Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Фарфоровыми и пластмассовыми коронками. Конспект НОД «Знакомство со столовой посудой

Фарфоровые и пластмассовые коронки применяются для восстанов- ления цвета и анатомической формы передних зубов и премоляров. Вос- становить природный цвет зуба стало возможным в результате развития технологии искусственных фарфоровых коронок.

Хрупкость и другие физические свойства фарфора и пластмассы об- уславливают необходимость сошлифовывания значительного слоя твердых тканей зуба. По этой причине данные коронки могут быть применены для восстановления зубов с сохранившейся пульпой только у пациентов, дос- тигших 35-летнего возраста. У молодых людей широкая полость зуба и тонкие стенки не позволяют протезировать этими коронками. Резко сужз-


Отся показания к фарфоровым и пластмассовым коронкам при глубоком перекрытии и глубоком прикусе, отвесном положении передних зубов.

Препарирование зубов под фарфоровые коронки осуществляется по- сле анестезии с помощью турбинных бормашин. Известны два способа препарирования зубов - с уступом и без уступа. Выбор способа зависит от конкретной клинической картины, степени разрушения зуба и локализации дефекта, высоты коронки и ее формы.

Препарирование начинают с сепарации контактных поверхностей с помощью диска или тонкой игольчатой алмазной головки. После операции в пришеечной области контактных поверхностей должен образовываться уступ.

После этого сошлифовывают режущий край или жевательную поверх- ность на 1,5 - 2,0 мм. Затем снимают слой эмали и дентина со щечной или небной (язычной) стороны на 0,5 - 1,0 мм так, чтобы на уровне десневого края образовался уступ. Его соединяют с уступом на контактных поверх- ностях. Таким образом, создается опорная площадка по окружности шей- ки зуба.

Для лучшей ориентировки по толщине снимаемого слоя ткани полезно вначале нанести сепарационным диском с ограничителем бороздку, глубина которой равна толщине снимаемых тканей. Препарирование ведется с сохранением общей формы зуба. Местоположение уступа зависит от строения и состояния краевого пародонта, которые обусловлены возрастом пациента. У молодых пациентов имеется мелкий десневой желобок. У взрослых пациентов часто обнаруживается десневой карман.

С вестибулярной стороны в целях эстетики желательно уступ по- гружать под десну. На небной и язычной поверхностях уступ можно рас- полагать на уровне десны. Ширина уступа должна обеспечивать прочность фарфоровой коронки и варьируется от 0,6 до 1,5 мм. Форма уступа может быть различной (рис.49).

а б в г д е

Рис. 49. Способы подготовки придесневой части зуба под фарфоровую коронку: а - с прямым уступом; б - без уступа; в - уступ с выемкой; г - прямой уступ со скошенным краем; д - уступ с вершиной; е - уступ скошенный.


Сначала уступ создают при помощи цилиндрических или конусо- видных алмазных головок на уровне десны. С помощью твердосплавного торцевого бора с применением малооборотных бормашин уступ погру- жают ниже свободного края десны, исключая повреждение десны и зубо- десневого соединения.


В результате препарирования культя зуба имеет конусовидную фор- му (рис.50). Препарирование под пластмассовую коронку проводится по описанной методике.

Рис. 50. Центральный верхний резец, препарированный под фарфоровую коронку.

Для изготовления фарфоровой или пластмассовой коронок снимают двойной рабочий оттиск и вспомогательный с противоположной челюсти. Технология фарфоровой коронки следующая:

2) изготовление платинового колпачка;

3) нанесение на колпачок основного слоя фарфоровой массы;

4) нанесение дентинной и эмалевой массы и обжиг;

5) припасовка коронок на модели после обжига и проверка их в клинике;

6) извлечение платиновой фольги из коронок. Нанесение красителей, глазурование;

7) проверка коронки в клинике и ее фиксация цементом. Технология пластмассовой коронки следующая:

1) получение модели;

2) моделирование из воска коронки;

3) гипсовка в кювету модели, включающей отмоделированный зуб вместе с соседними;

4) замена воска на пластмассу;

5) отделка, полировка коронки;

6) фиксация коронки цементом на культе.

Протезирование металлокерамическими и металлопластмассовыми коронками

Металлокерамические коронки представляют собой протез, состоя- щий из литого металлического каркаса и керамического облицовочного слоя. В последнее время для облицовочного слоя были разработаны спе-


циальные пластмассы (синма-М, изозит). Поэтому искусственные коронки Получили название металлопластмассовых. Новые пластмассовые обли- цовочные материалы по своим эстетическим качествам приближаются к фарфору. В отличие от фарфора они обладают большей вязкостью и мень- шей хрупкостью.

Металлокерамические и металлопластмассовые коронки применяют- ся по тем же показаниям, что и фарфоровые. Кроме того, они использу- ются как опора мостовидных протезов и при глубоком резцовом пере- крытии.

