Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Для чего нужна кулиса на коробке передач.

На обеих моделях установлена четырехступенчатая коробка передач, за исключением модели ВАЗ-21065, которая оснащается пятиступенчатой коробкой передач и как вариант - четырехступенчатой. Оба типа коробок передач унифицированы по передаточным числам одноименных передач.

До 1987 г. на описываемых автомобилях устанавливались два типа четырехступенчатых коробок передач, отличающихся друг от друга передаточными числами. На ВАЗ-2106 передаточные числа составляли: I передача - 3,24; II передача - 1,98; III передача - 1,29; IV передача - 1,00; задний ход - 3,34.

На ВАЗ-2103 и его модификациях, а также на модификациях автомобиля ВАЗ-2106 передаточные числа равнялись: I передача - 3,75; II передача - 2,30; III передача-1,49; IV передача - 1,00; задний ход - 3,87. При этом передаточное число главной передачи составляло 4,1.

С 1987 г. на всех выпускаемых моделях классической компоновки устанавливается коробка передач, унифицированная по передаточным числам и своему устройству. Отличаются коробки передач только приводами спидометров, каждый из которых соответствует своему передаточному числу главной передачи. Для внешнего отличия на приводе спидометра наносится метка краской; синей - для передаточного числа 3,9; красной-для 4,1, не окрашивается - для 4,3. Кроме того, на картере сцепления (напротив сапуна) наносится краской маркировка, указывающая, на какую модель автомобиля она устанавливается. Например, для автомобиля ВАЗ-2106 маркируется цифрой 6, для ВАЗ-2105 - цифрой 5, для ВАЗ-2107 - цифрой 7.

Четырехступенчатая коробка передач

Коробка имеет синхронизаторы на всех передачах переднего хода. Первичный вал 60, закрываемый крышкой 59, вращается в двух подшипниках: переднем - в торце коленчатого вала двигателя и заднем 2 - в гнезде картера коробки передач. У вала имеются два зубчатых венца. Венец 56 с косыми зубьями находится в постоянном зацеплении с шестерней 52 промежуточного вала, а шестерня 7 с прямыми зубьями является венцом синхронизатора IV передачи. Промежуточный вал 51 представляет собой блок четырех шестерен, установленный в двух подшипниках 43 и 53. Вторичный вал 16 установлен на трех подшипниках, причем передний игольчатый подшипник 5 расположен в гнезде первичного вала, задний подшипник 34 - в задней крышке 37, а средний подшипник 19 - в гнезде картера коробки передач. От осевого смещения вторичный вал удерживается пластиной 20. Каждый из двух расположенных на вторичном валу синхронизаторов состоит из скользящих муфт 9 и 45, ступицы 10, блокирующих колец 12 и пружин 13. Ступица, жестко соединенная с вторичным валом, имеет внешние венцы, на которых расположена скользящая муфта 9. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединяются с венцами синхронизаторов первичного вала и шестерни 14 III передачи. Кольца поджимаются к коническим поверхностям муфты пружинами 13. Промежуточная шестерня 41 заднего хода свободно расположена на оси 42. При включении заднего хода шестерня 41 заходит в зацепление с шестернями 40 и 21.

Передачи переключаются при помощи механического привода, состоящего из трех штоков, на которых закреплены вилки, входящие в проточки скользящих муфт 9 и 45 синхронизаторов, и вилки 39, входящие в проточку промежуточной шестерни 41 заднего хода. В нейтральном и включенном положениях штоки удерживаются шариковыми фиксаторами, а одновременно отключение двух передач исключает замок. Рычаг переключения передач своей головкой помещается в шаровой опоре и поднимается к ней пружиной. Проворачивание рычага предотвращается направляющим штифтом, который входит в отверстие шаровой головки рычага и опоры.

