Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Что означала политика невмешательства. Политика «невмешательства»

7 марта 1936 г. гитлеровские войска вступили в демилитаризованную по Версальскому договору Рейнскую зону, а МИД Германии сообщило, что Германия отказывается от Локарнских соглашений. Одновременно гитлеровцы демагогически предложили заключение пакта о ненападении с Францией и Бельгией на 25 лет, гарантами которого станут Англия и Италия. Это была азартная игра, затеянная Гитлером, поставившим на карту все. Военная оккупация области была блефом - Рейн перешли налегке немногие батальоны. Противодействие одной только Франции заставило бы гитлеровцев отступить. Германским войскам был отдан строжайший приказ - немедленно отойти назад при появлении французов. Все это отчетливо понимали в Берлине, но в Лондоне и Париже видели и другое - неудача гитлеровцев могла поставить под угрозу фашистский режим.

Антисоветские устремления ослепляли государственных деятелей Запада. Не СССР, а Франции в первую очередь угрожал переход германских войск через Рейн. Не к СССР, а к Англии приближался вермахт. Но когда советский представитель предложил 17 марта 1936 г. противопоставить политике меча политику коллективной безопасности, западные державы не хотели и слышать о мерах противодействия. 19 марта Лига Наций в резолюции из восьми строк констатировала нарушение Германией Версальского договора и Локарнских соглашений. А гитлеровцам был направлен пространный юридический меморандум, в котором разъяснялась неправомерность ремилитаризации Рейнской зоны с точки зрения международного права и выражалось согласие вступить в переговоры с Германией об организации новой системы «безопасности» в Западной Европе, т. е. оформить сговор против СССР. Позиция западных стран поощряла агрессоров на новые разбойничьи акты.

В ночь с 17 на 18 июля 1936 г. по условному сигналу - «Над всей Испанией безоблачное небо» - в стране вспыхнул мятеж. Главари мятежа полагали, что они одержат победу и в 48 часов захватят власть. Однако решительное сопротивление народа, героическая борьба Испанской коммунистической партии сорвали их замыслы. В Испании началась национально-революционная война народа против фашизма. Поражение реакции было предрешено, если бы не помощь иностранного империализма, в первую очередь германского и итальянского. Гитлер и Муссолини направили в Испанию десятки тысяч солдат, новейшие танки и самолеты. Германский вермахт, разворачивавшийся к «большой войне», использовал войну в Испании для проверки образцов вооружения, отработки тактических приемов. В годы войны в Испании возникло выражение «пятая колонна». Мятежный генерал Мола, наступавший на Мадрид осенью 1936 г., заявил: «Четыре колонны идут со мной, а моя пятая колонна находится в Мадриде!» Выражение поразило воображение современников, и термин «пятая колонна» стал крылатым, - так отныне называли фашистских заговорщиков во всем мире.

Наглая вылазка реакции на Пиренейском полуострове вызвала волну симпатий к героическому испанскому народу во всех странах мира. Демократическая общественность потребовала оказания помощи республиканцам. Общепринятые нормы международного права давали возможность правительству Испании закупать оружие и военные материалы за границей. Тогда, чтобы изолировать Испанию от внешнего мира, правительства Англии и Франции 15 августа 1936 г. заявили о своем «невмешательстве», запретив экспорт оружия и военных материалов в Испанию. В Лондоне 9 сентября 1936 г. начал работу Комитет по «невмешательству», в котором приняли участие 27 государств, имея формальную цель предотвратить распространение войны. Советский Союз принял участие в этом Комитете, учитывая, что, если бы удалось пресечь вмешательство Германии и Италии в национально-революционную войну, республика быстро одержала бы победу. Но очень скоро выяснилось, что агрессивные державы рассматривают Комитет как ширму для прикрытия своего вмешательства в испанские дела. Тогда 7 и 23 октября 1936г. советский представитель заявил, что СССР будет связан постановлениями о «невмешательстве» не больше, чем другие участники Комитета.

Соединенные Штаты хотя и не вошли в Комитет, но приняли действенные меры для удушения Испанской республики. Испанское правительство сумело закупить в США некоторое количество самолетов и авиамоторов на сумму в 3 млн. долларов. Но президент США счел необходимым публично осудить отправку их в Испанию как «непатриотический акт». 8 января 1937 г. конгресс расширил резолюцию о «нейтралитете», предусмотрев случай гражданской войны и распространив ее на Испанию. Испанские фашисты были безгранично благодарны. «Президент Рузвельт поступил как настоящий джентльмен, - заявил Франко. - Его закон о нейтралитете, приостанавливающий экспорт военного снаряжения обеим сторонам, быстрота, с которой он принят и проводится в жизнь, является жестом, который мы, националисты, никогда не забудем».

Испанская республика была отрезана от всех источников в капиталистическом мире, где она могла бы закупить вооружение. В то же время мятежники получали все необходимое для ведения войны. Причем наметилось своеобразное разделение труда: США и Англия предоставляли горючее, стратегические материалы; Германия и Италия - солдат и вооружение. 75% нефти Франко получал из США, главным образом от «Стандард ойл» и «Техас ойл» (последняя поставила только в кредит нефти на 6 млн. долларов), а остальные 25% давала англо-голландская «Ройал Датч-Шелл». Американские автомобильные компании - «Дженерал моторе», «Форд», «Студебеккер» - продали франкистам 12 тыс. грузовиков, причем не требовали немедленной, оплаты. Для сравнения можно указать, что из Германии и Италии франкисты получили в общей сложности 3 тыс. грузовиков. Помощь Германии Франко оценивалось в 372 млн. марок, Италии - в 7,5 млрд. лир.

Только Советский Союз отстаивал интересы испанского народа, оказывал ему моральную и материальную помощь. На международной арене советская дипломатия стремилась добиться прекращения вмешательства Германии и Италии в национально-революционную войну, разоблачала политику «невмешательства». Трудящиеся Советского Союза собирали средства для испанских борцов за свободу, Советское правительство открыло кредит республиканской Испании в размере 85 млн. долларов. На помощь испанскому народу пришли добровольцы из 54 стран мира. В составе интернациональных бригад они сражались против фашизма. Но их численность на протяжении всей войны никогда не превышала 20 тыс. человек. В борьбе против фашизма в Испании приняли участие советские добровольцы, среди которых были танкисты и летчики, моряки и общевойсковые командиры. Они не только сражались в первых рядах бойцов Республики, но и являлись военными консультантами. В числе последних были видные советские военные деятели, впоследствии прославленные генералы Великой Отечественной войны, - Мерецков, Родимцев и многие другие. Позиция Советского Союза в отношении германо-итальянской интервенции в Испании нагляднейшим образом продемонстрировала принципиальность советской внешней политики, на деле отстаивавшей лозунг «мир неделим».

Агрессия Германии и Италии на Пиренейском полуострове подрывала в первую очередь позиции Англии и Франции, создавая для последней непосредственную военную угрозу. Хотя англо-французские правящие круги не могли не понимать этого, они ни на йоту не отступили от политики «невмешательства». Соображения политики «баланса сил» перевесили здравые суждения, которые подсказывал даже беглый взгляд на географическую карту. В конечном счете победа фашизма в Испании означала утверждение агрессоров вблизи Англии и Франции, а не у границ Советского Союза. Но политика «баланса сил» деформировала обычно соотношение действия и противодействия на международной арене. Академик И. М. Майский, тогда советский посол в Лондоне и представитель СССР в Комитете по «невмешательству», отмечает: правительства Англии, Франции и США «вели в то время большую игру с гитлеровской Германией, толкая ее на войну с СССР. В этих видах они проводили политику «умиротворения» в отношении Гитлера, да и Муссолини. Оказание энергичной поддержки Испанской республике, хотя бы путем широкого снабжения ее оружием, могло поссорить правительства Англии и Франции с Германией и Италией, т. е. сорвать их большую игру с ними. Чемберлен и Даладье этого не хотели и потому были готовы жертвовать Испанией, вернее своими экономическими и стратегическими интересами на Пиренейском полуострове - тем более, что считали такую жертву временной. Ведь если бы удалась их большая игра и Германия и СССР истощили свои силы во взаимной войне, Англия стала бы хозяйкой положения в Европе».