Положительные отдаленные результаты протезирования этими ко- ронками зависят от свойств и технических характеристик двух основных материалов: металлического сплава и фарфоровой массы. Требования, предъявляемые к сплаву следующие: общемедицинские - не быть токсич- ным, не вызывать аллергических реакций, не оказывать раздражающего действия на слизистую оболочку полости рта, не подвергаться коррозии в полости рта; специальные требования - обладать высокими физико-меха- ническими свойствами, коэффициент термического расширения сплава не должен отличаться от такового фарфоровой массы, хорошо соединяться с фарфоровой массой.

Фарфоровая масса, отвечая общемедицинским требованиям, должна хорошо соединяться с металлом, иметь хорошие эстетические качества, быть прочной.

В России применяется фарфоровая масса МК в сочетании со сплавом КХС, "Радуга-Россия". Используются также импортные сплавы (Ultratec, Viron, Degudent) и фарфоровые массы (Vita, Vivodent).

Связь металла и фарфора осуществляется за счет сил Ван дер Ваальса (силы взаимодействия молекулярных электрических диполей), механичес- кого сцепления, обусловленного геометрией поверхности, сил сжатия, воз- никающих при спекании фарфора с металлом, химической связи оксидов керамики и металла.

Препарирование передних зубов под металлокерамические коронки не отличается от описанной ранее методики препарирования под фарфо- ровые коронки. При протезировании премоляров и моляров металлокера- мическими коронками препарирование язычной и небной поверхностей осуществляется только для размещения металлического колпачка.

Технология металлокерамических коронок состоит из следующих этапов:

1) изготовление разборной модели;

3) после проверки каркаса в клинике и его обработки следуют об- жиги различных слоев (основного или грунтового, дентинного и прозрач- ного) керамической массы.


Технология металлопластмассовой коронки следующая:

1) изготовление разборной модели;

2) моделирование и литье металлического каркаса;

3) после проверки каркаса проводится послойная полимеризация пластмассы в специальном аппарате.

Протезирование полными металлическими коронками

Полные штампованные металлические коронки применяются для восстановления анатомической формы боковых зубов. Этот вид коронок вследствие своей технологии (штамповки) обладает целым рядом недо- статков по сравнению с литыми коронками. Самым существенным недо- статком является неточное прилегание коронок к шейке зуба. Кроме того они увеличивают диаметр шейки зуба, нарушая соотношение элементов краевого пародонта. Металлические штампованные коронки имеют тон- кие стенки и не могут применяться при значительном разрушении коронки зуба. Зная недостатки штампованных коронок предпочтение следует от- давать полным металлическим литым коронкам.

Препарирование под полную металлическую штампованную коронку можно начинать с сепарации контактных поверхностей коронки металли- ческим диском. При этом достигается параллельность контактных поверх- ностей зуба. С жевательной поверхности снимают слой ткани, равный тол- щине коронки (0,25 - 0,3 мм). Сошлифовывая жевательную поверхность, следует сохранить анатомическую форму зуба. Степень разобщения пре- парированного зуба с антагонистами, проверяют при помощи копироваль- ной бумаги или полоски разогретого воска. Препарирование заканчивают сошлифовыванием экватора щечной и небной (язычной) поверхности зу- ба. Острые углы между щечной и контактной поверхностями сглаживают. Особое внимание обращают на сошлифовывание придесневого валика, который может затруднять наложение коронки.

В результате препарирования зуб принимает такую форму, при кото- рой диаметр коронки становится равным диаметру шейки зуба при парал- лельности поверхностей. Это обеспечивает наложение искусственной ко- ронки и плотное прилегание ее к шейке зуба.

После препарирования снимают оттиски с обоих зубных рядов. Для повышения точности искусственной коронки рабочий оттиск может быть получен по методике двойного оттиска. Технология полной металлической коронки описана в руководствах по зубопротезной технике.

После изготовления коронки ее проверяют в полости рта. Если она соответствует требованиям, предъявляемым к искусственным коронкам, ее шлифуют и полируют, а затем фиксируют цементом.


Полукоронки (трехчетвертные коронки)

Для фиксации мостовидных протезов могут применяться полукорон- ки, которые представляют собой несъемный протез, покрывающий кон- тактные и небную (язычную) поверхности зуба. Применение для фиксации мостовидных протезов полукоронок преследует эстетическую цель. Они оставляют свободной щечную и губную поверхности зуба.

Коронки такой конструкции, применяемые на премолярах, называются трехчетвертными. Они покрывают контактные, жевательную и небную (язычную) поверхности зуба. Объединенные вместе полукоронки при- меняются как шинирующий протез при генерализованных пародонтитах. Для применения полукоронок, нужны определенные условия, а имено: 1) высокие клинические коронки с хорошо выраженным зубным бугорком;

2)
достаточная площадь контактных поверхностей опорных зубов; 3) устой- чивость зубов к кариесу.

