Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Генерал москаленко биография. Москаленко кирилл семёнович

Семья

Отец - Семён Михайлович Серебренников (род. 1933) - врач-уролог, выходец из еврейской семьи, доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института, автор ряда научных трудов.

Мать - Ирина Александровна Литвин - украинка, учительница русского языка и литературы.

Дед - Александр Иванович Литви н - был режиссёром документальных и научно-популярных фильмов на киностудии "Молдова-фильм", главой Республиканского Общества кинолюбителей МССР, заслуженный работник культуры Молдавской ССР.

Биография

Закончил среднюю школу с золотой медалью. Ещё будучи школьником, поставил свой первый спектакль.

В 1992 году Серебренников окончил с красным дипломом физический факультет Ростовского государственного университета.

Занимался режиссурой ещё в студенческие годы: сначала в любительской студии "69", с 1990 года - на профессиональной сцене.

В Ростове-на-Дону поставил десять спектаклей во всех театрах города.

С 1991 года также стал активно работать на телевидении: сначала в телекомпании "Южный регион", потом в ГТРК "Дон-ТР". За те же семь лет снял 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два - о музыке, третий - о кино, около 100 рекламных роликов.

С 1998 года также занимается кинематографом. Среди его работ - 6 художественных фильмов, 1 документальный и 4 сериала.

В 2000 году был приглашён в Москву для постановки и съёмки на канале "Культура" композиции по рассказам Ивана Бунина "Тёмные аллеи".

С тех пор режиссер живёт и работает в Москве.

В 2006-2007 годах Кирилл Серебренников вёл программу "Другое кино" на канале ТВ-3.

В 2008 году набрал экспериментальный актёрско-режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ. Из этого курса к выпускному 2012 году была сформирована "Седьмая студия", позже ставшая одним из резидентов "Гоголь-центра".

Осенью 2011 года экс-депутат Госдумы был назначен руководителем Департамента культуры Москвы.

Сразу после этого карьера Серебренникова пошла в гору.

В 2011-2014 годах Серебренников был художественным руководителем проекта "Платформа" в Центре современного искусства "Винзавод".

В августе 2012 года Кирилл Серебренников без объявления открытого конкурса на замещение вакантных должностей назначен департаментом культуры г. Москвы новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя.

Назначение Кирилла Серебренникова было скандальным : коллектив театра выступал против этой креатуры Сергея Капкова, люди даже выходили на митинги.

После скандального назначения Кирилла Серебренникова актерский коллектив опубликовал открытое письмо, в котором назвал смену руководства называлась "рейдерским захватом театра", а также заявив об угрозе "ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра" и "потере великих традиций русской театральной школы".

Причем, в светских кругах Москвы называли причиной кадрового решения по "Гоголь центру" то, что Сергей Капков попросту давно дружит с Серебренниковым.

Интересно, что, кроме Капкова, с Серебренниковым водила крепкую дружбу экс-подруга Капкова - .

И даже бывший "Серый Кардинал" Кремля - - захаживал в гости к Серебренникову.

В ходе свой чиновничьей деятельности в московской Мэрии Капков назначил Олега Меньшикова художественным руководителем театра им. Ермоловой, Григория Папиша - директором Московского театра кукол, Кирилла Серебренникова - худруком театра им. Н. В. Гоголя, а Ирину Апексимову - директором театра Романа Виктюка.


Вскоре после своего назначения Серебренников заявил о переформатировании театра в "Гоголь-центр" с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий.

Политика

Кирилл Серебренников принимал регулярное участие в протестных акциях "Стратегия-31" и "За честные выборы!"

После российско-грузинского конфликта 2008 года Серебренников выразил готовность пройтись по Москве с плакатом "Я - грузин", подчеркнув нежелание "ссориться с народом, с которым связаны пожизненно культурными кодами, симпатиями, кинематографом, театром, всем-всем".

