Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Биография. Томаш Масарик

МАСАРИК ТОМАШ ГАРРИГ - чешский государственны и по-ли-тический дея-тель, ис-то-рик, пуб-ли-цист .

Из бед-ной мо-рав-ской се-мьи. За-кон-чил фи-лософский факультет Вен-ско-го университета (1875 год), в 1876-1877 годах про-хо-дил ста-жи-ров-ку в ас-пи-ран-ту-ре Лейп-циг-ско-го университета . В сту-денческие го-ды на-хо-дил-ся под силь-ным влия-ни-ем уче-ния Пла-то-на и фи-ло-софских взгля-дов Ф. Брен-та-но. В 1878 году же-нил-ся на аме-ри-кан-ке Ш. Гар-риг, чью фа-ми-лию взял как вто-рое имя, в 1880 году пе-ре-шёл из ка-то-ли-циз-ма в про-тес-тан-тизм . В 1879 году за-щи-тил диссертацию «Са-мо-убий-ст-во как мас-со-вое об-ще-ст-вен-ное яв-ле-ние со-вре-мен-ной ци-ви-ли-за-ции» («Der Selbstmord als sociale Massenerscheinung der modernen Civili-sation»), по-лу-чил зва-ние при-ват-до-цен-та. В 1882 года экс-т-ра-ор-ди-нар-ный про-фес-сор фи-лософского факультета Чешского университета в Пра-ге, с 1896 года ор-ди-нар-ный про-фес-сор. В 1883 году ос-но-вал на-учный еже-ме-сяч-ник «Athenaeum», был его главным ре-дак-то-ром до 1888 года.

Бла-го-да-ря пуб-ли-ка-ции в жур-на-ле в 1886-1887 годах ма-те-риа-лов дис-кус-сии о под-лин-но-сти т. н. Кра-лед-вор-ской и Зе-ле-но-гор-ской ру-ко-пи-сей имя Масарика ста-ло ши-ро-ко из-вест-но в Че-хии. В 1887-1888 годах два-ж-ды по-се-тил Рос-сию, по-бы-вал в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Мо-ск-ве, Кие-ве, Одес-се, Яс-ной По-ля-не, где встре-тил-ся с Л. Н. Тол-стым . С 1889 года ак-тив-но со-труд-ни-чал в об-щественно-по-ли-тическом журнале «Čas», об-ра-зо-вал вме-сте с Й. Кайз-лом и К. Кра-мар-жем груп-пу т. н. реа-ли-стов. В 1891-1893 годах депутат рейхс-ра-та от пар-тии мла-до-че-хов . В 1893 году ото-шёл от по-ли-ти-ки и вер-нул-ся к пре-по-да-ва-тель-ской и ак-тив-ной пуб-ли-ци-стической дея-тель-но-сти. В 1893 году ос-но-вал журнал «Naše doba». В 1895 году из-дал один из сво-их главных тру-дов - «Чеш-ский во-прос: стрем-ле-ния и чая-ния нацио-наль-но-го воз-ро-ж-де-ния» («Česká otázka: snahy a tužby národního obrození»), в ко-то-ром пред-ло-жил собственную трак-тов-ку чешской ис-то-рии, дви-жу-щей си-лой ко-то-рой объ-явил ре-лигиозную идею. Эта ра-бо-та да-ла тол-чок его мно-го-лет-ней дис-кус-сии с ря-дом чешских ис-то-ри-ков, в т. ч. Й. Пе-кар-жем, о «смыс-ле чеш. ис-то-рии». В 1890-х годах опуб-ли-ко-вал наи-бо-лее из-вест-ные со-чи-не-ния: «Наш се-го-дняш-ний кри-зис» («Na ̌se nynější krize», 1895 год), «Ян Гус» («Jan Hus», 1896 год), «Ка-рел Гав-ли-чек» («Karel Havlí ̌сek», 1896 год), «Со-вре-мен-ный че-ло-век и ре-ли-гия» («Moderní člověk a nábo-žen-ství », 1898 год), «Со-ци-аль-ный во-прос: Фи-ло-софские и со-цио-ло-гические ос-но-вы марк-сиз-ма» («Otázka so-ciální: základy mar-xis-mu sociologické a filosofické», 1898 год; русский перевод «Фи-лософские и со-цио-ло-ги-че-ские ос-но-вы мар-ксиз-ма», 1900 год). В этих ра-бо-тах Масарик дал, в ча-ст-но-сти, собственную трак-тов-ку по-ня-тий «гу-ма-низм» и «де-мо-кра-тия», осу-дил ан-ти-се-ми-тизм.

