Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Антиультимативный гид по рождественскому эпизоду сериала «Шерлок. Его брат


Дерек Фрэнсис
Рональд Адам
Роберт Морли
Кристофер Ли
Чарльз Грэй
Борис Клюев
Питер Джеффри
Джером Уиллис
Роберт Томсон
Ричард Грант
Марк Гатисс
Рис Иванс
Стивен Фрай
Игорь Петренко Майкрофт Холмс Майкрофт Холмс

Характеристика

Обладая дедуктивным методом в большей степени, чем его младший брат, Майкрофт, тем не менее, не способен работать сыщиком, как Шерлок, потому что он не склонен физически проверять правильность своих выводов.

Занимает значимый пост в правительстве Великобритании (при этом его конкретная должность не раскрывается), хотя когда Холмс ещё недостаточно хорошо знал Ватсона , он говорил, что брат «проверяет финансовую отчётность в одном министерстве». Шерлок в том же рассказе «Чертежи Брюса-Партингтона » так рассказывает Ватсону о брате:

Он состоит на службе у британского правительства. И так же верно то, что он подчас и есть само британское правительство <…> Майкрофт получает 450 фунтов в год, занимает подчинённое положение, не обладает ни малейшим честолюбием, отказывается от титулов и званий, и, однако, это самый независимый человек во всей Англии <…> Видите ли, у него совершенно особое амплуа, и создал он его себе он сам <…> Ему вручают заключения всех департаментов, он тот центр, та расчётная палата, где подводится общий баланс. <…> В его мощном мозгу всё разложено по полочкам и может быть предъявлено в любой момент. Не раз одно его слово решало вопрос государственной политики - он живёт в ней, все его мысли только тем и поглощены.

Холмс также отмечал, что специальностью Майкрофта является «знать всё» . Как и Шерлок, Майкрофт блестяще владеет «дедуктивным методом», даже значительно превосходя брата в его владении, но не использует его в качестве рабочего инструмента, вот что говорит Шерлок по этому поводу: «Если бы искусство сыщика начиналось и кончалось размышлением в покойном кресле, мой брат Майкрофт стал бы величайшим в мире деятелем по раскрытию преступлений. Но у него нет честолюбия и нет энергии» . Также Майкрофт является одним из членов-учредителей клуба «Диоген» Уайтхолл, который объединяет самых необщительных людей Лондона. С Шерлоком общается довольно редко: в рассказе «Чертежи Брюса-Партингтона» Шерлок говорит, что Майкрофт всего один раз заходил к нему на Бейкер-стрит , а к тому времени сыщик проживал там уже более 10 лет. Майкрофт называет Шерлока «мой мальчик», а сыщик говорит брату «милый Майкрофт».

Майкрофт состоит в клубе «Диоген», в основании которого участвовал. Шерлок, предположительно, родился в 1854 году, согласно «Его прощальному поклону », а так как Майкрофт «старше его (Шерлока) на семь лет», Майкрофт родился в 1847 году.

Майкрофт фигурирует или упоминается в четырёх рассказах Дойля: «Случай с переводчиком », «Последнее дело Холмса », «Пустой дом » и «Чертежи Брюса-Партингтона». Как следует со слов его брата, он является сидячим решателем проблем, помогая Шерлоку найти решения и доказательства. На самом деле Майкрофт обладает серьёзным недостатком, несмотря на свои дедуктивные таланты: в «Случае с переводчиком» он допускает грубую ошибку, что почти стоит жизни его клиенту.

Внешность

В рассказе «Чертежи Брюса-Партингтона», действие которого происходит в ноябре 1895 года , Майкрофт Холмс описывается так:

Дородный, даже грузный, он казался воплощением огромной потенциальной физической силы, но над этим массивным телом возвышалась голова с таким великолепным лбом мыслителя, с такими проницательными, глубоко посаженными глазами цвета стали, с таким твёрдо очерченным ртом и такой тонкой игрой выражения лица, что вы тут же забывали о неуклюжем теле и отчётливо ощущали только доминирующий над ним мощный интеллект.

В других версиях

Майкрофт Холмс изображён во многих кино-, теле- и радиоадаптациях историй о Холмсе.

Радио

  • В 1950-х гг. стартовала серия радиопередач с Джоном Гилгудом в роли Шерлока Холмса, где брат Гилгуда, Вэл Гилгуд , озвучил Майкрофта Холмса.
  • В радиоинсценировках BBC, где главные роли озвучивают Карлтон Хоббс и Норман Шелли , Майкрофта озвучивают то Малькольм Грэм, то Кит Вильямс, то Феликс Фелтон, то – в «Пустом доме» – сам Карлтон Хоббс.
  • Джон Хартли озвучил Майкрофта в «Случае с переводчиком» 21 октября 1992 г., «Чертежах Брюса-Партингтона» 24 июня 1994 г. и «Москательщике на покое» 29 марта 1995 г. в радиоинсценировках ББС с Кливом Меррисоном в роли Шерлока и Майклом Вильямсом в роли Ватсона.