Кирилл Серебренников поддержал открытые письма с призывом к освобождению из заключения Светланы Бахминой и участниц группы "Pussy Riot".

Серебренников высказывался против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав ЛГБТ.

Выступал в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина , обвинявшегося в оскорблении чувств верующих постановкой оперы "Тангейзер".

В интервью 2014 года режиссёр назвал Россию "страной неотменённого рабства", где люди не ценят свободу, а между народом и бесконтрольной властью - огромная пропасть.

"Россия сейчас ведёт себя как нищий гопник, который от горя сошёл с ума", а сторонники действующей власти - напуганные люди, не желающие ничего знать и решать, заявлял режиссер.

Скандалы, слухи

В 2013 году стало известно о намерении Серебренникова снять фильм "Чайковский", одним из авторов сценария которого он является. Министерство культуры РФ выделило на поддержку этого проекта 30 миллионов рублей из необходимых 240 миллионов, однако Фонд кино отказал в дальнейшем финансировании съёмок картины.

Серебренников сообщил о своём намерении искать средства на проект за рубежом.


23 мая 2017 года правоохранительные органы провели обыски в квартире режиссера и в театре "Гоголь-центр" в рамках дела о хищении на сумму более 200 млн рублей .

Как отмечает издание Лайф.ру, во время обысков в доме у Кирилла Серебренникова оперативники обнаружили на его кухне маленький свёрток.

При изучении содержимого пакета, оперативники пришли к выводу, что в нём содержится наркотическое вещество растительного происхождения гашиш.

В настоящий момент решается вопрос о возбуждении в отношении режиссёра Кирилла Серебренникова уголовного дела по статье 228 ч.1 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств".

Если дело будет заведено, то к Серебренникову может быть применено наказание вплоть до лишения свободы на 3 года.

23 мая Чулпан Хаматова и Евгений Миронов выступили с заявлением у "Гоголь-центра" в поддержку Серебренникова. 24 мая Миронов обратился к Владимиру Путину с ходатайством в пользу опального режиссера.


Следствие выснилось, что сотрудники "Седьмой студии" проводили бюджетные деньги по фиктивным договорам на оказание услуг. По документам студия закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь. А на самом деле - просто подписывала "левые" договора и платежки, никаких услуг за это не получая. Такую систему поставили на поток: в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек".

Следователи теперь выясняют, на что тратились выведенные деньги. Параллельно с этим, у Кирилла Серебренникова нашлась квартира в Германии - на улице Винсштрассе в Берлине, которую Серебренников купил квартиру за 300 тысяч евро.

В светских кругах ходят упорные слухи о гомосексуальной ориентации Кирилла Серебренникова.

Кирилл Семёнович Москаленко (Москалёв, настоящая фамилия) родился 11 мая (по старому стилю 28 апреля) 1902 года в селе Гришино Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне Красноармейского района Донецкой области. Украинец. Из крестьянской семьи.

Окончил четырёхклассную начальную сельскую школу, два класса училища министерства образования («министерское училище»). С 1917 по 1919 годы учился в сельскохозяйственном училище на станции Яма под Бахмутом. Вынужден был прервать учёбу из-за начавшейся Гражданской войны.

Вернулся в родное село, работал в сельском ревкоме. При захвате территории губернии войсками Добровольческой армии генерала А. И. Деникина из-за угрозы казни скрывался. После занятия села войсками Красной Армии в августе 1920 года вступил в её ряды.

Участие в Гражданской войне и первые мирные годы

Участник боевых действий Гражданской войны в составе Первой Конной армии. Воевал против войск генерала П. Н. Врангеля и атамана Н. И. Махно. Воевал рядовым бойцом.

Окончил артиллерийское отделение Харьковской объединенной школы червоных старшин (1922), курсы усовершенствования командного состава артиллерии РККА в Ленинграде (1928), факультет усовершенствования высшего командного состава Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского (1939). В период учёбы в Харькове в составе школы участвовал в боях с бандами на Дону и в Донбассе.

