Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Что влияет на уровень урбанизации. Влияние урбанизации на человека

Реферат

Тема: “Воздействие урбанизации на экологию”

Выполнил: Студент гр. XXXXXX

Тула 2003

Введение

Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского населения в города.

Актуальность данной темы заключается в следующем:

· большинство граждан мира рождаются горожанами;

· в начале третьего тысячелетия в городах проживает пять с половиной миллиардов из семи миллиардов людей;

· урбанизация влияет на экологическое состояние окружающей среды.

Целью реферата является:

1. Дать определение понятию урбанизации и экологии;

2. Определить предпосылки урбанизации;

3. Раскрыть действие антропогенных факторов на природу и человека;

В реферате мной использовались работы таких ученых как: , и

2. Понятие экологии и урбанизации.

Экология – наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов и сообществ со средой обитания, рассматриваемая как раздел биологии (биоэкология), а в современном понимании (глобальная экология) – комплексная научная дисциплина о взаимоотношениях человека, природы и общества.

Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов и непрерывный темп увеличения численности их жителей, то есть идет урбанизация. Она, по-видимому, влечет за собой самые значительные социальные преобразования в. истории человечества.

Урбанизация (от лат. urbanus - городской) - это процесс повышения роли городов в развитии общества. Особые городские отношения охватывают социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, размещение производства и расселение.

3. Предпосылки урбанизации.

Предпосылками урбанизации являются: рост индустрии, углубление территориального разделения труда, развитие культурных и политических функций городов.

Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение людей из сельского окружения и ближайших мелких городов в крупные (на работу, по культурным и бытовым потребностям).

Города существовали с глубокой древности, однако урбанистическая цивилизация возникла лишь в нашем столетии. Если население планеты в целом удваивается за 35 лет, то городское население - за 11 лет. Причем крупнейшие центры растут вдвое быстрее небольших городов.

В начале XIX века в городах мира проживало лишь 29,3 млн. человек (3% населения Земли); к 1900 г,4 млн. (13,6%); к 1950 гмлн, (28,8%);

а к 1млн. (41,1%). Можно сказать, что теперь большинство граждан мира рождаются горожанами. Доля городского населения в Европе составляет 69%, в Азии - 38%, в Африке - 20%, в Северной Америке - 75%, Латинской Америке - 65%, в Австралии и Океании - 76%. Особенно велика доля городского населения в развитых странах: в США - около 73%, во Франции - 78%, в Германии - около 85%, в Великобритании - 91%. Страна считается почти полностью урбанизированной, если 4/5 ее населения проживает в городах. Примером является Великобритания, в которой на протяжении 35 лет наблюдается относительная стабильность городского и сельского населения. В то же время в Африке и Азии процессы урбанизации в настоящее время особенно динамичны, что связано с быстрым развитием государств этих континентов, В развивающихся странах процесс урбанизации характеризуется не только темпами, но и неоднородностью - стремительный рост самых больших городов происходит при умеренном росте средних и стагнации мелких. Именно в крупные центры устремляются мигрирующие потоки из если. потому что только такие города обладают необходимой инфраструктурой для нового промышленного строительства .

При нынешних темпах рождаемости к началу следующего тысячелетия из прогнозируемой общей численности мирового населения в 7 млрд. 5,5 будут жить в городах. Идет формирование сплошного урбанистического мира. Некоторые городские агломерации давно приобрели гипертрофированные размеры - стали мегаполисами. Например, к 1960 г. в Мехико уже прожива­ло около 25% населения Мексики, в Буэнос-Айресе - почти 30% населения Аргентины, а в Монтевидео - более половины населения Уругвая. По демогра­фическим прогнозам, к 2000 году Ь0% населения США будет жить в трех мегаполисах: в городе, состоящем из Сан-Франциско и Сан-Диего (около 20 млн человек); в городе, который и Объединят Чикаго и Питтсбург (около 20 млн.), и в городе, объединяющем Бостон, Нью-Йорк и Вашингтон (около 80 млн.). Последний мегаполис будет представлять собой полосу сплошной вось­мисоткилометровой застройки, футурологи предрекают, что такого рода конг­ломераты займут обширные площади материков и в первую очередь их бере­говую линию.

4. Действие антропогенных факторов на природу и человека.

В крупных городах переплелись как положительные, так и отрицательные стороны научно-технического прогресса и индустриализации. Создана новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов. Одни их них, такие как загрязнение атмосферного воздуха, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, являются непосредственным продуктом индустриализации, другие, такие как сосредоточение предприятий на ограниченной территории, высокая плотность населения, миграционные процессы и т, д., - следствие урбанизации как формы расселения.

Здоровье людей в значительной мере зависит от качества как природной, так и антропогенной среды. В условиях большого города влияние на человека природного компонента ослаблено, а действие антропогенных факторов резко усилено. Города, в которых на сравнительно небольших территориях концентрируется большое количество людей, автотранспорта и различных предприятий, являются центрами техногенного воздействия на природу. Газовые и пылевые выбросы промышленных предприятий, сброс ими в окружающие водоемы сточных вод, коммунальные и бытовые отходы крупного города загрязняют окружающую среду разнообразными химическими элементами. В большинстве.промышленных пылей и отходов содержание таких элементов, как ртуть, свинец, кадмий, цинк, олово, медь, вольфрам, сурьма, висмут и др., в сотни, тысячи и десятки тысяч раз выше, чем в природных почвах. Вокруг Мончегорска почвы загрязнены никелем и кобальтом с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) более чем в 10. раз, а вокруг Братска, Новокузнецка, Волгограда и Красноярска - фтором с превышением ПДК в 10-30 раз.

Атмосферный путь поступления токсичных веществ в организм человека является ведущим, так как в течение суток он потребляет около 15 кг воздуха, 2,5 кг воды и примерно 1,5 кг пищи, кроме того, при ингаляции химические элементы поглощаются организмом наиболее интенсивно. Так, свинец, поступающий с воздухом, абсорбируется кровью приблизительно на 60%, тогда как поступающий с водой - на 10%, а с пищей - лишь на 5%. Загрязнением атмосферы обусловлено до 30% общих заболеваний населения промышлен­ных центров. По данным, содержащимся в Государственном докладе о состоянии природы России (1991 г.), только 15% горожан проживает на территории с допустимым уровнем загрязнения воздуха. В связи с развитием в городах различных видов промышленности, в особенности химической, в атмосферу выбрасывается все большее количество вредных веществ. Так, в продукции и выбросах химических предприятий Уфы, Щелково, Ногинска, Чапаевска, Дзержинска. в золе мусоросжигающих предприятий Москвы, Мурманска, а также ряда других городов установлено повышенное содержание вредных для здоровья диоксинов.