Рис. 51. Подготовка зуба под полукоронку: а,б,в - подготовка пазов и готовая полу- коронка; г,д,е - подготовка зуба под полу коронку со штифтом и готовая коронка на зубе.

Препарирование зубов под полукоронки начинают с сепарации кон- тактных поверхностей, которые должны быть параллельными. Небная или язычная поверхность от зубного бугорка до десневого края должна быть отвесной. Поэтому цилиндрической головкой удаляется в этой зоне эква- тор зуба. Окклюзионная поверхность сошлифовывается на толщину ме- талла (0,2-0,4 мм). Зубные бугорки должны сохранить свою форму. Режу- щий край сошлифовывается скошенным в оральную сторону. На контакт- ных поверхностях фиссурным бором создаются параллельные пазы. На клыках эти пазы соединяются на небной (язычной) поверхности попе- речным пазом. Если зубной бугорок хорошо выражен на нем можно про- сверлить канал глубиной 0,3 мм для улучшения фиксации полукоронки (рис.51).

После препарирования зуба снимают двойной оттиск, и отливка полукоронки осуществляется на огнеупорной модели вместе с каркасом мостовидного протеза.


Телескопические и экваторные коронки

Для фиксации съемных протезов различной конструкции применяются телескопические коронки, которые представляют собой систему двойных коронок - наружной и внутренней (рис.52). Внутренняя коронка имеет цилиндрическую форму и фиксирована на зубе. Наружная коронка покрывающая ее, соединена со съемным протезом и имеет анатомическую форму. Телескопические коронки могут быть литыми и штампованными. Особенностью препарирования является сошлифовывание слоя твердых тканей зуба с учетом толщины двух коронок.


Рис. 52. Телескопические коронки: а - зуб препарирован под коронку; б - внутренняя коронка; г - наружная коронка.

Экваторные коронки применяются для фиксации мостовидных проте- зов и шинировании зубов при генерализованном пародонтите. Они покры- вают зубы до экватора. Препарирование проводится со всех поверхнос- тей зуба на толщину коронки до экватора.

Протезирование при полном отсутствии коронки зуба

Различная по своему происхождению патология (кариес, повышенная стираемость тканей зубов, травма) часто приводят к полному разрушению коронковой части зуба с сохранением его корня. Ортопедическое лечение зубов с разрушенными коронками позволяет восстановить непрерывность зубных рядов, возратить им утраченное единство и одновременно до кон- ца использовать сохранившийся пародонт. Корень может быть использо- ван и в качестве опоры мостовидного протеза и для фиксации съемных протезов.

Восстановление коронки зуба при ее отсутствии осуществляется с помощью штифтового зуба. Предложено большое количество конструкций этих протезов, но обязательными частями их являются штифт, входящий в корневой канат и искусственная коронка (рис.53). Показанием к протези- рованию штифтовыми зубами является отсутствие коронки зуба, если ко- рень, служащий опорой, отвечает следующим требованиям:


А б в

Рис. 53. Штифтовые зубы: а - схема штифтового зуба Ричмонда; б - с вкладкой; в -

из пластмассы.

1) канал корня должен быть хорошо проходимым на протяжении, равном длине штифта;

2) околоверхушечная часть корневого канала должна быть хорошо запломбирована и верхушечный пародонт лишен признаков хронического воспаления (гранулема, кистогранулема, киста).

При наличии околоверхушечных изменений, если они не носят об- ширного характера, отсутствии свищей и хорошем пломбировании вер- хушки корня допустимо протезирование штифтовым зубом. При значи- тельном поражении пародонта верхушки корня протезирование штифто- вым зубом может быть осуществлено после резекции верхушки корня, если остается достаточная длина корня;

3) корень должен иметь длину большую, чем высота будущей ко- ронки;

4) стенки корня должны иметь достаточную толщину, чтобы проти- востоять жевательному давлению, передаваемому через штифт, а высту- пающая часть - твердой, не пораженной кариесом;

5) культя корня должна быть открытой. Если она прикрыта десной,

то производят гингивэктомию;

6) корень должен быть устойчивым. Учитывая анатомию корней, следует сказать, что самыми пригодными для протезирования штифтовы- ми конструкциями являются клыки, верхние центральные и боковые резцы. Однако в практике используются небный корень верхних премоляров и Дистальный корень нижних моляров. Перед протезированием проводится Рентгенологическое обследование.

В настоящее время используются две конструкции штифтовых зубов:" ") штифтовый зуб с наружным кольцом и 2) культевые коронки.