С 1922 по 1932 годы служил в составе 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии (до 1924 года в составе Первой Конной армии), командир взвода конно-артиллерийского дивизиона. В период службы в Армавире участвовал в боях с политическим бандитизмом на Северном Кавказе.

1920-1930-е годы

В сентябре 1923 года вместе с воинской частью был переведён в Брянск. С 1924 года - командир батареи, с 1928 - командир учебной батареи, артиллерийского дивизиона, начальник штаба артиллерийского полка.

С 1932 года служил в особой кавалерийской дивизии Особой Краснознамённой Дальневосточной армии под Читой, сначала начальник штаба, затем с 1934 года - командир кавалерийского полка. С 1935 года командовал 23-й танковой бригадой в Приморском крае. С 1936 года служил в 45-м механизированном корпусе Киевского военного округа.

В 1939 году назначен начальником артиллерии 51-й Перекопской стрелковой дивизии Одесского военного округа, с которой участвовал в советско-финской войне 1939-40 гг., за что награждён орденом Красного Знамени. Затем последовательно начальник артиллерии 35-го стрелкового корпуса (Кишинёв) и 2-го механизированного корпуса (Тирасполь). С мая 1941 года - командир 1-й артиллерийской противотанковой бригады РГК, которая формировалась в составе 5-й армии КОВО в г. Луцк.

Великая Отечественная война

В этой должности генерал-майор артиллерии К. С. Москаленко встретил Великую Отечественную войну. Бригада под его руководством участвовала в оборонительных боях в районах гг. Луцк, Владимир-Волынский, Ровно, Торчин, Новоград-Волынский, Малин, в обороне переправ через pp. Тетерев, Припять, Днепр, Десна. С первых сражений К. С. Москаленко не потерял присущего ему хладнокровия, сохранял остроту мышления, личное бесстрашие, всегда находился на линии передовых батарей, стрелявших прямой наводкой. В течение месяца непрерывных боев, находясь на направлении главного удара вражеской группы армий «Юг», бригада уничтожила более 300 танков противника. За боевые успехи, мужество и отвагу К. С. Москаленко 23.7.1941 г. награждён орденом Ленина.

С сентября 1941 года К. С. Москаленко - командир 15-го стрелкового корпуса в составе 5-й армии Юго-Западного фронта, воевал с ним под городами Чернигов, Нежин, Ичня, Пирятин. Затем командовал конно-механизированной группой войск 13-й армии Юго-Западного фронта. В дни контрнаступления советских войск под Москвой участвовал в Елецкой наступательной операции, в разгроме елецкой группировки противника и освобождении г. Елец.

В декабре 1941 года назначен заместителем командующего 6-й армией Юго-Западного фронта и врио командующего армией. 6-я армия под командованием К. С. Москаленко участвовала в Барвенково-Лозовской наступательной операции и освобождении г. Изюм и г. Лозовая. С 12 февраля 1942 года - командир 6-го кавалерийского корпуса, с марта по июль 1942 года - командующий 38-й армией (Валуйско-Россошанская оборонительная операция), после преобразования последней с июля 1942 года командовал 1-й танковой армией, с которой участвовал в боях на дальних подступах к Сталинграду (июль?август 1942). В августе 1942 года назначен командующим 1-й гвардейской армией, с которой до октября 1942 года участвовал в Сталинградской битве.

В октябре 1942 года был назначен командующим 40-й армией, командуя которой в 1943 году участвовал в Острогожско-Россошанской операции, первом освобождении Харькова, Курской битве, форсировании Днепра.

