Экспертное сообщество по ремонту ванных комнат

Андерсен викторина по сказкам для начальной школы. Сказочная, литературная викторина по сказкам Андерсена

Литературная викторина по сказкам

Ганса Христиана Андерсена

Ведущий: Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как один школьный учитель сказал однажды своему ученику: «Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, вы у меня еще поплачете, верзила вы этакий!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему исполнилось уже 17 лет, и среди гимназистов – второклассников он и правда выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, теперь никто не помнит. А непутевого ученика знают и любят все дети мира. Вы, конечно, догадались, что это великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875).

Родился он в городе Оденсе 2 апреля 1805 года. У него были самодельные игрушки, картонный кукольный театр и куча старых театральных афиш. Билет в театр был не по карману сыну сапожника. Ганс забивался в уголок дома, и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Над ним потешались, смеялись и дразнили фантазером. Но Ганс Христиан вырос и стал писателем. Его сказки вы знаете и любите, и, надеюсь, вспомните во время нашей игры.

Играют 2 команды. Им нужно заранее придумать название и девиз, имеющий отношение к творчеству Ганса Христиана Андерсена.

1 конкурс «Звездный час».

Ведущий вывешивает листы ватмана с написанными на них 5 ошибочными и 1 верным ответом. Команды совещаются и поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд, варианта. Жюри оценивает быстроту и точность ответа.

Вопрос 1: В какой стране жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен?

Швеция Германия Норвегия Италия Дания Франция

Вопрос 2: Из 6 произведений 1 не принадлежит перу Ганса Христиана Андерсена. Назовите его.

Оле – Лукойе Снежная королева

Принцесса на горошине Дикие лебеди

Гадкий утенок Золотой гусь (Братья Гримм)

Вопрос 3: Из 6 предложенных предметов 5 взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.

ранец монеты

сундук оловянный солдатик

сабли кремень

Вопрос 4: Из какой сказки эта песенка?

«Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

Русалочка Дикие лебеди

Гадкий утенок Свинопас

Снежная королева Стойкий оловянный солдатик

Вопрос 5: Кто из героев Андерсена мог сказать о себе так: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».

Кай Элиза

Дюймовочка Солдат

Герда

2 конкурс «Бюро находок»

Задание 1 команде: назвать кому принадлежат эти вещи:

Зонтик (Оле-Лукойе)

Горошина (принцессе на горошине)

Санки (Каю)

Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Задание 2 команде:

Бумажный корабль (Солдатику)

Крапива (Эльзе)

Белая и красная розы (Герде и Каю)

Музыкальный горшочек (принцу из сказки «Свинопас»)

3 конкурс «Угадай сказку»

Определите, к какой сказке относятся данные слова:

Задание 1 команде:

Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба (Снежная королева);

Трава, жаба, кольцо, терпение, крапива (Дикие лебеди);

Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода (Гадкий утенок);

Тюфяк, ливень, калоши, принцесса (Принцесса на горошине).

Задание 2 команде:

Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц (Русалочка);

Нора, полевая мышь, крыло, цветок, эльф (Дюймовочка);

Дупло, ветер, собака, колыбель, кремень (Огниво);

    роза, соловей, горшочек, трещотка (Свинопас).

4 конкурс «Портреты героев».

Ведущий читает отрывки из произведений Андерсена. Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь.

Задание 1 команде:

«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф из сказки «Дюймовочка»).

«Она была так прекрасна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты.» (Снежная королева)

«Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…» (11 братьев принцев из сказки «Дикие лебеди»).

Задание 2 команде:

«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья… но она все-таки уверяла, что она настоящая ….(Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»).

«Шел солдат по дороге: 1-2! 1-2! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой.»(Солдат из сказки «Огниво»)

«Было когда-то 25 солдатиков, родных братьев по матери – старой ножке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну прелесть, что за солдаты. Все солдаты были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим.» (Солдатики из сказки «Стойкий оловянный солдатик»).

Ребятам предлагается продолжить сказку, то есть пересказать ее близко к тексту.

6 конкурс – конкурс капитанов.

Тот из капитанов, кто назовет больше произведений Андерсена, получает право открыть 1 из 2 шкатулок, в которой лежат различные призы и раздать их своей команде.