один из основных принципов международного права, согласно которому никакое государство или группа государств не имеет права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела др. государства. Принцип Н. закреплен в таких важных международных документах, как Устав ООН, Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Декларации о принципах между народного права 1970 предусматривается, что принцип Н. включает, в частности, запрещение вооруженной интервенции и др. форм вмешательства, направленных против правосубъектности государства или его полит., эконом, и культурных основ; запрещение организации, поощрения, по мощи или допущения вооруженной подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя др. государства путем насилия; право государства избирать свою полит., эконом., социальную систему без вмешательства др. государств.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО

как особое направление внешней политики империалистических государств И. В. Сталин определил на XVIII съезде партии (1939) в следующих словах: "Формально политику невмешательства можно было бы охарактеризовать таким образом: "пусть каждая страна защищается от агрессоров, как хочет и как может, наше дело сторона, мы будем торговать и с агрессорами и с их жертвами". На деле, однако, политика невмешательства означает попустительство агрессии, развязывание войны,- следовательно, превращение ее в мировую войну. В политике невмешательства сквозит стремление, желание - не мешать агрессорам творить свое черное дело, не мешать, скажем, Японии впутаться в войну с Китаем, а еще лучше с Советским Союзом, не мешать, скажем, Германии увязнуть в европейских делах, впутаться в войну с Советским Союзом, дать всем участникам войны увязнуть глубоко в тину войны, поощрять их в этом втихомолку, дать им ослабить и истощить друг друга, а потом, когда они достаточно ослабнут, - выступить на сцену со свежими силами, выступить, конечно, "в интересах мира", и продиктовать ослабевшим участникам войны свои условия". В годы, предшествовавшие второй мировой войне, политику Н. с особым усердием проводили Англия, Франция и США. Наиболее яркие проявления этой политики были связаны с захватом Японией Манчжурии в 1931 (см. Литтона комиссия), с итало-абиссинской войной в 1935-36 (см. Лига наций), с войной в Испании в 1936-39, с японо-китайской войной, начавшейся в 1937, с аннексией Австрии Германией в 1938 (см. Аншлюсс), с оккупацией Чехословакии Германией в 1939 (см. Мюнхенское соглашение 1938). Политика Н. была не только преступной, но и очень неумной политикой. Империалисты США, Англии и Франции рассчитывали, что с помощью политики Н. они натравят гитлеровскую Германию на СССР, а сами останутся в стороне от войны. Эти коварные планы не оправдались благодаря бдительности советской дипломатии. Гитлеровская Германия свой первый удар нанесла на западе, по Англии и Франции. В результате расчеты любителей загребать жар чужими руками потерпели крушение, и политика Н. наглядно продемонстрировала банкротство западной дипломатии. Н. в испанские дела. Этот политический термин родился в период войны в Испании 1936-39 и был тесно связан с соглашением о Н. в эту войну, заключенным 27 европейскими державами в августе 1936. Мятеж ген. Франко против законного правительства Испанской республики, поднятый 18. VII 1936, очень быстро стал крупнейшим фактом международного значения, т. к. вокруг него завязался чрезвычайно сложный узел политической борьбы между различными державами. Гитлеровская Германия при участии фашистской Италии спешно готовилась ко второй мировой войне. Первая проба сил европейских агрессоров была сделана в Африке во время итало-абиссинской войны (20. X 1935-13. V 1936). Благодаря трусливо-предательскому поведению правительств Англии и Франции агрессия окончилась успешно для Италии. Это поощрило Гитлера и Муссолини ко второму шагу - попытке приковать к фашистской колеснице Испанию, создав в ней правительство фашистского типа. Успех такой попытки обещал Германии и Италии ряд крупных стратегических преимуществ в будущей мировой войне, т. к. он поставил бы под удар пиренейскую границу Франции и морские коммуникации Англии с империей; он сильно повысил бы общий престиж фашизма в Европе и отдал бы в распоряжение фашистских держав богатые ресурсы Испании. Вот почему, когда выборы 16. II 1936 в Испании привели к власти левореспубликанское правительство, Германия и Италия начали подготовку военного реакционного мятежа против этого правительства. Англия и Франция видели быстрое нарастание германо-итальянской агрессии, но не принимали никаких эффективных мер для ее парирования. Этот факт объяснялся тем, что Англией в то время правила "клайвденская клика" (Чемберлен, Галифакс, Асторы и др.), а Францией - клика Даладье и Бонне. Ослепленные бешеной ненавистью к коммунизму, обе клики лелеяли мысль повернуть острие фашистской агрессии на восток, т. е. против Советского Союза. Поэтому, когда Франко начал мятеж, а Гитлер и Муссолини стали ему открыто помогать, правительства Англии и Франции решили, что, хотя укрепление фашистских держав на Пиренейском п-ове представляет для них известную опасность, все-таки из-за Испании не стоит ссориться с Германией и Италией, ибо это может испортить их "большую игру" с фашистскими державами по вопросам европейской политики. Конкретные примеры Н. в главных чертах представляли следующую картину: Идея Н. в испанские дела родилась в недрах английского министерства иностранных дел, однако по тактическим соображениям "честь" провозглашения такой политики была предоставлена Леону Блюму, который в то время стоял во главе французского правительства, опиравшегося на Народный фронт. Действительно, уже 25. VII 1936, т. е. через неделю после начала мятежа, Блюм выступил с заявлением, что Франция сохранит полный нейтралитет в испанском конфликте, и в течение августа развил большую дипломатическую активность в переговорах с другими странами, закончившихся подписанием 27 европейскими государствами (в стороне осталась только Швейцария) соглашения о Н. Это соглашение предусматривало запрещение экспорта и транзита оружия (включая самолеты) в Испанию, а также взаимную информацию участников соглашения о принятых ими с этой целью мерах. Для наблюдения за выполнением предусмотренных соглашением обязательств в Лондоне создавался особый комитет из представителей всех 27 держав. США, как держава внеевропейская, формально в соглашении не участвовали. Однако правительство США, наложив эмбарго на вывоз вооружения и амуниции испанскими республиканцами, фактически проводило ту же политику H. и несет за нее не меньшую ответственность, чем Англия и Франция. Позиция СССР в испанском конфликте была четко определена в известной телеграмме И. В. Сталина от 16. X 1936 на имя секретаря ЦК Испанской коммунистической партии Хозе Диаса, в которой говорилось, что "освобождение Испании от гнета фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а - общее дело всего передового и прогрессивного человечества. Эта общая установка определила собой все действия Советской страны на протяжении испанской войны - от начала и до конца. Исходя из нее, трудящиеся Советского Союза уже в первые недели войны организовали массовые денежные сборы в пользу республиканского населения Испании и направили в Испанию ряд пароходов с продовольственными продуктами. Исходя из нее, Советское правительство решало и вопрос о своем участии в соглашении о Н. Поскольку было совершенно очевидно, что без поддержки извне Франко обречен на быстрое поражение, Советское правительство считало целесообразным путем соглашения о Н. сделать попытку приостановить или по крайней мере сильно сократить германо-итальянскую помощь мятежникам. В результате 23. VIII 1936 в Москве состоялся обмен нот между французским и Советским правительствами, уточнивший обязательства сторон по соглашению. Советское правительство послало также своего представителя в Лондонский комитет по невмешательству. Деятельность этого Комитета в сентябре - октябре 1936 сводилась к простому рассмотрению жалоб на нарушение соглашения о Н., поступавших в Комитет от того или иного правительства. Таких заявлений было очень много со стороны Советского и испанского правительств против Германии, Италии и Португалии. В свою очередь фашистские державы выдвигали обвинения против СССР. Рассмотрение жалоб очень часто сопровождалось бурными сценами, но практических результатов не имело, да и не могло иметь, т. к. Англия и Франция не желали поддерживать СССР в его борьбе против фашистской интервенции в Испании и принять действительно эффективные меры для прекращения итало-германской помощи Франко. В период от ноября 1936 до июля 1937 Комитет по Н. занимался рассмотрением плана контроля испанских границ. План этот после многомесячных ожесточенных споров и дискуссий был в конце концов одобрен 8. III 1937 Комитетом по Н. В основном он сводился к следующему: подтверждался запрет на экспорт в Испанию оружия и военных материалов; в дополнение вводился также запрет на посылку в Испанию иностранных войсковых частей и даже на разрешение отдельным гражданам стран - участниц соглашения отправляться в Испанию в качестве волонтеров; на франко-испанской и испано-португальской границах устанавливалась цепь контролеров, следящих за тем, чтобы указанные запреты соблюдались; вокруг берегов Испании создавался постоянный патруль из военных судов Англии, Франции, Германии и Италии (СССР тоже получил право участия в патрулировании, но фактически его не использовал); все суда стран - участниц Комитета, направляющиеся в Испанию, должны были по пути заходить в заранее определенные порты и брать в них на борт особых "наблюдателей" Комитета, которые в испанских портах, не сходя на берег, должны были знакомиться с характером разгружаемых материалов и следить за тем, чтобы среди них не было военной контрабанды; патрульные суда вдоль испанского берега должны были проверять, имеются ли "наблюдатели" Комитета на борту торговых пароходов, идущих в испанские порты. Намечались также мероприятия для предупреждения перелета иностранных самолетов в Испанию, но эту часть плана Комитет не успел разработать до конца. Несмотря на целый ряд недостатков, принятый Комитетом план контроля в случае своего эффективного осуществления сильно затруднил бы итало-германскую интервенцию. Поэтому фашистские державы сначала всячески саботировали введение плана в действие, а вскоре после того, как он начал функционировать (с 5 мая 1937), и совсем сорвали его. Придравшись к налету республиканской авиации (31. V 1937) на занятый мятежниками о. Ивиса, во время которого слегка пострадало противозаконно находившееся здесь немецкое военное судно "Дейчланд", германское правительство в виде репрессии бомбардировало с моря беззащитный испанский город Альмерию, превратив его в груду развалин, а затем демонстративно отказалось от участия в морском патруле и отозвало своего представителя из Лондонского комитета. Итальянское правительство также отказалось от участия в Комитете. Казалось, всему недостойному фарсу Н. пришел жалкий конец. Советская сторона энергично настаивала на необходимости признать факт провала этой политики и вернуть законному республиканскому правительству Испании право закупать потребное ему оружие где угодно. Однако британское и французское правительства, стремившиеся задушить республику, были настроены совсем иначе. В течение всего июня они смиренно упрашивали фашистские державы сменить гнев на милость и, наконец, добились своей цели: представители Германии и Италии вернулись в Комитет, но категорически отказались согласиться на восстановление прежнего плана контроля. 