Пятиступенчатая коробка передач

Создана на базе четырехступенчатой коробки с целью максимальной унификации деталей. По внешнему виду она отличается от четырехступенчатой коробки формой задней крышки, в полости которой на конце вторичного вала расположена пятая ступень. Большинство ее деталей взаимозаменяемы с четырехступенчатой коробкой. Отличается вторичный вал 1, на заднем конце которого расположены детали пятой передачи. Промежуточный вал 25 отличается тем, что в заднем торце имеется резьбовое отверстие для болта 22 крепления блока 23 шестерен V передачи и заднего хода. Внесены изменения и в привод переключения передач: введен механизм выбора передач и изменены шток и вилка включения V передачи и заднего хода. Механизм выбора передач блокирует случайное включение задней передачи при включении V передачи. Он состоит из направляющей пластины 2 рычага переключения передач, верхней и нижней шайб 1, корпуса 3 рычага 9, блокирующей скобы 12 заднего хода. Перечисленные детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к гнезду задней крышки коробки передач. В пазах направляющей пластины 2 установлены подпружиненные направляющие планки 14, между которыми зажат нижний конец рычага переключения передач. Под действием пружин направляющих пластин рычаг 9 устанавливается в нейтральное положение, при котором конец рычага располагается в пазу головки штока включения III и IV передач. При включении V передачи, если рычаг перейдет линию нейтрального положения, выступ рычага упирается в отогнутый лепесток блокирующей скобы 12, и дальнейшее перемещение рычага в сторону включения заднего хода прекращается. Для включения задней передачи следует нажать на рычаг вниз, чтобы выступ рычага опустился ниже лепестка блокирующей скобы.

1 – нижняя крышка;
2 – пробка отверстия для проверки уровня масла;
3 – шестерня II передачи промежуточного вала;
4 – шестерня III передачи промежуточного вала;
5 – промежуточный вал (блок шестерен);
6 – передний подшипник промежуточного вала;
7 – болт зажимной шайбы;
8 – зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала;
9 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
10 – упорная шайба пружины синхронизатора IV передачи первичного вала;
11 – первичный вал;
12 – передняя крышка;
13 – сальник первичного вала;
14 – задний подшипник первичного вала;
15 – картер сцепления;
16 – картер коробки передач;
17 – сапун;
18 – шестерня постоянного зацепления первичного вала;
19 – игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала;
20 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
21 – скользящая муфта синхронизатора IV и III передач;
22 – блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;
23 – пружина синхронизатора III передачи;
24 – шестерня III передачи вторичного вала;
25 – шестерня II передачи вторичного вала;
26 – ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач;
27 – вторичный вал;
28 – шестерня I передачи вторичного вала;
29 – втулка шестерни;
30 – промежуточный подшипник вторичного вала;
31 – шестерня заднего хода вторичного вала;
32 – стержень рычага переключения передач;
33 – упорная подушка;
34 – упругая втулка;
35 – дистанционная втулка;
36 – запорная втулка;
37 – наружный чехол рычага переключения передач;
38 – внутренний чехол рычага переключения передач;
39 – сферическая шайба шаровой опоры рычага;
40 – рычаг переключения передач;
41 – сальник заднего подшипника вторичного вала;
42 – фланец эластичной муфты карданного вала;
43 – гайка заднего конца вторичного вала;
44 – уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты карданного вала;
45 – центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала;
46 – задний подшипник вторичного вала;
47 – ведущая шестерня привода спидометра;
48 – привод спидометра;
49 – задняя крышка коробки передач;
50 – вилка включения заднего хода;
51 – промежуточная шестерня заднего хода;
52 – шестерня заднего хода промежуточного вала;
53 – ось промежуточной шестерни заднего хода;
54 – шестерня I передачи промежуточного вала;
55 – магнит;
56 – магнитная пробка

На автомобиле установлена четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Коробка передач состоит из первичного 11, вторичного 27 и промежуточного 5 валов, картера 16 и механизма переключения передач.

Первичный вал 11 изготовлен как одно целое с шестерней 18 постоянного зацепления. Он вращается на двух шариковых подшипниках, передний запрессован в гнездо торца коленчатого вала, задний подшипник 14 помещен в картере коробки передач и уплотняется сальником 13.

Вторичный вал 27 установлен в трех подшипниках. Передний игольчатый подшипник 19 установлен в расточке первичного вала, средний подшипник 30 – шариковый, запрессован в гнездо картера 16 коробки передач, задний подшипник 46, размещенный в гнезде задней крышки 49, уплотняется сальником 41. На вторичном валу свободно расположены шестерня 28 первой передачи, шестерня 25 второй передачи, шестерня 24 третьей передачи; они находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала.