В 1900 году Масарик ос-но-вал Чешскую народную пар-тию [с 1905 года Чешская про-грес-сив-ная пар-тия (реа-ли-стов)], в 1919 году вошед-шую в со-став На-цио-наль-но-де-мо-кра-ти-че-ской пар-тии. В 1907-1914 годах депутат пар-ла-мен-та, до начала Первой ми-ро-вой вой-ны ос-та-вал-ся сто-рон-ни-ком пре-дос-тав-ле-ния че-хам ши-ро-кой куль-тур-но-по-ли-тической ав-то-но-мии в рам-ках Ав-ст-ро-Венг-рии. С декабря 1914 года по декабрь 1918 года в эмиг-ра-ции в Ита-лии, Фран-ции, Швей-ца-рии, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Рос-сии и США, про-па-ган-ди-ро-вал идею соз-да-ния не-за-ви-си-мо-го че-хословацкого го-су-дар-ст-ва.

В 1913 году опуб-ли-ко-вал ра-бо-ту «Рос-сия и Ев-ро-па» («Ruß land und Europa», Bd 1-2; на чешском языке «Rusko a Evropa», 1919-1921 годы. Dl 1-2; русский перевод, Том 1-3, 2004 год) - пер-вый в Ев-ро-пе фун-даментальный труд по ис-то-рии российской об-щественной мыс-ли. Ис-хо-дя из цен-траль-ной для но-во-ев-ро-пей-ской ис-то-рии ан-ти-те-зы «де-мо-кра-тии и тео-кра-тии», Масарик про-сле-жи-вал её са-мо-быт-ное раз-ви-тие в ши-ро-ком спек-тре ис-то-рио-соф-ских, этических, со-ци-аль-но-по-ли-тических и ре-лигиозно-фи-лософских кон-цеп-ций Рос-сии XIX - начала XX веков. В 1915 году по-сле при-ез-да Э. Бе-не-ша в Па-риж стал од-ним из ос-но-ва-те-лей Чешского за-гра-нич-но-го комитета, за-тем Че-хословацкого национального со-ве-та, под-дер-жи-вал тес-ный кон-такт с под-поль-ной организаци-ей «Маф-фия», со-би-рав-шей раз-ве-ды-вательные дан-ные в поль-зу Ан-тан-ты и спо-соб-ст-во-вав-шей соз-да-нию не-за-ви-си-мо-го че-хословацкого го-су-дар-ст-ва. Уча-ст-во-вал в под-го-тов-ке и под-пи-са-нии Питтс-бург-ско-го со-гла-ше-ния 31.05.1918 года, оп-ре-де-лив-ше-го ос-но-вы го-су-дар-ст-ва че-хов и сло-ва-ков.

С 14.10.1918 года председатель временного че-хословацкого пра-ви-тель-ст-ва. Вме-сте с М. Ште-фа-ни-ком и Бе-не-шем под-пи-сал 18.10.1918 года Ва-шинг-тон-скую дек-ла-ра-цию, из-ве-щав-шую пра-ви-тель-ст-ва западных го-су-дарств о соз-да-нии Че-хо-сло-ва-кии и оп-ре-де-лив-шую основные по-ло-же-ния её бу-ду-щей кон-сти-ту-ции. 14.11.1918 года Национальным со-б-ра-ни-ем в Пра-ге за-оч-но из-бран пре-зи-ден-том рес-пуб-ли-ки, всту-пил в долж-ность 21.12.1918 года по воз-вра-ще-нии из эмиг-ра-ции. В 1920, 1927 и 1934 годах пе-ре-из-би-рал-ся на по-сту гла-вы го-су-дар-ст-ва. В 1920 году опуб-ли-ко-вал ра-бо-ту «Но-вая Ев-ро-па: сла-вян-ская по-зи-ция» («Nová Evropa: Stanovisko slovanské»), в ко-то-рой из-ло-жил идею кон-со-ли-да-ции мо-ло-дых цен-траль-но- и вос-точ-но-ев-ро-пей-ских го-су-дарств в по-сле-во-ен-ных ус-ло-ви-ях. Фор-маль-но ос-та-ва-ясь бес-пар-тий-ным, воз-глав-лял т. н. груп-пи-ров-ку «Град», в ко-то-рую вхо-ди-ли наи-бо-лее влия-тель-ные по-ли-ти-ки и пред-при-ни-ма-те-ли; во внеш-ней по-ли-ти-ке под-дер-жи-вал курс Бе-не-ша, ори-ен-ти-ро-вав-ше-го-ся на Фран-цию. В декабре 1935 года в свя-зи с ухуд-ше-ни-ем со-стоя-ния здо-ро-вья по-дал в от-став-ку.