С октября 1943 года и до конца войны вновь был командующим 38-й армией. С этой армией в составе 1-го Украинского, 2-го Украинского и 4-го Украинского фронтов генерал-полковник К. С. Москаленко в 1943 году освобождал Киев (Киевская наступательная операция), в ноябре - декабре 1943 года вновь оборонял его (Киевская оборонительная операция), в 1944 году участвовал в Житомирско-Бердичевской, Проскровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Карпатско-Дуклинской (штурм Дукельского перевала), в 1945 годах - в Западно-Карпатской, Моравско-Остравской, Пражской наступательных операциях.

Послевоенное время

После войны К. С. Москаленко командовал 38-й армией, переброшенной в Прикарпатский военный округ. С августа 1948 года - командующий войсками Московского района (впоследствии Московского округа) ПВО. Участвовал в аресте Л. П. Берии в июне 1953 года. С июня 1953 г. - командующий войсками Московского военного округа. В 1955 г. ему присвоено воинское звание «Маршал Советского Союза». С 1960 года - Главнокомандующий РВСН - заместитель Министра обороны СССР. С 1962 года - главный инспектор Министерства обороны СССР - заместитель Министра обороны СССР. За заслуги перед Родиной в развитии и укреплении Вооружённых Сил СССР 21.02.1978 года награждён второй медалью «Золотая Звезда». С декабря 1983 года - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Автор мемуаров.

Кирилл Семёнович Москаленко скончался 17 июня 1985 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Память

  • Его именем было названо Полтавское военное училище связи.
  • Почётный гражданин города Тирасполь.

Награды

  • Герой Советского Союза (медаль «Золотая звезда» № 2002, указ от 23.10.1943)
  • Дважды Герой Советского Союза (медаль «Золотая звезда» № 105, указ от 21.02.1978)
  • 7 орденов Ленина (22.07.1941, 23.10.1943, 6.11.1945, 7.03.1962, 10.05.1972, 21.02.1978, 10.05.1982)
  • орден Октябрьской Революции (22.02.1968)
  • 5 орденов Красного Знамени (7.04.1940, 27.08.1943, 3.11.1944, 15.11.1950, 28.01.1954)
  • 2 ордена Суворова 1-й степени (28.01.1943, 23.05.1943)
  • 2 ордена Кутузова 1-й степени (29.05.1944, 25.08.1944)
  • орден Богдана Хмельницкого 1-й степени (10.01.1944)
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (6.04.1985)
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975)
  • 15 медалей СССР
  • Герой Чехословацкой Социалистической Республики (5.10.1969)
  • 28 орденов и медалей других государств

Воинские звания

  • Полковник (16.08.1938)
  • Комбриг (апрель 1940)
  • Генерал-майор артиллерии (6.06.1940)
  • Генерал-лейтенант (19.01.1943)
  • Генерал-полковник (19.09.1943)
  • Генерал армии (3.08.1953)
  • Маршал Советского Союза (11.03.1955)

