПТ = 26 руб., ставка акциза к отпускной цене Накц = 35 %

Методические указания

Отпускная цена подакцизных товаров определяется на основе оптовых цен предприятия, т. е. без учета суммы акциза: ЦОПТ = Спол + ПР , где Спол – полная себестоимость единицы продукции; ПР – прибыль.

Ставка акциза (Накц) устанавливается к отпускной цене. Тогда доля оптовой цены предприятия в отпускной цене выразится: αц = 1- Накц.. отпускная цена составит ЦОПТ = ЦОПТ / αц, Акцизный налог равен: Цакц = Цопт * Накц .

Задача 4

Определите величину акциза для товара, реализуемого по государственным ценам , если регулируемая цена за единицу изделия Цед = 30 руб., торговая скидка αскид = 0,07, НДС = 20%, ставка акциза Накц = 0,8

Методические указания

Для определения облагаемого оборота подакцизной продукции Ц обл, реализуемой по регулируемым государственным ценам (Црег ), из выручки от реализации исключается абсолютная величина торговой скидки и налога на добавленную стоимость.

Сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет по установленной ставке Накц , составит: Цакц = Цобл * Накц .

Задача 5

Определите абсолютную величину налога на прибыль и добавленную стоимость, если ставка налога на прибыль Нпр = 0,24, НДС = 20 %, балансовая прибыль ПРбал = 400 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции Среал = 2000 тыс. руб.; доля материальных затрат в себестоимости реализованной продукции αмз = 0,65; льготы составляют 45 тыс. руб.

Методические указания

Абсолютная величина прибыли, выплачиваемая в бюджет, определяется на основе облагаемой прибыли (ПРобл ), которая представляет собой разницу между балансовой прибылью (ПРбал) и суммой льгот (Цлг ): ПРобл = ПРобл Цлг . Абсолютная величина отчислений в бюджет из прибыли предприятия: ПРбюд = ПРобл Нпр , где Нпр - ставка налога на прибыль.


Добавленная стоимость вносимая предприятием в бюджет, рассчитывается на основе стоимости реализованной продукции, уменьшенной на материальные затраты, включенные в себестоимость реализованной продукции: НДСабс = (РП – МЗ) НДС.

Тесты

1. Какой из налогов не взимается с предприятия:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

в) экологический налог;

г) налог на имущество;

д) специальный налог на формирование фонда для поддержания приоритетных отраслей?

2. Какая из функций не относится к налоговой:

а) регулирующая;

б) стимулирующая;

в) распределительная;

г) обеспечивающая;

4. Какая функция не свойственна подоходному налогу:

а) стимулирование спроса;

б) смягчение кризисной ситуации;

в)сдерживание роста цен;

г) способствование увеличению бюджета;

д) формирование налоговых льгот?

5. Какой показатель используется для начисления налога на прибыль:

б) прибыль от реализации;

в) чистая прибыль;

г) льготы;

д) прибыль от реализации имущества?

6. Какие льготы не используются промышленным предприятием:

а) льготы по финансированию развития собственного производства;

в) льготы на стоимость списанного имущества;

г) взносы на благотворительные цели;

в) доходы по акцизам;

г) поступление средств из внешних источников?

10. Какие расходы и отчисления средств не включаются в финансовый план:

а) затраты на расширение производства;

б) затраты на совершенствование технологии;

в) расходы на культурно-бытовое обслуживание;

д) амортизационные отчисления?

11. Какой из источников не используется при формировании прироста собственных оборотных средств:

а) внутрипроизводственные источники;

б) прибыль;

в) устойчивые пассивы;

д) кредит?

12. Какой из источников не используется для финансирования капитальных вложений на формирование основных производственных фондов:

а) кредит;

г) амортизационный фонд?

13. Какой из источников не используется при выплате кредита:

в) амортизационные отчисления;

г) выручка от реализации;

д) выручка от реализации сверхнормативных запасов?

Ответы на узловые вопросы

ü 1. Налоговая система

Налоговая система Российской федерации в условиях становления рыночной экономики предусматривает прямые, косвенные и специальные налоги.

Прямые налоги подразделяются на две группы: налог на доходы, т. е. подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятия; налог на собственность, т. е. налог на имущество, землю, лесной налог.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, к специальным – платежи на государственное и социальное страхование физических и юридических лиц, государственная пошлина и местные сборы, налог для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики.

Налоги также бывают: федеральными (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на операции с ценными бумагами , таможенные сборы, налог за пользование природными ресурсами, специальный налог); республиканскими (акцизы, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог за пользование природными ресурсами, специальный налог, транспортный налог); местными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, гербовый сбор, государственная пошлина).

