Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Доктор едет, едет сквозь снежную равнину. Расстояние от деревни шамордино до деревни оптина пустынь В состав комплекса входят

Не думаю, что в Оптину Пустынь приезжают случайные туристы — у неё такое месторасположение, которое напрочь отметает любую туристическую спонтанность: «А не заехать ли нам по дороге?».

Нет — ~200 км до Калуги, потом ~70 км до Козельска в 7 км от которого в сосновом вековом лесу уютно устроилась Оптина Пустынь на берегу речки со здоровым названием Жиздра — просто так никто не поедет. И даже если вам покажется ваше намерение посетить Оптину пустынь случайностью — например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом, а ваши уши поймают мысль о поездке от знакомого или от медийного источника — не называйте это случайностью.

Потому что это — ваше личное невидимое приглашение в Оптину Пустынь от Оптинских Святых Старцев.

Зачем?

Каждый на этот вопрос ответит только после визита. Или не ответит. Но в любом случае посещение Оптиной Пустыни — будет не рядовым путешествием-охотой за достопримечательностями, и не будет очередным симпатичным монастырём. И в любом случае Оптина Пустынь займёт в вашей душе, в вашем сердце особое место — как бы ни пафосно звучала эта фраза сейчас в нашем меркантильном мире. Из Оптиной просто так — вы не уедете, потому что-то обязательно с собой унесёте. Что это будет? Ну, по меньшей мере, и точно — вы задумаетесь о разных вещах.

Как описывать Оптину Пустынь? Это как открыть сердце. Описать, конечно, можно — церковь такая то, век такой то, стиль такой-то. Но это не передаст того душевного наполнения, которое даёт Оптина Пустынь. Состояние это какое-то неуловимое, неясное — ты же не можешь определенно заявить, да я вошёл в Пустынь таким то, а вышел с сияющим нимбом на голове. Словами не поймать это невидимое в тебе и вокруг тебя. Да ещё в наш материалистический век, когда всем всё надо пощупать. Я читала чей-то отзыв, люди были разочарованы — приехали, мол, в такую даль, а чево смотреть, ничево особенного тут и нет.

В общем то, какая-то правда в этом есть. До 1985 года здесь были — развалины. Оптина пустынь — это новодел. И если решили поехать сюда за архитектурным выпендрежем, то — не надо, поворачивайте обратно.

Оптину Пустынь освещают люди — святые Оптинские Старцы. Даже странно об этом писать. «Сияние жизни этих людей до сих пор освещает жизненные пути множества других».

Шамордино — находится в 14 км от Оптиной Пустыни и это — у-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о-е по природной красоте место и совершенно необычный (казалось бы для такой маленькой деревеньки) и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Охтинскому Старцу — Амвросию, а материальное воплощение — известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером — это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.

Идея поездки.

«Случайность». Случайная встреча. Случайные слова.

Как то, пробегая по Тверской, я решила вдруг заглянуть в любимое мною подворье Валаамского монастыря (2я Тверская-Ямская). По-моему, мне захотелось купить детских сказок (там есть книжная лавка). Зашла в маленькую церковь на 1-ом этаже, народу кроме меня и ещё одной женщины — никого. Вдруг заходит молодой полный парнишка в подряснике. Его совершенно по-детски искреннее общение я уже наблюдала в церковной и книжной лавочках на 2-ом этаже., где он жизнерадостно нарушил умиротворяющую тишину: «Здравствуйте. Вот я приехал. Сегодня обратно. Но решил вот к вам заскочить. Как ваши дела? А я к врачу ездил в Москву…». Его все тоже радостно приветствовали. В общем, этот парень также непринужденно и легко завязал разговор с нами. Он рассказал, что он послушник из Оптиной Пустыни, что недалеко от Козельска, что его поставили на тяжелую послушание в коровник, и у него лопнули сосуды в глазах, потом перевели в церковную лавку, а сейчас он приехал на медконсультацию, вечером обратно, каких-то 4 часа и он уже у себя. Предложил нам написать записки, а он передаст.

Мы написали, отдали ему, расплатились, поблагодарили, поболтали ещё и распрощались. И всё.

Всего дел на пятнадцать минут, а в голове осталось — Оптина Пустынь, Козельск. И где это? …

Что интересно: прямо накануне перед поездкой мы с мужем вдруг внезапно начали ураганно ссориться. Ну, скажу я вам, что 9ти бальный шторм на картине Айвазовского по сравнению с накалом наших страстей можно назвать почти что штилем, а «Король ринга» — милым чаепитием с баранками. Даже не знаю — как поехали всё-таки. Точно говорят святые старцы, что «всякому доброму делу предшествует или последует искушение»….

Мало того. Тоже любопытно. Обычно я могу написать рассказ о путешествии достаточно быстро — было бы драгоценное время. Села (обычно ночью), погрузилась в воспоминания и понеслось. Здесь же, писать об Оптиной было невозможно — не могу и всё тут, и не по причине того, что сложно — просто откуда не возьмись стали отвлекать разные дела. Как назойливые мухи, причём даже не важные, а наоборот, какие-то очень завлекающие, как из рога изобилия посыпались внезапные приглашения на всякие приятные мероприятия-вечеринки-дни рождения.