2. VII 1937 они предложили свой собственный проект урегулирования возникших осложнений, сводившийся к следующему: на суше (т. е. конкретно на франко-испанской границе) сохраняется старая форма контроля; на море же патрулирование вдоль испанских берегов прекращается и вместо него "обеим сторонам в Испании" (т. е. как республиканскому правительству, так и Франко) предоставляются права воюющей стороны, или, иначе, право задерживать на море суда, отводить их в испанские порты и производить там проверку их грузов с конфискацией через призовые суды военной контрабанды. Этот проект грозил величайшей опасностью для Испанской республики. Уже и до того франкистские мятежники с помощью Италии и Германии делали попытки захватить де факто, без всякого признания со стороны других держав, права воюющей стороны, совершенно незаконно задерживая и даже топя в Средиземном море торговые суда, идущие под флагами различных европейских держав (см. Нионское соглашение 1937). Еще больший эффект имело бы официальное признание за мятежниками прав воюющей стороны. Правда, военный флот Франко был, ничтожен, но к его услугам имелись суда итальянского, а отчасти германского флота, для использования которых франкистами могли быть найдены подходящие формы. С помощью этих судов Франко стал бы господином в испанских водах и установил бы полную блокаду республиканского берега. Тогда Испанская республика оказалась бы в мертвой петле как с суши (франко-испанская граница), так и с моря и должна была бы быстро задохнуться без импорта оружия и военных материалов из-за границы. Наглость фашистского плана была столь велика, что даже Англия и Франция не решились его полностью принять,- особенно учитывая тот широкий общественный резонанс, который получила решительная оппозиция против этого плана со стороны Советского Союза. Больше того, под давлением масс французское правительство вынуждено было временно открыть франко-испанскую границу. Чтобы найти выход из затруднительного положения, английское правительство 14. VII 1937 внесло в Комитет свой собственный компромиссный план. Суть британского плана сводилась к следующему: контроль испанских сухопутных границ сохраняется в прежнем виде; морское патрулирование берегов Испании прекращается, и вместо этого в испанских портах, находящихся в руках как республиканцев, так и мятежников, устанавливаются постоянные "наблюдатели" Комитета, которые обязаны проверять характер приходящих в Испанию грузов и приезжающих туда людей; иностранные волонтеры (к тому времени на стороне Франко кроме марокканцев сражалось до 100 тыс. итальянских и немецких военнослужащих, большей частью в регулярных войсковых формированиях, против 20 тыс. добровольцев Интернациональной бригады на стороне республиканцев) выводятся из Испании под контролем специальных комиссий Комитета; когда Комитет признает, что эвакуация волонтеров происходит нормально, обеим сторонам, т. е. Франко и испанскому правительству, будут предоставлены "ограниченные" права воюющей стороны. Борьба, завязавшаяся в Комитете в связи с британским планом, продолжалась целый год. Фашистские державы добивались немедленного закрытия франко-испанской границы и немедленного предоставления "обеим сторонам" прав воюющей стороны, откладывая вывод волонтеров до весьма неопределенного будущего. Им хотелось возможно скорее зажать Испанскую республику в кольце сплошной блокады на суше и на море. СССР, наоборот, категорически настаивал на полном выводе волонтеров, как предпосылке для обсуждения вопроса о правах воюющей стороны и о восстановлении контроля на франко-испанской границе. Англия и Франция, в соответствии со своей общей линией, по существу поддерживали Германию и Италию. В конечном счете "британский план" был одобрен Комитетом 5. VII 1938. Советской стороне в результате длительной борьбы удалось внести в этот план поправки, несколько смягчавшие его отрицательные стороны. Однако этот план так и остался в архивах Комитета. Поощряемые позицией Англии и Франции в испанском вопросе, Гитлер и Муссолини окончательно распоясались. Чехословацкий кризис как раз в это время достиг своего апогея. 30. IX было заключено Мюнхенское соглашение. Внимание мировой общественности было отвлечено в другую сторону. Фашистские державы немедленно использовали создавшуюся ситуацию в интересах Франко. Италия де факто установила блокаду республиканского берега. Даладье еще раньше (с весны 1938) вновь закрыл франко-испанскую границу. Чемберлен, который все явственнее искал сближения с Муссолини, 11-14. I 1939 в сопровождении министра иностранных дел Галифакса нанес дружественный визит в Рим. Испанская война быстро шла к своему трагическому концу. Несмотря на беспримерный героизм испанского народа, сохранявшего мужество и стойкость до последнего момента, преступная политика Англии, Франции и США, по существу сводившаяся к интервенции в пользу мятежников, не могла не дать своих плодов: лишенные оружия и боеприпасов, республиканские армии вынуждены были отступить перед ураганом огня и стали, направленным против них Франко или, точнее, Гитлером и Муссолини. К марту 1939 фашистский мятеж увенчался успехом. Теперь Лондонскому комитету было совсем нечего делать. После принятия "британского плана" Комитет в полном составе уже больше ни разу не собирался. С начала 1939 Комитет вступил в период "ликвидации дел"; еще 1. III 1939 советский представитель был отозван своим правительством из Комитета; весной 1939 Комитет был окончательно распущен. Позиция СССР в Комитете все время оставалась последовательной и неизменной защитой законного республиканского правительства Испании против фашистских мятежников. Она определялась принципом, провозглашенным И. В. Сталиным в телеграмме Хозе Диасу. Прежде всего СССР ставил своей задачей использовать работу Комитета для мобилизации демократических сил во всем мире в защиту Испанской республики. Непосредственное участие СССР в Комитете открывало для этого большие возможности: каждый шаг, каждый маневр, каждая интрига явных или скрытых врагов демократии служили материалом для привлечения общественного внимания к их гнусным проискам. СССР неоднократно (напр., в декабре 1936, в мае 1937, в сентябре 1938) выступал по испанскому вопросу в Лиге наций, решительно отстаивая интересы всеобщего мира и борьбы против агрессии. СССР сыграл крупную роль в заключении Нионского соглашения, направленного против пиратских действий фашистских подводных лодок в Средиземном море. СССР принимал также самые энергичные меры для того, чтобы через печать, радио, кино и т. д. правильно ориентировать мировое общественное мнение об испанской войне и связанных с ней событиях, в особенности о позиции различных держав в данном вопросе. СССР с самого начала решительно выступил против стремления империалистических держав ставить на одну доску признанное всеми странами законное правительство Испанской республики и мятежного ген. Франко, политического преступника и изменника родины, не имеющего никакого юридического статуса. Советский Союз был единственным государством, последовательно защищавшим суверенные права испанского народа против открытой и скрытой интервенции различных империалистических государств. Когда окончательно выяснилось, что Германия и Италия, несмотря на свое участие в Лондонском комитете, продолжают обильно снабжать Франко оружием, Советское правительство 7. X 1936 сделало в Комитете заявление, что оно "ни в коем случае не может согласиться превратить соглашение о невмешательстве в ширму, прикрывающую военную помощь мятежникам со стороны некоторых участников соглашения против законного испанского правительства", и что, "если не будут немедленно прекращены нарушения соглашения о невмешательстве, оно будет считать себя свободным от обязательств, вытекающих из соглашения". Так как указанные нарушения продолжались, то 23. X Советское правительство довело до сведения Комитета, что в соответствии с заявлением от 7. X 1936 "оно не может считать себя связанным соглашением о невмешательстве в большей мере, чем любой из остальных участников этого соглашения". Иными словами, Советское правительство стало на ту единственно возможную точку зрения, что в сложившихся обстоятельствах испанскому правительству должно быть возвращено его законное право покупать оружие там, где оно считает необходимым, и последовательно проводило эту точку зрения на протяжении всей войны. В Комитете соотношение сил было крайне неблагоприятно для СССР. Он имел здесь против себя открыто Германию, Италию и Португалию и скрыто-Англию и Францию. Остальные державы - средние и малые - обычно поддерживали большинство. Даже те из них, которые сочувствовали Испанской республике, не решались об этом громко заявить. В такой обстановке, конечно, невозможно было использовать Комитет, чтобы улучшить положение Испанской республики в ее борьбе против Франко и его германских и итальянских покровителей. Но зато вполне возможно было предупредить принятие Комитетом решений, ухудшающих шансы республиканского правительства, ибо работа Комитета была построена на принципе единогласия. Систематически голосуя против различных предложений Германии, Италии, Англии и Франции, имевших целью ослабить позиции Испанской республики, советская сторона сорвала целый ряд попыток империалистических держав ускорить победу Франко. Таким образом, если героическое сопротивление испанского народа продолжалось почти три года, если оно вписало в историю одну из самых блестящих страниц, которой будут еще долго вдохновляться борцы против фашизма и реакции, то это в большой степени явилось результатом энергичных усилий Советского Союза в деле защиты демократической Испанской республики.

