Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Евангельскую притчу о зарытых талантах. Байка «Притча о таланте, зарытом в землю

Иная притча следует за притчей о десяти девах, которая также призывает нас быть бдительными в нашем служении Господу. Вся 25 глава посвящена этой важной теме. Третья притча – это притча о талантах. Давайте прочтем, начиная с окончания притчи о десяти девах.

Матфея 25:13-15:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился».

Слово «ибо», которое я выделил жирным шрифтом, является связующим звеном между притчами о талантах и десяти девах, которое продолжает тему о нашей бдительности, потому что мы не знаем ни дня, ни часа пришествия нашего Господа. Иисус повествует о хозяине, который раздал разное количество талантов своим слугам, «каждому по его силе». Каждому Божьему служителю даются дары и таланты, которые должны быть использованы по Его замыслу. Это Его таланты и они раздаются по Его усмотрению. Каждый служитель получает разное количество даров и талантов. Один получил пять талантов, другой – два, а иной – один. Определяющим фактором, как должны быть розданы таланты, является индивидуальная способность каждого служителя приумножить полученные дары. Прочитаем, как же слуги господина распорядились доверенными им талантами.

Матфея 25:16-18:
«Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего ».

Первые два раба сделали с талантами то, что и ожидалось от них: они пошли и умножили доверенное им. Однако третий раб пошел и закопал доверенный ему талант. Обратите внимание, что он не расточил серебро своего господина. Он не потерял его. Он просто ничего не сделал с ним. Другими словами, он не принес плода для своего господина. Давайте посмотрим на реакцию господина.

Матфея 25:19-30:
«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Первые два раба получили вознаграждение за то, что умножили имущество своего господина. Третьего же раба он назвал лукавым и ленивым. Этот раб ничего не сделал. Он не навредил, но и не сделал ничего хорошего. Он был бесполезным. Каким был конец «бесплодного» раба? В последнем стихе притчи написано:

«Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Недавно я смотрел детский мультфильм, снятый по мотивам этой притчи. Его создатели решили изменить сюжетную линию в отношении судьбы третьего раба. Поэтому, вместо слов господина, сказанных ленивому слуге, два другие раба поделились с ним тем, что сами заработали, чтобы в итоге «все были счастливы». Очевидно, что не всем комфортно слышать слова Иисуса Христа. Поэтому, они решили их изменить. Не будем следовать их примеру. Давайте откликнемся на призыв о бдительности, звучащий в этой притче.

Воля Божья состоит в том, чтобы мы приносили плод, несмотря на то, что мы можем допускать ошибки и терпеть неудачи в нашем хождении с Богом. Это является нашей обязанностью, как христианина, а не предложением на выбор: если человек желает это сделать, то пусть делает, а если нет желания, то и не нужно этого делать. Он только упустит несколько наград, а так все в порядке, ведь он когда-то поверил Слову Божьему, а этого достаточно для Божьего Царства. Это не совсем верная точка зрения. Слово Божье, наоборот, призывает нас исполнять волю Бога, невзирая на свои ошибки и неудачи, а не просто слышать Его. Иаков говорит нам:

Иакова 1:22-25:
«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но и исполнителем дела, блажен будет в своем действовании».

В Матфея 7:21-27 Господь прямо говорит:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их , уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их , уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ». Не достаточно ли прямо сказано? Повторюсь, это не означает, что мы безукоризненны в нашем хождении с Богом. Это означает, что мы с терпением проходим «предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1-2). Мы, следуя за Иисусом, стараемся исполнять Божью волю и, тем самым, приносить желанный плод. Силою Христа мы можем это делать, несмотря на все свои ошибки. Кому-то было предназначено пять талантов, кому-то – два. Господь не осуждает того, кому было дано два таланта, за то, что он приобрел на них только два других таланта, а не пять новых, например. Наоборот, Господь похвалил его, потому что он принес плод в соответствии с тем, что ему было вверено. Однако тот, кто не принес никакого плода, был осужден. Он, вместо служения Господу, служил другим господам (мы всегда кому-то служим). Его поступки повлекли за собой тяжелые последствия.