Облака черного дыма впервые окутали многие города Европы и Америки в XIX - начале XX века. Лидер промышленной революции - Великобритания заняла первое место и по загрязнению воздуха. Лондон стал известен своим густым туманом, который придал своеобразный колорит детективным историям, но сократил жизнь многих горожан. Однако на заре индустриализации степень воздействия загрязненного воздуха на здоровье не была определена, так как в этот период в результате улучшения санитарных условий и питания произош­ло резкое снижение смертности от инфекционных болезней, что замаскировало вред, приносимый загрязненным воздухом. В 1943 году жители Лос-Анджелеса стали жаловаться на периодическое появление в воздухе раздражающей светло-голубой дымки. Эксперты установили ее связь с присутствием сернистого газа. Промышленный выброс этого вещества был сокращен, но дымка над городом продолжала появляться. Исследования показали, что углеводы, содержащиеся в парах бензина, взаимодействуя с другими загрязнителями, под действием солнечных лучей образуют новые соединения. Администрация города решила ликвидировать утечку газов из бензохранилищ многочисленных нефтеперегонных заводов, однако дымка над городом все не исчезала. Тогда стало ясно, что загрязнителями воздуха являются автомобили. Так мир был познакомлен с фотохимическими окислителями - соединениями озона с различными веществами, которые образуются путем взаимодействия углеводородов с окислами азота , выделяемыми автомашинами и энергетическими предприятиями, при солнечном свете.

Термин "смог" был впервые применен к облаку, нависшему над Лос-Анджелесом. С увеличением числа автомашин подобное явление стало наблюдаться и над другими городами.

В настоящее время автомобиль стоит на первом месте по абсолютному выбросу газов. Он источник почти половины загрязнителей воздуха. Главный вред причиняет угарный газ, однако негативно на организм человека влияют также углеводы, окислы азота, содержащиеся в выхлопных газах, и фотохимические окислители.

В России по транспортным выбросам лидирует Москва - 801 тыс. т в год и Петербург - 244 тыс. т, далее идет Краснодар - 150 тыс. т. Окислы азота при контакте с влажной поверхностью легких образуют кислоты, а те, в свою очередь, - нитраты и нитриты. Как сами кислоты, так и их производные оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки, особенно глубоких отделов дыхательных путей, что может привести к рефлекторным расстройствам дыхания и даже отеку легких. Кроме того, нитраты и нитриты переводят оксигемоглобин в метагемоглобин, что вызывает. кислородную недостаточность.

Среди источников загрязнения, отрицательно влияющих на здоровье человека, автомобиль играет значительную, но не основную роль. Автомобили являются причиной 10-25% заболеваний, хотя, как мы уже говорили, вырабатывают почти половину всех загрязнителей воздуха. Окислы серы и разнообразные мелкие частицы (смеси сажи, пепла, пыли, капелек серной кислоты, асбестовых волокон и т. д.) вызывают больше болезней, чем выхлопные газы автомобилей. Они поступают в атмосферу от электростанций, заводов и жилых домов. Окислы серы и частицы пыли обычно концентрируются в местах наиболее интенсивного сжигания угля, они опасны, главным образом, зимой, когда сжигается больше топлива. Фотохимический смог, наоборот, бывает более плотным в летнее время. В России диоксида серы выбрасыва­ется в атмосферу больше всего в Норильске - 2,4 млн. т в год, а мелких твердых частиц - в городе Асбест (240 тыс. т в год). Доказано, что высокая концентрация окислов серы и мелких частиц усугубляет течение хронических респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Наиболее драматичные примеры загрязнения воздуха: в долине Мааса В Бельгии, 1930 гзаболевших, 60 умерших; в Доноре, штат Пенсильвания, 1948 гзаболевших, 20 умерших; в Лондоне, 1952 гзаболевших, 4000 умерших. В каждом из этих случаев смертность возрастала или снижалась в соответствии с измене­ниями загрязнения воздуха, независимо от климатических условий, и являлась результатом уже существовавших сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Загрязненный воздух поражает прежде всего легкие, наиболее опасны окислы серы и мелкие частицы. Среди заболеваний органов дыхания выделяют острые (простуда, бронхит , воспаление легких). Во всех странах на долю респираторных заболеваний приходится больше случаев, чем на все остальные болезни, вместе взятые. Катар верхних дыхательных путей до сих пор остается самой распространенной болезнью. \

Загрязнение окружающей среды сказывается и на возникновении такого заболевания, как рак легких, хотя основная роль в патогенезе этого заболевания принадлежит курению. Для жителей крупных городов вероятность этой болезни примерно на 20-30% выше, чем для людей, живущих в деревнях или небольших городках. Установлена связь между содержанием твердых частиц в воздухе и частотой рака желудка и предстательной железы. Предполагается, что находящиеся в воздухе окислы азота, соединяясь с другими загрязнениями, образуют нитрозамины - вещества, относящиеся к наиболее активным канцерогенам. Только в Москве ежегодно выбрасывается в атмосферу около 120 тыс. т окислов азота. По-видимому, в возникновении рака легких принимают участие и радиоактивные частицы, рассеянные по всему миру в связи с испытаниями ядерного оружия и деятельностью атомных электростанций . Среди разнообразных радиоактивных веществ наиболее опасен плутоний, отличающийся очень медленным распадом. После аварии на Чернобыльской АЭС на территории Российской федерации в 14 областях - Брянской, Белгородской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Ленинградской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Пензенской, Смоленской, Ульяновской - и Мордовской республике образовались зоны загрязнения площадью почти 55,1 тыс. км2. Получены данные о влиянии загрязненного воздуха на смертность от коронарной болезни. В период экстремального загрязнения наблюдается особенно много таких случаев. Причина кроется отчасти в том, что затрудненное дыхание увеличивает нагрузку на сердце. Другое объяснение -отрицательное влияние на сердце окиси углерода.

Обнаружена связь загрязнения атмосферного воздуха с ростом заболеваний генетической природы, при этом уровень врожденных пороков развития в условиях промышленных городов зависит не только от интенсивности загрязнения, но и от характера атмосферных выбросов. Ряд химических веществ обладает мутагенным действием, которое может проявляться в увеличении частоты хромосомных аберраций в соматических и половых клетках, что приводит к новообразованиям, спонтанным абортам , перинатальной гибели плода, аномалиям развития и бесплодию . В загрязненных районах чаще встречаются неблагоприятно протекающие беременности и роды. Дети, рожденные после патологической беременности, в загрязненных атмосферными выбросами районах, часто имеют низкие массу. тела и уровень физического развития, а также функциональные отклонений сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Отмечено разнонаправленное действие факторов различной интенсивности на человека. Так, большая степень загрязнения воздуха вызывает замедление процессов роста и развития, нарастание дисгармоничности за счет повыше­ния жироотложения, а малые концентрации вредных веществ активируют процессы акселерации . Сравнение антропометрических данных у детей показа­ло, что рост, масса тела и окружность грудной клетки в районе с загрязненным воздухом больше, чем в районах с меньшей степенью загрязнения. Такое явление свидетельствует о возможной стимуляции физического развития воздействием неблагоприятных внешних факторов малой интенсивности (рост и масса тела наибольших величин достигают в районах со средней степенью загрязнения). Однако такое ускорение физического развития сопровождается заметным ослаблением эффективности сердечно-сосудистой системы.

Обнаружена взаимосвязь содержания токсических веществ в крови, моче, волосах и других тканях людей со степенью их вредного действия на организм. Концентрация вещества в тканях и выделениях служит показателем степени неблагоприятного влияния на организм. Выявлены зависимости между уровнями кадмия и свинца в волосах школьников и их умственным развитием. Самый распространенный из токсичных тяжелых металлов - свинец, так как он входит в состав бензина. Переносимые по воздуху никель, кадмий, бериллий и ртуть относительно редки, но в некоторых районах они представляют собой серьезную угрозу. Причем особенно опасно то, что накопление этих металлов в организме начинается с уровня загрязнения, значительно меньшего ПДК.