Сочинения:

Korespondence. Praha, 2001-2009. Sv. 1-4. Фи-ло-со-фия - со-цио-ло-гия - по-ли-ти-ка. Из-бран-ные тек-сты. М., 2003.

Дополнительная литература:

Opat J. Filizof a politik T. G. Masaryk, 1882-1893. Praha, 1990;

idem. Pr ̊uvodce ̌zivo-tem a dí lem T. G. Masaryka: ̌cesk ́a ot ́azka v ̌cera a dnes. Praha, 2003;

Фир-сов Е.Ф. Опыт де-мо-кра-тии в ЧСР при Т. Ма-са-ри-ке: коа-ли-ци-он-ный плю-ра-лизм (1928-1934). М., 1997;

он же. Т. Г. Ма-са-рик и рос-сий-ская ин-тел-лек-ту-аль-ная сре-да (по ар-хи-вам Че-хии и Рос-сии). М., 2005;

Не-на-ше-ва З.С. Т. Г. Ма-са-рик в кон-тек-сте чеш-ской по-ли-ти-че-ской жиз-ни 1907-1914 гг.: по ма-те-риа-лам Ар-хи-ва внеш-ней по-ли-ти-ки Рос-сий-ской им-пе-рии // TGM, Rusko a Evropa: Dilo - vize - pri-tomnost. Praha, 2002;

Soubigou A.T. Ma-sa-ryk. P., 2002; Hain R. Teorie státu a státní prа́vo v myšlení T. G. Masaryka. Praha, 2006.

Томаш Масарик является для Чехии настоящим героем. Он был лидером движения, которое ставило своей целью добиться для Чехословакии независимости. Создав государство, он стал его первым президентом и управлял формацией с 1918 по 1935 год.

Добиться всего этот легендарный человек смог благодаря своим незаурядным качествам. Из статьи можно узнать больше о его семье, учебе, жене, общественной деятельности и политических взглядах. Чешский социолог и философ во многом изменил жизнь своего народа, за что его прозвали «батюшкой».

Семья философа

Родился Томаш Масарик 07.03.1850 г. в Моравии (в то время Его семья относилась к простым рабочим. Отца звали Йозеф (годы жизни 1823-1907). По национальности он был словаком из Венгрии. Имя матери - Тереза (годы жизни 1813-1887). В девичестве она носила фамилию Кропачкова, а по национальности была немкой родом из Моравии.

Йозеф Масарик не имел земли и даже собственного дома. В молодые годы он нанимался работать в большие хозяйства, а после рождения Томаша стал кучером. Проживала семья в служебном доме. Йозеф не ходил в школу, поэтому читал с трудом. При этом он был очень гордым человеком с сильным характером, не боялся перечить своим нанимателям. Поэтому ему приходилось постоянно менять работу, переходя с одного владения в другое.

Сам Томаш вспоминал, что отец был способным, но простым человеком, поэтому главной в доме была мать. В молодые годы Тереза работала кухаркой в богатых домах, горничной в Вене. Поскольку ее родное село было полностью онемечено, она разговаривала и писала только по-немецки. Намного позже, когда все ее сыновья стали она старалась разговаривать с ним на словацком, но получалось у нее плохо.

В семье разговаривали на немецком языке, однако отец часто переходил на словацкий, так же, как и Томаш во дворе, играя со своими сверстниками.

Период учебы

В шестилетнем возрасте Томаш Масарик пошел учиться в сельскую школу. Он проявил хорошие успехи в учебе, поэтому учитель посоветовал родителям отдать его в среднюю школу. Они так и поступили. Мальчик закончил ее в 1863 году и вернулся домой. Здесь он стал помогать учителю, обучаться музыке, читать. В учительскую семинарию принимали только с шестнадцати лет, а Томашу было только четырнадцать, поэтому мать решила отослать его в Вену, чтобы устроить учеником слесаря.

В доме мастера мальчик выполнял поручения по хозяйству. Однажды один из учеников украл и продал его книги. Это стало последней каплей, и молодой Масарик сбежал домой. Родители решили отдать его в ученики кузнецу. Так прошел еще один год.