А ещё несколько раз улетал текст. Только напишешь, утрёшь пот с лица, но что-то глючит файл и вместо текста — белая бумага.

Поэтому не удивлюсь, если и вас начнёт внезапно «ломать» — типа «что-то мне неохота читать». Вот точно, как будто хвостами кто-то перед лицом машет.

Путеводитель.

Дорога.

От Москвы до Калуги: можно ехать либо по Киевскому, либо по Калужскому шоссе — через ~100 км (в районе Обнинска) они встречаются в круге, после чего вы выезжаете на отличную скоростную дорогу до Калуги. В сам город заезжать не надо — поэтому вы ориентируетесь на указатель Калуга-2, это объездная трасса. Далее по мосту через Оку направо (слева остаётся Калуга), далее за очень длинной деревней без садов — Карекозево будет еще один мост через Оку направо. Это направление Перемышль — Козельск. Дорога до Козельска хоть и узкая, но отличная, т. е. 100-120 км/ч — это нормальная скорость.

Начиная от Перемышля — самый красивый участок дороги. Я, конечно, представляла себе окские красоты после поездки в Поленово. Но здесь …. Если бы рисовала пейзажи к мультфильмам по русским народным былинам, то ничего придумывать не надо. Приезжай сюда, садись, зарисовывай. Дорога идёт по холмам — вверх-вниз. Вправо-влево расстилаются зеленые бархатные просторы до горизонта. Сейчас весна, поэтому краски либо сочно-ярко-зеленые (трава) либо солнечно-желтые (одуванчики, сурепка). Пейзаж, действительно, былинный. Холмы — идеальной округлой формы стелятся волнами. Где-то блеснёт спинка речки. Где-то живописно расставлены кучерявые группы деревьев. Где-то пасутся стада крошечных пестрых коров. Вот точно где-то там по этим холмам скачут Алеша Попович с Добрыней Никитичем. Прозрачно-голубое небо смыкается с бархатным волнисто-бугристым травянистым ковром где-то о-о-чень-очень далеко. Не зря горизонт раньше назывался по другому — окоём. Действительно глазами, т. е. очами не объять, не охватить все это грандиозное природное творение. Где-то я читала, что это «национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры — свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной флорой и фауной». Русская Швейцария — можно было бы ещё так сказать, если бы не встречающиеся двухэтажные обшарпаннейшие панельные дома с развешанными простынями (в каком-то поселке) и бабульки в немыслимо стареньких болоньевых плащиках 60-х годов и платочках.

Экология здесь, хочется думать, замечательная. Деревни, хоть и проездные, но очень тихие, машин не так уж много. Интересно, что в деревнях строго по очереди продаются продукты: в одной молоко, в другой яички, в следующей снова молока, дальше снова яички и т. д. J Кстати, картошка здесь — необыкновенно вкусная. Мы купили ведро на обратной дороге, потом уже дома попробовали — рассыпчатая, белая — ну, хоть возвращайся обратно.

Шамордино находится где-то ~ в 14 км не доезжая Козельска. В Козельск можно не заезжать и сразу свернуть на Оптину Пустынь (есть указатель). Но мы, конечно, этого делать не стали. Проехать мимо старинного Козельска — да ни за что! И не пожалели.

Оптина Пустынь.

Господи, ну как же начать то!

Не получится у меня плавного повествования — это точно. Фрагменты будут — из того, что думаю, что прочитала, что увидели.

Когда до Козельска оставалось всего несколько километров, мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались луга до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания — голубые, розовые, салатовые — точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими — как будто на чьей-то ладони разместился дивный город. Причем все это достаточно далеко, впереди бегут луга, далеко стеной стоит тёмно-зелёный лес. Удивление было такое сильное, что мы даже не сразу поняли что это — Оптина Пустынь.

«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание». Н. В. Гоголь.

«Монастырь выглядел, как корзина белых лилий на фоне синего леса». Из Солоухина.

Основание Оптиной Пустыни относится к кон.14-нач.15в. По одной легенде его основал покаявшийся разбойник Опта, который в постриге принял имя Макария, и некоторое время пустынь называлась Макарьевой. По другой — двумя веками раньше монастырь могли заложить с городом козельские князья.

От Козельска к Оптиной тоже ведет очень красивая дорога, за рекой Жиздрой с шоссе вы делаете плавный поворот и попадаете в густой, высокий, мощный сосновый бор.

Дорога выводит к огромной парковке. Справа — стена сосен-великанов — на толстых янтарных ногах густые шапки из сосновых иголок. Впереди — разноцветная Оптина Пустынь.

Проходим через монастырские ворота в сливочного цвета крепкой стене и глаза начинают ходить туда-сюда. Надо сначала разобраться в постройках.

Слева:

Церковь (совершенно новая, небольшая, во имя? не запомнила).