Кино и телевидение

  • Первым фильмом, в котором появляется Майкрофт Холмс, были «Чертежи Брюса-Партингтона» 1922 г., где он сыгран Льюисом Гилбертом .
  • В 1965 и 1968 гг. Вышли две экранизации от BBC с Дугласом Уилмером (1965) и Питером Кушингом (1968) в роли Шерлока и Найджелом Стоком в роли Ватсона. Майкрофт появляется дважды: в 1965 г. в «Чертежах Брюса-Партингтона», сыгранный Дереком Фрэнсисом , и в 1968 г. в «Случае с переводчиком», сыгранный Рональдом Адамом .
  • В 1965 г. в фильме «Этюд в терроре » Майкрофт сыгран Робертом Морли .
  • В фильме «Частная жизнь Шерлока Холмса » (1970), в котором Роберт Стивенс играет Шерлока, Майкрофта играет Кристофер Ли (который сыграл Шерлока Холмса в других версиях). В этом фильме, который изображает людей не так, как у Ватсона, Майкрофт не классический: более проворный и не такой ленивый. Он возглавляет отдел британской разведки, лишь прикрываясь членством в клубе «Диоген».
  • Чарльз Грэй сыграл персонажа в 1976 г. в фильме «Семипроцентный раствор » и в четырёх сериях гранадовского сериала «Приключения Шерлока Холмса », выходившего с 1980 по 1990 гг. Первые два раза Грэй играет Майкрофта там, где Майкрофт изначально фигурирует («Чертежи Брюса-Партингтона» и «Случай с переводчиком»). В двух других случаях он появляется по разным причинам:
    • «Пенсне в золотой оправе» – Майкрофт задействован там, где должен быть задействован Ватсон в исполнении Эдварда Хардвика .
    • «Камень Мазарини» – Майкрофт задействован там, где должен быть задействован Шерлок, так как Джереми Бретт заболел.
  • В фильме Приключения хитроумного брата Шерлока Холмса (1975) с Джином Уаилдером, персонаж младшего брата Шерлока, Сигерсона Холмса, был основан на Майкрофте. Сам Майкрофт упоминается в фильме, но не появляется.
  • Борис Клюев играет Майкрофта в советском телесериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона ». Клюев на девять лет младше Василия Ливанова , который играет Шерлока Холмса.
  • Он кратко упоминается в фильме 1985 года «Молодой Шерлок Холмс »; когда Шерлок выходит со школьного совета, он говорит Ватсону, что его брат Майкрофт несколько дней поддерживает его планы.
  • Питер Джеффри играет Майкрофта в фильме 1990 года «Руки убийцы» с Эдвардом Вудвордом в роли Шерлока, Джоном Гиллерманом в роли Ватсона и Энтони Эндрюсом в роли профессора Мориарти .
  • Джером Уиллис играет Майкрофта Холмса в «Шерлоке Холмсе и примадонне », фильме 1992 года с Кристофером Ли в роли Холмса и Патриком Макни в роли Ватсона.
  • Роберт Томсон играет Майкрофта в фильме 2001 г. «Королевский скандал » с Мэттом Фрэвером в роли Шерлока.
  • Ричард Э. Грант сыграл его как покалеченного молодого человека – последствие введения наркотика от Мориарти – в «Шерлоке: Деле зла » (2002).
  • В сериале от BBС «Шерлок » (2010- н.в.) Майкрофта играет продюсер Марк Гатисс .
  • В сериале «Элементарно » Майкрофта играет Рис Иванс .
  • Стивен Фрай играет Майкрофта в фильме Гая Ричи «Шерлок Холмс: Игра теней », вышедшем в декабре 2011 года.
  • В российском телесериале 2013 года Игорь Петренко играет Майкрофта Холмса, брата-близнеца Шерлока, работающего на королеву .

Повести и рассказы

Персонаж используется во многих адаптациях историй о Холмсе:

Русский император между тем более месяца уже жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга. Общего плана действий не было. Колебания о том, какой план из всех тех, которые предлагались, должен быть принят, только еще более усилились после месячного пребывания императора в главной квартире. В трех армиях был в каждой отдельный главнокомандующий, но общего начальника над всеми армиями не было, и император не принимал на себя этого звания.
Чем дольше жил император в Вильне, тем менее и менее готовились к войне, уставши ожидать ее. Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне.
После многих балов и праздников у польских магнатов, у придворных и у самого государя, в июне месяце одному из польских генерал адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала. Граф Бенигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен обед, бал, катанье на лодках и фейерверк в Закрете, загородном доме графа Бенигсена.
В тот самый день, в который Наполеоном был отдан приказ о переходе через Неман и передовые войска его, оттеснив казаков, перешли через русскую границу, Александр проводил вечер на даче Бенигсена – на бале, даваемом генерал адъютантами.
Был веселый, блестящий праздник; знатоки дела говорили, что редко собиралось в одном месте столько красавиц. Графиня Безухова в числе других русских дам, приехавших за государем из Петербурга в Вильну, была на этом бале, затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам. Она была замечена, и государь удостоил ее танца.
Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников.
В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.
При начале мазурки Борис видел, что генерал адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно, поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая то, очевидно, важная, новость не через него передана государю.)
Но государь с Балашевым прошли, не замечая Аракчеева, через выходную дверь в освещенный сад. Аракчеев, придерживая шпагу и злобно оглядываясь вокруг себя, прошел шагах в двадцати за ними.
Пока Борис продолжал делать фигуры мазурки, его не переставала мучить мысль о том, какую новость привез Балашев и каким бы образом узнать ее прежде других.
В фигуре, где ему надо было выбирать дам, шепнув Элен, что он хочет взять графиню Потоцкую, которая, кажется, вышла на балкон, он, скользя ногами по паркету, выбежал в выходную дверь в сад и, заметив входящего с Балашевым на террасу государя, приостановился. Государь с Балашевым направлялись к двери. Борис, заторопившись, как будто не успев отодвинуться, почтительно прижался к притолоке и нагнул голову.