Международно-политический аспект был тесно связан с идеологическим: Испания стала полем столкновения между левыми, вступившими в союз с демократами, и фашистами, заключившими союз с консерваторами.

Эта кульминация противостояния произошла благодаря той роли, которую, прямо или косвенно, играли Франция и Советский Союз на протяжении всего кризиса.

Победа Народного фронта во Франции на выборах в апреле- мае 1936 г. позволила коммунистам впервые в Западной Европе войти в правительственное большинство. Премьер-министр Леон Блюм был умным, честным и благородным политическим деятелем. Дюрозель характеризует его как «компетентного и одновременно идеалистичного» политика. Конечно, это был выдающийся

французский политический деятель 30-40-х годов, но его раздирали противоречия между стремлением проводить гуманную демократическую политическую линию и реальностью, ограничивавшей его замыслы. Он возглавил самое антифашистское правительство, какое только могло быть создано во Франции. Правительство Блюма не назначило преемника на посту посла в Риме вместо профашистски настроенного де Шамбрёна, и в течение двух лет интересы Франции в итальянской столице представлял просто поверенный в делах. Однако ни министр иностранных дел Ивон Дельбос, ни генеральный секретарь МИДа Леже не могли уклониться от отмены санкций против Италии и от фактической нормализации отношений с Римом. Отношения между Муссолини и Лавалем были амбивалентными, но вместе с тем их отравляла смесь надежды и досады. Испанский казус в полной мере выявил эту двойственность.

Когда известие о мятеже в Марокко достигло Парижа, там сразу же возникло спонтанное желание помочь друзьям. Поток военной помощи (первые действительно прибывшие в Испанию поставки) пересек Пиренеи. 23 и 24 июля Блюм и Дельбос прибыли в Лондон и поняли, что Великобритания относится враждебно к вмешательству Франции в гражданскую войну в Испании. После их возвращения в правительстве остро обсуждался выбор политической линии, и министры-радикалы пригрозили правительственным кризисом в случае возобновления помощи Мадриду. В результате было заявлено о закрытии границы с Испанией для любых поставок вооружений. Известие об итальянских и немецких поставках мятежникам несколько нарушило этот осторожный подход: решение отправить в Испанию около двадцати самолетов, принятое 1 августа, сопровождалось предложением английскому и итальянскому послам выработать общую политику «невмешательства».

Смысл этого предложения был ясен - оно было вызвано угрозой Германии расценивать вмешательство Франции и ее помощь правительству Мадрида как прососветскую акцию. Более того, оно было связано с очевидным отказом Великобритании одобрить какие-либо действия, направленные на восстановление законности а Испании. Правительство Великобритании и консервативная печать не оставляли сомнений в том, что они не желали признать опасные для Лондона изменения в Западном Средиземноморье.

Новизна ситуации в этом регионе была связана с усилением позиции Италии (но Муссолини предоставлял гарантии, достаточные, чтобы в тот момент успокоить Идена), а также с чрезмерным укреплением франко-испанского блока, который поддерживали Советы.

Политика «невмешательства» была фиговым листком, которым прикрывались реальные действия. Поэтому никто не отказывался присоединиться к ней. Первыми отозвались англичане, затем Советы, итальянцы, немцы - в целом 27 стран. 8 сентября «Комитет по международному контролю» собрался в Лондоне на свое первое заседание. Начались неспешные дипломатические переговоры, под прикрытием которых все тоталитарные державы делали то, что хотели. Немцы продолжали свои поставки в Испанию; итальянцы отправляли людей под видом волонтеров, но хорошо организованных непосредственно фашистским военным командованием; все те страны, которые оказывали массированную помощь франкистам, продолжали свою деятельность, несмотря на постоянные опровержения и обязательства прекратить отправку людей и вооружений в Испанию.