Колокольня.

Справа:

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), 1811.

Оптинский некрополь.

Собор в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор), 1750-1771.

Храм в честь преп. Марии Египетской и св.прав. Анны (на реставрации).

Сзади Введенского собора:

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская церковь), 1996.

Сзади Казанской церкви:

Часовня в память Оптинских иноков.

Мы знали, что по монастырю проводят экскурсии, поэтому после определённых поисков нашли, наконец, домик, где всё оформили (за воротами, справа, низенький домик-вагончик, вход в него тоже справа сбоку). За 15 минут до нас ушла большая экскурсия, если бы мы в неё вписались, то билеты обошлись бы ~ по 70-100р., а так для нас двоих — 700р. Но это стоит того. К нам после недолгого ожидания подошла скромная женщина, в длинной юбке и платке — Людмила Васильевна и стала нас водить по храмам и рассказывать. Если бы мы не взяли экскурсию (она длится около часа, который пролетел незаметно), то многое бы потеряли.

У нас у всех разные глаза, разное душевное наполнение, разные приоритеты и цели по жизни. Очень многие в священнослужителях усиленно видят определенные вещи. Заходят, к примеру, в монастырь, видят священника садящегося в иномарку и сразу исторгают радостный ярлык: «Ооо, ну мы так и знали, ишь поп на джипе ездиет, РПЦ, вот он опиум для народа. Всё нам я-ясно!» А что ясно — непонятно. Я не спорю, что среди священнослужителей встречаются, конечно, всё встречается и бывают, бывает. Но разве один такой «поп», два, десять, сто таких служителей могут дать тень на русскую церковь, на русскую веру? Да не получится у них при всем желании — не липнет оно к такому глубочайшему и чистейшему понятию как русское монашество. Это, наоборот, вы пачкаете своими мыслями самого себя, раз всего лишь по первым поверхностным впечатлениям создаёте «глобальное мнение» и готовы видеть только один цвет. «Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред».

Один истинный монах, то есть человек, невероятно устремленный к Богу, а значит к любви и добру, кроме своей души вытаскивает из тьмы тысячи других душ. Истинный монах-молитвенник, продравшийся через колючую проволоку человеческих страстей, хотений, и грехов, приобретает твердую веру и мягкий характер, дар к душеведению и ясновидению, творит чудеса. Мудрость — богатство зрелых людей. Оптинские старцы — это свет нации.

Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.

В позапрошлом столетии к какому-нибудь сухонькому маленькому старцу выстраивались в очередь тысячи и тысячи человек, и у каждого своя проблема, боль, вопрос: «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».

Какой-нибудь чересчур пытливый ум точно озаботится размышлениями: «Ну, раньше, все к старцам за советом шли — так этож понятно: телика не было, журналов с красивыми картинками тоже, ни книжных лабиринтов тебе, ни интернета, ни isq! Как же это люди жили-то без футбольных новостей, прогноза погоды и сериалов? Уму непостижимо! Вот и к старцу сходить — это уже развлечение».

Так почему же и сегодня, сейчас при таком-то изобилии, люди сюда не просто идут — валом валят. Почему вопросы — всё те же? «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».?

Продолжение следует.

http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий. Авторские права на текст полностью принадлежат автору — НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.

То есть описание фрагментов путешествия по Калужской области, проиллюстрированных фотографиями, сделанными с помощью мыльницы.

Покинув село Ульяново и переместившись километров на 45 севернее, оказался в Козельске. Осмотр самого города в планы не входил, поскольку оставшееся время было предназначено двум разнополым монастырям - мужскому в Оптиной Пустыни и женскому в Шамордино. Так сложилась русская история, что церкви и монастыри стали у нас, пожалуй, самыми распространёнными памятниками архитектуры и строительства, связывающие времена воедино. Это не Европа, где замки или их развалины в количественном отношении конкурируют с культовыми сооружениями - наши светские постройки не столь многочисленны и, хотя и в малых городах можно найти свидетельства старины, церкви всё же доминируют в общей картине. И выскажу совсем уж спорное утверждение - на генетическом уровне в русского человека заложена геометрия церкви (здания, конечно, имею в виду, не организацию), она для него близка и притягательна.

Но это всё слова, а жизнь требовала удовлетворения насущного - надо было найти пристанище для ночлега. Небогатый выбор пал на гостиницу Паломник, пристроившуюся километрах в пяти от Козельска и чуть более двух от Оптиной Пустыни:

Она и стала началом дороги в монастырь (конечно, с целью осмотра). Но на повороте привлек внимание грузовик, взгромоздившийся на пьедестал. Оказалось, что это каким-то образом символизирует Козельский механический завод и, заодно, метит дорогу к нему и одноимённому микрорайону:

Оптина пустынь достаточно известна, поэтому не буду много комментировать:

Ну вот и всё про Оптину пустынь, теперь двинем основные силы в Шамордино, до которого по новой дороге минут 15-20 езды. Дело было следующим утром, около половины восьмого и погода не очень располагала к фотосессии и даже к прогулкам - трава была сырая от росы, но пока одна половина группы находилась на утренней службе, вторая, в моём лице, спустилась к реке. Надо сказать, что в отличие от самого монастыря и близлежащих полей, низовье около реки зарастает травой и кустарником, да и сама река затягивается водорослями и мелеет.