Биография Кирилла Серебренникова

Кирилл Серебренников родился в семье интеллигентов. Режиссерский дар, как он сам считает, достался ему от деда по линии матери. Тот был выпускником ВГИКа, где учился у Эйзенштейна и Довженко, а позднее участвовал в основании студии «Молдова-фильм». Его отец, Семен Михайлович, известный в Ростове уролог, доцент кафедры урологии Ростовского мединститута, а мама, Ирина Александровна Литвин, преподавательница русского языка и литературы. Свой первый спектакль будущий эпатажный режиссер поставил еще в школе. Это была история о легендарном экономисте Фридрихе Энгельсе, но уже тогда, следуя своему нетипичному видению театра, Серебренников нашел оригинальное решение: главной героиней стала безрукая лионская ткачиха. Также, будучи школьником, он обращался к творчеству Евгения Шварца, поставив «Тень». В 1987 году юноша вознамерился поступать на режиссерскую специальность, но друг семьи Анатолий Васильев, у которого и хотел учиться Кирилл, отговорил его, мотивировав это тем, что ему еще не хватает жизненного опыта, и порекомендовав сначала поучиться где-нибудь еще. Так Серебренников оказался на физическом факультете Ростовского государственного университета, откуда выпустился с красным дипломом. Все пять лет учебы он посвятил созданию студенческого театра и постановкам, лишний раз доказав самому себе, что именно режиссерская профессия ему наиболее интересна. Пять лет Серебренников посвятил ростовской сцене, ставил в театре «Ангажемент» и в Ростовском драматическом театре. Критики и зрители в большинстве не понимали новаторских находок молодого реформатора, и он принял решение перебраться в Москву. Некоторое время он работал на ТВ в проекте «Темные аллеи», который создал вместе с Аллой Демидовой для канала «Культура», на ТВ-3 в передаче «Другое кино» и на СТС в качестве ведущего ток-шоу «Детали». Первой театральной постановкой в столице стала пьеса Василия Сигарева «Пластилин». Успех пришел к спектаклю не сразу, но на сегодняшний день она считается прорывной для современного российского театра. Затем Олег Табаков пригласил молодого режиссера работать к себе, и тот в период с 2002-го по 2013-й поставил на сцене МХАТа одиннадцать спектаклей. В 2012 году Серебренников возглавил театр «Гоголь-центр, который сам создал на базе расформированного Московского драматического театра имени Н.В.Гоголя, где под его руководством было поставлено девять спектаклей. В багаже Кирилла Серебренникова на настоящий момент несколько престижных театральных премий. В 2008 году он набрал курс студентов, которые, выпустившись, стали играть в труппе «Седьмой студии» и в постановках «Гоголь-центра». Кирилл Семенович попробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв более десятка картин. В августе 2017 года Кирилла Серебренникова задержали по подозрению в хищении бюджетных средств, выделенных на его проект. В данный момент он находится под домашним арестом, поскольку его вина не доказана, и продолжает заниматься искусством, проводя репетиции и руководя съемками дистанционно.

Личная жизнь Кирилла Серебренникова

О личной жизни Кирилл Серебренников умалчивает. Известно, что он женат на дочери московского театрального режиссера. Его жена занимается искусствоведением, и ее мнение имеет огромное значение для Кирилла. Детей у пары пока нет.

Советский военачальник, Маршал Советского Союза (1955), дважды Герой Советского Союза (1943, 1978).

Родился в крестьянской семье, в селе Гришино Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне Красноармейский район Донецкой области Украины). Рано потеряв отца, с 9 лет начал трудиться, помогая матери обеспечивать большую семью. Одновременно учился: окончил сначала 4-классную школу и министерское училище в своем селе, а затем 2 курса агрономического училища. В Красную Армию вступил в 1920 году. Во время Гражданской войны и интервенции сражался рядовым в составе 6-й кавалерийской дивизии на Украине и в Крыму. В 1920-1922 годах учился в Харьковской объединенной Военной школе красных командиров. По окончании ее направлен в 6-ю Чонгарскую кавалерийскую дивизию 1-й Конной армии, где прослужил 11 лет. Командовал взводом, батареей, дивизионом, последние два года возглавлял штаб конно-кавалерийского полка.

В 1924-1928 годах учился на курсах усовершенствования комсостава РККА. После их успешного окончания занимал штабные и командные должности в Белорусском военном округе, в 1932-1936 годах служил на Дальнем Востоке, с 1934 года - командир артиллерийского полка. Затем был направлен в Киевский военный округ на должность начальника артиллерии 133-й механизированной бригады. В 1938-1939 годах учился на курсах усовершенствования высшего комсостава при Артиллерийской академии им. Ф. Э. Дзержинского. В 1939 году стал начальником артиллерии 51-й Перекопской стрелковой дивизии, участвовал в советско-финской войне, награжден орденом Красного Знамени.