Со своей стороны, Советы, благодаря возможностям, предоставленным им конвенцией Монтрё, могли направлять свою помощь законному правительству и, более того, содействовать организации «интернациональных бригад». Начиная с сентября, бригады формировались на территории Франции, и оттуда более или менее легально проникали в Испанию. Они собирали под свои знамена всех тех, кто понял необходимость антифашистской борьбы и кто в жестких условиях угрозы нацизма отказывался видеть те ужасные ошибки, которые совершали коммунисты. В этой ситуации самая слабая и уязвимая позиция была у Франции, которая покровительствовала политике «невмешательства», а фактически делала возможным вмешательство антифашистских добровольных «бригад»; не помогала законному правительству Испании и таким образом создавала благоприятные условия для итало-германской политики и сближению Великобритании с Германией, подготавливая тем самым собственную изоляцию.

Советы первыми предприняли серьезное военное вмешательство в дела Испании, которое сопровождалось массированной пропагандистской кампанией. Уже в конце октября Сталин сообщил секретарю Испанской коммунистической партии о поддержке Москвы. Тем не менее, он сделал все возможное, чтобы избежать отождествления испанской проблемы с советской политикой, так как это противоречило налаживанию сотрудничества Советов с западными демократиями. Сталин, Ворошилов и Молотов в декабре 1936 г. в письме к тогдашнему премьер-министру Испании Ларго Кабальеро призывали испанских республиканцев избегать крайностей и предпринимать необходимые усилия, чтобы «помешать врагам Испании представить ее как коммунистическую республику».

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

Испанские коммунисты ревностно выполняли эти установки и боролись с троцкистами ПОУМ и с анархистами, которые были особенно сильны в Каталонии и упорно отстаивали радикальную аграрную реформу. Кампания систематических убийств, организованная агентами советской тайной полиции и испанскими коммунистами, дискредитировала деятельность антифашистского правительства, хотя и не помешала относительному сплочению интернациональных бригад, которые стали символом борьбы с фашизмом. Но необходимо подчеркнуть, что советское вмешательство способствовало усилению тревоги Лондона и послужило аргументом для тех, кто поддерживал Франко. Гражданская война, продолжавшаяся в сложной международной обстановке, характеризовалась взаимными обманами и жестокостью, предвосхитившей ужасы второй мировой войны.

Особенность гражданской войны заключалась в том, что внутренние противоречия и скрытая борьба подрывали единство антифашистского фронта. Анархисты и левые экстремисты пытались ускорить процесс революционной трансформации с помощью ряда экономических реформ, что вызывало противодействие умеренных элементов антифашистского фронта. Коммунистическая партия, влияние которой в период республики было незначительным, окрепла в связи с тем, что Советский Союз, еще в большей мере, чем Франция, был готов посылать военную помощь. Именно это привело к тому, что он стал навязывать свою политическую линию испанскому правительству, диктуя ее через Коминтерн, который в Испании представлял итальянец Пальмиро Тольятти. Пытавшийся лавировать между различными тенденциями Ларго Кабальеро был вынужден в середине 1937 г. уйти в отставку, уступив место более умеренной коалиции, которой руководили Хуан Негрин и Индалесио Прието. В мае коммунисты осуществили кровавые репрессии в Барселоне. В связи с этим Прието, враждебно относившийся к росту влияния коммунистов, ушел из правительства, которым Негрин продолжал руководить до окончания антифранкистского сопротивления в марте 1939 г.

Поражение было неизбежным в связи с неравенством сил сражавшихся и провалом попытки помешать соединению отрядов, шедших из Андалусии, с антиправительственными мятежниками Галисии (родина Франко и одна из областей, где было особенно сильно клерикальное влияние) и частично Астурии. Уже в августе 1936 г. две группировки объединились и взяли город Бада-хос в Эстремадуре. С тех пор военные операции продолжались с переменным успехом, но общая тенденция оставалась неизменной. Однако ни упорное сопротивление антифашистов, ни знаменательные победы «интернациональных бригад» вроде той, что была

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

одержана в марте 1937 г. итальянскими формированиями в сражении с итальянскими фашистскими волонтерами под Гвадалахарой (горькое предзнаменование гражданской войны в Италии в 1943-1945 гг.) не изменили общего хода военных действий. В начале 1939 г. судьба республики была предрешена, и в феврале Великобритания, а также и Франция признали правительство Франко. Осада Мадрида завершилась 28 марта 1939 г.

Еще по теме 3.7.3. ПОЛИТИКА «НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА»:

  1. 3.7. Гражданская война в Испании, Средиземноморье и политика «невмешательства»
  2. 8.2 Выбор моделей макроэкономической политики Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика

НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО

Как особое направление внешней политики империалистических государств И. В. Сталин определил на XVIII съезде партии (1939) в следующих словах:

"Формально политику невмешательства можно было бы охарактеризовать таким образом: "пусть каждая страна защищается от агрессоров, как хочет и как может, наше дело сторона, мы будем торговать и с агрессорами и с их жертвами". На деле, однако, политика невмешательства означает попустительство агрессии, развязывание войны,- следовательно, превращение её в мировую войну. В политике невмешательства сквозит стремление, желание - не мешать агрессорам творить своё чёрное дело, не мешать, скажем, Японии впутаться в войну с Китаем, а ещё лучше с Советским Союзом, не мешать, скажем, Германии увязнуть в европейских делах, впутаться в войну с Советским Союзом, дать всем участникам войны увязнуть глубоко в тину войны, поощрять их в этом втихомолку, дать им ослабить и истощить друг друга, а потом, когда они достаточно ослабнут, - выступить на сцену со свежими силами, выступить, конечно, "в интересах мира", и продиктовать ослабевшим участникам войны свои условия".

В годы, предшествовавшие второй мировой войне, политику Н. с особым усердием проводили Англия, Франция и США. Наиболее яркие проявления этой политики были связаны с захватом Японией Манчжурии в 1931 (см. Литтона комиссия), с итало-абиссинской войной в 1935-36 (см. Лига наций), с войной в Испании в 1936-39, с японо-китайской войной, начавшейся в 1937, с аннексией Австрии Германией в 1938 (см. Аншлюсс), с оккупацией Чехословакии Германией в 1939 (см. Мюнхенское соглашение 1938). Политика Н. была не только преступной, но и очень неумной политикой. Империалисты США, Англии и Франции рассчитывали, что с помощью политики Н. они натравят гитлеровскую Германию на СССР, а сами останутся в стороне от войны. Эти коварные планы не оправдались благодаря бдительности советской дипломатии. Гитлеровская Германия свой первый удар нанесла на западе, по Англии и Франции. В результате расчёты любителей загребать жар чужими руками потерпели крушение, и политика Н. наглядно продемонстрировала банкротство западной дипломатии.

Н. в испанские дела. Этот политический термин родился в период войны в Испании 1936-39 и был тесно связан с соглашением о Н. в эту войну, заключённым 27 европейскими державами в августе 1936.

Мятеж ген. Франко против законного правительства Испанской республики, поднятый 18. VII 1936, очень быстро стал крупнейшим фактом международного значения, т. к. вокруг него завязался чрезвычайно сложный узел политической борьбы между различными державами.

Гитлеровская Германия при участии фашистской Италии спешно готовилась ко второй мировой войне. Первая проба сил европейских агрессоров была сделана в Африке во время итало-абиссинской войны (20. X 1935-13. V 1936). Благодаря трусливо-предательскому поведению правительств Англии и Франции агрессия окончилась успешно для Италии. Это поощрило Гитлера и Муссолини ко второму шагу - попытке приковать к фашистской колеснице Испанию, создав в ней правительство фашистского типа. Успех такой попытки обещал Германии и Италии ряд крупных стратегических преимуществ в будущей мировой войне, т. к. он поставил бы под удар пиренейскую границу Франции и морские коммуникации Англии с империей; он сильно повысил бы общий престиж фашизма в Европе и отдал бы в распоряжение фашистских держав богатые ресурсы Испании. Вот почему, когда выборы 16. II 1936 в Испании привели к власти левореспубликанское правительство, Германия и Италия начали подготовку военного реакционного мятежа против этого правительства.

