Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Что такое благо для человека. Что такое благо и как его достичь

БЛАГО

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

БЛАГО

то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Так, напр., честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

БЛАГО

БЛАГО (греч. αγαυόν, лат. bonum) -состояние и совершенства, осуществленного бытия; ведущее понятие средиземноморско-европейской (иудео-христианской) культуры, одно из традиционно принятых в ней имен божественного начала. Если в синонимичном понятии добра доминирует абсолютного нравственного долга и волевого выбора, то понятие блага более онтологично. Благость Творца - черта монотеистического мироощущения; в архаике и политеизме она не разумеется сама собой. В недрах европейской культуры то и дело дает о себе знать угроза недоброго начальника бытия ( и др. , оригинальные системы Леонардо да Винчи и Ницше, бога-обманщика у Декарта и др.). Подобно тому как с первых строк Библии (“и увидел Бог, что это хорошо”) доминанта блага утверждает себя в борьбе с подозрительным недоверием к творцу, проявляющимся в остаточной форме, напр. в эпизоде с Вавилонской башней, где Бог проявляет нечто вроде зависти, постоянно занята опровержением мифа с его образами богов-тиранов; Платон требует “принять закон”, предписывающий верить, что “Бог не всего, а только блага” (“Государство” II 380с; VI-VII; “Тимей” 29а).

Элеаты (ср. Diog. L., II 106) наметили тождество блага-божества-ума. В круге этих представлений двигалась, высвечивая разные его аспекты, средневековая о благе. Греческий вложил в концепцию блага мистический погружения в просветленную суть вещей как в среду, наиболее родную и близкую человеческому существу; бескорыстное, “бесполезное” оказывалось наиболее прочным, дорогим и сущностно обогащающим благом. У Платона благо отводит всему свое и все собою ведет как свет, озаряющий истину бытия, в своем источнике неуловимый и потому требующий от человека неотступного предельного усилия, чтобы “подтянуться” к “идее блага” (“Государство” 508bc, 517bc, 534bc). Аристотель подчеркнул в благе телеологический оптимального статуса, в котором все стремится к осуществлению. В неоплатонизме благо, сохраняя свой практически-этический смысл, становится главным именем трансцендентного источника бытия (Плотин. “Эннеады” VI 9, 3). Христианское ассимилирует платоническую философию блага, которое становится высшим атрибутом божества. Боэций синтезирует платоновско-аристотелевскую идею как “единства”, т. е. завершенной цельности в смысле цели, к которой тянется все. Фома Аквинский возвращается к старому тождеству блага и бытия в тезисе о том, что Бог, не имея нужды ни в чем, мог не сотворить , но создал мировое из чистого желания (“Сумма против язычников”. I 74; II 31). При всем том Бог в своей непостижимой сути неизмеримо выше блага (он “сверхблаго” уже у Плотина). Этот апофатический подход будет унаследован новоевропеской философией и сделает невозможным возврат блага на место верховного начала. В поздней схоластике Ф. Суареса есть “соответствие сущего самому себе” (“Метафизика разыскания” Χ 1, 12; 3, 10). Обосновывая новоевропейский в его опоре на самоудостоверяющее сущего, Декарт варьирует классическую тему: поскольку Бог благ, он не позволит нашей мысли жертвой постоянного обмана. В тезисах Спинозы о высшем благе богопознания (“Этика” IV 28), в оптимальности нашего мира и в предустановленной гармонии у Лейбница, в кантовской дефиниции (“предмет желающей разумных конечных существ”- “Критика практического разума” 12,2), в концепции блага как предиката сущего у Шеллинга видны аспекты классического учения о благе. Но в целом начиная с 17 в. возвышение активистского принципа (божественной) воли в ранг ведущего, морализм Реформации и Контрреформации выводят благо из числа бытийных начал и релятивируют его. Из трех равновесных и взаимообратимых понятий - блага, единого, бытия-удерживается только последнее. Поскольку бытие стало определяться (свободной) волей непосредственно (Шопенгауэр , Ницше) или в образе субъективности (Фихте , Гегель, Гуссерль), благо стало трактоваться как полагания и с 19 в. его место заняла ценность.