К налогам, выплачиваемым промышленными предприятиями, относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество, налог для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики.

ü 2. Функции налогов

В хозяйственном механизме налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и проявляется в сфере экономики в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма.

Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товаров за границу, ввоз капитала и т. д. данная функция оказывает непосредственное влияние на деловую активность товаропроизводителей.

Распределительная функция обеспечивает перераспределение налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.

Фискальная (бюджетная) функция предусматривает процесс изъятия части доходов для формирования бюджета финансовых ресурсов государства и создает условия для функционирования государства и регулирования экономики.

ü 3. Налоги с промышленных предприятий

В соответствии с действующим законодательством к первоочередным отчислениям в бюджет относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, акцизы, специальный налог.

Налог на прибыль устанавливается в процентах (ставка налога) от балансовой прибыли и служит источником перераспределения национального дохода . Базой для определения суммы отчислений от прибыли является облагаемая налогом прибыль, которая отражает балансовую или валовую прибыль, уменьшенную на льготы, установленные законодательно для промышленных предприятий. Льготы не могут превышать 50 % расчетной суммы налоговых отчислений в бюджет.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налог на прибыль промышленного предприятия устанавливается, исходя из облагаемой налогом прибыли и ставки налога на прибыль, которая установлена в размере 24 % и распределяется между федеральным бюджетом и субъектами Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС) более приемлем для условий рыночных отношений и рассчитывается на основе чистого дохода, полученного предприятием на всех стадиях производственного процесса и реализации товаров и услуг. Иными словами, НДС, подлежащий взносу в бюджет, определяется как разница между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные им товары (работы и услуги), и суммой налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

НДС является косвенным налогом, т. е. надбавкой к цене изделия (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Установленная ставка налога (НДС) в соответствии с действующим законодательством применяется к облагаемому обороту. Следовательно, для определения абсолютной величины НДС, полученного от реализации, исключить налог, уплаченный поставщикам и подрядчикам, т. е. добавленная стоимость предприятия определяется на основе стоимости реализованной продукции (РП), уменьшенной на стоимость материальных затрат, входящих в себестоимость реализованной продукции, которые были использованы в процессе производства и реализации продукции, и ставки НДС (0,20): НДСабс = (РП – МЗ) НДС .

Акцизные налоги – это косвенные налоги, которые применяются в основном для товаров массового потребления и услуг частных предпринимателей и организаций. Они включаются в цену товара (услуг) и оплачиваются покупателем (заказчиком). Абсолютная величина акцизного налога устанавливается в процентах к свободной отпускной цене товара:Набс. акц = (Цопт/αотп)Накц, где Цопт – оптовая цена изделия; αотп – доля оптовой цены в отпускной цене; Накц – ставка или тариф акциза.

По способу взимания акцизные налоги подразделяются на индивидуальные и универсальные (индивидуальные налоги взимаются со стоимости валовой1 продукции предприятия, а универсальные – со стоимости единицы товара), по времени оплаты – на одноразовые и многоразовые (одноразовые выплачиваются единожды в каком-либо звене производства, многоразовые – на каждой стадии производственного цикла).

По методу установления налогообложение может быть прямым и косвенным. Прямые налоги подразделяются на реальные (налог на землю, на промысел и т. п.) и личные (подоходный налог, налог на прибыль предприятия, налог на денежный капитал, налог на имущество). К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы (пошлины), налоги на операции с ценными бумагами.

В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги.

По мере увеличения дохода прогрессивный налог возрастает, а регрессивный уменьшается. Прямые налоги используются на содержание государственного аппарата, социально-культурные мероприятия, на обороноспособность страны. В промышленно развитых странах доля прямых налогов достаточно высока (в США – 91,1%, в Японии – 71,2, в Англии – 54,3, в ФРГ – 44,1% (Налоги. М.: Финансы и статистика, 1994. С.45)).

ü 4. Действующая система льгот по НДС

Действующее законодательство предусматривает определенный перечень товаров, работ и услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость:

· Продукция, полуфабрикаты, работы и услуги, реализуемые по внутризаводскому обороту;

· Продажа, обмен, безвозмездная передача приобретенных с учетом НДС основных производственных фондов и оборотных средств и товаров для непроизводственных целей, за исключением их реализации по ценам, превышающим цену приобретения;

· Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета или различных фондов.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы Российской Федерации (кроме экспорта в страны СНГ). Не облагаются налогом на имущество:

· Вновь созданные промышленные предприятия в течение одного года после их регистрации, за исключением созданных на базе ликвидированных предприятий ;

· Основные производственные фонды, полученные в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.