Освещённость была неважная, но вот так выглядит Казанский храм снизу:

Тут же, под горой, находится и святой источник. Точнее, их тут два, но ко второму я не полез. Это домик, построенный над источником:

Странная надпись на двери купальни, выстроенной чуть ниже источника:

Спуститься к источнику можно по ступенькам, значительно облегчающим спуск, не говоря уже о подъёме - ведь люди прибывают сюда разного возраста и здоровья и если детям такие испытания переносятся как развлечение, то пожилые кряхтят и скрипят.

Для особо утомившихся или просто решивших подышать природой и, заодно, окинуть окрестности умиротворённым взглядом выстроена смотровая площадка. Жаль, что по обе стороны растущий лес всё больше сужает открывающийся вид, но и так всё достаточно живописно:

Шамординский монастырь был одним из самых молодых монастырёй Российской империи. Основан в 1884 году оптинским старцем Амвросием на средства его духовной дочери Амвросии (Ключаревой). Изначально эти средства были предназначены её внучкам - двум близняшкам Любе и Вере и только в случае их смерти могли быть переданы церкви на создание в Шамордино женской общины. Так получилось, что во время нахождения в Оптиной пустыне сёстры заболели дифтеритом и умерли практически одновременно в возрасте 12 лет. Их могилы и сейчас находятся в Оптиной пустыне рядом с могилой бабушки (фотография была выше).

А это дом купца С.В. Перлова, известного чаеторговца начала 20-го века и основного спонсора строительства монастыря, говоря современным языком. Его чайный домик на Мясницкой (до недавнего времени Кировской) улице хорошо знаком москвичам:

Перлов был похоронен в Шамординском монастыре, но усыпальница была разрушена во время советской власти и, по слухам, участь его останков была печальной.

А это монастырское кладбище, на котором похоронена и сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна, после трагических житейских передряг принявшая постриг и долгое время проживавшая здесь. Однажды она преподнесла любимому брату, весьма скептически относившемуся к церкви и её институтам, подушку, на которой сёстры (то есть монашки) вышили надпись «Дорогому графу Льву Николаевичу от шамординских дур». Кстати Л.Н. Толстой не раз бывал в Шамордино. По преданию, именно здесь при виде огромного, крепкого куста татарника ему пришёл в голову замысел «Хаджи Мурата». И в своё последнее путешествие писатель направился сюда. Дыхание погони, высланной за ним из Ясной Поляны вынудило его спешно покинуть монастырь и выехать в Астапово, где всё и завершилось самым печальным образом.

Сейчас большинство могил заняли жители самого посёлка Шамордино, созданного вместо монастыря в 20-е годы прошлого века, а также окрестных деревень. И до сих пор хоронят здесь не только монашек. Очень удивила меня обнаруженная здесь могила Шипунова Фотия Яковлевича - даже не могу сказать, что связывало его с этими местами.

Это Казанский храм, работы по постройке которого начались в 1887 году ещё при жизни первой настоятельницы монастыря Софии, чья могила находится перед восточной стороной храма:

Всё заканчивается, закончилось и это путешествие, пора покидать монастырские стены:

И напоследок ещё несколько кадров.


Развивая начатый ранее разговор о , покажу два известнейших монастыря, расположенных в окрестностях города: Введенскую Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую пустынь в деревне Шамордино. Первый известен на всю страну и притягивает тысячи паломников. Слава второго чуть меньше, но в списке достопримечательностей Калужской области он неизменно входит в первую десятку. Два монастыря при этом абсолютно друг на друга не похожи. Я бы сказал, атмосфера в них диаметрально противоположная. О сияющей и величавой Оптиной пустыни и тихом и уютном Шамордино я и предлагаю сегодня поговорить.

1. Сразу оговорюсь, что рассказ совершается от лица человека, крайне далёкого от религии. Я люблю изучать храмы и монастыри, равно как и мечети с синагогами, как часть культуры и истории тех или иных мест. В вопросах же богословия и веры не разбираюсь, поэтому постараюсь их касаться по минимуму, просто описывая увиденное. Вполне возможно, что допущу какие-то неточности, но это без злого умысла.
От парковки к Святым Вратам дорога проходит между двумя линиями однотипных гостевых домов для паломников:

2. Если вдруг кто ещё не знает: по легенде обитель здесь в конце XIV-го века основал раскаявшийся разбойник, известный под именем Опта. В дальнейшем она стала пристанищем для старцев, пару раз ещё до советских лет закрывалась и вновь возрождалась. Расцвет монастыря и постройка большей части его сохранившихся до сегодняшнего дня зданий пришлись на начало XIX-го века. При СССР в стенах Оптиной пустыни побывали дом отдыха и два концлагеря. Про постсоветский период в жизни монастыря можно смело сказать, что это период второго его расцвета.