Роль сельского священника в жизни Томаша

В жизни каждого великого человека бывают моменты, которые определяют его дальнейший путь. Не избежал подобного и Томаш Масарик. Интересные факты о его жизни были бы неполными без упоминания о сельском священнике. Именно Франц Сатора давал мальчику читать свои книги, обучал его латыни и убедил родителей, чтобы те позволили сыну учиться дальше. Священник помог юноше с экзаменами, и тот смог поступить во второй класс немецкой гимназии. Так, в пятнадцатилетнем возрасте он переехал в город Брно.

Родители не высылали юноше денег, поэтому он был вынужден стать репетитором, а позднее и домашним учителем для сына полицмейстера. В гимназии юноша обучался бесплатно и пользовался большим авторитетом среди других гимназистов. В это же время в нем укоренились идеи о возрождении чешской нации. Из-за конфликта с директором Томаш так и не окончил эту гимназию.

Как у Масарика появилось второе имя

Полицмейстер, сына которого обучал Масарик, пошел на повышение и переехал в Вену. Он и помог молодому человеку поступить в столичную гимназию. Ее парень окончил в 1872 году в возрасте двадцати двух лет. Далее он смог окончить университет в Вене, обучаясь одновременно на филологическом и философском факультетах. Еще через несколько лет он станет доцентом Венского университета по философии.

Во время учебы в аспирантуре молодой человек познакомился с американкой Шарлоттой Гарриг. Она была дочерью нью-йоркского банкира. Отец был против их отношений и дал свое разрешение на брак только после того, как Масарик отказался от приданного. Молодые люди жили скромно, используя доходы Томаша. Так появилось имя Томаш Гарриг Масарик. Он взял себе второе имя в честь своей жены. Шарлотта родила ему четырех детей и выучила чешский язык.

Жена не обеспечила своего избранника деньгами, но во всем ему помогала. Даже однажды отсидела несколько месяцев в австрийской тюрьме за мужа. Да и семья Шарлотты все же не оставила дочь ни с чем. Когда чета Масариков жила в США, Томаш работал у своего тестя, общался в кругах бизнесменов и политиков, включая одного из президентов США

Чешский вопрос

Из-за своих политических взглядов Томаш Масарик не мог надеяться на должность профессора в Вене. Для него стало спасением, когда в 1882 году имперская администрация позволила открыть в Он переехал в Чехию и занялся просветительской деятельностью, в том числе выпуская журнал «Атениум».

В Чехии на то время существовало две основные партии - младочехи и старочехи. Представители обеих организаций приняли в штыки деятельность и мысли философа. Его долгое время не хотели принимать, но со временем Томаш смог доказать правоту своей точки зрения и добился такого авторитета в обществе, что обе партии желали бы внести его имя в свои списки. Таким образом, они надеялись набрать как можно больше голосов на выборах в имперский парламент.

Масарик же стремился поставить перед общественностью вопрос о создании чешского государства с собственным языком и культурой. При этом он никогда не был против немецкой культуры, считая, что обогащение разными культурами сделает из чехов еще более развитую и многогранную нацию.

С 1891 года политик много раз избирался в парламент (чешский и имперский). Он возглавлял Партию реалистов, а затем Народную чешскую партию.

Противостояние

В начале Первой мировой войны политика осудили и приговорили к смертной казни, обвинив его в государственной измене. В Чехии прекратилась на время его деятельность. Томаш Масарик был вынужден покинуть родные места.

Он был против австрийской политики относительно войны. Масарик видел и понимал насколько тяжело чехам воевать против славян. Именно поэтому он создал антиавстрийское подполье.

При этом Томаш Гарик Масарик неоднозначно относился к России. Он не видел в ней настоящего союзника в создании чешского государства, хотя много раз бывал там, общался с Максимом Горьким, Львом Толстым.

Политик видел союзников в Британии, Франции, США. Именно эти державы признали создание Чехословацкого национального совета, который возглавил Масарик.

В 1917 году он жил в Киеве, где располагался его Совет. Политик часто ездил в Москву и Петроград, ему довелось быть свидетелем того, как большевики пришли к власти во всех трех упомянутых городах.

В качестве главы государства

Томаш Масарик и образование Чехословакии нераздельно связаны между собой. Еще при жизни его имя стало обрастать культом личности - он считался духовным лидером свободной Чехословакии.

Политический деятель был поклонником англо-американской культуры. Он хотел создать либеральную многопартийную демократию. Президентство Масарика носило гуманистический характер. Он допускал внедрение в политику государства национальных меньшинств.