Жюри подводит итоги игры и вручает команде - победительнице «Золотую медаль Андерсена» и маленькие сувениры из 2 шкатулки для всех участников игры.

Библиотечный урок

Литературная викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

(для учащихся 1 классов)

Предварительная работа: чтение сказок Г. Х. Андерсена (.....)

Задачи:

    Обогатить и уточнить представления детей о Г.Х.Андерсене и его творчестве.

    Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции у учащихся 1 классов.

    Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.

    Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.

Посадка детей. Дети заранее (в классах) разделены на три группы (команды смешанные).

Помещение оформлено по теме «Сказки Х. К. Андерсена»: книги с его произведениями, иллюстрации из сказок, иллюстрации сказочных героев, портрет Х. К. Андерсена.

Ведущий: Добрый день, всем присутствующим в зале.

Ведущий: Сегодня мы вновь собрались большой и дружной компанией.

Ведущий: Ребята, вы, конечно все любите путешествия? Сегодня мы совершим необычное путешествие, а сказочное.

Ведущий: Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую страну Данию, где встретимся с героями известного сказочника Ганса Кристиана Андерсена.

Ведущий: Вы готовы отправиться в путь?

Ведущий: А что нам потребуется для сказочного путешествия? (ответы детей: внимание, усидчивость, наблюдательность, терпение, знания и уважительное отношение друг к другу)

Ведущий: Мы знаем, что все это есть у наших первоклассников. Так как они не в первый раз путешествуют.

Ведущий: И все - таки, как говорится: "Повторение, мать учения", мне бы хотелось напомнить очень важную информацию. Для работы в команде, а именно так вы сегодня будете работать, всем необходимо внимательно слушать ответы друг друга и не перебивать отвечающего .

Ведущий: Обратите внимание у каждого из вас эмблема, которая подсказала, где будет находиться команда.

Ведущий: А теперь посмотрите вокруг себя. Что необычного в вашей команде? (Верно, все первоклассники сегодня перепутались, команда у вас смешанная).

Ведущий: Как вы помните, что работать в команде невозможно без её названия. Поэтому сейчас вы угадаете, как называется ваша команда. Для этого прослушаем отрывки из произведений.

Звучит аудио запись сказок:

    Дюймовочка

    Снежная королева (3 чел.)

    Русалочка

Представление жюри

Ведущий: А сейчас я представляю членов жюри:

    Голобокова Алла Аркадьевна

    Евсеева Татьяна Николаевна

    Акинина Инга Николаевна

    Ковалёва Людмила Ивановна

Ведущий: Итак, первый конкурс «Самый внимательный». Вашему вниманию представляется презентация. Ваша задача внимательно прослушать сообщение, а затем ответить на вопросы.

Презентация «Биография Ганса Христиана Андерсена .

На доске карточки (перевёрнуты) со словами:

Участники команды переворачивают карточки и отвечают на вопросы.

Ведущий: Следующий конкурс «Бюро находок»

Ребята, а вы знаете, что такое «бюро» (слово французского происхождения, может означать: письменный стол или название учреждения (бюро погоды))

Ведущий: У нас есть волшебный сундук , в котором лежат потерянные вещи из сказок Ганса Христиана Андерсена. Вам необходимо угадать название сказки, в которой есть это предмет.

Физ. минутка (музыкальная).

Ведущий: Следующим этапом наших литературных соревнований будет Викторина и кроссворд. Они будут проходить одновременно. Для этого от каждой команды мне нужны по 3 человека, которые прочитали сказки Андерсена и хорошо запомнили героев его сказок. Эти учащиеся будут разгадывать кроссворд.

Остальные ребята участвуют в викторине по вопросам.

Вопросы к викторине:

1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?
(«Снежная королева».)

2. Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»? (Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное - увеличивалось во много-много раз.)

3. Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья? (Розы.)

4. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?
(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)

5. Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»? (Кай.)

6. Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что? (Поцеловала его в лоб.)

7. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)

8. Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева?
(Старая ведьма.)

9. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Дырявый мешочек с гречкой.)

10. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? (Русалочка.)

11. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)

12. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос.)