Выдра Майкрофт встретил волчонка Грегори, когда сам был ещё несмышлёным щенком. Он никогда в жизни не видел зверей крупнее папы с мамой, поэтому перепугался, когда Грегори с весёлым тявканьем выскочил ему навстречу из кустов. Бежать было поздно, поэтому Майкрофт выпрямился во весь рост, распушился, чтобы казаться больше, и приготовился защищаться.
– Ты кто?! – пропищал он, хотя сердце у него ёкало от страха.
– Нет, это ты кто?! – ответил волчонок, и шевелящийся чёрный нос вдруг оказался так близко к маленькой выдре, что Майкрофт от ужаса закрыл глаза.
– Я – выдра! – пискнул он и подумал, что его, конечно, сейчас проглотят. Волчонок фыркнул, обдав его горячим дыханием, а потом толкнул носом и повалил малыша на спину.
– Неправда, я про выдр всё знаю, мама рассказывала. Они длинные, мокрые и скользкие. А ты сухой и какой-то… круглый.
– Я не толстый! – возмутился Майкрофт, барахтаясь кверху лапками: Грегори прижал его к земле и не давал встать. – Я просто ещё не вырос! А чтобы быть мокрым, надо идти с речки, а не к ней! Бестолковый ты громила!
Волчонок тряхнул лобастой башкой, смешно похлопав ушами, и радостно вскочил:
– Ты идёшь на реку? А пойдём вместе?
Выдра Майкрофт с достоинством поднялся, сел столбиком и чопорно пригладил шёрстку, и только тогда ответил:
– Пойдём. Но не смей больше называть меня толстым, а не то я не буду с тобой дружить!
Волчонок утвердительно тявкнул, забежал немного вперёд в сторону речки, остановился и завилял хвостом. Выдрёнок пискнул, опустился на все четыре лапки и потрусил за ним, смешно переваливаясь. Оба зверька были ещё совсем маленькими и, конечно, уже забыли, когда они успели подружиться.

Волчонок Грегори и выдра Майкрофт стали неразлучными друзьями. Всё лето они играли вместе, то исследуя лес, то бултыхаясь в речке. Майкрофт научил волчонка кататься на пузе со скользкой глиняной горки – правда, Грегори почти всегда катился по склону кубарем, а потом его, измазавшегося по самые уши, ругала строгая мама-волчиха. А Грегори научил выдру искать птичьи гнёзда и отвлекал взрослых птичек, пока Майкрофт откатывал в сторонку добытые яйца. После удачной охоты Майкрофт приходил домой с плотно набитым пузиком, и теперь уже его бранила мама, обещая посадить на строгую диету.
Беда стряслась ближе к осени. Младший брат Майкрофта, позднышок Шерлок, подошёл слишком близко к гнезду скопы, и хищница тотчас на него набросилась. Выдрёнок заверещал от страха и упал кверху лапками – только поэтому огромная птица промахнулась. Майкрофт кинулся на помощь со всех лап. Конечно, он знал: скопа и его заклюёт, ведь он ещё не такой сильный и ловкий, как мама или папа! – но всё равно закрыл братишку своим телом и весь сжался, ожидая, что сейчас в его спину вонзятся острые, словно ножи, когти. И тут из камышей вдруг выскочил волчонок Грегори и преградил дорогу птице, рыча и щёлкая зубами. Скопа со злым клёкотом взмыла в воздух. Волчонок стал уже почти взрослым волком, такая добыча хищнице оказалась не по силам.
Именно тогда Майкрофт впервые заметил, насколько разными стали они с Грегори, и это его очень огорчило.

Прошло ещё два года – и друзья стали встречаться реже. Волчонок стал совсем взрослым и начал интересоваться волчихами. Выдра Майкрофт в его отсутствие молча страдал и чувствовал себя ненужным, однако признаваться в своих переживаниях не хотел. Больше всего он расстраивался оттого, что так и остался маленьким… То есть, он был совершенно нормальной взрослой выдрой, и про него всё чаще говорили «заматерел» и «вымахал». Но до размеров волка ему, разумеется, было далеко.
Однажды Грегори так увлёкся играми с молодой волчихой, что потерял счёт времени и вспомнил о друге только через две недели. Конечно, он сразу помчался к озеру. И на берегу стал свидетелем очень странной картины. Выдра Майкрофт с угрюмым видом сидел над кучей рыбьих костей и разглядывал свой заметно округлившийся живот. Прямо сказать, пузо у него было, как у беременной самочки. Его брат Шерлок прыгал вокруг брата и пищал:
– А я тебе говорил! Никуда ты больше не вырастешь, и нечего было столько жрать!
Заметив Грегори, Майкрофт в отчаянии громко и совсем несолидно запищал и рванулся к воде, спеша спрятаться от друга. Вот только лапки у него оказались слишком короткими для такого толстячка, он споткнулся и плюхнулся с берега, подняв тучу брызг. Шерлок злорадно засвистел ему вслед.
– Майкрофт! Куда же ты?! Вернись! – тявкнул волк Грегори, подбегая к воде. Выдра Майкрофт вынырнул, но остался сидеть на мелководье, высунув только голову.
– Вылезай, – попросил волк.
– Не вылезу, – взъерошился выдра Майкрофт. – И не смотри на меня, я толстый, маленький и некрасивый. Иди развлекайся со своими волчихами, а меня оставь в покое!
Шерлок презрительно свистнул и убеждал куда-то по своим делам. Грегори сел на берегу и высунул язык, хитро поглядывая на насупленного Майкрофта.
– Вылезай, – повторил он. – Ну пожалуйста, Майкрофт, любимый.
Выдра от удивления сел столбиком, высунувшись из воды. Потом спохватился и прикрыл лапами пузо.
– Был бы любимый – ты бы не бегал по всему лесу в поисках волчих! – возмутился он. И тут же зажал лапами уже рот, осознав, что оговорился. Он ведь совсем не хотел, чтобы Грегори знал, что он… – тут Майкрофт сбился с мысли от огорчения. Как он мог проговориться! Волк над ним просто посмеётся: какая-то толстая выдра требует его внимания! Нелепица.
– Нееет, – протянул волк, продолжая улыбаться во всю пасть. – Тогда ты был бы единственный, а так – любимый. Ну Майкрофт, зазноба моя кругленькая, выйди на бережок, ну пожалуйста.
Выдра Майкрофт сердито визгнул, выскочил из воды и кинулся к другу, пытаясь его укусить.
– Не смей надо мной издеваться! – пропыхтел он, очень быстро устав. Этим моментом Грегори и воспользовался, чтобы придавить его к земле, бесцеремонно перевернуть кверху лапами и положить морду ему на живот.
– Глупенькая моя выдрочка, – проворковал он, тепло дыша на мокрую шерсть. – И очень-очень любимая. Ну что ты себе вбил в голову? Ты мне очень нравишься, и я тебя не променяю ни на одну самку. Я просто знал, что тебе пока это не интересно – но, если ты будешь меня ревновать, я лучше потерплю ещё немного. Расстраиваться и столько есть тебе точно не полезно, хоть ты теперь и очень мягонький.
– Пусти меня сейчас же, – пролепетал Майкрофт, вовсе обессилев. На самом деле он, конечно, не хотел, чтобы друг его отпускал, лежать под ним было так тепло, приятно и правильно. И…
Выдра Майкрофт дрогнул лапами и заёрзал, снова безуспешно стараясь вывернуться.
– Грегори, – проскулил он неуверенно, – я не понимаю. Со мной, кажется, что-то не так…
Волк поднял голову, широко улыбнулся и бесцеремонно заглянул между лап друга.
– О, дорогой мой Майкрофт, я абсолютно точно знаю, что с тобой не так, – проворчал он до невозможности довольно. – Ты просто наконец-то вырос.
Майкрофт облегчённо вздохнул и раздвинул лапы, подумав: «Может, хоть теперь всё наладится». Он и представить себе не мог, насколько он был прав.