Штифтовым зуб с наружным кольцом (зуб Ричмонда)

Штифтовый зуб с наружным кольцом был предложен Ричмондом, по- этому и носит его имя (рис.53а). Эта конструкция наиболее целесообразна при тонких стенках корня. Особенностью ее является наружный колпачок, покрывающий культю корня, спаянный со штифтом, расположенным 6 канале. В первоначальной конструкции этого зуба колпачок изготовляли паянным из золота. В настоящее время колпачок штампуют. Края его должны максимально заходить в десневой карман, а в переднем отделе особенно, чтобы скрыть полоску метала. Чтобы кольцо занимало как можно меньше места и не раздражало краевой пародонт, необходимо удалить остатки эмали, находящиеся под десневым краем. В крышке колпачка делают отверстие для штифта, который и осуществляет крепление штифтового зуба.

Штифт должен быть прочным на изгиб, чтобы противостоять боко- вому давлению. Материалом для него могут служить золотые сплавы 750- й пробы, нержавеющая сталь, КХС. Крепление штифта в канале корня зависит от многих факторов: площади его поверхности, формы, угла схождения (конвергенция), величины зазора между штифтом и стенками канала, а также характером поверхности как самого штифта, так и стенок канала. Размеры штифта выбираются не произвольно, а в соответствии с диаметром корневого канала.

После припасовки колпачка и штифта в канале зуба врач снимает оттиск, по которому отливают модель. На модели штифт спаивают с колпачком. После этого штифт проверяют в полости рта, уточняют плот- ность прилегания стенок колпачка к поверхности корня и отношению кра- ев колпачка к десневому карману. Вновь снимают оттиск зубного ряда и оттиск с противоположной челюсти. Отливают модели, куда и переходит штифт с колпачком. Коронку описываемого штифтового зуба делают ком- бинированной: с губной стороны располагается облицовка из фарфора или пластмассы, с небной - металлическое крепление. В зависимости от того, какой материал выбран для облицовки, будут изменяться и техни- ческие приемы изготовления этого зуба, но в том и в другом случаях моде- лируют ложе для фасетки, которое отливают из металла и спаивают с кол- пачком. После этого в ложе укрепляют облицовку из фарфора или пласт- массы.

Готовый штифтовый зуб проверяют в полости рта. При этом вновь обращают внимание на положение краев колпачка по отношению к дес- невому карману, анатомическую форму зуба, цвет облицовки, отношение зуба к соседним зубам и антагонистам. На последнее обстоятельство "следует обратить особое внимание, так как даже незначительное увели- чение межальвеолярной высоты будет расшатывать штифтовый зуб, осо- бенно при движениях челюсти.


Заключительным этапом протезирования является укрепление зуба. Для этой цели высушивают канал корня, культю его, штифт с колпачком и скрепляют его цементом. В канал корня вводят немного цемента, а ос- тальную часть его используют для обмазки штифта. Штифт вводят в ка- нал.

Преимуществом зуба Ричмонда является наличие колпачка, усили- вающего его фиксацию и укрепляющего корень зуба. Он также защищает цемент в канале корня от действия слюны. Проникновение слюны в канал корня ведет к рассасыванию цемента, ослаблению фиксации штифта и разрушению корня. Однако, наличие кольца сопровождается рядом отри- цательных явлений. Чтобы кольцо не было видно, впереди его приходится глубоко продвигать в десневой карман, что приводит к повреждению кра- евого пародонта.

Протезирование культевыми коронками

При значительном разрушении или полном отсутствии коронки ана- томическую форму зуба можно восстановить искусственной культей со штифтом, а затем покрыть ее коронкой (рис.54).


Коронки на искусственной культе имеют преимущество перед другими конструкциями штифтовых зубов. Они следующие: 1) искусственную ко- ронку, покрывающую культю при необходимости (изменение цвета, де- фекты коронок) легко снять и заменить: 2) возможно использование корней, поверхность которых часто закрыта десной без предварительной гин- гивотомии; 3) при удалении рядом стоящего зуба наружную коронку можно снять, а культю вновь использовать, но уже для опоры мостовидного

Рис. 54. Различные способы подготовки корня под культевую коронку.

протеза; 4) облегчается протезирование мостовидными протезами с опорой на корни зубов, так как культями компенсируется непараллельность корневых каналов.

Подготовка корня зависит от степени разрушения коронки зуба. При сохранении части естественной коронки зуба возможны два варианта


подготовки корня. Первый - предусматривает полное сошлифовывание разрушенной коронки; второй - более щадящий, рассчитан на сохранении прочных стенок разрушенной коронки. При этом хрупкие, истонченные и размягченные стенки коронки зуба сошлифовываются до прочных струк- тур. Подготовка канала для штифта значительно облегчается, если запломбирована только верхушечная треть корневого корня. Когда же канал корня пломбирован на всем протяжении, то его осторожно вскрывают шаро- видными борами небольшого диаметра. Диаметр бора подбирают с таким расчетом, чтобы убрать только пломбировочный материал, стараясь не изменить диаметр корневого канал. Затем стенки корневого канала рас- ширяют цилиндрическими фиссурными и алмазными борами или буравами до нужного диаметра.