Политик возглавлял государство до 01.04.1934 года пока его не поразил инсульт. Через год, будучи в возрасте восьмидесяти пяти лет, он передал правление своему ученику и последователю Э. Бенешу. 14.09.1937 году закончилась его биография: Томаш Масарик умер, а еще через год перестало существовать созданное им государство.

Память о политике

Как уже упоминалось, еще при жизни у Томаша Масарика было прозвище - его называли «батюшкой». В память о нем были выпущены монеты, названы многие улицы, в Годонине существует музей, посвященный этому великому человеку, а в Израиле город и площадь в Тель-Авиве носит его имя.

В современной независимой Чехии даже есть орден, который учрежден в память о великом общественном и политическом деятеле государства.

МАСАРИК Томаш
МАСАРИК, ТОМАШ ГАРРИГ
(Masaryk, Tom Garrigue)
(1850-1937), чехословацкий государственный деятель, первый президент Чехословакии. Родился 7 марта 1850 в Годонине (Моравия). Его отец - словак, извозчик в имперском имении; мать - немецкоязычная чешка. Окончил гимназию в Брно в 1869, затем переехал в Вену и поступил в Академическую гимназию, а в 1872 - в Венский университет. Во время учебы в университете присоединился к чешской патриотической группе, публиковал статьи в чешском ежемесячном журнале "Просвещение" ("Osveta"). Был наставником сына банкира, жил в Италии, а затем в Лейпциге. В 1876 получил звание доктора философии. Вернувшись в Вену, Масарик в 1878 представил на рассмотрение в университет монографию Самоубийство как общественно-массовое явление современной цивилизации, после защиты которой получил звание профессора. В 1882 занял пост профессора в Пражском Чешском университете. В 1883-1891 Масарик издавал ежемесячный журнал "Атенеум" ("Athenaeum"), в котором впервые изложил программу развития чешской культуры. Еще в 1879 в чешском обществе возобновилась дискуссия об аутентичности двух предположительно древних славянских поэтических рукописей, "открытых" в 1817, в 1886 в нее включился Масарик, который считал их поддельными и подчеркивал, что опора на подобного рода документы о культурном прошлом наносит вред патриотическому движению. В 1890 Масарик, ранее состоявший членом старочешской, а затем младочешской партий, организовал либеральную партию "Реалисты". В следующем году он был избран в австрийский рейхстаг, а в 1892 - в богемский ландтаг, выступал там по вопросам образования и отстаивал предложение о большей автономии Чехии в составе Австро-Венгрии. Два года спустя разошелся во мнениях с руководством партии и сложил с себя депутатские полномочия. Вернувшись к академическим обязанностям, издавал либеральный ежемесячник "Наше время" ("Na doba"), написал основательные труды по социальным и философским проблемам: Чешский вопрос (1895), Ян Гус (1896), Карел Гавличек (1896), Социальный вопрос, Философские и социологические основы марксизма (1898). В эти годы Масарик высказывал идею объединения чешского народа и получил широкую известность как борец за права евреев. В 1899 и 1900 в журнале "Наше время" он защищал еврея Л.Гильснера, обвинявшегося в ритуальном убийстве; благодаря усилиям Масарика судебный процесс был возобновлен, а смертный приговор отменен за недоказанностью факта преступления. В 1900 Масарик основал т.н. Народную партию, позднее переименованную в Прогрессивную партию, программа которой включала требования о равенстве языков, большей автономии для Чехии, союзе между чехами и словаками. Масарик вернулся в парламент в 1907. В 1908 конфликт между Австро-Венгрией и Сербией вылился в Аграмский (Загребский) судебный процесс, в ходе которого Масарик смог доказать на парламентских слушаниях поддельность австрийских документов, послуживших основанием для привлечения сербов к суду. В итоге к суду был привлечен венский историк Г.Фридъюнг, публиковавший антисербские статьи. Масарик сумел доказать, что Фридъюнг некритически воспринимал документы, сфабрикованные в канцелярии министра иностранных дел Австрии князя фон Эренталя. Масарик вернулся в парламент в 1913 - в год выхода в свет его труда Россия и Европа. В августе 1914, вскоре после начала Первой мировой войны, Масарик приступил к организации движения за освобождение Чехословакии. В декабре 1914 он выехал из Австро-Венгрии, вскоре за ним последовал Э.Бенеш. Вместе со словацким астрономом М.Штефаником, жившим во Франции, они создали в Париже Чешский (затем Чехословацкий) национальный совет. Масарик был представителем Совета в Лондоне, где решал двуединую задачу: побудить к совместной работе различные группы чешских и словацких эмигрантов и добиться признания союзными державами Совета в качестве полномочного представителя обоих народов. Важнейшим результатом деятельности Масарика в эмиграции был Питсбургский договор об объединении Чехии и Словакии, подписанный в 1918. 28 октября 1918 в Праге была провозглашена Чехословацкая Республика, а 21 декабря Масарик стал президентом нового государства. Масарик трижды переизбирался на пост президента - в 1920, 1927 и 1934. В 1934 были восстановлены дипломатические отношения Чехословакии с СССР, а в 1935 заключено соглашение о взаимопомощи. 14 декабря 1935 Масарик ушел в отставку по состоянию здоровья.
Умер Масарик в Ланах 14 сентября 1937.
ЛИТЕРАТУРА
Беляева В.И. Разработка Т.Г.Масариком в годы Первой мировой войны планов создания независимого чехословацкого государства. - В сб.: Первая мировая война и проблема политического переустройства в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1991 Серапионова Е.П. Томаш Гарриг Масарик: 1850-1937. - В сб.: Пленники национальной идеи. Политические портреты лидеров Восточной Европы (первая треть ХХ в.). М., 1993 Задорожнюк Э.Г. Т.Г.Масарик об образовании. - Вестник высшей школы, 1997, № 2