Был один человек, который отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его и тотчас отправился. Получивший пять талантов, пошел и употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно также поступил и получивший два таланта и приобрел другие два таланта. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Когда господин вернулся, то потребовал отчет у своих рабов. И подошел получивший пять талантов и принес другие пять талантов и говорит: «господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо верный и добрый раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость господина твоего». Подошел получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись я пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и Я пришед получил бы мое с прибылью. И так возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что он имеет».

Эта притча говорит вот о чем. Каждому человеку Бог при рождении дает способности. Одни люди используют свои способности и таланты по назначению: они учатся, работают, к чему-то стремятся, чего-то добиваются, делают добрые дела и заботятся о ближних, несут людям добро и пользу – это рабы, которые получили пять и два таланта. Есть и другие люди, которые живут только для себя, заботятся только о себе, которые эгоистичны и равнодушны к людям, которые ленивы и лживы, и не хотят учиться и работать, а наоборот, предпочитают беспечно, праздно и в развлечениях проводить свое время. Вот эти люди и зарыли свои таланты и способности, которые им даровал Бог в землю, то есть, они не развили свои способности и не сделали никаких добрых дел для людей и общества, и потому все такие ленивые и лукавые люди погибают и попадают в ад. Господь в этой притче говорит о том, что все люди, каждый человек — должен старательно учиться и добросовестно работать, должен к чему-то доброму стремиться, у человека должна быть добрая Цель в жизни, что люди должны быть любознательными, трудолюбивыми и ответственными, что люди не имеют право жить только для себя, они обязаны заботиться о своих ближних и делать добрые дела. Кто не делает добрых дел, не думает и не заботится о своих ближних – тот совершает грех!

Господь говорит: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, — так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». То есть Бог говорит, что если вы хотите, чтобы люди к вам хорошо относились и уважали вас – сначала вы сами, первыми начните по доброму и с уважением относиться к людям, тогда и они к вам будут хорошо относиться и уважать вас. Если вы хотите, чтобы люди вам помогали – начните первыми бескорыстно, без всякого расчёта – я тебе, а ты мне, по доброму помогать людям.

Господь говорит в Евангелие от Матфея в 5 главе: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Этими словами Господь запрещает месть на земле, чтобы люди не мстили друг другу, а научились прощать обидевших их и сами не вершили свой суд. Многие люди не могут, не хотят никому ничего прощать, они никому не позволяют ни одного злого слова или выпада или оскорбления в свою сторону, и не оставляют без ответа, обязательно ответят тем же. Как только к примеру их кто-то отругает, накричит на них, оскорбит их или бывает даже отматерят таких людей, то эти люди сразу же обижаются, наполняются злобой и ненавистью к своим обидчикам, и тоже в ответ начинают ругаться, материть и оскорблять своих обидчиков, часто не прощают, обижаются и ненавидят их длительное время. И что, кто после такого может их назвать верующими людьми, если они Бога не слушаются. Бог говорит прощай и забудь о своем обидчике, а они прощать не желают и долго не забывают нанесенных им обид и оскорблений. Не хотят они прощать своих обидчиков по одной причине, потому что – горды, злопамятны и злы. Поэтому Господь жалея людей, желая их спасти от вражды и ненависти между собой, от беды и пролития крови – повелевает всем людям по доброму прощать своих обидчиков и никому никогда не мстить.

Вот почему мы, православные христиане должны быть готовы к тому, что нас будут ругать, нас будут ненавидеть и всячески оскорблять, нас будут гнать как оскорбляли и гнали Господа нашего Иисуса Христа, нам будут делать зло и мстить, но мы должны всегда помнить о том, кто мы есть и как нам повелел жить Бог: всё добродушно терпеть и всех прощать. То есть, мы должны всегда быть готовы к тому, что злые люди будут нас оскорблять, будут нас унижать и гнать, и стараться всё спокойно, добродушно переносить, не обращать внимания и не обижаться на людей, которые стараются нас обидеть и оскорбить. Когда один человек прощает обидевшего его другого человека – то исчезает обида и злоба, прекращается ссора и появляется возможность примирения и установления мира, и хороших отношений между людьми. Вот это и означают слова Господа: «Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и левую». Но в тоже время это не означает то, что мы должны безвольно покоряться и подчиняться злу в любом его виде, нет, если требуется дать отпор злым, наглым людям и призвать их к порядку, а если они не подчиняются, то изгнать их, тогда мы и должны незамедлительно это сделать. Господь в конце добавляет: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».