3. За территорией монастыря, ближе к парковке, - бойкая торговля с лотков, даже в морозный февральский денёк. Продают и сувениры, и церковные принадлежности. Но главным открытием для меня стала "Бобровая струя", о продаже которой большими буквами извещал чуть ли не каждый ларёк. Это секреторное вещество, добываемое из желёз бобров. Получить его можно, только убив животное. Используется больше в парфюмерии, но существует и ограниченное применение в медицине, а также изготовление настоек на его основе. Само собой, в "народной" медицине бобровая струя представлена куда шире. Несмотря на приписываемую ей в интернете популярность в России, упоминания о ней, а уж тем более продажу, я видел здесь в первый и в последний раз в жизни.
Ещё не зайдя внутрь видим первую церковь. Храм Всех Святых находится за пределами монастырской ограды. Построен в 2003-м на месте разрушенной кладбищенской церкви XIX-го века:

4. В Оптиной пустыни чувствуешь себя слегка скованно. Монастырь мало похож на тихое удалённое от людей место умиротворения молящихся старцев. Вероятных причин тому множество. Угрюмые охранники на входе в чоповской форме, которых в монастыре ожидаешь увидеть меньше всего. Дорогие машины, в том числе на территории. Деловитые служители, на ходу разговаривающие по мобильникам. Толпы торопливых людей и очереди, словно в каком-нибудь ФМС. Монастырская трапезная с ассортиментом хорошего кафе и мини-маркета. Общая вылощенность и какой-то пафос вокруг, примерно как в . Ощущения от нахождения в Оптиной пустыни были скорее нервозными. Никакого умиротворения в душе и близко не появилось.

5. Тропа паломников в Оптину пустынь, кроме шуток, не зарастает. Людей очень много, притом абсолютно разных. Семьи с детьми, серьёзные богатые дядьки, старухи с клюками, словно сошедшие со страниц Достоевского. Видели, как в монастырь под руку ведут совсем немощных стариков. Как я уже говорил, на территории люди суетятся, что-то организовывают, занимают очереди. Видимо, к каким-то святыням. Столкновение всех этих абсолютно разных людей в монастыре подчас происходит не совсем гладко. Навстречу маме с девочкой лет девяти, уже за пределами монастырских стен, прошла скрюченная старуха, с головы до ног завёрнутая в какие-то чёрные платки. На девочке была модная нынче шапка с кошачьими ушами. "Всю страну в рога одели!" - прошипела старуха. Блин, сколько же кругом людей с абсолютно иным мышлением...

6. Введенский собор, главный в монастыре. Построен в 1771-м:


7. Часть территории монастыря закрыта для мирских. Хотя кого-то, показалось, пропускают. За воротами видна трапезная 1858-го года:

8. Рядом - храм Марии Египетской, построенный в 1824-м как трапезная:

9. В Козельском районе есть ещё как минимум один заметный монастырь - Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково, но туда я не доехал. Он самый молодой из всех трёх: основан в 2001-м, на месте, куда в 20-е годы переселились монахи закрытой Оптиной пустыни.
Церковь Иллариона Великого в здании монастырской больницы 1874-го года. Сейчас в ней обустроена гостиница для паломниц:

10. Один из келейных корпусов:


11. Владимирский храм-усыпальница, в котором хранятся мощи оптинских старцев. Построен в 1998-м на месте разрушенного предшественника:

12. Казанский храм (1805-1811) - самый большой в Оптиной пустыни:

13. Преображенский храм (2007). Ранее на его месте церквей не было:

14. Воскресенская часовня, построенная в 2008-м на месте захоронения монахов, убитых на пасху в 1993-м году, предположительно сатанистами:

15. За рощей, примерно в пятистах метрах от монастырской стены, расположен скит Иоанна Предтечи. Он был основан в 1821-м году. Здесь проживали отшельники - те самые Оптинские старцы. Во многом именно скит, а не сам монастырь, принёс Оптиной пустыни всероссийскую известность. Для мирских скит открывается только дважды в году - по престольным праздникам. Хоть до монастыря здесь совсем близко, никакой суеты и напряжённости тут уже нет. Место спокойное и располагающее к думам. У стен скита уже легко верится, что здесь течёт какая-то совершенно непривычная нам духовная жизнь. А всего-то нужно посторонних прогнать...
В скиту в обычный день можно увидеть только надвратную колокольню:

16. Да церковь Льва Катанского, вплотную примыкающую к ограде:

17. Шамординский монастырь (официально - Казанская Амвросиевская пустынь) гораздо спокойнее и тише Оптиной пустыни. Расположен он всего в 12-и километрах от Козельска, на высоком берегу реки Серены. Я побывал тут дважды - в феврале в будний день и в апреле в выходной. Конечно, весенней субботой здесь было более людно, но всё равно очень умиротворённо.