Роль исполняет Льюис Гилберт
Дерек Фрэнсис
Рональд Адам
Роберт Морли
Кристофер Ли
Чарльз Грэй
Борис Клюев
Питер Джеффри
Джером Уиллис
Роберт Томсон
Ричард Грант
Марк Гатисс
Рис Иванс
Стивен Фрай
Игорь Петренко

Характеристика

Обладая дедуктивным методом в большей степени, чем его младший брат, Майкрофт, тем не менее, не способен работать сыщиком, как Шерлок, потому что он не склонен физически проверять правильность своих выводов.

Занимает значимый пост в правительстве Великобритании (при этом его конкретная должность не раскрывается), хотя когда Холмс ещё недостаточно хорошо знал Ватсона , он говорил, что брат «проверяет финансовую отчётность в одном министерстве». Шерлок в том же рассказе «Чертежи Брюса-Партингтона » так рассказывает Ватсону о брате:

Он состоит на службе у британского правительства. И так же верно то, что он подчас и есть само британское правительство <…> Майкрофт получает 450 фунтов в год, занимает подчинённое положение, не обладает ни малейшим честолюбием, отказывается от титулов и званий, и, однако, это самый независимый человек во всей Англии <…> Видите ли, у него совершенно особое амплуа, и создал он его себе он сам <…> Ему вручают заключения всех департаментов, он тот центр, та расчётная палата, где подводится общий баланс. <…> В его мощном мозгу всё разложено по полочкам и может быть предъявлено в любой момент. Не раз одно его слово решало вопрос государственной политики - он живёт в ней, все его мысли только тем и поглощены.

Холмс также отмечал, что специальностью Майкрофта является «знать всё» . Как и Шерлок, Майкрофт блестяще владеет «дедуктивным методом», даже значительно превосходя брата в его владении, но не использует его в качестве рабочего инструмента, вот что говорит Шерлок по этому поводу: «Если бы искусство сыщика начиналось и кончалось размышлением в покойном кресле, мой брат Майкрофт стал бы величайшим в мире деятелем по раскрытию преступлений. Но у него нет честолюбия и нет энергии» . Также Майкрофт является одним из членов-учредителей клуба «Диоген» Уайтхолл, который объединяет самых необщительных людей Лондона. С Шерлоком общается довольно редко: в рассказе «Чертежи Брюса-Партингтона» Шерлок говорит, что Майкрофт всего один раз заходил к нему на Бейкер-стрит , а к тому времени сыщик проживал там уже более 10 лет. Майкрофт называет Шерлока «мой мальчик», а сыщик говорит брату «милый Майкрофт».

Майкрофт состоит в клубе «Диоген», в основании которого участвовал. Шерлок, предположительно, родился в 1854 году, согласно «Его прощальному поклону », а так как Майкрофт «старше его (Шерлока) на семь лет», Майкрофт родился в 1847 году.

Майкрофт фигурирует или упоминается в четырёх рассказах Дойля: «Случай с переводчиком », «Последнее дело Холмса », «Пустой дом » и «Чертежи Брюса-Партингтона». Как следует со слов его брата, он является сидячим решателем проблем, помогая Шерлоку найти решения и доказательства. На самом деле Майкрофт обладает серьёзным недостатком, несмотря на свои дедуктивные таланты: в «Случае с переводчиком» он допускает грубую ошибку, что почти стоит жизни его клиенту.

Внешность

В рассказе «Чертежи Брюса-Партингтона», действие которого происходит в ноябре 1895 года , Майкрофт Холмс описывается так:

Дородный, даже грузный, он казался воплощением огромной потенциальной физической силы, но над этим массивным телом возвышалась голова с таким великолепным лбом мыслителя, с такими проницательными, глубоко посаженными глазами цвета стали, с таким твёрдо очерченным ртом и такой тонкой игрой выражения лица, что вы тут же забывали о неуклюжем теле и отчётливо ощущали только доминирующий над ним мощный интеллект.

В других версиях

Майкрофт Холмс изображён во многих кино-, теле- и радиоадаптациях историй о Холмсе.