Также Господь Иисус Христос сказал: «Ибо без Меня не можете делать ничего». Этим Бог ясно сказал всем людям, что они ничего доброго, никаких дел на земле без ведома, разрешения и помощи Господа делать не могут. Поэтому, когда человек говорит, что я сам всё сделаю и смогу сделать – то он просто хвалится, не понимая что говорит. Да, Господь многое попускает людям делать, но если Господь не желает, чтобы человек, что-либо сделал, то Он не даст. К примеру, человек может просто заболеть и потому не сможет ничего сделать, или с ним что-то случится и у него не будет никакой возможности сделать то, что он задумал, или ему помешают другие люди, например нападут хулиганы и покалечат, и всё, человек вообще больше ничего не сделает. А бывает и так, задумал человек что-то сделать, да вдруг ослеп или внезапно умер, и так бывает. Всё бывает на земле, если Бог не благословит и не разрешит человеку что-либо сделать. Нужно помнить об этом и не забывать. Злые дела люди могут делать, потому что делать злые дела людям помогает и дает злую силу диавол, и то, если Господь попустит.

Господь говорит в 20 главе Евангелия от Матфея: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой. И кто хочет между вами быть первым да будет вам рабом. Так и Сын Человеческий не для того пришел, Чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих». Здесь Господь запрещает всем людям всякое соперничество между собой, карьеризм, стремление к власти над другими, быть первым и самым главным. Иисус Христос говорит, что если, кто хочет командовать и управлять другими, или он уже поставлен на начальственную должность, то он должен ответственно и добросовестно служить людям. Не ему, чтобы служили и обслуживали его, а он сам должен служить верой и правдой другим людям над которыми поставлен начальником. Если например, человека поставили на должность директора завода, то он должен сделать все для того, чтобы его подчиненным хорошо работалось, чтобы были созданы хорошие условия для труда людей и, чтобы люди хорошо зарабатывали. Если человека поставили руководителем города или области, то он должен по отечески заботиться о людях, которые живут в городе или области, чтобы везде был порядок и соблюдалась справедливость и законность, чтобы людям жилось хорошо.

Бог говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Это главная Заповедь, что дал нам Господь Иисус Христос. Всё просто, если мы верующие православные христиане, по доброму, с уважением относимся к друг другу и ко всем окружающим нас людям, и дружны между собой, если мы искренно жалеем и помогаем людям попавшим в беду, нуждающихся в милосердии и помощи, чувствуем их боль и страдания, заботимся о них и уступаем им, защищаем их, верны, справедливы и честны со всеми людьми. Если мы так поступаем, то значит мы близки к Христу.

Господь в Евангелие от Иоанна говорит: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу Небесному, — как только чрез Меня»! То есть, никто из людей в наше время не приходит к Отцу Небесному – если не признает Господа Иисуса Христа – Богом, Сыном Божьим! Чтобы люди, в основном это сектанты, не говорили, не утверждали и не придумывали, но, то, что говорит само Евангелие (Иоанн. 14 глава.) – говорит Сам Господь! Пора наконец понять, что каждое слово написанное в Святом Писании – в Библии, в Евангелие – это Слово Самого Господа!

Здесь Сам Господь Иисус Христос утверждает, что путь ко спасению для всех людей – один, это Заповеди Божии и учение Нового Завета, и нет других путей и учений, все другие пути и учения – ложные и от диавола. Истина, которую дал нам Господь в Новом Завете – тоже единственная, нет больше во всей вселенной другой Истины, кроме той, что дал человечеству Иисус Христос. И только исполняя Заповеди Божии человек получает спасение и вечную жизнь, те из людей, кто не хочет признавать Бога и жить так, как повелел людям Господь – погибают и попадают в ад. Иисус Христос сказал также всем людям, что к Отцу Небесному, можно прийти, если станешь православным христианином, только православным и всё. Больше никто к Богу не может приблизиться, ибо сам Отец Небесный сказал: «Кто возлюбит и примет Сына моего и будет Ему послушен – того возлюблю и Я».