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МАСАРИК Томаш" в других словарях:

    - (Masaryk) (1850 1937), президент Чехословакии в 1918 1935. В 1900 1920 руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской (реалистической) партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Труды по философии и социологии. *… … Энциклопедический словарь

    Масарик, Томаш - МАСАРИК (Masaryk) Томаш (1850 1937), президент Чехословакии в 1918 35. В 1900 20 руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской (реалистической) партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Философские труды по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Масарик Томаш - Т. Масарик. Т. Масарик. Масарик Томаш () президент Чехословакии в 1918 35 гг. В 1900 1920 гг. руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской () партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Философские труды по… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Томаш Гарриг Масарик Tomáš Garrigue Masaryk … Википедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия

    Масарик Томаш Гарриг - (Masaryk, Tomas Garrigue) (1850 1937), чехословацкий гос. деятель. Депутат австр. парламента (1891 93 и 1907 14), получил известность, защищая права славянских и др. меньшинств Австрии. Во время 1 й мировой войны находился с Бе нешем в Лондоне.… … Всемирная история

    Масарик (Masaryk) Томаш Гарриг (7.3.1850, Годонин, ‒ 14.9.1937, Лани, близ Праги), чехословацкий государственный и политический деятель, философ позитивист. Получил образование в Венском и Лейпцигском университетах. С 1876 доктор философии, в… … Большая советская энциклопедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия


Аббревиатура из трех заглавных букв TGM, несомненно, знакома каждому чеху: за ней скрывается полное имя первого президента Чехословакии и борца за независимость Томаша Гаррига Масарика.

Биография и политическая деятельность

Томаш Масарик родился 7 марта 1850 года в Годонине, небольшом городке южно-моравийского края. Его семья принадлежала к обычному рабочему классу, что не помешала талантливому юноше в 1876 году окончить Венский университет, при этом получив степень доктора философии.

Знакомство с будущей супругой Шарлоттой Гарриг произошло в университете Лейпцига, где они вместе обучались. Впоследствии женившись на американке, он взял ее фамилию, как часть своей. Шарлотта подарила супругу шестеро детей, двое из которых умерли еще в младенчестве.

В 1882 года Масарик стал преподавателем Карлового университета в Праге. За время своей научной деятельности он написал множество работ по социологии и философии, а также основал авторитетное издание «Атенеум».

Политическая деятельность Масарика началась с группы «Реалисты», основанной в 1889 году, позже стал руководителем либеральной Народной партии, а затем и Чешской прогрессивной партии. В 1900 году за написание брошюры, в которой будущий чешский лидер просил пересмотреть дело о казни еврея, якобы совершившего ритуальное убийство, Масарик попал под суд, а еще ранее за публикацию статьи на эту же тему - в немилость антисемитского движения и собственных студентов.

С Россией будущего президента объединяли самые теплые отношения: он не единожды бывал в стране и даже вел переписку с Львом Толстым. Один из научных трудов Масарика посвящен истории русской философии и издан на русском языке. В 1917 году при его участии в России была создана первая экстерриториальная чехословацкая армия.