Радио

  • В 1950-х гг. стартовала серия радиопередач с Джоном Гилгудом в роли Шерлока Холмса, где брат Гилгуда, Вэл Гилгуд, озвучил Майкрофта Холмса.
  • В радиоинсценировках BBC, где главные роли озвучивают Карлтон Хоббс и Норман Шелли, Майкрофта озвучивают то Малькольм Грэм, то Кит Вильямс, то Феликс Фелтон, то – в «Пустом доме» – сам Карлтон Хоббс.
  • Джон Хартли озвучил Майкрофта в «Случае с переводчиком» 21 октября 1992 г., «Чертежах Брюса-Партингтона» 24 июня 1994 г. и «Москательщике на покое» 29 марта 1995 г. в радиоинсценировках ББС с Кливом Меррисоном в роли Шерлока и Майклом Вильямсом в роли Ватсона.

Кино и телевидение

  • Первым фильмом, в котором появляется Майкрофт Холмс, были «Чертежи Брюса-Партингтона» 1922 г., где он сыгран Льюисом Гилбертом.
  • В 1965 и 1968 гг. Вышли две экранизации от BBC с Дугласом Уилмером (1965) и Питером Кушингом (1968) в роли Шерлока и Найджелом Стоком в роли Ватсона. Майкрофт появляется дважды: в 1965 г. в «Чертежах Брюса-Партингтона», сыгранный Дереком Фрэнсисом, и в 1968 г. в «Случае с переводчиком», сыгранный Рональдом Адамом.
  • В 1965 г. в фильме «Этюд в терроре» Майкрофт сыгран Робертом Морли .
  • В фильме «Частная жизнь Шерлока Холмса » (1970), в котором Роберт Стивенс играет Шерлока, Майкрофта играет Кристофер Ли (который сыграл Шерлока Холмса в других версиях). В этом фильме, который изображает людей не так, как у Ватсона, Майкрофт не классический: более проворный и не такой ленивый. Он возглавляет отдел британской разведки, лишь прикрываясь членством в клубе «Диоген».
  • Чарльз Грэй сыграл персонажа в 1976 г. в фильме «Семипроцентный раствор» и в четырёх сериях гранадовского сериала «Приключения Шерлока Холмса », выходившего с 1980 по 1990 гг. Первые два раза Грэй играет Майкрофта там, где Майкрофт изначально фигурирует («Чертежи Брюса-Партингтона» и «Случай с переводчиком»). В двух других случаях он появляется по разным причинам:
    • «Пенсне в золотой оправе» – Майкрофт задействован там, где должен быть задействован Ватсон в исполнении Эдварда Хардвика.
    • «Камень Мазарини» – Майкрофт задействован там, где должен быть задействован Шерлок, так как Джереми Бретт заболел.
  • В фильме Приключения хитроумного брата Шерлока Холмса (1975) с Джином Уаилдером, персонаж младшего брата Шерлока, Сигерсона Холмса, был основан на Майкрофте. Сам Майкрофт упоминается в фильме, но не появляется.
  • Борис Клюев играет Майкрофта в советском телесериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона ». Клюев на девять лет младше Василия Ливанова , который играет Шерлока Холмса.
  • Он кратко упоминается в фильме 1985 года «Молодой Шерлок Холмс »; когда Шерлок выходит со школьного совета, он говорит Ватсону, что его брат Майкрофт несколько дней поддерживает его планы.
  • Питер Джеффри играет Майкрофта в фильме 1990 года «Руки убийцы» с Эдвардом Вудвордом в роли Шерлока, Джоном Гиллерманом в роли Ватсона и Энтони Эндрюсом в роли профессора Мориарти .
  • Джером Уиллис играет Майкрофта Холмса в «Шерлоке Холмсе и примадонне », фильме 1992 года с Кристофером Ли в роли Холмса и Патриком Макни в роли Ватсона.
  • Роберт Томсон играет Майкрофта в фильме 2001 г. «», вышедшем в декабре 2011 года.
  • В российском телесериале 2013 года Игорь Петренко играет Майкрофта Холмса, брата-близнеца Шерлока, работающего на королеву .

Повести и рассказы

Персонаж используется во многих адаптациях историй о Холмсе:

  • В серии книг Джаспера Форда «Следующий четверг» Майкрофт разоблачает дядю Четверга, оказавшегося вымышленным, и берёт на себя резиденцию Шерлока Холмса, раскрывая злую корпорацию «Голиаф».
  • Он является главным персонажем в серии мистических повестей Квина Фаусетта.
  • Он – главный персонаж мистической серии Мэри Рассел. Майкрофт изображён важной фигурой в британской разведке, помогающей Шерлоку в некоторых делах.
  • Юный Майкрофт Холмс – протагонист мистико-приключенческого сочинения Майкла П. Ходела и Сина М. Райта «Вход льва: Посмертные записки Майкрофта Холмса» (1979). Действие происходит в 1875 г., десять лет спустя после Гражданской войны в США , когда Майкрофт Холмс был важным представителем «Иностранного офиса ». Майкрофт помогает своему младшему брату Шерлоку, Виктору Тревору (впервые появляющемуся в «Глории Скотт ») и авантюристу, известному как «капитан Иерихон», в мистическом деле раба. Их группа пытается предотвратить намерение офицеров Конфедерации вовлечь британское правительство в ниспровержение правительства Соединённых Штатов. История объясняет вражду между Шерлоком Холмсом и профессором Мориарти.
  • Майкрофт играет маленькую, но очень важную роль в повести Рэя Уэлша «Записки Майкрофта», опубликованной в Лондоне в 1984 г., в которой Шерлок Холмс, приняв заказ от майора Генри Смита, специально уполномоченного Сити в Лондоне, оказывается вовлечён в охоту на Джека Потрошителя .

Компьютерные игры

  • Майкрофт играет важную роль в игре 1987 г. «Шерлок Холмс: Бриллиант короны».
  • Он играет главную роль пострадавшего в результате попытки убийства в компьютерной игре «Потерянное досье на Шерлока Холмса: Дело розовой татуировки».
  • В компьютерной игре 2009 г. «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» Холмс-младший получает помощь в одном деле от старшего брата.
  • В компьютерной игре 2014 г. «Шерлок Холмс: Преступления и наказания» Майкрофт появляется в деле «Прогулка в лунном свете».