На переднем конце вторичного вала имеются три шлица, на которых расположена ступица скользящей муфты 21 синхронизатора III и IV передач. Ступица 26 скользящей муфты синхронизатора I и II передач связана с валом аналогично. Шестерня 31 заднего хода крепится на валу шпонкой. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 47 привода спидометра. Фланец 42 эластичной муфты карданного вала насажен на шлицы вала и фиксируется гайкой 43.

Промежуточный вал 5 изготовлен как одно целое с блоком шестерен и опирается на два подшипника; передний подшипник 6 – шариковый, фиксируется на валу шайбой 8 и болтом 7, задний подшипник – роликовый, цилиндрический. На шлицах вала расположена шестерня 52 заднего хода.

Промежуточная шестерня 51 заднего хода свободно вращается на оси 53, запрессованной в отверстиях картера коробки передач и его задней крышки 49.

Синхронизаторы всех передач имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из ступицы 26, муфты 21, блокирующих колец 22 и пружин 23. Ступица жестко связана с вторичным валом. На внешних шлицах ступицы расположена скользящая муфта. Блокирующее кольцо своим внутренним венцом соединяется с венцом синхронизатора шестерни какой-либо передачи переднего хода и постоянно поджимается в сторону скользящей муфты.

Переключение передач осуществляется при помощи механического привода, состоящего из трех штоков 16, 17, 18(см. рис. Привод переключения передач ), на которых закреплены вилки 14, 15, 1, входящие в выточки скользящих муфт синхронизаторов передач переднего хода. А вилка 1 входит в кольцевую выточку промежуточной шестерни заднего хода. В нейтральном и включенном положении штоки удерживаются шариковыми фиксаторами 23, а одновременное включение двух передач предотвращается замком 19.

Рычаг переключения передач составной, его нижняя часть соединяется с верхней частью через демпферное устройство (поз. 9, 10, 11, 12). Такое соединение позволяет снимать коробку передач с автомобиля без «лишней» разборки. Рычаг переключения передач своей головкой помещается в шаровой опоре 4 и поджимается к ней пружиной 7 через сферическую шайбу 6. Проворачивание рычага предотвращается штифтом, который входит в отверстие шаровой головки рычага и опоры 4.

Пятиступенчатая коробка переключения передач Нивы(21074-1700005-40) создана на базе КПП 2107 и отличается от нее незначительно. Отсутствует центрирующее и стопорное кольца на конце вторичного вала. Вот хвостовик классической КПП:

Нет также привода троса спидометра, соответственно, внутри КПП вместо шестерни для привода спидометра, установлена дистанционная втулка. Есть ещё незначительное отличие - фланец подшипника вторичного вала. На классике этот фланец удерживает подшипник и ось промежуточной шестерни заднего хода. На Ниве фланец удерживает только подшипник вторичного вала, а ось притянута гайкой к картеру КПП. Других отличий нет, поэтому при ремонте КПП от классики также можно смело руководствоваться этой статьёй.

Устройство и принцип действия коробки можно посмотреть в иллюстрированном альбоме.

В автомобилях семейства Нива этот агрегат, пожалуй, наиболее часто выходит из строя, что и подвигло меня на создание этой статьи.
Идея статьи долго вынашивалась. Я давно начал собирать дефектные узлы и детали, ставшие причиной выхода из строя коробки передач. Работа над статьёй заняла полтора месяца. За это время мной отремонтировано 7 КПП и от каждой взято немножко материала для FAQ. Сделано 396 фото цифровым и 46 пленочным аппаратами.
Основой статьи стала переборка КПП с машины staTOOsa:


Хочу выразить ему благодарность за безвозмездно предоставленный агрегат.

Причиной неисправности его КПП был классический случай - отвинтившаяся гайка хвостовика:

Я снимал, перебирал, ставил на место КПП и комментировал свои действия. ALER, еле-еле успевая за мной, конспектировал материал на ноутбуке и фотографировал. Там, где я щёлкал клювом с комментарием, ALER быстренько формулировал мысль:-). За что ему большое спасибо!