Загрязнение атмосферного воздуха пробудило в людях большую озабоченность, чем любой другой вид разрушения окружающей среды. Программы мероприятий по предотвращению загрязнения воздуха в крупных городах решались медленно, стоили дорого и часто нарушались. Тем не менее они принесли определенные результаты: так, лондонцы сейчас видят солнце на 70% чаще, чем в 1958 году. В настоящее время большинство развитых стран занялось ликвидацией основных источников загрязнения воздуха. Перевод энергетических установок с угля на нефть и природный газ значительно уменьшил выброс окислов серы. Усовершенствование конструкции автомобилей снизило выброс газов, содержащих окись углерода и углеводороды. Там, где принимаются меры по борьбе с загрязнением воздуха, можно отметить и улучшение состояния здоровья населения.

Дополнительный источник химических веществ для организма городских жителей - сельскохозяйственная продукция. Выращиваемая вблизи городов, она загрязнена удобрениями и пестицидами (их количество часто превосходит разумный уровень), а также осадками, содержащими порой всю таблицу Менделеева. Техногенные потоки в атмосфере отражаются в составе и пространственном распределении атмосферных выпадений, фиксируемых снеговым покровом или почвой. Общий уровень пыли в городах в 30-40 раз выше фонового, а вблизи промышленных предприятий наблюдаются аномальные территории, загрязненность которых в 600 раз выше фоновой. даже в новых микрорайонах крупных городов, сравнительно удаленных от промышленных зон, содержание химических элементов в выпадениях в 2-3 раза выше, чем в фоновых условиях, а непосредственно в зонах промышленного производства их содержание возрастает в 10-20 раз; создавая экстремальные ситуации.

Степень загрязнения почв наиболее интенсивна около предприятий цветной металлургии (в 450 раз выше фоновой), приборостроения (в 300 раз) и черной металлургии (в 250 раз) и менее интенсивна вблизи машинострои­тельных и химических предприятий. Концентрации загрязнителей в атмосфере убывают по экспоненте по мере удаления от их источника, таким образом, и почвы загрязняются с таким же градиентом концентраций - от центра к периферии, что обусловливает высокую степень загрязнения примыкающих к предприятиям жилых массивов.

Существенное влияние на загрязнение почвы оказывают применяемые в сельском хозяйстве химикаты - пестициды, гербициды, которые занимают первое место в загрязнении окружающей среды . Остаточное количество пестицидов обнаружено в 20% проб, взятых в почвах 198 тыс, га сельхозугодий России в 1991 году. Второе место занимают тяжелые металлы, которые значи­тельно опережают такие широко распространенные загрязнители, как окись углерода, сернистый ангидрид, нефтепродукты и фотохимические оксиданты.

Между геохимической структурой загрязнения территорий городов и состоянием здоровья населения существует связь, прослеживаемая на всех этапах - от накопления загрязняющих веществ и возникновения иммунобиоло-гических сдвигов в организме до повышения заболеваемости. В детских садах, расположенных в очагах загрязнения, число детей с высокой степенью микробной обсемененности достигает 32%, в то время как на фоновых территориях - 8%. Показатели заболеваемости детей бронхиальной астмой, бронхитами, отитами, конъюнктивитами коррелируют с массой выпадений. В загрязненных районах города показатели заболеваемости на 40-60% выше, чем верстальных районах.

4.1. Вода.

Одна из особо острых проблем большого города - вода. Исторически развитие человечества связано с водоснабжением - человек начал вести оседлый образ жизни именно возле воды. В последнее время большинство крупных городов испытывают постоянно нарастающие трудности с водоснабжением. Хотя для удовлетворения жизненных потребностей человека достаточно 5 л воды, ему ее требуется значительно больше: только для нужд личной гигиены и бытовых потребностей необходимо расходовать не менее 40-50 л воды. Расход воды в городе составляет в среднем от 150 до 200 л, а в ряде промышленных центров - до 500 л в день на душу населения. В небольших городах вода используется в большей мере на бытовые нужды, тогда как в крупных центрах соотношение между количеством воды на промышленные и бытовые нужды прямо противоположное.

Несмотря на то, что потребление воды неуклонно увеличивается из-за роста населения Земли, главную угрозу представляет не это, а прогрессирую­щее загрязнение рек, озер и подземных вод. В конце XIX века чистота воды представляла частную проблему здравоохранения. Тифы, эпидемические колиты и дизентерия, вызванные бактериями, передающимися через воду, заключается в том, что они обладают высокой биологической активностью и участвуют во многих процессах жизнедеятельности: белковом, жировом, -углеводном, витаминном , минеральном обмене, газо и теплообмене, тканевой проницаемости, клеточном делении, костеобразовании, кроветворении, росте, размножении, иммунобиологических реакциях. Воздействие микроэлементов на обмен веществ тесно связано с их влиянием на активность ферментов, часть микроэлементов входит в структуру гормонов и витаминов.

Загрязнение воды стало предметом интенсивного изучения, так как количество людей, страдающих болезнями, передающимися через загрязненную воду. исчисляется миллионами.

4.2. Шум.

Окружающая среда - сложная система. Это понятие включает в себя не только воздух, почву и воду. Шум также играет значительную роль в жизни человека, особенно в крупных городах. Доказано отрицательное воздействие шума на ЦНС, вегетативные реакции, артериальное давление, деятельность внутренних органов. Высокий уровень шума способствует повышению числа гипертензий и гипотензий, гастритов, язвенной болезни желудка, болезней желез внутренней секреции и обмена веществ, психозов, неврозов, болезней органов кровообращения. У лиц, проживающих в шумных районах, чаще выявляются церебральный атеросклероз , увеличенное содержание холестирина в крови, астенический синдром. Доля новорожденных с пониженной массой возрастает соответственно увеличению уровня шума.

Возможно нарушение функций нервной системы при воздействии шума связано со сдвигами обмена веществ в нервной ткани. Головной мозг - орган высокой физиологической активности - очень чувствителен к кислородному голоданию. При воздействии шума развивается гипоксия мозга, так как шум повышает тонус сосудов мозга, снижает кровенаполнение его тканей, что является следствием изменения состояния сосудодвигательного центра в ответ на шумовое раздражение. Вегетативные реакции, сопровождающиеся ухудшением кровообращения различных органов, нарушением сердечной деятельности, изменением артериального давления, особенно выражены при шумовом воздействии в 65-95 дБ.

При действии шума происходит уменьшение содержания сахара в крови до нижнего уровня нормы, что вызывает активизацию надпочечников и повышение концентрации адреналина в крови. Длительное воздействие шума угнетает функцию надпочечников, что приводит к резкой гипогликемии. Шум в 60 дБ, регистрируемый иногда на городских транспортных магистралях, снижает некоторые показатели иммунитета. Обнаружение ремостабильных аутоантител в низких концентрациях расценивается специалистами как компенсаторная реакция на действие неблагоприятных факторов среды. Такие аутоантитела относятся к разряду аутоагрессоров, и выраженное повышение их содержания при действии шума может способствовать формированию патологических процессов. Таким образом, воздействуя на кору больших полушарий головного мозга и центры вегетативной нервной системы, шум отрицательно влияет на различные органы и системы человека.

5. Заключение.