Сразу несколько друзей сказали, что не против прочитать про Майкрофта, мне и самой очень хочется про него написать. Но это будет не такой уж стройный анализ, просто... хочется про него написать:)

Итак, Майкрофт Холмс, старший отпрыск семейства.

1. The public image (публичный имидж)
Понятие "имидж" часто противопоставлено истинной натуре, но в случае с Майкрофтом Холмсом имидж не врет.
Уважаемый человек, который добился карьерных высот и занимает "скромный пост в Британском правительстве", позволяющий ему, однако, отвечать за такие операции и иметь доступ к такой информации, что Шерлок даже говорит, что он "и есть Британское правительство". Знает ли о нем кто-то со стороны? Нет, конечно, это серый кардинал.
Можно смело утверждать, что его отличительными чертами являются сила воли (вспомните хотя бы, каким он был в подростковом возрасте и какую фигуру имеет сейчас:)), порядочность и преданность своей стране, трезвая расчетливость и холодный ум. Он амбициозен, но по праву: его уровень интеллекта признает даже Эвер, и он один способен последовательно противостоять ее умению "перепрограммировать" людей.
Всю свою жизнь он посвятил службе. Он одинок, даже в Рождество один, но это его осознанный выбор. "Я живу в мире аквариумных рыбок".
В 3 серии 4 сезона и в начале 1 серии 3 сезона мы можем оценить и его мужество.
Он хладнокровен, как хирург, который не дрогнув удалит пострадавший орган ради жизнеспособности всего организма. Даже если этот "орган" -- он сам (готов пожертвовать собой, лишь бы самолет не упал на город).
Не случайно Ирэн, ссылаясь на остроумного Джима, называет Майкрофта Iceman, человек изо льда (у нас перевели "снеговик"). Это первое приближение к характеру Майкрофта Холмса.

2. Второе приближение, или "Самая страшная тайна"

Ч.О. Магнуссену, знающему тайны всех и вся, нетрудно было докопаться до секрета Полишинеля, до болевой точки Майкрофта -- его младшего брата.
Когда я думаю об этом, на ум приходит герой другого великого британца, дракон Смауг, в непробиваемой броне которого была одна маленькая дырочка -- как раз напротив сердца.
Дракон -- ведь это тоже рептилия? ;)
Шерлок для Майкрофта -- вечный повод для тревоги и лишь иногда помощник в делах. Положиться на него нельзя, потому что его приоритеты далеки от взрослых (см., например, "Скандал в Белгравии", позор в Букингемском дворце и провал операции с самолетом, оба на совести младшенького).

На картинке: "Не вынуждай меня тебе приказывать".

3. Майкрофт -- Шерлоку. Deus ex machinae ("бог из машины")
Ради Шерлока Майкрофт готов поступиться собственными принципами и собственным удобством, выучить новый язык и ринуться в самую гущу (начало "Пустого катафалка"). Он будет рядом, когда Шерлоку нужна поддержка... если ему только позволят (сцена в морге в "Скандале в Белгравии").
Для Шерлока Майкрофт, безусловно, родительская фигура . Главные его функции -- контроль и защита. Первое, конечно, бесит Шерлока, а вот вторым он очень охотно пользуется. Нашкодит -- и звонит брату, который прилетит, как волшебник, в голубом вертолете, неизменно "отмажет" и ликвидирует последствия, даже если "баловство" -- это убийство очень влиятельного человека. Да, я верю, что именно Майкрофт устроил "показательные выступления" Джеймса Мориарти на всех экранах страны в "Его последнем обете". У него, и только у него, были возможность и мотив. И он вовсе не был удивлен, когда случилось явление Джима британскому народу, только по-отцовски сказал Шерлоку: "Надеюсь, ты усвоил урок".

Меня растрогал эпизод, когда Шерлок по привычке обращается к Майкрофту в тот момент, когда ему понадобилась вдруг помощь иного рода -- моральная поддержка, во время свадьбы Джона и Мэри. Что ж, тут ему не повезло. Майкрофт не по этой части.

На картинке цитата "Я всегда буду с тобой" (всегда поддержу, спасу тебя).
В "Безобразной невесте" нам показывают флешбек, Шерлока-подростка в наркопритоне и убитого горем Майкрофта, который обещает, что всегда будет рядом, всегда придет на выручку. Не в первый и не в последний раз я задаюсь вопросом, где же в это время родители... Такое впечатление, что Майкрофт добровольно принимает на себя роль отца для этого подростка -- сложного, как любой одаренный ребенок, да еще и с детской травмой. По силам ли ему это? Конечно, Майкрофт, старше брата всего на каких-то семь лет, совершает ошибки. В конце концов, все мы всего лишь люди, как признает сам Шерлок (но только во 2 серии 4 сезона).

(на картинке: Майкрофт -- Джону: "Скажи ему, что мне очень жаль. Пожалуйста").

Майкрофт учит Шерлока той мудрости, которую усвоил сам: "Все жизни кончаются. Все сердца разбиваются. Неравнодушие -- это не преимущество". Он учит его не доверять людям, не влюбляться, не увлекаться. Наверное, учит по-мужски жестко.
Наверняка в свое время не обошлось и без попытки самоутвердиться в отношениях с младшеньким ("Не умничай, Шерлок, умный тут я").

