Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Человек и пароход. Иван Крузенштерн: человек и пароход Человек и пароход кофе

“Человек и пароход”

Имя Крузенштерна упоминается в мультфильме «Зима в Простоквашино». Кот Матроскин не знает его, но говорит, что его именем назывался пароход, на котором плавала бабушка Кота.

На самом деле, в мультфильме над Иваном Федоровичем не подшутили, а напротив, отнеслись с уважением. “Человек и пароход” - уважительное обозначение специалиста, преуспевшего в своей деятельности, с соответствующей репутацией, и, как правило, известного лишь в узких кругах.

Впервые эта фраза появилась в названии стихотворения Владимира Маяковского, посвящённого убитому в 1926 году на территории дикой Латвии советскому дипсотруднику Теодору Нетте. Последний героически погиб, защищаясь от налётчиков, и в честь него советское руководство назвало целых три разных судна, но первым из них стал пароход.

Потом это выражение использовалось в повести Эдуарда Успенского «Зима в Простоквашино» в ходе разговора кота Матроскина, почтальона Печкина и пса Шарика.

Он о красоте думает! А о нас кто подумает? Антон Павлович Чехов? Да? Или Федор Иванович Шаляпин?

Почтальон Печкин спрашивает: - Разрешите поинтересоваться. Кто это такой Антон Павлович Чехов будет?

Не знаю, - отвечает Матроскин. - Только так пароход назывался, на котором мой дедушка плавал.

А кто такой Федор Иванович Шаляпин?

Тоже не знаю. Так другой пароход звали.

Наверное, один был шахтер прославленный, а второй молотобоец! - решил Печкин. - Или они оба были почтальоны знаменитые.

Я думаю, они были очень хорошие люди, - сказал Шарик, - раз их именем пароходы назвали.

Правда, в одноимённом мультфильме имя Чехова было заменено на Крузенштерна, а дедушка - на бабушку. Там же под Новый год папа дяди Фёдора, неожиданно постучавшись и войдя в дом в маске Деда Мороза, сказал: «Угадайте, кто я?» . Почтальон Печкин, находясь под впечатлением вышеупомянутого разговора, предположил: «Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн. Человек и пароход!».

Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен в Бремене в 1926 году. В то время он назывался Падуя (Padua). В 1946 году это парусное судно перешло в распоряжение СССР в счет возмещения вреда от фашистской Германии. Его сразу переименовали в «Крузенштерн», и уже именно на нем, видимо, плавала бабушка кота Матроскина. Причем, если судить по маршрутам, в Чили, Южную Америку и Австралию, также в Таллин, по Балтийскому и Черному морям.


С 1995 года по сегодняшний день барк Крузенштерн совершил два кругосветных путешествия (1995-1996, 2005-2006) и одну трансатлантическую экспедицию (2009-2010).
В 2013 году «Крузенштерн» принял участие в праздновании 310-летия Балтийского флота в Санкт-Петербурге.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши - люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом.

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат «Надежда» назван в честь вышеупомянутого шлюпа.

В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Михайлов Андрей 23.08.2012 в 15:00

Именем этого русского адмирала названо двенадцать географических пунктов на планете, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде… Иван Федорович Крузенштерн - руководитель первой русской кругосветной экспедиции, почетный член Академии наук и верный сын Отечества.

Иван Федорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года, похоронен в Домском соборе в Таллине. Долгая и славная жизнь адмирала - пример беззаветного служения Отечеству. Несмотря на немецкое происхождение (остзейские немцы), Иван Федорович был настоящим русским человеком.

Будущий адмирал родился в дворянской семье 8 ноября 1770 года. Три года (с двенадцати лет) учился в церковной школе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В конце мая 1787 года он был произведен в гардемарины и летом ушел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю.

В 1788 году окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Голландском сражении. В 1793 году направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 году вернулся в Кронштадт.

А в 1802 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, которая длилась три долгих года. В августе 1803 года при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах: "Надежда", на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым, и "Нева", которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий: экспедиция должна была выявить удобные места и маршруты снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве" пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. Обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" в июле 1804 года прибыла в Петропавловск-Камчатский. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 года впервые Крузенштерн приблизился к берегам Сахалина. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в августе 1806 года - в Кронштадт. Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку. Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Стало также ясно, что таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.

Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание: "Ожидания академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколь и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими предметы естествознания и географии".

В 1811 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен инспектором, а в 1827 - директором Морского кадетского корпуса. В 1823 - 1826 годах он опубликовал двухтомный "Атлас Южного моря", содержащий историко-географический анализ обширных русских и иностранных источников. В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями - Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром - принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.

Имя "Крузенштерн" носит знаменитый четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Стоит, пожалуй, немного остановиться на судьбе этого замечательного парусника. Построено судно было в 1926 в Бремене (Германия), при спуске названо "Падуя", а в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя. Порт приписки судна - Калининград.

Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции. А ведь "Крузенштерн" вполне мог стать не российским, а эстонским парусником. Буквально за несколько дней до отделения Эстонии от СССР, в 1991 году, согласно приказу Министерства рыбного хозяйства судно передавалось от объединения "Эстрыбпром" в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу. А ведь не сообразили бы в Министерстве вовремя перевести судно в российский анклав - и не быть бы ему российским…

Сегодня барк "Крузенштерн" принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах. Наибольшего успеха в международных регатах "Крузенштерн" добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. "Крузенштерн" победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную для парусников скорость - 17,4 узлов, или 32,4 километров в час.

В общем, имя знаменитого русского адмирала живет, память о нем остается в душах моряков. И навсегда останутся в сердце бессмертные строки путешественника, ученого и барда Александра Городницкого:

И тесны домашние стены,

И душен домашний покой,

Когда паруса "Крузенштерна"

Шумят над моей головой…

Похожие публикации