Сын человеческий, сказал Господь поступит на страшном суде, как один господин, который, отправляясь в далекую страну, поручил рабам своим имение свое. Одному рабу дал он пять талантов, другому рабу он дал два таланта, а третьему – один. Господин этот был мудр и раздал свои деньги рабам, соображаясь с их способностями. Во время его отсутвия первый работал, трудился, торговал на данные ему деньги и таким образом приобрел еще пять талантов; тот, который получил два таланта, сделал также и выработал другие два; но получивший один талант пошел и зарыл его в землю. Наконец возвратился господин и потребовал у рабов своих отчета в деньгах, которые он им оставил.

Первый, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: «Господин? пять талантов ты дал мне; вот другие пять я приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был вреден; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Точно также и получивший два таланта принес другие два, приобретенные его трудом, и услышал от господина такую же похвалу.

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю; вот тебе твое». Лукавый раб и лени вый! – Сказал ему господин. Если ты боялся меня, то зачем не торговал, не трудился и не принес мне другого таланта? Тогда бы я получил добро свое с прибылью». Потом он обратился к другим рабам и сказал: «Возьмите у него талант и дайте тому у которого их десять; а этого злого раба бросьте туда, где вечный плач и скрежет зубов».

В этой притче Иисус Христос сравнивает Себя с господином. Кто же рабы? Это – все мы. Деньги, которые раздал господин рабам своим, все те качества и способности, которые дает нам Господь: ум, память, силы души и тела, здоровье, богатство. Все это мы должны употреблять на добрые дела для исполнения вили Божьей. Мы не должны зарывать своего таланта в землю, то есть не должны губить способности и силы наши в лености и грешных удовольствиях. А сколько людей, которые так поступают? Сколько детей, которые имеют все средства к учению, а ленивы и невнимательны, которые могли бы быть благочестивыми и добрыми, а ведут себя дурно! Сколько взрослых, которые могли бы угодить Богу, помогая своим семействам, и которые губят в грехах и ум, и здоровье, и время! Сколько богатых, которые во зло употребляют свое богатство! Как страшно подумать о наказании, которое ожидает ленивых и неверных рабов! Но пока еще не настал час смерти нашей, каждый из нас может исправиться. Твердо решимся начать добродетельную жизнь, попросим Бога помочь нам положить начало благое и будем возбуждать сердца наши сливами церковной песни: «Скрывшего талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай ело весе Божье, возвещай».


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

Когда мы употребляем это слово по отношению к человеку, то имеем в виду его необычайные, яркие, заметные способности в каком-то деле. В данной статье речь пойдёт о двух притчах о талантах: одной библейской, а другой (менее известной, но ничуть не менее мудрой) авторства Леонардо да Винчи, известной также как «Притча о бритве».

Такие разные таланты

Бывает талант к спорту, музыке, рисованию, языкам, сочинительству стихов или прозы. Вкусно готовить, красиво шить, виртуозно чинить сломанные предметы. Легко зарабатывать деньги, делать открытия в науке и технике, изобретать что-то новое. Располагать к себе людей, поднимать им настроение, вдохновлять и делать лучше их самих или условия жизни для них.

Мы привыкли понимать слово «талант» как нечто совершенно неосязаемое, дарованное природой или некими силами свыше. Наверное, даже найдётся немало людей, убеждённых, что они-то не обладают никакими талантами. Насколько верно? Действительно ли такой дар даётся лишь избранным? Возможно, разобраться в этом поможет притча о талантах.

Что значит «талант»?

Вероятно, вы будете удивлены, но два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас.

Талант (τάλαντον, «та́лантон») - в переводе с греческого «весы» или «груз». Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв.

Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.

Талант человека

Со временем талантами стали измерять - и, соответственно, называть - не количество товара для продажи и не вырученные за него деньги, а особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом.

О том, есть у вас талант или нет, можно судить по плодам вашего труда в какой-либо сфере: творчество, общение с людьми, спорт, домашнее хозяйство, наука, техника. Если вам нравится чем-то заниматься, и этот интерес не угасает, даже когда вы встречаетесь с трудностями, тогда можно говорить о необычных способностях. А если то, что вы делаете, получается новым, интересным, нравится не только вам, но и другим людям, это вполне может означать ваш талант в данной области. Не бывает людей совсем без талантов. Но бывают те, у кого он ещё спит или остаётся незамеченным самим человеком, который в это время «занимается не своим делом».