Расширение канала проводят с учетом анатомического строения кор- ня и толщины его стенок. Для исключения вращения штифта устье канала следует формировать овальной формы. У передних зубов нужно избегать истончения губной стенки в придесневой трети корня, а у нижних - наобо- рот язычной, находящихся под значительным давлением при смыкании зубов.

Чем толще и длиннее штифт, тем больше площадь его поверхности, а следовательно, и больше сцепление между штифтом и корнем, осуще- ствляемое посредством цемента. Размеры штифта выбираются не произ- вольно, а в соответствии с диаметром корневого канала. Последний мож- но было бы расширить, но и здесь имеется преграда в виде опасности истончить стенку корня. Толщина ее в 1,5 мм является тем пределом, за который переступать не следует, так как появляется опасность расколоть корень. Исключение допустимо для нижних резцов и вторых премоляров, у которых жевательное давление в силу их положения почти совпадает с продольной осью зуба.

Для увеличения толщины штифта и для предупреждения его вращения устье канала расширяют с учетом как формы самого канал, так и нап- равления сил, которые действуют на зуб во время центральной и других окклюзии. Для сплюснутых корней устье можно расширить в вестибу- лярном направлении с образованием дополнительной полости в устье кана- ла, но глубиной не больше 2 мм.

Угол схождения (конвергенция) также имеет значение для устойчи- вости штифта. Лучшими свойствами в этом отношении обладают цилин- дрические штифты, но для этого канал следует калибровать специальным инструментом и соответственно этому применять стандартные штифты- Несмотря на удобство только что описанной формы, конические штифты продолжают широко применяться, поскольку они соответствуют форме корневых каналов и легко в него вводятся. Большое значение для фикса- ции штифтов имеет качество цемента. Чтобы противостоять боковому


давлению, толщина штифта не должна быть менее 1,0 - 1,2 мм, а у входа в канал - 2 мм. Он будет достаточно устойчивым, если его длина равна длине коронки или несколько больше ее. Для предупреждения вращения зуба штифт лучше делать овальной или трехгранной формы, постепенно суживающимся по направлению к апикальному отверстию. Штифт лучше фиксируется, если на нем имеются насечки. Конец штифта должен вы- ступать над уровнем колпачка на 5 - 6 мм.

После препарирования корня приступают к изготовлению искусст- венной культи со штифтом. При изготовлении литой металлической культи со штифтом наибольшее распространение получил прямой способ. Он за- ключается в следующем: подготовленный под культю корень изолируется ватным тампоном от слюны. Полость для штифта освобождается от опи- лок струей воздуха, затем стенки ее увлажняются отжатой ватной турун- дой. Палочке моделировочного воска, разогретой до пластического состо- яния, придают конусовидную форму и прижимают к поверхности корня с таким расчетом, чтобы воск заполнил подготовленный канал корня и дал хороший отпечаток его поверхности. Сквозь воск, покрывающий повер- хность корня, в канал вводят заранее припасованный металлический штифт диаметром 1,0 - 1,5 мм из упругой стальной проволоки, разогретой над пламенем спиртовки до температуры плавления воска.

Затем моделируют искусственную культю, форма которой зависит от будущей коронки. За свободный конец штифта извлекают восковую ре- продукцию культи и отливают ее из металла (хромоникелевая сталь, хро- мокобальтовый сплав, сплавы золота, серебряно-палладиевые сплавы).

Полученная культя со штифтом припасовывается и фиксируется в корневом канале цементом. В последующем снимаются оттиски и изго- тавливаются искусственная коронка.

Другая методика изготовления литой искусственной культи со штиф- том предусматривает получение оттиска с поверхности корня и корневого канала. Для этого получают двойной оттиск. Снимают предварительный оттиск, в канал корня из шприца нагнетается силиконовый оттискной ма- териал низкой вязкости и вводят в него пластмассовый штифт. Затем снимают окончательный оттиск, по которому отливается огнеупорная мо- дель. На модели из воска готовят искусственную культю, а затем ее отлива- ют из металла.

Протезирование штифтовым зубом из пластмассы с надкорневой защитной пластинкой и без нее

Такие конструкции штифтовых зубов получили распространение бла- годаря простоте изготовления коронковой части его из пластмассы. Ко- Рень подготавливают как обычно. Расширяют канал и припасовывают


штифт. Затем из воска моделируют надкорневую защитную пластинку. Последняя не только делает более прочной конструкцию протеза, но ц уменьшает давление на штифт, разгружая тем самым канал корня. Штифт устанавливают так, чтобы наружный конец его выступал над защитной пластинкой. Эта часть штифта в дальнейшем служит креплением для плас- тмассового зуба. После отливки проверяют точность прилегания защитной пластинки к корню зуба. Затем снимают оттиски верхней и нижней челюс- тей, отливают модели и моделируют из воска зуб, заменяя в последующем воск пластмассовой. Чтобы пластмассовый зуб лучше удерживался, на штифте делают насечки. Этот способ не обеспечивает хорошего крепления пластмассы, поэтому можно поступить несколько иначе.