Еще благодарю ALERа за помощь в подготовке статьи - обработке фотографий, редактировании материала.
Также хочу поблагодарить продавца запчастей Андрея за помощь в поиске по рынку некондиционных железок:

Кстати, занятие это оказалось сложным. Раньше, этак в году 98-99, их даже искать не надо было: лежали на каждом прилавке, было трудно найти хорошую запчасть. Теперь же ситуация изменилась, что, собственно, радует меня.

Внимание! Важное предупреждение!

Если при сливе масла перед ремонтом КПП вы обнаружили, что масла крайне мало, такую КПП рекомендую не ремонтировать. Задушите жабу в зародыше (или наоборот - послушайтесь ее) и купите новую коробку - так будет дешевле, и машина быстрее "встанет на ноги".

Мой недавний случай тому пример. Владелец машины утаил от меня, что ездил некоторое время без масла в коробке. Когда он это обнаружил, было уже поздно. Естественно, после этого он стал регулярно следить за уровнем масла, каждый раз подливая его, и перед ремонтом я слил из КПП ровно столько масла, сколько и должно было быть. В результате, ремонт этой КПП обошёлся для него дороже новой с установкой, а для меня большим геморроем. Мне пришлось трижды снимать и ставить ее, каждый раз заменяя запчасти, пока я не определил истинную причину шума - недопустимый износ всех шестерён.
Масло вытекало из неё ручьём из-за того, что сломалось и порезало сальник пружинное кольцо подшипника первичного вала.

Что было

До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки передач-2101, которую ставил на всe “жигули”. Затем появилась КП 2121 с “повышенным” рядом, предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106. В 1979 году завод освоил КП 2105 для нового семейства. Сегодня она производится в двух вариантах (четырех- и пятиступенчатая) и идет на все “жигули” и “Ниву. А прежние агрегаты сняли с производства еще в 1987 году. Однако запчасти к ним делали очень долго. Поэтому в продаже до сих пор встречаются детали разных поколений. В чем их отличие? Начнем с первичного вала. 2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 - 19 зубьев. А вариант, что ныне ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев (фото 1). Средняя розничная цена - 550 рублей.

Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный. У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне первой передачи - 15. У 2121 - 28 и 15 соответственно. На венце промежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем (!). Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие - резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода (фото 2). Вместе с болтом его можно купить за 520 руб.

Вторичные валы в сборе у всех “четырехступок” взаимозаменяемы. Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи. Их две - универсальная для 2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Внешне они похожи, ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в диаметре: 2101 - 96,8 мм, 2105 - 98,8 мм (фото 3).

У “пятиступки” вторичный вал свой (фото 4). Стоит он в среднем 550 руб.

Что будет

Вы решили добавить своей “старушке” пятую передачу? Если коробка передач древняя, типа 2101 или 2121, - проще, пожалуй, сменить агрегат в сборе. А в случае с 2105 стоит попробовать. Итак, к четырехступенчатой коробке передач 2105 докупаем промежуточный и вторичный валы. К последнему также - блок шестерен пятой передачи. Набор (фото 5) состоит из ступицы (80 руб.), муфты (250 руб.), шестерни пятой передачи с синхронизатором (330 руб.), блока шестерен пятой передачи и заднего хода (400 руб.) и маслоотражательной шайбы (20 руб.) (фото 6).

Промежуточную шестерню заднего хода оставляем прежнюю, а вот ее ось придется заменить. Старая имеет две опоры - в картере КП и задней крышке. У “пятиступки” опора в крышке отсутствует. Модернизированная ось (45 руб.) закреплена в картере гайкой, а не выступом стопорной пластины (фото 7). Если тратиться на новую пластину не хочется (50 руб.), можно оставить старую, удалив выступ.

Изменился и привод переключения передач. Комплект штоков и вилка включения пятой передачи и заднего хода (фото 8) обойдутся в 420 руб. Плюс механизм выбора передач (фото 9) - еще 400 руб.