Англия и Франция видели быстрое нарастание германо-итальянской агрессии, но не принимали никаких эффективных мер для её парирования. Этот факт объяснялся тем, что Англией в то время правила "клайвденская клика" (Чемберлен, Галифакс, Асторы и др.), а Францией - клика Даладье и Бонне. Ослеплённые бешеной ненавистью к коммунизму, обе клики лелеяли мысль повернуть остриё фашистской агрессии на восток, т. е. против Советского Союза. Поэтому, когда Франко начал мятеж, а Гитлер и Муссолини стали ему открыто помогать, правительства Англии и Франции решили, что, хотя укрепление фашистских держав на Пиренейском п-ове представляет для них известную опасность, всё-таки из-за Испании не стоит ссориться с Германией и Италией, ибо это может испортить их "большую игру" с фашистскими державами по вопросам европейской политики.

Конкретные примеры Н. в главных чертах представляли следующую картину:

Идея Н. в испанские дела родилась в недрах английского министерства иностранных дел, однако по тактическим соображениям "честь" провозглашения такой политики была предоставлена Леону Блюму, который в то время стоял во главе французского правительства, опиравшегося на Народный фронт. Действительно, уже 25. VII 1936, т. е. через неделю после начала мятежа, Блюм выступил с заявлением, что Франция сохранит полный нейтралитет в испанском конфликте, и в течение августа развил большую дипломатическую активность в переговорах с другими странами, закончившихся подписанием 27 европейскими государствами (в стороне осталась только Швейцария) соглашения о Н. Это соглашение предусматривало запрещение экспорта и транзита оружия (включая самолёты) в Испанию, а также взаимную информацию участников соглашения о принятых ими с этой целью мерах. Для наблюдения за выполнением предусмотренных соглашением обязательств в Лондоне создавался особый комитет из представителей всех 27 держав.

США, как держава внеевропейская, формально в соглашении не участвовали. Однако правительство США, наложив эмбарго на вывоз вооружения и амуниции испанскими республиканцами, фактически проводило ту же политику H. и несёт за неё не меньшую ответственность, чем Англия и Франция.

Позиция СССР в испанском конфликте была чётко определена в известной телеграмме И. В. Сталина от 16. X 1936 на имя секретаря ЦК Испанской коммунистической партии Хозе Диаса, в которой говорилось, что "освобождение Испании от гнёта фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а - общее дело всего передового и прогрессивного человечества. Эта общая установка определила собой все действия Советской страны на протяжении испанской войны - от начала и до конца. Исходя из неё, трудящиеся Советского Союза уже в первые недели войны организовали массовые денежные сборы в пользу республиканского населения Испании и направили в Испанию ряд пароходов с продовольственными продуктами. Исходя из неё, Советское правительство решало и вопрос о своём участии в соглашении о Н. Поскольку было совершенно очевидно, что без поддержки извне Франко обречён на быстрое поражение, Советское правительство считало целесообразным путём соглашения о Н. сделать попытку приостановить или по крайней мере сильно сократить германо-итальянскую помощь мятежникам. В результате 23. VIII 1936 в Москве состоялся обмен нот между французским и Советским правительствами, уточнивший обязательства сторон по соглашению. Советское правительство послало также своего представителя в Лондонский комитет по невмешательству.

Деятельность этого Комитета в сентябре - октябре 1936 сводилась к простому рассмотрению жалоб на нарушение соглашения о Н., поступавших в Комитет от того или иного правительства. Таких заявлений было очень много со стороны Советского и испанского правительств против Германии, Италии и Португалии. В свою очередь фашистские державы выдвигали обвинения против СССР. Рассмотрение жалоб очень часто сопровождалось бурными сценами, но практических результатов не имело, да и не могло иметь, т. к. Англия и Франция не желали поддерживать СССР в его борьбе против фашистской интервенции в Испании и принять действительно эффективные меры для прекращения итало-германской помощи Франко.

В период от ноября 1936 до июля 1937 Комитет по Н. занимался рассмотрением плана контроля испанских границ. План этот после многомесячных ожесточённых споров и дискуссий был в конце концов одобрен 8. III 1937 Комитетом по Н. В основном он сводился к следующему: подтверждался запрет на экспорт в Испанию оружия и военных материалов; в дополнение вводился также запрет на посылку в Испанию иностранных войсковых частей и даже на разрешение отдельным гражданам стран - участниц соглашения отправляться в Испанию в качестве волонтёров; на франко-испанской и испано-португальской границах устанавливалась цепь контролёров, следящих за тем, чтобы указанные запреты соблюдались; вокруг берегов Испании создавался постоянный патруль из военных судов Англии, Франции, Германии и Италии (СССР тоже получил право участия в патрулировании, но фактически его не использовал); все суда стран - участниц Комитета, направляющиеся в Испанию, должны были по пути заходить в заранее определённые порты и брать в них на борт особых "наблюдателей" Комитета, которые в испанских портах, не сходя на берег, должны были знакомиться с характером разгружаемых материалов и следить за тем, чтобы среди них не было военной контрабанды; патрульные суда вдоль испанского берега должны были проверять, имеются ли "наблюдатели" Комитета на борту торговых пароходов, идущих в испанские порты. Намечались также мероприятия для предупреждения перелёта иностранных самолётов в Испанию, но эту часть плана Комитет не успел разработать до конца.

Несмотря на целый ряд недостатков, принятый Комитетом план контроля в случае своего эффективного осуществления сильно затруднил бы итало-германскую интервенцию. Поэтому фашистские державы сначала всячески саботировали введение плана в действие, а вскоре после того, как он начал функционировать (с 5 мая 1937), и совсем сорвали его. Придравшись к налёту республиканской авиации (31. V 1937) на занятый мятежниками о. Ивиса, во время которого слегка пострадало противозаконно находившееся здесь немецкое военное судно "Дейчланд", германское правительство в виде репрессии бомбардировало с моря беззащитный испанский город Альмерию, превратив его в груду развалин, а затем демонстративно отказалось от участия в морском патруле и отозвало своего представителя из Лондонского комитета. Итальянское правительство также отказалось от участия в Комитете.

Казалось, всему недостойному фарсу Н. пришёл жалкий конец. Советская сторона энергично настаивала на необходимости признать факт провала этой политики и вернуть законному республиканскому правительству Испании право закупать потребное ему оружие где угодно. Однако британское и французское правительства, стремившиеся задушить республику, были настроены совсем иначе. В течение всего июня они смиренно упрашивали фашистские державы сменить гнев на милость и, наконец, добились своей цели: представители Германии и Италии вернулись в Комитет, но категорически отказались согласиться на восстановление прежнего плана контроля. 2. VII 1937 они предложили свой собственный проект урегулирования возникших осложнений, сводившийся к следующему: на суше (т. е. конкретно на франко-испанской границе) сохраняется старая форма контроля; на море же патрулирование вдоль испанских берегов прекращается и вместо него "обеим сторонам в Испании" (т. е. как республиканскому правительству, так и Франко) предоставляются права воюющей стороны, или, иначе, право задерживать на море суда, отводить их в испанские порты и производить там проверку их грузов с конфискацией через призовые суды военной контрабанды.