18. Шамординский женский монастырь был основан в конце XIX-го века, при поддержке монахов всё той же Оптиной пустыни. Изначально это была просто монашеская община. Статус монастыря она получила в 1901-м году. Примерно в те же годы было создано большинство построек обители. Они выполнены из красного кирпича примерно в одном стиле, благодаря чему ансамбль выглядит стильным, единым и немного непривычным.
Церковь Амвросия Оптинского - первый в России храм во имя старца:

19. В феврале здесь вообще не было ни души. Неспешно бродя вдоль вековых стен, я слышал только шелест деревьев и вороний гвалт. Мысли лезут в голову совершенно другие, нежели в Оптиной пустыни. Здесь и неверующий человек невольно задумается о вечном. Громада главного монастырского собора Казанской иконы Божией Матери не давит, а скорее наоборот создаёт определённый уют.

20. Теперь весенние фотографии. Трапезная и водонапорная башня:

21. Создано всё это было не без помощи богатых и влиятельных покровителей своего времени. Земля была пожертвована монастырю местными помещиками, а деньги на постройку всего этого кирпичного великолепия выделил московский купец С.В. Перлов. На территории монастыря был построен также его персональный дом, где он останавливался с семьёй во время визитов в обитель. Похоронен он здесь же. Его бывший дом - настоящий сказочный терем, украшающий территорию не меньше соборов:

22. Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и здание богадельни. Что любопытно, после 91-го года зданию вернули его былое назначение, и сегодня в нём действующая богадельня:

23. Больничный корпус и церковные мастерские:

24. Внизу, близ русла реки, расположено несколько святых источников. Лестница к ним ведёт достаточно крутая и длинная. Весной я два раза подряд спустился и поднялся по ней, но ничего не сфотографировал, кроме этого пейзажа типично калужской природы:

Какими бы разными ни были эти монастыри, внимания они оба заслуживают в равной степени. Козельский район, как видно, притягивает множество паломников и просто верующих. Не удивлюсь, если в числе всех гостей района они составляют большинство. В следующем рассказе, не выезжая за пределы Козельского района, от вопросов веры и религии уйдём в совершенно иную область - горную промышленность и приборостроение. С известнейшими монастырями соседствует малоизвестный позднесоветский город Сосенский, при всей своей короткой истории и скромности умудрившийся впитать в себя атмосферу двух разных ипостасей - наукограда и шахтёрского городка.

Монастырь в Шамордино официально называется «Казанская Амвросиевская пустынь - ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви».

Монастырь действующий. Сейчас в нем проживает более ста монахинь и послушниц, в храмах проводятся все виды богослужений и требы: крещения, венчания, молебны за здравие, за упокой и так далее; работает воскресная школа.

Месторасположение монастыря

Шамордино находится на расстоянии 220 км от г. Москва, 14 км от Козельска и от Оптиной пустыни в 12 км, его географические координаты: 540 09′ 36″ с. ш. и 350 52’05″ в. д.

Шамордино на карте:

Для того чтобы доехать до Шамордино на личном транспорте из Москвы, надо ехать по трассе М3 до поворота на г. Калуга, затем по Р93, уйти с нее на Р92 и ехать, до деревни Каменка, свернуть направо, к деревне Шамордино, а далее до женского монастыря, купола видны издалека.

Доехать до Шамордино на общественном транспорте из г. Москва можно следующим образом:

  • на электричке до г. Калуга, затем от автовокзала на любом автобусе, идущем в сторону Козельска, Сосенского, Хвастовичей или Ульяново; доехать до поселка Каменка, дальше на автобусе или на такси до деревни Шамордино, а дальше 1 км пешком до монастыря;
  • от метро «Теплый стан» до Каменки на автобусе, идущем в сторону Козельска, Хвастовичей или Сосенского.

При посещении монастыря правильно необходимо выглядеть соответствующим образом:

Мужчины - брюки с длинными штанинами и сорочки с длинными рукавами или костюмы;

Женщины - головы покрыты, платья с длинными рукавами и юбки - ниже колена.

Во время нахождения на территории обители нельзя делать следующие вещи:

  • курить и распивать спиртное;
  • слушать музыку;
  • входить в монашеские корпуса;
  • фотографировать и проводить видеосъемки как в храмах, так и в других помещениях комплекса;
  • без надобности заговаривать с монахинями или отвлекать их от дел праздными разговорами;
  • фотографировать монахинь или просить сфотографироваться с ними.

Где можно поесть и переночевать:

Немного истории существования

В самом начале своего существования монастырь в селе Шамордино был определен Святейшим Синодом, как «Казанская женская община». Этот было в 1884 году. Располагалась община в имении Ключаревой, умершей вдовы надворного советника. Она была благочестивой и добродетельной: покровительствовала нескольким сиротам и престарелым бедным вдовам. Она приняла постриг и пожертвовала все свое состояние на создание женской монашеской общины.

Настоятельницей строящейся общины была назначена София Михайловна Болотова по рекомендации своего духовника преподобного Амвросия Оптинского.