13. Из какого материала построен дворец морского царя в сказке «Русалочка»? (Коралл.)

14. Кто был сыном оловянной ложки?
(Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)

15. На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик? (На бумажном кораблике.)

16. Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена? (24).

17. В сказке «Стойкий оловянный солдатик» мальчику подарили 25 оловянных солдатиков. Все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога).

18. Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик? (Бумажную балерину).

19. За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев?
(За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)

20. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели сжечь на костре, на городской площади? («Дикие лебеди».)

21. Как звали героиню сказки «Дикие лебеди» Андерсена? ( Элиза.)

22. Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.)

23. При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны? (Зонтик).

24. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… (Дюймовочка.)

25. Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? (Рыбки.)

26. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки.)

27. Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? (Крот.)

28. На ком совершила необыкновенное путешествие из норы крота в теплые края Дюймовочка? (На ласточке.)

29. В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена? (В лебедя.)

30. Что положили под тюфяки и перины принцессе, чтобы проверить, что она действительно принцесса? (Горошину.)

Кроссворд (10 минут)

В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.

1. Имя девочки, спасшей Кая.

2. Эти цветы танцевали на балу у маленькой Иды.

4. Имя, которым Эльф назвал Дюймовочку.

5. Цветок, который принёс в дар принцессе герой сказки «Свинопас».

6. Материал, из которого были сделаны солдатики.

7. Предмет, сделавший солдата счастливым.

8. Эта героиня превратилась в морскую пену.

9. Предмет, который разбила Снежная Королева.

10. Имя мальчика, которому Оле-Лукойе каждый вечер рассказывал сказки.

Ведущий: Ребята, я приглашаю вас в удивительный мир иллюстраций.

Помните, что такое иллюстрация?

(Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст). Вам особенно интересно читать книги, если в них много иллюстраций художников.

Презентация «Узнай сказку по иллюстрации»

Ведущий: Продолжаем путешествие по сказкам. Теперь вы должны разгадать загадки. Но самое главное, постараться объяснить, какие слова помогли угадать героиню. Итак, конкурс «Доскажи словечко».

Ну, а теперь отгадайте загадки:

Девочка спит и пока не знает,

Что в этой сказке ее ожидает,

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка?

(Дюймовочка, Г-Х. Андерсен)

Разыгралась непогода,

А на улице темно.

В эту злую непогоду

Девушка стучит в окно.

Не сомневайся, принц, она хорошая,

Она несчастная…. (Принцесса на горошине)

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга.

В царство льда умчался Кай!

Герда! Герда! Выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке… (Снежная королева)

Ведущий: Ребята, наша викторина подходит к завершению. Пока члены жюри подсчитывают ваши баллы, каждая из команд выполнит модель обложки - названия команды.

Моделирование сказки: Русалочка, Снежная королева, Дюймовочка

Анализ моделирования

Итоги жюри (выступление)

Рефлексия (Песня вместе весело шагать…)

Вручение призов.

В СТРАНЕ ГЕРОЕВ АНДЕРСЕНА

Литературная викторина по сказкам Г. Х. Андерсена для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды" Ромина Наталья Алексеевна.

Описание: Литературная викторина "В стране героев Андерсена" предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Может быть использована на уроках литературы при изучении творчества зарубежных писателей, на мероприятиях посвящённых юбилею датского сказочника Г. Х. Андерсена, а также при подготовке библиотечных уроков в школьной библиотеке.

Цели:
- Повышение интереса читателей к сказкам Андерсена;
- Помощь учебному процессу;
- Эстетическое, нравственное воспитание;
- Познакомить школьников с книгами сказочника, имеющимися в библиотеке.

Оформление: заголовок мероприятия, портрет Г. Х. Андерсена, книги сказочника, записи песен «Принцесса на горошине» в исполнении группы «Детская площадка» (автор С. С. Савенко); «Снежная королева» из фильма «Тайна Снежной королевы».

Оборудование: музыкальный центр, жетоны, призы.