В. В. Бибихин

В арабо-мусульманской философии можно выделить две основные линии понимания блага и зла: конвенциальную и субстанциальную. Первая связана прежде всего с каламом, вторая в основном с арабоязычным перипатетизмом, частично с исмаилизмом и ишракизмом. В суфизме противопоставленность этих двух линий снимается в соответствии с суфирским принципом “растерянного” рассуждения.

Исламское вероучение придерживается тезиса “все благо (хайр) и зло (шарр) в судьбе людей - от Бога”: в соответствии с принципом строгого монотеизма Бог считается единственным источником блага и зла. При этом в авторитетных источниках ислама (Коране и сунне) упоминания блага существенно преобладают над упоминанием зла. Благо дольней и загробной жизни не противопоставляется в исламском вероучении, а скорее гармонизируется и связывается исключительно с принятием или отвержением религиозного Закона. Под благом подразумевается не метафизическая , а правильное людей и все, что ему служит. Кроме того, с категорией блага в исламской культуре связывается понятие "адаб (благопристойность), которое трактуется, в частности, как наличие благих черт в характере и поведении.

В каламе понятие блага абсолютизируется. Многие называли благом даже проклятие Богом неверующих и уготованные им загробные муки, поскольку это удерживает их.от ослушания. В более умеренной трактовке такие действия квалифицировались не как благо, а как “наиболее подходящее” (ал-аслах). Практически все мутазилиты считали, что сотворяемые Богом зло, а также дурные вещи (саййи"ат, напр., ) называются так иносказательно, а не в прямом смысле. Согласно ал-"Аллафу, “польза” (манфа"а) явилась основанием божественного творения. В основании этого тезиса лежит уверенность в том, что , не приносящее пользы и не устраняющее вред (дарар), является напрасным ("абс), а значит бессмысленным. Это положение разделялось в целом классической арабской мыслью и дало утилитаристско-эгоистической трактовке целей человеческого действия. Все мутазилиты считали, что все в мире сотворено только ради пользы людей либо в назидание им, и большинство отрицали творения чегото, что не было бы воспринимаемо людьми. Сотворенный Богом мир-наилучший из возможных, а то, что люди считают “злом”, является на самом деле наиболее “подходящим” (садах) для них. Обсуждая вопрос о том, является предписываемый или поощряемый Законом “благой поступок” (хасана) таковым по себе или в силу божественного предписания, мутазилиты высказали оба этих мнения, а некоторые делили поступки на эти две .

В арабоязычном перипатетизме субстанциальная трактовка блага развита под прямым влиянием неоплатонизма. Первоначало, или Первая Причина, понимается как , чистое благо (хайр мутлак махд), наделяющее благом все прочее, которое только в соотношении с ней является благом, сама не получая его ни от кого. Соответственно благо (хайр, хайриййа) может быть самостным (затийй) либо приобретенным (мустафад). Поскольку благо отождествляется с существованием или во всяком случае прямо связано с ним. Первая Причина, наделяя существованием нижестоящее, наделяет его и благом. Собственная всего, кроме обладающей абсолютным существованием Первой Причины, является природой “возможности” (имкан), а не необходимости. Эта природа расценивается как источник зла. Зло, т. о., понимается как отсутствие блага, и наделение существованием отрешает от природы зла. Мироздание представляет собой абсолютно упорядоченную иерархию уровней деградации блага, в которой более высокое ("алийй) и благородное (шарйф) превосходит более низкое (асфал) и презренное..(хасйс). Человек может достичь знания абсолютного блага, тем самым достигнув своего полного совершенства (Ибн Ста). Соответственно “счастье” (са"ада) понимается как абсолютное благо, а все, что служит его обретению, также считается благом, хотя не самостным, а в силу своей “полезности” (наф") для достижения блага. Собственно этическая трактовка блага и зла связана с понятием воли: “намеренно совершаемое благо” (хайр ирадийй) считается “хорошим” (джамйл), а “намеренно совершаемое зло” (шарр ирадийй) - “дурным” (кабйх) поступком (ал-Фарабй).

В исмаилизме как благо не описывается ни Бог, вовсе лишенный атрибутов, ни Первый Разум, в атрибутов которого благо не входит. Вместе с тем уподобление началам мироздания и с ними и здесь полагаются единственным счастьем человека, но путь к нему понимается не как чисто созерцательный, а как непременно двух начал, практического и теоретического.