Урбанизация неоднозначно действует на человеческое общество: с одной стороны, город предоставляет человеку ряд общественно-экономических, социально-бытовых и культурных преимуществ, что положитель­но сказывается на его интеллектуальном развитии, дает возможность для лучшей реализации профессиональных и творческих способностей, с другой

Человек отдаляется от природы и попадает в среду с вредными воздействи­ями - загрязненным воздухом, шумом и вибрацией, ограниченной жилпло­щадью, усложненной системой снабжения, зависимостью от транспорта, постоянным вынужденным общением со множеством незнакомых людей - все это неблагоприятно сказывается на его физическом и психическом здоровье.

Положение усугубляется тем, что города-гиганты развивались стихийно и, как правило, без учета биологических потребностей и психологических особенностей человека. Современный большой город с его громадными прямоугольными зданиями из стекла и бетона, вдоль и поперек пересеченный транспортными магистралями с бесконечным потоком автомобилей, изрыгаю­щих из своих недр удушающие выхлопные газы, ограниченными возможностями пешего передвижения, непрерывным шумом и бесконечной сутолокой подавляет биологическую природу человека, лишает необходимой физической нагрузки, угнетает его психику. Уставший житель города, с присущей ему повышенной раздражительностью, немотивированной озабоченностью, общей вялостью, ищет освобождения от этого состояния на лоне природы, в кино, театрах или у телеэкранов, в чтении литературы или других подобных занятиях, но это не дает желаемого результата. Усталость накапливается и реализуется в нарушении тех или иных функций организма.

Проблемы, связанные с урбанизацией, необходимо решать не отдельными частными мероприятиями, изыскивая скороспелые и малоэффективные решения, а разработав комплекс взаимосвязанных социальных, экологических, технических и других мер. Во всех случаях человек и окружающая среда должны рассматриваться как единое целое.

Литература:

1. Общая биология. Проф. . Под. Ред. .

2. , Торшин человека. М., 1994.

3. Реймс. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.

Двадцать первый век – это век урбанизации, когда происходит стремительное изменение не только самого человека, но и изменение системы ценностей, норм поведения, интеллекта. Такое явление охватывает социальную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру. Понять, что такое урбанизация, не сложно, важно узнать, какие последствия она несет.

Урбанизация - что это?

Урбанизация – это увеличение городских поселений и распространение городского образа жизни на всю часть поселений. Урбанизация – это многосторонний процесс, в основу которого положены исторически сложившиеся формы общественного и территориального разделения труда. Урбанизация означает рост больших городов, повышение городского населения в стране. Такое сосредоточение тесно связано с ложной урбанизацией.

В разных странах увеличение поселений проходит с различной динамикой, поэтому все страны мира условно делят на три группы:

  • высокий уровень урбанизации – 73%;
  • средний – больше 32%;
  • низкий – меньше 32%.

Согласно такому разделению Канаду по уровню урбанизации относят к четвертому десятку, здесь ее уровень составляет более 80%. В России уровень составляет 73%, хотя увеличение поселений не всегда связано с положительными моментами. В нашей стране такой уровень возник из-за значительных противоречий:

  • неспособности принимающих городов адекватно решить вопрос с миграцией;
  • сложного экономического положения;
  • нестабильности в политической сфере;
  • неравенства в развитии регионов, когда жители из деревень стремятся в мегаполисы.

Ложная урбанизация

Ложная урбанизация – это стремительный рост населения, при этом такое явление не сопровождается достаточным ростом числа рабочих мест, поэтому появляются толпы безработных людей, а недостаток жилья приводит к появлению неблагоустроенных городских окраин, где царят антисанитарные условия. Такое явление нередко затрагивает страны Африки и Латинской Америки, где наряду с высокой концентрацией населения уровень жизни везде низкий. Возросшая социальная напряженность увеличивает рост преступности.

Причины урбанизации

Мировая урбанизация привела к тому, что сельское население из близлежащих сел и мелких городов все чаще обращается в крупные города по бытовым или культурным вопросам. Существуют следующие причины урбанизации в настоящее время:

  1. Развитие промышленного производства в крупных городах.
  2. Избыток рабочей силы.
  3. Более благоприятные условия проживания в больших городах по сравнению с сельскими.
  4. Формирование широких пригородных зон.

Плюсы и минусы урбанизации

Качество городской жизни имеет прямую связь с тем, насколько обоснованным является уровень увеличения поселений, положительные и отрицательные стороны урбанизации. Если резко повышается этот уровень, качество городской жизни значительно падает, в городе исчезают рабочие места. Поэтому здесь важное место занимают инфраструктура города и уровень торговли, уровень дохода городских жителей, их обеспеченность. Также еще одним фактором городской жизни является экологическая безопасность, ее уровень.

Чтобы понять, что такое урбанизация, необходимо посмотреть на ее положительные и отрицательные стороны. Например, у России сейчас протекает тяжелый переходный период, когда в селе происходят необратимые процессы. Только с помощью определенной государственной политики, сбалансированного расселения народа в городах возможно сохранить общенациональные традиции, культуру.

Плюсы урбанизации

Большая часть населения проживает в больших городах и причиной тому послужили положительные стороны урбанизации:

  • Повышение производительности труда;
  • Создание мест для научных исследований и отдыха;
  • Квалифицированная медицинская помощь;
  • Санитарно-гигиенические условия.

Минусы урбанизации

На сегодняшний день поселения начали резко возрастать. Этот процесс сопровождается ростом крупных городов, загрязнением окружающей среды, ухудшением условий проживания в регионах. В атмосфере больших городов содержится больше концентрации токсичных веществ по сравнению с сельскими местностями. Все это вызвало отрицательные стороны урбанизации и привело к:

  • нарушению равновесия в распределении населения на территории;
  • поглощению крупными городами самых плодородных и продуктивных участков планеты;
  • экологическому нарушению;
  • шумовому загрязнению;
  • проблемам транспорта;
  • уплотнению застроек;
  • снижению рождаемости;
  • росту безработицы.

Урбанизация и ее последствия

По причине того, что большая часть сельских жителей перебралась в большие города, сельское хозяйство перестало удовлетворять все потребности населения. И для того чтобы повысить урожайность почв производства начали использование искусственных удобрений. Такой нерациональный подход привел к тому, что почва перенасытилась соединениями тяжелых металлов. В двадцатом веке население потеряло устойчивость в процессе прироста. Влияние урбанизации привело к крупномасштабному развитию энергетики, промышленности и сельского хозяйства.

Экологические последствия урбанизации

Урбанизация считается главным фактором загрязнения окружающей среды, жители больших городов называют их смогополисами, они на 75% загрязняют атмосферу. Ученые исследовали химическое влияние урбанизации на природу и выяснили, что шлейф загрязняющего воздействия от крупных городов прослеживается еще на расстоянии пятидесяти километров. Недостаток необходимых средств служит тяжелым препятствием на пути к улучшению городской среды, переход к малоотходным технологиям, строительство перерабатывающих комбинатов.

Автомобиль является самым большим источником загрязнения атмосферы. Главный вред исходит от угарного газа, помимо этого люди ощущают на себе негативное влияние углеводов, окислов азота, фотохимических окислителях. Урбанизированный человек ежедневно подвергается кислородной недостаточности, раздражению слизистых оболочек, глубоких отделов дыхательных путей, в результате чего может возникнуть отек легких, простуда, бронхит, рак легких, коронарная болезнь, врожденные пороки.