В старой крышке пятая передача не поместится - нужна новая - 550 руб. (фото 10). Если у вас "Нива", поищите ту крышку, что с заглушкой под привод спидометра (место указано стрелкой). Но и это не все. Понадобятся новый датчик включения фонарей заднего хода - 30 руб. (фото 11), модернизированная опора силового агрегата - 40 руб. (фото 12) с поперечиной 2107-1001100 - 40 руб. и подшипник блока шестерен - 70 руб.

Чем сердце успокоится

Новая пятиступенчатая коробка передач стоит около 8000 рублей. Затраты на самостоятельную переделку - 3900. Плюс не поддающееся оценке моральное удовлетворение - сам делал!

устройство

На автомобилях ВАЗ установлена четырехступенчатая трехходовая коробка передач (рис. 128) с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Зубья шестерен передач переднего хода - косозубые с постоянным зацеплением, а заднего хода - прямозубые, вводимые в зацепление при включении заднего хода.

Коробка передач состоит из картера, ведущего вала с шестерней, промежуточного вала, выполненного в виде блока шестерен, ведомого вала с шестернями и синхронизаторами, оси с промежуточной шестерней заднего хода и механизма переключения передач.

Точность центрирования коробки передач с двигателем обеспечивается установкой переднего подшипника ведущего вала коробки передач в коленчатом валу двигателя, заходом наружного кольца заднего подшипника ведущего вала в отверстие картера сцепления и центрированием штифтами картера сцепления с блоком цилиндров двигателя.

Картер 5 - алюминиевый, литой; передним торцом он прикреплен к картеру 1 сцепления и закрыт спереди штампованной крышкой 4, а сзади - литой алюминиевой крышкой 12, в которой - уплотнительное кольцо; 16 - центрирующее кольцо; 17 - ведомая шестерня привода спидометра; 18 - ведомая шестерня заднего хода; 19 - ведущая шестерня заднего хода;

Рис. 128. Продольный разрез коробки передач: 1 - картер сцепления; 2 - ведущий вал; 3 - сапун; 4 - передняя крышка; 5 - картер коробки передач; 6 и 10 - скользящие муфты; 7 - ведомая шестерня 3 передачи; 8 - ведомый вал; 9 -ведомая шестерня 2 передачи; 11 - ведомая шестерня 1 передачи; 12 -задняя крышка; 13 - ведущая шестерня привода спидометра; 14 - фланец эластичной муфты;

Ведущая шестерня 1 передачи; 21 - блок шестерен промежуточного вала; 22 - ведущая Шестерня 2 передачи; 23 - ведущая шестерня 3 передачи; 24 - ведомая шестерня блока шестерен размещены механизм управления переключением передач, шестерни заднего хода и привод спидометра.

Ведущий вал 2 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых (передний) расположен в гнезде коленчатого вала, а другой (задний)-в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник удерживается на валу стопорным кольцом. Между внутренним кольцом подшипника и стопорным кольцом установлена пружинная тарельчатая шайба.

От осевого перемещения ведущий вал удерживается установочным кольцом, надетым на наружное кольцо заднего подшипника. Установочное кольцо зажато между передней стенкой картера коробки передач и картером сцепления. Между наружным кольцом заднего подшипника и передней крышкой коробки находится пружинная тарельчатая шайба.

На задней части ведущего вала имеются два зубчатых венца. Один (с косыми зубьями) составляет одно целое с валом и находится в постоянном зацеплении с зубьями шестерни 24, а другой является зубчатым венцом синхронизатора четвертой передачи и припаян к ведущему валу.

Промежуточный вал 21 выполнен в виде блока четырех косозубых шестерен и вращается в двух подшипниках. Передний - двухрядный шариковый, закреплен на валу болтом с пружинной и плоской шайбами. Задний подшипник роликовый. Вместе с ведущей шестерней заднего хода он фиксируется на валу стопорным кольцом. От осевого перемещения промежуточный вал удерживается установочным кольцом, надетым на наружное кольцо переднего подшипника. Установочное кольцо зажато между передней стенкой картера коробки передач и картером сцепления.

Ведомый вал 8 установлен на трех подшипниках. Подшипник переднего конца расположен в гнезде ведущего вала и состоит из 13 роликов со стальным сепаратором или 14 роликов с пластмассовым сепаратором. Для смазки подшипника в шестерне ведущего вала между зубьями просверлены отверстия, через которые масло из картера попадает в подшипник.