Согласно ас-Сухарварди, благо присутствует в мире, причем его значительно больше, чем зла. Бог является щедрым источником блага, зло возникает как результат несовершенства низших ступеней бытия. Эта неоплатоническая выражена в характерных для ишракистской метафизики света и тьмы терминах появления и возрастания “темного аспекта”.

В философских текстах суфизма представлено два существенно различных понимания добра и зла: как самостоятельных понятий, принципиально отличаемых друг от друга (понятие абсолютного блага, утверждающее, чтопо истине все-благо, поскольку все по истине-Бог, тогда как понятие зла конвенционально, равно как и соответствующее понятие относительного блага), и как понятий, которые невозможно разделить так, чтобы каждое из них не перешло в свою , оставаясь при этом собою же и предполагая возвращение к себе. Первое принимает во нормы повседневной морали, второе ориентировано на принципиальные положения суфийского учения о ежемгновенно обновляющемся воплощении вечного бытия как мира, которое означает, что дурной совершается человеком также и по воле Бога, а значит, является благим.

А. В. Смирнов

Понятие блага следует отличать от понятия ценности, с этой целью наряду с аксиологией представляется уместным внести “агатология” (от греч. uyœ&ov- “благо” и λόγος-“учение”). В качестве ценности нечто прежде всего переживается сердцем, а в качестве блага признается разумом; ценность означает прежде всего нечто неотъемлемо личное, тогда как благо-нечто общепризнанное, что стремится присвоить; ценность поэтому, при любых попытках разделите ее с кем-то, остается принципиально “субъективной”, тогда как благо, при любой степени его индивидуализируемой интериорйзации,- относительно “объективным”. Между ценностями и благами может быть , но может быть (и чаще всего бывает) конфликт: что-то может быть признано разумом в качестве блага, но не стать драгоценностью для сердца (которому, как известно, “не прикажешь”) и, наоборот, быть таковым для сердца и не устоять перед судом “практического разума” (тревожа ). Ценность и благо по-разному реализуются и в целеполагании, которое во втором случае носит императивный .

Если понятие блага возникает почти с первых шагов философского дискурса и, начиная с античности, становится по существу теоретическим основанием этики (что следовало уже из “Никомаховой этики” Аристотеля, где учения о благе и добродетелях мыслились приблизительно как учения о целях и средствах), а также сотериологии (учение о спасении как реализации высшего блага в посмертном существовании), то новоевропейское учение о ценности- - возникает только в середине 19 в.

Современные концепции блага связаны с изысканиями Дж. Э. Мура (изучавшего, в частности, “философскую грамматику” прилагательного “благой” и существительного “благо”) и феноменологической школой М. Шелера (введшего термин Güterethik- “этика благ”), Н. Гартмана и Г. Райнера. В дискуссиях 20 в. (преимущественно в англоязычной философской ) были поставлены следующие проблемы: 1) что означает понятие “благо” (а также прилагательное “благой”)-объективное определенных объектов или только субъективную их оценку? 2) всем ли объектам можно атрибутировать предикаты “благой” и “неблагой” и каким образом осуществляется их в этом модусе их бытия? 3) что означает понятие высшего блага (summum bonum), каковы его критерии и соотношение с “обычными благами”? 4) как соотносятся друг с другом различные разновидности “благости” (гедонические, утилитарные, духовные и т. д.) и каково место среди них этического блага-является ли производным от других или автономным? 5) актуально в настоящее время построение иерархии благ (которое было актуальным для античности и средневековья)?

Лит.: Koss W. D. The Right and the Good. Oxf., 1930; EvingA. C. The Definition of Good. N.Y„ 1947; Nishida К A Study of Good. Tokyo, 1960; Ferber R. Platos Idee des Guten, St. Augustin. 1984.