Влияние урбанизации на биосферу

Прирост городских поселений отрицательно воздействует на биосферу, из года в год такое воздействие возрастает. Выхлопные газы транспортных средств, выбросы промышленных предприятий, тепло и электростанции – все это следствия урбанизации, из-за чего в атмосферу попадает диоксид азота, сероводород, озон, предельные углеводороды, бензапирен, пыль. В крупных городах мира уже перестали обращать внимание на смог. Не многие до конца понимают, что такое урбанизация, и какую опасность несет. Если бы улицы городов озеленили, отрицательное воздействие на биосферу снизилось.

По мере того как нарастает техносферизация, удаляются естественные первоосновы биосферы, которая отвечает за воспроизводство и распространение жизни на Земле. Вместе с тем, как человечество постепенно переходит к техногенезу, биосферное биологическое вещество существенно трансформируется, что отрицательно сказывается на формирующихся из него организмах. Искусственно созданные техносферно-биологические компоненты могут самостоятельно эволюционировать и их невозможно устранить из естественной среды.

Влияние урбанизации на здоровье населения

Создавая урбанистическую систему, люди создают вокруг себя искусственную среду, повышающую комфорт жизни. Но это отрывает людей от естественной природной среды и нарушает природные экосистемы. Негативное влияние урбанизации на здоровье человека проявляется тем, что понижается физическая активность, питание становится нерациональным, некачественные продукты приводят к появлению ожирения и диабета, развиваются сердечно сосудистые заболевания. Городская среда негативно влияет на физическое и психосоматическое здоровье людей.

Самые урбанизированные страны

В древности самый урбанизированный город был Иерихоном, где девять тысячелетий назад проживало приблизительно две тысячи человек. Сегодня такое количество можно отнести к крупному селу или небольшому городку. Если свести количество проживающих в десяти самых населенных городах планеты к одному целому, то сумма составит почти двести шестьдесят миллионов человек, а это 4% всего населения планеты.

Современной человеческой цивилизации свойственны стремительные темпы урбанизации. Они обусловлены двумя факторами - «демографическим взрывом» второй половины XX ст. и научно-технической революцией во всех сферах.

Урбанизация (от лат. urbanos - городской) означает процесс роста городов и городского населения, а также повышение их роли в социально-экономической и культурной жизни общества. Способы возникновения городов в истории человечества были разными. Города возникали как совместные поселения ремесленников, что облегчало их производственную деятельность, как центры торговли, как военные укрепления (крепости).

Процесс мировой урбанизации начался в Европе, где впервые начали формироваться города благодаря концентрации средств производства, большой промышленности. Становление урбанизации началось на изломе XVIII- XIX ст., когда города в Западной Европе сосредотачивали важнейшие средства производства и занимали ключевые позиции в мировой экономике. Локальное развитие городов заложило определенную пространственную последовательность мирового процесса урбанизации: Западная Европа - Северная Америка - Австралия и Океания - Восточная Европа- Латинская Америка - Азия - Африка.

Уже сегодня во многих странах мира, особенно экономически развитых, доля городского населения составляет 85-90%. По прогнозам Комиссии ООН по народонаселению, в начале XXI ст. в городах будет жить не меньше 51% всего населения земного шара, тогда как в 1970 г. доля городского населения составляла всего 38,6%. Появляются и растут многомиллионные города - мегаполисы (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Москва и др.), увеличивается их количество, размеры и проблемы.

До 1918 г. Украина была аграрной, в ее городах жило всего 18% населения. Интенсивная урбанизация в Украине началась в 1926-1939 гг., когда был взят курс на индустриализацию народного хозяйства, т.е. всего лишь за 13 лет численность городского населения выросла в 2,4 раза.

За период с 1940 по 1970 гг. численность городского населения в Украине увеличивалась уже значительно более низкими темпами, так как за 30 лет оно увеличилось лишь в 1,9 раза. С середины 50-х годов XX ст. начался новый этап интенсивного роста количества городов и численности городского населения в Украине. Только за последние 30 лет доля городского населения в Украине выросла в 2,2 раза и составляла на конец XX ст. около 70% общей численности населения страны. По количеству больших городов (с населением свыше 100 тыс.) наше государство теперь занимает одно из ведущих мест среди стран мира, таких городов в мире сегодня насчитывается 61.

В Украине есть 7 городов с населением, которое превысило или почти достигает миллиона человек: Киев, Днепропетровск, Одесса, Донецк, Харьков, Запорожье и Кривой Рог. Кстати, для Киева последние 30 лет ознаменовались чрезвычайно интенсивным демографическим развитием: численность его населения выросла почти в 2,5 раза и по состоянию на конец 2001 года достигла 2 млн. 600 тыс. жителей.

Урбанизацию невозможно рассматривать без взаимосвязи с развитием общественного производства, в частности тяжелой индустрии, энергетики, химической промышленности и т.п. Вместе с наращиванием промышленного потенциала, созданием новых отраслей производства в больших городах возрастает численность населения. Современные большие города - это центры сосредоточения многоотраслевой промышленности, разветвленной транспортной сети в густонаселенных жилых массивах. Причем важнейшим источником роста городского населения была, и все еще остается миграция сельских жителей в города. На нее приходится более половины прироста городского населения в Украине.

Современный город предоставляет своим жителям много преимуществ экономического, социального и субъективного характера, а именно:

наличие рабочих мест и возможность их замены; сосредоточение учреждений науки и культуры; обеспечение высококвалифицированной медпомощью; возможность создавать лучшие жилищные и социально-бытовые условия жизни; развитие международной и региональной культуры.

Несмотря на преимущества городской жизни, городская среда для людей является искусственной и оторванной от природной, той, в которой тысячелетиями проходила их жизнь. Искусственная городская среда вредно влияет на здоровье населения из-за загрязнения атмосферного воздуха, дефицита солнечного света, воды, а также стрессовых ситуаций, обусловленных напряженным ритмом жизни, скученностью населения, недостаточностью зеленых насаждений и т.п. Опасность для здоровья людей в городе представляют: шум, вибрационные нагрузки, транспортные проблемы, влияние электрических, магнитных, ионизационных полей.

Итак, в условиях большого города обостряются все стороны жизнеобеспечения людей: снабжение достаточного количества полноценных продуктов питания и питьевой воды, контроль и предотвращение загрязнения воздуха, водных ресурсов, почв, утилизация и захоронения накопленных вредных производственных и бытовых отходов, а также социальные проблемы, связанные с резким уменьшением свободного «жизненного» пространства, ростом городов в высоту, увеличением заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей среды и прочие.

Основные опасности жизни в урбанизированной среде следующие: загрязнение атмосферы городов, городских помещений, питьевой воды и т.д.

Урбанизация (франц. Urbanisation, от лат. urbanus - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, выражающийся в преимущественном сосредоточении населения, экономики, культуры и т. д. в крупных городах, с одной стороны, с другой -распространение стандартов городской культуры и в целом образа жизни на сельскую местность. Интенсификация данного процесса тесно связана с индустриализацией. Урбанизация оказала огромное влияние на расселение населения (резкое сокращение удельного веса сельского населения в пользу городского), его демографическую и социально-профессиональную структуру, образ и уровень жизни и др. Исторически урбанизация была обусловлена необходимостью и эффективностью концентрации различных форм и видов деятельности {материальной и духовной), общения, усиления взаимосвязей между различными сторонами человеческой жизнедеятельности. Она способствовала преодолению культурной и социальной отсталости в сельских поселениях, становлению современной экономики и т. д.