Возможно, разобраться в себе поможет притча о талантах. Толкование её может быть осуществлено как с религиозных позиций, так и с точки зрения психологии. А вы уже выбираете тот подход, который больше нравится.

Притча о талантах: мудрость из глубины веков

Некоторые важные вещи трудно постичь через прямое объяснение или назидание, но зато гораздо легче через мудрую, аллегорическую форму, побуждающую размышлять в поисках ответа. Так появились притчи. Многие из них были сложены столетия и тысячелетия назад, прошли через множество умов и пересказов, в конечном итоге сохранившись до наших дней. Некоторые истории имеют авторов, некоторые дошли до нас как часть священных текстов. Широко известны библейские притчи. С одной из них познакомимся поближе.

Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея. Любопытно то, что существует не единственная притча о талантах. Евангелие от Луки, например, содержит несколько иной вариант этого рассказа. Кроме того, там вместо денежной единицы «талант» используется «мина», считавшаяся более мелкой монетой. Что касается главного персонажа, то эта версия притчи намекает не на Иисуса, а на древнего правителя Ирода Архелая. От этого вся история приобретает несколько иной смысл. Но мы остановимся на классической версии притчи и рассмотрим её смысл с двух аспектов: богословского и психологического.

Раздача талантов

По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты - таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому - два, а третьему - всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами.

Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние.

Распоряжение талантами

Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое - их стало десять. Господин похвалил его.

Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро - теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина.

Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант - тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его».

Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, забрал у него единственный талант и прогнал негодного прочь. Затем он отдал эту монету первому рабу - тому, который пять талантов превратил в десять. Свой выбор хозяин объяснил тем, что имеющий много всегда получит ещё, а не имеющий потеряет последнее.

Вот такую историю рассказывает притча о талантах. Библия содержит множество коротких поучительных повествований, которые можно адаптировать к реалиям сегодняшнего дня.

Богословское толкование

Проповедники и теологи объясняют, что под «господином» в этой истории нужно понимать Господа Бога, Иисуса Христа. Под «дальней страной» подразумевается Царство Небесное, куда вознёсся Иисус, а возвращение господина есть иносказательное изображение Второго пришествия. Что касается «рабов», то это ученики Иисуса, а также все христиане, Именно к ним обращена притча о талантах, толкование которой с точки зрения богословия отражает важнейшие библейские истины.

Итак, Господь возвращается с небес, и приходит время Страшного суда. Людям предстоит отвечать, как они воспользовались Божьими дарами. В притче под «талантами» подразумевались деньги, но в иносказательном смысле они представляют собой различные умения, способности, качества характера, благоприятные возможности - словом, духовные и материальные блага. Именно об этом иносказательно повествует притча о талантах. Смысл её гораздо лучше проясняется при помощи толкований.

Примечательно, что каждый получает разные таланты и в разном количестве. Это объясняется тем, что Господь знает слабые и сильные стороны любого человека. А также это делается для того, чтобы люди объединялись и помогали друг другу. В любом случае никто не остаётся без таланта - каждому даётся хотя бы один. Тому, кто сумеет на благо себе и другим использовать данное Богом, воздастся от Него, а кто не сумеет или не захочет - всё потеряет.

Психологическое толкование

Библейская притча о талантах стала источником крылатого выражения «зарывать свой талант в землю», появившегося столетия назад и активно использующегося до сих пор. Что под этим подразумевается сейчас? Каков смысл данного выражения и самой притчи с точки зрения психологии?

Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресурсы), а то, как он это использует. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они пропадут. А если человек зарывает свой талант, отказывается от попыток самореализации, тогда он чаще всего начинает перекладывать ответственность с себя на внешние обстоятельства или других людей, что и сделал «лукавый и ленивый» раб из притчи. И лишь тот, кто не ищет оправдания своему бездействию, заслуживает счастья.

Другая притча о таланте

Оказывается, существует не только притча о зарытом таланте. Другая философско-дидактическая история, принадлежащая перу Леонардо да Винчи, повествует о цирюльнике, имевшем в своём арсенале бритву - столь красивую и острую, что равной ей не было на всём свете. Однажды она загордилась и решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, она пролежала так много месяцев, а когда захотела расправить своё сияющее лезвие, обнаружила, что оно всё покрылось ржавчиной.