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

БЛАГО (греческий αγαθ?ν, латинский bonum), в философии - конечный предмет стремления, а также всё способствующее его достижению; в богословии - одно из имён Бога. В обыденной речи слова «благо», «благой», «хороший» употребляются как в абсолютном, так и в относительном смысле. Некоторая вещь может быть названа «благой» сама по себе, безотносительно к чему бы то ни было, если она в полной мере является тем, чем может быть. Сущее понимается в этом случае как становящееся чем-то, а его «благость» - как реализация всех заложенных в нём возможностей. При таком словоупотреблении «благой» приближается по значению к «совершенный». В ином смысле вещь может быть названа «благой», если она хороша для чего-то другого. Так, страдание, хотя и не является благо само по себе, может быть признано таковым ввиду его способности служить выявлению характера. Богатство и другие, так называемые материальные блага считаются благами, поскольку за ними признаётся способность обеспечить человеку счастливую жизнь. При таком словоупотреблении «благое» приравнивается к «полезному», то есть способствующему успешному достижению поставленной цели. Это ведёт к иерархизации понятия благо: нечто признаётся благом потому, что является средством достижения определённой цели, цель почитается благой, поскольку служит ещё более высокой цели, и так далее. В результате выстраивается цепочка благ, каждое из которых является таковым благодаря вышестоящему члену, а все они вместе зависят в своём существовании от некоего высшего, или абсолютного, благо, которое мыслится желанным ради себя самого и, т.о., венчает собой всю иерархию.

В античной философии вопрос о благе в безотносительном смысле впервые поднимается Платоном, для которого понять ту или иную вещь означало выяснить её идею, выступающую по отношению к самой вещи как причина её существования и познания. Согласно такому подходу, любая вещь может быть признана благой лишь в той мере, в какой приобщается к идее благо. Знание этой идеи есть самое важное и необходимое из знаний, однако достичь его так же трудно, как и увидеть Солнце, поскольку, в отличие от других идей, благо не является умопостигаемым предметом, но скорее представляет собой источник познаваемости идей. Подобно тому, как глаз видит чувственные вещи в свете Солнца, так ум видит идеи в свете идеи блага. Развивая аналогию с Солнцем, Платон утверждает, что идея блага является не только началом познания, но и началом бытия вещей, так как «быть» для него означает быть чем-то определённым, осмысленным. Как источник бытия и познания благо по необходимости оказывается за пределами и того, и другого, так что в известном смысле оно непознаваемо и не существует: «само благо не есть бытие, оно за пределами бытия, превосходя его по старшинству и силе» («Государство», VI, 509Ь). Это позволяет Платону отождествить благо с Единым, поскольку единство также является необходимым условием бытия сущего и также, взятое само по себе, не может рассматриваться как существующее. Неоплатоники (Плотин, Прокл), объединив разработку понятия благо в «Государстве» с диалектическим рассмотрением единого и многого в платоновском диалоге «Парменид», развили самостоятельную науку о благе как едином - генологию.

Хотя Аристотель и ограничивает рассмотрение блага рамками практической философии (этики и политики), тем не менее, благо выступает у него центральным для всего его учения в целом, включая физику и метафизику. Аристотель, в отличие от Платона, отказывается сводить все хорошие и благие вещи к одной-единственной идее, полагая, что благо по-разному определяется в разных категориях и «имеет столько же значений, сколько и бытие» («Никомахова этика», I, 4, 1096а 20). Так, в категории сущности благо зовётся Бог или Ум, в категории качества - добродетели, в категории количества - мера, в категории времени - удобный момент и так далее. И, поскольку знание блага самого по себе невозможно, Аристотель выясняет, в чём состоит высшее благо человека. Если это цель, избираемая сама по себе, то обычно такой целью считают счастье как жизнь самодостаточную и ни в чём не нуждающуюся. Аристотель определяет счастье как «деятельность души сообразно... наилучшей и наиболее совершенной добродетели» (там же, I, 6, 1098а 16-18), каковой является добродетель ума - мудрость; поэтому высшее благо человека составляют созерцание и мышление. Однако мышление является не только высшей, но и божественной частью человеческой души, поэтому сообразная ему жизнь и деятельность будет не столько человеческой, сколько божественной. Отсюда конечной целью человека, а значит и человеческого общества в целом, является достижение жизни, подобной Богу. Но ту же цель преследует, согласно Аристотелю, и космос в целом, поскольку он приводится в движение божественным Умом, выступающим как предмет желания и цель, то есть как благо.