В августе 1940 года К. С. Москаленко было присвоено звание генералмайор. С мая 1941 года командовал 1-й моторизованной противотанковой артиллерийской бригадой, в этой должности встретил войну. Бригада успешно сражалась на луцком направлении, под Войницей. С августа 1941 года командовал 15-м стрелковым и 6-м кавалерийскими корпусами, конномеханизарованной группой на Юго-Западном фронте, занимал должность заместителя командующего 6-й армией. С марта 1942 года К. С. Москаленко командующий 38-й армией, с июля - 1-й танковой, с августа - 1-й гвардейской, с октября - 40-й и с октября 1943 года - опять 38-й армией.

Руководил частями Красной Армии в боях на Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, Воронежском, 1-ми 4-м Украинских фронтах. Впечатляет список сражений Великой Отечественной, в успех которых войска под командованием К. С. Москаленко внесли заметный вклад: они сражались под Владимир-Волынским, Ровно, НовгородВолынским, Киевом, Черниговом, в Сталинградской и Курской битвах, в Острогорско-Россошанской, Воронежско-Касторнецкой, Киевской, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, ЛьвовскоСандомирской, Карпатско-Дуклинской, Западно-Карпатской, Моравско-Остравской и Пражской операциях.

К. С. Москаленко обладал незаурядными полководческими способностями: искусством быстро и правильно оценивать обстановку, предвидеть ход военных действий и умело руководить войсками. Так, смелое сосредоточение свыше 300 орудий на 1 км фронта в районе участка прорыва, решительный маневр силами и средствами в ходе боевых действий, твердое и непрерывное управление войсками обеспечили блестящий успех 38-й армии в Киевской операции, логическим завершением которой стало освобождение столицы Украины. После войны продолжал командовать 38-й армией, с 1948 года возглавлял войска Московского района ПВО (переименованного в округ ПВО), с 1953 года - командующий войсками Московского военного округа. Один из участников ареста Л. Берия в июне 1953 года. В 1960-1962 годах - главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения, с 1962 года - главный инспектор Министерства обороны СССР - заместитель министра обороны СССР. С 1983 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.


Кири́лл Семёнович Москале́нко (28 апреля 1902 года , село Гришино , Екатеринославская губерния , Российская империя - 17 июня 1985 года , Москва , СССР) - советский военачальник, дважды Герой Советского Союза , Маршал Советского Союза . Член ЦК КПСС (1956-1985). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 2-11 созывов (1946-1985) от РСФСР (11-й созыв) .

Биография

Кирилл Семёнович Москаленко родился 11 мая (по старому стилю 28 апреля) 1902 года в селе Гришино Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (ныне в составе Покровского района Донецкой области Украины). Украинец . Из крестьянской семьи.

Окончил четырёхклассную начальную сельскую школу, два класса училища министерства образования («министерское училище»). С по 1919 годы учился в сельскохозяйственном училище на станции Яма под Бахмутом , где, как вспоминал сам позже, в одно время с ним учился поэт В. Н. Сосюра . Вынужден был прервать учёбу из-за начавшейся Гражданской войны .

Вернулся в родное село, работал в сельском ревкоме. При захвате территории губернии войсками Добровольческой армии генерала А. И. Деникина из-за угрозы казни скрывался. После занятия села войсками Красной Армии в августе 1920 года вступил в её ряды .

Участие в Гражданской войне и первые мирные годы

Окончил артиллерийское отделение Харьковской объединенной школы червоных старшин (1922), курсы усовершенствования командного состава артиллерии РККА в Ленинграде (1928), факультет усовершенствования высшего командного состава Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского (1939) . В период учёбы в Харькове в составе школы участвовал в боях с бандами на Дону и в Донбассе .

1920-1930-е годы

Великая Отечественная война

В октябре 1942 года был назначен командующим 40-й армией , командуя которой в 1943 году участвовал в Острогожско-Россошанской операции , первом освобождении Харькова , Курской битве , форсировании Днепра .