После отливки штифта и надкорневой защитной пластинки штифт припасовывают к корню. Снимают оттиски и отливают модели. Выбирают нужный пластмассовый зуб, припасовывают его к культе зуба и модели- руют из воска ложе для крепления пластмассовой облицовки. По воско- вой модели делают металлическую отливку и уже на ней создают восковую модель будущей пластмассовой облицовки. Такая конструкция коронковой части штифтового зуба обеспечивает надежное крепление и хороший эстетический результат.

При большой культе корня зуба ее можно сошлифовать так, чтобы она имела подобие крыши с двумя скатами - вестибулярным и оральным. При мощных корнях можно создать конусовидную бороздку, идущую в ме- диодистальном направлении. Такая форма культи позволяет распределить давление штифтового зуба так, чтобы усилие, падающее на зуб, умень- шалось за счет передачи напряжения на стенки. Этот способ менее удо- бен, так как клиновидная вкладка может расколоть корень, если она не будет дополнена кольцом.

Упрощенная конструкция штифтового пластмассового зуба состоит из стандартного штифта без надкорневой защитки. Протезирование в этом случае проводят следующим образом. Подбирают соответствующий штифт и вводят в канал так, чтобы конец его выступил из канала. Эта часть штифта служит креплением для пластмассового зуба. Снимают оттиски, отливают модели и на выступающей части штифта моделируют зуб из воска. Затем воск заменяют пластмассой и штифтовый зуб отделывают. Несмотря на подкупающую простоту изготовления, эта конструкция штифтового зуба не совсем удобна, так как крепление пластмассы ненадежно, а отсутствие изоляции корневого канала от слюны приводит к выпадению штифтового зуба и дальнейшему разрушению корня. Поэтому данная конструкция используется как временная. Такой протез можно изготовить непос- редственно в полости рта, подобрав подходящий фабричный пластмас- совый зуб из гарнитура для съемных конструкций.


КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Тема: Повторение по теме «Лексикология».

Класс: 5

Учитель русского языка и литературы: Жирадкова Елена Геннадиевна

Цели урока :

Общеобразовательная:

Повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология; работать по закреплению понятий: лексическое значение слова, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, фразеологические обороты, крылатые слова;

Правописание О,Ё после шипящих, чередование гласных в корне слова, приставок, оканчивающихся на З-, С-

Развивающая

Развивать творческие способности обучающихся, коммуникативную компетенцию, умение работать в группе.

Воспитательная

Воспитывать самостоятельность, умение сопереживать за товарища, формировать умение практически применять полученные знания, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: игровая

Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой.Часть1.-М.: «Просвещение»,2011.Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс под редакцией Л. М. Рыбченковой,Т.Н.Роговик.Часть 1. .-М.: «Просвещение»,2016 (Учебное пособие для общеобразовательных организаций.); Русский язык. Разноуровневые задания.5 класс/Сост.Л.Н.Федосеева.-3-е изд.-ВАКО,2016.-80с.-(Дидактические материалы).

. Оборудование: эпиграф; раздаточный материал; компьютер с проектором; карточки с фразеологическими оборотами; рисунки детей с изображением фразеологических оборотов.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твёрдые и мягкие, Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело Стоит за каждым словом. С. Баруздин

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Наш урок сегодня будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (ответы учащихся).

Начать урок мне бы хотелось стихотворением Вадима Ш е фнера «Устная речь»:

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.

Сегодня мы проведем необычный урок, а урок-игру-соревнование

Играют 3 команды (класс предварительно разделен);

Выберите себе название команд «Толкователи»,«Фразеологи», «Лексикологи» вытягивают таблички(названия соответствуют теме урока).

Избирают капитана, который в конце урока должен оценить работу каждого.

Учитель задает вопросы командам: тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.

За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

В конце все баллы подсчитываются.

Все учащиеся получают отметки (чья команда набрала больше баллов, получает «5», у кого меньше - «4»)

II. Целеполагание и мотивация. Постановка задач урока.

И первое, что мы с вами сделаем, заменив цифры буквами, назовите тему нашего урока

а - 1, б - 2, в - 3, г - 4, д - 5, е - 6, ё - 7, ж - 8, з - 9, и - 10, й - 11, к - 12, л - 13, м - 14, н - 15, о - 16, п - 17, р - 18, с - 19, т - 20, у - 21, ф - 22, х - 23, ц - 24, ч - 25, ш - 26, щ - 27, Ъ- 28, ы - 29, Ь - 30, э - 31, ю - 32, я - 33.

Составить слова из цифр: 17,16,3,20,16,18,6,15,10,6/20,6,14,29/13, 6, 12, 19, 10, 12, 16, 13,16, 4, 10, 33.