ü 5. Недостатки действующей налоговой политики .

Анализ действующих систем налогообложения в Российской Федерации и промышленно развитых странах показал, что используемая Правительством Российской Федерации система налогов и льгот не отвечает полностью требованиям рыночной экономики.

Во-первых, экономически не обоснованы ставки: они не стимулируют притока инвестиций в развитие промышленного производства и способствуют оттоку за границу капитала, материальных и трудовых ресурсов, усиливают проблему двойного налогообложения.

Во-вторых, система льгот охватывает очень узкий круг вопросов и не позволяет эффективно использовать капитальные вложения на ускоренное обновление активной части основных производственных фондов, проведение мероприятий по развитию и внедрению ресурсосбережений и безотходных технологии.

В-третьих, существенные недостатки налоговой политики серьезно влияют на сокращение поступления налогов в бюджет. К ним следует отнести:

· Различные условия налогообложения для субъектов и видов хозяйственной деятельности, например существующие льготы по НДС;

· Снижение налога на прибыль путем подмены вида деятельности , которая оформляется определенным соглашением;

· Неоправданное увеличение налоговых ставок сверх экономически обоснованного уровня, что способствует сокращению поступлений в бюджет, так как товаропроизводители стремятся уменьшить свою налоговую базу. Исследования Центрального экономико-математического института РАН показали, что в результате роста налоговых ставок увеличиваются как поступления в бюджет, так и темпы роста инфляции. Уровень налогов в Российской Федерации почти на 20 % превышает оптимальную величину (Финансовые известия. 1996. № 19)

· Использование «кольцевых» сделок, которые позволяют вывести из-под налогообложения значительные суммы перераспределения их среди участников, пользующихся льготами по налогообложению.

ü 6. Меры по совершенствованию налоговой системы

Необходимость совершенствования налоговой системы Российской Федерации вызвана тем, что постоянно сокращается стоимость внутреннего валового продукта, резко падает доля заработной платы в структуре себестоимости промышленной продукции, растет дефицит капитальных вложений, остается низкой собираемость налогов и т. п. все это является причиной нарушения в балансе федерального бюджета, т. е. превышения расходной части над бюджетными поступлениями.

Для улучшения условий проведения действующей налоговой политики и обеспечения реального пополнения бюджета следует:

· Изменить налоговую политику с целью снижения налоговых ставок и обеспечения более объективного подхода к формированию льгот;

· Сократить количество косвенных налогов и пересмотреть методы налогового регулирования;

· Для стимулирования инвестиций с помощью налоговой системы ввести инвестиционный налоговый кредит , суть которого заключается в снижении налоговых выплат при осуществлении капитальных вложений. Примером может служить ускоренный метод амортизации (Бюджет в условиях углубления экономической реформы // Финансы. 1992. № 10);

· Разработать и внедрить новый метод формирования налоговых ставок и льгот, что позволит обеспечить устойчивость и гибкость нормативных параметров налогообложения;

· Провести эффективную оценку платежеспособности спроса и предложения, включая уровень рыночных цен;

· Установить экономически оправданные темпы роста объемов производства и изменения структуры выпускаемой продукции для расширения конкурентоспособности продукции и производства;

· Отказаться от экономического воздействия на налогоплательщиков в зависимости от формы собственности;

ü 7. Финансирование на предприятии

Финансы промышленного предприятия представляют собой систему финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе кругооборота основных производственных фондов и оборотных средств в сфере производства и обращения, формирования и использования денежных доходов и фондов денежных ресурсов.

Финансовые операции в совокупности отражают прибыль или убытки промышленного предприятия, возникающие в результате реализации производственной продукции (работ, услуг), основных фондов, сверхнормативных запасов оборотных средств и прочего имущества предприятия; доходы от внереализационной деятельности (операций), уменьшенные на сумму затрат по данным операциям. Финансы как экономическая категория широко используется при товарном производстве и обеспечивают условия для нормального функционирования рыночной экономики.

С помощью финансового механизма осуществляется управление промышленным предприятием в двух направлениях. Первое направление – управление финансами – отражает взаимосвязь с другими промышленными предприятиями и подразделениями по выполнению определенных функций; поставка средств производства, реализация готовой продукции , т. е. обеспечение производственными запасами, осуществление купли-продажи продукции собственного производства.

Второе направление – управление денежными средствами (фондами) – предусматривает управление основными производственными фондами и оборотными средствами, а также различными фондами, которыми располагает промышленное предприятие (амортизационный, валютный, инвестиционный и резервный фонды и т. п.). экономическое обоснование финансового механизма проводится на основе таких экономических показателей, как выручка, различные виды прибыли, амортизации, а также финансовых источников (оборотные фонды и фонды обращения, кредит и т. п.).