Понятие блага в христианскую эпоху продолжает сохранять своё унаследованное от античности онтологическое значение. Оно по-прежнему отождествляется с бытием и совершенством, понимаемым как полное осуществление вещью своей природы. Согласно Августину и Боэцию, бытие есть благо; по словам Боэция, все вещи благи, поскольку они существуют, не будучи, однако, благими по своей сущности и своим акциденциям. Согласно средневековым латинским богословам, всякая вещь является благой, поскольку она совершенна, и совершенство любой вещи есть её благость (Фома Аквинский, «Сумма теологии», 5, 1-5). Отсюда известная средневековая формула «бытие и благо обратимы» (ens et bonum convertuntur). Однако теперь совершенство вещи мыслится по отношению к Богу-Творцу, который представляет собой высшее совершенство, а значит и высшее благо. В Библии благость тварного бытия утверждается в силу его соответствия замыслу Творца: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Человек как одно из созданий Бога благ, поскольку его природа вполне соответствует его назначению, состоящему в познании Бога и прямом общении с Ним. Однако вследствие грехопадения природа человека, а вместе с ней и природа всего мира подверглись искажению, так что ни человек, ни какая-либо сотворённая вещь уже не в состоянии осуществить своё предназначение собственными силами и нуждаются для этого в помощи свыше: без божественной помощи - благодати, восстанавливающей природу в соответствии с её исходным замыслом, ни человек, ни мир не могут достигнуть конечной цели своего существования.

Уже в средневековой философии единое понятие блага обнаруживает тенденцию к расчленению: блага делятся на объективные и субъективные, на имеющие утилитарного значения и желанные сами по себе, причём объективные разделяются на благо божественное и благо тварных вещей, а субъективные - на духовные, душевные и материальные. В Новое время каждое из этих частных благ начинает претендовать на роль блага как такового, в результате чего это понятие постепенно теряет свой универсальный онтологический статус, становясь отчасти термином этики, понимаемой как специальная дисциплина, отчасти же делаясь достоянием обиходной и поэтической речи. Утрата благом своего прежнего значения приводит к тому, что на его место становится заимствованное из экономического лексикона понятие ценности (смотри Аксиология). Ценность - это благо, лишённое связи с бытием, не только не сверхсущее, как в платонизме и традиционном богословии, но и практически несущее и всего лишь приписываемое бытию субъектом. Превращение блага в ценность прослеживается начиная с Р. Декарта, который в противоположность схоластической традиции уже не встраивает человека в тварный космос в качестве его вершины и венца творения, но противопоставляет его природе как субстанцию мыслящую - субстанции протяжённой. Оказавшись перед лицом бытия, сведённого к чистой предметности, человек вынужден самостоятельно наполнять его смыслом и содержанием, чтобы иметь возможность так или иначе ориентироваться в этом чуждом и никак не связанном с ним мире. В роли этого извне вносимого в бытие содержания, наделяющего смыслом то, что как таковое им не обладает, и выступают ценности.

Если философами 17-18 века (благо Спиноза, Т. Гоббс, Г. В. Лейбниц, Д. Юм) ещё активно обсуждался вопрос о том, является ли благо объективным свойством сущего или субъективным отношением к нему человека, то уже у И. Канта это понятие решительным образом переносится внутрь субъекта, правда, субъекта трансцендентального, а не эмпирического: «Невозможно представить себе ничего ни в мире, ни даже за его пределами, что без ограничений можно было бы рассматривать как благо, за исключением одной лишь благой воли» («Основные идеи к метафизике нравов», I). Ограниченное, таким образом, сферой человеческой деятельности, благо становится категорией морали и окончательно изгоняется из окружающего мира. По замечанию Г. В. Ф. Гегеля, мир при этом мыслится как находящийся вне меня, оставленный Богом и ожидающий, «чтобы я внёс в него цель и добро». Впоследствии, когда человек начинает рассматриваться как продукт естественной эволюции, а традиционная мораль - как проявление «воли к власти» (Ф. Ницше), постулируемый Кантом принцип автономии этики приводит к тому, что благо либо получает натуралистическое истолкование, как, например, в дарвинизме, где им признаётся самосохранение и эволюционное процветание человека как вида, либо же отдаётся на откуп индивидуальному произволу, который по собственному желанию устанавливает, переоценивает и ниспровергает блага для себя и других.