Ход мероприятия
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
<…>
Х. К. Андерсен «Дания – моя родина»

Отец Андерсена был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в бедности: спал в маленькой комнатке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но с самого раннего детства Андерсен был знаком со сказками и очень их любил. Сначала ему нравилось их слушать. Сказки читал ему отец, и рассказывала бабушка. Сказки погружали впечатлительного мальчика в загадочный мир волшебства.
Одарённый богатой фантазией, Андерсен часами мог играть один. Шумные детские компании ему были не нужны. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и рассказывали свои удивительные истории. Из этих историй впоследствии и рождались его сказки.
Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 150 сказок. У нас в библиотеке есть очень много книг Андерсена. (Ведущий показывает книги) Ребята, какие сказки Андерсена читали вы? (Дети называют) Сейчас мы проверим насколько внимательно вы их читали. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. В конце занятия мы подсчитаем жетоны. У кого их будет больше, те из вас получат призы.

ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:

Конкурс 1. «По страницам любимых сказок»
ДЮЙМОВОЧКА
1. Почему Дюймовочку назвали Дюймовочкой? (За рост всего в 1 дюйм = 2,54 см)
2. Как Дюймовочка появилась на свет? (Из ячменного зерна вырос цветок, похожий на тюльпан)
3. Какое имя дал Дюймовочке король эльфов? (Майя)
4. Назовите всех, кто хотел жениться на Дюймовочке. (Сын жабы, жук, крот, эльф)
5. Чем Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем, что Дюймовочка не такая как они: у неё нет талии, усиков и всего 2 ножки)
6. Почему полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка понравилась мыши тем, что мало ела)
7. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном)
8. Кто совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)
9. Кого Дюймовочка спасла от гибели, а потом она спасла Дюймовочку он несчастного замужества? (Ласточка)
10. Что подарили Дюймовочке эльфы в день свадьбы с королём эльфов? (Крылышки)

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
1. Что помешало героине сказки выспаться? (Горошина)
2. Через сколько тюфяков и пуховиков принцесса почувствовала горошину? (Через 20 тюфяков и 20 пуховиков)
3. Зачем королева подложила принцессе под тюфяки горошину? (Чтобы узнать настоящая она принцесса или нет)
4. Какая погода стояла на улице в тот день, когда принцесса пришла во дворец? (На улице лил дождь)
5. Куда отправили горошину, когда принц и принцесса поженились? (В кунсткамеру – музей диковинных вещей)
Музыкальная пауза: Звучит песня «Принцесса на горошине».


СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
1. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
2. В кого влюбился стойкий оловянный солдатик? (В танцовщицу)
3. Какие трудности пришлось испытать солдатику? (Плыть в бумажной лодке, быть проглоченным рыбой)
4. Где закончил свою жизнь оловянный солдатик? (В печке)


ГАДКИЙ УТЁНОК
1. Кто из героев сказок Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утёнок)
2. В кого превратился Гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)


СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
1. Из скольких историй состоит сказка «Снежная королева»? (Из 7)
2. Как зовут главных героев сказки? (Кай и Герда)
3. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)
4. Кого Герда встретила на своём пути, пока искаля Кая? (Женщину, умеющую колдовать; ворона; Принца и Принцессу; Маленькую разбойницу; Лапландку; Финку)
5. Без него Герда не смогла бы добраться до Кая. (Олень)
6. С помощью чего Герде удалось избавиться от чар старушки, умеющей колдовать? (Цветка розы)
7. Где живёт Снежная Королева? (В Лапландии; в Финляндии)
Музыкальная пауза: Звучит песня "Снежная королева".


ОГНИВО
1. Кто охранял сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами? (Собаки)
2. Какие были глаза у собак? (У первой – словно чайные чашки, у второй – как мельничные колёса, у третьей – с Круглую башню).
3. Как проявлялись волшебные свойства огнива? (Стоило ударить огнивом по кремню, то появлялась одна из собак)
4. Какое первое приказание солдат дал собаке? (Принести денег)
5. Какое было второе желание солдата? (Увидеть Принцессу)
6. Как закончилась сказка? (Солдат стал королём и женился на Принцессе)


СВИНОПАС
1. Зачем принц переоделся свинопасом? (Чтобы познакомиться с принцессой)
2. Какие подарки принца не оценила Принцесса? (Соловья и розу)
3. Почему король выгнал собственную дочь из дворца? (Король увидел, как его дочь целует свинопаса)
4. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (Два: чудесный горшочек с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)
5. Какую песенку названивали бубенчики горшочка? (Ах, мой милый Августин, Всё прошло, прошло, прошло!)


НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ
1. Кто сшил новое платье королю? (Двое ткачей обманщиков)
2. Какими удивительными свойствами обладала ткань, из которой было сшито платье короля? (Ткань была необыкновенно красивого рисунка и расцветки, а также она становилась невидимой для всякого человека, который не на своём месте или непроходимо глуп)
3. Из чего было сшито новое платье короля? (Из ничего)
4. Почему все вокруг боялись признать, что король голый? (Не хотели показаться глупыми)
5. Кто первым посмел сказать, что король голый? (Маленький мальчик)


Конкурс 2. «Сказочная математика»
1. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)
2. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)
3. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)
4. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)
5. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)

Конкурс 3. «В мире птиц и зверей»
Назовите, из каких сказок Андерсена эти животные?
1. Полевая мышь («Дюймовочка»)
2. Курица («Гадкий утёнок»)
3. Ворон («Снежная королева»)
4. Жаба («Дюймовочка»)
5. Лебедь («Гадкий утёнок», «Дикие лебеди»)
6. Ласточка («Дюймовочка»)
7. Олень («Снежная королева»)
8. Кот («Гадкий утёнок»)
9. Крот («Дюймовочка»)
10. Собака («Огниво»)
11. Жук («Дюймовочка»)
12. Утка («Гадкий утёнок»)
13. Мотылёк («Дюймовочка»)

Конкурс 4. «Вспомни названия сказок»
Вставьте пропущенные слова в названия сказок:
1. …королева (Снежная)
2. Калоши… (счастья)
3. Стойкий … солдатик (оловянный)
4. Дикие… (лебеди)
5. … дом (Старый)
6. … на горошине (Принцесса)
7. Новое … короля (платье)
8. … - Лукойе (Оле)
9. Девочка со … (спичками)
10. … утёнок (Гадкий)
11. Цветы … Иды (маленькой)

Конкурс 5. «Портреты героев»
1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты». (Снежная королева, «Снежная королева»)
3. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)
4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас»)
5. «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шёл домой». (Солдат, «Огниво»)
6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Сын жабы, «Дюймовочка»)
7. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине»)

Конкурс 6. «Родной город Андерсена»
В какой стране жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен? (В Дании)
Сейчас, ребята, мы, отгадав кроссворд, узнаем, в каком городе Дании родился Андерсен.


Вопросы к кроссворду по горизонтали:
1. Маленькая девочка с тяжёлою судьбой.
Никогда не хвасталась девочка собой.
Всё умела делать: подметать и шить.
И осталась с эльфами на цветочках жить.

2. Стоял по стойке «Смирно» он,
Хоть был и одноногим.
Он стойко беды перенёс,
Никто его не видел слёз.

3. Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь,
И так и не засну!

4. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались,
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.

6. Она была прелестна так
Прекрасна, восхитительна.
Из ослепительного льда
Была она. Нежна и холодна.

В выделенных клеточках по вертикали: Название города, в котором родился Ганс Христиан Андерсен.
Ответы на кроссворд по горизонтали: 1. Дюймовочка; 2. Солдатик; 3. Принцесса; 4. Утёнок; 5. Русалочка; 6. Королева.
Ответ по вертикали: ОДЕНСЕ. В этом городе есть музей Андерсена. В музее собраны личные вещи писателя, разные издания его книг на всех языках мира и рукописи, которые привлекают особое внимание посетителей. Смотришь на стремительно бегущие строки, и кажется, что вместе с ними уносишься в полюбившийся мир сказки.