Процесс урбанизации прошел два этапа. Первый характеризуется большими перемещениями сельского населения в города, ростом числа городов, концентрацией и накоплением экономического, культурного потенциала в крупных городах. На втором этапе происходит распространение сложившихся стандартов городской культуры через средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) и их освоение населением мелких городов и сельских поселений. Урбанизация резко изменила характер расселения населения - его точечная форма заменилась агломерациями. Вокруг крупнейших городов образовались системы поселений, вовлекая в среду влияния все новые территории.

Урбанизация имеет ряд негативных последствий: нарушается равновесие в распределении населения по территории; экологические нарушения, проблемы нездоровой среды обитания населения - шума, загрязнения воздуха, инфекционной опасности, ультразвуковых излучений, проблемы транспорта, уплотнения застройки и др.; негативные социальные последствия - рост преступности, наркомания, проституция и т.д.

Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией. Урбанизация - важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяются три этапа:

1. начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке;

2. первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;

3. вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.

Урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.

Черты урбанизации Примеры проявления
1. Быстрые темпы роста городского населения За вторую половину XX века доля городского населения выросла на 16% (при этом ежегодно численность городского населения увеличивается на 50 млн чел.)
2. Концентрация населения преимущественно в больших городах В начале XX века больших городов (свыше 100 тыс. чел.) было 360, к настоящему времени - более 2500

Число городов-миллионеров превысило 200. 20 городов мира имеют численность населения более 10 млн чел.

3. "Расползание" городов, расширение их территории Формирование агломераций. Например, Мехико, Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорк с численностью населения 16-20 млн чел.

Формирование мегалополисов: Босваш (45 млн чел.), Токайдо (60 млн чел.) и др


При наличии общих черт процесс урбанизации в разных странах имеет свои особенности, которые выражаются в уровне и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации можно выделить:

Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень - в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название "городской взрыв". Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации - переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus – городской, urbs – город), исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни , культуру, размещение производит, сил, расселение и т.д. У. оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.

В 3–1-м тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, в греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. В городах средневековья и эпохи Возрождения формировались элементы капиталистического способа производства, буржуазной культуры. Усиление процесса У. в 19 в. вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, интенсификации сельского хозяйства, развитию средств транспорта и связи, медицины и т.д. К. Маркс отмечал роль «городских отношений», проникновение которых в деревню характеризует «новейшую историю» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 470).

Городского население СССР между 1926 и началом 1975 выросло почти в 5,8 раза, с 26,3 млн. до 153,1 млн. чел. К середине 1976 его доля составила 62%.

Доля городского населения по другим районам мира составляла (к 1970): в зарубежной Европе – 63,6%, зарубежной Азии – 24,7%, Африке – 22,3%, Сев. Америке – 74,5%, Латинской Америке – 56,2%, Австралии и Океании – 67,9% всего населения. По отдельным развитым капиталистическим странам доля городского населения составляла: в США – 73,5%, ФРГ – 82,2%, Великобритании – 79,1%, Франции – 70% (1968), Италии – 51,5%. За 1965–70 число горожан в мире росло в 1,5–2,5 раза быстрее, чем всё население мира (см. табл. 1).

Табл. 1. – Динамика городского населения мира в 1800–1970

Год Всё население мира, млн. чел. Городское население, млн. чел. Доля во всем населении мира, %
Всего в т. ч. в городах с населением: Всего городского населения населения городов, имеющих:
20 тыс. чел. и более 100 тыс. чел. и более 20 тыс. чел. и более 100 тыс. чел. и более
1800 906 29,3 23,5 16,6 3,0 2,4 1,7
1850 1171 80,8 54,3 29,0 6,4 4,3 2,3
1900 1608 224,4 151,8 90,8 13,6 9,2 5,5
1950 2400 706,4 566,7 406,0 28,2 22,7 16,2
1970 3628 1399,0 1169,5 863,9 38,6 32,2 23,8

У., развитие городов вызываются объективной необходимостью концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, общения, усилением связей между различными сферами производства, науки и культуры, что, в свою очередь, повышает интенсивность и эффективность социальных процессов. Наиболее эффективно эти процессы протекают в крупнейших городских центрах, больших городах, где особенно плодотворно взаимодействие социально-политических, экономических и научно-технических факторов, культурных традиций, различных слоев населения и т.д. Именно в крупнейших городских центрах возникли и концентрировались передовые социальные идеи и движения. К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали роль городов в развитии рабочего движения (см. там же т. 2, с. 354; т. 23, с. 514). «Столицы или вообще крупнейшие торгово-промышленные центры..., – писал В. И. Ленин, – в значительной степени решают политическую судьбу народа...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 40, с. 6–7).

На современном этапе У. наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах (100 тыс. чел. и более). В СССР в 1970 в таких городах проживало 31,2% всего населения, в Великобритании – 45,6%, в Японии – 48,2%. Особое место в этом процессе занимает рост городов-«миллионеров», число которых в мире составляет около 150, в том числе в СССР – 14 (1976).

Процесс У. имеет две стороны, или «фазы». В первой «фазе» происходит концентрация и накопление экономического и культурного потенциала общества в крупных городских центрах, что создаёт условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй «фазе» эти достижения осваиваются другими, не центральными городами и сельскими поселениями, что, в свою очередь, даёт новый импульс для наращивания потенциала главных центров.

Эффективность функционирования этого двуединого процесса зависит от социально-экономической природы общества. При капитализме взаимодействие двух сторон У. оказывается нарушенным; социальная разобщённость противостоит интегративной природе У., столкновение антагонистических интересов классов и социальных групп, частная собственность на землю, противоположность центров и застойной периферии рождают кризис городов. Процесс У. носит стихийный характер. В больших городах капиталистических стран становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб, этнически сегрегированные гетто и т.д. В связи с этим в буржуазном обществе усиливаются антигородские настроения (например, «антиурбанизм» в США).

Важную роль играет процесс У. в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности (быстрая концентрация в городах неподготовленного к «городскому» труду сельского населения, ограниченность материальных ресурсов и т.д.) он способствует становлению современной экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.

При социализме создаются реальные предпосылки для управления У., гармоничного взаимодействия обеих её сторон. Позитивные закономерности городских процессов, интегративные тенденции У. находят благоприятную основу в системе общественных отношений социалистического общества. У., большие города играют ведущую роль в усилении социальной однородности социалистического общества, распространении передовой морали, преодолении патриархальных пережитков и т.д. Возникающие в силу объективной неравномерности городских процессов различия в концентрации населения, распределении потенциала отдельных городов, неодинаковость воздействия на природную среду в больших и малых поселениях, а также др. внутренние противоречия и сложности У. (проблемы транспорта, шума, уплотнённость застройки и др.) преодолеваются с помощью народно-хозяйственного и социального планирования на основе постоянного углубления взаимовлияния центра и периферии, регулируемого, пропорционального развития всех поселений. Расширяется процесс освоения всеми членами общества, всеми районами страны высших материальных и духовных ценностей, накапливаемых в крупнейших экономических и культурных центрах. Таким образом, становится возможным использовать преимущества У. с одновременной нейтрализацией её негативных последствий.