Важные последствия для понятия блага имела предпринятая Гегелем попытка найти замену старой метафизической системе координат, приведшая в конечном итоге к превращению человеческого блага в благо общественное. Для Гегеля мировая история есть история развития абсолютного Духа, конечная цель которой, отождествляемая с высшим благом, состоит в полном и окончательном осознании Духом самого себя в свободе абсолютного знания. Однако отдельный человек, живущий в конкретную историческую эпоху, как правило, не осознаёт этой цели и не делает её предметом своих стремлений. Благом для него будет считаться то, что в данный исторический момент предписывает ему его эпоха, иными словами - соответствие духу времени. Так традиционная практическая философия, нацеленная на благо каждого индивида, поглощается у Гегеля спекулятивной философией истории. Гегелевский историзм, нашедший своё продолжение в марксизме и позитивизме, оказал огромное влияние на массовое сознание (отождествление «благого» с «прогрессивным» и тому подобное). И поскольку историческая наука как таковая не может ответить на вопрос, какое из множества предлагаемых толкований цели всемирно-исторического процесса является верным, то выбор этого толкования оказывается отданным на откуп частным интересам различных лиц или групп.

Лит.: Ewing А. С. The definition of the Good. N. Y., 1948; Kuhn Н. Das Sein und das Gute. Мünch., 1962.

    БЛА́ГО 1 , -а, ср.

    1. Благополучие, счастье, добро. На благо Родины. □ - Тот только заслуживает название человека, --- кто свою личность приносит в жертву общему благу. Тургенев, Рудин. - Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Л. Толстой, Анна Каренина.

    2. мн. ч. (бла́га , благ ) чего или какие. То, что служит к удовлетворению каких-л. человеческих потребностей, дает материальный достаток, доставляет удовольствия. Производство материальных благ. [Перцов:] Вот и сегодня я поехал в Марьину рощу наслаждаться благами природы. А. Островский, Тяжелые дни. За день так уходишься, что еле-еле дотащишься до бивака. Палатка, костер и теплое одеяло кажутся тогда лучшими благами, какие только даны людям на земле. Арсеньев, По Уссурийской тайге.

    3. обычно кому, в знач. сказ. (обычно в сочетании с подчиненным предложением ). Очень хорошо, счастье. Благо Ивану Фомичу, что он устраивается в деревне лишь временно. Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни. Благо тем, кто смятенную душу Здесь омоет до самого дна. Заболоцкий, Стирка белья.

    Всех благ - пожелание при прощании.

    Ни за какие блага - ни за что, ни в коем случае.
  • БЛА́ГО 2 , союз. Разг. Тем более, что; благодаря тому, что. Собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять. И. Гончаров, Обломов. Мы постарались собрать побольше дров, благо в них здесь не было недостатка. Арсеньев, Дерсу Узала. Прямо с аэродрома я поехал на Садовую, --- к Кораблеву, - благо весь мой багаж составлял маленький чемоданчик. Каверин, Два капитана.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Прочитав эту статью, Вы узнаете:

  • Чем удовлетворяются потребности человека
  • Какова роль природы в удовлетворении твоих потребностей
  • Каким образом общественное производство предоставляет тебе все необходимое
  • В чем различия в благах, которые удовлетворяют твои потребности в пище и образовании
  • Можно ли одну и ту же потребность удовлетворить по-разному
  • Существует определенная связь между вещами, удовлетворяющие твои потребности.

Почувствовав жажду, вы пьете чай, кофе, воду. Замерзнув, вы одеваете теплую одежду. Экономисты говорят: «Все, что удовлетворяет наши потребности, — это блага».

Часть необходимых для жизни человека благ она берет от природы. Этот воздух и солнечные лучи, источники воды и водоемы, лесные ягоды и орехи, грибы и рыба, цветы и лекарственные растения. Все это — экономические (бесплатные) блага.

Неэкономические (бесплатные) блага люди не создают, а находят в природе в готовом для использования виде. Бесплатность таких благ относительна. Она означает только то, что эти блага и является продуктом человеческого труда, а полученные от природы. Если человек «добавляет» к природным благам свой труд, такие блага продаются за деньги (доставка минеральной питьевой воды, сбор врача растений). Они превращаются в экономические.

Однако человеку нужно гораздо больше благ, чем природа способна дать. Люди научились добывать и создавать необходимые им блага. Однако, те блага, которые человек специально создает, производит с целью удовлетворения своих потребностей, называл экономическими. Взглянув на вещи, которыми вы пользуетесь в жизни, вы согласитесь, что все они изготовлены на разных заводах и фабриках ради удовлетворения твоих потребностей. Это — экономические блага, необходимые тебе в жизни. Примерами экономических благ могут быть хлеб, автомобиль, телевизор, лыжи, авторучка, велосипед.