С началом боевых действий во время Первой мировой войны, он эмигрировал в Западную Европу. После падения в 1918 году Австро-Венгерской империи Масарик был заочно избран президентом независимой Чехословакии и через месяц вернулся на Родину.

TGM руководил государством в течение 17 лет. За время своего правления он показал себя как авторитетный лидер, которому свойственны гуманизм и честность в борьбе за независимость. После отставки Масарика в 1935 году, на посту президента его сменил бывший министр иностранных дел Эдуард Бенеш. Первый чехословацкий президент, вошедший в историю под прозвищем «батюшка», умер в 1937 году в городе Ланы.


Признание

В родном городе Масарика открыт музей, экспозиция которого повествует о его личной жизни и политической деятельности. Старейший , многие центральные площади, улицы и проспекты чешских городов названы именем духовного лидера страны. установлен не только в центре Праги, но и в и . В Чехии также учрежден орден имени первого президента, которым награждают за выдающийся вклад в развитие гуманности, демократии и прав человека.


Личность великого чеха известна и за пределами страны: в Израиле его имя носит населенный пункт Кфар Масарик и одна из площадей Тель-Авива. Дубликат пражского памятника стоит на главном проспекте Мехико, другой памятник чешскому политику можно увидеть в одном из центральных скверов Вашингтона, а в Чикаго расположена оригинальная скульптура «Бланицкий рыцарь», изображающая Масарика в шлеме и на коне. В России единственный бюст чехословацкого президента находится во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

Личность Томаша Гаррига Масарика по праву является символом независимости Чехословакии. Его политическая деятельность стала неоценимым вкладом в историю чешского народа, а последователи TGM и ныне собираются у его памятника на Градчанской площади.

(и.о.)
Эдвард Бенеш

Рождение: Гёдинг , Моравия , в составе Австрийской империи Смерть: Ланы , Чехословакия Супруга: Шарлотта Гарриг (1850-1923) Дети: Алиса (1879-1966) , Герберт (1880-1915) , Ян Масарик (1886-1948), Элеонора (1890; умерла во младенчестве), Ольга (1891-1978) , Анна (умерла во младенчестве) Автограф: Награды:

То́маш Га́рриг Ма́сарик (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk (при рождении - Томаш Масарик), имя часто сокращается как TGM ; 7 марта 1850 года , Гёдинг , Моравия , Австрийская империя , - 14 сентября 1937 года , Ланы , Чехословакия) - чешский социолог и философ , общественный и государственный деятель, один из лидеров движения за независимость Чехословакии , а после создания государства - первый президент Чехословацкой Республики ( -).

Биография

Отец, Йозеф Масарик (1823-1907), был словаком из венгерской части Австро-Венгрии , мать, Тереза Масарикова (в девичестве - Кропачкова) (1813-1887) - немкой из Моравии . Масарик родился в простой рабочей семье. Учился в Брно , Вене и Лейпциге (среди его учителей были Франц Брентано и Вильгельм Вундт), в стал профессором Пражского университета . Его работы были посвящены истории философии (в том числе написал книгу о русской философии, печатался в России на русском языке), социологии и истории; рано начал выступать как идейный вдохновитель национального движения. Степень доктора философии он получил, защитив диссертацию на тему: «Самоубийство как социальное явление». Основал влиятельный журнал «Атенеум. Журнал литературы и научной критики ». В частности, Масарик был координатором деятельности учёных на страницах «Атенеума» по разоблачению подложных рукописей Вацлава Ганки (утверждая, что истинный патриотизм не может основываться на подделке). «Великое не может быть великим, если оно лживо» - таков был девиз всей его жизни.

В 1902 году Масарик по приглашению американца Чарльза Крейна читает лекции в Чикагском университете. Там же в 1903 и в 1904-1905 годах читал лекции и будущий первый министр иностранных дел Временного правительства России Милюков П. Н. , который помог Масарику в создании первых Чешских военных формирований из военнопленных в России в 1917 году Масарик и Бенеш ещё раз встречаются в Англии в Кембридже с Милюковым П. Н. и Дмовским Р. В. в 1916 году.

Депутат парламента австрийских земель (рейхсрата) в - и - . C 1915 года участвовал в подпольной организации «Maffie» - Движение за независимость Чехословакии . Годы Первой мировой войны провёл в Швейцарии , Италии , Великобритании , Франции , России , США , где активно агитировал общественное мнение Антанты за независимость Чехословакии именно в таких границах и признание «чехословаков» особой нацией. После падения Австро-Венгерской империи был заочно избран (будучи в США) в 1918 году первым президентом Чехословацкой республики; через месяц вернулся в страну.