Финансы промышленного предприятия выполняют следующие функции: обеспечение денежными ресурсами, распределение денежных доходов, контроль и стимулирование и т. п.

ü 8. Финансовый план предприятия

Этот документ является основой финансовой деятельности предприятия, в котором отражаются в денежной форме баланс доходов и расходов, а также финансовые результаты его хозяйственной деятельности. Он включает следующие разделы:

· Доходы и поступления средств. В этом разделе отражены доходы, составляющие денежные накопления предприятия; доходы, являющиеся результатом внутреннего перераспределения средств; поступления средств от внешних источников;

· Расходы и отчисления средств. В этот раздел включены затраты на расширение производства и совершенствование его технологии, расходы на культурно-бытовое обслуживание работников предприятия, амортизационные отчисления и т. п.;

В процессе выполнения финансового плана он может корректироваться на основании изменений качественных и количественных показателей производственного плана. При его составлении величина собственных оборотных фондов ежегодно уточняется. Прирост собственных оборотных средств обеспечивается в основном за счет внутрипроизводственных источников, прибыли, устойчивых пассивов (суммы периодически образующейся задолженности). Кроме того, используются кредит и целевое финансирование.

Для финансирования основных производственных фондов может быть использован кредит, а также собственные средства. Собственным источником финансирования капитальных вложений на создание и обновление основных производственных фондов является фонд развития производства. За счет собственных средств, в частности прибыли и амортизационных отчислений, финансируются техническое перевооружение, реконструкция и расширение промышленного предприятия (создание новых рабочих мест).

Кредитование промышленного предприятия может быть краткосрочным (до 1 года) и долгосрочным (от 2 до 5 лет). Краткосрочный кредит предоставляется для обеспечения сверхнормативных запасов сырья и материалов, на своевременную выплату заработной платы и временное восполнение недостатка собственных оборотных средств. Долгосрочный кредит может быть получен на внедрение новой техники, технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, на выпуск продукции повышенного качества и т. п.

Уплата налогов за пользование банковским кредитом осуществляется из прибыли предприятия по установленным дифференцированным процентным ставкам за краткосрочный кредит .

Долгосрочный кредит также выдается на реконструкции и расширение действующих предприятий, строительство новых предприятий при условии возмещения затрат в течение пяти лет. Кредит погашается за счет прибыли и амортизационных отчислений в сроки, установленные обязательствами, с одновременной уплатой соответствующих процентов.

Выпуск ценных бумаг мобилизует личные средства работающих на предприятии, которые также могут быть использованы на расширение производственных задач.

Финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятия со стороны банка осуществляется на основе использования плановых стоимостных показателей и охватывает производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении.

Варианты

ПРбал, тыс. руб.

Льготы, тыс. руб.

РП, тыс. руб.

Среал, тыс. руб.

Ставка налога, %

Цопт, руб.

ПРбал, тыс. руб.

Среал, тыс. руб.

Льготы, тыс. руб.

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

  • только фискальная ;
  • фискаль­ная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отно­шениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :

  1. фискальной;
  2. распределительной (социальной);
  3. контрольной;
  4. регулирующей:
  • стимулирующая;
  • дестимулирующая;
  • воспроизводст­венная.

Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения лич­ных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы - большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достиже­ние большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот, необлагаемых миниму­мов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложе­ния, пониженных налоговых ставок (например, при обложе­нии личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобож­даются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социаль­ных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении го­сударственного контроля за финансово-хозяйственной деятельно­стью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики. Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприя­тий в сфере налогообложения, направленных на усиление государ­ственного вмешательства в экономические процессы (для предот­вращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объ­ема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство - налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками.

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три под­функции:

  • стимулирующую;
  • дестимулирующую;
  • воспроизводст­венную.

Подробнее о подфункциях

Стимулирующая подфункция заключается в формировании по­средством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельно­сти. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогооб­ложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым ка­тегориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организа­ции, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образова­ние, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налого­вый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъ­ектов, но это лишь один из аспектов для стимулирова­ния их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработан­ного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не по­могут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в форми­ровании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие произ­водства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не без­граничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посред­ством увеличения доли косвенного налогообложения можно дести­мулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных по­шлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, реко­мендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится не­достаточно обоснованным, поскольку при стимулировании разви­тия определенных производств, отраслей и территорий сдерживает­ся развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восста­новление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы на­численной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная под­функция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления обществен­ных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископае­мых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Похожие публикации