Викторина для детей старшей группы: «Волшебный мир сказок Ханса Кристьяна Андерсена»

Викторина посвящена 210-летию со дня рождения

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Литературная викторина предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, родителей и детей.
Назначение работы: Данная викторина позволит Вам в веселой, игровой форме закрепить знания детей о героях любимых сказок Х.К. Андерсена.
Цель:
формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.
Задачи:
1. воспитание у дошкольников интереса к книге;
2. приобщение детей дошкольного возраста к миру книжной культуры и воспитание грамотного читателя;
3. формирование эмоциональной отзывчивости на литературное
произведение;
4. закрепление знаний детей о сказочнике Хансе Кри́стиане А́ндерсене
(автора всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Снежная королева» и многих других).
Материал: мультимедийная доска, загадки для детей автор Дворецкая Т.Н.
Предварительная работа:
- чтение сказок Х.К. Андерсена;
- рассматривание иллюстраций книг;
- выставка детских рисунков по прочитанным произведениям.

ХОД ДОСУГА
Ведущий: Дорогие ребята проходите и садитесь на стульчики. Сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в волшебный мир сказок Ханса Кристьяна Андерсена.
Родился Ханс Кристьян Андерсен в Дании. С детских лет у мальчика был редкий талант сказочника. Его фантазия не знала границ. В народе говорили, что Андерсен может написать целое произведение обо всем на свете, о любом предмете «даже о штопальной игле». И действительно уже на следующий день этот талантливый сказочник уже рассказывал людям историю под названием «Штопальная игла».
Сказки Ханса Кристьяна Андерсена уже много лет, помогают детям быть внимательными к миру, в котором мы живем, учат видеть волшебное и особенное во всем, что нас окружает.
А любите ли Вы сказки? (ответы детей)
Вот и замечательно! А я сейчас и проверю, хорошо ли Вы знаете сказки Ханса Кристьяна Андерсена? Слушайте внимательно мои загадки, и если Вы, верно, отгадаете их, то отгадки появятся в этом зале.
Загадка первая:
Хоть сказка не русская - Сказка не наша.
Любимые в ней, два персонажа.
У мальчика с детства, подружка была.
Она по - соседству, напротив жила.
Смелая, верная эта подруга
В беде не бросала, любимого друга!
(Кай и Герда)
Звучит тихая музыка П.И. Чайковского Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» Звучат ответы детей после правильного ответа появляется изображение - Кай и Герда.
Загадка вторая:
Добрая девочка с рыбьим хвостом,
Пена морская была её дом.
В принца влюбилась бедняжка морская.
От Ведьменой силы вмиг стала немая.
На стройные ноги свой голос сменила.
Как имя у девочки, что принца любила?
(Русалочка)

Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Русалочки.
Загадка третья:
Король не ведая коварства,
Смог удивить за раз пол царства.
Рассмешил своим нарядом,
Всех людей, что были рядом.
(Новый наряд Короля)
Звучит музыка. После правильного ответа появляется изображение Короля.
Загадка четвертая:
Мама мечтала о маленькой дочке.
Ячменное зернышко посадила в горшочке.
Вырос прекрасный, красивый цветочек.
Девочка в центре, с мизинчик росточком.
(Дюймовочка)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Дюймовочки.
Загадка пятая:
Три собаки под землей,
Охраняли свой покой.
Сундуки монет под ними,
Были медно-золотыми.
(Огниво)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение солдата.
Загадка шестая:
Что сказать на самом деле,
Сто перин на той постели.
Но красавице-девице -
Тёмной ноченькой не спиться.
Не сомкнула глаз ни разу…
Принц влюбился в неё сразу.
Королевой хитрой брошена,
Всему виной горошина!
(Принцесса на горошине)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Принцессы в руках у неё горошина.
Загадка седьмая:
Девушка братьев любила, жалела.
Снять колдовство она очень хотела.
Ночами трудилась, себя не жалея.
Ходила на кладбище от страха робея.
Хоть и жгла крапива руки,
Но она терпела муки.
Обед молчания храня –
Шила рубашки под светом огня.
(Дикие лебеди)
Звучит тихая музыка. Появляется изображение девушки Элизы.
Загадка восьмая:
Холод в замке изо льда.
В нём живет совсем одна -
Повелительница вьюги.
Тянет ледяные руки…
Сердца нет, и нет души.
Кто же это подскажи?
(Снежная Королева)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение - Снежная Королева.
Загадка девятая:
Бравых 25 солдат,
И друг другу каждый брат.
Самый младший из бойцов
Был на подвиги готов.
В грустной сказке – западня…
Нет спасенья от огня.
(Оловянный солдатик)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение оловянный солдатик.
Загадка десятая:
Живётся на свете не сладко…
Если родился утёнком ты – гадким.
(Гадкий утёнок)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Гадкий утенок.
Загадка одиннадцатая:
Для юной принцессы послал принц подарки!
Они восхитительны были и ярки.
Прекрасная роза, живой соловей
Но были подарки не по сердцу ей.
Тогда принц оделся в простую одежду.
В душе не теряя, жениться надежду.
Он стал не приметный для тысячи глаз.
И прозвище дали ему
…….(Свинопас)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение Свинопаса.
Загадка двенадцатая:
Интересный старичок
На макушке колпачок.
Ростом очень маленький
На нем кафтанчик аленький.
На глазах его очки.
А на ножках башмачки.
От зимы и до весны
Он приносит детям сны.
(Оле Лукое)
Звучит тихая музыка. После правильного ответа появляется изображение сказочного Оле Лукое.
Ведущая: Ох, ребята и порадовали Вы меня своими ответами. Какие же Вы молодцы! Вижу я, любите Вы слушать сказки Ханса Кристьяна Андерсена и очень хорошо знаете сказочных героев.
В сказках Х.К. Андерсена главные герои испытывают не легкую и не веселую жизнь. Андерсен был уверен, что сказки помогают в стремлении человека к добру и правде, в преодолении испытаний и трудностей, в противостоянии добра над злом. В его сказках – неизменно побеждают добрые качества героев, вера и ожидание чуда, героизм, смелость и способность пожертвовать всем, полностью забыв о себе во имя добра.
Вы такие молодцы ребята! Но пришло время нам расставаться. Любите сказки, они помогут Вам найти ответы на все вопросы.