Экономические блага отличаются от неэкономических (бесплатных) тем, что является результатом сознательной человеческого труда, ориентированной на выработку определенных благ для удовлетворения определенных потребностей. Создание экономических благ осуществляется осознанно, то есть в соответствии с предыдущим замысла или плана. Процесс создания человеком благ отличается от инстинктивных действий пчел, которые создают ячейки из воска, или бобров, строящих фонтаны и тем, что действия человека направлены на реализацию заранее поставленной цели.

Экономические блага всегда количественно ограничены.

Ограниченность — это относительная характеристика. Одна змея, случившейся на твоем пути в лесу, — Это «много», учитывая угрозу своей жизни. Однако сотня змей как носителей яда для фармацевтической промышленности — это мало.

Ограниченность — это мера удовлетворения потребности на определенное благо, которое существует при конкретных условиях. Одно и то же благо при разных условиях может быть и ограниченным, и неограниченным (песок в пустыне, песок в качестве строительного материала; орехи в тайге, орехи в качестве сырья для выработки кедрового масла).

И наконец, для создания экономических благ человек должен использовать другие блага. Ведь твой свитер связан из шерсти, а ботинки изготовлены из кожи.

Ныне человечество производит десятки миллионов экономических благ, и все они, так же, как и бесплатные блага, предназначенные для удовлетворения потребностей человека. Экономические блага, которыми могут пользоваться люди, весьма разнообразны. Одними из них можно пользоваться много лет (мебель, холодильник, автомобиль). Такие экономические блага называют долговременными, т.е. вещами длительного пользования.

Другие экономические блага человек применяет только один раз. Это непродолжительные экономические блага (например, хлеб, сахар, ветчина, мороженое). Известный персонаж мультфильма Винни-Пух утверждал, что мед — это такая вещь, что вот она и тут же ее нет.

Таким образом, критерием разделения экономических благ на долговременные и непродолжительные является срок их использования человеком.
Однако значительно чаще в своей повседневной жизни мы имеем дело с другой классификацией экономических благ. Это — товары и услуги.

Данные об источниках.

Благо добро (греч. άγαθον, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ. good) - понятие, издавна занимающее философов-мыслителей, играющее важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому входящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенные стремления и мероприятия политического союза - государства.

I) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческой потребности или стремления, а потому и цель каждого стремления, мыслители еще древнего классического мира (Платон, Аристотель и многие различные школы, их учения развивавшие) разъяснили: во-первых, что самое понимание блага субъективно, почему и стремления людей весьма различны; во - вторых, что, тем не менее, каждое благо есть цель, для достижения которой является человеческое стремление, деятельность, предприятия человека; в-третьих, что, несмотря на субъективное понимание, блага человеческие в обобщении могут представить три категории: 1) материальные блага, достижение которых доставляет человеку чувственное наслаждение, удовольствие; 2) духовные блага - понимание красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворение разумным стремлениям человека; 3) спокойствие духа, рождающееся от сознания выполнения обязанности, - нравственное благо, добродетель; 4) наивысшее благо - εύδαιμονία, благополучие (см. это сл.), заключающееся в достижении всех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цель человеческой жизни, которой соответствует и самая высокая деятельность политическая, возможная только в государстве, почему древними мыслителями государство и рассматривалось как средство для достижения благополучия.

Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильно подняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений. Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о любви к ближнему в корне изменяет представление о благе: благом уже представляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам, но и доставление выгоды другому. Господствовавшее до тех пор начало эгоизма ставится рядом с новым, твердо и величественно поставленным началом альтруизма: не только собственное благо, но и благо другого составляет действительное благо человека. Высокое христианское учение о братстве и братской любви только постепенно делается достоянием человечества. Долгий период варварства и толкователей-исказителей отодвинул человечество от верного понимания указанного христианством понятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени, тем более растет эта сколько простая, столько и величественная истина об альтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм и может вести вперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения.