В 1917 году Масарик приехал в Россию, где участвовал в создании Чехословацкого корпуса (переименованного потом в Чехословацкий легион , а затем 1 февраля 1919 года в Чехословацкую армию - Чехо-войско). В марте 1918 года Масарик уехал в США из Москвы через Владивосток. О своей работе в России Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства». Чехословацкий национальный совет , председателем которого был Томаш Масарик, признавался единственным верховным органом всех чехословацких военных формирований.

Личность Масарика в межвоенной Чехословакии стала объектом полуофициального культа . Он рисовался наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии (имел полуофициальное прозвище «батюшка» - Tatíček ), воплощением этичной борьбы за независимость и создания нового государства. Подчеркивался "гуманистический" характер президентства Масарика, для него характерно высказывание: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам. Политику, как и всю жизнь человека и общества, я не могу понимать иначе как sub specie aeternitatis». Ещё при его жизни сложился официальный культ Масарика - «Президента-освободителя»; значительный вклад в формирование «масариковского мифа» внёс Карел Чапек , автор многотомных «Бесед с Т. Г. Масариком». Поклонник англо-американской культуры, Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику, однако как идеолог «чехословакизма» допускал антинемецкие высказывания. После его отставки в , из двух кандидатур: Эдвард Бенеш и Богумил Немец , президентом был избран многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш . Масарик умер в 1937 году в своём имении Ланы , за год до краха Первой Чехословацкой республики.

В 1928 г. Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Т. Масарика. Монета была посвящена 10-летию независимости. Масса 10 граммов, проба 700.

В 1937 г. в связи с кончиной Т. Масарика Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 20 крон. Масса 12 граммов, проба 700.

В 1990 г. Чехословацкая Федеративная Республика выпустила серию памятных монет номиналом в 10 крон, в том числе с Т. Масариком.

В современной Чехии существует орден , учреждённый в честь Т. Масарика.

Произведения

  • Ideály humanitní; Problém malého národa; Demokratism v politice. Praha: Melantrich, 1990
  • Masaryk T.G. Svobodni zednari, Nase doba 1925.
  • Masaryk T.G. Katolicke povery o zednarstvi a satanismus, Svobodny zednar VIII/1934.
  • Thomas Masaryk The making of a State
  • Masaryk. T.G. Svetova revoluce, Cin, 1925
  • T. G. Masaryk «Die Weltrevolution»

Публикации на русском языке

  • Масарик Т. Г. Философия - социология - политика. Избранные тексты. М.: РУДН, 2003
  • Масарик Т. Г. Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России. Т.1-3. СПб: РХГИ, 2004

Напишите отзыв о статье "Масарик, Томаш Гарриг"

Литература

  • Masaryk osvoboditel: sborník. Praha, 1920
  • Chavez E.A. Masaryk como filósofo. México: Universidad nacional, 1938.
  • Opat J. Tomáš Garrigue Masaryk. Praha: Melantrich, 1990 (на англ. яз.)
  • Soubigou A. Tomáš Garrigue Masaryk. Praha; Litomyšl: Paseka, 2004
  • Lt.Gen. «Die tschechischen Legionen in Sibirien», 1930.
  • Задорожнюк Э. Г. Штрихи к портрету Томаша Гаррига Масарика // Новая и новейшая история. - 2012. - № 5. - С. 151-163.
  • Документы об антинародной и антинациональной политике Масарика / ред. Туманов М. , М., изд. Иностранной литературы, 1954 г.
  • Т. Г. Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. К 150-летию со дня рождения Т. Г. Масарика: по материалам международной научной конференции / отв. ред. М. Г. Вандалковская. М.: Русский путь, 2005.
  • Александр Котомкин «О Чехословацких Легионерах в Сибири 1918 −1920. Воспоминания и документы», Париж, 1930
  • Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков. М.: «Индрик» , 2012. - 336 с., ил. ISBN 978-5-91674-225-1
  • Генералъ-Лейтенантъ К. В. Сахаровъ «Чешскiе легiоны въ Сибири. (Чешское предательство)», Берлинъ, 1930

Примечания

Ссылки

  • Троцкий Л.

Отрывок, характеризующий Масарик, Томаш Гарриг

В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

Похожие публикации