Этот проект грозил величайшей опасностью для Испанской республики. Уже и до того франкистские мятежники с помощью Италии и Германии делали попытки захватить де факто, без всякого признания со стороны других держав, права воюющей стороны, совершенно незаконно задерживая и даже топя в Средиземном море торговые суда, идущие под флагами различных европейских держав (см. Нионское соглашение 1937). Ещё больший эффект имело бы официальное признание за мятежниками прав воюющей стороны. Правда, военный флот Франко был, ничтожен, но к его услугам имелись суда итальянского, а отчасти германского флота, для использования которых франкистами могли быть найдены подходящие формы. С помощью этих судов Франко стал бы господином в испанских водах и установил бы полную блокаду республиканского берега. Тогда Испанская республика оказалась бы в мёртвой петле как с суши (франко-испанская граница), так и с моря и должна была бы быстро задохнуться без импорта оружия и военных материалов из-за границы.

Наглость фашистского плана была столь велика, что даже Англия и Франция не решились его полностью принять,- особенно учитывая тот широкий общественный резонанс, который получила решительная оппозиция против этого плана со стороны Советского Союза. Больше того, под давлением масс французское правительство вынуждено было временно открыть франко-испанскую границу.

Чтобы найти выход из затруднительного положения, английское правительство 14. VII 1937 внесло в Комитет свой собственный компромиссный план. Суть британского плана сводилась к следующему: контроль испанских сухопутных границ сохраняется в прежнем виде; морское патрулирование берегов Испании прекращается, и вместо этого в испанских портах, находящихся в руках как республиканцев, так и мятежников, устанавливаются постоянные "наблюдатели" Комитета, которые обязаны проверять характер приходящих в Испанию грузов и приезжающих туда людей; иностранные волонтёры (к тому времени на стороне Франко кроме марокканцев сражалось до 100 тыс. итальянских и немецких военнослужащих, большей частью в регулярных войсковых формированиях, против 20 тыс. добровольцев Интернациональной бригады на стороне республиканцев) выводятся из Испании под контролем специальных комиссий Комитета; когда Комитет признает, что эвакуация волонтёров происходит нормально, обеим сторонам, т. е. Франко и испанскому правительству, будут предоставлены "ограниченные" права воюющей стороны.

Борьба, завязавшаяся в Комитете в связи с британским планом, продолжалась целый год. Фашистские державы добивались немедленного закрытия франко-испанской границы и немедленного предоставления "обеим сторонам" прав воюющей стороны, откладывая вывод волонтёров до весьма неопределённого будущего. Им хотелось возможно скорее зажать Испанскую республику в кольце сплошной блокады на суше и на море. СССР, наоборот, категорически настаивал на полном выводе волонтёров, как предпосылке для обсуждения вопроса о правах воюющей стороны и о восстановлении контроля на франко-испанской границе. Англия и Франция, в соответствии со своей общей линией, по существу поддерживали Германию и Италию. В конечном счёте "британский план" был одобрен Комитетом 5. VII 1938. Советской стороне в результате длительной борьбы удалось внести в этот план поправки, несколько смягчавшие его отрицательные стороны.

Однако этот план так и остался в архивах Комитета. Поощряемые позицией Англии и Франции в испанском вопросе, Гитлер и Муссолини окончательно распоясались. Чехословацкий кризис как раз в это время достиг своего апогея. 30. IX было заключено Мюнхенское соглашение. Внимание мировой общественности было отвлечено в другую сторону. Фашистские державы немедленно использовали создавшуюся ситуацию в интересах Франко. Италия де факто установила блокаду республиканского берега. Даладье ещё раньше (с весны 1938) вновь закрыл франко-испанскую границу. Чемберлен, который всё явственнее искал сближения с Муссолини, 11-14. I 1939 в сопровождении министра иностранных дел Галифакса нанёс дружественный визит в Рим. Испанская война быстро шла к своему трагическому концу. Несмотря на беспримерный героизм испанского народа, сохранявшего мужество и стойкость до последнего момента, преступная политика Англии, Франции и США, по существу сводившаяся к интервенции в пользу мятежников, не могла не дать своих плодов: лишённые оружия и боеприпасов, республиканские армии вынуждены были отступить перед ураганом огня и стали, направленным против них Франко или, точнее, Гитлером и Муссолини. К марту 1939 фашистский мятеж увенчался успехом.

Теперь Лондонскому комитету было совсем нечего делать. После принятия "британского плана" Комитет в полном составе уже больше ни разу не собирался.

С начала 1939 Комитет вступил в период "ликвидации дел"; ещё 1. III 1939 советский представитель был отозван своим правительством из Комитета; весной 1939 Комитет был окончательно распущен.

Позиция СССР в Комитете всё время оставалась последовательной и неизменной защитой законного республиканского правительства Испании против фашистских мятежников. Она определялась принципом, провозглашённым И. В. Сталиным в телеграмме Хозе Диасу.

Прежде всего СССР ставил своей задачей использовать работу Комитета для мобилизации демократических сил во всём мире в защиту Испанской республики. Непосредственное участие СССР в Комитете открывало для этого большие возможности: каждый шаг, каждый манёвр, каждая интрига явных или скрытых врагов демократии служили материалом для привлечения общественного внимания к их гнусным проискам.

СССР неоднократно (напр., в декабре 1936, в мае 1937, в сентябре 1938) выступал по испанскому вопросу в Лиге наций, решительно отстаивая интересы всеобщего мира и борьбы против агрессии. СССР сыграл крупную роль в заключении Нионского соглашения, направленного против пиратских действий фашистских подводных лодок в Средиземном море. СССР принимал также самые энергичные меры для того, чтобы через печать, радио, кино и т. д. правильно ориентировать мировое общественное мнение об испанской войне и связанных с ней событиях, в особенности о позиции различных держав в данном вопросе.

СССР с самого начала решительно выступил против стремления империалистических держав ставить на одну доску признанное всеми странами законное правительство Испанской республики и мятежного ген. Франко, политического преступника и изменника родины, не имеющего никакого юридического статуса. Советский Союз был единственным государством, последовательно защищавшим суверенные права испанского народа против открытой и скрытой интервенции различных империалистических государств.

Когда окончательно выяснилось, что Германия и Италия, несмотря на своё участие в Лондонском комитете, продолжают обильно снабжать Франко оружием, Советское правительство 7. X 1936 сделало в Комитете заявление, что оно "ни в коем случае не может согласиться превратить соглашение о невмешательстве в ширму, прикрывающую военную помощь мятежникам со стороны некоторых участников соглашения против законного испанского правительства", и что, "если не будут немедленно прекращены нарушения соглашения о невмешательстве, оно будет считать себя свободным от обязательств, вытекающих из соглашения". Так как указанные нарушения продолжались, то 23. X Советское правительство довело до сведения Комитета, что в соответствии с заявлением от 7. X 1936 "оно не может считать себя связанным соглашением о невмешательстве в большей мере, чем любой из остальных участников этого соглашения". Иными словами, Советское правительство стало на ту единственно возможную точку зрения, что в сложившихся обстоятельствах испанскому правительству должно быть возвращено его законное право покупать оружие там, где оно считает необходимым, и последовательно проводило эту точку зрения на протяжении всей войны.

В Комитете соотношение сил было крайне неблагоприятно для СССР. Он имел здесь против себя открыто Германию, Италию и Португалию и скрыто-Англию и Францию. Остальные державы - средние и малые - обычно поддерживали большинство. Даже те из них, которые сочувствовали Испанской республике, не решались об этом громко заявить. В такой обстановке, конечно, невозможно было использовать Комитет, чтобы улучшить положение Испанской республики в её борьбе против Франко и его германских и итальянских покровителей. Но зато вполне возможно было предупредить принятие Комитетом решений, ухудшающих шансы республиканского правительства, ибо работа Комитета была построена на принципе единогласия. Систематически голосуя против различных предложений Германии, Италии, Англии и Франции, имевших целью ослабить позиции Испанской республики, советская сторона сорвала целый ряд попыток империалистических держав ускорить победу Франко.