Викторина по сказкам в начальной школе

Великий сказочник Андерсен

Викторина по произведениям Ханса Кристиана Андерсена для учащихся начальной школы
Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующая библиотекой, МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО
Описание материала : Многие поколения воспитывались на сказках великого датского писателя Ханса Кристиана Андерсена, сопереживая его героям и веря в победу добра над злом. Предлагаю Вам викторину для учащихся 4-5 классов по сказкам Х.К.Андерсена. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель:
Расширить знания детей о писателе Х.К.Андерсене, привить любовь к его творчеству.
Задачи:
Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Андерсена показать, что добро всегда побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Развивать эстетический вкус. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Оформление зала:
Рисунки детей. Портрет писателя. Книжная выставка «Великий сказочник». Видеозаписи сказок.
Ход мероприятия:
Ребята! В 2015 году исполняется 210 лет со дня рождения великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. «…Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста. Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ганс Христиан Андерсен» - так написал об Андерсене известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Сказки Андерсена знакомы нам с раннего детства. Волшебное царство превращается у Андерсена в понятный, знакомый нам мир. Реальность и волшебство переплетаются в сказках самым чудесным образом. Сказки писателя (всего 168) переведены более чем на 100 языков мира, многие их них экранизированы. Давайте с вами вспомним эти сказки. (Просмотр отрывков из фильмов и рисунков детей) Вспомнили? А сейчас проведём викторину по сказкам писателя:
«Дюймовочка»
1.Откуда появилась Дюймовочка?
(из цветка)
2.Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки?
(из скорлупы грецкого ореха)
3.На чём уплыла Дюймовочка от жабы и её сына?
(на листке кувшинки)
4.Кто не захотел жениться на Дюймовочке?
(майский жук)
5.Где провела зиму Дюймовочка?
(в норке полевой мыши)
6.Кто был спасён Дюймовочкой?
(ласточка)
7.Кто спас Дюймовочку от свадьбы с кротом?
(ласточка, улетела с ней в тёплые края)
8.С кем познакомилась Дюймовочка в тёплых краях?
(с королём эльфов)
9.Какое имя дал король эльфов Дюймовочке?
(Майя)
«Стойкий оловянный солдатик»
1.Сколько солдатиков подарили мальчику в день рождения?
(25)
2.Из чего были сделаны солдатики?
(из старой оловянной ложки)
3.Как стойкий оловянный солдатик отправился в путешествие?
(он упал из окна)
4.Где побывал солдатик?
(плавал на лодочке, в желудке у рыбы)
5.Кто отправил в плаванье солдатика?
(мальчики)
6.Куда вернулся солдатик после путешествия?
(он снова оказался в той же комнате)
7.Кто бросил стойкого оловянного солдатика в печку?
(мальчик)
8.Кого любил стойкий оловянный солдатик?
(танцовщицу)
«Принцесса на горошине»
1.Почему принц не мог выбрать себе невесту?
(потому, что он хотел жениться на настоящей принцессе и не знал