(слайд 1) Тема урока «Повторение темы «Лексикология»

А теперь поставьте цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока.

III. Повторение изученного материала. Игра «Знаете ли вы?» (слайд 2)

Задание 1. Мозговой штурм.

Как называется наука, изучающая словарный состав языка? (лексикология).

Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные или иноязычные).

Слова противоположные по значению(антонимы).

Слова сходные по звучанию и написанию, но имеющие свое лексическое значение(омонимы)

Словарный запас языка (лексика).

6.К какой группе слов относятся слова водяной и водный(паронимы)

Задание 2. Подумайте и скажите, как можно догадаться о том, какие слова бели задуманы. Придумайте предложения с этими словами и запишите их.

1)Она может быть глубокой, мелкой, фарфоровой, пластмассовой.

2)Они могут идти, стоять, спешить, отставать, бить.

3)Такими могут быть огурцы, грибы, селедка, море.

Задание 3. Заполните таблицу словами (слайд 3):

Расч..ска, крыж..вник, щ..голь, ш..колад, ш..мпол, ж..сткий, щ..лкать, ж..лудь, ш..рох, ш..л, бесш..вный, щ..тка, капюш..н.

Задание 3. Переведите данные слова на литературный язык (устно), (слайд 4):
Кореш, братан - друг, приятель.
Клёво - хорошо.

Домашка - домашняя работа.

Потрещать - поговорить

Слинять - сбежать.

Трындеть разговаривать.

Кемарить дремать (спать, отдыхать).

Задание 4. По лексическому значению определите слово:

Цвет лимона. ( Лимонный. )

Головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. (Кроссворд.)

Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить .)

Столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем. (Спор)

Задание 5.

Работа с учебником П.35,стр 122 Термины, которые нужно запомнить. Дайте определения данным понятиям.

Однозначные и многозначные слова, тематическая группа, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, крылатые слова.

Задание 6. Замените исконно русскими слова заимствования (устно), (слайд 5):

Монстр (чудовище)

Орнамент (узор)

презентация (представление)

космос (Вселенная)

диалог (беседа)

орфография (правописание)

Физкультминутка

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый. -

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Задание 7. Конкурс капитанов. «На загадку дай отгадку».

1.Ее можно как заварить. так и долго расхлебывать (кашу)

2.Его вешают, под ним что-то находится и за него водят. (Нос .)

3.Он гуляет в голове, бывает в кармане, его советуют искать в поле (Ветер .)

4.Он до Киева может довести, его можно прикусить, на нем что-то вертится, его можно подвесить. (Язык .)

5.По ней вилами пишут, из нее выходят сухими, в нее глядят (вода)

6.Их можно скалить, а также положить на полку(зубы)

Задание 8. Назовите фразеологизмы, изображенные на рисунках, объясните их значение

Лить крокодиловы слезы (лживые, наигранные)

Белая ворона (не такой, как все)

Скатертью дорожка (отправить в дальний путь)

Уши развесил (позволил себя обмануть)

Не в своей тарелке (чувствовать себя неловко)

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Носом к носу (близко столкнуться)

Класть зубы на полку (голодать)

Черт дернул за язык (сказать что-то не то)

Не разлей вода(дружно)

Задание 9.

Работа с учебником. П.35,стр 122.Задание1.Запишите пары слов по группам:

1)синонимы;2)антонимы; 3)слова, входящие в одну тематическую группу.

Мелкий-глубокий,деревянный-алюминиевый,съесть-слопать,кресло-стул,начало-конец,учитель-преподаватель,мама-бабушка,тут-здесь,тут-там.

Составьте словосочетания с этими словами, чтобы «прояснить» их значение.

Задание 2.

Ответьте на вопросы учебника.

Задание 10 . Конкурс «Актерское мастерство».

2 участника от команд по очереди с помощью жестов изображают то, что написано на карточке. Задания на карточках:

Водить за нос. Вешать лапшу на уши Прикусить язык

Обвести вокруг пальца Намылить шею. Кот наплакал.

Задание 11. Закрепление материала (слайды с 13 по15)

1.В каком ряду не все слова являются антонимами?

А)высоко-низко, далеко-близко, хорошо-плохо.

Б) идти-стоять, молчать-кричать, плакать-грустить.

В) худой-толстый, больной-здоровый, умный-глупый.

Г)день-ночь, первый-последний, лениться-трудиться.

2. Найдите предложение с фразеологическим оборотом.

А) Иван плохо работал на уроке.

Б) На уроке Иван работал спустя рукава.

В) Иван не выполнил задания.

Г) Иван весь урок бездельничал.

3. В каком предложении можно употребить фразеологизм «от корки до корки»?

А) Оля чувствует себя на катке хорошо.

Б) Ученик прочитал книгу до конца.