Таким образом, если героическое сопротивление испанского народа продолжалось почти три года, если оно вписало в историю одну из самых блестящих страниц, которой будут ещё долго вдохновляться борцы против фашизма и реакции, то это в большой степени явилось результатом энергичных усилий Советского Союза в деле защиты демократической Испанской республики.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО" в других словарях:

    Невмешательство … Орфографический словарь-справочник

    - (в экономике – принцип неограниченной свободы предпринимательства; невмешательство государства в экономику) (laissez faire) Невмешательство значит не мешать делать что либо, предоставить события их естественному ходу, или – в разговорной форме… … Политология. Словарь.

    Над схваткой, нейтралитет, вооруженный нейтралитет Словарь русских синонимов. невмешательство нейтралитет над схваткой Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Один из основных принципов современного международного права, в соответствии с которым не допускается прямое или косвенное вмешательство государств во внутренние дела других государств и народов. Закреплен в Уставе ООН … Большой Энциклопедический словарь

Интернациональные бригады

В ноябре 1936 в бои под Мадридом вступили и так называемые интернациональные бригады. Тысячи людей различных политических и религиозных убеждений и разного социального происхождения из 54 стран мира, с большим трудом добравшиеся до Испании, организовали 5 интербригад.

Наибольшее число добровольцев-антифашистов прибыло из Франции, Германии, Италии, было много поляков, американцев, англичан, в интербригадах воевали чехи, венгры, румыны, югославы, албанцы, бельгийцы, шведы, датчане, швейцарцы, мексиканцы, аргентинцы – всего свыше 35 тыс. человек.

Уже в конце июля мировая пресса была переполнена сообщениями о прибытии гитлеровских самолетов и военной техники в Испанию. Однако ни Германия, ни Италия не встретили серьезного сопротивления своим действиям со стороны западноевропейских правительств. Великобритания и Франция под флагом предотвращения международного конфлик­та провозгласили так называемую политику невмешательства в испанские дела. Идея невмешательства исходила из Лондона, а конкретное предложение выдвинул в начале августа 1936 г. премьер-министр правительства Народного фронта во Франции Леон Блюм. Документ под названием «Соглашение о невмеша­тельстве» подписали 27 европейских стран. Оно запрещало ввоз и транзит оружия, военных материалов и техники в Испанию и ее владения. Все протесты испанской республики против подобной блокады были отвергнуты. Для наблюдения за выполнением «Соглашения» был создан «Комитет по невмешательству в испанские дела» в Лондоне. 23 августа советское правительство присоединилось к «Соглашению». На следующий день Германия также подписала «Соглашение о невмешательстве», продолжая при этом оказывать помощь франкистам. США объявили о своем нейтралитете, разрешив продажу вооружений только за наличный расчет и при условии его перевозки транспортом покупателя, что было невозможно для Народного фронта. Политика невмешатель­ства имела чисто формальный характер. Лига наций высказала лишь «беспокойство по поводу событий в Испании» и ограничи­лась призывами к сохранению мира в Европе.

Несмотря на утрату Каталонии и тяже­лую ситуацию, у республики еще была возможность держаться. Однако в новой обстановке оживилась капитулянтская де­ятельность колеблющихся элементов внут­ри Народного фронта, в том числе среди части офицерства. Капитулянты, возглав­ляемые правым социалистом X. Бестейро и командующим центральным фронтом Ка-садо, надеялись, разгромив коммунистов и других сторонников Сопротивления, до­биться соглашения с Франко. 4 марта 1939 г. вспыхнул мятеж на флоте республи­ки в Картахене. 5-6 марта Касадо и Бестейро подняли мятеж в Мадриде и об­разовали «Национальную хунту обороны». Хунта Касадо - Бестейро объявила ком­мунистов вне закона, обещав после устра­нения коммунистов продолжать сопротив­ление и добиваться «почетного мира». В те­чение недели в Мадриде шли бои верных республике частей во главе с коммуниста­ми против предателей, но одновременно успешно сражаться на два фронта было уже невозможно. Хунта Касадо - Бестей­ро оголила фронт и подписала капитуля­цию. 28 марта фашисты вступили в Мад­рид, а 1 апреля 1939 г. заняли всю респуб­ликанскую территорию.


После 32 месяцев героической борьбы Испанская республика пала. Главной при­чиной поражения испанского народа яви­лась интервенция Германии и Италии. Другой важной причиной была политика «невмешательства» правительств Велико­британии, Франции и США, осложнившая положение республики. Содействовали по­ражению и внутренние факторы: недоста­точное единство рядов рабочего класса и Народного фронта, пагубные последствия проявлений анархизма, местничества и, на­конец, предательская деятельность капиту­лянтских элементов. Поражение Испан­ской республики имело тяжелые междуна­родные последствия, способствовало раз­вязыванию второй мировой войны.

Но героическая борьба испанского на­рода не была напрасной. Она почти на три года сковала силы международной реак­ции, явилась важным этапом в развитии международной антифашистской солидар­ности. Был накоплен большой опыт борьбы против фашизма. Испания показала, что

именно рабочий класс и коммунисты явля­йся наиболее последовательными и стойкими защитниками дела свободы и де­мократии, борцами против фашизма. Опыт Испании доказал, что Народный фронт в случае утверждения в нем решающей роли рабочего класса может стать формой осуществления глубоких революционных преобразований в интересах народа, вплоть до перспективы перехода к социа­лизму. Только неблагоприятная междуна­родная ситуация и интервенция фашист­ских держав помешали восторжествовать этой перспективе в Испании. Испанская республика 1936-1939 гг. явилась первым опытом демократической республики ново­го типа, предшественником государств на­родной демократии, воспринявших ее опыт.

1 апр. 1939г. война в Исп. законч. победой франкистов. На десятилетия страна была раздел. на победит. и побежд.

В ходе Гр. войны в Исп. республ. армия потеряла более 100 тыс. чел. потери армии Франко 70 тыс. чел. Столько же от болезней. потери интернацион. бригад 6,5 тыс. чел., советских 158 чел. без вести.

Ист-фия: хар: народ\демокра (МАЙДАНЕК); револ(по тем мероприятиям кот проводило респуб правит); нац\освободит(б\ба с интервентами).У Испан б неск альтернитив п\е воен устройства. Некот совет ист полаг что испан гражд W –битва 2-х идеологий ком(либо подлен демократ)и фаш. Зарубеж ист. ПОЛ ПРЕСТОН: в лагере мятеж\в не б. единства по поводу будущ форме правл и они не столько п\в выступали респуб сколько п\в ком-зма. ВИЛАР: это б воен дикт в чистом виде, со Т эта систем похожа на Ит. Еще в 30-е гг высказ т.зр. что Ит и Герман прелож руку к подготовке самого мятежа. Но Ж. Сориа счит что нет Ит и Гемран включ в конфликт т\ко по просьбе Франко и кподготовке не причастны.О личности Франко его иконописцы представл святым каудильо, благожетелем исп. Пол-ки уникален, созд усл для переход от жест формы правл к демокр. Др истор (лев и традиц. ист-фия)счит он б. жест диктатором, и п-едующие гг удерживал вл лишь бл репрессиям и опоре на арм.

В совет и росс историографии очень мало раб по исп:

Пожайская - наиболее объективно занималась изуч Испании - по ее мнению франко самая яркая личность.

Пол Престон «франко» - рассм как франко стан диктатором - престон не любит франко.

Жорж сориа «в и рев в исп»-в 2 том-самая лучш раб на сег дн.

Хью Томас «в в исп»+ Данилов «гражд в в исп»=оба автора не симпатиз франкистам.до 90 годов называл в –нац-освоб.

Анхель Виньяс(Исп)статью "Франко, или ниспровержение памяти".Сводить длительную диктатуру к деятельности одного-единственного человека - значит допускать, по меньшей мере, преувеличение. Разумеется, Франко играл центральную роль в режиме, которому дал свое имя, но режим являлся чем-то большим, нежели сам Франко, который никогда не был ни мыслителем, ни человеком, терзаемым интеллектуальными сомнениями

Похожие публикации