как узнать: настоящая она или нет)
2.Как принц нашёл настоящую принцессу?
(она пришла во дворец в сильную бурю)
3.Сколько тюфяков и перин постелили принцессе?
(20 тюфяков и 20 перин)
4.Что мешало принцессе ночью спать?
(горошина)
5.Куда отправили затем горошину?
(в музей)
«Русалочка»
1.Сколько дочерей было у морского царя?
(6 принцесс)
2.В каком возрасте разрешалось им впервые всплывать на поверхность моря?
(в 15 лет)
3.Что впервые увидела шестая дочь морского царя на поверхности моря?
(корабль и молодого принца)
4.Кто спас принца во время бури и крушения корабля?
(русалочка)
5.К кому за советом обратилась русалочка?
(к морской ведьме)
6.Чем расплатилась русалочка с ведьмой за помощь?
(своим чудесным голосом)
7.Что нужно было сделать русалочке для своего спасения?
(убить принца)
8.Когда русалочка может обрести бессмертную душу?
(когда её полюбит человек)
«Снежная королева»
1.Что смастерил злой тролль?
(зеркало, в котором всё доброе уменьшалось, а всё безобразное
казалось ещё хуже)
2.Что случилось с этим зеркалом?
(оно разбилось на миллионы осколков)
3.Почему Кай изменился, стал жестоким?
(ему в сердце и глаз попали осколки зеркала тролля)
4.Кто похитил Кая?
(Снежная королева)
5.Кто искал Кая?
(Герда)
6.Кто подарил карету Герде?
(принц и принцесса)
7.Кто отвёз Герду в Лапландию?
(северный олень)
8.Какое слово очень хотел сложить из льдинок Кай?
(слово «вечность»)
9.Что растопило осколок зеркала злого тролля в сердце Кая?
(слёзы Герды)
10.Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»?
(из 7 рассказов)
«Дикие лебеди»
1.Как звали дочку короля?
(Элиза)
2.Сколько братьев было у Элизы?
(11 братьев)
3.В кого превратила злая мачеха братьев Элизы?
(в диких лебедей)
4.Когда дикие лебеди превращались снова в принцев?
(после заката солнца)
5.Как часто лебеди могут прилетать на родину, и как долго оставаться?
(1 раз в год на 11 дней)
6.Из чего братья сплели сетку сестре для перелёта?
(из лозняка и тростника)
7.Где поселилась Элиза?
(на скале в пещере)
8.Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев?
(из крапивы)
9.Почему Элиза не могла говорить?
(от её молчания зависела жизнь и спасение братьев)
10.Почему хотели сжечь на костре Элизу?
(потому что все считали её ведьмой)
11.Во что превратились поленья для костра, после того как пропали злые чары мачехи?
(в благоухающий куст роз)
Ребята! Я думаю, вы с удовольствием снова перечитаете сказки великого датского писателя Ханса Кристиана Андерсена. Ждём Вас в библиотеке!

Список использованной литературы
1.Андерсен, Г.-Х. Сказки/Г.-Х.Андерсен; Предисл. С.Маршака; Ил. В.Панова.- М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Изд-во Астрель»: ООО Изд-во АСТ», 2004.- 413с.: ил.- (Внеклассное чтение)
2.Андерсен, Х.К. Сказки и истории/Х.К.Андерсен; Пер. с дат. Вступ. Ст. К.Паустовского.- Минск: «Мастацкая л1таратура», 1992.- 416 с. (Библиотека отечественной и зарубежной классики)
3.Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиографический словарь/Под общ. ред. И.Г. Минераловой.- М.: Флинта: Наука, 2005.- 520 с.

Похожие публикации