Промежуточный шариковый подшипник ведомого вала расположен в задней стенке картера коробки передач и вместе с валом стопорится от осевого перемещения вперед установочным кольцом подшипника, а назад - пластиной, прикрепленной к задней стенке картера коробки передач тремя винтами. Промежуточный подшипник вместе с втулкой ведомой шестерни 11 I передачи и ведомой шестерней 18 заднего хода удерживаются на валу с помощью стопорного кольца и пружинной тарельчатой шайбы.

Задний подшипник ведомого вала расположен в задней крышке коробки передач, а на валу помещен между ведущей шестерней привода спидометра и фланцем 14 эластичной муфты и затянут гайкой.

Ведомые шестерни 7 и 9 III и IV передач вращаются на термо-обработанных шейках вала, а ведомая шестерня 11 I передачи - на стальной термообработанной втулке, надетой на ведомый вал, шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала и блокируются с ведомым валом с помощью синхронизаторов.

Синхронизатор каждой передачи включает в себя скользящую муфту, ступицу, блокирующее кольцо и пружину.

Скользящая муфта 24 (см. рис. 140) III передачи, насаженная на шлицах ступицы 23, жестко связана с ведомым валом. Блокирующее кольцо 26 соединяется своим внутренним зубчатым венцом с венцом синхронизатора шестерни 29 III передачи, свободно посаженной на ведомом валу.

При передвижении муфта 24 прижимается к блокирующему кольцу 26, находящемуся на конце зубчатого венца шестерни, под действием пружины 27, установленной между опорной шайбой 28 и кольцом. Вследствие трения между поверхностями кольца синхронизатора и скользящей муфты выравнивается относительная скорость между двумя валами, обеспечивая таким образом безударное включение. Работа синхронизаторов других передач не отличается от работы рассмотренного синхронизатора III передачи.

Промежуточная шестерня 12 (рис. 129, г) заднего хода с метал-локерамической втулкой свободно вращается на неподвижной оси 11, установленной в отверстии задней стенки картера коробки передач и отверстии прилива задней крышки. Шестерня имеет кольцевую канавку, в которую входит вилка включения заднего хода. Ось удерживается на месте выступом стопорной пластины, которой зажат промежуточный подшипник ведомого вала.

При перемещении промежуточной шестерни 12 вперед она входит одновременно в зацепление с шестерней промежуточного вала и шестерней ведомого вала. Так, при нейтральном положении всех синхронизаторов включается задний ход.

Механизм переключения передач состоит из трех штоков 14, 16 и 18 (рис. 129, б) с вилками 15 и 17 и рычага 3. Вилки закреплены на штоках болтами и входят в пазы скользящих муфт 6 (см. рис. 128) и 10 синхронизаторов, а вилка 10 (рис. 130) включения передачи заднего хода - в выточку промежуточной шестерни.

Шток 14 (см. рис. 129, б) переключения III и IV передач скользит в отверстиях передней и задней стенок картера коробки передач, а штоки 16 и 18 - в отверстиях задней стенки и бокового прилива картера. Перемещение штоков 14 и 16 вперед ограничивается упором головок штоков в заднюю стенку картера, а штока 18 - Упором дистанционной втулки 20 в заднюю стенку картера. Перемещение назад ограничивается упором их в бобышки на задней крышке коробки передач.

Для фиксации штоков в нейтральном или включенном положении служат шарики 7, 8, 9 (см. рис. 129, в), которые входят в углубления на штоках и прижимаются к ним пружинами. Шарики с пружинами находятся в стальных втулках, запрессованных в картер коробки передач с правой стороны.

Пружина шарика 9 фиксатора заднего хода имеет большую Жесткость и для отличия от пружин фиксаторов штоков переключена ния передних передач окрашивается в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие.

Механизм переключения передач снабжен замком для предотвращения одновременного включения двух передач. Замок состоит из сухаря 21 (см. рис. 129, б) диаметром 4 мм, установленного в отверстии штока включения III-IV передач, и двух сухарей 19 и 22 диаметром 8 мм, установленных в канале задней стенки картера между штоками.