Так и человек, имеющий множество талантов и достоинств, может растерять их, если предастся безделью и прекратит развиваться.

Ознакомившись с оригинальным текстом и его толкованиями, можно убедиться, какую силу таит в себе притча о талантах. Для детей также можно использовать эту историю (в литературном пересказе) для домашнего чтения и обсуждения или на школьных уроках. Как и любая притча, данный рассказ заслуживает вдумчивого прочтения и размышления.

Талант, как выдающиеся способности в какой-либо области, есть у каждого человека. Это одаренность может быть раскрыта через личностной рост, а может так и остаться невостребованным потенциалом. Реализуя свой талант, человек способен оригинально решать банальные задачи, т.е. уходить от штампов, улучшая свое качество жизни. Он способен творить по законам гармонии, ощущая эту гармонию в себе. Талантливый человек - это зрячий среди слепых, т.к. он лучше других слышит свою Душу, потому что талант - это механизм природы для раскрытия Души человека и его личностного роста. Технологию раскрытия таланта мы рассматривали в статье «Природа таланта» . Именно поэтому только талантливая работа оправдывает нашу жизнь на Земле, т.к. она изначально запрограммирована в каждом человеке, чтобы слышать и изучать язык Души.

Предлагаю Вашему вниманию притчу о таланте, где очень показательно отношение к своему таланту и, как следствие, - разный результат. Надо через личностной рост развивать свой талант, т.к. он дан человеку по судьбе и не зависит от возраста. Это подарок Бога!

Притча о таланте

Жил некогда господин, который, отправляясь в длительное путешествие в чужую страну, призвал всех своих доверенных слуг и поручил им все свое имение. Одному он дал пять талантов, другому - два, а третьему - один. Так каждому из достойных управляющих было доверено имение по их способностям; и после этого он отправился в путешествие. Когда их господин уехал, слуги принялись за работу, чтобы получить прибыль на вверенное им богатство. Тот, кто получил пять талантов, сразу же употребил их в дело и вскоре приобрел на них еще пять талантов. Так же и тот, который получил два таланта, вскоре приобрел еще два. И все остальные слуги получили прибыль для своего хозяина, кроме того, у кого был только один талант. Он ушел и закопал его в землю, скрыв деньги своего господина. Вскоре господин этих слуг неожиданно вернулся и призвал своих управляющих для отчета. И когда они были призваны к своему господину, тот, кто получил пять талантов, пришел к нему с доверенными ему деньгами и принес пять других талантов, говоря:

Господин! Ты дал мне пять талантов, чтобы я пустил их в дело, и я с радостью отдаю тебе еще пять талантов в качестве прибыли.

И тогда господин сказал ему:

Хорошо. Ты хороший и верный слуга, ты был верен в малом; теперь поставлю тебя над многим; раздели со мной мою радость.

Затем тот, кто получил два таланта, подошел и сказал:

Господин, ты поручил мне два таланта; вот еще два таланта, которые я заработал.

И тогда его господин сказал ему:

Хорошо. Ты хороший, верный слуга; ты тоже был верен в малом, и теперь я поставлю тебя над многим; раздели со мной мою радость.

Пришел отчитываться и тот слуга, который получил один талант. Он подошел и сказал:

Господин! Я знал тебя и видел, что ты хитрый человек, ожидающий прибылей там, где сам не трудишься; поэтому я боялся рисковать даже малой долей того, что ты доверил мне. Я надежно спрятал свой талант в землю; вот он; теперь у тебя есть твое.

Но его господин ответил:

Нерадивый и ленивый слуга! Ты сам признаешься в том, что знал: я потребую от тебя отчета и разумной прибыли, подобно той, которую принесли сегодня другие, усердные слуги. Зная это, ты должен был хотя бы пустить мои деньги в оборот, чтобы по возвращении я получил свое с процентами. И затем этот господин сказал своему управляющему:

Возьми талант у этого никчемного слуги и отдай тому, у кого десять талантов.

Всякий, кто развивает свой талант, получит еще больше; у того же, кто закапывает его в землю, - будет отнято и то, что он имеет.

Похожие публикации