На современном этапе У. меняется характер концентрации населения, её «точечная» форма уступает место агломерациям. Вокруг крупнейших городов стремительно развиваются целые системы поселений, вовлекая в орбиту непосредственного влияния главных центров экономики и культуры страны всё новые районы. В СССР число агломераций (по некоторым оценкам) приближается к 70 (см. табл. 2).

Табл. 2. – Некоторые крупнейшие городские агломерации СССР (1970)

Наименование Площадь, тыс. км 2 Количество городских поселений Численность населения, млн. чел.
всего городское сельское
Московская 8,4 81 10,6 9,7 0,9
Ленинградская 6,6 55 4,4 4,3 0,1
Горьковская 3,2 28 1,9 1,8 0,1
Донецкая 4,1 61 1,8 1,7 0,1
Харьковская 4,5 46 1,7 1,6 0,1
Свердловская 4,3 32 1,6 1,5 0,1

У., «городские отношения» стимулируют культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в развитом социалистическом обществе. На современном этапе, в эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью городской культуры становится городской образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения в насыщенной городской среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных слоев и групп социалистического общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, общей культуры и т.д. Городская культура становится базой преодоления существенных различий между городом и деревней.

Одним из важнейших признаков городского образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах профессиональной деятельности, культуры, личностного общения и т.д. Развитие и специализация социальных потребностей, пространственная подвижность населения усиливают «транслокальные» тенденции городской культуры. Снижается значение местной деятельности в городе, «соседских» контактов. Повышается роль центров крупнейших городов и агломераций, являющихся средоточием социальной активности, центростремительные тенденции становятся одним из основных факторов интеграции социально-пространственного организма города. К. Маркс писал, что «само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 470). В условиях социалистического общества реализуется возможность наиболее полного включения человека (наряду с семейными, производственными и др. группами и коллективами) в единое городское сообщество.

Особую роль в расширении сферы действия урбанизации, городской культуры играют средства транспорта, связи и массовой информации (печать, радио, телевидение), которые приобщают жителей периферийных районов, малых городских и сельских поселений к ценностям больших городов, меняют их культурную ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных городских центров, усиливается процесс концентрации населения в агломерациях. При социализме в районах крупнейших городов и агломераций создаются предпосылки и для преодоления ограниченно-потребительского отношения к природной среде. Природа становится частью городской культуры, урбанизация гармонизирует взаимодействие социальных и собственно природных процессов.

Необходимость разрешения возникающих в ходе У. экологических, социально-культурных, градостроительных и др. проблем требует постоянного совершенствования управления этим процессом в социалистическом обществе. Овладение наиболее существенными закономерностями и механизмами У. повышает эффективность этого управления.