Он часто напоминает об опасности открытости, например, сказками о Восточном ветре или кличкой "Редберд" -- Шерлок воспринимает эти тычки как жестокость. На самом деле старший брат так проявляет заботу. Мы не знаем, какой ценой досталась Майкрофту такая суровая мудрость, и можем только догадываться, насколько болезненным был его собственный опыт, который привел его к этой жизненной философии . Что же касается ключевых слов "Восточный ветер" и "Редберд", в 3 серии 4 сезона Майкрофт получает возможность наконец оправдаться: "Я тебя не обижал! Я мониторил твое состояние при помощи слов-стимулов". Да, конечно. Он держал руку на пульсе, чтобы, по возможности, предотвратить очередной штопор Шерлока. Но куда смотрели родители...



4. Шерлок - Майкрофту. Богоборчество

Мы можем предположить, что Шерлок восхищается старшим братом, но протест в нем сильнее.
Он привычно валит свои проступки на Майкрофта (когда они курят в 3 серии, 3 сезон).
Чисто физически может припечатать его к стенке и причинить боль (начало той же серии).
Легко верит, что Майкрофт как политик жертвует людьми, как пешками (ситуация вокруг самолета в "Скандале в Белгравии"), и бросает обвинения ему в лицо.
Своими руками отдает Мориарти флешку с секретными планами.
Верит (искренне или нет?), что Майкрофт намеренно выжидает подольше, пока Шерлока бьют злые сербы (начало 1 серии 3 сезона).
Не задумываясь, подставляет брата -- возможно, под трибунал, воруя его секретный ноутбук (3 серия 3 сезона).
Мы видим, что в Чертогах разума ("Его последний обет" и "Знак трех") Майкрофт олицетворяет собой Наставника, чистый разум. Хотела написать "лишенный эмоций", но это не так: в представлении Шерлока Майкрофт неизменно строг и готов ехидничать даже тогда, когда сердце младшенького вот-вот остановится. В то же время, по его мнению, Майкрофта нет в списке тех, кто станет скорбеть после смерти Шерлока (по списку Джим перечисляет: миссис Хадсон, маму с папой, "Ту Женщину" и Джона, но не родного брата, а ведь на самом деле это мысли самого Шерлока). По мнению Шерлока, Майкрофту будет все равно.
Начало 3 серии 4 сезона особенно ярко показывает, насколько легко Шерлоку потоптаться по чувствам Майкрофта. Открытый, увлеченный, незащищенный "Ледяной человек" смотрит любимое кино, которое вдруг сменяется семейной хроникой. Все эмоции, которые он готов отрицать на публике, у него на лице в эти моменты, особенно выдает его улыбка, которая появляется при виде крошки Шерлока, обнимающего старшего брата. Зритель впервые видит Майкрофта таким. Через мгновение он уже готов защищаться против самых страшных своих кошмаров и обнажает шпагу, как древний рыцарь... откуда же ему знать, что "спонсор" кошмара -- любимый брат.
Я обескуражена, но я действительно не могу вспомнить, когда Шерлок проявил бы к Майкрофту какое-то НОРМАЛЬНОЕ отношение.
Майкрофт к этому привык. В 1 же серии 1 сезона он говорит Джону, что Шерлок назвал бы его своим злейшим врагом.
Что больше всего поразило меня, просто до глубины души: Майкрофт и в самом деле верит, что его родной брат способен его убить. Он готов встретить это со свойственным ему мужеством и хладнокровием и позволяет себе единственное: "Прощай, брат мой" (в переводе 1 канала "Прощай, мой маленький брат", но на самом деле он употребил их с Шерлоком коронное brother mine).
Он его уже простил даже за такое.

И тут мы приходим к выводу, который может показаться совершенно неожиданным: Майкрофт Холмс -- воплощение любви, причем любви безусловной, такой, какой в идеале любят своих детей папа и мама.

5. Символ любви -- сердце.
А Шерлок в это не верит. В "Безобразной невесте", когда Джон упоминает, что такое ожирение вредно для сердца, Шерлок отвечает: "Там, где должен располагаться этот орган, - вакуум". (Да, в бассейне он и про себя то же самое высказывал, это у них такой семейный прикол. Но в случае с Майкрофтом он говорит именно то, что имеет в виду.)
Интересно, как развивается тема сердца в мелодии отношений Шерлока и Майкрофта.
В 1 серии 3 сезона братья играют, как будто бы в шахматы, но, когда Майкрофт допускает ошибку, видно, что игра совсем другая -- типа электронного доктора. Майкрофт уронил сердце, и Шерлок саркастически замечает: "Разбитое сердце не склеишь, так вроде говорится".
Второй раз тема сердца всплывает в разговоре братьев перед родительским домом, как раз перед тем, как Майкрофт уснет от зелья (3 серия 3 сезон). "Твоя смерть разбила бы мне сердце". Майкрофт говорит это, повернувшись к Шерлоку спиной, для него это очень сильное саморазоблачение. И Шерлок не "подводит", от неожиданности он закашлялся и отвечает только: "И что, по-твоему, я должен на это сказать".
Наконец, на пике, когда Майкрофт верит, что Шерлок сейчас его убьет, чтобы продолжить ИГРУ, он просит: "Только не в лицо, пожалуйста, я обещал свои мозги Королевскому обществу. Полагаю, что где-то у меня в груди находится сердце. И хотя оно не такое большое, чтоб сразу попасть, но почему бы не попробовать".
Мало того, что Майкрофт заранее не в обиде на Шерлока за то, что тот вот-вот его (якобы) застрелит, он еще и старается облегчить ему решение, выставляя себя в самом плохом свете: унижает Джона и признается в своей страшной ошибке, что это он привел к Эвер Мориарти.
К счастью, Шерлок видит мотивы Майкрофта и даже говорит, что из-за этих благородных мотивов стрелять в него сложнее. (Хоть на этом спасибо.)