Когда после средневекового гнета и тяжких недоразумений жаждавшие мысли обратились к творениям древних мыслителей, этика последних, их воззрения на благо и благополучие подействовали на первый раз чарующим образом, и в XVI и XVII ст. возник целый ряд эвдаймонических теорий (см. это сл.), разъяснявших и толковавших более или менее удачно учение Аристотеля и продолжавших его школу. Но наступила и критика воззрений на государство как на средство обеспечить благополучие, а вместе с тем и критика воззрений на благо. Нечто новое сравнительно с философами, подражателями древних, говорит знаменитый Бакон (см. это сл.):

Этика , долженствующая положительным методом разобрать образ действий человеческой воли, указывает идеалы добра и способ, которым человек может его достигать. Идеал добра вытекает из двоякого естественного стремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться притом частицею какого-нибудь большого (общественного) целого; первое составляет благо частное, второе - благо общественное. Особенную широту воззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст. Локк (см. это сл.), очистивший парадоксальное учение Гоббеза (см. это сл.) об эгоизме и сделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая о благе, он считает нравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью и разбивает совершенно Гоббеза, полагавшего, что в естественном состоянии у человека есть возможность действовать совершенно по своему произволу, а в государстве человек может действовать и стремиться не иначе, как при полном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии, и в государстве человек пользуется и должен пользоваться свободою, ограничиваемою только благом других. Эти идеи его были развиваемы многими англ. мыслителями в так называемых системах доброжелательства. К таким же приблизительно выводам еще ранее пришел Декарт , из идей которого и вышли толкования Пуфендорфа и Томазия. Особенно же сильно повлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма как любви человека к ближним вследствие любви его к Богу этика Спинозы (см. это сл.). Французские мыслители конца XVIII ст., подготовившие почву для теории утилитаризма, которую так блистательно развил Бентам (см. это сл.), ставивший целью государства возможно большее счастье для возможно большего числа людей, и критическая философия Канта, разъяснившая юридические задачи государства - привели мыслителей XIX стол. к воззрениям хотя и разнящимся в подробностях относительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся к верному пониманию евангельского учения о благе, заключающемся в христианской любви к ближнему.

II. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью экономических законов , изучаемых политическою экономиею. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самых классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественною жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологиею , или обществоведением (см. это сл.).

III. Количество всякого рода благ и способы распределения их между членами общества, составляющего политический союз - государство , предопределяет могущество и политическое значение последнего. Потому задачею государства и предметом особой его политической или полицейской деятельности (см. это сл.) должно быть создание таких общих и одинаковых для всех условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ были бы для всех и каждого возможны. Такая государственная деятельность опирается на умение согласовать нормы положительного закона с требованием естественного закона развития и законов экономического и социального. Методы такого соглашения и причины различного достижения разными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейское право" (см. это сл.).
И. Андреевский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Благо" в других словарях:

    Позитивный объект интереса или желания. Во втор. пол. 19 в. понятие Б. непосредственно связывается с понятием ценности (Г. Риккерт и др.). В более узком, этическом смысле понятие Б. совпадает с понятием добра. Вопрос о соотношении Б. и ценности… … Философская энциклопедия

    БЛАГО - БЛАГО (греч. τὸ ἀγαθόν, τὸ εὖ, τὸ καλόν; лат. bonum) в философии: конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению; в богословии одно из божественных имен. Слова «благо», «благой», «хороший» (ἀγαθός, bonus, англ. good,… … Античная философия

    Благо, добро (греч. agaJon, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ.good.) понятие, издавна занимающее философов мыслителей, играющееважнейшую роль в области общественной, экономическо социальной, и потомувходящее и в сферу государственной политики … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    1. БЛАГО, а; мн. блага и (разг.) блага, род. благ; дат. благам и благам. ср. 1. только ед. Высок. Благополучие, счастье, добро. Стремление к общему благу. Употребить власть во б. кому л. Счесть за благо (признать правильным, разумным). 2. только… … Энциклопедический словарь

    Благо - Благо ♦ Bien, Tout Est Все есть благо, провозгласил Лейбниц, а Вольтер в своем «Кандиде» подверг этот оптимизм убедительной насмешке. Действительно, весь наш опыт неумолимо свидетельствует о полной абсурдности предложенной Лейбницем формулы … Философский словарь Спонвиля

    В философии то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Высшее благо (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство … Большой Энциклопедический словарь

    См … Словарь синонимов

    1. БЛАГО1, блага, ср. 1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ. 2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книжн.). Поеду на юг: там все земные блага. ❖ Всех благ (разг. фам.) до … Толковый словарь Ушакова

Похожие публикации