Город можно рассматривать как материальную основу всей жизнедеятельности человека. Он обеспечивает всю жизнь человека: от родильного дома до кладбища. Город - самодостаточная система.
Первые города возникли на заре цивилизации 5 - 6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила как крепости, военно-административные центры. Их размеры и местоположение определялись возможностями доставки продуктов питания. Именно поэтому города в древние и средние века развивались почти всегда на берегах крупных рек, на морских побережьях. Фактически и жизнь современных городов во многом зависит от возможностей сельскохозяйственного производства прилегающего региона.
Большой город для нас всегда связан с большой рекой: транспорт, источник водоснабжения, сброс канализационных вод. Кстати, есть версия, что слова «русские», «Россия» связаны со словом «русло». Славяне селились по руслам рек, а в таежной местности реки исполняли роль транспортных путей зимой и летом.
Другим фактором, который в значительной мере определяет размеры и схемы размещения городов, является развитие транспорта. С возникновением железных дорог стала реализоваться линейная схема размещения городов, они смогли оторваться от крупных водоемов, а с появлением автомобилей градостроительство получает современный вид, реализуя концентрическую схему застройки, разделение на центральный город и пригороды.
В настоящее время растет озабоченность специалистов по поводу неуправляемого роста сверхкрупных городов, агломераций. В социологической литературе их иногда называют раковыми опухолями планеты. В США созданы специальное министерство жилищного строительства и городского развития, комитет по проблемам городов при президенте США. Но в странах с развитыми рыночными отношениями есть такой мощный регулятор городского развития, как высокая цена на землю в больших городах.
В СССР при ведомственном планировании и финансировании капитального строительства любой город стремился заполучить себе как можно больше крупных предприятий. Последствия таких подходов можно проследить по судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятная экологическая ситуация.
В современную эпоху основным фактором возникновения и развития городов является промышленность (Ульяновск). Но могут быть и другие потребности общества. Появляются города науки, научно-производственные, научно-экспериментальные центры (Новосибирский Академгородок, Пущино, Байконур), оздоровительно-курортные центры (Сочи, Анапа), города-порты (Находка, Новороссийск).
Сегодня главным ограничительным фактором развития городов является экология. Она же лежит в основе перехода от крупных городов к агломерациям, урбанизированным районам. Например, Московская агломерация - это десятки средних и малых городов с общей численностью населения в 15 млн человек. Качество природной среды все чаще становится приоритетом при выборе места жительства, определяет миграционные процессы.
Каждый город выполняет определенные функции в народнохозяйственном разделении труда. На основании чего выделяют:
1. Монофункциональные - города с преимущественно одной функцией:
. транспортные центры (крупные железнодорожные узлы, портовые города);
. научные города;
. курортные города;
. административные центры.
2. Полифункциональные - многоцелевые города:
. индустриальные центры;
. транспортные и промышленные центры;
. города, связанные с обслуживанием сельского хозяйства, имеющие градообразующие предприятия (Ульяновск с его автозаводом и авиационным заводом).
3. По демографическому составу встречаются города:
. Со сбалансированным демографическим составом населения.
. С несбалансированным составом населения:
- преимущественно мужским или женским населением;
- с преобладанием пожилого населения или молодежи.
4. По численности населения выделяют города:
. Малые - от 50 до 250 тыс. человек;
. Средние - от 250 до 500 тыс. человек;
. Большие - от 500 тыс. до 2 млн человек;
. Крупные - от 2 до 5 млн человек;
. Сверхкрупные - свыше 5 млн человек.
По времени возникновения выделяют сложившиеся и новые городские поселения. В новых городах часто встречаются серьезные диспропорции, перекосы в социальном, демографическом развитии. Новые города чаще всего формируются в районах нового промышленного освоения. Например, с начала формирования в Западной Сибири нефтегазового комплекса в тайге и тундре было построено 25 городов.
Урбанизация - исторически неизбежный этап расселения среды обитания человека. Ее признаки:
. концентрация производства и населения;
. социально-территориальные различия города и деревни;
. наращивание искусственной сферы.
Указанные признаки являются общими для всех формаций. Они отражают воздействие общественного производства на территориальную организацию общества. Развитие производственных сил и производственных отношений оказывает большое влияние на формы и эволюцию урбанизации общества. Для процесса урбанизации характерно перемещение огромных масс населения из деревни в город, их высокая концентрация в крупных и крупнейших городских поселениях, где образовался целый маргинальный слой так называемых лимитчиков. В итоге деревня обезлюдела, а малые города оказались вне главного направления урбанизации. Так, в 1939 году на малые города и поселки приходился 41% городского населения, а в 1996 г. - только 26%.
Крупнейшие города продолжают расти. К началу третьего тысячелетия число городов-миллионеров увеличилось до 30 (в них проживает 28% жителей страны, в городах с численностью, близкой к миллиону - до 40%). Это обусловлено принципиальными техническими сдвигами и структурной перестройкой экономики. Переход к новым технологиям приводит к превращению городов-миллионеров в мегаполисы. В них выгоднее организовывать производство, торговлю, создавать научные, культурные, образовательные комплексы и т. п. В них выше общественная производительность труда. Мегаполисы будут расти и развиваться до тех пор и до того предела, который окажется обусловлен опять-таки общественной производительностью труда.
Пока же рост городов требует установления жестких ограничений на выброс газов, твердых частиц, стоков промышленных и коммунальных отходов и т. п. Например, бурный, бесконтрольный рост Токио, резкое увеличение числа автомобилей в нем привели к многочасовым автомобильным пробкам. Теперь свои автомобили японцы снабжают портативными туалетами.
Жизнь в мегаполисах необратимо изменяет человека, его восприятие природы и его психику. Это может оказаться опасным для будущего человечества. Условия жизни в крупных городах во многом противоречат генетической приспособляемости человека. На заре антропогенеза люди существовали либо большими семьями, либо небольшими общинами: каждый был на виду. Они жили в условиях не конкуренции, а взаимопомощи. Все это создало определенный психологический стереотип и тот психологический настрой, который служил источником психологического здоровья, развивал чувство единения людей с природой. Такой образ жизни сохранялся не менее двух миллионов лет.
Теперь огромные массы людей живут вдали от природы, в квартирах - каменных гнездах; несмотря на давку в общественном транспорте каждый человек социально анонимен. Индивид борется с городской реальностью, так как она порождает то, что человеку биологически не свойственно. Пьянство, наркомания, хулиганство и т. п. - своего рода злобный протест, рождающий преступления.
Мегаполисы - одно из проявлений общепланетарного кризиса. Преодолеть его можно только в рамках новой цивилизации, новой структуры социальных отношений и ценностей. Но идти по пути непродуманной социальной инженерии - дело рискованное. Нужны взвешенные меры. В их числе усвоение аксиомы: человек - элемент биосферы, и он может развиваться только в развивающейся биосфере. Это принцип коэволюции человека и биосферы. В третьем тысячелетии людям надо учиться жить на Земле, чтобы природа и общество могли совместно развиваться. Человек должен вписывать создаваемые им искусственные явления в биосферу, чтобы они развивали ее. Это новый кругооборот веществ должен быть согласован с возможностями природы и должен содействовать ее развитию и стабильности.
Отсюда вытекают многие требования к созданию мегаполисов:
. планирование жилой застройки;
. планирование и размещение промышленных предприятий;
. расширение парковых зон;
. доступность и легкость контактов с природной зоной и т. п.
Реализация принципа природной рациональности требует двух трудных, но крайне важных мероприятий:
1. Необходимо разрабатывать перспективную схему мегаполиса, в основу которой может лечь принцип природной рациональности. Но этот принцип будет противоречить частным интересам отдельных граждан и групп лиц (прежде всего тех, кто организует производственную коммерческую деятельность), которые окажут его реализации решительное противодействие.
2. Мегаполисом должна управлять сильная, грамотная власть, способная довести задуманное развитие города до логического конца, справившись с любым эгоизмом и преодолев любую коррупцию.
Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы. Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организауия повседневной жизни людей.
Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых - эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания.
Но самое прискорбное состоит в том, что социальное развитие города до сих пор фактически рассматривается как дело второстепенное, неполноправное и нередко отходящее на задний план.
Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Дивногорска, Набережных Челнов, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого - к миграции. Слабое внимание к социальным аспектам ведет к тому, что ряд новых городов оказываются менее удобным для жизни, чем старые, сложившиеся, и неоправданно отстают от тех возможностей, которые имеет страна.
И все же есть способы достаточно эффективно решить эти проблемы на данном уровне: территориальное движение кадров, регулирование занятости населения по полу, совершенствование форм и методов организации досуга, просветительной и оздоровительной работы и т. д.
Город является не только большим скоплением людей, но и концентрацией социальных проблем. Социологи считают, что чем больше город, тем проблемы острее, шире их круг и труднее их разрешить.
Среди социологических проблем города можно выделить следующие:
1. Миграция - перемещение населения, связанное с изменением места жительства. Миграция подразделяется на:
. безвозвратную - с окончательной сменой постоянного места жительства;
. временную - переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок;
. сезонную - перемещение в определенные периоды года.
В качестве мотивов миграции населения из села в город социологи выделяют:
. стремление получить профессию;
. продолжить образование;
. стремление улучшить социально-бытовые условия;
. семейные (женится, выйти замуж);
. нежелание заниматься сельскохозяйственным трудом.
2. Образ жизни - совокупность особенностей повседневной жизни людей. Среди социологических проблем образа жизни особо выделяется унижение роли человека: не город для человека, а человек, точнее трудовые ресурсы, для города. Другие проблемы:
. скученность, безликость городской людской среды;
. распространение массовой культуры;
. рост неблагополучных семей;
. отклоняющееся поведение молодежи;
. отчужденность и одиночество людей.
Социальное развитие городов долгое время целенаправленно не осуществлялось. Планы городского хозяйства лишь формально охватывали и намечали развитие многих связей. По сути, они были суммой тех вопросов, которые решались на уровне предприятий. Не учитывалось, что город как социальная единица, определенная структура закономерных связей существенно отличается от структуры таких связей как на уровне общества, так и на уровне предприятия. Фактом стало хаотичное, нескоординированное развитие городов, когда усилия концентрировались только на городском хозяйстве.
В 1991 году в ряде городов России начался крупномасштабный эксперимент по введению новой структуры исполнительской власти - института мэров, префектов и других должностей, суть которого состоит в том, чтобы сделать руководителей городов и районов реальными представителями власти и организаторами процессов по удовлетворению нужд населения. Социологам предстоит большая работа по научному сопровождению данного эксперимента, по подготовке выводов для дальнейшего совершенствования форм управления городом.
Практика развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе учета интересов населения. Пока имеющаяся практика социально-экономического развития не обеспечила эффективного сочетания интересов территории и отдельных субъектов экономической, социальной и культурной деятельности.
Особо важным объектом социального развития городов становится производственная и социальная инфраструктура, т. е. комплекс организаций и учреждений, создающих предпосылки для эффективной организации производства и повседневной деятельности населения. В стране имеется опыт комплексного решения экономических и социальных задач на уровне города. Однако условия, в которых оказались многие города, весьма отличны друг от друга. Это результат произвола, стихийного развития, отсутствия нормативной базы, безответственности как центральных, так и местных органов власти.
Сосредоточение внимания городских властей на развитии инфраструктуры при освобождении их от некоторых несвойственных функций освободило бы их от необходимости противопоставлять производственные задачи социальным, экономить на неотложных нуждах населения. Но это требует реформирования и определения статуса городов как полномочных представителей населения, обладающих в то же время реальной правовой и финансовой базой. Такой подход позволил бы поднять роль местных органов власти в распределении и планировании средств. Опыт убедительно показывает, что сосредоточение в их руках всего жилищного фонда, культурно-бытовых учреждений, инженерных сооружений и коммуникаций, принадлежащих предприятиям и организациям, а также их финансовых и материальных ресурсов на развитие социальной инфраструктуры создает благоприятные условия для гармоничного развития города, для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей жителей, для улучшения социального самочувствия и создания устойчивого социального настроения.

Похожие публикации