6.Что могло бы быть

"У моего брата мозги философа или ученого, однако он выбрал профессию частного детектива. Что это говорит нам о его сердце ?" ("Я не знаю", - отвечает Джон.) "И я не знаю. Но вначале он хотел стать пиратом".
Пират -- воплощение свободы и романтики? Я полагаю, это надо трактовать именно так.
А кем хотел стать Майкрофт Холмс? Серым кардиналом? Нам это неизвестно. Вряд ли одинокий подросток с лишним весом мечтал о том, что будет тащить на себе совершенно неподъемный груз семейных секретов, ответственности за брата и сестру (а также состарившихся уже родителей) в придачу к ответственности за безопасность всей отчизны...
В 3 серии 4 сезона мы узнаем, что в школе он играл в театре, и успешно. (Пусть вас не смущает, что это была женская роль -- леди Брэкнелл, -- первым успехом Бенедикта Камбербэтча была роль Титании в пьесе Шекспира. А что делать, если учишься в престижной школе, они же только для мальчиков.) В Шерринфорде он тоже проявил актерский талант, когда пытался заставить Шерлока выстрелить.
Мы видим, что Майкрофту до сих пор нравятся перевоплощения, он словил кайф, притворившись старым рыбаком. Нечасто ему удается так "оторваться", выпустить себя на волю из костюма-тройки и галстука-удавки.
Каким он мог бы быть, если бы не Эвер, если бы не Шерлок, если бы не такое воспитание родителей? Если бы не собственная натура -- стремление принять НА СЕБЯ всю ответственность, пусть даже с ней в нагрузку полагаются оскорбления, а расплатой будет одиночество?
В этом диалоге, когда Майкрофт вдруг ни с того, ни с сего сообщает Джону о детских мечтах Шерлока, он еще и делится с ним ответственностью -- не полной, конечно, а за один сравнительно небольшой аспект. Сказать Шерлоку о том, что Ирэн погибла (во что он верит), или утаить. Хорошо, что этот момент есть в сериале. Он доказывает, что Майкрофт не заигрался в "бога", который с наслаждением решает судьбы других простых смертных. Ему уже слишком тяжело. Кстати, в самолете он тоже делегирует часть ответственности Джону.

Я уверена, что в семье родителей Шерлок был любимчиком, а Майкрофт ("ты уже большой") за всё в ответе. Ни брат, ни родители ни разу не подумали поблагодарить его хоть за что-нибудь, да он этого и не ждал и не ради "спасибо" выбрал такую жизнь.
Только в самом финале Шерлок шепотом говорит в оправдание Майкрофта: He did his best ("Он старался изо всех сил"). Может быть, он понял это только сейчас. Но мама припечатывает: Then he"s very limited ("Тогда он очень ограниченный"), и, боюсь, слова поддержки Шерлока пролетают мимо ушей уничтоженного Майкрофта.

Шерлок говорит Лестрейду, что Майкрофт совсем не настолько сильный, каким хотел бы показаться. Еще одна новая для Шерлока мысль.
Да и сам факт, что Майкрофт, оказывается, не вечен, наверное, впервые всерьез приходит ему в голову (вспомним фон этой дурацкой игры в "чертогах" (в "Безобразной невесте"), где Холмсы с азартом делают ставки, когда же Майкрофт наконец умрет).
В общем, есть надежда на то, что братья после всего хоть немного сблизятся. Они прекрасно работают в команде, а Шерлок, как нам обещали и показали, действительно повзрослел и стал мудрее.

Какой здесь можно сделать вывод? Майкрофт -- многослойный герой, прекрасно прописанный и восхитительно сыгранный. Неудивительно, что именно этот образ выбрал для себя один из двух шоураннеров и авторов сценария Марк Гэйтисс. Какой актер от такого отказался бы! И хорошо, что у нас была 3 серия 4 сезона, которая показала Майкрофта таким, какой он есть!
Раньше мы только догадывались, а теперь точно знаем, что спрятано у него в зонтике и что -- в сердце:)

Добрый вечер, дорогие читатели и участники сообщества. Садитесь, пожалуйста, поудобнее, сегодня мы обсудим вопрос, который (по загадочной для меня причине) стал многих волновать после второго сезона:

Женат ли Майкрофт?


(Правильный ответ: Нет!)

Я надеюсь, что пост прояснит ситуацию, и необходимости снова возвращаться к этой теме не будет. Потому что мы делали это, пожалуй, уже чрезмерное количество раз в комментариях: каждый день находится кто-то, кто задает этот вопрос или высказывает убежденность в положительном на него ответе.


Это - самый прекрасный человек на свете Марк Гэтисс. На этой фотографии видно, что мистер Гэтисс носит кольца на безымянных пальцах обеих рук.

Чуть позже вы поймете, что это, в общем-то, не имеет особого отношения к делу, но зачем отказывать себе в удовольствии:


А History of Horror. Правая рука.


Еще правая рука.


А вот и левая! (все та же документальная передача А History of Horror, если кому интересно).


Обе.


А это - прекрасный фильм Crooked House и вообще мизинец.

Теперь скажем привет Майкрофту.


Это кадр из первого сезона. Как видите, кольцо было на месте с самого начала.


Кадр из второго сезона, вызвавший смуту в умах.

Итак: Майкрофт носит кольцо на правой руке.
Обручальные кольца в Англии носят на левой руке.

Ну и маленький штрих напоследок:

Девушка спрашивает: Нам интересно, почему Майкрофт носит обручальное кольцо. Это просто ваше собственное кольцо, или реквизит?
Марк Гэтисс: Он не носит. Обручальное кольцо носят на безымянном пальце левой руки. И это реквизит, оно не мое.

Кольцо на правой руке может быть просто украшением. Оно может что-то символизировать для человека и окружающих, обозначать его должность, статус - что угодно. Огромный простор для фантазии и пытливого ума. Но что бы вам ни говорили на эту тему - это остается фантазией как минимум до третьего сезона, а может быть и навсегда.
Пожалуйста, запомните, чем это кольцо определенно не является - обручальным кольцом.

Спасибо за внимание.

Похожие публикации