Кирилл Семёнович Москаленко скончался 17 июня 1985 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

Кирилл Семёнович Москаленко, впоследствии Маршал Советского Союза, был участником гражданской войны. Артиллерист по основной профессии, он окончил 3 военных учебных заведения. Великую Отечественную войну начал командиром артиллерийской бригады противотанковой обороны, затем командовал корпусами (стрелковым и кавалерийским), конно-механизированной группой, общевойсковыми и танковыми армиями. С самого начала войны на фронте, в боях за Украину, Дон и Нижнюю Волгу он приобрёл богатый опыт и заметно вырос как полководец. Это положительно сказалось на наступательных боях.

Дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Василевский А.М. Дело всей жизни.Издание второе, дополненное. - М: Издательство Политической литературы, 1975. С.306.

Память

Внешние изображения
.
в Москве
в Виннице
.
  • Его именем было названо Полтавское военное училище связи.
  • Почётный гражданин города Тирасполь .
  • Улица Маршала Москаленко в Покровске, Горловке , Виннице.
  • Бронзовый бюст в Покровске (Украина).

Награды

  • Герой Советского Союза (Медаль «Золотая Звезда» № 2002, указ от 23.10.1943);
  • дважды Герой Советского Союза (Медаль «Золотая Звезда» № 105, указ от 21.02.1978);
  • семь орденов Ленина (22.07.1941, 23.10.1943, 6.11.1945, 7.03.1962, 10.05.1972, 21.02.1978, 10.05.1982);
  • орден Октябрьской Революции (22.02.1968);
  • пять орденов Красного Знамени (7.04.1940, 27.08.1943, 3.11.1944, 15.11.1950, 28.01.1954);
  • два ордена Суворова 1-й степени (28.01.1943, 23.05.1943);
  • два ордена Кутузова 1-й степени (29.05.1944, 25.08.1944);
  • орден Богдана Хмельницкого 1-й степени (10.01.1944);
  • орден Отечественной войны 1-й степени (6.04.1985);
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975);
  • пятнадцать медалей СССР;
  • Герой Чехословацкой Социалистической Республики (3.10.1969);
  • двадцать восемь орденов и медалей других государств:
    • почётный Рыцарь-командор ордена Британской империи .

Воинские звания

  • Полковник (16.08.1938).
  • Комбриг (апрель 1940).
  • Генерал-майор артиллерии (6.06.1940).
  • Генерал-лейтенант (19.01.1943).
  • Генерал-полковник (19.09.1943).
  • Генерал армии (3.08.1953).
  • Маршал Советского Союза (11.03.1955).

Работы

  • К. С. Москаленко. На Юго-Западном направлении. - М.: Наука, 1969.
  • маршал К. С. Москаленко. Провал контрнаступления немецко-фашистских войск под Киевом в ноябре 1943 года // "Военно-исторический журнал", № 3, 1972. стр.61-69

Напишите отзыв о статье "Москаленко, Кирилл Семёнович"

Примечания

Литература

  • Линия адаптивной радиосвязи - Объектовая противовоздушная оборона / [под общ. ред. Н. В. Огаркова ]. - М . : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1978. - 686 с. - (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976-1980, т. 5).
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .
  • / под ред. М. М. Козлова . - М .: Советская энциклопедия , 1985. - 832 с. - 500 000 экз.
  • Маршалы Советского Союза: личные дела рассказывают. М., 1996.
  • маршал А. М. Василевский. Более полувека в строю (к 70-летию маршала Советского Союза К. С. Москаленко) // "Военно-исторический журнал", № 5, 1972. стр.44-48

Источники

. Сайт «Герои Страны ».

  • [ивановская-волость.рф/biblioteka/moskalenko/ Москаленко К. С. На Юго-Западном направлении. Воспоминания командарма. Книга I. - М.: Наука, 1969].

Отрывок, характеризующий Москаленко, Кирилл Семёнович

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.

Похожие публикации