Схимонахиня София

Преподобный Амвросий Оптинский

Монастырь в Шамордино создавался с начала 1884-го года. В общей сложности на создание всего монастырского комплекса ушло 7 лет: с 1884 г. по 1901 г. Финансирование строительства монастыря осуществлялось московским купцом Сергеем Васильевичем Перловым, а затем его женой Анной Яковлевной Перловой, которые были благотворителями монастыря. Помимо основных храмов монастырского комплекса, ими были построены и оборудованы типография и мастерские.

Супруги любили эту местность, эту обитель. Здесь же они построили для себя дом и приезжали сюда из Москвы. По завещанию купца, его похоронили при обители. А его жена, овдовев, подолгу жила в своем монастырском доме с детьми и внуками. Позже она приняла постриг и получила имя Амвросия.

Сергей Васильевич Перлов

Анна Яковлевна Перлова

В 1916 году под наставничеством игуменьи Валентины в монастыре проживало почти 700 монахинь и послушниц. Но уже в 1917 году после революции монастырь закрыли, купола разрушили, колокола и кресты отправили на переплавку, всю монастырскую ценную утварь разграбили, земельные угодья национализировали. Монастырь стал называться сельскохозяйственной артелью, а монахини и послушницы, которым еще было позволено жить в обители, вплоть до 1923 года, назывались членами этой сельскохозяйственной артели. В 1923 году артель распустили, а многих монахинь постигла печальная участь.

За все прошедшие смутные для православия годы - революции, Гражданской войны, советской власти, включая Великую Отечественную войну — монастырь методично разрушался, а помещения осквернялись: в них организовывались то склады, то гаражи, то еще что-то, не подобающее святому месту. Так продолжалось до 1990-х годов, когда потихоньку начали возрождать комплекс монастыря.

Монастырский комплекс

В состав комплекса входят:

Все постройки монастыря были выполнены в едином архитектурном стиле - «неорусской» стилистической ориентации русского стиля - из красного кирпича с богатой декоративной отделкой древнерусской архитектуры.

Архитектором монастыря в Шамордино был Сергей Владимирович Шервуд, автор многих подмосковных храмов, а также частных особняков в центре Москвы, сын идеолога русского стиля в архитектуре, Владимира Иосифовича Шервуда.

Церковь Пресвятой Троицы

Церковь Пресвятой Троицы - первый храм монастырского комплекса. Изначально, храм был построен на месте, где сейчас расположен Казанский собор комплекса.

Храм Пресвятой Троицы освящался трижды:

28 июля 2006 года был отслужен молебен к началу восстановительных работ. Основные работы были завершены к осени 2008 года, над храмом возвели купол и установили кресты.

На старом кладбище, что за стенами храма, до сих пор покоятся останки многих монастырских монахинь и послушниц прежних лет.

Казанский собор: описание

Начало его строительства было благословлено преподобным старцем Амвросием. Но увидеть храм ему не удалось, через два года преподобный старец скончался, а строительство храма продолжалось еще восемь лет. Собор занимает большую площадь и имеет пятнадцать позолоченных куполов в православном луковичном стиле.

Этапы «жизни » собора:

  • в 1902 году 11 (24) октября храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • в 1923 году храм, как и вся обитель, был закрыт на долгие годы;
  • в конце 1990 года начались восстановительные работы храма;
  • в 2005 году 31 июля (13 августа) были освящены главный престол, правый и левый приделы;
  • в августе 2014 года были освящены правый и левый верхние приделы храма.

Написание икон, изготовление витражей, чеканки, пошив и вышивание плащаниц и хоругви, выполнялись в восстановленных мастерских обители, в которых трудились монахини.

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Изначально жилищем старца Амвросия был домик-келья, в котором он и жил и принимал паломников, приходивших к нему за духовными советами. В этом же домике старец Амвросий умер.

По инициативе купца С. В. Перлова, чтобы сохранить домик, он был обстроен кирпичом в том же архитектурном стиле, в каком выполнены и другие постройки монастырского комплекса.

Церковь Утоли моя печали

Эта церковь примыкает к зданию богадельни, построенной для неизлечимо больных женщин. В первый раз церковь была освящена осенью 1902.

Во второй раз церковь была освящена в 1990 году после ее восстановления, а через несколько лет и здание Богадельни.

Здания больницы и трапезной

Больница была построена в 1905 году. Тут были амбулатория и больничные палаты, в которых лечились монахини, послушницы, паломники и рядом живущие жители.

Здание больницы восстановлено. На первом этаже разместились амбулатория и стационар, которые оборудованы современной медицинской техникой. Обслуживающий персонал больницы, включая врачей, медсестер и фельдшеров – это монахини с медицинским образованием и опытом работы. На втором этаже разместили мастерские: золотошвейную и пошивочную.

Трапезная была построена в 1893 году и оснащена новейшей для того времени хозяйственной техникой, а также столовой и чайной посудой высокого качества.

Здание Трапезной было восстановлено и освящено в 1997 году. В трапезной питаются монахини, послушницы и паломники.

Здесь же размещены различные цеха по переработке сельхозпродукции, получаемой с земельных угодий монастыря.