Рис. 129. Разрезы коробки передач: а - по вилке III и IV передач; б -по механизму переключения передач (продольный)а 1 - запорная втулка; 2 - дистанционная втулка; 3 - рычаг переключения передач; 4 - упор-дачик; 8 - шарик фиксатора III и IV передач; 9 - шарик фиксатора передачи заднего хода; 12 - промежуточная шестерня заднего хода; 13 - шестерня заднего хода промежуточного дач; 16 - шток вилки включения 1 и II передач; 17 - вилка включения 1 и II передач; 70 - дистанционная втулка

в - по шарикам фиксаторов; г - по шестерням заднего хода подушка; 5 -упорная втулка; 6 -стержень рычага; 7 -шарик фиксатора I и II шестерня заднего хода ведомого вала; 11 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 14 _ шток вилки включения III и IV передач; 15 - вилка включения III и IV 14 - шток вилки включения передачи заднего хода; 19, 21, 22 - блокировочные сухари

При перемещении штока 16 включения I-II передач сухарь 79 выходит из углубления этого штока и входит в углубление штока 14, одновременно через сухарь 21 вводя в выемки штока 18 сухарь 22. Таким образом, штоки 14 и 18 оказываются застопоренными в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание штоков 14 и 16 при перемещении штока 18 включения заднего хода.

Если перемещается шток 14 включения III-IV передач, то сухари 19 и 22 выходят из его выемок, входят в выемки штоков 16 н 18 и запирают их в нейтральном положении.

Рычаг 3 (см. рис. 130) переключения передач имеет утолщение в виде шаровой головки, на которой он качается в сферической части штампованной опоры 4. Пружина 2 прижимает рычаг к поверхности опоры и удерживает его. От проворачивания рычаг удерживается в опоре направляющим штифтом, конец которого входит в отверстие шаровой опоры.

Если передачи не включены и рукоятка рычага отпущена, то пружина 1 оттягивает рычаг в крайнее положение до упора выступа рычага в направляющую чашку 5. При этом нижний конец рычага находится в пазу головки штока 8 включения III-IV передач.

При включении I или II передачи рукоятку рычага перемещают влево до упора нижнего конца рычага в ограничительный болт 6. В этом положении оттяжная пружина 1 растянута.

Для включения заднего хода необходимо нажать на рычаг, сжав пружину 2, чтобы выступ рычага опустился ниже направляющей чашки 5, а затем переместить рукоятку рычага вправо и назад. В этом положении рычаг удерживается оттяжной пружиной 1. При переводе рычага переключения передач в нейтральное положение пружина 2 поднимает рычаг вверх.

Рис. 130. Поперечный разрез коробки передач по механизму переключения передач: 1 - оттяжная пружина рычага; 2 - пружина; 3 - рычаг; 4 - шаровая опора; 5- направляющая чашка; 6 - ограничительный болт; 7 - шток вилки включения I и II передач; 8 - шток вилки включения III и IV передач; 9 - шток вилки включения передачи заднего хода; 10 - вилка включения передачи заднего хода

На верхний конец рычага надевается стержень 6 (см. рис. 129), в котором установлен демпфер, состоящий из резиновой упорной подушки 4, двух резиновых упорных втулок 5, пластмассовой дистанционной втулки 2 и пластмассовой запорной втулки 1. Демпфер устраняет вибрацию рукоятки и стержня при движении автомобиля.

Примечание. С января 1974 г. у штока 18 (см. рис. 129) вилки включения заднего хода изменено расстояние между выемками под шарики фиксаторов с 15 до 17 мм и укорочена дистанционная втулка 20 с 20,4 до 18,4 мм. Заменять эти "етали старой конструкции новыми можно только комплектно, т. е. если мениетси шток, то необходимо заменить и дистанционную втулку, и наоборот.

На некоторых автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 выпуска с середины 1972 г. в задней крышке коробки передач против штока включения заднего хода может быть отверстие с резьбой М14Х1А закрытое пробкой. На автомобилях ВАЗ-21011, цдЗ-21021 и BA3-2I03 в это отверстие ввертывается включатель фонаря заднего хода.

Похожие публикации