В) Смерть Кощея бессмертного находилась на конце иглы.

Г) Ира сильно покраснела.

4.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?

А)Соб..рай по ягодке - соб..решь кузовок.

Б)Наказала деткам зап..реться и никому дверей не отп..рать

В)Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.

Г)Зам..р от испуга,ум..рать от восторга.

5. Укажите раздел языкознания, изучающий лексику.

А) лексикология

Б) синтаксис

В) фонетика

Г) фразеология

Взаимопроверка.(слайд 21)

VI. Подведение итогов.

О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.

О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили?

Ребята, после нашего урока-игры, как вы думаете - для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи, для того, чтобы красиво и правильно говорить.

А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыл е нкова:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками.

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

VI. Выставление оценок.

Д./з п.35.термины,которые нужно запомнить;стр.123,задание2(тест),задание 3 составить фразеологизм, выбрав нужное слово.

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)
Задачи:
- Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по теме «Посуда».
- Закреплять знания о назначении посуды.
- Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту.
- Развивать монологическую речь, память, внимание.
- Воспитывать интерес к занятию.
Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:
Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке-
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке).А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда).
(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)
-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: посуда.
Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?
Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).
Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.
Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?
Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).
Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник
(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Очень важный, как начальник,
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки
(приседать, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни разобьются
(кружиться, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг)
Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?
Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.
Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?
Дети: Металлические.
Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.
Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?
Дети: Стаканы.
Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают).
Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды (выставить на доску картинки с изображением посуды). Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Вам подсказка – модель описания посуды

Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа): Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.
Итог занятия:
Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Уле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).

Марина Шурховецкая
Конспект НОД «Знакомство со столовой посудой»

Конспект НОД

«Знакомство со столовой посудой »

для детей дошкольного возраста с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями.

Программное содержание :

Цель : расширить знания детей о посуде .

Задачи :

- Познакомить со столовой посудой ; правильно называть посуду ; знать её содержание, назначение, из чего сделана посуда (фарфор, стекло, дерево) ; кто делает посуду (гончар) ; кто оформляет посуду (художник) .

Коррекционно-образовательные задачи :

Уточнить и закрепить знания детей о посуде , ее видах и назначении.

Учить отвечать на вопрос полным предложением, строя его в соответствии с порядком слов в вопросе.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление.

Вырабатывать самоконтроль за реализацией произносительных навыков.

Воспитывать бережное отношение к посуде , уважение к труду людей изготавливающих её.

Дети, вспомните, с какой посудой вы знакомились ?

С чайной.

Почему же посуду называют чайной ?

Потому, что из неё пьют чай.

Какую чайную посуду вы знаете ?

Кружка, блюдце, сахарница и т. д.

Сегодня мы познакомимся с посудой , которая подается для обеда и ужина. Посмотрите, какая красивая посуда стоит на столе .

Даю возможность детям рассмотреть её.

Дети, посуда бывает разной , тарелка может быть глубокой, мелкой, десертной, салатник, хлебница и т. д. Она может быть изготовлена из разного материала : фаянс, фарфор, стекло, пластик, дерево.

Показываю глубокую тарелку :

Что это? – Тарелка. - Это глубокая тарелка или мелкая?

Что едят из глубокой тарелки? (суп, борщ) .

Из чего сделана тарелка? (фарфор) .

Даю возможность потрогать тарелку.

Кто делает тарелки? (гончар) .

Посмотрите, как она красиво оформлена.

Кто делает узоры на посуде ? (художник) .

Чем оформлена эта тарелка? (каймой) .

Какого цвета кайма? (золотая) .

Показываю другую тарелку, которая оформлена цветами.

Художники их оформили по разному.

Показываю мелкую тарелку, десертную. Объясняю, что в мелкой тарелке подают второе блюдо, а в десертной фрукты и ягоды. Так же обращаю внимание детей на оформление этих тарелок.

Показываю салатник из стекла :

Что это? (салатница) .

Что подают в салатнице? (салат) .

Из чего сделана эта салатница? (из стекла) .

А как вы узнали что из стекла? (стекло прозрачное) .

Показываю деревянную хлебницу :

Дети, а кто знает что это? (хлебница) .

В ней хранят хлеб.

Из какого материала она изготовлена? (дерево) .

Обратить внимание детей на оформление хлебницы, на ней нанесены узоры особым способом : художник её расписал кистью.

Рассматриваем с детьми ложки и вилки, которые сделаны из металла, выясняю, для чего они нужны.

Обращаю внимание детей на разнообразие посуды , на материалы из которых они изготовлены.

Дидактическая игра : «Найди пару» .

Просмотр мультфильма : «Федорино горе»

Дети, мы сегодня с вами познакомились с разной посудой , узнали для чего она нужна, кто над ней потрудился. Эти мастера с любовью делали своё дело. Так давай уважать их труд. Будем бережно относиться к посуде , сделанной руками человека.

Похожие публикации