Водонапорная башня и дом С. В. Перлова

Башня расположена за зданием трапезной. Она была построена в 1906 году и обеспечивала водой весь монастырь. Эти же функции она выполняет и сейчас.

Купец С. В. Перлов любил обитель и вложил в ее строительство много финансовых средств.

Его дом восстановлен и снаружи выглядит так же, как при жизни семьи Перловых.

Чудотворные иконы и святые источники

Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.

Икона Спорительница хлебов

Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру - Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.

Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» - 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.

До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.

По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.

После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.

Икона Казанская Божья Матерь

Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.

Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.

Святые источники

В окрестностях Шамордино всегда били большие и малые родники с чистой питьевой водой. Несколько родников было и на территории женского монастыря, которые обладали целебными свойствами; монахини заботились о чистоте родников. После упразднения монастыря родники засорились, заболотились, некоторые высохли.

В настоящее время действуют два источника: «Живоносный источник», недалеко от Троицкой церкви, и «Казанский источник», недалеко от Казанского собора.

Источники освящены, вода пригодна для питья и омовений.

«Живоносный источник»

«Казанский источник»






Оптину Пустынь по праву называют сердцем русского православия. Это место является духовной лечебницей для многих поколений русских людей. Сюда, к оптинским старцам, приезжали за советом и духовной помощью как и простые люди, так и многие известные ученые и писатели: Достоевский, Гоголь, Соловьев, Толстой, Ключевской и другие. Сегодня в Оптиной пустыни обретены и покоятся мощи преподобных старцев — преподобных Амвросия, Льва, Макария, Варсонофия и других, и каждый православный верующий имеет возможность прикоснуться к этим Великим святыням.

Программа поездки:

Село Клыково — мужская Пустынь Спаса Нерукотворного Образа. Рассказ о схимонахине Сепфоре – духовной старице. Посещение ее келии и других святынь. Свято-Введенская Козельская Оптина Макариева мужская пустынь. Экскурсия. Часовня Новомучеников. Источник прп. Пафнутия Боровского (купель). Скит. Вечернее и утреннее богослужение. Переезд в п. Шамордино. Казанская Свято-Амвросиева Шамординская женская обитель. Экскурсия. Источник (купель).

Выезд из Москвы, ул. Костромская, 7 возле собора всех Московских Святых (в двух минутах от станции метро Бибирево) и из г. Пушкино, Советская площадь (напротив городской администрации)

В стоимость входит : автобус, экскурсионное сопровождение, двухразовое питание, ночлег в гостинице.

Оптина Пустынь

Многие богомольцы оставили самые теплые воспоминания о своем пребывании в Оптиной. «Тому, кто узнал эту чудную жизнь в Оптине, все в сравнении с ней кажется безобразным». «Если кто желает витать между небом и землей, тот должен жить в Оптиной» (архиеп. Дамаскин Тульский).
Свт. Игнатий (Брянчанинов), учитель Церкви, отец и наставник монашества, аскет, духовный сын оптинского старца прп. Льва, живший около года в Оптиной пустыни и считавший ее самым благоустроенным монастырем в России, сказал: «В мире хвораем, а в вашей пустыни лечимся»; «…благословенная Оптина пустынь не выходит из моей памяти. Приглянулась она мне… и скит с его вдохновенной тишиной».
Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество
людей приблизилось так близко к идеалу христианских отношений, к райскому жительству, к Царствию Небесному уже здесь, на земле. И это царство просуществовало ровно сто лет. Были, конечно, испытания, скорби, ошибки, не все так безоблачно, но такой духовной высоты общество нигде в России не достигало. Нигде святое братство не имело такого обширного освящающего влияния на свой народ.
К торжественному празднованию тысячелетия Крещения Руси поруганные святые храмы и монастыри стали возвращать Русской Православной Церкви. В 1987 году в числе первых была возвращена Оптина Пустынь. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня 1988 года, были причислены к лику святых девять подвижников благочестия, среди которых – великий российский старец-духовник иеросхимонах Амвросий Оптинский (1812 – 1891).
A в конце ХХ века мир узнал об Оптинских новомучениках. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт были убиты сатанистом на Пасху 1993 года. Их имена ещё не пополнили святцы, но они уже давно славятся как любимые народные святые, реально помогающие людям.

Клыково

Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой: березовые рощи, обширные поля, луга, реки.
В этом монастыре подвизалась старица Сепфора, которая молитвенно стояла у истоков возрождения Оптиной пустыни и Клыково и умерла в 1997 году на 102
-м году жизни. При жизни к ней за помощью и советом обращались игумены и протоиереи, тысячи людей испытали на себе силу ее огненной молитвы.
Поэтому паломники, отправляясь в Клыково, часто говорят: «Поедем к матушке Сепфоре».

Шамородино

На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Ка
занская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей.
С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую об
итель.
Вблизи монастыря находится восстановленный сестрами обители Живоносный источник. При источнике выстроены часовня и купальня, где можно совершать омовения.

Похожие публикации